1 урок по химии. Уроки химии. Технология модерации как фактор мотивации обучающихся и педагога на уроках химии в контексте фгос ооо и соо

8 класс

Урок 1

«Предмет химии»

Задачи урока. Образовательные: познакомить обучающихся с предметом химии; дать представление о химии как о точной науке, не лишенной лирики; представить точки зрения на происхождение слова “химия”; показать взаимосвязь химии с другими науками.

Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету; знакомство обучающихся с достижениями современной науки, с биографиями великих химиков.

Воспитательные: воспитание любви к своему Отечеству, гордости за достижения и успехи нашей страны в области науки; воспитание бережного отношения к своему здоровью; воспитание уважительного отношения к различным точкам зрения других людей.

Оборудование и реактивы. портреты Й.Я.Берцелиуса, Д.И.Менделеева, Р.Бунзена, Ф.А.Кекуле, Н.Н.Бекетова, С.Аррениуса, Р.Вуда, Н.Н.Зинина; штативы с пробирками, химические стаканчики, тигельные щипцы, спиртовка, фарфоровая чашка, коническая колба, лучинка; вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, спирт этиловый, бензин, поваренная соль, сахар, крахмал, мука, кусочки льда, вата, речной песок, древесные опилки, парафин, медный купорос, железные опилки, медная стружка, красный фосфор, сера, растворы KI, Pb(NO 3 ) 2 , KOH, CuSO 4 , NaOH, FeCl 3 , Na 2 SO 4 , BaCl 2 , HCl, Na 2 CO 3 , CaCl 2 , лакмус, фенолфталеин, дихромат аммония.

1. Организационный момент.

Знакомство с классом.

2. Актуализация знаний.

Какие ассоциации вызывает у вас слово “химия”?

К какой группе наук относится наука “химия”?

Вы уже знаете, как переводятся слова: “география”, “геометрия”, “биология”, а как переводится слово “химия”?

3. Информация.

Имеется несколько точек зрения на происхождение слова “химия”.

а) Хми (египетск.) – “черная” земля. Древнее название Египта, где зародилась наука химия.

б) Кеме (египетск.) – “черная” наука. Алхимия как темная, дьявольская наука (сравнить с чернокнижием – колдовством, основанным на действии нечистой силы).

в) Хюма (древнегреч.) – “литье” металлов; того же корня и греческое хюмос – “сок”.

г) Ким (древнекитайск.) – “золото”. Тогда химию можно толковать как “златоделие”.

4. Разминка.

Химия хотя и сложная наука, но многое вам уже известно из других наук, из жизненного опыта. Мы убедимся в этом сами: вам предлагаются вопросы из различных тем курса химии 8-го, 9-го, 10-го классов. Кто желает ответить?

Вопросы викторины “Такая ли уж сложная химия?”

Почему мы дуем на спичку, когда хотим ее потушить?

(В выдыхаемом воздухе содержится СО 2 .)

Почему горящий бензин нельзя тушить водой?

(Бензин легче воды и не смешивается с ней.)

Как пронести в ладошке 1 литр воды, не пролив ни капли?

(Заморозить в лед.)

Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?

(Три рубашки.)

В каком море нельзя утонуть? Почему?

(В Мертвом море, оно очень соленое.)

Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?

(Они равны.)

Из 1 г какого металла можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км?

(Из золота.)

Можно ли заполнить воздухом только половину баллона?

(Нельзя.)

Что означает выражение “как с гуся вода”?

(Перья водоплавающих птиц не смачиваются водой.)

Соединения какого металла придают планете Марс красный оттенок?

(Соединения железа.)

Три одинаковые горящие свечи одновременно накрыли тремя банками емкостью 0,4 л, 0,6 л и 1 л. Что при этом произойдет?

(Свеча погаснет тем раньше, чем меньше объем банки.)

Так что же такое - химия?

Химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения

Вещество – это то, из чего состоит тело.

Тело – это часть вещества, ограниченная в пространстве.

Задание:

  1. Из приведенного перечня определить вещество или тело:

гвоздь, стакан, стекло, воронка, железо, линейка, крахмал, Al проволока.

  1. Указать вещества, из которых сделаны тела:

подкова, вилка, линейка, пробирка, авторучка

  1. О каких веществах можно сказать:

А) при обычных условиях – бесцветная жидкость без вкуса, запаха, t кип. = 100°С, затвердевает при 0°С. Почему?

Б) твердое вещество красноватого цвета, хорошо проводит электрический ток, обладает высокой пластичностью, позволяет изготавливать тонкую проволоку.

Итак, мы говорим с вами о свойствах веществ

Свойства − это признаки, по которым одни вещества отличаются от других или сходны между собой.

Свойства бывают физические и химические.

Физические – цвет, вкус, запах, агрегатное состояние, электро- и теплопроводность, температура плавления и кипения, плотность.

5. Игра “Угадайте вещество”.

Какая химия без опытов? Конечно, вам самим хочется “похимичить”! А знаете ли вы вещества? Можете ли их отличить друг от друга?

Давайте проверим…

На демонстрационном столе учителя стоят три лотка c веществами –

в одном только бесцветные прозрачные жидкости,

в другом только белые твердые вещества,

в третьем – разноцветные твердые вещества.

В е щ е с т в а

1-й лоток. В маленьких стаканчиках: вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, спирт этиловый, бензин.

2-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые вещества белого цвета: поваренная соль, сахар, крахмал, мука, кусочки льда, вата.

3-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые разноцветные вещества: речной песок, древесные опилки, парафин, медный купорос, железные опилки, медная стружка, красный фосфор, сера.

Нам нужны три добровольца в качестве экспериментаторов, которые и попробуют определить предложенные вещества, обязательно поясняя свои действия.

Учитель предупреждает учащихся о соблюдении правил техники безопасности при выполнении эксперимента.

Ученики пробуют определить вещества.

6. Информация. Интересные факты из жизни ученых-химиков.

Демонстрируются портреты ученых.

Кухарка Берцелиуса.

Жители одного небольшого городка, в котором жил и работал знаменитый шведский ученый Й.Я.Берцелиус, спросили однажды его кухарку: “Чем, собственно, занимается твой хозяин?”

“Не могу сказать в точности, – ответила она, – Он берет большую колбу с какой-то жидкостью, выливает из нее в маленькую, встряхивает, выливает еще в меньшую, опять встряхивает и выливает в совсем маленькую…”

“А потом?”

“А потом выливает все вон!”

Демонстрация

Для опыта берется 4 колбы разных размеров. В большую колбу сначала наливают бесцветный раствор щелочи, меньшую по размеру колбу заранее смачивают раствором фенолфталеина. Раствор щелочи выливают в колбу с фенолфталеином, раствор окрашивается в малиновый цвет. В третью колбу, еще меньших размеров, наливают немного раствора соляной кислоты более высокой концентрации, чем раствор щелочи, а затем в нее выливают окрашенный раствор щелочи. В третьей колбе происходит обесцвечивание раствора. А когда всю смесь выливают в совсем маленькую колбу, в которой находится немного концентрированного раствора щелочи, то раствор снова приобретает малиновый цвет.

Мастер чемоданных дел.

Д.И.Менделеев любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготовлять чемоданы. Покупки для этих работ он обычно делал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, он услышал за спиной: “Кто этот почтенный господин?” “Таких людей знать надо, – с уважением в голосе ответил приказчик. – Это мастер чемоданных дел Менделеев!”

