Занятия по подготовке к обучению грамоте. Педразвитие Звук и буква ц логопедическое занятие

Конспект занятия по обучению грамоте

Хамзаева Д.К. учитель подготовительного класса сш.Шыганак

Тема: Звук (ц). Буквы Цц. В цирке.

Цель: Уточнить произношение звука (ц) определить его наличие в слове;

Познакомить с буквами Ц, ц. Совершенствовать звуковой анализ, умение подбирать картинки к схемам слов. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных. Закрепить умение составлять предложения из слов. Совершенствовать навык чтения. Воспитывать эмоциональный отклик на предлагаемый сюжет занятия.

Ход занятия

Ребята сегодня мы с вами отправимся в цирк и познакомимся с новым звуком. Но на представление мы с собой возьмем нашего маленького друга, а как его зовут вы узнаете если отгадаете загадку:

Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки. (Цыпленок)

Давайте назовем нашего цыпленка «Цып». Отправимся мв с вами в цирк пешком. Чтобы не было скучно нам в дороге давайте проведем умственную разминку:

Что такое предложение?

Из чего состоит предложение?

Как вы понимаете выражение «слова звучат»?

На какие две группы делятся звуки?

Как произносятся гласные звуки и каким цветом их обозначают?

А как произносятся согласные звуки?

Каким цветом они обозначаются?

Вот мы и подошли к зданию цирка (выставляю картинку цирка)

Посмотрите какой он красивый и большой.

Ребята «цирк» это место где выступают артисты: клоуны,жонглеры, дрессировщики.

Цирк,цыпленок,Цып

Какой первый звук вы слышите в этих словах?

Вы наверное догадались с каким интересным звуком мы с вами познакомимся?

Артикуляция звука.

Давайте произнесем звук «Ц»: когда мы произносим звук (ц), губы растянуты в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка прижимается к «бугоркам за верхними зубами, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Язык и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук(ц).

Гласный или согласный этот звук?

Приложите руки тыльной стороной ладони к подбородку и произнесите.

Звонкий или глухой? (Глухой)

А еще ребята он всегда твердый.

Итак представление начинается. А представление там ведут:

Две длинноногих тети

Гуляют на болоте,

У них под носом капли

Они зовутся…..(цапли)

Кто такие цапли? Где живут? Чем питаются?

Сколько слогов в слове «цапли»?

Назовите первый слог, второй?

Звуковой анализ слова «цапли»

Цапли пригласили на арену скворца-жонглера. Он будет бросать вам слова,

А вы ловите только те, в которых есть звук (ц)

Игра «Поймай звук» (лист,огурец,замок,колодец,палец и т.д.)

Аплодисменты скворцу.

А вот одна из цапель берет волшебную палочку и в словах появляется звук (ц). Предмет из большого превращается в маленький. Она говорит «дерево» и оно превращается в «деревце». Давайте и вы превратитесь в волшебников, превратите предмет из большого в маленький:

Масло- маслице

Блюдо-блюдце

Болото-болотце

Окно-оконце

Одеяло-одеяльце

Тело-тельце

Платье-платьице

Цапли объявляют следующего участника цирковой программы. Отгадайте кто это?

Пушистый комок

От волка скок. (заяц)

Заяц с завязанными глазами может рассказать про любую букву.

Знакомство с буквой.

Какую букву принес заяц? (Ц) (стих про букву «Ц»)

Какая буква у цапли слева? (большая)

У цапли справа?(маленькая)

Большая и маленькая буквы похожи?

Чем же они отличаются?

На что похожа буква «Ц»

Давайте ее нарисуем. (показываю на доске)

Давайте попробуем нарисовать ее в воздухе,на ладошке. Сколько элементов в той букве?

На парет перед вами полоски бумаг, выложите букву «Ц» с помощью этих полосок. (дети выкладывают букву).

Физминутка (по выбору детей)

А вот и дрессированная собачка по кличке «Цыбик». Она умеет составлять и читать не только слоги и слова, но и находить звук (ц) в словах.

