Правило чик и чек в русском языке. Правила чек чик. Суффиксы -чик-, -щик

Цели:

а) принадлежность к профессии

б) черты характера

– С первым заданием Вы справились.

– Можно фонетически различить эти суффиксы?

  • Объясните, когда пишется суффикс чик?
  • Что влияет на его правописание?
  • /После каких букв пишется?/

    А вот волшебная фраза Вам подарок от нашего гостя: волшебная фраза

    – Почему, скажите, она волшебная?

    – Именно после этих согласных и пишется суффикс чик !

    V. Закрепление.

    Образуйте новые слова.

  • Стекло -> стекольщик
  • Доклад -> докладчик
  • Буфет -> буфетчик
  • Обман -> обманщик
  • Заказ -> заказчик
  • колокол -> колокольчик – какое значение имеет? (уменьшительно-ласкательное)
  • перебежать -> перебежчик
  • табун -> табунщик
  • Каждый из Вас является волшебником. И сейчас в этом вы убедитесь,

    – Ребята, выделите суффиксы в написанных словах?

    – Какое значение имеет в этих словах суффиксы чик//щик? /обозначают принадлежность к профессии/.

    б) Отгадай словечко: с объяснением и выделением суффикса

    Выборочный диктант. Выписать слова с изучаемыми суффиксами. Является текстом? Доказать.

    Профессии на любой вкус.
    Каждый человек может выбрать специальность по своему желанию. При постройке зданий нужны каменщики, пильщики, печники, кровельщики, водопроводчики.
    На железных дорогах работают машинисты, смазчики, заправщики, грузчики, угольщики. Без них не мог бы чётко работать железнодорожный транспорт.
    Труд забойщиков и крепильщиков даёт стране драгоценный уголь.
    Над тонкой обработкой дерева, металлов, камней, трудятся резчики, полировщики, гравёры.

    в) Распределительный диктант. Распределить в колонки в зависимости от значения.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Урок Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) (§16)

    Цели урока: познакомить учащихся с правописанием букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-; со способами действия при выборе таких написаний.

    I. Интеллектуальная разминка .

    Ответьте на вопросы, запишите слова-ответы, выделите суффиксы. Как образованы записанные слова?

    Как называют человека, который умеет:

    1) барабанить – барабан щик

    2) составлять компьютерные программы – программ ист

    3) обучать чему-либо – учи тель

    4) играть в баскетбол – баскетбол ист

    5) ловить рыбу – рыб ак

    6) переводить с иностранного языка – перевод чик

    7) спасать людей – спаса тель ?

    II. Организация наблюдения.

    Этот урок посвятим правописанию суффиксов существительных -чик-, -щик-,(-чиц(а), -щиц(а)) .

    Начнём с наблюдения за существительными. Ответим на вопросы, обратим внимание на слова-ответы, выделим суффиксы, подумаем: как образованы записанные слова?

    Слова барабан щик , программ ист , учи тель , баскетбол ист , рыб ак , перевод чик ,спаса тель – это существительные со значением лица, они образовались при помощи суффиксов со значением лица: -чик- , -щик- , -тель- , -ист- , -ак- ;

    слова плиточ ник , отделоч ник , ток арь – также обозначают лицо, они образованы при помощи суффиксов – -ник- , -арь- ,

    а существительные женского рода закрой щиц а, копироваль щиц а, налад чиц а – при помощи суффиксов -чиц- , -щиц- .

    2. Сложности, возникающие при написании существительных с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а))

    Произнесём слова 1 и 2 столбиков, сравним произношение и написание слов с суффиксами, подумаем: произношение какого суффикса не всегда соответствует написанию:

    В словах разносчик , перебежчик , возчик , смазчица , подписчица произношение и написание не совпадают. А это слова именно с суффиксами -чик- , -щик- , (-чиц(а), -щиц(а) ).

    Чем же объясняется такая разница? Здесь действуют фонетические законы: буквосочетания зч , сч , жч , сщ на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий звук щ .

    3. Правило написания существительных с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), —

    В каких случаях пишем -чик- , -чиц(а) , а в каких -щик- , — щиц(а) ? Чтобы не ошибиться в написании слов с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а)) нужно определить, от какого слова образовано существительное и применить правило:

    После букв д/т , з/с , ж пишется суффикс -чик- : изво зчик , перепи счик , перебе жчик , перево дчик , лё тчик , в остальных случаях пишется -щик- : го нщик , бараба нщик -чик-, -щик- пишется только после л : пи л ь щик , крове л ь щик , боле л ь щик .

    Запомнить буквы з, с, ж, д, т пред которыми пишется суффикс -чик- может помочь фраза « ЗоСя ЖДёТ », в которой все согласные как раз те, которые нужно запомнить. Также вам в помощь рифмованное упражнение:

    Труден и сложен русский язык,
    Есть в нём рабочий суффикс -чик(-щик).
    Любит трудиться, но очень раним,
    Ж-Д-Т-З-С дружат лишь с ним!
    Грузчик, разносчик, водопроводчик –
    Суффикс-трудяга, суффикс-рабочий!

    В словах 2 столбика в существительных женского рода суффиксы –чиц(а), -щиц(а) пишутся по аналогии с существительными мужского рода –чиц(а) пишется после д/т, з/с, ж , а в остальных случаях суффикс –щиц(а) .

    4. Как применять правило

    Потренируемся в правописании суффикса.

    В слове переплёт…ик пишем -чик , потому что слово образовано от глагола переплетать, перед суффиксом стоит т , в соответствии с правилом после т пишем -чик .

    В слове камен…ик , пишем -щик , потому что не после д/т, з/с, ж .

    В слове кровел. щик пишем ь , так как после л; пишем -щик , потому что не после д/т, з/с, ж.

    В существительном вязал…ица пишем также ь , и –щиц , а в слове налад…ица (от наладить) пишем –чиц -, т.к. после д .

    Итак, в существительных после букв з, с, ж, д, т пишется суффикс -чик- (фраза для запоминания согласных: « ЗоСя ЖДёТ »): изво зчик , перепи счик , перебе жчик , перево дчик , лё тчик ; в остальных случаях пишется -щик- : го нщик , бараба нщик , фона рщик . Мягкий знак перед суффиксами -чик-, -щик- пишется только после л :пи л ь щик , крове л ь щик , боле л ь щик .

    III. Обращение к правилу на с. 83.

    IV. Закрепление. Упр. 121-124 (задание 1).

    V. Работа с текстом.

    Глубоководную рыбу крысохвоста недаром называют еще барабанщиком морских глубин. Самец с помощью особых мышц издает звук, похожий на барабанный бой. Этот звук привлекает самку. (Р. Маррис, пер. с англ. А. Голова)

    С помощью каких средств связаны предложения в тексте?

    Выпишите однокоренные слова, выполните их морфемный разбор.

    Выпишите слова, образованные сложением, выполните их морфемный разбор.

    Выделите приставки, объясните их правописание.