Добрый знакомый.

Однажды к Роберту Бунзену пришел коллега. Они проговорили часа полтора. И гость уже собрался уходить, как вдруг Бунзен сказал: “Вы себе представить не можете, до чего слаба моя память. Ведь когда я Вас увидел, я подумал было, что Вы – Кекуле!” Посетитель в изумлении посмотрел на него и воскликнул: “Но я и есть Кекуле!”

Сванте Аррениус.

Сванте Аррениус очень рано начал полнеть. Он рассказывал такую историю, связанную с его избыточным весом. Однажды ученые собрались в центральном отеле Берлина на очередной диспут. Аррениус оставил пальто в гардеробе и открыл было дверь, чтобы присоединиться к коллегам, но гардеробщик остановил его словами: “Вы идете не туда, господин, корпорация мясников заседает рядом!”

На работе.

Американский физик Роберт Вуд начинал свою карьеру служителем в лаборатории. Однажды его шеф зашел в помещение, наполненное грохотом и лязгом насосов и оборудования, и застал там Вуда, увлеченного чтением уголовного романа. Возмущению шефа не было предела.

– Мистер Вуд! – вскричал он, распаляясь от гнева, – Вы… Вы позволяете себе читать детектив?!

– Ради бога, простите! – смутился Вуд. – Но при таком шуме поэзия просто не воспринимается!

Богатырские забавы профессора Зинина.

Применялось ли рукоприкладство к студентам в России? Грубого насилия не было, но подзатыльниками преподаватели, хотя и редко, пользовались. Известный академик Н.Н.Зинин не только бранил нерадивых студентов, но и поколачивал их. Никто на это не обижался, т.к. разрешалось давать сдачи академику. Но охотников принять ответные меры не было. Зинин обладал большой физической силой и мог так сжать противника в объятиях, что тот долго не мог прийти в себя.

7. Чудеса своими руками.

На столах учащихся штативы с двумя пробирками.

Вы сами – прекрасные экспериментаторы, с помощью простых приемов вы можете творить чудеса. Ваша задача – смешать содержимое пробирок друг с другом.

Учитель объясняет учащимся правила техники безопасности при выполнении эксперимента.

Растворы подобраны таким образом, что в каждом случае либо выпадают осадки различных цветов, либо выделяется газ, либо изменяется цвет.

Ученики выполняют эксперимент, наблюдают происходящие изменения. (Взяты, например, растворы йодида калия и нитрата свинца(II); гидроксида калия и сульфата меди(II); гидроксида натрия и хлорида железа(III); сульфата натрия и хлорида бария; лакмуса и соляной кислоты, лакмуса и гидроксида натрия; уксусной кислоты и карбоната натрия и др.)

8. Давайте поиграем…

Игра “Угадай - что?”

П е р в о е в е щ е с т в о

1) Это вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству.

(5 баллов.)

2) Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты.

(4 балла.)

3) По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей.

(3 балла.)

4) “Из воды родится, а воды боится”.

(2 балла.)

5) Широко применяется в быту, в кулинарии, в кожевенном деле, в текстильной промышленности и других.

(1 балл.)

(Ответ. Поваренная соль.)

В т о р о е в е щ е с т в о

1) Древние египтяне называли его “вааепере”, что означает “родившееся на небе”.

(5 баллов.)

2) Древние копты называли его “камнем неба”.

(4 балла.)

3) Изделия из него ценились дороже золота. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца и броши.

(3 балла.)

4) Алхимики считали его настолько неблагородным металлом, что и заниматься им не стоит.

(2 балла.)

5) По его имени назван век. Это пластичный мягкий металл.

(1 балл.)

(Ответ . Железо.)

9. “Знаете ли вы, что…”

Учитель. Сейчас мы с вами узнаем о достижениях современной науки, об интересных открытиях в области химии и смежных наук.

Нано (от греч. nanos – карлик) – миллиардная доля чего-либо. Область науки, занимающаяся изучением свойств объектов размером в 10 –9 м. Нанотехнологии манипулируют отдельными частицами размером от 1 до 100 нм, а также разрабатывают устройства подобных размеров. Сейчас созданы порошки и суспензии, улучшающие работу двигателей и механизмов. Покрытия из материалов, выполненных с помощью нанотехнологий, предотвращают появление ржавчины, помогают материалу самоочищаться или не смачиваться водой. Первые нанороботы способны путешествовать по организму животных. Водород можно безопасно хранить с помощью нанотрубок. В будущем возможно конструирование любых молекул, создание сверхпрочных материалов. В медицине планируется создание лекарств направленного действия, проникающих в пораженную ткань или опухоль; использование нанороботов для диагностики и лечения почти всех болезней, выращивание тканей и органов. В электронике – это создание сверхминиатюрных электронных устройств, гибких дисплеев, электронной бумаги, новых типов двигателей и топливных элементов.

Многие гляциологи считают, что толщина полярных ледниковых покровов сокращается неослабевающими темпами. За 5 лет объем льдов, сходящих в Атлантику ежегодно, возрос почти в 2 раза, что равносильно подъему уровня Мирового океана на 0,5 мм в год. Антарктида в период с 2002 по 2005 гг. теряла ежегодно в среднем 152 км 3 льда. Уровень океана к 2100 г. может подняться на 4–6 м от современных отметок.

Греческие и латинские надписи, сделанные на камнях 2000 лет назад, не поддаются прочтению из-за разрушившей их эрозии. Для восстановления надписей ученые применили метод флюоресценции: когда рентгеновские лучи бомбардируют поверхность, атомы приходят в возбужденное состояние, а затем, возвращаясь в состояние покоя, испускают видимый свет. Это позволяет определить следы свинца или железа, оставленные резцом античного автора.

Химики России придумали, как перерабатывать пластмассовые бутылки, а также синтезировали новый наполнитель для резин и полимеров. Водородное топливо даст вместо выхлопных газов чистую воду.

В США разработано прозрачное полимерное покрытие для стен, к которому ничего не прилипает. Это вещество типа тефлона. На таком покрытии невозможно писать или рисовать красками, мелом или фломастером. Покрытие можно использовать для защиты днищ морских судов от обрастания и фюзеляжей самолетов от обледенения.

10. Занимательные демонстрационные опыты.

Учитель. Сегодня состоялось ваше первое знакомство с химией. Конечно, вы ждете чего-то необычного, чудесного. Попробую перевоплотиться в мага и показать вам чудеса химии.

Учитель демонстрирует о п ы т ы.

“Дым без огня”.

Два стаканчика смачивают концентрированными растворами аммиака и соляной кислоты, а затем их подносят друг к другу. Наблюдают дым без огня.

“Из одного стакана – газированная вода, малиновый сок и молоко”.

В три одинаковых химических стакана наливают бесцветные прозрачные растворы соляной кислоты, хлорида кальция и фенолфталеина. В фарфоровую кружку наливают раствор карбоната натрия. Затем из кружки наливают карбонат натрия по очереди в каждый из трех стаканов. В первом из них бурно выделяется газ (“газировка”), во втором – появляется осадок белого цвета (“молоко”), а в третьем – раствор становится малиновым из-за изменения окраски индикатора в щелочном растворе (“малиновый сок”).

“Несгораемый платок”.

Носовой платок смачивают в воде, а затем в этиловом спирте. С помощью тигельных щипцов его подносят к горящей спиртовке и поджигают. Несмотря на огромное пламя, платок в итоге остается целым, т.к. спирт воспламеняется и сгорает раньше, чем загорится влажная ткань.