Игра «Разноцветные карзиночки»

Я сейчас раздам вам карточки со словами, а вы должны ее прочитать, определить место звука и положить в нужную карзинку.

В « красную» карзинку нужно положить слова в которых звук «ц» находится в начале слова, в « желтую», слова в которых звук «ц» находится в середине слова. А в зеленую- те слова в которых звук «ц» находится в конце слова.

(раздаю карточки со словами)

Ура! Клоун Цыбулька!

Кого он изображает? (показываю рисунок)

Но это не все! Он еще отлично жонглирует! Из подброшенных слов составляет предложение (живут болоте на цапли). Дети составляют предложения и схемы к ним.

Цыпу так понравилось представление, что он решил тоже выступить! Он сумел найти и соединить слоги с картинками: пуговица,полотенце,кольцо,яйцо,овца,зайцы,птицы; слоги-ца,цо,цы,це.

Браво Цып! Браво ребята! Апплодисменты!

И так ребята нам пора возвращаться.

Давайте вспомним, где мы с вами сегодня побывали?

С каким звуком познакомились?

Кто сегодня выступал в цирке?

Задачи:

Цель : Познакомить с новой буквой и звуком «Ц,ц».

Программное содержание:

ОО «Познавательно-речевое развитие»

1. Развивать любознательность и познавательную мотивацию.

2. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова.

3.Учить выделять из текста слова с заданным звуком, упражнять в словообразовании.

4. Закрепить умение анализировать предложение и составлять его из букв.

5. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний;

6. Развивать память, мышление, устойчивое внимание.

7. Формировать умение анализировать правильность выполнения своих заданий и заданий товарищей при проверке.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

1. Воспитывать усидчивость, умение добиваться полного выполнения задания, умение слушать своих товарищей, не перебивая.

3. Воспитывать адекватно реагировать на замечания и исправления товарищей, умение доброжелательно оценивать ответы друзей, формировать верную самооценку.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

1. Способствовать становлению устойчивого интереса к родной речи.

2.Стимулировать детей к сопереживанию персонажам художественных произведений (Карлсон) в процессе восприятия художественной литературы.

Использование современных образовательных технологий:«Корзина идей»

Оборудование : интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук.

Демонстрационный материал :

1. «Корзина идей» панно;

2. Компьютерная презентация физминутки «Карлсон, смешной человечек».

3. Конверт с заданиями:

схемы предложений

а) « __ __ |__ __»,

б) «__ __ __ __»,

в) «__ __ __».

5. Карточки с буквами «Ц», «ц».

6. Касса букв с выученными буквами.

7.«Корзина идей» для записи предложения буквами.

8. Экран для самоанализа.

9. Карточки с именами детей для самоанализа.

10. Игрушка или картинка с изображением Карлсона.

Раздаточный материал:

1. Кассы букв с выученными буквами и буквой «Ц,ц».

2. Фишки для обозначения звуков: синий квадрат – согласный твердый, зеленый квадрат – согласный мягкий, красный квадрат – гласный.

3. Листы для чтения с буквой «Ц - ц».

Дети становятся полукругом у доски, на которой прикреплен Карлсон

с конвертом в руке.

Воспитатель: «Ребята, к нам прилетел Карлсон. Давайте посмотрим, что у него в конверте.»

Воспитатель берет конверт и вынимает из него листы с заданиями.

Воспитатель: «Ребята, здесь какие-то задания. По-видимому, Карлсон просит у нас помощи. Ну, что, поможем Карлсону? Давайте читать задания по порядку.»

I задание.

Воспитатель: Разделитесь на две группы. Задание для первой команды: Какая схема подойдет к предложению «У цапли птенцы»?

Задание для второй команды: Какая схема подойдет к предложению «Цветы цветут в саду»?

Нарисуйте свои идеи схем на листочках, скиньте свои идеи в нашу «корзину идей» для обсуждения.

Воспитатель: «Как вы думаете, правильно ли составлены схемы предложений?»

Дети: «Нет, не правильно.»

Воспитатель: «Как вы думаете, почему?»

Дети: «В схемах допущены ошибки.»

Не обозначена Большая буква в начале предложения.

