Псковский архитектор-реставратор, кузнец всеволод петрович смирнов. Псковский архитектор-реставратор, кузнец всеволод петрович смирнов Необходимые добавления к романтической сказке

архитектор, художник-реставратор, кузнец

Всеволод Петрович Смирнов - член Союза архитекторов и Союза художников СССР. Участник Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы).

В город Псков приехал в 1955 году, окончив архитектурный факультет Академии художеств в Ленинграде. Более десяти лет был ведущим специалистом Псковской реставрационной мастерской.

В 1960-х годах участвовал в реставрации стен и башен Псково- Печерского монастыря. Он предложил завершение башен Псковского кремля и Псково-Печерского монастыря коваными прапорами, сам сделал эскизы и осуществил замысел.

В 1967 году оставил реставрацию и занялся кузнечным ремеслом. Создал прапоры, церковные кресты, кованые ворота и люстры в интерьерах зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы и Кисловодска, посольства в Вашингтоне и консульства архипелага Шпицберген.

Участвовал в выставках живописи и графики, в том числе международных.

Награждён двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны 1- й и 2- й степеней и медалями. Похоронен на Иоанно-Богословском кладбище в Пскове. На доме, где жил Всеволод Петрович, в 1997 году установлена мемориальная доска.

Ж.Аракчеева.

На молодость Всеволода Петровича Смирнова (1922-1996) пришлась война. С действующей армией он дошел до Берлина, был ранен и награжден двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны и медалями. В Псков В.П.Смирнов приехал в 1955 году, окончив архитектурный факультет института им.Репина в Ленинграде. Больше десяти лет он был одним из ведущих специалистов реставрационной мастерской: назначался главным архитектором и директором. В 1956 году к Всеволоду Петровичу приехала жена Наталья Сергеевна Рахманина - архитектор по образованию.

Молодые реставраторы мастерской тщательно проводили исследования. После завершения работ памятники представали в неповторимой красоте. В соавторстве с В.А.Лебедевой архитектор Смирнов вернул первоначальный облик храму XVв. Ильи Пророка в селе Выбуты, церкви св.Николы Чудотворца в городе Острове, церкви Воскресения в селе Пустое Воскресение. В 60-х годах вместе с М.И.Семеновым им была проведена реставрация на полный профиль стен и башен всемирно известного Печерского монастыря. Навсегда войдет в историю реставрации восстановление Всеволодом Петровичем из руин Покровской башни с прилегающими к ней стенами. Был воссоздан могучий каменный объем башни - одного из крупнейших оборонительных сооружений средневековой Руси. Внутри 32-метровый пролет башни на большой высоте реставраторы перекрыли рубленым деревянным шатром. Шатер не опирался, как в XVI веке, на колонну в центре - он парил над строением, подчеркивая его грандиозность.

Под опытной рукой реставратора освободился от поздних пристроек и «зазвучал» ансамбль из двух храмов-близнецов Покрова и Рождества Богородицы XVI в. вблизи Покровской башни.

Дозорную вышку Покровской башни, башен кремля и Псково-Печерского монастыря венчают прапоры - железные стяги. Они выполнены по собственным эскизам Всеволодом Петровичем Смирновым. Практическая необходимость реставрационных работ требовала владения кузнечным ремеслом. К воссоздаваемым памятникам нужны были кованые железные ручки, дверные кольца, засовы. Учителями В.П.Смирнова в кузнечном деле стали старейшие мастера реставрационной мастерской К.В.Васильев и П.А.Ефимов. Всеволод Петрович мечтал о возрождении кузнечного дела и в 1967 году оставил реставрацию. Псков был всегда известен мастерством ремесленников-кузнецов, и Смирнову удалось возродить искусство горячей ковки. Он имел многочисленных учеников и последователей, среди них сын Дмитрий. Кованые работы художника ныне украшают псковские башни и стены, интерьеры старых и новых зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы, Кисловодска, посольства России в Вашингтоне и консульства на архипелаге Шпицберген.

Мастерская Всеволода Петровича почти тридцать лет располагалась в звоннице храма Успения с Парома. В нижнем этаже была кузница, а верхний этаж представлял собой выставочный зал. Он посещался многими выдающимися деятелями русской и зарубежной культуры - поклонниками творчества В.П.Смирнова.

