Конспект открытого урока по чтению на тему "Н. А. Некрасов "Саша". Анализ «Саша» Некрасов Оптимистичен ли финал поэмы саша

«Саша» Некрасов

«Саша» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Поэма «Саша» была написана в 1855 г. и опубликована со значительными цензурными правками в 1856 г. в журнале «Современник» № 1 . Действие поэмы относится к сороковым - началу пятидесятых годов.

Литературное направление, жанр

Реалистическая поэма «Саша» по-разному воспринималась современниками Некрасова. Все читатели высоко оценили лирические части. Революционные демократы рассмотрели в поэме обличение либеральных взглядов как недостаточно радикальных.

Тема, основная мысль и композиция

Поэма делится на 4 части. В первой части рассказчик (он же лирический герой) приезжает на родину в своё поместье. Он разочарован, ум его озлоблен. Современники Некрасова находили причину этого в недавних европейских революциях, подавленных с помощью Николая I, после чего наступила жестокая реакция, «гордую волю погнули напасти». Герой переживает невзгоды в личной жизни: могучие страсти сломили его силу.

Вторая глава ретроспективная. Лирический герой рассказывает о жизни и взрослении дочери соседей-помещиков Саши. В этой главе больше всего внесюжетных элементов: пейзажи и портрет Саши, жанровые сценки.

В третьей главе старик-отец рассказывает, что произошло с Сашей за 3 года, пока рассказчика не было дома. В пустовавшую давно соседскую усадьбу приехал Лев Алексеич Агарин, который увлёк Сашу новыми идеями, которым простодушный старик - отец Саши не может дать названия. Таким образом Некрасов пытался обмануть цензуру. Читатель же понимает, что помещик-сосед был либералом и Саше привил либеральные взгляды. Вскоре он уехал, одержимый жаждой деятельности.

Саша влюбляется в Агарина, но тот не отвечает ей взаимностью. Прослеживается параллель с отношениями Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Когда через два года Агарин приезжает к Саше, ситуация повторяется зеркально: Саша отказывает ему, хотя любит, потому что поняла его сущность. Он отверг то, чему Саша посвятила свою жизнь, назвав её занятия игрушкой: «Оба тогда мы болтали пустое! Умные люди решили другое...»

В четвёртой части рассказчик даёт характеристику Агарину, успокаивая стариков-родителей. Он называет Агарина современным героем, единственной положительной чертой которого он считает умение сеять добрые семена в разуме других. Рассказчик предсказывает Саше светлую плодотворную жизнь и велит родителям не жалеть о том, что она отвергла богатого и тихого жениха.

Тема поэмы - влияние разных факторов на становление личности и её самосознания.

Основная мысль . Мировоззрение человека зависит от многих факторов: среда и даже природа, которая окружает его в детстве, воспитание и образование, круг чтения, люди и идеи, которые повлияли на него в юности. Дальнейшее становление человека зависит от его воли, от его деятельной природы. Именно поэтому люди, не имеющие твёрдой позиции, становятся «лишними людьми», а другие способны отдать свою жизнь служению людям.

Проблема, которая поднимается в поэме: почему так много людей с подобными Агарину взглядами и как из раба сделать человека? «Нужны столетья, и кровь, и борьба, чтоб человека создать из раба».

Герои и образы

Лирический герой - рассказчик близок к образу Некрасова. В первой главе он предстаёт уставшим, озлобленным человеком: «Силу сломили могучие страсти, гордую волю погнули напасти», жизнью измят, убитая муза моя, озлобленный ум, накипевшие слёзы, бесплодные нивы, ранняя тоска и печаль, вечные бури, боязливая душа (метафоры и эпитеты). Художественный параллелизм раскрывает внутреннее состояние героя: хлынувшие горькие слёзы добавили сил, и преобразилась природа, которая в начале поэмы была безрадостной: кулик стонет над равниной унылой, как мать над могилой сына (сравнение и эпитеты), песня пахаря берёт за сердце (метафора), родная картина невесела (эпитеты).