Не стоит знак препинания (точка) в конце предложения.

Не обозначено маленькое слово (предлог) в предложении.

Дети совместно обсуждают решение, по ходу исправляют ошибку.

Воспитатель: «А теперь вы можете сказать, какая из этих схем обозначает наше предложение?»

Дети предлагают исправленную схему: « |__ __ __».

Воспитатель: «Прочитайте предложение по схеме, чтобы проверить.»

Дети правильно читают предложение по исправленной схеме.

Воспитатель предлагает продолжить выполнять задания из конверта.

II задание.

1 часть – Игра «Назови слово» на звук, с которого начинается слово «цапля».

Воспитатель: «В этом задании нужно придумать слова на звук, с которого начинается слово «цапля».

Дети придумывают слова: цыпленок, цыц, цып-цып, цыплята, цистерна, царапать, цыган, цыганка, цыганочка, цыганский, цыганята, цирк, циркачи, цирковые, церковь, церковный, царь, царица, царевна, царевич.

2 часть – Знакомство с буквой «Ц,ц».

Воспитатель: «Какой буквой может обозначаться звук «ц»?»

Характеристика звука: звук согласный, всегда твёрдый, глухой.

Дети: «Буквой «цэ».

Воспитатель: «А какая это буква и почему?»

Дети: «Звук «ц» согласный, значит и буква – согласная.»

Воспитатель показывает карточку с изображением заглавной буквы «Ц».

Воспитатель: «Это какая буква?»

Дети: «Это заглавная или большая буква «ЦЭ».

Воспитатель показывает карточку с изображением маленькой буквой «ц».

Воспитатель: «А это какая буква?»

Дети: «Это маленькая буква «цэ».

Воспитатель: «Что вы можете сказать об этих буквах?»

Дети: «Они похожи элементами, но отличаются размерами.»

III задание.

Составление предложения на «корзине идей» «У цапли птенцы» буквами.

Воспитатель для индивидуальной работы приглашает к доске одного ребенка, а остальные дети сидя за столами пишут это предложение самостоятельно.

Воспитатель: «Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.»

Ребенок вслух читает предложение. Остальные проверяют записи предложений у себя и на «корзине идей»

Ребенок: «У» - маленькое слово, оно пишется отдельно. Еще оно является

первым словом в предложении, и я его написал с большой буквы. Слово «Цапли» я написал с маленькой буквы, така как это не начало предложения, не имя человека, не кличка животного и не географическое название. После «ц» я написал букву «а», так как после твердой согласной слышится звук «а» и пишется буква «а». После «л» написал букву «л» так как после мягкой согласной слышится звук «л» и пишется буква «л». «Птенцы» я написал с маленькой буквы, так как это не имя человека, не кличка животного, не географическое название. После «т» я написал букву «е», так как после мягкой согласной слышится звук «э», но пишется буква «е». После «ц» я написал букву «ы», так как после твердой согласной слышится звук «ы» и пишется буква «ы». В конце предложения я поставил точку.

Воспитатель при необходимости обращается к детям за помощью.

Воспитатель: «А теперь, ребятки, вы здорово потрудились. Карлсон и я предлагаем вам немного отдохнуть. Приглашаем вас выйти к нам. Повторяйте веселые движения за Карлсоном.»

ФИЗМИНУТКА «Карлсон, смешной человечек»

Смотри приложение презентацию.

Весёлая физминутка помогает детям расслабиться, получить позитивные эмоции, весёлая песенка поднимет настроение и поможет воспитателю настроить детей на рабочий лад.

Воспитатель: « Продолжим выполнять увлекательные задания!»

IV задание.

Чтение листов № 30, 31 с выполнением заданий.

Воспитатель раздает всем по 1 листу.

а) Чтение каждым ребенком столбиков слов по одному столбику;

б) Чтение столбиков с заданиями:

Воспитатель: Найдите:

В 1 ряду столбиков:

В первом столбике первое слово;

В первом столбике третье слово

Во втором столбике первое слово;

Во втором столбике второе слово;

Во 2 ряду столбиков:

в) Работа над текстом «Год».

