Как провести тестирование для оценки школьной зрелости. Диагностика готовности ребенка к школе (Определение школьной зрелости по тесту Керна-Йирасека). Диагностика готовности к школьному обучению

Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Готовность к школе.

Вопрос: готовность к обучению.

Цель: Определение уровня готовности ребенка к школьному обучению. Тест выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу.

а) тест “Рисунок человека” (мужской фигуры);

б) копирование фразы из письменных букв;

в) срисовывание точек;

г) опросник.

Краткая история

Данный тест был предложен Я.Йирасеком как модификация и обновление существующей методики А.Керна и получил объединенное название "Обновленный тест Керна-Йирасека".

В 1978 г. графический тест Керн-Йирасек впервые опубликован на русском языке, однако массовое применение получил лишь спустя 6-10 лет. Исключительная простота тестирования, максимальная доступность сделали его любимым инструментом не только среди психологов, но и учителей, и даже воспитателей детских садиков.

Некоторые горе-специалисты весьма вольно интерпретировали результаты обследования, навешивая детям, не набравшими нужное количество баллов, ярлыки “неуспевающий”, “отстающий”, и даже применяли более крепкие выражения, ставящие крест на ребенке, которому “не повезло” качественно выполнить тест. Между тем Я.Йирасек предостерегал от подобного толкования, он снабдил методику весьма ясными инструкциями и дал точные пояснения к интерпретации (смотреть во 2 части).

О чем расскажет тест Керна-Йирасека и для кого он предназначен?

Данная методика предназначена для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1), его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2), также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста).

Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.

Методика проведения

Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: Он ел суп.

Внизу вы рисуете группу точек так, как показано на рис. Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию.

Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.

Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т.д.

1. Нарисуй мужчину . Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.

2. Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т.е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему, языке, например, на английском: He eats soup.

3. Затем он переходит к группе точек. Вы говорите: “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же.” Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.

После окончания теста не забудьте похвалить ребенка.

Если в первом задании ребенок наотрез отказывается рисовать мужчину, не настаивайте – это вам информация на размышление. Такой отказ может говорить о неблагополучии в семье ребенка, когда отец отсутствует вообще, от него исходит угроза или же с ним связаны психотравмирующие впечатления.

По поводу интерпретации Я.Йирасек отмечал, что высокое качество выполнения говорит о большей вероятности, что испытуемый будет успешно справляться с школьной программой. Однако если с тестом справился плохо – это НЕ значит, что в школе он станет двоечником и неучем. Вовсе нет. И такие дети хорошо учатся. Просто бывает, что ребенок схематично рисует человека, что сказывается на общей сумме баллов.

Так что если вы набрали не те баллы, какие хотелось бы – подумайте, все ли вы делаете для развития своего ребенка? Проявите к нему больше внимания, чаще занимайтесь с ним всеми играми и упражнениями, которые развивают мелкую моторику, память и мышление.

ИТАК, ПРОВОДИМ ВСЕ ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ ТЕСТА КЕРНА-ЙИРАСЕКА:

а) Тест “Рисунок человека” (очень важно!) - применяется во всех школах СНГ:

Задание

“Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.

Оценивание

1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.

2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.

3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.

5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

б) Копирование фразы из письменных букв

Задание

“Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.

На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная: Он ел суп.

Оценивание

1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).

2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).

3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.

4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.

5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.

в) Срисовывание точек

“Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”.

В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.

Оценивание

1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.

2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.

3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.

4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.

5 баллов: каракули, чирканье.

После оценки каждого задания все баллы суммируются.

Итак, если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:

3-6 баллов – это у него высокий уровень готовности к школе;

7-12 баллов – вполне средний уровень;

13-15 баллов – так и быть, низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития (а, может быть, просто у ребенка было плохое настроение? - через денек пройдем тест ещё разок! Дай Бог, всё получится, но, нужно быть внимательнее!)

г) ОПРОСНИК . Последняя часть теста Керн-Йирасик (Керн-Юрасик в другом написании)

Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.

Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются:

Какое животное больше – лошадь или собака?

(лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)

Утром мы завтракаем, а днем...

(обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)

Днем светло, а ночью...

