Городская промышленность сибири в xvii в. Сибирь в XVII веке

Присоединение к росси народов, населявших восточную сибирь, происходило в основном на протяжении первой половины 17 века. Окраинные территории на юге, востоке и северо-востоке сибири вошли в состав россии во второй половине 17 века, а камчатка и прилегающие к ней острова – в самом конце 17 – первой половине 18 века.

Присоединение восточной сибири началось с северной части бассейна енисея. Во второй половине 16 века русские промышленники из поморья стали проникать в обскую губу и далее по р. Тазу в низовья енисея. Целые поколения поморских промышленников были связаны с пушным промыслом в енисейском крае. Они основывали многочисленные зимовья, служившие опорно-перевалочными пунктами, устанавливали связи с местными жителями. В 1601 году на р. Таз был основан г. Мангазея, ставший административным и торгово-перевалочным пунктом. В 30-х годах 17 века в мангазее зимовало до тысячи промышленников, готовившихся к очередному сезону. Постепенно местное население стало платить ясак русскому правительству, что означало вхождение этих территорий в состав россии. По мере удаления на восток в 30-х годах 17 века основных районов пушного промысла мангазея стала терять свое значение. В первое десятилетие 17 века русские проникали и в бассейн среднего течения енисея. Присоединение этих районов тормозилось некоторым сопротивлением со стороны местных князцов, которые сами собирали дань с местного населения. В 1628 году был основан красноярский острог, который стал основным оплотом русских на юге енисейского края. Подавляющая часть населения енисейского края сложилась в результате стихийного народного переселения. К 1719 году в енисейском уезде насчитывалось 120 деревень, а общая численность русского населения составляла 18 тысяч человек. Центром стал енисейский острог, основанный в 1619 году. Заселение и освоение русскими красноярского уезда сильно задерживалось из-за борьбы с киргизскими, тубинскими князьцами и джунгарами. В 1702 году джунгарский хан переселил значительную часть енисейских киргизов их абаканских степей долину р. Или. Оставшиеся аборигены составили, затем основу ханства и вошли в состав русского государства. Постройка абаканского (1707год) и саянского (1709 год) острогов окончательно обеспечили безопасность русскому и местному населению енисейского края.

Впервые в якутию русские промышленники проникли в 20-х годах 17 века из мангазеи. Вслед за ними сюда пришли служилые люди и начали объясачивать местное население, что вызвало сопротивление. В 1632 году бекетов поставил на р. Лена острог. В 1643 году его перенести на новое место в 70 верстах от старого и назвали якутском. Но постепенно борьба с русскими прекратилась, т.к. Якуты убедились в выгодности мирных связей с русским населением. К середине 17 века завершилось, в основном, вхождение якутска в состав русского государства.

Двигаясь по лене, русские люди в 1633 году вышли к ледовитому океану и следуя морским путем на восток, открыли юкагирскую землю. Одновременно были открыты и сухопутные пути. В 40-х годах 17 века русские землепроходцы проникли на колыму. И наконец в 1648 году был совершен знаменитый поход с. Дежнева и ф. Попова, в результате которого русские впервые обогнули крайнюю северо-восточную оконечность азиатского континента, открыв пролив, разделяющий его с америкой. Продвижение от лены на восток началось еще в процессе присоединения якутии. Впервые к берегам охотского моря вышел с группой казаков и. Москвитин. Из-за климатических и природных условий на большей части якутии русское освоение носило промысловый характер. С упадком соболиных промыслов русские промышленники стали уходить из якутии. В 1697-1699 годах в. В. Атласов прошел весь камчатский полуостров, и составили его географическое и этнографическое описание.

Во втором десятилетии 18 века были присоединены к россии курильские и шантарские острова.

Именно в 17 веке приняло массовый характер. На восток направлялись предприимчивые торговцы, путешественники, искатели приключений и казаки. В это время были основаны старейшие русские некоторые из них сейчас являются мегаполисами.

Торговля сибирской пушниной

Первый отряд казаков появился в Сибири в правление Ивана Грозного. Войско знаменитого атамана Ермака воевало с татарским ханством в бассейне Оби. Именно тогда был основан Тобольск. На рубеже XVI и XVII вв. в России началось Смутное время. Из-за экономического кризиса, голода и военной интервенции Польши, а также крестьянских восстаний хозяйственное освоение далекой Сибири приостановилось.