Чтение по одному предложению по очереди.

Индивидуальная работа с быстро читающими детьми:

г) Чтение и отгадывание загадок.

Воспитатель: Карлсон принес отгадки к загадкам (показывает ножницы и морковку).

Фонетическое упражнение. Поиграем со звуками.

«Мама спит. Девочка просит детей не шуметь: «ЦЦЦЦЦЦ! Тихо! Не шумите!». Звук произносится отрывисто.

«Кузнечик стрекочет»: ЦЦЦЦЦЦЦЦ……

Воспитатель: «А для того, чтобы красиво и правильно произносить звук Ц, мы сделаем речевую гимнастику.»
Речевая гимнастика:
«Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать»

Дидактическое упражнение. «Один – много». Воспитатель просит, изменить последний слог в словах (Работа над словообразованием).

Курица – курицы, мельница – мельницы, больница - … ., рукавица -, пуговица - … ., луковица -, граница - … .

Подведение итогов:

Карлсон: «Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. За это я вам на группу дарю игру «По звуковой дорожке слов».

  • закреплять правильное произношение звука Ц (ТС);
  • учить слышать и выделять звук (в начале, середине, в конце слова);
  • познакомить с понятием "согласный глухой, всегда твердый звук";
  • познакомить с буквой Ц;
  • учить читать открытые, закрытые слоги со звуком Ц;
  • закреплять навык звуко- буквенного анализа слогов;
  • закреплять правильное согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с именами существительными;
  • закреплять правильное употребление имен существительных в Р.п., ед. и мн. числе;
  • обогащать предметный словарь со звуком Ц;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать пространственную ориентацию на плоскости;
  • развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: - игрушка -цапля, картинки на звук Ц, начало слова - цапля, царь, цифра, цикада, цепь, цыпленок, цветы; середина слова -овца, овцы, кольцо, кольца, огурцы, крыльцо, курица, гусеница, птица, синица, яйцо, лицо; конец слова - огурец, палец, кузнец, певец, младенец; картинки для игры "Детеныши заблудились" -львята -львица, тигрята - тигрица, медвежата - медведица и т. д. (см. игру);зеркала логопедические индивидуальные; картинка "улыбка-заборчик"; картинка Кузнечик; доска магнитная, маркер черный, синий, красный; карточка буква Ц; карточка- картинка "На что похожа буква Ц"- "Вот какая буква Ц: с коготочком на конце"; настенная Азбука; буквы- заготовки, для прописывания пальчиком, с тактильной поверхностью (бархатная бумага); кружки из картона красного, синего цвета; карточки "Найди окошко", для определения места звука в слове; таблицы для чтения слогов; тетрадки (половинки обычной тонкой тетради в клетку); карандаши (простой, красный, синий); ватные шарики и камушки для каждого ребенка; мяч.

Ход урока

Организационный момент:

Отгадывание загадок: - По горам, по долам ходит шуба да кафтан (Овца);- Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки (Цыпленок);- У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем (Пальцы);- Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (Ножницы); и еще загадка на усмотрение логопеда - Большой подсолнух в небе, Цветет он много лет, Цветет зимой и летом, А семечек все нет (Солнце); Какой звук мы слышали в отгадках - звук Ц.

Фонетическая гимнастика "Прогулка в лесу".

Понятия - твердый согласный звук, мягкий согласный звук.

Мы в лесу. В лесу прыгает Кузнечик -Ц - Ц - Ц:(картинка Кузнечик). Рассматривание артикуляции. Картинка "Улыбка - Заборчик". Улыбка, зубки вместе заборчиком, язычок за зубками. Есть преграда, значит звук согласный. Логопед объясняет детям, что согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Например мяукает кошка - звук мь - мь -мь -мягкий. Дети держат в руках ватный шарик, сжимают и разжимают его. Делают вывод - он мягкий. Мягкий звук обозначается зеленым цветом. Дети подражают Кузнечику - ЦЦЦЦЦ. Логопед поясняет, а звук Ц всегда твердый согласный, как камушек. Дети в ладошках сжимают камушки и произносят звук Ц - твердый камушек, твердый звук. Мягким звук Ц не может быть -он всегда твердый согласный звук. Далее логопед поясняет детям, что звук Ц глухой звук. Дети закрывают ушки ладошками - звук не звенит в ушках - это звук глухой. Дети произносят звук Ц, подражая Кузнечику сначала все вместе, затем по одному.

