Переживаемая и осознаваемая человеком. Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития его личности. Егэ по разделу: "человек"

Добрый день, уважаемые друзья и читатели сайта!

Продолжаем цикл постов, по подготовке к экзамену по такой дисциплине, как «Обществознание». В этом посте мы затронем чрезвычайно важную тему, для успешного решения тестов ЕГЭ — «Потребности и деятельность человека» .

И начнем мы сегодняшний пост с вопроса, что же такое потребность ? Под потребностью в обществознании понимается переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его духовных качеств .

Потребности человека условно можно разделить на три группы: биологические, социальные и идеальные.

Биологические потребности - потребности, связанные с жизнедеятельностью человека (питание, вода, тепло, движение и т.д.)

Социальные потребности - потребности, связанные с жизнью человека в обществе — взаимоотношения с другими людьми, самореализация, самоутверждение, общественное признание.

Ну а идеальные потребности — потребности познания окр. мира и осознания своего места в нем.

Познакомимся еще с 1-м понятием - понятием деятельности. Деятельность — это способ существования человека. Это приспособление к ее окружающей среде и ее преобразование.

Только человеку присуща такая форма активности, как деятельность. В процессе деятельности человека, происходит самореализация личности.

Деятельность состоит из следующих элементов:

1. Субъект — тот, кто осуществляет деятельность (например, я человек, который пишет посты по истории и обществознанию)

2. Обьект — то, на что непосредственно направлена деятельность. Думаю с этим все и так понятно))

3. Цель — мысленная модель итога деятельности. Это отличает человека от любого животного (например, Ваша цель — сдать ЕГЭ по обществознанию на максимальные баллы)

4. Средства достижения цели (то есть, с помощью чего Вы подготавливаетесь к экзамену)

5. Результат деятельности — сдача ЕГЭ по обществу на огромные баллы =)

Также выделяют 2 вида деятельности — практическую (материальную) и духовную . Давайте разберем каждый вид деятельности.

Практическая — подразделяется на материально — производственную и социально — преобразовательную.

Духовная — на познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую деятельность.

Отдельно обществоведы выделяют творческую и трудовую деятельность , дадим им свои определения:

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественное, никогда не существовавшее ранее.

И труд — также вид деятельности направленный на достижение практически полезного результата (еще раз повторю фразу Энгельса, что именно «Труд создал человека», почитать об этом подробнее Вы можете по линку здесь.) Так же надо отметить, что труд является главной формой деятельности любого человека .

Также следует рассмотреть понятие как «формы социальной динамики». Динамика — это движение. Развитие общества подразумевает качественное изменение.
Прогресс есть совершенствование, поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному, а регресс представляет противоположный тип изменений.

Революция - резкий скачок в развитии, в то время как эволюция- это постепенное качественное развитие. Эволюцию следует отличать от реформы — нововведения, не уничтожающего основ господствующей структуры.



При затруднении в первом задании о сферах жизни общества повторите этот пост, а при затруднении во втором — этот.

На сегодня, уважаемые друзья, всё! Ждите следующих постов!

© Иван Некрасов 2014

Лучшей благодарностью за этот пост - ваши рекомендации в социальных сетях! Вам, может, все равно, а мне приятно:) Также, если что думаете по поводу поста - пишите в комментариях.

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) Закон 2) указ 3) постановление 4) нормативно-правовой акт 5) Конституция

3

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам понятия «наука».

1) творчество; 2) субъективность; 3) системность; 4) обоснованность; 5) эмоциональность; 6) доказательность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о потребностях.

1. Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.

2. Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.

3. Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.

4. Потребность служит побудительным мотивом деятельности.

5. Потребность, как правило, направлена на какой- либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.

5

Установите соответствие между сферами жизни общества и приведенными характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6

Артём и Игорь Чайки написали книгу о коррупции в государстве. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Все выводы теоретически обоснованы.

2. Книга сложна для самостоятельного изучения непрофессионалом

4. Для подтверждения истинности гипотез приведены доказательства.

5. Книга была напечатана в крупном издательстве.

6. Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.

7

Выберите верные суждения о роли государства в условиях рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Одной из функций государства в условиях рынка является борьба с монополизацией экономики.

2. Государство в рыночной экономике призвано поддерживать незащищенные слои населения.

3. Важнейшей функцией государства является создание общественных благ.

4. Государство в условиях рынка регулирует цены на товары первой необходимости.

5. Процесс приватизации означает передачу частной собственности в руки государства.

8

Установите соответствие между особенностями заработной платы и ее видами

9

Инвестор, работающий на рынке ценных бумаг, для снижения рисков и увеличения доходов решил вложить денежные средства как в эмиссионные, так и в неэмиссионные ценные бумаги. Выберите из приведённого ниже списка примеры неэмиссионных ценных бумаг.