    VI. Подведение итогов. Упр. 124 (задание 2).

    VII. Дифференцированное домашнее задание. § 16.упр. 120., упр. 125.

    3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных

    При правописании суффиксов имён существительных можно выделить несколько типов правил:

    1) правописание гласных в суффиксах существительных;
    2) правописание согласных в суффиксах существительных.

    Поскольку правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах существительных было рассмотрено в п. 1.12. Правописание гласных после шипящих, 1.13. Правописание гласных после Ц, в данном пункте этот вид правил не анализируется.

    Правописание н и нн в суффиксах существительных, образованных от прилагательных и причастий, см. в п. 3.3.5. Правописание суффиксов имён прилагательных, 3.8.3. Правописание причастий.

    1. Правописание гласных в суффиксах существитель­ных.

    а) Суффикс -ик пишется, если при склонении гласный сохраняется;

    Ключ ик – ключ ик а.

    суффикс -ек пишется, если при склонении гласный выпадает.

    Замоч ек – замо чк а.

    Суффикс -чик всегда пишется с гласным и (суффикса -чек нет в русском языке!);

    Залив → залив чик.

    б) Суффикс -оньк- пишется после твёрдых согласных, кроме ж, ш;

    Шуба → шуб оньк а.

    суффикс -еньк- – после мягких согласных и ж, ш.

    Заря → зор еньк а, душа → душ еньк а.

    Запомните написание: ба и ньки, за и нька, па и нька ;

    в) В существительных среднего рода суффикс -ец(о) пишется, если ударение падает на окончание;

    суффикс -иц(е) пишется, если ударение падает на основу;

    В существительных мужского рода суффикс -ец- пишется, если при склонении гласный выпадает.

    Гор ец – гор ц а.

    г) Сочетание суффиксов -ич- + к- пишется в существительных, образованных от существительных с суффиксом -иц- (ц чередуется с ч);

    Пугов иц а → пугов ичк а.

    В остальных случаях пишется уменьшительный суффикс -ечк- .

    Им ечк о, Ман ечк а.

    Безударного суффикса -ячк- в русском языке нет (!);

    д) сочетание суффиксов -ин- + к- пишется в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом -ин- ;

    Горош ин а → горош инк а.

    Сочетание суффиксов -ен- + к- пишется в уменьшительных существительных, образованных от существительных на -ня и -на, у которых в множественном падеже родительного падежа мягкий знак не пишется.

    Сос на – сосе н → сос енк а; басн я – басе н → бас енк а.

    Суффикс -енк- пишется в некоторых существительных женского рода.

    2. Правописание согласных в суффиксах существительных.

    а) суффикс -чик пишется в словах, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж;

    Разве д чик, счё т чик, расска з чик.

    суффикс -щик пишется в словах, основа которых оканчивается на другие согласные;

    Пи ль щик, ато м щик.

    б) перед суффиксом -чик к, ц, ч заменяются на т.

    Каба к → каба т чик; разда ч а → разда т чик.

    Суффиксы -чик-, -щик-

    1. В первом училище готовили шлифовщиков, а во втором - наборщиков, печатников и переплетчиков. 2. Смазчик на каждой станции проверял колеса вагонов. 3. На строительстве школы каменщики завоевали первенство. 4. Геологоразведчики нашли новое богатое месторождение нефти. 5. Открыв дверь в комнату сварщиков, девочки остановились на пороге. 6. Каждый вечер к столбам подходил фонарщик с лестницей и зажигал фонари.

    8. Извозчик перевозил на пристань капусту, морковь и свеклу.

    Слесарь-водопроводчик быстро исправил повреждение. 9. Во двор зашел стекольщик и лудильщик. 10. Каждое утро газетчик приносил нам свежую газету. 11. Речи зарубежных гостей передавали переводчики. 12. Впереди пионерского отряда шел барабанщик. 13. Летчик нашел рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти. (Жит.) (98 слов.)

    1. Нашей стране нужны многочисленные квалифицированные кадры рабочих: сборщики промышленного оборудования, электрогазосварщики, переплетчики книг и брошюр, резчики по дереву и камню, пильщики и краснодеревщики. 2. Старик оказался хорошим рассказчиком интересных случаев из своей жизни.

    3. С раннего утра и до позднего вечера на пристани работали грузчики. 4. У берега реки всегда можно было найти перевозчика. 5. На постройке плотины особенно хорошо работали бетонщики и каменщики. 6. В магазине начали работать укладчицы и подносчицы товаров. 7. Учреждению были нужны переписчики и копировщики. 8. Впереди батальона шли знаменщики и барабанщики. 9. На строительстве Московского метрополитена работали гранитчики и облицовщики. (95 слов.)

    1. После окончания войны в колхоз приехал вербовщик из Министерства рыбной промышленности. (Чак.) 2. Собрали мы часовщиков, портных, лудильщиков и собственными руками переделали купеческие хоромы в клуб. (Вас.) 3. Через несколько времени погонщики слонов и надсмотрщики привыкли к диким слонам изъявившим большое любопытство к работе и неутомимость. (Тих.) 4. Зимовщиков очень огорчало, что их питомец (собака) имеет такой изъян. (Водоп.) 5. Барабанщики (…) легким шагом прошли через весь зал. (Вор.) 6. Ругая беспечных возчиков (…) бабка начала укладывать поленницу. (Гайд.) 7. Я отыщу секрет и Ларчик вам открою. (Кр.) 8. И днем, и ночью лесной объездчик охранял лес. 9. Отец купил сынишке маленький барабанчик, фонарик и игрушечный диванчик. 10. По краям полевой дорожки росли одуванчики. (95 слов.)

    Суффиксы существительных

    Суффиксы -ик-, -чик- пишутся в том случае, если гласная и при склонении существительных сохраняется во всех формах: кристалл ик (кристалл ик а), шалаш ик (шалаш ик а) ; если при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс -ек: горош ек (горош к а), дождич ек (дождич к а), дружоч ек (дружоч к а), звоноч ек, кулеч ек, мешоч ек, ножич ек, подароч ек, рожоч ек, сучоч ек.

    Примечание. В корне существительных типа орешек, рожочек происходит чередование х — ш, к — ч, ц — ч, поэтому в них выделяется суффикс -ек, -ик, а не -чек — -чик (ср.: палец — пальч- ик) .

    Суффикс -ец пишется у существительных мужского рода (гласная е в суффиксе при склонении исчезает), а суффикс -иц- — у существительных женского рода (гласная и всегда сохраняется): владел ец (владельца), капитал ец (капитальца), мороз ец, рассказ ец, полковод ец; книж иц а (книж иц ы), красав иц а, владел иц а.

    У существительных среднего рода пишется суффикс -ец- , если ударение падает на окончание, а -иц- — если ударение предшествует суффиксу: пальт ец о , письм ец о , ружь ец о ; зда нь иц е, здоро вь иц е, кре сл иц е, пла ть иц е.

