Носителем какой философии является платон каратаев. Философия жизни платона каратаева. Платон Каратаев - собирательный образ

  1. «Война и мир» - роман об истории и народе.
  2. Платон Каратаев - воплощение русского народа.
  3. Христианство в мировоззрении Каратаева.
  4. «Чудесный, бесподобный народ».

«Война и мир» - широкое историческое полотно, где главным героем является народ. Композиция «Войны и мира «поражает своей сложностью и стойкостью. В романе развивается множество сюжетных линий. Они нередко пересекаются, сплетаются. Толстой прослеживает судьбы отдельных героев и судьбы целых семейств. Его героев связывают родственные, дружеские, любовные отношения; нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Толстой исторически правдиво создает образ народа-героя Отечественной войны. В массовых сценах, где участвуют солдаты, в репликах отдельных персонажей, в действиях простых людей прежде всего видно проявление той «теплоты патриотизма», которая воодушевляет всех солдат, партизан, лучших офицеров и генералов.

Платон Каратаев - русский солдат, встреченный Пьером Безуховым в балагане для пленных, где он прожил четыре недели с ним рядом. Каратаев, по словам писателя, «остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго».

Образ Платона Каратаева - один из ключевых образов романа, отразивший народную философию жизни.

Каратаев - крестьянин, оторванный от привычного жизненного уклада и по-мещенный в новые условия (армия и французский плен), в которых особенно ярко проявилась его духовность. Платон показан в основном через восприятие Пьера. С ним Пьер Безухов знакомится в плену. После того, как он стал свидетелем страшного события - расстрела пленных, Пьер Потерял веру в человека, в разумность его поступков. Он находится в подавленном состоянии. И именно встреча в бараке с Платоном вернула графа Безухова к жизни. «Рядом с ним сидел, согнувшись, какой-то маленький человек, присутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, который отделялся от него при всяком его движении». Граф и мужик оказались в одинаковом положении: они пленные. И в этой ситуации необходимо остаться человеком, самим собой, необходимо выстоять и выжить. Именно такому выживанию учится Пьер у Каратаева.

Платон у Толстого - собирательный образ, так же, как и Тихон Щербатый. Не случайно, представляясь Пьеру, он называет себя во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка... Меня Платоном звать, Каратаевы прозвище». Но Платон Каратаев является полной противоположностью Тихона Щербатого. Если тот беспощаден к врагу, то Платон любит всех людей, в том числе французов. Если Тихон грубоват и юмор его сочетается с жестокостью, то Каратаев во всем хочет видеть «торжественное благообразие». Каратаев ощущает себя не отдельной личностью, а часть целого, частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в метких и емких пословицах и поговорках, за каждой из которых эпизод жизни Платона Каратаева. Например, «где суд, там и неправда». Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии. Однако Платон воспринимает любые повороты судьбы как должное, он готов приносить себя в жертву ради благополучия семьи.

Платон Каратаев любит каждого человека, каждое живое существо, весь мир. Не случайно он ласков с обычной бездомной собакой, по его философии, не только людей, но «и скота жалеть надо». Каратаев живет в соответствии с христианской заповедью: «возлюби ближнего своего». Он любовно жил со всеми, любил то-варищей, французов, любил Пьера. "Его любовь согревала окружающих: Каратаев утешал, «лечил» словом. Он с сочувствием, доброжелательностью относился к лю-дям, в его голосе чувствовалась ласка, простота. Первые слова, с которыми он об-ратился к Пьеру, - это слова поддержки: «А много вы нужды увидели, барин?... Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!» В Платоне Каратаеве мы видим гармонию внутренней жизни, которая дается безграничной верой в волю Бога на все проис-ходящее на Земле, верой в то, что все равно в конце концов побеждают добро и справедливость, а вследствие этого непротивление злу насилием и принятие всего, что бы ни происходило. Каратаев проповедовал веками слагавшуюся философию терпения, покорности судьбе. Готовность пострадать за других - отголосок религиозной философии, которой придерживался герой. Платон воспитан на хри-стианских традициях, а религия призывает нас к терпению и послушанию, жить «не нашим умом, а божьим судом». Поэтому он никогда не испытывал зла и обиды к людям.