Образ Саши - центральный образ поэмы. Лирический герой сравнивает смуглую Сашу с полевым цветком. Саша не была обременена воспитанием, не читала книг, но обладала «первоначальной ясность души», благодаря чему впоследствии нашла своё призвание в общественном служении, помощи крестьянам: «Кормит, ласкает и лечит недуги».

Она не оторвана от корней, родной культуры и природы, в отличие от Агарина.

Сашина красота естественна. В портрете подчёркиваются её смуглость, румяные щёки, чёрные глаза. Она резва, свободна. Деревенская природа описана глазами Саши, поэтому она прекрасна: «Жизни кругом разлитой ликованье Саше порукой, что милостив Бог». Саша любуется жизнью крестьян и считает её гармоничной.

Единственный случай, вызвавший у Саши огорчение - вырубка леса. Деревья умирают, как люди: «Трупы деревьев недвижно лежали». Некрасов сравнивает их с павшими воинами, очевидно, под влиянием кровавой Крымской войны.

Образ Агарина отрицательный. Он тонок, бледен, лысоват. Некрасов сравнивает его с орлом, опалившим крылья. Фамилия у него тоже говорящая: Агарин - огарок.

Некрасов его характеризует резко: «Что ему книга последняя скажет, то на душе его сверху и ляжет». Это человек с пустой душой: «Верить, не верить - ему всё равно, лишь бы доказано было умно». Такие люди хотят осчастливить мир, но губят то, что рядом с ними, не умея любить. С точки зрения Некрасова, «современные герои» - порождение векового рабства.

Размер и рифмовка

Поэма написана двустишьями четырёхстопным дактилем, женская рифма чередуется с мужской, рифмовка парная.

Поэма «Саша» является первой в творчестве известного русского поэта Некрасова. Сюжет произведения, который включает в себя обширные отступления автора, характеристики действующих в поэме персонажей, а также непревзойденные картины живой природы, построен на истории отношений между Агариным и молодой красивой девушкой с именем Саша. Она является дочерью либерального помещика, не сильно богатого, но и не бедного.

Главный герой поэмы не в силах выдерживать суровые жизненные испытания, которые наступили после 1848 года, во времена так называемого

«мрачного семилетия», резко отвергает свои свободолюбивые взгляды, которых он недавно придерживался. При первой же его встречи с Сашей он – приверженец правды и веры в добро. Однако затем он постепенно утрачивает веру.

Основной проблемой данного произведения можно назвать проблему, которая связана с процессом формирования демократических убеждений у передовой молодежи того времени.

Стоит отметить, что ранее данной проблемы автор неоднократно касался в своей ранней лирике (произведение «Родина»), а также в прозе (речь идет о произведении «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»). Однако именно

В поэме «Саша» Некрасову удалось выяснить основополагающее отличие между такими социальными явлениями, как демократизм и либерализм.

В «Саше» неизменная рифма к слову Агарин – это «барин» что, конечно же, нельзя считать случайностью. Некрасов естественным образом включает Агарина в типологический ряд так называемых «лишних людей».

И в данном случае именно молодая девушка по имени Саша противопоставляется Агарину, как человек, человек который всей душой жаждет новой жизни. Кроме того, довольно символическим является тот факт, что произведение названо не в честь героя, а в честь героини, что, к слову, создает определенный контраст с произведением еще одного талантливого российского писателя Тургенева «Рудин», которое было опубликовано одновременно с произведением Некрасова.

Конечно же, роман и поэма имеют ряд общих моментов, как в характерах и поведении главных действующих персонажей, так и частично в самих сюжетах. Но более интересными являются, безусловно, отличия. Если говорить о Некрасове, то он более критично относится к своему герою, нежели Тургенев.

По глубоким убеждениям Некрасова, духовная сила любого человека, прежде всего, зависит от степени его родства с народом. Этот критерий будет у него основополагающим. Именно поэтому в поэме два главных героя друг другу противопоставляются. И можно невооруженным глазом заметить, что все авторские симпатии принадлежат именно героине.

Замечательное творение Николая Алексеевича учит нас тому, что если уж человек наделен умом, то он должен еще и использовать его в определенной ситуации, а не расхваливать свои возможности в разговорах. Особенно эта проблема затрагивает нынешнюю молодежь.

