Библиотека как социальное явление. Библиотека как социальный институт Возникновение и эволюция библиотеки как социального института

ВВЕДЕНИЕ

Библиотека - один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первых библиотек было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней библиотека прошла первый этап эволюции общественной миссии: от обслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественных потребностей. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.

Особенность современной эпохи заключается в том, что она является ареной сразу двух революций, ментальной и технологической: первая связана с процессом глобализации и формированием новой культурной парадигмы, вторая - с последствиями техногенного взрыва в сфере коммуникаций. Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций. Изменение роли, назначения библиотек отражается на взаимоотношениях библиотеки с обществом и отдельными социальными институтами, ведет к трансформации профессиональных ценностей библиотечной этики, профессионального сознания библиотечного сообщества.

Все эти явления потребовали поиска новых моделей библиотечного развития, обеспечивающих жизнеспособность библиотеки как необходимого обществу социального института в контексте построения открытого общества знаний.

В данной работе мы рассмотрим вопрос о значимости и роли библиотек в современном обществе.

Библиотека как социальный институт

В современной социальной структуре вырастает потребность в институциализации коммуникативной деятельности, которая может побудить, с одной стороны, к личностному самоопределению (индивидуальному отношению к государственным и гуманистическим просветительским проблемам), с другой - к формированию общественного мнения, культурной политики, направленной на выявление подлинных интересов и потребностей человека. Современное общество нуждается в выработке и использовании способов нетехнической реализации творческих способностей людей, их духовного потенциала, осуществления «коллективных интересов» и «коллективных представлений» о непреходящих человеческих ценностях: свободе, демократии, гражданских и политических правах, общественном договоре, справедливости общественного устройства и т.д.

Социальные институты должны обеспечивать развертывание такой культурно-воспитательной работы, результаты которой в конечном итоге будут определять новые модели социального действия.

Библиотека, являясь относительно устойчивой формой организации социальной жизни, обеспечивающей устойчивость связей и отношений в рамках общества, с полным основанием может быть определена как социальный институт.

Трудно представить себе какую-либо структуру общества, которая могла бы функционировать, не опираясь на библиотеку. Этим объясняется исключительно большое разнообразие видов библиотек, которые обслуживают все без исключения социально-демографические слои общества - от дошкольников до пенсионеров, представителей всех профессий и рода занятий.

Термин «библиотека» происходит от греческого слова «bibliothзkз», где «biblion» означает «книга», а «thзkз» ? «хранилище». Его содержание трактовалось представителями разных школ и эпох далеко не однозначно и менялось вместе с изменением представлений о месте и роли библиотеки в жизни общества. В разных языках это слово обозначает одно и то же: книжный дом, книжный склад, книгохранилище, дом для книг и т. п., - и отражает самое древнее представление о сущности и социальном предназначении библиотеки: сохранность книг.

Назначением первых библиотек и первой их миссией было хранение документированного знания. Первые библиотеки были хранилищами-сокровищницами большей частью закрытого типа, так как существующие в них собрания книг имели материально-ценностное значение. С XIX века ее миссия пополнилась новым предназначением - просвещение народа. По мере развития человеческого общества происходил процесс институциализации библиотеки: к середине XX века она превратилась в интегративный социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты. Научно-технические, экологические, культурные изменения, мировые кризисные явления XX века привели к дальнейшей эволюции библиотеки.

Применение феноменологического подхода дает возможность выявить социокультурные изменения, происходящие с библиотекой в контексте построения общества знаний. В самом общем значении этот подход представляет собой методологическую позицию, описательный метод, позволяющий нарисовать объект путем непосредственного познания, «прямого усмотрения истины в ценностях «конкретной жизни».

Анализ практики позволяет сделать вывод, что современная миссия библиотек продиктована усилением значения информации и знаний в качестве катализатора общественного развития. Федореева, Л.В. Библиотека как социальный институт в период социальной трансформации: На примере формирования регионального информационно-библиотечного центра в Хабаровском крае: дис. канд. социол. наук: 22.00.04. - Хабаровск, 2005. Она имеет несколько аспектов:

· содействие обращению и развитию накопленного человечеством знания путем обеспечения свободного доступа к нему;

· сохранение документированного знания как общественного достояния.

Миссия библиотеки реализуется в конкретных социальных функциях, соответственно ее трансформация повлекла изменение социальных функций библиотеки. Социальные функции библиотеки представляют собой обобщенный перечень обязанностей библиотеки перед обществом, которые диктуются им, необходимы ему, прямо или косвенно воздействуют на него и соответствуют сущности библиотеки как социального института. Карташов, Н.С. Общее библиотековедение. - Ч. 2. - М., 1997. - С. 4.

Социальные (внешние) функции, являющиеся реакцией библиотеки на потребности общества, способом взаимодействия с внешней средой, рассматриваются как средство адаптации элемента к системе более высокого порядка. «Они способствуют разрешению противоречий со средой, служат средством приспособления к ней. В ходе этого разрешения любая социальная система не только воспроизводит себя в качестве целого, но и постоянно развивается, а именно в этом - суть функционирования библиотеки как социального института». Фирсов, В.Р. Сущностные функции библиотечной деятельности: Культуроведческий подход // Научные и технические библиотеки. - 1985. - № 5. - С.15-20.

Социальные функции современной библиотеки обусловлены ее сущностными особенностями как культурной институции, которые проявляются в сохранении и трансляции документированного знания, обеспечивающего устойчивое общественное развитие, в том числе социальных норм и ценностей культуры, стабилизирующих общество. Однако они имеют динамический характер: степень их развитости и наполнения конкретным содержанием, приоритет отдельных из них в конкретные исторические периоды времени различны. Не изменив названия, функции меняют свое содержание в зависимости от того, какую социальную роль возлагает на них общество. Таковыми функциями являются мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, социализирующая и культурная.

Мемориальная функция является родовой функцией библиотеки. Сбор и хранение документов, в которых зафиксированы накопленные человечеством знания, образцы и ценности мировой, национальной и местной культуры, было и остается социальным предназначением библиотеки. Библиотека хранит общественное знание, объективированное в конкретных документах как первоэлементах информационных и знаниевых ресурсов, которые, в свою очередь, являются элементами современного информационного пространства.

В фондах многих современных библиотек помимо книг хранятся произведения искусства: картины и гравюры, плакаты и открытки, грампластинки, кассеты и диски с записями произведений литературы, музыкального и киноискусства. Редкие и ценные рукописные и печатные книги, составляющие гордость библиотечных фондов, - книжные памятники относятся к объектам культурного наследия. Уникальные фонды региональных и национальных библиотек разных стран мира также относятся к числу объектов культурного достояния.

Собирая и сохраняя документальные источники, зафиксировавшие духовные достижения человеческой цивилизации, образцы общественных практик, библиотека является воплощением «памяти человечества». Обеспечивая беспрерывное количественное накопление информации, библиотека служит гарантом появления новых качеств социальной памяти.

Библиотека позволяет обществу сохранить необходимый запас прочности во время техногенных аварий и социальных потрясений, чтобы через определенное время восстановить производство, социальные отношения и выйти на новый уровень общественного развития. Тем самым библиотека обеспечивает устойчивость общественной жизни.

При этом библиотека не превращается в архив или склад разрозненных сведений. Осуществляя систематизацию, хранение и распространение культурного наследия, она организует навигацию в мире культуры, в мире информации и знаний. Володин, Б.Ф. Научная библиотека в контексте научной, образовательной и культурной политики: Исторический опыт Германии. - СПб., 2002. - С. 113.

Особенность реализации мемориальной функции состоит в том, что библиотека сохраняет знание и культуру в наиболее удобном для восприятия, распространения и использования виде. Любая библиотека не только заботится о сохранности документов, но и обеспечивает доступ к ним. Современная библиотека решает эту противоречивую задачу путем создания метаданных, экспонирования своих коллекций, перевода сохраняемого документированного знания в другие форматы и на другие носители.