Каратаев не принимает пессимистического взгляда Пьера, измученного фи-зическими страданиями: «да теперь все равно». Платон проповедует радостную веру в лучшее, в царство Божие, которое бесконечно. После знакомства с Каратаевым Пьер начинает по-другому относится к жизни, ко всему тому, что с ним произошло. Платон для него - это идеал для подражания. Платон Каратаев помог Пьеру восстановить чувство устойчивости миропорядка, в основе которого лежит любовь и взаимопонимание, помог избавиться от мучившего его страшного вопроса: «зачем?» Пьер ощутил радость освобождения от поисков цели и смысла жизни, ибо они только мешали ему почувствовать, что смысл жизни - в самой жизни, в осознании того, что везде, во всем, рядом с людьми есть Бог, который всех любит и без воли которого не спадет волос с головы человека. Именно в плену, благодаря Каратаеву, испытаниям и лишениям, Пьер вновь обрел веру в Бога, научился ценить саму жизнь. Философия Платона Каратаева - философия христианская. А религия помогает жить любому человеку, в каких бы тяжелых условиях он не оказался, какие бы серьезные испытания не выпали ему. Это народная мудрость, сформированная веками.

Возможно, как солдат Каратаев слабый: настоящий воин должен, как Тихон Щербатый, ненавидеть врага. И в то же время Каратаев патриот. Но как человек, личность, Платон очень сильный и мужественный. Как сказал о народе в романе Кутузов: «Чудесный, бесподобный народ!» Если бы в армии не было людей, готовых не только непримиримо бить врага, но и философски относиться к жизненным трудностям, находить в себе силы достойно преодолевать их, то я думаю, без таких солдат Кутузов вряд смог бы победить честолюбивого Наполеона.

Платон Каратаев, солдат Апшеронского полка, занимает особое место среди художественных персонажей романа "Война и мир". Общительный маленький человек с певучим голосом для всех находил ласковое слово, помогающее людям переносить в плену тяжелейшие страдания, любить жизнь даже в этих условиях, надеяться на лучшее: ". . . Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить".

Каратаев был, судя по его рассказам, "давнишним солдатом", не любившим, но честно исполнявшим солдатскую службу, в течение которой "ни разу бит не был".

Облик Каратаева выражает его крестьянскую сущность: "приятная улыбка и карие, нежные глаза были круглые. . . зубы его ярко-белые и крепкие, которые все выказывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он делал довольно часто), были все хороши и целы: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости".

Рисуя портрет Каратаева, автор подчеркивает во всем его внешнем облике "олицетворение всего русского, доброго и круглого". Платон является своеобразным символом гармонически цельного человека. В цельности, непосредственности его натуры проявляется бессознательная жизнь народа: "Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная частица. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал".

Внимание автора особенно сосредоточено на внутреннем, душевном состоянии Платона Каратаева, не зависящем от внешних условий жизни: "Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами".

Каратаев ни о чем не задумывается. Он живет как птица, так же внутренне свободно в плену, как и на воле, каждый вечер говорит: "Положи, господь, камушком, подними калачиком", каждое утро: "Лег - свернулся, встал - встряхнулся". Ничто его не заботит, кроме самых простых, естественных потребностей человека, всему он радуется, во всем умеет находить светлую сторону.
Крестьянский склад Кататаева, его прибаутки, доброта стали для Пьера "олицетворением духа простоты и правды". Однако в душу Пьера он не мог заронить стремление улучшить мир.
У Платона есть две любимые истории. Одна о том, как его отдали в солдаты за порубку чужого леса и как это получилось хорошо, потому что иначе пришлось бы идти младшему брату, а у того пятеро ребят. Другая - о старом купце, которого обвинили в убийстве и ограблении, а через много лет настоящий убийца, встретив его на каторге, пожалел старичка и признался в своей вине, но пока пришли бумаги об освобождении, старичок уже умер.