2. облигация

4. банковский сертификат

6. вексель

10

11

Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Негативное отклоняющееся поведение всегда является проявлением недостатков социализации индивида.

2. Отклоняющееся поведение может быть вызвано социальными условиями проживания индивида.

3. Отклоняющееся поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер.

4. Отклоняющееся поведение может быть только индивидуальным.

5. Отклоняющееся поведение предполагает нарушение общепринятых норм.

12

Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по Вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Наименьшая доля опрошенных юношей видит причину отклоняющегося поведения во влиянии социального окружения.

2. Доля тех, кто считает, что отклоняющееся поведение человека связано с его образом жизни, среди девушек выше, чем среди юношей.

3. Одинаковые доли опрошенных в обеих группах считают, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера.

4. Три четверти опрошенных каждой группы считают, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека.

5. Доля тех, кто видит биологические причины отклоняющегося поведения, среди девушек выше, чем среди юношей.

13

Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Политическая элита - это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.

2. В политическую элиту входят прежде всего наиболее видные и авторитетные представители экономических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции.

3. Формированию и обновлению политических элит способствует значимость и престижность управленческого труда.

4. Формированию и обновлению политических элит способствует возможность получения различных привилегий.

5. Пополнение или изменение состава политической элиты зависит только от позиции самих элитарных групп в обществе.

14

Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, который на своём заседании избирает главу государства. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственной конституции. Парламент имеет двухпалатную структуру.

Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. парламентарная монархия

2. парламентская республика

3. федеративное государство

4. демократическое государство

5. тоталитарное государство

6. унитарное государство

16

Какие положения отражают основы конституционного строя РФ? Запишите цифры, под которыми эти положения указаны.

1. Государство является демократическим федеративным правовым с республиканской формой правления.

2. Хозяйственная жизнь определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом.

3. Вся власть принадлежит трудящимся города и деревни.

4. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

5. Земля, ее недра, воды, леса, шахты, рудники являются государственной собственностью.

6. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

17

Установите соответствие между признаком (обозначено буквами) и уровнем научного познания (обозначено цифрами).

18

Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц

19

Выберите верные суждения о праве на гражданство и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Ходатайствовать о приеме в российское гражданство может достигшее 18-летнего возраста дееспособное лицо при усло​вии проживания на территории РФ в течение 3 лет непрерывно.

2. Гражданство - устойчивая правовая связь лица с госу​дарством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

3. Подданство - правовая связь лица и государства при монархии.

4. Гражданин РФ может быть лишен гражданства односторонним решением государ​ства.

5. Граждане РФ, посто​янно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этих республик.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«Юридическая ответственность - это мера государственного принуждения за совершённое _____ (А), связанная с претерпеванием виновным определённых _____ (Б) личного (организационного) или имущественного характера. Юридическая ответственность является одним из средств обеспечения _____ (В). Она связана с ____ (Г), под которым понимают возможность государства обязать субъекта помимо его воли и желания совершать определённые действия. При наличии факта правонарушения ____ (Д) (или орган) обязывает лицо (или организацию) претерпевать определённые неблагоприятные последствия. Наряду с юридической ответственностью выделяют такие виды государственного принуждения, как меры пресечения _____ (Е), меры защиты».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. лишение

2. государственное принуждение

3. противоправное поведение

4. общественное мнение

5. правонарушение

6. виновность

7. правомерное поведение

8. общественная опасность

9. уполномоченное лицо

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Статья 27.

1. Брак признается недействительным при нарушении условий, установленных (законом), а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

2. Признание брака недействительным производится судом.

3. Суд обязан в течение трёх дней со дня вступления в законную силу решения суда о признании брака недействительным направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака.

4. Брак признаётся недействительным со дня его заключения

Статья 29 .

1. Суд может признать брак действительным, если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению.

2. Суд может отказать в иске о признании недействительным брака, заключённого с лицом, не достигшим брачного возраста, если этого требуют интересы несовершеннолетнего супруга, а также при отсутствии его согласия на признание брака недействительным.

3. Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью.

4. Брак не может быть признан недействительным после его расторжения, за исключением случаев наличия между супругами запрещённой законом степени родства либо состояния одного из супругов в момент регистрации брака в другом нерасторгнутом браке

Статья 30.

1. Брак, признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов, предусмотренных настоящим Кодексом, за исключением случаев, установленных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

2. К имуществу, приобретённому совместно лицами, брак которых признан недействительным, применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации о долевой собственности. Брачный договор, заключённый супругами... признается недействительным.

3. Признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в таком браке или в течение трёхсот дней со дня признания брака недействительным.

4. При вынесении решения о признании брака недействительным суд вправе признать за супругом, права которого нарушены заключением такого брака (добросовестным супругом), право на получение от другого супруга содержания, а также признать действительным брачный договор полностью или частично.

Добросовестный супруг вправе требовать возмещения причинённого ему материального и морального вреда по правилам, предусмотренным гражданским законодательством.

