Добродетельные герои сказок Шарля Перро. Красная Шапочка В сказке Красная Шапочка добродетель Красная Шапочка. Она пошла к бабушке, чтобы проведать её. Добродетельные герои сказок Андерсена Х. К Творческая работа добродетельные герои сказок андерсена

Невероятный мир сказок, который был создан одним необычным, очень мечтательным и действительно талантливым человеком - Гансом Христианом Андерсеном, и сегодня увлекает и очаровывает малышей, более старших детей и даже взрослых, уводя в мир фантазии, магии, верности, дружбы и любви. Мы выросли на этих сказках, и наши дети так же будут восхищены его невероятными историями и рассказами, в которых каждый может узнать себя.

Список сказок Андерсена. Незабываемые и самые любимые персонажи

За свою жизнь мечтательный и очень добрый Ганс Христиан Андерсен успел написать огромное количество сказок, повестей, небольших историй, тем самым даря множеству поколений ощущение чуда, желание быть добрым и не сдаваться даже в самых сложных ситуациях. С самого детства мы равняемся на своих любимых сказочных героев, и список сказок Андерсена состоит из множества историй и былин, подаривших нам кумиров, которые всегда будут жить в наших сердцах. Маленькие девочки просто обожают Русалочку, восхищаются смелостью Герды и чуткостью Принцессы на горошине. Мальчики всегда любят послушать еще раз о Гадком утенке и Стойком оловянном солдатике.

Сказки Ганса Христиана Андерсена, которые по праву считаются самыми популярными и известными:

  • «Новое платье короля»: для многих взрослых именно эта сказка - любимая, ведь она учит верить своим глазам, а не только словам окружающих;
  • «Дикие лебеди» - учит жертвовать собой и сильно верить - это всегда награждается;
  • «Девочка со спичками» - трогательная история, от которой наворачиваются слезы и которая позволяет переосмыслить ценности жизни;
  • «Дюймовочка» - множество экранизаций этой замечательной сказки помогает деткам во всем мире понять, что нужно быть уверенными в себе и идти к своей цели, не соглашаясь на более простые и доступные варианты;
  • «Русалочка» - это ода силе любви, которая поглощает всего тебя;
  • «Снежная королева» - даже самое холодное сердце можно растопить, если у тебя оно горячее.

Список сказок Андерсена намного больше, здесь приведены только самые известные из них, с которых лучше начинать ознакомление с его творчеством.

Идеи и сюжеты брал он из жизни…

Многие сказки Ганса Христиана Андерсена написаны на основе некоторых событий из его жизни. Это были и детские воспоминания, мысли, желания. А вот такие как «Маленький Клаус и большой Клаус» и «Огниво» являются всего лишь пересказом услышанных историй и былин. Но благодаря безграничной и очень красочной фантазии взрослый Андерсен сумел превратить их в шедевры литературы, которые остаются актуальными, независимо от времени.

Немалую роль в его творческой жизни сыграли, как говорил сам бессмертный сказочник, история и эпос его родной страны - Дании. Наполненная рассказами, песнями, легендами, культура этой страны повлияла на формирование его стиля.

Герои его сказок - не просто вымышленные персонажи…

Список сказок Андерсена огромен, однако автор нам подарил не только уникальные истории, но и столь же редких персонажей, которые превратились в самостоятельные любимые образы, живущие в памяти каждого из нас. Вспомните, он рисует перед нами не только смелых мальчиков и девочек, но и разговаривающие домашние вещи, цветы, игрушки. Именно этот приём, который был им использован, помог детям всего мира научиться фантазировать и видеть что-то необычное в абсолютно обычных вещах. Каждая вещь, животное обладают своим собственным характером, поэтому сказка становится более насыщенной, увлекающей - в этом, наверное, и есть секрет его успеха.

О жестокости в творениях Андерсена

Многие говорят, что некоторые сказки Ганса достаточно жестоки, даже сами названия сказок Андерсена - например, «Девочка, которая наступила на хлеб» или «Скверный мальчишка» - говорят о детях, которые поступали не очень хорошо и были за это наказаны. Многие герои его повестей умирают. Это можно объяснить тем, что подобные рассказы были написаны в период депрессии, и пускай для маленьких детей - это не самая подходящая литература, а вот более взрослым стоит их почитать.

Андерсен - это человек, который в одиночку создал целый мир сказок. И его имя всегда будет на устах юных и взрослых читателей.

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Аникановская основная общеобразовательная школа» Орловская область, Мценский район, д. Аниканово Ул. Центральная д. 13 «Добродетель и порок в сказках Г.Х.Андерсена» Проектная работа по модулю учебного курса ОРКСЭ «Основы светской этики» Выполнили: ученики 4 класса Колесникова Дарья Руководитель: Гамидова Тамай Рамазановна, учитель начальных классов, стаж работы 10 лет уч. год

2 Содержание: 1. Введение Почему мы стали заниматься этим проектом? Добродетель и порок Какие добродетельные поступки совершают герои в сказках? Какие порочные поступки совершают герои в сказках? Как в сказках награждается добродетель и наказывается порок? Результаты анкетирования Методика исследования Анализ результатов анкетирования Заключение Источники Приложение

3 Введение «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми» Аристотель. Проблема: - как в сказках Г.Х.Андерсена показывается проявление нравственных и отрицательных свойств характера человека Объект: сказки Г.Х.Андерсена Цель: изучить интерес к сказкам и узнать оценку школьников поступков главных героев сказок Г.Х.Андерсена Задачи: 1. Раскрыть определение слов «добродетель» и «порок». 2. Рассмотреть какие добродетельные и порочные поступки совершают герои в сказках. 3. Определить, как в сказках награждается добродетель и наказывается порок. 4. Исследовать и проанализировать при помощи анкетирования интерес школьников к сказкам Г.Х. Андерсена. Практическая значимость работы заключается в возможности еѐ использования на уроках «Основы светской этике», литературного чтения, классных часах 1.1.Почему мы стали заниматься этим проектом? На современном этапе актуальной проблемой воспитания детей стала проблема формирования нравственности. Эту проблему поднимают не только учителя, она беспокоит и родителей, и общество в целом. Проблема рассматривается широко на телевидении и в печати. Частично изучается и в школе, но мы считаем, что этого не достаточно, чтобы знать о том, как можно повлиять на нравственное воспитание школьника. Министерство образования нашего государства создаѐт новые учебные предметы, разрабатывает новые методики, но извечный вопрос школьной системы и любой семьи: «Как воспитать нравственного человека?» остается. 3

4 В 4 классе мы изучаем новый предмет - «Основы светской этики». Эти уроки дают нам знания о добре и зле, добродетели и пороке. И в итоге мы должны научится совершать моральные поступки, т.е. сознательно совершать добродетельные поступки, избегая порочных. На уроках «Основы светской этики» мы часто на примерах сказок рассматриваем ситуации борьбы добра и зла, оцениваем качества главных героев. И нам захотелось выяснить: - как в сказках Г.Х.Андерсена показывается проявление нравственных и отрицательных свойств характера человека; - узнать какие сказки Г.Х.Андерсена известны нашим школьникам; - и что особенно важно, нам было интересно, как ученики оценивают качества главных героев. Для своих исследований мы взяли учеников 2 и 3 класса Добродетель и порок Добродетель и порок - это две противоположные характеристики личности, по которым ее оценивают другие люди. Совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становиться добродетельным. Что же такое добродетель? Добродетель это положительное нравственное свойство характера человека. Обратите внимание: это старинное слово, пришедшее из старославянского языка, является по сути суммой двух слов: добро+детель (т.е. действие, дело, деятельность). Таким образом, добродетель это, изначально, добрая деятельность. Гельвеций утверждал «Лишь по поступкам людей общество может судить об их добродетели». Добродетель - это способность во всем поступать наилучшим образом. Добродетель выражает стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом. Одними из таких образцов могут быть литературные герои. Добродетельные качества человека: трудолюбие, работоспособность, ответственность, дружелюбие, вежливость, способность сопереживать, 4