“Вулкан на столе”.

На горло конической колбы ставят фарфоровую чашку. Под колбу кладут большой лист бумаги. В чашку насыпают дихромат аммония, в центре чуть смачивают спиртом. Зажигают “вулкан” горящей лучинкой. Реакция протекает бурно, создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскаленные массы.

11. Подведение итогов урока.

Д/з: §- 1стр. 13 №3,4


Конспект урока химии. Знакомство с предметом

Предмет : химия
Класс : 8
Тип урока: комбинированный

Тема «Предмет и задачи химии».

Цель : формирование первоначальных понятий о веществах, их свойствах, превращениях веществ.

Задачи.
Образовательные:
- сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя, наблюдение изучаемых предметов и процессов, установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними, запись результатов наблюдений.
- сформировать умения и навыки практического характера:
проведение лабораторных работ
Развивающие:
- развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный
интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни
- развивать эмоциональные качества и чувства учащихся
- формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, обобщения. Осуществлять связь с другими предметами;
- развивать речь, умение анализировать материал, умение использовать знания, ранее полученные, для изучения нового материала;
- развивать умение слушать, выделять главное и второстепенное.
Планируемые результаты .
Предметные:
Ученик должен знать:
основные понятия: вещество, свойства, предмет химия

Уметь:
определять тела по признакам, предполагать вещества, из которых они могут быть изготовлены.
правильно проводить процесс растворения

Основные понятия : вещество, свойства, предмет химия.
Межпредметные связи: природоведение, физика.

Используемые ресурсы.
Учебник: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Жегин А.Ю. «Химия 8 класс». - М.; Вентана-Граф, 2012
Учебное электронное издание «Образовательная коллекция. 8-9 класс» Химия. Базовый уровень, - М.: Просвещение, 2007
Натуральные объекты.
Вещества: вода, поваренная соль, сахарный песок, речной песок, сода, древесные опилки, гранулы полиэтилена, концентрированная серная кислота.
Коллекции синтетических и натуральных веществ.
Лабораторная посуда: химические стаканы, стеклянные палочки

Формы урока: фронтальная, парная

Технология: урок усвоения новых знаний

А. Организационный момент 6 мин

1). Приветствие.
Деятельность учителя.
Использует компьютер. 2 мин информация с диска: музыка, аплодисменты, звучит слово «химия».

Деятельность учащихся.
Настрой на рабочий лад

2). Знакомство.
Деятельность учителя.
Учитель представляется, говорит об особенностях кабинета: наличие вытяжного шкафа, аптечки, закреплённые пары, особенный стол учителя.
Деятельность учащихся
Слушают, смотрят

3). Краткая информация об УМК.
Деятельность учителя
Демонстрирует бумажные издания, используемые при изучении предмета.
Учебник: «Химия 8 класс». Автор: Кузнецова Н.Е.
Задачник по химии. 8 класс. Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин
Рабочая тетрадь. 8 класс к учебнику Н.Е.Кузнецовой. Гара Н.Н
Тетрадь для практических работ. 8 класс к учебнику Н.Е.Кузнецовой. Гара Н.Н
Тетрадь для лабораторных и контрольных работ. 8 класс
Деятельность учащихся.
Смотрят. Сравнивают с пробретённым УМК

4). Техника безопасности в кабинете химии.
Деятельность учителя.
Использует компьютер.
Слайд: Основные правила в кабинете химии:
1). Каждый ученик сидит на закреплённом месте. Пересаживаться без разрешения учителя нельзя.
2). Нельзя брать и использовать предметы без разрешения учителя
3). В случае любой непредвиденной ситуации надо обратиться к учителю или лаборанту.
Деятельность учащихся.
Осмысленно читают.

5). Работа с учебником
Деятельность учителя.
Обращает внимание учеников на страницы учебника. / стр 12 параграф 1 Кузнецова Н Химия 8/
Деятельность учащихся.
Работают с учебником. Находят текст: «Общие правила работы в кабинете химии». Фиксируют количество прописанных правил
Б. Изучение нового материала. Время: 30 мин

1). Лабораторный опыт
Деятельность учителя.
Демонстрирует слайд с заданием, управляет действиями ученика.
- На вашем столе находится поднос, на котором есть тела и вещества. Проведите классификацию.
Деятельность учащихся.
Ученики раскладывают имеющийся на подносе набор на 2 группы: вещества, тела
Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.
Объясняют осуществлённый процесс

2). Работа с учебником
Деятельность учителя.
Проводит фронтальную беседу с классом.
- По каким признакам вы отделили тела от веществ?
- Учебник стр 6 параграф 1 вопрос в начале параграфа: «Чем тела отличаются друг от друга?»
- Из каких веществ изготовлены тела?
- Проведите классификацию веществ.
- По каким признакам можно разделить вещества на группы?
Учитель обращается к страницам учебника с вопросом:
-Что подразумевается под фразой «свойства вещества»? /учебник Стр 5 ∫1 /
-Используя информацию, изложенную на стр 6 учебника, приведите пример веществ, вредных для окружающей среды?
Деятельность учащихся.
Осмысленно читают, находят ответы на вопросы.

3) Лабораторный опыт
Деятельность учителя.
Демонстрирует процесс растворения. Проговаривает правила техники безопасности при проведении процесса:
Обе руки на столе, стакан стоит на столе.
Нерабочая рука держит стакан, рабочая стеклянной палочкой мешает.
Деятельность учащихся.
Смотрят. Слушают. Далее работают парами: проведение лабораторного опыта по растворению веществ в воде.
Определяют признак. Вещества могут быть растворимые и нерастворимые в воде.
Соль, сахар, сода – растворимы в воде. Речной песок, полиэтилен – нет.

4). Работа с коллекцией
Деятельность учащихся.
Предлагает учащимся рассмотреть образцы веществ и определить признак деления их на 2 группы.
Деятельность учащихся.
Работают с коллекцией.
Выделяют признак: происхождение вещества.

5). Демонстрационный опыт
Деятельность учителя.
Демонстрирует опыт: концентрированная серная кислота + сахарный песок, речной песок.
Задаёт вопрос:
- Прокомментируйте наблюдаемые явления, попробуйте сделать вывод по опыту.
Деятельность учащихся.
Наблюдают, сравнивают. Делают вывод.
- В первом случае наблюдали изменение вещества / Изменился цвет. Увеличился объём. Появился запах, выделилась теплота/. Во втором случае превращений не наблюдали.

6). Работа с учебником
Деятельность учителя.
Учитель, задавая вопрос: «Что изучает наука химия?», обращает внимание учащихся к страницам учебника / Стр 5 учебник, параграф 1 /
Деятельность учащихся.
Осознанно читают, выбирают ответ на вопрос, делают запись в тетрадь.

7). Демонстрация слайда
Деятельность учителя.
Учитель включает фрагмент из электронной коллекции на странице «Из истории возникновения химии»
Деятельность учащихся.
Ученики смотрят, слушают.

8. Закрепление нового материала . Время: 6 мин
1. Устный опрос с разминкой
Деятельность учителя.
Работает за компьютером. Обращает внимание учащихся на экран.
Вся информация по заданию вынесена на слайд.
Учитель называет тела и вещества: капрон, платок, молоко, вода, сосулька, ваза, олово, линейка

Деятельность учащихся.
Если произносится название вещества, ученики встают. Если - тела, продолжают сидеть

Учитель произносит вещества в разном агрегатном состоянии при нормальных условиях: кислород, вода, спирт, речной песок, озон, глина, бензин, мрамор.