(темно = 0; неправильный ответ = -4)

Небо голубое, а трава...

(зеленая = 0; неправильный ответ = -4)

Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?

(фрукты = 1; неправильный ответ = -1)

Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;

неправильный ответ = -1)

Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)

(города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)

Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)

(правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)

Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...?

(щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)

Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?

(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;

на кошку без объяснения = -1, на курицу = -3)

Почему во всех автомобилях тормоза?

(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и т.д. = 1;

одна причина = 0; неправильный ответ = -1)

Чем похожи друг на друга молоток и топор?

(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

Чем похожи друг на друга кошка и белка?

(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?

(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг) = 3;

винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)

Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это...

(спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; не знает = 0)

Какие ты знаешь транспортные средства?

(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;

только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;

неправильный ответ = 0)

Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

(3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4;

одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0

Почему люди занимаются спортом?

(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4;

одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)

Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?

(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)

Почему на письмо нужно наклеивать марку?

(так платят за пересылку этого письма = 5;

другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы.

Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).

Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.

Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.

От - 1 до – 10 – ниже среднего.

От – 11 и меньше – низкий показатель.

Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.

Литература:

1. А.Керн, модификация Я.Йирасека. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. -

М.: НПО «Образование», 1996

2. Психологическая готовность к школе. - 4-е изд., перераб. и дополн.-

Спб.: Питер, Серия «Учебное пособие», 2004.


Следующие тесты для приема в 1-й класс применяют после проведения теста Керна-Йирасека:

Методика «Домик»

Методика представляет собой задание на срисовывание кар­тинки, изображающей домик, отдельные детали которого состав­лены из элементов прописных букв.

Задание позволяет выявить: умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец; умение скопировать его.

Эти умения предполагают определенный уровень развития: произвольного внимания; пространственного восприятия; сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

(Перед ними кладется лист с «домиком»; рис.1.) Педагог об­ращается к ребенку: «Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы рисунок был точно такой же, как этот образец. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать ластиком нельзя. Надо по­верх неправильного рисунка или рядом правильно нарисовать. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».


Ход выполнения работы

Перед выполнением задания педагог обращается к детям со словами: «Перед вами лежит лист бумаги и карандаш». На этом листе их просят нарисовать точно такую картинку, какую они видят на рисунке.

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка (забор, дым, труба,
крыша, окно, основание домика) - 4 балла;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более, чем в два
раза при относительно правильном сохранении размера
всего рисунка (баллы начисляются за каждую деталь) - 3
балла;

в) неправильно изображенный элемент (колечки дыма, забор -
правая и левая стороны, штриховка на крыше, окно,
труба) - 2 балла.

Элемент оценивается в целом. Если часть его скопирована верно, то начисляется 1 балл. Количество элементов в детали рисунка не учитывается;

г) неправильное расположение деталей в пространстве (забор

не на общей с основанием домика, линии, смещение трубы, окна и т.д.) - 1 балл;

д) отклонение прямых линий более, чем на 30° от заданного
направления (перекос вертикальных и горизонтальных
линий, заваливание забора) - 1 балл;

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть

соединены (за каждый разрыв) - 1 балл. В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до ее линии, 1 балл ставится за всю штриховку в целом;

ж) если одна линия заходит за другую (за каждое залезание),
то ставится 1 балл. Штриховка крыши оценивается в
целом;

з) безошибочное копирование рисунка - 0 баллов. За хорошее выполнение рисунка выставляется «0». Таким обра­зом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

0 баллов - хорошо развито произвольное внимание;

1-2 балла - среднее развитие произвольного внимания; больше 4 баллов - слабое развитие произвольного внимания.

Требуется учитывать возраст испытуемого. Пятилетние дети почти не получают оценку «0», если же испытуемый в 10 лет по­лучает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека, являющийся модификацией теста А. Керна, состоит из 3-х заданий.

Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти , второе – срисовывание письменных букв, третье – срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1высший балл; 5низший балл) , а затем вычисляется суммарный итог по 3 –м заданиям.

Развитие детей, получившим в сумме по 3-м заданиям:

- от 3-х до 6-ти баллов, рассматриваются как выше среднего

- от7-и до 11-ти баллов, как средний уровень

- от12-ти до 15-ти баллов – ниже нормы.