5 сочувствовать. Цицерон считал, что три добродетели украшают душу: красота, мудрость и любовь. Порок недостаток, изъян, заслуживающий порицания, осуждения; отрицательное свойство кого или чего-либо; - действия, результатом которых оказывается причинение зла себе и другим людям. Пороком можно назвать и предосудительный недостаток человека, свойство характера, которое позорит его. Например, жадность, лень, лживость, хвастовство, зазнайство и т.п. По мнению Боэция, римского философа, порок не остается безнаказанным, так как быть порочным - это уже наказание. 2. Какие добродетельные поступки совершают герои в сказках? Так уж издавна повелось, что во все времена и у всех народов долгими зимними вечерами, когда за окошком завывала вьюга, а луна тускло светила из-за туч, люди слушали сказки. Слушали их и в деревнях, и на хуторах, уютно устроившись у тѐплых очагов, слушали в городах у каминов. И вставал перед слушателями волшебный мир. Его населяли эльфы и русалки, колдуны и лешие, гномы, великаны, Баба Яга и Кощей Бессмертный. Сказка говорит о смысле жизни, объясняет явления природы, свойства растений, животных и птиц. Сказка повествует о фантастических мирах и о предметах, которые повседневно окружают человека, она уносит в мир неизведанного. В сказках переплетаются волшебство с весѐлой шуткой и серьѐзными нравоучениями. Много таких сказок написал датский писатель Ханс Кристиан Андерсен. Не всегда добродушный и безобидный, а зачастую ироничный и насмешливый, он не стеснялся открывать глаза людям на их общественные и житейские пороки. За долгую жизнь он создал множество сказок. Ярких, неповторимых и увлекательных, которые превозносили благородные качества человека. И разве не о преданности, верности, благородстве рассказывают «Стойкий оловянный солдатик» и «Пастушка и трубочист», «Дикие лебеди» и «Русалочка», и многие, многие другие сказки? Вот поглядите. 5

6 Давайте вспомним маленькую Элизу в сказке «Дикие лебеди», которая самоотверженно борется с волшебными злыми чарами, чтобы спасти своих братьев, превращѐнных злой королевой в диких лебедей. Она даже сплела из жгучей крапивы рубашки. А Фея помогла принцессе Элизе расколдовать братьев. Красавица Русалочка, которая жертвует жизнью во имя любви к человеку. Соловей прослышав про болезнь императора, прилетел утешить и ободрить его своей песней, тем самым спас его от смерти. В поисках своего друга Кая, плутает по дорогам мужественная девочка Герда, из сказки «Снежная королева».она попадает к разбойникам, борется с морозом, мчится на олене и всѐ-таки добивается своей цели: спасает Кая от злых чар Снежной королевы. Вот это добродетель, имя которого любовь, великая сила любви, упорство и мужество. Дюймовочка - своей заботой оживила ласточку. А вот смело карабкается по своей лесенке фарфоровый трубочист, решивший показать кукле пастушке звѐздный мир ночного неба. Какие только невероятные приключения они не переживают на пути. И всѐ-таки мужество трубочиста побеждает. На птичьем дворе разыгрывается трагическая и прекрасная история гадкого утѐнка, который превратился в прекрасного лебедя. Сказочник хочет сказать этой историей, что лучшие достоинства и дарования могут быть скрыты под убогой одеждой и неприглядной внешностью. Он 6

7 убеждѐн: рано или поздно талант, доброта, сила, смелость победят, даже если люди, которым они свойственны, родились в нищете. Сказка «Гадкий утѐнок» учит широкому взгляду на мир, учит видеть величие и благородство души, познать красоту жизни, любить природу. Герои Андерсена обычно добиваются счастья благодаря своей мудрости, доброте, благородству. 3. Какие порочные поступки совершают герои в сказках? В каждой сказке есть олицетворение добра и зла. Вот и в сказках Андерсена есть герои, которые совершают порочные поступки. В сказке «Дикие лебеди» мачеха сразу невзлюбила детей и решила погубить их. В сказке «Русалочка» морская ведьма, отдавая русалочке напиток, отрезала ей язычок, и русалочка стала немая, не могла больше ни петь, ни говорить! А когда русалка танцевала, и ножки ее касались земли, ей было так больно, как будто она ступала на острые ножи. В сказке «Соловей» настоящего соловья император объявил изгнанным из пределов страны, а искусственный пел у его постели. По сути это было предательство императора по отношению к настоящему соловью. В «Снежней королеве» Каю заморозила сердце Снежная королева. В сказке «Дюймовочка» старый крот думал всегда только о своей выгоде. В сказке «Пастушка и трубочист» - старый китаец, который против воли пастушки, хотел ее выдать замуж за обер-унтер-генералкригскомиссар-сержанта Козлонога. В сказке «Гадкий утенок» весь птичий двор и даже мама утка отвернулись от гадкого утенка, каждый старался его оскорбить и в итоге изгнать. Вот так автор в каждой сказке в сравнении с добродетельными качествами показывает проявление порока. Иногда даже в одном человеке. Пример маленькой разбойницы в «Снежной королеве». Она была необузданная и своевольная, ужасно избалована и упряма. Каждый вечер щекотала северного оленя под шеей своим острым ножом ее веселило, что он этого страшно боялся. Но история Герды ее взволновала, и она отпустила и Герду и северного оленя. И даже дала с собой хлеб и ветчину. Вот так в одном герое присутствует и добродетель и порок. 7

8 4. Как в сказках награждается добродетель и наказывается порок? Сказки Андерсена фантастичны, но добро всегда побеждает зло: - Дюймовочка нашла свое счастье в стране эльфов; - Герда, пройдя все испытания, нашла Кая и растопила его сердце; - к Элизе вернулись расколдованные братья; -император вновь признал настоящего соловья; - гадкий утенок стал прекрасным лебедем. И принц, и Кай, и братья-лебеди были спасены теми, кто их любит. И большей наградой этим героям и не надо, они готовы идти на любые жертвы ради близких и любимых. Ралф Эмерсон, американский поэт и философ, когда-то сказал: «Единственная награда за добродетель есть сама добродетель». Это так, ведь недаром же маленькая русалочка жертвуют жизнью ради высокой любви. Во имя светлой веры в победу доброго сердца над злом. Тема немой, обреченной, но самоотверженной, верной до конца любви, всесильной наперекор обстоятельствам, наперекор беспомощности и униженности героя, постоянно повторяется в сказках Андерсена. В сказках все взаимосвязано. Это относится и к людям, и к животным, и к растениям. Отношения любви, дружбы, взаимопомощи охватывают в андерсеновских сказках весь мир. И сила добра, в конечном счете, торжествует над силами зла. И эта победа и есть главная награда добродетели и наказание порока. 5.1 Методика исследования. 5. Результаты анкетирования Чтобы изучить интерес к сказкам Андерсена, вместе с учителем Гамидовой Тамай Рамазановной мы составили анкету для учеников, которая проводилась во 2-4 классах. В анкетировании участвовали всего 7 учеников: 2 человека из 2 класса и 3 человека из 3 класса, 2 человека из 4 класса. Анкета состояла из 2 вопросов о сказках Андерсена. <Приложение 1>. По каждому вопросу было подсчитано количество одинаковых вариантов ответов и переведено в процентное соотношение. 8

9 Так же на уроке учитель попросил нарисовать свое представление о добре и зле. 5.2 Анализ результатов анкетирования. На первый вопрос:- Какие из перечисленных сказок Г.Х.Андерсена вы знаете? Ответы по большинству положительных ответов расположили сказки следующим образом: 1. «Снежная королева» - 100% 2. «Дикие лебеди» - 100% 3. «Дюймовочка» - 100% 3. «Русалочка» - 100% 4. «Гадкий утѐнок» - 86% 5.«Пастушка и трубочист» - 86% 6. «Соловей» - 43% Это значит, что большинство современных школьников лет знают сказки Г.Х.Андерсена. Второй вопрос - задание показал следующие результаты. 9

10 Надо было знаком «+» отметить тех главных героев, которые на ваш взгляд в сказках обладают добродетельными качествами, а знаком «-» тех героев, которые в сказках обладают порочными качествами. «Дикие лебеди» + -- «Русалочка» + -- Принцесса Элиза 100% Русалочка 100% Фея 100% Морская ведьма 100% Мачеха 100% «Снежная королева» + _ + _ «Дюймовочка» Снежная королева 14% 86% Дюймовочка 100% Герда 100% Крот 28% 72% Маленькая разбойница 71% 29% Мышь 34% 66% «Гадкий утенок» + _ «Пастушка и + трубочист» Гадкий утенок 100% Пастушка 100% Птичий двор 71 29% Трубочист 100% Два диких гусака 86% 14% Китаец 14% 86% Результаты показывают что, что большинство учащихся, верно, определяют добродетельные и порочные качества главных героев сказок. Радует что, некоторые даже смогли указать проявление одним героем и добродетельных поступков и порочных. Дети ценят и любят сказки этого доброго, насмешливого, великого сказочника. Андерсен помогает людям ценить красоту жизни, любить труд, добро, мужество и справедливость. 10

11 6.Заключение. Сказки Андерсена учат нас большим человеческим чувствам, учат и детей и взрослых, их знают и любят дети и взрослые всего мира. Работая над этим проектом, мы еще раз в этом убедились. Нам было интересно узнать, как в сказках Г.Х.Андерсена показывается проявление нравственных и отрицательных свойств характера человека - и у нас это получилось. Даже в процессе работы над проектом мы вновь прочитывали уже известные нам сказки и по-новому оценивали действия главных героев. Узнали, какие сказки Г.Х.Андерсена известны нашим школьникам. Нам было интересно узнать, как ученики оценивают качества главных героев. Конечно, нашей работой мы не решим проблему воспитания нравственного человека, но получилось показать, что сказки помогут это сделать. Так же мы предлагаем памятку «Как стать добрым человеком» и игру «Гадаем на ромашке». Надеемся, они пригодятся учителям и школьникам. Ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным, но мы призываем всех стремиться к этому, стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения. А закончить мы хотим строчками песенки Леопольда «Если добрый ты это хорошо, а когда наоборот - плохо» 11

12 7. Источники 1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. М. : Просвещение, Сказки Г.Х.Андерсена. 3. Результаты опроса. 4.Интернет-ресурсы 12

13 8. Приложения Приложение 1. Анкета Цель: изучить интерес к сказкам Г.Х.Андерсена 1.Какие из перечисленных сказок Г.Х.Андерсена вы знаете? (да,нет) «Дикие лебеди» «Снежная королева» «Русалочка» «Дюймовочка» «Соловей» «Пастушка и трубочист» «Гадкий утенок» 2. Знаком «+» отметьте тех главных героев, которые в сказках обладают добродетельными качествами, а знаком «- «тех героев, которые в сказках обладают порочными качествами «Дикие лебеди» «Русалочка» «Соловей» «Снежная королева» Принцесса Элиза Русалочка Соловей Снежная королева Фея Мачеха Морская ведьма Императ ор Герда Кай Маленькая разбойница «Дюймовочка» «Пастушка и трубочист» «Гадкий утенок» Дюймовочка Пастушка Гадкий утенок Крот Трубочист Птичий двор Мышь Китаец Два диких гусака Я ученик класса 13

14 Приложение 2. ПАМЯТКА Как стать добрым человеком 1. Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе. От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее. 2. Будь добрым к людям! 3. Учись добру у добрых людей! 4. Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай, в первую очередь, людям, попавшим в беду, слабым, больным. 5. Не причиняй зла, тогда будешь становиться добрее. 14


Презентацию подготовила Иванова Ксения 4 «В» класс Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в городке Оденсе, расположенном на острове Фюн. Он жил в бедной семье, мать его была прачкой,

Почему знания о добре и зле важны для людей? Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к

I Международная викторина по литературному чтению «Путешествие в мир сказок Г. Х. Андерсена» (для учащихся 1- классов) Ответы Ответ должен быть представлен строго в виде ОДНОГО СЛОВА или ЧИСЛА (согласно

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас Франческо Петрарка Столько интересных книг

I Международная викторина по литературному чтению «Путешествие в мир сказок Г. Х. Андерсена» (для дошкольников) Ответы Ответ должен быть представлен строго в виде ОДНОГО СЛОВА или ЧИСЛА (согласно условию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа 59 «Перспектива» г. Липецка Образовательный квест «Волшебные сказки Г.Х. Андерсена» (подготовительная к школе группа) Воспитатель:

Всероссийская Литературная Викторина «Сказки и сказочные герои» Фамилия и имя участника Краткое наименование образовательного учреждения, класс ФИО Куратора (педагога) заявки на Портале Перед Вами задания

Цели: Помочь учащимся закрепить понятия Россия, Родина. Отечество, духовный мир человека, культурные традиции. Ввести понятие этика. Светская этика Развивать речь, мышление, воображение учащихся, память,

Цели: Дать понятие, что такое добродетель и порок с точки зрения Аристотеля. Учить отличать человеческие пороки и добродетельные качества человека. Учить анализировать поступки людей. Развивать добродетельные

Классный час «Жизнь дана на добрые дела» Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас. Учитель: Посмотрите на «пушистиков». У них разные настроения. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение

Добродетель- это стремление человека к добру, стремление человека быть похожим на нравственную личность. Противоположность добродетели. Причинение зла. Предосудительный недостаток человека. Свойства характера,

Спектакли для детей Приключения Красной шапочки По мотивам одноименной сказки Шарля Перро. Этот спектакль- совершенно новая история о Красной Шапочке. И на этот раз мама отправляет свою любимую дочку к

Литература 5 класс снежная королева ответы на вопросы >>>

Литература 5 класс снежная королева ответы на вопросы >>> Литература 5 класс снежная королева ответы на вопросы Литература 5 класс снежная королева ответы на вопросы Они встретили маленькую разбойницы

Сказкотерапия воспитатель средней группы Першикова Светлана Павловна Что такое сказкотерапия? Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки,

I Международная викторина по литературному чтению «Путешествие в мир сказок Г. Х. Андерсена» (для учащихся -5 классов) Ответы Ответ должен быть представлен строго в виде ОДНОГО СЛОВА или ЧИСЛА (согласно

Конспект занятия «Воспитание толерантности сказкой» Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми в подготовительной группе по реализации образовательной области «Познавательное

МКОУ «Специальная школа 106» Классный час «Нравственные ценности» Подготовила и провела: Шепелева А.С., классный руководитель 7 класса Новокузнецкий городской округ Нравственные ценности Цели Формирование

«Сказка ложь, да в ней намек» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественное слово. Программное содержание: Учить строить человеческие взаимоотношения на основе

Тема: Урок обобщения по сказке Г.Х Андерсена «Снежная Королева» Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева» Задачи: I. Дидактические. 1.

Аннотация А почему бы на время не забыть о заботах, рутине и серых буднях? Почему бы не сделать паузу и отдохнуть, почитав что-нибудь для души? Мы предлагаем вам очень действенную терапию сказочную! У

Цели: Образовательная продолжить формирование представлений о добре и зле как категориях светской этики Закрепляющая закрепить понятия о добре и зле как нравственных категориях; научить различать проявления

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» модуль «Основы светской этики» Планирование составлено на основе государственной программы общеобразовательных

Классный час на тему «Добро и зло» I. Орг.момент. Психологический настрой. Открываем двери в сказку, чтоб не потеряться, Вы должны всегда, ребята, за руки держаться. Только дружная команда справится с

Литературная викторина по сказке «Снежная королева», посвященная 210-летию со дня родения датского писателя-сказочника Ганса Христиана Андерсена Прозвенел уже звонок. Начинается урок. В путешествие пойдём.

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе Тема: Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Сравнительный анализ. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Цель урока: обобщить и систематизировать

Урок 5 Угадай героя сказки Герой добрый или злой? Почему Вы так решили? Берегись болезнь любая: Грипп, ангина и бронхит. Всех на бой вас вызывает Славный доктор... Угадай героиню сказки Героиня добрая

Научно-исследовательская работа Русский язык Основные черты характера героев в сказках о животных Выполнила: Воронкова Мария Олеговна Учащаяся 3 «Б» класса МБОУ «Школа 77» г. Казани Руководитель: Савина

1 Планируемые результаты Результаты Ученик научится Ученик сможет научиться Личностные -- развивать, формировать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе применять знания о правах

Пояснительная записка Рабочая программа по основам светской этики составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы

Урок 2 Каких героев России вы знаете? В чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов вы знаете, чем они знамениты? Есть ли среди ваших родственников те, кто много

Путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена. 1класс. Автор: Бартенева Надежда Николаевна, учитель начальных классов, МКОУ СОШ 1. г. Макарьев. Описание материала: предлагаю разработку классного часа «Путешествие

МОУ Юровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Урок литературы в 6 «А» классе Тема: «М.М. Пришвин «Кладовая солнца. Настя и Митраша.» Учитель русского

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. cказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными

10 КНИГ, КОТОРЫЕ ЛЮБЯТ ВСЕ ДЕТИ Есть вещи, которые обязан делать каждый нормальный взрослый человек. И, может быть самая главная обязанность читать детям книги. Особенно на ночь. Не перекладывать свои

Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой» Радость встречи с книгой Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком

Урока литературы в 7 классе «Урок милосердия в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе», учитель русского языка и литературы Неляпина Н. А. Тема: Урок милосердия в повести В. Г. Короленко «В дурном

Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой» Подготовила: Лукьянова С.Н. Радость встречи с книгой Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребёнка,

Автор: Облов Максим Образовательное учреждение: Школа 1539 СП1 Класс: 5 «Г» Москва, 2018 Научный руководитель: Фролова Н.С. Учитель русского языка и литературы В современном мире среди подростков существует

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа 26 с углубленным изучением отдельных предметов» Приложение к Основной образовательной программе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Зайцевская основная общеобразовательная школа» Классный час «Жизнь дана на добрые дела» Составитель Кузьминова Н.А., учитель начальных классов «Жизнь

Классный час «Доброта творит чудеса» Хомич С.В. Цель: довести до сознания детей, что доброта - одно из лучших качеств человека. Задачи: - научить детей видеть и чувствовать этот мир; ощутить понятие добра;

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества «Рассвет». План-конспект мастер-класса ДО «Умелые руки» на тему: Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди».

Направление: «Я человек» УРОК ДОБРОТЫ педагог Кузнецова С.В., Красноярская общеобразовательная школа 5 Класс: 3 «Б» (умеренная степень умственной отсталости) Цель: формирование представлений о добре и

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 12 «Золотая рыбка» Конспект занятия по познанию в старшей группе «Уроки доброты» Составила: Барахтенко

ПРОЕКТ Тема: «Умеют ли дети писать сказки?» Выполнил: ученик 2 «Б» класса школы 1237 Слёзкин Филипп Куратор: Волкова. Е.В. 2013 год г.москва ЦЕЛЬ: Доказать, что дети умеют писать сказки и что написанные

Задания дистанционного интеллектуального марафона «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для обучающихся 4-х классов 2015-2016 учебный год Сроки проведения с 08.02.2016года по 10.03.2016года

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 2» Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур

Технологическая карта занятия. Класс: 6. Учитель: Гостюхина Любовь Николаевна Тема урока: «Снежная королева» Х.- К. Андерсен Тип занятия: комбинированный. Общая дидактическая цель по типу занятия: формирование

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж музыкально - театрального искусства имени Г.П. Вишневской» (ГБПОУ г Москвы

«Целительная сила сказок» Цель проекта: исследовать жизнь и будущее сказки Задачи Исследовать интерес к сказке у учащихся нашей школы. Способствовать развитию интереса к устно- му народному творчеству.

Цели: Образовательная познакомить с основными этическими понятиями: добро и зло Развивающая развитие умения анализировать, активно воспринимать и осмысливать информацию Воспитательная воспитывать стремление

Классный час в 3 классе «Какие мы?» Тема: «Радуга человеческих качеств» Цели: показать, что человеческие качества основа нравственного поведения человека. Задачи: *сформировать у обучающихся представление

Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей! Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние. Г. Адамс ею. Профессию можно выбирать, любить, гордиться или тяготиться

Администрация города Магнитогорска Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 4» города Магнитогорска 455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск,

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Учение и трудолюбие» Цуркан Светлана Сергеевна, воспитатель МБДОУ 14 Образовательные задачи:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа 2» Принято Педагогическим советом школы Протокол от 30.08.206 г. Утверждено Приказом 250 от 3.08.206




Золушка В сказке добродетели Золушка и фея. В сказке Золушка добродетели Золушка и фея. Не смотря на то, что с Золушкой плохо обращались, она всё равно была доброй и делала свою работу не ожидая награды. Не смотря на то, что с Золушкой плохо обращались, она всё равно была доброй и делала свою работу не ожидая награды. Фея помогла Золушке осуществить мечту. Фея помогла Золушке осуществить мечту.


Мальчик–с пальчик В сказке Мальчик-с пальчик один добродетельный герой Мальчик-с пальчик. В сказке Мальчик-с пальчик один добродетельный герой Мальчик-с пальчик. Мальчик-с пальчик мог сам спастись от людоеда и сбежать, но он остался и помог своим братьям, не смотря ни на что… Мальчик-с пальчик мог сам спастись от людоеда и сбежать, но он остался и помог своим братьям, не смотря ни на что…


Угадай сказку Эта сказка о девушке, которую прокляла колдунья. Колдунья сказала, что, когда девушке исполнится шестнадцать лет, она уколется о веретено и умрёт. Но добрая фея, которая ещё не дала свой дар, сказала, что она не умрёт она уснёт… Эта сказка о девушке, которую прокляла колдунья. Колдунья сказала, что, когда девушке исполнится шестнадцать лет, она уколется о веретено и умрёт. Но добрая фея, которая ещё не дала свой дар, сказала, что она не умрёт она уснёт…

Почти любая сказка повествует о борьбе добра и зла. Не явилась исключением и сказка датского сказочника Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева».

Добро в этой сказке представлено образом Герды и всех тех персонажей, которые ей помогали. Зло воплощает жестокая Снежная королева и коварный тролль.

Начинается сказка с того, что жестокий тролль создал зеркало, превращающее все хорошее в плохое. Это зеркало затем разбилось на множество кусочков. Осколки этого зеркала превращали людей в эгоистов и черствых людей. Тролль был бесконечно этому рад. Ему и его ученикам нравилось смеяться над людьми и делать их злее и бездушнее. От этого поднималось их настроение.

Осколок попадает и в сердце Кая. пользуется случаем и забирает его к себе в ледяной плен. Она нередко приводила в свой дворец маленьких детей, чтобы изменить их характер. Они становились равнодушными ко всему. Для нее это было ради развлечения и освобождения от скуки. Снежная королева привыкла, что ей все подчиняются. Она чувствовала свое всемогущество.

Простая девочка, лишенная всяких магических свойств, не побоялась вступить в конфликт со злой волшебницей. – маленькая девочка, которая ради дружбы готова на многое. Она преодолевает различные трудности, не жалея собственных сил. Тяжело ей или нет – она не останавливается в середине пути и отважно идет до самого конца. Все ради того, чтобы спасти своего близкого друга Кая. Кай – это тоже представитель добра. Ведь на самом деле его сердце доброе и заботящееся. Он способен видеть в самых обычных вещах что-то особенное, уникальное и прекрасное. Под влиянием осколков и чар Снежной королевы он утрачивает способность к любви, однако истинное лицо еще можно спасти. И Герда делает это. Но она не смогла бы растопить ледяное сердце Кая без своих помощников.

Река и роза рассказывают Герде, что ее друг жив. Принцесса и принц делятся с героиней одеждой, а также дают ей карету. Маленькая разбойница спасает Герду от смерти. Лапланка и финка оказывают помощь в нахождении замка. Ворон и ворона показывают путь ко дворцу принцессы. Северный олень сопровождает Герду в пути. Помогают героине даже ангелы, которые спускаются с небес. Все они – добро в сказке «Снежная королева».

Есть в сказке и образ колдующей старушки, которая пытается оставить Герду у себя. Эту героиню можно отнести к отрицательным персонажам – представителям зла.

Добро и зло в произведении противопоставлено друг другу. Однако мораль сказки ясна: добро всегда побеждает зло. Способность любить, дружить и защищать себя и своих близких всегда поможет одержать победу в этой нелегкой битве.

Слезы Герды разрушили чары злой королевы, они растопили ледяное сердце . Потому что перед огромной любовью простой героини сила холодной волшебницы ослабевает.

Ганс Христиан Андерсен показывает, что ни возраст, ни социальное положение, ни способность к волшебству не влияет на победу. Чистое и милосердное сердце – вот, что необходимо человеку в борьбе со злом.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Творческий проект

«ПО СКАЗКАМ Г.Х. АНДЕРСЕНА»

Макарова Галина Леонидовна, педагог дополнительного образования

Надым, 2015

Самой удивительной сказкой является жизнь человека.
Г.Х. Андерсен

    Актуальность проекта.

Так уж издавна повелось, что во все времена и у всех народов долгими зимними вечерами, когда за окошком завывала вьюга, а луна тускло светила из-за туч, люди слушали сказки. Слушали их и в деревнях, и на хуторах, уютно устроившись у тёплых очагов, слушали в городах у каминов. И вставал перед слушателями волшебный мир. Его населяли эльфы и русалки, колдуны и лешие, гномы, великаны, Баба Яга и Кощей Бессмертный.

Сказка говорит о смысле жизни, объясняет явления природы, свойства растений, животных и птиц. Сказка повествует о фантастических мирах и о предметах, которые повседневно окружают человека, она уносит в мир неизведанного. В сказках переплетаются волшебство с весёлой шуткой и серьёзными нравоучениями.

Много таких сказок написал датский писатель Г.Х. Андерсен. Не всегда добродушный и безобидный, а зачастую ироничный и насмешливый, он не стеснялся открывать глаза людям на их общественные и житейские пороки.

За долгую жизнь он создал множество сказок. Ярких, неповторимых и увлекательных, которые превозносили благородные качества человека. И разве не о преданности, верности, благородстве рассказывают «Стойкий оловянный солдатик» и «Пастушка и трубочист», «Дикие лебеди» и «Русалочка», и многие, многие другие сказки?

Давайте вспомним маленькую Элизу из сказки «Дикие лебеди», которая самоотверженно борется с волшебными злыми чарами, чтобы спасти своих братьев, превращённых злой королевой в диких лебедей. Она даже сплела из жгучей крапивы рубашки. А Фея – помогла принцессе Элизе расколдовать братьев. Герои Андерсена обычно добиваются счастья благодаря своей мудрости, доброте, благородству.

Но есть в сказках Андерсена и герои, которые совершают порочные поступки. Так, в сказке «Русалочка», морская ведьма, отдавая русалочке напиток, отрезала ей язычок, и русалочка не могла больше ни петь, ни говорить! А когда русалка танцевала, и ножки ее касались земли, ей было так больно, как будто она ступала на острые ножи.

Вот так автор в каждой своей сказке, в сравнении с добродетельными качествами, показывает проявление порока. Иногда даже в одном человеке. Пример маленькой разбойницы в «Снежной королеве». Она была необузданная и своевольная, ужасно избалована и упряма. Каждый вечер щекотала северного оленя под шеей своим острым ножом – ее веселило, что он этого страшно боялся. Но история Герды ее взволновала, и она отпустила и Герду, и северного оленя. И даже дала с собой хлеб и ветчину. Вот так в одном герое присутствует и добродетель и порок.

Идея проекта: показать учащимся на примере сказок Г.Х. Андерсена две противоположные характеристики личности – добродетель и порок, оценить действия главных героев.

2. Цель проекта.

    Развитие актерского мастерства через воплощение образов героев по сказкам Г.Х. Андерсена.

3. Задачи проекта.

    Приобщение учащихся к художественной литературе через жизнь и творчество Г.Х. Андерсена.

    Развитие эмоционального восприятия сказок.

    Умение передавать образы героев в процессе инсценировок сказок.

    Развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Подготовительный этап (ноябрь 2014г)

Практический этап

(ноябрь-декабрь 2014г..)

Заключительный этап

(декабрь 2014 г.)

    поиск литературы про жизнь и творчество Г.Х. Андерсена;

    подбор сказок для инсценировок;

    планирование этапов проекта;

    разработка концепции проведения творческого мероприятия

    знакомство с жизнью и творчеством Г.Х. Андерсена;

    чтение сказок Андерсена;

    обсуждение прочитанных сказок и анализ героев и их поступков;

    распределение ролей;

    сценические репетиции отрывков по сказкам Г.Х. Андерсена;

    оформление сцены, подготовка реквизита и костюмов к выступлениям

    презентация творческого проекта «По сказкам Г.Х. Андерсена»

    освещение о проведении мероприятия в СМИ.

5. Методы и формы деятельности.

    Работа с литературой.

    Практические занятия, индивидуальные и групповые репетиции.

    Театрализованная презентация творческого проекта.

6. План мероприятий по реализации проекта:

этапа

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Ответственные исполнители

Подготовительный этап

Поиск и отбор литературы про жизнь и творчество Г.Х. Андерсена;

Выбор сказок с целью их инсценировок;

Разработка концепции проведения творческого мероприятия

Ноябрь

(1-2 неделя)

Макарова Г.Л. педагог ДО;

Практический

этап

«Интерактивная презентация»: знакомство с жизнью и творчеством Г.Х. Андерсена.

«Литературная гостиная»:

Прочтение сказок и обсуждение героев: «Лизочка у колодца», «Девочка со спичками», «Пастушка и трубочист», «Свинопас», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Снеговик», «Снежная Королева», «Штопальная игла»;

Распределение ролей, чтение по ролям;

«Творческая мастерская» :

Разработка сценарного хода театрализованной презентации проекта «По сказкам Г.Х. Андерсена»;

Постановка и репетиция инсценировок сказок Г.Х. Андерсена;

Подготовка костюмов, атрибутов

Ноябрь

(2-4 неделя)

Декабрь

(1-3 неделя)

Заключительный этап

Презентация творческого проекта «По сказкам Г.Х. Андерсена»;

Подведение итогов мероприятия.

Освещение в СМИ.

Декабрь

(последняя неделя)

Макарова Г.Л. педагог ДО; учащиеся учебного объединения «Театр и мы»

7. Предполагаемые результаты:

    поддержание интереса учащихся к изучению жизни и творчества Г.Х. Андерсена;

    развитие эмоциональной отзывчивости к героям сказок;

    развитие техники актерского мастерства;

    совершенствование коммуникативных форм поведения.

8. Литература:

    Википедия ru.wikipedia.org;

    Андерсен Х.-К. Сказка моей жизни: Отрывок: [Детство] // Дет. лит-ра.-2001.- 4.- С. 40-47.

    Браудс Л.Ю. К читателю // Андерсен Х.-К. Сказки. Истории.- М., 1987.- С.5 - 6.

    Зюзюкин И. Сказка его жизни // Смена. – 2000. - 9. – С.240-251.

    Осанова Н.Н. Г.-Х. Андерсен и его сказка «Свинопас» // Уроки лит-ры. – 2001. - 8. – С.1-12.

    Сивоконь С. Ханс Кристиан Андерсен «Сказка моей жизни» // Дет. лит. – 2001. - 4. – С.38-39.

    Фиников В. Ганс Христиан Андерсен // Андерсен Г. Х. Сказки. – М., 1987. – С.5-14.

9. Приложение:

    Сценарный ход творческой презентации проекта «По сказкам Г.Х. Андерсена» (№1);

    Биография Г.Х. Андерсена (№2);

    Список необходимого оборудования (костюмы, бутафория №3).

Приложение №1

СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

«ПО СКАЗКАМ Г.Х. АНДЕРСЕНА»

Цель – развитие актерского мастерства через сказки Г.Х. Андерсена.

Задачи:

    приобщение учащихся к художественной литературе через жизнь и творчество Г.Х. Андерсена;

    развитие эмоционального восприятия сказок;

    умение передавать образы героев в процессе инсценировок сказок;

    развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Этапы мероприятия:

    биография Андерсена (презентация);

    инсценировки сказок.

Вед.: 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (Дания). Отец Андерсена был сапожником и, по воспоминаниям самого Андерсена, «богато одаренной поэтической натурой». Он и привил будущему литератору любовь к книгам: по вечерам читал вслух Библию, исторические романы, новеллы и рассказы. Для Ганса Христиана отец построил домашний кукольный театр, а пьесы его сын сочинял уже сам. Начальное образование Андерсен получил в школе для бедняков. Учился Андерсен плохо, уроков почти не готовил. Гораздо с большим удовольствием он рассказывал друзьям вымышленные истории, героем которых был сам. Этим историям, разумеется, никто не верил. Однажды одна девочка подарила ему белую розу. Может быть именно ей он и посвятил стихотворение «Лизочка у колодца» (выходит девочка. она играет куклой )

Колодец вырыт подле дома.

Подходит Лизочка к нему,

Глядит, задумавшись невольно,

В его таинственную тьму. (заглядывает в колодец )

Малютке мама говорила,

Что в том колодце есть приют

Иль магазин такой, откуда

Порою деток достают...

Да, да! И даже крошка Лиза,

Над ним стоящая теперь,

Тому назад четыре года

На свет пришла чрез ту же дверь.

В колодец долго смотрит Лиза. -

Ужель детей там больше нет?

Иль все попрятались за камни

До появления на свет? (кричит в колодец ау!)

Наверно, все живут в колодце:

Ведь я сама же там была!..

Да и теперь там на поверхность,

Я вижу, девочка всплыла! (смотрит в колодец)

Вишь, улыбается плутовка!

Ну! вылезай ко мне скорей!

Она на Лизочку похожа

Лицом и золотом кудрей!

Ах! если 6 только эту крошку

Могла достать оттуда я!

Она куда красивей, лучше,

Чем кукла глупая моя!.. (сердится на куклу и тащит ее за руку)

перевод В. Величко.

Вед.: В 14 лет Андерсен решил, что станет актером и отправился путешествовать в Копенгаген. Он очень хорошо пел высоким голосом и все думали что это звучит голос девочки. А сам он был очень высокий и нескладный и когда вышагивал по улицам Копенгагена, размахивая длинными руками то походил на аиста или на фонарный столб. Воображение его было необычным и просто божественным, как в сказке «Принцесса на горошине» (инсценировка сказки)

Королева : Мой сын решил взять в жены принцессу, да только настоящую. Он объехал весь свет. Принцесс полно, а вот настоящие ли они? (слышен звук дождя и гремит гром) . Ой какая сегодня буря. Гремит гром, дождь льет как из ведра! Ужас, что такое! (слышен стук в дверь) . Кто то стучит! (заходит принцесса) .

Боже на кого она похожа от дождя и непогоды! Вода стекает прямо в башмаки. Принцесса : Я настоящая принцесса!

Королева: Ну-ну, мы это разузнаем. Сейчас соберем все тюфяки и подушки, а снизу положим одну маленькую горошину (кладет горошину под подушки). Раз, два…всего двадцать тюфяков. Спокойной ночи!

Королева: (утром) Ну как Вам спалось!

Принцесса: Ужасно, очень плохо! Я всю ночь не сомкнула глаз. Бог знает, что у меня было в постели. Я лежала на чем то твердом и теперь у меня все тело в синяках. Это просто ужас что такое!

И тут все поняли, что она настоящая принцесса.

Королева: Еще-бы она почувствовала горошину через 20 тюфяков. Такой нежной может быть только настоящая принцесса.

Принц взял ее в жены. Теперь-то он знал, что берет настоящую принцессу. А горошина попала в Кунц-камеру, где ее можно увидеть и поныне, если ее никто не стащил. Знайте что это истинная история.

Вед.: В детстве Андерсен сам очень любил мастерить куклы. Он организовывал спектакли для детей и получал от этого удовольствие. Как сказочнику ему не было равных. Но его сказки часто имели грустный оттенок и трагический конец. Как в сказке «Девочка со спичками» (инсценировка)

Как холодно было в тот вечер. Шел снег. И сумерки сгущались.

Девочка: (ежится от ветра и холода) Я нищая девочка. Бреду босиком и ножки мои покраснели и посинели от холода. В кармане моего старенького передника лежит несколько пачек серных спичек. За весь день я не продала ни одной спички и мне ни дали ни гроша.

Я голодна и замерзла, я так измучилась (смотрит на снег) . Снежинки садятся на мои белые локоны (кружится) . Я и не подозревала что они такие красивые! Ой как пахнет жаренным гусем! Сегодня канун Нового года (вспоминает) . Отец прибьет меня, если узнает, что я не выручила ни гроша (греет руки дыханием) Руки совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички (зажигает спичку) . Удивительная свечка. Как славно пылает в ней огонь. Каким теплом от него веет (смотрит в окно) . Какой в этом окне стол с белоснежной скатертью. И блюдо с жаренным гусем, начиненным яблоками и черносливом (переходит к другому окну). А там роскошная рождественская елка! Тысячи огней горят на ее ветках. Огоньки поднимаются все выше и выше и превращаются в звездочки! (смотрит в небо) . Вон одна звезда упала! Бабушка говорила: «Когда падает звездочка, это чья-то душа отлетает к богу. (кричит) Бабушка! Возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, (тихо засыпая) исчезнешь как теплая печка, как вкусный жаренный гусь и чудесная елка…(замерзает).

Вед.: Писателя Андерсена заметил король Дании - Фредерик-6. На пособие короля наш сказочник отправился путешествовать. Он так полюбил странствия по Европе, что совершил 29 путешествий. Потом он написал: «Жить-значит путешествовать». Первый сборник сказок «Сказки рассказанные детям» вышел в 1835 году. Андерсеном написано 156 сказок. Они переведены на 100 языков мира. Сказки разбежались по свету мгновенно. Он стал всемирно знаменитым сказочником. А какие сказки вы знаете?

Инсценировка сказки «Снеговик»

Снеговик : (стоит мнется) Так и хрустит во мне! Славный морозец! Ветер-то, ветер-то так и кусает! Просто любо! (смотрит на солнце)

А ты что таращишься пучеглазое? Впрочем валяй –валяй. Я и не моргну устоим! (смотрит за солнцем). Ишь с другой стороны ползет! Я все-таки отучил его пялить на меня глаза. Пусть себе висит и светит потихоньку, чтобы мне было видно себя (старается сдвинуться). Ах, как бы мне ухитриться сдвинуться с места? Так бы и побежал туда на лед покататься как давеча мальчишки (вздыхает). Беда, не могу сдвинуться с места (слышит лай собак).

- О чем ты толкуешь дружище? Вон та пучеглазая выучит меня двигаться. Она сама-то удрала от меня давеча. Я так пристально смотрел на нее в упор, а теперь вон опять выползла с другой стороны! (лай собак) .

Не пойму я тебя что-то. А сдается мне ты сулишь мне не доброе? То красноглазое, что зовут солнцем, тоже мне не друг. Я уж чую (лай). Ну кто эти двое? Ты ведь живешь тут подольше меня. Знаешь ты их? Эх славный морозец! (лай). Ну-ну, рассказывай. Только не греми цепью, а то меня просто коробит (уходит поскрипывая снегом) .

Вед.: Своих детей у Андерсена не было. Ведь он так и не женился. Но как же он любил детей, раз сочинял такие интересные сказки. События в сказках происходят и на дне морском.

Инсценировка сказки «Русалочка»

Ведьма колдует,входит Русалочка.

Ведьма: Знаю, знаю зачем ты пришла. Глупости ты затеваешь. Ну да, я помогу тебе на твою же беду красавица. Ты хочешь отделаться от своего рыбьего хвоста? И получить вместо него две подпорки, чтобы ходить как люди? Хочешь, чтобы принц полюбил тебя? Ну ладно, ты пришла вовремя. Приди ты завтра по утру, было-бы поздно. Я изготовлю тебе питье и до восхода солнца выпей его до капли. Тогда твой хвост раздвоится и превратится в пару стройных ножек. Но тебе будет так больно (пугает), что ступать ты будешь как по острым ножам. Твои ноги будут кровоточить. Вытерпишь все это? Тогда я помогу тебе!

Русалочка: Да!

Ведьма: (кричит) Не видать тебе ни морского дна, ни отцовского дома, ни сестер своих! А если принц не полюбит тебя и не сделает своей женой, ты погибнешь с первой-же зарей! Твое сердце разорвется на части и ты станешь пеной морской!

Русалочка: Пусть!

Ведьма: (вкрадчиво) А еще ты должна заплатить мне за помощь, и я не дешево возьму. У тебя чудесный голосок, ты должна отдать этот голос мне! Русалочка: Если ты возьмешь мой голос, что же останется мне?

Ведьма: Твое прелестное личико, твоя плавная походка, твои горящие глаза! Русалочка: Хорошо!

Ведьма: Чистота- лучшая красота! Пей! (подает напиток).

Вед.: Память об Андерсене увековечена: статуя Русалочки в Копенгагене, статуи Андерсена в Оденсе, Москве, Нью-Йорке. Есть премии имени Ганса Христиана Андерсена, выпущена серия марок, под Петербургом построен детский развлекательный комплекс сказочных героев. Сказки его реалистичны, наполнены легким юмором, сердечной добротой. В его сказках предметы оживают, имеют характеры людей. Есть сказки, которые не так широко известны, такие как «Штопальная игла» (инсценировка сказки)

Выходит игла.

Жила –была Штопальная игла. Она так высоко поднимала свой острый носик, словно была тонкой швейной иголкой.

Игла: Осторожно! НЕ уроните меня, если я упаду то потеряюсь. Я слишком тонка (проходит, тянет нитку). Я хожу не одна, за мной тянется целая свита. (увидев старый башмак) А это что? Старый кухаркин башмак? Фу, какая черная работа. Я не выдержу. Я сломаюсь (шьет башмак). И сломалась! (перегибаясь) И сломалась!

Ну вот, я же говорила, что сломаюсь (с гордостью) . Но кухарка заколола мной шейный платок. Вот теперь я брошка. Я всегда знала, что займу высокое положение. В ком есть толк, тот не пропадет (всматриваясь). Позвольте спросить, булавка, а вы из чистого золота? При этом она выпрямилась и вылетела из платка прямо в канаву .

Игла: Ну что-ж, я не прочь отправиться в плаванье. Только бы не утонуть. Я иду ко дну (себе). Не надо падать духом (видит осколок). Я брошка, а вы кто, бриллиант! Ах, нет, это бутылочный осколок.

Мальчик: Ай! вдруг вскрикнул один из мальчишек . Гляди, что это за штука?

Игла: (обиженно) Я не штука, я барышня. Только бы не захворать морской болезнью. Апчхи! Я не перенесу, я такая хрупкая. Я не выдержу, не выдержу!

Мальчик: Ну и пусть себе лежит!

Вед.: По сказкам Андерсена снято множество фильмов и мультфильмов. Многие из них нам знакомы. Во всех сказках есть поучительное зерно. Жадность, ханжество, высокомерие наказано в сказке «Свинопас» (инсценировка сказки).

Во дворце Король, Принцесса, Фрейлины. Входит Принц.

Принц: Это настоящая роза.

Принцесса: Фи!.. Она не искусственная, она настоящая?

Фрейлины: Фи! Фи! Фи!

Принц: Это настоящий соловей. Спой, Соловушка! (поет соловей)

Фрейлины: Супер, шарман, Очаровательно!!!

Король: Как эта птичка напоминает музыкальную табакерку! Тот же тембр, та же подача звука. Да! Да!

Принцесса: Надеюсь, эта птичка ненастоящая?

Принц: Самая настоящая!!!

Принцесса: Так пусть летит куда захочет (смеется).

В саду Принцесса гуляет с Фрейлинами, Принц появляется переодетый в свинопаса.

Принц: Этот горшочек волшебный. Подержишь над ним руку и узнаешь все городские новости.

Принцесса: Я тоже хочу такой горшочек. Значит свинопас у нас образованный? Спросите у него сколько стоит этот инструмент?

Фрейлины: (спрашивают) Что возьмешь за горшочек? Сколько он стоит? Можно даром?

Принц: Десять поцелуев Принцессы!

Фрейлины: Как можно! Это наглость! Неслыханная дерзость!

Принц: Дешевле нельзя!

Принцесса: Что он сказал?

Фрейлины: Право же и повторить нельзя! Ужас что сказал! Дерзость!

Принцесса: Так шепните мне на ушко. Вот нахал! Пойдите, спросите может он возьмет десять поцелуев моих Фрейлин?

Принц: Нет, спасибо! Десять поцелуев Принцессы или горшочек останется у меня.

Принцесса: Как это неприятно. Ну ничего не поделаешь. Придется вам окружить нас, чтобы никто не подсмотрел.

Фрейлины окружают и считают 1.2….10.

Фрейлины: Теперь мы узнаем, что готовится на ужин у судьи? У портного? Во дворце? Свиная отбивная. Что-то восточное. Яблочный штрудель.

Принц: Это волшебная свирель. Она играет все вальсы и польки! (играет, все начинают танцевать)

Принцесса: Какая прелесть! В жизни ничего не слыхивала лучше! (обращается к Фрейлинам) Спросите, сколько стоит этот инструмент, но целоваться я больше не стану! (спрашивают у Принца)

Фрейлины: Но он просит 100 поцелуев!

Принцесса: Да он с ума сошел! (подумав) . Надо поощрять искусство! Скажите ему, что я дам 10 поцелуев, а остальные он возьмет с моих Фрейлин.

Фрейлины: Да нам бы не хотелось…

Принцесса: Вздор! Уж если я согласилась целовать, то вы и подавно. Не забывайте, что я плачу вам жалованье!

Принц: 100 поцелуев или каждый останется при своем!

Принцесса: Окружите нас (Фрейлины окружают и считают 1.2…100)

Король: Что это за шутки? Вон отсюда! Оба вон из моего государства и немедленно!

Принцесса: Ах я несчастная! Отчего я не вышла замуж за красавца Принца?

Принц: Ты не оценила Принца, а согласилась целовать свинопаса? Поделом-же тебе.

Принцесса: Ах, до чего же мне не повезло! (плачет и убегает)

Вед.: Пусть сказки Г.Х. Андерсена помогут вам понять, что хорошие поступки и дела могут растопить самое холодное сердце!

(все герои выходят и кланяются)

СНИП СНАП СНУРРЕ- СНУРРЕ БАЗИЛЮРРЕ!

Приложение №2

БИОГРАФИЯ Г.Х. АНДЕРСЕНА

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (Дания). Отец Андерсена был сапожником и, по воспоминаниям самого Андерсена, «богато одаренной поэтической натурой». Он и привил будущему литератору любовь к книгам: по вечерам читал вслух Библию, исторические романы, новеллы и рассказы. Для Ганса Христиана отец построил домашний кукольный театр, а пьесы его сын сочинял уже сам. К сожалению, башмачник Андерсен прожил недолго и умер, оставив жену, маленьких сына и дочь.

Мать Андерсена происходила из бедной семьи. В своей автобиографии сказочник вспоминал рассказы матери о том, как в детстве ее выгоняли из дома, чтобы просить милостыню... После смерти мужа мать Андерсена стала работать прачкой.

Начальное образование Андерсен получил в школе для бедняков. Там преподавали только Закон Божий, письмо и арифметику. Учился Андерсен плохо, уроков почти не готовил. Гораздо с большим удовольствием он рассказывал друзьям вымышленные истории, героем которых был сам. Этим историям, разумеется, никто не верил.

Первым произведением Ганса Христиана стала пьеса «Карась и Эльвира», написанная под влиянием Шекспира и других драматургов. Доступ к этим книгам сказочник получил в семье соседей.

1815 год – первые литературные работы Андерсена. Результатом чаще всего становились насмешки ровесников, от которых впечатлительный автор только страдал. Мать едва не отдала сына в ученики к портному, чтобы прекратить издевательства и занять его настоящим делом. К счастью, Ганс Христиан упросил отправить его учиться в Копенгаген.

1819 год – Андерсен уезжает в Копенгаген, намереваясь стать актером. В столице он устраивается в королевский балет учеником-танцовщиком. Актера из Андерсена не вышло, но в театре заинтересовались его драматургическими и стихотворными опытами. Гансу Христиану позволили остаться, обучаться в латинской школе и получать стипендию.

1826 год – выходят несколько стихотворений Андерсена («Умирающее дитя» и др.)

1828 год – Андерсен поступает в университет. В этом же году публикуются его первая книга «Путешествие пешком от Гальменского канала до острова Амагера».

Отношение общества и критиков к новоявленному писателю было неоднозначно. Андерсен становится известным, но над ним смеются за орфографические ошибки. Его уже читают за границей, но с трудом переваривают особый стиль писателя, считая его тщеславным.

1829 год – Андерсен живет в нищете, его кормят исключительно гонорары.

1830 год – написана пьеса «Любовь на Николаевой башне». Постановка состоялась на сцене Королевского театра в Копенгагене.

1831 год – выходит роман Андерсена «Путевые тени».

1833 год – Ганс Христиан получает Королевскую стипендию. Он отправляется в путешествие по Европе, по пути активно занимаясь литературным творчеством. В дороге были написаны: поэма «Агнета и моряк», сказка-повесть «Ледяница»; в Италии начат роман «Импровизатор». Написав и издав «Импровизатора», Андерсен становится одним из самых популярных писателей в Европе.

1834 год – Андерсен возвращается в Данию.

1835 – 1837 годы – изданы «Сказки, рассказанные для детей». Это был трехтомный сборник, куда вошли «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на горошине» и др. Снова нападки критики: сказки Андерсена объявлены недостаточно поучительными для воспитания детей и слишком легкомысленными для взрослых. Тем не менее, до 1872 года Андерсеном было издано 24 сборника сказок. По поводу критики Андерсен писал своему другу Чарльзу Диккенсу: «Дания - такая же гниль, как гнилые острова, на которых она выросла!».

1837 год – выходит роман Г. Х. Андерсена «Только скрипач». Годом позже, в 1838 , написан «Стойкий оловянный солдатик».

1840-е годы – написан ряд сказок и новелл, которые Андерсен издавал в сборниках «Сказки» с сообщением, что произведения адресованы и детям, и взрослым: «Книга картин без картин», «Свинопас», «Соловей», «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Дюймовочка», «Девочка со спичками», «Тень», «Мать» и пр. Особенность сказок Ганса Христиана в том, что он первым обратился к сюжетам из жизни обычных героев, а не эльфов, принцев, троллей и королей. Что касается традиционного и обязательного для жанра сказки счастливого финала, с ним Андерсен расстался еще в «Русалочке». В своих сказках, по собственному утверждению автора, он «к детям не обращался». Этот же период – Андерсен все же становится известен как драматург. Театры ставят его пьесы «Мулат», «Первенец», «Грезы короля», «Дороже жемчуга и злата». Собственные произведения автор смотрел из зрительного зала, с мест для простой публики.

1842 год – Андерсен путешествует по Италии. Пишет и издает сборник путевых очерков «Базар поэта», ставший предвестником автобиографии.

1846 – 1875 годы – без малого тридцать лет Андерсен пишет автобиографическую повесть «Сказка моей жизни». Это произведение стало единственным источником сведений о детстве знаменитого сказочника.

1848 год – написана и издана поэма «Агасфер». 1849 год – публикация романа Г. Х. Андерсена «Две баронессы». 1853 год – Андерсен пишет роман «Быть или не быть». 1855 год – путешествие писателя по Швеции, после которого написан роман «В Швеции». Интересно, что в романе Андерсен освещает развитие новых для того времени технологий, демонстрируя хорошее их знание. О личной жизни Андерсена известно немногое. За всю жизнь писатель так и не обзавелся семьей. Зато часто он был влюблен «в недосягаемых красавиц», причем эти романы были достоянием общественности. Одной из таких красавиц была певица и актриса Иени Линд. Их роман был красивым, но закончился разрывом – кто-то из влюбленных посчитал свое дело более важным, чем семья. 1872 год – Андерсен впервые переживает приступ болезни, от которой ему уже не суждено было вылечиться. 1 августа 1875 года – Андерсен умирает в Копенгагене, в своей вилле «Ролигхед».

Приложение №3

ОБОРУДОВАНИЕ (КОСТЮМЫ, БУТАФОРИЯ, РЕКВИЗИТ)

Костюмы:

1.Лизочка

2. Королева

3. Принцесса

4. Бедная девочка

5. Снеговик

7. Русалочка

8. Штопальная игла

10. Фрейлины

11. Свинопас

15. Пастушка

16. Трубочист

Оформление и бутафория:

1. Дома Дании в снегу из бумаги

2. Снежинки

3. Кубы для мизансцен (кровать для Принцессы, колодец для Лизочки, постамент для Иглы и Русалочки)

5. Подушки

6. Горошина

7. Птица в клетке

8. Алая роза

9. Горшочек

10. Свирель

11. Зеркало