Древние фараоны Египта. Первый фараон Египта. История, фараоны. Происхождение фараонов, периоды истории Древнего Египта. Списки фараонов Когда жили фараоны

Древний Египет – самая таинственная и удивительная цивилизация в истории. Кто начал знакомство с ней, становится ее постоянным почитателем. Древние пирамид...

От Masterweb

04.05.2018 00:00

История египетских фараонов и Древнего Египта в целом захватывающа и таинственна. А деяния великих египетских правителей поистине грандиозны. Это время – время великих походов и масштабных сооружений, прославивших древнеегипетскую культуру на тысячелетия и ставших примером и основой для новаторских идей современности.

Немного о династиях

Сам термин "династия" применялся греками в отношении правителей Объединенного Египта. Всего насчитывается 31 династия египетских фараонов за все периоды существования государства до греко-римского. Они не имеют названий, а нумеруются.

  • В Раннединастический период насчитывается 7 правителей 1-й династии, 5 – 2-й.
  • В Древнеегипетском царстве – 5 фараонов 3-й династии, 6 – 4-й, 8 – 5-й, 4 – 6-й.
  • В Первый Переходный период в составе 7-8-й династий насчитывалось 23 представителя, а в составе 9-10-й – 3. В 11-й – 3, в 12-й – 8.
  • Во Второй Переходный в династическом списке египетских фараонов перечислено 39, входящих в состав 13-й, 11 – 14-й, 4 – 15-й, 20 – 16-й, 14 – 17-й.
  • Период Нового царства открыла одна из самых известных династий – 18-я, в перечне которой насчитывается 14 фараонов, из которых одна женщина. В 19-й – 8. В 20-й – 10.
  • В Третьем Переходном периоде в 21-ю династию входили 8 фараонов, в 22-ю – 10, в 23-ю – 3, в 24-ю – 2, в 25-ю – 5, в 26-ю – 6, в 27-ю – 5, в 28-ю – 1, в 29-ю – 4, в 30-ю – 3.
  • Второй Персидский период насчитывает всего 4 фараона 31-й династии.

В греко-римский период во главе государства обосновываются ставленники Александра Македонского, а затем римского императора. В эллинистический период после Македонского, Филиппа Архерауса и Александра IV это Птолемей и его потомки, причем среди правящих особ были и женщины (например, Береника и Клеопатра). В римский период это все римские императоры от Августа до Лициния.

Женщина-фараон: царица Хатшепсут

Полное имя этой женщины-фараона – Мааткара Хатшепсут Хенметамон, что означает "Лучшая из благородных". Ее отцом был знаменитый фараон XVIII династии Тутмос I, а матерью – царица Яхмес. Она была верховной жрицей самого бога солнца Амон-Ра. Из всех египетских цариц только ей удалось стать правительницей Объединенного Египта.

Хатшепсут утверждала, что она дочь самого бога Ра, что немного напоминает историю о рождении Иисуса: Амон сообщил собранию богов, правда, не через своего посланника, а лично, что у него вскоре родится дочь, которая станет новым правителем всей земли Та Кемет. И в ее правление государство будет еще больше процветать и возвышаться. Как знак признания этого, во время правления Хатшепсут ее часто изображали в облике потомка Амон-Ра Осириса – бога плодородия и властителя Подземного царства Дуат – с накладной бородкой и ключом от Нила – ключом жизни анхом, с царскими регалиями.

Правление царицы Хатшепсут прославил ее любимый архитектор Сенмут, построивший знаменитый храм в Дейр-эль-Бахри, который известен в мировой истории как Джесер-Джесеру ("Святая Святых"). Храм отличается от знаменитых храмов в Луксоре и Карнаке времен правления Аменхотепа III и Рамзеса II. Он относится к типу полускальных храмов. Именно в его рельефах увековечены такие важные культурные начинания царицы, как морская экспедиция в далекую страну Пунт, под которой, многие считают, скрывается Индия.


Также царица Хатшепсут особое внимание обращала на возведение грандиозных архитектурных памятников в государстве: она восстановила много разрушенных завоевателями – племенами гиксосов – зданий и монументов, возвела Красное святилище в храме Карнака и два обелиска из розового мрамора в его комплексе.

Тутмос III

Интересна судьба пасынка царицы Хатшепсут, сына фараона Тутмоса II, и наложницы Исиды Тутмоса III. Находившийся почти двадцать лет в тени мачехи, создавшей для него унизительные условия существования, после смерти ее Тутмос резко изменил политику государства, а все, что было связано с Хатшепсут, постарался полностью уничтожить. В данном случае напрашивается параллель с восшествием на российский престол императора Павла I и памятью о его матери императрице Екатерины II.

Ненависть Тутмоса распространилась и на сооружения, которые сейчас составляют мировой культурный фонд. Прежде всего речь идет о храме в Дейр эль Бахри, в котором по указу Тутмоса III были варварски уничтожены все скульптурные изображения, имеющие портретное сходство с Хатшепсут, сколоты иероглифы, увековечивавшие ее имя. Это важно! Ведь по представлениям древних египтян имя человека ("рен"), является пропуском для него в поля Вечности Иалу.


В отношении жизни государства прежде всего интересы Тутмоса были направлены не на мир и спокойствие в родном Египте, а наоборот, на войну для увеличения и приумножения. За свое правление в результате большого количества захватнических войн молодой фараон достиг небывалого: он не только расширил границы Древнего Египта за счет государств Месопотамии и своих соседей, но и заставил их платить огромную дань, сделав свое государство могущественнейшим и богатейшим среди прочих на Востоке.

Аменхотеп III

С именем египетского фараона Аменхотепа III связан один из удивительных уголков Санкт-Петербурга – пристань у Академии художеств на Университетской набережной Васильевского острова. В 1834 году на ней были установлены скульптуры привезенных из Древнего Египта сфинксов, лица которых, по преданию, имеют портретное сходство с этим фараоном. Найдены они были греческим археологом Аттанази на средства, предоставленные ему английским консулом в Египте Солтом. После раскопок владельцем исполинов стал Солт, который выставил их на торги в Александрии. Писатель Андрей Николаевич Муравьев написал письмо о ценных скульптурах, но пока вопрос о приобретении сфинксов в России решался, их купила Франция, и лишь по случайности они все же попали в Санкт-Петербург. Случилось это из-за начавшейся во Франции революции. Невывезенные скульптуры французское правительство по большой уценке стало продавать, и вот тут-то Россия их смогла приобрести на гораздо более выгодных условиях, чем прежде.

Кто же такой – фараон Аменхотеп III, напоминанием о котором служат и по сей день эти скульптуры? Известно, что он был особым ревнителем искусства и культуры, и поднял статус государства на международной арене на невиданную высоту, не сравнимую даже с эпохой правления Тутмоса III. Особое влияние на деятельность фараона Аменхотепа III оказывала его энергичная и умная жена – Тийя. Она была родом из Нубии. Возможно, благодаря ней правление Аменхотепа III принесло в Египет мир и покой. Но нельзя умалчивать и о нескольких военных походах, которые все же состоялись в годы его власти: на страну Куш, на государство Унешеи, а также подавление мятежников в районе второго нильского порога. Все описания его военных доблестей указывают на высокий уровень владения воинской наукой.

