Школьные стереотипы. Гендерные стереотипы учителей и учащихся. Какие бывают стереотипы

16 лет, Пермский край

О нарушении прав я начала задумываться пару лет назад, когда случайно забрела на группу с историями девушек. Речь шла об ужасных вещах - изнасилованиях, домашнем насилии, а преступники не были наказаны из-за того, что полиция не нашла состава преступления или девушкам никто не поверил. Я задумалась: где справедливость, если такие вопиющие преступления остаются безнаказанными?

С тех пор я стала чаще замечать свинское поведение мужского пола по отношению к женскому, которое у нас в стране, видимо, считается нормальным: девушкам присвистывают вслед, трогают их - просто потому, что так захотелось. Девушки обычно просто терпят это. Недавно я сама столкнулась с похожей ситуацией. Я люблю одеваться красиво - не для кого-то, а для себя. В один прекрасный день, когда я шла по центру города в короткой юбке и на каблуках, до моей ноги дотронулся неприятный пожилой мужчина. Первая реакция - шок, со мной такого раньше не происходило, я даже не смогла отреагировать, а тот мужчина успел уйти. Возмущение, которое я так и не выразила, весь остаток дня крутилось у меня в голове. Но это стало для меня уроком, впредь я буду знать, как вести себя в такой ситуации: если такое произойдет, я постараюсь пресечь такие действия, а затем вразумить человека.

Бывали ситуации, когда я единственная поднимала руку, чтобы ответить, но выбирали именно мальчика, чтобы он «отдувался за всех», потому что «сильный пол должен нас защищать»

В колледже я то и дело замечаю неравное отношение к мальчикам и девочкам. У нас в группе всего три мальчика, на пары из них обычно ходит только один. Бывали ситуации, когда я единственная поднимала руку, чтобы ответить, но выбирали именно мальчика, чтобы он «отдувался за всех», потому что «сильный пол должен нас защищать». На географии нам рассказывали о неравенстве зарплат мужчин и женщин за одинаковую работу. Кто-то выкрикнул: «Ну и правильно!» Другие рассмеялись. В нашей почти полностью женской группе ни одна не выразила своего несогласия. Неужели только я сочла это несправедливым? Еще в школе меня поражало, когда учителя-женщины говорили о том, что девочкам главное - найти хорошего мужа, а хорошо учиться - это дело второе.

В социальных сетях, опять же, сталкиваюсь с несправедливостью. Вот опрос: «Кто должен быть главным в семье?» Варианты ответа: «мужчина» и «оба равны». Варианта ответа «женщина» даже не предусмотрено, а больше половины ответивших проголосовало за мужчин.

Я очень рада, что в моей семье родители действительно равны. Никто никому не приказывает, уж тем более не применяют силу. Но и у меня недавно состоялся неприятный разговор с мамой: мне объясняли, что я будущая женщина, что я должна буду найти себе вторую половину мужского (обязательно!) пола, завести детей. Потому что в этом якобы мое предназначение. Когда я попросила привести аргументы, мне ответили, что так заведено.

От патриархального склада никуда не деться, мы живем в стране, где обычная жизнь тесно связана с церковью и традициями. Все будто забыли, что мы светская страна. У меня появляется ощущение, что наши органы власти судят людей по «Домострою», где жену можно и ударить.

А еще некоторые девушки не уважают друг друга. Пока мужчины видят это, они будут считать, что тоже могут неуважительно обращаться к девушкам.

Я не знаю, когда этот беспредел закончится, но сейчас мне неприятно жить в обществе, где царит сексизм и гомофобия.

17 лет, Иваново

Когда я загорелся идеями феминизма, многие считали это очень странным, потому что я мальчик. Сегодня мое мировоззрение - это совокупность взглядов против дискриминации по какому-либо признаку. Во мне изменилось многое, но вокруг меня мало что сдвинулось с места.

Да, глупо отрицать, что во «взрослом» мире господствует гендерное неравенство. Но хуже дела обстоят в мире детей, которым навязывают стереотипы и установки. Нас воспитывают по стандартной системе: «Мальчики, вы сильные, вам не дозволено пускать слезы. Девочки, вам следует быть утонченными принцессами».