Детей, получивших 12 - 15 баллов, необходимо углублённо обследовать, т. к. среди них могут быть умственно отсталые. Все три задания графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребёнка (рисунок мужской фигуры по памяти) . Задание « срисовывание письменных букв» и «срисовывание группы точек»

Выявляют умение ребёнка подражать образцу – умение, необходимое в школьном обучении. Эти задания также позволяют определить, может ли ребёнок сосредоточенно, не отвлекаясь работать некоторое время над не очень привлекательным для него заданием.

Я. Йиерасек провёл исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успешностью в дальнейшем обучении. Оказалось, что дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе, но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе могут хорошо успевать. Поэтому Йерасек подчёркивает, что результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (например, бывают случаи, когда способные дети схематично рисуют человека, что существенно отражается на полученном им суммарном балле) . Автор теста отмечает также ограниченность методики в связи с не использованием невербальных субтестов, позволяющих сделать заключение о развитии логического мышления (тест школьной зрелости в основном позволяет судить о развитии сенсомоторики) .

Тест Керна – Йиерасека может применяется как в группе, так и индивидуально.

Инструкция по применению теста:

Ребёнку (группе детей) предлагают бланк теста. На первой стороне бланка должны содержаться данные о ребёнке и оставлено свободное место для рисования мужской фигуры, на обороте в верхней левой части помещён образец письменных букв, а в нижней части - образец группы точек. Правая часть этой стороны листа оставлена свободной для воспроизведения образцов ребёнком. В качестве бланка может служить лист машинописной бумаги, ориентированный так, чтобы нижняя часть его оказалась длинней боковой. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребёнок окажется левшой, экспериментатор должен сделать соответствующую запись в протоколе) . Бланк кладётся перед ребёнком чистой стороной.

Инструкция к заданию №1:

«Здесь (показывают каждому ребёнку) нарисуй какого-нибудь мужчину. Так как сможешь». Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается. Если дети всё же начнут расспрашивать, как рисовать, экспериментатор всё равно должен ограничиться одной фразой: «Рисуй так, как сможешь». Если ребёнок не приступает к рисованию, то следует подойти к нему и подбодрить, например, сказать: «Рисуй, у тебя всё получится». Иногда ребята задают вопрос, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину, в этом случае надо ответить, что все рисуют мужчину и им тоже надо рисовать мужчину. Если ребёнок уже начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать её, а затем попросить, чтобы он нарисовал рядом ещё и мужчину. Следует иметь в виду, что бывают случаи, когда ребёнок категорически отказывается рисовать мужчину. Опыт показывает, что такой отказ может быть связан с неблагополучием в семье ребёнка, когда отца либо вообще нет в семье, либо он есть, но от него исходит какая-либо угроза. По окончании рисования фигуры человека детям говорят, чтобы они перевернули лист бумаги на другую сторону.

Инструкция к заданию №2:

«Посмотри, здесь что-то написано. Ты ещё не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно так же. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же». Предлагается скопировать фразу:

«Я ем суп»,

написанную письменными буквами. Если какой-нибудь ребёнок неудачно угадает длину фразы и одно слово не поместиться в строчке, следует обратить внимание на то, что можно написать это слово выше или ниже. Следует иметь в виду, что встречаются дети, которые уже умеют читать письменный текст, и тогда они, прочитав, предложенную им фразу, пишут её печатными буквами. В этом случае необходимо иметь образец иностранных слов, также написанных письменными буквами.

Инструкция к заданию №3:

«Посмотри, здесь нарисованы точки

Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же».

При этом нужно показать, где ребёнок должен рисовать, поскольку следует считаться с возможным ослаблением концентрации внимания у некоторых детей. Во время выполнения ребятами заданий необходимо следить за ними, делая при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь обращают внимание на то, какой рукой рисует будущий школьник – правой или левой, перекладывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли ребёнок слишком много, роняет ли карандаш и ищет его под столом, начал ли рисовать, несмотря на указания, в другом месте или вообще обводит контур образца, желает ли убедиться в том, что рисует красиво и т. д.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА:

Задание №1 – рисование мужской фигуры.