Игра "Назови картинку".

Дети называют картинки, выделяя звук Ц. В игре используются карточки "Найди окошко" для определения места звука Ц в слове. Слова: цапля, цепь, овца, кольцо, яйцо, огурец, палец, певец;

Игра "Жадина".

Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их правильно назвать. Затем участники игры по очереди закрывают ладошкой любую картинку и говорят: - Мой огурец. Моя курица. Мое кольцо. Мои ножницы и т. д. Логопед следит за правильностью выполнения задания.

Игра "Чего нет".

Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их проверить в каждом ли слове спрятался звук Ц. Затем педагог просит глазками сфотографировать картинки, запомнить в каком порядке они разложены. А теперь дети закрывают глаза - логопед убирает одну картинку, спрашивая: -Чего нет? Повторяем три раза. Две картинки прячем два раза. Три картинки один раз.

Игра "Поймай звук".

Логопед предлагает детям потренировать ушки. Как только услышите Кузнечика - ЦЦЦЦЦ:хлопните в ладоши, поймайте звук Ц. В игре можно дать слова и на звук С, таким образом подготавливая слух детей к дифференциации звуков Ц - С. Слова: цапля, цифра, царь, сова (не хлопаем, здесь нет звука Ц), синица, курица, львица, сапог, кольцо, крыльцо, яйцо, салат не хлопаем - это не Кузнечик, молодцы), солнце, ножницы, овцы, лиса, гусеница и т. д.

Физкультурная минутка:

Мы в лесу, стрекочит Кузнечик -ЦЦЦЦЦ.. Дети изображают кузнечиков, прыгают и бегают по кругу, стрекочат - ЦЦЦЦЦ:Далее дети проговаривают слова, выполняя при этом соответствующие движения.

Ох, ох, что за гром,
(руки прижаты к щекам, наклоны головы в стороны);
- Наш Кузнец строит дом.
(руками изобразить над головой крышу);
- Молоточек: тук - тук - тук:,
(руками похлопать перед собой);
- Помогать идет петух.
(руки вниз за спину, шаги с высоким подниманием ног, согнутых в коленях);

Игра с мячом "Один - много".

Логопед предлагает детям поиграть в мяч, изменяя при этом слова - один - много: кольцо - кольца, яйцо - яйца, лицо - лица, цапля - цапли, цепь - цепи, цифра - цифры, огурец -огурцы, певец -певцы, палец -пальцы, младенец - младенцы и т. д. Молодец - молодцы!

Показ буквы - карточки Ц; - показ и нахождение буквы Ц на настенной Азбуке; -показ карточки "На что похожа буква Ц" -" Вот какая буква Ц, с коготочком на конце";-где хвостик или коготок у буквы Ц - внизу справа; -поднимем правую руку и прописываем букву Ц в воздухе; - прописывание буквы Ц пальчиками на тактильных карточках;

Понятие "согласный твердый" звук.

Логопед рассказывает детям о том, что буква и звук - всегда друзья. А звук Ц мы уже хорошо знаем. Дети снова в зеркало рассматривают артикуляцию, произносят звук Ц. Широкая улыбка, зубки стоят красиво заборчиком, язычок за зубками. Логопед спрашивает детей о том, что есть ли здесь преграда, когда мы произносим звук Ц. - да, преграда есть, у нас закрыты зубы. Таким образом, звук Ц имеет преграду - зубы (дети это видят в зеркалах). Логопед напоминает детям, что звуки у которых есть при произнесении преграда называются - согласными звуками. А звук Ц к тому же еще и всегда твердый звук (дети в ладошках сжимают и разжимают камушки) и обозначается синим цветом. Логопед при этом показывает синий кружок или квадратик и рисует на магнитной доске под буквой Ц синий кружок. Звук Ц еще и глухой звук (дети произносят звук, стрекочат, как Кузнечики, ладошками закрывают ушки - звук не звенит). Таким образом, логопед еще раз полностью характеризует звук Ц: - звук согласный - есть преграда (зубы);

  • звук Ц всегда твердый звук (как камушек);
  • звук Ц глухой звук (в ушках не звенит);

Работа в тетрадях.

