Правда Сони Мармеладовой. История жизни, судьба и милосердие героини романа "Преступление и наказание" Сони Мармеладовой. Уроки Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание Главные выводы работы, ее назначение и применение

Проблема семьи Мармеладовых. Роль семьи Мармеладовых в романе "Преступление и наказание" не ограничивается одним лишь созданием фона, она играет особую роль в этом произведении. Ведь именно Соне Мармеладовой Раскольников обязан своим духовным возрождением. Впервые мы слышим об этой семье в бедной и душной распивочной, когда у Раскольникова завязывается разговор с Семёном Захарычем Мармеладовым. Это был не совсем разговор, скорее пьяная исповедь Семена Захарыча, в которой он повествует о бедственном положении его семьи, описывает общую картину тяжёлого существования Мармеладовых. Семён Захарыч презирает себя за то, что при всём желании не может исправить положение своих родных. Некоторое время он был чиновником, приносил в семью деньги. Этот период был самым счастливым в жизни его семьи, все её члены будто воспряли духом, поверили что ещё не всё потеряно. Но как бы не боялся Мармеладов разочаровать свою семью, он это делает, полностью отдавшись в лапы своей слабости-пьянству. Теперь же боится показаться дома, и не из-за того что жена его обругает или станет бить, этому он даже рад, этого он сам желает, жаждит понести телесное наказание, он боится взглянуть ей в глаза и увидеть там боль разочарования, он боится увидеть голодных, босых детей. Семён Захарыч понимает что может исправить все беды, обеспечить родных, однако, вместо этого уносит из семьи последнюю копейку, чтобы потешить свою слабость, которой не в силах противостоять, и которая, по большому счёту, является основой несчастий.

Он пьёт чтобы забыть своё горе, забываясь, запускает его и снова с той же целью напивается, ещё более усугубляя положение. В очередной раз напившись, он не находит сил, для того чтобы ещё раз взглянуть в глаза жене, увидеть босых детей и решается на самоубийство. Пытаясь спасти жизнь Мармеладова, Раскольников доставляет его домой, где впервые встречает Софью Семёновну. Соня-это молодая, застенчивая девушка, перетерпевшая, не смотря на свой юный возраст, много страданий. Особого образования и воспитания она не получила, глядя на своего отца унаследовала одну черту характера-робость: она никогда не пыталась защититься, всегда молча принимала все обвинения или оскорбления и считала, что лучше стерпеть обиду, чем вступать в конфликт. Свою семью она любила до самопожертвования, и, пытаясь прокормить отца-пьяницу, больную мачеху, маленьких братьев и сестрёнку, пошла на самопродажу.

Однако вынужденая зарабатывать таким неприглядным образом, не потеряла высоких человеческих качеств, душа её осталась неосквернённой. Катерина Ивановна Мармеладова, её мы встречаем после "исповеди" Семёна Захарыча, когда Раскольников помогает ему вернуться домой. На мой взгляд, именно ей пришлось тяжелее всех из этого семейства. Она имела счастливое детство и юность, видела богатство и роскошь, красивую жизнь. И после этого она оказывается на самом дне, в нищете, с тремя детьми, с тяжёлой болезнью.

К тому же у неё не было никакой отдушины, Семен Захарыч находил утешение в вине, Соня в библие и вере в Бога, а у Катерины Ивановны не было ничего, она всё время только и думала о своей тяжелой судьбе, что не могло не отразиться на её душевном здоровье. Также она была очень наивна, имела привычку превозносить едва знакомого человека до уровня благодетеля, а чуть только узнав его получше, больно ранясь, разочаровывалась в нём. Семён Захарыч характером слабее и Сони, и Катерины Ивановны, а мужчина, как известно, это глава и защитник семьи. Беда семьи Мармеладовых, по моему мнению, в том, что она не имеет своего заступника.

Роман «Преступление и наказание» вышел в 1866 году. Это время было во многом переломным. Передовая интеллигенция, ожидавшая после реформы 1861 года возрождения России, была глубоко потрясена и разочарована. Еще больше обострились социальные противоречия, нагляднее стала несправедливость общественного устройства. Достоевский сумел укрупнить трагедию героя и в ней, как в капле воды, отразить целый мир нового общественного строя — капитализма. Главного героя романа волновали близкие всем и вместе с тем трудно разрешимые вопросы: почему одни, умные, добрые, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, ничтожные, подлые, глупые, живут в роскоши и довольстве? Почему страдают невинные дети? Как изменить этот порядок? Кто такой человек? Тварь дрожащая или владыка мира, «право имеющий» переступить моральные устои? Не могущий ничего или все могущий, презревший людские законы и творящий свои — так пытается разделить Раскольников весь род человеческий.

