Памятка 5 по русскому языку. Памятка по русскому языку. Изменение глаголов по лицам и числам

по цели высказывания:

- повествовательное,

Вопросительное,

Побудительное.

по интонации:

- невосклицательное,

- восклицательное.

    Найти главные члены - грамматическую основу предложения.

    Рассказать о строении предложения:

по наличию второстепенных членов:

- распространенное,

- нераспространенное.

Образец синтаксического разбора простого предложения

На вершинах сосен играет солнечный свет.

Это предложение повествовательное, невосклицательное.

В предложении говорится о свете.

Что?- свет.

Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой.

На вершинах сосен играет солнечный свет .

Свет что делает? – играет.

Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.

На вершинах сосен играет солнечный свет .

Главные члены предложения- свет играет.

Свет играет.

Предложение распространенное.

Словосочетание

    Выделить словосочетание из предложения:

- из группы подлежащего;

- из группы сказуемого;

- из группы второстепенных членов.

    Найти главное и зависимое слова и указать тип словосочетания по главному слову:

Именное;

Глагольное;

Наречное.

Образец синтаксического разбора простого словосочетания

На вершинах сосен играет солнечный свет .

Перед работой со словосочетанием необходимо найти главные члены предложения.

Помните: главные члены не являются словосочетанием - это грамматическая основа предложения.

Второстепенные члены предложения-

На вершинах сосен, солнечный.

Выделяем словосочетание из группы подлежащего (слово связанное вопросом с подлежащим)

Свет какой? солнечный.

Главное слово Светсолнечный

Выделяем словосочетание из группы сказуемого (слово связанное вопросом со сказуемым)

Играет где? на вершинах.

Главное слово играет (т.к. от него задается вопрос), зависимое – на вершинах. Словосочетание глагольное (т.к. главное слово является глаголом)

Выделяем словосочетание из группы второстепенных членов (слово связанное вопросом со второстепенным членом)

Вершинах чего? сосен.

Главное слово вершинах (т.к. от него задается вопрос), зависимое – сосен. Словосочетание именное (т.к. главное слово является существительным)

Разбор слова по составу

Порядок разбора слова по составу.

    Определить слово как часть речи.

    У изменяемого слова найти окончание.

    Указать основу слова.

    Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова) или корни в сложных словах.

    Выделить приставки и суффиксы (если они есть).

Схема разбора по составу имени существительного

Выпечка

Изменить слово по числам

Мн. число- выпечки

Окончание- а, основа -выпечк

Вижу- выпечку

Окончание- а, основа -выпечк

Найти корень

Печь

Корень- печ

Определить приставку

Приставка-вы

Определить суффикс

Суффикс- к

Схема разбора по составу имени прилагательного

Душевный

Определить окончание, найти основу, для этого:

Изменить слово по родам (какая, какой, какое)

Душевная, душевное

или изменить слово по падежам (подставить слова: есть, нет, рад, вижу, доволен, думаю)

Вижу- душевного, рад-душевному

Окончание- ый, основа -душевн

Найти корень

Подобрать однокоренные слова с другими суффиксами и приставками или без суффиксов и приставок

Бездушный, душа

Корень- душ

Определить приставку

Нет приставки

Определить суффикс

Суффиксы- ев, н

Фонетический разбор слова

Порядок фонетического разбора

    Выделить слоги, указать, сколько их в слове.

    Показать место .

    Дать характеристику (ударные или безударные), какими буквами они обозначены.

    Дать характеристику согласных звуков (парные – непарные, твердые – мягкие, - глухие), какими буквами они обозначены.

    Указать количество звуков и .

вода - во – да-2 слога
[в] - согл., парн. тв., звон.
[а] - гласн., безударн.
[д] - согл., парн. тв., звон.
[а] - гласн., ударн .
4 букв, 4 звука

вьюга – вью-га- 2слога
в [в"] - согл, мяг., парн. звон.
ь -
[й"] - согл., непарн. мяг., звон.
ю [у] - глас., удар.
г [г] - согл., парн. твер., звон.
а [а] - глас, безуд.
5 букв, 5 звуков

Фонетический разбор слова.

Буквы служат для записи звуков на письме (буквы мы пишем и читаем,

звуки мы слышим и произносим).

Г Л А С Н Ы Е

Гласных букв 10 : а, о, у, э, ы, я, ё, ю, е, и.

Гласных звуков всего 6 - [а] [у] [о] [э] [ы] [и]. Количество слогов определяется количеством в нём гласных звуков: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

А, О, У, Э, Ы – обозначают твёрдость согласных звуков.
Я, Ё, Ю, Е, И – обозначают мягкость согласных звуков.

Йотированные гласные буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука Я - [йа] Ю- [йу] Е – [йэ] Ё – [йо] , если стоят:
- в начале слова (ёж, яблоко, юла)
- после Ъ и Ь (съешь, семья, подъём)
- после гласных букв (споём, союз, военный)

Буквы е, я, ю, ё обозначают один звук [э], [а], [у], [о] после согласного только под ударением .
век - [в"эк], мяч- [м"ач"], блюз - [бл"ус], мед - [м"от]

В безударном положении эти буквы после согласного обозначают звук [и]
ряды [р’ и д ы] лесок [л’ и с о к]

С О Г Л А С Н Ы Е

Согласные бывают парными/непарными по звонкости/глухости, по твердости/мягкости.

Парные по звонкости/глухости

Звонкие: б, в, г, д, ж, з

Глухие: п, ф, к, т, ш, с

Непарные по звонкости/глухости

Звонкие: л, м, н, р, й (сонорные, что в переводе с латинского значит «звучные». )

Глухие: х, ц, ч, щ

Непарные по твердости/мягкости

Твёрдые:ж, ш, ц

Мягкие: й, ч, щ Их работа

Образуют существительные

–ик-
-ек-
-ок-
-еньк-
-оньк-
-ечк-
-очк-
-ушк-
-юшк

рыба – рыб к а

ключ – ключик
замок – замочек
друг – дружок
малый – маленьк ий
сухой – сухоньк ий
Ваня – Ванечк а
игла – иголочк а
дед – дедушк а
поле – полюшк о

Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок

–чик-
-щик-
-тель-
-ниц-

лес – лес ник

возить – возчик
барабан – барабанщик
учить – учитель
учить – учительниц а
радист – радистк а

Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий

Образуют прилагательные

–ск-
-ов-
-ев-
-н-

скала – скал ист ый

город – городск ой
горох - горохов ый
шаль – шалев ый
лето – летн ий

Образуют глаголы

–и-
-е-
-ова-(-ёва-)

Ива-(-ыва-)

звук – звуч а ть

рана –рани ть
белый – беле ть
зима – зимова ть
кольцо – кольцева ть
укачать – укачива ть
открыть -открыва ть

учить – учить ся – учу сь лечить – лечиться – лечусь

Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.

Формообразующие суффиксы

-чита ть нести

Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.

