Денисов летчик. Сергей прокофьевич денисов. Великая Отечественная война

Он родился 25 Февраля 1909 года на хуторе Постоялый (ныне село Постояловка) Ольховского района Воронежской области, в семье рабочего (по другим данным — крестьянина). Воспитывался в детском доме. Окончил неполную среднюю школу. Работал слесарем ремонтно-транспортных мастерских в Россоши. С Октября 1929 года в рядах Красной Армии. Был мотористом авиаотряда. По решению командования для обучения лётному делу был направлен в тренировочный лётный отряд в Бобруйск.

Здесь первыми курсантами и новыми друзьями Денисова стали такие же, как и он, влюблённые в небо парни, уже знакомые с авиацией. (впоследствии знаменитый лётчик-испытатель), оказалось, тоже служил мотористом. Они крепко подружились. Вместе штудировали теорию, а затем учились летать у одного инструктора — Алексея Макарова.

Сперва поднимались в воздух на У-1, или «Аврушке», как называли этот неказистый самолёт... Уже с первых полётов Макаров заметил способности Сергея Денисова. В воздухе тот был спокоен, внимателен, ориентировался хорошо, пилотаж усваивал быстро и прочно. Потому-то первому в своей группе инструктор разрешил ему самостоятельный полёт. По его же, Алексея Макарова, ходатайству, когда весной 1931 года программа лётного обучения была закончена, молодые пилоты Сергей Денисов и Степан Супрун получили путёвки в истребительную авиацию.

В 1931 году Денисов был назначен младшим лётчиком в 11-ю эскадрилью 111-й истребительной авиабригады Ленинградского военного округа. Затем служил в 41-й эскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа. Был командиром звена.

Однажды в полёте строем он шёл левым ведомым, крыло в крыло с командирской машиной. Стоял погожий зимний день, горизонт таял в синей дымке. Полёт протекал нормально, и ничто не предвещало беды. Внезапно машину резко подбросило. В тот же миг раздался оглушительный скрежет, и самолёт, кувыркаясь, ринулся вниз. Инстинктивно повернув голову назад, Сергей онемел: почти по самую кабину обрублен хвост его машины. Понял сразу: правый ведомый врезался на догоне...

«Прыгать немедленно!» — мелькнула мысль. Но выбраться из кувыркающегося самолёта в меховом комбинезоне и унтах не так просто. А земля надвигалась неотвратимо. Малейшая заминка, растерянность — и всё кончено. Денисов не спасовал, он нашёл в себе волю и силы выбраться из кабины. А затем, когда мимо пронёсся падающий самолёт, рванул вытяжную скобу парашюта.

То был первый прыжок в жизни Сергея Денисова. Приземлился удачно, на заснеженный берег реки в нескольких десятках километров от своего аэродрома. Оттуда за лётчиком приехала санитарная машина. Денисов стал докладывать о случившемся командиру.

* * *

К осени 1936 года в звании старшего лейтенанта С. П. Денисов командовал отрядом 41-й истребительной авиаэскадрильи 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.

С Ноября 1936 года по 7 Апреля 1937 года участвовал в национально-революционной войне в Испании. Был командиром отряда и 1-й эскадрильи истребителей . Имел псевдоним «Рамон».

«...Уверенный в том, что он не обнаружен навстречу летящими самолётами, Сергей Прокофьевич пошёл за облачность, чтобы выбрать момент атаки. Силы были неравные. Нужно было нанести меткий и неожиданный удар. Он подал команду — „Внимание!“. Самолёты приняли боевой порядок, следя за движениями машины командира. Выйдя в просвет, Сергей Прокофьевич направил свой самолёт от солнца и повёл в атаку свое подразделение. Маневр был хорошо продуманный и безошибочный.

Машина, наклонив нос, скользнула вниз на самолёты противника. В прицеле появился маленький силуэт самолёта, и с каждой секундой пикирования он увеличивался.

Сергей Прокофьевич направлял свой удар в лоб. Когда головной самолёт противника появился в центре прицела, он открыл огонь.

От такой неожиданности самолёты противника приняли беспорядочный строй и стали отходить в стороны одиночками и парами.

Первый удар был нанесён. Воспользовавшись замешательством, Сергей Прокофьевич взял инициативу боя в свои руки. Выйдя из атаки, он набрал высоту и снова повёл в пике. Завязалась неравная борьба, но маленькая группа действовала чётко и согласованно, нанося меткие удары. Противник не мог собрать разрозненные силы. Через несколько минут, после безуспешных попыток, самолёты взяли обратный курс. Противник не прошёл...»

Под его командованием отряд сбил 49 самолётов. Сам С. П. Денисов совершил 200 боевых вылетов. Количество сбитых им самолётов в различных источниках трактуется по разному: от 7 (3 лично + 4 в группе) до 19 (13 лично + 6 в группе).

15 Ноября 1936 года боевые действия начались с того, что 14 «Юнкерсов» под прикрытием 3 Не-51, избежав встречи с республиканскими истребителями, смогли отбомбиться по жилым кварталам Мадрида.

Во второй половине дня к Мадриду подошли 5 «Юнкерсов», 6 «Хейнкелей», 7 «Ромео» и 12 «Фиатов». Бомбардировщики националистов смогли отбомбиться по городу, так как пытавшиеся сорвать бомбардировку 9 республиканских истребителей вынуждены были вступить в бой с «Фиатами». При этом, 2 вражеских истребителя были сбиты С. Денисовым и С. Черных. Труп одного из франкистских лётчиков был найден на окраине Мадрида. Республиканцы потерь не понесли, один самолёт получил пробоины.

Утром 5 Декабря 1936 года 5 «Юнкерсов» под прикрытием 15 истребителей совершили налёт на Мадрид. В 13:00 националисты повторили налёт 6 «Юнкерсами» под прикрытием 14 «Хейнкелей». Группа из 13 и 17 И-16 смогла их перехватить. В произошедшем воздушном бою было сбито 2 истребителя противника, которые «упали и загорелись». Один из них уничтожило звено Сергея Черных, другой — звенья Сергея Денисова и Александра Негореева. Наши лётчики потерь не имели. По иностранным данным, сбитым оказался «Фиат» командира 19-й эскадрильи капитана Антонио Ларсимонта Пергамени (Antonio Larsimont Pergameni), имевшего 4 победы.

16 Декабря в 13:30 у Мадрида начался воздушный бой. Все республиканские истребители, которым удалось подняться в воздух (22 И-16 и 14 И-15), смогли перехватить 2 группы бомбардировщиков по 10 и 20 машин, прикрытых 25 истребителями. В результате противник недосчитался 4 Не-51 и 1 Fiat CR-32. 2 «Хейнкеля» упали в нейтральной зоне около Мадрида, остальные, как сказано в документах, «возле Мадрида». Был подбит и 1 «Юнкерс». Загоревшись, он совершил посадку на своей территории. Из сброшенных бомбардировщиками бомб только 3 упали на республиканской территории, остальные весьма точно накрыли свои войска, причинив им, по показаниям перебежчиков, существенные потери.

Республиканцы потерь не понесли, хотя командир 1.J/88 капитан Вернер Пальм (Werner Palm) претендует на победу над И-16. А пилоты И-16 заявили о сбитии звеном Денисова 1 «Юнкерса» (в составе Путивко и Черных) и 4 «Хейнкелей» (2 — Колесников и по 1 — Денисов и Дубков). Пилоты И-15 считают, что сбили 2 самолёта.

11 Февраля 1937 года 3 самолёта И-16 вылетели на перехват разведчика. В районе горы Анхелес Сергей Денисов догнал и 2 раза атаковал вражеский самолёт, который со следом пара пошёл на снижение, после чего Денисов прекратил преследование.

16 Февраля 1937 года группы республиканских СБ совершили 9 боевых вылетов. Звено И-16 летало на разведку, 2 раза поднимались на перехват истребители. Во 2-м вылете произошёл бой с группой в 10-11 «Юнкерсов», прикрытых 32 истребителями. Без потерь со стороны республиканцев были сбиты 2 «Юнкерса» и 2 «Фиата».

Сначала истребители обрушились на бомбардировщики, но строй «Юнкерсов» не разрушился. Только после второй атаки, проведённой 9 И-16 из отряда Сергея Денисова, 1 «Юнкерс» загорелся и ещё 1 подбитый пошёл со снижением и вскоре упал. Этот самолёт пилотировал франкистский капитан Хосе Кальдерой Катселу (Jose Calderon Catzelu), который погиб, а 2 члена его экипажа выпрыгнули с парашютами и попали в плен. Другой «Юнкерс» упал на территории националистов. Победы над истребителями одержали звено Хара и звено Морозова.

За время действия в Испании, согласно письму Алксниса на имя начальника РУ РККА, написанному в Апреле 1937 года: "...эскадрилья (состоявшая из 3-х отрядов) сбила 61 самолёт; отряд под руководством Денисова — 49 самолётов, в том числе сам Денисов лично сбил 12 самолётов".

В Январе-Апреле 1937 года состоялись беседы между лётчиками, вернувшимися из Испании, и руководством РККА:

«АЛКСНИС: Скажите, товарищ Денисов, сколько самолётов вы сбили?

ДЕНИСОВ: 12 лично, а мой отряд 49, считая Черных.

Мало огня. Огонь-то большой, но на близких дистанциях стрелять плохо: пулемёты стоят широко на плоскостях. Надо добавить ещё 2 пулемёта через винт, тогда никто не уйдёт. А так бьёшь только по плоскостям.

Второй недостаток — И-16 высоту хорошо набирает, но сам радиус восходящей спирали плохой. Противник от нас уходит таким образом. Если их атакуешь и начинаешь завязывать бой, так они лезут винтом вверх.

О взаимодействии с И-15. В особенности, когда был Рычагов, мы очень много сбивали их самолётов и своих очень мало теряли. И-15 ходят частью наверху, частью внизу, преобладающая масса наверху. От И-15 они уходят, а если начинают удирать от нас, мы за ними. Но как только они начнут пикировать, их принимают И-16, и уже они не уйдут. С И-15 было очень хорошо взаимодействовать. Сейчас стало хуже, почему-то изменили тактику. И-15 стали ходить внизу, а И-16 наверху.

Лучше всего, когда атаковать „Юнкерса“, не дойдя до них, с переворотом свалиться в отвесное пикирование. Во время атаки „Юнкерсов“ нельзя ни в коем случае проходить под ними, они осыпают градом пуль. Они стреляют под углом 45°.

За последнее время сожгли только одного „Юнкерса“: загорелся в воздухе, лётчики начали прыгать с самолёта, но, видимо, включили автопилот. Самолёт начал спиралить, пока не врезался в скалу, не сразу упал, возможно, что на нём был раненый лётчик. На нашу территорию они не падают.

Их группа дерётся, а 2-3 самолёта — „асы“ — ходят на 3000 метров. Если наш одиночка отошёл, они камнем на него сыпятся. Сбили или нет, идут камнем к земле и бреющим уходят. Когда мы 2-х сняли, они перестали это делать».

4 Июля 1937 года старшему лейтенанту С.П. Денисову было присвоено звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения медали «Золотая Звезда», как особого знака отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль № 51.

Вернувшись из Испании, очень быстро рос в звании и должности. В течение 1937 года трижды досрочно получал воинские звания (капитана, майора, полковника). В 1937 году имел налёт более 1000 часов в воздухе. В апреле 1937 года был назначен командиром полка. Затем, получив звание комбрига, в Августе назначен командиром 142-й истребительной авиационной бригады в Бобруйске, а с 1938 года — командующим 2-й армией особого назначения в Воронеже. За 4 месяца прошёл путь от командира отряда до командира бригады. При этом капитаном был 2,5 месяца, а майором всего лишь месяц. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва. 23 Февраля 1938 года награждён медалью «XX лет РККА».

Вскоре он был назначен командующим 2-й авиационной армией особого назначения, дислоцированной под Воронежем. 2-я АОН с Мая 1938 года состояла из 4 авиаполков с общей численностью авиационного парка армии — 307 самолётов. Командующий АОН пользовался правами командующего войсками округа и подчинялся непосредственно наркому обороны.

В 1939 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генерального штаба.

В Мае 1939 года, в составе группы лётчиков имеющих боевой опыт, был направлен в Монголию для укрепления авиачастей, участвующих в боях у реки Халхин-Гол. Командовал 56-й истребительной авиационной бригадой. За эту военную компанию награждён вторым орденом Красного Знамени (29.08.1939) и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени (10.08.1939).

С мнением Денисова по авиационным вопросам считался сам Сталин. Вспоминает Генерал-полковник авиации А. С. Яковлев:

«Летом, в конце Июля 1939 года, позвонил Сталин:

— У меня сейчас лётчик Денисов, воевал в Испании и в Монголии, может дать полезные советы по вашей машине. Повидайтесь с ним.

Через полчаса в мой кабинет уже входил высокий стройный брюнет в кителе с петлицами комбрига...

Встреча с командиром группы истребителей И-16 в Испании Сергеем Прокофьевичем Денисовым оказалась действительно весьма интересной и полезной для меня, конструктора, не только потому, что он рассказал много интересного как очевидец и участник воздушных боёв с немецкими и японскими лётчиками, но также и потому, что он с исключительным знанием дела посвятил меня в сущность современной воздушной войны.

Мы долго с ним беседовали. Обсуждали сравнительные преимущества и недостатки немецких, японских и советских самолётов. Денисов высказал свой взгляд на роль авиации бомбардировочной и истребительной не только сегодня, но и завтра, если придется воевать. Говоря о тактике истребительной авиации, он отметил, что на И-16 мало сбивали истребителей противника из-за малого калибра и разноса установленных в крыльях пулемётов.

Денисов ещё в 1937 году, учитывая опыт первого периода гражданской войны в Испании, написал докладную записку руководителям ВВС и авиапромышленности, но записку оставили без внимания, никаких мер принято не было, и спустя 2 года в боях на Халхин-Голе недостатки наших И-16 и оставались прежними, в чем ещё раз убедился Денисов. Тогда-то, вернувшись из Монголии, Сергей Прокофьевич обратился к Сталину, который сразу же вызвал его к себе. Сталин очень рассердился, узнав от Денисова, что по его первой записке не было принято никаких мер. Он с большим вниманием выслушал Денисова и предложил все замечания изложить письменно и материал прислать ему.

Такую записку Денисов написал и вновь был принят Сталиным. На этот раз Сталин вызвал также наркома авиапромышленности М. М. Кагановича и дал нагоняй за равнодушное отношение к первым, двухгодичной давности, сигналам Денисова.

Каганович оправдывался, но спорить по специальным вопросам с таким знатоком, как Денисов, ему было не под силу.

Сущность критических замечаний Денисова заключалась в следующем:

— концепция деления истребителей на скоростные и маневренные порочна;

— у наших истребителей должна быть радиосвязь;

— стрелковое вооружение, как по калибру, так и по размещению на самолёте, неудовлетворительно;

— немецкие истребители превосходят советские как по скорости полёта, так и по стрелково-пушечному вооружению.

В максимальной степени я постарался учесть замечания Денисова при работе над нашим первым истребителем».

* * *

Зимой 1939—1940 годов С. П. Денисов участвовал в Советско-Финляндской войне. Был командующим ВВС 7-й армии.

7-я армия была сформирована в Сентябре 1939 года в Калининском военном округе и в середине Ноября переброшена в Ленинградский военный округ на Карельский перешеек. Боевая задача 7-й армии в соответствии с оперативной директивой № 0205/оп состояла в том, чтобы: «мощной атакой, во взаимодействии с авиацией, разгромить войска противника, овладеть его укрепленным районом на Карельском перешейке, выйти на фронт Кякисалми, Антреа, Виипури».

В составе ВВС 7-й армии было 4 авиационных бригады (11 авиационных полков): 59-я истребительная (7-й, 23-й, 25-й и 38-й ИАП); 1-я легкобомбардировочная (7-й пикировочно-бомбардировочный, 5-й скоростной бомбардировочный и 43-й легкобомбардировочный авиаполки); 18-я (48-й и 50-й СБАП) и 55-я скоростные бомбардировочные (44-й и 58-й СБАП).

30 лётчиков, штурманов и воздушных стрелков армии за мужество и героизм были удостоены звания Герой Советского Союза.

21 Марта 1940 года за умелое руководство боевыми действиями ВВС 7-й армии при прорыве линии Маннергейма комдиву С. П. Денисову было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Ему была вручена вторая медаль «Золотая Звезда» № 4.

В Апреле 1940 года он был назначен командующим ВВС Закавказского военного округа. А 4 Июня 1940 года комкору Денисову было присвоено воинское звание Генерал — лейтенант авиации. Вспоминает С.Н. Гречко:

«В полк прибыл командующий ВВC Закавказского военного округа С. П. Денисов... Генеральские звания в Красной Армии тогда только что были введены, поэтому слово „Генерал“ звучало ещё непривычно. Однако факт оставался фактом: в лице С. П. Денисова я видел советского Генерала, да ещё какого! Дважды Героя Советского Союза: моего ровесника... Мне, тогда Капитану, такое казалось почти недостижимым».

К сожалению, столь молниеносный служебный рост отрицательно сказался на поведении Денисова. 30-летний генерал перестал критически относиться к личным промахам и ошибкам. Он сильно пристрастился к выпивке в ущерб служебным обязанностям, постепенно теряя свой багаж лётчика и авторитет командира.

В Августе 1941 года С. П. Денисов был назначен начальником Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени Мясникова.

Вспоминает лётчик-истребитель Г. В. Кривошеев:

«В Августе 1941 года наше училище из Качи эвакуируют, переводят его в Красный путь, это — между Сталинградом и Ростовом — на — Дону, там был какой — то гарнизон, но это — в степи, казарм не хватало. Нас, 7 учебных эскадрилий, разбросали по всей округе. Я был в 5-й эскадрилье, командир эскадрильи — Воротников. Сразу же организовали полк инструкторов, и он в их числе улетел на фронт. Нам дали командиром эскадрильи Победоносцева.

Когда приехали в Красный путь, назначили начальником училища дважды Героя С. П. Денисова... Зима — не за горами, и каждое звено вырыло себе землянку — прямо в земле большая яма, перекрытая брёвнами и засыпанная сверху землёй. В ней кроватей не было, а были земляные выступы, как нары. Началась зима, а у нас на 120 человек — 4 пары сапог было. Дров нет, угля нет, ничего нет, даже обед не на чем приготовить. Так отрядили курсантов, сделали сани с полозьями из лыж и за 15 километров от расположения части мы ездили и перевозили траву. Она у основания была в палец толщиной. Так на этой траве готовили, согревались. А для поддержания хорошей физической формы перед входом в столовую поставили коня и брусья, не перепрыгнешь, — в столовую не попадаешь, а есть-то, хочется.

Немцы уже подходят к Москве, Ленинград — в кольце блокады, общее настроение — ужасное. И вдруг, в ночь на 6 Декабря — боевая тревога. Мы поднимаемся, и командир эскадрильи Победоносцев говорит: „Под Москвой произошёл прорыв!“ Столько-то танков уничтожено, столько-то солдат взято в плен. Гарнизон просто воскрес! Мы воспряли, стали совсем другие люди! Весь Союз за Москву дрался! Денисов что сделал? Хоть казарм и не хватало, он взял из-под Москвы человек 20 пленных немцев, и когда мы на занятия уходили, их проводили перед нашими глазами, и он говорил: „Вот видите пленных немцев? Это под Москвой взяли“. В каком учебнике можно написать, как воспитывать в людях уверенность в себе? А у нас после победы под Москвой было очень хорошее моральное состояние, такие были у нас мудрые командиры.

К нам в землянку приходили преподаватели, проводили занятия, приносили харч, зимой мы мало летали, — не было топлива. Из самолётов были только И-16, те, что мы привезли. Ещё на Каче я успел самостоятельно на нём вылететь. Ранней весной начали летать. На самолёт дают мизер бензина, полётов мало. Готовили не весь отряд, а 1-2 человека с эскадрильи, когда они программу заканчивали, то их одевали, как следует, и отправляли на фронт. Нас закончило 5 человек, с каждой эскадрильи — по одному человеку».

Непосредственный начальник Денисова, заместитель командующего ВВС Приволжского военного округа Генерал-майор авиации Игнатов, аттестуя его в 1942 году, в числе крупных служебных недостатков отметил невыполнение авиашколой плана подготовки пилотов и наличие в ней большого количества лётных происшествий. В числе причин назывались: плохая организация полётов и предполётной подготовки, слабое знание соответствующих инструкций и наставлений по эксплуатации техники постоянным и переменным составом, отсутствие постоянной жесткой требовательности начальников к подчинённым, формальное проведение методических занятий.

Летом и осенью 1942 года 2 специальные комиссии провели комплексное обследование авиашколы, отметив, что «за период командования школой тов. Денисов показал себя недостаточно твёрдым и волевым командиром. В отдельных случаях проявлял малодушие и неумение решительно устранять недочёты в работе. Авторитетом как начальник школы пользовался мало. Лично летал редко и преимущественно на учебных самолётах старого типа. Злоупотребляет спиртными напитками, в силу чего 2-3 дня не бывает на службе».

По материалам названных комиссий командующий ВВС Красной Армии Генерал-полковник авиации Новиков 20 Ноября 1942 года подписал приказ об освобождении Денисова от занимаемой должности, как не справившегося.

До Февраля 1943 года С.П. Денисов находился в распоряжении Управления кадров ВВС. Затем, до 14 Декабря 1943 года, был командиром 283-й истребительной авиационной дивизии 16-й Воздушной армии. Дивизия обеспечивала боевые действия 2-х штурмовых авиадивизий смешанного авиакорпуса, в состав которого и входила.

Во время боёв на Курской дуге под руководством С.П. Денисова части дивизии произвели 1400 боевых вылетов, провели 67 воздушных боёв, сбили 73 самолёта противника, потеряв только 16 своих.

Истребители дивизии привлекались также и для уничтожения самолётов противника на аэродромах. Так, 24 Июня 1943 года 11 самолётов из состава 283-й ИАД (16-я Воздушная армия) после тщательной подготовки и опытного бомбометания на полигоне нанесли удар по аэродрому Никольское. В результате они уничтожили 4 самолёта FW-190 и взорвали 2 автомобильные цистерны.

За высокую боевую выучку и достигнутые боевые результаты один из полков дивизии получил звание Гвардейского, а второй был награждён орденом Красного Знамени.

Трудно было в те напряжённые дни застать С.П. Денисова в штабе. Он вылетал на полковые аэродромы. На месте, в частях и подразделениях, контролировал организацию боевой работы. Помогал командирам быстрее вводить в строй пополнение лётного состава. А когда требовалось лично убедиться в боевой выучке авиаторов или же проверить, насколько результативен тот или иной способ тактики действий, добивался разрешения и в составе групп истребителей поднимался во фронтовое небо.

Командующий 16-й Воздушной армией Генерал-лейтенант авиации С.И. Руденко, констатируя соответствие С.П. Денисова занимаемой должности, отметил в то же время в числе его недостатков отсутствие желания осваивать современные истребители и чрезмерное увлечение спиртными напитками — за что получил строгий выговор от партийной комиссии 16-й Воздушной армии. В Декабре 1943 года Денисов сдал дивизию (впоследствии она стала именоваться так: 283-я истребительная авиационная Камышинская Краснознамённая ордена Суворова дивизия) новому командиру и убыл в распоряжение командующего ВВС.

За участие в Великой Отечественной войне был награждён орденом Александра Невского (1943); медалями: «За оборону Сталинграда» (22.12.1942), «За победу над Германией» (9.05.1945).

С Февраля 1944 года служил в Главном штабе ВВС. Был старшим помощником начальника 4-го отдела по тактической подготовке, что являлось значительным понижением.

В конце Апреля 1945 года начальник Управления формирования и боевой подготовки ВВС РККА Генерал-майор авиации Волков в аттестации отметил:

«Генерал-лейтенант авиации С. П. Денисов в Управлении работал мало и без желания, самостоятельно разрабатывать документы не умеет и желания учиться этому делу не проявил. Периодически в среднем раз в месяц запивал на срок от 3 до 5 дней. Работой в Управлении тяготится. Авторитетом среди офицеров Управления не пользуется. Партсобрания старается не посещать».

В 1946 году С. П. Денисов был направлен на авиационное отделение Военной академии Генштаба, однако проучился в ней лишь полгода и в Ноябре 1947 года в возрасте 38 лет был уволен в запас по болезни. Умер 16 Июня 1971 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

* * *

Подводя краткий итог деятельности С. П. Денисова после Испании, О. С. Смыслов пишет в своей книге «Асы против асов»:

«Судьба известного лётчика, генерала С. П. Денисова, чьи неоднократные записки о недостатках наших истребителей 2 года не доходили до Сталина, сложилась несколько иначе, чем многих его коллег „испанцев“, уничтоженных в начале Великой Отечественной войны. Но и он себя не нашёл в военачальниках. Ведь не всегда отличный лётчик может быть отличным командиром. К сожалению, такое противоречие действует и теперь.

Сергей Прокофьевич авиашколу окончил в 1931 году. Прошёл должности младшего, старшего летчика и командира звена. Потом Испания и звание Героя Советского Союза. С 1937 года за 4 месяца Денисов вырос в званиях от Старшего лейтенанта до Полковника (Капитаном — 2,5 месяца, Майором — 1 месяц), а в должностях — от командира отряда до командира авиабригады (через эскадрилью и полк).

В 1938-м комбригом он командовал 2-й авиационной армией особого назначения на Халхин-Голе, а потом в звании комдива ВВС — 7-й армией в Советско-Финляндской войне, где стал дважды Героем Советского Союза.

С Апреля 1940 года — командующий ВВС Закавказского военного округа, но в Августе его назначают начальником Качинской авиационной школы. Кто знает, если бы он не написал тогда свои записки по качественному улучшению истребителей, где бы он был вместо Качи?.. Сталин не забыл этого поступка, потому и прощал ему многое. А прощать было что. Ведь именно там этот 33-летний Генерал в 1942 году „показал себя недостаточно твёрдым и волевым командиром“. По мнению проверяющих, он „в отдельных случаях проявлял малодушие и неумение решительно устранять недочёты в работе... Авторитетом как начальник школы пользовался мало. Лично летал редко и преимущественно на учебных самолётах старого типа. Злоупотребляет спиртными напитками, в силу чего по 2-3 дня не бывает на службе...“ И это в суровые годы войны!

В Ноябре 1942 года Денисова освобождают от должности и держат в распоряжении Управления кадров ВВС, а в Феврале 1943 года назначают командиром истребительной авиадивизии. Ею он командует год, но продолжает пить и не проявляет желания осваивать современные истребители. Значит, снова не справился...

Теперь его назначают с понижением — старшим помощником начальника 4-го отдела по тактической подготовке в Управление формирования и боевой подготовки ВВС. Но и там ничего не вышло. Его начальник писал: „При отсутствии у Денисова достаточной силы воли и при его слабохарактерности, столь большое возвышение вскружило ему голову, он начал пьянствовать, несерьёзно относиться к своим служебным обязанностям и личному усовершенствованию“. Даже в тылу, в тепле и уюте молодой Генерал — лейтенант и дважды Герой Советского Союза не хотел работать, не умея и не желая разрабатывать текущие документы. Периодически и в среднем раз в месяц он и там уходил в запои, продолжавшиеся от 3 до 5 дней.

В 1946 году ему дали ещё одну попытку покомандовать дивизией уже в мирном небе, но назначение не состоялось. Как итог — авиационное отделение Академии Генерального штаба, а через полгода (в Ноябре 1947 года, в возрасте 38 лет) — увольнение из армии по болезни в запас. В общем, с командира звена так ничего и не вышло, как и не вышло из некоторых его коллег, отличных и бесстрашных лётчиков в Монголии, в Испании, и в Китае...

А всё потому, что они не смогли подняться выше своего уровня — уровня командира звена и эскадрильи. В современной войне такие „военачальники“, как и те, кто отличился в Гражданской, оказались ненужными. Но при этом никто из них не отказался от высоких должностей».

Дважды Герой Советского Союза.

Лётчик-истребитель, командир отряда 41-й истребительной авиационной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа, капитан.

Начальник ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта, комдив.

Родился 12 (25) декабря 1909 г. в слободе Россошь Острогожского уезда Воронежской губернии (с 1923 г. - г. в Воронежской обл.) в семье рабочего, русский.

Член ВКП(б)/КПСС с 1930 г.

В Красной Армии с 1929 г., служил мотористом отряда.

В 1931 г. окончил военную авиационную школу пилотов, и проходил службу в должности младшего лётчика 11-й авиационной эскадрильи 111-й авиационной истребительной бригады ВВС Ленинградского военного округа.

Затем был старшим лётчиком и командиром звена в 41-й истребительной авиационной эскадрилье 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.

С ноября 1936 по апрель 1937 г. старший лейтенант С.П.Денисов участвовал добровольцем в гражданской войне в Испании, где в рядах лётчиков-республиканцев командовал истребительным авиационным отрядом.

Совершил более 200 боевых вылетов.

О количестве побед С.П.Денисова данные противоречивы: он лично доложил Народному комиссару обороны СССР К.Е.Ворошилову о сбитых им лично 13 вражеских самолётов и 6 - в группе, однако документами его же авиационного отряда подтверждены 3 личные победы и 4 групповые.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июля 1937 г. капитану Денисову Сергею Прокофьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения особой степени отличия ему была вручена медаль "Золотая Звезда" N 51.

По возвращении из Испании, карьера С.П.Денисова стала стремительной: в течение 1937 г. досрочно получил сразу три воинские звание капитана, майора и полковника.

В апреле 1937 г. назначен командиром эскадрильи, но уже в том же месяце стал командиром истребительного авиационного полка.

С августа 1937 г. командовал 142-й истребительной авиационной бригадой в Белорусском военном округе. Комбриг (22.02.1938).

С 1938 г. командовал 2-й авиационной армией особого назначения (Воронеж).

В 1939 г. был откомандирован в зону боевых действий и участвовал в боях с японскими милитаристами в районе реки Халхин-Гол.

В том же 1939 г. окончил курсы усовершенствования комсостава при Академии Генерального штаба.

Пользовался доверием И.В.Сталина, которому неоднократно подавал служебные записки о недостатках советских истребителей и об их устранении по опыту боевых действий.

Комдив (8.08.1939).

Участник советско-финской войны 1939-1940 г., во время которой он был начальником ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта.

Авиация поддерживала наступление армии, наносившей главный удар на Карельском перешейке.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 г. за умелое руководство боевыми действиями при прорыве линии Маннергейма комдив Денисов Сергей Прокофьевич удостаивается второй медали "Золотая Звезда" (N 4), и становится пятым и последним из довоенных дважды Героев Советского Союза.

С апреля 1940 гс С.П.Денисов командовал ВВС Закавказского военного округа.

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 4 июня 1940 г. Денисову С.П. было присвоено воинское звание "генерал-лейтенант авиации".

В период Великой Отечественной войны, с августа 1941 г. начальник Качинской Краснознамённой военно-авиационной школы пилотов имени Мясникова.

При проверке школы комиссией штаба ВВС были выявлены большие недостатки в организации работы школы и лично С.П.Денисова, за которые он был снят с должности и направлен в распоряжение командующего ВВС Красной Армии в декабре 1942 г..

С февраля 1943 г. по февраль 1944 г. - командир 283-й истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии.

Под руководством генерал-лейтенанта Денисова С.П. части дивизии в сражении под Орлом и Курском произвели 1400 боевых вылетов, провели 67 воздушных боев, сбив 73 самолёта противника, потеряв 16 своих (соотношение 4:1).

За высокую боевую выучку и достигнутые боевые результаты один из полков дивизии получил звание гвардейского, а второй был награжден орденом Красного Знамени.

Однако и на фронте генерал С.П.Денисов допустил существенные нарушения воинской дисциплины.

В феврале 1944 г. был с понижением направлен на тыловую работу старшим помощником начальника 4-го отдела по тактической подготовке в Управлении формирования и военной подготовки ВВС Красной Армии.

С февраля 1946 г. находился в распоряжении командующего ВВС Красной Армии, через четыре месяца направлен на учёбу в Высшую военную академию РККА имени К.Е.Ворошилова.

С ноября 1947 г. - в отставке по болезни.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва (в 1937-1946 г.).

Жил в Москве.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён орденом Ленина (4.07.1937), 2 орденами Красного Знамени (2.01.1937, 29.08.1939), орденами Александра Невского (1943), Красной Звезды (1944), медалями, иностранным орденом Красного Знамени Монгольской Народной Республики 1-й степени (10.08.1939).

Сергей Прокофьевич Денисов (12 декабря 1909, Россошь - 6 июня 1971, Москва) - советский лётчик-истребитель и военачальник, участник Гражданской войны в Испании, боёв на Халхин-Голе, советско-финской войны, Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза (1937, 1940). Генерал-лейтенант авиации.

Биография

Родился в слободе Россошь (по другим данным на хуторе Постоялый), в семье рабочего. По национальности русский. Первоначальное образование получил в школе слободы Новохарьковка. Работал мотористом на машинно-тракторной станции в Россоши.

Военная служба в довоенный период

В Красной армии - с октября 1929 года. Служил мотористом в 17-м авиационном парке, в феврале 1931 года был направлен на учёбу. В 1931 году окончил военную школу пилотов при 83-м авиационном отряде. С августа 1931 года - младший лётчик и старший лётчик 33-й авиаэскадрильи. С мая 1934 года - командир отряда в 41-й авиаэскадрилье 83-й истребительной авиабригады ВВС Белорусского военного округа.

С ноября 1936 по апрель 1937 годах добровольцем участвовал в гражданской войне в Испании, где был командиром авиационного отряда. Воевал на истребителе И-16. В Испании совершил более 200 боевых вылетов, сбил лично 3 и в группе - 4 самолёта противника. Однако после возвращения в ССР на встрече с заместителем Народного комиссара обороны СССР по авиации Я.И. Алкснисом в апреле 1937 года доложил ему о том, что сбил 12 самолётов лично (эта цифра часто встречается в литературе).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июля 1937 года Денисову Сергею Прокофьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения особой степени отличия - медали «Золотая Звезда» № 51.

С мая 1937 года - командир истребительного авиационного полка. С августа 1938 по апрель 1939 года - командир 142-й легкобомбардировочной авиабригады ВВС Белорусского военного округа. В 1939 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Академии Генерального штаба РККА. С апреля 1939 года - командующий 2-й Армией особого назначения (АОН-2) с штабом в Воронеже.

В 1939 году принимал участие в военном конфликте с Японией в районе реки Халхин-Гол, будучи старшим группы военных специалистов, направленных в помощь действовавшим в зоне боёв авиачастям.

С 10 января 1940 года - командующий ВВС 7-й армии. В этой должности участвовал в Советско-финской войне. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за умелое руководство боевыми действиями при прорыве линии Маннергейма комдив Денисов Сергей Прокофьевич награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 4). Примечательно, что Денисов стал пятым и последним из довоенных дважды Героев Советского Союза.

В апреле 1940 года С. П. Денисов назначен командующим ВВС Закавказского военного округа. Эта должность стала пиком его карьеры. Освобождён от должности 20 июня 1941 года «за низкую боевую подготовку частей и неудовлетворительное состояние материальной части».

Великая Отечественная война

Во время Великой Отечественной войны с августа 1941 года он - начальник Качинской военно-авиационной школы пилотов имени А.Ф. Мясникова. Приказом командующего ВВС Красной Армии А. А. Новикова от 20 ноября 1942 года был освобождён от должности начальника авиашколы, как не справившийся. Кроме того, ему в вину были поставлены неумение устранять недочёты в работе, отсутствие авторитета у подчинённых и злоупотребление алкоголем. Три месяца находился в резерве командующего ВВС.

С февраля 1943 года - командир 283-й истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии. Во главе дивизии хорошо проявил себя во время Курской битвы и битвы за Днепр. Но Героя опять подвело злоупотребление алкоголем, за что он сначала получил строгий выговор по партийной линии, а 14 декабря 1943 года был снят с должности командира дивизии. С февраля 1944 года - старший помощник начальника 4-го отдела по тактической подготовке Управления формирования и военной подготовки ВВС Красной Армии. С октября 1946 года по ноябрь 1947 года учился в Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова.

С 1947 года в отставке по болезни. Сергей Прокофьевич Денисов скончался 6 июня 1971 года в городе Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Член КПСС с 1930 года. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (1937-1946).

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 51 (04.07.1937).
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 4 (21.03.1940).
  • Орден Ленина (04.07.1937).
  • 2 Ордена Красного Знамени (2.01.1937, 29.08.1939).
  • Орден Александра Невского (28.07.1943).
  • Юбилейная медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1938)
  • Медаль «За оборону Сталинграда» (вручена в 1943)
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)
  • юбилейные медали
  • Орден Красного Знамени (Монгольская Народная Республика, 10.08.1939).

Воинские звания

  • старший лейтенант (1936)
  • капитан (1937)
  • майор (1937)
  • полковник (1937)
  • комбриг (22.02.1938)
  • комдив (8.08.1939)
  • генерал-лейтенант авиации (4.06.1940)

Память

  • Бронзовый бюст Героя установлен в хуторе Постоялый Ольховатского района Воронежской области.
  • К 65-летию Великой Победы на здании школы села Новохарьковка, где учился Герой, была торжественно открыта мемориальная доска.
  • Бюст в Ольховатке.

Литература

  • Черушев Н. С. 1937 год: Элита Красной Армии на голгофе. - М.: Вече, 2003.
  • Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. - М.: Кучково поле, 2014. - Т. 2. - С. 521. - 1000 экз. - ISBN 978-5-9950-0341-0.

(25.12.1909-16.06.1971) - летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза (1937, 1940), генерал-лейтенант авиации (1940). В авиации с 1929 г. Командовал полком, авиабригадой, 2 армией особого назначения. Воевал в Испании и на Халхин-Голе. Сбил лично 13 и в группе 6 самолетов противника. Во время советско-финляндской войны командовал ВВС 7 А. После войны был командующим ВВС ЗакВО. С августа 1941 по февраль 1943 г. был начальником Качинской авиашколы. Затем командовал 283 иад. В 1944-1947 гг. работал в Главном штабе ВВС. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Бронзовый бюст установлен в с. Постояловка Воронежской обл.

Дени сов, Сергей Прокофьевич

Род. 1909, ум. 1971. Летчик-истребитель, участник войны в Испании, боев на р. Халхин-Гол, советско-финляндской и Великой Отечественной войн. Генерал-лейтенант авиации (1940), дважды Герой Советского Союза (1937,1940).

  • - Папко́в Сергей Прокофьевич, физикохимик, доктор химических наук, Герой Социалистического Труда. Труды в области физической химии полимеров. Доказал применимость правила фаз к растворам полимеров...
  • - поморской раскольнич...
  • - авт. брош. "Ген.-адъют. адмирал Н. А. Аркас" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - псевд...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сотр. "Образования"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерал-майор...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации. В авиации с 1929 г. Командовал полком, авиабригадой, 2 армией особого назначения...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - спец. в обл. гносеологии и филос. антропологии; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Миасс Челябинской обл. Окончил филос. ф-т Уральского гос. ун-та, асп. Томского гос. ун-та. Проф. кафедры филос...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - штурман, Герой Советского Союза, гвардии полковник. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 2 мтап ВВС ЧФ, был штурманом полка...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Председатель Ленинградского областного комитета профсоюза работников судостроения; родился 25 декабря 1949 г.; работал в Центральном конструкторском бюро ПО "Компрессор"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Михаил Иванович XI 1900, Балашов, ныне Саратовской обл.) - сов. певец. Нар. арт. БССР. Чл. КПСС с 1946. Участник Гражд. войны 1918-20...

    Музыкальная энциклопедия

  • - Эдисон Васильевич - сов. композитор. В детстве самостоятельно овладел игрой на неск. нар. инструментах. Окончил Томское муз. уч-ще и механико-математич. ф-т Томского ун-та...

    Музыкальная энциклопедия

  • - I Дени́сов Андрей Иванович, советский учёный, специалист в области теории государства и права, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Член КПСС с 1926...
  • - дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации. Член КПСС с 1930. Родился в семье рабочего. В Советской Армии с 1929. Окончил военную школу пилотов и курсы усовершенствования комсостава...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Дени́сов Сергей Петрович, физик-экспериментатор, член-корреспондент РАН. Труды по ядерной физике и физике элементарных частиц. Разработал несколько типов черенковских счётчиков...

    Большой энциклопедический словарь

  • - летчик, генерал-лейтенант авиации, дважды Герой Советского Союза...

    Большой энциклопедический словарь

"Денисов, Сергей Прокофьевич" в книгах

ХАРИТОН ПРОКОФЬЕВИЧ ЛАПТЕВ

Из книги Самые знаменитые путешественники России автора Лубченкова Татьяна Юрьевна

ХАРИТОН ПРОКОФЬЕВИЧ ЛАПТЕВ Имя Харитона Лаптева получило широкую известность в России лишь столетие спустя после совершенного им подвига.Лаптеву принадлежит честь открытия огромного полуострова Таймыр, протянувшегося к северу между Леной и Енисеем. До появления на

ДЕНИСОВ Илья Данилович

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

ДЕНИСОВ Илья Данилович Полковник РККАПолковник ВС КОНРРодился 1 августа 1901 г. в деревне Темирязево Чернского уезда Тульской губернии. Русский. Из крестьян. Участник Гражданской войны. Принимал участие в боевых действиях в 1919–1920 гг. на Западном фронте. В 1919 г. тяжело

ДЕНИСОВ Анатолий Михайлович

Из книги автора

ДЕНИСОВ Анатолий Михайлович Анатолий Михайлович Денисов родился в 1915 году в селе Асино Асинского района Томской области в семье крестьянина-середняка. По национальности русский. Член КПСС с 1945 года.После окончания семилетней школы работал продавцом в Асинском сельпо.

Денисов Юрий Анатольевич

Из книги Я дрался в Афгане. Фронт без линии фронта автора Северин Максим Сергеевич

Денисов Юрий Анатольевич По окончании средней школы я поступил в Людиновский машиностроительный техникум, поэтому у меня была отсрочка и в армию призвали после окончания учебы. Итак, 22 апреля 1980 года я, как положено по повестке, явился на сборный пункт городского

ГЕРАСИМОВ Михаил Прокофьевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

ГЕРАСИМОВ Михаил Прокофьевич 30.9(12.10).1889 – 1939Поэт. Публикации в журналах и сборниках «Просвещение», «Вечера» (Париж), «Современная женщина» (Варшава), «Летопись», «Сборник пролетарских поэтов» (Пг., 1917). Стихотворный сборник «Вешние зовы» (Пг., 1917) был запрещен цензурой и не

Александр Денисов

Из книги Власть кармы. Непрерывное перевоплощение автора Николаева Мария Владимировна

Орловский Кирилл Прокофьевич

Из книги Диверсанты Сталина: НКВД в тылу врага автора Попов Алексей Юрьевич

Орловский Кирилл Прокофьевич 18(30).01.1895–1968. Полковник. Белорус. Родился в дер. Мышковичи (ныне Кировского района Могилевской области) в семье крестьянина. В 1906 г. поступил в Поповщинскую приходскую школу, которую окончил в 1910 г. В 1915 г. призван в армию. Служил сначала в 251–м

Лаптев Харитон Прокофьевич

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Лаптев Харитон Прокофьевич Лаптев Харитон Прокофьевич (ок. 1700–1763), русский моряк, землепроходец.1718 год. Х. П.Лаптев (двоюродный брат Д. Я.Лаптева) служит на Балтике.1734 год. X. П. Лаптев участвует в дальнем походе в Италию. Занимается устройством корабельной верфи на Дону.1737 Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

Сергей Денисов СТИХИ

Из книги Южный Урал, № 27 автора Рябинин Борис

Сергей Денисов СТИХИ ГРУСТЬ КО МНЕ НЕ ПРИШЛА БЕЗ ПРИЧИНЫ… Шепчет тополь рябине печально, Только шепот его не поймешь. …Может, с целью, а может, случайно Ты навстречу ко мне не идешь. Ты опять не пришел на гулянье, - Или занят работой какой? Может, зря я

Граф В. В. Орлов-Денисов

Из книги автора

Граф В. В. Орлов-Денисов Граф Василий Васильевич Орлов-Денисов – генерал от кавалерии (1775–1843), сын Василия Петровича Орлова, атамана Войска Донского; начал службу в казачьих войсках на турецкой границе. В 1806-м году был переведён в лейб-гвардии Казачий полк, в сражении при

Денисов

Из книги Сибирская Вандея. Судьба атамана Анненкова автора Гольцев Вадим Алексеевич

Денисов Наше повествование об Анненкове было бы неполным без рассказа о его верном соратнике, навечно связавшем с ним судьбу, - о генерал-майоре Николае Николаевиче Денисове. 31 июля 1927 года газета «Известия» опубликовала статью с портретом Денисова. Высокий, с холёными

Родился 25 декабря 1909 года на хуторе Постоялый, ныне село Постояловка Ольховатского района Воронежской области (Россия), в семье рабочего (по другим данным в семье крестьянина). Русский (по другим данным украинец). Воспитывался в детском доме. Окончил неполную среднюю школу. Работал слесарем ремонтно-транспортных мастерских в Россоши.
В Красной Армии с октября 1929 года.
В звании старшего лейтенанта командовал отрядом 41-й истребительной авиационной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с ноября 1936 по 7 апреля 1937 года в качестве командира отряда и 1-й эскадрильи истребителей И-16.
Имел псевдоним «Рамон».

«…Уверенный в том, что он не обнаружен навстречу летящими самолетами, Сергей Прокофьевич пошел за облачность, чтобы выбрать момент атаки.
Силы были неравные. Нужно было нанести меткий и неожиданный удар. Он подал команду «внимание». Самолеты приняли боевой порядок, следя за движениями машины командира. Выйдя в просвет, Сергей Прокофьевич направил свой самолет от солнца и повел в атаку свое подразделение. Маневр был хорошо продуманный и безошибочный.
Машина, наклонив нос, скользнула вниз на самолеты «противника». В прицеле появился маленький силуэт самолета, и с каждой секундой пикирования он увеличивался.
Сергей Прокофьевич направлял свой удар в лоб. Когда головной самолет «противника» появился в центре прицела, он открыл «огонь».
От такой неожиданности самолеты «противника» приняли беспорядочный строй и стали отходить в стороны одиночками и парами.
Первый удар был нанесен. Воспользовавшись замешательством, Сергей Прокофьевич взял инициативу боя в свои руки. Выйдя из атаки, он набрал высоту и снова повел в пике. Завязалась неравная борьба, но маленькая группа действовала четко и согласованно, нанося меткие удары.
«Противник» не мог собрать разрозненные силы. Через несколько минут, после безуспешных попыток, самолеты взяли обратный курс.
Самолеты «противника» не прошли…»
(Из газеты «Красная Звезда», 29 ноября 1937 года)

Всего в Испании произвел 200 боевых вылетов и сбил 7 самолетов (3 лично и 4 в групповых боях).
По другим данным сбил 12 или 19 самолетов (13 лично и 6 в группе), но эти данные, вероятно, ошибочные.
После возвращения из Испании в течение 1937 года трижды досрочно получал воинские звания (капитана, майора, полковника).
В 1937 году имел налет более 1.000 часов в воздухе.
В апреле 1937 года был назначен командиром полка. Затем, получив звание комбрига, был командиром 142-й истребительной авиационной бригады в Бобруйске, а с 1938 года - командующим 2-й армией особого назначения в Воронеже.
Окончил КУКС при Военной академии Генштаба в 1939 году.
В 1939 году ему было присвоено звание комдива.
В период боев над Халхин-Голом командовал 56-й истребительной авиационной бригадой.
Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов в должности командующего ВВС 7-й армии.
С апреля 1940 года был командующим ВВС Закавказского военного округа.
4 июня 1940 года ему было присвоено звание генерал-лейтенанта авиации.
В годы Великой Отечественной войны продолжал командовать авиацией Закавказского Военного округа. За злоупотребление алкоголем был понижен в звании до полковника и в августе 1941 года был назначен начальником Качинской авиационной школы пилотов, затем до февраля 1942 года был в распоряжении Управления кадров ВВС. С декабря 1942 года до декабря 1943 года был командиром 283-й истребительной авиационной дивизии. Участвовал в Сталинградской битве, в боях на Курской дуге, в освобождении Украины. С декабря 1943 года по февраль 1944 года находился в распоряжении командующего ВВС, затем до конца войны был старшим помощником начальника 4-го отдела по тактической подготовке в Главном штабе ВВС.
После окончания войны продолжал службу в авиации. Учился полгода на авиационном отделении Военной академии Генштаба, но из-за продолжавшегося злоупотребления алкоголем был уволен в запас в ноябре 1947 года.
Проживал в городе Москва (Россия).
Умер 16 июня 1971 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Список известных воздушных побед С. П. Денисова:
15.11.1936 1 Фиат-32 Мадрид лично
05.12.1936 1/6 Хе-51* Мадрид в составе двух звеньев
16.12.1936 1 Хе-51 Мадрид лично
16.12.1936 1/3 Ю-52 Мадрид в звене с П. И. Путивко и С. А. Черных
16.02.1937 1/гр. Ю-52** Харама в составе отряда

За мужество и героизм Сергею Прокофьевичу Денисову 4 июля 1937 года было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 51).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года ему было присвоено звание дважды Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 4/2).

Награжден орденом Ленина*** (04.07.1937), двумя орденами Красного Знамени (02.01.1937,**** 29.8.1939*****), орденом Александра Невского****** (1943), медалями «ХХ лет РККА» (23.02.1938), «За оборону Сталинграда» (22.12.1942), «За победу над Германией» (09.05.1945) и другими, а также монгольским орденом Боевого Красного Знамени (10.08.1939).

Примечания:
* Предположительно, пилотом этого Фиата-32 был командир 19-й итальянской эскадрильи капитан Антонио Ларсимонт Пергамени.
** Франкистские летчики капитан Хосе Кальдерон Кацелу, лейтенант Франциско Тайлефер и сержант Фелипе Гомес Рояс погибли, остальные два члена экипажа попали в плен.
*** Орден имел порядковый № 3504.
**** Орден имел порядковый № 783.
***** Орден имел порядковый № 184/2.
****** Орден имел порядковый № 3870.