Достоевский изображает российскую столицу в пору стремительного развития капитализма, когда Петербург быстро разрастался за счет доходных домов, банкирских контор, заводов и рабочих предприятий. Город в романе — не просто фон, он своеобразное «действующее лицо» — он душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи.

Достоевский ведет нас туда, где живут его герои. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в грязные и вонючие Дворы-колодцы, лестницы здесь узенькие, крутые, в помоях. Комнаты рисуются в полутьме. Говоря о социальном положении Раскольникова, автор показывает его «каморку». Достоевский пишет, что Раскольников «задавлен бедностью». Можно ли сказать с большей точностью и образностью? Или: «изуродован нищетой», «удрученный бедностью». К сожалению, многие люди и сегодня знают, что стоит за этими словами.

Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть. «Понимаете ли вы, милостивый сударь, что значит, когда уже некуда больше идти?» — в тоске восклицает Мармеладов. Пьяный, опустившийся, полубезумный, он тем не менее ясно понимает ужас и безвыходность своего положения. Мармеладов казнит себя за то, что жена сгорает в чахотке, что младшие дети голодны и раздеты, а старшая дочь Соня вынуждена продавать себя. Свою исповедь Мармеладов произносит торжественными словами: «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!». Таким, как семья Мармеладовых, некуда идти, неоткуда ждать помощи. Подобные потрясения ждут Раскольникова на каждом шагу. И, подобно Мармеладову, он сознает, что виноват перед матерью и сестрой неискупимо. Ведь мать шлет ему последние копейки, а сестра идет ради него на жертву: решается стать женой омерзительного Лужина...

Как грустно, что такие безвыходные периоды и жизненные тупики повторяются в нашей жизни! О положении бедных людей начала XXI столетия, по-моему, следует и должно говорить с такой же болью, как это делал Ф. М. Достоевский. То ли Ф. М. Достоевский один на всех, то ли удобнее не видеть, не замечать, как у людей уходит надежда на нормальную человеческую жизнь?..

Ощущение безвыходности доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства, почти до безумия. Вот он пытается спасти кем-то опозоренную девочку-подростка, отдает последний двугривенный, чтобы не досталась она еще одному мерзавцу который охотится за ней. И вдруг осознает, что все это бесполезно. Его пронзает мысль о множестве подобных историй, ставших неизбежностью петербургской жизни, о детях, лишенных детства, исковерканных юных душах, о будущем человечестве, которое калечат и развращают сегодня. Раскольников понимает: страдальцы и страдающие бессильны, а мерзавцы хищники добиваются своего, весь бесчеловечный порядок жизни им благоприятствует.

Таков мир, где мечется в поисках выхода изнемогающее сознание Раскольникова. Этот мир так бесчеловечно устроен, что кажется иногда бредом безумца. Не случайно последнее испытанное им перед преступлением потрясение — это сон. Герой видит себя ребенком лет семи и его глазами смотрит, как пьяный, краснорожий парень под хохот толпы забивает насмерть маленькую, тощую крестьянскую клячонку. Мы встречались с похожей сценой в стихотворении Н. А. Некрасова «О погоде» (1859). Достоевский идет за Некрасовым в изображении торжествующего насилия и безропотного страдания.

Раскольников — человек, воспринимающий чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с Мармеладовым, но изменить такими мерами ничего нельзя. Именно в эту пору Некрасов писал: Материал с сайта

Надрывается сердце от муки, Плохо верится в силу добра, Слыша в мире царящие звуки Барабанов, цепей, топора...

Развитие капиталистических отношений приводит к росту благосостояния верхов и к обнищанию масс населения. Все это заставляет честных людей искать пути преобразования общества. Раскольников пытается найти неопровержимое доказательство справедливости убийства «по совести». Чудовищная по своей сути теория, но поймет это Раскольников не скоро и ценой больших страданий. Какие омерзительные типы появляются в обществе вседозволенности — Лужин и Свидригайлов! Получается чудовищное противоречие: Раскольников хочет защитить «униженных и оскорбленных» от лужиных и свидригайловых, но ложная теория, которую он исповедует, сближает его с этими преступниками.