5. Добросовестный супруг вправе при признании брака недействительным сохранить фамилию, избранную им при государственной регистрации заключения брака.

(Извлечение из Семейного кодекса РФ)

Какой орган уполномочен законом решать вопрос о недействительности брака? С какого момента брак признаётся недействительным? Какой брак называется фиктивным?

Показать ответ

Должны быть приведены ответы на три вопроса:

1) ответ на первый вопрос ; суд:

2) ответ на второй вопрос : с момента заключения:

3) ответ на третий вопрос : если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью

Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Озаглавьте статью 29. Проиллюстрируйте примером п. 3 ст. 29 СК РФ.

Показать ответ

Правильный ответ должен соблюдать следующие элементы:

1) название статьи , например: обстоятельства, устраняющие недействительность брака;

(Название может быть дано в иной формулировке, верно отражающей сущность содержания статьи.)

2) пример , иллюстрирующий п.З. допустим: девушка вышла замуж для того, чтобы получить регистрацию в районном центре и устроиться на работу, но спустя некоторое время между ней и мужем установились нормальные супружеские отношения.

Может быть приведён другой пример

Какой институт социализации упомянут в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, приведите еще один и укажите любую другую (помимо социализации) его функцию.

Показать ответ

1) назван упомянутый в тексте институт социализации: средства массовой информации;

2) приведен еще один институт, например, семья;

3) указана еще одна функция, допустим хозяйственно-бытовая.

Могут быть приведены другие институты и указаны другие функции

Показать ответ

В ответе могут быть приведены следующие аргументы:

1) без усвоения общественных норм, ценностей, накопленного человечеством опыта индивид не может стать личностью;

2) социальный опыт не просто воспринимается человеком, но «переплавляется» в соответствии с индивидуальными особенностями личности в собственные убеждения, ориентации;

3) принятие социальных ценностей сочетается в личности с нацеленностью на преобразование общества, творческий потенциал личности неразрывно связан с ее индивидуальными особенностями.

Могут быть приведены другие аргументы.

Какой смысл юристы вкладывают в понятие «правовой обычай»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о месте правового обычая в системе правового регулирования, и одно предложение, содержащее информацию об особенностях правового обычая.

Показать ответ

1) смысл понятия, например: правовой обычай - это правило общеобязательного поведения, сложившееся в результате длительного применения; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение)

2) одно предложение с информацией о месте правового обычая в системе правового регулирования, например: «Правовой обычай во многих государствах признается как источник права».

(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о субъектах правотворческой деятельности)

3) одно предложение с информацией об особенностях правового обычая, например: «Правовой обычай как правило не фиксируется в каком-либо правовом акте».

(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о принципах правотворческой деятельности)

Назовите любые три проявления несовершенств рынка и укажите, как в смешанной экономике государство может преодолеть каждое из них.

Показать ответ

Ответ должен содержать проявления несовершенств рынка в смешанной экономике и указания того, как государство их преодолевает (решения), например:

1) в условиях рынка производство ряда товаров и услуг является невыгодным для фирм (государство берёт на себя производство общественных благ, которое для частных фирм непривлекательно, но необходимо обществу);

2) безработица является естественным состоянием рынка труда (государство проводит политику в области занятости, помогая решить проблему безработицы);

3) рыночные отношения способствуют социальному неравенству (государство обеспечивает социальные гарантии (пенсии, пособия, дотации) нуждающимся гражданам).

Могут быть названы другие проявления и иные решения

Коммерческое предприятие «Сигма» занимается разработкой и распространением программного обеспечения для компьютеров. Получаемая от реализации продукции прибыль распределяется в соответствии с размером вносимого каждым членом коллектива пая и долей его трудового участия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия? Укажите два признака, по которым вы это установили. Назовите еще один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) организационно-правовая форма: производственный кооператив;

2) признаки:

Работники предприятия лично участвуют в его работе;

а) норма права;

б) институт права;

в) отрасль права.

3) Основные отрасли российского права:

б) гражданское право;

в) трудовое право;

г) уголовное право;

д) уголовно-процессуальное право и др.

4) Материальное и процессуальное право (могут быть приведены подпункты).

5) Публичное право:

а) конституционное (государственное) право;

б) уголовное право;

в) административное право и др.

6) Частное право:

а) гражданское право;

б) предпринимательское право и др.

7) Конституция РФ в системе российского права.

8) Отражение особенностей общественного развития в системе права.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Если мы хотим идти вперёд, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это - первый закон всякого прогресса...» (И. Этвеш)

29.2. Экономика «Индивидуум, движимый только жаждой денег, явно болен. То же, я полагаю, можно сказать о компании, единственная цель которой - прибыль». (Р. Хэйан)

29.3. Социология, социальная психология «В группах происходит процесс социализации, в результате которого человек превращается в члена общества». (В.В. Касьянов)

29.4. Политология «Из десяти политических решений, которые должен принять человек, на каком бы месте он ни находился, девять будут ему всегда предписаны обстоятельствами. И чем выше его пост, тем ограниченнее его свобода выбора». (Л. Фейхтвангер)

29.5. Правоведение «Легче создавать законы, чем следовать им». (Наполеон Бонапарт)

Очень незначительная часть потребностей человека может быть удовлетворена непосредственно при помощи благ, данных нам природой (природных благ ).

Для того чтобы удовлетворить свои столь разнообразные потребности люди должны производить множество материальных благ и нематериальных ценностей. Поэтому существование, как отдельного человека, так и общества в целом неразрывно связано с хозяйственной (экономической) деятельностью. Именно экономическая деятельность людей является основой существования человеческого общества.

Хозяйственная (экономическая) деятельность – целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их разнообразных потребностей и повышение уровня благосостояния.

Для производства экономических благ используются разнообразные ресурсы, как природные, так и произведенные человеком. Особую роль в производстве играют трудовые ресурсы. Поэтому современная экономическая теория в качестве фундаментальной проблемы экономического развития рассматривает проблему ограниченности экономических ресурсов .

Все экономические ресурсы имеют количественные и качественные пределы. Ограниченность ресурсов, с одной стороны является абсолютной, в том смысле, что имеющихся экономических ресурсов недостаточно для удовлетворения всей массы потребностей, с другой стороны, относительной, в том смысле, что для удовлетворения части потребностей ресурсов достаточно. Абсолютная и относительная ограниченность экономических ресурсов делает необходимым и возможным определение приоритетов в удовлетворении потребностей, определение пропорций в производстве различных благ.

Таким образом, перед обществом всегда стоит проблема выбора: из множества возможных (альтернативных) вариантов использования ограниченных экономических ресурсов необходимо выбрать наилучший (оптимальный) вариант, т.е. тот вариант, который максимально удовлетворяет потребности общества.



Наилучшим вариантом экономическая теория считает тот вариант, который позволит получить наибольший результат при минимуме затрат, т.е. обеспечит максимальную эффективность использования ресурсов.

Таким образом,современная экономическая теория изучает проблему эффективного использования ограниченных экономических ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей человека.

Отметим, что экономическая теорияявляется фундаментальной (базовой) экономической наукой, т.е. фундаментом всего комплекса экономических наук.

Микроэкономика – это часть экономической теории, изучающая деятельность (поведение) отдельных потребителей и производителей (субъектов экономической системы), механизм принятия ими экономических решений.

Макроэкономика – это часть экономической теории, изучающая экономическую систему в целом, а также крупные ее части, такие как частный или государственный сектор экономики.

Экономическая эффективность

Универсальный критерий эффективности был разработан известным итальянским экономистом-социологом В. Парето (1848-1923) и называется эффективностью, или оптимальностью, по Парето. В соответствии с этим критерием определяются эффективность производства , эффективность распределения ресурсов и благ и эффективность экономики .

Эффективность производства достигается тогда, когда невозможно увеличить выпуск одного экономического блага без уменьшения выпуска другого.

Эффективность распределения ресурсов и благ в экономике достигается тогда, когда невозможно увеличить благосостояние одного индивидуума без уменьшения благосостояния другого.

Эффективность экономики означает эффективность производства и распределения ресурсов(и благ).

Эффективность производства в случае выпуска двух благ графически представляется кривой производственных возможностей , а эффективность распределение ресурсов и благ в случае участия двух индивидуумов – кривой потребительских возможностей (см. рис. 1.1 и 1.2).

Благо B


0 Полезность первого

индивидуума

Рис. 1.2. Кривая потребительских возможностей

§ 2. Хозяйственная (экономическая) деятельность. Типы экономических систем.

Основой существования любого государства является хозяйственная (экономическая) деятельность .

Хозяйственная (экономическая) деятельность – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей и повышение уровня благосостояния.

В хозяйственной деятельности людей принято выделять 4 стадии: производство , распределение , обмен , потребление .

Процесс производства – это процесс использования экономических ресурсов с целью выпуска экономических благ.

Распределение – процесс определения доли (количества) произведенного продукта, который получает каждый участник экономической деятельности.

Обмен – процесс движения произведенного продукта от одного участника экономической деятельности к другому, форма связи между ними, между производителями и потребителями.

Потребление – процесс использования результатов производства для удовлетворения потребностей. Оно определяет конечную цель и мотивы производства.

Хозяйственная деятельность осуществляется в рамках исторически определенных экономических систем .

Экономическая система – это система взаимосвязанных институтов*, организационно – правовых форм и принципов хозяйственной деятельности, на основе которых осуществляется производство, распределение, обмен и потребление экономических благ в стране.

Исторически различают четыре типа экономических систем:

традиционную (натуральную) экономику ;

командно-административную (централизованно-управляемую) экономику ;

рыночную экономику ;

смешанную экономику .

1. Традиционная (натуральная) экономика – это экономическая система, в которой факторы производства находятся в общем владении племени, а экономические блага распределяются в соответствии с длительно существующими традициями. В данной экономической системе экономические блага производятся в основном для личного потребления. Основными отличительными признаками традиционной экономики являются:

Преобладание замкнутого натурального хозяйства и мелкого товарного производства;

Низкий уровень развития производительных сил, преобладание ручного труда;

Хозяйственная деятельность осуществляется на основе исторически сложившихся традиций, способы ведения хозяйства остаются неизменными на протяжении сотен лет;

Вопросы: что, как и для кого производить решаются на основе традиций и обычаев.

Традиционная экономика существует, в настоящее время в ряде стран Центральной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, долине реки Амазонки.

2. Рыночная экономика –это экономическая система, в которой факторы производства находятся в частной собственности, а экономические блага производятся в основном для обмена. В основе данной экономической системы лежит рыночный механизм (рынок).

Рынок – это механизм взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) экономических благ, с помощью которого определяется рыночная цена благ и необходимый объем покупок (продаж).

С понятием рынка тесно связаны три других: товар , деньги и рыночная цена .

Товар – это экономическое благо, произведенное для обмена. Таким образом, в рыночной экономике блага становятся товарами.

Обмен товаров на рынке осуществляется посредством денег . Исторически первым видом денег был определенный товар, который был необходим большинству участников рынка, и поэтому хорошо выполнял функции обмена, измерения ценности других товаров и накопления богатства.

Итак, деньги – это всеобщий эквивалент, т.е. товар, который может быть обменен на любой другой товар.

3. Командно-административная экономика – это экономическая система, в которой факторы производства находятся в собственности государства, а производство, обмен, распределение и потребление экономических благ регламентировано органами государственного управления экономикой.

Командно-административная экономикасуществовала в СССР, бывших социалистических странах Европы и Азии. В настоящее время данный тип экономической системы существует в Северной Корее и на Кубе.

4. Смешанная экономика – это рыночная экономика, которая содержит в себе механизм государственного регулирования рынка.

Формирование экономических системпредполагает решение следующихфундаментальных экономических вопросов:

- что производить? (какие экономические блага, и в каких количествах);

- как производить? (какие ресурсы использовать, как организовать производство, чтобы получить максимальный результат при минимально возможных затратах);

- для кого производить? (на основе каких принципов осуществлять распределение благ).

Факторы производства

Земля – это все естественные ресурсы: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы (ресурсы рек, морей и океанов).

Капитал – это весь накопленный запас средств производства, т.е. имущество, промышленные права и интеллектуальная собственность фирмы, а также сырье, комплектующие изделия, запасы топлива и т.д., используемые в процессе производства.

Капитал фирмы делится наосновной иоборотный.

Основной капитал – это часть капитала фирмы, которая используется в течение многих производственных циклов и переносит свою стоимость на произведенные экономические блага по частям.

Таким образом, основной капитал включает в себя земельные участки, производственные здания, сооружения и оборудование (машины, ЭВМ, транспортные средства и т.д.), а также лицензии, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, ноу-хау, программы для ЭВМ и т.д.

Часть стоимости основного капитала , которая переносится на произведенные товары в одном производственно цикле, называется амортизацией . Другими словами, амортизация – это денежное выражение износа основного капитала.

Оборотный капитал – это часть капитала фирмы, которая используется в одном производственно цикле, требует замены после каждого цикла и полностью переносит свою стоимость на произведенные экономические блага.

Таким образом,оборотный капитал включает в себя сырье, комплектующие изделия, запасы топлива и т.д.

Труд представляет собой совокупность физических, интеллектуальных и психических затрат, осуществляемых людьми в процессе производства.

Предпринимательство (предпринимательская способность) – это особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать остальные факторы производства.

Рынок

Предпосылки развития рынка:

1. Формирование системы общественного разделения труда , т.е. системы отношений, при которой отдельные производители специализируются на определенных видах деятельности, на производстве определенных экономических благ.2. Экономическая обособленность , независимость производителей , способных самостоятельно принимать экономические решения, исходя из соображений экономической целесообразности и рациональности. Как известно, исторически экономическая обособленность возникла в связи с формированием отношений частной собственности.

Функции рынка

К основным функциям рынка относятся следующие:

1. Посредническая функция . Заключается в том, что рынок связывает экономически независимых субъектов хозяйственной деятельности: производителей товаров и их потребителей.

2. Функция ценообразования . В результате добровольного взаимодействия на рынке экономически независимых субъектов хозяйственной деятельности – производителей и потребителей, формируются цены, которые удовлетворяют их интересы.