1 балл выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена с шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты шапкой или кепкой) и уши, на лице – глаза, нос, рот, руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым синтетическим способом (контурным) , заключающимся в том, что вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуются сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.

2 балла. Выполнение всех требований на единицу, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.

3 балла. Фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объёмные) . Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.

4 балла. Примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы одной линией каждая.

5 баллов. Отсутствует чёткое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.

Задание №2 – копирование слов, написанных письменными буквами.

1 балл. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец.

Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы чётко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.

2 балла. Всё ещё разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3 балла. Явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспризведённый образец всё ещё создаёт строку надписи.

5 баллов. Каракули.

Задание №3 – срисовывание группы точек.

1 балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.

2 балла. Число и расположение точек должно соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трёх точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.

3 балла. Рисунок в целом соответствуют образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.

4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но всё же состоит из точек. Размеры образца и количество точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.

5 баллов. Каракули.

Работа с вербальным субтестом

Для работы с вербальным субтестом в бланке ответов предназначена четвёртая страница. Экспериментатор должен полностью протоколировать ответ ребёнка на каждый вопрос субтеста.

Инструкция к вербальному субтесту:

«Сейчас я буду задавать тебе вопросы о самых различных вещах, с которыми ты, конечно, знаком, и поэтому сможешь мне о них рассказать. Слушай вопрос первый. »

Субтест проводится индивидуально. Каждый вопрос зачитываются только один раз. Экспериментатору необходимо следить за своей речью, она должна быть доброжелательной и чёткой, чтобы исключить непонимание ребёнком вопроса. Нельзя допускать наводящих вопросов, исправлять, если ребёнок отвечает неправильно, дополнительно побуждать к более полному ответу. Необходимые исключения из этого требования специально оговорены в ключе к тесту.

Вербальный субтест.

  1. Какое животное больше – лошадь или собака?

Лошадь = 0 баллов.

Неправильный ответ = -5 баллов.

  1. Утром мы завтракаем, а днём

Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов.

Ужинаем, спим, другие ошибочные ответы = -3 балла.

  1. Днём светло, а ночью

Темно = 0 баллов.

  1. Небо голубое, а трава

Зелёная = 0 баллов.

Неправильный ответ = -4 балла.

  1. Черешни, груши, сливы, яблоки это что?

Фрукты = 1 балл

  1. Почему раньше, чем пройдёт поезд, опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т. д.) = 0 баллов.

Неправильный ответ = -1 балл.

  1. Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 балл.

Станции = 0 баллов.

Неправильный ответ = -1 балл.

  1. Который час показывают часы?

Правильно показано = 4 балла.

Показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно = 3 балла.

Не знает часов = 0 баллов.

  1. Маленькая корова – это телёнок, маленькая собака – это, маленькая овечка – это?

Щенок, ягнёнок = 4 балла.

Только один ответ из двух = 0 баллов.

Неправильный ответ = -1 балл.

  1. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них общего?

На кошку, потому что у неё тоже 4 ноги, шерсть, когти, хвост (достаточно одного подобия) = 0 баллов.

На кошку (без приведения знаков подобия) = -1 балл.

На курицу = -3 балла.

  1. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, остановиться на повороте; остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл.

1 причина = 0 баллов.

Неправильный ответ (пример: он не ехал бы без тормозов) = -1 балл.

  1. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвозди) = 3 балла.

1 подобие = 2 балла.

  1. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвост, шерсть, умеют лазать по деревьям) = 3 балла.

Одно подобие = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

  1. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта – нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки и т. д.) = 3 балла.

Винт завинчивается, а гвоздь забивается; у винта – гайка = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

  1. Футбол, прыжки в высоту, плавание это?

Спорт, физкультура = 3 балла.

Игры (упражнения) , гимнастика, состязания = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

  1. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолёт или корабль = 4 балла.

Только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолётом и кораблём, но только после объяснения, что транспортные средства – это то на чём можно передвигаться = 1 балл.

Неправильный ответ = 0 баллов.

  1. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, скорее умрёт, чем молодой) = 4 балла.