Дети печатают букву Ц в тетрадях (пять, семь букв), по образцу педагога. Дети в тетрадях под буквой Ц рисуют синий кружок, проговаривая при этом, что звук Ц имеет преграду - он согласный глухой, всегда твердый звук, обозначаем синим цветом.

Чтение слоговых таблиц.

АЦ ЦА АЦА

ОЦ ЦО ОЦО

УЦ ЦУ УЦУ

ЭЦ ЦЭ ЭЦЭ

Звуко - буквенный анализ.

Работа выполняется детьми в тетрадях. Дети печатают слоги ЦА и АЦ (можно усложнить дать слово ОВЦА) простыми карандашами. А под слогами и словом рисуют схемы звуков красными и синими карандашами, обосновывая при этом - есть ли преграда в звуке или нет, согласный звук или гласный анализируется.

Игры с мячом "А ну-ка, повтори".

Дети встают в круг, логопед бросает мяч ребенку и просит повторить чистоговорки:

ца -ца -ца -стоит мальчик у крыльца;
цо - цо -цо - светит солнце нам в лицо;
цу -цу - цу - дали нам по огурцу;
цы -цы -цы -мы помыли огурцы;
ец - ец - ец - вот и съеден огурец, а наш мальчик молодец!

Игра "Эхо".

Логопед просит детей повторить ряды слогов - сначала громко, затем тихо.

ца -ца -цо

цо -цо -цу

цу -цу -цэ

цэ -цэ -ца и т. д.

Игра "Проговори пословицы и поговорки" (объяснить их смысл);

Заглянет солнце и к нам в оконце;

Кто за все берется, тому ничего не удается;

Конец - делу венец;

Молодец против овец, а против молодца сам овца;

Игра "Детеныши заблудились".

Дети помогают детенышам животных найти свою маму. Работа по картинкам: львята - львица, тигрята - тигрица, медвежата - медведица, верблюжата - верблюдица, ослята - ослица, лисята - лисица, волчата - волчица, ягнята - овца, ящерки - ящерица.

Итог занятия.

Логопед спрашивает детей: - С каким звуком мы сегодня играли? - Есть ли преграда у звука Ц? -Что мы можем рассказать о звуке Ц? (Звук Ц - звук согласный, глухой, всегда твердый) -Как обозначаем согласные твердые звуки? -Какой буквой обозначается звук Ц? (Буквой Ц). - На что похожа буква Ц, как мы ее пишем? Молодцы дети. Наше занятие закончено.

Конспект занятия к НОД Область «Познание» (подготовка к обучению грамоте)

Тема: «Звук [ц]. Буква Ц»

  • Знакомить со звуком [ц] и буквами Ц,ц.
  • Учить определять место звука в слове.
  • Продолжать учить звуковому анализу слов
  • Развивать внимание, моторику
  • Материал: мешочек, игрушки, предметы на звук [ц], мяч, схемы слов, предметные картинки со звуком [ц], изображение буквы Ц, фасоль, тетради, карандаши, таблица со слогами, кассы букв, изображение сосулек с буквами.

    Части занятия

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

  • Орг. Момент. Игра «Волшебный мешочек»
  • Педагог предлагает детям достать из мешочка предмет, назвать его и сказать с какого звука начинается его название.

    Дети достают из мешочка предметы (цепь, цветок, цифры, цыплёнок, циркуль), называют их, определяю тпервый звук в словах.

  • Характеристика звука [ц]
  • На какой звук начинаются все предметы, которые вы достали?

    Этот звук гласный или согласный? Почему?

    Звонкий он или глухой? Почему?

    Звук [ц] всегдя твёрдый. Как мы его будем обозначать?