Рамзес II: политические решения

Время правления этой четы весьма спорное. С одной стороны, войны с хеттами за власть над Палестиной, Финикией и Сирией, стычки с морскими пиратами – шерденами, военные походы в Нубию и Ливию, с другой стороны – широкомасштабное каменное строительство храмов и гробниц. Но общее одно – разорение из-за непомерных налогов в пользу царской казны трудового населения государства. При этом знать и жрецы, наоборот, имели возможность повысить свой материальный достаток. Увеличивало траты из казны и то, что египетский фараон Рамзес II привлекал в свою армию наемников.

С точки зрения внутренней политики Рамзеса II следует отметить, что время его правления было временем очередного подъема Древнего Египта. Понимая необходимость находиться постоянно на севере государства, фараон переносит столицу из Мемфиса в новый город – Пер-Рамсес в дельте Нила. В результате была ослаблена власть аристократии, что, однако, не повлияло на укрепление власти жрецов.

Рамзес II и его "каменная" деятельность

Необычайно плодотворное храмовое зодчество правления Рамзеса II связано прежде всего с сооружением таких знаменитых храмов, как Большой и Малый Абу-Симбел в Абидосе и Фивах, пристройки к храмам в Луксоре и Карнаке, храм в Эдфу.

Храм в Абу-Симбел, состоящий из двух храмов скального типа, был сооружен в том месте Нила, где в XX веке совместно с СССР будет возведена знаменитая Асуанская плотина. Неподалеку находящиеся каменоломни Асуана дали возможность украсить порталы храмов гигантскими изваяниями фараона и его жены, а также изображениями богов. Большой храм был посвящен самому Рамзесу и еще трем богам – Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Именно этих трех богов изваяли в скульптурах и поместили в святилище скального храма. Вход в храм украшали сидящие каменные гиганты – изваяния Рамзеса II – по три с каждой стороны.


Малый же храм был посвящен Нефертари-Меренмут и богине Хатхор. Украшен у входа стоящими в полный рост фигурами Рамзеса II и его жены, чередующимися по четыре с каждой стороны от входа. Кроме того, Малый храм в Абу Симбел рассматривался еще и как гробница Нефертари.


Аменемхет III и коллекция Эрмитажа

Есть в экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге скульптура из черного базальта, изображающая этого фараона сидящим в канонической позе. Благодаря хорошо сохранившимся письменам мы узнаем, что Аменемхет III – правитель Среднего царства, который много сил и времени отдавал строительству прекраснейших храмов. К ним прежде всего следует отнести храм-лабиринт в районе Фаюмского оазиса.

Благодаря мудрой внутренней политике Аменемхету III удалось сильно снизить влияние управителей отдельных номов – номархов и объединить их, основав Среднее царство. Военных походов в целях расширения границ этот фараон почти не предпринимал. Исключением может служить война в Нубии и военные походы в страны Азии, в результате которых они и были открыты. Среди них была и Сирия.

Основное направление деятельности Аменемхета III – строительство и улучшение жизни колоний. Благодаря этому колонии были созданы на Синайском полуострове, богатом медными рудниками, которые и разрабатывались для Среднего царства Аменемхета III. Разрабатывались здесь и месторождения бирюзы. Масштабными были и работы по ирригации земель в районе Фаюмского оазиса. Была возведена насыпь, благодаря которой осушенные почвы на большой территории оазиса стали доступными для земледелия. На этих же территориях Аменемхетом III был основан город бога Себека – Крокодилополь.

Эхнатон-реформатор и царица Нефертити

Среди имен великих египетских фараонов особо выделяется имя Аменхотепа IV, или Эхнатона. Сын Аменхотепа III считался еретиком – он, изменив вере отца, уверовал в бога Атона, воплощенного в солнечном диске и изображавшегося на рельефах в виде солнечного многорукого диска. Имя, данное отцом и означавшее "Преданный Амону", он изменил на то, которое означало "Угодный Атону".

И столицу перенес в новый город, названный Атон-пер-Ахетатон, в область Египта Эль-Амарна. Решение такое было принято в связи с сильно укрепившейся властью жрецов, которые фактически подменяли собою власть фараона. Реформаторские идеи Эхнатона коснулись и искусства: впервые в рельефах и фресковых росписях гробниц и храмов стали изображать романтические отношения фараона и его жены – царицы Нефертити. Причем по особенностям изображения они уже не походили на канонические, скорее, их можно было бы назвать предтечей натуралистической живописи.

Клеопатра – царица египетская

Среди всех египетских фараонов и цариц самой известной, пожалуй, считается Клеопатра. В мировой истории ее часто называют и роковой, и египетской Афродитой. Она являлась наследницей великой династии египетских фараонов из македонского рода Птолемеев, назначенных на эту должность Александром Македонским. Клеопатра – жена Марка Антония и любовница Юлия Цезаря – была последней царицей Египта периода эллинизма. Она была высоко образована, музыкально одарена, знала восемь иностранных языков и с удовольствием посещала Александрийскую библиотеку, участвуя в философских беседах ученых мужей. Личность Клеопатры вызывает много фантазий и легенд, а вот фактической информации о вкладе ее в развитие Египта совсем немного. До сих пор она остается самой таинственной и загадочной из всех правительниц египетской земли.

Список египетских фараонов можно было бы продолжить, ведь были среди них еще персоны, достойные отдельного разговора. История Египта вызывает постоянное внимание людей разных поколений, и интерес к ней не иссякает.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255


Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести как царь, король или император.

Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом.

Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились как к богу.

Его имя не произносилось всуе. Сам термин "фараон" появился из словосочетания двух египетских слов пер - аа, что означало дом великий.

Так говорили о фараоне иносказательно, чтобы не называть его по имени. По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплошением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора. Полное имя фараона состояло из пяти частей, так называемая титулатура. Первой частью титулатуры было имя фараона как воплошение бога Хора. Второй частью было имя фараона как воплошения двух владычиц - богини Верхнего Египта Нехбет (изображалась в образе коршуна) и богини Нижнего Египта Уаджет (в образе кобры). Иногда здесь добавлялось "устойчивое явление Ра". Третьей частью имени было имя фараона как "золотого Хора. В четвертую часть входило личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта. К примеру личное имя фараона Тутмоса 3 было Мен - Хепер - Ра. И наконец пятой частью титулатуры было то, что можно примерно перевести как отчество. Оно предварялось словами "сын Ра", а затем следовало второе имя фараона, например Тутмос - Нефер - Хепер. Именно оно обычно и служило официальным именем фараона.

Также считалось, что фараоны появляются от брака царицы, жены фараона с каким - либо божеством. Родство в династии фараонов велось по материнской линии. Правили не только мужчины - фараоны.

В истории известна царица Хатшепсут. В всех египетских храмах живого фараона воспевали как бога, молились за его здравие и благополучие. С молитвами к богам обращался и сам фараон.

В представлении самих египтян фараон представлялся как богочеловек. Считалось, что между богами и фараонами существовал нерушимый договор.

Согласно нему боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, а фараон со своей стороны обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и тому подобное. Единственный из смертных он имел доступ к богам. Иногда фараон лично участвовал в начале земледельческих работ, что носило священный характер. Он бросал в Нил свиток с приказом начать разлив, он начинает подготовку почвы для посева, первым срезает первый сноп на празднике жатвы и возносит благодарственную жертву богине урожая Рененут. В Египте постоянно велась борьба за престол Верхнего и Нижнего Египта. Важную роль в ней играли жрецы. Иногда они основывали новую династию фараонов. Часто фараоны были марионетками в руках верховного жреца. Борьба шла почти без перерыва. При ослаблении государства сразу подымали голову сепаратистские настроения во различных областях Египта.

Фараон - это сын бога. Его главная обязанность - приносить дары богам и строить им храмы.

Рамсес III так обращался к богам: «Я ваш сын, сотворенный вашими руками… Вы сотворили для меня совершенство на земле. Я исполню свой долг с миром. Сердце мое без устали ищет, что нужно сделать для ваших святилищ». Далее Рамсес III рассказывает, какие храмы он построил, а какие восстановил. Каждый фараон строил себе гробницу - пирамиду. Фараон также назначал наместников номов (номархов), главных чиновников, главного жреца Амона. Во время войны фараон возглавлял войско. По традиции из дальних походов фараоны привозили неизвестные египтянам деревья и кустарники. Огромное внимание фараоны уделяли сооружению оросительных систем и лично следили за строительством каналов.

Награды лучшим

Фараоны ценили и всячески поощряли своих военачальников и чиновников, служивших главной опорой их власти и могущества и добывавших им богатства. После похода отличившимся раздавались награды. Иногда вознаграждение получал один человек. В честь победы устраивалось большое празднество. Роскошные подарки раскладывались на столах. На торжество допускалась только высшая знать.

Коронация

Ритуал коронации фараонов был подчинен установленным правилам. Но вместе с тем существовали He которые различия в зависимости от дня проведения ритуала. Это зависело от того, какому богу был посвящен день коронации. Например, коронация Рамсеса III проходила в праздник бога Мина - владыки пустыни и плодородия. Сам фараон возглавлял торжественную процессию. Он появился в кресле, которое несли на носилках царские сыновья и высшие чиновники, что считалось великой честью. Перед носилками шел старший сын, наследник. Жрецы несли курильницу с благовониями. Свиток в руках одного из жрецов представлял программу праздника. Подойдя к жилищу Мина, фараон совершил обряд воскурения и возлияния. Затем появилась царица. Рядом с нею шел белый бык с солнечным диском между рогами - символическое олицетворение бога. Его также окуривали благовониями. Процессия исполняла гимны. Жрецы несли деревянные статуи различных фараонов. Запрещено было «появляться» на празднике только одному из них - вероотступнику Эхнатону. Фараон направил четыре стрелы в каждую из сторон света: тем самым он символически поразил всех своих врагов. Под пение гимнов церемония подходит к заключительной стадии: правитель благодарит Мина и приносит ему дары. Затем процессия удалилась во дворец фараона.

Личная жизнь фараона

Отношение к женам и семьям у фараонов было разным. Например, Эхнатон почти не покидал свой дворец. Он нежно любил свою жену, мать и дочерей. До нас дошли рельефы, запечатлевшие его семью во время прогулок. Они вместе ходили в храм, вся семья принимала участие даже в приемах иноземных послов. Если у Эхнатона была одна жена, то у Рамзеса II их было пять, и все они носили титул «великой царской супруги». Учитывая, что этот фараон правил шестьдесят семь лет, это не так уж и много. Однако, кроме официальных жен, он имел еще немало наложниц. От тех и других у него осталось 162 отпрыска.

Жилище вечности

Какими бы важными ни были житейские заботы, фараон заранее должен был подумать, каким будет его жилище вечности. Постройка даже небольшой пирамиды была непростым делом. Гранитные или алебастровые блоки, пригодные для этого, были только в двух местах - на плато Гиза и Саккара. Позже для упокоения фараонов в фиванских горах стали вырубать целые залы, соединявшиеся переходами.

Главным в погребальной церемонии считался саркофаг. Фараон лично посещал мастерскую, где для него изготавливали саркофаг, и придирчиво наблюдал за работой. Он заботился не только о месте захоронения, но и о предметах, которые будут сопровождать его в загробном царстве. Богатство и разнообразие утвари поражает. Ведь и в мире Осириса фараон должен был продолжать привычную жизнь.

В последний путь

Похороны фараона представляли особенное зрелище. Родственники рыдали и горестно заламывали руки. Несомненно, они искренне скорбели по ушедшему. Но считалось, что этого мало. Специально приглашались профессиональные плакальщики и плакальщицы, которые были прекрасными актерами. Вымазав лицо илом и обнажившись до пояса, они разрывали на себе одежды, рыдали, стонали и били себя по голове. Погребальная процессия символизировала переселение из одного дома в другой.

В мире ином фараон не должен был ни в чем нуждаться. Впереди процессии несли пирожки, цветы и кувшины с вином. Дальше следовали погребальная мебель, кресла, кровати, а также личные вещи, утварь, ящики, трости и многое другое.

Заключала процессию длинная череда драгоценностей. И вот мумия фараона в гробнице. Жена падает на колени и обнимает его руками. А в это время жрецы выполняют важную миссию: они расставляют на столах «тризмы» - хлебцы и кружки с пивом. Затем кладут тесло, тесак в форме страусового пера, муляж бычьей ноги, палитру с двумя завитками на краях: эти предметы нужны, чтобы устранить последствия бальзамирования и дать усопшему возможность двигаться.

После исполнения всех обрядов мумия погружается в каменную «могилу», чтобы перейти в лучший мир и вести новую жизнь.

Древний египтяне не называли правителей «фараонами». Это слово было использовано греками и евреями. Наука не может указать точное количество правителей Древнего Египта, поскольку история этой великой цивилизации достаточно разорвана и бывали случаи, когда в одно и то же время правили несколько царей в разных регионах.

Преддинастический период

II династия Древнего Египта

3890 — 2686 гг. до н.э.

Хетепсехеиви (Хотепсехемви)
Ренеб (Небра)
Нинетжер (Найнетджер)
Перибсен (Сет — Перибсен)
Хасеземви

Древнее Царство Египта

Древние Египта и Даншур построены в этот период.

III династия Древнего Египта

Санахте (Небка) 2650 — 2630 гг. до н.э.
Нетдерихет (Джосер) 2630 – 2611 гг. до н.э.
Сехемхет (Джосер Тети) 2611 – 2603 гг. до н.э.
Хаба 2603 – 2599 гг. до н.э.
599 – 2575 гг. до н.э.

IV династия Древнего Египта

Снефру 2575 – 2551 гг. до н.э.
2551 — 2528 гг. до н.э.
Джедефре 2528 — 2520 гг. до н.э.
Хафра (Хефрен) 2520 — 2494 гг. до н.э.
Микерин (Микерина) 2490 — 2472 гг. до н.э.
Шепсескаф 2472 — 2467 гг. до н.э.

V династия

Усеркафа 2465 — 2458 гг. до н.э.
Сахура 2458 — 2446 гг. до н.э.
Нефериркара Какаи 2477-2467 гг. до н.э.
Шепесескаре Ини 2426 — 2419 гг. до н.э.
Неферефре 2419 — 2416 гг. до н.э.

Менкаухор 2422 — 2414 гг. до н.э.
Джедкаре Изези 2375 — 2345 гг. до н.э.

