Лучшие цитаты фридриха ницше. Афоризмы и цитаты фридриха ницше Философ ницше высказывания


Фридрих Вильгельм Ницше - родился 15 октября 1844 года в Рёккене (недалеко от Лейпцига), Пруссия. Немецкий философ, представитель иррационализма.Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах. Интерпретация его трудов довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров. Автор произведений - «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм», «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов», «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего», «Сумерки идолов, или как философствуют молотом», «Размышления в домашнем халате» и др. Умер 25 августа 1900 года в психиатрической лечебнице в Веймаре, Германия.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Ницше Фридрих Вильгельм

  • Факт всегда глуп.
  • Будь тем, кто ты есть!
  • Чистый дух - чистая ложь.
  • Женщина - вторая ошибка Бога.
  • Идешь к женщине - бери плетку.
  • Мученики только вредили истине.
  • Нужны новые уши для новой музыки.
  • Без музыки, жизнь была бы ошибкой.
  • Вера спасает, - следовательно, она лжет.
  • Филолог - это учитель медленного чтения.
  • Ни один победитель не верит в случайность.
  • Все что не убивает меня, делает только сильнее.
  • Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины.
  • Факты не существуют - есть только интерпретации.
  • Нужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом.
  • В каждой религии религиозный человек есть исключение.
  • В настоящем мужчине скрыто дитя, которое хочет играть.
  • Лучшим автором будет тот, кто стыдится стать писателем.
  • Смеяться - значит быть злорадным, но с чистой совестью.
  • Когда спариваются скепсис и томление, возникает мистика.
  • Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.
  • Догмат о "непорочном зачатии"?.. Да ведь им опорочено зачатие.
  • Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.
  • Очень умным людям начинают не доверять, если видят их смущение.
  • Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.
  • Величественные натуры страдают от сомнений в собственном величии.
  • Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».
  • Для глупого лба по праву необходим, в виде аргумента, сжатый кулак.
  • Мы охладеваем к тому, что познали, как только делимся этим с другими.
  • Кто чувствует несвободу воли, тот душевнобольной; кто отрицает ее, тот глуп.
  • Когда благодарность многих к одному отбрасывает всякий стыд, возникает слава.
  • Буддизм не обещает, а держит слово, христианство обещает все, а слова не держит.
  • Нечистая совесть - это налог, которым изобретение чистой совести обложило людей.
  • Одухотворяет сердце; дух же сидит и вселяет мужество в опасности. О, уж этот язык!
  • Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов: в инстинкте мести.
  • Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.
  • Стремление к величию выдает с головой: кто обладает величием, тот стремиться к доброте.
  • Мистические объяснения считаются глубокими. Истина в том, что они даже и не поверхностны.
  • Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать - вверх.
  • По ту сторону Севера, по ту сторону льда, по ту сторону сегодня – наша жизнь, наша счастье.
  • Кто хочет оправдать существование, тому надобно еще и уметь быть адвокатом Бога перед дьяволом.
  • Каждая церковь - камень на могиле Богочеловека: ей непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.
  • Верховный тезис: "Бог прощает кающемуся", - то же в переводе: прощает тому, кто покорствует жрецу.
  • Слово "христианство" основано на недоразумении; в сущности, был один христианин, и тот умер на кресте.
  • В мире и без того недостаточно любви и благости, чтобы их еще можно было расточать воображаемым существам.
  • Любите, пожалуй, своего ближнего, как самого себя. Но прежде всего будьте такими, которые любят самих себя.
  • Человек забывает свою вину, когда исповедуется в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает ее.
  • Кровь - самый худший свидетель истины; кровью отравляют самое чистое учение до степени безумия и ненависти сердец.
  • Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.
  • Человек, ни разу еще не думавший о деньгах, о чести, о приобретении влиятельных связей, - да разве может он знать людей?
  • Чья мысль хоть раз переступала мост, ведущий к мистике, тот не возвращается оттуда без мыслей, не отмеченных стигматами.
  • Я различаю среди философствующих два сорта людей: одни всегда размышляют о своей защите, другие - о нападении на своих врагов.
  • И истина требует, подобно всем женщинам, чтобы ее любовник стал ради нее лгуном, но не тщеславие ее требует этого, а ее жестокость.
  • Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. В человеке ценно то, что он мост, а не цель.
  • Философия открывает человеку убежище, куда не проникает никакая тирания, долину внутреннего мира, лабиринт сердца, и это раздражает тиранов.
  • Мы хвалим то, что приходится нам по вкусу: это значит, когда мы хвалим, мы хвалим собственный вкус – не грешит ли это против всякого хорошего вкуса?
  • Совершенное познание необходимости устранило бы всякое "долженствование", - но и постигло бы необходимость "долженствования", как следствие незнания.
  • В пылу борьбы можно пожертвовать жизнью: но побеждающий снедаем искусом отшвырнуть от себя свою жизнь. Каждой победе присуще презрение к жизни.
  • Вы, любители познания! Что же до сих пор из любви сделали вы для познания? Совершили ли вы уже кражу или убийство, чтобы узнать, каково на душе у вора и убийцы?
  • Любовь к жизни – это почти противоположность любви к долгожительству. Всякая любовь думает о мгновении и вечности, - но никогда о продолжительности.
  • Больные лихорадкой видят лишь призраки вещей, а те, у кого нормальная температура, - лишь тени вещей; при этом те и другие нуждаются в одинаковых словах.
  • Сам Бог не может существовать без мудрых людей", - сказал Лютер, и с полным правом; но "Бог еще менее может существовать без неумных людей" - этого Лютер не сказал!
  • Героизм - таково настроение человека, стремящегося к цели, помимо которой он вообще уже не идет в счет. Героизм - это добрая воля к абсолютной само-погибели.
  • Без догматов веры никто не смог бы прожить и мгновения! Но тем самым догматы эти еще отнюдь не доказаны. Жизнь вовсе не аргумент; в числе условий жизни могло бы оказаться и заблуждение.
  • Злой бог нужен не менее доброго - ведь и своим собственным существованием ты обязан отнюдь не терпимости и филантропии. Какой прок от бога, которому неведомы гнев, зависть, хитрость, насмешка, мстительность и насилие?
  • Учение и апостол, который не видит слабости своего учения, своей религии и т.д., ослепленный авторитетом учителя и благоговением к нему, обыкновенно обладает большей силой, чем учитель. Никогда еще влияние человека и его дела не разрастались без слепых учеников.
  • Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе, - стало быть, для большинства: но и для тех вполне редкостных людей, которые способны как на любовь, так и на дружбу.
  • Кто в состоянии сильно ощутить взгляд мыслителя, тот не может отделаться от ужасного впечатления, которое производят животные, чей глаз медленно, как бы на стержне, вытаращивается из головы и оглядывается вокруг.
  • Кому свойственно отвращение к возвышенному, тому не только "да", но и "нет" кажется слишком патетическим, - он не принадлежит к отрицающим умам, и, случись ему оказаться на их путях, он внезапно останавливается и бежит прочь - в заросли скепсиса.
  • В моей голове нет ничего, кроме личной морали, и сотворить себе право на нее составляет смысл всех моих исторических вопросов о морали. Это ужасно трудно - сотворить себе такое право.
  • Странно! Стоит лишь мне умолчать о какой-то мысли и держаться от нее подальше, как эта самая мысль непременно является мне воплощенной в облике человека, и мне приходится теперь любезничать с этим "ангелом Божьим"!
  • Причинять боль тому, кого мы любим, - сущая чертовщина. По отношению к нам самим таково состояние героических людей: предельное насилие. Стремление впасть в противоположную крайность относится сюда же.
  • Добродетель только тем дает счастье и некоторое блаженство, кто твердо верит в свою добродетель, - отнюдь не тем более утонченным душам, чья добродетель состоит в глубоком недоверии к себе и ко всякой добродетели. В конце концов и здесь "вера делает блаженным"! - а не, хорошенько заметьте это, добродетель!
  • Основатель христианства полагал, что ни от чего не страдали люди сильнее, чем от своих грехов: это было его заблуждением, заблуждением того, кто чувствовал себя без греха, кому здесь недоставало опыта.
  • Если Бог хотел стать предметом любви, то ему следовало бы сперва отречься от должности судьи, вершащего правосудие: судья, и даже милосердный судья" не есть предмет любви.

Источники (кни-ги, филь-мы, про-из-ве-де-ни-я и т.п.) с ци-та-та-ми Фридриха Ницше

Об авторе

Фри?дрих Ви?льгельм Ни?цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche, МФА: [?f?i?d??? ?v?lh?lm ?ni?t??]; 15 октября 1844(18441015), Рёккен, Пруссия - 25 августа 1900, Веймар, Германия) - немецкий философ, поэт, композитор, культуролог, представитель иррационализма. Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом, и его сочинения носят афористический характер. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах. Интерпретация его трудов довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров.

Родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813-1849). Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1864-69 Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также благоприятно повлияла дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся многие годы. В возрасте 23 лет был призван в прусскую армию и зачислен в конную артиллерию, но, получив травму, демобилизовался. Через три года он с воодушевлением воспримет начало Франко-прусской войны (1870-1871 гг.) и добровольцем уйдёт на фронт.

Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году получил должность профессора классической филологии Базельского университета (в возрасте всего 25 лет). Там он проработал около 10 лет, несмотря на многочисленные болезни. Вопрос о гражданстве Ницше до сих пор вызывает острые разногласия. Согласно одним источникам, он оставался лицом без гражданства после отказа от гражданства Пруссии в 1869 году; однако другие источники утверждают, что Ницше стал гражданином Швейцарии.

Его книги пережили свою эпоху, а его мысли давно разобрали на цитаты

Об истине и разуме

1. И вы говорите мне, друзья, что не может быть споров о вкусах и взглядах? Но вся жизнь – это спор о вкусах и взглядах.

2. Убеждения являются более опасными врагами истины, чем ложь.

3. В конце концов, никто не может из вещей, в том числе и из книг, узнать больше, чем он уже знает.

О книгах

4. Общепринятые книги - всегда зловонные книги: запах маленьких людей пристаёт к ним.

5. Книгу, что вы любите, не надо занимать, ее нужно иметь.

О времени и истории

6. Тот, у кого нет две трети времени для себя, есть раб.

7. Мы - наследники совершавшихся в течение двух тысячелетий вивисекции совести и самораспятия.

8. Мы живём не ради будущего. Мы живём, чтобы хранить своё прошлое.

9. Время маленькой политики заканчивается. Уже следующее столетие приведёт к борьбе за господство на земле.

О человеке

10. Люди находят свою собственную жизнь намного приятнее, если перестают сравнивать ее с жизнью других людей.

11. Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек.

12. Я искал великих людей, а находил всегда лишь обезьян их идеала.

13. В добропорядочных людях меня в последнюю очередь отталкивает зло, которое они в себе носят.

О власти

14. Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.

15. Быть великим - значит давать направление.

16. Господство добродетели может быть достигнуто только с помощью тех же средств, которыми вообще достигают господства, и, во всяком случае, не посредством добродетели.

17. Где бы я не находил жизнь, я находил также волю к власти.

О добре и зле

18. Самые ошибочные умозаключения людей суть следующие: вещь существует, следовательно, она имеет право на это.

19. Я ненавижу людей, не умеющих прощать.

О любви

20. Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.

21. «Возлюби ближнего своего» - это значит, прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» - И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.

22. Требование взаимности – это не требование любви, а тщеславия.

23. Хороший брак основывается на таланте к дружбе.

2691

15.10.17 09:10

15 октября 1844 года в немецком Рёккене родился Фридрих Ницше, немецкий философ, один из самых одиозных в истории XX века.

Принято считать, что именно сформулированная им концепция «сверхчеловека», то есть того, кто сумел преодолеть ограничения предрассудков и традиций и обрел таким образом право творить жизнь по своей воле, не оглядываясь на мнение толпы, стала одним из кирпичиков в фундаменте нацизма. Однако подобная точка зрения далека от истины. Причиной «мостика» между Ницше и Гитлером стала сестра философа – Элизабет. Супруга убежденного антисемита, полностью солидаризировавшаяся со своим мужем, занималась исправлением текстов брата (Ницше назначил ее литературной душеприказчицей) после его смерти, адаптируя национально- и расово- нейтральные мысли под нужды нацисткой идеологии.

Одно из самых известных произведений Ницше – «Так говорил Заратустра», опубликованное в 1883-м году. Именно в нем он впервые сформулировал концепцию «сверхчеловека». К таким «сверхлюдям» мыслитель относил художников, философов и святых, а в качестве ярких примеров упоминал Гёте и Леонардо да Винчи. То есть конкретных людей, которых объединял талант, но никак не национальность. Здесь же, в прологе, Ницше говорил об антиподе «сверхчеловека» - о «последнем человеке», смысл жизни которого заключается в стремлении к комфортному, безопасному существованию, лишенному каких либо амбиций и рисков.

В честь дня рождения немецкого философа и в подтверждение вышесказанного Fancy Journal публикует подборку из 20 его глубоких цитат, которые (сюрприз-сюрприз) даже цензурировать не пришлось.

«Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя».

«Остерегайтесь морально негодующих людей: им присуще жало трусливой, скрытой даже от них самих злобы».

«Стыдиться своей безнравственности - это первая ступень лестницы, на вершине которой будешь стыдиться своей нравственности».

«Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет».

«Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь».

«Нужно носить в себе хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду».

«Железо так говорило магниту: «Больше всего я тебя ненавижу за то, что ты притягиваешь, не имея достаточно сил, чтобы тащить за собой!»

«В уединении человек грызет самого себя, в обществе его грызут многие. Выбирай».

«Достоевский, - единственный психолог, у которого я мог кое-чему поучиться».

«Я всегда замечал, что супруги, составляющие плохую пару, самые мстительные: они готовы мстить всему миру за то, что уже не могут расстаться».

«Дипломатия состоит в том, чтобы гладить собаку до тех пор, пока намордник не будет готов».

«Где пьёт толпа, все родники отравлены».

«После опьянения победой возникает всегда чувство великой потери: наш враг, наш враг мертв! Даже о потере друга мы жалеем не так глубоко, как о потере врага».

«Общепринятые книги - всегда зловонные книги: запах маленьких людей пристает к ним».

«Надо перестать позволять себя есть, когда тебя находят особенно вкусным, - это знают те, кто хотят, чтобы их долго любили».

«Раскаиваться - значит прибавлять к совершенной глупости новую».

«Каждый малейший шаг на поле свободного мышления и лично формируемой жизни всегда завоевывается ценой духовных и физических мучений».

«Чем выше мы поднимаемся, тем меньше и ничтожнее кажемся тем, кто не может взлететь».

«Что внушает к женщине уважение, нередко смешанное со страхом, это ее нрав, более близкий к природе, чем нрав мужчины, ее чисто кошачья гибкость, ее умение скрывать злые намерения под ласковым видом и непостоянство ее страстей».