Великий писатель предостерегает нас: если верить, что человечество навсегда разделено на властелинов и покорных власти, то для угнетенных и страждущих выхода поистине нет. На их покорности, на их здоровье, крови, костях, к сожалению, всегда будут утверждать свою власть «наполеоны» всех мастей и масштабов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • где живут герои достоевского?
  • преступление и наказание исповедь мармеладова
  • где живут герои в романе преступление и наказание

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - это произведение о душевных терзаниях молодого человека до и после страшного поступка - убийства старухи-процентщицы и её сестры Лизаветы. Важную роль в сюжете играет знакомство главного героя Родиона Раскольникова с чиновником Семёном Мармеладовым за стаканом пива в трактире.

О чем?

Мармеладов выглядел неподобающим образом. Он был неопрятно одет, но при этом выбрит по-чиновничьи, хотя и давно. В ходе разговора выяснилось, что Мармеладов ночевал на улице в течение нескольких дней. Он рассказал Раскольникову о своей жизни: том, как пропил всё, что было; про жену Катерину Ивановну, заболевшую чахоткой от голода, холода и нервного напряжения; о трёх её детях от первого брака, о его родной дочери Соне, вынужденной пойти на панель, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Мужчина валялся пьяным, поэтому не смог защитить супругу, когда Лебезятников её избивал, и это при том, что женился скорее не по любви, а из жалости, посчитав, что без него она с ребятами пропадёт. Думаю, от этого решения им всем стало только хуже.

Мармеладов понимал, что поступал дурно, но был слаб духом и не мог избавиться от алкогольной зависимости. Он сказал Раскольникову, что боится не побоев жены (они ему даже приятны), а её осуждающего взгляда, красных от болезни щёк, чахоточного дыхания. Однажды Семён решил начать новую жизнь. Устроился на работу, но продержался там только два дня, а после этого был уволен за пьянство. Родион внимательно слушал Семёна, а позднее отвёл его домой, чтобы тот не свалился где-нибудь по пути. Увидев мужа, жена начала бить Мармеладова, утверждая, что он пропил последние деньги. Несчастные дети находились в углу. Мальчик плакал, девочка его успокаивала, а их младшая сестричка спала. Было ясно, что семья дошла до предела нравственного падения. В этот момент автор показал хорошую черту Раскольникова - готовность бескорыстно помочь. Уходя, молодой человек незаметно оставил нищей семье немного монет. Позже он задумался, правильно ли сделал, ведь ему самому нужны были деньги, но пришёл к утвердительному ответу. На этом эпизод закончился.

Смысл эпизода

В контексте произведения семью Мармеладовых можно охарактеризовать, как типичную для Петербурга середины XIX века. Эти люди, сами того не зная, стали частью теории Раскольникова о тварях дрожащих и право имеющих. При этом они были аргументом в пользу того, что от таких зажиточных людей, как старуха-процентщица, надо избавляться, а деньги поделить между теми, кто нуждается в них. По мнению Родиона, убийство «вредных людей» может облегчить жизнь обществу, но на такой поступок способен не каждый. В связи с теорией, Раскольников хочет проверить, к какой категории относится он. Для того чтобы сделать это, молодой человек убивает старуху и случайно зашедшую Лизавету. Родион не является резко отрицательным или исключительно положительным героем. Он, как и многие жители Петербурга, загнан в тупик, но в отличие от большинства, не мирится с этим, а пытается совершить зло во благо.

Подойдя, Раскольников увидел под экипажем раздавленного лошадьми Мармеладова , который пьяным попал под колёса. Вскрикнув: «Я знаю его», Раскольников назвал адрес несчастного и упросил отнести его домой, заплатив за это из собственных денег. Мармеладов был ещё жив.

Дома у Мармеладова как всегда возбуждённая Катерина Ивановна с чахоточными пятнами на щеках, раздевала детей на ночь, рассказывая старшей дочери, 10-летней Поленьке, как в молодости танцевала на балах и каким важным человеком был её отец.

Внесли раздавленного отца семейства. Раскольников рассказал о том, что произошло, и послал за доктором, заплатив и за это. Катерина Ивановна велела Поленьке немедленно бежать за Соней .

