Тест на стрессоустойчивость. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге. Как выработать в себе стрессоустойчивость Достижения имеют значение

Жизнь современного человека не обходится без стрессов и эмоциональных потрясений. Иногда различные переживания приходят в жизнь настолько внезапно, что сразу не находится путей реагирования на происходящие изменения. Стрессоустойчивость – это способ преодоления сложных ситуаций путем выработки специальных программ поведения. Большинство людей в схожих ситуациях поступают определенным образом и долгое время не склонны менять метод реагирования.

Кто-то активно выражает свою жизненную позицию, другие замыкаются в себе и никак не проявляют своих чувств. Однако, обладая толерантностью к стрессу, личность не только формирует, но и повышает восприимчивость к стрессу. Такому человеку будет значительно проще впоследствии справиться с любыми эмоциональными потрясениями. Как повысить стрессоустойчивость? Существует несколько несложных способов, которые можно и нужно принимать во внимание.

Быть жизнерадостным

Активная жизненная позиция позволяет не просто обходить стороной неудачи, но еще и сохранять своеобразный «иммунитет» перед натиском неблагоприятных событий. Психология дает советы, которые могут пригодиться людям, привыкшим принимать на себя ответственность за происходящее. Быть жизнерадостным – значит, стараться замечать благоприятные события в жизни, уметь отмечать собственные уникальные способности и таланты.

Человек, который умеет радоваться, никогда зря не обидит своего собеседника, не сделает больно близким. Он не станет расстраиваться из-за пустяков. Тренировать собственную волю довольно непросто. Для этого нужно в некоторой степени отказаться от эгоизма и сосредоточиться на выполнении главной задачи. Уравновешенность достигается путем работы над собой.

Достижения имеют значение

Как развить стрессоустойчивость человеку, который не уверен в себе? Ему нужно стараться максимально сосредоточиться на своей деятельности. Лучше всего найти для себя такое занятие, которое бы увлекло с головой, заставило поверить в имеющиеся перспективы. Достижения имеют большое значение для личности по той причине, что таким образом она привыкает отмечать имеющиеся победы. Дело в том, что низкая стрессоустойчивость забирает у человека эмоциональные силы, заставляет сомневаться в имеющихся возможностях. Устойчивость к стрессам невероятно тренирует волю, помогает воспитывать толерантность.

Повышение стрессоустойчивости связано как раз с тем, что человек начинает больше верить в собственные перспективы. Задумавшись над тем, как выработать стрессоустойчивость, следует очень четко осознавать собственные перспективы. Развитие стрессоустойчивости непременно меняет характер личности. Никто не может оставаться прежним, выйдя из сложной ситуации. Человек всегда становится более сильным, преодолевая значимые преграды. Формирование стрессоустойчивости – это долгий процесс, занимающий ни один день. Чем большего результата личность стремится достичь, тем более решительно она должна действовать. Устойчивость к стрессу помогает повышать психологическую сопротивляемость организма, вырабатывать в себе привычку не пасовать перед трудностями.

Таланты и возможности

Каждый человек обладает теми или иными способностями. Нужно только уметь вовремя их обнаружить и взрастить в себе. Способности человека – это его индивидуальная характеристика, божий дар, который дан свыше. Стрессоустойчивый человек более внимательно относится к своим талантам и не пускает их по ветру. Знать себе цену особенно необходимо тогда, когда в детском или подростковом периоде был получен негативный опыт. Воспитать в себе стрессоустойчивость – значит, обязательно стремиться реализовать свои таланты и способности. Высокая стрессоустойчивость появляется у того человека, который готов ежедневно работать над собой, прикладывать определенные усилия для достижений. В противном случае не стоит надеяться на скорые результаты. При низкой самоотдаче стресс захватывает личность целиком, не позволяет ей быть самой собой.

Преодоление отчаяния

В жизни иногда случается так, что пропадает вера в собственные перспективы и опускаются руки. Это совершенно нормальное явление, особенно тогда, когда отсутствует необходимый положительный опыт в преодолении сложностей. Стрессоустойчивость – это способность не бояться тогда, когда неудачи буквально преследуют одна за другой. Человек должен научиться не просто действовать открыто, а делать это в неподходящих условиях, не надеясь на чью-то милость.

Чувство ответственности

Как стать стрессоустойчивым, если неудачи так и преследуют? Стоит ли с ними бороться? Конечно, опускать руки никак не следует, особенно, когда ситуацию еще можно как-то исправить. Задумываясь над тем, что такое стрессоустойчивость, необходимо уметь принимать на себя ответственность. К сожалению, к этому способны далеко не все. На работе люди должны выполнять множество задач одновременно. Чтобы не впасть в панику, нужно иногда уметь успокоить себя, уговорить, даже перераспределить обязанности с коллегами. Чувство ответственности – это лучшая защита от всяческих переживаний. Когда личность обретает привычку не обвинять других в том, что с ней происходит, начинается процесс духовного возрастания.

Стресс и стрессоустойчивость – понятия, которые, по сути, управляют жизнью человека. Жизнь невозможно прожить, игнорируя трудности. Только тогда человек становится по-настоящему сильным, когда он умеет справиться с собственными эмоциями. На работе необходимо быть максимально сосредоточенным на выполняемой деятельности. Любые советы коллег следует воспринимать как некоторую подсказку, помощь, а не как упреки и подозрения.

Развивать стрессоустойчивость необходимо всем и каждому, кто стремится к комфортному существованию. В противном случае будут появляться постоянные беспокойства, человек становится раздражительным и рассеянным. Развитие уверенности в себе начинается с осознанного продумывания собственных перспектив и дополнительных действий. Стрессоустойчивость – это своего рода навык, который необходимо стремиться вырабатывать в себе. Формирование позитивного отношения к жизни – это особенное умение, которое присуще далеко не каждому. В некоторых случаях необходимо не просто развивать в себе другое видение ситуации, но и прибегать к объективному лечению.

Работа с мыслями

Мысли человека – это то, что формирует его повседневную реальность. Даже если личность не задумывается над своими чувствами, они значительно влияют на настроение. Кто-то склонен очень быстро поддаваться любым чувствам и ощущениям. Такие люди часто плачут, нередко ощущают себя жертвами обстоятельств. Иногда им кажется, что от них ничего не зависит. Слабые люди, как правило, склонны перекладывать собственную ответственность на посторонние плечи. Можно ли преодолеть эти проявления с помощью стрессоустойчивости? В том нет никаких сомнений!

Работа с мыслями заключается в осознании тех убеждений, которые ежедневно целым потоком проносятся в голове. Следить за своими мыслями – это никак не значит их подавлять. Стрессоустойчивость организма определяется тем обстоятельством, насколько редко человек болеет. Если имеется склонность к депрессии, значит, предстоит долгая работа над собой. Нужно стараться формировать другое отношение к жизни, более радостное и позитивное. Чем сильнее психическая организация, тем лучше человек справляется с повседневными трудностями. Развивать активное отношение к жизни необходимо постоянно, не делая временных перерывов. Только в таком случае можно вести речь о воспитании высокой стрессоустойчивости.

Решение сложностей

Жизнь человека не может идти всегда размеренно и плавно. Иногда случаются какие-то непредсказуемые ситуации, которые переворачивают все вверх дном! Дело в том, что у каждого имеется свое отношение к происходящему. Одни люди быстро забывают о случившемся, другие же будут постоянно прокручивать у себя в голове различные неприятные детали. Решение возникающих сложностей помогает выработать стойкое отношение к жизни, сделаться хозяином собственного существования.

Таким образом, стрессоустойчивость сильно связана с внутренними ресурсами личности. Чтобы повысить стрессоустойчивость, необходимо постараться изменить отношение к жизни.