Деятельность учащихся.
Если вещество газ - ученик поднимает 2 руки. Вещество – жидкое -1 руку. Твёрдое вещество – рука не поднимается.

Учитель называет вещества безопасные и опасные для окружающей среды: углекислый газ, кислород, вода, бензин, пластмасса, керосин, речной песок

Деятельность учащихся.
Опасные вещества - ученики приседают. Безопасные вещества - ученики встают

Г. Контроль. Время: 5 мин.

Работа с тестом.
Деятельность учителя.
Учитель демонстрирует слайд с вопросами теста
1). В кабинете химии: А) можно выполнять работу без указаний учителя
Б) нельзя пересаживаться без разрешения учителя

А) верно только утверждение А
б) верно только утверждение Б
в) оба утверждения верны
г) оба утверждения неверны

2). Вещество – зто:
а) оловянный солдатик
б) капрон
в) нить
г) кувшин

3). Агрегатное состояние воды:
а) жидкое
б) твёрдое
в) газообразное
г) любое

4). Вещество, хорошо растворимое в воде:
а) кислород
б) сода
в) подсолнечное масло
г) крахмал

5). Химия изучает:
а) тела и их свойства
б) вещества
в) вещества и их свойства веществ
г) вещества, свойства и превращения веществ

Деятельность учащихся.
Ученики осознанно читают, анализируют, выбирают правильный ответ

2. Самоконтроль.
Деятельность учителя.
Демонстрирует следующий слайд с правильными ответами
1-б, 2-б, 3-г, 4-б, 5- г.

Деятельность учащихся.
Ученики осуществляют самоконтроль. Корректируют полученные знания

Д. Рефлексия. Время: 4 мин

1).«Телеграмма».
Деятельность учителя.
Учитель предлагает ученикам написать телеграмму. «Телеграмма» - краткая запись самого важного, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте.
Деятельность учащихся.
Ученик отправляет и получает «телеграмму

Деятельность учителя.
Ученикам – непоседам предлагает разгадать ребусы.

Деятельность учащихся.
Разгадывают ребусы.

Деятельность учителя.
Осуществляет контроль, проходя по классу.

2). Запись домашнего задания
Деятельность учителя.
Учитель демонстрирует слайд.
параграф 1 стр 5-7 учить.
Вопрос 103 стр 7 устно,
вопрос 4.
Составьте коллекцию 7-8 экземпляров

Деятельность учащихся.
Ученики записывают домашнее задание в дневник.

Эта увлекательная химия

Первый урок химии 8 класс

Полюбить химию с первого урока…

Химия – наука непростая, ведь недаром ее начинают изучать только в 8-м классе, когда школьники уже имеют определенные знания по математике, физике, биологии, географии и др. Но и сердца школьников тоже успели завоевать другие предметы и их преподаватели. Поэтому учитель химии находится в такой ситуации, когда нужно влюбить школьников в свою науку с первого взгляда, с первого урока.

Я предлагаю разработку первого урока химии в 8-м классе. Этот урок должен показать учащимся, что химия – наука интересная, увлекательная, но в то же время требует серьезного отношения, большого трудолюбия. На уроке я использую различные формы работы с учащимися: беседу, викторину, игру, лабораторные опыты, демонстрационный эксперимент, рассказ, просмотр видео. Урок сопровождается компьютерной презентацией, демонстрацией видеофрагментов из истории науки, инсценировками в исполнении членов химической секции НОУ (научное объединение учащихся).

Во время урока необходимо задействовать как можно больше учащихся класса, дать им возможность что-то ответить, выполнить задание или опыт – проявить себя. Для восьмиклассников характерно восприятие материала через образы, через собственные впечатления от самостоятельной деятельности, что важно использовать для развития устойчивого интереса к предмету. Чем больше каналов восприятия предлагаемого материала будет использовано, тем больше информации будет усвоено, возрастет и эффективность обучения. Поэтому уже на первом уроке следует обратить внимание учащихся на то, что лучшему усвоению материала будет способствовать развитие умений наблюдать, слушать, говорить, думать, анализировать, делать выводы и др.

Только одного первого урока химии в 8-м классе недостаточно для достижения поставленных целей, поэтому следует периодически проводить уроки-праздники в разных классах. Самое удобное для этого время – последний урок четверти или полугодия. У учителя должна быть разработана целая система мероприятий, способствующих развитию познавательного интереса к предмету: первые и последние уроки в учебном году, неделя химии, внеклассные мероприятия, экскурсии, НОУ, участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах и др.

Задачи урока. Образовательные: познакомить обучающихся с предметом химии; дать представление о химии как о точной науке, не лишенной лирики; представить точки зрения на происхождение слова “химия”; показать взаимосвязь химии с другими науками.

Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету; знакомство обучающихся с достижениями современной науки, с биографиями великих химиков.

Воспитательные: воспитание любви к своему Отечеству, гордости за достижения и успехи нашей страны в области науки; воспитание бережного отношения к своему здоровью; воспитание уважительного отношения к различным точкам зрения других людей.

Оборудование и реактивы. Компьютер, видеофрагменты из коллекции модулей ОМС, карточки с вопросами викторины и описанием веществ, портреты Й.Я.Берцелиуса, Д.И.Менделеева, Р.Бунзена, Ф.А.Кекуле, Н.Н.Бекетова, С.Аррениуса, Р.Вуда, Н.Н.Зинина; штативы с пробирками, химические стаканчики, тигельные щипцы, спиртовка, фарфоровая чашка, коническая колба, лучинка; вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, спирт этиловый, бензин, поваренная соль, сахар, крахмал, мука, кусочки льда, вата, речной песок, древесные опилки, парафин, медный купорос, железные опилки, медная стружка, красный фосфор, сера, растворы KI, Pb(NO 3) 2 , KOH, CuSO 4 , NaOH, FeCl 3 , Na 2 SO 4 , BaCl 2 , HCl, Na 2 CO 3 , CaCl 2 , лакмус, фенолфталеин, дихромат аммония.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Знакомство с классом.

2. Актуализация знаний.

Учитель. Какие ассоциации вызывает у вас слово “химия”?

К какой группе наук относится наука “химия”?

Вы уже знаете, как переводятся слова: “география”, “геометрия”, “биология”, а как переводится слово “химия”?

Ответы учащихся.

3. Информация.

Учитель. Имеется несколько точек зрения на происхождение слова “химия”.

Демонстрируются видеофрагменты из коллекции модулей ОМС (RNMC – программный продукт министерства образования, http://www.shkola.edu.ru).

Учитель. Мы посмотрим фрагмент “История развития химии” (mmlab.chemistry.002i.oms), в котором даны версии перевода слова “химия”.

а) Хми (египетск.) – “черная” земля. Древнее название Египта, где зародилась наука химия.

б) Кеме (египетск.) – “черная” наука. Алхимия как темная, дьявольская наука (сравнить с чернокнижием – колдовством, основанным на действии нечистой силы).

в) Хюма (древнегреч.) – “литье” металлов; того же корня и греческое хюмос – “сок”.

г) Ким (древнекитайск.) – “золото”. Тогда химию можно толковать как “златоделие”.

4. Разминка.