    На звук [ц]

    Согласный, так как при произношении воздух встречает преграду(язык, зубки).

    Глухой, так как горлышко при произнесении не дрожит.

    Синим квадратом.

  • Игра «Будь внимателен»
  • Выполните действие, если услышите звук [ц].

  • Хлопнуть: ц, т, с, ц, ш, з, ц, д, ты
  • Топнуть: ца, от, сы, уц, до, цу, ыц.
  • Дети выполняют действие.

  • Определение места звука в слове
  • На доске схемы слов (звук в начале, конце, середине). Дети по очереди выходят к доске, берут предметную картинку, называю слово, и кладут под соответствующую схему.

    Слова: Цыплёнок, цепь, цветы, цапля, кольцо, яйцо, курица, овца, индеец, палец, огурец и т.д.

    Дети определяют место звука в слове, вешают под соответствующую схему.

  • Физ. Минутка. Игра с мячом «Измени слово»
  • Педагог предлагает детям назвать ласково предметы так, чтобы в них появился звук [ц]:

  • Дерево
  • Кресло
  • Масло
  • Платье
  • Зеркало
  • Блюдо
  • Дети отвечают:

  • Деревце
  • Креслице
  • Оконце
  • Мыльце
  • Маслице
  • Платьице
  • Зеркальце
  • Дельце
  • Блюдце
  • Знакомство с буквой.
  • Звук [Ц] обозначается буквой Ц. (показ на доске)

    На что она похожа?

    Буква Ц стоит бочком

    И цепляет всех крючком.

    Выложите букву Ц из фасоли.

    Обведите её пальцем.

    На стенку с крючком.

    Дети выкладывают букву из фасоли.

    Дети обводят.

  • Задние «Найди букву»
  • Перед детьми на листочках буквы, дети должны найти и обвести только букву Ц.

    Дети находят и обводят букву Ц.

  • Пальчиковая игра «Цыплята»
  • Пять цыпляток,

    Пять комочков

    Во дворе стоят у бочки

    Захотелось им напиться

    Из щелей течёт водица

    Вот из лужи пьют цыплятки

    И у всех озябли лапки

    Вот поджали коготочки

    Побежали греться к квочке.

    Большой и указательный пальцы - клювик, остальные прижаты к ладони.

    Все пальцы сжать в кулак

    Пальцами изобразить бочку

    Приоткрыть пальцы-клювики

    Перебирать пальцами, опуская руки сверху вниз

    Показать, как пьют цыплятки

    Пальцы дрожат

    Прижать скрюченные пальцы к ладони

    «Пробежаться» пальцами по столу

  • Работа в тетради.
  • Написать букву Ц

    Дети выполняют работу в тетради.

  • Чтение слогов по табличке.
  • Дети читают слоги.

  • Работа со словами.
  • На сосульках написаны буквы. Педагог предлагает сложит сначала слово из букв, написанных на длинной, а потом на короткой сосульке (слова: овца, лицо) и сделать их звуковой анализ.

    Дети составляют из букв разрезной азбуки слова, выполняют их звуковой анализ.

  • Итог занятия.
  • Чем мы занимались сегодня? С какой новой буквой познакомились.

    Ответы детей


    Ашарина Марина Павловна

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ласточка» п. Таежный»

    Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Ц»

    подготовила учитель-логопед

    Кудрина Наталья Владимировна

    Таежный, 2014

    Звук и буква Ц.

    Цели : познакомить детей со звуком Ц и буквой Ц; Развитие фонематического слуха; научить произносить звук Ц в слогах, словах, предложениях; учить определять место звука в слове; совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова ЦЫП; развивать мелкую моторику рук детей и графомоторные навыки.

    Оборудование : дед, баба, курица с цыплятами, скорлупки с заданиями, звук Ц, символ звука Ц, песочница, картинки со звуком в начале, середине и конце слова, тучка, прикрепленная к потолку, буквы Ц, схемы для звуко-слогового анализа.

    Ход занятия

    Организационный момент . Ребята, отгадайте загадку:

    Явился в желтой шубке,

    Прощайте две скорлупки.