VI династия

Тети 2345 — 2333 гг. до н.э.
Пепи I (Мерир) 2332 — 2283 гг. до н.э.
Меренра Немтиемзаф 2283 2278 гг. до н.э.
Пепи II (Неферкаре) 2278 — 2184 гг. до н.э.

Первый переходный период

Это время было очень тревожным в истории Древнего Египта. Власть была разделена между несколькими царями. Монтихотеп установил собственный порядок в столице Фивы.

VII -VIII династии Древнего Египта

(2150 – 2135 гг. до н.э.)
Нетрикаре
Менкаре
Неферкаре II
Неферкаре III
Джедкаре II
Неферкаре IV
Меренхор
Менкамин
Никаре
Неферкаре V
Неферкахор
Неферкаре VI
Неферкамин II
Иби
Неферкауре
Неферкаухор
Нефериркара II
Ваджекаире
Сехемкаре
Ити

Ису
Йитену

IX — X династии Древнего Египта

2135 – 1986 гг. до н.э.
Неферкаре
Несколько царей по имени Хети
Мери – Хатхор

XI династия

Иниотеф I (Сехертави) 2134 – 2117
Иниотеф I (Ваханх) 2117 – 2068
Иниотеф I (Нахтнебтепнефер) 2069 — 2060

Этот период истории Древнего Египта отмечен бурным развитием внешней торговли и крупных строительных проектов. Была разработана технология изготовления ювелирных изделий. Процветание страны длилось достаточно длительное время, но проблемы внутренней политики Египта стали очевидными.

Ментухотеп II 2055 -2004
Ментухотеп III (Санхкаре) 2004 — 1992
Ментухотеп IV (Небтавире) 1992 — 1987

XII династия Древнего Египта


Сенусерта I (Хеперкаре) 1956 — 1911
Аменемхета II (Нубкауре) 1911 — 1877
Сенусерта II (Хахеперре) 1877 — 1870
Сенусерта III (Хакаре) 1836 — 1817
Аменемхета III (Нимаатре) 1817 — 1772
Аменемхета IV (Маахеруре) 1772 — 1763
Neferusobek (Собеккаре) 1763 — 1759

Второй переходный период

Гиксоны вторглись на территорию Древнего Египта и завоевали его. Часть фиванских князей захватили власть. В конце XIII династии фараон Камоса вернул власть египетским царям.

XIII династия Древнего Египта

Вегаф 1783-1779
Аменемхета — Сенебеф
Сеземре — Хутави
Аменемхет V
Сехетепибре
Юфни
Аменемхет VI
Семенкаре
Сехетепибре II
Севаджкаре
Неджемибре
Собехотеп
Ренисенеб
Нор
Аменемхет VII
Собехотеп II
Хенджер
Имир — Меша
Антеф IV
Сет
Собехотеп III
Неферхотеп 1696 — 1686
Сихатор 1685 — 1685
Собехотеп IV 1685 — 1678
Собехотеп V 1678 — 1674
Иаиб 1674 — 1664
Ай 1664 — 1641
Ини
Севаджти
Инед
Хори
Собехотеп VI
Дедумес
Иби II
Нор II
Сенебмуи
Сеханре
Мерхеперре
Мерикаре

XIV династия Древнего Египта

Нехеси
Хатире
Небфауре
Сехабре
Мериджефаре
Севаджкаре
Херибре
Санхибре
Канефертемре
Неферибре
Анхкаре

XV династия Древнего Египта

Салитис
Апахнан (Хиан)
Апофис (Аусерре Апепи)
Хамуди

XVI династия Древнего Египта

Анат – Хер
Усер – Анат
Семкен
Закет
Бака
Кап
Пепи III
Бебанх
Небмаатра
Никаре II
Аахотепре
Аанетерире
Нибахре
Нубусерре
Хаусерре
Хаммуре
Якоб – Ваала
Якбам
Йоам
Аму

XVII династия

Антеф V
Рахотеп
Собекемзаф
Джехути
Ментухотеп VII
Небирау
Небирау II
Семененр
Собекемзаф II
Антеф VI
Антеф VII
Тао (Сенахтенре)
Тао II (Секененре)
Камоса (Ваджхеперре)

Новое царство

В этот период отмечается процветание и возрождение искусства и грандиозных строительных проектов. К концу правления XIX династии фараонов Древнего Египта силы священства набирают силу и фактически управляют государством. При XX династии гробницы правителей разграбляются должностными лицами. Жрецы начинают приобретать светскую власть.

XVIII династия Древнего Египта

Яхмос (Небрехтире) 1539 — 1514
Аменхотеп I (Джесеркаре) 1514 — 1493
Тутмос I (Ахеперкаре) 1493 — 1481
Тутмос II (Ахерепенре) 1491 — 1479
1473 — 1458
Тутмос III (Менхеперре) 1504 — 1450
Аменхотеп II (Ахеперуре) 1427 — 1392
Тутмос IV (Менхеперуре) 1419 — 1386
Аменхотеп III (Небмаатре) 1382 — 1344
1350 — 1334
Сменхкара (Анхехперуре) 1336-1334
1334 — 1325
Ай (Хеперхеперуре) 1325 — 1321
Хоремхебе (Джесерхеперуре) 1323 — 1295

XIX династия

Рамсес I (Менпехтире) 1295 — 1294
Сети I (Менмаатре) 1394 — 1279
1279 — 1213
Мерепнптах (Баенрехотехирмаат) 1213 — 1203
Аменмессе (Менмире) 1203 — 1200
Сети II (Усерхеперуресетепенре) 1200 — 1194
Сиптах (Ахенресетепенре) 1194 — 1188
Таусерт (Ситремеритамун) 1185-1187

XX династия Древнего Египта

Сетахт (Усерхаумериамун) 1186 — 1184
Рамсес III (Усермаатремериамун) 1184 — 1153
Рамсес IV (Хекамаамреметепенамун) 1153 — 1147
Рамсес V (Усеермаатресехеперенре) 1147 — 1143
Рамсес VI (Небмаамтпемериамун) 1143 — 1136
Рамсеса VII (Усепмаамресетепенре) 1136 — 1129
Рамсес VIII (Усермаамтрихенамун) 1129 — 1126
Рамсес IX (Неферкаресетепенре) 1126 — 1108
Рамсес X (Хепермаамтресетепенре) 1108 — 1099
Рамсеса XI (Менмаамтреметепенртах) 1099 — 1069

Третий переходный период

Столица Древнего Египта была перемещена в , а затем обратно в Фивы.

XXI династия Древнего Египта

Правители Верхнего и Южного Египта в Фивах:
Смедес (1070 – 1044) Херихор (1080 – 1074)
Аменемнису (1040) Пианх (1074 – 1070)
Псусеннес (1040 – 992) Пинеджем (1070 – 1032)
Аменопе (993 – 984) Масахерта (1054 – 1046)
Осохор (984 – 978) Менхеперре (1045 – 992)
Сиамун (978 – 959) Смендес II (992 – 990)
Псусеннес II (959 – 945) Пинеджем II (990 – 969)
Псусеннес III (969-945)

XII династия Древнего Египта

Шешонк I 945-924
Осоркона 924-909
Такелот 909 (?)
Шешонком II 883
Осоркона II 883-855
Такелот II 860-835
Шешонком III 835-783
Пами 783-773
Шешонком IV 773-735
Осоркона IV 735-712

XXIII династия Древнего Египта

Педубасте 828-803
Осоркон IV 777-749
Пефджаувибаст 740-725

XXIV династия Древнего Египта

Шепсеспе Тефнахт 725-720
Вахкаре Бакенраниф 720-715

Позднее Царство Древнего Египта

В древнюю Нубию вторгаются ассирийцы. Греки пытаются восстановить порядок. В период XXV династии отмечается возврат к старому стилю правления в Древнем Египте.

XXV династия Древнего Египта

Пийе 747-716
Шебака 712-698
Шебитку 698-690
Тахарка 690-664
Тантамани 664-657

XXVI династия Древнего Египта

Псамметиха I (Псам — Тик) 664-610
Некау (Нехо) II 610-595
Псамметиха II 595-589
Априес 589-570
Амасис 570-526
Псамметиха III 526-525

XXVII династия Древнего Египта

Камбиз 525-522
Дарий I 521-486
Ксеркс I 486-466
Артаксеркса I 465-424
Дарий II 424-404

XXVIII династия Древнего Египта

Амиртаиос 404-399

XXIX династия Древнего Египта

Неферитес 399-393
Псаммутис 393
Накорис 393-380
Неферитес II 380

XXX династия

Последние фараоны египетского происхождения
Нектанеб 380-362
Теос 365-360
Нектанеб II 360-343

Второй Персидский период (343-332 до н.э.)

XXXI династия

Основатель Манефон
Ох (Артаксеркса III) 343-338
Задницы 338-336
Дарий III Кодоманнус 335-332

Греко-римский период (332 г. до н.э. — 395 г. н.э.)

Македонские цари в Древнем Египте

Александр Македонский 332-323
Филипп Аррхираус 323-316
Александр IV 316-304

Династия Птолемеев

Птолемея I Сотера I 323-285
Птолемей II Филадельф 282-246
Птолемей III Euergeter я 246-222
Птолемей IV Филопатором 222-205
Птолемея V Епифана 205-180
Птолемей VI Филометора 180-164 163-145
Птолемей VII Neos 145 Филопатором
Птолемей VIII Эвергет II 170-163 и 116-145
Клеопатра и Птолемей III IX Сотера II 116-107 и 80 — 88
Клеопатра III и Птолемея X Александра I 107 — 88
Клеопатра Беренис 81 — 80
Птолемей XI Александр II 80
Птолемей XII Неос Дионис 80 — 58 и 55 — 51
Береника IV 58 — 55
Клеопатра VII и Птолемея XIII 51 — 47
Клеопатра и Птолемей XIV 47 — 44
и Птолемея XV Цезарион 44 — 30 до н.э.

Римские императоры в Древнем Египте

Август 30 г. до н.э. — 14 г. н.э.

Тиберий 14 — 37
Гай Калигула 37 — 41
Клавдия 41 — 54
Неро 54 — 68
Гальба 68 — 69
Отон 69
Вителлий 69
Веспасиан 69 — 79
Тит 79 — 81
Домициан 81 — 96
Нервы 96 — 98
Траян 98 — 117
Адриан117 — 138
Антонин Пий 138 — 161
Марк Аврелий 161 — 180
Люциус Веррусс
Коммод 180 — 192
Пертинакс 193
Дидиуса Юлианус 193
Септимий Север 193 — 211
Каракаллы 211 — 217
Macrinus 217 — 218
Гелиогабала 218 — 222
Александр Север 222 — 235
Максимин 235 — 238
Пупиенус 238
Гордиан 238 — 244
Филипп 244 — 249
Деции 249 — 251
Галлус 251 — 253
Валерианус 253 — 260
Галлиена 260 — 268
Клавдий II 268 — 270
Аврелиан 270 — 275
Тацит 275 — 276
Флорианус 276
Проб 276 — 282
Карус 282 — 283
Нумерианус 283 — 284
Диоклетиан 284 — 305
Галерий 305 — 311
Лициний 308 — 324

Византийский христианский период

Период правления коптских патриархов начался с правления Константина I.

Полулюди-полубоги, эти правители прекрасно осознавали собственное величие и священность своего долга, проникнувшись необходимостью поклоняться богам, служить государству и выполнять обязательства перед своими подданным, любовь которых большинство из них сумело завоевать. Политики и солдаты, от Нармера до Нектанеба все они в той или иной степени были выдающимися строителями.

Если верить Манетону, история Древнего Египта занимает на хронологической оси отрезок, равный приблизительно шести тысячам лет. Сегодня же большинство исследователей предполагают, что на самом деле этот исторический период начинается в IV тысячелетии до н. э. и заканчивается христианской эпохой, что составляет около трех тысяч двухсот лет.

Три тысячи лет, отмеченных правлениями этих удивительных наполовину людей, наполовину богов — фараонов древнего Египта… Именно Манетон первым раз — делил на тридцать династий списки этих выдающихся личностей, которые были одновременно божествами и правителями, главами государства и великими жрецами, военачальниками и политиками, завоевателями, чародеями, строителями, отцами и духовными вождями народа, безусловным поклонением которого они пользовались. В нашей статье мы вкратце расскажем вам о самых великих из этого длинного списка, принесших Египту славу, от Нармера, основателя египетского государства, до Нектанеба II, который стал последним фараоном Египта.

Нармер и объединение Египта

Начнем с того, кто даровал египетскому государству единство. Нармер, которого также называют Менесом, стал тем самым правителем, кто придал Древнему Египту импульс к развитию и привел его к могуществу и процветанию. Придя с юга, он завоевал северные территории и тем самым объединил Обе Земли, Верхний и Нижний Египет. Начиная с него и северным, и южным царством будет править один фараон. Так был образован Древний Египет. Будучи дальновидным политиком, Нармер разделил страну на многочисленные провинции, номы, которые являлись одновременно экономическими, административными и религиозными единицами. Этот правитель, построивший свою столицу, Мемфис, в символичном месте на краю дельты Нила, по легенде погиб во время охоты, став жертвой бегемота.

Джосер, основатель III династии, в глазах своего народа был «Великолепным». Его правление стало периодом мира и гармонии. И вдобавок «каменным» периодом — потому что именно тогда египтяне впервые начали использовать в строительстве этот материал. Кроме того, заслуга Джосера в том, что он сумел окружить себя талантливыми и дальновидными советниками, среди которых был, например, Имхотеп, великий визирь и гениальный архитектор, немало поспособствовавший славе своего господина.

Основатель IV династии, Снофру, тоже оставил свой след в истории, став одним из величайших фараонов-строителей. Его правление характеризуется миром и процветанием, которые в ту пору царили в Египте.

Сложно разделить образы великих фараонов древнего Египта — Хеопса, Хефрена и Микерина, трех колоссов Гизы. Хотя о жизни этих трех правителей нам мало что известно, очевидно одно: даже спустя пять с лишним тысяч лет после их смерти, великие пирамиды, которые они построили, продолжают как ни в чем не бывало возвышаться на плато Гизы, неподалеку от Каира, став незыблемыми символами могущества египетской цивилизации и ее архитектурного гения. Три пирамиды, настоящий вызов вечности, до сих пор еще не раскрыли всех своих тайн, и техника, при помощи которой они были возведены, по-прежнему остается загадкой.

А ПОСЛЕ НЕКТАНЕБА?

Мы ограничили наш рассказ только египетскими фараонами, но как не вспомнить Александра Македонского, короновавшего себя фараоном в Мемфисе, Александра, который по легенде был сыном Нектанеба И, последнего египетского фараона? Позднее огромная империя македонского завоевателя будет разделена между его военачальникам, и один из них, Птолемей, сын Лага, присвоит себе египетские земли. Он станет основателем новой династии Лагидов, одной из самых знаменитых представительниц которой будет царица Клеопатра.

Долгое правление Пепи II

Если верить легенде, Пепи II, правление которого было центральным в эпоху

VI династии, занимал трон на протяжении девяноста лет. Египет, которым он правил, был в ту пору величайшим в мире государством. Однако необычайная продолжительность правления Пепи II стала причиной ослабления центральной власти, доселе очень сильной. При нем началась смута, которая привела Египет к первому из величайших упадков, так называемых «переходных периодов».

Сенусерт I, второй фараон XII династии, стал одним из самых выдающихся фараонов Среднего царства. Как ни удивительно, этот фараон, который, прежде всего, был солдатом, знаменит мирным правлением. Однако следует отметить, что, чтобы сохранить мир внутри страны, Сенусерт I был вынужден без конца сражаться, не давая врагам Египта пересечь границы царства. Великий строитель и мудрый правитель Сенусерт I сделал своей столицей Лишт, город, расположенный неподалеку от богатой провинции Файюм, и сумел договориться с духовенством Амона в Фивах, которое по-прежнему имело огромное влияние.

Правление Сенусерта III, символизирует апогей эпохи Среднего царства, которая была периодом гармоничным во всех отношениях.

Будучи одновременно военачальником и полководцем, он сумел мудро и вместе с тем жестко править царством, достойно выдерживая натиск внешних врагов. Как настоящий ценитель искусств, Сенусерт украсил Египет памятниками, свидетельствующими о золотом веке классической египетской архитектуры.

Яхмос, которого народ прозвал Освободителем, был молодым фиванским принцем, чьим главным достижением стало освобождение страны от гнетущего чужеземного господства — от власти гиксосов, что привело к настоящему возрождению цивилизации. Яхмос основал XVIII династию, которая вошла в историю Древнего Египта как одна из величайших. Она, в свою очередь, стала началом одного из самых блестящих периодов в этой истории.

Тутмос I, отец Хатшепсут

В жилах Тутмоса I не текла кровь фараонов, но его выбрали в качестве наследника Аменхотепа I, чьим соратником он был, не за происхождение, а за доблесть и отвагу. К тому моменту, когда этот молодой военачальник возложил на себя царский венец, он уже был отцом девочки, которой было уготовано великое будущее: звали ее Хатшепсут.

Хатшепсут взошла на египетский престол после преждевременной смерти своего супруга, скончавшегося на третий год правления. Красивая, умная и образованная, юная царица имела огромное влияние на свое окружение. Формально она была всего лишь регентшей, потому что наследнику покойного фараона, сыну одной из наложниц, было всего пять лет. Таким образом, будущий Тутмос III приходился царице одновременно пасынком и племянником.

Правление Хатшепсут пришлось на период мира и процветания в Египте. Ее главным шедевром в области архитектуры остается погребальный храм Дейр-эль-Бахри, расположенный неподалеку от Фив и построенный в месте, посвященном богине Хатор.

В конце концов, Тутмос III все же унаследовал своей тетке и мачехе. Молодому древнеегипетскому фараону слишком долго пришлось изнывать от нетерпения за кулисами власти, и он обрушил свой гнев на регентшу, приказав уничтожить все, что может напоминать о ее правлении. Новый фараон показал себя деятельным и энергичным царем и завоевателем с хорошим политическим чутьем и любовью к власти. Именно он совершил самые масштабные завоевания в истории Древнего Египта. После себя Тутмос оставил империю, простиравшуюся от берегов Евфрата до Судана.

ФАРАОНЫ В ХРОНОЛОГИИ ЕГИПТА

В этой статье мы рассказываем о фараонах в хронологическом порядке: Нар-мер был представителем I династии (ок. 3000 г. до н. э.)| Джосер — III династии (ок. 2690 г. до На.э.); Снофру, Хеопс, Хефрен и Мийёрин „- IV династии (ок. 2625 г. до н. э.); Пепи II -VI династия (Ок. 2200 г. дон. э);Сенусерт I и Сенусерт III — XII династии (ок. 1900 г. до н. э.); Яхмос, Тутмос I, Хатшепсут, Тутмос III, Аменхотеп IV (Эхнатон) и Тутанхамон — XVIII династии (ок. 1543-1295 гг. до н. э.); Сети I и Рамсес II- XX династии (ок. 1200 г. до н. э.); Рамсес III — XXI династии (ок. 1070 г. до н. э.); Нектанеб II -XXX династии (ок. 340 г. до н. э.).

Супруги-еретики из Амарны

Аменхотеп IV был седьмым правителем из XVIII династии, фараоном, которого постигла в высшей степени удивительная и загадочная участь. Он вошел в историю под именем Эхнатон, которое он принял, навязав своей стране самую дерзкую и самую революционную религиозную реформу. Этот молодой правитель, о личности которого мы еще очень многого не знаем, как не знаем и причин, подтолкнувших его к этому выбору, взял в жены юную принцессу необычайной красоты: царицу Нефертити. Происхождение ее, как и участь, осталось загадкой.

Царская чета отвергла культ Амона, приняв и навязав своему народу единого бога Атона. Супруги покинули старую столицу, Фивы, и основали новую, больше соответствующую их мечте — Амарну. Как мы знаем, предприятие Эхнатона и Нефертити закончилось плохо для них, но тем не менее оно оставило неизгладимый след в истории Древнего Египта в виде оригинального художественного направления: амарнской школы.

Хотя Тутанхамон стал самым знаменитым фараоном в истории этой страны, это никак не связано ни с оригинальностью, ни с величием его правления. Он прославился только потому, что 4 ноября 1922 года британский египтолог Говард Картер открыл его гробницу, и в этой гробнице обнаружились несказанные сокровища, которые продолжают нас очаровывать. О самом правлении и о личности этого фараона нам мало что известно: только то, что он царствовал недолго, потому что умер молодым.

Рамсес II — победитель битвы при Кадеше

Зато куда больше мы знаем о личности Сети I, сына Рамсеса I и отца Рамсеса II, который был солдатом, великим строителем и выдающимся правителем, которого горячо любил египетский народ.

Именно у Сети I будущий Рамсес II научился ремеслу фараона. Ему было всего шестнадцать лет, когда умер его отец, но, несмотря на свою молодость, он тут же занял трон. Вскоре после коронации Рамсес продемонстрировал, что стремится стать великим правителем. Главной его задачей было обеспечение безопасности империй. Фараон достиг цели ценой многочисленных компаний против хеттов, которых он окончательно разбил при Кадеше. За этой победой последовало подписание договора, принесшего Египту четыре десятилетия мира и процветания. Рамсес II умер в возрасте восьмидесяти трех лет, процарствовав шестьдесят семь лет. Необычайное великолепие памятников, которыми он украсил свою страну, сделало его одним из самых выдающихся правителей в истории Древнего Египта.

Еще одним колоссом из славной династии Рамсесов стал третий по счету носитель этого имени. Ему тоже пришлось долго сражаться, чтобы защитить границы страны, которые постоянно подвергались атакам соседей — в данном случае, ливийцев. Тем не менее, он был последним из великих фараонов Египта. Пройдет меньше ста лет после его смерти, и Нового царства вместе с XX династией не станет.

Теперь совершим большой скачок во времени, пропустим III переходный период и большую часть так называемого Позднего периода, когда Египтом правили сначала нубийские фараоны, а затем персидские династии, и расскажем о том, кто считается последним египетским фараоном.

Нектанеб, последний и отважный

Нектанеб II, третий и последний фараон XXX династии, сумел вернуть в свою страну мир и стабильность. Он был еще военачальником, возглавляющим египетскую армию, когда фараон Тахос потерпел серьезное поражение в битве с персами. Вернувшись в Египет, Нектанеб сумел предотвратить гражданскую войну и остановить беспорядки, начавшиеся после падения Тахоса. После этого он был признан фараоном и увенчал себя короной.

Новый правитель попытался воспользоваться союзом с греками, чтобы противостоять персам. Однако последние сумели создать военную державу, перед лицом которой и египтяне, и их союзники оказались бессильны. Они были разгромлены, и Артаксеркс III, царь персов, основал XXXI династию. Увы, но на троне Древнего Египта больше никогда уже не будет фараонов-египтян.

К египетским царям относились как к настоящим живым богам. Они были правителями одной из первых великих цивилизаций, жили в роскоши, и в их руках находилась доселе невероятная для одного человека власть. Египетские правители жили припеваючи, пока целые сотни или даже тысячи людей погибали во время строительства величественных пирамид и статуй в их честь. А когда умирали сами фараоны, их хоронили в гигантских гробницах, которые скрывали их тела от посторонних глаз почти 4000 лет.

В истории человечества никто прежде не имел подобной абсолютной власти и влиятельности и не жил в таком достатке, как фараоны. Порой такое всемогущество очень портило царей, что вполне неудивительно для несовершенной человеческой натуры.

10. Одержимость пигмеями и фараон Пепи II

Пепи (Pepi) Второму было примерно 6 лет, когда он стал царем Египта, то есть когда ему было поручено править целым царством, он был всего лишь маленьким ребенком. Несомненно, в руках Пепи было сосредоточено намного больше власти, чем стоит доверять 6-летнему несмышленышу.

Неудивительно, что юный царь с детства был очень испорченным ребенком. Вскоре после своего вступления на трон, Пепи получил от исследователя по имени Харкуф (Harkhuf) письмо, в котором тот рассказал фараону историю о встрече с танцующим пигмеем (представитель низкорослого африканского народа, обитающего в экваториальных лесах). Это послание настолько поразило и воодушевило фараона, что он захотел увидеть диковинного пигмея лично.

«Бросай все и приезжай с ним ко мне во дворец!», - написал в ответ Пепи. Ребенок распорядился, чтобы с Харкуфом ничего не случилось, и серьезно позаботился об охране. «Когда вы будете садиться в лодку, собери доверенных слуг, и пусть они обступят пигмея со всех сторон во время ходьбы по трапу, чтобы тот ни в коем случае не упал в воду! Когда пигмей будет ложиться спать в свой гамак, вокруг него тоже должны лежать преданные тебе люди. Каждую ночь проверяй его по 10 раз!», - строго приказал фараон. В итоге Пепи заполучил своего пигмея в целости и сохранности.

С детства он привык получать все желаемое и считать себя намного более важным, чем кто-либо еще на Земле. Ко времени, когда он достиг более зрелого возраста, фараон был уже настолько испорченным и капризным человеком, что даже заставлял своих рабов обмазываться медом и ходить вокруг него голышом, чтобы Пепи не беспокоили мухи.

9. Гигантские генитальные памятники царя Сесостриса

Сесострис (Sesostris) был одним из самых великих военачальников в истории Египта. Он отправлял военные корабли и армии во все концы известного ему мира и распространил египетское царство дальше, чем кто-либо из других правителей этой империи. После каждой битвы в честь своего успеха Сесострис устанавливал огромные колонны с изображением половых органов.

Царь оставлял эти столбы на месте всех своих сражений. На многих из них были выгравированы тексты про то, кем он был, как он поборол своего врага, и про свою уверенность в божественном одобрении его политики вторжения во все чужеземные страны.

Вдобавок, Сесострис оставлял на этих колоннах деталь, которая была призвана характеризовать армию поверженного противника. Если соперники были сильны и сражались достойно, он добавлял на монумент изображение пениса. Но если враг был немощен, на памятнике появлялась гравировка в виде вагины.

Эти колонны возводились по всему материку, и просуществовали еще немало времени. Даже знаменитый древнегреческий историк Геродот видел несколько позорных столбов Сесостриса. 1500 лет спустя некоторые из них все еще стояли в Сирии, напоминая о поражениях их предков.

8. Умывания мочой и фараон Ферос

Сын Сесостриса, Ферос (Pheros), был слепым. Возможно, это было наследственное заболевание, но официальная версия египетских хроник гласила, что наследника престола прокляли. Согласно легенде стал затапливать берега империи, и Ферос разозлился, что река причиняет ущерб его царству. В ярости он бросил в нее свое копье. Фараон надеялся, что так он проткнет дно Нила и спустит всю воду, но возмущенные его дерзостью боги прокляли правителя слепотой.

Спустя 10 лет оракл сказал Феросу, что его зрение можно вернуть. Все, что для этого требуется, - умыться уриной женщины, которая никогда не спала ни с кем, кроме собственного мужа.

Ферос попробовал мыть глаза мочей своей жены, но это не помогло. Он так и не прозрел, а жена лишь разводила руками, уверяя, что не изменяла ему. Тогда фараон собрал всех женщин в городе, приказал им всем по очереди сходить в туалет в один и тот же кувшин, и поочередно выливал его содержимое себе на глаза.

Это сработало. Спустя несколько десятков женщин Ферос нашел самую верную египтянку и исцелился. На радостях царь женился на этой девушке, а свою прежнюю жену сжег. По крайней мере, именно так гласит легенда. Хотя вряд ли зрение фараона спасла волшебная урина, и может быть, такую историю сочинили, чтобы оправдать его странное пристрастие к женской моче.

7. Поддельная борода Хатшепсут

Хатшепсут (Hatshepsut) – была одной из немногих женщин, удостоившейся царствования над древним Египтом. У нее были большие планы на империю, но на пути к успеху царице нужно было преодолеть некоторые преграды. В то время Египет хоть и был намного более прогрессивной страной, чем другие, но и здесь к женщинам относились не на равных, и поэтому царице приходилось нелегко.

Чтобы упростить свое положение, она даже приказала своим людям, чтобы они всегда рисовали ее мужчиной. На всех изображениях Хатшепсута должна была быть представлена публике с мускулистым телом и с бородой. Царица звала себя «Сыном Ра» и на людях предположительно тоже всегда носила поддельную бороду. Ей казалось, что так простые подчиненные и знатные египтяне будут воспринимать ее серьезнее.

Хатшепсут удалось немало хорошего совершить для своего царства, и она думала, что во многом причиной этому были ее уловки и переодевания в мужчину. Однако в итоге ее сын сделал все возможное, чтобы стереть наследие своей матери из истории страны, чтобы никто не знал, что Египтом управляла женщина. Это удалось ему настолько хорошо, что до 1903 года никто и не подозревал, что Хатшепсут была женщиной.

6. Плохо пахнущая дипломатия царя Амасиса

Амасис (Amasis) был не самым вежливым и воспитанным царем в истории древнего Египта. Он был не только алкоголиком, но и клептоманом – фараон воровал вещи своих друзей, а потом убеждал их, что это никогда не были их вещи.

Трон он заполучил силой. Прежний царь империи послал его подавить восстание, но когда Амасис прибыл на место, он понял, что у бунтарей очень большие шансы на победу. Тогда же он и решил возглавить их, вместо того чтобы исполнить поручение законного фараона. Амасис не был утонченным дипломатом, поэтому войну он объявил очень грубо – поднял ногу, пукнул и сказал гонцу: «Передай это своему царю!».

Все непристойные привычки Амасиса имели свои важные последствия. Когда он был простым клептоманом, Амасиса отправили предстать перед жрецами, чтобы те решили, виновен ли он или нет. Когда же Амасис стал фараоном, он наказал всех провидцев, которые оправдали его ранее. Царь считал, что если жрецы на самом деле разговаривали с богами, они должны были бы знать, что он был воришкой, а не позволить ему спастись от суда.

5. Город безносых преступников и правитель Актисанес

Народ Амасиса не смог долго выносить такого царя. Он был очень грубым и суровым фараоном, поэтому вскоре его свергнули с трона. В этот раз египетскую революцию возглавил эфиоп по имени Актисанес (Actisanes), который собирался править намного мудрее и милосерднее своего предшественника.

К преступникам у него был свой подход. Каждому, кто совершил какое-то преступление, палачи отрезали нос, а затем виновного отправляли жить в город Риноколура (Rhinocolura), что буквально так и переводится – город отрезанных носов.

Там проживали исключительно безносые преступники, которым приходилось выживать в самых суровых условиях в стране. Вода в Риноколуре была очень грязной, а свои покалеченные жители строили из осколков щебня.

На первый взгляд все это не вяжется с обещанием нового фараона быть мягче Амасиса, но для 6 века до нашей эры это на самом деле считалось вершиной щедрости в отношении преступников. Римляне писали про Риноколуру, что это пример очень хорошего отношения Актисанеса к своим подчиненным. В древние времена, если за преступление тебе отрезали нос, это считалось большой удачей.

4. 100 детей царя Рамзеса II

Рамзес (Ramses) Второй жил так долго, что люди даже начали переживать, что он не умрет никогда. Во времена, когда большинство царей убивали в течение первых лет их правления, Рамзес прожил очень много – 91 год. И все это время он хорошо проводил время. За всю свою жизнь он не только построил больше статуй и памятников, чем другой царь Египта, но и переспал с большим количеством женщин, чем кто-либо еще в стране.

К своей глубокой старости у Рамзеса было не меньше 100 детей от 9 жен. Чтобы произвести на свет столько наследников, в постели нужно провести немало времени. Рамзес женился почти на каждой девушке, в которую он влюблялся. Когда он вторгся в Хетское царство, фараон отказался заключать мир с правителями этих земель, пока они не отдадут ему свою старшую дочь. Также он не стеснялся обращать свой взгляд на собственных дочерей. Рамзес женился на трех из них, включая свое первое дитя.

Возможно, таких жен у фараона было четыре. Историки пока не уверены, была ли Генутмир (Henutmire) его дочерью или его сестрой, но поскольку речь идет о Рамзесе II, нет никакой разницы, кем она была до того, как стала его женой.

3. Ненависть фараона Камбиса к животным

Камбис (Cambyses) не был египтянином, он был персом и сыном Кира (Cyrus) Великого. После того, как его народ покорил Египет, Камбиса поставили главой над захваченной землей. За свое правление он особенно прославился ненавистью к животным.

Почти в каждой истории египтян про Камбиса есть отрывок про убиение какого-нибудь зверя. В самом начале своего царствования фараон отправился навестить Аписа (Apis), быка, которого египтяне боготворили. Прямо перед жрецами, ухаживающими за живым божеством, царь выхватил кинжал и принялся бить им животное, смеясь в лицо сановникам со словами: «Это бог, достойный египтян!».

Как бы не казалось, но причиной убийству несчастного быка не было его отношение к египтянам. На самом деле сыну Кира просто очень нравилось смотреть на страдания зверей. Во времена своей власти Камбис устраивал бои между львятами и щенками, и заставлял свою жену смотреть, как животные раздирают друг друга на части.

2. Город царя Акенатена, построенный на сломанных спинах

Акенатен (Akhenaten) полностью изменил Египет. До того как он занял свой трон, у египтян было много богов, но Акенатен запретил политеизм и оставил только одного кумира – Атона, бога солнца. Это означало серьезные перемены в жизни Египта, на внедрение которых ушло очень много . Так много, что фараон утомил свой народ буквально до смерти.

В честь единого бога Атона царь Акенатен построил целый новый город - Амарну (Amarna). Фараон согнал на стройку 20 000 человек, и ему было не важно, какой ценой им дастся участие в этой миссии, и как они будут себя чувствовать. Несчастные египтяне должны были перенести все нагрузки или умереть. Основываясь на анализе костей с городского кладбища, археологи заключили, что свыше двух третей умерших здесь рабочих ломали кости, и у целой трети из них был сломан позвоночник.

Людей очень плохо кормили. Почти каждый житель нового города был истощен, и никому не позволялось заняться лечением или отдыхать слишком долго. Если кто-то нарушал правила, пытался урвать себе лишний кусок еды или ленился, непослушного подчиненного приговаривали к казни и закалывали ножом.

Все эти страдания египтян оказались тщетной жертвой, потому что сразу после смерти Акенатена все его начинания были уничтожены, а его бесславное имя было почти стерто из истории Египта.

1. Отказ фараона Менкура умирать

Даже фараон умирает. И хотя великие имена египетских царей всегда сопровождались титулом «вечный» или «бессмертный», каждый правитель знал, что придет и его черед покинуть этот мир. Они строили для себя пирамиды, чтобы комфортно провести загробную жизнь, но все же каждый из фараонов однажды испытывал сомнения в том, что ждет человека после того, как его веки сомкнутся в последний раз.

Менакур (Menkaure), фараон, правивший в 26 веке до нашей эры, точно сомневался в том, что произойдет после его смерти. Когда к нему пришел оракл и сообщил, что царю осталось жить всего 6 лет, тот был поражен до глубины души и повергнут в истинный ужас. Менакур делал все возможное, чтобы избежать смерти.

Однажды он решил, что сможет перехитрить богов. Фараон думал так: если ночь никогда не наступит, не придет и новый день, а если следующий день не наступит, время не сможет двигаться вперед, и это значит, что Менакур не умрет. Поэтому каждый вечер он зажигал как можно больше ламп и свечей, и убеждал себя в том, что продлевает светлое время суток. Весь остаток своей жизни ночью царь почти не спал, проводя время при свете рукотворных светильников, распивая алкоголь и веселясь до утра, одновременно боясь, что вот-вот наступит тот самый момент, когда «погаснет его свеча».