Учитель. Химия хотя и сложная наука, но многое вам уже известно из других наук, из жизненного опыта. Мы убедимся в этом сами: вам предлагаются карточки с вопросами из различных тем курса химии 8-го, 9-го, 10-го классов. Кто желает ответить?

Вопросы викторины “Такая ли уж сложная химия?”

Почему мы дуем на спичку, когда хотим ее потушить?

(В выдыхаемом воздухе содержится СО 2 .)

Почему горящий бензин нельзя тушить водой?

(Бензин легче воды и не смешивается с ней.)

Как пронести в ладошке 1 литр воды, не пролив ни капли?

(Заморозить в лед.)

Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?

(Три рубашки.)

В каком море нельзя утонуть? Почему?

(В Мертвом море, оно очень соленое.)

Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?

(Они равны.)

Из 1 г какого металла можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км?

(Из золота.)

Можно ли заполнить воздухом только половину баллона?

(Нельзя.)

Что означает выражение “как с гуся вода”?

(Перья водоплавающих птиц не смачиваются водой.)

Соединения какого металла придают планете Марс красный оттенок?

(Соединения железа.)

Три одинаковые горящие свечи одновременно накрыли тремя банками емкостью 0,4 л, 0,6 л и 1 л. Что при этом произойдет?

(Свеча погаснет тем раньше, чем меньше объем банки.)

Учитель после каждого ответа говорит, к какой теме и классу относится вопрос.

За правильный ответ ученик получает на память таблицу растворимости или периодическую таблицу небольших размеров.

Вопросы можно использовать не все, в зависимости от времени ответов на них, но нужно обязательно сказать детям, что их новые знания будут основываться на уже имеющихся, полученных на других уроках, а с трудными вопросами поможет разобраться учитель.

5. Игра “Угадайте вещество”.

Учитель. Какая химия без опытов? Конечно, вам самим хочется “похимичить”! А знаете ли вы вещества? Можете ли их отличить друг от друга? Давайте проверим…

На демонстрационном столе учителя стоят три лотка c веществами – в одном только бесцветные прозрачные жидкости, в другом только белые твердые вещества, а в третьем – разноцветные твердые вещества.

В е щ е с т в а

1-й лоток. В маленьких стаканчиках: вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, спирт этиловый, бензин.

2-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые вещества белого цвета: поваренная соль, сахар, крахмал, мука, кусочки льда, вата.

3-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые разноцветные вещества: речной песок, древесные опилки, парафин, медный купорос, железные опилки, медная стружка, красный фосфор, сера.

Учитель. Нам нужны три добровольца в качестве экспериментаторов, которые и попробуют определить предложенные вещества, обязательно поясняя свои действия.

Учитель предупреждает учащихся о соблюдении правил техники безопасности при выполнении эксперимента.

Ученики пробуют определить вещества.

Демонстрируется видеофрагмент – модуль “Алхимическая лаборатория” (mmlab.chemistry.003i.oms), дающий представление о жизни и работе алхимиков.

6. Информация. Интересные факты из жизни ученых-химиков.

Разыгрываются инсценировки, заранее подготовленные учениками – членами НОУ.

Демонстрируются портреты ученых.

Кухарка Берцелиуса.

Жители одного небольшого городка, в котором жил и работал знаменитый шведский ученый Й.Я.Берцелиус, спросили однажды его кухарку: “Чем, собственно, занимается твой хозяин?”

“Не могу сказать в точности, – ответила она, – Он берет большую колбу с какой-то жидкостью, выливает из нее в маленькую, встряхивает, выливает еще в меньшую, опять встряхивает и выливает в совсем маленькую…”

“А потом?”

“А потом выливает все вон!”

Рассказ сопровождается демонстрацией опыта учителем. Для опыта берется 4 колбы разных размеров. В большую колбу сначала наливают бесцветный раствор щелочи, меньшую по размеру колбу заранее смачивают раствором фенолфталеина. Раствор щелочи выливают в колбу с фенолфталеином, раствор окрашивается в малиновый цвет. В третью колбу, еще меньших размеров, наливают немного раствора соляной кислоты более высокой концентрации, чем раствор щелочи, а затем в нее выливают окрашенный раствор щелочи. В третьей колбе происходит обесцвечивание раствора. А когда всю смесь выливают в совсем маленькую колбу, в которой находится немного концентрированного раствора щелочи, то раствор снова приобретает малиновый цвет.

Мастер чемоданных дел.

Д.И.Менделеев любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготовлять чемоданы. Покупки для этих работ он обычно делал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, он услышал за спиной: “Кто этот почтенный господин?” “Таких людей знать надо, – с уважением в голосе ответил приказчик. – Это мастер чемоданных дел Менделеев!”

Добрый знакомый.

Однажды к Роберту Бунзену пришел коллега. Они проговорили часа полтора. И гость уже собрался уходить, как вдруг Бунзен сказал: “Вы себе представить не можете, до чего слаба моя память. Ведь когда я Вас увидел, я подумал было, что Вы – Кекуле!” Посетитель в изумлении посмотрел на него и воскликнул: “Но я и есть Кекуле!”

Воры в библиотеке.

Однажды в кабинет академика Н.Н.Бекетова вбежал взволнованный слуга: “Николай Николаевич! В Вашей библиотеке – воры!” Ученый, не сразу оторвавшись от расчетов, спокойно спросил: “И что же они там читают?”

На работе.

Р.Вуд
(1868–1955)

Американский физик Роберт Вуд начинал свою карьеру служителем в лаборатории. Однажды его шеф зашел в помещение, наполненное грохотом и лязгом насосов и оборудования, и застал там Вуда, увлеченного чтением уголовного романа. Возмущению шефа не было предела.

– Мистер Вуд! – вскричал он, распаляясь от гнева, – Вы… Вы позволяете себе читать детектив?!

– Ради бога, простите! – смутился Вуд. – Но при таком шуме поэзия просто не воспринимается!

Богатырские забавы профессора Зинина.

Применялось ли рукоприкладство к студентам в России? Грубого насилия не было, но подзатыльниками преподаватели, хотя и редко, пользовались. Известный академик Н.Н.Зинин не только бранил нерадивых студентов, но и поколачивал их. Никто на это не обижался, т.к. разрешалось давать сдачи академику. Но охотников принять ответные меры не было. Зинин обладал большой физической силой и мог так сжать противника в объятиях, что тот долго не мог прийти в себя.

Н.Н.Зинин
(1812–1880)

7. Чудеса своими руками.

На столах учащихся штативы с двумя пробирками.

Учитель. Вы сами – прекрасные экспериментаторы, с помощью простых приемов вы можете творить чудеса. Ваша задача – смешать содержимое пробирок друг с другом.

Учитель объясняет учащимся правила техники безопасности при выполнении эксперимента.

Учитель. Растворы подобраны таким образом, что в каждом случае либо выпадают осадки различных цветов, либо выделяется газ, либо изменяется цвет.

Ученики выполняют эксперимент, наблюдают происходящие изменения. (Взяты, например, растворы йодида калия и нитрата свинца(II); гидроксида калия и сульфата меди(II); гидроксида натрия и хлорида железа(III); сульфата натрия и хлорида бария; лакмуса и соляной кислоты, лакмуса и гидроксида натрия; уксусной кислоты и карбоната натрия и др.)

8. Давайте поиграем…

Игра “Что в черном ящике?”

Класс делится на команды по 4 человека.