В центре сюжета мы видим семейство пожилых зажиточных господ, которые воспитывают дочку по имени Саша. Ее родители были открытыми и добродушными людьми, которые презирали угодничество и высокомерие. Мать и отец старались вложить в нее все самое чистое и прекрасное, однако наукам обучать

Ее не стремились. Девочка обитает в глуши, сохраняя невинность своих мыслей и поступков.

До своего того, как ей исполнилось шестнадцать лет, она вела свободную и беззаботную жизнь. Волнения и колебания Саше чужды. Она радуется своим существованием в гармонии с природой. Ей нравится наблюдать за работой крестьян, в которых она видит хранителей простой жизни. Саша с удовольствием бегает по полям, собирает цветы и исполняет народные песни вместе с селянами. В зимнее время девушка с удовольствием катается на санках с горы, а по вечерам с увлечением слушает сказки няни. Но случаются у Саши и дни, наполненные печалью.

Особенно

Она переживала, когда вырубали лес. Со слезами на глазах Саша вспоминает, как лежали выруленные и уже высохшие деревья, как были раскиданы гнезда, и беспомощно пищали птенцы.

Любуясь, как подрастает дочь, старики подыскивают ей хорошего мужа. И вот, однажды, в соседнем имении, которое пустовало долгое время, появляется Лев Агарин. Статный господин, всегда учтиво говорит со слугами. Долго путешествуя, и рассказывая о своих приключениях, он считает себя великим прорицателем.

Агарин любит бывать в гостях у Сашиных родителей, подолгу беседует с ними, подсмеивается над деревенской природой, и много рассуждает о причинах появления человеческих пороков.

После отъезда Агарина в Саше как будто все переменилось. Она ста больше увлекаться литературой и оказывает помощь малоимущим.

Когда девушке исполнилось девятнадцать лет. В имение возвращается Агарин. Он восхищается красотой Саши. Но уже больше не говорит, что наступит скоро время истины, а скорее наоборот, осуждает людей за их злобу и низость. Саше не понравилось поведение Льва. Ведь этот человек только говорит, а изменить данное положение дел даже не стремится. Вовремя поняла девушка этого господина, и отказывается стать его супругой.

(2 оценок, среднее: 1.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. В семье степных помещиков растет, как полевой цветок, дочь Саша. Родители ее – славные старички, честные в своем радушии, “лесть...
  2. Совсем недавно попадалось такое грустное объяснение о чем на самом деле эта сказка: Оказывается в средние века в Европе действительно...

Поэма "Саша" написана Николаем Алексеевичем Некрасовым в период между летом 1854 г. и весной 1855 г. Опубликована в журнале "Современник" №1 за 1856 г. с посвящением "И---у Т---ву" (Ивану Тургеневу) и подписью: "Н. Некрасов".

В июле 1854 года Некрасов и Тургенев охотились имении А. В. Дружинина "Чертово", а в конце сентября/начале октября вместе были на охоте в Спасском. Уже тогда Некрасов написал несколько стихов для будущей поэмы "Саша", о них он сообщил в письме к И. С. Тургеневу:

"Помнишь, на охоте как-то прошептал я тебе начало рассказа в стихах - оно тебе понравилось; весной нынче в Ярославле я этот рассказ написал, и так как это сделано единственно по твоему желанию, то и посвятить его желаю тебе...".

Время описываемых в поэме событий относится к концу 1840 - началу 1850-х гг., когда многие либерально настроенные дворяне отрекались от своих свободолюбивых взглядов под впечатлением европейских революций ("весна народа") 1848-1849 гг.
Напуганное французской революцией царское правительство Николая I преследовало свободомыслие в русской литературе и журналистике, и Некрасову, как редактору "Современника", стоило огромных усилий и нервов напечатать своё произведение.

Н.Г.Чернышевский, а затем и Н.А. Добролюбов видели в Некрасове не только социального и гражданского поэта, но и "поэта сердца", лирика, который в своих стихах раскрывал и показывал лучшие качества русской женщины. Именно это "новое отношение" к женщине показано в поэме "Саша".