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

На шум сбежались жильцы из соседних комнат, поднялся гам. Катерина Ивановна кричала: «Дайте хоть умереть спокойно!» Хозяйка квартиры, Амалия Ивановна, требовала, чтобы Мармеладова сейчас же увезли из её комнат в больницу. Катерина Ивановна сцепилась с ней в словесной перепалке.

Приведённый доктор шепнул Раскольникову, что Мармеладов сейчас умрёт. Пришёл священник для исповеди. Умирающий Мармеладов издавал лишь невнятные звуки. Катерина Ивановна поставила детей на колени, они вместе крестились.

Сквозь людей протеснилась приведённая Поленькой Соня , в дешёвом цветном платье. Раскольников видел её в первый раз. Соня выглядела ещё почти девочкой. У неё были замечательные добрые глаза. (См. Внешность Сони Мармеладовой .)

Священник советовал Катерине Ивановне не отчаиваться, а уповать на Бога. В ответ она махнула рукой. Священник корил её за греховное пренебрежение к Всевышнему, но женщина в ответ показала на умирающего: «А это не грех! Куда я детей дену!» Она сильно закашлялась в платок и показала его священнику: он был весь в крови.

Мармеладов, заметив дочь, из последних сил приподнялся и крикнул: «Соня, прости!» Она подбежала к нему. Через мгновение отец умер у неё на руках.

Вызванный квартальный Никодим Фомич узнал Раскольникова: «А, это вы! Вы кровью перепачкались». «Я весь в крови!» – вырвалось у того в ответ.

Раскольников с удивлением почувствовал, что бескорыстная забота о несчастном вызвала в нём ощущение вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни. Оно было особенно ярким после его недавнего глубокого отчаяния – как будто приговорённому к смерти внезапно объявили прощение. Когда Раскольников вышел из квартиры, его догнала маленькая Поленька: сестрица Соня просила узнать его имя и адрес.

– Любите вы сестрицу Соню? – спросил девочку Раскольников.

– Я ее больше всех люблю!

– А меня любить будете? Помолитесь когда-нибудь и обо мне: «и раба Родиона»…

Он вышел на улицу ободрённым. «Довольно! – думалось ему. – Прочь напускные страхи!.. Разве я сейчас не жил? Не умерла еще моя жизнь вместе с старою старухой ! Царство ей небесное и – довольно, матушка, пора на покой! Царство рассудка и света теперь и… и воли, и силы… А ведь я уже соглашался жить на аршине пространства! Сила, сила нужна: без силы ничего не возьмешь».

Проходя мимо дома Разумихина, Раскольников в возбуждении зашёл к нему. Разумихин выбежал со своей вечеринки пьяный. Раскольников не захотел оставаться с гостями, и Разумихин пошёл его провожать.

– Знаешь, мысль о том, что ты – убийца, действительно у них наклевывалась… Но ты Заметову сегодня хороший урок преподал. Он теперь убеждён в твоей невинности. И следователь Порфирий очень хочет с тобой познакомиться.

– Я сейчас у мертвого был, – сбивчиво объяснял другу Раскольников. – Я там все мои деньги отдал… и, кроме того, меня целовало сейчас одно маленькое существо… я там видел еще другое одно существо… а впрочем, я завираюсь; я очень слаб.

…В окне у Раскольникова почему-то горел свет. Они с Разумихиным поднялись наверх, открыли дверь – и увидели в комнате приехавших к Раскольникову мать и сестру Дуню. Те пребывали в страшном беспокойстве, уже зная от кухарки Настасьи, что он проболел три дня, а потом ушёл неведомо куда.

Увидев входящих, они бросились обнимать Родиона. От внезапного осознания, что впервые явился перед родными людьми осквернённый убийством, тот вначале стал, как вкопанный, а потом упал в обморок. Разумихин принялся бурно успокаивать перепуганных женщин.

Для перехода к краткому содержанию следующей / предыдущей главы «Преступления и наказания» пользуйтесь расположенными ниже кнопками Вперёд / Назад.

Предыдущая часть:

Раскольников
Место действия - Санкт-Петербург, лето 1866 года.


Наш главный герой: Раскольников Родион Романович - студент юридического факультета, несколько месяцев назад бросил учёбу за отсутствием денег. Проживает в очень маленькой каморке, у хозяйки, которой он давно не платил, и должен был денег.