Учитель. Задание командам: по описанию особенностей свойств, истории открытия, знакомых областей применения вам надо угадать, о каком веществе идет речь. Угадав вещество с первой попытки, вы получаете 5 баллов, со второй – 4 балла и т.д. Ответы даются в письменном виде, чтобы другие команды могли продолжить игру. Если команда дала неправильный ответ, она имеет право продолжить игру, но получает минус 1 балл.

По итогам двух-трех туров определяется команда-победитель, которая получает приз.

Ведущий дает правильный ответ в конце каждого тура. Учет баллов ведется на доске (можно выбрать помощника из ребят в классе).

П е р в о е в е щ е с т в о

1) Это вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству.

(5 баллов.)

2) Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты.

(4 балла.)

3) По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей.

(3 балла.)

4) “Из воды родится, а воды боится”.

(2 балла.)

5) Широко применяется в быту, в кулинарии, в кожевенном деле, в текстильной промышленности и других.

(1 балл.)

(Ответ. Поваренная соль.)

В т о р о е в е щ е с т в о

1) Древние египтяне называли его “вааепере”, что означает “родившееся на небе”.

(5 баллов.)

2) Древние копты называли его “камнем неба”.

(4 балла.)

3) Изделия из него ценились дороже золота. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца и броши.

(3 балла.)

4) Алхимики считали его настолько неблагородным металлом, что и заниматься им не стоит.

(2 балла.)

5) По его имени назван век. Это пластичный мягкий металл.

(1 балл.)

(Ответ . Железо.)

9. “Знаете ли вы, что…”

Учитель. Сейчас мы с вами узнаем о достижениях современной науки, об интересных открытиях в области химии и смежных наук.

Информация сопровождается компьютерной презентацией, слайды которой иллюстрированы фотографиями, видеофрагментами, флеш-анимациями и др.

Нанотехнологии: сегодня и завтра. Нано (от греч. nanos – карлик) – миллиардная доля чего-либо. Область науки, занимающаяся изучением свойств объектов размером в 10 –9 м. Нанотехнологии манипулируют отдельными частицами размером от 1 до 100 нм, а также разрабатывают устройства подобных размеров. Сейчас созданы порошки и суспензии, улучшающие работу двигателей и механизмов. Покрытия из материалов, выполненных с помощью нанотехнологий, предотвращают появление ржавчины, помогают материалу самоочищаться или не смачиваться водой. Первые нанороботы способны путешествовать по организму животных. Водород можно безопасно хранить с помощью нанотрубок. В будущем возможно конструирование любых молекул, создание сверхпрочных материалов. В медицине планируется создание лекарств направленного действия, проникающих в пораженную ткань или опухоль; использование нанороботов для диагностики и лечения почти всех болезней, выращивание тканей и органов. В электронике – это создание сверхминиатюрных электронных устройств, гибких дисплеев, электронной бумаги, новых типов двигателей и топливных элементов (http://www.aif.ru).

Многие гляциологи считают, что толщина полярных ледниковых покровов сокращается неослабевающими темпами. За 5 лет объем льдов, сходящих в Атлантику ежегодно, возрос почти в 2 раза, что равносильно подъему уровня Мирового океана на 0,5 мм в год. Антарктида в период с 2002 по 2005 гг. теряла ежегодно в среднем 152 км 3 льда. Уровень океана к 2100 г. может подняться на 4–6 м от современных отметок.

Греческие и латинские надписи, сделанные на камнях 2000 лет назад, не поддаются прочтению из-за разрушившей их эрозии. Для восстановления надписей ученые применили метод флюоресценции: когда рентгеновские лучи бомбардируют поверхность, атомы приходят в возбужденное состояние, а затем, возвращаясь в состояние покоя, испускают видимый свет. Это позволяет определить следы свинца или железа, оставленные резцом античного автора.

Химики России придумали, как перерабатывать пластмассовые бутылки, а также синтезировали новый наполнитель для резин и полимеров. Водородное топливо даст вместо выхлопных газов чистую воду.

В США разработано прозрачное полимерное покрытие для стен, к которому ничего не прилипает. Это вещество типа тефлона. На таком покрытии невозможно писать или рисовать красками, мелом или фломастером. Покрытие можно использовать для защиты днищ морских судов от обрастания и фюзеляжей самолетов от обледенения.

10. Занимательные демонстрационные опыты.

Учитель. Сегодня состоялось ваше первое знакомство с химией. Конечно, вы ждете чего-то необычного, чудесного. Попробую перевоплотиться в мага и показать вам чудеса химии.

Учитель демонстрирует о п ы т ы.

“Дым без огня”.

Два стаканчика смачивают концентрированными растворами аммиака и соляной кислоты, а затем их подносят друг к другу. Наблюдают дым без огня.

“Из одного стакана – газированная вода, малиновый сок и молоко”.

В три одинаковых химических стакана наливают бесцветные прозрачные растворы соляной кислоты, хлорида кальция и фенолфталеина. В фарфоровую кружку наливают раствор карбоната натрия. Затем из кружки наливают карбонат натрия по очереди в каждый из трех стаканов. В первом из них бурно выделяется газ (“газировка”), во втором – появляется осадок белого цвета (“молоко”), а в третьем – раствор становится малиновым из-за изменения окраски индикатора в щелочном растворе (“малиновый сок”).

“Несгораемый платок”.

Носовой платок смачивают в воде, а затем в этиловом спирте. С помощью тигельных щипцов его подносят к горящей спиртовке и поджигают. Несмотря на огромное пламя, платок в итоге остается целым, т.к. спирт воспламеняется и сгорает раньше, чем загорится влажная ткань.

“Вулкан на столе”.

На горло конической колбы ставят фарфоровую чашку. Под колбу кладут большой лист бумаги. В чашку насыпают дихромат аммония, в центре чуть смачивают спиртом. Зажигают “вулкан” горящей лучинкой. Реакция протекает бурно, создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскаленные массы.

11. Подведение итогов урока.

Л и т е р а т у р а

Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 1997; Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1995; Природа, 2007, № 3; Там же, 2006, № 5; Наука и жизнь, 1994, № 8; Кожанова Э.А. Как я провожу урок-игру. Химия в школе, 1995, № 6, с. 21.

И н т е р н е т - р е с у р с ы

Занятие №1. Основные химические понятия и законы. Расчёты по химическим формулам и уравнениям.

Теоретическая часть

1. Место и значение химии в системе наук.

Современная химия представляет собой систему научных дисциплин: общей,

неорганической, аналитической, органической физической, коллоидной химии,…Основой химической науки являются атомно-молекулярное учение, закон сохранения материи, периодический закон, теория химической связи и учение о химическом процессе.

Как всякая наука, химия изучает некоторую часть явлений окружающего мира. Химия играет значительную роль в научно-техническом прогрессе. Нет ни одной отрасли не связанной в той или иной мере с применением химии.

2. Основные понятия и законы химии

Химия – наука о свойствах вещества и его превращениях, она включает в себя законы и принципы, описывающие эти превращения, а так же представления и теории, позволяющие дать им объяснение.

Атомно-молекулярное учение заключается в следующем:

1. Все вещества состоят из молекул.

2. Молекулы состоят из атомов.

3. Молекулы и атомы находятся в непрерывном движении; между ними существуют силы притяжения и отталкивания.

Рассмотрим следующие определения:

Вещество – вид материи, которая обладает массой покоя.

