Создание научной картины мира» план-конспект урока по истории (8 класс) на тему. «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира» план-конспект урока по истории (8 класс) на тему Наука создание научной картины

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижнеикорецкая СОШ»

Лискинского района Воронежской области

Интегрированные предметы: история, биология, физика.

Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».

Форма проведения: научная конференция.

Целевая аудитория: 8 класс (с приглашением 7 и 9 классов).

Продолжительность 2 учебных часа.

Цели: определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке;

познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями;

определить значимость научных открытий 19 века для современности.

Задачи:


  1. научить учеников работать с литературой и интернет- ресурсами, составлять и представлять электронные презентации;

  2. развивать умение выступать перед аудиторией;

  3. научить делать обобщения и формулировать выводы.
Оборудование:

Мультимедиа проектор, компьютер, оборудование для демонстрации явления электромагнитной индукции (магниты, амперметр, медная проволока). Выставка предметов, изобретённых в 19 веке (пишущая машинка, швейная машинка, спички, фотография, телефон, микрофон, резина, алюминий, целлулоид). Портреты учёных (Фарадея, Максвелла, Пастера, Мечникова, Коха, Дарвина,Рентгена, Кюри, Нобеля).

Ход урока.


  1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока. Представления групп учащихся, которые были заранее сформированы и получили опережающие задания - сделать электронные презентации об учёных и их открытиях. Учащиеся размещены по группам «биологи», «физики» и «эксперты».

  1. Введение. Слово учителя истории:
19 век – особое время в развитии науки. Великие открытия следуют одно за другим. Новые открытия разрушают представления о том, что природа подчиняется строгим законам механики. Здесь речь пойдёт о тех открытиях в области физики и биологии, без которых невозможно было бы развитие индустриального общества. Монополистический капитализм, крупные корпорации обеспечивали внедрение современных технологий и научных открытий. Технический прогресс менял повседневную жизнь людей. Удобным и общедоступным становился транспорт. Современные средства связи облегчали общение, а газеты и радио приносили прямо в дом все новости. Неотъемлемой частью уличного пейзажа в конце 19 века стала фигура мальчика – газетчика, выкрикивающего новости.

Выбегают три мальчика с газетами и по очереди выкрикивают новости.

1800 г.- Вольта создал батарейки. Начинается век изобретений и открытий.

1816 г.- английские почтальоны пересели на велосипеды: быстро и удобно.

1827 г.- изобрели фотографию: теперь можно увековечить события и людей.

1829 г.- Брайль изобрёл алфавит и дал возможность слепым людям читать и писать.

1832 г.- открыли газ ацетилен и его свойство сваривать металл. Появилась возможность использовать металлические конструкции в строительстве мостов, домов, башен.

1852 г.- изобрели лифт для подъёма в высотных зданиях.

1854 г.- родился новый металл – алюминий. Пока его используют как украшения, но в следующем веке из него будут делать самолёты.

1855 г.- спички – огонь в маленькой коробочке. Теперь безопаснее и удобнее.

1861 г.- изобрели целлулоид. Детские игрушки стали легче и практичнее.

1866 г. – человечество переходит на искусственную еду. Маргарин заменяет масло.

1867г. – Шоулс отдаёт патент Релингтону на пишущую машинку.

1866 г.- Зингер изобрёл швейную машинку, а запатентовал только иголку с отверстием в острие.

1866 г.- Альфред Нобель создал динамит – добро и зло в «одном флаконе».

Учитель истории:

Ежегодно, с 1901 года, вручают премии имени Нобеля за открытия в науке и укрепление мира. Среди представителей науки 19 века тоже есть лауреаты Нобелевской премии, но всё по порядку.


  1. Выступление группы физиков под руководством учителя физики. Ученики представляют свои презентации.
Краткое содержание презентаций.

  1. В 1831 г. Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции. Он заметил, что если медная проволока попадает в магнитное поле, в ней возникает электрический ток.
Демонстрируется опыт.

Это открытие подарило жизнь всем генераторам, динамо-машинам и электродвигателям. «Повелителем молний» назвали Фарадея современники.

Он стал членом королевского общества и многих академий мира.


  1. Сенсацией стало открытие английского физика Максвелла. В 60-х годах он разработал электромагнитную теорию света. Согласно теории, в природе существуют невидимые электромагнитные волны, передающие электричество в пространстве. Так родилось представление о немеханическом движении. Свет у Максвелла выступает как разновидность электромагнитных колебаний. Через 10 лет немецкий инженер Генрих Герц подтвердил существование электромагнитных волн и получил их в лабораторных условиях и доказал, что никакие предметы не могут помешать их распространению. На основе этих открытий Попов и Маркони создали беспроволочный телеграф.

  2. В 1874 г. Голландский физик Лоренц, продолжая разрабатывать электромагнитную теорию Максвелла, попытался объяснить её с точки зрения атомного строения вещества. Англичанин Стоней в 1891 году ввёл для обозначения атома электричества термин «электрон». Позже выяснилось, что электрон – это составная часть атома. Так было положено начало атомной физике.

  3. В 1895 г. Немецкий физик Рентген открыл невидимые лучи, которые он назвал икс – лучи. Невидимые лучи проникали через преграду и отражали изображение на фотопленке. Это изобретение широко используется в медицине. Рентген первый из физиков получил Нобелевскую премию.

  4. Мария Склодовская – Кюри вместе с мужем Пьером Кюри исследовали явление радиоактивности и получили новые радиоактивные элементы кроме урана, ещё радий и полоний. В честь этих самоотверженных учёных назван элемент кюрий. Мария Кюри была первой из женщин доктор наук, преподаватель в Сорбонне, член Французской Академии медицины. Она дважды получила Нобелевскую премию.

  1. Ведущий передаёт слово «биологам». Под руководством учителя биологии ученики делают свои презентации.
Краткое содержание:

  1. Переворот в естествознании произвела книга великого английского ученого Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Пять лет в кругосветном путешествии Дарвин собирал, изучал, систематизировал ботанический и зоологический материал и пришёл к сенсационному выводу о том, что не Бог создал всё живое, а природа постепенно формировалась в процессе развития. Он вводит термин «эволюция» и доказывает, что человек – продукт эволюции обезьяноподобных существ.

  2. Французский учёный Луи Пастер изучал процесс брожения. Он открыл микробы, которые вызывают порчу продуктов и скисание молока. Он открыл и способ борьбы с ними. Пастеризация и стерилизация основательно входят в медицину и промышленность, а также на кухню к хозяйкам. Пастер вводит понятие «иммунитет» и доказал, что ослабленные микробы в вакцинах способствуют сопротивляемости организма и предупреждают заболевания.

  3. Теорию Пастера поддержал Дженнер. Он заметил, что доярки не болеют оспой, которая уносила жизни миллионов людей. Дженнер доказал, что доярки в слабой форме заражаются оспой от коров и у них вырабатывается иммунитет на болезнь. Он создал вакцину, спасающую жизнь людей. «Вакка» - в переводе «корова». В 1882 году Роберт Кох открыл бациллу туберкулёза и разработал вакцину против чахотки. Лауреатом Нобелевской премии стал русский учёный Илья Мечников, создавший учение о защите организмов от микробов. Появилась новая наука – микробиология. Изобрели вакцину против тифа и бешенства.

  4. В 19 веке были изобретены лекарства - аспирин и сульфамидные препараты. Использование нового прибора – стетоскопа – позволило прослушивать лёгкие и выявлять хрипы. В 1831 году был открыт газ хлороформ, который применяется для наркоза. Промышленность стала выпускать мыло, что также снизило инфекционную опасность.
Ведущий учитель:

В руке у меня ещё одно изобретение 19 века – ученическая ручка. Это изобретение стало символом перемены в образовании. Развитие науки и техники требовало изменений в образовании. В конце века в Англии и Франции вводится всеобщее обязательное начальное образование. Школа освобождается от покровительства церкви. Американский философ Джон Дьюи сказал: «Образование – это уже жизнь, а не подготовка к ней». Дьюи создал школу-лабораторию при Чикагском университете, где во главу угла ставился труд. Вместо пересказа и заучивания, дети мастерили поделки, разговаривали, обсуждали разные темы и спорили. Росло новое поколение, способное развивать научные идеи своих предшественников.


  1. Ведущий учитель предоставляет слово группе «экспертов». Эксперты озвучивают выводы о тенденциях развития научной мысли в XIX веке и значимости их для человечества.
Примерное содержание выводов:

  1. Главная особенность естественнонаучных открытий второй половины 19 века заключалась в том, что в корне менялись представления о строении материи, пространстве, движении, о развитии живой природы, причинах болезней и происхождении жизни на земле.

  2. Наука опровергла прежние знания и дала ключ к открытию невидимых тайн природы. Формировалась новая картина мира, т.к. наука вплотную подошла к строению атома.

  3. Развитие науки привело к успехам в медицине, что очень важно для всего человечества.

  4. Благодаря науке изменилась жизнь повседневная жизнь общества.

  5. Возникли новые направления в науке: микробиология, ядерная физика – неограниченное поле для новых исследований и открытий.
19-й век заложил основы для развития науки 20-го столетия и создал предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время. Научные открытия 19 века были сделаны во многих областях и оказали большое влияние на дальнейшее развитие. Технический прогресс неудержимо продвигался.

Ведущий учитель:

Спасибо экспертам, а теперь предлагаем нашей аудитории поучаствовать в небольшой викторине.

1 .Кто открыл всепроникающие икс-лучи? (Рентген)

2. Кто дал объяснение происхождения жизни на земле отличное от церковного учения? (Дарвин)

3. Кто открыл явление радиоактивности? (Кюри)

4. Чьи открытия заставили врачей стерилизовать медицинские инструменты? (Пастер)

5. Кто изучал волновую теорию света? (Максвелл)

6. Кто открыл возбудителя и научил лечить туберкулёз? (Кох)

7. Кто учредил премию учёным за выдающиеся достижения в науке? (Нобель).

Ведущий учитель:

Спасибо всем за работу. Успехов в учёбе!

Список литературы и интернет-ресурсов:


  1. Физика. Энциклопедия для детей. Том 16.- М.: Аванта, 2003.

  2. Хрестоматия по физике/ под ред. Б.И.Спасского. – М.: Просвещение, 1987.

бродящей жидкости. При выяснении этого вопроса Пастеру предстояло опровергнуть

господствовавший в то время взгляд Либиха на брожение, как на химический процесс.

Особенно убедительны были опыты Пастера, произведенные с жидкостью, содержащей

чистый сахар, различные минеральные соли, служившие пищей бродильному грибку, и

аммиачную соль, доставлявшую грибку необходимый азот. Грибок развивался,

увеличиваясь в весе; аммиачная соль тратилась. Пастер показал, что и длямолочного

брожениятакже необходимо присутствие особого «организованного фермента» (как в то

время называли живые клетки микробов), который размножается в бродящей жидкости,

также увеличиваясь в весе, и при помощи которого можно вызывать ферментацию в

новых порциях жидкости.

В это же время Луи Пастер сделал ещё одно важное открытие. Он нашёл, что

существуют организмы, которые могут жить безкислорода . Для некоторых из них

кислород не только не нужен, но и ядовит. Такие организмы называются

строгимианаэробами. Их представители-микробы, вызывающиемаслянокислое

брожение. В то же время организмы, способные как к брожению, так и к дыханию, в

присутствии кислорода росли активнее, но потребляли меньше органического вещества

из среды. Так было показано, что анаэробная жизнь менее эффективна. Сейчас показано,

что из одного и того же количества органического субстрата аэробные организмы

способны извлечь почти в 20 раз больше энергии, чем анаэробные.

Изучение инфекционных заболеваний

В 1864 году к Пастеру обращаются французские виноделы с просьбой помочь им в

разработке средств и методов борьбы с болезнями вина. Результатом его исследований

явилась монография, в которой Пастер показал, что болезни вина вызываются

различными микроорганизмами, причем каждая болезнь имеет особого возбудителя. Для

уничтожения вредных «организованных ферментов» он предложил прогревать вино при

температуре 50-60 градусов. Этот метод, получивший название пастеризации, нашел

широкое применение и в лабораториях, и в пищевой промышленности.

В 1865году Пастер был приглашен своим бывшим учителем на югФранции чтобы найти

причину болезни шелковичных червей. После публикации в1876году работы Роберта

Коха«Этиология сибирской язвы» Пастер полностью посвятил себя иммунологии,

окончательно установив специфичность возбудителейсибирской язвы, родильной

горячки, холеры,бешенства, куриной холеры и др. болезней, развил представления об

искусственном иммунитете, предложилметод предохранительных прививок, в частности

от сибирской язвы (1881 ), бешенства (совместно сЭмилем Ру 1885 ), привлекая

специалистов других медицинских специальностей (например, хирургаО. Ланнелонга ).

Первая прививка против бешенства была сделана6 июля 1885года 9-летнему Йозефу

Майстерупо просьбе его матери. Лечение закончилось успешно, симптомы бешенства у

мальчика не появились.

Интересные факты

Пастер всю жизнь занимался биологией и лечил людей, не получив ни медицинского, ни

биологического образования.

Также Пастер в детстве занимался живописью. КогдаЖ.- Л. Жером увидел спустя годы


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 2 Какие изменения произошли в развитии науки Какие причины способствовали развитию науки и научных знаний; Как эти исследования повлияли на жизнь людей Нового времени; Сегодня вы узнаете:


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 3 1. Причины быстрого развития наук. 2.« Повелитель молний ». 3. Сенсации продолжаются. 4. Революция в естествознании. 5. Новая наука – микробиология. 6. Успехи медицины. 7. Развитие образования. Работаем по плану:


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 4 Работаем с таблицей Научная область Год открытия Фамилия учёного Содержание и значение открытия


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 5 Причины быстрого развития наук Почему же в XIX – начале XX века так активно начинают развиваться различные науки? Ответ на вопрос найдёте прочитав пункт 1 на стр. 39.


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 6 Причины быстрого развития наук 1. Сама жизнь требовала познать законы и использовать их в производстве 2. Коренные изменения в сознании и мышлении людей Нового времени


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 7 В 1831 году Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, что позволило приступить к созданию электродвигателя. Он стал членом Королевского общества. « Повелитель молний» Майкл Фарадей


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 8 В 1860-х годах он разработал электромагнитную теорию света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих физиков различных стран в области электромагнетизма. « Сенсации продолжаются» Джеймс Карл Максвелл


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 9 Согласно его теории, в природе существуют невидимые волны, которые передают электричество в пространстве. Свет – разновидность электромагнитных колебаний. Максвелл с цветовым волчком в руке « Сенсации продолжаются»


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 10 В 1883 году немецкий инженер Генрих герц подтвердил существование электромагнитный волн и доказал, что никакой материальный предмет не может помещать их распространению « Сенсации продолжаются» Генрих Рудольф Герц


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 11 Герц установил, что электромагнитные волны распространяются со скоростью 300 тыс. км/с. Эти волны стали называться волнами Герца. « Сенсации продолжаются» Экспериментальный аппарат Герца 1887 года.


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 12 Голландский физик попытался объяснить электромагнитную теорию Максвелла с точки зрения атомного строения вещества « Сенсации продолжаются» Хендрик Антон Лоренц


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 13 « Сенсации продолжаются» Совершался переворот в естественно – научных представлениях человечества, формировалась новая картина мира, которая существует и сегодня


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 14 В конце 1895 года в Германии физик Вильгельм Конрад Рентген, исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные им Х – лучами. « Сенсации продолжаются»


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 15 Оставаясь невидимыми, лучи пронизывают различные предметы в разной степени. Полученное изображение можно запечатлеть на фотоплёнке. Это открытие нашло широкое применение в медицине. « Сенсации продолжаются» Рентгеновские снимки


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 16 Антуан Анри Беккерель Пьер Кюри Мария Склодовская- Кюри « Сенсации продолжаются» Эрнест Резерфорд Нильс Бор Учёные, изучающие явление радиоактивности


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 17 В 1903 году Мария и Пьер Кюри вместе с Анри Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации». Пьер и Мария Кюри В лаборатории « Сенсации продолжаются»


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 18 Переворот в естествознании произвела книга великого учёного – натуралиста Ч. Дарвина « Происхождение видов» Чарлз Дарвин « Революция в естествознании»


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 19 В 1885 году учёный спас жизнь юноше, которого 14 раз укусила бешеная собака. Он работал над получением сыворотки от бешенства. Подарил миру новую науку - микробиологию « Революция в медицине» Луи Пастер


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 20 Работал с процессом брожения, создал метод стерилизации и пастеризации различных продуктов. Разработал несколько прививок против заразных болезней. Объяснял хирургам необходимость дезинфицировать руки и инструменты перед работой. « Революция в медицине»


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 21 Английский врач, разработал первую вакцину против оспы. Дженнер придумал вводить в организм человека как бы неопасный вирус коровьей оспы. « Революция в медицине» Эдуард Дженнер


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 22 Рене Лаэннек установил, что твёрдые тела по- разному производят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины – стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, а другой – к уху врача « Революция в медицине» Первые стетоскопы


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 23 Немецкий микробиолог, открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году. « Революция в медицине» Генрих Герман Роберт Кох


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 24 Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Один из основоположников эволюционной Эмбриологии,фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908). « Революция в медицине»


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 25 « Развитие образования» Прочитайте самостоятельно пункт «Развитие образования» на стр и ответьте на вопрос « Как в разных государствах происходило развитие образования?»
Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 27 Домашнее задание: Параграф 5, вопросы, записи в тетради.


Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ %D1%8C%D0%B8%D1%87_%D0%9C%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%B A%D0%BE%D0%B2http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%98%D0%BB %D1%8C%D0%B8%D1%87_%D0%9C%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%B A%D0%BE%D0%B2 %D0%9A%D0%BE%D1%85http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82_ %D0%9A%D0%BE%D1%85 * * 0%B5%D0%BA%D0%BA%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8Chttp://nova.rambler.ru/search?query=%D0%90%D0%BD%D1%80%D0%B8+%D0%91%D 0%B5%D0%BA%D0%BA%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C Антоненкова Анжелика Викторовна Учитель истории МОУ Будинской ООШ Тверской области

НАУКА. СОЗДАНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

Цель:

Определить тенденции развития научной мысли в Европе XΙX века;

Рассмотреть достижения науки XΙX века.

Словарь:

МИКРОБИОЛОГИЯ - наука, изучающая микроорганизмы, их систематику, морфологию, физиологию, биохимию, генетику, распространение и роль в круговороте веществ в природе, микроорганизмы, вызывающие болезни человека, животных и растений. Создатель микробиологии - Л. Пастер.

Ход урока

Проверка домашнего задания

Нескольким учащимся раздаются карточки-задания по пройденным темам;

Двум-трем ученикам раздаются варианты теста по пройденной теме.

Остальные ученики работают по форме фронтального опроса.

Объяснение материала можно провести в виде самостоятельной работы класса с учебником. По ходу такой работы ребята составляют в тетради таблицу. В конце урока все вместе делаем вывод по уроку

Научная область

Год открытия

Фамилия ученого

Майкл Фарадей

Явление электромагнитной индукции – создание электродвигателя

Джеймс Майкл Максвелл

Электромагнитная теория света – передача электричества в пространстве

Генрих Герц

Подтвердил существование электромагнитных волн и установил что скорость их распространения = 300тыс.км./с.

А.С. Попов

Беспроволочный телеграф

Хенрик Лоренц

Продолжил разрабатывать теорию электромагнетизма

Джон Стоней

Ввел термин «электрон» для обозначения атома.

Вильгельм Конрад Рентген

Открытие невидимых Х-лучей – создание рентгеновского аппарата – нобелевская премия

Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри

Создали учение о сложном строении атома – нобелевская премия.

Биология

Чарльз Дарвин

Обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка.

Луи Пастер

Открытие новой науки – микробиологии, создана прививка от бешенства. Заложил основы учения об иммунитете.

Открыл вакцину от оспы

Рене Лаэннек

Сконструировал трубку из буковой древесины - стетоскоп

Роберт Кох

Открыл возбудителя туберкулеза – бациллу Коха

Илья Ильич Мечников

Основоположник эволюционной эмбриологии и отечественной микробиологии.

Открытия, сведенные в таблицу, имели огромное значение для развития индустриального общества.

Домашнее задание