Родион замечательно хорош собой, высок, строен, но одет почти в лохмотьях и не ел уже второй день. Он вышел в жаркий пыльный каменный мешок Петербурга, в отвратительный ему квартал, полный распивочных и пьяниц.


Последний месяц у него не выходит из головы мысль о преступлении.


Он задумал страшное дело - убийство и ограбление старухи-проценщицы, род деятельности которой состоит в том, чтобы ссуждать какую-то сумму денег под залог различных вещей ювелирной природы на несколько месяцев. И каждый месяц брать 10% за хранение. А когда срок выходил, или проценты не платили, то заложенную вещь старуха продавала.


Родион свои мысли об убийстве называет фантазиями и не верит, что он решиться на это, хотя он продумывает каждую деталь, и вот сейчас он шел именно к ней, к старухе, для последней проверки.


Месяц назад он принёс старухе серебряное кольцо, а сегодня принёс ей серебряные часы, за которые она дает лишь полтора рубля, что взбешивает Родиона. Мало того, учитывая уплоченные проценты выходит лишь рубль пятнадцать копеек. Он внимательно следил за тем, как и откуда старуха достает ключи, слушал, что она открывала в соседней комнате и запоминал.


После денежных расчетов и недолгого размышления, Родион говорит старухе, что скоро принесет ей в залог серебряную папиросочницу, с тем и уходит.


Раскольников вышел от старухи восклицая про себя, что его задумка пакостна, гадка и он сожалел, что раздумывал о ней целый месяц. Он решил от неё отказаться.


Раскольников беден. Он уже целый месяц вынашивает планы убийства. Неужели лишь по причине бедности? При встрече со старухой, когда его "фантазия" вдруг встретилась с реальностью, Раскольников характеризует это как пакостное, гадкое деяние, и решает отказаться от задуманного.


Рассказ Мармеладова


Идя домой, Раскольников заходит в распивочную, купить себе стакан холодного пива да сухарь. Строго говоря в распивочную он входит впервые. Хотя обычно он избегал общества людей, он вдруг заинтересовался одним гостем распивочной, и тот, в свою очередь заинтересовался им.


Это был Мармеладов. Его суть сводилась к тому, что он был пьяница. Мармеладов отставной чиновник, лет пятидесяти, плотного сложения, с большой лысиной. В глазах его мелькала некая восторженность, пожалуй были осмысленность и ум, но также и толика безумия. На окружающих а распивочной он глядел со скукой и долей пренебрежения, но на Раскольникова он глядел с большим интересом, к которому и обратился с такой витиеватой речью:


А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным? Ибо хотя вы и не в значительном виде, но опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного. Сам всегда уважал образованность, соединенную с сердечными чувствами, и, кроме того, состою титулярным советником. Мармеладов -- такая фамилия; титулярный советник. Осмелюсь узнать, служить изволили?


Мармеладов рассказал свою историю. Что пьет он не веселья ради, а только для скорби, для желания страдания.


Месяц назад его супругу избил Лебезятников, а он лежал пьяный. Он уже пятую ночь ночевал (бомжевал) на Неве, на сенных барках. Что дочь его живет по Желтому билету (паспорт проститутки с отметками докторов и полицмейстера)


Мармеладов себя считает свиньей, подлецом. Рассказал про супругу свою - Катерину Ивановну, дочь штабного офицера, образованную и воспитанную. С детства грудью слабой и наклонной к чахотке(туберкулезу), и что он пропил её чулки, не башмаки даже - чулки. Косынку из козьего пуха пропил (и она в эту зиму простудилась и кашлять стала уже кровью)


Что живут с ними также трое маленьких детей от первого брака Катерины Ивановны, а также уже взрослая дочь от первого брака Мармеладова.


Супруга воспитывалась в благородном дворянском институте. Дама горячая, гордая и непреклонная. Пол сама моет и на черном хлебе сидит, а неуважения к себе не допустит. Оттого и господину Лебезятникову грубость его не захотела спустить, и когда прибил ее за то Лебезятников, то не столько от побоев, сколько от чувства в постель слегла.