Только когда к власти пришла династия Романовых, а в стране был наведен порядок, активное население вновь направило свои взоры на восток, где пустовали огромные пространства. В 17 веке освоение Сибири осуществлялось ради пушнины. Мех ценился на европейских рынках на вес золота. Желающие наживиться на торговле организовывали охотничьи экспедиции.

В начале XVII века русская колонизация затрагивала в основном районы тайги и тундры. Во-первых, именно там была ценная пушнина. Во-вторых, степи и лесостепи были слишком опасными для поселенцев из-за угрозы нашествий местных кочевников. В этом регионе продолжали существовать осколки Монгольской империи и казахские ханства, жители которых считали русских своими естественными врагами.

Енисейские экспедиции

На северном пути заселение Сибири было интенсивнее. В конце XVI столетия первые экспедиции достигли Енисея. В 1607 году на его берегу был построен город Туруханск. Он долгое время был основным перевалочным пунктом и плацдармом для дальнейшего продвижения русских колонистов на восток.

Промышленники искали здесь соболиный мех. Со временем количество диких животных значительно уменьшилось. Это становилось стимулом двигаться дальше. Путеводными артериями вглубь Сибири были енисейские притоки Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска. В то время города были всего лишь зимовьями, где промышленники останавливались, чтобы продать свой товар или переждать суровые морозы. Весной и летом они покидали стоянки и почти круглый год добывали пушнину.

Путешествие Пянды

В 1623 году легендарный путешественник Пянда достиг берегов Лены. О личности этого человека почти ничего не известно. Немногочисленные сведения о его экспедиции передавались промышленниками из уст в уста. Их рассказы были записаны историком Герардом Миллером уже в петровскую эпоху. Экзотическое имя путешественника можно объяснить тем, что он по национальности принадлежал к поморам.

В 1632 году, на месте одной из его зимовок, казаки основали острог, который вскоре был переименован в Якутск. Город стал центром только что созданного воеводства. Первые казачьи гарнизоны сталкивались с неприятельским отношением якутов, которые даже пытались осаждать поселение. В 17 веке освоение Сибири и ее самых дальних рубежей контролировалось из этого города, ставшего северо-восточным рубежом страны.

Характер колонизации

Важно отметить, что колонизация в то время носила стихийный и народный характер. Государство поначалу практически никак не вмешивалось в этот процесс. Люди шли на восток по собственному почину, беря все риски на себя. Как правило, ими двигало желание заработать на торговле. Также на восток стремились крестьяне, которые бежали из родных мест, спасаясь от крепостного права. Желание получить волю толкало тысячи людей на неизведанные просторы, что вносило огромный вклад в освоение Сибири и Дальнего Востока. 17 век дал возможность крестьянам начать новую жизнь на новой земле.

Сельчанам приходилось идти на настоящий трудовой подвиг, чтобы завести хозяйство в Сибири. Степь была занята кочевниками, а тундра оказалась непригодной для возделывания земли. Поэтому крестьянам приходилось собственными руками устраивать пашни в густых лесах, отвоевывая у природы участок за участком. С такой работой могли справиться только целеустремленные и энергичные люди. Власти же посылали отряды служилых людей уже после колонистов. Они не столько открывали земли, сколько занимались освоением уже открытых, а также отвечали за безопасность и сбор налогов. Именно так на южном направлении, на берегу Енисея, для защиты мирных жителей был построен острог, который позже стал богатым городом Красноярском. Это произошло в 1628 году.

Деятельность Дежнева

История освоения Сибири запечатлела на своих страницах имена многих смелых путешественников, тративших годы своей жизни на рискованные предприятия. Одним из таких первопроходцев был Семен Дежнев. Этот казачий атаман был родом из Великого Устюга, а на восток отправился, чтобы заняться добычей пушнины и торговлей. Он был умелым мореплавателем и большую часть активной жизни провел на северо-востоке Сибири.

В 1638 году Дежнев переселился в Якутск. Его ближайшим соратником был Петр Бекетов, который основал такие города, как Чита и Нерчинск. Семен Дежнев занимался тем, что собирал ясак с коренных народов Якутии. Это был специальный вид налога, назначенный государством для туземцев. Выплаты часто нарушались, так как местные князьки периодически бунтовали, не желая признавать русскую власть. Именно на такой случай были необходимы отряды казаков.

Корабли в арктических морях

Дежнев был одним из первых путешественников, кто побывал на берегах рек, впадающих в арктические моря. Речь идет о таких артериях, как Яна, Индигирка, Алазея, Анадырь и т. д.

Русские колонисты проникали в бассейны этих рек следующим образом. Сначала корабли спускались по Лене. Достигнув моря, суда шли на восток вдоль континентальных берегов. Так они попадали в устья других рек, поднимаясь по которым, казаки оказывались в самых необжитых и диковинных местах Сибири.

Открытие Чукотки

Главными достижениями Дежнева стали его экспедиции на Колыму и Чукотку. В 1648 году он отправился на Север, чтобы найти места, где можно было бы добыть ценную моржовую кость. Его экспедиция первой достигла Здесь заканчивалась Евразия и начиналась Америка. Пролив, отделявший Аляску от Чукотки, не был известен колонизаторам. Уже через 80 лет после Дежнева здесь побывала научная экспедиция Беринга, которую организовал Петр I.

Путешествие отчаянных казаков продолжалось 16 лет. Еще 4 года ушло на то, чтобы вернуться в Москву. Там Семен Дежнев получил все причитающиеся ему деньги от самого царя. Но важность его географического открытия стала ясна уже после смерти смелого путешественника.

Хабаров на берегах Амура

Если Дежнев покорял новые рубежи в северо-восточном направлении, то на юге был свой герой. Им стал Ерофей Хабаров. Этот первооткрыватель стал известен после того, как в 1639 году обнаружил соляные рудники на берегах реки Куты. был не только выдающимся путешественником, но и хорошим организатором. Бывший крестьянин заложил соляное производство в современной Иркутской области.

В 1649 году якутский воевода сделал Хабарова командиром казачьего отряда, направленного в Даурию. Это был далекий и плохо изученный регион на границах с Китайской империей. В Даурии жили туземцы, которые не смогли оказать серьезного сопротивления русской экспансии. Местные князьки добровольно переходили в подданство царя, после того как на их землях оказывался отряд Ерофея Хабарова.

Однако казакам пришлось повернуть назад, когда в конфликт с ними вступили маньчжуры. Они жили на берегах Амура. Хабаров совершил несколько попыток закрепиться в этом регионе посредством строительства укрепленных острогов. Из-за неразберихи в документах той эпохи до сих пор непонятно, когда и где умер прославленный первопроходец. Но, несмотря на это, память о нем в народе была жива, и уже много позже, в XIX веке, один из основанных на Амуре русских городов получил название Хабаровск.

Споры с Китаем

Южносибирские племена, переходившие в подданство России, делали это, чтобы спастись от экспансии диких монгольских орд, живших только войной и разорением соседей. Особенно страдали дючеры и дауры. Во второй половине XVII века внешнеполитическая обстановка в регионе осложнилась еще сильнее, после того как беспокойные маньчжуры захватили Китай.

Императоры новой династии Цин начали завоевательные походы против народов, живших неподалеку. Российское правительство старалось избегать конфликтов с Китаем, из-за которых могло бы пострадать освоение Сибири. Кратко говоря, дипломатическая неопределенность на Дальнем Востоке сохранялась весь XVII век. Только в следующем столетии государства заключили договор, который официально оговаривал границы стран.

Владимир Атласов

В середине XVII века русские колонисты узнали о существовании Камчатки. Эта территория Сибири была окутана тайнами и слухами, которые со временем только множились из-за того, что этот край оставался недоступным даже для самых смелых и предприимчивых казачьих отрядов.

«Камчатским Ермаком» (по выражению Пушкина) стал землепроходец Владимир Атласов. В молодости он был сборщиком ясака. Государственная служба давалась ему легко, и в 1695 году якутский казак стал приказчиком в далеком Анадырском остроге.

Его мечтой была Камчатка... Разузнав о ней, Атласов начал подготавливать экспедицию на далекий полуостров. Без этого предприятия было бы неполным освоение Сибири. Год подготовки и сбора необходимых вещей не прошел даром, и в 1697 году подготовленный отряд Атласова отправился в путь.

Исследование Камчатки

Казаки пересекли Корякские горы и, достигнув Камчатки, разделились на две части. Один отряд пошел вдоль западного берега, другой изучал восточное побережье. Достигнув южной оконечности полуострова, Атласов издалека увидел неизвестные ранее русским исследователям острова. Это был Курильский архипелаг. Там же, у камчадалов в плену, был обнаружен японец по имени Денбей. потерпел кораблекрушение и попал в руки туземцев. Освобожденный Денбей отправился в Москву и даже встретился с Петром I. Он стал первым японцем, которого когда-либо встречали русские. Его рассказы о родной стране были популярными объектами разговоров и сплетен в столице.

Атласов же, вернувшись в Якутск, подготовил первое письменное описание Камчатки на русском языке. Этим материалы назывались «сказками». К ним прилагались карты, составленные во время экспедиции. За успешный поход в Москве его наградили поощрением в сто рублей. Также Атласов стал казачьим головой. Через несколько лет он еще раз вернулся на Камчатку. Знаменитый первопроходец погиб в 1711 году во время бунта казаков.

Благодаря таким людям в 17 веке освоение Сибири стало прибыльным и полезным для всей страны предприятием. Именно в этом столетии далекий край был окончательно присоединен к России.

Согласно данным исследователей из разных областей, коренные народы Сибири расселились по этой территории в эпоху позднего палеолита. Именно это время характеризуется наибольшим развитием охоты как промысла.

Сегодня же большинство племен и народностей этого региона малочисленны и их культура находится на грани исчезновения. Далее мы попытаемся познакомиться с такой областью географии нашей Родины, как народы Сибири. Фото представителей, особенности языка и ведения хозяйства будут приведены в статье.

Разбираясь в этих сторонах жизни, мы пытаемся показать многогранность народов и, возможно, пробудить в читателях интерес к путешествиям и необычным впечатлениям.

Этногенез

Практически на всей территории Сибири представлен монголоидный тип человека. Родиной его считается После начала отступления ледника люди именно с такими чертами лица заселили регион. В ту эпоху еще не было развито скотоводство в значительной мере, поэтому основным занятием населения стала охота.

Если изучить карту Сибири, мы увидим, что они наиболее представлены алтайской и уральской семьями. Тунгусские, монгольские и тюркские языки с одной стороны - и угро-самоедские с другой.

Социально-хозяйственные особенности

Народы Сибири и Дальнего Востока до освоения этого региона русскими в основном имели сходный уклад жизни. Во-первых, распространены были родоплеменные отношения. Традиции хранились в рамках отдельных поселений, браки старались не распространять за пределы племени.

Занятия делились в зависимости от места проживания. Если рядом находилась крупная водная артерия, то часто встречались поселения оседлых рыболовов, у которых зарождалось земледелие. Основное же население занималось исключительно скотоводством, например, очень распространено было оленеводство.

Этих животных удобно разводить не только из-за мяса, неприхотливости к еде, но и из-за их шкур. Они очень тонкие и теплые, что позволяло таким народам, как, например, эвенки, быть хорошими наездниками и воинами в удобных одеждах.

После прихода на эти территории огнестрельного оружия уклад жизни значительно изменился.

Духовная сфера жизни

Древние народы Сибири до сих пор остаются приверженцами шаманизма. Хотя за много веков он претерпел разнообразные изменения, но силы своей не утратил. Буряты, например, вначале добавили некоторые ритуалы, а после полностью перешли к буддизму.

Большинство остальных племен были формально крещены в период после восемнадцатого века. Но это все официальные данные. Если же проехаться по деревням и поселениям, где живут малые народы Сибири, мы увидим совершенно другую картину. Большинство придерживаются многовековых традиций предков без нововведений, остальные совмещают свои верования с одной из основных религий.

Особенно эти грани жизни проявляются на национальных праздниках, когда встречаются атрибуты разных верований. Они сплетаются и создают неповторимый узор аутентичной культуры того или иного племени.

Алеуты

Сами себя они называют унанганы, а их соседи (эскимосы) - алакшак. Общая численность едва достигает двадцати тысяч человек, большинство из которых живут на севере США и Канады.

Исследователи полагают, что алеуты сформировались около пяти тысяч лет назад. Правда, на их происхождение есть две точки зрения. Одни считают их самостоятельным этническим образованием, другие - что они выделились из среды эскимосов.

До того, как этот народ познакомился с православием, приверженцами которого они являются сегодня, алеуты исповедовали смесь шаманизма и анимизма. Главный шаманский костюм был в виде птицы, а духов разных стихий и явлений изображали деревянные маски.

Сегодня же они поклоняются единому богу, который на их языке именуется Агугум и представляет собой полное соответствие всем канонам христианства.

На территории Российской Федерации, как мы убедимся далее, представлены многие малые народы Сибири, но эти живут только в одном поселении - селе Никольском.

Ительмены

Самоназвание происходит от слова «итенмэн», которое означает «человек, который живет здесь», местный, другими словами.

Встретить их можно на территории запада и в Магаданской области. Общая численность - немногим более трех тысяч человек, судя по переписи 2002 года.

По внешнему виду они ближе к тихоокеанскому типу, но все же имеют явные черты северных монголоидов.

Изначальная религия - анимизм и фетишизм, первопредком считался Ворон. Хоронить умерших у ительменов принято по обряду «воздушного погребения». Покойник подвешивается до истлевания в домовине на дереве или укладывается на специальном помосте. Этой традицией могут похвастаться не только народы Восточной Сибири, она в древности был распространена даже на Кавказе и в Северной Америке.

Наиболее распространенным промыслом является рыбалка и охота на прибрежных млекопитающих, таких как тюлени. Кроме этого широко распространено собирательство.

Камчадалы

Не все народы Сибири и Дальнего Востока являются аборигенами, примером этого могут быть камчадалы. Собственно, это не самостоятельная народность, а смесь русских переселенцев с местными племенами.

Язык у них русский с примесями местных диалектов. Распространены они в основном в Восточной Сибири. Сюда относятся Камчатка, Чукотка, Магаданская область, побережье Охотского моря.

Судя по переписи, их общее количество колеблется в рамках двух с половиной тысяч человек.

Собственно, как таковые камчадалы появились только в середине восемнадцатого века. В это время русские переселенцы и торговцы усиленно устанавливали контакты с местными, часть из них вступили в браки с ительменками и представителями коряков и чуванцев.

Таким образом, потомки именно этих межплеменных союзов и носят сегодня имя камчадалов.

Коряки

Если начать перечислять народы Сибири, коряки займут не последнее место в списке. Они известны русским исследователям с восемнадцатого века.

Фактически это не единый народ, а несколько племен. Сами себя они называют намылан или чавчувен. Судя по переписи, на сегодняшний день их численность - около девяти тысяч человек.

Камчатка, Чукотка и Магаданская область - территории проживания представителей этих племен.

Если провести классификацию, исходя из образа жизни, они делятся на береговых и тундровых.

Первые - нымыланы. Говорят на алюторском языке и занимаются морскими промыслами - ловлей рыбы и охотой на тюленей. К ним по культуре и жизненному укладу близки кереки. Этому народу свойственна оседлая жизнь.

Вторые - кочевники чавчыв (оленеводы). Язык у них корякский. Живут на Пенжинской губе, Тайгоносе и прилегающих территориях.

Характерной особенностью, которая выделяет коряков, как и некоторые другие народы Сибири, являются яранги. Это передвижные конусообразные жилища из шкур.

Манси

Если говорить про коренные народы Западной Сибири, нельзя не упомянуть урало-юкагирскую Наиболее яркими представителями этой группы являются манси.

Самоназвание этого народа - «меньдсы» или «вогулы». «Манси» на их языке обозначает «человек».

Эта группа сформировалась в результате ассимиляции уральских и угорских племен в эпоху неолита. Первые были оседлыми охотниками, вторые - кочевыми скотоводами. Эта двоякость культуры и ведения хозяйства сохраняется и поныне.

Самые первые контакты с западными соседями были в одиннадцатом веке. В это время манси знакомятся с коми и новгородцами. После присоединения к России усиливается колонизационная политика. К концу семнадцатого века они оттесняются на северо-восток, а в восемнадцатом формально принимают христианство.

Сегодня в этом народе существует две фратрии. Первая называется Пор, своим предком считает Медведя, и основу ее составляют уральцы. Вторая называется Мось, ее основатель - женщина Калташч, а большинство в этой фратрии принадлежит к уграм.
Характерной особенностью является то, что признаются только перекрестные браки между фратриями. Такую традицию имеют лишь некоторые коренные народы Западной Сибири.

Нанайцы

В древности они были известны под именем гольды, а один из самых знаменитых представителей этого народа - Дерсу Узала.

Судя по переписи населения, их немногим более двадцати тысяч. Проживают они вдоль Амура на территории Российской Федерации и Китая. Язык - нанайский. На территории России используется кириллица, в Китае - язык бесписьменный.

Эти народы Сибири стали известны благодаря Хабарову, который в семнадцатом веке исследовал этот регион. Некоторые ученые считают их предками оседлых земледельцев дючеров. Но большинство склоняются к тому, что нанайцы просто пришли на эти земли.

В 1860 году, благодаря переделу границ по реке Амур, многие представители этого народа оказались в одночасье гражданами двух государств.

Ненцы

Перечисляя народы невозможно не остановиться на ненцах. Это слово, как и многие названия племен этих территорий, значит «человек». Судя по данным Всероссийской переписи населения, от Таймыра до их проживает более сорока тысяч человек. Таким образом, получается, что ненцы - самый крупный из коренных народов Сибири.

Они делятся на две группы. Первая - тундровые, представителей которых большинство, вторая - лесные (их осталось мало). Диалекты этих племен настолько различны, что один не поймет другого.

Как и все народы Западной Сибири, ненцы носят черты как монголоидов, так и европеоидов. Причем чем ближе к востоку, тем меньше остается европейских признаков.

Основой хозяйства этого народа является оленеводство и в незначительной степени рыбалка. Главное блюдо - солонина, однако кухня изобилует сырым мясом коров и оленей. Благодаря содержащимся в крови витаминам у ненцев не бывает цинги, но подобная экзотика редко приходится по вкусу гостям и туристам.

Чукчи

Если задуматься о том, какие народы жили в Сибири, и подойти к этому вопросу с точки зрения антропологии, мы увидим несколько путей заселения. Одни племена пришли из Средней Азии, другие - с северных островов и Аляски. Лишь малая толика является местными жителями.

Чукчи, или луораветлан, как они себя называют, по типу внешности схожи с ительменами и эскимосами и имеют черты лица, как у Это наталкивает на размышления об их происхождении.

С русскими они познакомились в семнадцатом веке и более ста лет вели кровопролитную войну. В итоге были оттеснены за Колыму.

Важным торговым пунктом стала Анюйская крепость, куда перебрался гарнизон после падения Анадырского острога. Ярмарка в этой твердыне имела обороты в сотни тысяч рублей.

Более богатая группа чукчей - чаучу (оленеводы) - привозили сюда на продажу шкуры. Вторая часть населения называлась анкалын (собаководы), они кочевали на севере Чукотки и вели более простое хозяйство.

Эскимосы

Самоназвание у этого народа - инуиты, а слово «эскимос» означает «тот, кто кушает сырую рыбу». Так их называли соседи их племен - американские индейцы.

Исследователи выделяют этот народ в особую «арктическую» расу. Они очень приспособлены к жизни на этой территории и населяют все побережье Северного Ледовитого океана от Гренландии до Чукотки.

Судя по переписи населения в 2002 году, в Российской Федерации их численность всего лишь около двух тысяч человек. Основная часть проживает на территории Канады и Аляски.

Религия инуитов - анимизм, а бубны являются священной реликвией в каждой семье.

Для любителей экзотики будет интересно узнать об игунаке. Это специальное блюдо, которое смертельно опасно для всякого, кто не питается им с детства. Фактически это гниющее мясо умерщвленного оленя или моржа (тюленя), которого несколько месяцев держали под прессом из гравия.

Таким образом, в данной статье мы изучили некоторые народы Сибири. Познакомились с их настоящими названиями, особенностями верований, ведения хозяйства и культуры.

Цели и задачи: 1. Раскрыть особенности развития народов Сибири в XVII веке, доказать прогрессивную роль русского народа в освоении Северо - Восточной Азии.

2. Способствовать развитию навыков работы с источниками, дополнительной литературой, исторической картой, умений обобщать материал, активно воспринимать информацию.

3. Воспитывать чувство уважения и гордости за русских землепроходцев открывших суровый и прекрасный край.

План урока: 1. Организационный момент. Постановка целей и задач.

2. Народы Сибири в XVII веке. Различия в условиях жизни.

3. Продвижение русских людей в Сибирь:

а) цели освоения Сибири. Новые города.

б) землепроходцы и мореходы в XVII веке.

4. Историческое значение присоединения Сибири.

Попытайтесь в форме путевого дневника изложить эпизод какого-либо путешествия казака в Сибирь XVII века.

Основные понятия: острог, ясак, землепроходцы, кочи, отписки.

Важнейшие даты: 1648 г. – морской поход С. Дежнёва;

1643- 1646 гг. – экспедиция В. Пояркова на Амур;

1649 – 1653 гг. – поход Е. Хабарова на Амур;

XVII – XVIII вв. – издание книги С.У. Ремезова “ Чертёжная карта Сибири”

Выдающиеся личности: первопроходцы С.И.Дежнёв, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, В. В.Атласов.

Оборудование урока:

1. Учебная карта “ Россия в XVII веке”.

2. Учебник “ История Отечества 6–7 класс” А.А.Преображенский,

Б.А.Рыбаков. М.: Просвещение, 2001.

3. Видео отрывок из х/ф “Ермак”.

4. Фонограммы: шума моря, шум леса.

5. Литературная выставка:

а) Энциклопедический словарь юного краеведа. М. Педагогика, 1981 г.

б) Н.В.Северин “Отечественные путешественники и исследователи”. М.1956 г.

в) “Арктика - мой север. Полярная энциклопедия Севера в биографиях

знаменитых людей”. М. 2000 г.

г) И.Магидович “Очерки по истории географических открытий”

д) Леонтьева Г.А. “Землепроходец Е.П.Хабаров”. М. Просвещение, 1991 г.

е) “Россия XV – XVII в.в. глазами иностранцев”. Лениздат, 1986 г.

6. Маршруты землепроходцев.

7. Эпиграф: “Из века в век, из века в век

Шел крепкий русский человек

На Дальний Север и Восток

Неудержимо как поток” (из старинной сибирской песни).

На прошлом уроке мы говорили с вами о культуре русского народа в XVII веке. Но эту тему невозможно представить себе без великих открытий, совершенных землепроходцами Российского государства. Эти люди не только открывали новые земли, но и несли народам Северо- Восточной Азии достижения русского народа, русской культуры, сохраняя при этом культурные и этнографические особенности этих народов. На сегодняшнем уроке вы узнаете о смелых и отважных людях, открывших суровый и прекрасный край. Мы гордимся тем, что именно россияне первыми побывали в этих краях. Этих людей объединяет стойкость и мужество, беззаветная любовь к Родине.

XVII век – это время великих географических открытий.

/звучит шум моря /

К XVII веку в Западной Европе уже многие знали об Африке и Америке, устанавливали торговые связи с Индией и Китаем.

1606г. - была открыта Австралия, плавание к островам Океании;

1610г. – состоялось путешествие Гудзона в Северную Америку;

1616г. – произошло плавание Баффина в Северных морях;

1634г. – путешествие Ж.Николе по Северной Америке, открытие озера Мичиган.

/прикрепляю “корабли” к глобусу /

Но вот северо-восток Азии был покрыт для европейцев тайной, хотя и привлекал своими неизведанными богатствами.

“Ребята, давайте с вами вспомним, чем так была богата Сибирь?”

Англичане пытались добраться в Сибирь морем, но эти попытки окончились неудачно. Дальше, чем до устья Оки, никто из мореходов добраться не мог. Поэтому не случайно возникали слухи о чудесах жизни на “краю земли”, так они называли Сибирь.

Сейчас мы с вами услышим как европейцы, побывавшие в Сибири и слышавшие о ней, описывают этот край.

Звучит фонограмма с отрывками из сочинений Сигизмунда Герберштейна, Вильяма Уоркера.

“Что же в действительности представляли собой народы Сибири в XVII веке?”

На площади 13 млн. км - жило редкое малочисленное население, менее 300 тысяч человек. Можно было проехать на оленьей упряжке тысячи километров и не встретить ни одного селения. Сравнительно небольшими объединениями родов в племя жили малые народы Сибири, говорящие на разных языках. По-разному добывали они себе пищу. Ханты и манси – были охотниками и скотоводами. Эвенки, ненцы, энцы – были оленеводами. Оленеводы и охотники вели кочевой образ жизни. Они ставили себе юрты из оленьих шкур. Религия у них была языческая.

“Ребята, вспомните кто такие язычники?”

Своими покровителями они считали духов воздуха, земли, а так же предков, с которыми можно было общаться через шаманов – умных и хитрых людей, которые хорошо знали психологию людей и пользовались страхами перед силами природы, верой в чудеса, надеждами на помощь духов.

Местное население Сибири было выносливым, трудолюбивым, прекрасно знало природу. Люди были отзывчивы и честны. Низкорослые, одетые в меховую одежду они казались похожими друг на друга, но каждая, даже самая малочисленная народность имела свои особенности, традиции и таланты.

Уровень народов, населявших Сибирь в XVII веке, был различен, так как народы жившие в зоне вечной мерзлоты, в тундре находились на низшей ступени первобытнообщинного строя. А на берегах Амура жило осёдлое земледельческое население. Но все малочисленные народы, населявшие Сибирь, в своем развитии сильно отличались от русского народа.

Ещё в X-XII веках новгородцы ходили за “камень”, то есть Уральские горы, и выменивали там топоры, ножи и другие железные орудия на меха соболей, песцов, куниц …

“Давайте вспомним, во время, какого царя произошло присоединение Западной Сибири?”

“Что произошло в 1581 – 1585 годах?”

/просмотр видео отрывка из х/ф “Ермак”/

Каковы же цели освоения Сибири?

Работа со схемами

С начала XVII века из зимовий, острогов первопроходцев возникают города:

Мангазея;

Томск (1604);

Енисейск (1619);

Красноярск (1628);

Турухан;

Якутск (1632);

/прикрепляю таблички с названиями на карту/

В XVII веке было построено около 140 городов.

Русские люди при освоении новых земель совершали немало географических открытий.

Сейчас вы прослушаете устный журнал “Землепроходцы XVII века”.

/звучит шум леса/

Его готовят четыре ученика. Они подготавливают маршрут и рассказ.

1. С.И.Дежнев

2. В.Д.Поярков

3. Е.П.Хабаров

4. В.В.Атласов.

А теперь мы с вами прочитаем п.3 параграфа 33 “Историческое значение присоединения Сибири” и ответим на вопросы:

“Какое значение имело присоединение Сибири для России, для местных народов?”

“Как повлияло на жизнь местных народов вхождение в состав России?”

Подводим итого урока. Цитата Ломоносова М.В. “ Богатство России прирастать будет Сибирью”.

Помощь в выполнении д/з окажут книги, представленные на литературной выставке.

Освоение Сибири (кратко)

Освоение Сибири (краткий рассказ)

После успешных походов Ермака дальнейшее освоение Сибири начало набирать обороты. Продвижение русских проходило в восточном направлении Сибири, в самые богатые пушным зверем тундровые и таёжные малозаселённые районы. Ведь именно пушнина являлась в тот период одним из самых главных стимулов освоения данного региона.

Московские служилые люди, поморы и казаки за двадцать лет смогли пробиться от Оби и Иртыша до Енисея, возведя там вначале Тобольск и Тюмень, а после Томск, Сургут, Нарым, Тару и Берёзов. В первой половине семнадцатого века появляется Красноярск, Енисейск и п другие города.

В тридцатые – сороковые годы землепроходцы во главе с И. Москвитиным смогли добраться до берегов Охотского моря. Федот Попов и Семён Дежнев открыли пролив между Америкой и Азией. В ходе освоения Сибири русскими было сделано немало географических открытий, а также была установлена связь с народами, которые долгое время населяли замкнуто территории Дальнего Востока и Урала. При этом, развитие шло в обоих направлениях. Дальние народы могли знакомиться с русской культурой.

В более благоприятных для земледелия южных районах Сибири русские поселенцы заложили фундамент сельскохозяйственного освоения земель. Так уже к середине семнадцатого века Россия превращается в Российское государство, но не Русское, так как отныне страна включала в свой состав территории, которые были заселены различными народами.

При этом, стихийная колонизация Сибири жителями России нередко опережала колонизацию правительственную. Иногда впереди всех шли «свободные промышленники» и только спустя некоторое время по их следам выходили отряды служивых людей, которые приводили под государеву руку местных жителей. Кроме того, служилые люди облагали местных жителей оброком или же ясаком.

С 1615 по 1763 годы в России функционировал специальный Сибирский приказ, который занимался управлением новыми земельными территориями. Позже Сибирь фактически управлялась генерал-губернаторами, которые не обязаны были даже жить там, передавая свои привилегии управления уполномоченным.

В начале девятнадцатого века Н. Бестужев утверждал, что Сибирь не колония, но колониальная страна, освоенная народами России. А вот декабрист Батеньков, говоря о Сибири, делал ударение именно на термин колония, отмечая эксплуатацию природных ресурсов и слабую заселённость.