Семь самых выдающихся советских летчиков-асов. Летчик-истребитель герой советского союза михаил семенцов Кирилл Алексеевич Евстигнеев

Не один год мечтал стать лётчиком Михаил Семенцов. И в 1936 году, работая слесарем на железной дороге в Гомеле, он без отрыва от производства окончил Гомельский аэроклуб, а...

Не один год мечтал стать лётчиком Михаил Семенцов. И в 1936 году, работая слесарем на железной дороге в Гомеле, он без отрыва от производства окончил Гомельский аэроклуб, а в Декабре 1938 года добровольно вступил в ряды Красной Армии. Михаила зачислили в Одесскую военную авиационную школу, которую он успешно окончил летом 1940 года и отправился служить на Дальний Восток младшим лётчиком истребительного авиаполка.

С болью в сердце Семенцов воспринял весть о нападении на страну немецко — фашистских захватчиков и об оккупации территории, где остались его родители. Вскоре он добился отправки на фронт и был направлен в 40-й истребительный авиаполк. Вскоре Семенцов начал сражаться с фашистскими лётчиками, тяжело переживая неудачи первого периода Великой Отечественной войны.

Свой первый боевой вылет Младший лейтенант Михаил Семенцов совершил в небе Донбаса в августе 1941 года на истребителе И-16. Дрался Михаил с беззаветной смелостью, был 8 раз ранен в бою, но после выздоровления возвращался в строй, продолжал летать и разить врага. В одном из боёв, уже под конец штурмовки вражеских войск у переправы, когда он в крутом развороте выводил самолёт из атаки, вдруг почувствовал острую боль в ноге. Пол кабины заливала кровь. Силы быстро покидали лётчика, но Михаил, сжав зубы, продолжал полёт, стараясь выйти на свою территорию, поближе к аэродрому…

Очнулся лётчик на госпитальной койке. Хирург, сделавший операцию, поздравил его со своеобразным рекордом: из тела Семенцова извлекли 32 осколка от «эрликоновских» снарядов.

Врачебная комиссия предоставила лётчику 6-месячный отпуск. Но Михаил и не думал отдыхать, на 7-й день, к вечеру, появился перед изумлёнными сослуживцами, а утром, забросив костыль, превозмогая сильную боль, подошёл к командиру полка. Произнёс:

— Товарищ майор, старший лейтенант Семенцов из госпиталя прибыл, к полётам и боевой работе готов!

Командир полка Чупиков обнял лётчика:

— Миша, дорогой, куда же тебе летать? Ты вначале ходить научись.

Прошло немного времени, и Семенцов стал летать, как прежде — смело, уверенно. Снова участвовал в воздушных боях, одержав несколько побед. Однако 3 июня 1942 года он чудом спасся от смерти. В тот день 6 самолётов И-16 вылетели на боевое задание. Когда они пересекли линию фронта в районе Александровки, недалеко от города Изюма, в самолет Михаила попал вражеский снаряд. Взрывом Семенцова выбросило из кабины, и он приземлился на парашюте. Санитары подобрали Михаила без сознания, с перебитыми ногами и тяжёлым ранением в голову. И всё — таки и на этот раз через полтора месяца Михаил Семенцов снова вернулся в строй.

Бывший командир эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиаполка Герой Советского Союза Гвардии подполковник в отставке А. В. Лобанов вспоминал:

«Впервые с Михаилом я встретился 5 июля 1941 года, когда мы грузились в эшелон, отправлявшийся на запад. С тех пор почти не расставались. Часто летали в одной связке, вместе делили все радости и горести. Помню, 3 июня 1942 года я вёл шестёрку И-16 на боевое задание. Уже над линией фронта в районе города Изюма мы попали под плотный огонь немецких «эрликонов». Один из снарядов угодил в машину Михаила, и она взорвалась в воздухе. Мы уже считали лётчика погибшим. Но, к нашей радости, на следующий день его привезли бойцы — пехотинцы, правда израненного. Оказалось, что взрывом Михаила выбросило из кабины и он в бессознательном состоянии приземлился на парашюте. После полутора месяцев лечения в госпитале вновь был в строю».

Осенью 1942 года во время ожесточённых боёв за «ворота Кавказа» — Ростов-на-Дону — в одном из вылетов Семенцов снова был тяжело ранен. У лётчика хватило выдержки дотянуть до своего аэродрома. Но после посадки силы покинули Михаила, и он потерял сознание. И опять больничная палата. Лишь через два с небольшим месяца Семенцов продолжил счёт своим боевым вылетам. Об одном из них, рассказывает А. В. Лобанов:

«В первый день Курской битвы, 5 июля 1943 года, мы в паре с Михаилом прикрывали Ил-2, который вёл корректировку огня нашей артиллерии. На высоте 3000 метров нас внезапно атаковали 8 Ме-109 и столько же FW-190. Мы, вступив в неравную схватку, предприняли всё возможное, чтобы не позволить врагу приблизиться к штурмовику. Благодаря взаимовыручке наша пара вышла из этого боя победительницей: 2 вражеских истребителя догорали на земле».

В полку привыкли к тому, что для Семенцова нет невозможного — ему по плечу было любое задание. Он бил врага беспощадно. Но порой и самому приходилось попадать в крайне тяжёлое положение.


5 июля 1943 года, в первый день исторической битвы на Курской дуге, им, двум молодым комэскам, поставили задачу из штаба 2-й Воздушной армии: прикрыть действия штурмовика Ил-2, который должен был накануне фронтовой операции сфотографировать артиллерийские позиции противника. Во время разведывательного полёта лётчики заметили поднятую с соседнего аэродрома группу из 8 Ме-109 и 8 FW-190. Увидев всего лишь 3 советских самолёта, они изменили курс и энергично пошли на сближение.

— Миша, атакуем в лоб! Отсекаем фрицев от «Ила» ! — передал по радио Лобанов и бросился в атаку.

Боясь столкновения, вражеские истребители поспешно отвернули oт Ил-2, который тут же с набором высоты ушёл в облака. Убедившись, что штурмовик, используя облачность, взял курс на свой аэродром, наши лётчики ещё с большим азартом продолжили бой. Завязавшаяся смертоносная карусель смещалась по высоте и направлению, то опускалась к самой земле, то приближалась к шапкам облаков. Неистово ревели моторы, зловещие трассы пуль и снарядов причудливо перекрещивались в небе. Лобанов и Семенцов старалась увлечь врагов на свою территорию в надежде, что там помогут наши истребители или зенитчики.

В один из моментов боя Лобанову удалось срезать радиус на вираже и выпустить прицельную очередь по летевшему впереди «Мессеру». Тот вспыхнул и заштопорил к земле. В этой машине находился командир группы. Лишившись ведущего, немцы бросились врассыпную. Воспользовавшись замешательством в стане врагов, Соменцов погнался за одним из «Фоккеров». Тот пытался уйти нл пикировании, оторваться от преследования. Но не рассчитал, столкнулся с землёй и взорвался…

К лету 1943 года Семенцов совершил 270 боевых вылетов. Согласно отчёта 8-й Гвардейской ИАД по итогам боёв в дни Белгородской операции, за 10 дней боёв, в июле 1943 года Гвардии старший лейтенант М. И. Семенцов лично сбил 6 самолётов противника.

В один из августовских дней 1943 года пара старшего лейтенанта М. И. Семенцова была зажата шестёркой Ме-109. «Мессеры» ринулся в бой — ведь преимущество было трёхкратным. Немцы пытались зажать ведущего в клещи, норовили поймать на горке, ударить с боку. Чуть позже вражеская группа увеличилась ещё на 2 самолёта, которые атаковали и подбили машину ведомого — лейтенанта Кочеткова. Оберегая товарища, Михаил связал боем всю вражескую восьмёрку. Отважный лётчик не только выстоял в жестокой схватке, но и вынудил врага отступить, так как у тех выработалось всё горючее. Но сделать это удалось только шестерым: один «Мессер» догорал у переднего края, другой густо задымил и, перевалив линию фронта, упал и взорвался. Очередные 2 победы Семенцова отразились новыми алыми звёздочками на борту его Ла-5.


За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко — фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года Гвардии старший лейтенант М. И. Семенцов удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Осенним днём восьмёрка Ла-5, ведомая Михаилом Семенцовым, вылетела на прикрытие войск, проводивших операцию по освобождению Киева. Во время полёта ведущий часто поглядывал вниз: под крылом самолёта проплывали поля, перелески. Вот и Днепр. Воскресли в памяти родная слободка, утопающий в зелени дом, где прошло его детство…

В районе прикрытия (около города Элиста над Букринским плацдармом) восьмёрка «Лавочкиных» встретилась с превосходившей её по численности группой вражеских истребителей, сопровождавших бомбардировщики Ju-88. Завязался бой. Наши лётчики уже сбили несколько машин противника, когда Семенцов, расстреляв боекомплект, сошёлся в лобовой атаке с одним из «Фоккеров». Ла-5 шёл на врага не отворачивая. В последний момент противник попытался сманеврировать, но Михаил всё же сумел крылом «Лавочкина» ударить по хвосту «Фоккера». Оба самолёта взорвались и, объятые пламенем, пошли к земле.

Гвардии полковник
ИСАЕВ Пётр Иванович.

Фото 1975 г.


ИСАЕВ Пётр Иванович родился в 1911 году в селе Тагино Глазуновского района Орловской области. Кадровый военный, лётчик-истребитель, в Красной Армии с 1929 года. Член ВКП(б) с 1938 г. За участие в финской кампании в 1940 году награждён медалью «За отвагу». С 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года на фронтах Великой Отечественной войны: Ленинградском, Северо-Западном, Калининском, 1-м и 2-м Прибалтийских, 3-м Белорусском. Командир эскадрильи, штурман 28 гвардейского истребительного авиационного Ленинградского ордена Кутузова полка.

Участник Корейской войны 1950-1953 гг.

Награждён орденами:

  • Орден Красной Звезды (30.04.1943),
  • Орден Красного Знамени (11.10.1943),
  • Орден Красной Звезды (2.11.1944)
  • Орден Отечественной войны 1 степени (30.04.1945),
  • Орден Ленина

Страницы биографии

«Жили мы неподалёку от бывшей барской усадьбы. Если идти с Нижнего Тагина к бывшей церкви через плотину, то на горке, справа от дороги стояла наша хатёнка, маленькая, с тремя малюсенькими окошечками, крытая соломой. Вместо двора для скота был маленький сарайчик из плетня, обложенный соломой. Перед хатой – погреб, который мы соорудили с младшим братишкой. Вот и всё что у нас было. Семья наша, когда мы жили в этой хате, состояла из 6-ти человек: мамы, трёх сестёр и нас двое с братом. Отец умер в 1923 году, когда мне было 12 лет. По-моему, мы были самыми бедными во всём Тагине. Я был старшим в доме (из мужского пола), и на меня с раннего возраста легли все тяготы крестьянской жизни. С 12-ти лет я пахал, причём сохой, сеял, косил. Молотили мы цепами, веяли на ветру. Круглую зиму я плёл лапти, чтобы обуть 6 человек семьи. В общем, пришлось многое повидать в свои юношеские годы.

Учился я в местной начальной школе. Располагалась она рядом с церковью, в помещении бывшей церковно-приходской школы, и походила больше на сарай: тёмная, холодная, никакого уюта…

В 1929 году меня призвали в армию. Призывался я Малоархангельским райвоенкоматом. (В те годы Тагино входило в Малоархангельский район.) Закончив лётную школу, я стал кадровым военным. (Из письма П.И.Исаева красным следопытам Тагинской средней школы. 24 апреля 1975 г.)

Просматривая различные документальные источники, нам удалось восстановить некоторые эпизоды боевой биографии Петра Ивановича Исаева, лётчика-истребителя, участника трёх войн, прежде всего – Великой Отечественной, огненными дорогами которой ему довелось пройти от первого дня до последнего.

Великую Отечественную войну Пётр Исаев встретил уже опытным воздушным бойцом в звании лейтенанта. Свои первые боевые вылеты он выполнил во время финской кампании. На истребителе И-153 «Чайка» Исаев летал на штурмовку наземных целей, на разведку, на сопровождение бомбардировщиков и патрулирование воздушного пространства. За участие в боях с белофиннами в 1940 году был награждён медалью «За отвагу».

Нападение фашистской Германии застало Исаева на полевом аэродроме под Ленинградом. С первых дней войны до конца декабря 1941 года он сражается на Ленинградском фронте.

В начале сентября 19-й истребительный авиаполк, в котором служил Исаев, вёл ожесточённые бои на ближних подступах к городу. В один из дней комиссар эскадрильи Алексей Никитин, командир звена лейтенант Пётр Исаев и лётчик лейтенант Николай Павлов штурмовали вражеский аэродром Сиверский. На обратном пути над линией фронта тройку Никитина атаковала шестёрка Ме-109. У советских лётчиков после штурмовки - ни патрона! Немцы, видимо, решили во что бы то ни стало сбить ведущего. Один из «мессеров» прошил очередью "Чайку" Никитина, ранив комиссара в плечо. В довершение беды у Никитина заглох повреждённый мотор. Самолёт стал быстро терять высоту, превращаясь для немцев в лёгкую добычу. На выручку комиссару бросился Пётр Исаев. Рискуя жизнью, он отвлёк на себя противника... Перед самой землёй Никитин сумел выровнять машину и посадить её на краю аэродрома.

В конце сентября 19-й полк убыл в тыл на переформирование. Часть лётчиков, в том числе и Исаев, были переведены в 153-й истребительный полк (22.11.1942 г. преобразован в 28-й гвардейский). С сентября 1941 года по март 1942 года этот полк выполнял боевую работу с аэродромов Касимово и Новая Деревня. Основной задачей с декабря 1941 года стало прикрытие знаменитой Дороги жизни по льду Ладожского озера.

Весной 1942 года 153-й полк был отозван с Ленинградского фронта и направлен в тыл для переучивания на истребитель P-39 "Аэрокобра", поставляемый по ленд-лизу. К июню полк одним из первых в нашей авиации был перевооружен самолетами этого типа и направлен на Воронежский фронт.

Памятным для капитана Петра Исаева был бой в районе Старого Оскола. В тот день он, адъютант эскадрильи, ведомый лётчик лейтенант Николай Павлов, комиссар эскадрильи Алексей Никитин и его ведомый лейтенант Юрий Камерилов вылетели на прикрытие боевых порядков наших войск на стыке 40-й и 21-й армий.

В 10:20 на высоте 4000 метров на горизонте показались тёмные точки. Они быстро приближались с юго - запада. Вскоре уже ясно можно было различить десять "Хейнкелей", шедших под прикрытием четырёх Ме-109.

Исаев, Павлов, свяжите боем "мессеров", я и Камерилов бьём бомбёров! - крикнул Никитин.

Понял, комиссар, - отозвался Исаев и вместе с Павловым резко взмыл вверх навстречу вражеским истребителям.

Тем временем Никитин и Камерилов устремились на бомбардировщиков. Поймав в прицел камуфлированный мощный фюзеляж "Хейнкеля", Никитин поджёг вражескую машину. Но в это время на звено наших истребителей обрушились "мессеры"...

Позже лейтенант Камерилов рассказывал молодым пилотам об этом боевом вылете:

"Во время боя у лётчика Павлова был повреждён самолёт, а у меня кончились патроны. Казалось, безвыходное положение. Но именно в этот момент мы услышали призывный клич комиссара Никитина: "Коммунисты, за мной в лобовую!" А так как Исаев, я и Павлов были коммунисты, то все последовали примеру комиссара. Я был ведомым у Никитина. Глядя на командира, я также не боялся смерти. Четвёрка "ястребков", не сворачивая с боевого курса, шла в лоб фашистским пиратам. "Мессеры", не выдержав нашего натиска, начали выводить свои машины в сторону..."

В конце сентября 1943 года 28-й гвардейский истребительный авиаполк в составе 22 экипажей вместе с девятью прикомандированными экипажами 68-го гв. иап перебазировался на аэродром Березка, где временно вошел в оперативное подчинение 3-й воздушной армии Калининского фронта. В течение месяца летчики совершенствовали летную и боевую подготовку, выполняя учебно-тренировочные полеты, в том числе в сложных метеоусловиях по приборам. В этот период в полку имелось 26 истребителей "Аэрокобра". В начале октября полк принимал участие в Невельской наступательной операции, в результате которой части Калининского фронта освободили город Невель и вышли на подступы к Витебску. В ходе Невельской операции боевой счет полка пополнился 60 сбитыми самолетами противника (в том числе 22 бомбардировщика), собственные потери составили: один пилот и восемь самолетов.

Запись из Журнала боевых действий 28-го гвардейского истребительного авиаполка:

"10 октября (14.50) 8 самолетов "Аэрокобра" под командованием капитана А.С.Смирнова вылетели для прикрытия своих войск. В 15.00 на высоте 3000 м в районе г.Невель встретили 4 "фоккера", с которыми завязался воздушный бой. После двух лобовых атак истребители противника вышли из боя. Через 5 минут встретили еще 2 ФВ-190. Атаковав противника, летчик Смирнов сбил одну машину, которая упала в 10 км западнее города Невель. Второй самолет сбил летчик Козловский. Через 5 минут вновь встретили два фашистских истребителя. В результате четвертой атаки одного сбил пилот майор Исаев, второй "фоккер", уклонившись от боя, ушел с набором высоты.

В 15.30 на высоте 4000 м в районе Воронина встретили 12 Хе-111. Вновь - атаки. В результате одного фашистского бомбардировщика сбил Исаев, другие, рассыпавшись и сбросив беспорядочно бомбы, ушли за линию фронта. В этом же бою, отсекая от бомбардировщиков сопровождавших истребителей, наши летчики сбили 5 немецких самолетов. Преследовать бомбардировщиков не стали из-за исхода горючего". (28-й гвардейский истребительный авиационный Ленинградский ордена Кутузова III степени полк. // «Авиация и космонавтика». – 2007, № 8.)

Об этом памятном дне упоминает в своём письме участник боя - бывший командир 2-й эскадрильи гв. майор П.И. Исаев:

«Здравствуйте, дорогие мои друзья – красные следопыты!
В этом письме я расскажу об одном характерном воздушном бое в октябре 1943 года под городом Невель.

Был хороший солнечный день. После выполнения боевого задания я попросил разрешения слетать на так называемую свободную охоту. Это у нас в полку проводилось систематически с целью подстеречь какого-либо фашистского лётчика и уничтожить его или перехватить самолёт-разведчик. Такое разрешение мною было получено, и мы двумя истребителями улетели на такую охоту. Однако охотиться долго не пришлось. Мне по радио сообщили, что на Невель идёт большая группа бомбардировщиков и приказали атаковать их. Вскоре мы увидели эту группу, но не обнаружили немецких истребителей, которые прикрывали бомбардировщики. С первой же атаки мне удалось сбить один бомбардировщик Х-111, остальные начали сбрасывать бомбы, не дойдя до Невеля, и уходить на свой аэродром. В это время нас атаковали вражеские истребители ФВ-190, которых, как нам передали с земли, было 12 штук. В бою с этими истребителями я сбил один из них, мой напарник также сбил один самолёт. Вот очень коротко об одном воздушном бое из многих, проведённых за годы войны…

Высылаю вам копию письма моей жене по случаю моей победы в этом бою.
Командир полка Олег Маркович Родионов, подписавший письмо, погиб вскоре после войны: ехал по аэродрому на автомашине и подорвался на мине... »
(Из письма П.И.Исаева красным следопытам Тагинской средней школы. 25 февраля 1975 г.)


Письмо Екатерине Петровне Исаевой
от командира 28-го гиап Родионова О.М.
11 октября 1943 г.

О событиях тех дней вспоминает Полынин Фёдор Петрович, командующий 6-й воздушной армией, в состав которой входил 28-й гиап:

"Фашистское командование упорно не желало мириться с потерей невельского узла. Оно подтянуло свежие силы и предприняло ряд отчаянных контратак на рубеже Бирканы - станция Сенютино, чтобы вынудить наши войска к отступлению. Резко повысилась и активность вражеской авиации. За день она делала до 300 самолето-вылетов. Нашим истребителям в те дни приходилось особенно туго. Но они духом не падали.

Наиболее упорные воздушные бои развернулись 10 октября. В этот день в воздухе патрулировал группами весь истребительный полк.

В сводке Совинформбюро об этом было сказано так:
"Летчики-истребители части под командованием гвардии подполковника Родионова в ожесточенных воздушных боях сбили 18 вражеских самолетов, не потеряв со своей стороны ни одной машины".

12 октября мы с радостью узнали о награждении летчиков, отличившихся в последних боях. Прославленные истребители командир полка гвардии подполковник Олег Родионов, гвардии капитан Алексей Смирнов и гвардии майор Николай Магерин за умелое руководство боевыми действиями на невельском направлении награждались боевыми орденами Александра Невского. Ордена Красного Знамени получили тогда Исаев, Быковец, Кисляков, Мазурин, Насонов, Логинов, Углянский и Чаплиев. Летчики Милаев и Черноглазов награждены орденами Отечественной войны 1-й степени". (Полынин Ф.П., Боевые маршруты. М., Воениздат, 1972.)

С 22 июня 1950 г. по 29 октября 1951 г. 28-й гв. иап находился в «Правительственной командировке», что в переводе с официального языка означало участие в Корейской войне. Когда в Корее начались боевые действия, в Московском округе ПВО по тревоге была поднята 5-я гиад, в состав которой входил 28-й гиап. Дивизия была спешно погружена в эшелоны и тайно отправлена в Китай. При пересечении советско-китайской границы летчиков переодели в китайскую военную форму, а по приезде в Мукден были изъяты все документы. Взамен были выданы другие, в которых по-китайски было написано, что советские люди являются китайскими добровольцами. Прибыв в Китай, 5-я гиад получила новый номер и стала теперь называться 151-й гиад.

До октября 1950 года летчики этой дивизии занимались переобучением китайских и северокорейских пилотов с поршневой техники на реактивную, а с 1 ноября 1950 года приняли непосредственное участие в боевых действиях. Правда, боевая задача перед авиадивизией была поставлена чисто оборонительного характера – прикрытие наиболее важных объектов Китая и Северной Кореи, которые подвергались многочисленным налетам авиации США.

В небе Кореи «сталинские соколы» впервые сошлись в бою с «американскими ястребами». И, несмотря на огромное численное преимущество авиации США и их союзников, несмотря на то, что американцы бросили в бой свои лучшие авиачасти и новейшую технику, советские асы вышли из этой схватки победителями. За первый месяц боев лётчики 28-го гиап официально сбили 6 самолётов противника, а с 10 января по 31 марта 1951 года одержали 29 побед, потеряв двух своих лётчиков и три истребителя МиГ-15.

Более трети века эта война была в СССР «засекреченной», правда о подвигах наших лётчиков в Корее оставалась тайной за семью печатями. Участники войны вынуждены были молчать о своём прошлом.

П.И. Исаев никогда в своих воспоминаниях не упоминал о своём участии в Корейской войне. Лишь недавно мы узнали о его «командировке» из документальной книги Игоря Сейдова. («Красные дьяволы» в небе Кореи. Советская авиация в войне 1950–1953 гг. Хроника воздушных сражений. - М.: Яуза; Эксмо, 2007). Эта книга является на сегодняшний день самым подробным исследованием боевой работы советской истребительной авиации в Корее в 1950–1953 гг.

Автор книги, рассказывая об одном из многочисленных воздушных боёв, которые провели лётчики 28-го гв. иап в марте 1951 года, упоминает имя и нашего земляка, подполковника П.И. Исаева, который корректировал этот воздушный бой с выносного пункта управления (ВПУ).

Наградные листы

  1. Орден Красной Звезды (30.04.1943) - .pdf (150 кб)
  2. Орден Красного Знамени (11.10.1943) - .pdf (130 кб)
  3. Орден Отечественной войны I степени (30.04.1945) - .pdf (145 кб)

Многие мальчишки после окончания Великой Отечественной войны мечтали стать летчиками. Никто особо не задумывался, насколько сложно летать в небе. Ребятам казалось, что летчики - - это романтики, которые от полета получали огромное удовольствие.

Как первые летчики-Герои получили свои звания?

Впервые звание Героя Советского Союза было присвоено в 1934 году, хотя с момента основания Советского государства до 1939-го не было войн, то есть боевых заданий летчики не выполняли. Отметим, что именно летчики стали первыми Героями Советского Союза. Эти имена не настолько известны, как имена некоторых авиаторов периода ВОВ. Давайте с вами вспомним, кто эти первые летчики - Герои Советского Союза.

Как известно, в 1934 году проходила операция по спасению челюскинцев. Без участия самолетов спасти людей не представлялось возможным. Вместе с тем техника на тот момент была еще развита слабо, и позитивный результат спасательная миссия могла получить только благодаря высокому профессионализму и героизму летчиков.

Первые Герои поименно

Николай Каманин Золотую Звезду Героя № 1 получил в возрасте 25 лет. Он сделал 9 вылетов над Арктикой, спас при этом 34 человека (на затонувшем ледоколе "Челюскин" экипаж состоял из 104 человек). На фото, размещенном далее, Каманин изображен слева.

Сложность миссии по спасению моряков состояла в том, что местность была на тот момент недостаточно изучена. Также у летчиков не было полной уверенности в надежности моторов, потому что на такие дальние расстояния в то время еще практически не летали.

Михаил Водопьянов сделал три сложных вылета, во время которых смог спасти более 10 человек. Уникальность участия этого пилота в спасательной операции состоит в том, что за несколько месяцев до этого он получил сильные травмы и долго лечился. Начальство не хотело допускать его к операции, но он настоял.

Также в этой операции принимали участие такие летчики - Герои Советского Союза, как Иван Доронин, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев. Каждый летчик внес огромную лепту в дело спасения людей в Северном Ледовитом океане.

Война и великие летчики

Анализируя приказы о присвоении званий Героев Советского Союза времен ВОВ, мы обнаруживаем интересную тенденцию: более 50% отмеченных легендарных воинов, защищавших нашу Родину от захватчиков, - это летчики. Конечно, на земле воевать тоже непросто, но воздушные бои намного сложнее наземных. Уровень смелости, выносливости советских летчиков просто поражает. Летчики ВОВ - Герои Советского Союза внесли огромный вклад в победу СССР над фашистской Германией.

В этом разделе стоит упомянуть про Алексея Маресьева и Петра Шемендюка. Эти герои даже вопреки тяжелым физическим травмам продолжали служить авиации.

Например, Маресьев - это известный герой произведения Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке".

Его самолет был сбит над территорией, которую контролировали на тот момент немцы. Катапультироваться летчик не смог. Упал на землю вместе с машиной. Так случилось, что во время удара о землю его выбросило из кабины. На протяжении 18 суток герой ползком добирался до линии фронта. Обнаружен советскими детьми в Новгородской области. После этого некоторое время лечился в новгородской деревне. После долгого лечения и ампутации обеих ног смог вернуться в строй и совершил еще далеко не один боевой вылет.

Летчики-истребители - Герои Советского Союза часто после ранений возвращались на фронт. По проверенной, но малоизвестной информации, порядка 20 советских летчиков воевали против фашистов с ампутированными ногами, руками или другими тяжелыми травмами конечностей.

Стоит отметить, что для многих летчиков ВОВ не была первым боевым опытом. Всем известно, что много советских военных принимали участие в боевых действиях в Испании (гражданская война). Например, одним из летчиков-асов 1930-х годов считается Сергей Грицевец. Белорус по национальности, он родился в 1909 году в Гродненской губернии. В авиацию пришел по комсомольской путевке в 1931 году. Послужной список пилота по официальной информации составляет 40 сбитых самолетов.

Развитие военной авиации СССР

Летчики - Герои Советского Союза прекрасно проявили себя в годы ВОВ. Хотя изначально технический уровень немецких самолетов превосходил оснащенность и качество советских самолетов, но уровень мастерства "красных" пилотов уже через некоторое время после начала войны с лихвой компенсировал все недостатки техники.

Усовершенствование советской боевой авиации происходило фактически уже во время войны. Дело в том, что в первые дни боевых действий большинство советских самолетов было уничтожено на аэродромах во время фашистских бомбардировок. По мнению многих специалистов, это даже лучше. Если бы деревянные самолеты вступили в бой с "Юнкерсами" или другими истребителями, то у них не было бы ни одного шанса на победу в воздушном бою. Такая решительность фашистов спасла жизни многим советским летчикам.

За годы войны, по примерным подсчетам, асы сбили более 4000 лучших немецких самолетов. Рейтинг советских асов определяется в первую очередь по количеству сбитых "Юнкерсов". Поговорим про каждого из лучших отдельно.

Легендарный Иван Кожедуб родился в 1920 году на территории Шосткинского района современной Украины. После окончания в 1934 году школы поступил в химико-технологический техникум. Занятие авиацией для него долгое время было не больше чем хобби. Путь Кожедуба в авиации начался со службы в армии в 1940 году. На фронт попал в конце 1942 года после работы инструктуром в авиационной школе. Кстати, первый бой в воздухе для легендарного летчика мог стать одновременно и последним, потому что сначала его самолет подбили немцы, а потом и "свои". Это испытание Кожедуб выдержал и смог посадить свою машину. На фото, представленном далее, он изображен справа.

Такие летчики - трижды Герои Советского Союза, как Иван Кожедуб, становятся профессионалами своего дела быстро. Им не надо очень много времени для подготовки. Итак, некоторое время после этой аварии Кожедуб не летал. Звездное время летчика настало во время битвы на Курской дуге. За несколько боевых вылетов в июле 1943 года ему удалось сбить 4 "Юнкерса". До начала 1944 года в послужном списке героя было уже несколько десятков побед. До конца войны он смог сбить 18 самолетов этой марки.

Семен Ворожейкин и другие дважды Герои СССР

Этот результат не превзошел никто, а повторить смог только Ворожейкин Арсений Александрович. Этот пилот дважды был удостоин Звезды Героя. Общий боевой итог Ворожейкина - это 46 сбитых самолетов противника. Кроме него, летчики - дважды - это:

  • Алексеенко Владимир Аврамович;
  • Алелюхин Алексей Васильевич;
  • Амет-Хан Султан;
  • Андрианов Василий;
  • Якубекович;
  • Беда Леонид Игнатьевич;
  • Береговой Георгий Тимофеевич;
  • Гулаев Николай Дмитриевич;
  • Сергей Прокофьевич Денисов.

Для успешного использования авиационной техники она должна пройти летные испытания. Для этого и работают летчики-испытатели. Очень часто они рискуют жизнью, потому что на испытываемой модели самолета до них еще никто не летал. Многие были удостоены Звезды Героя СССР. Самым выдающимся испытателем авиационной техники советского периода считается

Экипажи под руководством Чкалова совершили 2 рекордных для своего времени авиаперелета (Москва-Ванкувер через Северный полюс и Москва-Дальний Восток). Длина маршрута до Ванкувера составила 8504 км.

Среди других советских летчиков-испытателей стоит отметить Степана Микояна, Владимира Аверьянова, Михаила Громова, Ивана Дзюбу, Николая Замятина и Михаила Иванова. У большинства из этих летчиков первое образование не было техническим, но всю авиационную элиту объединяет одна особенность: они прошли теоретическую подготовку в развитой на то время системе авиаклубов. Такие своеобразные школы давали возможность слушателям получить теоретическую и практическую подготовку на довольно высоком уровне.

Штурмовая авиация СССР времен ВОВ

Летчики-штурмовики, Герои Советского Союза военных лет, занимают почетное место в списках людей, отмеченных государственными наградами за подвиги во время воздушных боев 1941-1945 годов. Согласно историческим данным, звание Героя Советского Союза получили более 2200 летчиков. Причем именно штурмовиков в списке можно найти больше всего (860 фамилий).

Также представителей этого вида авиации много в списках дважды Героев Союза. Как известно, две геройские Золотые Звезды имели в своем активе 65 летчиков. В этом списке штурмовики тоже занимают первое место (27 человек).

Кто смог трижды получить звание Героя?

Александр Покрышкин и Иван Кожедуб - эти летчики, трижды Герои Советского Союза, золотыми буквами вписали свои имена в летопись ВОВ.

Дело в том, что три раза государство отметило таким высоким званием только троих человек. Кроме двух летчиков, это известный со времен революции военный Семен Михайлович Буденный. Покрышкин получил свои награды по приказам от 24 мая и 24 августа 1943 года, а также 19 августа 1944 года. Иван Кожедуб отмечен приказами Главнокомандующего от 4 февраля и 19 августа 1944 года, а также после окончания военных действий в августе 1945 года.

Вклад советских летчиков в победу над врагом просто неоценим!

19 августа 1944 года известнейшему летчику-асу, полковнику Александру Покрышкину была вручена третья медаль Золотая Звезда, и он стал первым в истории страны трижды Героем Советского Союза. Награда была полностью заслуженной.

Свою войну лейтенант Покрышкин начал в июне 41-го и начал, надо сказать, с инцидента – сбил советский самолет Су-2. Тогда машина только стала поступать в части, и мало кто из пилотов был с ней знаком. Повстречав самолет в небе Молдавии , Покрышкин подумал, что он – фашистский и сбил «Сушку». Уже на следующий день Александр Иванович реабилитировался – на его счет был записан первый Мессершмит-109, а сколько их еще будет…

Сначала Александр Покрышкин летал на МиГах, позже на американской «Аэрокобре »,

поставленной по ленд -лизу, на ней он и одержал большинство своих воздушных побед.

Быстро рос в званиях, летом 1944 года возглавил 9-ю гвардейскую авиадивизию.

Официально Александр Покрышкин сбил 59 самолетов противника лично и 6 - в группе, еще 15 официальных побед, одержанных в 1941 году, не вошли в его счет – во время бомбежки сгорели наградные документы в штабе авиаполка. Парад Победы прославленный летчик встретил в Берлине – он был почетным знаменосцем 1-го Украинского фронта. После войны Александр Иванович остался в армии и дошел до звания Маршал авиации.

Мы вспомнили еще несколько известнейших советских летчиков-асов и готовы рассказать про них.

Самый результативный Иван Кожедуб

Наиболее результативный летчик-ас всех сил союзников во Второй мировой войне

родился в 1920 году в селе Ображиевка Черниговской губернии в семье крестьянина.

С детства Ивана "тянуло к небу": сначала он занимался в местном аэроклубе, а в возрасте 20 лет вступил в ряды Красной Армии. В том же 1940 году закончил знаменитую Чугуевскую

авиашколу и остался в ней в качестве инструктора. В грозном фронтовом небе самолет Кожедуба появился только в 1943 году. Первый бой едва не стал последним – меткой очередью Мессершмит-109 вывел из строя Ла-5 нашего героя. Иван чудом посадил самолет, но вынужден был летать на чем придется, на любых свободных самолетах в эскадрилье. Его даже хотели отправить на службу не связанную с полетами – командир полка заступился. И не прогадал. На Курской дуге, совершая 40-й боевой вылет Кожедуб сбил свой первый официально подтвержденный самолет – фашистский бомбардировщик «Юнкерс». Назавтра еще один «бомбер», дымя, рухнул на землю под очередями Ивана. Почувствовав вкус к победе, через день летчик «приземлил» сразу два немецких истребителя. Всю свою боевую карьеру Кожедуб воевал на отечественных самолетах конструкции Лавочкина - сначала на Ла-5, затем на Ла-7. Первый, кстати, был построен на деньги колхозника-пчеловода из Сталинградской области, вот такие нищие там были колхозники.

Всего Трижды Герой Советского Союза Кожедуб сбил 62 немецких самолета, последний

Маршала авиации.

Белая Лилия Сталинграда: Лидия Литвяк

С 14 лет москвичка Лидия Литвяк занималась в аэроклубе, там совершила свой первый

полет, а после окончания Херсонской авиашколы стала летчиком-инструктором. В 1942

году девушку с такими многообещающими данными призвали в армию и зачислили в

один из многочисленных истребительных полков. Отличался 586 ИАП только одним – это был целиком женский авиаполк. Лидия Литвяк.Дальше судьба Лидии Владимировны целиком связана со Сталинградом . В не бывало тяжелой борьбе в небе над городом она не только выжила, она побеждала. 13 сентября во втором боевом вылете сбила истребитель и бомбардировщик, причем одним из сбитых летчиков оказался известный немецкий воздушный ас. Затем снова победа – сбит бомбардировщик Ю-88. Лидия попросила нарисовать на капоте своего самолета нестандартный опознавательный знак - белую лилию, из-за чего в войсках, как советских, так и немецких, получила прозвище «Белая Лилия Сталинграда».


В небе ей необыкновенно везло. 11 февраля 1943 года ее самолет был сбит, она совершила вынужденную посадку на немецкой территории. Фашисты уже было попытались захватить ее в плен. Выручил знакомый летчик-штурмовик: огнем бортовых пулеметов он отогнал немецких солдат, приземлился на поле и спас Лидию.

Война – вещь жестокая, но и там находится время для любви. Именно на фронте Лидия познакомилась с Героем Советского Союза Алексеем Соломатиным . 21 мая 1943 года Алексей был тяжело ранен в воздушном бою, довел свой самолет до аэродрома, но приземлиться уже не сумел – разбился на глазах сослуживцев и любимой. С тех пор «Белая Лилия Сталинграда» не знала покоя, она ввязывалась в самые яростные схватки то ли, чтобы отомстить, то ли, чтобы погибнуть. Смерть нашла 21-летнюю Лидию Литвяк 1 августа 1943 года, над рекой Миус. К тому времени на счету Лидии было 16 сбитых вражеских самолетов – 12 лично и 4 в группе.

Его забраковали в 41-м. Григорий Речкалов

Этот человек уникален. Сама судьба сделала его грозой воздушных просторов, а люди,

люди препятствовали, как могли. Григорий Речкалов .Григорий Речкалов закончил авиашколу еще в 1939 году, и накануне войны его полк располагался в Молдавии. Войны Речкалов мог так и не увидеть, в прямом и переносном смысле. 21 июня 1941 года военная врачебная комиссия «забраковала» этого перспективного военлета - эскулапы все же обнаружили у Григория Речкалова тщательно скрываемый дальтонизм. Командование же поступило мудро – какая разница, какого цвета фашистский самолет? Свастику от звезды отличить можно и без этого, а уж форму и обводы фюзеляжа у советских и немецких самолетов – и подавно. Григорий оправдал доверие – в первую неделю войны он сбил сразу три вражеских самолета, был ранен, но привел свою машину на аэродром. Его отправили в тыл осваивать новую марку самолета, но в апреле 1942 года двадцатидвухлетнему Григорию это надоело, и он сбежал обратно в свой полк, на фронт. Звездным часом истребителя Речкалова стала знаменитая воздушная битва за Кубань , разыгравшаяся весной 1943 года. За 14 дней он записал на свой счет 19 сбитых самолетов. Дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов прошел всю войну, летал в небе Украины , Польши , Германии , сбив 61 самолет противника. Еще 4 самолета сбитые в 41-м году не были подтверждены: документы сгорели во время бомбежки штаба (вместе с документами Покрышкина, который был однополчанином Речкалова).


После войны Григорий Речкалов вышел в запас в звании генерал-лейтенанта.

Он не увидел Победы. Александр Клубов


Сын матроса с «Авроры» Александр Клубов с детства мечтал о карьере летчика, окончил военно-воздушное училище и к началу войны служил на Кавказе . Первый бой младший

В мае 1943 года Александр Клубов был направлен в эскадрилью Героя Советского

Союза Александра Покрышкина. Вскоре они стали друзьями. Покрышкин так отзывался

об Александре Ивановиче: «В Клубове жила душа истребителя. Меня радовала его манера драться, он всегда искал боя». Боевой счет Александра Клубова впечатляет – 31 немецкий самолет летчик сбил лично и 19 - в группе.

До Победы Герой Советского Союза Александр Клубов не дожил, он погиб. И не в бою,

а из-за несчастного случая. 1 ноября 1944 года был тренировочный полет на малоизвестном Александру типе самолета. При заходе на посадку машина скапотировала. Спасти героя не удалось. Посмертно он был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

"Расстреливайте сейчас!" Арсений Ворожейкин

Будущий герой Халхин-Гола и Великой Отечественной Арсений Ворожейкин родился в

1912 году в Городецком уезде Нижегородской губернии. Летом 1939 года 22 авиационный полк вместе с его комиссаром Ворожейкиным был отправлен в далекую Монголию на реку Халхин-Гол. Там пограничный конфликт перерос в настоящую войну между японцами с одной стороны, монгольскими и советским войсками - с другой. Арсений Ворожейкин.Накал воздушных боев был жесток – в некоторые периоды в небе над небольшим участком


конфликта поднималось до 200 самолетов с обеих сторон. Кампания оказалась скоротечной – июль-август 1939-го, но за это время Ворожейкин сбил 6 японских самолетов, и едва не был расстрелян. Произошло это вот как. Только прибывший новый командующий Георгий Жуков остался недоволен ходом боев и начал, что называется, «заворачивать гайки». Угораздило и Арсения Васильевича попасть под горячую руку. Летел он с задания в сумерках и увидел пылящую по дороге колонну. Своя, чужая - не разобрать, подлететь поближе – топливо на исходе. Сел Ворожейкин и доложил, что видел. Вызвали Арсения Васильевича к Георгию Константиновичу, а тот ему с ходу и в лоб: "Если колонна наша, не вражеская, то за введение в заблуждение командования мы вас расстреляем". Не таковский человек был Арсений Ворожейкин, чтоб такую несправедливость стерпеть. Подтянулся, гимнастерку оправил, мол, если такая песня-пляска пошла, чего тянуть-то, расстреливайте сейчас. Жуков хмыкнул и в знак одобрения (настоящий мужик, мол) угостил Ворожейкина коньяком. А наутро выяснилось, что это были японцы и вышла летчику награда. То голову с плеч, то пляши изба и печь.

В Великой Отечественной наш герой участвовал с августа 1942 года и до самого конца.

Всего на счету Ворожейкина 52 лично сбитых самолета противника и 6 самолетов сбито в группе, став пятым по результативности советским летчиком-истребителем.

Жизнь и судьба: Амет-Хан Султан

Вокруг судьбы этого замечательного летчика до сих пор ходит много слухов и

инсинуаций. Все дело в том, что отец Амет-хана был лакцем, а вот мать – крымской татаркой. Как известно среди большинства представителей этой нации антирусские

настроения были крайне сильны, и очень многие после оккупации Крыма пошли служить

немцам. Амет-хан был не таков, он честно сражался за свою страну. Амет-Хан Султан.Первый вылет младший лейтенант совершил уже 22 июня 1941 года на устаревшем И-153. Осенью 1941 года летчик прикрывает небо Ростова -на-Дону , а с весны 1942 – Ярославля . Там произошел интересный случай. Амет-Хан таранил вражеский бомбардировщик, но


самолет нашего героя просто застрял в «Юнкерсе». Амет-хан не растерялся, выпрыгнул с

парашютом. Вскоре «Юнкерс» красовался на главной площади Ярославля для всеобщего обозрения, там же при большом стечении народа власти города вручили храброму истребителю именные часы.

освобождении Ростова-на-Дону, Мелитополя , родного Крыма. После освобождения

полуострова началась депортация крымских татар. Семью летчика, дважды Героя

Советского Союза пощадили – особым Указом Верховного Совета им разрешили остаться в Крыму, но и после войны приезжая в родные места летчик вынужден был отмечаться в местном Алупкинском отделении милиции. Последний бой Амет-хан принял в небе над Берлином, войну закончил со счетом 30 лично и 19 в группе сбитых самолетов противника. Вскоре известный ас перебрался в Москву , стал летчиком-испытателем, ему принадлежит огромная заслуга во внедрении в отечественную авиацию реактивных самолетов.

Однажды командование ВВС решило, что летчики-испытатели получают слишком

завышенные оклады. А чтобы пилоты не роптали, «попросили» их написать о своём

согласии значительно снизить ставки. Амет-Хан написал, как и его товарищи, о

своём согласии, но сделал приписку: «Вот только жена категорически против».

Сталин проявлял постоянный интерес к тому, как идёт создание новейших видов

истребителей. Когда он увидел расписку знаменитого лётчика-испытателя, наложил

свою резолюцию: «Полностью согласен с женой Амет-Хана». Оклады для лётчиков-

испытателей оставили прежними.

Полковник Амет-хан Султан погиб в 1971 во время испытаний нового самолета. Ему был 51 год.

29-летний генерал Павел Рычагов

Карьера улыбалась Павлу Васильевичу. Родился он в 1911 году в Подмосковье . В возрасте 25 лет военный летчик Рычагов был направлен в Испанию , где шла Гражданская война. Небо там было неспокойным – немцы, поддерживающие Франко прислали в Испанию отборных летчиков – Легион «Кондор». Советские добровольцы, воевавшие на стороне республиканского правительства, не ударили в грязь лицом и, что называется, задали немцам жару. За небольшой промежуток времени отличился и Рычагов – он сбил шесть вражеских самолетов лично и 14 в группе. Под новый год 31 декабря 1936 Павлу Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.


С декабря 1937 года – новое назначение, опять на фронт, в Китай . На этот раз Рычагова – старшим военным советником по использованию советской авиации. При правительстве Чан Кай Ши, который в это время вел тяжелую войну с японцами. Затем перебросили командовать Приморской группой ВВС. И опять война – конфликт у озера Хасан . Рычагов проявил себя решительным и волевым командиром, способным организовать боевые действия крупных соединений авиации на удаленном театре и руководить их массированным применением на поле боя.

В 1939-1940 молодой «ветеран» командует военно-воздушными силами 9-й армии в Финской войне. В августе 1940 в возрасте 29 лет генерал-лейтенант Рычагов становится командующим ВВС страны. Такой карьерный взлет не прошел даром - многого товарищ не знал, многому предстояло научиться, а впереди – великая война. В апреле 1941 года Рычагова сняли с должности и послали доучиваться в Военную академию Генштаба.

Великая Отечественная стала концом карьеры Павла Рычагова. Еще при нем наша

авиация была перебазирована ближе к границе и 22 июня погибла почти вся под первым ударом немцев. 24 июня 1941 года Рычагов был арестован и 28 октября 1941 года вместе со многими другими авиационными генералами расстрелян без суда в поселке Барбыш Куйбышевской области.