Одно или два различия = 2 балла.

Неправильный ответ (у него палка, он курит) = 0 баллов.

  1. Почему люди занимаются спортом?

По двум причинам (чтобы быть здоровыми, закалёнными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не быть толстыми, чтобы добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.

Одна причина = 2 балла.

Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

  1. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несёт ущерб кто-нибудь другой) . Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

  1. Почему на конверт нужно наклеивать марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов.

Тот, другой должен был уплатить штраф = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

После проведения опроса, подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по следующим 5 группам:

1 группа – плюс 24 и более

2 группа – плюс 14 до 23

3 группа - от 0 до 13

4 группа - от -1 до -10

5 группа - менее -11

По классификации положительными считаются первые три группы . Дети, набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

Общая оценка результатов тестирования.

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трём субтестам от 3 до 6 баллов.

7-9 баллов – дети представляют средний уровень развития готовности к школьному обучению.

9-11 баллов – дети требуют дополнительного исследования для получения более объективных данных.

12-15 баллов – следует особо обратить внимание на эту группу детей (обычно это отдельные ребята) , т. к. это составляет развитие ниже норы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развитии личностных, мотивационных качеств.

Таким образом, можно говорить, что методика Керна - Йиерасека даёт предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению.

Тест ориентировочной школьной зрелости Керна – Йирасека

Краткая история

Данный тест был предложен Я. Йирасеком как модификация существующей методики А. Керна и получил объединенное название. В 1978 г. графический тест Керна-Йирасека впервые опубликован на русском языке, однако массовое применение получил лишь спустя 6-10 лет. Исключительная простота тестирования, максимальная доступность сделали его любимым инструментом не только среди психологов, но и учителей, и даже воспитателей детских садиков.

К сожалению, некоторые горе-специалисты весьма вольно интерпретировали результаты обследования, навешивая детям, не набравшими нужное количество баллов, ярлыки “неуспевающий”, “отстающий”, и даже применяли более крепкие выражения, ставящие крест на ребенке, которому “не повезло” качественно выполнить тест. Между тем Я. Йирасек предостерегал от подобного толкования, он снабдил методику весьма ясными инструкциями и дал точные пояснения к интерпретации.

О чем расскажет тест Керна-Йирасека и для кого он предназначен?

Данная методика актуальна для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1), его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2), также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста).

Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.

Методика проведения

Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: “Он ел суп”.

Внизу вы рисуете группу точек так, как показано у меня на образце бланка. У меня посредине отмечена линия сгиба для большей наглядности (естественно, вам ее рисовать не нужно). Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию.

Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.

Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т. д.

1. Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.
2. Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т. е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему, языке, например, на английском: “He eats soup”.
3. Затем он переходит к группе точек. Вы говорите: “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же.” Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.

Итак, мы выполнили тест. Давайте посмотрим, как нужно подсчитывать результаты.

Каждое задание оценивается по пятибальной шкале (1 балл – высший, 5 – низший), затем баллы суммируются и сравниваются с нормативом.

Сумма баллов 3-6 расценивается как высокий показатель развития.7-11 – средний показатель.

12-15 – ниже нормы. Если были получены такие результаты, требуется дополнительное обследование, т. к. в этой категории могут быть умственно отсталые дети.
Считаем баллы

По первому заданию

* 1 балл – фигура мужчины имеет голову, шею, туловище, конечности. Голова не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (или они закрыты шапкой или кепкой), уши; на лице – глаза, нос, рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги как бы “растут из туловища”, а не прикреплены к нему и внизу отогнуты. Фигура одета в мужскую одежду. Вся фигура нарисована синтетическим, другими словами, контурным способом, т. е. как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей и ее можно обвести, не отрывая карандаш от бумаги.
* 2 балла – все требования, присущие 1 баллу, кроме синтетического способа (фигура нарисована аналитическим способом – из отдельных частей). Можно не учитывать три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица), если способ рисования – синтетический.
* 3 балла – фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями, допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.
* 4 балла – примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности нарисованы одной линией. Их может быть одна пара.
* 5 баллов – отсутствует четкое изображение туловища типа “головоножка” и обеих пар конечностей.