Достоянием города стали монументальные произведения Всеволода Петровича - памятники на могиле Неизвестного солдата и псковским партизанам , прапор в честь победы дружины Александра Невского в 1242 году на Чудском озере в Довмонтовом городе . На острове Залита был сооружен по его проекту памятник-маяк на месте расстрела пяти революционеров: пять высоких стальных опор, перевитых тонкой конструкцией. По просьбе Льва Николаевича Гумилева , с которым Смирнов дружил, им был выполнен надгробный памятник на могиле Анны Андреевны Ахматовой.

Художественная одаренность Всеволода Петровича проявилась и в живописи. Его любимая тема - пейзажи псковской земли, часто с памятниками архитектуры. Смирнов, член Союза художников и Союза архитекторов, был участником одиннадцати художественных выставок в Пскове, Костроме, Москве, Литве, Чехословакии. Пять из них были персональными и их справедливо называли выставками архитектора, художника и кузнеца. Всеволод Петрович пробовал себя как театральный художник, оформив два спектакля в Псковском театре: «Операция с Новым годом» и «Стена». В 1995 году мастерская художника была переведена из звонницы Успенской церкви в дом на улице Карла Либкнехта, недалеко от Покровского комплекса. Летом того же года беспощадный пожар уничтожил замечательное творение Смирнов шатер на Покровской башне.

Известный писатель Валентин Яковлевич Курбатов после бесед со Смирновым записывал его монологи. Фрагменты из публикации Курбатова «Живые уроки. Памяти Всеволода Петровича Смирнова» дают представление о сложном духовном мире Мастера.

«...И сам я сколько сделал глупостей. Суетился, восстанавливал башни, церкви, гордился. А чем гордиться, если там живого камня нет, если духа туда не вернешь - тоже ряженые здания делал. Сохрани живую душу, веру сбереги, а они про веру только говорят, а подойдет вплотную и хорошо, если только остановится, а не убежит.

Правильно Лев Николаевич говорит: вместо духа у нас осталась одна психология. Для духа нужна соприродная жизнь, диалог между рукой, глазом и материалом жизни, между полем и крестьянином, топором и деревом, между потребностью тела и тем, что вера подсказывает...

Меня Тема (любимый пудель - А.Ж.) многому научил. Может, не все я пересмотрел, но очень много за те семнадцать лет, которые мы прожили с ним. Не надо суетиться, все придет в свой срок, если глядеть правильно и главное - правильно видеть. Все должно быть живое и для живого...»

Ж.Аракчеева. Всеволод Петрович Смирнов / Ж.Аракчеева // На рубеже тысячелетий: Книга о людях культуры и искусства. 1 том.- Псков, 2002. - С.153 - 155.


Мастерская В.П.Смирнова в Малах
(под Старым Изборском)

Протоиерей Всеволод Смирнов Москва. Тюрьма НКВД. 1937 Всеволод Васильевич Смирнов ( - ), протоиерей , священномученик .

Осенью года в ОГПУ пришли сведения, будто священник в день празднования памяти Илии Пророка сказал в проповеди: «Народ весь прегрешил перед Богом, Бог насылает разные кары на него. Ему надо покаяться, Бог простит. Когда жил на земле Илья пророк, народ также развратился, и Бог послал голод, и весь народ голодал. Так же и теперь, если народ не покается, будет голод и разные бедствия».

Основываясь на этом донесении, уполномоченный ОГПУ сделал вывод, что священник «систематически, как в проповедях, так и в частных беседах, проводит антисоветскую агитацию, называя советскую власть “Божьей карой за прегрешения народа”» , и, «принимая во внимание, что дальнейшее пребывание» священника на свободе будет иметь «отрицательное влияние на настроение населения к советской власти» , 19 октября года постановил арестовать отца Всеволода. В тот же день он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросах, отвечая на вопросы следователя, протоиерей Всеволод сказал:

– Антисоветской агитации я ни при каких обстоятельствах не вел. В проповедях я затрагиваю чисто религиозные вопросы. Разговоров на политические темы никогда ни с кем не вел и политикой не интересуюсь. Будучи болезненным человеком, веду уединенный образ жизни и ни с кем дружбы не веду.

– Говорили ли вы в проповеди 2 августа сего года, что «народ весь прегрешил перед Богом и Он за это посылает на него разные кары, как-то: голод и тому подобное»? – спросил следователь.

– Этого я никогда не говорил.

– Кто может подтвердить отсутствие с вашей стороны антисоветских действий? – спросил следователь.

Отец Всеволод попросил вызвать некоторых свидетелей, которые подтвердили бы его невиновность. Следователь, однако, не стал никого вызывать, передав «дело» на рассмотрение Особого Совещания при Коллегии ОГПУ. 18 ноября года он был приговорен к трем годам ссылки в Северный край – в село Лешуконское Архангельской области.

Отец Всеволод здоровья был слабого и страдал в это время многими болезнями. В конце года он был освобожден.

Прихожане храма в селе Дерменцово обратились к священноначалию, чтобы священника направили снова в их храм, и 22 января года протоиерей Всеволод получил назначение в храм в селе Дерменцово. Здесь он прослужил до гонений 1937 года.

10 октября года власти арестовали протоиерея Всеволода по обвинению в том, что он «распространял гнусную клевету на советскую власть, высказывал пораженческие настроения, вел антисоветскую агитацию против проводимых на селе кампаний».

Зачитав текст обвинения, следователь предложил отцу Всеволоду дать показания.

– Контрреволюционной и антисоветской агитацией я не занимался, – ответил священник.

– Вы показываете ложно. По вашему делу допрошены свидетели, которые подтверждают факты вашей контрреволюционной и антисоветской агитации. Следствие требует от вас правдивых показаний.

"МАСТЕР"
В.П.Смирнов в мастерской. Фото Ю.Роста
2 февраля 2012 года исполнилось 90 лет со дня рождения Всеволода Петровича СМИРНОВА. Художник, архитектор-реставратор, кузнец-художник, Член Союза архитекторов и Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны (1941-1945 годы), посвятивший последние 40 лет своей жизни Псковской земле.


Вчера, 2 апреля 2012, в переполненном актовом зале Псковской областной универсальной научной библиотеке состоялась презентация книги " Всеволод Смирнов. Художник. Архитектор. Кузнец.", посвященная его многогранному творчеству, кругу общения.



Над созданием книги трудился авторский коллектив: Н.С. Рахманина, И.Б.Голубева, Ю.А.Селивёрстов, Д.В.Смирнов.
В город Псков В.П.Смирнов приехал в 1955 году по приглашению, окончив архитектурный факультет Академии художеств в Ленинграде. В 1960-х годах участвовал в реставрации Псково-Печерского монастыря. Он предложил завершение башен Псковского кремля и Псково-Печерского монастыря коваными прапорами, сам сделал эскизы.

Покровская башня Окольного города в Пскове до реставрации.
Покровская башня не только самая крупная из башен Псковской крепости, и одна из самых крупных средневековых башен Европы. Именно о событиях 1581 года (Осада Стефаном Баторием Пскова), которые происходили у стен этой башни писал Н.М.Карамзин: " ...То истина, что Псков... спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей Истории, доколе мы не утратим любви к отечеству и своего имени". (Н.М.Карамзин. История Государства Российского. Книга III: тт.IX-XII.- СПб.,1845. - С.198.)
Реставрация Покровской башни Пскова неотделима от имени Смирнова В.С. Работы по её исследованию, реставрации под руководством В.С.Смирнова начались в 1958 году и закончились в 1962 .

Покровская башня Окольного города Пскова после реставрации. 1962 г.

В 1967 году он оставил реставрацию и занялся кузнечным ремеслом.


Звонница церкви Успения с Парома, где много лет была мастерская В.П.Смирнова, но в 1994г. по распоряжению псковской епархии, было приказано срочно освободить помещения звонницы, всё оборудование и экспонаты выброшены на улицу. В звоннице был оборудован склад овощей.

Звонница и церковь Успения с Пароменья XVI в.
В этой мастерской он создал прапоры, церковные кресты, кованые ворота и люстры в интерьерах зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы, Кисловодска, посольства в Вашингтоне и консульства архипелага Шпицбергена.
Автор монументальных памятников: могила Неизвестного солдата в Пскове,
щит в псковском кремле в честь победы А.Невского на Чудском озере.

Памятный знак победе Александра Невского на Чудском озере в 1242 г. Псков.Довмонтов город. 1971 г.
Всеволод Петрович - автор надгробия на могиле Анны Ахматовой.
Рахманина Н.С. в своем биографическом очерке пишет: " Именно к "мастеру" в 1968 году обратился сын Анны Андреевны Ахматовой Лев Николаевич Гумилёв с просьбой создать памятник на могиле его матери. Вот его слова: "Пусть Союз писателей" делает Ахматовой любой памятник, хоть конную статую, а я на могиле матери хочу видеть крест". С этой просьбой он и приехал в Псков к Всеволоду Смирнову. Всеволод Петрович выполнил проект, а крест изготовил сам из толстого котельного железа. Это была очень тяжелая работа."

Крест на могиле А.А.Ахматовой, изготовленный В.С.Смирновым.


" На кладбище в Комарово появился памятник великой Ахматовой. Надгробная плита и стенка были выполнены псковскими мастерами из псковского же известняка."


В этой книге представлены репродукции акварелей В.С.Смирнова. Вот одна из них. Я выбрала именно эту акварель, может быть потому, что очень люблю эти места, Мальская долина, "... мал Мальской монастырёк", сколько друзей и друзей своих друзей я переводила в эти места, не счесть, а каждый раз уходить оттуда не хочется и надеешься вернуться снова и снова.

В.П.Смирнов. Мальской монастырь. 63х88 см. бум.акв.
В 1973 году Всеволод Петрович покупает дом в деревне Малы, находящейся в нескольких километрах от Старого Изборска. Дом был ветхий, поэтому на том же фундаменте в 1978 году был построен новый, в котором Всеволод Петрович часто жил в последние годы жизни.

Дом Всеволода Петровича на хуторе в Малах. Фото А.Золотенкова

Гостями мальского дома В.С.Смирнова неоднократно были Белла Ахмадулина, Юрий Нагибин, который описывает эти мальские встречи в своём "Дневнике", Савва Ямщиков, Петр Оссовский, Василий Звонцов. В том доме несколько месяцев жил и работал отец Зинон, в наше время - всемирно известный иконописец.
Всего не расскажешь о Мастере, как называли его в близком его окружении, в коротком посте, на это есть книга.
Стихотворение Е.Евтушенко " Псковские башни" посвящено творчеству Всеволода Петровича Смирнова.
ПСКОВСКИЕ БАШНИ

Е.Евтушенко

1971

Художник, сам собой низложенный,

надел по царски фартук кожаный

и принял звание - кузнец.

Он для души, а не для гонору

сам возложил на буйну голову

тяжелокованный венец.


Художник толст и бесшабашен.

Художник пьяница большой,

а между тем - хранитель башен,

ревнитель с нежною душой.


Восстав на те порядки скотские,

когда в разоре башни псковские

собой являли лишь позор,

он бисер доводов рассыписто

метал - рукомесла российского

в парче невидимой посол.


Взывал, что башни те беспаспортно,

стоят заброшенно, беспрапорно,

подобно каменным гробам.

Ловя тупых чинуш на лестнице,

О прапорах железных лекции

читал художник медным лбам.


Он так вещал: "Что флаги тряпочные!

У нас и так забиты прачечные.

А прапор сшит самим огнем.

А прапор, молотком он выхолен,

навек развернутым он выкован,

и нет ни складочки на нем.


Чихали тати из Ливонии

от дыма кузниц - от зловония,

не предвещавшего добра,

когда из крайне нелюбезного

железа самого железного

ковали предки прапора.


Так вот и складывалась нация,

когда, визжа по сторонам

чужие стрелы только кляцали

по этим - крошкам знаменам.

И прапор вам не флюгер смирненький,

который вертится как миленький,

едва почудятся ветра

Мы флюгерами затоварены,

нужны Отечеству, товарищи,

не флюгера, а прапора!


Так говорил художник, вытесан

из той породы, что и витязи.

Сегодня в Пскове: May 04, 2019 21:51:14

Статистика:

  • текущий запрос:
  • найдено результатов: 3
  • страниц с результатами: 1

Увы! Но это всё, что было!

Архитектор, художник-реставратор, кузнец, член Союза архитекторов и Союза художников СССР. Участник Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы). В город Псков приехал в 1955 году, окончив архитектурный факультет Академии художеств в Ленинграде. Более десяти лет был ведущим специалистом Псковской реставрационной мастерской. В 1960-х годах участвовал в реставрации стен и башен Псково-Печерского монастыря. Он предложил завершение башен Псковского кремля и Псково-Печерского монастыря коваными прапорами, сам сделал эскизы и осуществил замысел. В 1967 году оставил реставрацию и занялся кузнечным ремеслом. Создал прапоры, церковные кресты, кованые ворота и люстры в интерьерах зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы и Кисловодска, посольства в Вашингтоне и консульства архипелага Шпицберген. Автор монументальных памятников: могила Неизвестного солдата в Пскове, щит в Псковском кремле в честь победы А. Невского на Чудском озере, надгробие на могиле поэтессы А. А. Ахматовой. Участвовал в выставках живописи и графики, в том числе международных. Награждён двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней и медалями. Похоронен на Иоанно-Богословском кладбище в Пскове. На доме, где жил Всеволод Петрович, в 1997 году установлена мемориальная доска.

Источник: Псковская энциклопедия. Главный редактор - А. И. Лобачёв. Псков, Псковское региональное общественное учреждение - издательство "Псковская энциклопедия", 2007 | →

Место рождения - Удомельский р-н Тверской губ.. Место смерти - Псков. Архитектор-реставратор, художник. Окончил Л-дский инженерно-строительный ин-т (1949) и АХ (1955). В Псков приехал в 1955. Более 10 лет был ведущим специалистом Пск. науч.-реставр. мастерской, гл. архитектором и директ.. В соавторстве с В. А. Лебедевой восстанавливал храмы Ильи Пророка в Выбутах, Св. Николы Чудотворца в г. Остров и в с. Пустое Воскресение. В 1950 - 1960-х (совм. с М. И. Семеновым) провел реставрацию стен и башен Псково-Печерского м-ря. С 1967 С. посвятил себя возрождению кузнечной ковки. Его работы: прапоры на башнях Псковского кремля и Печерского м-ря, 23 декоративные композиции для зданий Пскова, СПб., Москвы, Кисловодска, посольства в Вашингтоне и консульства архипелага Шпицберген. С. - автор монументальных произведений: памятник на могиле Неизвестного солдата (1974), памятник «Партизанская слава» (1984) на пл. Победы в Пскове и др.. Участник ВОВ, дошел до Берлина. Участник выставок произведений живописи и графики в Пскове, Костроме, Москве, Литве, Чехословакии, пять из них - персональные. С. - чл. СА и СХ. В 1996 принято решение об организации музея архитектора С. по ул. К. Либкнехта, 16. На доме, где жил С., установлена мем. доска (1997).

Всеволод Петрович Смирнов
Фото Юрия Роста

Мастер псковской силы

В день рождения Всеволода Петровича Смирнова Россия получила книгу о великой эпохе титанов псковской культуры

2 апреля 2012 года исполнилось 90 лет со дня рождения мастера архитектуры, живописи и ковки Всеволода Петровича Смирнова. В этот день в Псковской областной библиотеке городу и миру был представлен труд «Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец» . Созданная стараниями супруги Всеволода Петровича Натальи Сергеевны Рахманиной и ее друзей, эта книга стала одним из новых камней в крепости Псковского Духа, ныне почти невидимой, существующей незримо, но ощутимо – для каждого, кто чувствует Псков как родной город.

Наталья Сергеевна Рахманина представляет книгу памяти Всеволода Петровича Смирнова. Псков, 2 апреля 2012 года. Фото: Александр Сидоренко.

С этого листа бумаги всё начиналось. План структуры книги. Рукопись Н. С. Рахманиной. Февраль 2011 года.

Всеволодов дар

Псковская школа архитектурной реставрации 1950-70-х годов была попыткой реставрировать саму Россию – попыткой безнадежной, но совершенно осознанной

Всеволод Петрович Смирнов (1922 – 1996) ушёл из жизни в крещенские дни 1996 года. Более шестнадцати лет назад – по обыденным человеческим меркам уже давно. Сегодня – несмотря на светлую добрую память о нём в сердцах очень многих людей, его друзей и учеников, несмотря на все его свершения, до сих пор формирующие лицо города Пскова (восстановленные в первоначальной гармонии древние храмы и башни, чеканные прапоры над этими башнями, пускай уже и не все, орудийные стволы военного мемориала над Вечным Огнём на площади Победы) – можно с горечью констатировать, что В. П. Смирнов как явление в большой степени «успешно» забыт псковским обществом. Россия же в целом ещё никогда в должной мере его не знала.

В. П. Смирнов. 1945 г.

Справа налево: Б. С. Скобельцын, В. П. Смирнов, М. И. Семёнов, Н. С. Рахманина. Первый слева – Ю. В. Сусленников.

Покровский комплекс. Реставрация Всеволода Смирнова. 1960-е. Фото Бориса Скобельцына.
Реставрация Покровского комплекса была признана лучшей научной реставрационной работой года в СССР.

Покровская башня. Реставрация Всеволода Смирнова. 1960-е. Фото Бориса Скобельцына.

Всеволод Смирнов с голубем, венчавшим прапор Власьевской башни в Пскове. 1967 г. Фото: Михаил Семенов

Установка прапора Власьевской башни в 1966 г. На снимке: архитектор Б. С. Скобельцын и бригадир плотников В. Махаджанян. Фото М. И. Семенова, 1967 г.

Монумент в честь 730-летия победы Александра Невского на Чудском озере в 1242 г. Псков. Довмонтов город. 1971 г.

Подготовка к открытию мемориала "Могила Неизвестного Солдата" . Псков, июль 1974 года. Справа с вытянутой вверх рукой - В. П. Смирнов. Фото: Михаил Семенов

В. П. Смирнов возле созданного по его проекту памятника на могиле Неизвестного солдата в Пскове .

В. П. Смирнов на берегу реки Великой, перед своей мастерской в звоннице церкви Успения Богородицы от Парома. 1976 г.

Колосниковая каминная корзина (кованый металл). 1986 г.

Декоративная композиция «Птица» – фонтан внутреннего двора здания посольства СССР в Вашингтоне (США). 1986 г. Кованый металл (не установлена).

Крест, установленный В. П. Смирновым возле церкви Покрова и Рождества Богородицы. Слева направо: В. П. Смирнов, отец Владимир (Попов), А. М. Лебедев. 1990-е годы.

Автограф В. П. Смирнова.

Всеволод Петрович Смирнов.

Свет ликования

Выступление Валентина Яковлевича Курбатова на представлении книги «Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец»

Я очень ждал этого дня и надеялся, что это будет другой зал . Это должен был быть зал филармонии, зал театра. Потому что Всеволод Петрович Смирнов – явление громадное в общерусском масштабе. И здесь сегодня должны быть не только мы, которые его знаем, а должен быть всякий живой пскович, старый и малый. Каждый должен был быть сегодня в этом зале и чувствовать, что совершается что-то непоправимое с его Отечеством.

Фоторепортаж Александра Сидоренко

Наталья Сергеевна Рахманина.

Дмитрий Иванович Беляев, бывший председатель Псковского горисполкома.

Александр Иванович Голышев, председатель государственного комитета Псковской области по культуре.

Михаил Викторович Кириллов-Угрюмов, друг В. П. Смирнова.

Юлий Александрович Селиверстов, искусствовед, друг В. П. Смирнова , соавтор книги.

Наталья Сергеевна Рахманина и Всеволод Петрович Смирнов.

Участники представления книги. Лекционный зал Псковской универсальной областной библиотеки.

Участник представления книги.

Валентин Яковлевич Курбатов готовится к выступлению.

ЛМШ, фотограф .

Валентин Яковлевич Курбатов выступает.

Валентин Яковлевич Курбатов с книгой "Всеволод Смирнов"

Выступление "Мастер псковской силы".

Профессор, археолог Инга Константиновна Лабутина.

Публикации "Псковской губернии" о Всеволоде Петровиче Смирнове. Спасибо сотрудникам областной библиотеки за аккуратную память.

Анатолий Тимофеевич Васильев, бывший председатель Псковского горисполкома, бывший генеральный директор дирекции "Псковреконструкция".

Современники В. П. Смирнова.

Владимир Евгеньевич Никитин, архитектор-реставратор, лауреат Государственной премии России, главный архитектор проекта второй реставрации шатра Покровской башни.

Спасибо всем!