В рамках мемориальной функции современная библиотека собирает и хранит электронные документы. В ситуации неконтролируемого и неуправляемого потока несистематизированной информации, особенно электронной, она выступает как институция, обеспечивающая сохранение и обращение знания, гарантируя соблюдение долговременных стандартов электронных публикаций и поддержание стабильности электронной среды. Библиотека становится базовой структурной компонентой виртуальной среды, которая обладает устойчивостью, однозначной идентификацией, обеспечивает правовое регулирование в отношении предоставляемого доступа к информационным ресурсам.

Реализация мемориальной функции подчинена выполнению библиотекой коммуникативной функции. В рамках коммуникационной функции библиотека организует взаимодействие человека с социальной памятью всего человечества, передавая ему в пользование все накопленное цивилизацией общественное культурное достояние. Библиотека включается в сложную систему социальной коммуникации, «обеспечивающей создание, обработку, хранение и распространение документированных текстов общественного пользования».

Современная библиотека создает возможности для членов общества удовлетворять свои информационные и знаниевые потребности через совокупность документов, накопленных в фондах, а также использовать для этих целей информационные ресурсы других библиотек и учреждений. При этом необходимо отметить, что информационные потребности пользователей могут носить самый разнообразный характер и касаться как разных сфер профессиональной деятельности, так и повседневной жизни.

Организуя доступ к знаниям, необходимым для разных видов деятельности, библиотека тем самым содействует росту материального благосостояния общества. Информационно-знаниевые ресурсы библиотек являются основой для развития философских, идеологических, религиозных, политических течений, с их помощью формируются и развиваются разные направления в культуре и искусстве. Предоставляя разнообразную информацию своим пользователям, библиотека способствует регулированию действия членов общества в рамках сложившихся социальных отношений. Содействуя разным видам человеческой деятельности, библиотека обеспечивает интеграцию человеческих стремлений, действий и интересов.

Организуя доступ к документам, хранящим эталоны человеческих ценностей, обеспечивающих устойчивое развитие общества, его гуманистический характер, библиотека способствует формированию системы ценностей общества в целом и отдельной личности в частности.

Стремление современной библиотеки обеспечить равный и свободный доступ к общественно значимой информации и знаниям способствует утверждению социальной справедливости, снижению социальной напряженности в обществе. Царева, Р.Н. Роль и место библиотеки в системе ценностей гражданского общества // Информационный бюллетень РБА. - 2005. - № 36. - С. 16-19. Расширение доступности информации повышает роль библиотек как стабилизирующего социального фактора, обеспечивающего социальную безопасность, социальную устойчивость общественного развития, выравнивающего возможности производства и потребления информации разных категорий населения.

Современная библиотека ставит своей целью удовлетворение реальных проблем и запросов своих пользователей. Современное библиотечное обслуживание ориентировано на личность, ее динамично изменяющиеся потребности, основывается на равноправном сотрудничестве библиотечного специалиста и пользователя.

Современной библиотечной практикой накоплен богатый арсенал форм и методов индивидуальной работы с пользователями и удовлетворения их потребностей. Будучи специфическим социальным институтом, библиотека ориентируется на ценности каждого ее реального и потенциального пользователя, становится транслятором этих ценностей для других индивидов, социальных групп и человечества в целом.

Современная библиотека подчеркивает принцип равенства всех пользователей. Особенно в этом отношении важна деятельность публичных библиотек, сохраняющих и передающих культурное наследие всем, независимо от возраста, социального статуса, расы, национальности, вероисповедания, места жительства, пола, языка и других дифференцирующих признаков. Она способствует не разделению, а консолидации общества, предоставляет пользователям стартовый минимум информации, чтобы они могли ориентироваться в обществе, адаптироваться к нему. Тем самым она смягчает социальные конфликты, способствуют всестороннему развитию пользователей.

Библиотека играет важную роль общественного «места». Она не только позволяет людям вступать в неформальные контакты, обеспечивает возможность комфортного общения с другими людьми, но становится «уголком для отдыха», где можно спрятаться от давления технологического мира. В этом случае библиотека выполняет социальную функцию «третьего места», т.е. такого места, где человек чувствует себя защищенным (предполагается, что первые два таких места - дом и работа).

Современная библиотека - институт консолидации общества. Предоставляя возможности для проведения публичных собраний, организуя доступ к существующим информационным сетям, позволяющий каждому гражданину взаимодействовать со средствами массовой информации, местными и федеральными властями, социальными службами, государственными и частными предприятиями, библиотека создает условия для виртуальных и реальных коллективных коммуникаций. Библиотека становится центром общественной жизни, «содержательным элементом социально-культурной инфраструктуры». Акилина, М.И. Публичные библиотеки: тенденции обновления // Библиотековедение. - 2001. - № 2. - С. 17.

Коммуникационная функция тесно переплетается с информационной, которая предполагает сам процесс передачи информации, т. е. процесс коммуникации. При этом понятие «коммуникация» в контексте рассмотрения институциональных качеств библиотеки служит в большей степени для определения принципов социального взаимодействия, а не способов его организации. В то же время информационная функция сопровождает все процессы, связанные с обращением к содержанию документа, пронизывает все элементы библиотечного труда, поскольку любое действие, включающее работу с документами на уровне его содержания, семантики предполагает выделение его смысла, создание преобразованной информации, метазнаний.

Техническая и технологическая модернизация обеспечили укрепление информационной функции современной библиотеки. Библиотека становится полноправным субъектом информационного пространства. Она собирает и хранит документированную информацию и знание, участвует в формировании документального потока и проводит его аналитико-синтетическую обработку, систематизирует и оценивает информационно-знаниевые ресурсы. Осуществляя систематизацию и каталогизацию документов, справочно-библиографическое обслуживание, библиотека создает основу для многих современных информационных и знаниевых процессов.

Особенность информационной функции современной библиотеки в том, что она реализуется ею в тесном взаимодействии с другими субъектами информационного процесса, с использованием различных каналов распространения информации. Библиотека активно участвует в оценке, интерпретации и фильтрации информации, в установлении определенных связей между информационными массивами, чтобы обеспечить доступ пользователей к широкому спектру источников знания и социально значимой информации.

До недавнего времени библиотека определялась физическим пространством, которое она занимает, документными фондами, которыми она располагает, и кругом лиц, к ней причастных. Документные фонды были организованы в пространстве библиотеки таким образом, чтобы пользователь легко мог установить местоположение той или иной единицы хранения, хотя это порождало определенные неудобства, связанные с тематическими или иными принципами организации хранилищ. Исследователь должен был хорошо знать библиотеку, «привыкнуть к ней», чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами, заложенными в ее сложной иерархической структуре.

Современная парадигма библиотечного обслуживания базируется не только на использовании фонда документов конкретной библиотеки, она предполагает использование принципиально новых возможностей доступа к информации вне зависимости от времени и местонахождения как документа, так и пользователя. Для удовлетворения информационных, образовательных, культурных потребностей своих пользователей библиотека делает доступными документированные знания и информацию не только хранящиеся в ее фонде или на жестких дисках ее серверов.

Современная библиотека разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим субъектам информационного пространства, в том числе представленным в сети Интернет. С другой - создает электронные информационные ресурсы (базы данных, коллекции оцифрованных документов, веб-сайты и веб-порталы), доступные за ее физическими стенами. Наконец, библиотека предоставляет виртуальные услуги по поиску информации и необходимых знаний.

Виртуализация библиотеки происходит при активном развитии сетевого взаимодействия библиотек. История создания библиотечных сетей насчитывает десятилетия. В России первые сети библиотек появились еще в начале XX века. Наиболее яркими примерами библиотечных сетей являются централизованные библиотечные сети, сформированные в конце 70-х годов ХХ века на принципах административно-командного управления, и система межбиблиотечного абонемента. На принципах сетевого взаимодействия основывалась система методического руководства и внутрисистемного книгообмена, осуществлялась деятельность территориальных библиотечных объединений, межведомственных библиотечных комиссий.

Один из классиков теории сетевого библиотечного взаимодействия Дж. Бекер давал следующее определение библиотечной сети. Это - формальное объединение «...двух или нескольких библиотек для обмена информацией на основе общих стандартов и с помощью коммуникационных средств, преследующих при этом функционально взаимосвязанные цели». Сетевое взаимодействие библиотек: материалы международ. конф. - СПб., 2000. - С. 44.

Сегодня в изменившихся социально-экономических условиях создается и действует огромное количество библиотечных сетей, построенных на принципах, предполагающих добровольность и активность участия, установление взаимовыгодных и партнерских отношений. Целями библиотечного взаимодействия являются создание, накопление и использование документированных знаний и общественно значимой информации.

В условиях нарастающей интенсивности информационно-знаниевого потока, расширения доступности составляющих его ресурсов реализация коммуникационной и информационной функций невозможна без развития когнитивной деятельности современной библиотеки, которая ранее носила вспомогательный характер. Библиотека перестает быть пассивным информационным посредником, она превращается в одну из самых продуктивных и массовых систем управления знаниями.

Ей присущи такие атрибуты сферы знания, как постоянное структурирование, смена контекстов, фильтрация и целевая тематизация, трансляция и обработка. Библиотека предоставляет широкие возможности обращения к коллективной памяти, снимая противопоставление внешнего и внутреннего знания. Библиотека создает особые «метаинструменты», с помощью которых управляет знаниевыми массивами. В их числе системы каталогизации и классификации, библиографирования, способы мониторинга знаниевых потребностей отдельных пользователей, социальных групп, и общества в целом. Систематизируя знания, выделяя фрагментарный и глобальный его уровни, библиотека, обеспечивает объективность и глубину познания окружающего мира. Развитие когнитивной функции библиотеки - залог востребованности социального института библиотеки в обществе знаний.

Современная библиотека преодолевает границы информационной и коммуникационной функций и берет на себя роль другого коммуникационного института - института образования. Образовательная функция библиотеки включает совокупность видов деятельности, направленных на обеспечение духовного воспроизводства общества. Современная библиотека участвует в процессе образования как в широком (трансляция культурных норм и ценностей нынешним и будущим поколениям), так и в узком смысле (обеспечение информационной поддержки образования индивидуума). Обеспечивая единство всеобщего (общекультурного) и особенного (профессионального) образования, библиотека способствует становлению социально компетентной личности. «Такая личность адекватно воспринимает целевое назначение социальных институтов и тенденций их развития. Она способна к овладению развивающими технологиями в системе организации и управления, т.е. способна быть сознательным субъектом социальных процессов» Гончаров, С.3. Аксиологические и креативно-антропологические основы воспитания // Экономика и культура: межвузов. сб. - Екатеринбург, 2003. - С. 255-275..

Выполняя образовательную функцию, библиотека всегда была одним из универсальных способов познания. Универсальность выражается в стратификации общественных потребностей и уровней познавательных задач, решаемых библиотекой, например: первоначальная ликвидация безграмотности вообще или в какой-то отдельной области знания, самообразование или научно-исследовательская работа и т. д.

Без обращения к уже известным текстам практически невозможно познание вообще в какой-либо науке, искусстве, религии. Ведь только при определении соответствующих различий можно отделить элементы нового знания от старого, известного. Библиотека опосредует обращение познающего читателя к текстам другой культуры, языку, истории, обществу.

Кроме того, библиотека связана с познанием производства нового текста, дискурса. С этой точки зрения, она становится инструментом «культуротворчества»: обучает поиску и созданию новых смыслов. В данной ситуации текст является «методологическим полем… существующим в движении дискурса», пересекающим иные произведения, - полем, …пронизанным цитатами, отсылками, эхом, языком культуры».

Библиотека обеспечивает компенсацию разрыва в знаниях людей, постоянно подпитывая их информацией о новейших достижениях науки, техники, культуры. Именно потому и принято считать библиотеки главной базой непрерывного образования и самообразования.

Современная библиотека вносит важный вклад в распространение и повышение информационной культуры, которая, наряду с компьютерной грамотностью, становится одним из важнейших условий деятельности человека как полноценного члена современного и будущего общества. Продуктивность познания во многом зависит от владения навыками предметной дифференциации и конкретизации знаний библиотечными средствами, в том числе - систематизацией. С внедрением современных информационных технологий задача обучить пользователей понимать и применять методы управления знаниями, «фильтровать» информацию, делать собственный индивидуальный критический выбор становится еще более актуальной, поскольку большинство из них не готово самостоятельно работать в электронной информационной среде.

Деятельность, направленная на свободное духовное развитие читателей, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для культурной (репродуктивной и продуктивной) деятельности составляет культурную функцию библиотеки.

Являясь неотъемлемой и органической частью культуры, выступая в качестве величайшей ценности общечеловеческой культуры, библиотека в то же время представляет собой один из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния стран и народов. Особенно велика роль библиотеки в культурно-репродуктивной деятельности человека, обеспечении преемственности мирового культурного достояния.

Как мощный и вместе с тем чуткий инструмент культурно-репродуктивной деятельности людей библиотека способствует развитию общей культуры пользователей, приобщает их к важнейшим достижениям национальной и мировой культуры, внедряет нормы, традиции, достижения культуры в их сознание, жизнь, быт.

Традиционно присущая библиотекам культурная функция в современном обществе усиливается за счет большего (в условиях всеобщей глобализации) стремления каждого человека и каждого сообщества к самоидентификации и продвижению собственной культуры.

Библиотека через чтение способствует становлению человека как культурной, образованной личности, поскольку обладает уникальными свойствами создания атмосферы интеллектуальных, моральных, эстетических исканий и переживаний под влиянием чтения.

Библиотека способствует «включению конкретного человека в культуру, выступая ее ретранслятором (через духовные ценности, зафиксированные в информационных источниках)». Матлина, С.Г. Заметки на полях «Философских статей» в журнале «Библиотековедение» // Библиотековедение. - 1996. - № 4/5. - С. 102. В этом выражается ее социализирующая функция.

Следует отметить, что библиотека обладает рядом ощутимых преимуществ перед некоторыми другими социальными институтами, вовлеченными в процесс социализации: ее участие в данном процессе не имеет ограничений во времени и доступности. Индивид, осознавая это или не осознавая, остается объектом социализации в течение всего периода, пока он посещает библиотеки.

Значение библиотеки для современного общества

Библиотека является одним из наиболее древнейших культурных институтов. За все время человеческой истории ее основные функции пережили огромные изменения. Основной целью первых библиотек являлось хранение документов. Со времени своего появления до настоящего времени библиотека прошла свой первый этап становления. Современная библиотека является социальным институтом, который включает в себя информационные и культурные компоненты. Помимо этого, она занимается обеспечением устойчивых связей и отношений в рамках целого общества .

Основная цель библиотек сегодня все чаще развивается как обеспечение свободного и постоянного доступа к самым различным сведениям и сохранение её источников. Библиотекаря сегодня называют не просто хранителем книг, а информационным специалистом в области огромного количества самой разнообразной информации.

Современная библиотека является не просто книгохранилищем, но и своего рода электронным архивом. Помимо этого, библиотека является единственным местом на земле, в котором предоставляется доступ к информации и на традиционных носителях, и в электронном виде. Онлайновое обслуживание пользователей библиотек, которые находятся удаленно, так же, как и предоставление сведений из удаленных источников, в библиотеках западных стран сегодня является нормой.

Библиотека как социальный институт

Понятие социальный институт сегодня имеет два значения:

  • Согласно более развернутому значению, социальный институт, это исторически сложившаяся, а также устойчивая форма организации совместной деятельности людей.
  • В более узком значении социальный институт является организованной системой социальных связей и норм, которая направлена на удовлетворение главных потребностей общества, социальных групп, а также личности каждого человека.

Современные социальные институты занимаются обеспечением такой культурно-воспитательной работы, итоги которой в конечном результате будут выявлять совершенно новые модели социального действия.

В связи с тем, что библиотека является весьма постоянной формой организации социальной жизни, она занимается обеспечением постоянства связей и отношений в рамках общества. Исходя из этого, библиотека, безусловно, является социальным институтом.

Сегодня невозможно представить себе какую-либо структуру общества, которой удалось бы функционировать, не опираясь на библиотеку. Этим можно объяснить довольно большое разнообразие видов библиотек, которые занимаются обслуживанием всех без исключения социальных и демографических слоев общества, начиная дошкольниками, и заканчивая пенсионерами.

Как показывает практика, современная задача библиотек обусловлена увеличением роли информации и знаний, которые находятся в основе общественного развития.

Так, библиотека как социальный институт занимается выполнение таких задач, как:

  1. Оказание содействия обращению и формированию накопленного человечеством знания при помощи предоставления свободного и постоянного доступа.
  2. Сохранение документированного знания, которое является общественным достоянием.

Задачи библиотеки осуществляются в определенных социальных функциях. Функции библиотеки являются обобщенным списком обязанностей библиотеки перед обществом, которые диктуются им, необходимы ему, а также оказывают на него определенное воздействие.

Замечание 1

Функции библиотеки, являются своего рода реакцией библиотеки на потребности общества, а также неким способом взаимодействия с внешней средой. Они способствуют разрешению противоречий со средой, а также являются методом приспособления к ней.

Библиотека, являясь относительно устойчивой формой организации социальной жизни, обеспечивающей устойчивость связей и отношений в рамках общества, с полным основанием может быть определена как социальный институт.

Трудно представить себе какую-либо структуру общества, которая могла бы функционировать, не опираясь на библиотеку. Этим объясняется исключительно большое разнообразие видов библиотек, которые обслуживают все без исключения социально-демографические слои общества - от дошкольников до пенсионеров, представителей всех профессий и рода занятий.

Социальные функции библиотеки — одна из самых фундаментальных проблем библиотечной теории и практики. В литературе она нередко обозначается с помощью таких понятий и выражений, как "общественная роль библиотеки", "социальная роль библиотеки", "социальная миссия библиотеки" и т. д. Смысл ее изучения заключается в том, что это помогает формированию понимания библиотеки как социального учреждения.

В самом общем виде проблема выглядит довольно просто. По существу, она может быть сведена к воздействию библиотеки на общество, сопровождающемуся обратной связью — воздействием общества на библиотеку. Однако это простота обманчива. Она исчезает, когда проблема рассматривается более конкретно. Библиотека включена практически во все основные сферы универсума человеческой деятельности: познавательную, преобразовательную, коммуникационную, художественную, ценностно-ориентационную. В своей повседневной деятельности она так или иначе взаимодействует почти со всеми известными организациями и учреждениями, созданными человечеством.

Проблема социальной роли библиотеки в связи с этим представляет собой весьма сложную систему взаимосвязей, анализ которой довольно сложен. Не случайно в различные исторические эпохи она решалась по-разному. Процесс формирования взглядов в этой области библиотечной науки нельзя считать завершенным и в настоящее время. В социологическом смысле функция — это роль, которую определенный социальный институт выполняет относительно потребностей системы более высокого уровня организации. Поэтому независимо от того, в какой лексической форме понятие "функция" обозначается в библиотековедческой литературе, существо рассматриваемой проблемы должно сводиться к тому, чтобы четко определить: что именно библиотека делает для общества, какие обязанности возлагает на нее общество, какие задачи библиотека помогает решать обществу. Иначе говоря, социальные функции библиотеки — это обобщенный перечень обязанностей библиотеки перед обществом, которые диктуются им, необходимы ему, прямо или косвенно воздействуют на него и соответствуют сущности библиотеки как социального института. Во многих странах мира, включая Россию, описание социальных функций библиотеки носит нормативный характер и выражено в законодательной форме.

Технологические функции, в отличие от социальных, обществом могут не ощущаться, оно может и не знать об их существовании. Они есть обобщенное отражение "библиотечного производства". Их знание и выполнение является обязанностью профессиональных библиотечных работников. О социальных же функциях должен иметь представление не только библиотекарь, но и — в идеале — каждый член общества. Технологические функции формируются под влиянием внутренних потребностей рациональной библиотечной технологии труда и предписаний, в качестве которых выступают социальные функции; социальные же — под влиянием потребностей общества. В принципиальном плане соотношение социальных и технологических функций является отношением подчинения: технологические функции имеют место лишь постольку, поскольку они служат реализации социальных. Большая значимость правильной интерпретации общественного предназначения библиотеки на современном этапе информатизации общества состоит в том, что она позволяет наиболее точно определить основное содержание, главные направления и даже ведущие формы деятельности библиотеки. Это имеет не только внутриотраслевое значение, но и общечеловеческое: если информация приобретает в жизни общества почти такое же важное значение, как материальные источники, его благополучие во многом должно зависеть от того, насколько верно оно оценит ключевую роль библиотеки и аналогичных информационных учреждений в его жизни, прогрессе и процветании.

Сущность, назначение и эволюционное развитие библиотеки как социального института

В мировом библиотековедении существует множество мнений о социальных функциях библиотеки. Они варьируются от стремления к четкой постановке и решению проблемы до отождествления социальных и технологических.

Российская концепция социальных функций библиотеки

Согласно Закону РФ "О библиотечном деле" (1994 г.), библиотека — это "информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам".

Заметим, что это определение не следует противопоставлять определению библиотеки выше. Разные формулировки обусловлены разным подходом в одному и тому же объекту: законодательным и научным. Первый фиксирует сложившуюся практику, второй — результаты научных исследований. Последние становятся объектом законотворчества лишь после их превращения в элемент социальной практики. До тех пор, пока они не стали им, они могут и должны отличаться от закона.

Из Закона следует, что библиотеке как социальному учреждению присущи, по меньшей мере, три социальные функции: информационная, культурная, образовательная. В строго научном плане в этом перечне функций отсутствует единое основание деления понятия "социальная роль библиотеки". Имеет место и неполнота перечисления функций. Однако в сугубо практическом плане он должен служить средством ориентации деятельности библиотеки, по крайней мере, до тех пор, пока не будет принят новый, более совершенный в этом отношении закон.

Информационная функция библиотеки — это совокупность видов ее деятельности по информационному обеспечению материального и духовного производства и воспроизводства.

Реализация функции выражается в виде процесса удовлетворения информационных потребностей читателей библиотеки (физических и юридических лиц) за счет массива информации, накопленного в ней, а также других источников информации. Как правило, библиотека в соответствии с запросом выдает читателю информацию в виде публикации (книга, статья, журнал, магнитная лента, дискета, компактный оптический диск и т. д.). До настоящего времени такого рода видимая и ощущаемая информация преобладает в большинстве библиотек, что и служит поводом подходить к ним с документалистской точки зрения, хотя она и не вполне верна. Значительную часть работы библиотеки по обслуживанию читателей составляет выдача библиографической информации, адресов информации, или информации об информации (библиографические справки, библиографические пособия, каталожные данные, коды доступа к удаленным банкам данных и т. п.). Выполняя указанную функцию, библиотека выдает также читателю и информацию, не связанную непосредственно с документом (публикацией). Таковы, например, устные фактографические справки, содержащие хронологические, биографические, статистические сведения, данные о параметрах различных процессов, характеристики машин, аппаратов и т. п.

Формы осуществления функции носят довольно разнообразный характер. Однако все многообразие деятельности библиотеки по ее выполнению можно свести к созданию и выдаче читателю одного-единственного вида продукции, а именно такого вида, который в последнее время все чаще называется информационным продуктом. Отсюда и основный результат деятельности любой библиотеки — это информационный продукт, который по своему содержанию, форме, качеству и другим характеристикам должен отвечать запросу читателя.

По традиции некоторые библиотековеды сводят содержание и объем понятая "информационная функция библиотеки" к оперированию с научной и технической информацией, вследствие чего делается вывод, что данная функция характерна лишь для научных, технических и других специальных библиотек, а также для органов научно-технической информации. Однако эта точка зрения страдает неполнотой отражения реального процесса. Разумеется, обеспечение ученых, конструкторов, инженеров и других специалистов народного хозяйства имеет очень важное значение в системе приоритетов библиотек. Однако ныне информационная функция понимается несравненно шире. Она не сводится к задаче информационного обеспечения науки, техники, материального производства, ускорения научно-технического прогресса и т. п. Ведь, как можно сделать вывод из сказанного выше, во всех библиотеках без исключений читателям выдается не что иное, как информация. При этом неважно, какая это библиотека —техническая, детская, религиозная. Не имеет значения и форма выдаваемой информации — книга, журнал, дискета, устное сообщение. Не существен тип (вид, жанр) литературы—художественная, детская, научная, техническая, справочная. Информационная функция, таким образом, есть всеобщая функция библиотек.

Широкое понимание информационной функции библиотеки пока еще не получило повсеместного признания. Одним из доводов, направленных против него, служит, например, то, что информированность еще не означает высокого уровня культуры, образованности, воспитанности личности. Однако он имеет искусственный характер и содержит в себе типичную логическую ошибку, называемую подменой понятий. В действительности речь должна идти не о противопоставлении информированности и, скажем, образованности, а о характере, содержании, форме, направленности выдаваемой читателю информации: способствует ли она подъему культурного уровня читателей, их образованности, воспитанности или нет. Одна из задач библиотеки в том и заключается, чтобы осуществить отбор такой информации, которая служила бы указанным целям. Следовательно, современное толкование информационной функции не входит в противоречие с такими ценностями, как культура, образование, воспитание.

Главное требование, содержащееся в законодательно закрепленной норме об информационной функции, заключается в том, что библиотеки должны обеспечивать права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный, ничем не ограниченный доступ к информации. Что же касается содержания, формы, организации и других характеристик выдаваемой информации, все это должно определяться в зависимости от конкретных условий, таких, как тип (вид) библиотеки, специфика контингента читателей, характер индивидуальной потребности читателя и др.

Особенность информационной функции заключается в том, что во многих случаях она реализуется библиотекой в тесном взаимодействии с другими библиотеками и органами научной и технической информации. Принимаются ею во внимание и другие каналы распространения информации: телевидение, радио, книготорговля и т. д.

Культурная функция библиотеки — это совокупность видов ее работы, направленная на свободное духовное развитие читателей, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для культурной (репродуктивной и продуктивной) деятельности.

Являясь неотъемлемой и органической частью культуры, сама выступая в качестве величайшей ценности общечеловеческой культуры, библиотека в то же время представляет собой один из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния стран и народов. Библиотека не создает каких-либо ценностей, выходящих за пределы ее функционального назначения. Главная ее социальная миссия выражается в том, что она играет незаменимую обеспечивающую, а именно информационную роль по отношению к институту культуры вообще, к культуре каждого конкретного читателя. Библиотеку можно уподобить улице с двусторонним движением: в одном направлении усилиями библиотекарей поступает к читателям информация об имеющихся достижениях культуры, в другом — движется информация о вновь созданных ее ценностях.

Чтобы проиллюстрировать роль современной библиотеки в духовной жизни общества, достаточно сказать о том, что если в древности великие творения могли создаваться вне какой-либо связи с библиотечным делом, то ныне они практически невозможны без самого тесного сопряжения творческой мысли с "памятью" человечества, сконцентрированной в библиотеках. Современные писатели, режиссеры, художники, представители других творческих профессий на определенных этапах творчества не могут обходиться без источников информации, которые предоставляет им библиотека. Разумеется, это не единственное, но важное условие творчества.

Особенно велика роль библиотеки в культурно-репродуктивной деятельности человека. Библиотеки были и остаются наиболее распространенными общественными очагами культуры, образуя самую разветвленную, самую доступную сеть каналов доведения информации о культуре до широчайших слоев населения. В мире действует более 1 млн. библиотек с фондом свыше 6 млрд. единиц хранения. Ни одно другое учреждение культуры не идет в сравнение с библиотеками в этом отношении. Несопоставимы они и по масштабам обслуживаемой аудитории, если не считать телевидение.

Выступая как мощный и вместе с тем очень чуткий инструмент культурно-репродуктивной деятельности людей, библиотека способствует развитию общей культуры читателей, приобщает их к важнейшим достижениям национальной и мировой культуры, внедряет нормы, традиции, достижения культуры в их сознание, жизнь, быт. Показательно то, что существует неоспоримая связь между культурой населения и численностью библиотек, качеством их фондов, организацией их работы. Не случайно по постановке библиотечного дела можно судить об уровне культуры той или другой страны.

Библиотеки — универсальное средство развития культуры, пропаганды ее достижений. Они охватывают все документально зафиксированное культурное достояние. Они, как правило, доступны всему населению. В пропаганде сокровищницы культуры, они, в отличие от многих других учреждений культуры, способны дойти до каждого человека, ибо в основе их деятельности лежит индивидуальный подход к каждому конкретному человеку.

Наконец, библиотеки — хранительницы культурного наследия всего человечества, отдельных народов, стран. В их фондах сосредоточена информация о культуре прошлого и настоящего. А такие библиотеки, как национальные (РГБ, РНБ), призваны вечно хранить эту информацию в виде произведений печати.

Одно из важнейших направлений деятельности библиотеки как социокультурного центра — распространение и повышение информационной (или библиотечно-библиографической и информационной) культуры, которая, наряду с компьютерной грамотностью, все более становится одним из важнейших условий функционирования человека как полноценного члена современного и будущего общества.

Являясь органическим элементом культуры, библиотека, как правило, осуществляет рассматриваемую функцию в самой тесной взаимосвязи с другими учреждениями культуры: клубами, театрами, музеями, картинными галереями и т. д. В свое время это привело к идее создания местных культурных комплексов, объединяющих все учреждения культуры района или достаточно крупного населенного пункта, которая по своей принципиальной сущности сохранила значение и поныне.

Культурная функция библиотеки реализуется путем использования самых многообразных форм деятельности; от непосредственной выдачи изданий до организации различных любительских объединений, клубов по интересам и т. д. Однако основное содержание данной функции остается неизменным. Оно заключается в том, чтобы максимально большее число читателей овладело духовными ценностями культуры, прониклось высокими идеалами прогрессивной мировой культуры, освободилось от духовной несвободы и встало на такой путь развития, который в конце концов приводит к формированию гармонической, всесторонне развитой личности — идеалу представлений о человеке, в котором все совершенно: и мысли, и чувства, и действия.

Образовательная функция библиотеки — это совокупность видов деятельности библиотеки, направленная на информационное обеспечение духовного воспроизводства общества, которое включает социализацию членов общества, их образование и самообразование, воспитание и самовоспитание.

Библиотеке принадлежит весьма важная роль в процессе социализации личности. Наряду с другими учреждениями она осуществляет весьма серьезную по своим последствиям работу, помогающую индивиду через источники информации усвоить те ценности и нормы, которые характерны для данной общественной формации или социальной структуры. Она обладает рядом ощутимых преимуществ перед некоторыми другими учреждениями, вовлеченными в процесс социализации. Так, например, ее участие в данном процессе не имеет ограничений во времени и доступности. Индивид, пользующийся библиотекой всю жизнь, в течение этого времени остается, осознавая это или не осознавая, объектом социализации. Библиотека — это долговременный институт социализации, постоянно действующий в течение того периода, когда человек входит в число ее читателей.

Другое ценное качество библиотеки состоит в том, что указанный процесс в библиотеке осуществляется не на уровне большой группы, массы, а, как правило, на индивидуальном уровне. Отсюда и более высокая эффективность библиотеки как института социализации по сравнению, скажем, с телевидением.

Основная задача библиотеки заключается в том, чтобы нацелить усилия на формирование человека — творца, активного субъекта общественной жизни, обладателя как общечеловеческих ценностей, так и норм, предписываемых ему конкретно-историческими условиями существования.

Возрастающе важная роль принадлежит библиотекам в реализации задач образования и самообразования, Так как образовательные процессы имеют в своей основе демонстрацию и усвоение демонстрируемых знаний, вполне понятно, что библиотеки как основные хранилища и источники накопленной человечеством информации выступают в качестве важнейшего составного звена всей системы просвещения, образования и самообразования. Эффективная реализация образовательных процессов немыслима без использования библиотеки как их информационной основы.

Наиболее полно образовательная функция выполняется учебными библиотеками. Отражение признания их фундаментальной роли в учебном процессе — концепция "библиотеки- колледжа", возникшая несколько десятилетий тому назад. Согласно концепции, библиотека учебного заведения — главное учебное подразделение, на основе которого должна строиться вся учебная работа. Разумеется, эта концепция вовсе не умаляет значения преподавателя. Она акцентирует внимание на таком важном факторе образования XX в., как информационный фактор. Наиболее близки к выполнению данной функции детские, юношеские, публичные (массовые) и другие библиотеки.

По всеобщему признанию, утвердившемуся еще в XIX в., библиотека является не только инструментом официального образования, но и одним из самых эффективных средств непрерывного образования И самообразования. Всеобщая миссия библиотек заключается в том, что они обеспечивают компенсацию разрыва в знаниях людей, постоянно подпитывая их информацией о новейших достижениях науки, техники, культуры. Именно поэтому и принято считать библиотеки главной базой непрерывного образования и самообразования, которые должны длиться всю жизнь.

Далеко не однозначны позиции мирового библиотековедения по вопросу о воспитательной роли библиотек. В России прочно бытует мнение, что свойство библиотеки оказывать воспитательное воздействие на человека — ее объективное качество. В демократическом обществе библиотека активно содействует всестороннему, гармоническому развитию его членов, воспитанию в духе общечеловеческих ценностей, пропаганде идей подлинной демократии, утверждению прав человека, его интеллектуальной свободы. В то же время она противостоит идеям войны, тоталитаризма, расовой, национальной, религиозной, социальной дискриминации.

Таким образом, согласно Закону "О библиотечном деле", библиотека выполняет три основные социальные функции. Интенсивность их проявления значительно колеблется в зависимости от типа библиотеки, содержания фондов, состава читателей и ряда других факторов.

Вместе с тем существует мнение, что библиотеке свойственны и некоторые другие функции, которые должны рассматриваться как дополнительные по сравнению с тем, что перечислено в Законе. Библиотеки могут выполнять упоминавшиеся выше рекреационную и гедоническую, функции, а также функцию организации массового чтения. Однако далеко не все библиотеки способны на это. Так, например, некоторые библиотеки не в состоянии выполнять первую, так как работа читателя в них представляет собой не отдых, а серьезную и трудную работу с источниками информации; вторую способны выполнить лишь те библиотеки, содержание и форма функционирования которых могут служить источником эстетического удовлетворения; наконец, третья может быть присуща, главным образом, публичным (массовым) библиотекам, ибо задача организации массового чтения может не ставиться перед специальной библиотекой, поскольку контингент ее читателей нередко ограничивается сотрудниками обслуживаемого ею предприятия, организации, фирмы, НИИ. Поэтому перечисленные дополнительные функции правильнее рассматривать в качестве типологических, т. е. таких функций, которые свойственны конкретным типам (видам) библиотек, а не библиотеке вообще.

В заключение отметим, что сказанное о социальных функциях библиотеки имеет фундаментально важное значение для ориентации деятельности любой библиотеки. Библиотека существует не сама по себе и не для себя. Ее существование оправдывается и обусловлено лишь тем, насколько эффективно она выполняет предписываемые ей социальные функции. Поэтому вся ее деятельность должна быть подчинена одной общей и глобальной цели, а именно оптимальному информационному обеспечению жизнедеятельности общества в целом и каждого читателя в отдельности.

В демократическом обществе выполнение социальных функций библиотеки должно быть построено так, чтобы каждый гражданин, независимо от пола, возраста, национальности, образования, политических убеждений, отношения к религии и других социально-демографических признаков, имел равное право на свободный, ничем не ограниченный доступ к информации. При этом недопустима никакая государственная или иная цензура, ограничивающая этот доступ. Содержание деятельности библиотеки должно отражать идеологическое и политическое многообразие, существующее в обществе.

Только при соблюдении этих условий библиотека может стать подлинно демократическим инструментом общества, гарантом прав человека на интеллектуальную свободу, на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, на культурную, научную и образовательную деятельность. Именно на это нацеливает основное содержание Закона РФ "О библиотечном деле".

Изменение социальной роли и социальных функций библиотеки в зависимости от изменения общества

Первоначально имели место взгляды, согласно которым главная функция библиотеки заключалась в хранении книг и т. п. документов. Отсюда и древнегреческое название библиотеки: bibliotheke (гр. biblion — книга, theke — хранилище), т. е. книгохранилище. Впоследствии они претерпели столь глубокие изменения, что нигде в мире понятие "библиотека" не сводится к книгохранилищу.

Особенно интенсивно представления о социальных функциях библиотеки развивались во второй половине XX в., что связано с нарастанием роли информационного фактора в жизни человечества. Многие десятилетия в отечественном библиотековедении господствовала концепция, согласно которой общественная роль библиотеки сводилась к выполнению таких четырех функций, как: идейно-воспитательная (идеологическая), культурно-просветительная, информационная, гедоническая (hedone — наслаждение).

Ныне в связи с деидеологизацией библиотечной теории и практики она утратила свое значение в части, касающейся идейно-воспитательной работы.

В зарубежном библиотековедении довольно распространено мнение, что библиотека выполняет такие функции, как: информационная, культурная, рекреационная (лат. Recreatio — восстановление), т. е. способствующая восстановлению интеллектуальных сил человека, израсходованных в процессе труда. Единство большинства нынешних концепций социальной роли библиотеки заключается в том, что явно или неявно, в большей или меньшей степени внимание акцентируется на выполнении библиотекой информационной функции, хотя есть и другие признаки общности.

Современную эпоху характеризует новая роль информации, которая ранее приходила человеку через книги, журналы и другие печатные материалы, а теперь и через аудио- и видеозаписи, микрофильмы, лазерные диски, CD-ROM и Интернет. Информация предопределяет качество жизни, как отдельных индивидуумов, так и целых сообществ. Информация является жизненной необходимостью, но когда она поступает в чрезмерном и нерегулярном режиме, она становится деструктивной силой. Верна ли эта тенденция мирового информационного развития для нашей страны? И да, и нет. С одной стороны, мы становимся все более открытыми для всевозможных информационных потоков, с другой, ощущаем ограниченные возможности в освоении информационного пространства из-за экономических проблем. Как бы то ни было общая тенденция всеобъемлющего умножения информации едина.

При таком развитии событий мы столкнемся и уже сталкиваемся с состоянием беспокойства человека при огромном разнообразии информационных ресурсов. И только одна группа людей осознает всю важность этой проблемы. Именно библиотекари испокон веков занимались собиранием, организацией и распространением записанных знаний. Немногие профессии посвящены благородной идеи содействия человеку в поиске знаний и информации. Главной целью библиотек была и есть удовлетворение информационных потребностей общества. Чтобы следовать в современных условиях всевозрастающим информационным потребностям, чтобы быть востребованными обществом библиотеки могут и должны развивать свои информационные ресурсы и службы. Роль библиотек приобретает и социальный смысл, когда мы говорим об этом исторически сложившемся демократическом институте, обеспечивающем, как правило, бесплатный доступ к информации любого гражданина независимо от его положения в обществе.

Современный мир впечатляет обилием и разнообразием информационных каналов, доминирование электронной и компьютерной технологии становится все очевидной. Библиотекари и библиотеки, осуществляя свою миссию распространителей информации и знаний обязаны понимать и развивать эти ресурсы.

Развитие электронных информационных технологий ведет к необходимости выработки принципиальных решений, которые дадут импульс в совершенствовании информационной инфраструктуры. Бизнес и промышленность, коммуникации (кабельные и телефонные компании), производители баз данных, федеральные власти, армия, библиотеки, ученые, академические институты и простые граждане, все подвержены влиянию этой инфраструктуры и связаны с ней. Необходимо решить такие вопросы как открытый доступ к информации, защита авторского права, и в тоже время, защита гражданского права на доступ к авторской информации, информационная безопасность, право на частную информацию, цена информационного доступа. Решение этих вопросов особенно важно для библиотек как институтов, которые отражают общественный срез интересов к информации, играет особую роль в информационной политике общества.

Тексты

Самохина М.М.
Библиотека как социальный институт и ее функции

[ Библиотека и общество в России 90-х годов ХХ века: материалы семинара /Моск. библ. ассоциация, Рос. гос. б-ка, Рос. гос. б-ка для слепых, Библ. благотв. фонд. – М., 1994. – С.12-18 ]

Теория институтов, разработанная американским ученым Т. Парсонсом и его последователями, – одна из классических в социологии. Ее основные понятия – социальные цели, социальные нормы, социальные роли, социальные ожидания, социальные функции, социальный обмен. Именно с помощью этих понятий описывается институциональное поведение и институциональное взаимодействие.
Социальные институты – это сообщества людей, организованные в соответствии с определенными правилами (нормами). Человек (индивид) выступает здесь как функционер, выполняющий определенную функцию, играющий определенную роль и имеющий определенные ожидания.
Само понятие функции может быть рассмотрено по-разному. В предлагаемой версии социальные функции библиотеки представлены в связи не столько с ее задачами, сколько с ее действиями, и, соответственно, не столько с целями института (хотя и с ними тоже), сколько с социальными ролями функционеров. Такой подход, на мой взгляд, логичен для библиотечной социологии, являющейся социологией прикладной.
Классификация социальных институтов по сферам деятельности позволяет выделить институты культуры, важнейшая цель которых – социализация, приобщение членов социума к совокупной культуре. Один из таких институтов – библиотека. Речь идет, конечно, о «Библиотеке», то есть, собственно, о библиотечном деле. Отдельные же библиотеки и библиотечные системы рассматриваются как социальные организации.
Специфика библиотеки по сравнению с другими институтами культуры заключается в том, что приобщение к культуре происходит через документы, в которых отражены, закреплены элементы культурной реальности. Сущностным свойством библиотеки можно считать (как предлагает В.Р. Фирсов) ее способность моделировать наиболее значимые и закономерные черты этой реальности. Такая способность реализуется прежде всего через библиотечный фонд. Библиотечная модель культуры – документальная модель. Логично выделить следующие четыре сущностных функции библиотеки как социального института:
1. кумуляция – собирание и хранение документов и информации о них;
2. классификация – «складывание» документов в фонд, выступающий в качестве модели культуры;
3. трансляция – предоставление абонентам классифицированных (то есть выступающих в качестве определенных частей модели культуры) документов и информации о документах;
4. ценностная ориентация – иерархизация элементов модели, выделение ценностей и рекомендация их абонентам.
Функционерами института являются библиотекарь и абонент. Библиотекарь – это любой человек, занимающийся в рамках института и в соответствии с нормами института библиотечной деятельностью, то есть выполнением вышеперечисленных функций. Абонент библиотеки – каждый, кто реализует потребность приобщиться к культуре через библиотечную модель этой культуры. Чаще всего (но не всегда) потребность реализуется в библиотечном запросе.
В течение многих лет «драма функций» разворачивалась вокруг соотношения четвертой из них с тремя другими. Ценностная ориентация, понимаемая как коммунистическое воспитание читателей, считалась целью работы библиотеки. Вокруг воспитания концентрировалась большая часть профессиональной рефлексии – теоретические разработки, прикладные исследования, методическая и практическая деятельность. Даже специалисты по конкретным технологическим проблемам комплектования, классификации, кадровой политики и т.д. вынуждены были считаться с таким положением вещей.
Кардинальные социальные сдвиги последних лет резко изменили и продолжают менять положение библиотеки. «Драма функций» сегодня разворачивается вокруг кумуляции и трансляции. Жизненно важными вопросами стали взаимоотношения с издательствами, источники и способы комплектования, платные услуги, маркетинговая деятельность, public relation, и они активно обсуждаются в профессиональной среде. Вопросы, связанные с классификацией как социальной функцией библиотеки, пока менее «популярны», но, думаю, они очень скоро дождутся своей очереди и окажутся не менее драматичными.
Чтобы анализировать сегодняшнюю специфику выполнения функций и играния соответствующих социальных ролей, надо иметь представление о сути каждой функции и каждой роли. Дать такое представление (конечно, в рамках предлагаемой версии) я и попытаюсь.
Все функции выполняются одновременно (институт функционирует), поочередное их рассмотрение есть лишь методический прием.
Библиотечная модель культуры состоит из документов и связей между документами. Собирание документов и информации о них – условие сохранения живой «плоти» этой модели, условие ее естественного развития. Содержание и виды документов, имеющихся в данном обществе, определяются не библиотекой, а другими институтами. Но адекватное отражение культурной реальности современного мира безусловно требует кумулирования различных видов документов. Библиотека становится «информатекой», а книга (журнал, газета) – одним из видов документов, не более. Собственно, движение от кумуляции печатных документов к кумуляции документов любых отражает движение общества от «эры Гутенберга» к новой эре, превращение его в информационное, а затем – постинформационное; просто мы запаздываем с этим движением и этим превращением.
Выполнение кумуляционной функции внешне предполагает деятельность лишь одного из функционеров института – библиотекаря. Абонент присутствует в качестве потенциального потребителя. Сегодня ожидания потребителей отражают весь спектр ожиданий стратифицированного общества – с его противоречиями, с перекраиванием социальной и профессиональной структуры, с новыми подходами и новыми областями жизнедеятельности. Норма, определяющая выполнение функции, – обладание всей совокупностью документов, отражающих культурную реальность. Соответственно, можно выделить три нормативных характеристики библиотекаря-кумулятора:
информированность – знание о наличии, о местонахождении, возможности приобретения каждого документа;
юридическая обеспеченность – право приобрести любой документ;
материальная обеспеченность – наличие средств для приобретения всех необходимых документов.
Некоторый «зазор» между нормой и реальностью, существующий всегда, обеспечивающий развитие института, сегодня чудовищно велик и является одной из важнейших причин неоправдания ожиданий и абонента, и самого библиотекаря. Речь идет не только о бедности библиотеки, о невозможности материально обеспечить кумулятора. Не обеспечивается также его информированнность. Появление новых документов и информации о документах зачастую не может быть четко зафиксировано: старая система фиксации во многом сломана, новая же не создана. Не менее важны и субъективные причины – многие специалисты не готовы работать в новых условиях, требующих самостоятельности, инициативы, движения (в том числе, и физического – для «добывания» документов и информации).
Если кумуляция документов – это накопление элементов библиотечной модели культуры, то классификация – это придание накопленному определенной формы, важнейший момент собственно моделирования. Здесь, как и в предыдущем случае, действует один функционер – библиотекарь; абонент присутствует потенциально.
Нормы выполнения классификационной функции естественно связаны с критериями классификации, которые, в свою очередь, определяются спецификой библиотечной модели культуры. С одной стороны, влияет то, из чего создается модель, – поток документов. Культура, отраженная этим потоком, уже классифицирована вне стен библиотеки, другими институтами. Библиотечные критерии «схватывают», закрепляют эту классификацию. С другой стороны, влияют те, для кого создается модель, – потенциальные абоненты. Они уже социализированы, приобщены к культуре другими институтами (семьей, школой, социальной и профессиональной группой), каждый из которых имеет свою, специфическую модель культуры со своими критериями классификации. Языки функционеров могут оказаться различными, модель – непригодной к трансляции. Нормы классификации – это правила адекватного перевода с языка на язык, правила выработки общего языка. Функция выполняется тогда, когда потенциальный абонент, представляющий любую социокультурную группу, может увидеть все значимые для него характеристики любого документа, любой части созданной классификатором модели.
Развитие культуры общества означает не только появление новых текстов и новых носителей (видов документов), но и обнаружение новых смыслов в прежних текстах. Постоянная адекватность библиотечной модели реальному состоянию культуры требует не только появления новых классов, но модификации прежних классов, переклассификации или доклассификации старых документов.
Можно выделить три «языка», владеть которыми должен библиотекарь-классификатор. Знание «языка культуры» (ее состояния, направлений развития, ее частей, аспектов и т.д.) позволит ему ответить на потребность потенциального абонента «выучить» этот язык. Но у абонента есть и другая потребность – получить информацию о культуре, изложенную на «языке» его социокультурной группы; поэтому классификатор обязан говорить и на «языке» абонента, использовать его при разработке критериев классификации. И, конечно, он должен владеть «языком института», на котором и создается библиотечная модель культуры.
Трансляция – это предоставление модели (то есть ее конкретных элементов) адресату (то есть конкретным абонентам). Выполнение этой функции предполагает взаимодействие функционеров. Потребность абонента в приобщении к культуре конкретизирована в запросе. Абонент выступает в роли заказчика; библиотекарь-транслятор является исполнителем заказа. Норма выполнения функции – ответ на запрос в самый краткий срок и в наиболее удобной для абонента форме. Именно этим может объясняться приближение определенных «кусков» модели, определенной части документов к определенным группам потенциальных потребителей. Таким приближением является организация специализированных библиотек, цель которой – упростить для абонента путь к той информации, которой он с наибольшей вероятностью захочет воспользоваться.
В «зазоре» между нормой и реальностью виновен, очевидно, сам институт. Декларировав удобство пользования для определенных возрастных, социальных, профессиональных групп, он в одних случаях нарушал права представителей остальных групп (недоступность многих «больших» библиотек), в других – ограничивал именно тех, кому давал обещания (вывод детей и юношества из взрослых библиотек, разделение фондов). Дифференцировались не потребности, которые у каждого абонента могут быть разнообразными, – дифференцировались сами абоненты. При этом выбранный библиотекарями критерий дифференциации (возраст, профессия образование) объявлялся базовым для формирования потребности в библиотечных материалах. Доступ к «неподходящим» материалам закрывался или ограничивался. Библиотекарь-транслятор фактически был цензором. Многолетняя привычка к такого рода взаимоотношениям функционеров не может исчезнуть бесследно, она оставила глубокий след в сознании как библиотекарей, так и абонентов. Транслятор должен знать критерии классификации кумулированных документов и их местонахождение. Необходимы условия выполнения функции – наличие средств доставки и передачи, материальные и организационные возможности адекватного взаимодействия заказчика и исполнителя заказа.
Ценностная ориентация, как и трансляция, есть предоставление абоненту элементов библиотечной модели культуры. В обоих случаях происходит взаимодействие функционеров. Однако роли меняются: в первом случае активен абонент-заказчик, во втором – библиотекарь-ориентатор. Акт трансляции есть выполнение запроса, акт ценностной ориентации связан с уточнением, оформлением, модификацией запроса, а при наибольшей активности библиотекаря – с формированием настоящих и будущих запросов.
Роль библиотекаря-ориентатора предполагает овладение системой ценностей общества, внедренность в эту систему. Библиотекарь выступает здесь как представитель передовых культурных групп общества, в конечном счете – как представитель всего социума, заинтересованного в приобщении своих членов к развивающейся совокупной культуре. Он «оборачивает» модель к абоненту той «стороной», которая особенно ясно отражает ценности культуры. Между прочим, это делает библиотеку не только институтом хранения и распространения ценностей, но и институтом их косвенного создания – то есть выдвижения в качестве ценностей. Такое выдвижение происходит в процессе классификации и ценностной ориентации. Наличие модели культуры позволяет соотносить элементы этой модели со временем, брать из «запасов» то, в чем выявляются новые смыслы, что может стать ценностью для новых поколений.
Роль библиотекаря-ориентатора предполагает авторитетность, то есть умение привлечь внимание абонента к процессу «поворачивания» модели и к результатам этого процесса.
Абонент-«ориентируемый» (так же, как абонент-заказчик) хочет приобщиться к совокупной культуре через библиотечную модель, но, в отличие от заказчика, он готов уточнить свой запрос или принять информацию, на которую запроса вообще не было. Он согласен «увидеть» ту «сторону» модели культуры, которой ее «повернул» библиотекарь. Это согласие обусловлено совпадением ценностей функционеров и/или авторитетностью библиотекаря. Именно специфика выполнения ценностно-ориентационной функции предполагает в качестве одной из норм института функционирование в нем библиотекарей, представляющих различные социокультурные группы с различными системами и иерархиями ценностей. Ожидания абонента («образы» того, к чему, собственно, он хочет приобщиться) тесно связаны с его социокультурным опытом. Стратифицированное общество дает библиотеке стратифицированных абонентов. В конкретном запросе каждый из них с равным основанием может выступить как представитель национальной, социальной, возрастной группы. Во всех этих случаях ожидания абонента адекватны цели и функциям института.
Библиотекарь также является представителем определенной группы. Но эту свою принадлежность он реализует лишь при выполнении ценностно-ориентационной функции. Во всех других случаях библиотекарь выступает как представитель общества в целом. Он участвует в социализации абонентов, предоставляя им широкий выбор документов, кумулированных и классифицированных таким образом, что они отражают совокупную культуру и могут быть соотнесены с реалиями и критериями, принятыми в культуре любой из социальных групп.
Совокупная культура общества и воспроизводится, и развивается. Здесь заложено противоречие деятельности всех социальных институтов, обеспечивающих это воспроизведение и развитие. Противоречие движет институты, позволяет им сохраняться и соответствовать социальным ожиданиям.
В нашем случае противоречие, очевидно, выражается в том, что функционер-библиотекарь представляет и общество в целом, и свою собственную социальную группу, и передовые группы общества, в состав которых его группа может входить, а может и не входить.
Вопрос о том, какие группы следует считать передовыми, всегда и везде является в той или иной степени вопросом политическим. Тем более это так в нашем сегодняшнем обществе. Здесь одна из причин непрекращающихся дискуссий о том, какие ценности должна предложить обществу библиотека. Уточнение многих содержательных проблем, связанных с выполнением ценностно-ориентационной функции, придется, очевидно, оставить до времен более стабильных. Безусловными остаются лишь плюрализм (возможность ориентировать и «быть сориентированным» в разных системах ценностей), толерантность (терпимость, отсутствие препятствий для ориентации в этих системах), соблюдение прав человека.
Думаю, что на такого рода принципах должна строиться деятельность не только института в целом, но и отдельных организаций. Однако эти организации (библиотеки и библиотечные системы) могут и, очевидно, будут выбирать приоритеты. Они найдут группы, которые сочтут передовыми и/или близкими себе. Суть именно в том, чтобы выполнение ценностно-ориентационной функции по отношению к абонентам каждой из этих библиотек не мешало выполнению других функций, не ограничивало доступ абонентов к тем или иным «кускам» библиотечной модели культуры.