По второму заданию:

* 1 балл – хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в 2 раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной не более чем на 30 градусов.
* 2 балла – достаточно разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.
* 3 балла – явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
* 4 балла – с образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку записи.
* 5 баллов – каракули.

По третьему заданию:

* 1 балл – почти совершенное копирование группы точек. Допускается небольшое отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца разрешается, а увеличение – не более чем в 2 раза. Рисунок должен быть параллелен образцу.
* 2 балла – число и расположение точек соответствует образцу, можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.
* 3 балла – рисунок в целом похож на образец, не превышая по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, хоть на 180 градусов.
* 4 балла – контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) – не разрешаются.
* 5 баллов – каракули.

ОПРОСНИК ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ТЕСТА ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ Я. ЙИРАСЕКА

1. Какое животное больше - лошадь или собака?
Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = - 5 баллов.

2. Утром вы завтракаете, а днем..
Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = - 3 балла.

3. Днем светло, а ночью...
Темно = 0 баллов, неправильный ответ = - 4 балла.

4. Небо голубое, а трава...
Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = - 4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки - это...?
Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = - 1 балл.

6. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т. д.) = 0 баллов, неправильный ответ = - 1 балл.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?
Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = - 1 балл.

8. Который час показывают часы (показать на часах)?
Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.


9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это..., маленькая овечка - это...?
Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = О баллов. Неправильный ответ = - 1 балл.

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового?
На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = - 1 балл. На курицу = - 3 балла.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?
Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов.
Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = - 1 балл.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?
У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) т 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта - гайка = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это...?
Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?
Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла.
Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства - это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины,
уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит,
чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.
1 или 2 различия = 2 балла.
Неправильный ответ (у него палка, он курит и т. д.) = Обаллов.

18. Почему люди занимаются спортом?
Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.
Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?
Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?
Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

1 группа - плюс 24 и более;

2 группа - плюс 14 до 23;

3 группа - от 0 до 13;

4 группа - от минус 1 до минус 10;

5 группа - менее минус 11.

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

Общая оценка результатов тестирования

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7-9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12-15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств.

Юлия Бородкина
Тест ориентировочной школьной зрелости Керна - Йирасека

Тест ориентировочной школьной зрелости Керна – Йирасека

Данная методика актуальна для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению . Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1, его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2, также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста ) .

Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.

Методика проведения

Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными) буквами : “Он ел суп”.

Внизу вы рисуете группу точек так, как показано у меня на образце бланка. У меня посредине отмечена линия сгиба для большей наглядности (естественно , вам ее рисовать не нужно) . Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию.

Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.

Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т. д.

1. Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите : “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть) . Тогда делаем следующее задание.

2. Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите : “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т. е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему, языке, например, на английском : “He eats soup”.

3. Затем он переходит к группе точек. Вы говорите : “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же. ” Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.

Итак, мы выполнили тест . Давайте посмотрим, как нужно подсчитывать результаты.

Каждое задание оценивается по пятибальной шкале (1 балл – высший, 5 – низший, затем баллы суммируются и сравниваются с нормативом.

Сумма баллов 3-6 расценивается как высокий показатель развития. 7-11 – средний показатель.

12-15 – ниже нормы. Если были получены такие результаты, требуется дополнительное обследование, т. к. в этой категории могут быть умственно отсталые дети.

Считаем баллы

По первому заданию

* 1 балл – фигура мужчины имеет голову, шею, туловище, конечности. Голова не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (или они закрыты шапкой или кепкой, уши; на лице – глаза, нос, рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги как бы “растут из туловища”, а не прикреплены к нему и внизу отогнуты. Фигура одета в мужскую одежду. Вся фигура нарисована синтетическим, другими словами, контурным способом, т. е. как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей и ее можно обвести, не отрывая карандаш от бумаги.

* 2 балла – все требования, присущие 1 баллу, кроме синтетического способа (фигура нарисована аналитическим способом – из отдельных частей) . Можно не учитывать три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица, если способ рисования – синтетический.

* 3 балла – фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями, допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.

* 4 балла – примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности нарисованы одной линией. Их может быть одна пара.