На уроках физкультуры нас делили на сильных и слабых

Школа часто злоупотребляет правом воспитывать детей. Начинается все со школьной формы. Твой внешний вид - одна из самых доступных форм самовыражения - жестко регламентируется другими. Дальше идет разделение на «М» и «Ж». На уроках технологии девочек учат готовить, а мальчиков - быть плотниками. Лично мне было ужасно обидно, что я не могу научиться готовить что-то вкусное, хотя считаю это прекрасным занятием. Вместо этого я должен заниматься дурацкой работой, которую сегодня за деньги выполняют наемные рабочие. На уроках физкультуры нас делили на сильных и слабых. Мальчики, конечно, заведомо были сильными, поэтому физрук всегда кричал нам вслед: «Не сдавайся, ты же будущий боец. За кем будет стоять твоя жена?»

В старшей школе я стал меньше ощущать на себе это давление. Может, потому что учителя решили, что к этому времени мы уже стали «правильными»?

С друзьями - особая ситуация. Их головы уже промыты, стереотипы глубоко пустили корни. Они не хотят видеть рамки, в которые их загнали. На меня огрызаются, когда я пытаюсь учитывать мнение и мальчиков, и девочек. Личная жизнь будто уже прописана кем-то наперед, и все следуют этим инструкциям.

В семье дела обстоят по-другому - тут все родные, не с кем бороться. Родители мои, воспитанные в 70-х годах, конечно же, переносят гендерные установки на меня и моих братьев. Но стоит ли винить их в этом? В глазах отца мы будущие бизнесмены, предприниматели, руководители на высоких постах.

Кто-то может сказать, что только так мы сможем сохранить человечество и нормальное общество. Но кто определил эти стандарты и почему мы не можем их нарушать? Сейчас люди вдруг задумались о сохранении каких-то истин. Но если взглянуть в историю, окажется, что «истины» всегда были разными.

Именно в феминистических и в схожих с ними идеях я вижу выход из ситуации. Мне кажется, активисты должны нести эти идеи в школы. Нужно менять воспитание - не радикальным образом, а постепенно. Только так возможно воспитать общество, в котором не будет неравенства.

17 лет, Забайкальский край

Я живу в военном городке, где почти все семьи состоят из жены и военнослужащего мужа. В таких семьях глава - мужчина, его считают защитником, а женщина обязана сидеть дома и выполнять все домашние обязанности. Работы здесь особо нет, шансов для саморазвития - тоже. В этих семьях даже не знают о равноправии. Если об этом заходит речь, итог один: муж - добытчик, жена сидит дома - значит, не устает, нечего строить из себя угнетенную.

Для меня загадка, почему женщины не признают этого гнета

Половина мальчиков, насмотревшись на это, непременно хотят стать военными. Им не сложно добиться этой цели. Своим девушкам парни сразу дают понять, что они должны дожидаться их из армии. А потом в любой момент она должна будет бросить учебу, работу и приехать к нему в богом забытый городок, чтобы начать свою карьеру служанки.

Я пытаюсь донести окружающим (в школе в том числе), что это ненормально. Все воспринимают это как шутку. Самое ужасное, что девушки реагируют так же, как парни. Для меня загадка, почему женщины не признают этого гнета.

Я думаю, что права женщин систематически нарушают только из-за того, что идеи феминизма - это как тайный клуб, о котором говорят шепотом, да и то не всем. Если бы все истории про изнасилования, похищения и избиения доносились до народа, то все было бы гораздо лучше. Женщины бы чаще задумывались, что такое количество преступлений - не просто случайность.

17 лет, Минск

В 13–14 лет я стала задумываться о том, сколько гендерных стереотипов меня окружает. Я совсем не понимала, почему люди поощряют такое, и боролась с неравенством, даже не зная, что такое феминизм. Когда я узнала, что существует такое движение, я сразу стала его поддерживать.

Недавно на уроке биологии учитель сказал нам: «Если девушка говорит «нет» - это значит «да». Девушки все такие»

В школе гендерных стереотипов полно, и это печально. Школа должна быть местом, где учат не только математике и истории, но и уважению. Даже учителя поддерживают неравенство, что уж говорить об учениках?

Недавно на уроке биологии учитель сказал нам: «Если девушка говорит «нет» - это значит «да». Девушки все такие». А открытый урок о подвиге белорусских женщин в военные годы наша классная руководительница завершила словами: «Смысл жизни женщины - это создание семьи, воспитание детей». Она вообще довольно религиозная женщина, постоянно говорит, что девочки должны быть слабыми и дарить свою красоту только мужу.

