Сцен речь упражнения. Сценическая речь. Е. Ласкавая

ДЫХАНИЕ

Дыхание есть основа основ речевого звучания. Без правильного дыхания невозможно искусство речи, так же, как невозможна жизнь без воздуха. От того, как мы дышим, зависит не только красота, легкость, плавность нашего голоса, но и мелодичность речи, и гармоничность мыслей, и, наконец, как результат, способность грамотно их излагать.

Процесс обучения верному смешанно-диафрагматическому дыханию достаточно трудоемкий, но, освоив его, мы получим возможность управлять дыханием сознательно.

Дыхание мы формируем постепенно. Начинаем с простых упражнений, которые знакомят обучающегося с самим принципом правильного дыхания; стараемся зафиксировать сознание ученика на смысле термина «вдох вниз живота», который мы используем для облегчения процесса понимания технологии вдоха. Мы внимательно следим за тем, чтобы ученик понял принцип такого дыхания. От понимания принципа правильного дыхания зависит результат.

Следует также обратить особое внимание на то, что дыхательный тренинг нужно проводить в динамике, так как невозможно представить себе актера, говорящего исключительно в статическом состоянии. Мы уже говорили о том, что во всем мире наблюдается убыстрение темпо-ритма. Увеличилась скорость подачи и восприятия информации. А поскольку искусство является «лакмусовой бумажкой» общества, следовательно и оно претерпевает изменения в сторону убыстрения темпо-ритма. Далеко в прошлом остаются неспешные разговоры, сидя на стульях, все чаще и чаще диалоги происходят в движении, следовательно, актер должен уметь таким образом распределять свой выдох, чтобы речь звучала легко и непринужденно даже при очень активном физическом действии, при беге, в танцах, погонях, скачках на лошадях и т.д. В результате объединения работы двигательного и речевого аппаратов мы добиваемся увеличения звука по силе, продолжительности и легкости. Следовательно, используя движения, тренирующие дыхательную мускулатуру и одновременно формирующие мышечное чувство, можно добиться более точной организации звукоречевых движений. Комбинирование этих движений создает широкую гамму приспособлений, позволяющих добиваться органического слияния дыхания и звука.

Составляя оптимальный тренинг по дыханию, мы воспользовались точными замечаниями преподавателя Челябинского госу-дарственного института искусства и культуры Е.В. Проскуряковой.

Приступая к занятиям, необходимо знать, что:

Вращение головой (повороты, наклоны), активизируя мышцы, расположенные возле верхних дыхательных путей, снимают излишнее напряжение с окологортанной мускулатуры и улучшают кровоснабжение верхних частей легких;

Упражнения, выполняемые с наклонами при установленных руках на талии, создают условия для лучшей вентиляции верхних частей легких;

Упражнения, при которых руки разводятся в стороны, помогают регулировать движения межреберных мышц и таким образом отвечают за работу средних лоханок легких;

Упражнения с движением рук выше уровня головы, отвечают за работу нижних долей легких, активизируя дыхательную функцию в нижней части грудной клетки и диафрагмы;

Упражнения с движением ног из любой позиции (лежа, сидя и стоя), укрепляют мышцы брюшного пресса, диафрагмы и поясничной мышцы, столь важные для овладения полным дыханием.

Упражнения нужно выполнять плавно, легко. Стремиться в них к тому, чтобы во время дыхательного тренинга студент испытывал самые приятные ощущения, так как любое насилие над своим организмом ведет к возникновению мышечных зажимов, которые неизбежно деформируются в зажимы психического свойства.

Прежде чем перейти к описанию упражнений, обратим внимание на очень точное разделение их по группам Е.В. Проскуряковой:

1. Дыхательные упражнения со специально подобранными физическими движениями, облегчающими выполнение правильного вдоха и выдоха и помогающими закрепить навыки полного, смешанно-диафрагматического дыхания с активизацией мышц брюшного пресса во время вдоха и выдоха.

2. Дыхательные упражнения, в положении лежа, сидя и стоя, задача которых – освоение техники смешанно-диафрагматического дыхания с активизацией мышц брюшного пресса, сознательное регулирование его ритма, правильное соотношение вдоха и выдоха.

3. Тренировка дыхания в быту, которая должна помочь закрепить и использовать в жизни навыки, приобретенные на специальных занятиях по дыханию.

4. Тренировка дыхания при чтении текстов с использованием навыков, приобретенных в предыдущих упражнениях. Цель – научиться распределить выдох на определенные части, диктуемые содержанием, логикой, синтаксисом автора произведения.

«Без хорошо выработанного, активного потока дыхательной струи, стремящейся снизу вверх – в резонирующие полости лица, лобной пазухи (теменные кости), невозможно добиться ни правильно летящих гласных, ни ровной в регистрах линии звучания» . От того, как человек умеет дышать, зависит красота, сила и легкость голоса, богатство его в динамических эффектах, музыкальность, мелодичность речи. Рациональное речевое дыхание способствует физическому развитию голосового аппарата, снимает утомление, как общее, так и голосовое, помогает дать голосу легкость, индивидуальное звучание, яркость, округлость, полетность, тембральную окраску. Кроме того, правильное дыхание предохраняет голос от переутомления, преждевременного изнашивания и позволяет надолго сохранить лучшие его качества.

Условиями успеха учебного процесса по технике речи будут: отличное знание и понимание механизмов речи, понимание целей и задач данных уроков, знание и понимание методов, которые ведут к быстрейшему достижению этих целей. В систематичности и настойчивости выполнения задач, в активности и творческом подходе к овладению различными навыками и умениями кроется путь к успешному овладению данной дисциплины.

Настаивая на творческом подходе к урокам по технике речи, мы имеем в виду следующие аспекты: на каждом уроке преподаватель должен вовлекать студентов в интересные и позитивные игры, пробуждая тем самым фантазию ребят; таким образом строить упражнения, чтобы развивать их внимание; стремиться к тому, чтобы ребята обратили «глаза внутрь себя», научились слушать себя, чувствовать себя и, в конце концов, любить себя, только таким образом можно увести их от механического процесса обучения, который, как показывает практика, совершенно не конструктивен.

Прежде чем приступить к тренингу, нужно призвать студентов к наблюдению за своим дыханием, затем, к изучению групп мышц, задействованных в дыхательном процессе, определить тип дыхания каждого из них.

Для этого нужно выполнять упражнения, в положении стоя, сидя и лежа, соблюдая следующие правила.

Первое условие, необходимое для правильной начальной работы над дыханием, – мышечная свобода, раскрепощение, свойственное спящему человеку:

Лицевые мышцы и язык должны быть полностью расслабленными;

При вдохе мышцы поясницы расслаблены, при этом мускулатура брюшного пресса растягивается автоматически;

Грудная клетка остается в состоянии покоя, ее нельзя поднимать и опускать. Это условие относится и к ключицам.

Имеет смысл воспользоваться некоторыми упражнениями из практики Нэнси Зи. Нэнси Зи родилась в Соединенных Штатах в китайской семье. Свое детство она провела в Китае, затем вернулась в США и получила степень бакалавра по музыке и вокалу. Нэнси Зи имеет более чем тридцатилетний опыт преподавания речевых и вокальных дисциплин. В своих разработках она совместила многовековой опыт китайских дыхательных практик («Цигун») и современной американской речевой и вокальной школы.

Она предлагает освоить несколько упражнений, направленных на использование мысленных образов . Целью этих упражнений является осознание некоторых специфических ощущений в теле. «Эти образы являются метафорическими описаниями специальных движений, которые невозможно описать другим способом». При выполнении этих движений требуется не просто работа определенными мышцами, а представление образа-движения. Образы нужны, чтобы показать невидимые внутренние движения и их трудно уловимые нюансы. Основная задача данной технологии – мягко и гармонично развить глубокое дыхание, то есть такое дыхание, при котором сбалансированно работают все группы мышц.

Упражнения с использованием мысленных образов могут оказаться сложными для тех, кто не привык управлять своим дыхательным аппаратом. Многие спортсмены, певцы, артисты и играющие на духовых инструментах музыканты дышат сознательно и легко справляются с этими упражнениями. Нашим ученикам потребуется потратить некоторое время, прежде чем они научатся удерживать мыслеобразы правильно и без напряжения.

«По мере выполнения упражнений с одновременным удержанием мыслеобразов устанавливается взаимосвязь между образами и внутренними ощущениями, и они начинают усиливать друг друга. Удержание образов необходимо для того, чтобы переориентировать восприятие наших ощущений» .

Упражнения с использованием мысленных образов

«Пипетка»

Стать прямо, но расслабленно, следить за тем, чтобы голова не наклонялась в сторону или вниз. Представить, что внутри нас находится огромная пипетка, резиновой камерой вниз. Сдавить камеру и выдавить весь воздух. Отпустить камеру, позволяя ей расправиться, и воздух войдет в тело.

Представить, что конец стеклянной трубочки находится в гортани на уровне носа. Позволить воздуху втекать и вытекать сквозь это единое отверстие, а не по отдельности через нос или рот. Дышать следует, удерживая этот образ.

По мере выполнения упражнения обучающийся должен обнаружить, что он естественным образом развивает брюшное дыхание.

Брюшное дыхание не означает, что вы действительно дышите животом, в который поступает воздух, Просто со вдохом брюшная стенка и мышцы торса расходятся наружу, побуждая диафрагму опуститься, и это создает впечатление, что живот надувается воздухом.

«Аккордеон»

Создайте мысленный образ диафрагмы, как перекрытия, опирающегося на стенки брюшины. Представьте, что эти стенки перекрытия сделаны из резины, которая может гнуться и растягиваться.

Если посмотреть с другой стороны, диафрагма является также полом, на котором лежат легкие. Представьте, что легкие – это вертикально поставленный аккордеон. Когда диафрагма опускается, аккордеон растягивается, создавая вакуумное пространство, которое всасывает воздух.

Весь этот дыхательный комплекс может быть представлен следующим образом: при помощи выпячивания брюшных стенок наружу брюшная полость расширяется, а перекрытие при этом опускается, оставляя наверху больше пространства, в которое поступает воздух. Этот образ поможет постичь, как вдохи и выдохи взаимодействуют с брюшной полостью и легкими. В этом упражнении воздух свободно заполняет легкие полностью и создается иллюзия, будто воздух поступает в брюшную полость.

«Воздушный шар с воронкой»

Следует ощутить то место, где носовые ходы переходят в гортань, и представить его в виде воронки, При вдохе воздух, как вода, вливается в эту воронку и стекает вниз по очень длинной трубе.

Затем представить воздушный шар, подсоединенный к концу этой трубы. По мере легкого и плавного вдоха, воздушный шар медленно наполняется воздухом. Нужно остановить вдох, когда шар будет достаточно заполнен, задержать воздух в шаре на несколько секунд, наслаждаясь этой приятной наполненностью.

«Кольца веревки»

Представьте себе веревку, уложенную кольцами внизу живота. Вообразите, что воздух поступает в живот и покидает его, подобно кольцу веревки, в то время как нижнее кольцо всегда остается внутри живота.

«Стопка книг»

Следует сформировать мысленный образ вдоха как процесса складывания книг в стопку. Нужно начинать складывать книги снизу и постепенно добавлять по одной, чтобы получилась стопка. Чем выше стопка, тем больший вес приходится выдерживать нижней книге. Выдох строится по аналогии – нужно снимать книги, начиная с верхней.

Делать это упражнение можно как медленно, так и быстро, но обязательно равномерно.

«Лотос»

Представьте, что в нижней части живота находится большой бутон цветка лотоса. Вдох – лотос постепенно раскрывается до конца, выдох – он медленно закрывается, пряча все свои лепестки и снова становясь бутоном.

Освоив азы правильного дыхания с помощью мыслеобразов, предложенных нам Нэнси Зи, мы можем спокойно переходить к следующим упражнениям, которые следует делать лежа на спине.

Закрыть глаза. Сосредоточить внимание на работе дыхательного аппарата. Дышать спокойно, свободно, легко. Вдох через нос, выдох через рот.

Вдох, выдох. Одну руку положить на низ живота (четыре пальца ниже пупка), другую – на грудную клетку. Вдохнуть таким образом, чтобы живот выпятился вверх, а грудная клетка осталась неподвижной. При выдохе – живот сократился (прижался к позвоночнику), грудная клетка по прежнему неподвижна.

Вдохнуть таким же образом на счет до 4, задержать дыхание на счет до 16, делая при этом волнообразные движения животом (наблюдаем, как при этом воздух перемещается от легких снизу вверх и обратно). Затем выдохнуть ртом, (беззвучный свист), на счет до 8. Очень важно про себя считать, так как при этом правильно работают голосовые связки.

Продолжать дыхание со счетом следующим образом. Вдох на 2 – выдох на 4; вдох на 4 – выдох на 8; вдох на 6 – выдох на 12; вдох на 8 – выдох на 16. Повторить все в обратном порядке. Очень важно следить за движением живота и за отсутствием движения грудной клетки. Перед каждым упражнением нужно обязательно делать резкий выдох (сброс дыхания).

Прерывистый вдох . После сброса дыхания нужно сделать задержку на счет до 4, затем вдох до 4, еще задержку (4) и еще вдох (4), затем выдох, тоже длящийся на счете до 4. Это упражнение нужно делать с постепенным увеличением вдохов с двух в первой фазе упражнения, до шести – в последней.

Прерывистый выдох . Повторить целиком предыдущее упражнение, заменив в нем вдох на выдох. После сброса дыхания нужно сделать полный вдох, задержать дыхание на счет до 4, при этом необходимо расслабить мышцы живота, затем выдох на 4, задержка дыхания и т.д., так же, как и в предыдущем блоке упражнений увеличить количество выдохов с двух до шести.

Сделать плавный вдох носом таким образом как будто вдыхаем приятный аромат любимого цветка. Когда ощутили переполнение легких воздухом, начинаем плавный выдох с едва слышимым звуком «ха». Такой выдох в дальнейшем мы будем называть «теплым».

Повторим предыдущее упражнение, но уже с прерывистым выдохом «ха-ха-ха ха».

Сделать вдох ртом, как будто мы втягиваем воздух через коктельную соломинку. Ощутить холодок на передних зубах и кончике языка. Живот максимально выпятить. Затем делаем прерывистый выдох с едва слышимым звуком «П» (Такой выдох называется «холодным»).

Повторяем то же упражнение, делая вдох через нос. Если при вдохе не удается достигнуть полного дыхания, то необходимо закрыть одну ноздрю. Благодаря этому усиливается дыхательная тяга и работа диафрагмы будет ощущаться лучше.

После вдоха выждать несколько секунд и произвести дробный выдох на воображаемом свисте. Это упражнение помогает хорошо ощутить работу мышц живота, диафрагмы, межреберных мышц.

Нельзя допускать напряжения грудных мышц, расположенных под ключицей и следует совершенно исключить участие в процессе дыхания шейных мышц и плечевого пояса.

«На протяжении всей жизни – а особенно в детстве – мы неосознанно имитируем окружающих: ровесников, родителей, учителей и других. Для многих благих целей люди нередко рекомендуют сделать глубокий вдох, а затем демонстрируют это наглядно, поднимая плечи. Поскольку дыхание является в основном внутренним действием, очень трудно показать его внешне. Поднимание плеч кажется единственным доступным жестом для обозначения вдоха. Вы можете вспомнить учителя музыки, который с энтузиазмом вскидывает плечи, призывая класс сделать глубокий вдох. Или припомнить врача, который просит вас дышать поглубже и, вслушиваясь в стетоскоп, двигает плечами имитируя глубокое дыхание.

Мы сами иногда можем неосознанно ввести кого-нибудь в заблуждение, когда поднимаем плечи, чтобы показать, что нужно сделать вдох.

Поднимая плечи, мы одновременно подтягиваем вверх диафрагму. Она сдавливает нижнюю часть легких, и объем легких значительно уменьшается.

При правильном дыхании диафрагма должна опускаться, позволяя легким расправиться. Поднимание плеч оказывает противоположный эффект, подтягивая вверх диафрагму именно в тот момент, когда вы хотите сделать вдох.

У поверхностного дыхания есть еще один недостаток. Напрягая плечи при каждом вдохе, автоматически напрягаются все группы мышц, отвечающие за речеобразовательные функции. Напряжение имеет тенденцию захватывать все большую область. Устойчивое напряжение часто приводит к хроническим болям и распространяется на другие части тела» .

Таким образом, осознав и освоив дыхательные движения, мы должны понять, что необходимо большее расширение, большее пространство для дыхания и речи, что активный вдох и выдох ведет за собой красивый звук.

Приступая к занятиям по технике речи, нужно знать, что в процессе голосообразования огромную роль играет осанка.

Под осанкой понимают манеру, с которой человек привык держать свое тело. Если человек без особого напряжения, свободно держит прямо голову и корпус, если плечи его располагаются свободно на одном уровне, естественно, без особого напряжения слегка опущены вниз, и отведены назад, грудная клетка умеренно поднята, живот слегка подобран, если он привык сохранять это положение не только когда стоит, но и во время ходьбы, сидения, работы, то мы говорим, что у этого человека правильная осанка.

Любопытно заметить, что в процессе выработки правильной осанки развиваются именно те мышцы, которые принимают активное участие в дыхании. Следовательно, занимаясь дыхательной гимнастикой, мы способствуем формированию правильной осанки точно так же, как сама правильная осанка предопределяет успешность овладения навыками ритмичного правильного дыхания, являющегося основой фонационного дыхания.

При отсутствии органических недостатков, причиной неправильной осанки может быть общая расхлябанность человека, расслабленность и вялость его скелетной мускулатуры, главным образом мышц спины и брюшного пресса. Для того чтобы воспитать правильную осанку и манеру держаться, необходимо желание, настойчивость и постоянный самоконтроль, а так же применение специальных упражнений для укрепления мускулатуры.

Кроме общеизвестных упражнений (ходить с книгой на голове, с гимнастической палкой за спиной, удерживаемой локтями под лопатками, со сцепленными руками на затылке и т.д.) мы предлагаем блок упражнений, который кроме улучшения осанки, укрепляет и выравнивает позвоночник и подготавливает все тело к звучанию. Эти упражнения мы условно называем «стрейч» (см. Приложение стр.121).

Почти все студенты на первой стадии обучения производят ротовой вдох, что с точки зрения речи является неприемлемым. Наша задача объяснить им, что вдыхать воздух ртом так же противоестественно, как принимать пищу носом, и обучить их носовому дыханию.

В нормальных условиях человек должен дышать через нос, что является физиологически правильным. Выдыхаемый через нос воздух увлажняется, фильтруется, согревается. В организм поступает воздуха на 25% больше, чем при вдохе ртом (К. Динейка). Вдох носом улучшает кровоснабжение мозга, повышает трудоспособность. При затрудненном носовом дыхании люди часто страдают хроническим насморком,гайморитом, головными болями. Так же вдох во время речи замедляется, становится шумным, поток речи прерывается большими паузами. При вдохе через рот воздух не подвергается биологической обработке. В гортань, трахею и легкие поступает большое количество пыли. Возникает сухость во рту, першение в горле, кашель.

Упражнения для развития носового дыхания:

Прикрыть правую ноздрю пальцем, выдохнуть через левую ноздрю и наоборот. Повторить 4 – 6 раз.

При вдохе поглаживать боковые части носа от кончика к переносице, при выдохе похлопывать указательными или средними пальцами по крыльям носа.

На выдохе делать ввинчивающие движения у основания крыльев носа.

Те же движения повторить на вдохе.

Все эти упражнения целесообразно повторять 8, 16, 24 и т.д. раз. Поскольку почти все дыхательные упражнения уходят корнями в древневосточные дыхательные практики, то и делать их лучше, опираясь на восточные традиции, которые гласят, что повтор упражнений должен быть кратен восьми.

Овладение подготовительными упражнениями

для тренировки полного типа фонационного дыхания с активизацией мышц брюшного пресса,

диафрагмальных, межреберных, поясничных мышц

Так как весь тренинг мы строим по принципу максимальной целесообразности, то в следующем блоке упражнений мы так же используем древневосточные упражнения, которые широко применялись и применяются в различных театральных учениях.

«Поклонение солнцу»

Встать прямо, пятки вместе, носки врозь.

Сложить руки ладонями друг к другу на уровне грудной клетки, произвести медленный спокойный выдох.

Потянуться руками вверх, подставляя лицо солнцу, медленно и с упоением вдохнуть носом.

Наклонившись, коснуться ладонями пола, оставаясь при этом на прямых ногах, – выдохнуть весь воздух из легких.

Не отрывая рук от пола, вытянуть правую ногу назад, прогнувшись в позвоночнике, потянуться лицом к солнцу – вдох.

Вернуть правую ногу в исходную позицию, упираясь ладонями в пол, проверить, расслаблена ли шея и выпрямлены ли ноги в коленях.

Спокойно выдохнуть.

Теперь вытянуть левую ногу назад и, прогнувшись в позвоночнике потянуться лицом к солнцу. Вдохнуть.

Вернуться в позицию наклона вперед с упором ладонями в пол, выдохнуть до конца.

Медленно поднимая корпус вверх, наполнить легкие воздухом.

Свести ладони вместе на уровне грудной клетки, произвести выдох.

Вдыхать необходимо носом, выдыхать ртом, имитируя звук «ХУ».

Это упражнение нужно начинать медленно с дальнейшим убыстрением и повторять от 8 раз до 10, 15 минут.

Кроме того, что это древнейшее упражнение очень сильно вентилирует легкие, укрепляет все задействованные в нем мышцы, оно очень заметно выравнивает позвоночник.

«Навстречу солнцу»

Делаем два шага вправо, разводя руки в стороны, как бы открываясь солнцу, при этом вдыхаем носом.

Затем одним шагом возвращаемся в исходное положение, прижимаем к груди сложенные ладонями к себе руки, выдыхаем ртом.

Теперь делаем два шага влево, разводя руки в стороны таким образом, как будто обнимаем воздух, вдох.

Возвращаемся в исходную позицию, сводим ладони к груди – выдох.

И снова два шага вправо и т.д.

Упражнение делаем с убыстрением. Повторяем его столько, сколько оно доставляет нам удовольствие.

«Круги кистями»

Стоим прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно. Разводим руки в стороны, соединяя кончики пальцев в «щепотки».

Производим вдох носом в «живот» и резко выдыхаем со звуком «Ф»,делая быстрое круговое движение кистями.

Затем снова вдыхаем и выдыхаем уже на два круговых движения кистями.

Снова вдох – выдох на три движения.

Вдох – выдох на четыре движения.

Таким образом, увеличиваем длину выдоха до шести круговых движений. И повторяем упражнение в обратном порядке. То есть – с шести кругов до одного.

Делая это упражнение, мы чувствуем, как активно работают все мышцы брюшного пресса и диафрагма.

«Арлекин»

Разводим руки в стороны, поднимаем локти на уровень плеч, расслабляем шею и кисти рук.

Вдыхаем в «живот» и одновременно с выдохом на звук «Ф» делаем круговое движение рукой от локтя. Этот жест напоминает движение Арлекина.

Снова вдох, а выдох уже на два круговых движения. Затем выдохи на три, четыре, пять и шесть кругов. И в обратной последовательности. От шести до одного круга.

Важно, что во всем этом блоке упражнений, на фазе выполнения их в обратном порядке, движения производятся в другую сторону, нежели в первой половине упражнения.

«Круги плечами»

Сделав вдох носом в «живот», производим быстрый выдох ртом с одновременным круговым движением плечами. Это движение напоминает жест «сбрасывания пиджака».

Так же, как и в двух предыдущих упражнениях, увеличиваем длину вдоха пропорционально увеличению количества круговых движений от одного до шести с последующим уменьшением от шести до одного.

Важно обратить внимание на то, что движения должны быть легкими, не зажимающими мышцы шеи.

«Круги стопами»

Встать прямо, стопы вместе, руки на талии. Поднимаем вверх одно колено, делаем вдох в «живот» и выдыхаем с одновременным круговым движением стопы.

Когда закончим работать с одной ногой (до шести кругов и обратно), сбрасываем напряжение со стоп потряхивающими движениями.

Затем принимаемся за другую ногу и подробно повторяем все упражнение.

Важно делать эти упражнения равномерно и спокойно, не дробя выдох и не суетясь во время вдоха.

«Круги ногой от колена»

Это упражнение совершенно аналогично предыдущему. Разница только в том, что круги мы делаем зафиксированной в коленном суставе ногой, при этом колено поднято вперед и вверх, бедро параллельно полу.

Нужно заметить, что мы в своей практике всегда призываем студента к внимательному отношению к себе. Он должен слушать себя, чувствовать свое тело. Мы считаем, что каждое упражнение позитивно и полезно лишь тогда, когда оно делается с удовольствием и студент не испытывает ни малейшего дискомфорта. В обратном случае, если ему неудобно делать это упражнение, мы пытаемся найти ошибку, которая совершается в ходе упражнения. Поскольку при правильном выполнении данных упражнений физиологически здоровый человек всегда испытывает прилив бодрости и сил, то эта ошибка обязательно обнаруживается.

«Тряпичная кукла»

Встать прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно друг другу. С легким взмахом свободных от мышечных зажимов рук вверх – вдох.

Расслабить тело и бросить его вниз – выдох.

Затем повторить упражнение со сбрасыванием тела поочередно то вправо, то вперед, то влево. Повторить его 8 раз.

«Мельница»

Встать прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно друг другу. После сброса дыхания, одновременно с вдохом носом делаем свободный (ни в коем случае не силовой) наклон вперед и руками совершаем круговое движение, аналогичное движению лопастей мельницы. Поднимаем корпус вверх, совершая аналогичное движение рук над головой – выдох.

Повторяем это упражнение 8 раз.

«Кофемолка»

Стоя прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно, сгибаем ноги в коленях («садимся на мяч») и делаем круговые движения тазом.

Во время движения сзади – вдох, во время движения впереди – выдох со звуком «ХУ».

Таким образом, мы механически заставляем работать правильно именно те группы мышц, которые задействованы в дыхательном процессе. При круговом движении тазобедренными суставами сзади, мы растягиваем мышцы, при движении впереди – сжимаем, помогая тем самым физиологически точно совершать вдох и выдох. Повторяем упражнение 8 раз в одну сторону и 8 раз в другую.

« Примус»

Из той же позиции, немного согнув ноги в коленях, совершаем резкие движения тазом вперед и назад. Назад – вдох, вперед – выдох со звуком «Ф». При выдохе со звуком «Ф» следим за тем, чтобы не раздувались щеки.

Повторяем упражнение 8-16 раз.

Блок упражнений, направленный на полную

вентиляцию легких

Стоим прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно друг другу, со вдохом делаем легкий наклон вперед таким образом, чтобы вытянутые над головой руки оказались параллельными полу, производим легкий вдох носом.

Поднимаем корпус вместе с руками вверх, через стороны опускаем руки вниз, медленно выдыхаясо звуком«С».

Делая этот блок упражнений, призываем ребят проследить, в какую часть легких в данный момент, при данном положении рук поступает воздух.

Если они будут внимательны, то непременно почувствуют распирающее ощущение внизу спины, в области почек. В данном случае воздух поступил в нижние лоханки легких.

Затем повторим то же упражнение, но, вдыхая одновременно с наклоном, руки разводим в стороны.

Выдыхая со звуком«Ш», поднимаем корпус и опускаем руки.

Теперь ощущения наполненности воздухом можно проследить в подреберье, на уровне диафрагмы. Воздух вентилирует среднюю часть легких.

Третья фаза упражнения повторяет предыдущие, только вдох производится во время наклона с руками на талии.

Поднимая корпус, выдыхаем со звуком«Ф».

Теперь воздух наполняет верхние лоханки легких.

Упражнения, направленные на развитие

и укрепление мышц брюшного пресса

«Шлагбаум»

Это упражнение выполняется лежа на спине. С вдохом «в живот» поднимаем прямые ноги таким образом, чтобы они составили 90 градусов относительно пола. Выдыхая воздух, медленно, на счет опускаем прямые ноги на пол. Счет начинаем с 5, каждый раз увеличивая на 5. Например, первый раз опускаем ноги на 5, второй – на 10, третий на 15 и т.д., постепенно, от урока к уроку доводя его до пятидесяти.

«Велосипед»

Начинаем упражнение, так же, как и «шлагбаум», но, подняв ноги, делаем ими вращательные движения, аналогичные тем, которые совершаются при езде на велосипеде. Выдох производится со звуком «Ф-С-Ш». Одно движение совмещается с одним звуком. Однако стоит обратить внимание, что в данном упражнении, равно, как и во всех упражнениях с фонационным звучанием, нельзя звучать на остаточном дыхании, то есть звук нужно прекращать раньше, чем заканчивается воздух в легких.

Так же важно заметить, что эти упражнения, в силу физической сложности, провоцируют зажимы шейных мышц. Чтобы этого не происходило, нужно обращать внимание студентов на эту проблему и время от времени призывать их делать перекатывающие движения головой из стороны в сторону.

«Ножницы»

Начинаем упражнения точно так же как и два предыдущих, только на выдохе делаем движения ногами, имитирующие движения ножниц. Это упражнение, как и «Велосипед», мы делаем не на счет. Нужно чтобы каждый студент выдыхал самостоятельно, ориентируясь на свой максимально длящийся во времени выдох.

Но число вдохов должно быть определено точно (например, сегодня 4 вдоха, завтра – 6 и т.д.)

«Парашютист»

Упражнение выполняется лежа на полу, лицом вниз. Делая вдох носом «в живот», нужно максимально оторвать вытянутые вперед руки и ноги от пола и затем, медленно выдыхая на звук «С», опускать руки и ноги. Делать упражнение на счет по принципу увеличения каждого последующего выдоха на пять счетов.

Нужно заметить, что абсолютно каждое занятие и, более того, каждое упражнение в тренинге необходимо облачать в игровую форму. Например, делая упражнение «Велосипед», уточнять, какой именно велосипед у нас сегодня: горный ли, на котором мы едем по проселочной дороге, или трехколесный, бегущий по асфальтовой дорожке в окружении прекрасных ароматных цветов, и т.д. Нужно будить фантазию учащихся, предлагая различные варианты места действия. Например, сегодня мы в горах на высоте 3000 метров, завтра – на берегу моря, послезавтра – в сосновом бору и т.д.

Очень важно перед каждым занятием, в любое время года и при любых погодных условиях тщательно проветривать аудиторию и обязательно (это главное условие педагога) делать влажную уборку. Поскольку ребятам, как правило, очень нравятся эти занятия, то и уборку они делают с удовольствием. Это физическое действие является как бы атрибутом предложенной им игры.

Упражнения, направленные на тренировку

самопроизвольного вдоха

«Канатоходец»

Встать прямо, ноги поставить пятку к носку, руки в стороны. Имитируя движения канатоходца, делаем шаг вперед и начинаем активно балансировать руками, одновременно часто выдыхая на звук «ХУ». Постепенно успокаиваем движения и выравниваем выдох. Затем повторяем все упражнение, переводя центр тяжести на другую ногу. Во время этого и последующего упражнения думаем только о выдохе. Вдох при этом происходит автоматически, и нам не важно, делаем ли мы его носом или ртом.

Этот блок упражнений провоцирует сухость во рту, что является естественным фактором. Бояться сухости во рту не нужно, но необходимо сделать следующие промежуточные упражнения, усиливающие слюноотделение:

Во-первых, активно позевать и сглотнуть слюну,

Во-вторых, положить кулаки под скулы с двух сторон от подбородка и сделать ими несколько легких, но активных вращательных движений, после которых снова сглотнуть; убедившись, что сухость прошла, продолжить основные упражнения.

«Вертикальная фреза»

Встать прямо, ноги на ширине плеч, стопы поставить параллельно друг другу. Слегка согнуть ноги в коленях, спину держать прямо. Представьте себе, что перед вами расположена большая плоская металлическая фреза, центр которой смотрит на вас. Кладем одну руку на ее нижнюю часть, другую на верхнюю и начинаем активно закручивать ее сначала в одну (по ходу часовой стрелки), затем в другую сторону. При каждом движении производим резкий выдох со звуком «ХУ». О вдохе думать не следует.

«Горизонтальная фреза»

Повторить упражнение, представив, что фреза лежит на столе. Резким движением закручиваем ее. Так как края воображаемой фрезы острые, мы при каждом движении прячем живот. Точно так же, как и в предыдущем упражнении, мы выдыхаем с каждым движением, не заботясь о качестве вдоха.

«Перчатка»

Встать прямо на жесткие ноги (на ширине плеч). Левую руку положить на живот. Представить, что в правой руке мы держим перчатку, которую очень резким движением отбрасываем от себя, выдыхая со звуком «Т». После 16 движений начинаем отбрасывать перчатку двойным движением – «Т-Т», после опять же 16 движений – тройным «Т-Т-Т», и продолжаем упражнение в обратном порядке. Левой рукой контролируем движение диафрагмы. С каждым выдохом должно происходить резкое сокращение мышц. Вдох делается автоматически.

Упражнения для тренировки самопроизвольного выдоха

К этим упражнениям относится «парадоксальная гимнастика» А.Стрельниковой. Она неоднократно описана во многих работах, посвященных проблемам дыхания. Поэтому мы не будем подробно описывать все упражнения из этой гимнастики, но обратим особое внимание на некоторые необходимые особенности ее выполнения, не всегда учитываемые приверженцами «парадоксальной гимнастики». Следствием неточности выполнения упражнений, которые нам предлагает А. Стрельникова, является то, что они не всегда результативны, а иногда и не полезны.

Внимание в этих упражнениях акцентируется исключительно на вдохах, которые должны быть короткими, как уколы, активными и чем естественнее, тем лучше. Думать нужно только о вдохе: «Гарью пахнет! Тревога!» и резко, шумно нюхать воздух.

Выдох является результатом вдоха. Не следует мешать выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно, но лучше ртом, чем носом. Следить нужно только за тем, чтобы вдох шел одновременно с движением, а выдох был бесшумным.

Не следует загонять себя в очень быстрый ритм. Нужно помнить, что в целях обучения речи, скорость выполнения упражнений не важна.

Сама А.Стрельникова предлагала быструю ритмическую структуру для своих упражнений. Но этот ритм объяснялся тем, что она преследовала, по большей части, оздоровительные цели. Или же работала с профессионалами. Мы предпочитаем производить движения в среднем темпе, удобном для выполнения.

Выполняя упражнения нужно знать, что все они делаются на «мягких ногах». То есть нельзя выполнять их с неподвижными ногами в коленных суставах.

Начинать нужно с 16 вдохов на каждом движении, постепенно увеличивать до 96. При желании можно делать больше вдохов.

Норма урока может доходить до 1000 – 1200 вдохов.

«ладошки» вдох – сжимание ладоней в кулаки;

на каждый вдох – повороты головы вправо, влево;

«ушки» – на вдохах попеременно наклонять голову ухом к плечу;

«малый маятник» – вдохи производить при движении головой вниз и вверх;

«кошка» – на вдохе переносить центр тяжести с одной ноги на другую, имитируя движения кошки;

«насос» – вдох в крайней точке наклона при движении, имитирующем закачивание насосом автомобильной шины;

«обними плечи» – на вдохе, приседая, обнимаем свои плечи;

«большой маятник» – вдохи в верхней позиции, аналогичные упражнению «обними плечи» и в нижней позиции, аналогичные движениям в упражнении «насос».

Изучая дыхательные дисциплины, мы пришли к выводу, что совершенно необходимо во время тренинга чередовать упражнения с « теплым» и « холодным» выдохом.

«Холодный» выдох активизирует движение диафрагмы, «теплый» – мышцы брюшного пресса, косые мышцы живота и, что важнее всего, прогревает голосовые связки, подготавливая тем самым их к звучанию.

« Цветок» («холодный» выдох)

Встать прямо. Выдыхая на звук «П», рисуем кончиком носа крохотный цветочек.

Выдыхая таким же образом, рисуем цветок чуть-чуть покрупнее. Шейные мышцы активизируются, выдох становится более напористым.

Теперь на выдохе рисуем носом гигантский цветок.

В упражнении принимает участие весь корпус. Выдох становится максимально активным.

«Цветок» («теплый» выдох)

Точно повторить предыдущее упражнение, заменив звук «П» на звук «ХА».

«Свеча»

Это упражнение выполняется в три этапа.

Первый этап выполнения данного упражнения мы условно назовем «упрямая свеча».

Стать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать правильный вдох и, представив свечу, ровным, длинным выдохом на звук «П» нужно удержать ее пламя в горизонтальном положении. Выдыхать нужно медленно и максимально долго.

На втором этапе выполнения упражнения «свеча», нужно медленно задуть свечу, имитируя произнесение звука «П». Второе упражнение отличается от первого скоростью выдоха.

Третий этап – «погашу свечу». Быстрым, резким выдохом задуть свечу.

Каждое упражнение нужно повторить 4-6 раз.

«Львенок греется»

Стоя прямо, ноги на ширине плеч, делаем полный вдох. Горячим выдохом, беззвучно произнося звук «ХА», прогреваем поочередно сначала внешние стороны ладоней, затем – тыльные.

Потом отводим локти в стороны и поочередно прогреваем их, пытаясь дотянуться до них горячим дыханием.

Затем поочередно выдыхаем то на правое, то на левое плечо. Стараемся при этом скорее дотянуться губами до плеча, чем подтягивать плечи ко рту.

После этого начинаем прогревать «хвост». То есть делаем полуобороты корпусом назад, слегка приседаем и по мере выдоха выпрямляем ноги в коленях. Делаем эти повороты и в одну и в другую сторону.

Наклоняем голову вперед и выдыхаем в область груди.

Расслабляем поясничные мышцы, наклоняемся вперед и прогреваем выдохом живот.

Наклоняемся еще ниже и греем поочередно колени.

И наконец, максимально тянемся выдохом к стопам, при этом оставляя прямыми ноги.

Каждый участок тела (кисти, локти, плечи и т.д.) прогреваем по два раза.

«Дом»

Упражнение выполняется в парах. Студенты садятся на пол по двое, друг напротив друга и начинают теплым дыханием строить воображаемый дом. Например, первый студент поставил фундамент – выдох, второй положил нижний слой кирпичей – выдох и т.д. Финальной точкой должно быть построение мансарды или приделывание флюгера. Студенты обязательно должны стоять с поднятыми над головой руками. Таким образом, за время упражнения тело должно пройти все позиции от сидения на полу до стояния с поднятыми руками.

Мы просим ребят очень точно представлять здание, которое они возводят, так как от стиля этого сооружения зависит качество дыхания.

Мы привели ряд упражнений, которые доступны всем при занятиях в аудиториях и дома. Эти упражнения проводятся в течение первого и второго годов обучения, постепенно переходя в голосовые упражнения уже на третьем-четвертом занятии.

Каждый звук образуется при помощи выдоха. Еще во время упражнений на фонационное дыхание нужно научиться внимательно слушать себя и различать в звуке неровности и колебания. Исправляя эти неровности, мы налаживаем работу дыхательной мускулатуры. Нужно научиться осознавать неправильность в звучании голоса и уметь объяснить причину этой неправильности. Поэтому следует научиться слушать не только себя, но и внимательно слушать своих однокурсников, смотреть на них, чтобы заметить такие ошибки, как поднятие плеч, неверно сложенные губы, мышечные зажимы и т.д.

Тренировка выдоха на согласных звуках. Первый согласный, при помощи которого тренируется выдох, – это звук «Ф». При произношении этого звука (так же, как и звука «В») нужно помнить, что верхние зубы обязательно должны быть обнажены. Это увеличивает их акустическую мощность. Нижняя губа поднята вверх, верхние зубы почти касаются нижней губы. Между губами и зубами образуется щель, через которую выходит струя выдыхаемого воздуха.

Следующий согласный, включающийся в работу при тренировке фонационного дыхания – «С». Он хорошо слышен, его ровность легко проверяется. При произношении этого звука нужно язык упирать в корни нижних зубов, губы при этом ни в коем случае не растягивать в полуулыбке. Наша задача заключается в том, чтобы звук длился долго, ровно, не уплотняясь и не ослабляясь.

При тренировке выдоха на звуках не следует произносить их громко. Если в первые же месяцы работы, еще не умея владеть голосом и дыхательной мускулатурой, мы допускаем применение громкого звучания, то получается всего лишь плохо управляемый выдох и напряженное звучание, что крайне не полезно.

Следующие звуки «Ш» и «Ж». Звучание их напоминает жужжание насекомых или низкие и негромкие звуки работающего мотора. Они звучат хорошо, если зубы крепко сжаты, а губы раскрыты и вытянуты вперед. Основание языка с двух сторон приподнимается и прижимается к коренным зубам, кончик же языка напоминает лезвие бритвы. Неточное формирование звука влечет за собой неровное, прерывистое звучание.

Звук «Р» превосходно организует выдох. Его произнесение помогает освобождению мускулов языка, это очень важно при тренировке фонационного выдоха. При произнесении этого звука зубы слегка разжаты. На первом этапе работы можно позволить раскрывать губы в полуулыбке, затем ее нужно убрать.

Освоив звук «Р», можно переходить к сонорным. Мы в тренировке дыхания предпочитаем звук «Л». Он формируется при участии кончика языка, который упирается в передние зубы. Воздушная струя при произнесении этого звука непосредственно попадает в верхние резонаторы. Необходимо следить за тем, чтобы мышцы гортани были свободны, и звучащая струя воздуха направлялась вперед. Если звук идет правильно, то губы и кончик языка ощущают легкое дрожание.

Главным показателем правильного выдоха является ровность звучания и его свобода, не может быть хорошего выдоха при резкой, толчкообразной или зажатой подаче звука. Нужно стремиться к тому, чтобы линия звучания была, как ровная доска, которую мы обрезаем в нужных местах. Длина наших звуковых линий увеличивается по мере развития дыхательной мускулатуры. Ровности же нужно добиваться с самых первых уроков.

Освоив звучание с изолированными согласными звуками, можно подключать к тренировке фонационного дыхания гласные звуки.

Гласные звуки создают мелодику речи и при правильной их организации содействуют звучности голоса. Каждый гласный отдельно, а также в сочетании с согласными, имеет свое индивидуальное звучание, каждый из них требует своей артикуляции, акустических приспособлений, выравнивания звучания. Общим для произношения всех гласных звуков должна быть форма рта, которую необходимо всегда сохранять. Рот при произнесении гласных звуков должен открываться всегда вертикально, углы рта должны быть крепкими.

Целесообразно обратить внимание на ритмическую структуру речеголосового процесса. «Ритм (греч. rhуthmos) – движение, такт, rhein – течь или erуein – тянуть. Первоначально, по определению античных теоретиков искусства от Платона до Августина, членение времени или пространства.

Пытаясь объяснить суть этого универсального явления, проявляющегося всюду – и в окружающей нас природе, и в физиологии человека, и в искусстве, – чаще всего и прежде всего категорию ритма объединяют с категорией упорядочности, то есть с упорядоченным повторением каких-то одних и тех же явлений, частей или долей…

Человеческий организм – сложнейшая система ритмических колебаний… Нарушение ритма отдельных физиологических функций организма разрушает правильное взаимодействие его частей.

Важнейшей ритмической единицею является дыхательное движение. Ритм сменяющих друг друга вдохов и выдохов, окисляющих кровь, мозг, – важнейшее условие «естественной устойчивости развития» человеческого организма. Несовершенство и неритмичность дыхания приводят к нарушению работы связанных с ним систем и, в частности, к несовершенству развития и даже болезням голосоречевого аппарата.

Дыхательная опора звука – это такой физиологический эффект, при котором мышца вдоха – диафрагма – находится в тоническом напряжении на протяжении всего речевого такта. Речевые такты в речи строятся прихотливо, а в обыденной жизни человек, сам того не подозревая, вынужден подчинять ритм своей речи возможностям своего дыхания. В художественном тексте и в драматическом диалоге смысловая и фонетическая насыщенность текста, богатство и разнообразие его ритмической структуры иногда требуют от актера виртуозного владения дыхательным ритмом. Выработать профессиональное фонационное дыхание – значит научить его справляться с любыми сложностями, неукоснительно выполняя свою задачу. И мышца вдоха – диафрагма – должна автоматически и, по сути, мгновенно возвращаться в тонус, успевая «обслужить» работу и по физиологическому газообмену, и по обеспечению скоростей и ритма речи.

Главное и необходимое – слышать, ощущать, выделять дыхание ритма в любом тексте, поскольку всякий текст имеет свое дыхание, то есть свою ритмическую структуру, вне освоения которой он превращается в груду, очередь слов, и никакое осмысление не поможет до конца разгадать его тайну.

Из книги Пришествие капитана Лебядкина. Случай Зощенко. автора Сарнов Бенедикт Михайлович

ЗДЕСЬ ДЫХАНИЕ НАШЕЙ ЖИЗНИ Скоро 15 лет, как я занимаюсь литературой... За 14 лет я написал 480 рассказов (и фельетонов), несколько повестей, две маленькие комедии и одну большую. А также выпустил мою самую интересную (документальную) книгу - «Письма к писателю». (Возвращенная

Из книги Русский Эрос "Роман" Мысли с Жизнью автора Гачев Георгий Дмитриевич

Дыхание и свобода 3 1 67 Рот с точки «зрения» воздуха еще рассмотрим Земля, вода через рот лишь входят, а для выхода имеют свои проходы - внизу Воздух через рот входит и выходит У воздуха тоже есть свой дубль отверстий, но он расположен еще выше рта. ноздри! (Газы, совместно с

Из книги Русский со словарем автора Левонтина Ирина Борисовна

Второе дыхание Удивительная история слова вечеринка Лет 12 назад я пригласила на день рождения знакомую немку, которая изучала в Москве русский язык. Она радостно спросила: «У тебя будет вечеринка?» Я растерялась. С одной стороны, я совершенно точно знала, что у меня будет

Из книги Книга Великой Нави: Хаософия и Русское Навославие автора Черкасов Илья Геннадьевич

3. «Дыхание Морены» (Радение, рассеивающее морОку Яви) Вначале рекутся слова:1. Единству Вещего Владыки и Той, Которая владычествует в Смерти, - слава!2. Не ведающее препятствий в своей Силе и Мощи, Учение Вещего Владыки, дарующее Прозрение Духа достойным, - да

Сценическая речь – одно из ведущих выразительных средств любого актера, и людям, занимающимся театром или кино, — можно и даже должно практиковать основные упражнения по сценической речи каждый день. Но сегодня мы бы хотели поговорить не о речи на сцене. А о том, какие техники и упражнения по сценической речи следует использовать «простому» человеку.

Скороговорки

Скороговорки – это инструмент оттачивания дикции и артикуляции. Проще говоря, с их помощью Вы сможете улучшить четкость произношения звуков, усилить слитность Ваших фраз, и вообще – потянуть логику Вашей речи. «Пойте мысль», — так говорил великий актер и режиссер К.С. Станиславский, имея в виду, что речь должна быть связной, слитной и четкой. Так вот, скороговорки позволят Вам решить поставленные задачи. Приведем некоторые наиболее качественные скороговорки:

Повар Петр, Повар Павел

Петр пек, а Павел парил,

Павел парил, Петр пек,

Повар Павел, Повар Петр.

И еще одна:

От топота копыт

Пыль по полю летит.

На дворе — трава,

На траве – дрова,

Дрова вширь двора,

Дрова вглубь двора,

Не вместит двор дров,

Надо дрова выдворить

На дровяной двор

При произношении скороговорок необходимо:

— не торопиться, стараться говорить медленно, проговаривая каждый звук,

— стараться говорить слитно (без пауз и запинок),

— стараться говорить громко.

Упражнения на силу звука

Как и вытекает из названия таких упражнений, они призваны усилить громкость (звучность) Вашей речи. Она зависит от того, как работает Ваша диафрагма. Диафрагма, это мышца, расположенная на уровне Вашего живота, от сокращения которой зависит то, насколько Вас слышно. Ее работу Вы сможете обнаружить, если положите руку на живот и рассмеетесь. Силу содрогания Вашего живота при смехе продиагностирует Ваша рука.

Как же тренировать диафрагму? Для этого существует несколько упражнений:

  1. Положите руку себе на живот и втяните как можно больше воздуха так, чтобы Ваш живот надулся. Далее, начните медленно тянуть на выдохе звуки «а», «о». «и», «у» (попеременно, конечно). При этом очень важно, чтобы Ваш подбородок был приподнят, а глаза устремлены в точку, расположенную на противоположной стене или объекте, чуть выше Вашей макушки. Конечно же, точка должна быть воображаемая.

Каждый звук желательно «тянуть» не менее 7 секунд.

  1. После того, как освоите описанное выше упражнение по сценической речи – переходите к следующему. Теперь – необходимо на одном и том же выдохе чередовать перечисленные выше звуки. То есть, тянуть не один звук, а несколько, чтобы получилось: «ааааааааааааааа-оооооооооооооооо-ииииииииииииииииииии-уууууууууууууууууу».

Каждый звук на едином выдохе — следует тянуть около 3 секунд.

  1. После освоения двух первых упражнений – следует делать так называемые «звуковые акценты». Это быстрое усиление и убыстрение звука в конце, с финальным его «посылом» в воображаемую точку. Например, возьмем звук «а». Начинаем его тянуть медленно, потом постепенно ускоряемся и усиливаем звук, доводим звук до максимума и как бы «выплевываем» его. При звуковом посыле Ваш живот должен сильно и быстро сжаться, что покажет лежащая на нем Ваша рука.

С момента начала звучания до момента звукового посыла должно пройти 3-4 секунды.

Помните, что если при упражнениях на диафрагму у Вас начинает болеть или першить горло – значит, основная звуковая нагрузка у Вас пока приходится на горловые связки, и это ошибка. Тогда постарайтесь звучать чуть тише так, чтобы связкам было комфортно. Как Вы видите, упражнения по сценической речи нужно совершать, периодически отслеживая свое состояние, и не перенапрягаясь на начальном этапе.

Артикуляционная гимнастика

Скороговорки и упражнения на диафрагму должна предварять артикуляционная разминка. Перечислим некоторые ее упражнения:

  • «улыбка-трубочка». Растяните губы как можно шире (чтобы получилось подобие неестественной улыбки, но губы размыкать нельзя), а затем быстро соберите их в трубочку (как при поцелуе). Это упражнение нужно делать быстро не менее 1 минуты,
  • «язык-копье». Кончиком языка упритесь в одну из щек и максимально надавите на щеку изнутри. Затем – так же нужно сделать и с другой щекой. Быстро чередуйте. Длительность данного упражнения также – 1 минута,
  • «балаболка». Приоткройте рот и поболтайте языком вверх и вниз так, чтобы язык касался верхней и нижней губы попеременно. Получится звук, что-то типа «рла-рла-рла». Важно расслабить язык и вращать им быстро. Это упражнение стоит делать от 30 секунд до минуты.

Новички посчитают это упражнение довольно сложным: у некоторых уже на 15 секунде начинает «сводить язык». Если это Ваш случай – начните секунд с 10-15, но постепенно увеличивайте время,

  • «немой». Закатите губы внутрь так, чтобы на Вашем лице была видна лишь щель рта. Слегка надавите на губы, сжимая рот (но не до боли). А затем как бы «выплюньте» губы обратно. Это упражнение следует исполнять также минуту,
  • «гримасы». Подойдите к зеркалу и состройте себе пять самых страшных и самых смешных «рож». Постарайтесь сделать так, чтобы при гримасе были максимально задействованы все мышца лица.

Удачи при наработке техник и упражнений по сценической речи! А если Вы хотите практиковать упражнения по сценической речи под руководством опытных профессионалов – Вам

Специально для Woman’s Day она рассказывает, что за дисциплина «сценическая речь» и кому она полезна.

Этими вопросами задаются многие родители. На самом деле, если даже ваш ребенок занимается спортом, а не творческой деятельностью, это не значит, что ему не нужно развивать коммуникативные навыки.

Сценической речью называют комплекс упражнений, который направлен на достижение четкой, звучной речи. Упражнения разрабатывают артикуляцию ребенка, повышая его навыки красивого и грамотного общения. Но самое главное – при тренировке артикуляционного аппарата наша мыслительная деятельность на рефлекторном уровне начинает работать активнее. Таким образом, уроки «сценической речи» развивают не только дикцию, но и скорость мысли.

Я в равной степени распределяю нагрузку по музыкальной части, танцевальной, актерской и, конечно, сценической речи.

Сделать из ребенка звезду, которая будет отлично петь и танцевать – неправильный посыл. Моя задача как руководителя творческого центра – дать детям ту жизненно необходимую базу профессиональных навыков, которые они впоследствии смогут использовать абсолютно в любой профессии.

Очень многие выпускники «Непосед» впоследствии заняли, как говорится, свое место на небосклоне, но я никогда и никому не говорила: «Вот закончишь нашу школу, непременно станешь известным артистом». Нет! Более того, я всегда подчеркивала, что мы не готовим звезд эстрады.

Все, чему мы учим ребенка с 4 и до 14 лет, – это управлять вниманием аудитории. Нам важно, чтобы человек умел смотреть в глаза слушателям, сколько бы их ни было, чтобы мог донести до зрителя свою мысль в песне ли, в танце, в разговорной речи, но чтобы обязательно умел заставить себя слушать.

Такие люди будут иметь успех где угодно. В любой, абсолютно любой профессии это даст сто очков вперед.

Директор завода должен уметь сделать так, чтобы его послушали и за ним пошли? Должен! Лектор в университете должен уметь удерживать внимание аудитории? Обязательно! Да даже в очереди в магазине иногда полезно уметь обратить на себя внимание.

Чувствовать энергию зрителя или просто собеседника, отдавать свою – бесценный навык. В Древней Греции, к примеру, умение говорить было целым культом, и для нас сегодня умение владеть речью крайне важно, ведь мы живем в век информации и коммуникации.

Моя задача – дать необходимую базу навыков ребенку, максимально его раскрепостить, вселить в него чувство уверенности. И здесь большую роль играет то, как ребенок говорит, насколько хорошо у него развита реакция мысли, насколько качественно он держит внимание собеседника или концертной аудитории.

Мероприятие

Важно научить ребенка не просто говорить, а говорить грамотно, четко и понятно. Для этого необходим педагог по сценической речи.

Возможно, многие родители станут задавать вопросы, а для чего мучить ребенка, водя на занятия по сценической речи, если в дальнейшем кроха не планирует поступать в театральное училище? Это абсолютно неверное предположение. Обучение сценической речи позволяет ребенку развивать язык, губы и голос. Сам того не замечая, он начнет контролировать свою речь. Слова, которые он произносит, будут четкими и понятными. Окружающим людям не придется переспрашивать по несколько раз.

Много людей неправильно дышат, и от этого искажается звучание голоса. Прислушайтесь к окружающим, кто-то говорит пискливо, кто-то звонко, а кто-то еле слышно произносит слова. Педагог по сценической речи сможет научить правильно дышать, и от верной подачи и приема воздуха будет формироваться приятный и мелодичный голос. В дальнейшем это повлияет на общение ребенка в любом коллективе, если он всегда сможет грамотно и четко изъясняться. Уверенность в голосе придаст уверенность в его дальнейших действиях.

Попробуйте провести для себя небольшой тест:

  1. Пригласите человека, который обладает тихим и монотонным голосом, и человека с бархатным и твердым.
  2. Послушайте их речь.
  3. Сделайте выводы, кому бы вы доверились больше?

Практика занятий по актерскому мастерству и сценической речи для детей

Занятия обычно проходят в мини группах или индивидуально. Благодаря этому ребенок перестает быть скованным и не боится публики, что очень важно в общении с людьми и раскрытии своего собственного «Я».

Уроки театрального искусства идут вместе с уроками по сценической речи, так как оба этих мастерства связаны между собой в своем функционале. На занятиях ребенок сможет научиться полностью расслабляться, это поможет ему в дальнейшем справляться со стрессами, свободно выражать свои мысли перед аудиторией.

Индивидуальный подход обучения позволяет сконцентрироваться на стремительно развивающемся потенциале ребенка.

К тому же на наших уроках театрального мастерства мы учим пластике. Благодаря пластике развивается грациозность в движениях и гибкость.

Как проходят занятия в мини группах?

Занятия проходят в увлекательной игровой форме. Под руководством педагогов и без родителей. С помощью музыкальных и творческих игр развивают слух, память, чувство ритма. Подвижные игры, ритмика, дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика, логопедические потешки, песенки, стишки, способствующие развитию речи и артикуляционного аппарата. Игры в сказку: детки совместно с педагогом обсуждают всех сказочных героев, распределяют роли и создают маленькую сценку.

А еще пальчиковые краски, песок, тесто, пластилин, глина, бумага, рис, горох, манка, природный материал, конструирование из объемных и плоских фигур, шнуровка, прищепки и многое другое. В нашей жизни ничего не проходит бесследно, это пригодится ребенку в дальнейшем. Ведь всем известно, что чем больше человек знает и умеет, тем выше он ценится окружающими.

Наши дети - это продукт нашего воспитания, поэтому ко всему определенному набору (занятия в школе, дополнительные занятия с репетиторами по математике, танцы, рисование) можно еще прибавить занятия с педагогом по сценической речи и актерскому мастерству. В любом случае, вашему ребенку эта практика никогда не будет лишней!

Чтобы столкнуться с трудностями при произношении некоторых слов, не обязательно иметь проблемы с дикцией. Сложности произношения характерны для русского языка из-за растущего количества сложносоставных слов, львиная доля которых приходится на специфические, но часто употребляемые, в т. ч. заимствованные термины (сельхозпродукция, гидрометеорология, ребренд...

Мы, певцы, – главный инструмент оркестра. Мария Каллас Для начинающего певца важно проанализировать типы голосов и классифицировать собственный тембр, это не просто информация «для галочки». Принадлежность голоса к конкретному типу (а это исключительно природные данные) определяет направление, в котором вокалисту лучше всего развиваться, чтобы улучшить го...

Задумываясь о том, как расширить диапазон голоса вверх или вниз, нужно понимать, что это такая же природная данность, как рост или длина руки, его невозможно расширить за естественные границы. Начинающему вокалисту следует знать, что он не расширяет диапазон голоса, а учится им пользоваться. Это умение никому не дается от природы – даже исключительно талан...

Звук [С], хоть он и не так сложен, как [Р] или [Л], все же представляет некоторую трудность для освоения детьми дошкольного возраста. Искаженное произношение [С], например, межзубное или призубное, подмена [С] другим звуком, обычно [Ш], или пропуск звука – все это массовые явления, встречающиеся в практике логопедов каждый день. Если вы считаете, что ребен...

Звуки [Р] и [Л] в речевых нормативах стоят особняком, их закрепление в детской речи допускается к 5–6 годам, в то время как все остальные звуки ребенок должен четко проговаривать уже в 4,5 года. Послабление обусловлено сложностью звука, для его освоения требуются определенные физические данные и достаточно развитый речевой аппарат. Автоматизация звука [Р] ...

Речь – убранство души.Луций Анней Сенека Сценическая речь – обязательная дисциплина в программах подготовки ораторов, эстрадных артистов, актеров театра и кино, дикторов, спортивных комментаторов и других специалистов, имеющих отношение к публичным выступлениям. Голос и речь артиста – это гибкий многофункциональный инструмент, который служит ему как в инф...

В связи с тем, что человек существо социальное и большую часть времени проводит в социуме, то и общаться с людьми ему приходится очень часто. Более того, первое впечатление, которое накладывает большой отпечаток на отношение к вам вашего нового знакомого, складывается при оценивании многих составляющих. Это и внешний вид, и манеры, голос и, конечно, речь. ...

Многие люди склонны считать красноречие природным талантом, а людей, которые им обладают, – редкими счастливчиками. Но, как показывает практика во всех сферах жизни и искусства, талант – это лишь малый процент успеха, все остальное – упорство и ежедневный труд. Развить красноречие нетрудно. Это хорошо изученный предмет, которому обучались и который препода...

Сильный уверенный голос нужен не только генералу, но и всем тем, кто хочет завоевать уважение к себе и добиться поставленной цели. Многие из нас забывают, что голос, как и мышцы, можно тренировать и развивать. Только, если в случае с мышцами тела нужны занятия физкультурой, то для развития силы голоса понадобятся дыхательные упражнения и вокальные заняти...

Диапазон голоса среднего вокалиста составляет две октавы. Обычно этого вполне достаточно для эстрадного пения. Если вы начинающий вокалист и ваша цель – научиться петь комфортно и уверенно, то именно до этих границ и следует расширять диапазон. Развить диапазон голоса вверх несложно, если действовать с умом и не торопить события. Главная ошибка дилетантов...

Хороший голос – результат упорного труда над ним, в котором часто задействованы не только собственные силы, но и регулярная бдительность и контроль со стороны педагогов сценической речи и вокала. В процессе постановки голоса необходимо научиться регулировать свой вдох и выдох, делать их бесшумными и короткими, но при этом мощными и удобными. Наша студия...

Чтобы добиться определенного результата в таком нелегком деле, как развитие певческого голоса, необходимо точно сформулировать себе задачу. Если вы хотите выйти на профессиональный уровень и улучшить голос для пения, по силе и красоте звучания не уступающий звездам мировой эстрады, то вам не обойтись без грамотного педагога по вокалу. Конечно, педагог – эт...

Каждый начинающий вокалист в начале своей профессиональной карьеры задумывается о качестве своего голоса и о том как улучшить его для пения перед аудиторией. На эти вопросы давно ответили педагоги актёрского мастерства и вокала и, не прибегнуть к их советам было бы глупо. В основном выделяют следующие недостатки звучания голоса: Гнусавость – это час...

Голос – это вторая внешность: при первой встрече вас сначала видят, затем слышат и лишь потом вникают в суть слов и манеру поведения. Как бы ни было обманчиво первое впечатление, именно оно заменяет незнакомому человеку всю первостепенную информацию о вас, в которой он остро нуждается, но еще не успел собрать. Невероятно, но один только звук вашего голоса...

Женщинам, обладательницам бархатного голоса, можно сказать, повезло в жизни. Чарующий низкий объемный голос вызывает доверие, создает ореол тепла и нежности вокруг своей хозяйки, вызывает желание слушать, особенно у мужчин. Все, сказанное таким голосом, звучит убедительнее и весомее, такому голосу хочется верить, доверять и даже подчиняться. Если природа н...

Некрасивый от природы голос сам по себе очень редкое явление. Если не верите, то вспомните хотя бы одного ребенка, голос которого показался бы вам противным. Почему ребенка? Дело в том, что только маленькие дети обладают настоящим открытым голосом, которым не стесняются пользоваться. Перед ними не стоит задача сделать голос красивым, ведь он естественен. В...

Большинство учеников театральной студии это те, кто хотят улучшить звучание речи путём тренировок. Работа над голосом предполагает работу сразу в нескольких направлениях: Правильная работа речевого дыхания. Разберёмся для чего на курсах постановки речи и голоса, уделяют внимание правильному дыханию. Главное назначение дыхания предоставить говорящему...

Москва – это город огромных возможностей для людей с деловой хваткой: бизнесменов, талантливых организаторов и лидеров. Чтобы добиться здесь чего-то, необходимо уметь обратить на себя внимание, заинтриговать, убедить в том, что на фоне гигантской конкуренции именно вы и ваше предложение достойны внимания работодателя, покупателя, делового партнера, инвесто...

Пришло время оспорить тот факт, что только женщины любят ушами. Мужчины не прочь влюбиться в красивый голос и речь идёт об абсолютно всех мужчинах. В то время, как только эстет и избалованный вниманием женщин модельной внешности мужчина будет любить исключительно глазами и отдавать своё сердце только девушке с параметрами 90-60-90. Мы рекомендуем удел...

Телефонный этикет и его основные правила обязаны знать деловые люди, которым по долгу работы приходится вести переговоры по телефону. Этикет существует, чтобы обе стороны в переговорах могли чувствовать себя комфортно, не тратить время на поиск взаимопонимания и общего языка, а сразу вести разговор в конструктивном русле взаимных выгод. Иными словами, собл...

Можно долго спорить, что будет более убедительным в вашей речи - использование вами угроз, шантажа, битьё кулаком по столу или же грамотно составленная речь и соответствующая манера поведения. Второму способу ведения себя во время публичного выступления придётся учиться там, где изучают искусство делового общения, в то время как для первого, достат...

Во время проведения вашей запланированной презентации, вам придется произносить речь, как минимум, дополняющую ваши визуальные материалы. К этому нужно быть готовым, а помогут вам в этом несколько простых правил устной публичной речи, которым учат наши преподаватели на тренинге «Мастерство презентации». Устная часть вашей презентации раскрывается...

Основная и главная цель речи - это не только высказать позицию по определённой теме, но и быть услышанным в аудитории. И тут, как говорится, все средства из полного курса ораторского мастерства и риторики хороши. Лучше всего управлять вниманием аудитории можно с помощью юмора, который расположит её к оратору. Весёлый, непринуждённый смех слушателей...

Чтобы не теряться в догадках, совершенна ли ваша речь, голос или это ваша маниакальная идея, рекомендуем задуматься над некоторыми моментами: Вы солидный мужчина в годах, обладаете достаточно высоким статусом, но ваш голос звучит слишком молодо и не вызывает должного доверия и уважения. Эта проблема вполне решаема, ваш выход в развитии грудного гол...

Сейчас наметилась тенденция в появлении и развитии многочисленного количества радио - вещательных станции. Молодёжь всегда стремилась попасть либо на «голубой» экран, либо на радио. С виду, работа радио - ведущего достаточно лёгкая. Что сложного запускать музыку и иногда озвучивать в эфире дату и время на часах в студии? У ди- джея, который только отв...

Красивая речь – это не безусловное врожденное качество, как, например, красивый цвет глаз или красивые волосы. Это качество приобретенное и составное. Если раньше вы думали, что успешным ораторам просто повезло такими родиться, то для вас есть хорошие новости: каждый оратор делает свою речь с нуля. Существуют некоторые предрасположенности к умению красиво...

Чтобы речь была грамотной, она должна соответствовать языковым нормам во всем, даже в кажущихся мелочах вроде произношения и отдельных ударений. Чтобы сделать речь грамотной и красивой, недостаточно просто «подтянуть» русский язык. Это поможет научиться писать без ошибок, но устная речь сильно отличается от письменной. Как бы быстро человек ни писал, говор...

Кому нужна правильная постановка голоса для речи? Разве у меня нет голоса? Постановка чего, простите? Зачем? Какое еще искусство речи? Если у вас появляются подобные вопросы в качестве первой реакции, значит, вы не жаждете славы, признания, а умение проникать в умы и сердца других людей вам ни к чему. Но многим по долгу профессии просто необходимо попада...

Если вы только что обнаружили, что в записи ваш голос совсем не тот, каким вы привыкли его слышать каждый день, не удивляйтесь. Вы не уникум и случай ваш не исключительный, т. к. в записи не нравится свой голос почти всем. Это явление известно и хорошо изучено. Суть его в том, что вы слышите себя иначе, чем другие люди. Возникающее при этом чувство неприя...

Кого же принято называть хорошим рассказчиком? Как развить умение красиво говорить? Хороший рассказчик проявляет себя и успешным оратором монолога и активным участником диалога. Он в состоянии следить за мыслями всей компании рассказчиков и умеет вовремя поддержать разговор. Иногда, внутри, нам кажется, мы можем поддержать разговор и, действительно...

Всем нам нравится, когда с нами общаются доброжелательно и обходительно. Такое поведение мы воспринимаем как должное, и быстро к нему привыкаем. Это очень заметно в тех ситуациях, когда влюблённый молодой человек, или супруг постоянно дарит своей второй половинке цветы, или говорит комплименты, проявляет внимание к её самочувствию. Но стоит лишь раз...

Очень многие люди мечтают красиво и убедительно говорить. Но не все понимают, из чего же складывается само искусство говорить красиво. Между тем, помимо техники речи желающим говорить красиво нужно обрести уверенность в себе, побороть закомплексованность, научиться держать спину и смотреть в глаза собеседнику. Тренинги по сценической речи, полезные и...

Человек - существо социальное. Он постоянно контактирует со множеством людей. Для успеха на работе и в других сферах жизни необходимо научиться говорить, чтобы тебя слушали и слышали. В этом вопросе важно: содержание, смысл того, что ты говоришь; как ты формулируешь мысли; как ты произносишь слова, интонируешь предложения; невербальная информац...

Следующий просто приём поможет вам создать ощущение единства с собеседником. Чтобы плавно перейти к нему, давайте вначале пройдёмся по основным стадиям общения между людьми. Стадия первая – люди разговаривают о простых, банальных вещах – о погоде, о политике, о цветах, о природе. Как правило, эти люди только что познакомились, и их беседа выглядит...

О том, как раскрепощаются в общении, мы уже говорили. Но как часто вы замечали, даже в ходе деловых телефонных переговоров, что на многие вещи вы просто напросто не обращаете внимания, а реагируете следующими словами: «ага», «хм», «угу», «ммм, понятно». Ещё один яркий пример – в онлайн общении вы посылаете самый простой улыбающийся смайлик Это хорош...

Вы не замечали никогда, как вас бесит то, что все люди разговаривают избитыми фразами и крылатыми выражениями, которые опостылели вам? Вас буквально начинает трясти от того, когда говорят «после дождичка в четверг», «когда рак на горе свистнет», да и вообще множество всяких фраз, которые выскакивают у отдельных людей после каждого произнесённого ими с...

Перед свиданием каждый парень – герой. В его мыслях все проходит блестяще, как в голливудском фильме: разговор складывается сам собой, девушка не перестает смеяться и одаривать его восхищенными взглядами, а в завершение вечера сбываются самые смелые желания. Но за столиком в кафе что-то идет не так, разговорить девушку, если она молчит или отвечает односло...