Состоит из элементарных частиц: электронов, протонов, нейтронов, мезонов и др. Химия изучает главным образом вещество, организованное в атомы, молекулы, ионы и радикалы. Такие вещества принято подразделять на простые и сложные (хим. соединения). Простые вещества образованы

атомами одного хим. элемента и потому являются формой его существования в свободном состоянии, напр. Сера, железо, озон, алмаз. Сложные вещества образованы разными элементами и могут иметь состав постоянный (стехиометрические соединения или дальтониды ) или меняющийся в некоторых пределах (нестехиометрические соединения или бертоллиды ).

Молекула - наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами.

Атом - наименьшая частица химического элемента, сохраняющая все его химические свойства.

Различным элементам соответствуют различные атомы, обозначаемые символом данного элемента (Ag, Fe, Mg).

Химический элемент - это вид атомов, характеризующийся определенными зарядами ядер и строением электронных оболочек.

В настоящее время известно 118 элементов: 89 из них найдены в природе (на Земле), остальные получены искусственным путем. Атомы существуют в свободном состоянии, в соединениях с атомами того же или других элементов, образуя молекулы. Способность атомов

вступать во взаимодействие с другими атомами и образовывать химические соединения определяется его строением. Атомы состоят из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов, движущихся вокруг него, образуя электронейтральную систему, которая

подчиняется законам, характерным для микросистем.

Ионы (от греч. ion – идущий), одноатомные или многоатомные частицы, несущие электрический заряд.

Положительные ионы называют катионами (от греч. kation , буквально – идущий вниз), отрицательные – анионами (от греч. anion , буквально идущий вверх). В свободном состоянии существуют в газовой фазе (в плазме).

Валентность (от лат. valentia – сила), способность атома присоединять или замещать определенное число других атомов или атомных групп с образованием химической связи.

Реакции химические (от лат. re- – приставка, означающая обратное действие, и actio –действие), превращения одних веществ (исходных соединений) в другие (продукты реакции) при неизменяемости ядер атомов.

Исходные вещества иногда называют реагентами, однако чаще (особенно в органической химии) термин "реагент" используют по отношению к одному, наиболее активному исходному соединению, определяющему направление химической реакции.

Химическая формула - это условная запись состава вещества с помощью химических знаков (предложены в 1814 г. Й. Берцелиусом) и индексов (индекс - цифра, стоящая справа внизу от символа. Обозначает число атомов в молекуле).

Химическая формула показывает, атомы каких элементов и в каком отношении соединены между собой в молекуле.

Простые вещества - молекулы, состоят из атомов одного и того же элемента.

Cложные вещества - молекулы, состоят из атомов различных химических элементов.

Аллотропия - явление образования химическим элементом нескольких простых веществ, различающихся по строению и свойствам.

Международная единица атомных масс равна 1/12 массы изотопа 12C - основного изотопа природного углерода.

1 а.е.м = 1/12 m (12C) = 1,66057 10-27 кг

Относительная атомная масса (Ar) - безразмерная величина, равная отношению средней массы атома элемента (с учетом процентного содержания изотопов в природе) к 1/12 массы атома 12C.

Средняя абсолютная масса атома (m) равна относительной атомной массе, умноженной на а.е.м. Ar(Mg) = 24,312

M(Mg) = 24,312 1,66057 10-24 = 4,037 10-23 г

Относительная молекулярная масса (Mr) - безразмерная величина, показывающая, во сколько раз масса молекулы данного вещества больше 1/12 массы атома углерода 12C.

Mг = mг / (1/12 mа(12C))

mr - масса молекулы данного вещества;

mа(12C) - масса атома углерода 12C.

Mг = S Aг(э). Относительная молекулярная масса вещества равна сумме относительных

атомных масс всех элементов с учетом индексов.

Абсолютная масса молекулы равна относительной молекулярной массе, умноженной на а.е.м.

Число атомов и молекул в обычных образцах веществ очень велико, поэтому при характеристике количества вещества используют специальную единицу измерения - моль.

Количество вещества, моль. Означает определенное число структурных элементов (молекул, атомов, ионов).

Обозначается n, измеряется в моль. Моль - количество вещества, содержащее столько же частиц, сколько содержится атомов в 12 г углерода.

Число Авогадро ди Кваренья (NA). Количество частиц в 1 моль любого вещества одно и то же и равно 6,02 1023. (Постоянная Авогадро имеет размерность - моль-1).

Молярная масса показывает массу 1 моля вещества (обозначается M).

M = m / υ

Молярная масса вещества равна отношению массы вещества к соответствующему количеству вещества и численно равна его относительной молекулярной массе, однако первая величина имеет размерность г/моль, а вторая - безразмерная.

M = NA m(1 молекула) = NA Mг 1 а.е.м. = (NA 1 а.е.м.) Mг = Mг

Это означает, что если масса некоторой молекулы равна, например, 80 а.е.м. (SO3), то масса одного моля молекул равна 80 г. Постоянная Авогадро является коэффициентом пропорциональности, обеспечивающим переход от молекулярных соотношений к молярным. Все утверждения относительно молекул остаются справедливыми для молей (при замене, в случае необходимости, а.е.м. на г)

Например, уравнение реакции: 2Na + Cl2 ® 2NaCl, означает, что два атома натрия реагируют с одной молекулой хлора или, что одно и то же, два моль натрия реагируют с одним молем хлора.

3. Основные законы

Закон сохранения массы веществ (М.В.Ломоносов, 1748 г.; А.Лавуазье, 1789 г.) Масса всех веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе всех продуктов реакции.

Атомно-молекулярное учение этот закон объясняет следующим образом: в результате химических реакций атомы не исчезают и не возникают, а происходит их перегруппировка (т.е. химическое превращение- это процесс разрыва одних связей между атомами и образование других, в результате чего из молекул исходных веществ получаются молекулы продуктов

реакции). Поскольку число атомов до и после реакции остается неизменным, то их общая масса также изменяться не должна. Под массой понимали величину, характеризующую количество материи. Исходя из закона сохранения массы, можно составлять уравнения химических реакций и

по ним производить расчеты. Он является основой количественного химического анализа.

Закон постоянства состава впервые сформулировал Ж.Пруст (1808 г)

Все индивидуальные химические вещества имеют постоянный качественный и количественный состав и определенное химическое строение, независимо от способа получения.

Из закона постоянства состава следует, что при образовании сложного вещества элементы соединяются друг с другом в определенных массовых соотношениях.

Пример .

CuS - сульфид меди . m(Cu) : m(S) = Ar(Cu) : Ar(S) = 64: 32 = 2: 1

Чтобы получить сульфид меди (CuS) необходимо смешать порошки меди и серы в массовых

отношениях 2: 1.

Если взятые количества исходных веществ не соответствуют их соотношению в химической формуле соединения, одно из них останется в избытке.

Например, если взять 3 г меди и 1 г серы, то после реакции останется 1 г меди, который не вступил в химическую реакцию. Вещества немолекулярного строения не обладают строго постоянным составом.

Их состав зависит от условий получения.

Закон Авогадро ди Кваренья (1811 г.)

В равных объемах различных газов при одинаковых условиях (температура, давление и т.д.) содержится одинаковое число молекул. (Закон справедлив только для газообразных веществ.)

Следствия.

1. Одно и то же число молекул различных газов при одинаковых условиях занимает одинаковые объемы.

2. При нормальных условиях (0°C = 273°К, 1 атм = 101,3 кПа) 1 моль любого газа занимает объем 22,4 л.