Однажды в классе я сказала, что женщина не обязана рожать. Мой одноклассник ответил: «Если женщина не рожает, то зачем она вообще нужна?» Печально все это.

По рассказам одноклассниц, я лишний раз убедился в зашоренности нашего общества: истерики и требования от дочерей «родить внучат», ограничение общения с противоположным полом, оскорбления на почве ориентации - этот набор стереотипов и без того всем известен.

Неуважение к собственным детям, ученикам, да и просто к людям, неприятие какого-либо мнения, кроме своего, боязнь нового - вот лишь краткий список недугов, которыми поражено наше общество.

Учитель всё больше напоминает парту или доску, которой ты пользуешься несколько лет, а потом не вспоминаешь. А школьники тратят время и силы на предметы, которые им не пригодятся и неинтересны. Почему так происходит – рассказывает учитель русского языка Михаил Караваев.

Причин на самом деле много - низкая зарплата, непрестижность работы учителя, бумажная волокита. Но самая главная - стереотипы, которые прочно сидят в головах у взрослых. У родителей и учителей. Всё, что будет перечислено ниже, - те или иные «традиции», которые либо уже не работают, любо нерабочие в принципе. Но воспринимаются как что-то незыблемое.

1. Учитель - на всю жизнь. И только он даёт знания

Хороших учителей, да и плохих тоже, помнишь всю жизнь. И ходить в гости к своим бывшим педагогам - нормально. Но чаще всего учитель - это просто оборудование. Такое же, как стол, доска, тетрадь. Только живое. Вряд ли вы скучаете по своей парте, куску мела или доске.

Учителя (и родители!) должны это понимать: вам дали детей на время, чтобы вы их подготовили к жизни и отпустили. Грустно, но это так. Учителям нужно помнить о границах своего участия в жизни ребёнка. Вообще задача школы - научить человека получать знания самостоятельно. А теперь ещё немного ужасов: некоторые современные образовательные системы обходятся вообще без учителей. К примеру, на платформах типа Khan Academy или Coursera есть кураторы группы (часто те, кто прошёл курс до вас), все курсы записаны на видео, для тестов не нужен преподаватель, а творческие задания ученики проверяют друг у друга сами. Плохо ли это? По себе могу сказать, что большую часть знаний я получил именно на онлайн-курсах.

2. Учитель не оказывает услугу

Нет, учителя именно оказывают услугу за деньги (пусть небольшие) налогоплательщиков. И задача учителей - делать это качественно. Это учителя должны детям, а не дети им (конспекты, тетради, стихи наизусть и так далее).

3. Всё, чему учат в школе, пригодится «для общего развития»

Огромное количество информации ученику никогда не пригодится. Если учитель не может объяснить, для чего нужно учить его предмет, то учить этому, скорее всего, не нужно. Или нужно, но по-другому. Например, для чего учить родной язык? Сейчас - для того, чтобы писать без ошибок диктанты и сочинения по «Войне и миру». При этом составить резюме или просто написать заявление в ЖКХ на замену батареи - задача невыполнимая. Таким элементарным практическим вещам в школе просто не учат.

А как нужно учить и для чего? Ответ - а для чего мы используем, так и учить. Вообще-то задача школы - не трудоустроить людей с педагогическим образованием, а сделать из учеников ответственных граждан, научить их жить в обществе. Поэтому нужно учить кулинарии и мальчиков и девочек, а ещё считать сдачу, общаться.

Я очень любил математику в старших классах, на контрольных делал оба варианта, потому что было интересно. У меня списывали даже те, кто пошёл учиться в Бауманку (сам я пошёл на филфак). Через два года после поступления решил повторить алгебру, просто так. Через полчаса закрыл учебник - не мог понять даже азов. А ведь у нас было по восемь уроков алгебры в неделю! В 11 классе я сбегал с уроков на свидания с девушкой, и сейчас я понимаю, что это было лучшее применение школьного времени.