* 5 баллов – отсутствует четкое изображение туловища типа “головоножка” и обеих пар конечностей.

По второму заданию :

* 1 балл – хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в 2 раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной не более чем на 30 градусов.

* 2 балла – достаточно разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

* 3 балла – явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

* 4 балла – с образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку записи.

* 5 баллов – каракули.

По третьему заданию :

* 1 балл – почти совершенное копирование группы точек. Допускается небольшое отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца разрешается, а увеличение – не более чем в 2 раза. Рисунок должен быть параллелен образцу.

* 2 балла – число и расположение точек соответствует образцу, можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.

* 3 балла – рисунок в целом похож на образец, не превышая по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, хоть на 180 градусов.

* 4 балла – контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) – не разрешаются.

* 5 баллов – каракули.

ОПРОСНИК ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ТЕСТА ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ Я . ЙИРАСЕКА

1. Какое животное больше - лошадь или собака?

Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = - 5 баллов.

2. Утром вы завтракаете, а днем.

Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = - 3 балла.

3. Днем светло, а ночью.

Темно = 0 баллов, неправильный ответ = - 4 балла.

4. Небо голубое, а трава.

Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = - 4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки - это. ?

Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = - 1 балл.

6. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т. д.) = 0 баллов, неправильный ответ = - 1 балл.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = - 1 балл.

8. Который час показывают часы (показать на часах?

Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это., маленькая овечка - это. ?

Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = О баллов. Неправильный ответ = - 1 балл.

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового?

На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = - 1 балл. На курицу = - 3 балла.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов.

Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = - 1 балл.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них есть разные признаки : у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) т 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта - гайка = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это. ?

Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения, гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла.

Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства - это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины,

уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит,

чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.

1 или 2 различия = 2 балла.

Неправильный ответ (у него палка, он курит и т. д.) = Обаллов.

18. Почему люди занимаются спортом?

Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.

Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам :

1 группа - плюс 24 и более;

2 группа - плюс 14 до 23;

3 группа - от 0 до 13;

4 группа - от минус 1 до минус 10;

5 группа - менее минус 11.

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению .

Общая оценка результатов тестирования

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов . Группа детей, получивших 7-9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению . Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята, набравших 12-15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств.

В данной статье мы опишем тест Керна Йирасека, ответим на вопрос, что это, зачем это и как, собственно, его пройти.


В 1978 году специалистами в области обучения детей был опубликован некий тест, который предназначался для дошкольников. Авторами текста были ученые Керн и Йирасек. По сути последний слегка изменил уже существующий тест и создал еще одно, четвертое по счету, задание, содержащее в себе двадцать вопросов. Смысл его был том, чтобы по итогам прохождения можно было понять, готов ли ребенок к школьным занятиям и вообще к обучению в школе. Тест Керна Йирасека помогает еще и предсказать хорошую успеваемость (у тех, кто успешно проходит этот тест) и плохую (естественно, у тех кто данный тест проваливает). Последним требуется родительская поддержка и помощь на первых этапах школьного образования. К плюсам теста Керна Йирасека можно отнести то, что он не занимает много времени (для маленьких детей это особенно актуально), может быть проведен для одного человека и для нескольких. У теста есть четко прописанные нормативы, которые дают ясно понять об уровне развития ребёнка. Для того, чтобы пройти тест не нужно каких-либо особенных условий или предметов – используем все, что есть под рукой.


Из чего состоит тест Керна Йирасека?

В тесте всего три пункта. Все эти три пункта содержат в себе задания для определения возможностей координации кистей рук, моторики глаз. Как не трудно догадаться, все эти функции отвечают за усвоение навыков письма и чтения. Ко всему прочему, тест определит и умственное развитие вашего ребенка. Есть в тесте Керна Йирасека задание, где ребенку необходимо показать навыки срисовывания – это показывает усидчивость и целеустремленность малыша.

Итак, три основных задания теста Керна Йирасека:

  • Переписать словосочетания из письменных символов.
  • Нарисовать силуэт человека по памяти.
  • Скопировать рисунок, состоящий из точек.