    (цыпленок)

    А кто мама цыплят?

    Дети: курица.

    А хотите я расскажу вам сказку?

    1. Логопед рассказывает детям сказку:

    Жили-были дед да баба и была у них курица-ряба. Снесла курица яйца не золотые, а простые, и вылупились из них маленькие, желтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят в далекую песочную страну. Плачет дед, плачет баба, плачет курица: «Спасите моих маленьких цыплят».

    Ребята, поможем курице? Спасем ее маленьких цыплят?

    Дети: Да.

    Но чтобы попасть в эту страну, надо выполнить много заданий. Но я думаю, что вы справитесь с ними. Итак, отправляемся в путь.

    1. А вот и первое задание: Произнесите правильно звук Ц.

    Дети произносят звук Ц хором, индивидуально. Логопед дает характеристику звука Ц (согласный, глухой, твердый, обозначаем синим кружком).

    Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

    2. Повторение слоговой цепочки за логопедом .

    Повторяйте за мной:

    ЦА- ЦО – ЦУ – ЦЫ

    АЦ – ОЦ – УЦ – ЫЦ

    3. Закончить слова слогом ЦА.

    А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА), води(ЦА), певи(ЦА), кури(ЦА), умни(ЦА), больни(ЦА).

    Молодцы, ребята. Наш путь продолжается.

    4. Выделение звука Ц в начале, середине, конце слова по картинкам.

    Не устали вы в пути?

    Хотите водицы испить из колодца?

    Дети: Да.

    Ой, а водицы-то нет. Что это?

    Логопед достает из колодца картинку.

    Дети: Кольцо.

    А где в этом слове находится звук Ц?

    Дети: в середине слова.

    Правильно.

    Логопед помещает картинку на панно. И т.д. с остальными картинками. Дети достают картинки, называют слово, место звука Ц в слове и помещают на панно.

    5. Отгадывание загадок.

    Продолжаем наш путь.(на пути дерево). Дерево преграждает нам путь в песочную страну. Нужно отгадать загадки и тогда может быть дерево нас пропустит.

    Логопед загадывает детям загадки.

    На грядке длинный и зеленый,

    А в кадке желтый и соленый.

    На гору бегом,

    С горы кувырком.

    6. Составление предложений по картинкам-отгадкам.

    А теперь давайте составим предложения со словами-отгадками.

    Дети составляют предложения. Дерево убирается. Перед детьми песочная страна.

    Ну вот мы и в песочной стране. Давайте позовем цыплят: ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП.

    Что такое? Не откликаются наши цыплятки. Нужно выполнить еще одно задание, тогда мы их точно найдем.

    7. Составление схемы слова ЦЫП.

    Давайте составим схему слова ЦЫП.

    Дети делают звуко-слоговой анализ слова.

    Звучит музыка ветра, буквы падают с тучки.

    8. Знакомство с буквой Ц.

    Ой, что это, ребята?

    Дети: Буквы.

    А какая это буква? Может кто-то из вас уже знает?

    Дети: Это буква Ц.

    Звуку Ц соответствует буква Ц.Давайте напишем букву Ц на песке.

    Дети пишут букву Ц на песке и видят в песке цыпленка. Находят в пескевсех цыплят.

    Вот мы и нашли всех цыплят. Давайте отнесем их курице.

    Дети относят цыплят курице.

    9. Итог занятия.

    Дети, дедушка и бабушка спрашивают какие задания вы выполняли? Трудные ли были задания? С каким звуком мы сегодня познакомились? Дедушка и бабушка благодарят вас, и пока вас не было, курица снесла еще яйца, но не простые, а волшебные. Они с сюрпризом. Угощайтесь!

    Логопед раздает детям шоколадные яйца и прощается с ними.

    Использованная литература:

      Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной логогруппе/О.С. Гомзяк. – М.:Издательство ГНОМ, 2011г.

      Кузнецова Е.В. Развитие и коррекция речи детей в 5-6 лет: конспекты занятий / Е.В. Кузнецова, И.А.Тихонова. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

      Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР/ Н.В. Нищева. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.