Обе эти истории вызывают восторг и радость Каратаева, но обе они о смирении, о том, как человек притерпелся к жестокости и несправедливости.

Платон Каратаев не высказывает недовольства жизнью, не протестует активно против зла и бедствий окружающей действительности. Он приемлет все, что посылает ему судьба. "От сумы да от тюрьмы не отказывайся; рок головы ищет; наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь ничего нету", - говорил он Пьеру, желая убедить его, что будущее неизвестно и никто не может знать, что с человеком случится.

Каратаев трудолюбив: "Он все умел делать не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, варил, шил, строгал, тачал сапоги". О службе в солдатах Платон говорил неохотно и вспоминал преимущественно о своей жизни в деревне. Он рассказывал, что за порубку в чужой роще его били, судили и отдали в солдаты: "Думали горе, ан радость!"
Однако пассивность Каратаева не означает его внутреннего безразличия к добру и злу.

Герою тяжело видеть, как французы расправляются с жителями Москвы и разоряют город. "Москва она городам мать. Как не скучать на это смотреть", - говорил он Пьеру. "Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадав. . . ", - продолжает он, выражая надежду, что враг будет побежден.

Отсутствие открытого протеста, пассивность Каратаева объясняются его внутренней верой в то, что в жизни побеждают, в конце концов, добрые, справедливые силы, надо только терпеть, надеяться и верить. Его настроения и взгляды отражают психологию крепостного крестьянства, не умевшего отстаивать свои интересы, которое мирилось с вековой зависимостью от помещика.

Введение Платона Каратаева в действие эпопеи связано с тем, что Толстому важно было показать духовное возрождение Пьера под влиянием нравственных душевных качеств человека из народа. Толстой создает идеализированный образ Каратаева, построив его как олицетворение добра, любви, кротости и самоотречения. Эти душевные качества Каратаева в полной мере воспринимаются Пьером Безуховым, озаряя его духовный мир новой истиной.

Для всех остальных пленных Каратаев "был самым обыкновенным солдатом", над которым они слегка "добродушно трунили, посылали его за посылками" и звали Соколик или Платоша - он был для них простачком.

Пьер же, встретившись с Каратаевым в самые трудные дни своей жизни, многому у него научился. Доброта Каратаева, умение легко переносить жизненные трудности, его естественность, правдивость - все это привлекает Пьера.

Но "привязанностей, дружбы, любви, как понимал Пьер, Каратаев не имел никаких". Он жил среди людей, в сущности, одиноко, смиряясь с окружающим злом. В конце концов, это зло убило его: Каратаева пристрелили французские солдаты, когда он ослабел и не мог идти вместе со всеми пленными.

Платон Каратаев, солдат Апшеронского полка, занимает особое место среди художественных персонажей романа "Война и мир". Общительный маленький человек с певучим голосом для всех находил ласковое слово, помогающее людям переносить в плену тяжелейшие страдания, любить жизнь даже в этих условиях, надеяться на лучшее: "...Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить".

Каратаев был, судя по его рассказам, "давнишним солдатом", не любившим, но честно исполнявшим солдатскую службу, в течение которой "ни разу бит не был".

Облик Каратаева выражает его крестьянскую сущность: "приятная улыбка и карие, нежные глаза были круглые... зубы его ярко-белые и крепкие, которые все выказывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он делал довольно часто), были все хороши и целы: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости".

Рисуя портрет Каратаева, автор подчеркивает во всем его внешнем облике "олицетворение всего русского, доброго и круглого". Платон является своеобразным символом гармонически цельного человека. В цельности, непосредственности его натуры проявляется бессознательная жизнь народа: "Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная частица. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал".

Внимание автора особенно сосредоточено на внутреннем, душевном состоянии Платона Каратаева, не зависящем от внешних условий жизни: "Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами".