Кстати, не стоит делать скоропалительных выводов, ибо сам Йирасек утверждал, что результаты теста покажут уровень готовности вашего чада к школе, но не общий уровень интеллекта, ведь бывали случаи, что ребенок, умеющий хорошо рисовать, несколькими чертами обозначал силуэт мужчины, и это, естественно, потом отразилось на конечной сумме баллов.

Как следует оценивать результаты?


Строго по пятибалльной шкале. Причем, не как в школе, а строго наоборот, то есть 1 – это отлично, а 5 – очень плохо. Сложите все баллы за три задания и вычислите итоговую сумму. Если сумма получилась от трех до шести баллов, то ваш ребенок «выступил» выше среднего, если сумма вышла от семи и до одиннадцати, то это можно расценивать как средний показатель, и если, наконец, ваш ребенок получил от двенадцати до пятнадцати, то его готовность к школе ниже среднего.

Как проводить тест Керна Йирасека?

  • Первое задание. Ребенок должен нарисовать силуэт мужчины. Не надо давать какие-либо объяснения и указания.
  • Нельзя помогать ребенку, подсказывать, указывать на ошибки.
  • Нужно подбодрить и оказать поддержку ребенку, если у него никак не получается задание. Но помощь эта должна быть в устной форме.
  • Нарисовать нужно исключительно мужчину, а не женщину.
  • После рисования переворачиваем листок и просим ребенка срисовать словосочетание. Пусть будет, к примеру, словосочетание «Это мячик».
  • В следующем задании просим ребенка срисовать изображение точек. Некоторым детям, страдающим отсутствием концентрации, можно помочь и указать, где следует нарисовать эти точки.

Тест Керна Йирасека прекрасно подойдет для, так скажем, первого знакомства с ребенком. Напомним, что он дает представить общую картинку умственного развития вашего ребенка. Например, по прохождению первого этапа можно сделать выводы о внутренних качествах вашего чада. Оценивайте все мелочи: ширину линий, расположение самой фигуры на листе бумаги, обводку, контур, цветовую гамму, увеличенные или уменьшенные размеры частей тела нарисованного мужчины, как нарисованы глаза, какие части тела отсутствуют. Очень часто бывает, что дети изображают очень большую голову или маленькие глаза – это особенности общения ребенка с сильным полом. Если линии контура резкие, жирные, много раз обведенные, то это, несомненно, признак внутренней тревоги и стресса ребенка. О самооценке ребенка, о его мироощущении может сказать композиция рисунка. Если мужчина на рисунке малыша изображен в углу – это верный признак скромности и нелюдимости. Но опять же напомним, что все эти «доказательства» являются лишь вероятностью, а не стопроцентным фактом, поэтому бить в набат, если ваш ребенок нарисовал женщину вместо мужчины, да еще и в углу, не стоит. Просто понаблюдайте за ним, попробуйте пообщаться.

Как следует оценивать задания теста Керна Йирасека?


В конце статьи вы сможете скачать полный тест Керна Йирасека, в котором будет отображена вся шкала оценки «художественных произведений» вашего малыша. Здесь же мы вкратце разберем первый этап, чтобы была некая ясность и представление о выставлении баллов.

В первом задании один балл начисляется, если силуэт мужчины имеет голову, тело и конечности. Голова имеет нормальные пропорции. Имеются черты лица. Есть пятипалая конечность. Присутствует элементы мужского гардероба, все более-менее логично и адекватно. Два балла могут быть начислены, если, в отличие от вышеуказанных параметров, нет каких-либо трех элементов туловища, головы или гардероба. Три балла приписываем, если есть голова, тело и нарисованные руки и ноги. Может не быть бровей, губ, пальцев и какой-то одежды, которая логически вроде бы туда просится. Начисляем четыре балла, если имеем дело с очень упрощенным, схематическим рисунком. Конечности выглядят как черточки. Пять баллов, то есть низшую оценку начисляем, если нет четкости в изображении туловища либо ребенок вовсе сделал каракули.

Скачать бланк теста Керна Йирасека

В данной статье мы рассмотрели тест Керна Йирасека, узнали, для кого он предназначается и как, собственно, его провести для своего ребенка.