    Суффикс -ичк- пишется у существительных женского рода, образованных от основ на иц: лестн ичк а (лестн иц -а), луков ичк а (луков иц -а), пугов ичк а (пугов иц -а), умн ичк а (умн иц -а) . В остальных случаях пишется суффикс -ечк- : пеш ечк а (пешка), сит ечк о (сито), утр ечк о (утро) ; а также в образованиях от слов на мя: врем ечк о, плем ечк о, стрем ечк о, тем ечк о; в именах собственных: Вал ечк а, Зо ечк а, И ечк а, Кол ечк а, Фен ечк а, Юл ечк а (у этих слов основа не оканчивается на иц).

    1. Это же правило можно применять и для сложного суффикса -ничк- : вафель ничк а (вафельн иц -а), сахар ничк а (сахарн иц -а) .

    2. Написание имен собственных с суффиксом -ичк- типа Сон ичк а, Фен ичк а в современном языке ненормативно.

    3. В русском языке безударного суффикса -ячк- нет.

    Суффикс -оньк- пишется у существительных, корень которых оканчивается на твердый согласный: бере з — оньк а, голо в — оньк а, де в — оньк а, ко с — оньк а, Ли з — оньк а, ли с — оньк а, поло с — оньк а; но: Мар ф а — Мар ф’ — еньк а. Суффикс -еньк- пишется у существительных, корень которых оканчивается на мягкий согласный или на шипящий: Ва л’ — еньк а, доро ж — еньк а, до ч’ — еньк а, но ч’ — еньк а, подру ж — еньк а, Са ш — еньк а.
    Исключение: ба иньк и, за иньк а, па иньк а.

    1. От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом -еньк- : мам еньк а, пап еньк а. Формы мама нька, папа нька — просторечные, ма монька — диалектная.

    2. Написания Аннинька, лисонька, Марфинька, полосынька и под., встречающиеся в произведениях писателей-классиков, ненормативны, так как суффиксов -аньк-, -ыньк-, -иньк- в современном языке нет.

    В уменьшительно-ласкательных формах, образованных от существительных на ня с помощью суффикса -к- , ь пишется в том случае, если он имеется в родительном падеже множественного числа: барышен ь — к -а (барышен ь), деревен ь ка (деревен ь), дын ь ка (дын ь), кухон ь ка (кухон ь), милостын ь ка (милостын ь), нян ь ка (нян ь), пустын ь ка (пустын ь), яблон ь ка (яблон ь) .

    Если в родительном падеже множественного числа ь не пишется, то он не употребляется и перед суффиксом -к- : басенка (басен), башенка (башен), колоколенка (колоколен), купаленка (купален), пашенка (пашен), песенка (песен), часовенка (часовен) .

    Сочетание инк (суффиксы -ин- и -к-) пишется в словах, которые образованы от существительных женского рода на ин(а) : бисер инк а (бисер ин а), бус инк а (бус ин а), горош инк а (горош ин а), жемчуж инк а (жемчуж ин а), изюм инк а, миндал инк а, прогал инк а, ссад инк а; по аналогии образованы слова снеж инк а (здесь суффикс -инк- , так как нет слова снежина) , горл инк а, пуш инк а. В немногочисленных словах пишется суффикс -енк- : беж енк а, монаш енк а, неж енк а, нищ енк а, француж енк а, черкеш енк а.

    Суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж: вклад- чик, автомат- чик, буфет- чик, воз- чик, смаз- чик, подпис- чик, перебеж- чик.

    Примечание. Согласные к и ч перед суффиксом -чик- чередуются с т: добыт чик (добыча), кабат чик (кабак) . Суффикс -щик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на другие согласные (кроме д, т, з, с, ж) : ато м — щик, гардеро б — щик, дрессиро в — щик, каме н — щик, фона р — щик, халту р — щик.

    Примечание. Перед суффиксом -щик- ь пишется только после л: кровел ь -щик, пил ь щик, прогул ь щик, текстил ь щик.

    У существительных, образованных от основ прилагательных, пишутся суффиксы:

    Изн- : бел изн а, голуб изн а, желт изн а, крив изн а, нов изн а;
    -ин- : быстр ин а, выш ин а, глуб ин а, стар ин а, сед ин а, толщ ин а;
    -от- : красн от а, мелк от а, наг от а, пестр от а, прям от а, слеп от а;
    -ость- : ветх ость, дик ость, деловит ость, домовит ость, убог ость, угловат ость; а также от основ причастий: возбужденн ость, воспитанн ость, изолированн ость.
    Возможны также образования от основ прилагательных с суффиксом -ность: будущ ность (будущий), всеобщ ность, горяч ность, готов ность, общ ность, сущ ность (сущий) .

    У существительных, образованных от основ глаголов, пишутся суффиксы:
    -енств- : нищ енств о, перв енств о (от нищ енств овать, перв енств овать) ;
    -отн- : бег отн я (от бегать), пачк отн я, руг отн я, стук отн я, толк отн я;
    -ств- (-овств-) : вор овств о, колд овств о, мот овств о, сват овств о, хваст овств о, шут овств о, яв ств о (устар. от явиться) ;
    -еств- : жульнич еств о (от жульничать), кустарнич еств о, лодырнич еств о, мошеннич еств о, привереднич еств о; также от основ прилагательных: излиш еств о, могущ еств о.

    Примечание. Написание слов типа варево, месиво, образованных от глаголов с помощью суффиксов -ив-, -ев- , рекомендуется запомнить. Вот некоторые из них: жар ев о, круж ев о, кур ев о, топл ив о.

    Правописание суффиксов существительных.

    Правописание суффиксов существительных включает в себя целый ряд правил. Правописание Н и НН мы уже разбирали, поэтому оставшиеся правила можно условно поделить на два типа правил:

    1) Правописание согласных в суффиксах существительных ;

    2) Правописание гласных в суффиксах существительных .

    Правописание согласных в суффиксах существительных.

    1) Суффикс –чик пишется в существительных, основа которых заканчивается на согласные ж, з, с, д, т:

    Счетчик, летчик, разведчик, рассказчик.

    Примечание . Согласные к, ч, ц, на которые заканчивается основа существительного, при добавлении суффикса –чик чередуются на –т-:

    Раздача – раздатчик, разведка – разведчик.

    2) Суффикс –щик пишется в существительных, основа которых оканчивается на все остальные согласные:

    Сварщик, кольщик, атомщик.

    Правописание гласных в суффиксах существительных.

    1) Суффикс –чик или суффикс –чек ?

    Суффикс –чик пишется в тех случаях, когда суффикс при склонении по падежам остается неизменным:

    Ключик – ключика – ключику; мальчик – мальчику – мальчика.

    Если при склонении по падежам гласная выпадает, то в именительном падеже пишем суффикс –ек :

    Замочек – замочка – замочку.

    Внимание . Суффикса –чек в русском языке нет!

    2) Суффикс –еньк- и –оньк- .

    Если основа существительного оканчивается на мягкую согласную или согласные ж, ш, то пишется суффикс –еньк- :

    Душа – душенька, заря – зоренька.

    Если основа существительного оканчивается на твердые согласные, кроме ж, ш, то пишется суффикс –оньк- :

    Губа – губонька, шуба – шубонька.

    Слова, которые нужно запомнить . Паинька, баиньки, заинька.

    3) Суффиксы –ич- + -к- получают существительные, основа которых оканчивается на –иц-(при этом, происходит чередование –ц/-ч-):

    Птица – птичка, пуговица – пуговичка.

    Остальные существительные получают уменьшительный суффикс –ечк- :

    Семечка, Манечка, имечко.

    Примечание . В русском языке не бывает безударного суффикса –ячк-!

    4) Суффиксы –ин- + -к- пишутся в существительных ж.р., основа которых оканчивается на –ин- :

    горошина – горошинка; машина – машинка.

    Сочетание суффиксов –ен- + -к- образует уменьшительную форму существительных, которые оканчиваются на –ня и –на (у которых в форме мн.ч. род.п. не пишется мягкий знак):

    Пашня – пашен – пашенка; сосна – сосен – сосенка.

    5) Суффикс –ец(о) пишется в существительных среднего рода, ударение в которых падает на окончание:

    Если ударение в таких существительных падает на один из слогов основы, то пишется суффикс –иц(е):

    Урок по русскому языку на тему «Суффиксы существительных -чик, -чек» (3 класс)

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Золотова Вера Михайловна

    Учитель начальных классов

    МБОУ «Средняя школа №53»

    Предмет: русский язык

    Тема . Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные.

    Место: изучение нового материала

    Цель : познакомить учащихся с условиями выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик.

    Формировать представления о написании суффиксов –ек, — ик.

    Повторить словообразовательный разбор.

    Развивающие: ра звитие речи учащихся, обогащение словарного запаса; развитие орфографической зоркости, логического мышления.

    Воспитательные : воспитание внимательности, аккуратности, любознательности.

    1 Организационный момент

    2 Словарная работа. Повторение изученного материала. Сообщение темы урока.

    3 Знакомство с новым материалом. Работа над темой урока.

    5Упражнения с целью закрепления материала

    6 Домашнее задание

    7 Подведение итога урока

    I Организационный момент

    Глаза смотрят и видят.

    Уши слушают и слышат.

    Сначала думаю, а потом говорю.

    Помню, что в классе я не один,

    Умею слушать мнения других.

    II. Словарно-орфографическая работа

    Учитель. Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа.

    — Для чего мы её проводим?

    Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах.

    Внимание на доску, прочитайте предложение.

    — Могли бы вы встретить такое явление в природе? (Нет).

    — Какое это предложение? (Шуточное).

    — Вставьте в слова недостающие буквы.

    — Какие слова не вызвали затруднений при работе? (на осине, орех)

    — Какую букву нужно писать в этих словах?

    — В каком слове вы затруднились вставить букву? (однажды)

    Почему? (оно новое, с этим словом мы ещё не встречались)

    — Где вы уточните правильное написание этого слова? (В словаре «Пиши правильно»)

    — Откройте словарь и уточните правописание слова «однажды», затем спишите предложение, вставляя буквы.

    ..днажды на..сине вырос..рех.

    — Поставьте в словах ударение, подчеркните, букву, которую нужно запомнить.

    2 ) Сообщение темы урока.

    — Как вы понимаете значение слова беглый?

    — Встречается ли это понятие в русском языке?

    — Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)

    — Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (О и Е)

    — Почему их называют беглыми? (Чередуются с нулевым звуком). С. 125.

    — Где встречались нам беглые гласные? (В корне слов).

    — О чём мы с вами будем сегодня говорить?

    — Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова? Каких?

    — Сформулируйте тему урока. (Чередование звуков в суффиксах слов, Е и О – беглые гласные).

    — Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, нам подскажет Анишит Йокоповна.

    Откройте с. 129 и прочитайте её слова.

    III Работа с новым материалом.

    Упражнение 146, 147, с. 130 (работа в парах)

    Учитель. Откройте словарь. Посмотрите на условное обозначение на полях слева и скажите, с каким словарём будете работать? На какую букву откроете словарь?

    Откройте, прочитайте слова на -ек. Выберите слова, относящиеся к миру растений и грибов и существительные, обозначающие детёнышей домашних животных.

    — Какие слова первой группы вы пометили? Прочитайте слова второй группы.

    Работать будете в парах. Один из вас напишет столбиком одну группу слов, а сосед другую. Рядом пишите слово, от ОСНОВЫ которого оно образовано. Рассмотрите образец в учебнике и начинайте работать.

    Двое работают у доски.

    — Покажите, как образованы любые два слова. Корни не выделяйте, выделяйте только их основы!, как показано в учебнике.

    Выполняется вторая часть задания.

    — Докажите, меняя форму слов, что во всех словах на –ек есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе).

    — Какую форму будете использовать для доказательства? (Р.п. ед.ч).

    — Прочитайте, какую форму использовал Миша?

    V Работа над темой урока.

    — Иногда слова с беглым гласным ПУТАЮТ с другими словами, где такой орфограммы нет.

    — Прочитайте слова на доске: замоч(е/и)к костюмч(е/к)

    Скажите устно, от основ каких слов образовались эти слова? (замок, костюм)

    — В одном из этих слов есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», а в другом – нет.

    — Как это узнать? (Нужно изменить форму слов: пусть это будет форма Р.п. ед.ч.).

    — Где гласный звук «сбежал»?

    — Где он остался на месте?

    — В каком слове из двух есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»?

    — Прочитайте правило Летучей мыши.

    — Письменно покажите как образованы эти слова:

    Замочек – замок/; замоч + ек + … = замочек

    Костюмчик – костюм/; костюм + чик + … = костюмчик.

    — Одинаковые ли суффиксы участвовали в образовании этих слов? (разные: -ек и –чик)

    VI Упражнения, с целью закрепления изученного материала.

    Упражнение 149 (два слова у доски, остальные самостоятельно)

    Песоч .. к – песо чк а; песок/; песоч/ + ек + … = песочек.

    Вагонч .. к – вагонч и ка; вагон/ + чик + … = вагончик.

    Балконч .. к – балконч и ка; балкон/ + чик + … = балкончик.

    Фартуч .. к – фарту чк а; фартук/; фартуч/ + ек + … = фартучек.

    Укропч .. к – укропч и ка; укроп/ + чик + … = укропчик.

    Упражнение 152 (самостоятельно)

    — Постарайтесь записать слова правильно. Что для этого нужно делать?

    — У доски работает трое учеников. (Цепочкой).

    — Давайте составим правило – алгоритм, который поможет вам в дальнейшем правильно писать слова.

    I шаг. Измени форму слова.

    II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.

    Пиши Е или О Пиши И

    Пользуясь алгоритмом, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

    Кто не допустил ни одной ошибки поставьте! это отлично

    Кто допустил одну-две ошибки, поставьте знак + это тоже хорошо

    Кто допустил более двух ошибок, поставьте себе? это значит ещё остались вопросы, не всё

    понято, надо ещё поработать.

    Доскажите слова по алгоритму:

    — Если при изменении формы слова существительного, гласный убегает, то пиши.

    — Если в слове нет орфограммы «беглый гласный», то пиши …

    VIII Домашнее задание.

    Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание домашней работы.

    Правило чик чек

    Гласные в приставках в безударном положении (слабой позиции) пишутся так же, как и в ударном (сильной позиции):

    Слабая позиция

    Согласные в приставках пишутся перед глухими согласными (слабая позиция) так же, как и в сильной позиции (перед Л, М, Н, Р, В и гласными):

    Сильная позиция

    Если приставка стоит перед глухим согласным, то в ней пишется : ра с с вет; ро с п ись .

    Если приставка стоит перед звонким согласным или гласным, то в ней пишется : бе з в одный; ро з ы грыш.

    Приставка при- пишется, если слово обозначает:

    1) приближение (пр и бежать, пр и плыть);

    2) присоединение (пр и вязать, пр и шить);

    3) нахождение около чего-то (пр и морский);

    4) неполноту действия (пр и открыть, пр и встать).

    Приставка пре- пишется, если она обозначает:

    1) =»очень» (пр е длинный = очень длинный);

    2) = пере- (пр е градить = пере городить).

    После приставок на согласные перед я, ю, е, ё пишется разделительный Ъ:

    раз ъ я рился; с ъ е жился; под ъ е зд; пред ъ ю билейный.

    После приставок, оканчивающихся на согласный, вместо И пишется Ы:

    и грать -> под ы грать; и скать -> раз ы скать.

    НО ! После приставок МЕЖ-, СВЕРХ- и иноязычных сохраняется И:

    сверх и нтересный, дез и нформация, меж и нститутский.

    Приставка КОЕ — с наречиями и местоимениями пишется через дефис:

    кое кто, кое где, кое куда.

    НО! Кое у кого, кое с кем

    Приставка Н Е — в наречиях и местоимениях пишется под ударением, а Н И — без ударения:

    н е когда, н и когд а , н е кто, н и кт о .

    В приставках РАЗ-(РАС-) и РОЗ- (РОС-) без ударения пишется а ,

    под ударением — о :

    р а звал и ть — р о звальни; р а зл и в — р о злив; р а спис а ние — р о спись; р а сс ы пать-р о ссыпь.

    Следует различать переходные и непереходные глаголы с приставками ОБЕЗ-(ОБЕС-).

    В переходных глаголах с приставками ОБЕЗ-(ОБЕС-) перед —ть и пишется и, а в непереходных — е:

    Болезнь обес сил и ла(переход.) девочку. Она обес сил е ла(непереход.);
    Частые вырубки могут обез лес и ть(переход.) местность. Местность может обез лес е ть(непереход.).

    В существительных, которые обозначают людей по роду их деятельности, после согласных Д, Т, З, С, Ж пишется — Ч ИК, после других согласных пишется — Щ ИК :
    перевод чик , переплет чик , груз чик , перебеж чик , разнос чик ; камен щик , набор щик .

    Примечание:
    1) После Т в некоторых словах пишется суффикс — Щ ИК: ремонт щик , брильянт щик .
    2) Мягкий знак перед суффиксом -ЩИК пишется только после Л: стекол ь щик , кровел ь щик .

    Если при склонении существительного гласный выпадает, в суффиксах пишется Е , если сохраняется — И:
    носочек — носочк а, платочек — платочк а, столик — столик а, кирпичик — кирпичик а.

    После шипящих под ударением пишется суффикс — О К:
    сучок , дружок .

    Суффикс — Е Ц пишется:
    а) в словах мужского рода (хлебец, палец );
    б) в словах среднего рода с ударением на окончании (письмец о , пальтец о ).

    Суффикс — И Ц пишется:
    а) в словах женского рода (ушиц а, лужиц а);
    б) в словах среднего рода с ударением на основу (кр е слице , м а слице ).

    Суффикс — И ЧК- пишется в словах, образованных от существительных с суффиксом — и ц- ,
    в остальных случаях пишется суффикс — Е ЧК — :
    луковиц а — луковичк а; но кошечк а, семечк о.

    Суффикс — И НК- (сочетание суффиксов (-ин- + -к- ) пишется в словах, образованных от существительных с суффиксом — ин — : (соломин а- соломинк а, изюмин а- изюминк а).
    Суффикс — Е НК- пишется в уменьшительных существительных, образованных от слов на — ня и — на , у которых в родительном падеже множественного числа мягкий знак не пишется:
    (вишня — вишен — вишенк а; сосна — сосен — сосенк а).

    1) Уменьшительно-ласкательные суффиксы -ОН Ь К- (-ЕН Ь К-) пишутся всегда с Ь.
    Суффикс — О НЬК — пишется после твердых согласных, а — Е НЬК — — после мягких согласных, шипящих и гласных:
    лис онь к а, нож ень к а, Зо ень к а.

    2) Суффиксы -ОНК- (-ЕНК-) , придающие слову пренебрежительное значение, пишутся без Ь.
    Суффикс — О НК — пишется после шипящих под ударением, суффикс — Е НК — — в остальных случаях:
    девч онк а, руч онк а, но: изб енк а, шуб енк а.

    После этих суффиксов в одушевленных существительных мужского рода и в существительных женского рода пишется окончание — а ,
    а в неодушевленных существительных мужского рода и в существительных среднего рода пишется окончание — о :
    сынишк а , соседушк а , девушк а ; но: заборишк о , домишк о , полюшк о .

    Суффикс — И В- всегда ударный:
    (игр и в ый, правди в ый).
    Исключение : ми лостив ый, юр о див ый.

    В суффиксах -ЧИВ- и -ЛИВ-, производных от -ИВ-, всегда пишется И:
    засушлив ый, доходчив ый.

    В безударном положении — Е В- : боев о й, со ев ый (см. следующее правило).

    Суффиксы прилагательных -ОВ- (-ОВАТ-, -ОВИТ-) и -ЕВ- (-ЕВАТ-, -ЕВИТ-).
    После твердых согласных пишутся суффиксы — О В-, — О ВИТ-, — О ВАТ-:
    мех ов ой, вин оват ый, дел овит ый.
    После мягких согласных, шипящих и -Ц- пишутся суффиксы -Е В-, — Е ВИТ-, — Е ВАТ-:
    тен ев ой, рыж еват ый, глянц ев ый.
    После шипящих под ударением пишется суффикс — О В-, а в безударном положении — Е В-:
    парч
    о в ый, холщо в ый, сторожев о й.

    Суффиксы прилагательных -К- и -СК-.
    1) Суффикс -К- пишется в качественных прилагательных (они имеют краткую форму) и в относительных прилагательных, образованных от существительных с основой на — К, — Ц, — Ч:
    узк ий (узок), низк ий (низок); казацк ий (казак ), немецк ий (немец ), ткацк ий (ткач ).
    В остальных относительных прилагательных пишется суффикс -СК — :(французск ий, одесск ий).
    Исключения : узбекск ий (узбек ), таджикск ий (таджик ), иракск ий (Ирак ), эвенкск ий (эвенк ).

    2) Буква Ь пишется перед суффиксом -СК- только после Л (сель ск ий) , а также в прилагательных, образованных от названий месяцев на —нь и —рь (сентябрь ск ий, июнь ск ий).
    Исключение : день-день ск ой, январ ск ий.

    Суффикс прилагательных -ЧАТ-.
    Суффикс -ЧАТ- всегда пишется с буквой — А:
    узорчат ый, игольчат ый.

    Суффиксы прилагательных -ИНСК- и -ЕНСК-.
    Суффикс — И НСК- пишется в прилагательных, образованных от существительных на -И(-Ы) и -А(-Я):
    Сочи -сочинск ий, Ялта -ялтинск ий.
    Исключение : Пенза -пензенск ий, Пресня -пресненск ий.

    Суффикс — И Н- + -СК- пишется:
    а) если прилагательное образовано от притяжательного прилагательного на -ИН- (сестринск ий);
    б) если прилагательное образовано от существительного на -ИН- (воинск ий).


    Во всех остальных случаях пишется — Е НСК-:
    Грозный — грозненск ий, Заречье — зареченск ий.

    I . Существительные с Н и НН.
    II. Прилагательные с Н и НН. , образованные от существительных.
    III. Прилагательные с Н и НН. , образованные от глаголов.
    IV. Сложные прилагательные с Н и НН. .
    V. Наречия с Н и НН.

    1. Написание Н и НН в существительных зависит от слов, от которых они образованы, или от морфем, с помощью которых они составлены,
    например : в существительном путан ица одно Н, так как оно образовано от прилагательного путан ый ,
    а в существительном запутанн ость два НН., так как оно произведено от причастия запутанн ый .

    Или: торфян ик (торфян ой ), гостин ица (гостин ый), копчен ости (копчен ый),
    НО: воспитанн ик (воспитанн ый), лиственн ик (лиственн ый), согласованн ость (согласованн ый).

    2. В существительных пишется НН, если одно Н входит в корень, а второе Н- в суффиксе:
    бессонн ица (сон + —н иц-), дружинн ик (дружин +-н ик-).

    1. Одно Н пишется в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса — АН-(-ЯН-), -ИН- : кожан ый, глинян ый, журавлин ый.
    Исключения: стеклянн ый, оловянн ый, деревянн ый.
    Примечание : прилагательные бараний, сазаний, фазаний, тюлений, павлиний пишутся с одним Н, так как образованы от существительных с основой на -Н и суффикса [-j-].

    2. Два НН пишется в следующих случаях:
    а) если прилагательное образовано от существительного, которое имеет основу на — Н (второе Н является суффиксом прилагательного): сонн ый (сон ), былинн ый (былин а) ;
    б) если прилагательное образовано от существительного на — МЯ (имя, время): временн ой, именн ой ;
    в) если прилагательное образовано от существительного с помощью суффикса — ОНН- (-ЕНН-) : экскурсионн ый, клятвенн ый.
    Исключение:
    ветрен ый. Однако приставочные формы зтого прилагательного пишутся с двумя НН: без ветренн ый, про ветренн ый;
    г) Если прилагательное с суффиксом -ЕНН- выражает субъективную оценку (большую меру признака): высоченн ый, здоровенн ый.

    III. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ С Н И НН, ОБРАЗОВАННЫЕ ОТ ГЛАГОЛОВ.

    1) В прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН:
    изысканн ый, возвышенн ый, доверенн ый, отъявленн ый.
    Искл нн ючения : назван ый брат (назван ая сестра) , посажен ый отец, смышлен ый.
    Примечание: следует отличать прилагательного ранен ый от причастия раненн ы й , имеющего при себе пояснительные слова: раненн ый пулей , раненн ый в бою .

    2) В прилагательном пишется НН, если оно имеет суффикс -ОВАНН- (-ЕВАНН-):
    маринованн ые (маринова ть), циклеванн ые (циклева ть).
    Исключения : кован ый, жеван ый, клеван ый . В этих словах -ОВ- и -ЕВ- входят в корень, а не суффикс. В приставочных образованиях пишется НН: скованн ый, пережеванн ый, выклеванн ый.

    3) В прилагательном пишется одно Н, если оно образовано от глаголов несовершенного вида (не имеющих приставок, не содержат суффикса -ОВАНН- (-ЕВАНН-): сеян ый, крашен ый, мочен ый.
    Исключения : деланн ый, желанн ый, жеманн ый, медленн ый, невиданн ый, негаданн ый, нежданн ый, неслыханн ый, нечаянн ый,священн ый, чеканн ый и др.

    4) В прилагательных. с приставкой НЕ-, образованных от глаголов несовершенного вида, пишется одно Н, так как присоединение к глаголу НЕ- не меняет его вида: некрашен ый, непуган ый.

    1) Одно Н пишется в первой части сложного прилагательного, если она образована от существительного, прилагательного, имеющего Н: вагон оремонтный (вагон ). прян о-нежный (прян ый ).

    2) Два НН пишется в первой части сложного прилагательного, если она образована от прилагательного, имеющего НН: вагонн о-паровозный (вагонн ый), общественн о-политический (общественн ый) .

    3) Два НН пишется во второй части сложного прилагательного, если она выражена именной основой на НН: четырехгранн ый (гран ь +-н -),твердокаменн ый (камен ь+ —н -).

    4) Два НН пишется во второй части сложного прилагательного, если она образована от глагола совершенного вида: свежезамороженн ый (за морозить).

    5) Одно Н пишется во второй части сложного прилагательного, если она образована от глагола несовершенного вида: свежеморожен ый (морозить).

    V. НАРЕЧИЯ С Н И НН.
    Наречия, образованные от полных прилагательных (и бывших причастий) с одним или двумя Н, сохраняют этот суффикс:
    (путан ый-путан о, рассеянн ый-расеянн о).

    Суффиксы местоимений и наречий -ТО, -ЛИБО и -НИБУДЬ.
    Местоимения и наречия, образованные при помощи суффиксов -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, пишутся через дефис:
    где — то , кто — нибудь , что — либо .

    Суффикс наречий -Е.
    Наречия, образованные от прилагательных на -ИЙ и от причастий на -ШИЙ,-ЩИЙ, пишутся с суффиксом — Е :
    внешний -внешне , угрожающий — угрожающе .

    Суффиксы глаголов -ОВА(ть) (-ЕВА(ть)) и -ЫВА(ть) (-ИВА(ть)).
    В неопределенной форме и в форме прошедшего времени глаголов пишется:
    1) суффикс — О ВА- (- Е ВА-), если в форме 1-го лица настоящего времени глагол оканчивается на -ую , -юю
    (командова ть — командую , горева ть — горюю );
    2) суффикс — Ы ВА- (- И ВА-), если в форме 1-го лица настоящего времени глагол оканчивается на -ываю , -иваю (воспитыва ть — воспитываю , устраива ть — устраиваю );

    Соединительные гласные -О- и -Е-
    После основ на твердый согласный пишется соединительная гласная О, после основ на мягкий согласный — Е:
    дально видный, дальне восточный.

    Разделительный -Ъ- в сложных словах
    В сложных словах, первую часть которых образуют числительные двух-, трех-, четырех-, перед буквами Я, Ю, Е, Ё пишется разделительный Ъ:
    двух ъ я русный, трех ъ я зычный.

    Дефис в сложных словах
    Пишутся через дефис:
    1) названия промежуточных сторон света:
    северо запад, юго восток;
    2) сложные прилагательные, образованные из двух и более основ, обозначающих равноправные понятия; между частями таких прилагательных в их начальной форме можно вставить сочинительный союз И или НО:
    вопросительно ответный, беспроцентно — выигрышный;
    3) многие сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки:
    военно медицинская, народно освободительная;
    4) сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов:
    золотисто красный, иссиня черный.

    Сложные слова с корнем пол-(половина)
    Пол-(половина) в составе сложного слова пишется через дефис, если вторая часть начинается с:
    1) гласной буквы (пол -а рбуза) ;
    2) буквы Л (пол -л иста) ;
    3) является собственным именем (пол -Е вропы).

    Во всех других случаях пишется слитно:
    пол месяца, впол голоса.

    Какие слова с суффиксом -чик-, -щик- вы знаете? Ответить на поставленный вопрос сможет практически каждый человек. Хотя есть и такие люди, которые путаются в постановке данных морфем. В связи с этим представленную статью мы решили посвятить именно этой теме.

    Общие сведения

    С суффиксом -чик- нередко употребляются в письме с такой морфемой, как -щик-. Следует отметить, что это грубейшая ошибка. Ведь существует строгое правило в русском языке, которое прямо указывает на то, в каком случае следует писать букву «ч», а в каком - «щ».

    Особенности суффикса

    Как следует писать и говорить: «переписщик» или «переписчик»? Далеко не каждый знает правильный ответ на этот вопрос. Однако специалисты утверждают, что такая лексическая единица имеет суффикс -чик-. Следовательно, правильно требуется писать «переписчик». Хотя во время произношения необходимо использовать только первый вариант.

    Основное правило

    Как видите, суффикс -чик-, а также суффикс -щик- могут довольно легко вызывать множество сомнений по поводу их написания в тексте. Именно поэтому специалисты рекомендуют запомнить то правило русского языка, которое объясняет выбор определенной морфемы. Для тех, кто его не знает, представим его прямо сейчас.

    Если основа оканчивается на такие согласные буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з», то после них требуется писать только суффикс -чик-. Для того чтобы данное правило стало более понятным, приведем несколько наглядных примеров:


    Как видите, большинство из представленных слов обозначают те или иные профессии. С суффиксом -чик- также употребляются такие лексические единицы, которые образуют названия лиц по их принадлежности к определенному месту жительства и национальности.

    Важно запомнить

    Теперь вам известно, какие в русском языке существуют слова с суффиксом -чик- были представлены выше). Однако для правильного написания упомянутых лексических единиц следует знать не только вышеописанное правило. Ведь довольно большое количество людей совершают и такие ошибки, как:

    • раздача + суффикс -чик- будет «раздаччик»;
    • кабак + суффикс -чик- будет «кабакчик»;
    • добыча + суффикс -чик- будет «добыччик» и проч.

    Следует особо отметить, что это неверное словообразование. Однако и на этот счет в русском языке имеется отдельное правило, которое звучит следующим образом: перед суффиксом -чик- такие буквы, как «ц», «к» и «ч» заменяются на букву «т». Приведем наглядный пример:


    В каких случаях ставится суффикс -щик-?

    Теперь вам известно о том, в каких случаях следует писать слово с суффиксом -чик-. Однако в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, в которых применяется морфема -щик-. Как и в предыдущем случае, такой суффикс может ставиться в именах существительных, которые образуют собой названия лиц мужского пола, имеющих ту или иную профессию, занимающихся определенным родом занятий, а также принадлежащих к какой-либо национальности или месту жительства.

    Также морфема -щик- пишется в том случае, если основа имени существительного заканчивается на другие согласные буквы, отличные от вышепредставленных («т», «ж», «д», «с» и «з»). Приведем наглядный пример:


    Иноязычные слова

    Как было сказано выше, слово с суффиксом -чик- пишется в том случае, если основа имени существительного оканчивается на следующие буквы: «т», «ж», «д», «с» и «з». Тогда напрашивается вопрос о том, почему в некоторых лексических единицах используется морфема -щик-, даже если ее основа имеет на конце букву «т». Следует особо отметить, что это не слова-исключения, а лишь иноязычные формы.

    Таким образом, некоторые лексические единицы, которые перешли в русской язык с иностранного, могут образоваться при помощи суффикса -щик-, даже если на конце имени существительного стоит буква «т». Но это лишь в том случае, если иноязычное слово оканчивается на 2 согласные. Приведем наглядный пример:

    • процеНТ - процентЩИК;
    • асфалЬТ - асфальтЩИК и пр.

    Следует ли ставить «мягкий знак»?

    О том, когда пишется слово с суффиксом -чик-, а когда с суффиксом -щик-, мы выяснили. Однако во время написания таких имен существительных нередко возникает и такой вопрос: требуется ли ставить перед морфемой -щик-? Ведь довольно большое количество людей часто пишут представленные слова следующим образом:

    • зачинЬщик;
    • бетонЬщик;
    • табунЬщик;
    • фонарЬщик и проч.

    С чем это связано? Дело в том, что согласная «щ» представляет собой мягкую букву, и она нередко так смягчает звук, что некоторые люди пишут перед ней «ь». Однако это неправильно. Ведь в русском языке и на этот счет существует свое правило. Оно гласит, что мягкий знак следует писать в именах существительных только после «л». Приведем наглядный пример:

    • кровельщик;
    • стекольщик;
    • плательщик;
    • прядильщик;
    • пильщик;
    • бурильщик;
    • носильщик;
    • угольщик;
    • кровельщик;
    • строгальщик и проч.

    Различай суффиксы

    Слово с суффиксом -чик- следует писать только в том случае, если основа имени существительного оканчивается на такие буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з». Но как же тогда объяснить правописание таких лексических единиц, как калачик, диванчик, кирпичик ключик мальчик, пальчик, огурчик стульчик, мячик и пр.? Дело в том, что во всех представленных словах суффиксом выступает не -чик-, а -ик-. Что касается буквы «ч», то она является либо отдельным суффиксом, либо входит в корень. Именно поэтому такие лексические единицы не подпадают под вышеописанные правила. Более того, данная морфема является чередующейся (-ик-/-ек-). И чтобы проверить ее написание, следует просклонять основное слово. Таким образом, суффикс -ек- ставится в тех лексических единицах, при склонении которых гласная буква «е» выпадает. Приведем пример:


    Что касается суффикса -ик-, то он пишется в тех словах, при склонении которых буква «и» сохраняется. Приведем пример:

    • диванчик - диванчика;
    • мальчик - мальчика;
    • калачик - калачика;
    • огурчик - огурчика;
    • кирпичик - кирпичика;
    • ключик - ключика;
    • стульчик - стульчика;
    • пальчик - пальчика;
    • личико - личика;
    • мячик - мячика и проч.

    Золотова Вера Михайловна

    Учитель начальных классов

    МБОУ «Средняя школа №53»

    Предмет: русский язык

    Класс: 3

    Тема . Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные.

    Место: изучение нового материала

    Цель : познакомить учащихся с условиями выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик.

    Задачи:

    Образовательные:

    Формировать представления о написании суффиксов –ек, - ик.

    Повторить словообразовательный разбор.

    Развивающие: ра звитие речи учащихся, обогащение словарного запаса; развитие орфографической зоркости, логического мышления.

    Воспитательные : воспитание внимательности, аккуратности, любознательности.

    План урока:

    1 Организационный момент

    2 Словарная работа. Повторение изученного материала. Сообщение темы урока.

    3 Знакомство с новым материалом. Работа над темой урока.

    4 Физкультминутка

    5Упражнения с целью закрепления материала

    6 Домашнее задание

    7 Подведение итога урока

    Ход урока.

    I Организационный момент

    Глаза смотрят и видят.

    Уши слушают и слышат.

    Сначала думаю, а потом говорю.

    Помню, что в классе я не один,

    Умею слушать мнения других.

    II. Словарно-орфографическая работа

    Учитель. Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа.

    Для чего мы её проводим?

    Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах.

      Словарная работа.

    Внимание на доску, прочитайте предложение.

    Могли бы вы встретить такое явление в природе? (Нет).

    Какое это предложение? (Шуточное).

    Вставьте в слова недостающие буквы.

    Какие слова не вызвали затруднений при работе? (на осине, орех)

    Какую букву нужно писать в этих словах?

    В каком слове вы затруднились вставить букву? (однажды)

    Почему? (оно новое, с этим словом мы ещё не встречались)

    Где вы уточните правильное написание этого слова? (В словаре «Пиши правильно»)

    Откройте словарь и уточните правописание слова «однажды», затем спишите предложение, вставляя буквы.

    ..днажды на..сине вырос..рех.

    Поставьте в словах ударение, подчеркните, букву, которую нужно запомнить.

    2 ) Сообщение темы урока.

    Как вы понимаете значение слова беглый?

    Встречается ли это понятие в русском языке?

    Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)

    Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (О и Е)

    Почему их называют беглыми? (Чередуются с нулевым звуком). С. 125.

    Где встречались нам беглые гласные? (В корне слов).

    О чём мы с вами будем сегодня говорить?

    Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова? Каких?

    Сформулируйте тему урока. (Чередование звуков в суффиксах слов, Е и О – беглые гласные).

    Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, нам подскажет Анишит Йокоповна.

    Откройте с. 129 и прочитайте её слова.

    III Работа с новым материалом.

    Упражнение 146, 147, с. 130 (работа в парах)

    Учитель. Откройте словарь. Посмотрите на условное обозначение на полях слева и скажите, с каким словарём будете работать? На какую букву откроете словарь?

    Откройте, прочитайте слова на -ек. Выберите слова, относящиеся к миру растений и грибов и существительные, обозначающие детёнышей домашних животных.

    Какие слова первой группы вы пометили? Прочитайте слова второй группы.

    Работать будете в парах. Один из вас напишет столбиком одну группу слов, а сосед другую. Рядом пишите слово, от ОСНОВЫ которого оно образовано. Рассмотрите образец в учебнике и начинайте работать.

    Двое работают у доски.

    Покажите, как образованы любые два слова. Корни не выделяйте, выделяйте только их основы!, как показано в учебнике.

    Выполняется вторая часть задания.

    Докажите, меняя форму слов, что во всех словах на –ек есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе).

    Какую форму будете использовать для доказательства? (Р.п. ед.ч).

    Прочитайте, какую форму использовал Миша?

    IV Физминутка

    V Работа над темой урока.

    Учитель.

    Иногда слова с беглым гласным ПУТАЮТ с другими словами, где такой орфограммы нет.

    Прочитайте слова на доске: замоч(е/и)к костюмч(е/к)

    Скажите устно, от основ каких слов образовались эти слова? (замок, костюм)

    В одном из этих слов есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», а в другом – нет.

    Как это узнать? (Нужно изменить форму слов: пусть это будет форма Р.п. ед.ч.).

    Замоч е к – замо чк а

    Костюмч и к – костюм чик а.

    Где гласный звук «сбежал»?

    Где он остался на месте?

    В каком слове из двух есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»?

    - Прочитайте правило Летучей мыши.

    Письменно покажите как образованы эти слова:

    Замочек – замок/; замоч + ек + … = замочек

    Костюмчик – костюм/; костюм + чик + … = костюмчик.

    Одинаковые ли суффиксы участвовали в образовании этих слов? (разные: -ек и –чик)

    VI Упражнения, с целью закрепления изученного материала.

      Упражнение 149 (два слова у доски, остальные самостоятельно)

    Песоч .. к – песо чк а; песок/; песоч/ + ек + … = песочек.

    Вагонч .. к – вагонч и ка; вагон/ + чик + … = вагончик.

    Балконч .. к – балконч и ка; балкон/ + чик + … = балкончик.

    Фартуч .. к – фарту чк а; фартук/; фартуч/ + ек + … = фартучек.

    Укропч .. к – укропч и ка; укроп/ + чик + … = укропчик.

      Упражнение 152 (самостоятельно)

    Постарайтесь записать слова правильно. Что для этого нужно делать?

    У доски работает трое учеников. (Цепочкой).

    Давайте составим правило – алгоритм, который поможет вам в дальнейшем правильно писать слова.

    I шаг. Измени форму слова.

    II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.

    Да Нет

    Пиши Е или О Пиши И

      Пользуясь алгоритмом, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

    Взаимопроверка.

    Кто не допустил ни одной ошибки поставьте! это отлично

    Кто допустил одну-две ошибки, поставьте знак + это тоже хорошо

    Кто допустил более двух ошибок, поставьте себе? это значит ещё остались вопросы, не всё

    понято, надо ещё поработать.

    VII Итог урока.

    - Доскажите слова по алгоритму:

    Если при изменении формы слова существительного, гласный убегает, то пиши...

    Если в слове нет орфограммы «беглый гласный», то пиши …

    VIII Домашнее задание.

    Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание домашней работы.

    Упражнение 154