Событийный подход в образовании. Технология событийного подхода новое условие современной практики воспитания детей и молодежи Факультет воспитательных событий. "Образовательное событие "День защиты диких животных" в ДОУ"

По Фуряевой

выделяют два формата в образовании: учебный и событийный . В образовании усиливается проектно-событийный компонент. Обратимся к более подробному рассмотрению понятия «образовательное событие». Образовательно событие – это такая форма организации образовательной деятельности, которая выстроена как интенсивная встреча реальной и идеальной форм (Миркес, Муха)

Событие – это обучение в действии. Оно предполагает включение в инициативные формы порождения и оформления знания. В событии имеют место разные формы коммуникации, интерес к созданию и презентации конкретного продукта. К событийным форматам относятся: деловые игры, погружения, олимпиады, образовательный туризм, тренинги, образователь-ные проекты, программы. В реальном процессе образования важно согла-сование учебных и событийных режимов. Специфика событийного формата в отличие от обычного учебного заключается в следующих семи характерис-тиках, касающихся задач, участников, процесса организации, характера де-ятельности, внутренних эффектах. В событийной форме организации учебного процесса артикулированы особые задачи, которые ориентированы на деятельность на решение актуальных проблем, на фиксации ключевых противоречий, разрывов и др.. В образовании обязательно включены специалисты-профессионалы. Особое внимание уделяется воспроизведению уклада организационной культуры, активной безоценочной коммуникации.

Весь образовательный процесс представляет собой активную деятельность, ориентированную на продукт и предсматривающую осуществление различного рода проб. В этом смысле образовательное событие это пространство компетентных проб. В нем не может быть полной заданности задач и режима действий. Здесь есть неопределенность, присутствует высокая интенсивность общения, эмоциональных переживаний, смысловая насыщенность и открытость. По сути дела происходящее имеет огромный энергетический потенциал, который дает эффект растянутой пружины, напряжение всех участников, включенных на пределе своих возможностей.

В событийно организованном образовании необходимо специальное сопровождение, которое предполагает:

Специально выстроенное пространство рефлексии (обнаружение дефицитов и успехов);

Формулирование задачи на собственное продвижение (дневники, рассказы, газета, журнал и др.)

Важной характеристикой образования, организуемого в событийном формате, является образовательный результат. Он фиксирует личностный и деятельностный прирост, появление новообразований в области опыта субъектности, приобретение рефлексивного опыта самоопределения и управления ресурсами. Рефлексия нового типа направлена на выявление собственных дефицитов, определение способа эффективного действия в ситуации неопределенности. В целом, воспитание и образование имеют смысл, если они наполнены настоящими событиями.Как известно, главный признак события для человека – это наличие смысла, обусловленного памятью и опытом прошлого, а также целями, мечтами, планами и на-деждами на будущее. Лишенное событийности физическое время- это время распада, разложения. Оно не удерживается человеческой памятью, которая событийна, а не хронографична. И тогда эта пустота заполняется либо скукой, либо суетой. Вместо событий жизнь заполняется либо бесцельными поисками развлечений и удовольствий (убивается время), либо ничем не заполняется (тянется, волынится). События – это не мероприятия, цели в которых не проживаются. Цели мероприятия определены и заданы взрослыми, поэтому мероприятия не становятся событиями для детей.

Этот подход следует рассматривать также как один из аспектов деятельностного подхода. Его суть в превращении какого-либо планируемого мероприятия в интересное для всех дело, способное оставить незабываемые впечатления.

В событийном подходе единицей проектирования выступает образовательное событие. В литературе есть разные определения данного феномена. «Образовательное событие - специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания» (Б. Д. Эльконин).

Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события.

Принцип событийности предполагает, что процесс и содержание профессионального развития обладают такими характеристиками, определенными в исследованиях Е.М. Сафроновой, как:

a) личностная значимость какого-либо явления, дела, чьего-то поступка,

поведения, действия для человека;

б) воздействие какого-то факта, явления на эмоциональную сферу личности,

способность «задеть за живое», «оставить след» в памяти, возможно, даже в

биографии;

в) внутренняя диалогичность факта, явления, поступка, затронувшая

ценностно-смысловую, нравственную сферу личности, повлекшая за собой

необходимость принять решение, сделать выбор на основе моральных принципов, причем не слепо следуя известным истинам, а лишь осознав,

пережив и приняв их самостоятельно в свой внутренний мир как своеобразный нравственный ориентир;

г) утверждение в деятельности (интеллектуально-познавательной, смыслопоисковой, художественно-творческой, рефлексивно-аналитической и

др.) достоинства личности, ее самоценности;

д) своеобразный «духовнонравственныйкатарсис», произошедший благодаря контакту с эстетическим предметом, либо объектом, представляющим собой нравственную ценность; достижение воспитанником значимого для него результата, успеха в какой-либо области деятельности (участие или победа в конкурсе рисунков; впервые самостоятельно выполненная работа творческого характера), то есть все то, где человек добился успеха самостоятельно или при помощи и поддержке сверстника, учителя, родителей.

Исходя из этого, носителем «события» может стать :

а) совместная творческая деятельность, превратившаяся в со-бытие, то есть в

совместное проживание действительности;

б) кинофильм, спектакль, книга, статья, которые помогут неожиданно найти

ответ на важный для личностного роста вопрос при выражении собственного

отношения к миру через продукт творческой деятельности;

в) «встреча» со значимым человеком, которая может оставить заметный след

в жизни. Все названные уровни событий могут иметь место и при

организации процесса формирования опыта деятельности.

Мы уже другие…
(тезисы доклада Назаровой Т.Н. на региональном семинаре «Событийное образовательное пространство как ресурс эффективного вхождения во ФГОС второго поколения» 28 октября 2010 г.)
Событийная общность – необходимая ситуация развития человека. В.И. Слободчиков.
Интегративным результатом реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта является создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей. Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача изменения философии школы: утверждения в ней приоритета индивидуальности ребёнка и ценностей понимающей педагогики; обеспечения демократических норм взаимодействия детей и взрослых.

Одна из значимых культурообразующих идей современного образования – его событийность. Событийность – свойство открытого и свободного образования, которое устроено иначе, чем традиционная школа, и живет по другим нормам. Достижение этих норм в образовании становится все более актуальным. Событийная организация образования творчески заряжает человека и позволяет школе стать пространством творчества, одновременно становясь важнейшим фактором результативности образования. Условием, инициирующим учебные события, является развивающая образовательная среда. Существует много способов создания событийного пространства:


  • совместное значимое действие;

  • внутреннее обогащение, дарящее радость общения;

  • познание-открытие, дающее понимание сущностных основ явлений;

  • приобретение нового видения казалось бы знакомых явлений;

  • высшее проявление чувств и эмоций.
Событие предполагает значимое, творческое действие людей, создающих здесь и теперь новационную культурную ситуацию и обогащающую личностное знание и личностный опыт участников события. Академик Л.И. Новикова отождествляет событие с чем-то ярким, красочным, праздничным, нерядовым, незаурядным, впечатляющим, в противоположность серым будням повседневности. Это действо нельзя отрепетировать и сорганизовать. Педагогической наукой предложено несколько определений понятиям «событие» и «образовательное событие»:

  • событие – способ жизнетворчества человека;

  • событие - то, что развивает и то, что развивается;

  • событие – значимое творческое действие;

  • событие – открытие смысла происходящего для каждого участника;

  • событие – уникально, его нельзя повторить;

  • событие – то, что вместе создается, но индивидуально понимается.
Образовательное событие – изменение, оцениваемое человеком как значимое, для его образования и активно включенное в межсобытийные связи.

Образовательное событие – способ инициирования образовательной активности учеников, деятельностного включения в различные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и образовательной деятельности. Возможными измерителями образовательного события могут стать частотность и желаемость событий для его участников, уровень и время их последействия.

Определены основные признаки событийной общности:


  • целевые ориентиры, сплочение участников вокруг общей значимой для всех цели;

  • принятие друг друга, взаимопонимание, духовная связь;

  • открытый тип отношений, равенство, диалог;

  • индивидуальная и групповая рефлексия.

С июня 2009 года МОУ СОШ №89 работает в статусе экспериментальной площадки при ВГАПК РО по теме «Тьюторское сопровождение обучающихся в муниципальном открытом образовательном пространстве». Экспериментальная деятельность призвана ответить на многие проблемные вопросы. Как сделать школьную систему открытой и дружелюбной в отношении ребенка? Как создать особый школьный мир, в котором царит атмосфера любви и доверия, понимания и доверия, взаимопомощи и взаимной ответственности? Как создать мир, где каждому предоставлено право развиваться в своем собственном темпе и следуя своим интересам? Как создать школьное сообщество, которое поддерживается самими школьниками, за которое они отвечают и в котором свободны?

В ходе реализации эксперимента педагогам нашего образовательного учреждения предстоит работать над созданием нового уклада школы, в которой каждый ребенок будет окружен пониманием, принятием и поддержкой – условиями, при которых он сможет состояться как личность. Саморазвиваться – значит становиться в высшей степени самим собой, понимать и осознавать свои мысли и чувства, уметь их выражать, объяснять, доносить до других. В нашей школе функции сопровождения ученика постепенно занимают равную, а иногда и доминирующую позицию по отношению к функции передачи знаний. Основным содержанием в такой среде выступает индивидуализация – система средств, способствующая осознанию человеком своего отличия от других для духовного роста, для самостоятельного и успешного продвижения в выборе собственного смысла жизни и жизненного пути. Потребность в педагогической поддержке как самостоятельном направлении образования возникает в школе тогда, когда обучение и воспитание становятся индивидуальным, творческими и авторскими; появляется необходимость обеспечить не только социализацию, но и индивидуализацию каждого ребенка. Тьюторство – новое содержание работы педагога, свидетельство постепенного утверждения норм поддержки в укладе школ.

Сегодня многие образовательные учреждения живут в интенсивном событийном режиме, определяемом направлениями работы: познавательная деятельность (интеллектуальные игры, дни науки и т.п.); коммуникативная деятельность (поездки, вечера и т.п.); ценностно-ориентированная деятельность (социальные проекты, классные часы и т.п.); художественно-эстетическая деятельность (фестивали, творческие конкурсы и т.п.); спортивно-оздоровительная деятельность (дни здоровья, соревнования и т.п.). Как самостоятельные направления выделены работа с одаренными детьми и работа с проблемными детьми. По-настоящему принцип событийности работает тогда, когда каждое дело обретает характер праздничности, приятия и действительного желания участвовать в нем. Для этого необходимо создать условия, при которых учитель делает открытия сам и учит делать это своих учеников, учит чувствовать красоту нового знания, делать открытия, заблуждаться, спорить, искать и достигать целей.

СОБЫТИЙНОЕ Образовательное пространство

Параметры событийного образовательного пространства


  • параметр «Символы» - сохранение школьных традиций, знание истории школы,
школьная символика;

  • параметр «Ценности» - духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся на основе базовых национальных ценностей;

  • параметр «Отношения» - развитие и свободный выбор ученика и учителя как участников плодотворного педагогического взаимодействия
Школьные символы

Театр, как известно, начинается с вешалки, а школа - с вести­бюля. Мы постарались преодолеть казённую среду учреждения и сделать ее по-настоящему комфортной и дружелюбной для ребенка. Каждого, кто переступает порог школы, встречает баннер с фотографиями наших детей. А чуть дальше – плакат со школьным слоганом: «Школа – наш общий дом». Это и призыв к каждому жителю этого дома: ребенку и взрослому, и важнейший принцип, определяющий работу нашего общеобразовательного учреждения, утверждающий обстановку доверия и уважения, создающий атмосферу настоящего школьного дома. Каждый житель школьного дома с гордостью носит значок с изображением школьной эмблемы.

Ценностные ориентиры

По словам Е.А. Ямбурга «вертикаль воспитательного пространства складывается из иерархии ценностей и смыслов высокой культуры, поэтапно осваиваемых ребенком в процессе его жизнедеятельности». Для нашей школы своеобразной лестницей смыслов стала система отсчета: «моя семья», «моя школа», «мой город», «мое Отечество». Этот ряд представлен в рекреациях фотовыставками, которые отражают самые яркие события школьной жизни и нашей общие достижения за учебный год. С фотографий на нас смотрят семьи наших учеников, здесь и виды Царицына, Сталинграда, Волгограда, и фото, запечатлевшие красоту и величие Москвы и Санкт-Петербурга. Школьные стены мы рассматриваем как образовательное простран­ство и считаем необходимым использовать образовательный эффект каждого элемента культурной среды. Важно, чтобы процесс развития личности проходил в принятии духовно-нравственных, социальных, семейных - базовых национальных ценностей. Ценностные ориентиры нашего учреждения отражены в четырехцветной школьной эмблеме и одновременно являются направлениями в организации школьных событий:


  • «Моя семья» - проект «Моя родословная», семейные праздники, поездки, проекты;

  • «Моя школа» - праздник «День рождения школы», школьные традиции и праздники;

  • «Мой город» - внеклассная работа по краеведению, экспозиция школьного музея, социальные проекты, учебные исследования;

  • «Мое Отечество» - проект «Великая Россия», театральная «Карусель», народные традиции, праздники, социальные проекты, учебные исследования.
Гордостью каждого образовательного учреждения являются школьные традиции.

Школьные праздники и традиции составляют годовой круг событий.


Открытость и публичность школьной жизни реализуется через выпуск школьных изданий, главные из которых:

  • календарь событий - ежедневно выпускаемая настенная хроника событий, своеобразная «лента времени»;

  • школьный календарь – самые яркие события месяца;

  • газета «Школьная волна» - печатный орган ученического самоуправления;

  • книга «Учебный год» - достижения школы за каждый учебный год.
Отношения

Девиз нашей школьной жизни «Успех – необходимое условие развития человека». Успех ребенка – необходимая часть его воспитания. Педагогическая мудрость состоит в том, чтобы ребенок никогда не потерял веры в свои силы, видел плоды своего труда, ощущал свою успешность. В ходе экспериментальной деятельности педагогический коллектив отрабатывает пути построения образовательного процесса, ориентированного на рост и успешность каждого ребенка. Мы убеждены в том, что ребенок должен расти в условиях принятия сообществом его личных усилий, даже если эти усилия очень малы. Специально организованные ситуации успеха в нашем событийном пространстве:


  • «Неделя успеха» - последняя неделя каждого семестра, в течение которой каждый школьник может исправить свои итоговые отметки;

  • «Экраны успеха» - оформление и презентация достижений классного коллектива;

  • «Успех каждого» - итоговое родительское собрание вместе с учениками класса, в ходе которого отмечаются достижения каждого (Приложение 1)

  • «Школьный форум» - праздник итогов учебного года. (Приложение 2)
Экспериментальная деятельность направлена на создание событийного образовательного пространства школы предоставляющего максимальные возможности для самоопределения, самореализации и саморазвития каждого. Один из путей решения этой задачи наш педагогический коллектив видит в создании единого образовательного пространства школы, насыщения главных его составляющих - пространства учебной деятельности и пространства творческой, социальной реализации и рефлексии – яркими образовательными событиями.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗАКАЗ СЕМЬИ

Создание ситуация выбора для проявления образовательной активности ребенка, осознание и осуществление учениками и их родителями соответствующего выбора, мы рассматриваем как образовательное событие – формирование образовательного заказа семьи. (Приложение 3). Работа с образовательным заказом семьи - педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивов и интересов ребенка, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, формирование учебной и образовательной рефлексии обучающегося. Предметом работы тьютора является обеспечение становления субъектного поведения участников образовательного события.

Тьюторское сопровождение реализации образовательного заказа семьи направлено на различные виды опыта, осваиваемого в процессе школьного воспитания:


  • осознанный выбор и самоопределение школьника в области смыслов учения;

  • ответственность перед самим собой, родителями за результаты процесса обучения;

  • самостоятельность школьника в организации учения в школе и дома; в реализации общественно-полезных дел;

  • рефлексия , стремление и готовность анализировать процесс и результаты продвижения по самостоятельно выбранному образовательному маршруту; опыт адекватной оценки своих достижений.
Каждый ребенок имеет собственную программу образования и развития. Для того, чтобы ребенок учился соединять свою заинтересованность, активность и ответственность, необходимо обеспечено право ученика на выбор и ответственное самоопределение в учебной и внеурочной деятельности в содержании и порядке изучения темы, подготовке проекта, в форме отчетности и оценивания. Возможность реального «прорастания» в школе индивидуального образования в системе стандартного школьного обучения в нашем образовательном учреждении реализуется через предоставление ученикам права выбора образовательных альтернатив:

  • в учебной деятельности – создание условий для проявления познавательной самостоятельности обучающихся (места, времени, темпа, уровня трудности, объема, направленности материала, степени помощи, кооперации или конкуренции с другими учениками и т.д.);

  • во внеурочной деятельности – организация избыточного количества разнообразных событийных образовательных пространств (общешкольный проект «Великая Россия», система дополнительного образования, клубная деятельность, пространство предпрофильной подготовки, ученическое самоуправление, платные образовательные услуги).
Построенная таким образом работа с образовательным заказом направлена на становление у наших учеников личностных результатов освоения основной образовательной программы:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;

  • развитие мотивов учебной деятельности;

  • формирование личностного смысла учения.
Пространство учебной деятельности

Важнейшая воспитательная цель урока – зажечь в ребенке огонь жажды познания. Урок-событие способен принести изумление. Это происходит тогда, когда смысл происходящего переложен на реальную жизнь и ценности школьников, когда ведется совместный ценностно-смысловой поиск в условиях диалога, взаимного доверия и сопереживания. Ученик, работая в пространстве событийности, овладевает способами самообразования, самореализации, воспринимает происходящее на уроке как ресурс для самостоятельного образовательного движения, т.е. отвечает на вопрос, чему и зачем он учится. Так он получает возможность реализовать свой индивидуальный заказ на образование. Для того чтобы урок стал событием, все, что происходить на уроке, должно затрагивать личные интересы ребенка, быть значимо для него. Для этого необходимо создание условий для авторских, творческих действий ученика , предоставление ребенку возможности вести себя свободно и активно, принимать самостоятельное решение. Важно использовать образовательный опыт коллективной работы с предметным материалом. Групповая работа создает условия для «проживания» различных позиций в группе: организатора, производителя версий, критика, контролера, докладчика и др. Учитель-предметник должен помочь ученику увидеть продукт его труда и шаги по достижению оптимального результата. Педагоги школы, стремясь к тому, чтобы центром образовательного пространства стал не урок-схема, а урок-событие, самостоятельно конструируют нестандартные образовательные ситуации. (Приложение 4). Работа с образовательными событиями является обязательным элементом тьюторского сопровождения. Событийные режимы в наибольшей степени предполагают появление образовательной инициативы и требуют от педагога-тьютора разворачивания полноценного сопровождения ее проявления и реализации. Событие предполагает обучение в действии, включение в инициативные формы порождения и оформления знаний. Ученик, работая в пространстве событийности, овладевает способами самообразования, самореализации, воспринимает происходящее на уроке как ресурс для самостоятельного образовательного движения, т.е. отвечает на вопрос, чему и зачем он учится. Так он получает возможность реализовать свой индивидуальный заказ на образование.

Создание условий для проявления познавательной самостоятельности обучающихся через обеспечение права выбора уровня трудоемкости, объема, направленности материала, темпа, степени помощи, кооперации или конкуренции с другими учениками потребовало изменения содержания и форм организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся на уроке и вне его. В школе широко используются возможности самостоятельной работы в школьном центре информационных технологий через предоставление школьникам права учиться самостоятельно методами погружения и самоподготовки с использованием элементов дистанционного образования.

Особого внимания заслуживает пространство учебной деятельности старшей профильной школы. Оно включает: учебные предметы профильного и базового уровней, элективные курсы, проектную исследовательскую и самостоятельную учебную деятельности, профильную и учебную практики. Изменением в организации образовательного пространства старшей школы стали индивидуальные учебные проекты. Выбор образовательной области, темы проекта, учителя наставника самостоятельно осуществляет старшеклассник. Учитель-предметник выступает в качестве консультанта, который помогает конкретизировать тему, выбрать средство и наметить план работы. Новыми для нашей педагогической практики является учебная практика, реализующая возможности музейной педагогики. В ходе учебной практики проходит заочное знакомство с великими художественными музеями мира и посещение музеев города. К особенностям организации образовательного процесса в профильном классе следует отнести отработку многофакторной мотивации к успешной учебе через рейтинговую систему оценки результатов обучения, которая позволяет ученику проследить свое продвижение в каждом учебном предмете по итогам четверти, полугодия, года.

Пространство внеурочной деятельности

Во внеурочном пространстве возможна в полной мере реализация универсального права каждого человека на выбор, свободу и самореализацию, провозглашенного еще в античные времена и зафиксированного в 18 веке – «Позволяйте делать, позволяйте идти». В ходе подготовки и организации образовательных событий тьюторское сопровождение проявляется, прежде всего, как особое содержание детско-взрослых отношений. Важна любая возможность перейти вместе с детьми в измерение, где дети не ученики, а учителя не руководители, а просто люди, равные в своих взаимоотношениях. Это создает инновационные продуктивные, творческие, открытые формы школьного уклада жизни и естественную среду событийности. (Приложение 5). Все образовательные проекты внеурочной деятельности организованы как продуктивные, ведущие к реальному результату. Главным наполнением пространства творческой, социальной реализации и рефлексии являются образовательные события , которые организованы через реализацию общешкольного проекта, систему дополнительного образования школы, клубную деятельность и ученическое самоуправление.

Общешкольный проект «Великая Россия»

Среди самых значимых традиций нашей школы - общешкольный проект «Великая Россия. История и судьбы» - размышление о России современной, неразрывной связи времен и событийном единстве поколений. Проект представляет собой обращение к смыслам событий, явлений, поступков, в которых проявляются идеалы, духовность, достойное поведение гражданина России и российского народа, в которых возникает образ великой страны, российской державы. Проектная деятельность воспринимается учениками как событийная. Ведь проект, с точки зрения ученика, - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Проектная работа является той границей соприкосновения урочной и внеурочной деятельности, учебной и воспитательной, осваивая которую возможно реализовать принцип продуктивности учебной деятельности, делая академическое образование приближенным к реальности и одновременно обеспечивая органичное единство учения и творчества. Презентация результатов проектной деятельности предусматривает создание разделов школьной энциклопедии «Великие россияне», конкурсные состязания по материалам проекта, общий итоговый театрализованный спектакль «Живые страницы истории России». Проект направлен на становление таких качеств личности как вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями, формирование основ российской гражданской идентичности. (Приложение 6)

Система дополнительного образования

Основным организатором школьной жизни учеников в системе дополнительного образования школы является классный руководитель, обеспечивая педагогическое сопровождение каждого обучающегося. Трудным шагом в организации внеурочной деятельности классных коллективов становится отказ от готовых, рецептурных форм и становление нормы жить неожиданно интересно. Классному руководителю проще время от времени обновлять набор мероприятий. Но если конкретная форма совместной деятельности не рождается здесь и сейчас, то она теряет событийность. Мероприятия, организованные формально, заурядны по содержанию. Дети не находят в них смысла для себя. Первым признаком событийного сообщества становится осознанно планируемая и организуемая детьми совместная деятельность, интересная всем. Каждый ученик имеет право определять содержание и форму своего участия в школьных событиях.


Программа «Театральная карусель» (1-4 классы) решает в начальной школе задачи приобщения ребенка к художественному творчеству, создающему основу для развития воображения, которое составляет необходимый компонент творческого процесса в любой области деятельности человека. Авторские творческие действия детей позволяют им становиться причастными к культуре. И если творчеству, как известно, обучить невозможно, то можно и необходимо создавать такие условия, благодаря которым оно проявится у детей, а их творческие способности будут развиваться. Наши педагоги учат способам действия, опробовав которые ребенок подготавливает себя к творчеству. Во второй половине учебного года проходит театрализованное представление «Русские народные сказки», в ходе которого ученики начальной школы демонстрируют свои творческие способности, становление и развитие которых проходит на занятиях во внеурочное время. В ходе подготовки к вхождению во ФГОС нового поколения возникла необходимость создания модели организации внеурочной деятельности начальной школы, исходя из новых требований. Педагогами школы ведется работа по разработке такой модели на основе программы «Театральная карусель» (Приложение 7).

Программа «Краеведение. Мой город» (5-8 классы) организует образовательное путешествие, участники которого - не пассивные слушатели, а сами становятся его соавторами. При реализации модели образовательного путешествия педагоги школы стараются найти способы, с помощью которых можно вывести школьников «за границу» их привычного отношения к миру и организовать их личную встречу с культурой, запечатленных в исторических памятниках. Участники образовательного путешествия становятся экспедиционной командой, которая сама разрабатывает маршрут. Цель путешествия - отработать экскурсионные маршруты по темам, посвященным истории и культуре Волгограда. В самом путешествии школьники участвуют в различных видах деятельности: посещают музеи и достопримечательности города, проходят по маршруту, ориентируюсь по карте, находят в городе схожие по архитектуре здания, работают с литературой и создают фотовыставки, составляют информационные отчеты и готовят публичные презентации результатов путешествия. Продукты реализации программы пополняют экспозицию школьного музея «Возрождение. Царицын – Сталинград - Волгоград».

Программа «Прикладная информатика» (9 классы) - организация в пространстве основной школы образовательных событий, которые создают условия для прохождения этапа становления личности через приобретение опыта умения жить в информационном обществе и использовать его возможности. Моделью открытого образования в данном случае является модель использования человеком информационных технологий, и именно с этой целью учитель помогает подростку выстраивать обучение, получая навыки работы в Интернет-среде, создавая мультимедийные проекты и совершенствуясь в компьютерном дизайне. Педагоги и обучающиеся, занятые в реализации данной программы участвуют в социальных проектах, выпуске школьного календаря и работе над созданием нового школьного сайта.

Клубная деятельность

Клубы: «Рифмоград» - русский язык и литература; «Цифроград» - математика; «Атомград» - физика; «Экоград» - биология и химия, «Клуб интернациональной дружбы». Событийность наиболее ярко проявляется в деятельности клуба. По сути, плодотворная жизнь клуба – это череда событий, которые рождают новые идеи, новую целевую устремленность участников. Клубную общность характеризуют неформальный тип отношений, ей свойственны свободные действия участников, проявление инициативы и творческих способов самореализации. По словам Д. Гринберга «Активность детей запускается на основе их собственной инициативы». Это случается, если действие вариативно и творится совместно здесь и сейчас, проявляет в участниках события «авторство». В клубной деятельности прослеживается приоритет коммуникации над информацией. Здесь становится возможным приобретение нового видения знакомых явлений; разворачивание интенсивных практических проб; включение ребенка в различные формы образовательной коммуникации. Клуб создает образовательное пространство, стимулирующее продуктивное участие детей во внеурочной деятельности, развитие интереса к созданию и презентации продуктов собственной деятельности, проявление творческих способов самореализации ребенка, обретение авторства собственных действий. Для разновозрастных ученических объединений клуб обеспечивает условия для эмоционально насыщенной, творческой деятельности детей в формах самодеятельных занятий, разнообразного мышления, коллективного творчества.

Пространство предпрофильной подготовки

Система предпрофильной подготовки школы создает образовательное пространство для осуществления предварительного самоопределения и является планомерной деятельностью по профориентационному сопровождению выпускника основной школы. Эта работа продолжается в ходе «Недели профориентации» во второй половине учебного года (Приложение 8). Тьюторские позиции в предпрофильной подготовке четко распределены: завуч - создаёт организационно-педагогические условия для реализации предпрофильной подготовки школьников; психолог - осуществляет диагностическую помощь ученикам; классный руководитель - отвечает за разработку образовательного проекта каждым выпускником основной школы (Приложение 9). Тьюторская деятельность на этапе выпускного класса основной школы особенно остро диктует необходимость расширения представлений о профессиональных функциях классного руководителя, с обязательным включением в обычный перечень (воспитывающая, развивающая и поддерживающая) сопровождающей функции.

Ученическое самоуправление

Социальное тьюторство в школе реализуется через создание условий, при которых способны проявиться позитивная активность и творческая инициатива каждого старшеклассника. С этой целью в школе создана система ученического самоуправления. Новое понимание социализации - активное включение детей и подростков в жизнь на демократических принципах сотрудничества позволяет увидеть в социализации активную деятельность по созданию новой социокультурной среды школы. Это достигается за счет предоставления старшеклассникам определенных прав и обязанностей, реальной включенности их в совершенствование норм общественной жизни. Школа может в полной мере влиять не выстраивание собственных гуманистических норм. Поэтому правила совместной жизнедеятельности в нашей школе формулируются детьми и взрослыми сообща.

Комитеты ученического самоуправления:


  • комитет правопорядка;

  • комитет культуры;

  • комитет чистоты т красоты;

  • комитет СМИ
Событийные модули ученического самоуправления:

  • нормотворчество (кодекс чести школьника, закон о внешнем виде и др.)

  • социальное проектирование (участие в конкурсах, фестивалях, защите проектов)

  • издательская деятельность (выпуск газеты, молний, календаря событий и др.)

  • творческая деятельность (создание школьного сайта, участие в фото-конкурсах)
Событийные образовательные проекты

  • образовательный проект «Встреча» (встреча со сверстниками, встреча со значимыми взрослыми);

  • образовательный проект «Поколение победителей».
В ходе реализации проектов старшеклассникам предоставляется возможность почувствовать себя гостеприимными хозяевами, которые по-новому открывают себя, свою семью, школу, город. Это уникальная возможность увидеть себя на фоне сверстников, полноценно прожить разные социальные роли. В ходе реализации открытого образовательного проекта «Встреча» школа приглашает «особых» взрослых, профессионалов в определенной сфере деятельности, родителей. Проект «поколение победителей» позволил собрать материалы о жизни пожилых людей, участников Великой Отечественной войны, свидетелей восстановления города, живущих по соседству с нами. Открытость форматов позволяет иначе взглянуть на сверстников и взрослых, на взаимоотношения между поколениями, на свое место в мире. Планируем образовательные проекты и программы, реализованные партнерскими сетями разных школ и образовательных площадок, силами определенного образовательного сообщества.

Работа ученического самоуправления реально изменила нашу школьную жизнь. По окончанию каждого семестра, в форме «рефлексивного круга» проходят встречи администрации школы и председателей комитетов. Лучшее пространство для понимания – круг, эффективное средство доверительного общения. Круг – это особая образовательная и психолого-педагогическая практика. Круг для нас стал основой демократического уклада жизни в школе, импульсом развития открытой среды жизнедеятельности и общения.

Работа ученического самоуправления построена на основе трех ключевых составляющих для проектирования и осмысления жизни: цель, дело, мечта. Вместе со старшеклассниками мы намечаем цель, определяем ресурсы ее достижения, реализуем намеченный план действий. Каждый реализованный проект позволяет нам всем вместе мечтать и строить новые планы.

Образовательные ресурсы социальных партнеров

Выделяя среди приоритетных задач программы эксперимента создание культурно-образовательного комплекса, интегрирующего воспитательные возможности общего и дополнительного образований не только самого образовательного учреждения, но и его окружения. Готовясь к переходу на новые стандарты образования, педагогический коллектив школы отрабатывает принципы организации внеурочной деятельности с использованием возможностей расширения образовательного пространства, создания его открытой модели путем привлечения ресурсов социальных партнеров школы в реализации совместных программ:

Программа «Знания»


  • Ресурсный центр Дзержинского района

  • Межшкольный учебный комбинат Дзержинского района

  • Волгоградский социально-педагогический колледж №2

  • Волгоградский государственный педагогический университет Волгоградский государственный университет
Программа «Творчество»

  • Центр детского творчества

  • Молодежный центр «XXI век»
Программа «Здоровье»

  • Детско-юношеская спортивная школа №10 Центр профилактики «Альтернатива»

  • Муниципальное учреждение здравоохранения поликлиника №18
Программа «Патриотизм»

  • Центр патриотического воспитания «Виктория»

  • Подростковые клубы Дзержинского района

  • Библиотеки Дзержинского района

  • Музеи Волгограда
Создание культурно-образовательного комплекса «Школа – социальное окружение» призвано обеспечить становление у наших учеников образовательной мобильности - умения находить и максимально использовать все возможные ресурсы для собственного образовательного движения в разных культурных средах. Программы сотрудничества определяют формы организации и сроки реализации.

Пространство рефлексии

В качестве основных метапредметных результатов освоения образовательной программы начального общего образования новым образовательным стандартом определены следующие:


  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
В качестве оценки результатов освоения образовательной программы предлагается использовать разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: самоанализ и самооценка, портфолио.

  • самооценка - формирование умения понимать причины успеха и неуспеха;

  • рефлексия - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Определяя в качестве образовательных результатов, достигаемым в событийных режимах, личностный и деятельностный прирост каждого школьника, педагогический коллектив школы работает над созданием специально выстроенного пространства рефлексии, которое позволит всем участникам образовательного процесса:

  • обнаруживать собственные успехи и дефициты;

  • ставить задачи на собственное продвижение;

  • находить или создавать ресурсы для этого.
Мы стараемся привлечь наших учеников и педагогов к участию в рефлексии продвижения, направленную на постановку задач собственного развития, материалы которой одновременно предоставляют взрослым возможность увидеть школьную жизнь глазами ребенка. В течение последних нескольких лет в школе апробируются способы рефлексии и самооценки внутри заданных форматов:

  • карта самооценки и рефлексии – начальная школа (Приложение 10.1);

  • карта самооценки и рефлексии – основная школа;

  • карта самооценки и рефлексии – 9-11 классы (Приложение 10.2);

  • резюме выпускника начальной школы (Приложение 11.1);

  • резюме выпускника основной школы (Приложение 11.2);

  • рефлексивный дневник ученика 1 класса (Приложение 12.1);

  • рефлексивный дневник ученика 2-4 класса;

  • рефлексивный дневник ученика 5-8 класса (Приложение 12.2);

  • рефлексивный дневник ученика 9-11 класса (Приложение 12.3).
Материалы рефлексии и самооценки, резюме выпускников начальной и основной школ, образовательный проект выпускников основной школы вместе с образовательным заказом семьи составляют основу рефлексивного портфолио каждого ученика нашей школы, работа с которым проходит в течение учебного года.
Открытое партнерство с Родителями

Родители начинают играть более активную роль в организации школьного уклада, убе­дившись в том, что именно они - заказчики образования их детей. Перед педагогами школы стоит задача создания общего поля заботы о каждом ребенке, развитии демократического школьного сообщества. Организация работы с образовательным заказом семьи обеспечивает родителям право участвовать в принятии решения по поводу обучения ребенка, выбора форм его обучения, дает возможность обогатить родительский опыт, взглянуть на своего ребенка со стороны, увидеть его на фоне ровесников.

Открытое партнерство и сотрудничество с родителями отражает все стороны жизнедеятельности школы:


  • в образовательном пространстве взаимодействия – работа с образовательным заказом семьи;

  • в организационном пространстве взаимодействия – работа органов соуправления как модели совместного, публичного принятия и выполнения управленческих решений, путь к системной демократизации школы;

  • в досуговом пространстве взаимодействия – обеспечение культурно-образовательной деятельности.
Школа обеспечивает родителей полной и доступной информацией о развитии детей и жизнедеятельности школы: презентация приоритетных направлений в жизнедеятельности школы в новом учебном году и информация о социокультурном пространстве школы; знакомство с содержанием новых курсов, методами осуществления индивидуальных образовательных программ, с проектами, в которых участвует их ребенок класс, школа. Содержание, формы и периодичность предоставления информации определяется общей договоренностью.

Мы давно убедились, что до тех пор, пока полем общения взрослых будут в основном проблемы успеваемости, а не развития ребенка, родитель и учитель будут не партнерами, а оппонентами. Педагоги школы реализуют практику диалога, построенного на доверии и поддержке. С каждым годом становятся разнообразнее формы организации взаимодействия с родителями через поддержку ими школьных социально-культурных инициатив и социальных проектов:


  • семейный субботник - озеленение пришкольного участка;

  • общешкольный проект «Великая Россия» (защита проекта, театрализованный спектакль);

  • семейные праздники, поездки и экскурсии;

  • проведение экскурсий, на работу к родителям;

  • оформление помещений, поддержание материально-технической базы школы .
Широко используем потенциал индивидуального взаимодействия. В этом году проводятся «Субботы для родителей», специально организованные ситуации общения администрации школы, учителей-предметников, классных руководителей и родителей. Выстраивание взаимного доверия, общения в неформальной обстановке помогают превращению ситуации и общения в событие.

Нам предстоит создать новые нормы культуры партнерства с родителями через расширение форм позитивной практики совместных действий и активного участия в планировании, организации и экспертизы жизнедеятельности в школе (Приложение 13).


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ

По словам Слободчикова В.И. педагогическая позиция одновременно является и педагогически личностной (прослеживается во всякой встрече взрослого и ребенка), и педагогически профессиональной. В профессиональной позиции педагога он выделяет две субпозиции: учителя и воспитателя. В позиции воспитателя педагог работает с условиями становления и развития ребенка как личности, тогда как в позиции учителя педагог встречается с ребенком как с субъектом учебной деятельности. Сегодня школьный учитель перестает быть узким предметником. Его педагогические функции расширяются. Педагог становится: старшим товарищем, защитником, тьютором, консультантом, организатором, но главное то, что он должен быть для ребенка значимым взрослым.

Каждый ребенок хочет, чтобы взрослый понял, принял, защитил и поддержал именно его. Если этого не случается, школьная жизнь может превратиться для ребенка в каждодневную пытку и противоборство. Ребенку нужно не руководство, а неформальная совместность. Тогда детско-взрослое сообщество становится естественной, открытой событийной общностью (Приложение 14).

Изменение статуса учреждения, работа в режиме экспериментальной деятельности повлекло за собой предъявление новых требований к участникам образовательного процесса. Существуют определенные трудности, с которыми сталкиваются педагоги в ходе экспериментальной деятельности: отсутствие психологической готовности работать в условиях открытости, прозрачности результатов; недостаточно высокие методологическая культура и уровень владения способами педагогической рефлексии. Педагогическим коллективом определены следующие ориентиры для выработки педагогически личностной позиции.

Нормы гуманной позиции педагога:


  • принятие ребенка таким, каков он есть;

  • стремление понять и принять мотивы поступков ребенка;

  • вера во внутренние силы ребенка;

  • уважение прав ребенка.
Педагогическая поддержка – открытая система приемов и методов взаимодействия детей и взрослых, направленная на:

  • выявление и анализ вместе с ребенком его проблем;

  • стимулирование саморазвития ребенка;

  • воспитание у ребенка самостоятельности и ответственности.
Задачи педагога в реализации модели событийной общности:

  • обеспечить свободу, добровольность выбора участия в совместной деятельности, возможность выбора направлений и способов деятельности;

  • выстраивать и поддерживать отношения равенства, взаимного интереса, взаимопринятия и взаимного уважения;

  • стимулировать проявление своей позиции и принятия позиции другого;

  • стимулировать рефлексивные процессы.
Педагогика сотрудничества:

  • личностный подход к ребенку и принятие его таким, каков он есть;

  • развитие мотивации и стремления ребенка к успешности;

  • фиксируется успех каждого ребенка;

  • приветствуется рефлексия;

  • коллективные творческие дела стимулируют инициативу и ответственность;

  • развито ученическое самоуправление;

  • выстраиваются товарищеские отношения учителей и родителей.
Решающую роль в становлении педагогически личностной позиции играют интуиция и профессионализм, то есть личностные, нравственные качества педагога, а не его организаторский опыт. Долг педагога – быть на стороне ребенка, помогать ему в его самостоятельном росте, принимать его природную заданность и культивировать индивидуальную уникальность.

Когда школа живет в режиме развития, когда в ее укладе много перемен, учитель должен быть готов работать в пространстве рефлексии и самооценки. С момента вхождения в эксперимент учителя школы приняли участие в анкетировании «Готовность учителя к инновационной деятельности», заполнили лист самооценки « Составляющие компетентности учителя (Приложение 15). В конце первого года эксперимента педагоги ответили на вопросы рефлексивного дневника (Приложение 16).

Еще много нерешенных вопросов стоит перед педагогами школы, важнейшие среди которых: как создать систему тьюторской поддержки ученика?; как определить тьюторские функции учителей-предметников, социальных педагогов, школьных психологов, педагогов дополнительного образования, членов школьной администрации. И, наконец, что считать результатом воспитания? что должно стать объектом диагностики и что необходимо изучить для оценки эффективности воспитательной системы? Экспериментальная деятельность призвана ответить на многие проблемные вопросы.

Литература

Генике Е.А. Профессиональная компетентность педагога. Библиотека журнала «Директор школы» №5.08 – М., Сентябрь, 2008.
Каменский А.М. Стратегические ориентиры в управлении современной школой – М., Центр «Педагогический поиск», 2007.
Каменский А.М. Профессиональное и личное пространство директора школы. Библиотека журнала «Директор школы» №5.09 – М., Сентябрь, 2009.
Коннычева Г.Г. Реализация образовательной модели лицея. Библиотека журнала «Директор школы» №2.08 – М., Сентябрь, 2008.
Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики - М, «Народное образование», 2003.
Крылова Н.Б. Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Серия научно-методических изданий «Новые ценности в образовании». Выпуск 1 (43), 2010.
Крылова Н.Б. Школьный уклад: повышение качества школьной жизни. Библиотека журнала «Директор школы» №6.10 – М., Сентябрь, 2010.
Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем – М., Центр «Педагогический поиск», 2002.
Сафронова Е.М. Повышение компетентности школьного педагога в сфере воспитательной деятельности (педсоветы, семинары, практикумы, дискуссии). Библиотека журнала «Директор школы» №5.10 – М., Сентябрь, 2010.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Новые педагогические технологии Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа №2 Павловского района Воронежской области Учитель истории и обществознания Черешнева О.Е.

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

4 слайд

Описание слайда:

Критерии, составляющие сущность педагогической технологии: однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего); отбор и структура содержания (что); оптимальная организация учебного процесса (как); методы, приемы и средства обучения (с помощью чего); учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто); объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

5 слайд

Описание слайда:

Образовательная технология: легко вписывается в учебный процесс; позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету; обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода; обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность; обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности; четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

6 слайд

Описание слайда:

Современные педагогические технологии (ПТ) подразделяются на 9 основных видов: ________________________________________ ПТ на основе активизации и интенсификации деятельности уч-ся ПТ на основе эффективности управления и организации учебного процесса ПТ на основе личностной ориентации пед.процесса ПТ на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала Частнопредметные ПТ Альтернативные ПТ Природосообразные ПТ Технологии развивающего обучения ПТ авторских школ

7 слайд

Описание слайда:

Приоритетные технологии развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективная система обучения (КСО); технология решения изобретательских задач (ТРИЗ); исследовательские методы обучения; проектные методы обучения; технология « дебаты»; технологию модульного и блочно- модульного обучения; лекционно – семинарско - зачетная система обучения; технология развития «критического мышления»; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно – коммуникационные технологии (ИКТ); здоровьесберегающие технологии; систему инновационной оценки « портфолио»; технологию дистанционного обучения; технология мастерских; групповое обучение и др.

8 слайд

Описание слайда:

Современные педагогические технологии Здоровьесберегающие технологии Технологии интегрированного обучения Проектная деятельность (индивидуальная, групповая, коллективная) Учебно-исследовательская деятельность Технологии сотрудничества Личностно-ориентированные технологии Обучение на основе учебных задач и ситуаций Информационнокоммуникационная (ИКТ) Технологии дифференцированного обучения Деловые игры Проблемное обучение Портфолио учащихся компьютерные технологии интерактивные технологии Технологии разноуровнего обучения

9 слайд

Описание слайда:

Большое распространение получили следующие образовательные технологии: Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии Проективые и деятельностные технологии Креативные технологии Игровые технологии: имитационные; операционные; исполнение ролей; «деловой театр»; психодрама и социодрама Технологии личностно-ориентированного образования Этнопедагогические технологии Коллективные и групповые способы обучения Тренинги Коучинг (индивидуальное обучение, тренировка) Сетевые технологии

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Технология событийности Авторы: Троицкий Ю.Л., Тюпа В.И. и др. Суть технологии: развитие культуры предметного мышления, обогащение личного опыта и ценностных отношений обучающихся Для того чтобы урок стал событийным, содержание должно быть представлено в виде текстовой событийности, совокупности документальных произведений, предполагающих многозначность понимания

12 слайд

Описание слайда:

Этапы организации образовательных событий 1 этап – определение тематики образовательных событий. 2 этап – определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки. В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи образовательного события. Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно. 3 этап – подготовка к образовательному событию. В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов. 4 этап – проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия. Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогом. 5 этап – рефлексия, эффект от участия в образовательном событии. По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого.

13 слайд

Описание слайда:

Формы организации событий на уроке: «Корзина грецких орехов» К фразеологическому сочетанию «крепкий орешек» обращаются, когда говорят о том, сущность чего не познать с первого взгляда и проблема чего не может быть легко разрешена без огромных усилий или помощи других людей. Какие-то жизненные вопросы решаются без затруднений, как семечки, а иные вопросы сопровождают человека всю жизнь, оставаясь часто так и не разрешенными. «Грецкий орех» - зрительный образ трудного вопроса жизни, стоящего перед школьником. Иногда он надеется на помощь чью-либо, часто уверен, что сам справится со своими духовными препятствиями. Однако момент обозначения проблемы, ее формулировки, выдвижения в качестве главного вопроса жизни – уже начало разрешения. «Корзина грецких орехов» - это разговор о том, что заботит школьника, перед чем он останавливается в раздумье, с чем не может пока справиться, - вопросы, крепкие, как грецкий орех, который не расколешь без инструмента и без особых усилий.

14 слайд

Описание слайда:

«Дискуссионные качели» Суть этой занимательной формы - в имитации раскачивающихся качелей: два партнера поочередным толчками на доску раскачивают «качели»; чем сильнее толчок, тем выше взлет «качелей». Партнерами становятся две группы детей, расположившиеся друг против друга. После тога как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения па предложенному вопросу - «качели» начинаю свае движение. Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания детей, педагог поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы детей исчерпаны. Он останавливает «качели». «Долга качаться нельзя - голова закружится!» - подводит итог дискуссии. Ведущий задает ритм разговору, поддерживает игровой элемент формы, иногда комментирует ход дискуссии, поддерживая участников в их усилиях. Он же содействует сохранению возвышенного уровня, следя, чтобы «качели» не «ползли па земле», а возносились в осмыслении сути явлений жизни.

15 слайд

Описание слайда:

«Театр-экспромт» Методика организации театра-экспромта предельно проста. Составляется текст для «Голоса за кадром», обычно – сказочный, фантастический, детективный, так, чтобы на сцене развертывались занимательные события. Потом – фиксируются все персонажи представления, обозначаются на карточках. Эти карточки распределяются среди пришедших на спектакль детей, и они тут же приглашаются за кулисы. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает «Голос за кадром». Надо, чтобы в пьесе было много действий, сменяющих одно другим, чтобы разворот событий был неожиданным и, в итоге, веселым и чуть смешным. Действующими лицами являются и люди, и звери, и растения, и вещи, и природные явления, такие, как ветер, светила, облака.

16 слайд

Описание слайда:

В заключении обязательна рефлексия, эффект от участия в образовательном событии. По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс. Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.

17 слайд

Описание слайда:

Преимущества этого метода очевидны и, поэтому, отвечая на вопрос, нужны ли образовательные события в нашей школе и будем ли мы продолжать работу в этом направлении, мы говорим однозначно «да», потому что есть гарантия в получении новых знаний, не предусмотренных программой; приобретается опыт совместной деятельности учащихся и педагогов; это прекрасный способ мотивации для развития познавательного интереса; ребенок получает навыки осознанного выбора, партнерских отношений, межличностных коммуникаций; ребенок учится самовыражению, самоопределению, самореализации и рефлексии; каждый ребенок включён в деятельность, которая имеет культурологическое содержание и которая ему по душе. И, наконец, образовательные события способствуют воспитанию уважительного отношения к истории страны и культурным традициям. Таким образом, образовательное событие – прекрасный способ, интересно организовать школьную интеллектуальную жизнь.

Татьяна Коньшина
Педагогические ресурсы событийной педагогики в образовании детей дошкольного возраста

Новые требования к качеству дошкольного образования , выраженные в Федеральном стандарте, утверждение профессионального стандарта педагога , модернизация дошкольного образования – все это направлено на развитие личности ребёнка. Но, не-смотря на постоянное совершенствование образова-тельных технологий , использование инновационных методов и средств, интерактивных образовательных ресурсов , ведущая роль в содействии в развитии личности дошкольника по прежнему принадлежит (кому уважаемые коллеги) воспитателю. Да именно он при-нимает непосредственное участие в процессе форми-рования у ребёнка «Я-концепции» , окружающего ми-ра и место человека в нём, системы отношений к себе и другим, к обществу и бытию в целом.

Одна из значимых идей современного образования - его событийность . В результате которой оказывается воздействие на человека, изменяются его представления, ценности, смыслы.

Эльконин дал такое определение «Образовательное событие -это специальная форма организации и реали-зации образовательной деятельности , выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знаний.

Событийный подход в педагогике чаще всего понима-ется как технология организации и осуществления значимых событий в жизни детского коллектива и от-дельной личности. Он характеризуется конкретной направленностью и локальным характером воздей-ствия. Ему присущ целостный характер, т к оказывает воздействие на сознание, эмоциональную сферу и по-ведение личности.

Уважаемые педагоги давай те вспомним 3 постулата, которые должен сделать каждый человек «Посади дерево, вырасти ребёнка и построй дом» - гласит народная мудрость. В ней скрыто глубинное понимание духовности - назначение и смысл земного бытия человека. Без осознания этой, на вид простой истины, невозможно научиться «сеять разумное, доброе, вечное» . Ведь творчество педагога , как и всякое творчество, не может осуществляться само по себе. Оно для других. Для истинного педагога - каждый ребёнок це-лая планета, которую нужно открыть и понять.

Через мои руки прошло не мало ребят и я уже по-рой могу с первого взгляда на воспитанника наметить какие то перспективные линии его развития. Стараюсь внутренне вжиться в каждого ребёнка, поставить себя на его место и его глазами посмотреть на всё окружающее.

Широко пользуюсь мною проверенным методом доверия. Но тут надо учесть одно обстоятельство, ко-торое имеет первостепенное значение : надо чтобы ре-бёнок верил тебе без всякого сомнения. И только то-гда можно проникнуть в его душу, да и сам он рас-скажет самое сокровенное. Вот тогда и начинается процесс «лепки» . Лепки будущего человека. Знать воспитанника «На сегодня» - мало, надо знать его «на завтра» , чтобы совершенствовать его характер, про-ектировать его будущее.

Поэтому моя педагогическая деятельность постро-ена на основе уважения к личности каждого ребенка, доброжелательного отношения к нему :

Утром встречаю каждого с улыбкой, обнимаю. У нас в группе это называются «утренние обнимашки»

При встрече интересуюсь : как дела?

Проявляю внимание к их настроению. Для этого в группе есть уголок настроения, где дети «записываются» в команды Колобков (веселые, грустные, смешные, задумчивые) .

Вместе с детьми обсудили и приняли «Правила дружбы» в нашей группе.

Поощряю самостоятельность в проведении режимных моментов (дежурство, помощь друг другу и взрослым) .

Разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз» . Общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом или беру ребенка на руки. В течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.

Находясь рядом с детьми, создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками :

Собственным поведением демонстрирую уважительное отношение ко всем детям;

Знакомя детей , друг с другом, называю их по именам, стимулирую взгляды в глаза, проявление положительных эмоций, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них.

Привлекаю внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложени-ями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости, за другого.

При организации совместных эмоциональных, по-движных, предметных игр помогаю координиро-вать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного участника игр.

Стремлюсь разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем пере-вода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятель-ности или предметы. Любимая моя фраза на нега-тивные поступки : «Это очень печально у нас получилось!»

Помогаю овладевать речевыми способами общения : называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т. д.

Активно использую картотеку «мирилок» .

Работая с детьми, я взяла за правило :

Не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор) .

Приучаю разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям, играть, и общаться, используя мотивацию, игровые приемы.

Служу примером спокойного общения : разговари-ваю с детьми спокойным, но не монотонным голо-сом.

Избегаю прямых оценок личности и характера ребенка. Оценку даю только деятельности ребенка.

Помогаю ребенку проживать «триумф успеха» , ра-дуясь его достижениям.

Для поддержки эмоционального благополучия ребенка

У нас в группе есть «Психологический уголок» . Там стоит мягкая мебель, лежат фотоальбомы «Наша группа» , «Моя семья» , «Домашние питом-цы» , «Любимые рисунки» , есть кубик настроения, коврик «дружбы» . На полочке лежат разноцветные мешочки с различной крупой, массажные мячи – ежики, наборы бумаги для разрывания, клубки пряжи,

Волшебный пластилин.

«секретная коробочка» для детских рисунков для друга.

Стаканчик для крика

Для повышения заниженной самооценки есть «Ко-робочка добрых дел» , в которую дети бросают «зерна добра » .

Коврик дружбы

Варежка примирения

Клубнички заполненные разной на ощупь крупой

Кубик настроения

В группе есть цветок добра , который растет и рас-цветает от добрых дел детей ,

На полу лежит «коврик - злости» ,по которому, можно потопать и злость пройдет. Есть телефоны «Позвони маме» .

Для формирования у детей потребности в общении, развития умения сотрудничать, договариваться, учитывать интересы и чувства других. я решила, использовать в образовательном процессе новую для меня методику «Работа в паре» . Работа по данной методике проходит в 3 этапа.

Первый этап - когда дети получают позитивный опыт работы в паре. Когда один выполняет, другой проверяет и наоборот (руководит воспитатель)

Второй этап - когда паре детей предлагается выбор предмета деятельности, развивается самостоятельность и творчество (воспитатель советует) .

Третий этап – дети делятся на пары по жребию и выполняют самостоятельно совместную творческую работу.

Смысл методики состоит в том, что задание полу-чает не каждый ребенок группы в отдельности, а пара детей , которая должна его выполнить, научившись договариваться о предмете и способе деятельности - другими словами, «что делать?» и «как делать?» Де-тям нравится работать в паре, особенно если они лег-ко договариваются, уступают друг другу, «передавая» попеременно лидерскую позицию, свои придумки. В большинстве случаев дошкольники приходят к согла-сию ради выполнения общего задания.

Если пару образуют дети с сильными лидерскими стремлениями, не готовностью уступить, то договор тормозится. В этом случае я предлагаю им догово-риться о том, что, например, крылья у птички будут такими, как говорит один из участников пары, а глазки- как предлагает другой.

Правильно организованная деятельность с использованием этой методики позволяет получить ребенку важный психологический опыт договора со сверстни-ками, опыт такого взаимодействия, в котором можно предложить свое, но при этом нужно услышать жела-ние другого, договорится так, чтобы достичь, общую цель. Как правило, это удается (с помощью воспитателя) и дети действительно рады, что у них все получилось.

Дети выходят за пределы дошкольного детства благодаря взаимодействию с меняющимся миром, благодаря взаимодействию со взрослыми, родителями и педагогами . Это взаимодействие, если рассматривать его развитие во времени, является образовательным и влияет на формирование образа своего «Я» , на становление образа мира и представлений о своём месте в нём. Рассматривая образовательный процесс таким образом , можно сказать, что у дошкольной педагогике как науке , есть будущее.

Современная дошкольная педагогика способна по-смотреть на ребёнка со стороны изменений в личности и поведении, деятельности растущего человека в изменяющемся мире.

Таким образом , событийная педагогика , которая сегодня прорастает из традиционных взглядов на до-школьную педагогику как науку , может стать действительно педагогикой будущего , не отвергая прошлого, своей истории.

Литература :

1. Н. Миклеева «Образовательный процесс сегодня : новый взгляд в дошкольной педагогике », ж. Обруч,№6 2015г.

2. Н. А. Князева «Работа детей средней группы в паре : развиваю-щие возможности методики в контексте ФГОС ДО»,справочник Старшего воспитателя№2 2016г.

3. Н. А. Князева «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников старшей группы », справочник Старшего воспита-теля №12 2015г.

4. Н. Н. Агафонова «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников подготовительной группы», справочник Старше-го воспитателя №4 2015г.

Образовательное событие - событийный формат оценки качества

Интегративным результатом реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального образования является создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей. Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача: утверждения приоритета индивидуальности ребёнка. В переходном периоде, который переживает вся система начального образования, обозначены новые ориентиры, направленные на:

содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями;

желание сделать жизнь детей более интересной;

формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка;

Предполагается необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. В основу реализации комплексно-тематического планирования положены следующие подходы:

яркое событие в природе, социальной жизни общества или праздник;

яркое событие в литературном художественном произведении;

яркие события, специально смоделированные учителем, путем внесения новых, необычных интересных предметов;

объект субкультуры школьников (элемент ценностей внутри возрастной группы) .

Примерные темы образовательных событий в начальной школе:

события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества) ;

явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей) ;

явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных) ;

мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра) ;

традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, Праздник весны и труда, День матери) ;

наиболее важные профессии (День учителя, врача, почтальона, строителя) .

В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка.

В чём же состоит сущность понятия «образовательное событие»?

При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

По Б. Д. Эльконину, «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание».

Обоснование интегративных возможностей образовательных событий:

1. В ходе реализации образовательных событий используются современные образовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения.

2. Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса.

3. Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности.

4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.

5. Образовательные события способствуют повышению мотивации воспитателя к педагогической деятельности. а ребенка к обучению.

6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.

7. Образовательные события способствуют успешной социализации личности.

Событийный подход рассматривается как педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни школьного коллектива и отдельной личности.

В событийном подходе единицей проектирования выступает образовательное событие. В литературе есть разные определения данного феномена. «Образовательное событие- специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания» (Б. Д. Эльконин). Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события.

Необходимо отметить, что организация и реализация СОБЫТИЙ рассматривается как относительно самостоятельная цель обучения и воспитания, которая заключается в насыщении жизни яркими, запоминающимися событиями, вызывающими позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов.

Деятельность педагога по реализации событийности может быть организована на различных уровнях: в, в процессе режимных моментов, индивидуальной и групповых форм и т. д.

Особенностью деятельности педагога является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.

Этапы организации образовательных событий в начальной школе:

1 этап

определение тематики образовательных событий. Мероприятия фиксируются в комплексно- тематическом планировании, годовом плане работы учреждения, планах воспитательной работы,

2 этап

определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.

В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи образовательного события. Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно.

Идет определение целей организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Педагог определяет какие дополнительные ресурсы ему необходимы для проведение образовательного события (совместная деятельность с другими педагогами, родителями и др., также планируется их совместная деятельность, разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию.

3 этап

подготовка к образовательному событию.

В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов.

4 этап

проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.

Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогом.

Яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные критерии подготовки образовательного события.

5 этап

рефлексия, эффект от участия в образовательном событии.

По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.