3. Регулирующая функция . Благодаря свободной динамике цен, рынок регулирует объемы производства и потребления товаров, обеспечивая равновесие (соответствие) между ними.

4 . Информационная функция . Рынок дает производителям объективную информацию о вкусах и предпочтениях потребителей, об удовлетворении потребностей на те или иные товары, т.е. о том, что и в каких объемах следует производить.

5. Стимулирующая функция . Конкуренция на рынке стимулирует производителей снижать затраты на производство, повышать качество товаров, осваивать выпуск новых товаров, совершенствовать сервис и т. д.

Конкуренция – это борьба, соперничество между производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров.

6. Санирующая функция . Суть этой функции рынка в том, что благодаря конкуренции происходит вытеснение с рынка товаропроизводителей, производящих неконкурентоспособную продукцию, в результате чего происходит «очищение» экономики от неэффективно работающих предприятий.

Виды рынков

Существующие рынки можно классифицировать по следующим признакам:

ÿ по экономическому назначению (рынок потребительских товаров и услуг, рынок труда, ранок ценных бумаг, рынок денег, рынок средств производства, рынок земли, рынок технологий, рынок информации и т.д.);

ÿ по географическому положению (рынок местный, региональный, национальный, мировой);

ÿ по видам участников рыночных сделок (розничный рынок, оптовый рынок, рынок государственных закупок);

ÿ по степени соблюдения законност и (рынок легальный и рынок теневой);

ÿ по степени зрелости рыночного механизма (рынок формирующийся, развитый

Типы рынков

Наряду с видами рынков принято различать типы рынка.

Тип рынка - это та экономическая среда, в условиях которой работают производители (фирмы) на том или ином рынке.

Специфика этой среды, прежде всего, характеризуется степенью ограничения конкуренции на рынке (степенью монополизации рынка). Степень монополизации рынка в свою очередь определяется уровнем монопольной власти .

Монопольная власть – этоспособность фирмы влиять на рыночную цену товара путем изменения объема производства.

Поведение товаропроизводителя на рынке в значительной мере определяется типом рынка, на котором он работает.

В экономической теории принято различать четыре типа рынка:

1.Рынок совершенной конкуренции ;

2.Рынок чистой монополии ;

3.Рынок монополистической конкуренции ;

4.Рынок олигополии .

Характеристика типов рынка осуществляется по следующим критериям:

1) количество фирм, работающих на рынке;

2) характер производимой продукции;

3) наличие или отсутствие барьеров для вхождения фирм в отрасль (на рынок) и выхода из нее;

4) степень доступности экономической информации.

В традиционных курсах микроэкономики доказывается, что эффективность экономики (рынка) может достигаться только на совершенно конкурентных рынках.

Большинство реально функционирующих рынков может быть отнесено либо к рынкам монополистической конкуренции, либо к олигополии. Следует иметь в виду, что рынок совершенной конкуренции рассматривается в экономической теории как некая абстрактная модель, к которой реально функционирующие рынки могут в большей или меньшей степени приближаться. Вместе с тем, использование данной экономической модели для анализа многих экономических явлений позволяет выявить важнейшие закономерности функционирования рыночного механизма, установить основные взаимосвязи между его элементами.

  1. У чебник для 11 класса общеобразовательных учреждений

    Список учебников

    ОБЩЕСТВО ЗНАНИЕ 11 ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений Под редакцией Л. Н. Боголюбова , А.Ю. Лазебниковой , К.Г. Холодковского Рекомендовано Министерством образования и науки...

  2. Программы вступительных испытаний* проводимых кубгу самостоятельно программы вступительных испытаний на направления подготовки магистратуры программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «математический анализ»

    Программа

    Н.М. Смирновой . – М.: Просвещение, 2008. Обществознание . Профильный уровень : учебник для 10 класса общеобразовательной школы / под ред. Л.Н., Боголюбова , А.Ю. Лазебниковой . – М.: Просвещение, 2008. Обществознание . Профильный уровень : учебник для 11 ...

  3. Рабочая программа по обществознание профильный

    Рабочая программа

    В который входят: учебники : Обществознание : профильный уровень : учебник для 10 кл. общеобразовательных учрежде­ний /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова , Н. М. Смирнова и др. - М.: Просвещение, 2007; Обществознание : профильный уровень : учебник для 11 кл...

  4. Перечень учебников используемых в образовательном процессе на 2012-2013 учебный год

    Перечень учебников

    Выдается малообеспеченным Обществознание Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др. под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание (базовый уровень ). Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений . М.: Просвещение, 2006 ...

  5. Список учебников для 5 класса на 2013-2013 учебный год

    Список учебников

    И профильный уровни). Учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений . – М.: Просвещение, 2011. Информатика и ИКТ. Учебник . 10 класс . Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень : учебник для 10 класса . М.: Бином...

ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ: "ЧЕЛОВЕК"

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Структура деятельности

Ответ:__________.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) субъект деятельности; 2) цель деятельности; 3) структура деятельности; 4) средства деятельности; 5) объект деятельности.

3. Ниже приведены потребности человека. Все они, за исключением двух, являются социальными потребностями.

1) в трудовой деятельности; 2) в созидании; 3) в творчестве; 4) во взаимопонимании; 5) в отдыхе;6) в пище.

4. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.

2. Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

3. Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

4. Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.

5. Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

Ответ:__________.

5. Выберите верные суждения о самооценке личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Самооценка выступает исходной точкой самопознания.

2. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.

3. Завышенная самооценка личности всегда является результатом ее реальных достижений.

4. Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверенными в успехе.

5. Заниженная самооценка способствует развитию лидерских качеств.

Ответ:__________.

6. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.

2. Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.

3. В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.

4. Деятельность человека вызывается социальными потребностями.

5. Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.

Ответ:__________.

7. Выберите верные суждения о потребностях.

1. Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.

2. Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.

3. Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.

4. Потребность служит побудительным мотивом деятельности.

5. Потребность, как правило, направлена на какой- либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.

Ответ:__________.

8. Издавна творения народных мастеров делают красивой повседневную жизнь, украшают предметы быта - одежду, орудия труда, кухонные принадлежности, орудия рыбной ловли и охоты, мебель. Изделия из бересты, меха, дерева, керамики и других предметов декоративно-прикладного искусства представляют собой результаты деятельности

1. духовно-практической

2. социально-преобразовательной

3. творческой

4. познавательной

5. прогностической

6. индивидуальной

Ответ:__________.

9. Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.

2. Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.

3. Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики.

4. Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.

5. Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.

Ответ:__________.

10. Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека

ПРИМЕРЫ

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

1) духовные (идеальные)

Б) в общении

В) в приобретении новых знаний

2) социальные

Г) в общественном признании

3) биологические (естественные)

Д) в воздухе для дыхания

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

11. Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека, социальной группы, общества в целом.

2. Творческая деятельность присуща и человеку, и животному.

3. В результате трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности.

4. Один и тот же вид деятельности может быть вызван с различными мотивами людей.

5. Структура деятельности предполагает наличие цели и средств её достижения.

Ответ:__________.

12. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. К духовным (идеальным) потребностям человека традиционно относят потребности в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.

2. К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.

3. Деятельность - это специфический способ существования человека.

4. Потребности - это переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности.

5. Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему блага и ценности.

Ответ:__________.

13. Кириллу 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие его как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.

2. Рост Кирилла - 180 см.

3. Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4. Кирилл занимается лёгкой атлетикой.

5. Кирилл - добрый и отзывчивый человек.

6. Кирилл хорошо учится в школе.

Ответ:__________.

14. Галине 16 лет. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. У Галины светлые волосы и карие глаза.

2. Галина добрая и отзывчивая.

3. Галина - внешне привлекательная девушка.

4. Рост Галины ниже среднего.

5. Галина - честный человек.

6. Галина дружит со многими своими одноклассниками.

Ответ:__________.

15. Клавдия готовится к путешествию по Испании. Она изучает испанский язык, читает книги об истории и культуре Испании, на интернет-форумах общается со знатоками испанского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путёвку. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Клавдией для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. изучение испанского языка

2. покупка туристической путёвки

3. общение в Интернете

4. чтение книг об Испании

5. знатоки испанского искусства

6. путешествие по Испании

Ответ:__________.

16. Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.

2. Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.

3. Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.

4. Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.

5. Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.

Ответ:__________.

17. Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

4. способности

5. результаты

Ответ:__________.

18. Найдите свойства человека, имеющие социальную природу:

    способность к совместной преобразовательной деятельности;

    стремление к самореализации;

    умение приспосабливаться к природным условиям;

    устойчивые взгляды на мир и своё место в нём;

    потребность в воде, пище, отдыхе;

    способность к самосохранению

Ответ:__________.

19. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социальной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    использование предметов, данных природой

    способность к целеполаганию

    забота о потомстве

    приспособление к условиям окружающей среды

    стремление понять окружающий мир

    общение с помощью членораздельной речи

Ответ:__________.

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Особенности характера, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности _____ (А) и на его жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность. На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни, способы _____ (Б) (игровой, спортивной, учебной), трудовое и общественное поведение, наличие или отсутствие стрессов, главнейшими из которых являются _____ (В) и т.д. Все эти факторы имеют значение как моменты становления ______ (Г) субъекта. Понятие «ответственность» выступает важнейшим внутренним _____ (Д) его деятельности. Чувство ответственности, долга проявляется в сознательной готовности человека следовать установленным ______ (Е), оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. общество

2. человек

3. конфликтные ситуации

4. межличностные отношения

5. деятельность

6. личность

7. регулятор

9. санкции

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Социализация - достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.

У новорожденного есть все биологические предпосылки стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одно социальное свойство не является врожденным - социальный опыт, ценности, чувство совести и чести и т.д. генетически не кодируются и не передаются. Реализация этих предпосылок, их воплощение в определенные социальные качества, свойства зависят от того, с какой средой будет взаимодействовать человек.

Другая сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации, касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения ею социальных требований, ожиданий. Речь идет, в частности, о хронологическом совпадении оптимального срока усвоения социальных ценностей, норм поведения с биологическим развитием личности.

Не следует думать, что процесс социализации осуществляется лишь в детские или юношеские годы. Безусловно, в юные годы создается фундамент духовного развития личности. Однако при всей своей значимости эта основа содержит преимущественно эмоционально-ценностный компонент. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, участвуя во множестве социальных связей, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкретно, во имя чего жить. Процесс обретения, развития

человеком социальных свойств по сути не знает возрастных границ. Меняются социальные роли, которые выполняет личность: рождение внука, выход на пенсию и т.д. требуют новых функций; каждый существенный статусно-ролевой сдвиг в жизни личности привносит что-то новое в ее духовный облик.

Социализация взрослых в какой-то мере даже более драматична, чем социализация в юношеские годы, хотя она чаще всего внешне не заметна. В духовном развитии людей старшего возраста существенно повышается роль самостоятельного анализа и оценки внешних социальных условий, событий.

Средства массовой информации в этом случае чаще всего не могут оказывать прямого воздействия на сознание индивида, этому препятствуют довольно прочные убеждения, оценки уже сложившейся личности.

Реальная духовная жизнь личности представляет собой взаимоотношение внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир взаимодействует с уникальным жизненным опытом личности, порождая единство типичного и неповторимого в ней.

(А.Г. Эфендиев)

21. Раскройте два аспекта связи биологического и социального в процессе социализации личности.

22. Чем характеризуется социализация в зрелые годы? Укажите две особенности этого процесса.

23. Какой институт социализации упомянут в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, приведите еще один и укажите любую другую (помимо социализации) его функцию.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах деятельности, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности.

26. Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трёх примеров влияния социального окружения на человека. В каждом из трёх случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось.

27. Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность и мышление». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ОТВЕТЫ

1. цель

13. 3456

10. 32123

11. 1345

15. 1234

20. 253678

21. 1) биологические предпосылки для становления социальных качеств личности реализуются лишь во взаимодействии с социальной средой;

2) оптимальные сроки усвоения социальных ценностей соотносятся с определенными биологическими этапами развития личности.

22. 1) социализация в этот период жизни протекает более драматически;

2) в зрелом возрасте повышается роль самостоятельного анализа событий.

23. 1) назван упомянутый в тексте институт социализации: средства массовой информации;

2) приведен еще один институт, например, семья;

3) указана еще одна функция, допустим хозяйственно-бытовая.

24. 1) без усвоения общественных норм, ценностей, накопленного человечеством опыта индивид не может стать личностью;

2) социальный опыт не просто воспринимается человеком, но «переплавляется» в соответствии с индивидуальными особенностями личности в собственные убеждения, ориентации;

3) принятие социальных ценностей сочетается в личности с нацеленностью на преобразование общества, творческий потенциал личности неразрывно связан с ее индивидуальными особенностями.

25. 1) смысл понятия, например: «активность человека, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью»;

2) одно предложение с информацией о видах деятельности, опирающейся на знания курса, например: «Существует много классификаций человеческой деятельности, в том числе выделение трех ее ведущих видов: труд, учение, игра»;

3) одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности, например: «Учение направлено на усвоение знаний, приобретение умений и навыков».

26. 1. аккуратность - учитель начальных классов учит ребенка аккуратно и красиво писать;

2. ответственность - родители, оставляя старшего брата приглядывать за младшим, формируют у него ответственность за принятые решения и совершенные поступки;

3. целеустремленность - пример бизнесмена, добившегося успеха за счет своих личных качеств и полученного образования, вдохновил старшеклассника успешно сдать выпускные экзамены и поступить в престижный университет.

27. 1. Уже из определения понятия "способностей" видно, что они не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности, т.к. способности - это индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

2. Нет, не отрицает.

3. Для развития способностей человека одинаково важны и природные и социальные факторы, т.к. имея с рождения какие-либо способности, человек может развить их только при определенных социальных условиях.

28. 1. Деятельность как способ жизни человека и общества.

2. Структура деятельности:

а) субъект;

б) объект;

г) мотивы;

д) действия;

е) результат.

3. Виды деятельности:

а) игра, общение, учение, труд;

б) материальная (материально-производственная, социально-преобразовательная);

в) духовная (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).

4. Мышление как процесс познавательной деятельности.

5. Мышление - основа рационального познания.

6. Виды мышления:

а) словесно-логическое;

б) наглядно-образное;

в) наглядно-действенное