Что первый муж Катерины Ивановны был пехотный офицер, которого любила та чрезмерно. Но тот пустился в карты, попал под суд и с тем и помер. И хотя под конец бивал он её, и она ему это не спускала, но до сих пор вспоминает его со слезами. После его смерти она оказалась в такой беспросветной нищете, что образованная и воспитанная, и фамилии известной вышла за него, за Мармеладова, замуж ибо идти более было некуда.


Что первое время он не пил, а как потерял место, да не по своей вине, а по изменению штатов, то и запил. И после долгих бедствий и странствий полтора года назад они очутились в Петербурге, где он достал место, и потерял уже по своей вине, ибо дошел до черты.


Рассказывал про свою дочь Сонечку, кроткое, безответное создание с бледненьким худеньким лицом. Мармеладов утверждает, что честная девушка, без особых талантов не покладая рук, стиркой, мойкой да шитьем, заработает не более 15 копеек в день.


И вот как-то Катерина Ивановна, дама хотя и преисполненая великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная, однажды ходя по комнате и ломая руки, да с красными пятнами на щеках от болезни воскликнула: "Живешь, ты, дармоедка, у нас, ешь и пьешь и теплом пользуешься" [Мармеладов комментирует: а что там ешь и пьешь, когда и ребятишки по три дня корки не видят.] И вот лежу я, пьяненкий, а Соня говорит своим кротким голосом: "Что ж, Катерина Ивановна, неужели мне на такое дело пойти?"


А Дарья Францевна, женщина злонамеренная и полиции многократно известная, уже раза три приходила через хозяйку звать её в бордель.


А Катерина Ивановна и отвечает ей в пересмешку: "А что ж? Чего беречь? Эко сокровище!"


Тут Мармеладов особенно отмечает, что "Но не вините, не вините, милостивый государь! Ибо не в здравом рассудке сие было сказано, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле.."


И вот часу этак в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок, накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело всё вздрагивают.. И затем Катерина Ивановна, также ни слова не говоря, подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела, а потом так обе и заснули вместе, обнявшись... А Мармеладов, как и давеча, в том же виде и лежал-с.. пьяненкий-с.


С тех пор по одному неблагоприятному случаю и по донесению неблагонамеренных лиц Софья Семеновна принуждена была получить желтый билет и переехать жить отдельно. И заходит к ним Сонечка теперь более в сумерки, и Катерину Ивановну облегчает, и средства посильные доставляет..


Пять недель назад же, встал Мармеладов поутру, воздел руки к небу и отправился к своему бывшему начальнику. Он выслушал всё, даже прослезился, и говорит: "Ну, Мармеладов, раз уж ты обманул мои ожидания.. Беру тебя еще раз на личную свою ответственность, помни, ступай!". Воротился домой, и как объявил Мармеладов, что на службу опять зачислен и жалование получае, господи, что тогда было!..


Мармеладов: "Только узнали они обе, Катерина Ивановна и Сонечка, точно я в царствие божие переселился. Бывало, лежи, как скот, только брань! А ныне: на цыпочках ходят, детей унимают: "Семен Захарыч на службе устал, отдыхает, тш!" Кофеем меня перед службой поят, сливки кипятят! Сливок настоящих доставать начали, слышите! И обмундировку полный комплект: сапоги, манишки коленкоровые, вицмундир - всё это одиннадцать с полтиной - и где-то только раздобыли?


"Когда же, шесть дней назад" -- рассказывает дальше Мармеладов, я первое жалованье мое -- двадцать три рубля сорок копеек -- сполна принес, малявочкой меня назвала: "Малявочка, говорит, ты эдакая!" И наедине-с, понимаете ли? Ну уж что, кажется, во мне за краса, и какой я супруг? Нет, ущипнула за щеку: "Малявочка ты эдакая!" -- говорит."


И в продолжение всего того райского дня моей жизни и всего того вечера я и сам в мечтаниях летучих препровождал: и то есть как я это всё устрою, и ребятишек одену, и ей спокой дам, и дочь мою единородную от бесчестья в лоно семьи возвращу... И многое, многое... Позволительно, сударь. Ну-с, государь ты мой (Мармеладов вдруг как будто вздрогнул, поднял голову и в упор посмотрел на своего слушателя), ну-с, а на другой же день, после всех сих мечтаний, к вечеру, я хитрым обманом, как тать в нощи, похитил у Катерины Ивановны от сундука ее ключ, вынул что осталось из принесенного жалованья, 12 рублей, и вот-с, глядите на меня, все! Пятый день из дома, и там меня ищут, и службе конец, и вицмундир в распивочной у Египетского моста лежит, взамен чего и получил сие одеяние... и всему конец!