4. Детей нужно делить по классам и никак иначе

«Класс» в старшей школе - пережиток совка. Люди разные, с разными интересами и способностями, поэтому нужна специализация. Профильные (гуманитарные и математические) классы проблемы не решают. Помочь могут система кредитов и самостоятельный выбор предметов, когда у каждого старшеклассника индивидуальная программа в зависимости от будущей специальности. Это, кстати, избавит от «натяжек», когда человек работает на три с плюсом, но надо ставить ему пятёрку, ведь он отличник по основным дисциплинам. И социализация не пострадает, не переживайте - у подростков и так половина жизни проходит в соцсетях и мессенджерах. А в средних классах другие проблемы: сейчас они переполнены, а должно быть не больше 15 человек, а ещё лучше - не больше десяти.

5. «Когда вырастешь, тогда и узнаешь». И про будущую специальность, и про работу по специальности

Часто человек вообще ничего не знает об особенностях своей специальности вплоть до диплома и поиска работы (по этой специальности). Например, на моём факультете педпрактика начиналась с третьего курса. Оказалось, что школьники и я, сам недавний школьник (как я считал), живём в разных реальностях и не очень понимаем друг друга. Как говорят? Какую музыку слушают? В какие игры играют? Тогда-то я и понял, что профессия учителя - это что-то запредельное. Жаль, что мне об этом сразу не сказали. Выход - ранняя практика, экскурсии, встречи с крутыми педагогами ещё в школе.

6. Учитель всегда прав. Он не может быть не прав

Если ребёнок может аргументированно выразить свою точку зрения, которая отличается от правильной, - он молодец, а не выскочка. И я не вижу ничего плохого в том, чтобы называть учителя по имени. А традиция вставать в начале урока или если в класс зайдёт завуч - пережиток казарменного воспитания и уравниловки. Если дети жалуются на учителей - это повод разобраться, а не вызывать родителей. У меня был коллега, от которого, пардон, неприятно пахло. Когда дети мне пожаловались (!), пришлось разговаривать с ним на эту тему. Запах исчез. Возможно, не стоило этого делать, ведь учитель всегда прав. Но взрослые могут быть не правы. И дети должны об этом знать.

7. «Три пишем, два в уме». С оценками не спорить

Во-первых, пять баллов - это слишком мало для адекватного оценивания. Нужно минимум десять. Во-вторых, не очень понятны критерии. Любая система несовершенна, это не значит, что надо отказываться от системы оценивания вообще (хотя в начальной школе я бы совсем отменил оценки). Оценки - это отражение усвоения материала. Если ребёнок написал «3*2=6», а ему снижают балл, потому что правильно «2*3=6», то любой нормальный родитель скажет, что это бред.

8. Учитель говорит, все молчат и слушают

В школе нет диалога между учителем и учеником. Педагогам не интересны школьники, так почему школьникам должно быть интересно то, что говорят эти дяди и тёти? При этом ситуация меняется, если всего-навсего спрашивать у учеников мнение или давать возможность решить проблему по-своему. Ученики удивляются, что с ними разговаривают на равных и интересуются их мнением. И по-моему, это ужасно.

Иллюстрации: iStockphoto (donatas1205, EkaterinaVassilieva, Helen_Field)

Я пишу об этом потому, что все мы так или иначе соприкасаемся с миром школы, а кроме того – уж простите за общее место! – не все из нас понимают, что именно из этого мира выходят в жизнь люди, которые формируют вокруг нас под видом нормы мир абсурда, бессмыслицы. Зато все мы этим миром возмущаемся.
Разумеется, я вовсе не считаю, что всё складывается в школе, что от школы всё зависит и т.д. Но всё же процесс социализации во многом проходит именно там.

В прошедшем учебном году я впервые работал в такой школе, куда берут не всех. В целом ученики и правда лучше, чем во всех предыдущих моих школах. Но даже это "в целом" означает, в сущности, что здесь почти нет совсем уж безнадёжных. Учителей хороших тоже немало, но и не так чтоб уж очень много. И мне пришлось в очередной раз столкнуться именно с теми стереотипами, которые не просто сильно портят жизнь учителю, но и переворачивают мир с ног на голову. Чтобы это осознать, не нужно ни принципа остраннения, ни сверхъестественных персонажей или фантастических сюжетов – достаточно просто следовать логике и не терять способности спокойно оценивать происходящее.

Стереотипы, продуцирующие бессмысленность, порабощают нас. А противостоять им очень сложно, порой даже невозможно. Особенно угнетает одно: чуть только попробуешь воззвать к разуму, напомнить, кто мы, зачем мы работаем и как должны работать, так сразу тебя окружает вихрь идиотического возмущения и таких неожиданных форм противодействия, таких сногсшибательных "аргументов", что диву даёшься. И только собственная абсурдоустойчивость позволяет остаться самим собой и добиваться своего, хотя даже в этом случае всё равно мало кто признает твою правоту, поскольку подавляющее большинство предпочитает мир вывихнутых понятий и перевёрнутых принципов.

I. „Переход в среднюю школу всегда травмирует, детей надо пожалеть, а поэтому, Сергей Игоревич, задания должны быть полегче, оценки надо ставить помягче – это детей стимулирует! И зачем столько требовать? Их ведь этому в начальной школе не учили! В конце концов, ребёнок же старался!”

Что значит пожалеть ? Вызвать к доске, дать примитивное задание и поставить пятёрку? Выслушать монотонное, бездумное прочтение стихотворения и поставить пятёрку, потому что ребёнок старался ?! И когда же это лёгкие оценки стимулировали?! Бред. Ложь. Но эта бредовая ложь на все лады повторяется классными дамами и родителями, эта бредовая ложь вынуждает многих учителей создавать иллюзию успеха, а в результате мы имеем откровенных лентяев, которые не в состоянии справиться с примитивным диктантом. А я, гад такой, тройки и двойки ставлю, видите ли, и невесть чего хочу от бедных деточек, которые обленились настолько, что одна не может в течение полугода принести тетрадь для сочинений, хотя я в дневнике регулярно пишу напоминания, другой не в состоянии за три недели выучить банальные правила чередования гласных в корне, несчастные раст-ращ-рос и лаг-лож, а третий не желает в течение месяца найти время, чтобы выучить стихотворение. Ну и, само собой, недовольные мамки, недовольные классные дамы, я им порчу картину успеваемости, у меня низкий процент качества, у ребёнка по всем предметам 4-5, только Райский поставил тройки…

II. Кстати, об иллюзии успеха. Ещё один стереотип: „Отстающему ученику надо помочь, для повышения мотивации к обучению надо поставить его в ситуацию успеха, чтобы он поверил в свои силы, стал стараться – тогда он обязательно вытянет, выучит… А вы, Сергей Игоревич, не желаете подобрать ключик, найти индивидуальный подход…”

И опять бред. Бред потому, что эта выдумка методистов годится лишь в отдельных случаях. Например, если дело только в психологическом барьере: скажем, боится ученик перед всем классом отвечать. Ну, или меня лично боится, стесняется… А если он в начальной школе базовые знания не усвоил, путает части речи и члены предложения, не знает падежи, не может задать вопрос от одного слова к другому – никакой ключик тут не подберёшь, кроме репетитора. И если ученик читает в три раза медленнее, чем должен, а словарного запаса ему только на Агнию Барто и хватает, то индивидуальный подход возможен лишь один: срочно учить читать, причём заниматься этим должен не я. И если ученик не может сосредоточиться, пишет медленнее всех, без конца теряет или забывает ручку, тетрадь и учебник, то ситуация успеха возможна лишь в том случае, если рядом будет сидеть мама с набором всего необходимого.

III. Вернёмся к оценкам. Следующий стереотип: если по всем предметам 5 и только я поставил 3, виноват я: „Надо было дать возможность пересдать, надо было повнимательнее присмотреться к ребёнку… Давайте дадим шанс хорошему мальчику / хорошей девочке…”

Невероятно тяжело сопротивляться этому абсурду, особенно в отношении оценок по литературе. С языком проще: против ошибок в диктанте возразить нечего.
Вот ведь что любопытно: есть учителя, которые ставят пятёрки всем, и никого это не смущает. Сам я видел такое неоднократно. Но я могу понять это, скажем, в отношении физкультуры: данные у всех разные, и если каждый и впрямь выложился, то и нечего тихого книжного мальчика сравнивать с чемпионом России по карате, так что можно поставить пять и тому, и другому. Индивидуальный подход, так сказать, в действии. Могу понять и пятёрки у всего класса по рисованию: да, не всем дано, каждый старался – ну, и т.д. Но уже пятёрки у всего класса по музыке вызывают недоумение, поскольку музыка – это не только пение хором, но и, например, изучение истории музыки, а это уже „выучил – не выучил, ответил – не ответил”… А уж сплошные пятёрки по истории, и даже не пятёрки, а четвёрки-пятёрки – это враньё, если только в классе не собраны дети, столь же блестяще осваивающие литературу и русский язык. И когда по математике только четыре-пять – ну не верю! Не бывает такого. Я уж молчу о том, что заслуженное пять по всем предметам – это редкость.
Иногда (увы, крайне редко), спасает лишь одно: если есть в той же параллели ещё хотя бы один нормальный учитель, который не поддаётся на сюсюканье, не ломается после уговоров, не завышает оценки и требует то, что надо требовать. Скольких же этот дикий принцип выравнивания оценок покалечил! Сколько каждый год из школ выпускают наглых лентяев, которые привыкли получать незаслуженные пятёрки и четвёрки! И ведь даже ЕГЭ не исправит дела, потому что, во-первых, не так уж сложно получить на ЕГЭ четыре, а во-вторых, если экзаменационная оценка на балл ниже годовой, в аттестат ставят ту, что выше. Это, кстати, уже подводит к разговору о следующем стереотипе.

IV. „Не надо портить аттестат. Зачем человеку жизнь ломать? Он из-за этой одной тройки потом то-то и то-то, ему потом эта одна тройка так-то и так-то… Да что вам, жалко, что ли?”

Жалко. А вот жалко мне! Потому что если так рассуждать, то и вовсе учить незачем, требовать ничего не надо – можно просто выставить всем пятёрки и радоваться.
Так вот, жуть в том, что учителей, готовых ради аттестата завысить оценку, очень много, и в таком окружении человек, который не ради оценок преподаёт, оказывается в диком положении оправдывающегося злодея. Раньше из учителя выдавливали четвёрку или пятёрку ради конкурса аттестатов, теперь этого конкурса нет, но нашлись иные аргументы, вплоть до такого: „Ему же потом стыдно будет этот атестат своим детям показывать!” Дичь какая! А дурака валять на уроках в течение нескольких лет ему не стыдно было?! А то, что после школы эти "отличники" и "хорошисты" с презрением вспоминают тех самых учителей, которые из лучших побуждений им пятёрок понаставили, а позже и детей своих учат не учиться, а оценки выдавливать любыми путями – лестью, подарками, хорошим поведением – это не мерзко?

V. „Ученик имеет право на ошибку” . Ещё одна заезженная фраза, которую любят цитировать не по делу. Да, все мы ошибаемся, а процесс обучения всё ещё тесно связан с методом проб и ошибок. На обучающем уроке или в домашнем задании ошибайся на здоровье! Только это не значит, что над ошибкой потом не надо работать. И это не значит, что результаты контрольных работ нужно фальсифицировать.
А ещё право на ошибку не является оправданием любой подлости или хулиганства. В школах царствует двойная мораль: за один и тот же проступок могут и сурово покарать, и вообще ничего не сделать в зависимости от того, что за ученик, что за классная дама у него, какие у неё цели, какой "метод работы". Между прочим, у многих классных дам этот метод сводится к примитивному навязыванию ученикам "родственных" отношений: классная "мама" будет строга со "своими" (когда ей надо), но они же "её дети" , а потому она их "в обиду не даст" , то есть будет покрывать любые гадости, совершённые по отношению к другим учителям, будет помогать списывать на экзамене и т.д. И стиль отношений с учениками будет тот же – навязчиво эмоциональный: а) "Как же я по вам сокучилась, как же я всех вас люблю!"; б) "Как вы могли так со мной поступить?!" Это у нас называется воспитательным процессом.

Перечитал и решил пока остановиться. Конечно, список стереотипов далеко не полон, просто пока что-то нет желания продолжать.

После просмотра очередного фильма про школу мы осознали, что сценаристы и режиссеры, кажется, далеки от реальности и погрязли в стереотипах. Давно надоевших персонажей, вроде ботаников, популярных девочек и даже эмо всё продолжают и продолжают показывать в кино. Мы вспомнили 10 типичных образов школьников, о которых давно пора забыть.

1. Эмо

Мрачные мальчики и девочки с длинными черными челками и черно-розовыми гетрами на руках действительно обитали в школах несколько лет назад. Ребята, называющие себя эмо, а то есть эмоциональными, погруженными в себя и страдающими от несчастной любви, давно выросли, вынули из ушей тоннели и закрыли свои татуировки офисными рубашками. Поэтому грустных эмо оставим для американских фильмов и сериала Валерии Гай Германики «Школа». А вот эксплуатировать этот образ в 2014 году должно быть как минимум стыдно.

Кем заменить?

Никем, просто забыть. Ну ладно, можем предложить любителя рок-музыки. Только без цепей и ирокезов. Футболки с названием рок-группы будет достаточно.

Кадр из сериала «Школа»

2. Гот

Еще один, но более древний вариант эмо, – это гот. Парни или, что печальнее, девушки, которые носят рюкзаки с изображением группы «Ария» или Evanescence, мартинсы, кожаные плащи и распущенные сальные волосы. Да, и, конечно, такие персонажи во всех фильмах должны быть единственными в своем роде и страдать от одиночества. Нет, нет и еще раз нет.

Кем заменить? Эмо. А как мы уже писали – эмо надо забыть. Кажется нам, пора придумать новый и не такой избитый вариант неформала.

3. Рэпер

Да, это тоже привет из 90-х годов. Причем, рэперы-афроамериканцы в какой-нибудь провинциальной школе в США – это вполне себе нормально. Примером того может послужить тот же «Полу-Нельсон» с Райаном Гослингом. А вот русские парни в широких штанах, пытающиеся «мутить» русский рэпчик – это как-то странно. В любом случае, деление персонажей по их музыкальным предпочтениям – вещь, в принципе, весьма сомнительная.

Кем заменить? Забыть и оставить для гетто.

Кадр из фильма «Выпускной»

4. Ботан/Лузер/Гик

Чаще всего в этом амплуа очень любят показывать девочек. Без очков, брекетов и несуразных кардиганов такой персонаж просто не может существовать в представлении сценаристов и костюмеров. Они будто специально пропагандируют стереотипный образ ботанички или гика, который, в общем-то, как и все другие, не может существовать в таком чистом и утрированном виде. И вообще, быть гиком сейчас, между прочим, – модно.

Кем заменить? Оставить и добавить сарказма, как у Дарьи.

5. Королева выпускного

Да, это та самая стерва, которая встречается с капитаном футбольной команды, которой за просто так делают домашние задания пресловутые ботаники и которая уверена, что титул королевы выпускного у нее в кармане. Любая американская комедия про школу никак не может обойтись без этого персонажа. Ах, забыли, в конце фильма эта стерва должна осознать свою неправоту, либо быть поверженной добрыми и честными лузерами или новенькой. Кстати, о последней тоже стоит поговорить.

Кем заменить? Оставить, но не создавать утрированный образ. Меньше розового и больше мозгов.

Кадр из фильма «Дрянные девчонки»

6. Новенькая

Как создать интригу и заставить зрителя досмотреть фильм до конца? Все просто. Нужно, чтобы в школу пришла новенькая, с которой готовы дружить только странные непопулярные ребята, а красотки – вставлять палки в колеса. Но ее же это никоим образом не устраивает! Наш любимый вариант развития событий – это когда новенькая вступает в банду красоток, становится ее лидером, да еще и уводит парня у уже бывшей королевы выпускного.

Кем заменить? Новенькая – есть новенькая. Но разве она не может просто подружиться с ребятами? Ах, да, забыли, тогда кино будет скучным.

7. Мачо/Тупой качок

Тот самый качок, играющий в футбол в американском варианте, ну или симпатичный сынок богатых родителей в российском. Как правило, такие парни ведут себя как настоящие придурки, чем еще больше привлекают нас, беззащитных и жаждущих приключений на свою пятую точку, девочек. Мачо, как и злобная королева выпускного бала, должен либо получить по заслугам, либо оказаться весьма неплохим парнем или в него превратиться. Эти варианты, в особенности чудесное преображение, случаются только в кино. В жизни же, как это ни печально, все совсем иначе. Придурки остаются придурками.

Кем заменить? Нормальным парнем. Не слишком плохим и не приторно хорошим. Есть такие, честно.

Кадр из фильма «Мачо и ботан»