Николай Алексеевич Некрасов, вероятно, единственный поэт в русской литературе (как сообщает Википедия), в котором развита такая чисто русская черта, как склонность к покаянию. С взволнованного покаяния перед Родиной и начинается поэма "Саша":

"И на родимую землю мою
Все накипевшие слёзы пролью!
Злобою сердце питаться устало -
Много в ней правды, да радости мало;
...
Силу сломили могучие страсти,
Гордую волю погнули напасти,
И про убитую Музу мою
Я похоронные песни пою."

Поэма предстаёт не похоронной песней, как выглядят произведения: "Кому на Руси жить хорошо", "Русские женщины", "Мороз Красный нос" и др., а лирически-радостным повествованием, несмотря на затронутые в ней социально-гражданские вопросы.

Сам автор (Некрасов) присутствует в поэме, как один из её главных героев: порой пространные авторские отступления от главной темы(Саши и Агарина) полны наблюдательности, добра, искренней радости, восторженности, сострадания - тех черт характера, что генетически присущи русской натуре. Такими чертами характера он наделяет и других - старичков-соседей, Сашу, даже Агарина до его первого отъезда...

Самая проникновенная часть поэмы - 2-я глава, в которой Некрасов невыразимо пронзительно описывает природу, лес, страдающий от рук человека, переживания доброй и чуткой Саши:

Саше случалось знавать и печали:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!

Там из-за старой, нахмуренной ели
Красные грозды калины глядели,

Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.

В поэме замечательные описания природы, Некрасов в этом смысле проявил себя, как тонкий, наблюдательный лирик и ценитель прекрасного и стихотворный живописец. Поэма полна длинных авторских отступлений от главной линии, но это лишь делало её богаче и содержательней. Но если "отбросить" эти лирические отступления, то суть поэмы - это рассказ об одном коротком периоде жизни дворянской девушки по имени Саша (с 16 лет до 19).

Первая глава своего рода вступление к поэме - автор вернулся в родные края, едет в родовое имение, попутно взволнованно описывает своё отношение к матери-родине и природе: "Родина-мать! я душою смирился, / Любящим сыном к тебе воротился."
Ехал долго, но доехал. В пустом доме скучно и, недолго думая, автор отправился к соседям.

Скучно в нём будет. Нет, лучше поеду,
Благо не поздно, теперь же к соседу
И поселюсь среди мирной семьи.
Славные люди - соседи мои.

Как-то они доживают свой век?
Он уже дряхлый, седой человек,
Да и старушка немногим моложе.
Весело будет увидеть мне тоже
Сашу, их дочь...Недалёко их дом.
Всё ли застану по-прежнему в нём?

Соседи-помещики, как гоголевские старосветские помещики - люди небогатые, бесхитростные, сердечные, добродушные, звёзд с неба не хватали, о несбыточном не мечтали, жили по старинке, любили и уважали друг друга, радовались жизни и не чаяли души в любимой дочке:

Дико росла, как цветок полевой,
Смуглая Саша в деревне степной.
Всем окружив её тихое детство,
Что позволяли убогие средства,
Только развить воспитаньем, увы!
Эту головку не думали вы.

Да, образованием родители дочку не утруждали, уроками и книгами не мучили: Книги ребёнку - напрасная мука, / Ум деревенский пугает наука; Саша просыпалась рано и бегом в душистые поля, и всё вокруг вызывало в ней радостный интерес и поддерживало жажду жизни:

Выспится Саша, поднимется рано,
Чёрные косы завяжет у стана
И убежит, и в просторе полей
Сладко и вольно так дышится ей.

Всегда на природе, на свежем воздухе, на простой, здоровой пище, не отягощённая умственными упражнениями, душевными тревогами и сердечными переживаниями, Саша росла настоящей русской красавицей:

Рдеет румянец и ярче и краше...
Мило и молодо дитятко ваше, -
Бегает живо, горит, как алмаз,
Чёрный и влажный смеющийся глаз,
Щёки румяны, и полны, и смуглы,
Брови так тонки, а плечи так круглы!

Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились -
...
Трупы деревьев недвижно лежали;
Сучья ломались, скрипели, трещали
...
Долго в ту ночь, не смыкая ресницы,
Думала Саша: что петь будут птицы?
...
Утром работа опять закипела.
Саша туда и ходить не хотела.

Но безотчетно пугает гроза...
Эти ли детски живые глаза,
Эти ли полные жизни ланиты
Грустно поблекнут, слезами покрыты?

В третьей главе случилось событие. В соседнее поместье, пустовавшее сорок лет, приехал хозяин – барин Агарин.

В третьем году наконец прикатил
Барин в усадьбу и нас посетил,
Именем: Лев Алексеич Агарин,
Ласков с прислугой, как будто не барин,

Тонок и бледен. В лорнетку глядел,
Мало волос на макушке имел.

Барин Лев Алексеич поехал знакомиться с соседями и развлечься общением с ними, а у соседей пышущая красотой и здоровьем дочь. Агарин подружился с Сашей и зачастил в гости:

Саша смеялась, смеялся он сам...
Начал он часто похаживать к нам,
Начал гулять, разговаривать с Сашей
Да над природой подтрунивать нашей.
...
Мало того: он ей книжки читал
И по-французски её обучал.

Агарин был во многих странах, много повидал и прочувствовал, набрался передовых взглядов о переустройстве общества и делился ими с Сашей. Слова Агарина открыли девушке дотоле незнакомый ей мир, она научилась думать, стала много читать, интересоваться общественной жизнью, Агарин и Саша вместе обсуждали прочитанное, размышляли о смысле жизни:

Словно брала их чужая кручина,
Всё рассуждали: какая причина,
Вот уж который теперича век
Беден, несчастлив и зол человек?

"Но, - говорит, - не слабейте душою:
Солнышко правды взойдёт над землёю!»

Саша привыкла к Агарину и полюбила его. А он вдруг засобирался в дорогу и в одночасье уехал: "Благословите на дело... пора! / Перекрестился - и съехал с двора..".
Саша загрустила, стала задумчивой, невесёлой, потеряла интерес ко всему, растревожила своим состоянием родителей, они забеспокоились, что с дочкой происходит, что делать, как быть, ведь она:

Думает думу, как будто у ней
Больше забот, чем у старых людей.
Книжки читает, украдкою плачет.
Видели: письма всё пишет и прячет.

Книжки выписывать стала сама -
И наконец набралась же ума!

Время лечит, постепенно Саша пришла в себя. Пользуясь знаниями из книг, стала лечить недуги крестьян, объяснять им непонятное, обучать грамоте и приносить другую ощутимую пользу. Бегать по полям и лесам уже не было времени. Родители радовались на разумницу-дочку. Всё было славно и спокойно, жизнь текла размеренно и содержательно, но через три года вернулся сосед Агарин: "Надо же было вернуться соседу!/ Слышим: приехал и будет к обеду."
Конечно, первым делом он заглянул к соседям, взглянул на Сашу, а она:

"Вышла навстречу - и ахнул сосед!
Словно оробел. Мудрёного нет:
В два-то последние года на диво
Сашенька стала пышна и красива,
Прежний румянец в лице заиграл.
Он же бледней и плешивее стал..."

Саша обрадовалась, повеселела, стала показывать Агарину книжки, рассказывать, что читала, что узнала, что претворила в жизнь, задавала вопросы, делилась мечтами и мнениями о том, о сём, а он всё высмеивал, перечил ей и злился:

"Только не впрок угожденье пошло!
Он ей перечил, как будто назло:
"Оба тогда мы болтали пустое!
Умные люди решили другое,
Род человеческий низок и зол".
Да и пошёл! и пошёл! и пошёл!.. "

Бедная Саша растерялась, она не узнавала Льва Алексеевича, где прежний одухотворённый Агарин, где пламень в сердце и огонь в глазах, где тот, кто разбудил её ум и сердце? Сашины родители опять в тревоге:

"Что говорил - мы понять не умеем,
Только покоя с тех пор не имеем:
Вот уж сегодня семнадцатый день
Саша тоскует и бродит, как тень!
Книжки свои то читает, то бросит,
Гость навестит, так молчать его просит."

Всё, что теперь делала Саша (продолжала читать, заботилась о крестьянах, то травку целебную посоветует, то письмо неграмотному мужику напишет) страшно раздражало Агарина, он зло подсмеивался над ней и её занятиями: "Тешится новой игрушкой дитя!" Это было обидно и непонятно, Саша опечалилась, затаилась, когда заходил разговор о соседе, молчала или запиралась в своей комнате. Агарин снова уехал, но вскоре прислал письмо с предложением руки и сердца. Старики-родители было обрадовались, но Саша сказала:

"Нет, не пойду". А сама неспокойна;
То говорит: "Я его недостойна" -
То: "Он меня недостоин: он стал
Зол и печален и духом упал!"

Саша не разлюбила Агарина, просто поняла, что он изменился, и прежние прекрасные идеи и помыслы, наполнявшие его (и её) душу и жизнь смыслом, исчезли, оставив вместо себя разочарование, раздражение и душевную усталость. Саша проявила стойкость духа и отказала Агарину. Она не желала выходить замуж за человека, с которым у неё уже нет общности устремлений. Родители не поняли причину отказа и снова переполошились, обратились к автору с вопросами: " Что с Сашей, почему отказала? Может, сосед чернокнижник какой, бес-искуситель, девичий обольститель?

"Что тут такое? родной, объясни!
Хочешь, на бедную Сашу взгляни.
Долго ли будет она убиваться?
Или уж ей не певать, не смеяться".

"Это не бес, искуситель людской,
Это, увы! - современный герой!
Книги читает да по свету рыщет -
Дело себе исполинское ищет,

Благо, наследье богатых отцов
Освободило от малых трудов,
Благо, идти по дороге избитой
Лень помешала да разум развитый.
...
Если ж за дело возьмётся - беда!
Мир виноват в неудаче тогда;
Чуть поослабнут нетвёрдые крылья,
Бедный кричит: "бесполезны усилья!"

И уж куда как становится зол
Крылья свои опаливший орёл..."

Старички мало что поняли из этой умной, но непонятной им речи, поэтому автор утешил их более простыми словами:

"Поняли?.. нет!.. Ну, беда небольшая!
Лишь поняла бы бедняжка больная.
Благо теперь догадалась она,
Что отдаваться ему не должна."

Объяснение родители поняли: дочка сохранила девичью честь и не отдалась злому человеку. И то хорошо! Значит, не зря глазки портила, книжки читала - ума житейского из них почерпнула!

Заканчивается поэма "Саша" на оптимистической ноте и с хорошим прогнозом:

"Чем неутешнее дитятко ваше,
Тем встрепенётся светлее и краше:
В добрую почву упало зерно -
Пышным плодом отродится оно!"

Подытоживая, можно сказать, что поэма "Саша" - это поэтическая иллюстрация к общественной жизни времён поэта Н.А. Некрасова. В основе поэмы - лирический рассказ о взаимоотношениях людей с различными взглядами на мироустройство: одни отказываются от демократических воззрений (Агарин), другие их приобретают (Саша).

Иллюстрация - картина "Девушка, заплетающая косу". Худ. А.И.Корзухин

Литературное направление, жанр

Реалистическая поэма «Саша» по-разному воспринималась современниками Некрасова . Все читатели высоко оценили лирические части. Революционные демократы рассмотрели в поэме обличение либеральных взглядов как недостаточно радикальных.

Тема, основная мысль и композиция

Поэма делится на 4 части. В первой части рассказчик (он же лирический герой) приезжает на родину в своё поместье. Он разочарован, ум его озлоблен. Современники Некрасова находили причину этого в недавних европейских революциях, подавленных с помощью Николая I, после чего наступила жестокая реакция, «гордую волю погнули напасти». Герой переживает невзгоды в личной жизни: могучие страсти сломили его силу.

Вторая глава ретроспективная. Лирический герой рассказывает о жизни и взрослении дочери соседей-помещиков Саши. В этой главе больше всего внесюжетных элементов: пейзажи и портрет Саши, жанровые сценки.

В третьей главе старик-отец рассказывает, что произошло с Сашей за 3 года, пока рассказчика не было дома. В пустовавшую давно соседскую усадьбу приехал Лев Алексеич Агарин, который увлёк Сашу новыми идеями, которым простодушный старик - отец Саши не может дать названия. Таким образом Некрасов пытался обмануть цензуру. Читатель же понимает, что помещик-сосед был либералом и Саше привил либеральные взгляды. Вскоре он уехал, одержимый жаждой деятельности.

Саша влюбляется в Агарина, но тот не отвечает ей взаимностью. Прослеживается параллель с отношениями Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Когда через два года Агарин приезжает к Саше, ситуация повторяется зеркально: Саша отказывает ему, хотя любит, потому что поняла его сущность. Он отверг то, чему Саша посвятила свою жизнь, назвав её занятия игрушкой: «Оба тогда мы болтали пустое! Умные люди решили другое...»

В четвёртой части рассказчик даёт характеристику Агарину, успокаивая стариков-родителей. Он называет Агарина современным героем, единственной положительной чертой которого он считает умение сеять добрые семена в разуме других. Рассказчик предсказывает Саше светлую плодотворную жизнь и велит родителям не жалеть о том, что она отвергла богатого и тихого жениха.

Тема поэмы – влияние разных факторов на становление личности и её самосознания.

Основная мысль . Мировоззрение человека зависит от многих факторов: среда и даже природа, которая окружает его в детстве, воспитание и образование, круг чтения, люди и идеи, которые повлияли на него в юности. Дальнейшее становление человека зависит от его воли, от его деятельной природы. Именно поэтому люди, не имеющие твёрдой позиции, становятся «лишними людьми», а другие способны отдать свою жизнь служению людям.

Проблема, которая поднимается в поэме: почему так много людей с подобными Агарину взглядами и как из раба сделать человека? «Нужны столетья, и кровь, и борьба, чтоб человека создать из раба».

Герои и образы

Лирический герой – рассказчик близок к образу Некрасова. В первой главе он предстаёт уставшим, озлобленным человеком: «Силу сломили могучие страсти, гордую волю погнули напасти», жизнью измят, убитая муза моя, озлобленный ум, накипевшие слёзы, бесплодные нивы, ранняя тоска и печаль, вечные бури, боязливая душа (метафоры и эпитеты). Художественный параллелизм раскрывает внутреннее состояние героя: хлынувшие горькие слёзы добавили сил, и преобразилась природа, которая в начале поэмы была безрадостной: кулик стонет над равниной унылой, как мать над могилой сына (сравнение и эпитеты), песня пахаря берёт за сердце (метафора), родная картина невесела (эпитеты).

Образ Саши - центральный образ поэмы. Лирический герой сравнивает смуглую Сашу с полевым цветком. Саша не была обременена воспитанием, не читала книг, но обладала «первоначальной ясность души», благодаря чему впоследствии нашла своё призвание в общественном служении, помощи крестьянам: «Кормит, ласкает и лечит недуги».

Она не оторвана от корней, родной культуры и природы, в отличие от Агарина.

Сашина красота естественна. В портрете подчёркиваются её смуглость, румяные щёки, чёрные глаза. Она резва, свободна. Деревенская природа описана глазами Саши, поэтому она прекрасна: «Жизни кругом разлитой ликованье Саше порукой, что милостив Бог». Саша любуется жизнью крестьян и считает её гармоничной.

Единственный случай, вызвавший у Саши огорчение - вырубка леса. Деревья умирают, как люди: «Трупы деревьев недвижно лежали». Некрасов сравнивает их с павшими воинами, очевидно, под влиянием кровавой Крымской войны.

Образ Агарина отрицательный. Он тонок, бледен, лысоват. Некрасов сравнивает его с орлом, опалившим крылья. Фамилия у него тоже говорящая: Агарин – огарок.

Некрасов его характеризует резко: «Что ему книга последняя скажет, то на душе его сверху и ляжет». Это человек с пустой душой: «Верить, не верить – ему всё равно, лишь бы доказано было умно». Такие люди хотят осчастливить мир, но губят то, что рядом с ними, не умея любить. С точки зрения Некрасова, «современные герои» – порождение векового рабства.

Размер и рифмовка

Поэма написана двустишьями четырёхстопным дактилем, женская рифма чередуется с мужской, рифмовка парная.

  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова