Значение лобов семен михайлович в большой советской энциклопедии, бсэ. Моряк трех флотов

ЛОБОВ СЕМЕН МИХАЙЛОВИЧ

Семен Михайлович [р. 15(28).2.1913, деревня Смольниково, ныне Волоколамского района Московской области], советский военачальник, адмирал флота (1970). Член КПСС с 1940. В ВМФ с 1932. После окончания Военно-морского училища им. М. В. Фрунзе (1937) служил на кораблях Тихоокеанского флота. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 - помощник командира и командир эскадренного миноносца. В 1946-64 на Черноморском флоте в должностях: командира дивизиона эскадренных миноносцев, крейсера, линейного корабля, затем на Северном флоте - командир соединения кораблей, 1-й заместитель командующего флотом. С мая 1964 - командующий Краснознамённым Северным флотом. Депутат Верховного Совета СССР 7-го и 8-го созывов. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1966. Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛОБОВ СЕМЕН МИХАЙЛОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СЕМЕН в Словаре воровского жаргона:
    - инспектоp …
  • СЕМЕН
    СЕМЁН ЃОРДЫЙ (1316-53), вел. князь московский с 1340 и владимирский с 1341, ст. сын кн. Ивана I Калиты. Успешно воевал …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХ́АЙЛОВИЧ Дража (1893-1946), серб. генерал (1942), в 1941-45 глава формирований четников. В 1942-45 воен. мин. югосл. эмигрантского пр-ва. Казнён по …
  • ЛОБОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Л́ОБОВ Олег Ив. (р. 1937), гос. и полит. деятель. С 1985 пред. Свердловского облисполкома. С 1987 зам. пред. СМ РСФСР. …
  • МИХАЙЛОВИЧ
    (Евстафий) ? сербский писатель начала XIX в., автор романа "Цвет невинности, или Добривой и Александра" (Будин, 1827 г.) и книги …
  • СЕМЕН в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • СЕМЁН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Семён, (Семёнович, …
  • МИХАЙЛОВИЧ
    Драгослав (р. 1930), сербский писатель. В сборниках рассказов «Фред, спокойной ночи» (1967), «Ухвати падающую звезду» (1983), романах «Когда цвели тыквы» …
  • ЛОБОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Олег Иванович (р. 1937), российский государственный деятель. С 1985 председатель Свердловского облисполкома. С 1987 заместитель председателя СМ РСФСР. С 1989 …
  • ТУРКИН СЕМЕН ЯКОВЛЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Туркин Семен Яковлевич (1870 - 1937), ктитор, мученик. Память 10 сентября, …
  • СЫЧЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сычев Николай Михайлович (1871 - после 1940), ктитор. В базе данных ПСТБИ значится …
  • СОКОЛОВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Соколов Василий Михайлович (1872 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 27 ноября, …
  • ОРНАТСКИЙ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Михайлович Орнатский (1811 - 1875), священник. Иван Михайлович Орнатский родился в 1811 году …
  • МАСЛЕННИКОВ ГАВРИИЛ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Масленников Гавриил Михайлович (1871 - 1937), священник, священномученик. Память 5 ноября и …
  • БЕНЕВОЛЕНСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Беневоленский Дмитрий Михайлович (1883 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября и в …
  • ДЕНИСОВЫ (АНДРЕЙ И СЕМЕН)
    Денисовы - братья, Андрей (1674 - 1730) и Семен (1682 - 1741) - известные вожди старообрядчества. Происходили из князей Мышецких …
  • ДЕНИСОВ СЕМЕН в Краткой биографической энциклопедии:
    Денисов Семен - см. в статье Денисовы (Андрей и Семен) …
  • ГЕРЦО-ВИНОГРАДСКИЙ СЕМЕН ТИТОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Герцо-Виноградский Семен Титович - см. в статье Герцо-Виноградские (Петр и Семен Титовичи) …
  • ГАРКУША СЕМЕН в Краткой биографической энциклопедии:
    Гаркуша, Семен - запорожский казак, разбойник, наводивший в конце XVIII столетия ужас на всю Гетманщину и Слободскую Украину. Родился около …
  • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Алексей Михайлович, второй царь из дома Романовых. Родился 10 марта 1629 года, царствовал с 13 июля 1645 года по 29 …
  • АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Александр Михайлович, великий князь, генерал-адъютант, вице-адмирал, четвертый сын великого князя Михаила Николаевича и великой княгини Ольги Федоровны, супруг великой княгини …
  • ЛОБОВ ОЛЕГ ИВАНОВИЧ
    (р. 1937) российский государственный деятель. С 1985 председатель Свердловского облисполкома. С 1987 заместитель председателя СМ РСФСР. С 1989 2-й секретарь …
  • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1629-76) русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право …
  • ШУБИН СЕМЁН ПЕТРОВИЧ
    Семён Петрович , советский физик-теоретик, доктор физико-математических наук (1935). Окончил МГУ (1927). В 1932-37 …
  • ЧУЙКОВ СЕМЁН АФАНАСЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Семён Афанасьевич [р. 17(30).10.1902, Пишпек, ныне Фрунзе], советский живописец, народный художник СССР (1963). Действительный член АХ СССР (1958). Учился у …
  • СКЛЯРЕНКО СЕМЕН ДМИТРИЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Семен Дмитриевич , украинский советский писатель. Член КПСС с …
  • ПОДЪЯЧЕВ СЕМЕН ПАВЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Семен Павлович , русский советский писатель. Член …
  • ЛОБОВ СЕМЕН СЕМЕНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Семен Семенович (1888-30.10.1937), советский государственный и партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1913. Родился в деревне Песьково, ныне Юхновского района …
  • ДЕЖНЁВ СЕМЕН ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Семён Иванович (р. около 1605 - умер в начале 1673, Москва), русский землепроходец-мореход. В начале 40-х гг. 17 в. участвовал …
  • ВУКОЛОВ СЕМЁН ПЕТРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Семён Петрович , советский химик, специалист в области взрывчатых веществ и порохов. В …
  • ВОЛЬФКОВИЧ СЕМЕН ИСААКОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Семен Исаакович [р. 11(23).10.1896, г. Ананьев, ныне Одесской области], советский химик и технолог, академик АН СССР (1946). В 1920 окончил …
  • ВЛАСОВ СЕМЕН ПРОКОФЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Семен Прокофьевич (1789-1821), русский химик-технолог, изобретатель. Родился в семье крепостного крестьянина. При содействии группы русских учёных в 1811 получил "вольную" …
  • БАШИЛОВ СЕМЕН СЕРГЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Семен Сергеевич , один из первых издателей древнерусских памятников. Сначала учился в семинарии Троице-Сергиевой …
  • ИВАН МИХАЙЛОВИЧ
    старший сын великого князя Михаила Александровича (1357-1425). По смерти отца († 1399) на долю И. Михайловича и его сыновей, Александра …
  • ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ III в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    князь Кашинский (1370—1426), сын вел. кн. Тверского М. Александровича. По смерти отца (1399) В. М., совместно с племянником своим Иваном …
  • ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ I в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (1319—1368) — князь Кашинский и вел. кн. Тверской, младший из сыновей М. Ярославича, вел. кн. Тверского. Отправляясь в 1319 г. …
  • ИВАН МИХАЙЛОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? старший сын великого князя Михаила Александровича (1357-1425). По смерти отца (+ 1399) на долю И. Михайловича и его сыновей, …
  • ДЕНИСОВЫ, АНДРЕЙ И СЕМЕН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (братья: Андрей, 1664?1730, и Семен, 1682?1741) ? настоятели раскольничьей Выговской пустыни, главные вожди раскола в первой половине XVIII в. Сами …
  • ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ III в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? князь кашинский (1370?1426), сын вел. кн. тверского М. Александровича. По смерти отца (1399) В. М., совместно с племянником своим …
  • ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ I в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (1319?1368) ? князь кашинский и вел. кн. тверской, младший из сыновей М. Ярославича, вел. кн. тверского. Отправляясь в 1319 г. …
  • СЕМЕН-ДЕНЬ в Словаре Даля:
    1-е сентября, Симеона-летопроводца, начало бабья лета (по аспосов день, 8-го; или до Воздвиженья, 14-го). Последний посев ржи; севалка с плеч; …
  • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (1629-76) , русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное …
  • БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА в Справочнике Секретов игр, программ, оборудования, кино, пасхальных яйцах:
    1. На палубе теплохода Семен Семенович (Никулин) и Козодоев (Миронов) сидят в шезлонгах на палубе теплохода. Семен Семенович, держащий в …
  • САМОУБИЙЦА (ПЬЕСА) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-13 Time: 15:57:13 Цитаты из пьесы Николая Робертовича Эрдмана «Самоубийца» * Ну знаешь, Семен, я всего от тебя ожидала, …
  • ЛОБАНОВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ЧЕЛИЩЕВ в Словаре русских фамилий:
    На русскую службу к Александру Невскому перешел немец Вильгельм Люненбургский, старший сын которого, Карл, по прозвищу Челище стал родоначальником дворян …
  • ЛОБАНОВ в Энциклопедии фамилий:
    Лобанин, Лобанов, Лобановский, Лобанок, Лобарёв, Лобастов, Лобастый, Лобачёв, Лобачевский, Лобашёв, Лобашков, Лобашов, Лобов, Лобода - все эти фамилии имеют в …
  • СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ СОЛОВЕЦКИХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор новомучеников и исповедников Соловецких. Память 10 августа. Празднование установлено указом Святейшего Патриарха Алексия …

Флотоводец. В должности помощника начальника Генштаба ВС СССР по ВМФ активно участвовал в работе по укреплению боеготовности флотов, разработке новых приемов использования разнородных сил ВМФ, в организации испытаний и ввода в строй новых кораблей, боевой техники и вооружений.

Служба на флоте

Сначала работал на железной дороге, затем при Люберецком электромеханическом заводе поступил в ФЗУ, после окончания в 1932 году начал работать на заводе слесарем-электриком. Был зачислен курсантом Высшего Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе. Училище окончил в 1937 году и был назначен на Тихоокеанский флот командиром батареи БЧ-2 на сторожевой корабль «Бурун». В августе 1938 г. «Бурун» участвовал в обеспечении боевых действий у озера Хасан. За год службы на сторожевом корабле «Бурун» молодой командир С. М. Лобов проявил себя грамотным артиллеристом и вахтенным начальником. В сентябре 1938 г. был направлен на курсы командиров миноносцев командного состава ВМФ. В июле 1939 года Лобов назначается помощником командира на строящийся эсминец «Резкий». В 1940 году С. М. Лобов становится членом ВКП(б).

В июле 1939 года Лобов назначается помощником командира на строящийся эсминец «Резкий». В 1941 году эсминец «Разящий» завоевывает переходящий приз Военного совета Тихоокеанского флота по артиллерийской стрельбе. В июне 1942 года С. М. Лобов назначен командиром эсминца «Резвый». Военный совет Тихо­океанского флота неоднократно отмечал успехи личного состава эсминца, а самого Лобова командование отмечало как «постоянно энергичного, способного, волевого и требовательного командира».

Война с Японией

В ходе войны с Японией «Резвый» обеспечивал высадку десантов и поддерживал артиллерийским огнем приморские части сухопутных войск. Командование дивизиона отмечало Семёна Михайловича Лобова как одного из лучших командиров кораблей. В 1945 году он был награжден первым своим орденом - орденом Отечественной войны I степени.

Черноморский флот

В ноябре 1946 года Лобова переводят служить на Черноморский флот . Его назначили командиром 1-го дивизиона бригады миноносцев. В состав дивизиона входили Краснознаменные эсминцы «Сообразительный» и «Бойкий», эсминец «Бодрый». В августе 1947 года Черноморский флот посетил И. В. Сталин и заместитель председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгин. Сталин совершил переход на Кавказ на борту крейсера «Молотов». В охранении крейсера шли эсминцы «Огневой» и «Лихой». В 1947 году С. М. Лобов награжден орденом Красной Звезды.

В мае 1948 года С. М. Лобов вступает в командование Краснознаменным крейсером «Ворошилов». Осенью 1948 г. проводится большие флотские учения, в которых кроме кораблей флота участвуют сухопутные войска и авиация.

В январе 1949 года С. М. Лобов принял участие в приемке в Албании легкого крейсера Duca D’Aosto бывшего итальянского флота.

В 1949 году С. М. Лобов был награжден орденом Красного Знамени.

В сентябре 1951 года С. М. Лобов назначается командиром Краснознаменного линкора «Севастополь».

В 1953 году С. М. Лобов награжден Орденом Красного Знамени.

В декабре 1953 Семён Михайлович Лобов направился на Академические курсы офицерского состава при Военно-морской Академии. Ему было присвоено звание контр-адмирала, которое он получил во время учёбы 31 мая 1954.

Северный флот

В ночь на 29 октября 1955 года командир 50-й дивизии контр-адмирал С. М. Лобов держал свой флаг на крейсере «Молотов». Крейсер находился в Северной бухте на бочке № 1 впереди линкора «Новороссийск», стоявшего на бочке № 3. В половине второго ночи прогремел взрыв на линкоре. Сразу же после взрыва на «Молотове» сыграли боевую тревогу. В ходе спасательных работ на линкоре погибли моряки из состава аварийных партий крейсера «Молотов» (5 человек). Лично командир 50-й дивизии крейсеров контр-адмирал С. М. Лобов в момент гибели линкора находился на его борту, благодаря своей силе воли и физическим данным доплыл до берега.

С мая 1972 по июль 1977 года находится на должности помощника начальника Генштаба ВС СССР по ВМФ. Активно участвовал в работе по укреплению боеготовности флотов, разработке новых приемов использования разнородных сил ВМФ, в организации испытаний и ввода в строй новых кораблей, боевой техники и вооружений.

Память

Добрая память об этом прекрасном человеке всегда будет жить во многих поколениях моряков Военно-Морского Флота. В Мурманске бывшая улица Флотская названа улицей Адмирала флота Лобова. На Родине в доме, где родился Семён Михайлович, установлена Мемориальная доска. Его именем был назван ракетный крейсер «Адмирал флота Лобов», который вступил в строй в сентябре 1986 г. в состав Северного флота.

15 февраля исполняется 100 лет со дня рождения видного советского военачальника адмирала флота Лобова Семена Михайловича. О знамениом моряке рассказывает Константин Богомазов.

Командующий эскадрой контр-адмирал С.М.Лобов и подготовка к плаванию в шведских шхерах

Запомнившимися событиями остались в памяти, когда командующий эскадрой контр-адмирал С.М.Лобов проверял готовность крейсера и его командира управлять кораблём в сложном в навигационном отношении плавании по Стокгольмским шхерам, а также швартовка к причалу (в норвежском порту Берген будет такой маневр).
Семён Михайлович знал не только сильные, но и слабые стороны крейсерской организации службы, такие, например, постановка крейсера на два якоря способом «фертоинг» (на рейде в Стокгольме) и плавание в исключительно сложных навигационных условиях в Стокгольмских шхерах.

Командующий эскадрой взял на себя личную ответственность по приёмке экзаменов за морскую подготовку от командира крейсера, а в его лице были весь расчёт ГКП (Главный командный пункт), в том числе штурман, БИП (Боевой информационный пост), боевые посты управления средствами движения, а также швартовные боцманские команды. Для отработки и приёма экзамена по подходу крейсера к причалу на рейде губы Белокаменка была выставлена одна секция плавпирса, к которой крейсер должен подходить и отходить. За первый подход всему расчёту ГКП командующий поставил двойку. При этом он громогласно по корабельной трансляции перечислил какие были допущены ошибки командиром, штурманом и другими. Мне в это время пришлось исполнять обязанности старшего штурмана, так как последний был в командировке на дизельэлектроходе «Балтика» по изучению Стокгольмских шхер.
Несколько раз крейсер подходил и отходил от плавпирса. На последнем подходе из штурманской поступали доклады примерно в такой последовательности: «До плавпирса 10 кабельтов! 5…, 1 кабельтов…100 метров!…50 метров!…30 метров!..20 метров!» В это время входит командующий эскадрой в штурманскую и громко задаёт вопрос: «Вы где берёте эти метры? У вас плавпирс в мёртвой зоне!»
А в штурманской рубке с помощью РЛС измерялось расстояние до башни маяка Мишуков, который находился в створе с плавпирсом. Измеренное расстояние от плавпирса до маяка учитывалось в арифметических расчётах.
Командующий эскадрой окончательно за выполнение маневра подхода к причалу поставил отличную оценку.
Последующая подготовка заключалась в том, что в районе севернее о.Кильдин на карте М1:50000 были нарисованы Стокгольмские шхеры и рекомендованные курсы движения. На корабль прибыла радионавигационная партия «Рым» (командир А.К.Юняев, впоследствии капитан 1 ранга), которая должна осуществлять контроль за точностью движения корабля по рекомендованным курсам, как бы в Стокгольмских шхерах, своевременными поворотами на новый курс и т.п.
Работать штурману было очень трудно в плане точности кораблевождения, но зато командир, вахтенный офицер, рулевой получили очень хорошую практику и представление об очень сложном плавании. Командующий эскадрой лично осуществлял контроль за действиями командира и вахтенного офицера, но не вмешивался в их действия. Иногда входил в штурманскую рубку. При этом в руках командующего был секундомер, по которому он хронометрировал и записывал. Он никаких дополнительных разборов не производил, свои замечания объявлял по трансляции или с помощью электромегафона, а то и просто голосом после выполненного маневра.
Следующий этап подготовки крейсера заключался по замыслу командующего эскадрой в том, чтобы провести корабль по узкостям - губам и бухтам Кольского и Мотовского заливов.
В один из дней по плану боевой подготовки корабль вышел из губы Ваенга с заходом в губы Сайда, Ура, Ара, Западная Лица, Титовка, а также в губу Печенга до Девкиной заводи, Териберку и проход через Кильдинскую салму. Вот это был поход! Он был насыщен сложными маневрами, высокой ответственностью, но риска, конечно, не было, командир уверенно управлял кораблём. Контр-адмирал С.М.Лобов не вмешивался в его действия, проявил исключительно высокую ответственность за подготовку корабля к выполнению правительственного задания. При управлении крейсером командир был осторожным, не допускал лихачества, полагаясь только на доклады штурмана. Командиру крейсера была объявлена отличная оценка.
Контр-адмирал С.М.Лобов доложил Командующему флотом адмиралу А.Т.Чабаненко о готовности крейсера к выполнению правительственного задания.

Краткая биография адмирала флота (28.7.1970) Семёна Михайловича Лобова

Выдающийся, талантливый, яркий флотоводец советского времени Семён Михайлович Лобов родился 15 февраля 1913 года в д. Смольниково, ныне Волоколамского района Московской области, в крестьянской семье.
После окончания школы-семилетки в 1928 году он ушёл в самостоятельную жизнь. Сначала работал на железной дороге, затем при Люберецком электромеханическом заводе поступил в ФЗУ, после окончания в 1932 году начал работать на заводе слесарем-электриком.

В мае 1932 года по путёвке горкома ВЛКСМ Москвы был направлен в ВМУ им.М.В.Фрунзе. Училище окончил в 1937 году и был назначен на Тихоокеанский флот командиром батареи БЧ-2 на сторожевой корабль «Бурун» (09.1937-11.1938). Проект сторожевых кораблей типа «Ураган», в число которых входил и «Бурун», был первым советским проектом надводных кораблей. В августе 1938 г. «Бурун» участвовал в обеспечении боевых действий у озера Хасан. Корабль участвовал в несении дозорной службы по охране главной базы и побережья Приморья, а также в обеспечении морских воинских перевозок для нужд сухопутных войск. За год службы на сторожевом корабле «Бурун» молодой командир С.М. Лобов проявил себя грамотным артиллеристом и вахтенным начальником и в сентябре 1938 г. был направлен на курсы командиров миноносцев Специальных курсов командного состава ВМФ. По окончанию курсов в июле 1939 г. он назначается помощником командира на строящийся эсминец «Резкий». В декабре 1939 г. следует новое назначение - на строящийся эсминец «Разящий» Эсминец «Разящий» вступил в строй ВМФ СССР в декабре 1940 г. В том же году С.М. Лобов становится членом ВКП(б). В 1941 г. году эсминец «Разящий» завоевывает переходящий приз Военного совета Тихоокеанского флота по артиллерийской стрельбе. В июне 1942 г. С. М. Лобов назначен командиром эсминца «Резвый». Военный совет Тихоокеанского флота неоднократно отмечал успехи личного состава эсминца.

Участник войны с милитаристской Японией, будучи командиром ЭМ в воинском звании капитан-лейтенант. В 1945 г., когда началась война с Японией, эскадренный миноносец «Резвый» входил в состав сил флота, перед которыми была поставлена задача не допустить действий японского ВМФ против советских военно-морских баз. В ходе войны «Резвый» конвоировал отряды судов и отдельные транспорты, обеспечивал высадку десантов и поддерживал артиллерийским огнем приморские части сухопутных войск. При проведении артиллерийской стрельбы по ВМБ Отомари командир «Резвого» смело и лихо маневрировал близко у берега, на мелководье, при этом повредил винт гребного вала, за что был подвергнут суровой критике командующего флотом адмирала И.С. Юмашева. Командование дивизиона эсминцев отмечало командира «Резвого» капитан-лейтенанта С.М. Лобова как одного из лучших командиров кораблей. «Решителен и смел в своих действиях», говорилось в характеристике данной С.М. Лобову в 1945 г. В 1945 г. он был награжден орденом Отечественной войны I степени.

В апреле 1946 г. эсминец «Резвый» под командованием капитан-лейтенанта С.М. Лобова доставил в город Токио советских членов международного военного трибунала. За выполнение этой ответственной задачи в 1946 г. Семен Михайлович награждается орденом Красной Звезды. В ноябре 1946 г. Главком ВМС СССР адмирал флота Н.Г. Кузнецов назначил тихоокеанца капитан-лейтенанта С.М. Лобова на Черноморский флот командиром 1-го дивизиона бригады миноносцев. В состав дивизиона входили Краснознаменные эсминцы «Сообразительный» и «Бойкий», эсминец «Бодрый», активно участвовавшие в боевых действиях в годы войны, а также эсминец «Огневой», вступивший в строй 8.04.1945 г. В августе 1947 г. Черноморский флот посетил И.В.Сталин и заместитель председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгин, они побывали на кораблях эскадры. И. В. Сталин совершил переход на Кавказ на борту крейсера «Молотов». В охранении крейсера шли эсминцы «Огневой» и «Лихой». Обладая высокими морскими командирскими качествами (глазомер, умение управлять кораблём в сложных условиях плавания и в штормовую погоду, отличное знание артиллерийского и минно-торпедного оружия и технических средств корабля), капитан 3 ранга С.М.Лобов в мае 1948 г. вступает в командование Краснознаменным крейсером «Ворошилов». Осенью 1948 г. проводились флотские учения, в которых участвовали надводные корабли, подводные лодки, сухопутные войска и авиация. Действия на учении крейсера «Ворошилов» были отмечены в лучшую сторону. В январе 1949 г. С. М. Лобов принял участие в приемке крейсера итальянского флота «Duca D’Aosto» - легкий крейсер «Керчь». Дело было так, как рассказывал автору этих строк контр-адмирал в отставке А.Н. Мотрохов, который вместе с С.М. Лобовым следовал принимать корабли итальянского флота: «На Тегеранской конференции глав государств антигитлеровской коалиции в 1943 году было принято решение о разделе части боеспособных кораблей ВМФ Италии в счет репарации между Великобританией, США и СССР. В результате жеребьевки, проведенной представителями военно-морского командования Великобритании, США, Франции и Советского Союза, ВМФ СССР получал по репарациям от Италии 45 кораблей и судов, в том числе линейный корабль ("Giulio Cesare"), легкий крейсер ("Emanuele Filiberto Duca D"Aosta"), три эскадренных миноносца, три миноносца, две подводные лодки, 10 торпедных катеров и другие (катера, суда, транспорта, танкеры, водолеи, буксиры, парусное судно «Кристофор Колумб).

В 1949 г. крейсер «Ворошилов» занял 1-е место по состязательным артиллерийским стрельбам среди флотов и командир крейсера «Ворошилов» капитан 2 ранга С. М. Лобов награжден орденом Красного Знамени. В аттестации С.М. Лобова командующий эскадрой написал: «…умеет выбрать главное и довести решение до конечной цели». 13 июня 1950 г. С.М. Лобову досрочно присвоено звание капитан 1 ранга. Из аттестации С.М. Лобова: «…освоил крейсер полностью… маневрами корабля управляет в совершенстве. Боевую подготовку организует правильно, крейсер был отмечен командующим Черноморского флота и начальником Морского генерального штаба как лучший на эскадре. На крейсере постоянно поддерживается боевая готовность, основанная на качественной отработке задач боевой подготовки. Обладает хорошими организаторскими способностями, имеет отработанную методику воспитания подчиненных и методику проведения боевой подготовки на крейсере. Лично дисциплинирован, аккуратен и исполнителен, имея уравновешенный характер…».

В сентябре 1951 г. капитан 1 ранга С.М. Лобов назначен командиром Краснознаменного линкора «Севастополь», на котором вновь назначенный командир выше поднял уровень боевой подготовки моряков, морскую и физическую культуру: значительно выросло число спортсменов-разрядников и мастеров спорта, были и чемпионы СССР. Линкор занял 1-е место по морской подготовке и спортивно-массовой работе. В 1953 г. С.М. Лобов награжден Орденом Красного Знамени и в декабре направляется на АКОС при Военно-морской Академии, которые в декабре 1954 г. успешно заканчивает. Во время учебы 31 мая 1954 г. ему было присвоено звание контр-адмирал и назначен командиром 50-й дивизии крейсеров Черноморского флота…

В ночь на 29 октября 1955 года командир 50-й дивизии контр-адмирал С.М.Лобов держал свой флаг на крейсере "Молотов". Крейсер находился в Северной бухте на бочке № 1 впереди линкора "Новороссийск", стоявшего на бочке № 3. В половине второго ночи прогремел взрыв на линкоре. Сразу же после взрыва на "Молотове" сыграли боевую тревогу. В 01.40 с него отправили барказ с аварийной партией (20 человек) и санитарной группой. В 01.50 на линкор была послана вторая аварийная партия (18 человек), и в 04.20 - шлюпки для оказания помощи. Спустя 20 минут они доставили на крейсер 31 человека из экипажа "Новороссийска". В ходе спасательных работ на линкоре погибли моряки из состава аварийных партий крейсера "Молотов" (5 человек). Лично командир 50-й дивизии крейсеров контр-адмирал С.М. Лобов в момент гибели линкора находился на его борту, благодаря своей силе воли и физическим данным доплыл до берега…

В соответствии с записью в личном деле он с октября 1955 года проходил службу начальником штаба эскадры Северного флота. Северный флот, которому Семён Михайлович посвятил почти двадцать лет - по май 1972 года, из них: с июня 1957 г. по октябрь 1960 г. - командующим эскадрой, перед назначением на должность командующего эскадрой в 1957 году адмирал А.Г. Головко отметил в аттестации: «В любых условиях обстановки решения принимает быстро и обоснованно».

Затем, с 10.1960 г. по 7.1961 г., учился на Академических курсах офицерского состава при Военно-морской Академии, после чего с октября 1961 г. по июнь 1964 г. - 1-й заместитель командующего и ЧВС флота. С июня 1964 года вице-адмирал С.М. Лобов Командующий Северным флотом по май 1972 г. Из аттестации (1962 г.): «В должности первого заместителя командующего Северным флотом второй год. Обязанности по должности освоил. Хорошо знает обстановку на флоте. Интересуется всеми вопросами. Театр освоил хорошо. Службой доволен. Работает с большим интересом и ответственностью. Лично тов. Лобов дисциплинирован и исполнителен. Оперативно-тактическая подготовка хорошая. Свои знания и опыт умеет передать подчиненным. Владеет методикой и организацией проведения командно-штабных и тактических учений в масштабе флота. Часто бывает на соединениях и выходит в море для обучения командиров соединений и командиров кораблей. Лично уделяет внимание организации и обеспечению испытаний нового оружия и техники». Командовал Северным флотом в период его бурного развития и небывалого роста, когда флот становился океанским ракетно-ядерным. Автору этих строк довелось проходить службу под флагом адмирала С.М. Лобова 12 лет и пройти тысячи миль на крейсере «Октябрьская революция». Вспоминается его суровый взгяд при докладах в штурманской рубке, был и уничтожающий взгляд, были и добрые завораживающие взгляды с улыбкой на лице командующего. Вспоминаю С.М. Лобова как выдающегося флотоводца, грамотного моряка, который давал оценку действиям своих подчинённых с обострённой ответственностью за безопасность плавания. Мне довелось, будучи флагманским штурманом 18 дивизии, быть в кабинете командующего флотом на разборе случая опасного маневрирования двух подводных лодок в Мотовском заливе. Об этом написано ниже.

Командующий флотом адмирал флота (с 1970г.) С.М.Лобов авторитетно руководил процессом роста флота. Одна из главных забот командующего – необходимы были достойные кадры командиров, воспитание у командиров ответственности, самостоятельности, инициативы и решительности. Он неоднократно повторял, что уровень ответственности – главный показатель деловых качеств офицера. Самостоятельности без ответственности быть не может. С ответственностью и самостоятельностью тесно связано право командира на риск. Но риска может и не быть, если высокая личная подготовка у командира, тактическое мастерство и искусство управления кораблём, всесторонняя и глубокая оценка обстановки, умение предвидеть сложные ситуации и заранее продумывать варианты действий, привычка принимать обоснованные решения, а также высокая морская выучка, чёткая и слаженная работа всего экипажа.
В своей практической служебной деятельности, опираясь на личный богатый командирский опыт, адмирал флота С.М. Лобов претворял свои замыслы по выращиванию волевых, решительных и расчётливых командиров в реальность.
Свои требования к личному составу флота, к командирам, штабам по уровню знаний и умений Командующий флотом излагал не только в секретных приказах, наставлениях и директивных документах, но и выступал на страницах журнала «Морской сборник» и газетах «На страже Заполярья» и «Красная звезда».
Семён Михайлович был предсказуемый командующий. Его глубоко уважали на флоте за его высокие нравственные качества, мужество, трудолюбие с полной самоотдачей в интересах боеготовности флота.
При С.М. Лобове Северный флот добился высокой стабильности в выполнении задач боевой подготовки, боевой службы. Так о нём пишет адмирал флота В.Н.Чернавин: «Особенно бурными темпами шло становление атомного подводного флота. Наши атомоходы стали много плавать…и часть упомянутых исторических походов атомников пришлась как раз на время командования Семёна Михайловича. Это 1964 - 72 годы. Семён Михайлович обладал необыкновенной работоспособностью, очень высоким чувством ответственности, много сил отдавал освоению подводного флота… Под флагом адмирала, а с 1970 года адмирала флота С.М. Лобова мне приходилось участвовать во многих флотских учениях. Командующий всегда стремился к глубине замысла. Здесь он был истинным генератором идей, не перекладывая этот труд на своих помощников. Но он не ограничивался личным выдвижением идей, а самым доскональным образом занимался их проработкой, реализацией. Сказывалась его высокая штабная культура, без чего некоторые пытаются обходиться, но без чего невозможен настоящий командующий. Нам эти учения представлялись всегда и интересными, и по настоящему поучительными. Руководил учениями Семён Михайлович уверенно и спокойно. Такая чёткость, отлаженность действий руководителя дает значительно больше, чем последующие умные разборы после не очень продуманных мероприятий. Хотя и разборы командующего Лобова тоже являли собой образец глубокого анализа, точных выводов и конструктивных рекомендаций…
Импонировало трудолюбие Лобова, умение работать над собой, творческое отношение к важнейшей своей задаче – повышению боеготовности флота» . (Владимир Чернавин. « Атомный подводный», М. Андреевский флаг.1997.стр.323)

С большой симпатией Семёна Михайловича вспоминают все, кто с ним вместе служил. Приведу один лишь пример. В 1959 году во время очередного отпуска, который проводил в западносибирском городе Омске, автор статьи следовал по центральной улице в морской форме старшего лейтенанта. Ко мне решительно подошёл молодой мужчина с вопросом: «А Вы, случайно, не знаете Семёна Михайловича Лобова?» Мой ответ: «Очень хорошо знаю.» Встречный подпрыгнул от радости. Он служил срочную на крейсере «Ворошилов», когда командиром был С.М. Лобов. С его слов было понятно, что моряки любили своего командира и гордились им за его высокую морскую культуру, нравственные и волевые качества. Бывший моряк представился, что он кандидат наук, возглавляет научный отдел в Сельхозинституте, поинтересовался, когда и на чем уезжаю на Север. Действительно, к заданному времени прибыл в аэропорт старшина 1 статьи запаса с большой корзиной выращенных им фруктов и письмом с просьбой передать любимому командиру. Корзина с письмом были переданы адъютанту командующего эскадрой.

Он был руководителем походов кораблей Северного Флота с визитами дружбы в другие страны, в том числе походы крейсеров «Октябрьская Революция» и «Мурманск», эсминцев «Отчаянный» и «Настойчивый» в Норвегию и Швецию (Стокгольм и Берген, Тронхейм) в сентябре 1958 г. и в октябре 1964 г. В период командования С.М. Лобовым Северным флотом атомные подводные лодки успешно совершили ряд дальних походов в высокоширотные районы Арктики к Северному полюсу и первые в истории групповые плавания вокруг земного шара в подводном положении, пройдя около 40 тыс. км. В период с 14 апреля по 5 мая 1970 г. Северный флот под командованием С.М. Лобова принимал участие в маневрах ВМФ «Океан», проводимых под руководством ГК ВМФ. На маневрах отрабатывались слаженность штабов, взаимодействие флотов с оперативными объединениями других видов ВС и соседними флотами для решения задач по разрушению наземных объектов противника, поиску и уничтожению его ракетных подводных лодок, разгрому авианосных ударных соединений, десантов и конвоев. В маневрах участвовали штабы и управления флота, объединений и соединений, силы обозначения флота, оперативная группировка 2-го и 6-го отдельного тяжелого бомбардировочного авиационного корпуса дальней авиации, 10-й отдельной армии ПВО, ЛВО. Основные задачи, поставленные флоту оперативной директивой ГК ВМФ, были выполнены. Маневры «Океан» явились серьёзным экзаменом для С.М. Лобова, который он выдержал с честью. Действия личного состава, командиров, штабов и политорганов Северного флота заслужили высокую оценку руководителей страны. Флот показал, что может самостоятельно решать оперативно-стратегические задачи, влиять на ход и исход войны. С мая 1972 г. по июль 1977 г. находится на должности помощника начальника Генштаба ВС СССР по ВМФ. Активно участвовал в работе по укреплению боеготовности флотов, разработке новых приемов использования разнородных сил ВМФ, в организации испытаний и ввода в строй новых кораблей, боевой техники и вооружений.

Вызов в штаб флота к командующему за получением «фитилей».

В 1966-1967 гг. на нашей 18 дивизии подводных лодок годовые планы боевой подготовки выполнялись с высоким качеством, за что её командир контр-адмирал И.Ф. Усков был награждён орденом Ленина. Готовилась к дальнему походу ракетная подводная лодка «К-113», на которой осталось выполнить замер шумности и погрузить ракеты. Итак, старший на борту «К-113» начальник штаба дивизии капитан 1 ранга Б.А. Караваев, автор этих строк в роли флагманского штурмана, другие офицеры штаба на выходе в полигон для замера шумности и доработки других элементов задач боевой подготовки перед дальним походом. 10 марта 1967 г. подводная лодка следует на замер шумности в Мотовский залив. Курс 290, скорость 12 узлов, видимость полная дневная. Командир ПЛ спустился в штурманскую рубку, автор этих строк воспользовался его прибытием. Вместе с командиром капитаном 2 ранга Н.Д.Поповым подошли к РЛС "Альбатрос". Командир измерил три дистранции на РЛС (о. Кувшин, м. Пикшуев, м. Эйна), определил место - все три линиии положения (ЛП) пересеклись в одной точке, записал красным карандашом в навигационный журнал и облегченно вздохнул. В это время с мостика прозвучала взволнованная команда вахтенного офицера, командира БЧ-3 капитана 3 ранга Руслана Кочергина: "Стоп дизеля! Три мотора самый полный назад!" Командир мгновенно выскочил на мостик. Корпус подводной лодки отреагировал на изменение режима работы средств движения сильной вибрацией. Через некоторое время последовала команда с мостика: "Стоп моторы!" Оказалось, что перед носом ""К-113" в расстоянии около 100 м начала всплытие ПЛ "К-47" пр. 675. Она по плану работала в полигоне № 27 и, закончив работу, в нарушение всех правил, которые изложены в ПИПе, начала всплытие в надводное положение. Катастрофа была неминуема, но Бог уберег нас от гибели. Атомоход (командир капитан 1 ранга С. Коломийцев, старший на борту командир 11-й дивизии контр-адмирал Н.Ф. Рензаев, в штурманской рубке находился флаг-штурман дивизии Л. Антохин) произвел всплытие и, не обращая внимание на вызовы с помощью прожектора с "К-113", лег на курс в Западную Лицу. Караваев и Попов стали приходить в себя, вытирая холодный пот со лба. Что делать? В таких ситуациях необходимо докладывать на КП флота оперативному дежурному. Однако Караваев принял решение, что после замера шумности в полигоне и возвращения в базу будет произведен доклад командиру 12-й эскадры. В противном случае ОД флота возвратит подводную лодку в базу, замера шумности не будет, и "К-113" не будет готова к назначенному сроку идти на боевую службу...

В бухту Ягельная "К-113" возвратилась около 19 часов. Караваев, Попов, автор этих строк, Кулибаба с секретными картой и навигационным журналом вошли в кабинет начальника штаба эскадры капитана 1 ранга Г.Л. Неволина. Георгий Лукич внимательно заслушал доклад командира "К-113" о ходе выполнения плана выхода в море и даже согласился с тем, что правильно сделали, не доложив ОД флота об опасном маневрировании ПЛ "К-47" с Западной Лицы. В противном случае нас возвратили бы в базу для разбирательства. Что дальше делать? Докладывать сейчас или нет? А вдруг с "К-47" уже прошел доклад? Тогда Г.Л. Неволин решил посоветоваться с начальником штаба флота вице-адмиралом Г.М. Егоровым, считая его своим близким товарищем по многолетней совместной службе на подводных лодках. Г.М. Егоров выслушал доклад-информацию от Г.Л. Неволина, решительно приказал: "Завтра к 8.00 прибыть в штаб флота Караваеву, Попову и флагманскому штурману. При себе иметь путевую карту, навигационный и вахтенный журналы, черновые журналы вахтенных Центрального поста, VI и VII отсеков". После этих слов Г.М. Егоров положил трубку. Г.Л. Неволин, улыбаясь, сказал: "Приказание надо выполнять. Торпедолов отойдет от контрольного причала в 6.00. Форма одежды - повседневная тужурка, кремовая рубашка». В тот год в ВМФ часто менялись погоны на тужурках и шинелях, у меня как назло на тужурке были не те погоны, поэтому мне до двух часов ночи пришлось готовить форму одежды. Затем принял душ, а это тоже не просто - надо истопить водогрей, так как горячей воды в домах поселка Ягельный не было. Угомонился лишь на один час. В 8.00 в бюро пропусков штаба флота произошла встреча с командиром 11-й дивизии контр-адмиралом Н.Ф. Рензаевым, командиром ПЛ "К-47" капитанам 1 ранга С. Коломийцевым и флагштурманом капитаном 2 ранга Л. Антохиным. Произошло некоторое замешательство, но Н.Ф.Рензаев разрядил обстановку - решительно сказал: «Вы не переживайте, мы виноваты полностью».
Первая разборка началась у флагштурмана флота, которого замещал капитан 1 ранга. А.Н. Яковлев. Он полностью оправдал действия Попова и даже похвалил его за то, что он определил место корабля с высокой точностью и записал в навигационный журнал, то есть, выполнил требование Корабельного устава по командирскому контролю за деятельностью штурмана. От этого Н.Д. Попов воспрял духом. Всю вину А.Н. Яковлев возложил на командира "К-47" С. Коломийцева. Вторая инстанция - в кабинете начальника БП флота контр-адмирала Шишкина. А.Н. Яковлев доложил результаты своего расследования. Контр-адмирал Шишкин согласился с ним, пожурил виновников, слегка ругнул Рензаева. Похвалил Попова. Третья инстанция - в кабинете у первого заместителя командующего флотом вице-адмирала А.И. Петелина. Докладывал контр-адмирал Шишкин. А.И. Петелин высказал свое мнение, что странное дело, когда на борту находятся старшие начальники, то происходят какие-то неприятности. А.И. Петелин стал решительно ругать Рензаева и еще более Коломийцева. Похвалил Попова. Таким образом, виновники опасного маневрирования определены. У Караваева, Попова, да и у меня настроение стало получше.
В более расширенном составе во главе с А.И. Петелиным вошли к командующему флотом адмиралу С.М. Лобову. Я испытывал некоторое волнение перед входом к командующему. Ведь не одну тысячу миль пришлось вместе пройти под его флагом на крейсере "Октябрьская революция". Не один стакан крепкого чая он выпил в штурманской рубке крейсера, неоднократно заслушивал мои доклады, да еще интересная встреча и душевная беседа состоялась в День ВМФ в 1961 году напротив Эрмитажа. Сейчас он удостоил на какую-то долю секунды задержать свой взгляд на мне и не более. Вице-адмирал Петелин доложил по существу коротко, назвав виновных, похвалил Попова. Командующий флотом согласился, коротко сказал, что во всем виноват Коломийцев и ему грозит еще одно служебное несоответствие, а последнее он получил на прошлой неделе. Коломийцев ответил: "Есть!" Подводя итог и глядя на карту, С.М. Лобов на минуту задумался, и сказал с тревогой: "Могла быть катастрофа, погибли бы обе подводные лодки вместе с личным составом!" Молчал еще минуту, видимо, вспоминал, как у него под ногами переворачивался линкор "Новороссийск" в 1955 году. В то, не столь далекое, трагическое время он был на борту линкора, успел выпрыгнуть за борт и доплыть до берега. Он знал о гибели более 600 моряков-черноморцев. Командующий сказал: "Но и Вы, товарищ Попов, напрасно гарцевали по Мотовскому заливу с такой скоростью!" Вот здесь бы Попову надо было или промолчать или ответить "Есть!" Но Попов решил возразить, забыл он старую мудрость: "Прав тот, у кого больше прав." Он сказал, что у него скорость была 12 узлов. После чего Семен Михайлович нахмурил свои густые брови (они у него были почти такие же, как у Брежнева), смахнул карту со стола, вышел из состояния равновесия, Петелину приказал составить Директиву командующего флотом об этом факте, указав в ней, когда на выходе в море идут старшие начальники на борту - там грубые нарушения Корабельного устава. Перечислил, кого надо наказать. Автора этих строк в перечне не было. У Попова испортилось настроение, так как он должен был рассматриваться на Военном Совете флота кандидатом для поступления в ВМА. Кто же будет представлять, если есть взыскание от командующего флотом?

На "К-113" были проведены все мероприятия, которые необходимо провести перед дальним походом, как то: определены маневренные элементы корабля и поправки штурманских приборов, проведено размагничивание и замер шумности, выполнена предпоходовая подготовка, произведена погрузка горизонтальных и вертикальных видов оружия, в том числе со специальными боевыми частями. "К-113" своевременно вышла на боевую службу. Не было случая в нашей дивизии, чтобы одна из подводных лодок заставила волноваться высоких флотских начальников по причине неисправности материальной части. ...После боевой службы с командира было снято дисциплинарное взыскание "строгий выговор" от комфлотом. Николай Дмитриевич получил очередное воинское звание капитан 1 ранга. В это время ему не было и 39 лет. Но по условиям приема в академию он "пролетел", так как возрастной ценз при поступлении не более 38 лет. То, что он получил взыскание - это никого не волновало. Ни один начальник не обратился к командующему флотом, чтобы по его личной рекомендации приняли Попова в академию, а такие примеры были. Но, видимо, у Попова не та была родословная, чтобы за него ходатайствовать. Николай Дмитриевич продолжал добросовестно служить на командирском мостике ПЛ "К-113" до 1970 г. В 1970 г. приказом Министра Обороны назначили в ВВМУ им. Фрунзе преподавателем на кафедру Тактики ВМФ, где он продолжил службу, передавая свои знания и богатейший опыт командира-подводника с 15-летним командирским стажем будущим офицерам. Командир БЧ-1 В.П. Кулибаба после боевой службы получил назначение помощником командира на атомный РПК пр.658. Он своевременно сдал положенные зачеты на допуск к самостоятельному управлению подводной лодкой проекта 658М. Через два года штурман с подводной лодки "К-113" стал командиром атомного РПК "К-19" и в конце 1971 года пошёл на боевую службу (старший на борту капитан 1 ранга В.М.Нечаев). Поход закончился трагически, который повлиял на дальнейшую службу и адмирала флота С.М. Лобова.

Были на флоте и аварии, связанные с гибелью личного состава. Командующий флотом переносил их болезненно, принимая близко к сердцу: авария на АПЛ «К-3» (командир капитан 2 ранга Степанов…) в октябре 1967 г., гибель АПЛ «К-8» (командир капитан 2 ранга В. Бессонов) в апреле 1970 г., авария на АПЛ «К-19» (командир капитан 2 ранга В.П. Кулибаба) в феврале 1972 г.
В мае 1972 г. С.М.Лобов был назначен помощником начальника Генерального штаба ВС СССР ВМФ. Он активно участвовал в работе по укреплению боеготовности флотов, разработке новых приёмов использования разнородных сил ВМФ, в организации испытаний и ввода в строй новых кораблей, боевой техники и вооружений.

В этой должности С.М.Лобов пробыл около пяти лет.
До последних дней С.М.Лобов оставался верен Военно-Морскому Флоту, отдавая ему весь свой опыт и знания. ..
14 июля 1977г газета «Красная звезда» известила о скоропостижной кончине адмирала флота Семёна Михайловича Лобова 12 июля 1977г.
Добрая память об этом прекрасном человеке всегда будет жить во многих поколениях моряков Военно-Морского Флота. В Мурманске бывшая улица Флотская названа улицей Адмирала флота Лобова. На Родине в доме, где родился Семён Михайлович, установлена Мемориальная доска. Его именем был назван ракетный крейсер «Адмирал флота Лобов», который вступил в строй в сентябре 1986 г. в состав Северного флота. Однако, в связи с кончиной Д.Ф.Устинова, корабль был переименован и назван «Маршал Устинов».
Если военный корабль «Адмирал флота Лобов» пройдёт ходовые и Государственные испытания, военные моряки отдадут честь патриоту, моряку и человеку.
Родина высоко оценила заслуги адмирала флота Семёна Михайловича Лобова, наградив его правительственными наградами: два ордена Ленина (1956, 1967), орден Октябрьской Революции (1973), два ордена Красного Знамени (1949, 1953), орден Отечественной войны 1-й степени, (1945), два ордена Красной Звезды (1946, 1947), медали СССР, именное оружие (1963), иностранные ордена и медали.

Константин Богомазов , капитан 1 ранга в отставке,

(флагманский штурман дивизии подводных лодок СФ

начальник кафедры технических средств кораблевождения ВВМУПП им.Ленинского Комсомола)

Семён Миха́йлович Ло́бов (2 (15) февраля 1913, деревня Смольниково, ныне Волоколамского района Московской области - 12 июля 1977, Москва) - советский военачальник, адмирал флота (1970).

Семен Михайлович Лобов родился 15 февраля 1913 года в крестьянской семье в деревне Смольниково Волоколамского района Московской области.

Работал на железной дороге, учился в фабрично-заводском училище. Получив специальность слесаря-электрика, начал трудиться на Люберецком электромеханическом заводе (Московская область). По путевке Московского горкома комсомола в июне 1932 года был зачислен курсантом Высшего Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе. Первое морское «крещение» получил во время учебного плавания на крейсере «Аврора». Плавал также на учебном корабле «Комсомолец», на парусных судах.

Тихоокеанский флот

По окончанию ВМУ им М. В. Фрунзе в сентябре 1937 года С. М. Лобов был направлен для прохождения службы на Тихоокеанский флот на должность командира батареи артиллерийской боевой части сторожевого корабля «Бурун». Проект сторожевых кораблей типа «Ураган», в число которых входил и «Бурун», был первым советским проектом надводных кораблей. В августе 1938 года «Бурун» участвовал в обеспечении боевых действий у озера Хасан. Корабль участвовал в несении дозорной службы по охране главной базы и побережья Приморья, а также в обеспечении морских воинских перевозок для нужд сухопутных войск. За год службы на сторожевом корабле «Бурун» молодой командир С. М. Лобов проявил себя грамотным артиллеристом и вахтенным начальником и в сентябре 1938 года был направлен на курсы командиров миноносцев Специальных курсов командного состава ВМФ.

По окончанию курсов в июле 1939 года он назначается помощником командира на строящийся эсминец «Резкий». В декабре 1939 года следует новое назначение - на строящийся эсминец «Разящий». Эсминец «Разящий» вступил в строй ВМФ СССР в декабре 1940 года. В том же году С. М. Лобов становится членом ВКП(б). В 1941 году эсминец «Разящий» завоевывает переходящий приз Военного совета Тихоокеанского флота по артиллерийской стрельбе.

В июне 1942 года С. М. Лобов назначен командиром эсминца «Резвый». Военный совет Тихо­океанского флота неоднократно отмечал успехи личного состава эсминца, а самого Лобова командование отмечало как «постоянно энергичного, способного, волевого и требовательного командира».

Война с Японией

В 1945 году, когда началась война с Японией, эскадренный миноносец «Резвый» входил в состав сил флота, перед которыми была поставлена задача не допустить действий японского ВМФ против советских военно-морских баз. Также в ходе войны «Резвый» конвоировал отряды судов и отдельные транспорты, обеспечивал высадку десантов и поддерживал артиллерийским огнем приморские части сухопутных войск. Командование дивизиона отмечало его как одного из лучших командиров кораблей. «Решителен и смел в своих действиях», говорилось в характеристике данной С. М. Лобову в 1945 году. В том же году он был награжден первым своим орденом - орденом Отечественной войны I степени.

В апреле 1946 года эсминец «Резвый» под командованием капитана 3 ранга С. М. Лобова доставил в Токио советских членов международного военного трибунала. За выполнение этой ответственной задачи в 1946 году Семен Михайлович награждается орденом Красной Звезды.

Черноморский флот

В ноябре 1946 года Лобова переводят служить на Черноморский флот. Он назначается командиром 1-го дивизиона бригады миноносцев. В состав дивизиона входили Краснознаменные эсминцы «Сообразительный» и «Бойкий», эсминец «Бодрый», активно участвовавшие в боевых действиях в годы войны, а также эсминец «Огневой», вступивший в строй 8 апреля 1945 года. В 1947 году эсминцы дивизиона вместе с кораблями эскадры участвовали в двух рейдовых сбор-походах под руководством командующего флотом: в мае - на рейде Бельбек, а июне на Потийском рейде. В августе 1947 года Черноморский флот и Севастополь посетил И. В. Сталин и заместитель председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгин, они побывали на кораблях эскадры. И. В. Сталин совершил переход на Кавказ на борту крейсера «Молотов». В охранении крейсера (с целью предотвращения минной опасности) шли эсминцы «Огневой» и «Лихой». В том же 1947 году С. М. Лобов награжден орденом Красной Звезды.

В мае 1948 года С. М. Лобов вступает в командование Краснознаменным крейсером «Ворошилов». На крейсере дислоцируется штаб эскадры Черноморского флота. Осенью 1948 г. проводится большие флотские учения, в которых кроме кораблей флота участвуют сухопутные войска и авиация.

В январе 1949 года С. М. Лобов принял участие в приемке в Албании легкого крейсера «Duca D’Aosto» (Легкий крейсер «Керчь») бывшего итальянского флота.

В сентябре 1949 года проходят совместные тактические учения Черноморского флота и войск Одесского военного округа. В 1949 году крейсер «Ворошилов» занял 1-е место по состязательным артиллерийским стрельбам среди флотов. И в том же 1949 году командир крейсера «Ворошилов» капитан 2 ранга С. М. Лобов награжден орденом Красного Знамени. В те годы С. Г. Горшков записывает в аттестации Лобова, что тот «умеет выбрать главное и довести решение до конечной цели». С. Г. Горшков встает на защиту командира крейсера «Ворошилов» капитана 2 ранга С. М. Лобова, когда матросы крейсера в 1950 году устроили самостийное собрание с антиколхозными лозунгами. Речь шла против укрупнения колхозов и уменьшения доли сельскохозяйственных артелей. Поэтому это происшествие обошлось С. М. Лобову всего лишь партийным взысканием, которое вскоре было снято. 13 июня 1950 года Лобову досрочно присваивается звание капитана 1 ранга. Из аттестации С. М. Лобова:

«Крейсер освоил полностью и маневрами корабля управляет в совершенстве. Боевую подготовку организует правильно, крейсер был отмечен командующим Черноморского флота и начальником Морского генерального штаба как лучший на эскадре. На крейсере постоянно поддерживается боевая готовность, основанная на качественной отработке задач боевой подготовки. Обладает хорошими организаторскими способностями, имеет отработанную методику воспитания подчиненных и методику проведения боевой подготовки на крейсере. Лично дисциплинирован, аккуратен и исполнителен, имея уравновешенный характер»

В сентябре 1951 года капитан 1 ранга С. М. Лобов назначается командиром Краснознаменного линкора «Севастополь».

В 1953 году С. М. Лобов награжден Орденом Красного Знамени.

В декабре 1953 года капитан 1 ранга Лобов направляется на учебу на Академические курсы офицерского состава при Военно-морской Академии, которые спустя год в декабре 1954 года успешно заканчивает. Во время учебы 31 мая 1954 года ему было присвоено звание контр-адмирал.

Северный флот

С октября 1955 по июнь 1957 года является начальником штаба эскадры, с июня 1957 по октябрь 1960 года - командующим эскадрой. Проходит Академические курсы офицерского состава при Военно-морской Академии (АКОС при ВМА) (с октября 1960 по июль 1961 года).

С июля по октябрь 1961 года находится в распоряжении главкома ВМФ. С октября 1961 по июнь 1964 года - 1-й заместитель Командующего, и ЧВС флота.

«В должности первого заместителя командующего Северным флотом второй год. Обязанности по должности освоил. Хорошо знает обстановку на флоте. Интересуется всеми вопросами. Театр освоил хорошо. Службой доволен. Работает с большим интересом и ответственностью. Лично тов. Лобов дисциплинирован и исполнителен. Оперативно-тактическая подготовка хорошая. Свои знания и опыт умеет передать подчиненным. Владеет методикой и организацией проведения командно-штабных и тактических учений в масштабе флота. Часто бывает на соединениях и выходит в море для обучения командиров соединений и командиров кораблей. Лично уделяет внимание организации и обеспечению испытаний нового оружия и техники»

Руководитель походов кораблей Северного Флота с визитами дружбы в другие страны, в том числе поход крейсера «Мурманск» и эсминца «Настойчивый» в норвежский порт Тронхейм в октябре 1964 года. В период командования Лобовым Северным флотом атомные подводные лодки успешно совершили ряд дальних походов в высокоширотные районы Арктики к Северному полюсу и первые в истории групповые плавания вокруг земного шара в подводном положении, пройдя около 40 тыс. км. В период с 14 апреля по 5 мая 1970 года Северный флот под командованием Лобова принимал участие в маневрах ВМФ «Океан», проводимых под руководством главкома ВМФ. На маневрах отрабатывались слаженность штабов, взаимодействие флотов с оперативными объединениями других видов ВС и соседними флотами для решения задач по разрушению наземных объектов противника, поиску и уничтожению его ракетных подводных лодок, разгрому авианосных ударных соединений, десантов и конвоев. В маневрах участвовали штабы и управления флота, объединений и соединений, силы обозначения флота, оперативная группировка 2-го и 6-го отдельного тяжелого бомбардировочного авиационного корпуса дальней авиации, 10-й отдельной армии ПВО, ЛВО. Основные задачи, поставленные флоту оперативной директивой главкома ВМФ, были выполнены. Маневры «Океан» явились серьёзным экзаменом для Лобова, который он выдержал с честью. Действия личного состава, командиров, штабов и политорганов Северного флота заслужили высокую оценку руководителей страны. Флот показал, что может самостоятельно решать оперативно-стратегические задачи, влиять на ход и исход войны.

С мая 1972 по июль 1977 года находится на должности помощника начальника Генштаба ВС СССР по ВМФ. Активно участвовал в работе по укреплению боеготовности флотов, разработке новых приемов использования разнородных сил ВМФ, в организации испытаний и ввода в строй новых кораблей, боевой техники и вооружений.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Семен Михайлович Лобов.
Фото предоставлено автором

15 февраля 1913 года в деревне Смольниково Московской губернии родился Семен Лобов, будущий адмирал флота. В этом году Семену Михайловичу исполнилось бы 100 лет. В связи с этим мы позволим себе напомнить читателям об этом замечательном человеке, моряке с большой буквы, фарватеры флотской службы которого пролегли через Тихоокеанский, Черноморский и Северный флоты.

Шестнадцатилетним пареньком ушел в большую самостоятельную жизнь. Сначала работал на железной дороге, затем учился в фабрично-заводском училище. Получив специальность слесаря-электрика, начал трудиться на Люберецком электромеханическом заводе. Весной 1932 года по комсомольской путевке поступил в Высшее военно-морское училище имени М.В.Фрунзе.

СЛУЖБА НА ТИХООКЕАНСКОМ ФЛОТЕ

По окончании училища в сентябре 1937 года С.М.Лобов был направлен для прохождения службы на Тихоокеанский флот (ТОФ). Начинал службу командиром батареи БЧ-2 сторожевого корабля «Бурун».

Первым командиром этого корабля в 1934–1835 годах был будущий главком ВМФ СССР и адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков. Его воспоминания о службе на «Буруне» дают точное представление, в каких условиях начал службу и получил флотскую закалку Семен Лобов. «Годы службы на Тихом океане были не легкими… тревоги, туманы, штормы, бессонные ночи, череда нескончаемых вахт, неустроенность быта… Вечером вернешься из многосуточного дозора, а наутро выходишь в море на обеспечение боевой подготовки подлодок, торпедных катеров, береговой артиллерии, авиации… «Бурун» – корабль-цель, буксировщик щитов, по которым отрабатываются торпедные и артиллерийские стрельбы, бомбометание… Маневрируй, уклоняйся, ставь дымовую завесу. До базы доберешься вконец вымотавшийся, на пределе человеческих сил…».

В июле-августе 1938 года произошел вооруженный конфликт между Советским Союзом и Японией у озера Хасан. «Бурун» в числе других кораблей ТОФ принимал участие в обеспечении боевых действий. Именно тогда Семен Михайлович получил «боевое крещение».

В июле 1939 года, по окончании курсов командиров миноносцев, Лобова назначили помощником командира на строящийся эсминец «Резкий», а потом – на достраивающийся эсминец «Разящий». И вновь, правда, опять заочное, пересечение флотских судеб будущих адмиралов Лобова и Горшкова, который в 1937 году был командиром «Разящего». Опыт, приобретенный Семеном Михайловичем во время службы на строящихся кораблях, знание процесса судостроения не раз пригождались ему на протяжении всей дальнейшей службы.

Эсминец «Разящий» вступил в строй 20 декабря 1940 года и уже в 1941 году корабль завоевал переходящий приз Военного совета ТОФ по артиллерийской стрельбе.

В июне 1942 года Лобов вступил в командование эсминцем «Резвый». Военный совет ТОФ неоднократно отмечал успехи личного состава эсминца, а самого Семена Михайловича командование характеризовало как постоянно энергичного, способного, волевого и требовательного командира.

В августе 1945 года эсминец «Резвый» входил в состав сил флота, перед которыми была поставлена задача не допустить действий японских ВМС против советских военно-морских баз. «Резвый» и другие корабли охраняли внутренние коммуникации, сопровождали транспорт, обеспечивали доставку подкреплений десанту в Маоку (ныне Холмск) на Сахалине. Командование дивизиона отмечало Семена Михайловича как одного из лучших командиров кораблей. «Решителен и смел в своих действиях», – отмечено в характеристике, данной ему в 1945 году. В том же году он был награжден орденом Отечественной войны I степени.

В апреле 1946 года кораблю было поручено выполнение исторической миссии – «Резвый» доставил в Токио советских членов международного военного трибунала. За выполнение этой ответственной задачи Семен Михайлович был награжден орденом Красной Звезды. А вскоре он получает новое назначение и прощается с Тихим океаном, на котором прослужил 14 лет, на берегах которого родились его сыновья Владимир и Валерий.

НА ЧЕРНОМОРСКОМ ФЛОТЕ

В ноябре 1946 года капитан 2-го ранга Лобов был назначен командиром 1-го дивизиона бригады миноносцев Черноморского флота (ЧФ). В состав дивизиона входили Краснознаменные эсминцы «Сообразительный» и «Бойкий», эсминец «Бодрый», прошедшие всю войну, а также эсминец «Огневой», вступивший в строй 8 апреля 1945 года.

В августе 1947 года флот и город посетили Сталин и заместитель председателя Совета Министров СССР Алексей Косыгин. На борту крейсера «Молотов», шедшего под флагом главкома военно-морскими силами СССР Ивана Юмашева, высокие гости совершили морской переход на Кавказ. В охранении крейсера с целью предотвращения минной опасности шли эсминец 1-го дивизиона «Огневой» и «Лихой» – бывший румынский эсминец, захваченный в 1944 году в качестве трофея. Данная предосторожность была далеко не лишней – в море еще частенько встречались сорванные с якорей мины (боевое траление акватории Черного моря продолжалось до 1951 года). Учитывая ответственность задачи, на «Огневом» шел командир дивизиона эсминцев капитан 2-го ранга Лобов. За обеспечение безопасного перехода Семен Михайлович был награжден орденом Красной Звезды.

В мае 1948 года Лобов был назначен командиром одного из лучших и современных на тот момент кораблей ЧФ – Краснознаменного крейсера «Ворошилов». В 1949 году корабль занял первое место по состязательным артиллерийским стрельбам среди флотов Советского Союза. И в том же 1949 году командир крейсера «Ворошилов» капитан 2-го ранга Лобов был награжден орденом Красного Знамени.

Крейсер «Ворошилов» входил в состав эскадры, которой с января 1945 года командовал вице-адмирал Сергей Горшков. Став в 1948 году начальником штаба ЧФ, а потом и его командующим, Сергей Георгиевич очень ревностно следил за бывшей своей эскадрой. Он любил эти большие красивые корабли – крейсеры и линкоры. На эскадре более всего на Горшкова производил впечатление Лобов, отличающийся спокойствием, распорядительностью и, главное, способностью четко и обстоятельно докладывать о делах экипажа и состоянии крейсера.

С тех пор Горшков не упускал из виду службу Лобова. Он записал в аттестации офицера: «Умеет выбрать главное и довести решение до конечной цели». Именно Горшков встает на его защиту, когда матросы крейсера «Ворошилов» – деревенские мужики – в 1950 году устроили самостийное собрание. Матросы выступили против укрупнения колхозов и уменьшения доли сельскохозяйственных артелей. За такое происшествие командира корабля могли объявить врагом народа. Однако благодаря заступничеству Горшкова происшедшее обошлось Семену Михайловичу лишь партийным взысканием, которое вскоре было снято.

13 июня 1950 года Лобову досрочно присвоили звание «Капитан 1-го ранга», а в сентябре 1951 года он был назначен командиром Краснознаменного линкора «Севастополь» – флагмана ЧФ. За достигнутые экипажем успехи в 1953 году командира наградили орденом Красного Знамени.

В декабре 1953 года Лобова направили учиться на одногодичные академические курсы офицерского состава при Военно-морской академии. Во время учебы ему было присвоено звание «контр-адмирал». Через год он возвратился на ЧФ для дальнейшего прохождения службы в должности командира 50-й дивизии крейсеров. В ее составе находились три новых крейсера, в том числе «Адмирал Нахимов». Именно «Нахимов» стал первым кораблем, получившим на вооружение противокорабельный ракетный комплекс.

Во время визита правительственной делегации на ЧФ 13 октября 1955 года крейсер «Адмирал Нахимов» посетили Хрущев, Микоян, Жуков, Булганин, Брежнев и другие руководящие лица.

29 октября 1955 года произошел взрыв на линкоре «Новороссийск». В ту страшную ночь Лобов руководил действиями аварийных партий, прибывших с крейсеров его дивизии. Это была трагедия не только флота и Севастополя, но и всей страны. Погибло 611 человек.

Во время взрыва линкора «Новороссийск» крейсер «Михаил Кутузов» оказался ближайшим кораблем к линкору. Из 35 человек аварийно-спасательной команды, посланной с крейсера для оказания помощи экипажу «Новороссийска», погибло 27 матросов.

НА СЕВЕРНОМ ФЛОТЕ

В 1956 году главной ударной силой Северного флота (СФ) оставалась эскадра, начальником штаба которой и прибыл служить контр-адмирал. В июне 1957 года Лобова назначили командиром эскадры. А в октябре 61-го, после окончания учебы на академических курсах офицерского состава при Военно-морской академии, уже в звании вице-адмирала Лобов стал 1-м заместителем командующего СФ.

Это был период жесткого противостояния с Соединенными Штатами и блоком НАТО. В нашей стране развернулась огромная работа по обеспечению стратегического паритета с США.

В июле 1962 года атомная подводная лодка «К-3» «Ленинский комсомол» СФ совершила поход к Северному полюсу. В 1963 году подводники-североморцы начинают осваивать новый вид боевой деятельности – несение боевой службы – и получают первый опыт использования атомных подводных лодок (АПЛ) в ранее не освоенных районах Мирового океана. В сентябре состоялся первый переход двух атомных подводных лодок Северным морским путем на ТОФ. Тогда же АПЛ «К-181» ушла в подводное плавание и всплыла в географической точке Северного полюса.

В 1964 году вице-адмирал Лобов сменил на должности командующего СФ адмирала Владимира Касатонова. В 1966 году АПЛ «К-133» и РПКСН «К-116» совершили первый групповой кругосветный поход. Лодки перешли из Баренцева моря на Камчатку через Атлантический и Тихий океаны вокруг Южной Америки.

В 1968 году СФ участвовал в учениях «Север» вместе с Балтийским флотом, а также с флотами ГДР и Польши. В 1970 году СФ под командованием Лобова участвовал в самых крупных маневрах отечественного ВМФ «Океан». Действия одновременно велись в Атлантическом, Северном Ледовитом, Тихом океанах и в прилегающих к ним морях. Действия СФ заслужили высокую оценку руководителей страны. Флот показал, что может самостоятельно решать оперативно-стратегические задачи, влиять на ход и исход войны.

28 июля 1970 года Лобову было присвоено звание «адмирал флота». В мае 1972 года он простился с Северным флотом, на котором прослужил 17 лет. За это время флот изменился кардинально. Появились стратегические ракетоносцы, атомные подводные лодки с крылатыми ракетами, многоцелевые атомные подводные лодки. Всего за этот период в состав СФ вошло более 70 атомных подводных лодок. Были введены в строй крупные надводные корабли с ракетным оружием. Авиационный парк пополнился самолетами и вертолетами нового типа. В 1966 году в составе СФ был сформирован 61-й отдельный Киркенесский Краснознаменный полк морской пехоты.

Адмирал флота Владимир Чернавин (с 1985 по 1992 год – главнокомандующий ВМФ – заместитель министра обороны) писал: «Особенно бурными темпами шло становление атомного подводного флота. Наши атомоходы стали много плавать... и часть упомянутых исторических походов атомников пришлась как раз на время командования Семена Михайловича. Это 1964–1972 годы. Семен Михайлович обладал необыкновенной работоспособностью, очень высоким чувством ответственности, много сил отдавал освоению подводного флота... Под флагом адмирала, а с 1970 года адмирала флота С.М. Лобова мне приходилось участвовать во многих флотских учениях. Командующий всегда стремился к глубине замысла. Здесь он был истинным генератором идей, не перекладывая этот труд на своих помощников. Но он не ограничивался личным выдвижением идей, а самым доскональным образом занимался их проработкой, реализацией. Сказывалась его высокая штабная культура, без чего некоторые пытаются обходиться, но без чего невозможен настоящий командующий. Нам эти учения представлялись всегда интересными и по-настоящему поучительными. Руководил учениями Семен Михайлович уверенно и спокойно. Такая четкость, продуманность действий руководителя дает значительно больше, чем последующие умные разборы после не очень продуманных мероприятий. Хотя и разборы командующего Лобова тоже являли собой образец глубокого анализа, точных выводов и конструктивных рекомендаций».

Закончил службу адмирал флота Лобов в Москве в должности помощника начальника Генштаба Вооруженных сил СССР по Военно-морскому флоту.