Сложные жизненные ситуации, проблемы в семье и на работе нарушают душевную гармонию мужчины или женщины. Выработать стойкость к любому роду неприятностям сложно: чем больше наваливается проблем, тем тяжелее им противостоять.

Стрессоустойчивость необходима как мужчинам, так и женщинам

Выработать стрессоустойчивость поможет методичная работа над телом и мышлением. Борьба с восприимчивостью начинается с изменений в характере и привычках личности: чтобы не страдать от тревожности и страха, от них нужно своевременно отгораживаться.

Что такое стрессоустойчивость

Стрессоустойчивость – это реакция организма на сложные события. Подобное событие является раздражителем, совокупностью факторов, которые выбивают человека из колеи. Затруднения – это угроза, на которую остро реагирует организм. Затяжные стрессы характеризуются длительным внутренним напряжением, не позволяющим человеку расслабиться, отдохнуть или отойти от проблем.

Высокая стойкость личных жизненных позиций кроется во врожденных и приобретенных навыках: если от природы личность мнительная и восприимчивая, ей по силам воспитать в себе правильные реакции на проблемы. Повышение стрессоустойчивости особенно важно для людей, занимающих высокие должности или для работников, которым приходится принимать быстрые решения. Волевые и эмоциональные нагрузки не станут проблемой, если личность трезво оценивает свои способности и возможности. Стрессоустойчивость напрямую зависит от самовосприятия личности.

Определение понятия стрессоустойчивость

На чем базируется реакция организма

Стрессоустойчивость и стрессовое событие – два взаимосвязанных понятия. Именно раздражающий фактор определяет реакции человека и его защиту. Чем чаще личность сталкивается с таким фактором, тем легче ей воспитать в себе правильную стрессоустойчивость. Сложный критический момент требует срочного решения, поэтому избегать трудностей также вредно.

Возникают раздражающие факторы на работе или дома: не столько важен интервал происходящего, сколько эмоциональная реакция на него. Раздражающий фактор может закончиться, а реакция на него продолжается неделями.

Подпитывают внутреннее напряжение, мысли и воспоминания, которые возвращают жертву в сложные переживания, в момент травмы.

Стрессоустойчивость организма базируется на нескольких факторах, которые помогают повысить выносливость личности:

  • характеристики нервной системы;
  • осознанная реакция;
  • сила мотивов;
  • интеллектуальные способности личности.

Психофизиология человека определяет его спонтанную реакцию: мужчина или женщина в обычной жизни спокойные и уравновешенные, но в сложных условиях они не могут контролировать собственные эмоции.

От таких людей можно ожидать чего угодно, они опасны для себя и окружающих. Агрессивная реакция в ответ на раздражитель определяется устойчивостью нервной системы.

Опыт и личностные качества

Осознанность реакций – одна из важнейших составляющих стрессоустойчивости, показывающая, насколько человек контролирует свои эмоции, как он реагирует на внезапные сложности. Особенно важна волевая стрессоустойчивость для руководителей - людей, несущих ответственность за сотрудников и нижестоящий персонал. Эмоциональная устойчивость напрямую зависит от силы мотивации, подпитывающей волевую личность. Если перед человеком есть четкая цель, ее виденье, он способен противостоять любым трудностям. Личностный опыт является основой стрессоустойчивости: чем больше человек видел, переживал, проживал, тем легче ему смириться с неожиданностью, которую нельзя проконтролировать или избежать. Такое отношение к трудностям упрощает процесс психологического восстановления.

Анализ происходящего и рациональный подход к трудностям определяет стрессоустойчивость взрослого человека. Способность принимать правильные решения, опираться на чутье позволяют избегать сложной психоэмоциональной реакции. Низкая стрессоустойчивость встречается у спонтанных людей, не умеющих делать вывод из происходящего.

Откуда берется тревога и страх

Тревожность возникает на фоне неблагоприятных условий внешней среды и вследствие тяжелого внутреннего переживания. Факторов стресса очень много. Из-за низкой самооценки личность неспособна преодолевать трудности, а из-за накопленных негативных эмоций или подавленного страха она бросает работу при первых сложностях. Фобии основаны на контактах с окружающими людьми и усиливают психоэмоциональную реакцию. Появляется страх перед трудностями у людей, не видящих в себе потенциала и скрытых возможностей.

Низкая самооценка заставляет взрослого или ребенка обращать внимание только на негативные факторы окружающей среды – человек не пытается добиться большего, потому что не считает себя достойным этого. Он ждет проблемы, как естественное подтверждение его никчемности.

Благоприятной почвой для повышенной тревожности являются условия окружающей среды – плохое материальное положение, неправильное воспитание и установки, которыми личность привыкла руководствоваться. Чем она взрослее, тем тяжелее ей менять свои привычки и естественные реакции: стрессоустойчивость формируется в юности.

Нехватка денег — частая причина повышенной нервозности

Реакция организма

Острая реакция – это защита, а не причина плохого самочувствия. Во время панической атаки или страха из-за сложностей человек ощущает определенные симптомы:

  • головокружение;
  • тремор верхних и нижних конечностей;
  • повышенное потоотделение;
  • боль в грудной клетке.

Реакция на раздражитель зависит от устойчивости нервной системы и способности человека отвлекаться. Чтобы успокоить негативную реакцию, ему требуется от нескольких минут до нескольких дней: острота реакции зависит от разновидности фактора и восприимчивости личности.

Острой проблемы уже нет, а реакция остается – человек ощущает постоянное внутреннее напряжение, у него повышается пульс и потоотделение, нарушается ясность мышления, проявляется подавленная агрессия.

Реакция организма на стресс

Причины низкой стрессоустойчивости

В период формирования личности человек учится воспринимать действительность: реагировать на неожиданные и сложные моменты. Для него гармоничная жизнь и защитная реакция на раздражитель являются естественным процессами. Причины низкой стрессоустойчивости:

  • сложное детство, пережитое насилие;
  • психические расстройства;
  • недостаточное количество опыта, если речь идет о низкой стрессоустойчивости работника;
  • физическое здоровье;
  • особенности характера.

Становится стрессоустойчивым человеком каждая личность, пережившая определенный опыт. Пережитые события определяют степень страха, испуга и растерянности в трудный момент. Справиться с тяжелым эмоциональным состоянием сложно людям, перенесшим насилие в раннем детстве – они не чувствуют себя защищенными, и даже незначительные трудности вызывают у них панику.

Несформированные личности оказываются слабыми перед сложностями, не пытаясь их преодолеть. Защитная реакция для них — побег от реальности, попытки избежать новых трудностей.

Причинами низкой стрессоустойчивости являются расстройства психики. Нарушение правильного восприятия окружающего мира не позволяет личности правильно реагировать на его изменения. Личностные ресурсы (навыки или таланты) могут повлиять на устойчивость взрослого человека, подростка или ребенка. Люди искусства с трудом воспринимают критику и сложности, их подсознание отталкивает все мирское, приземленное и отягощающее. Им легче избежать трудностей, нежели преодолевать их.

Преимущества хорошей устойчивости

Почему так важно стать стрессоустойчивым? Стрессоустойчивый человек умеет правильно распоряжаться собственной жизнью, видеть ее сложности, но не сдаваться перед ними. Стрессоустойчивость обуславливает объективность человека по отношению к самому себе и окружающим. Если происходит неприятность, такая личность готова нести ответственность за собственные ошибки, но не браться за решение вопроса, где она некомпетентна.

Стрессоустойчивость на работе повышает трудоспособность, улучшает отношения в коллективе. Со стойкостью характера у работника повышается самооценка, он готов рисковать и принимать последствия своих поступков. Он берет на себя только реальные задачи. Избегать трудностей стрессоустойчивый сотрудник не привык. Он собран и рационален. Такая личность не позволяет эмоциям брать верх над здравым рассудком. Стрессоустойчивость полезна для личных отношений. Любовные и дружеские взаимоотношения строятся на взаимном доверии – люди могут положиться друг на друга в сложные моменты. Чем больше человек контролирует свои эмоции, тем легче проходят конфликты и ссоры.

Способы повышения стрессоустойчивости

Стрессоустойчивость можно развить в себе, как и любой другой навык. Для этого необходимо научиться контролировать свое поведение и мысли. В психологии есть такое понятие, как приобретенная стрессоустойчивость – способность подходить к сложностям с рациональным мышлением и трезвым расчетом. Важно не только развивать устойчивость к трудностям, но и учиться их предупреждать – создавать условия для правильного роста и развития без сложностей.

Способы выработки стрессоустойчивости:

  • повышение самооценки;
  • правильный режим дня, чередование отдыха и физических нагрузок;
  • посещение занятий, которые помогают отвлечься;
  • новая среда общения;
  • расслабление и техники релаксации.

Чтобы воспитать в себе стрессоустойчивость, необходимо исключить реакции, которые человек не может контролировать. Если он поддается агрессии или страху, он неспособен выносить ценный урок из любой сложности.

Научиться контролировать негативные эмоции помогут физические упражнения и специальные аутотренинги, повышающие самооценку.

Для этого человек ежедневно произносит определенные мотивирующие фразы (аффирмации), позволяющие изменить негативное мышление. Аутотренинги помогают избавиться от тревожных мыслей и ожидания негативных событий.

Новое общение или смена обстановки полезны для замкнутых личностей, которые погрязли в собственных проблемах. Посещение групповых занятий или занятий йоги не только позволят избавиться от тревоги, но и помогут взглянуть на окружающий мир под другим углом.

Умение расслабляться позволит выработать стерссоустойчивость

Правильная борьба с трудностями

Если стрессоустойчивость и сложности — взаимные понятия, необходимо бороться не только с проявлениями, но и первопричинами осложнений на работе или дома. Сложность происходящего определяется человеком, его восприятием и привычками. Личности необходимо тренировать стрессоустойчивость, как стойкость перед тем, что можно и нельзя изменить.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В ВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Проблема психологического стресса населения, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий.

В России по данным социологических исследований каждый третий работник хотя бы раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13 % работников - практически ежедневно .

По оценкам некоторых западных экспертов, 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы. Основными причинами возникновения этих нарушений становятся эмоциональное напряжение, межличностные конфликты в семье и напряженные производственные отношения и др. .

Проблемы стресса, стрессоустойчивости, подготовки к деятельности в экстремальных условиях исследовали многие отечественные и зарубежные ученые: В.А. Бодров, П.В. Зильберман, Е.П. Ильин, В.Л. Марищук, В.Д. Небылицин, В.А. Пономаренко, П.В. Симонов, В.И. Лебедев, Я. Рейковский, Г. Селье, Р. Лазарус К.В. Судаков и др.

Однако, в настоящее время, несмотря на достаточное количество работ по данной проблеме, нет ясности в понимании сущности стрессоустойчивости, роли психики в ее обеспечении, особенностей проявления в различных ситуациях.

Актуальность данной дипломной работы заключается в необходимости исследования стрессоустойчивости инженерно-технических работников в условиях современного промышленного производства.

Объект исследования - стрессоустойчивость инженерно-технических работников.

Предмет исследования - особенности стрессоустойчивости инженерно-технических работников с разным уровнем рефлексивности.

Цель исследования - анализ особенностей стрессоустойчивости инженерно-технических работников с разным уровнем рефлексивности.

Гипотезы исследования:

1. Инженерно-технические работники с разным уровнем рефлексивности различаются по уровню стрессоустойчивости и чувствительности к стрессу.

2. Чем выше уровень рефлексивности, тем выше уровень стрессоустойчивости.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы исследования стрессоустойчивости в психологической науке.

2. Рассмотреть сущность и структуру рефлексивности.

3. Представить психологический анализ деятельности инженерно-технических работников.

4. Провести сравнительный анализ особенностей стрессоустойчивости инженерно-технических работников с разным уровнем рефлексивности.

Теоретической базой исследования явились концептуальные положения, раскрывающие основы:

Психологии стрессоустойчивости (В.А. Бодров, П.В. Зильберман, Е.П. Ильин, В.Л. Марищук, В.Д. Небылицин, Я. Рейковский, Г. Селье, Р. Лазарус);

Психологии рефлексивности (А.В. Карпов, А.Л. Рудаков, И.С. Ладенко, Г.П. Щедровицкий, Н.И. Гуткина, А.А. Бодалев и другие).

В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ психологической литературы, тестирование.

При тестировании использовались следующие методики:

1. Тест на стрессоустойчивость (Ю.В. Щербатых).

2. Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмс и Раге).

3. Диагностика индивидуальной меры выраженности свойства рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева).

Достоверность и надежность полученных в ходе эмпирического исследования данных обеспечивалась применением разнообразных исследовательских процедур, сочетанием качественного и количественного анализа собранных данных, использованием аппарата математической статистики для обработки количественных данных (был использован критерий?х - угловое преобразование Фишера и критерий rxy - коэффициент ранговой корреляции Пирсона).

Эмпирическая база исследования: 54 инженерно-технических работника машиностроительного предприятия г. Волгодонск. Возраст 20 - 68 лет. Из них - 23 женщины и 21 мужчина.

Практическая значимость: выводы и результаты исследования могут быть использованы в целях повышения стрессоустойчивости инженерно-технических работников.

Структура дипломной работы - общий объем работы составляет 88 страниц, из них 76 страницы основного текста, 5 страниц списка литературы (71 наименование). Дипломная работа проиллюстрирована 19 таблицами, 12 диаграммами.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

1.1 Состояние проблемы исследования стрессоустойчивости в психологической науке

Впервые понятие «стресс» (по англ. stress - напряжение, давление) ввел канадский ученый Ганс Селье в 1936 г. Более полувека назад он создал концепцию, получившую всемирное признание. На основе многочисленных экспериментальных исследований Селье установил, что под воздействием разного рода раздражителей - стрессоров (холод, переутомление, страх, разочарование, унижение и др.) возникает стереотипная, однозначная реакция, названная им «общий адаптационный синдром». Этот синдром и лежит в основе стресса - состояния напряженности организма, проявляющееся в активизации его защитно-адаптационных механизмов в ответ на воздействие чрезмерного стрессора (по силе, частоте или продолжительности влияния).

Общий адаптационный синдром имеет три фазы, соответствующие стадиям развития стрессового состояния:

Тревоги - мобилизации антистрессовых сил благодаря повышению секреции гормонов надпочечника - кортикоидов и адреналина;

Сопротивления - приспособления к трудной ситуации путем повышения стрессорезистентности организма в результате усиления выработки гормонов и включения физиологических механизмов в антистрессовый процесс;

Истощения - потери способности организма противодействовать стрессорному воздействию в связи с резким уменьшением или исчезновением антистрессовых резервов.

В современной научной литературе термин «стресс» используется, по крайней мере, в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящие время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления (coping processes), происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле и В. Кеннон и Г. Селье употребляли этот термин. Функцией этих физических (физиологических) реакций, вероятно, является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению этого состояния.

Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование психологический стресс. Р. Лазарус и Р. Лавьер в своих работах определили его как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Позже это определение было уточнено: психологический стресс стал интерпретироваться не только как реакция, но как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию .

Помимо термина «психологический стресс» в литературе применяется термин «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональный стресс». В содержание этого термина включаются как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежание в их основе. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека . Соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий круг психических явлений как негативного, так и позитивного характера.

В одной из монографий, посвященных индивидуальной устойчивости к стрессу, К. В. Судаков отмечал, что «на основе эмоциональных стрессов формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефицита, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания» .

Стрессогенные факторы нарушают функцию сформировавшихся в процессе эволюции механизмов поддержания гомеостаза. Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным («No Future» Syndrom), то может развиться реакция тревоги, чувство страха, неврозы и т. п. В последнее время показано, что эмоциональные проблемы являются наиболее важной причиной потери трудоспособности по сравнению с физическими проблемами.

Выделение категории «эмоциональный стресс» определило тот объективный критерий, который позволяет обобщать огромное разнообразие внешних воздействий, ориентированных на человека или животное с одной позиции, а именно с позиции их психологической сущности для данного индивида. Тем самым выделяется первичный пусковой (причинный) фактор, определяющий последующие развитие эмоциональных реакций. Им является психологическое состояние, возникающее у данного индивида в ответ на воздействие. Поэтому наряду с термином «эмоциональный стресс» используется и термин «психологический стресс».

Г. Н. Кассиль , М. Н. Русалова , Л. А. Китаев-Смык и некоторые другие исследователи под эмоциональным стрессом понимают широкий круг изменений психических и поведенческих проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических показателей и другими реакциями.

Несмотря на близость понятий «психологического» и «эмоционального» стресса, имеет смысл более точно определить их содержание:

Эмоциональный стресс присущ не только человеку, но и животным, в то время как психологический стресс имеет место только у человека с его развитой психикой;

Эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоциональными реакциями, а в развитии психологического стресса преобладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т. д.);

Термин «эмоциональный стресс» чаще используется физиологами, а термин «психологический стресс» -- психологами. В то же время оба эти вида стресса имеют общую схему развития, включают в себя схожие нейрогуморальные механизмы адаптивных реакций и в своем развитии, как правило, проходят через три «классические» стадии -- тревоги, адаптации и истощения.

В теории Г. Селье стресс рассматривается с позиции физиологической реакции на физические, химические и органические факторы.

Обобщение результатов исследований позволило Г. Селье обосновать существование трех стадий процесса, названного им общим адаптационным синдромом.

Стадия тревоги возникает при первом появлении стрессора. В течение короткого периода снижается уровень резистентности организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессов разрешается на этой стадии. Такие краткосрочные стрессы могут быть названы острыми реакциями стресса.

Стадия резистентности (сопротивления) наступает в случае продолжительного воздействия стрессора и необходимости поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функциональных систем.

Стадия истощения отражает нарушение механизмов регуляции защитно-приспособительных механизмов борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьшаются. Сопротивляемость организма снижается, следствием чего могут стать не только функциональные нарушения, но и морфологические изменения в организме.

Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того, чтобы стресс принял характер дистресса, необходимо наличие определенных условий.

Можно назвать следующие факторы, способствующие переходу стресса в эустресс:

Психологический эмоциональный фон;

Опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;

Одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;

Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.

В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму - дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера.

Среди факторов, способствующих переходу первичного стресса в дистресс, называют:

Эмоционально-когнитивные факторы: недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности перед возникающей проблемой и т.д.;

Чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма;

Большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.

Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных особенностей. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится .

В отличие от животных человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порою вызывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене. Это обусловливает специфику человеческого психоэмоционального стресса, к которому не всегда применимы закономерности его протекания, подробно описанные в опытах на лабораторных животных.

Другая особенность психологического стресса -- существенное значение оценки человеком степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации .

Основные отличия между биологическим и психологическим стрессом отражены в Таблице 1. (См. Приложение 1).

Поведенческие проявления стресса можно разделить на четыре группы:

1. Нарушения психомоторики - проявляются в избыточном напряжении мышц (особенно часто - лица и «воротниковой» зоны), дрожании рук, изменении ритма дыхания, дрожания голоса.

2. Изменение образа жизни - выражаются в изменении режима дня, в сокращении сна, смещении рабочих циклов на ночное время, отказе от полезных привычек и замене их на неадекватные способы компенсации стресса.

3. Профессиональные нарушения - могут выражаться в увеличении числа ошибок при выполнении привычных действий на работе, в хронической нехватке времени, в низкой продуктивности профессиональной деятельности. Ухудшается согласованность движений, их точность, соразмерность требуемых усилий.

4. Нарушение социально-ролевых функций при стрессе - выражается в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения, появлении различных признаков антисоциального поведения. При этом человек, находящийся в длительном стрессе, меньше учитывает социальные нормы и стандарты, что может проявляться в потере внимания к своему внешнему виду. Дистресс пагубно сказывается и на социальных связях личности с другими людьми. Во время переживания глубокого стресса могут значительно ухудшаться отношения с близкими людьми и коллегами по работе вплоть до полного разрыва, причем основная проблема остается нерешенной, а у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности.

Неадекватные попытки компенсировать стресс выражаются в более интенсивном употреблении алкоголя, повышении ежедневных норм курения, избыточном приеме пищи и т. д. Исследования, проведенные со студентами, выявили наиболее распространенные методы снятия стресса: еда, агрессия, телевизор, сигареты, алкоголь.

При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта как память и внимание.

В.Л. Марищук и В.И. Евдокимов пишут, что многие феномены нарушения мыслительных процессов при стрессе могут быть объяснены исходя из физиологического понятия доминанты. Согласно мнению данных авторов, при психической напряженности, вызванной острым стрессом, доминанта по закону отрицательной индукции временно гасит другие очаги возбуждения, являющиеся физиологическими субстратами других мнений, более обоснованных мотивов, истинных знаний.

Дело осложняется и в связи с тем, что доминанта (пока она функционирует и подкрепляется эмоциями) малоуязвима. Как отмечал академик А. А. Ухтомский, доминанта действует по особым законам -- она усиливается независимо от того, положительные или отрицательные воздействия на нее направлены. На языке психологии это означает, что убедительные аргументы порой отбрасываются, а ошибочные мотивы торжествуют .

Интеллектуальные признаки стресса:

1. Внимание - трудность сосредоточения, повышенная отвлекаемость, сужение поля внимания.

2. Мышление - нарушение логики, спутанное мышление, трудность принятия решений, частые сбои в вычислениях, снижение творческого потенциала.

3. Память - ухудшение показателей оперативной памяти. Проблемы с воспроизведением информации.

Как результат:

Нарушение продуктивной профессиональной деятельности усиливают общий стресс;

Нарушение интеллектуальной деятельности затрудняют поиск выхода из стресса.

Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека - пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной .

В.Л. Марищук и В.И. Евдокимов, описывая состояния эмоциональной напряженности (кратковременного стресса), отмечают резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики и т. д. .

Физиологические признаки стресса:

1. Субъективно определяемые изменения - затруднение дыхания, боли в сердце, головные боли, неприятные ощущения в кишечнике и пр.

2. Объективно определяемые изменения в отдельных системах органов - повышение артериального давления, частоты сердечных сокращений, изменение сосудистого тонуса, избыточное мышечное напряжение, нарушение секреции пищеварительных желез и пр.

3. Нарушение комплексных физиологических функций - повышенная утомляемость, снижение иммунитета, частые недомогания, быстрое изменение массы тела и пр.

Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные органы психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.

На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего -- негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интраверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность.

Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиям и предпосылками развития стрессов. Исследования особенностей учебных стрессов показало, что страх перед будущим (как фактор, провоцирующий возникновение стрессовых состояний) способствовал развитию таких проявлений стресса, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, депрессивное настроение, навязчивые негативные мысли и ощущение беспомощности.

Эмоциональные признаки стресса:

1. Изменение общего эмоционального фона - мрачное настроение, ощущение постоянной тоски, депрессии, беспокойство, повышенная тревожность.

2. Выраженные негативные эмоции - раздражительность, приступы гнева, агрессии, чувство отчужденности, одиночества.

3. Изменения в характере - подозрительность, снижение самооценки, усиление интроверсии.

4. Возникновение невротических состояний - невроз тревожного ожидания, астенический невроз.

Особенность стресса заключается в том, что он может быть не только вредным, но и полезным - характер его влияния на человека зависит от многих факторов, среди которых можно выделить три самых главных:

1) интенсивность стресса. Для каждой работы нужен определенный уровень стресса: для умственной работы он меньше, а для физической больше. Поэтому далеко не всегда существует необходимость минимизировать уровень стресса, в некоторых ситуациях, наоборот, необходимо усилить его интенсивность для мобилизации всех сил организма для достижения поставленной цели.

2) продолжительность. Наука установила, что наибольшую опасность вызывают не сильные и короткие стрессы, а именно длительные, хотя и не столь сильные. Кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы «встряхивает» его, после чего все показатели организма возвращаются в норму, а слабый, но длительный стресс вызывает истощение защитных сил и в первую очередь его иммунной системы. Чем дольше действует стрессор на человека, тем сильнее дистрессорное расстройство. .

По мнению основателя учения о стрессе Ганса Селье, каждый человек имеет определенный запас адаптационной энергии, и если он ее израсходовал, неизбежно наступает третья фаза стресса -- «фаза истощения». Поэтому главный практический вывод из этой закономерности состоит в том, что нельзя доводить стрессы до хронической стадии, нужно стараться решать проблемы сразу по мере их поступления, пусть даже с максимальным напряжением сил, после чего необходимо обеспечить полноценный отдых и восстановить защитные силы организма.

3) Индивидуальная чувствительность к стрессу. Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу - тот уровень напряженности, при котором эффективность повышается (наступает эустресс), а также критический порог истощения, когда эффективность деятельности снижается (наступает дистресс).

Чрезвычайно важно определить «границы перехода» для того, чтобы жить и работать с одной стороны эффективно, а с другой - не во вред своему здоровью.

Определить эти «границы перехода» можно по объективным или субъективным критериям. Для этого используются биохимические, физиологические или поведенческие показатели, поэтому достаточно трудно дать простое и исчерпывающее определение стрессоустойчивости, которое охватывало бы все аспекты жизнедеятельности человека.

Стрессоустойчивость является частным случаем психической устойчивости, проявляющейся при действии стресс-факторов, и их специфичность будет определяться конкретным видом деятельности.

Стрессоустойчивость - интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентом психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной обстановке .

Анализ научных источников показывает, что единого подхода к формулировке определения стрессоустойчивости нет, и авторы трактуют его по-своему.

Например, в психологическом словаре стрессоустойчивость характеризуется как: некоторая совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

В.А. Бодров под стрессоустойчивостью понимает «интегративное свойство человека, которое, во-первых, характеризует степень его адаптации к воздействию экстремальных факторов внешней (гигиенические условия, социальное окружение и т.п.) и внутренней (личной) среды и деятельности. Во-вторых, оно определяется уровнем функциональной надежности субъекта деятельности и развития психических, физиологических и социальных механизмов регуляции текущего функционального состояния и поведения в этих условиях. И, в-третьих, это свойство проявляется в активации функциональных ресурсов (и оперативных резервов) организма и психики, а также в изменении работоспособности и поведения человека, направленных на предупреждение функциональных расстройств, негативных эмоциональных переживаний и нарушений эффективности и надежности деятельности» .

А.Л. Рудаков дает такое определение стрессоустойчивости: «Стрессоустойчивость - это когнитивная составляющая структуры личности, способствующая эффективному управлению отрицательными эмоциями в экстремальных ситуациях и оптимизации взаимодействия между структурными компонентами личности для достижения цели деятельности» .

Понимание структуры стрессоустойчивости личности опирается на традиционно сложившемся в психологии подходе к представлению о структуре психики. Исходя из этого стрессоустойчивость, как и психическую устойчивость можно рассматривать как динамическую структуру (М.Ф. Секач, А.А. Напримеров, О.Д. Привалова).

Изучая устойчивость к стрессу Н.И. Бережная, рассматривает категорию стрессоустойчивости как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

Психофизиологического (тип, свойства центральной нервной системы);

Мотивационного, считая, что сила мотивов во многом определяет эмоциональную устойчивость;

Эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;

Волевого, выражающегося в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации;

Профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач;

Интеллектуального, действующего на оценку требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий .

В зависимости от характера деятельности структурные компоненты, как психической устойчивости, так и стрессоустойчивости занимают в ней различные «ранговые места», при этом «удельный вес» составных компонентов не всегда одинаков. Все они находятся в определенной взаимосвязи, и возможна компенсация невыраженности одних за счет большей развитости других.

Теория стрессоустойчивости подразделяет людей на 4 группы:

1. «Стрессонеустойчивых» характеризует максимально возможная ригидность по отношению к внешним событиям. Они не склонны менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них - стресс. В самой стрессовой, критической ситуации стрессонеустойчивые склонны к повышенной эмоциональности, крайне возбудимы и неуравновешенны. От них не стоит ждать быстрых и конструктивных решений в напряженные моменты.

2. «Стрессотренируемые» готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию. Однако по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций «стрессотренируемые» привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно. Зрелые, опытные представители этой группы вполне способны быть лидерами в экстремальных ситуациях.

3. «Стрессотормозные» отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Люди, данной группы, способны быть лидерами во время «точечных» перемен, после которых сразу будет фиксация их нового статус-кво. Если же стрессы следуют один за другим, а особенно имеют вялотекущий характер, они постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями.

4. «Стрессоустойчивые» готовы относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер - длительный или мгновенный - они ни носили. Наоборот, все стабильное и заранее предопределенное им чуждо и вызывает иронию по причине всеобщей неустойчивости, столь остро ощущаемой представителями этой группы. Они обычно сами начинают процессы преобразований или даже революций, возглавляют их, при этом в самый острый момент могут отойти в сторону, так как при всей любви к переменам вовсе не в восторге от возможности нанесения ущерба себе. Умеют эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях, но плохо приспособлены для работы в организациях с устоявшимися традициями. Стрессом для них являются только самые тяжелые события, касающиеся их самих или близких. Нередко «стрессоустойчивые» выбирают себе профессии, связанные с риском и постоянным нахождением в экстремальных ситуациях.

При изучении стресса нельзя обойти факторы, влияющие на развитие стресса.

Согласно психогенетическим исследованиям, реакции людей на те или иные факторы среды на 30-40% определяются генами, полученными от родителей, и на 60-70% зависят от воспитания, жизненного опыта, тренировки, полученных навыков, выработанных условных рефлексов и т.д. Таким образом, одни люди изначально более предрасположены к стрессу, а другие - устойчивы к нему .

Идея о том, что стрессы беременной женщины повышают вероятность развития стресса у ребенка, в последнее время находит все большее подтверждение.

По данным некоторых российских авторов, большинство детей, которых «не ждали», в дальнейшем заболевают неврозом страха, поскольку первичная неуверенность в их рождении со стороны родителей в какой-то мере отражалась на появлении у них впоследствии неуверенности в себе .

Физиологическим базисом для личности является тип высшей нервной деятельности человека, который отражает силу и динамику нервных процессов в мозге и мало подвержен каким-либо изменениям. Поэтому меланхолики («слабый тип» по Павлову) несомненно, больше подвержены стрессу, чем флегматики («сильный», уравновешенный, инертный тип ВНД). Что же касается холериков, то с одной стороны, слабая выраженность процесса торможения в ЦНС у холериков может приводить к мощным эмоциональным вспышкам и агрессии, однако малая продолжительность таких периодов не доводит организм до стресса.

У каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения, считал Эрик Берн . Этот сценарий усваивается в детстве, когда родители, испытывая стрессы, конфликтуют на глазах у ребенка, невольно вовлекая его в свои проблемы. При этом ребенок впитывает в себя примеры родителей, а потом неосознанно копирует их в своей взрослой жизни. Поэтому одни люди выплескивают свои стрессы на других людей в виде агрессивных импульсов или бьют посуду, другие молча переживают свое горе и плачут, а третьи пытаются решить проблемы при помощи алкоголя. Одни винят во всем самого себя и ищут прежде всего свои собственные ошибки. Другие обвиняют всех вокруг, но только не себя. Усвоенный в детстве стрессовый сценарий «запускается» почти автоматически. В этих случаях достаточно незначительного ухудшения привычного ритма жизни и работы, возникновения, казалось бы, пустяковой проблемы, как включается и начинает раскручиваться маховик механизма запуска стресса. Причем последствия от реализации стрессорной программы могут быть гораздо пагубнее, чем причины, ее запустившие.

Отмечено, что наиболее успешными людьми, как в профессии, так и в личной жизни, являются люди, научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции. Такие личности обычно находят оптимальную стратегию в стрессе. Они интуитивно понимают, что «сбрасывать» стрессовую энергию на других - не только неэтично, но и невыгодно: происходит потеря нужных деловых связей, разрушаются личные взаимоотношения. С другой стороны, они понимают, что направлять разрушительную стрессовую энергию на самих себя, обвиняя себя в ошибках, - тоже неконструктивно. Эти люди стараются перевести стрессовую энергию в другие формы деятельности, т. е. использовать более безопасные способы ее «сбрасывания» - не на других, и не на себя.

Личностные особенности так же влияют на устойчивость человека к стрессу. Склонные к гневу, враждебности, цинизму, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, обладающие чувством юмора, наоборот, более устойчивы к превратностям судьбы. Исследование, в котором было задействовано 300 выпускников Гарварда, показало, что люди с выраженным чувством юмора легче преодолевают стресс и живут дольше.

Из психологических факторов большое значение имеет повышенная акцентуированность личности, так как в условиях эмоционального стресса они обладают наибольшей уязвимостью и в первую очередь подвержены возникновению нервного перенапряжения.

К другим личностным особенностям, утяжеляющим последствия психогенных травм, психологи относят:

Нейротизм (эмоциональная неустойчивость);

Повышенная агрессивность и хроническая тревожность;

Склонность к мотивационным конфликтам и конфликтам интимно личностного характера.

Особую «группу риска «составляют люди, сочетающие в себе повышенную сензитивноить, тревожность и импульсивность .

Психологи отмечают влияние на подверженность стрессу направленности личности, его установок и ценностей. Установлено, что адаптация к стрессовым условиям достоверно лучше осуществлялась у лиц, для которых была характерна высокая мотивация достижения успеха и низкая мотивация избегания неуспеха . В то же время, активные, честолюбивые, нетерпеливые, беспокойные, ориентированные на успех люди больше подвержены стрессу, чем люди с низким уровнем притязаний, не претендующие на высокое положение в обществе и высокий денежный доход.

К значительным факторам, влияющим на устойчивость индивидуума к психоэмоциональному стрессу, относятся факторы социально-производственной природы и социальные условия труда: социальные перемены, повышенная ответственность за работу, значительное преобладание интеллектуального труда, постоянный дефицит времени, хроническая усталость, нарушение режима труда и отдыха, падение личного престижа, отсутствие элементов творчества в работе, длительные ожидания в процессе работы, частая смена рабочего стереотипа, ночные смены и недостаток свободного времени для удовлетворения личных потребностей, нерациональное и несбалансированное питание, курение и систематическое злоупотребление алкоголя.

Все эти факторы усиливают фрустрирующее влияние стрессорных воздействий .

Определенное влияние на стрессоустойчивость оказывает близкое социальное окружение. Чем больше родственников и знакомых у человека, тем выше его устойчивость к стрессу. Это связано не только с тем, что друзья реально защищают такого человека от стрессоров, но и с тем, что близкие люди как бы принимают часть удара на себя. Человек, окруженный благожелательно настроенными людьми, чувствует их поддержку и легче воспринимает угрожающие факторы среды. В противоположность этому люди, живущие одиноко или имеющие постоянные проблемы в семье, сильнее подвержены стрессу и чаще болеют .

При изучении стресса и стрессоустойчивости нельзя обойти когнитивные факторы, оказывающие определенное влияние на человека.

1. Уровень сензитивности (чувствительности) человека имеет небольшое значение при биологическом стрессе, но чрезвычайно важен при стрессе психическом.

2. Человек воспринимает ситуацию как потенциально стрессовую и реагирует на нее соответствующим образом, если логический анализ имеющихся в распоряжении человека фактов приводит его к выводу о возникновении угрозы.

3. Очень часто стресс человека связан с анализом прошлых психотравмирующих событий, причем в этом случае чисто когнитивные процессы тесно связаны с процессами эмоциональными. Примерами подобных стрессов, основанных на эмоционально-логическом анализе прошлого, являются страхи и фобии, явления посттравматичсекого стресса.

Для более полного изучения темы работы рассмотрим влияние рефлексивности на стресс и стрессоустойчивость.

Известно, что рефлексия является универсальным механизмом изменения стратегии мышления и поведения.

Как утверждает С.Н. Морозюк, основная функция рефлексии, независимо от направленности ее проявлений заключается в регуляции эмоциональных состояний человека, что в конечном итоге заканчивается повышением эффективности личности в социуме и деятельности.

Рефлексия, возникающая в результате воздействия эмоциогенных ситуаций, ведущих к переживанию страха неудачи, чувства вины, стыда, обиды, которую Ю.М. Орлов называет саногенной, позволяет личности осознать умственные автоматизмы и психические защиты от отрицательных эмоций, осуществить правильный выбор поведенческих программ и уменьшить страдания от негативных эмоций, составляющих основу стрессоустойчивости.

Более подробно рефлексия будет рассмотрена в следующем вопросе.

Говоря о стрессе, нельзя не упомянуть о причинах возникновения психологического стресса.

Можно выделить две группы субъективных причин, вызывающих стресс.

1. Причины, связанные с длительно действующими программами: генетические программы, родительские программы, установки личности, «высшие» потребности по А. Маслоу.

2. Причины, связанные с динамически меняющимися программами поведения: условные рефлексы, ошибки мышления, «физиологические» потребности по А. Маслоу.

Объективные причины возникновения психологического стресса: условия жизни и работы; другие люди; политические и экономические факторы; чрезвычайные обстоятельства.

Необходимо также отметить негативные последствия длительного стресса. Стресс является одним из ведущих факторов в развитии психосоматических заболеваний.

Помимо собственно психосоматических заболеваний психофизиологи выделяют пограничные состояния, которые они определяют как начальные стадии развития дистресса, возникающие при длительном действии различных стрессоров и характеризующиеся дискомфортными соматическими нарушениями. Отмечается, что «особенностью этой стадии является «маскировка» под то или иное серьезное заболевание, что заставляет человека обращаться в различные диагностические центры терапевтической направленности, пока он не встретит опытного психолога или психиатра».

И самое характерное негативное проявление стресса - посттравматическое стрессорное расстройство (ПТСР), проявляющееся у людей, которые испытали на себе воздействие события «выходящего за рамки обыденных человеческих переживаний и экстремально стрессогенного для любого человека». Такое событие наложило бы «серьезный вред или угрозу чьей-либо жизни или физической целостности, серьезную угрозу чьим-либо детям, супругу или другим близким родственникам или друзьям».

Завершая теоретическое исследование проблемы стрессоустойчивости человека, можно сделать следующие выводы:

1. Стресс - это состояние напряженности организма, проявляющееся в активизации его защитно-адаптационных механизмов в ответ на воздействие чрезмерного стрессора (по силе, частоте или продолжительности влияния).

2. Особенность стресса заключается в том, что он может быть не только вредным, но и полезным - характер его влияния на человека зависит от интенсивности, продолжительности и индивидуальной чувствительности стрессу.

3. Стрессоустойчивость характеризуется как: некоторая совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

стрессоустойчивость эмоциональный рефлексивность

1.2 Сущность и структура рефлексивности

В научной литературе существует множество точек зрения на проблему рефлексии.

В современных энциклопедиях рефлексия определяется как «форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление всех своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека», или как «осмысление чего-либо при помощи изучения и сравнения; в узком смысле - новый поворот духа после совершения познавательного акта к «я» (к центру акта) и его микрокосму, благодаря чему становится возможным присвоение познанного» .

В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio -- обращение назад) -- процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.

Начиная с Декарта, рефлексия в рационалистических традициях рассматривалась в онтологическом аспекте как модус существования психического: «мыслю, следовательно, существую», в гносеологическом - как интроспективное начало психологического познания методом самонаблюдения: «Под рефлексией я понимаю то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности» (Дж. Локк).

В методологическом аспекте рефлексия представлялась как модальность взаимодействия (взаимоотражения) категорий познаний «Логическая рефлексия, - пишет И. Кант, - сопоставляет понятия с целью узнать, имеют ли они одно и то же содержание, противоречат ли они друг другу или нет, содержится ли что-либо в самом понятии или присоединяется к нему извне, а также, какое из двух понятий следует признать данным и какое следует рассмотреть лишь как способ мыслить о данном». Кант различал логическую рефлексию, при которой представления просто сравнивали друг с другом, и трансцендентальную рефлексию, при которой сравниваемые представления связываются с той или иной познавательной способностью - с чувственностью или рассудком .

Если онтологический, гносеологический и методологический аспекты служат основанием для изучения интеллектуальной рефлексии, то аксиологический - для личностной.

Процесс становления психологии (в лице аналитического структурализма, функционализма, вюрцбургской школы и других направлений) в качестве самостоятельной дисциплины с ориентацией на естественнонаучную методологию таких наук, как физика, биология, физиология и др. на рубеже XIX - XX вв. сопровождался вытеснением из психологической проблематики методических приемов рефлексии (в виде различных способов самонаблюдения) и даже самого ее понятия, инициированного в психологию ранее - еще в пору развития ее в лоне философии.

Инерцию такого развития зарубежной психологии попытался преодолеть А. Буземан, который предложил выделить исследования по рефлексии и самосознанию в особую область и назвать ее психологией рефлексии. А. Буземан трактует рефлексию как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя» .

Наиболее отчетливо указанная тенденция к вытеснению рефлексии из психологии исторически восходит к бихевиоризму, который вообще отказался от такой категории, как сознание. Соответственно в психологии поведения не оказалось места и для понятия рефлексии.

К изучению рефлексии в зарубежной психологии, особенно в метакогнитивизме, относились как к особой психической реальности (Дж. Флейвелл, Ж. Пиаже, М. Браун, Д. Дернер, В. Маттеус). В рамках данного подхода психические процессы, управляющие переработкой информации, прямо отождествляются с иерархически организованной рефлексивной регуляцией познавательной активности, в других рефлексии отводится место одного из множества этих процессов.

Общий же интеллектуалистический смысл метакогнитивистского понятия рефлексии выражен в ее определении Д. Дернером, считающим, что рефлексия - это способность думать о своем собственном мышлении с целью его совершенствования.

Все же взгляды целого ряда зарубежных исследователей (Д. Элкинз, Д. Рэдфорд, М. Браун и др.) очень созвучны с теоретическими воззрениями на рефлексию отечественных психологов.

По мнению М. Браун, необходимым условием на пути к саморефлексивному самосознанию является позиция «наблюдателя», безоценочная и беспристрастная, позволяющая фиксировать происходящее как во внутреннем поле сознания, так и вокруг.

Д. Элкинз, рассматривая рефлексию как специфическую человеческую способность рефлексивного самоосознания, полагает, что благодаря ей человек осуществляет анализ своего жизненного опыта, своего содержания сознания. Актуализация же рефлексивного самосознания, на его взгляд, происходит естественным путем в критических жизненных ситуациях, интенсифицирующих процессы самопознания.

Представитель интроспективной психологии американский психолог Д. Рэдфорд, определяя интроспекцию как «прямое наблюдение особого рода» - наблюдение событий, которое не может быть достигнуто иным путем, различает три вида самонаблюдения или интроспекции.

В работах Д. Рэдфорда рефлексия отождествляется с процессами самонаблюдения и интроспекциией.

Сторонники метакогнитивизма часто относят к своему направлению и Ж. Пиаже, последние работы которого были посвящены также изучению развития рефлексивного мышления у ребенка, в частности его способности к рефлексивной абстракции. Ж. Пиаже трактует рефлексивное мышление как процесс, осуществляющийся на основе знания субъектом логических законов связи объекта с направленным на него действием и на основе осознания необходимости такой связи. Осознание представляет собой процесс концептуализации, т. е. реконструкции схемы действия и преобразования ее в понятие. Периодизация онтогенеза рефлексивного мышления рассматривается Ж. Пиаже по аналогии с периодизацией развития интеллекта ребенка. По его мнению, логическая связь объекта и действия становится вполне рефлектируемой лишь на стадии формальных операций.

Оценивая в целом характер исследований рефлексии в метакогнитивизме, следует отметить их интеллектуалистическую ориентацию в теоретическом плане, присущую большинству исследований мышления в зарубежной психологии, а также их близость к методологии информационного подхода, уподобляющей психику человека информационным процессам в ЭВМ.

Традиция исследования рефлексии в западной социальной психологии восходит к работам Д. Холмса, Т. Ньюкома, Ч. Кули и связана с экспериментальным изучением диад - пар субъектов, включенных в процесс взаимодействия в искусственных, лабораторных ситуациях. В европейской традиции рефлексия мыслится как способность «вынуться» из той деятельностной ситуации, в которой мы находимся. В работе Р. Бендлера и Д. Гриндера встречается понятие глубокой рефлексии, рассмотрение которого показывает, что обращение исключительно к программному уровню может быть достигнуто с помощью гипноза, когда «отключение» сознательного контроля у испытуемого позволяет ему выполнять конкретные действия по команде специалиста.

В теории психоанализа рефлексия связана с такими понятиям, как «сам», «самость», которые понимаются как «переживания «Я», «интеграция образа «Я» в формировании целостной системы «Я-отношений».

В аналитической психологии рефлексия выступает как умственная активность, концентрирующаяся на определенном содержании сознания, инстинкт или влечение, включающее в себя религию и поиски смысла.

Обращенность сознания назад или к внутреннему миру, при которой вместо непосредственной, немедленной и непреднамеренной реакции на объективные стимулы в «дело» вступает психологическое размышление.

Результат подобного размышления непредсказуем, и как следствие свободной мысли возможны весьма индивидуализированные и относительные ответы.

Рефлексия «повторно разыгрывает процесс возбуждения», давая толчок серии внутрипсихических образов еще до того, как предпринято само действие. С помощью рефлективного инстинкта стимул становится психическим содержанием, опытом, посредством которого становится возможным преобразовать естественный или автоматический процесс в осознанный и созидающий.

Теории Дюваля и Виклунда, согласно которой рефлексия (самосознание) начинается с сосредоточения внимания на себе и самооценки, противопоставляется другая модель, согласно которой предметом рефлексии становится оценка индивидом условий среды и своей собственной деятельности в ней, а исследование самосознания перерастает в изучение сознания .

В современной отечественной и зарубежной психологии рефлексия изучается в русле процессов самопознания, регуляции и саморазвития. Так, в теоретических работах ведущих отечественных ученых (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, А.Н. Леонтьев и др.) рефлексия определяется в качестве принципа, объясняющего организацию и развитие психики человека и ее высшей формы - самосознания .

На взгляд А.Н. Леонтьева «сознание - рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя». Рефлексия на взгляд исследователей, реализует коммуникативно-личностный аспект мышления и осуществляет смысловую регуляцию интеллектуально-содержательного плана мышления, разворачивающегося во взаимодействии смыслового (личностно-рефлексивного) и регулируемого им содержательного (предметно-операционального) плана.

С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя . Он рассматривает рефлексию в аксеологическом аспекте как «мировоззренческие чувства» личности. С появлением рефлексии С.Л. Рубинштейн связывает особый способ существования человека и его отношения к миру: «Через отношение к другим людям формируются у человека и специфические человеческие чувства к самому себе как человеческому существу, как личности, формируются личностные чувства как чувства общественные».

Подобные документы

    Влияние экстремальных условий и видов деятельности на психоэмоциональное состояние личности. Психологические детерминанты ее стрессоустойчивости. Исследование стрессоустойчивости работников пожарной службы, методы саморегуляции психического состояния.

    дипломная работа , добавлен 20.02.2012

    Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости. Понятие стресса и стрессоустойчивости, взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма. Исследовательская работа по проблеме стресса и стрессоустойчивости.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2010

    Взаимосвязь перенапряжения и физиологических свойств организма. Гендерные аспекты профессиональной деятельности. Исследование стрессоустойчивости мужчин и женщин. Рассмотрение методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

    дипломная работа , добавлен 24.02.2013

    Теоретические основы изучения стресса и устойчивости к стрессу. Причины стресса на рабочем месте. Эффекты стресса на рабочем месте сотрудников УИС. Анализ исследования стрессоустойчивости, выбор методик. Практические рекомендации по профилактике стресса.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Теоретический анализ связи уровня стрессоустойчивости, психофизиологических особенностей личности и профессионального стажа людей, работающих на вредном производстве. Исследование зависимости стрессоустойчивости, психофизиологических особенностей мужчин.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2003

    Теоретические аспекты изучения стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел. Организация исследования и диагностирования гендерных различий стрессоустойчивости. Предложения и рекомендации по развитию стрессоустойчивости у сотрудников ОВД.

    дипломная работа , добавлен 08.08.2011

    Психологическая сущность стресса и конфликта. Роль личностных факторов в оценке конфликтной ситуации как стрессовой. Способы регуляции стрессоустойчивости в конфликтной ситуации. Исследование уровня стрессоустойчивости и стрессовосприимчивости личности.

    дипломная работа , добавлен 13.05.2014

    Понятие, функции и структура стрессоустойчивости, основные факторы, влияющие на ее развитие. Методика разработки программы формирования стрессоустойчивости старшеклассников с учетом психологических особенностей; констатирующий и формирующий эксперимент.

    дипломная работа , добавлен 02.02.2012

    Сущность понятий стресса, стрессоустойчивости и темперамента. Источники и особенности профессионального стресса у сотрудников органов социальной защиты, методы предупреждения и преодоления. Методика и этапы исследования ее психологической структуры.

    дипломная работа , добавлен 19.05.2015

    Самоактуализации как потребность, как потоковое состояние, как психологический феномен и теоретический конструкт. Причины поведения индивида. Самоактуализация в структуре личности инженерно-технических работников. Особенности инженерной деятельности.

Стрессоустойчивость - это способность выдерживать определенные психофизические нагрузки и переносить стрессы без ущерба для организма и психики. Сложно поддается корректировке, если речь идет о реакции на стресс. А вот стрессор (источник стресса) и/или постстрессовое поведение корректировать можно.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Одним из видов социальной адаптации является адаптация социально-психологическая, т.е. такое взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально-ролевого поведения, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы.

Адаптационный потенциал - степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой - накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т. д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация.

Доктора Томас Холмс и Ричард Райх (или Холмс и Раге, США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что 151 психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

Тест-опросник на стрессоустойчивость. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге:

Инструкция.

Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков.Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.

Тестовый материал.

Жизненные события

Баллы

Смерть супруга (супруги).

Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером.

Тюремное заключение.

Смерть близкого члена семьи.

Травма или болезнь.

Женитьба, свадьба.

Увольнение с работы.

Примирение супругов.

Уход на пенсию.

Изменение в состоянии здоровья членов семьи.

Беременность партнерши.

Межполовые проблемы.

Появление нового члена семьи, рождение ребенка.

Реорганизация на работе.

Изменение финансового положения.

Смерть близкого друга.

Изменение профессиональной ориентации, смена места работы.

Усиление конфликтности отношений с супругом.

Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома).

Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги.

Изменение должности, повышение служебной ответственности.

Сын или дочь покидают дом.

Проблемы с родственниками мужа (жены).

Выдающееся личное достижение, успех.

Супруг бросает работу (или приступает к работе).

Начало или окончание обучениям учебном заведении.

Изменение условий жизни.

Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения.

Проблемы с начальством, конфликты.

Изменение условий или часов работы.

Перемена места жительства.

Смена места обучения.

Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска.

Изменение привычек, связанных с вероисповеданием.

Изменение социальной активности.

Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора).

Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна.

Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи.

Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.).

Рождество, встреча Нового года, день рождения.

Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения).

Обработка проводится в форме сложения баллов событий, которые присутствовали в жизни тестируемого за последний год

Ключ.

Интерпретация.

Большая степень сопротивляемости стрессу.
Вы выявляете очень высокую степень стрессоустойчивости.
Для Вас характерна минимальная степень стрессовой нагрузки.
Любая деятельность личности, независимо от ее направленности и характера тем эффективнее, чем выше уровень стрессоустойчивости. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет сильный стрессогенный характер.
Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к продлению жизни.

Высокая степень сопротивляемости стрессу
Вы выявляете высокую степень стрессоустойчивости.
Ваши энергию и ресурсы Вы не тратите на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Поэтому любая Ваша деятельность, независимо от ее направленности и характера становится эффективнее.
Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет стрессогенный характер.

Пороговая (средняя) степень сопротивляемости стресса
Для Вас характерна средняя степень стрессовой нагрузки.
Ваша стрессоустойчивость снижается с увеличением стрессовых ситуаций в Вашей жизни. Это приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса.
Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая в малой степени носит стрессогенный характер.
Верующий человек, как правило, более стрессоустойчив, благодаря своей внутренней способности к духовному самоограничению и смирению.

Низкая степень сопротивляемости стресса
Для Вас характерна высокая степень стрессовой нагрузки.
Вы выявляете низкую степень стрессоустойчивости (ранимость).
Это приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса.

Rating 5.00 (2 Votes)