Мармеладов стукнул себя кулаком по лбу, стиснул зубы, закрыл глаза и с минуту так сидел, потом лицо его вдруг изменилось и он с напускным лукавством проговорил:


А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить! Хе-хе-хе! -- Неужели дала? -- крикнул кто-то со стороны из вошедших, крикнул и захохотал во всю глотку. -- Вот этот самый полуштоф-с на ее деньги и куплен, -- Мармеладов показал на бутылку водки, которую он распивал в течение рассказа, -- Тридцать копеек вынесла, последние, всё что было... Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела... Так не на земле, а там... о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют! А это больней-с, больней-с, когда не укоряют!.. Тридцать копеек, да-с. А ведь и ей теперь они нужны, а? Как вы думаете, сударь мой дорогой? Ведь она теперь чистоту наблюдать должна. Денег стоит сия чистота, особая-то, понимаете? Понимаете? Ну, там помадки тоже купить, ведь нельзя же-с; юбки крахмальные, ботиночку эдакую, пофиглярнее, чтобы ножку выставить, когда лужу придется переходить.


Понимаете ли, понимаете ли, сударь, что значит сия чистота?


[Здесь вспоминается описание публичного дома днём из повести Куприна "Яма", где немытые, непричесанные женщины бесцельно слоняются из угла в угол, лишь ближе к вечеру гладят, стираются, крахмалят, румянятся, наводят своеобразную "чистоту", чтобы вновь опустить её в грязь разврата.]


Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с!.. Ну, кто же такого, как я, пожалеет? ась? Жаль вам теперь меня, сударь, аль нет? Говорите, сударь, жаль али нет? Хе-хе-хе-хе! Он хотел было налить, но уже нечего было. Полуштоф был пустой.


Да чего тебя жалеть-то? -- крикнул хозяин, очутившийся опять подле них.


Раздался смех и даже ругательства. Смеялись и ругались слушавшие и неслушавшие, так, глядя только на одну фигуру отставного чиновника.


-- Жалеть! зачем меня жалеть! -- вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов. -- Зачем жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его! И тогда я сам к тебе пойду на пропятие, ибо не веселья жажду, а скорби и слез!.. Думаешь ли ты, продавец, что этот полуштоф твой мне в сласть пошел? Скорби, скорби искал я на дне его, скорби и слез, и вкусил, и обрел; а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия. Приидет в тот день и спросит: "А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела?" И скажет: "Прииди! Я уже простил тебя раз... Простил тебя раз... Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много..." И простит мою Соню, простит, я уж знаю, что простит... Я это давеча, как у ней был, в моем сердце почувствовал!.. И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных... И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: "Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!" И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: "Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!" И возглаголят премудрые, возглаголят разумные: "Господи! почто сих приемлеши?" И скажет: "Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего..." И прострет к нам руце свои, и мы припадем... и заплачем... и всё поймем! Тогда всё поймем!.. и все поймут... и Катерина Ивановна... и она поймет... Господи, да приидет царствие твое!


И он опустился на лавку, истощенный и обессиленный, ни на кого не смотря, как бы забыв окружающее и глубоко задумавшись. Слова его произвели некоторое впечатление; на минуту воцарилось молчание, но вскоре раздались прежний смех и ругательства:

Рассудил!
-- Заврался!
-- Чиновник!

И проч., и проч. Дальше Раскольников отводит Мармеладова домой. Тот не входя в комнату, пропихивает вперед Родиона, а сам бухается в дверном проеме на коленки. Поначалу Катерина Ивановна не замечает мужа, и думает, что Родион пришел еще к кому-то, т.к. комната проходная, но потом его видит и начинается скандал, на который сбегается весь дом. Катерина Ивановна кричит, таскает мужа за волосы, тот совсем никак не сопротивляется.


Раскольников спешно уходит. Уходя, он сует руку в карман, загребает сколько приходится медных денег с разменянного в распивочной рубля, и неприметно кладет на окошко. Потом уже на лестнице он одумывается и хочет было воротиться.


