Презентация что такое атмосфера география 6 кл. Презентация по географии «Состав и строение атмосферы. Без атмосферы не было бы жизни на Земле

Слайд 1

Презентация на тему Атмосфера
Презентацию выполнила ученица 5 класса Сидорова Виолетта Учитель: Карданова Ю.Р.

Слайд 2

Слайд 3

цели и задачи
углубить знания об атмосфере, изучить состав воздуха, строение атмосферы и характеристики слоев, значение атмосферы для природы Земли; формирование знаний о географической оболочке - атмосфера, как об источнике существования жизни.

Слайд 4

Атмосфера – воздушная оболочка Земли
Атмосфера – самая верхняя оболочка Земли. Её толщина составляет примерно 2000-3000 км. Верхняя граница у атмосферы отсутствует.

Слайд 5

Состав атмосферы
Атмосфера Земли состоит из смеси газов. В основном это Азот(N2) – 78%, кислород(O2) – 21% и остальные газы – углекислый газ, водяной пар, озон, гелий, водород, аргон и т.д. – 1%.

Слайд 6

Строение атмосферы
Толщина атмосферы около 3 тыс. км. В ней выделяют несколько слоев, которые отличаются друг от друга по температуре и составу газов. Нижний слой – тропосфера - поверхность Земли, однако эта граница относительна. Далее идет стратосфера. Еще выше – мезосфера, термосфера, экзосфера. Это верхние слои атмосферы, которые переходят в космическое пространство на высоте 2 – 3 тыс. км. над поверхностью Земли.

Слайд 7

Тропосфера - самый нижний слой атмосферы, толщина которого над полюсами составляет 8 - 10 км, в умеренных широтах - 10-12 км, а над экватором - 16-18 км. Воздух в тропосфере нагревается от земной поверхности, т. е. от суши и воды. Поэтому температура воздуха в этом слое с высотой понижается в среднем на 0,6 °С на каждые 100 м. У верхней границы тропосферы она достигает -55 °С. При этом в районе экватора на верхней границе тропосферы температура воздуха составляет -70 °С, а в районе Северного полюса -65 °С. В тропосфере сосредоточено около 80 % массы атмосферы, находится почти весь водяной пар, возникают грозы, бури, облака и осадки, а также происходит вертикальное (конвекция) и горизонтальное (ветер) перемещение воздуха. Можно сказать, что погода в основном формируется в тропосфере.
Тропосфера

Слайд 8

Стратосфера - слой атмосферы, расположенный над тропосферой на высоте от 8 до 50 км. Цвет неба в этом слое кажется фиолетовым, что объясняется разреженностью воздуха, из-за которой солнечные лучи почти не рассеиваются. В стратосфере сосредоточено 20 % массы атмосферы. Воздух в этом слое разрежен, практически нет водяного пара, а потому почти не образуются облака и осадки. Однако в стратосфере наблюдаются устойчивые воздушные течения, скорость которых достигает 300 км/ч. В этом слое сосредоточен озон (озоновый экран, озоносфера), слой, который поглощает ультрафиолетовые лучи, не пропуская их к Земле и тем самым защищая живые организмы на нашей планете. Благодаря озону температура воздуха на верхней границе стратосферы находится в пределах от -50 до 4-55 °С. Между мезосферой и стратосферой расположена переходная зона - стратопауза.
Стратосфера

Слайд 9

Мезосфера - слой атмосферы, расположенный на высоте 50-80 км. Плотность воздуха здесь в 200 раз меньше, чем у поверхности Земли. Цвет неба в мезосфере кажется черным, в течение дня видны звезды. Температура воздуха снижается до -75 (-90)°С. На высоте 80 км начинается термосфера. Температура воздуха в этом слое резко повышается до высоты 250 м, а потом становится постоянной: на высоте 150 км она достигает 220-240 °С; на высоте 500-600 км превышает 1500 °С.
Мезосфера и термосфера

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Значение атмосферы
Воздух нужен для дыхания всем живым организмам. Озон, содержащийся в стратосфере, предохраняет живые организмы от вредного для них ультрафиолетового излучения Солнца. В результате хозяйственной деятельности человека воздух становится грязным. Озоновый слой разрушается. Нужно сохранить воздух чистым!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: «Атмосфера: строение, значение, изучение».

ЦЕЛИ УРОКА: - Сформировать представление о значении атмосферы: ее роли в жизни человека, о составе атмосферы, отличительных особенностях ее слоев, методах изучения атмосферы; - Познакомить с исследованием атмосферы; - Развивать умения и навыки работы с текстом учебника, рисунками, картами, тестовыми заданиями; - Использовать Интернет-ресурсы на уроке; - Воспитывать любовь к родному краю.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

Состав атмосферы. Воздух - смесь газов. Каких?

Все живое дышит кислородом!

1. Какого газа содержится больше всего в атмосфере? 2. Сколько процентов кислорода в атмосфере? 3. Какие газы составляют 1% атмосферы?

Строение Атмосферы

Основные свойства: ТОЛЩИНА ПЛОТНОСТЬ СОСТАВ ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ЯВЛЕНИЯ

Назовите слои атмосферы? Какой слой над хутором Майорский сильно загрязнён? Где встречаются серебристые облака? В каком слое содержится 80% воздуха? В каком слое атмосферы небо черное? Из какого слоя атмосферы выпадают снег, дождь? Какие явления и процессы происходят в верхних слоях атмосферы? ВОПРОСЫ

Как изменяется температура воздуха с подъемом в тропосфере?

ВЫВОД: - Температура понижается на каждый километр высоты примерно на 6º.

РЕШИ ЗАДАЧУ! 1 вариант: На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура -30ºС, а у поверхности земли +12ºС? 2 вариант: Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия она составляет +36ºС? Высота Памира 6 км.

ПРОВЕРИМ! 1 вариант: на 7 км. 2 вариант: 6ºС

Значение атмосферы: Зонт – Парник – Лес – Озон - От космических частиц пыли и метеоритов Пропускает солнечные лучи и препятствует отдаче тепла Необходим для дыхания всем живым организмам Предохраняет от вредного ультрафиолетового излучения

ВЫВОД: Атмосфера необходима нашей планете. Жизнь без нее была бы невозможна.

Задания по закреплению материала. Игра «Что за цифра?» 2000 км - толщина атмосферы. 78 % - азот. 6ºС - понижение t на каждый км. 21 % - кислород. 1 % - прочие газы. 17 км - толщина тропосферы над экватором. 50-55 км - верхняя граница стратосферы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. § 35, вопросы и задания на стр.108. Провести опыт и записать в тетрадь результаты измерения температуры в течение дня, начиная с 8.00 до 20.00, через каждые 2 часа. Сообщение «Экологические проблемы своей местности» Рабочая тетрадь, стр.61-62


Здравствуйте сосны, дубы, тополя. Здравствуйте сосны, дубы, тополя. Здравствуйте горы, леса и поля. Здравствуйте избы родных деревень. Пусть радостным будет сегодняшний день

Мы живем на дне океана. Он, словно невидимое одеяло, окружает Землю и создает оболочку, которая называется…

АТМОСФЕРА

АТМОСФЕРА

Нам предстоит ответить на вопросы:

  • Что называется атмосферой?
  • Из чего состоит атмосфера?
  • Каково строение атмосферы?
АТМОСФЕРА, ЕЕ СОСТАВ, СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЕ « АТМОСФЕРА»
  • «Атмос» – (греч) пар
  • «Сфера» – (греч) шар, оболочка
  • Атмосфера – воздушная оболочка Земли
СОСТАВ АТМОСФЕРЫ

учебник стр. 105

(постройте в тетради круговую диаграмму)

азот – 78%

кислород – 21%

другие газы – 1%

(углекислый газ,

водяной пар, озон,

гелий, водород и др.)

СТРОЕНИЕ АТМОСФЕРЫ

  • Экзосфера
  • Термосфера
  • Мезосфера
  • Стратосфера
  • Тропосфера
СТРОЕНИЕ АТМОСФЕРЫ ЗНАЧЕНИЕ АТМОСФЕРЫ

Воздух нужен для дыхания почти всем живым организмам на земле

(учебник стр.106)

ЗНАЧЕНИЕ АТМОСФЕРЫ ПОКОРЕНИЕ АТМОСФЕРЫ ИЗУЧЕНИЕ АТМОСФЕРЫ ИСТОРИЯ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ Первые путешественники на воздушном шаре французы Жозеф и Этьен Монгольфье сделали первый в мире воздушный шар из бумаги и ткани, а поднимал его нагретый жаровней воздух. Пробный полет состоялся в 1783 г. в Париже при стечении народа: шар воспарил на 2 км! Первый шар, наполненный водородом, запустил в том же году парижский профессор Жак Шарль, но прорезиненный шелк оболочки на высоте 1 км лопнул. ИСТОРИЯ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ В ноябре 1783 г. первый полет аэростата состоялся и в России. Аэростаты в 1870 г. доставляли почту и продовольствие в осажденный прусской армией Париж. В 1897 г. три смельчака полетели на Северный полюс, но этот шар пропал без следа. В марте 1999 г. Брайан Джонс и Бертран Пикар совершили первое кругосветное путешествие на воздушном шаре «Брейтлинг Орбитер 3», облетев землю за 19 дней ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ СТОЛКНУЛИСЬ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

  • Облака – это густой холодный туман, в котором ничего не видно
  • Недостаток кислорода, т.к. с изменением высоты воздух становится разряженным
  • Холод – на каждый километр высоты t° падает на 6°
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
  • Какого газа в воздухе больше всего?
  • Какой газ воздуха нужен для фотосинтеза?
  • Какой газ воздуха нужен для горения, гниения и дыхания?
  • Почему озоновые дыры – это опасное явление?
  • Как называется слой атмосферы, где живем мы с вами?
  • Почему для полетов в стратосферу к запасу горючего берут и запас кислорода в баллонах?
ДОСТИГНУТЫ ЛИ ЦЕЛИ УРОКА?
  • Что называется атмосферой?
  • Из чего состоит атмосфера?
  • Каково строение атмосферы?
  • Какое значение имеет атмосфера для нашей планеты?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
  • § 35 (прочитать)
  • Выполнить задания 1 и 5 (стр.108)
  • Найти в интернете информацию о характеристиках верхних слоях атмосферы.
спасибо за урок!

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР

Город: Магнитогорск

ОУ: МОУ «С(к)ОШ №24»

Учитель: Соломина И.И.

Тема учебного занятия: Атмосфера: состав, строение, изучение.

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: урок, построенный с использованием элементов поисковой, проблемной и проектной технологий.

Цели (образовательная, коррекционно - развивающая, воспитательная) учебного занятия:

1. Сформировать у учащихся представление о строении и изучении атмосферы, о составе воздуха.

Развитие навыков работы с текстами учебника и слайдов.

2. Совершенствование высших психических функций детей с ЗПР. Коррекция и

развитие восприятия, памяти, мышления.

3. Воспитание экологической культуры, позитивного отношения к окружающей

среде, стремления к познанию мира.

Оборудование:

1. Компьютерный класс (локальная сеть);

2. Учебник. «Начальный курс географии. 6 класс». Т.П. Герасимова, Н.П.

Неклюкова. - М.: Дрофа, 2013.

3. Мультимедиа курс «География 6 класс».

4. Интерактивное приложение по географии. 6-7 класс.

Дидактические материалы к учебному занятию: презентация на слайдах «Атмосфера: состав, строение, изучение», 30 слайдов, составитель Соломина И.И.

Речевая разминка. Деятельность учителя.

Демонстрация слайда №2. Четко произнести названия материков, затем океанов.

Демонстрация слайда №3. Какие оболочки окружают нашу планету? Из чего они состоят?

Деятельность ученика. Работают со слайдом №3.

Литосфера - самая твердая оболочка, состоящая из горных пород.

Гидросфера - водная оболочка Земли.

Атмосфера - оболочка, состоящая из воздуха.

Биосфера - оболочка, образованная живыми организмами.

Деятельность учителя. Горные породы, воду, растения и животных мы видим, наблюдаем за ними, ощущаем их. Попробуйте доказать, что воздух тоже существует, хотя мы его и не видим.

Учащиеся разделены на группы, каждой предлагается предмет, с помощью которого требуется доказать существование воздуха.

Деятельность ученика. Получают предметы: детская игрушка-вертушка (привести в действие лопасти, подув на них - это и есть доказательство), воздушные шары (надуть их), пустая пластиковая бутылка с крышкой (если снять крышку, то бутылка легко деформируется, сминается, с закрытой крышкой это сделать нельзя - мешает воздух), маракас, погремушка, бубенцы или барабан с табличкой «Звук - это колебание воздуха» (воспроизведение любого звука доказывает наличие воздуха).

Деятельность учителя. Демонстрация слайда №4. Ознакомление учащихся с планом работы на уроке.

  1. Атмосфера и её границы.
  2. Состав.
  3. Строение.
  4. Значение.
  5. Изучение.

Демонстрация слайда №5. Определяем границы атмосферы. Группы получают вопросы. Работаем с текстом учебника. (Корректирует неточные ответы).

Нижняя граница атмосферы ….

Верхняя граница атмосферы …

Что удерживает атмосферу около Земли?

Что не даёт молекулам воздуха упасть на поверхность Земли?

Деятельность ученика. После работы с учебником зачитывают ответы.

Нижняя граница атмосферы совпадает с поверхностью Земли.

Верхняя граница атмосферы на высоте 2000-3000 км постепенно переходит в космическое пространство.

Земное притяжение удерживает атмосферу около Земли.

Постоянное движение молекул воздуха не даёт молекулам воздуха упасть на поверхность Земли.

(В тетрадь записать данные о верхней границе атмосферы).

Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№6-9.

Переходим к изучению вопроса о составе воздуха. Раздать распечатанные диаграммы группам учащихся. Типы диаграмм разные (столбчатые, кольцевая, круговая), но информация одинакова.

Деятельность ученика. Выявляют информацию из имеющейся диаграммы, знакомят с ней всех остальных, делают выводы. (Азот-78%, кислород-21%, другие газы-1%).

Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№10-12.

Изучить следующий вопрос о строении атмосферы нам поможет таблица, она содержит характерные признаки всех слоев атмосферы. Вам надо найти соответствие признаков слоям. Для этого будем работать с атласом на стр.30 и учебником на стр.106, а также посмотрим сюжет видеоурока http://videouroki.net/view_post.php?id=291

Деятельность ученика. Работают в группах, находя признаки тропосферы, стратосферы или верхних слоев атмосферы, затем зачитывают свои данные, выслушивают остальных и заполняют все оставшиеся колонки таблицы.

Характерный признак

Тропосфера

Стратосфера

Верхние слои атмосферы

Толщина слоя 18 км.

Простирается до высоты 50 км.

В составе преобладает водород.

На высоте 20-30 км температура повышается.

Пролетая там небо видят не голубым, не фиолетовым, а черным.

В составе почти весь водяной пар, а также пыль, пепел, углекислый газ.

Верхние границы этого слоя на высоте 2000-3000 км.

Содержится газ озон.

Образуются облака, выпадают осадки, дуют ветры.

На каждый километр высоты, температура понижается на 6°С.

Возникает полярное сияние.

Поглощает губительные ультрафиолетовые лучи.

Оценивают заполненную таблицу самостоятельно, используя слайд №12 и шкалу оценки.

0 ошибок - «5»

1-2 ошибки - «4»

3-5 ошибок - «3»

6 и более ошибок - «2»

Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№13-16.

Изучаем значение атмосферы с помощью проблемных вопросов. Раздать распечатанные вопросы группам. Ответ на вопрос ученики должны связать со значением атмосферы.

  1. Слайд №13. Назовите причину появления кратеров на поверхности Луны? Почему поверхность Земли сильно отличается от поверхности Луны? (Ответ: На поверхности Луны находится большое количество кратеров, которые остались от ударов с метеоритами. Поверхность Земли защищена атмосферой от встречи с мелкими метеоритами. Они сгорают в атмосфере).
  2. Слайд №14. Для чего в окна домов устанавливают двойные стекла или двойные рамы? (Ответ: Между двойными стеклами находится воздух, который останавливает теплообмен. Такую же роль играет для планеты атмосфера. Территория Земли, где наступила ночь не переохлаждается, а там, где день не перегревается).
  3. Слайд №15. Как солнечные лучи влияют на состояние кожи человека? (Ответ: Под действием ультрафиолетовых лучей, наша кожа меняет цвет: мы загораем. Эти лучи очень опасны для живых организмов в большом количестве, но атмосфера оберегает всё живое, рассеивая ультрафиолетовые лучи). После ответа учеников учитель уточняет: 90 % ультрафиолетовых лучей рассеивает атмосфера.
  4. Слайд №16. Лунный пейзаж. Может ли быть такое? Предлагается картинка, на которой между лунными кратерами скачет лошадь, а мимо растущего на поверхности Луны дерева, пролетает птица. (Ответ: Такого быть не может, потому что для дыхания всех живых организмов необходим воздух, а на Луне атмосферы нет).

Деятельность ученика. После всех ответов делают вывод или обобщение о значении атмосферы.

Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№17-20.

Атмосфера изучается с помощью ряда приборов, некоторые из них на слайде. Запишите в тетрадь их названия. Сейчас вы получите инструкции к этим приборам, но у них есть один недостаток - в них не указано название прибора. Ваша задача, используя свои знания или методом исключения, логически размышляя, вы должны определить название прибора, а затем найти его в филворде на интерактивной доске (используется интерактивное приложение по географии 6-7 класс. Издательство Планета, разработчик приложения Склейнов Е.Л.).

Инструкция №1

Прибор для измерения атмосферного давления, был изобретён итальянским учёным Эванджелиста Торричелли в 1644 году.

Он показывает атмосферное давление, действующее на гофрированную тонкостенную металлическую коробку, в которой создано разрежение. При понижении атмосферного давления коробка слегка расширяется, а при повышении — сжимается и воздействует на прикрепленную к ней пружину. На практике часто используется несколько (до десяти) коробок, соединенных последовательно, и имеется передаточная система, которая поворачивает стрелку, движущуюся по круговой шкале.

Польза от измерения атмосферного давления: Можно не говорить о том, что это помогает метеорологам предсказывать погоду. В первую очередь показания атмосферного давления нужны метеозависимым людям. Уровень давления начинает меняться до изменения погоды, а значит, наблюдая за переменной давления можно подготовиться к возможным проблемам со здоровьем. На погоду реагируют люди с сердечнососудистыми заболеваниями, гипотонией и гипертонией, мигренями и другими заболеваниями. Своевременный прием необходимых препаратов снизит риск обострения заболевания в период перемены погоды.

На приборе, перпендикулярно направлению ветра, может устанавливаться свободно качающаяся металлическая пластина, по углу отклонения которой от вертикали определяется сила ветра. В современных приборах для определения силы ветра используется легкий пропеллер.

Инструкция №5

Прибор для измерения атмосферных жидких и твердых осадков. Состоит из сосуда (ведра) с приёмной площадью 200 см 2 и высотой 40 см, куда собираются осадки и специальной защиты, предотвращающей выдувание из него осадков. Устанавливается прибор так, чтобы приемная поверхность ведра находилась на высоте 2 метра над почвой. Измерение количества осадков в миллиметрах слоя воды производится измерительным стаканом с нанесенными на нем делениями. Количество твердых осадков измеряется после того, как они растают.

Деятельность ученика.

Ответы: №1- барометр; №2 - гигрометр; №3 - термометр; №4 - флюгер; №5 - осадкомер.

После обсуждения в группах ученики находят данные слова на интерактивной доске.

Деятельность учителя. Демонстрация слайда №21.

Для закрепления материала решим задачу. Применяем правило. При подъеме на 1000 метров, температура понижается на 6° С.

Деятельность ученика.

Условие задачи: У подножия горы Памир температура воздуха +36°С.

Какая температура будет на высоте 6000 метров?

  1. 6000: 1000 = 6 (6 раз понизится Т°С при подъеме на -6°С)
  2. 6 × 6 = 36 (-36°С была бы Т°С, если бы у подножия горы было 0°С)
  3. 36 - 36 = 0 (градусов)

Ответ: 0°С

Деятельность учителя. Демонстрация слайда №22.

Каждый ученик получает лист с заданиями (как на слайде №22). Выполняется не в группах, а индивидуально.

  1. Расположите пластилиновые детали разных размеров так, чтобы они показали слои атмосферы в правильном порядке.
  2. Проведите сплошной линией верхнюю границу атмосферы, учитывая радиус Земли.

Деятельность ученика.

Выполняют и проверяют с помощью слайда №23. При оценивании добавляется 2 балла (если оба задания выполнены правильно)

Деятельность учителя. Демонстрация слайда №24.

  1. Изучить §35, подготовить пересказ.*
  2. Ответить на вопросы 1-3**
  3. Повторить термины.
  4. Составить рассказ по рисунку 67.

Если остается время, решаем задачу. (Слайд №25)

Рассчитайте какова температура воздуха за бортом самолета, летящего на высоте

10 000 метров, если у земной поверхности она равна +10°С?

  1. 10000: 1000 = 10 (10 раз понизится Т°С при подъеме на -6°С)
  2. 10 × 6 = 60 (-60°С была бы Т°С, если бы у подножия горы было 0°С)
  3. - 60 + 10 = - 50 (градусов)

Ответ: - 50°С

Слайд №26. Так выглядит радиозонд.

Слайды №27-30. Воздушные шары. Оригинальная форма. Индийский мультимиллионер Виджъяпат Сингханиа установил рекорд высоты полета на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом, поднявшись на высоту более 21 километра.






Строение атмосферы Тропосфера км. Воздух нагревается инфракрасным излучением земной поверхности. Температура падает на 6* на каждый км. Стандартная атмосфера соответствует температуре воздуха 15*С, ОВ-0%, АД- 760 мм рт. ст. Формируются погодные явления. Стратосфера км. Озоновый слой. Нет водяного пара, не образуются облака.


Т Мезосфера км. Озон поглощает ультрафиолетовое излучение, защищая жизнь на поверхности Земли. Термосфера км. Температура увеличивается с высотой за счёт реакции разложения озона. Ультрафиолетовое и рентгеновское излучение Солнца ионизует молекулы воздуха. Поэтому термосферу называют ионосферой. От ионосферы отражаются радиоволны. Становятся преобладающими водород и гелий. Наблюдаются полярные сияния.


Экзосфера. Свыше 800км. Молекулы движутся с огромными скоростями, иногда улетая в межпланетное пространство. Основные слои атмосферы разделяют промежуточные: тропопауза, стратопауза, мезопауза, термопауза. В мезопаузе, на высоте 85км, находится температурный минимум. Здесь же наблюдаются серебристые облака.


?




Озон и озоновые дыры Земная атмосфера не пропускает жёсткое коротковолновое излучение. Газом, поглощающим ультрафиолетовые лучи, является озон. Толщина озонового слоя 20м, располагается на высоте км (?). Из-за ухудшения экологической обстановки (выброса в атмосферу фреона) его количество резко уменьшилось над Антарктидой и некоторыми другими районами Земли.


Парниковый эффект Углекислый газ задерживает, отражаемые Землёй, тепловые лучи. Вследствие этого у поверхности нашей планеты, словно под стеклянной крышей парника, температура поддерживается примерно на одном уровне. Считают, что к 2100 г. содержание СО 2 в атмосфере удвоится, а это приведёт к повышению температуры поверхности Земли на 2-4 ГРАДУСА. Это очень много. Такое повышение может вызвать разные последствия. Подумай какие?




Значение атмосферы Земля плавает в воздушном океане, а мы живём на дне этого океана, со всех сторон им охваченные, насквозь им проникнутые. К. Фламмарион, французский астроном 19 века. Воздух необходим живым организмам. Одному человеку в сутки требуется 11 тыс. литров воздуха. Защищает планету от метеоритов. Спасает жизнь от губительного ультрафиолетового излучения. Сохраняет температурный режим планеты.