Практическая часть

Проверьте себя, я задам эти вопросы устно (ответы в скобках – выучить!) Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. Что такое атом?

(Атом - наименьшая частица химического элемента, сохраняющая все его химические свойства)

2. Что такое молекула?

(Молекула - наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствам).

3. Что такое атомная масса?

(Относительная атомная масса (Ar) - безразмерная величина, равная отношению средней массы атома элемента (с учетом процентного содержания изотопов в природе) к 1/12 массы атома 12C)

4. Что такое относительная молекулярная масса? Как ее найти?

(Относительная молекулярная масса (Mr) - безразмерная величина, показывающая, во сколько раз масса молекулы данного вещества больше 1/12 массы атома углерода 12C. Чтобы ее посчитать, необходимо сложить атомные массы с учетом их стехиометрических коэффициентов)

5. Что такое молярная масса вещества? В каких единицах она выражается? (Молярная масса показывает массу одного моля вещества. Выражается в граммах на моль – г/моль.

6. Как вычислить количество вещества, зная массу, объём или число структурных единиц?

(n=m/M n=N/N А n=V/Vm)

Как формулируется закон Авогадро?

7. (В равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул)

8. Что называется относительной плотностью одного газа по другому? (Отношение масс двух газов, занимающих равные объёмы при одинаковых условиях, называют относительной плотностью одного газа по другому и обозначают буквой D

D= M 1 /М 2).

9. Сформулируйте закон постоянства состава.

(Состав соединений молекулярной структуры является постоянным независимо от способа получения. Состав соединений с немолекулярной структурой (атомной, ионной и металлической кристаллической решеткой) не является постоянным и зависит от способа получения).

10. Сформулируйте закон сохранения массы веществ.

(Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образующихся продуктов)

В статье в научно-популярной форме рассказывается об элементе Периодической системы с порядковым номером 47 – серебре. Приводятся сведения и факты, которые будут интересны широкому кругу читателей.
Опубликовано: 24.12.2019

Конференция и конкурсы исследовательских работ как условие формирования внутренней мотивации к деятельности учащихся в условиях современной школы

Организация и проведение конференции и конкурсов исследовательских работ является, с одной стороны, эффективной формой профессионального роста преподавателей (они руководят работой секции, организуют и направляют в необходимое русло дискуссию, помогают ученикам при подготовке докладов). С другой стороны, конференции и конкурсы стимулируют развитие познавательного, научного и творческого потенциала школьников, формируют их коммуникативные умения. Таким образом, введение обучающихся в подобную кон

Опубликовано: 19.12.2019

мастер класс «Развитие умений смыслового чтения на уроках химии»

В работе раскрывается методический подход развития умений смыслового чтения, описываются эффективные приемы, способствующие развитию умений.
Опубликовано: 15.12.2019

Органические кислоты

Разработки классических и нестандартных уроков начальной, средней и старшей школы. Цель: систематизировать знания о номенклатуре, классификации и свойствах органических кислот, их роли в повседневной жизни человека. Задачи: Образовательные: выработать представление о наличие общих химических свойств кислот. Развивающие: развить умения пользоваться лабораторным оборудованием, проводить химический эксперимент, работать со справочной литературой, анализировать данные, выявлять сущность наблюда

Опубликовано: 10.12.2019

Конспект урока по химии на тему:"Алюминий - переходный элемент. Получение, свойства и применение" составлен для общеобразовательного уровня освоения программы. Особенностью урока является нацеленность на формирование у обучающихся надпредметного умения – ассоциативного мышления через составление ментальной карты знаний по теме.
Опубликовано: 07.12.2019

Данная дидактическая разработка может быть использована в качестве проверки усвоенных знаний по теме "Реакции ионного обмена", а также осуществляет дополнительную проверку по теме "Галогены" и решению задач по теме "Массовая доля вещества в растворе". Работа состоит из 12 вариантов, среди которых есть задания для обучающихся со средним уровнем знаний и задания повышенного уровня.

Опубликовано: 07.12.2019

Урок «Силикатная промышленность» разработан для учащихся 9 класса, изучающих химию в гуманитарной гимназии на базовом уровне. Урок ставит задачу воспитания у учащихся осознания ценности науки и творчества, активности и заинтересованности в познании окружающего мира, умения применять полученные знания на практике; умения ориентироваться в мире профессий, понимания учащимися значения профессиональной деятельности человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Групповая работа не урок

Опубликовано: 06.12.2019

Технология модерации как фактор мотивации обучающихся и педагога на уроках химии в контексте ФГОС ООО и СОО

В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, ориентированными на развитие УУД, включающих познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные, направленные на достижение предметных, метапредметных, личностных результатов, важно развитие каждого ребенка, включении всех обучающихся в образовательный процесс, доступность содержания образования для каждого ребенка, обеспечение разноуровневого обучения. Применение технологии модерации в процессе обучения

Опубликовано: 04.12.2019

Интерактивная метапредметная игра «Крестики-Нолики»

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности, как условия достижения высокого качества образования. Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных действий (УУД), как психологической составляющей фундаментального ядра образования. В предлагаемой игре участвует две команды по 5-7 человек. Команда, выигр

Опубликовано: 29.11.2019

Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках химии с применением интерактивных методов

В статье отображается сущность интерактивных технологий, где главным мотивом служит проблемное обучение, которое побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности и созданию на уроке атмосферы сотрудничества и доброжелательности.Изложены критерии метода.
Опубликовано: 29.11.2019

Окислительно-восстановительные реакции

Урок химии по теме «Окислительно-восстановительные реакции» предназначен для учащихся 8-х классов. На уроке раскрываются основные понятия об окислительно-восстановительных реакциях: степень окисления, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.Рассматривается запись уравнений овр и первоначальное знакомство с методом электронного баланса. Раскрывается многообразие данной группы реакций в окружающем нас мире и их роль.

Опубликовано: 29.11.2019

Внеурочное мероприятие «ЭкоБиоХимик» (web-квест)

Разработка районного конкурса в форме Web- квеста. Данная форма конкурса стала традиционной. Квест создается с помощью сервисов Web 2.0, а также Google- сервисов. Квест позволяет не только, познакомиться с работами учеников из разных населенных пунктов, но и способствует формированию знаний о родном крае в рамках химии, биологии и экологии.
Опубликовано: 28.11.2019

Класс: 10 класс Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления Основная технология: технология проблемного обучения Форма урока: изучение и первичное закрепление новых знаний на основе системно-деятельностного подхода. Раздел химии «Углеводороды. Природные источники углеводородов». Тема урока: «Нефть». Цель: углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира; формирование комплекса знаний о нефти; Задачи: Образователь

Опубликовано: 28.11.2019

Формирование предметной мотивации обучающихся на уроках химии через прием «Черный ящик»

Опубликовано: 27.11.2019

Формирование предметной мотивации обучающихся на уроках химии через прием «Черный ящик»

Урок должен быть, прежде всего: актуальным и интересным, это в свою очередь мотивирует обучающихся, повышает степень активности в учебном процессе, предполагает получение крепких знании, повышает интерес к предмету. В своей работе я использую активные методы обучения и прием «Черный ящик», уместно вписывается на всех этапах урока. Обучающимся нравится, им интересно выполнять задания направленные на поиск ответа: «Что в черном ящике?», они включены в работу, в ходе которой у них формируе