"Ну что это за вздор такой я сделал, -- думает он, -- тут у них Соня есть, а мне самому надо". Но рассудив, что взять назад уже невозможно и что все-таки он и без того бы не взял, он машет рукой и идет на свою квартиру. "Соне помадки ведь тоже нужно, -- продолжает он, шагая по улице, и язвительно усмехается, -- денег стоит сия чистота...

Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!"


Он задумывается. -- Ну а коли я соврал? Коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род то есть человеческий, то значит, что остальное всё -- предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!..


Мармеладов - пьяница. Он обуза для своей семьи. Его жена и дети голодают, его дочь вынуждена была продаться в бордель, чтобы помочь семье, а сам он из дома тащит последнее. Он пропил женины даже чулки. Пропил косынку, хотя она чахоточная и подвержена болезням. В один момент, когда Соня становится проституткой, Мармеладов собирает остатки сил, взывает к жалости своего бывшего начальника и таки устраивается на работу. Однако только до первой получки, когда его слабость берет своё и он рушится на дно стакана, пропивает и зарплату и вицмундир.


Мармеладов очень слаб. Но слаб не физически, нет. Один месяц он всё же отработал и зарплату получил, следовательно работать он может даже сейчас. Но он слаб духом. Он не может преодолеть пьянство. Чтобы подвигнуть его на кратковременный проблеск, его дочери надо было выйти на панель. Но не может же он каждый месяц, чтобы себя как-то мотивировать, отправлять по одной дочери на панель, да и нет у него их столько. А если он не может преодолеть свою слабость - значит он законченный человек. Ничего с ним не измениться, он уже отжил свое.


Слабость духа, плохо ли это? Другими словами, грех ли это со стороны Мармеладова? Может это только его личное дело, пить или не пить? Ответ на вопрос, что является личным, а что общественным, обычно довольно размыт, но в этом случае однозначен - слабость Мармеладова преступна: его семья голодает, а он тащит из дома последнее.


Мармеладов признает себя свиньей и подлецом. В принципе, уже только это хорошо. Он признает свой грех, он его видит, он лишь не может его преодолеть в силу своей слабости. Разве только это уже хорошо? Да, так как многие люди не только не признают своих плохих свойств, они их даже не видят. Этого у Мармеладова не отнять. Кроме того, Мармеладов на протяжении монолога рассуждает довольно трезво и нравственно.


Кроме того, в эпизоде, где он ходил к Соне за деньгами на опохмел, и где она вынесла ему последние 30 копеек на водку, он ощутил болезненный укол совести:


"Тридцать копеек вынесла, последние, всё что было... Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела... Так не на земле, а там... о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют! А это больней-с, больней-с, когда не укоряют!.. " У него в принципе есть совесть, есть понимание, что ему жертвуют, т.е. отнимают от себя и отдают последнее. Опять же, неужели это само по себе хорошо? Да, это хорошо, жертвы других не для всех очевидны: есть люди, которые живут с убеждением, что им все должны, и принимают жертвы как должное.


В заключительной части своего монолога, Мармеладов, довольно возвышенно, выразил такую мысль: себя и таких, как он, он считает недостойными Царствия Господня, однако, надеется, что его пожалеют и примут на небесах только потому, что он и не считает себя достойным оного. Оправданны ли его надежды?


С одной стороны, он признаёт, что грешен, у него, вроде как, есть совесть, но с другой-то стороны - он безмерно слаб духом, и эта слабость его - преступна. Его дети голодают, дочь на панели, а он лежит "пьяненкой".


Какова же причина этой слабости? Мармеладов родился слабым, стал им или таким его сделала окружающая действительность? Можно ли сделать так, и как сделать так, чтобы феномена Мармеладова в мире не существовало?


Про Катерину Ивановну и Сонечку мы поговорим позднее, а пока отметим последнюю мысль Раскольникова. Он поражен тем, что семейство Мармеладовых живет тем, что приносит своим "ремеслом" Соня: "Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!"


И тут же думает, а может и правда так и надо? Какая совесть, какая мораль, может это всё лишь предрассудки? Предрассудок - это когда, например, человек боится грома, но если ему рассудительно объяснить, что это лишь звук, то он его боятся перестанет. Может так и тут? Может и порицание проституции - это тоже предрассудок? И нет никакой совести и морали, а стало быть и убить можно, лишь бы только всё продумать, чтобы тебя не поймали? Эту мысль Раскольников фиксирует.


Следующая часть: