Николай Некрасов — Детство: Стих. Краткая биография некрасова самое главное Некрасов детство и годы учебы

Неоконченные записки

1
В первые годы младенчества
Помню я церковь убогую,
Стены ее деревянные,
Крышу неровную, серую,
Мохом зеленым поросшую.
Помню я горе отцовское:
Толки его с прихожанами,
Что угрожает обрушиться
Старое, ветхое здание.
Часто они совещалися,
Как обновить отслужившую
Бедную церковь приходскую;
Поговорив, расходилися,
Храм окружали подпорками,
И продолжалось служение.
В ветхую церковь бестрепетно
В праздники шли православные, -
Шли старики престарелые,
Шли малолетки беспечные,
Бабы с грудными младенцами.
В ней причащались, венчалися,
В ней отпевали покойников…

Синее небо виднелося
В трещины старого купола,
Дождь иногда в эти трещины
Падал: по лицам молящихся
И по иконам угодников
Крупные капли струилися.
Ими случайно омытые,
Обыкновенно чуть видные,
Темные лики святителей
Вдруг выступали… Боялась я, -
Словно в семью нашу мирную
Люди вошли незнакомые
С мрачными, строгими лицами…

То растворялось нечаянно
Ветром окошко непрочное,
И в заунывно-печальное
Пение гимна церковного
Звонкая песня вторгалася,
Полная горя житейского, -
Песня сурового пахаря!..

Помню я службу последнюю:
Гром загремел неожиданно,
Всё сотрясенное здание
Долго дрожало, готовое
Рухнуть: лампады горящие,
Паникадилы качалися,
С звоном упали тяжелые
Ризы с иконы Спасителя,
И растворилась безвременно
Дверь алтаря. Православные
В ужасе ниц преклонилися -
Божьего ждали решения!..

2
Ближе к дороге красивая,
Новая церковь кирпичная
Гордо теперь возвышается
И заслоняет развалины
Старой. Из ветхого здания
Взяли убранство убогое,
Вынесли утварь церковную,
Но до остатков строения
Руки мирян не коснулися.
Словно больной, от которого
Врач отказался, оставлено
Времени старое здание.
Ласточки там поселилися -
То вылетали оттудова,
То возвращались стремительно,
Громко приветствуя птенчиков
Звонким своим щебетанием…

В землю врастая медлительно,
Эти остатки убогие
Преобразились в развалины
Странные, чудно красивые.
Дверь завалилась, обрушился
Купол; оторваны бурею,
Ветхие рамы попадали;
Травами густо проросшие,
В зелени стены терялися,
И простирали в раскрытые
Окна - березы соседние
Ветви свои многолистые…

Их семена, занесенные
Ветром на крышу неровную,
Дали отростки: любила я
Эту березку кудрявую,
Что возвышалась там, стройная,
С бледно-зелеными листьями,
Точно вчера только ставшая
На ноги резвая девочка,
Что уж сегодня вскарабкалась
На высоту, - и бестрепетно
Смотрит оттуда, с смеющимся,
Смелым и ласковым личиком…

Птицы носились там стаями,
Там стрекотали кузнечики,
Да деревенские мальчики
И русокудрые девочки
Живмя там жили: по тропочкам
Между высокими травами
Бегали, звонко аукались,
Пели веселые песенки.
Так мое детство беспечное
Мирно летело… Играла я,
Помню, однажды с подругами
И набежала нечаянно
На полусгнившее дерево.
Пылью обдав меня, дерево
Вдруг подо мною рассыпалось:
Я провалилась в развалины,
Внутрь запустелого здания,
Где не бывала со времени
Службы последней…

Объятая
Трепетом, я огляделася:
Гнездышек ряд под карнизами,
Ласточки смотрят из гнездышек,
Словно кивают головками,
А по стенам молчаливые,
Строгие лица угодников…
Перекрестилась невольно я, -
Жутко мне было! дрожала я,
А уходить не хотелося.
Чудилось мне: наполняется
Церковь опять прихожанами;
Голос отца престарелого,
Пение гимнов божественных,
Вздохи и шепот молитвенный
Слышались мне, - простояла бы
Долго я тут неподвижная,
Если бы вдруг не услышала
Криков: «Параша! да где же ты?..»
Я отозвалась; нахлынули
Дети гурьбой, - и наполнились
Звуками жизни развалины,
Где столько лет уж не слышались
Голос и шаг человеческий…

Некрасов Николай Алексеевич – великий русский поэт, писатель, публицист, признанный классик мировой литературы.

Родился 28 ноября (10 октября) 1821 года в семье мелкопоместного дворянина в местечке Немиров Подольской губернии. Кроме Николая Некрасова в семье было еще 13 детей. Отец Некрасова был человеком деспотичным, что оставило след на характере и дальнейшем творчестве поэта. Первым учителем Николая Некрасова была его мать, женщина образованная и прекрасно воспитанная. Она привила поэту любовь к литературе и русскому языку.

В период с 1832 - 1837 года Н.А.Некрасов учился в Ярославской гимназии. Учеба довалась Некрасову тяжело, он часто прогуливал занятия. Тогда же начал писать стихи.

В 1838 году отец, который всегда мечтал о военной карьере для сына, отправил Николая Некрасова в Петербург для определения в полк. Однако Н.А.Некрасов решил поступать в университет. Вступительные экзамены поэту сдать не удалось, и в последующие 2 года он был вольнослушателем на филологическом факультете. Это противоречило воли отца, поэтому Некрасов остался без всякой материальной поддержки с его стороны. Бедствия, с которыми столкнулся Николай Алексеевич Некрасов в те годы, нашли отражение в его стихах и неоконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова". Понемногу жизнь поэта улучшилась и он решил выпустить свой первый сборник стихотворений "Мечты и звуки".

В 1841 году Н.А.Некрасов начал работу в "Отечественных записках".

В 1843 году происходит знакомство Некрасова с Белинским, что послужило появлению реалистических стихотворений, первое из которых "В дороге" (1845 год), и публикации двух альманахов: "Физиология Петербурга" (1845 год) и"Петербургский сборник" (1846 год).В период с 1847 по 1866 года Николай Алексеевич Некрасов является издателем и редактором журнала "Современник", в котором печатаются лучшие революционно-демократические произведения того времени. В этот период Некрасов написал лирические стихотворения, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице", "О погоде"), о судьбе народа ("Несжатая полоса", "Железная дорога" и др.), о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.).

В 1850-60-х, во время крестьянской реформы, поэт создает "Поэт и гражданин", "Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".

В 1862 году, после ареста лидеров революционной демократии, Н.А.Некрасов побывал в Грешневе. Так появилась лирическая поэма "Рыцарь на час" (1862 год).

В 1866 году «Современник» был закрыт. Некрасов приобрел право на издание журнала "Отечественные записки", с которым были связаны последние годы его жизни. В эти годы поэт пишет поэму "Кому на Руси жить хорошо" (1866-76 года), поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка" (1870 год); "Русские женщины"(1871-72 года), сатирическая поэма "Современники" (1875 год).

В 1875 году Некрасов Н.А. тяжело заболел. Врачи обнаружили у него рак кишечника, а сложные операции не дали желаемого результата.

Последние годы жизни поэта охватили элегические мотивы, связанные с утратой друзей, осознанием одиночества, тяжелой болезнью. В этот период появляются произведения: "Три элегии"(1873 год), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874 год), "Пророк" (1874 год), "Сеятелям" (1876 год). В 1877 году создан цикл стихов "Последние песни".

27 декабря 1877 (8 января 1878) года в Петербурге скончался Николай Алексеевич Некрасов. Тело поэта было захоронено в Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.

В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь.

Образование и начало творческого пути

Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ.

В этот период он познакомился с критиком Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. В 1862 году вышел запрет правительства на его издание.

Литературная деятельность

Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки»(1840), который потерпел неудачу. Василий Жуковский посоветовал большинство стихов этого сборника печатать без имени автора. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов, в одном из которых дебютировал Фёдор Достоевский . Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник»(1846).

В 1847 - 1866 был издателем и редактором журнала “Современник”, в котором работали лучшие литераторы того времени. Журнал был очагом революционной демократии. Работая в «Современнике», Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность.

На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев , Иван Гончаров , Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные Александр Островский , Михаил Салтыков-Щедрин , Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого .

В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала “Современник”, берет его у издателя Краевского в аренду. С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (1871-1872), «Дедушка»(1870) – поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники»(1875).

Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы. Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом.

Личная жизнь

В жизни поэта было несколько любовных связей: с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой, француженкой Селиной Лефрен, деревенской девушкой Фёклой Викторовой.

Одна из самых красивых женщин Петербурга и жена писателя Ивана Панаева – Авдотья Панаева – нравилась многим мужчинам, и молодому Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее внимание. Наконец, они признаются в любви друг другу и начинают жить вместе. После ранней смерти их общего сына, Авдотья уходит от Некрасова. И он уезжает в Париж с французской актрисой театра Селиной Лефрен, с которой был знаком с 1863 года. Она остается в Париже, а Некрасов возвращается в Россию. Однако их роман продолжается на расстоянии. Позже он знакомится с простой и необразованной девушкой из деревни – Фёклой (Некрасов дает ей имя Зина), с которой впоследствии они обвенчались.

У Некрасова было много романов, но главной в биографии Николая Некрасова женщиной оказалась не законная его жена, а Авдотья Яковлевна Панаева, которую он любил всю жизнь.

Последние годы жизни

В 1875 году у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» – цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878) и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Хронологическая таблица

  • Писателю не нравились некоторые собственные произведения, и он просил не включать их в сборники. Но друзья и издатели убеждали Некрасова не исключать ни одного из них. Возможно, поэтому отношение к его творчеству среди критиков весьма противоречиво – не все считали его произведения гениальными.
  • Некрасов увлекался игрой в карты, и довольно часто ему везло в этом деле. Однажды, играя на деньги с А.Чужбинским, Николай Алексеевич проиграл ему большую сумму денег. Как оказалось потом, карты были помечены длинным ногтем противника. После этого случая Некрасов решил больше не играть с людьми, у которых есть длинные ногти.
  • Еще одним страстным увлечением писателя была охота. Некрасов любил ходить на медведя, охотиться на дичь. Это увлечение нашло отклик в некоторых его произведениях («Коробейники», «Псовая охота» и др.) Однажды жена Некрасова, Зина, во время охоты случайно подстрелила его любимого пса. Тогда же увлечению Николая Алексеевича охотой пришел конец.
  • На похоронах Некрасова собралось огромное количество народа. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после
Николая Алексеевич Некрасова мы знаем как великого русского народного поэта, как публициста, издателя, сатирика и юмориста, автора драматургических произведений, редактора и вдохновителя журнала «Современник» и «Отечественные записки».

Мы знаем Николая Алексеевича как интересного автора, который отразил в своих произведениях то, что ему досталось пережить самому, и то, что он видел вокруг себя.

Становление классика происходило в непростых условиях. Много выпало на его долю такого, что закалило в самом начале пути. О его детстве сохранилось немного информации, но вполне достаточно, чтобы нарисовать общую картину, и довольно яркую. Очень в этом помогли стихи самого поэта, написанные уже в зрелом возрасте.

Первые годы жизни

Родился Николай Алексеевич 28 ноября 1821 года на Украине в городе Немиров Каменец-Подольской губернии, который находится недалеко от Винницы. Там квартировал полк, где служил его отец. Коля был третьим ребёнком в семье.

Вот этот обычный, ничем не примечательный дом.

Дворянская семья, в которой родился будущий поэт и писатель, была самой обычной. Когда-то это семейство было очень зажиточным, но и теперь не бедствовало. Семейная трагедия состояла в том, что богатые предки, только родившегося ребёнка, были неравнодушны к картам. В своё время дед Коли, зажиточный помещик, проиграл большую часть своего состояния.

Когда отец Коли, секунд-майор Алексей Сергеевич Некрасов ушёл в отставку, со всем своим семейством он поселился недалеко от Ярославля, в небольшом имении Грешнево (в некоторых источниках Грешнёво).

Имение находилось в долине, среди бескрайних полей и бесконечных лугов. Хозяйский дом был на берегу Волги. Здесь, в деревни мальчик будет жить до поступления в гимназию, до 1832 года.

Вот как сам поэт описал своё детство:

...среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть.

Семья была многодетной - четырнадцать детей. Правда, до взрослого возраста выросло всего четверо. У взрослого Николая Алексеевича было два брата и одна сестра.

Ребёнок видел безудержные разгулы отца. Видел как тяжело всё это терпеть матери.

По приезду в имение, семья нашла его в запустении. Нужна была хозяйская рука. Кроме того, имелся ряд процессов по имению. Всё это вынудило отца Некрасова поступить на службу, и он получил должность исправника.

С трёхлетнего возраста отец возил мальчика с собой по делам. Поэтому малышу приходилось видеть мёртвых, наблюдать всевозможные выбивания недоимок. В этих побоях, разборках, судебных процессах ярко просматривалось всенародное горе, и всё это отложилось в памяти и душе ребёнка.

Что перенял ребёнок от отца хорошего - это невероятную любовь к охоте. Но в этой страсти была и оборотная сторона медали.

Эта дворянская страсть вынуждала держать большую псарню. А так как имение находилось в удобном для охоты месте, к Некрасовым заезжали разной величины чины из Владимира и Ярославля, для охоты и совместного время проведения. Селились здесь же, в Грешнево. Алексей Сергеевич был всегда рад такому обстоятельству.

Хлеб-соль, хмельное гулянье с утра до вечера, крепостные женщины и банные девки - это всё на глазах у ребёнка.

Мать Некрасова, Елене Андреевна, была воспитана в дворянском духе. Это была добрая, с мягким характером женщина. Хорошо знала классическую русскую литературу, музицировала, по словам будущего поэта, обладала прекрасным голосом.

Поскольку брак был трагедией для этой женщины, она всю свою любовь и нежность отдавала детям. Много времени проводила за занятиями, гувернёров в семье не было.

Маленький Коля любил проводить время с матерью. Любил и прислушивался к её советам, доверял свои детские секреты.

Когда бушевал старший Некрасов она старалась максимально уберечь детей от возможного стресса. Никогда не оговаривала и не ругала отца при детях. И дети понимали, что родители очень разные у них, и слушались свою маменьку.

Вот как отзывается поэт о своей матери в поэме «Мать»

Когда кругом насилье ликовало,
И стая псов на псарне завывала,
И вьюга в окна била и мела,
….............................................
О, мать моя, подвигнут я тобою
Во мне спасла живую душу ты!

Такой терпеливой, кроткой и нежной, писатель запомнил свою мать на всю жизнь.

Вблизи помещичьего имения проходила владимирская дорога, по которой и в стужу, и в зной, и в дождь проливной гнали на каторгу ссыльных. Всё это видел барский сын.

Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..

Так в сердце мальчика радость упоения от маменькиного учения и природы, окружающей поместье и деревню, смешивалась с жизненной реальностью, горем и мужицкой тяжбой.

Подросший Коля подружился с крестьянскими детьми. Он убегал из дома чтобы вместе с ними поиграть, попрыгать с крутого берега, посоревноваться, покупаться в речке.

Дружба с крестьянскими детьми была ему очень дорога, он через всю жизнь пронёс воспоминания о ней. Он не выделял себя из общей кутерьмы, да и дети относились к нему, как к своему.

Гимназия

К тому времени когда мальчику пришло время поступать в гимназию, старший Некрасов был вконец разорён. Денег на наёмных учителей не было. Но не было и пробелов в воспитании, всё сумела восполнить маменька.

Коля знал российскую словесность, имена великих поэтов русских и Шекспира, географию. Начитанный, культурный, манерный, с хорошо поставленной речью помещичий сын поступил в гимназию.

Годы гимназии в жизни классика довольно печальные, гимназия не была образцовой. Учителя были недостаточно подготовленными и не заслуживали даже минимального количества положительных характеристик, по отношению к тому, что получал ребёнок дома от матери. Отношения с преподавательским составом не складывались.

Особые претензии были у подростка к учителю словесности. Неопрятный, помятый, непричёсанный педагог не умел даже здороваться. Как после описывал писатель этого горе-учителя, он приходил, бросал неразборчивое «Здрыс», садился за стол, давал задание и тихо, мирно засыпал. Гимназисты могли творить что угодно - учитель спал, и даже храпел во сне. Каким-то образом за минуту до звонка учитель пробуждался, осматривал класс и молча уходил.

В гимназии Николай начал писать сатирические стихи.

Но и тут большую роль сыграла маменька Николая. Отправляя сына в гимназию, она дала ему важное напутствие. Она подготовила подростка к тому, что тех знаний, которые она даёт ему с сестрой, в учебном заведении может не быть. Но самое главное, уметь заниматься и получать знания через самообразование. И подросток запомнил это наставление. Он очень, очень много читал.

И когда его спрашивали экзаменаторы, ближе к шестнадцати годам, откуда такие познания в литературе, он честно отвечал: «Читаю».

Родители

Отец

Отец Николая, Алексей Сергеевич Некрасов был поручиком, и когда-то зажиточным помещиком. Он охотно рассказывал сыну, настолько богат был их род. Из его рассказа выходило, что прадед его проиграл в карты семь тысяч душ, дед был скромнее - две тысячи, отец смог себе позволить одну. Сам же он ничего не проиграл, потому что проигрывать уже стало нечего.

Жить отставному офицеру хотелось на полную катушку. Был он человеком жестоким. О нём писатель всегда вспоминал тревожно, но находил правильные слова, чтобы совсем не очернить родителя. Характеризовал его как хорошего охотника, безудержного игрока и плохого педагога. Имея такое большое количество детей, Алексей Сергеевич никогда не утруждал себя заботами об их воспитании.

Грубость и ограниченность - вот основные черты деспотичного барина.

Казалось помещик средней руки жил напоказ. Он не видел необходимости оградить своих детей от некрасивых сцен насилия и наказания крепостных. Произвол, творящийся в имении, был обычным делом. Случались и семейные скандалы, где инициатором всегда выступал глава семейства.

Его не волновали детские чувства и переживания. Дети были постоянными свидетелями деспотизма и самодурства.

Мать

Елена Андреевна Закревская была дочерью мелкого малороссийского чиновника. Образованная, красивая девушка вышла замуж без родительского благословения в семнадцать лет. Её родители были категорически против этого брака.

Как позже оказалось, родители были правы. Женщина не стала счастливой. Тот образ матери и страдающей женщины, который будет часто встречаться в произведениях Некрасова, родом из детства.

Жизнь женщины в замужестве была полна страданий. К тому же за те 23 года своего замужества она родила 14 детей. Такие частые беременности и роды износили её организм. Елена Андреевна умерла молодой, в возрасте сорока лет.

Можно сказать, что женщина была жертвой, той грубой среды, в которой оказалась. Страдания, который выпали на её долю она несла покорно и безропотно, являясь затворницей, собственно выбранной жизненной дороги.

Н.А. Некрасов вошел в русскую литературу как автор сборника под названием «Стихотворения Н.А. Некрасова», который был опубликован в 1856 г. и имел огромный успех у современников Николая Алексеевича, невиданный со времен Пушкина. Эта книга стала итогом многолетней работы — в нее вошло лучшее, что было написано Некрасовым к тому времени.

Но первое выступление поэта в печати было совсем не таким удачным. Его сборник «Мечты и звуки», изданный в 1840 году, в который вошли юношеские стихи начинающего поэта, повторил печальную судьбу первой книги так высоко ценимого потом Некрасовым Гоголя: как и гоголевский «Ганс Кюхельгартен», первый его сборник был уничтожен самим автором. В статье мы рассмотрим, что же представляла собой эта ранняя лирика Некрасова, почему его постигла столь явная творческая неудача и какой урок вынес из своей первой попытки обрести известность и славу Некрасов.

В Петербург Николай Алексеевич отправился из родового имения Грешнево, расположенного в Ярославской губернии. Отец Алексей Сергеевич Некрасов забрал сына из Ярославской гимназии, куда Николай поступил в 10 лет, до окончания курса, чтобы отдать его учиться в Петербургский кадетский корпус. Но сам Николай мечтал об ином: его не привлекала военная служба, он хотел поступить в Петербургский университет. Об этом же мечтала и мать будущего поэта Елена Андреевна, которая с ранних лет старалась привить детям любовь к литературе — рассказывала им о великих писателях, знакомила с произведениями Шекспира, Данте, Пушкина. В гимназии, где образование было не на высоком уровне, Некрасов много времени уделял самостоятельному чтению. Детство Некрасова было отмечено тем, что его интересы были связаны с популярной тогда романтической поэзией — Жуковского, Пушкина, Байрона. Под влиянием этих писателей он и сам стал пробовать сочинять стихи. Уже тогда юноша мечтает увидеть свои произведения в печати, не подозревая об их незрелости и явной вторичности по отношению к великим литературным образцам.

Вот почему вопреки воле отца Некрасов так стремился поступить в университет: прекрасное гуманитарное образование, которое он смог бы там получить, позволило бы ему на более высоком уровне продолжать свои занятия литературой. Но все обернулось иначе. Узнав, что сын ослушался, отец, который отличался вспыльчивым характером, отказал ему в материальной помощи. Так детство Некрасова было отмечено трагическим эпизодом - 16-летний Николай остался в большом, холодном, враждебном городе совершенно один — без денег и без какой-либо помощи. Пожалуй, даже Гоголь не испытывал таких лишений и невзгод на первых порах своей петербургской жизни.

Комнату приходилось снимать самую скромную, на Васильевском острове, а чтобы меньше платить, Некрасов поселился там с таким же бедняком, молодым художником Даненбергом. «Чтобы чем-либо кормиться и платить за квартиру, молодые люди стали продавать свои вещи. Вскоре дошло до того, что и продавать-то было нечего. Тогда было решено продать шинель Некрасова, а довольствоваться шинелью Даненберга им обоим... И сапоги у Некрасова и Даненберга были одни, и носили они их по очереди», — так рассказывает писатель Н. Успенский. Не удивительно, что в эти годы Николай много и тяжело болел, что еще более усугубляло нужду. Ему даже приходилось иногда ночевать в ночлежных домах, вместе с нищими. Именно тогда он приобрел тот печальный, но очень ценный для писателя-демократа опыт, который позволил ему так точно в своих стихах рассказывать о жизни городской бедноты («Еду ли ночью по улице темной...», «Маша», цикл «О погоде» и др.).

Но все эти невзгоды не сломили решимость юноши, который твердо знал, ради чего пошел на это. Юность Некрасова отмечена тем, что он не пренебрегал никаким трудом: давал частные уроки, правил корректуры, писал прошения, письма и т.д. За все это платили гроши, но все же это было лучше, чем ничего. Можно сказать, что в это время Николай Алексеевич жил так, как многие из героев произведений Ф.М. Достоевского — его соратника по «натуральной школе», с которым поэт познакомился спустя несколько лет. Но в отличие от них, Николай был тверд в своем намерении поступить в университет и стать писателем.

И он добился своего. Некрасов поступил в Петербургский университет — ему удалось это сделать лишь после двух попыток. Наконец, он был зачислен вольнослушателем, стал посещать лекции, но опять же из-за нужды регулярно и систематически заниматься не смог. Но зато теперь он приступил к осуществлению своей заветной мечты — заручившись поддержкой друзей, в 1840 году Некрасов выпускает сборник своих стихов «Мечты и звуки», большая часть которых была написана еще в гимназические годы. И тут юность Некрасова была отмечена страшным ударом: вместо славы и признания он встретил крайне жесткую критику, причем даже со стороны такого метра, как В.Г. Белинский, который в своем отзыве отметил, что «посредственность в стихах нетерпима».

Почему же тот, кто потом стал другом, соратником, идейным вдохновителем Николая Алексеевича, так сурово оценил его первые стихотворные опыты? Действительно, ранняя лирика Некрасова была незрелой, подражательной и слабой в художественном плане. Представление о ней можно составить по балладе «Ворон». В ней говорится о том, как голодный ворон обращается к коню, который привез рыцаря Тебальда на свидание с невестой Вероникой, и просит, чтобы он убил своего всадника. Конь, обольщенный речами ворона, сбросил и убил всадника — «свершилася воля судьбы». Невеста, увидев мертвого возлюбленного, тоже упала замертво. И завершается эта кровавая история словами: «...ужасный удел / Тебальда постиг с Вероникой». Другие произведения из этого сборника также рассказывают о рыцарях, нечистой силе, фантастических существах и мистических событиях (баллады «Рыцарь», «Водяной», «Пир ведьм» и др.).
Вместе с тем уже в этот сборник вошло несколько стихотворений, отличающихся от романтико-фантастических баллад. В них чувствуется то, что станет отличительной особенностью поэзии Некрасова: стремление выразить в стихах подлинное страдание и боль, сочувствие к униженным и угнетенным.

Но подобных стихотворений в сборнике было совсем немного, и они почти не выделялись среди романтической лирики и баллад, составивших его основу. Вместе с провалом этой книги Некрасов не только потерял надежду обрести славу, но и свое материальное положение ему поправеть не удалось. Но юноша сделал для себя необходимые выводы из всей этой истории. Он понял, что литература — это очень серьезное дело, которому нужно отдавать все силы души и сердца. Но и этого недостаточно: надо обладать определенными знаниями о жизни, о литературе, надо искать в ней свое место и свой стиль. А для этого ему еще предстояло многое сделать, многое понять, разобраться в текущей литературной жизни.

Вот почему Некрасов почти прекратил писать поэтические произведения и с головой окунулся в журналистику. Он становится постоянным сотрудником таких изданий, как журнал «Пантеон русского и всех европейских театров», «Литературная газета». Их редактором был Ф.И. Кони. Работы у молодого сотрудника было очень много: он печатает очерки, рассказы, повести, фельетоны, критические статьи, рецензии. К тому времени относятся и драматические опыты Некрасова: как и многие другие современные ему писатели, он на заказ пишет небольшие комические пьески и водевили для Александринского театра — такие произведения легкого жанра были популярны у публики, хотя чаще всего они не были оригинальными произведениями, а лишь переделками из репертуара французских театров. Но уже здесь появляется тот живой, остроумный, меткий язык, который потом будет отличительной особенностью стиля Некрасова.

Правда, своим именем он старался эти произведения не подписывать, а пользовался разными псевдонимами: Наум Перепельский, Феклист Онуфрич Боб и т.д. Как тут не вспомнить начало творческого пути А.П. Чехова, ведь и ему тоже пришлось заниматься поденной работой в различных журналах, в основном юмористических, и тоже в те годы будущий великий русский писатель и драматург пользовался псевдонимами: Антоша Чехонте, Брат своего брата и т.д. Каждому из писателей этот непростой период их творческой жизни многое дал не только с точки зрения материала, но и выработки определенных художественных принципов и приемов. Ведь не зря потом поэзия Некрасова так близка «прозе дня», в стихах поэт сумел заговорить о таких «непоэтических» вещах, о которых раньше могли писать только в прозе.

Показательно и то, что именно к раннему творчеству Некрасова относится и работа над большим романом, который назывался «Жизнь и похождения Тихона Тросникова» (1843). В нем намечается та тема, которая потом войдет как главная в поэзию Некрасова. Роман во многом автобиографичен: он повествует о жизни городской бедноты, которой противопоставлена жизнь богачей — генералов, чиновников, знаменитых журналистов. Петербург уже здесь представлен писателем как город страшных социальных контрастов, а сочувствие его целиком на стороне тех, кто живет в нищете и не может даже близко подойти к роскошным особнякам вельмож.

Картина, нарисованная Некрасовым, поразительно похожа на те, которые мы знаем по произведениям Достоевского. Очевидно, общность идейно-эстетических принципов ощущалась и многими другими писателями-современниками Николая Алексеевича, которые вскоре объединились вокруг Белинского. Знакомство с ним Некрасова состоялось в 1841 году и вскоре перешло в дружбу. Именно знакомство с критиком помогло поэту закончить свои «университеты», лучше понять и окружающую жизнь, и свой путь в литературе. В группе молодых писателей «натуральной школы» Некрасов стал одним из лидеров, а с покупкой журнала «Современник» окунулся с головой в редакционно-издательскую работу.

В те годы он почти не печатается как поэт, но глубокая внутренняя перестройка уже начала давать свои плоды. Белинский увидел в Некрасове одаренного писателя, приветствовал появление новых стихов, которые были совсем не похожи на раннее незрелое творчество. Одно из таких стихотворений, написанное в 1845 году, вызвало восторг критика. «Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный!» — сказал Белинский Некрасову. Это было стихотворение «В дороге», которое в знаменитом сборнике 1856 года открывало первый его раздел. Так завершились первые ученические опыты поэта, и перед ним действительно открылась дорога в большую литературу, где он с тех пор занял место одного из самых оригинальных, ни на кого не похожих русских поэтов.