-читаю – чита л говорю – говорил

Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПАМЯТКА №1 Как сделать звуко - буквенный разбор слова 1. Произнеси слово. Определи, сколько в слове слогов. Произнеси слово по слогам. 2. Определи ударный слог. Произнеси слово, выделяя голосом ударный слог. 3. Произнеси (выдели голосом) каждый звук в слове по порядку. 4. Определи, каким является каждый звук: если гласный, то какой он ударный или безударный; если согласный - то какой он - звонкий или глухой, твёрдый или мягкий, парный или непарный. Назови букву, которой обозначается каждый звук. 5. Сделай вывод о количестве звуков и букв в слове. Образец устного рассуждения В слове заря два слога: заи ря. Слог ря ударный. Звуки в слове можно изобразить так: /зар"а/ Называю звуки по порядку: /з/ - согласный, звонкий парный, твёрдый парный; обозначается буквой "зэ"; /а/ - гласный, безударный; обозначается буквой а; /р"/ - согласный, звонкий непарный, мягкий парный; обозначается буквой "эр"; /а/ - гласный, ударный; стоит после мягкого согласного звука, обозначается буквой я. В слове заря - 4 звука, 4 буквы. Образец письменного разбора Заря /зар"а/ - 2 слога. з - /з/ - согл., звонк. парн., твёрд.парн.; а - /а/ - гласн., безударн.; р - /р"/ - согл., звонк. непарн., мягк. парн.; я - /а/ - гласн., ударн. 4 б., 4 зв. ПАМЯТКА №2 Как дать характеристику предложению 1. Прочитай предложение. 2. Определи, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). Является ли предложение восклицательным? 3. Определи, простое это предложение или сложное. Если простое, то какое оно: распространённое или нераспространённое. Если сложное.то как соединены простые предложения в сложное (с помощью интонации или с помощью союзов и, а. но). Образец рассуждения Читаю предложение: Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! М.Ю. Лермонтов Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации восклицательное. Данное предложение простое (в нём одна основа), распространённое. ПАМЯТКА №3 Как разобрать предложение по членам Образец рассуждения 1. Читаю предложение: Яркая звезда сверкала над лесом. 2. Нахожу подлежащее. Ставлю вопрос: о чём говорится в предложении? (О звезде.) В предложении слово звезда отвечает на вопрос что? Значит, слово звезда - подлежащее. Пдчёркиваю одной чертой. 3. Нахожу сказуемое. Ставлю вопрос: что говорится о подлежащем, о звезде? (Сверкала.) Слово сверкалаотвечает на вопрос что делала? Звезда (что делала?) сверкала. Значит, слово сверкала - сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. 4. Делаю вывод: подлежащее звезда и сказуемое сверкала - это главные члены предложения. 5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Ставлю от подлежащего вопрос: звезда (какая?) яркая. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Ставлю от сказуемого вопрос: сверкала (где?) над лесом. 6. Делаю вывод: в предложении два словосочетания: яркая звезда, сверкала над лесом. ПАМЯТКА №4 Как разобрать слово по составу 1. Прочитай слово и объясни его смысл. Определи, к какой части речи оно относится. Изменяется или нет? 2. Найди в слове окончание. Для этого измени слово. Изменяемая часть слова - это окончание. Выдели его нужным знаком. 3. Выдели в слове основу. Основа - это часть слова без окончания. 4. Найди в слове корень.Корень - это общая часть родственных слов. Для этого подбери родственные слова. Сравни их, выдели общую часть нужным значком. Это корень. 5. Найди в слове приставку (если она есть). Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой. Выдели приставку. 6. Найди в слове суффикс (если он есть). Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Выдели суффикс нужным значком. 7. Назови все части слова. ПАМЯТКА №5 Как подготовиться к диктанту по учебнику 1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. 2. Найди в каждом предложении слова, написание которых надо проверять. Определи, в какой части слова находится проверяемая или непроверяемая орфограмма. Подумай, как объяснить её написание. 3. Если не знаешь, как проверить слово, то запомни, как оно написано. 4. Обрати внимание на знаки препинания в предложениях. 5. Будь внимателен при записи каждого слова. ПАМЯТКА №6 Как подготовиться к письму по памяти 1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о ком или о чём говорится в тексте. 2. Найди в словах орфограммы. Подумай, как проверить их написание. Запомни написание трудных для тебя слов, проговори их по слогам. 3. Обрати внимание на знаки препинания, а в стихотворном тексте и на расположение строк. 4. Выучи текст наизусть. 5. Ещё раз внимательно прочитай текст или повтори его про себя, зрительно представляя написание каждого слова. Закрой книгу и напиши. 6. Прочитай написанное по слогам, сравни с исходным текстом. ПАМЯТКА №7 Как подготовиться к изложению ПАМЯТКА №8 Виды предложений Виды предложений по цели высказывания: По цели высказывания предложения делятся на: повествовательные (содержат сообщение или описание, они выражают законченную мысль; интонационно законченность мысли выражается понижением голоса в конце предложения); Дети учатся в школе; вопросительные (содержат вопрос о чём-то неизвестном говорящему; интонационно вопрос передаётся особой вопросительной интонацией, на письме - вопросительным знаком;также вопрос передаётся вопросительными словами (кто? зачем?), вопросительными частицами (неужели, ли, разве) и порядком слов): Дети учатся в школе? Кто учится в школе? побудительные (выражают желание говорящего заставить что-то делать других людей; интонационно это значение передаётся побудительной интонацией, также побуждение передаётся глагольными формами, частицами, междометиями и т.д.): Дети, учитесь в школе. По эмоциональной окраске выделяют предложения: восклицательные (в них содержание сопровождается выражением чувств говорящего; восклицание передаётся особой интонацией, эмоциональными частицами, междометиями, на письме - восклицательным знаком): Дети, учитесь в школе! не восклицательные (в них говорящий излагает содержание без выражения собственных эмоций): Дети должны учиться в школе.

Разделы: Русский язык

Разработка данной идеи позволит облегчить работу на уроке, выработать орфографическую и пунктуационную грамотность, систематизировать орфограммы и пунктуационные правила, научиться объяснять и исправлять допущенные ошибки в письменных работах.

Обучение русскому языку в школе должно содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к занятиям по языку, развивать их языковое чутье, способствовать анализу языковых явлений, умения наблюдать факты речи.

Обратимся к возрастной группе пятиклассников (9-11 лет). Основной этап обучения орфографии начинается с повторения того материала, которым овладели учащиеся на начальном этапе (1-4 классы). Ученики, пришедшие в 5-й класс, уже знакомы с основными правилами обозначения звуков буквами на письме, с правилами раздельного написания знаменательных и служебных слов, с основными правилами употребления прописной буквы и с общими правилами переноса. Одним словом, о русской орфографии пятиклассники имеют первоначальное представление, на основе чего у них сформировались навыки правописания.

Но для учащихся этой возрастной группы характерна сформированность неустойчивых навыков правописания. Объясняется это не только тем, что происходит адаптация классного коллектива к новым условиям обучения, но и некоторыми специфическими особенностями. Для начального этапа обучения (1-4 классы) орфографии характерен практический уклон. Система упражнений помогает учащимся осознать способ орфографического действия в его самом общем виде.

Важнейшим умением, которое формируется в период перехода в среднее звено, является умение обнаруживать орфограммы.

Работа начинается с того, что учащиеся, анализируя слова с одной орфограммой, получают представление о написаниях, определяемых произношением и не определяемых им. Например, в слове стопа написание трех букв (с,т,п) определяется произношением: в этом слове никаких других букв, кроме данных, написать нельзя. Что же касается безударного звука [о], то по правилам графики можно написать как букву а, так и букву о. Это сомнительное написание и есть орфограмма. Какую из возможных букв правильно употребить, диктует правило: в проверочных словах с тем же корнем (стопы, стопочки) пишется буква о ; значит, по законам русского правописания безударный звук передается той же буквой – сто па.

Аналогичное рассуждение проводится и при аргументации обозначения на письме согласных звуков.

Анализ допущенных ошибок сразу учащиеся самостоятельно выполнить не в состоянии, их надо обучать, и потому запись оформляется параллельно на доске и в тетрадях под контролем учителя.

Учитель вслух комментирует условие выбора орфограммы, в которой допущена ошибка, т.е. графически обозначает орфограмму и условие, при котором орфограмма отработана.

Трудности выполнения учащимися анализа письменной работы связаны с рядом обстоятельств, важнейшими из которых являются следующие:

  1. Отсутствие четкого плана анализа и классификации орфограмм.
  2. Отсутствие образца графического обозначения разных орфограмм.

Прививая навыки научного орфографического анализа и постепенного внедрения пунктуационного анализа слов и синтаксических единиц, учитель может облегчить работу учащимся, предложив им “Памятку по русскому языку”.

“Памятка по русскому языку” включает в себя первоначальный набор изученных орфограмм. После изучения новых тем необходимо пополнять данную “Памятку”, показывая принцип графического обозначения и проверки предполагаемой ошибки.

Каждая орфограмма именована, предлагается порядок работы с данной орфограммой и прописано графическое обозначение правила. После указаний дается пример отработки ошибки на данную орфограмму. К недавно изученным орфограммам прилагается формулировка правила на данную орфограмму с целью облегчить поиски правильного написания и укрепить недавно изученное правило.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.

ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Орфография

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Выпал снег. Д ети рады.

  1. Пропуск буквы.
  2. Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

    Звонок- зво нок

  3. Перенос слова.
  4. Раздели слово на слоги для переноса.

    При переносе одну букву нельзя оставлять на строке.

  5. Мягкий знак, обозначающий мягкость.
  6. Подчеркни Ь и согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.

    Ель , тень , пень .

  7. Гласные после шипящих.
  8. Выпиши слово правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

    Малыши , карандаши

  9. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.
  10. Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.

    Дочк а, речк а, мощн ый

  11. Ударение.
  12. Выпиши слова. Поставь в них правильно ударение.

    Алфав`ит, `азбука, портф`ель

  13. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
  14. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.

    Са ды – са д; во лна - во лны.

  15. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
  16. Запиши слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту гласную или согласную.

    Яго да, яго да, яго да.

    Хокк ей, хокк ей, хокк ей.

  17. Парные звонкие и глухие согласные.
  18. Запиши слово, в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где согласная произносится отчетливо.

    Мороз – морозы ;

    Ягод ка – ягода .

  19. Большая буква в имени собственном.
  20. Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.

    Илья, С оловьев, О мск

  21. Разделительный Ь.
  22. Выпиши слово правильно, запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.

    Вь юга, листь я, соловь и

    Ь пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И в корне слова.

  23. Правописание непроизносимых согласных в корне.

Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.

Звезд ный – звезда ;

Чест ный – честь

14. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.

По летели, по бежали, по тянули.

  1. Правописание предлога.
  2. Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.

    К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу

    Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

    Лодка от плыла от берега

  3. Разделительный Ъ.
  4. Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную.

    Съе ст, объя вления, объе м.

    Ъ пишется только после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я.

  5. Ь на конце существительных после шипящих.
  6. Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.

    Луч (м.р.), шалаш (м.р.)

    Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.)

    Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.

  7. Соединительные гласные в сложных словах.
  8. Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.

    Водо воз, само лет.

  9. НЕ с глаголом.
  10. Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

    Не_пришел, не_выучил.

    Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..

  11. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
  12. Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.

    На опушке (1 скл., П.п.), у речки (1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл., Р.п.)

  • Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
  • Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.

    К лесу (какому ?) дальнему , в лесу (каком ?) дремучем, с шариком (каким?) синим .

  • Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.
  • Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

    Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)

    Глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.

  • Правописание безударных личных окончаний глаголов.
  • Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед - ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения - И

    Спряжение глаголов

    Личные окончания глаголов

    1-е спряжение

    2-е спряжение

    –УТ, – ЮТ

    –АТ, – ЯТ

    Пишет – писать (1 спряжение); ставит – ставить (2 спряжение)

  • Ь в неопределенной форме глагола.
  • Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

    Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.

    Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.

    Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь , стеречь .

    Пунктуация

    1. Знаки препинания в конце предложений (. ? !).
    2. Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.

      Слава нашей Родине ! Слава труду !

    3. Однородные члены предложения.
    4. Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.

      Знаки препинания при однородных членах

    О да (=и) О

    О, да (= но) О

    О и О,и О,и О

    Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О

  • Обобщающее слово при однородных членах.
  • Выпиши правильно предложение. Выдели обобщающее слово и подчеркни однородные члены.

    Знаки препинания при обобщающем слове

    Ребята, берегите учебники! О,

  • Сложное предложение.
  • Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.

    Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. 1 , 2 .

  • Предложения с прямой речью.

    Запиши правильно предложение. Составь схему.

    “А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка. “ П?” - а.

    ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ

    1. Гласные после шипящих ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ. Выпиши
    слово, подчеркни гласную после шипящих, допиши еще 4 слова на это правило.

    Делай так: маш и на, лыж и , ландыш и , еж и

    2 . Безударные гласные в корне слова. Выпиши слово, подбери к нему однокоренные, среди них подчеркни проверочное слово.

    Делай так: м о ря – м о рской, м о ряк, море

    3 . Безударные гласные, непроверяемые ударением . Выпиши слово,
    подбери к нему однокоренные, подчеркни безударные гласные,
    придумай и запиши с этим словом предложение.

    Делай так: О гурец - о гуречный - о гурчик.

    Мы собрали хороший урожай огурцов.

    4 . Правописание приставки . Выпиши слово, выдели приставку.
    Образуй 4 слова с этой приставкой. Запомни правописание приставок.

    Делай так: под ъехал, под нёс, под нял, под кормил.

    5 . Звонкие и глухие согласные. Выпиши слово, подчеркни
    сомнительную согласную, подбери к нему однокоренные, подчеркни
    среди них проверочное.

    Делай так: ду б ки, ду б , д убок , дубовый.

    6 . Удвоенные согласные. Выпиши слово. Определи почему пишется удвоенная согласная:

    - на стыке корня и суффикса:

    осень - осе нн ий

    - на стыке приставки и корня:

    ра сс ада, по дд ержать, ра сс каз

    - в корне:

    су бб ота, ма сс а, пе рр он

    Разбери слово по составу, допиши 1 -2 слова на это же правило.

    Делай так: ра сс ада, вв одить, о тт епель, ма нн ая, со нн ая,

    дли нн ый, кла сс , ва нн а, ка сс a

    7 . Правописание непроизносимых согласных . Выпиши слово. Подбери к нему несколько родственных слов, выдели корень, подчеркни проверочное.

    Делай так: звёз д ный, звезда, звездочка

    8 . Правописание приставок.

    ЗАПОМНИ! Приставка - это часть слова. Она пишется со словом.

    Выпиши слово. Выдели приставку, образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

    Делай так: за ехал, у ехал, при ехал, от ъехал

    9 . Правописание предлога.

    ЗАПОМНИ! Предлог - это часть речи. Он пишется отдельно.

    Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово с предлогом. Между словом и предлогом поставь вопрос. Докажи, что это предлог.

    Делай так: По небу плывут грозовые тучи.

    по_небу (какому?)

    по_темному небу.

    По_лесной дорожке про бежал ежик.
    Не смешивай приставку с предлогом.
    Например: Лодка от плыла от_ берега.

    10 . "Ь" - показатель мягкости согласных.

    Выпиши слово, подчеркни мягкий знак "ь" с согласной. Запиши 4 слова на это правило.

    Делай так: ко нь ки, пе нь ки, ко нь , ле нь , осе нь

    11 . Перенос слова.

    Выпиши слово, раздели его на слоги, раздели для переноса.

    Делай так: у/че/ник, уче-ник,

    кол/лек/ци/я, кол-лекция,

    12 . Состав слова.

    Выпиши слово. Найди в слове окончание, изменяя слово.
    Делай так: поездк а , поездк и , поездк ой

    Изменяемая часть слова - это окончание. Подбери однокоренные слова.

    Делай так: по езд ки, езд ок, езд ить, езд а.

    Корень - это общая часть слова.

    Выдели корень. Перед корнем стоит приставка, после корня суффикс.

    Разбери все слово по составу.

    13 . Ошибки на пропуск букв , искажение слова, замену букв.
    Выпиши слово, правильно раздели на слоги, определи количество гласных и согласных.

    Делай так: со/ба/ка - 3 гл., 3 с.

    14. Разделительный "Ь" мягкий знак пиши в корне слова после
    согласной перед гласными и, е, ё, я, ю.

    Выпиши слово, подчеркни слог с разделительным "Ь", выдели корень, допиши 4 слова на это правило.

    Делай так: пти чьи , ли сьи , вью га, лис тья , пла тье .

    15. Разделительный "Ъ" твердый знак пишется после приставок на
    согласную перед гласными корня е, ё, я, ю.

    Делай так: , подъезд, съёжился, объявление, съел.

    16. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
    Напиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 4 слова на это правило.

    Делай так: мышь ж.р. доч ь , печ ь , брош ь , тиш ь

    луч м.р. борщ, ключ, плащ, плач

    17. "Не" с глаголами пишется отдельно .

    Выпиши глагол с частицей "не". Запиши ещё 2 слова с этой частицей.
    Делай так: не_пришёл, не_выучил, не_понял

    18. Сочетание "ЧК", "ЧН" пишется без мягкого знака.
    Например: дочк а, ночк а, сливочн ый, овощн ой.

    Выпиши слово. Подчеркни сочетание, допиши 3 слова на это правило.
    Делай так: по чк а, ко чк а, но чн ой, соро чк а

    19. Разбор предложения по частям речи.

    Выпиши предложение. Определи части речи, для этого к каждому слову поставь вопрос.

    кто? что? - существительное

    какой? какая? - прилагательное

    что делает? что сделали? - глагол

    в, на, за, при - предлог.

    Делай так: п. прил. сущ. гл. прил. сущ.

    В лесной глуши созрела сладкая земляника.

    20. Разбор предложения по членам предложения.

    Выпиши предложение. Подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши словосочетания. Помни, что в словосочетании только 2 слова, которые зависят друг от друга. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

    Делай так: Осенним днём дети гуляли в городском парке.
    кто? дети - это подлежащее

    дети (что делали?) гуляли - это сказуемое

    гуляли (когда?) днём

    гуляли (где?) в парке

    днём (каким?) осенним

    в парке (каком?) городском.

    21. Звуковой анализ слова.

    Делай так: у/че/ник - 3 сл, Зг, 6б., 6 зв.

    22. Запомни суффиксы:

    Еньк- -ов-

    маленький берёзовый

    беленький кленовый

    Н--ск-
    длинный родительский
    осенний учительский
    весенний
    Выпиши слово, выдели суффикс. Запиши 2 слова на это правило.
    Делай так: чёрн еньк ий, славн еньк ий, родн еньк ий

    23. Падежные окончания имён существительных.

    Выпиши существительное, подчеркни окончание, обозначь склонение и падеж. Запиши 4 существительных этого же склонения, в том же падеже.

    Делай так: В деревн е - деревн я 1 скл. П.п.

    в избушк е , в корзин е

    Проверяй правописание безударных окончаний имён существительных по таблице:

    1 скл. 2 скл. 3 скл.

    Р. п. кого?чего? -ы (-и) -и

    Д. п. кому? чему? -е -и

    Т. п. кем? чем? -ой. -ей -ом.-ем -ью

    П. п. о ком? о чем? - е -е -и

    24. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
    Поставь вопрос от существительного к прилагательному, определи
    род, падеж. Запиши 3 прилагательных с существительными в том же роде и падеже.

    Делай так: спел ого яблока

    ябл ока (как ого ?) спелого - ср., р., Р.п.

    голу бого озера, красив ого дерева, син его неба . Проверяй написание безударных окончаний прилагательных по вопросам: какая? какое? какого? о каком? какие?

    25. Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.
    ЗАПОМНИ! В окончаниях глаголов 2-го лица ед.ч. пишется Ь

    пишешь , стучишь .

    Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, допиши 3 глагола на это же правило.

    Делай так: чит аешь - 1сп., 2л., ед.ч.

    рису ешь, танцу ешь , гуля ешь

    26. Правописание безударных окончаний глаголов.

    ЗАПОМНИ ! Окончания глаголов можно определить по

    неопределённой форме. Ко II спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить, стелить ). Глаголы исключения: дышать, держать, гнать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть. Остальные глаголы I спряжения.

    Окончания глаголов I спряжения -ешь,-ет,-ем,-ете,

    II спряжения -ишь,-ит,-им,-ите,

    Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило

    Делай так: стро им- строить 2 спр,2л, мн.ч.

    держ им, тащ им , куп им

      Перепишите весь текст.

      Напиши слово пять раз, запомни его правописание.

      Однородные члены предложения.

    Выпиши предложение. Найди однородные члены. Опре­дели, какими членом предложения являются. Подчерк­ни их.

    ЗАПОМНИ! Перед союзом а , но всегда ставится запятая.

    30. Большая буква в имени собственном .
    Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на эту орфограмму.
    Делай так: И лья, П етров, кошка М урка, река В олга,

    город К иров.

    ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички живот­ных пишутся с большой буквы.

    31 . Начало предложения пишется с большой буквы.
    Выпиши предложение, выдели большую букву,

    в конце поставь нужный знак. Запиши еще 3 предло­жения по одной теме.
    Делай так: В лесной глуши нора лисы.

    Ты любишь осень? Осень прекрасна!

    Деревья надели свой осенний наряд.

    32 . Обозначение мягкости согласных.

    Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами ё, е, и, ю, я и мягким знаком ч, щ, й - всегда мягкие согласные. Выпиши слово. Определи буквы, которые обозна­чают мягкость согласного. Подчеркни буквы, обозначающие ещё мягкие согласные. Допиши ещё 4 слова на это правило.

    Делай так: щ а в е л ь, ч а й ка, л иловые, яко р ь, м ед в едь.

    33. Неопределенная форма глагола.

    Что делать? Что сделать?

    -ти, -ть, -чь

    нести гнать беречь

    занестись погнаться уберечься
    Выпиши слово, поставь вопрос, выдели окончание, подбери 2-3 слова на это же правило.
    Делай так: Что делать? Вез ти , полз ти , грес ти .

    Что сделать? Увле чь , запря чь , стере чь .

    34. Знаки препинания в конце предложения (. ? ! ...)
    Выпиши предложение правильно. Придумай
    свое или найди в учебнике предложение с таким
    же знаком и запиши. Подчеркни знак.

    35. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
    Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще 4 слова на эту орфограмму.

    Делай так: вод о воз, сам о лёт.

    36. Сложное предложение .

    Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

    Делай так: Дремлют рыбы под водой ,

    почивает сом седой.

    [ = -],[=-]

    37. Правописание о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц.

    В окончаниях имён существительных творительного падежа после шипящих и ц пишется под ударением о, а без ударения .

    мячо м, душе м.

    Выпиши слово, выдели окончание, если окончание ударное – пиши букву о , если – безударное пиши - е . Допиши ещё 4 слова на это правило.

    Делай так: чертеж о м, трубач о м, скворц о м.

    волчиц е й, синиц е й, пшениц е й.

    38. Правописание –тся и –ться в глаголах.

    что делает? или что сделает? , то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.

    что дела ет ? смеё тся ; что сдела ет ? распусти тся

    Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?, то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.

    что дела ть ? смеят ься ; что сдела ть ? Порадоват ься

    В неопределённой форме глагола после буквы ч всегда пишется мягкий знак.

    стере чь , стричь.

    Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило.

    Делай так: гусь щиплет..ся - гусь (что дела ет ?) щипле тся;

    перестань красоват…ся – перестань (что дела ть ?) красова ться

    39 . Правописание ы и и после ц.

    - Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на ция .

    цитировать, операционная, дисциплина.

    Буква ы после ц пишется:

      в окончаниях и суффиксах:

    куниц ын , птиц ы

      в корнях слов – исключений:

    цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.

    Выпиши слово, определи в какой части слова находится гласная, вспоминай правило, если в корне и не слово – исключение, значит пиши гласную и. Если в суффиксе или в окончании, пиши гласную ы . Запиши ещё 4 слова на это же правило.

    В этой книге собраны для вас самые разные памятки, которые помогут вам выполнить любое задание учителя: написать предупредительный или объяснительный диктант, сочинение по картине или сочинение в жанре интервью, изложение или рецензию (отзыв) на прочитанную книгу.

    ПАРОНИМЫ.
    (Научный стиль)
    Паронимы - это слова, близкие, но не тождественные по звучанию, различные в смысловом отношении и иногда ошибочно употребляемые в речи одно вместо другого. Например: факт - действительное, невымышленное событие, явление и фактор - движущая сила, причина какого-либо процесса или явления, определяющая его характерные особенности.

    Различно произноситься у паронимов может начало слова (форум и кворум), середина слова (контакт и контракт) либо конец слова (комплект и комплекс).

    Среди паронимов, как это мы видим, значительное место занимают имена существительные. Паронимы, выраженные другими частями речи, встречаются реже, например: одинарный (от имени числительного один) и ординарный - обыкновенный; сточить - обточить до основания и стачать - сшить сквозной строчкой.

    Будьте внимательны, не путайте в своей речи паронимы! (Из учебника «Современный русский язык»).

    СОДЕРЖАНИЕ
    ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
    ПАМЯТКИ-РУКОВОДСТВА
    Как подготовиться к диктанту по учебнику
    Как писать предупредительный диктант
    Как писать объяснительный диктант
    Как составить план текста
    Как подготовиться к изложению
    Как работать над сочинением
    Как работать над черновиком изложения и сочинения
    Как работать над ошибками в изложении и сочинении
    Как работать над орфографическими ошибками
    Как работать над сочинением по картине
    Как работать над сочинением-интервью
    Как написать рецензию (отзыв) на прочитанную книгу
    Стили речи
    Типы речи
    Тропы и стилистические фигуры
    Комплексный анализ текста
    ПЛАНЫ И ОБРАЗЦЫ ВСЕХ ВИДОВ РАЗБОРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
    Фонетический разбор
    Словообразовательный разбор
    Разбор слова по составу (морфемный разбор)
    Морфологический разбор
    Имя существительное
    Имя прилагательное
    Имя числительное
    Местоимение
    Глагол
    Причастие
    Деепричастие
    Наречие
    Предлог
    Союз
    Частица
    Синтаксический разбор
    Словосочетание
    Простое предложение
    Сложное предложение
    Лексический разбор
    Орфографический разбор
    Пунктуационный разбор
    ОРФОГРАММЫ И ИХ ГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
    ПУНКТОГРАММЫ И ИХ ГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
    ПРИЛОЖЕНИЯ
    Приложение 1. Говори правильно!
    Приложение 2. Пиши правильно!
    Приложение 3. Словарик синонимов
    Приложение 4. Словарик антонимов
    Приложение 5. Краткие сведения о художниках
    ЛИТЕРАТУРА.


    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Памятки по русскому языку, 5-9 класс, Ушакова О.Д., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019
    • Методическое пособие к УМК В.В. Бабайцевой, Русский язык, 5-9 классы, Углублённое изучение, Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Политова И.Н., 2014
    • Русский язык, 120 текстов для школьных изложений, 5-11 классы, Войлова К.А., Леденева В.В., Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е., 2000