Каратаев ни о чем не задумывается. Он живет как птица, так же внутренне свободно в плену, как и на воле, каждый вечер говорит: "Положи, господь, камушком, подними калачиком", каждое утро: "Лег - свернулся, встал - встряхнулся". Ничто его не заботит, кроме самых простых, естественных потребностей человека, всему он радуется, во всем умеет находить светлую сторону.
Крестьянский склад Кататаева, его прибаутки, доброта стали для Пьера "олицетворением духа простоты и правды". Однако в душу Пьера он не мог заронить стремление улучшить мир.
У Платона есть две любимые истории. Одна о том, как его отдали в солдаты за порубку чужого леса и как это получилось хорошо, потому что иначе пришлось бы идти младшему брату, а у того пятеро ребят. Другая - о старом купце, которого обвинили в убийстве и ограблении, а через много лет настоящий убийца, встретив его на каторге, пожалел старичка и признался в своей вине, но пока пришли бумаги об освобождении, старичок уже умер.

Обе эти истории вызывают восторг и радость Каратаева, но обе они о смирении, о том, как человек притерпелся к жестокости и несправедливости.

Платон Каратаев не высказывает недовольства жизнью, не протестует активно против зла и бедствий окружающей действительности. Он приемлет все, что посылает ему судьба. "От сумы да от тюрьмы не отказывайся; рок головы ищет; наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь ничего нету", - говорил он Пьеру, желая убедить его, что будущее неизвестно и никто не может знать, что с человеком случится.

Каратаев трудолюбив: "Он все умел делать не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, варил, шил, строгал, тачал сапоги". О службе в солдатах Платон говорил неохотно и вспоминал преимущественно о своей жизни в деревне. Он рассказывал, что за порубку в чужой роще его били, судили и отдали в солдаты: "Думали горе, ан радость!"
Однако пассивность Каратаева не означает его внутреннего безразличия к добру и злу.

Герою тяжело видеть, как французы расправляются с жителями Москвы и разоряют город. "Москва она городам мать. Как не скучать на это смотреть", - говорил он Пьеру. "Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадав...", - продолжает он, выражая надежду, что враг будет побежден.

Отсутствие открытого протеста, пассивность Каратаева объясняются его внутренней верой в то, что в жизни побеждают, в конце концов, добрые, справедливые силы, надо только терпеть, надеяться и верить. Его настроения и взгляды отражают психологию крепостного крестьянства, не умевшего отстаивать свои интересы, которое мирилось с вековой зависимостью от помещика.

Введение Платона Каратаева в действие эпопеи связано с тем, что Толстому важно было показать духовное возрождение Пьера под влиянием нравственных душевных качеств человека из народа. Толстой создает идеализированный образ Каратаева, построив его как олицетворение добра, любви, кротости и самоотречения. Эти душевные качества Каратаева в полной мере воспринимаются Пьером Безуховым, озаряя его духовный мир новой истиной.

Для всех остальных пленных Каратаев "был самым обыкновенным солдатом", над которым они слегка "добродушно трунили, посылали его за посылками" и звали Соколик или Платоша - он был для них простачком.

Пьер же, встретившись с Каратаевым в самые трудные дни своей жизни, многому у него научился. Доброта Каратаева, умение легко переносить жизненные трудности, его естественность, правдивость - все это привлекает Пьера.

Но "привязанностей, дружбы, любви, как понимал Пьер, Каратаев не имел никаких". Он жил среди людей, в сущности, одиноко, смиряясь с окружающим злом. В конце концов, это зло убило его: Каратаева пристрелили французские солдаты, когда он ослабел и не мог идти вместе со всеми пленными.

Но Пьер запомнит Каратаева на всю жизнь - как воплощение добра и простоты.


Рассмотрим образ Платона Каратаева из произведения "Война и мир". Этот роман можно назвать широким историческим полотном. Главным героем его является народ. Довольно сложна композиция романа. В нем присутствует множество различных сюжетных линий, которые часто сплетаются, пересекаются. Фото автора произведения, Толстого Льва Николаевича, представлено ниже.

Образ русского народа в произведении Л. Толстого

Толстой прослеживает судьбы семейств и отдельных героев. Персонажей произведения связывают любовные, дружеские, родственные отношения. Их разделяет нередко вражда, взаимная неприязнь. Лев Николаевич создал исторически правдивый образ народа - героя войны. В сценах с участием солдат, в действиях простых людей, в репликах некоторых персонажей видно, прежде всего, проявление "теплоты патриотизма", воодушевляющей всех бойцов: солдат, генералов, лучших офицеров, партизан.

Кто такой Платон Каратаев

Платон Каратаев показан в произведении русским солдатом. Его встретил в балагане для пленных Пьер Безухов и прожил рядом с ним 4 недели. По словам писателя, Каратаев в душе Пьера навсегда остался самым дорогим и сильным воспоминанием, олицетворением всего доброго, русского.

В романе образ Платона Каратаева является одним из ключевых, отразивших народа. оторванный войной от привычного уклада жизни и помещенный в новые, непривычные для него условия (французский плен, армия), в которых его духовность проявилась особенно ярко.

Таков образ Платона Каратаева, кратко описанный. Рассмотрим его подробнее. Образ Платона Каратаева в романе во многом раскрывается благодаря знакомству этого персонажа с Пьером Безуховым и влиянию, которое он оказал на этого героя. В чем же оно состояло? Давайте разберемся.

Как Платон Каратаев повлиял на Пьера Безухова

После того, как Пьер становится свидетелем ужасного события - расстрела пленных, он теряет веру в человека, в то, что его поступки разумны. Безухов находится после этого в подавленном состоянии. Его возвращает к жизни именно встреча с Платоном в бараке. Толстой, описывая ее, отмечает, что Каратаев, человек, сидел, согнувшись, рядом с Пьером. Безухов его присутствие сначала заметил по крепкому отделявшемуся от него при любом его движении. Мужик и граф оказались в одинаковых условиях: они пленные. В подобной ситуации необходимо, прежде всего, остаться человеком, выжить и выстоять. Пьер учился такому выживанию у Каратаева. Смысл образа Платона Каратаева заключается, кроме прочего, во внутреннем перерождении Пьера Безухова. Этот герой, как известно, переживает глубокую внутреннюю трансформацию, как и некоторые другие персонажи произведения.

Платон Каратаев - собирательный образ

Платона Каратаева можно назвать собирательным образом, как и Представляясь Безухову, он не случайно себя называет во Он говорит: "Солдаты Однако Платон - полная противоположность Щербатому. Если последний к врагу беспощаден, то Каратаев всех людей любит, не исключая и французов. Если Тихона можно назвать грубоватым, а юмор его нередко сочетается с жестокостью, то Платон хочет во всем видеть "торжественное благообразие". Не отдельной личностью ощущает себя Каратаев, а частью народа, частью целого: крестьянства, простых солдат. Мудрость этого персонажа состоит в емких и метких поговорках и пословицах, за которыми скрыты эпизоды из его жизни. Образ Платона Каратаева, краткое описание которого мы составляем, отмечен одной немаловажной деталью. Платон пострадал из-за несправедливого в его отношении суда, и ему пришлось служить в армии. Но Каратаев воспринимает как должное любые повороты своей судьбы. Ради благополучия собственной семьи он готов принести в жертву себя.

Любовь и доброта Платона Каратаева

Любовь ко всем - важная черта, характеризующая образ Платона Каратаева в романе "Война и мир". Этот герой любит всех, каждое живое существо, человека, весь мир. Он не случайно ласков с бездомной собакой. Согласно философии этого персонажа, необходимо жалеть не только людей, но и животных. Каратаев действует по христианской заповеди, которая гласит: "возлюби ближнего своего". Платон жил со всеми любовно, с товарищами, французами, Пьером. Окружающих согревало такое отношение. Каратаев "лечил" словом, утешал людей. Он доброжелательно, сочувственно к ним относился, в голосе этого героя ощущалась простота, ласка. Первые слова, которые он сказал Пьеру, были словами поддержки: "Час терпеть, а век жить!"

Философия Платона Каратаева

Мы видим в Платоне Каратаеве гармонию внутренней жизни, завоеванную безграничной верой в то, что на все происходящее на Земле - воля Бога, что рано или поздно справедливость и добро победят, поэтому не нужно оказывать сопротивление злу насилием. Необходимо принимать все, что происходит. Каратаев, таким образом, проповедовал философию покорности судьбе, терпения, слагавшуюся веками. Его готовность пострадать за людей - отголосок философии, которой он придерживался. Каратаев был воспитан на христианских идеалах, а религия, прежде всего, призывает нас к послушанию и терпению. Поэтому Каратаев не испытывал никогда обиды и зла на других.

Отголоски христианской религии в поведении Платона

Платон не разделяет пессимистического взгляда Безухова, который был измучен физическими страданиями. Он проповедует веру в лучшее, в бесконечное царство Божие. Пьер начинает после знакомства с этим персонажем по-иному относиться к жизни, к произошедшим в ней событиям. Для него Каратаев - пример для подражания. Платон помог Безухову восстановить в его душе ощущение устойчивости миропорядка, основу которого составляет взаимопонимание и любовь, помог ему избавиться от страшного вопроса, мучившего Пьера: "Зачем?" Безухов ощутил после общения с ним радость освобождения от бесконечных поисков смысла и цели жизни, так как лишь они мешали ему почувствовать, что в самой жизни и состоит ее смысл. Он находится везде и во всем. Бог есть рядом с людьми, и он любит каждого. Без его воли с головы человека не упадет ни один волос. Именно в плену, из-за встречи с Каратаевым и пережитых лишений и испытаний, Пьер обретает вновь веру в Бога, учится ценить жизнь. Философия Каратаева - христианская. Любому человеку, в каких бы трудных условиях он не очутился, религия помогает жить.

Значение людей, подобных Каратаеву, для победы над французами

Дополняя образ Платона Каратаева, отметим, что, возможно, Платон слаб как солдат. Ведь настоящий боец должен, подобно Тихону Щербатому, ненавидеть своего врага. Но Платон, безусловно, патриот. Он очень мужественный и сильный как личность. Поистине велико значение образа Платона Каратаева в произведении, как и в действительности того времени таких как он. Если бы в русской армии не было подобных людей, готовых не только бить врага, но и относиться философски к различным трудностям в жизни, находить в себе силы преодолевать их, возможно, Кутузов не смог бы победить Наполеона.

Таков образ Платона Каратаева в романе "Война и мир", одного из самых ярких героев произведения. Лев Николаевич писал свой роман с 1863 по 1869 год.

«Война и мир» - обширное историческое полотно, созданное великим русским писателем Л. Н. Толстым. Главным героем выступает народ. Сам Лев Николаевич Толстой пишет об этом в своих дневниках: «Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так... в «Войне и мире» я любил мысль народную». По мнению Льва Николаевича, именно народные массы творят историю, а не командование армией и не генералы.

«Войны и мира» о «большинстве... читателей», «которые, дойдя до исторических и тем более философских рассуждений, скажут: «Ну, и опять. Вот скука-то», посмотрят, где кончаются рассуждения, и, перевернув страницы, будут продолжать дальше», заключал: «Этот род читателей самый дорогой мне читатель... от их суждений зависит успех книги, и их суждения безапелляционны... Это читатели художественные, те, суд которых дороже мне всех. Они между строками, не рассуждая, прочтут все то, что я писал в рассуждениях и чего бы и не писал, если бы все читатели были такие». И сразу же, вроде бы вполне неожиданно продолжил: «... Если бы не было... рассуждений, не было бы и описаний».

Платон Каратаев впервые появляется только в IV томе романа, и, хотя автор посвящает ему сравнительно небольшое количество страниц, этот образ является очень значимым и запоминающимся.

определенной жизненной философии, которая, несомненно, импонирует автору. Как бы ни был идеален Платон Каратаев в изображении Толстого, в нем есть правда реального, он выражает собой народный тип, являясь «частицей народной жизни». Пьеру он кажется олицетворением духа простоты и правды, и помогает ему обрести новое, более высокое, чем прежде, нравственное сознание.

«торжественное благообразие» и внешний облик его соответствует душевному: все у него было «круглое», и голос его, и манера говорить с «нежно-певучею лаской», и самый характер его речей, полных раздумий о жизни, о людях. Этот «круглый» солдатик Апшеронского полка мыслил вечными афоризмами: «Не нашим умом, а божьим судом», «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся». В пословицах Каратаева - веками слагавшаяся философия терпения и покорности судьбе, отголоски крестьянского протеста против несправедливого устройства жизни. Платон был не из тех людей, который вмешивается в жизнь других. Я Он скорее готов «безвинно напрасно пострадать». Самое существенное в характере Платона Каратаева - верность и неизменность. Верность своей единственной и постоянной душевной правде. У Платона нет личных интересов, склонностей, привязанностей. Отдельная человеческая личность, в том числе и его собственная, лишена для него значения:«.. . жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Он и на вопрос: «бы кто же, солдат?» - отвечает во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка», и фамилию свою называет так: «Каратаевы прозвище...»

Платон Каратаев был воспитан на христианской вере, а она призывает нас к терпению и послушанию, жить «не нашим умом, а божьим судом». Он никогда не испытывал к людям зла и обиды.

В стихотворении Пастернака «Гефсиманский сад» Христос говорит всему человечеству: «... Ты видишь, ход веков подобен притче И может загореться на ходу. Во имя страшного ее величья Я в добровольных муках в гроб сойду.

«Наконец, явился Петр...»

«Москва - она всем городам мать». Россия для Каратаева - это родная мать, и за ее он был готов умереть. Платон - был патриотом. Возможно, Каратаев кому-то видится слабым воином, т. к. настоящий воин должен наводить ужас на врага, как Тихон Щербатый. Платон как человек - личность, он очень сильный и мужественный. Как сказал о народе в романе Кутузов: «Чудесный, бесподобный народ!»

После знакомства с Каратаевым Пьер изменил свое мнение к жизни, он стал относиться ко всему по-другому. Платон для Пьера стал идеалом, примером для подражания.

Не каждый может согласиться с жизненными принципами Платона Каратаева. Он считал, что не всегда нужно беспрекословно покоряться судьбе, быть рабом своих жизненных обстоятельств. Пьеру всегда было наиболее близко в образе Платона Каратаева - это его любовь к жизни, к миру, ко всему человеческому. У него всегда была философия христианская. Платону по жизни помогала религия, а она помогает жить любому человеку, в каких бы тяжелых условиях он не оказался, какие бы серьезные испытания не выпали ему. Это народная мудрость, сформированная веками.

«Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». В душе у Платона та же боль за отчизну, что и у всех русских людей: «Как не скучать, соколик. Москва, она городам мать! Как не скучать на это смотреть». Есть в нем и вера в гибель нашествия.

Но Каратаева, с его лаской и добротой ко всем людям, трудно представить сражающимся. Его любовь не обернется ненавистью к врагу, так необходимой в сражении.

Отношение Толстого к Платону Каратаеву неоднозначно. Писатель с нескрываемой симпатией рисует в образе Каратаева черты русского крестьянина, представляет в романе не пассивный, а борющийся народ. «... Благо тому народу, который в минуты испытания, не спрашивал о том, как по правилам поступали, другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит его до тех пор, пока в душе его чувства оскорбления и мести не заменятся презрением и жалостью».