Дети маугли печальные последствия стиля воспитания родителей. «Синдром Маугли» - диагноз состояния человечества! Мальчик-птица из России

Наш современный мир вполне можно назвать детоцентричным: появляется множество методик развития, принцип проявления креативности стал основополагающим в процессе воспитания и обучения, реализуется индивидуальный подход. Особенно ценным для психологии развития признано открытие Л. Выготского, касающееся сенситивных периодов в развитии человека: если использовать это время максимально, можно вырастить если не гения, то одаренного и реализованного человека. Однако при игнорировании этих периодов происходят невосполнимые потери и упущения в ходе становления личности, и подтверждение этому - дети-Маугли.

Что такое сенситивные периоды?

Сегодня классическая психология развития выделяет научно обоснованные сенситивные периоды, наиболее благоприятные для обучения базовым жизненным навыкам. Почему они считаются столь благоприятными? Потому что в определенные периоды в самом физиологическом и психическом процессе развития заложен максимальный потенциал для усвоения тех или иных навыков – это связано с темпом, ритмом жизни, формированием базовых систем жизнедеятельности. Термин «сенситивный период» ввел в научный обиход Л. С. Выготский. Речь идет о качественных изменениях, после которых человек уже выступает в новой психической и физической ипостаси, встав на новый уровень развития.

И если упустить данный самой природой шанс обучения, то процессы развития могут исказиться или вообще стать необратимыми, проходить с невосполнимыми потерями. Рассмотрим основные сенситивные периоды в развитии человека.

Сенситивные периоды для речевой деятельности

  • наработка лексического запаса, развитие мелкой моторики (от полутора до 3 лет);
  • освоение букв (3-4 года), формирование осмысленной речи;
  • проявление заинтересованности музыкой, математикой (от 4 до 5 лет), формирование представлений о размерах, цветах, конфигурации объектов;
  • активное социальное взаимодействие (от 5 до 6 лет);
  • взлет способности к речевой активности (от 8 до 9 лет).

Потребность в стабильности

Для ребенка очень важна предсказуемость каждого дня в раннем возрасте: определенные ритуалы пробуждения, режим приема пищи, прогулка, игры, ритуалы отхода ко сну. С этими фазами дневной активности связано первичное представление о мире, и если он стабилен, предсказуем – значит, безопасен, и тогда базовое доверие ребенка к миру не претерпевает излишних испытаний.

Стабильность – это, в том числе, когда мама читает много раз одну и ту же любимую сказку, в которой все события уже известны, это последовательность взрослых, их умение и способность сдерживать обещания, установление правил семьи («В нашей семье не плюют на пол», «В нашей семье можно злиться» и т. п.). Сенситивный период для формирования ощущения стабильности – до 3 лет.

Сенсорное развитие

Сенсорика является базой для мыслительной деятельности, накопления лексического запаса, обучения точным и гуманитарным наукам и формирования эстетического вкуса. Поэтому чувственный опыт – важная сторона развития личности, и сенситивный период для формирования этого опыта – первые 5 лет. Именно в это время особенно продуктивны манипуляции ребенка с предметами малых форм, различных конфигураций, цветов, объема.

Двигательная активность

Наиболее благоприятный период для проявления двигательной активности – от момента самостоятельного хождения (примерно с 1 года) до 4-летнего возраста. В это время мыслительная деятельность формируется в тесной связи с физическими активными действиями. С развитием двигательной активности связано и представление о самостоятельности ребенка – умении соблюдать нормы этикета, управляться с одеждой и обувью, манипулировать важными предметами.

Сенситивный период первичной социализации

Это время от 2 до 6 лет. Ребенок погружается в культуру общения, общую культуру, принятую в его семье, усваивает продуктивные нормы взаимодействия, в том числе, обучается умению выражать и переживать эмоции, ориентируясь на родительскую модель. Важной становится «обратная связь», которую он получает от ровесников и родителей, умение дружить, сопереживать, помогать и просить о помощи и т. д.

Почему сенситивные периоды признаны психологами безвозвратно уходящими в ходе развития личности?

Сенситивный период – это время наибольшей восприимчивости к освоению важных навыков, как уже говорилось выше. И если никакого обучения не происходило, овладеть навыками ребенку либо будет очень сложно, либо и вовсе невозможно. Это подтверждают истории о детях-Маугли, первый доклад о которых был сделан в научном сообществе Итаром. К примеру, если с ребенком никто не разговаривает до 1 года, то научиться говорить ему будет сложно, и в полной мере он уже никогда не овладеет этим навыком. Более того, и эмоциональная сфера тоже тесно связана с проявлениями чувств значимого взрослого по отношению к ребенку. Сегодня известно множество историй детей-сирот, которые испытали сильнейший дефицит ласки, заботы и любви и потому сами не научились переживать и выражать эти чувства. Как считал Эриксон, до 1 года формируется базовое доверие к жизни, и если эта жизнь сурова к ребенку, если его потребности не удовлетворяются, а эмоции не переживаются во всей полноте, доверия к окружающему миру нет, и сформировать его впоследствии искусственно вообще невозможно.

Упустив сенситивные периоды развития, дети-Маугли (те, которые по каким-то причинам были изъяты из человеческой среды и воспитывались животными) не смогут стать полностью социализированными без искреннего многолетнего участия в них. Кроме того, важным в этом отношении оказывается и фактор наследственности, и срок нахождения вне человеческого окружения. Сегодня существует множество подлинных историй о том, как животные (волки, собаки, обезьяны) практически спасали жизнь человеческим детенышам, обучая их жизненно важным навыкам выживания в животном, диком мире. При этом психические процессы у многих таких оказались необратимо искаженными, без возможности восстановления. Именно поэтому такие случаи обозначены в современной психологии и медицине как «синдром Маугли».

Что такое «синдром Маугли»?

Это комплекс признаков, демонстрируемых индивидом, который развивался и воспитывался вне социума. Как это проявляется? В превалировании инстинктивных проявлений, в замкнутости, неумении говорить либо искажении речи, хождении на четвереньках, отсутствии понятия об этикете, полном отсутствии социализации, устойчивости здоровья, психических отклонениях, фактически неизбежных при таких условиях воспитания, определенных физических особенностях (к примеру, у девочки, длительное время жившей в среде обезьян, было выявлено чрезмерное развитие пальцев рук, вследствие того, что передвигаться пришлось по деревьям). Поскольку человек – это сложная система, то и проявления синдрома Маугли будут квалифицироваться по-разному различными специалистами.

От чего зависит возможность избавления от синдрома Маугли?

Полного избавления от этого комплекса признаков, скорее всего, не произойдет даже в самых благоприятных условиях: слишком многое было утеряно в процессе развития вне социума. Для психологов подобные случаи еще раз подтвердили правомерность тезиса об исключительной важности социализации для развития и становления личности.

Здесь важно подходить к вопросу индивидуально: прежде всего, важен срок пребывания в дикой природе и генетически обусловленные факторы.

Если ребенку-Маугли более 13 лет, то есть, миновал период наибольшей психической гибкости, то поможет только дрессура в процессе выработки важных социальных навыков, и то – их освоения не произойдет полностью. Но станет ли такой индивид личностью – вопрос сложный, ответ на который подразумевается отрицательный. Полноценной личностью ему уже не стать, он так и останется наполовину животным, наполовину человеком – базовые психические процессы формирования завершены, периоды сенситивности оказались не использованными.

Если младенец попадает в сообщество животных, передвигающихся на четырех лапах, то к году он осваивает именно этот навык, и впоследствии обучить его прямохождению невозможно. Судьба «спасенных» детей-Маугли оказывается плачевной в человеческом мире: бывали случаи, когда им удалось выжить и слегка адаптироваться, но есть также истории о том, как после изъятия из привычного мира такие дети умирали, так и не освоив человеческих навыков.

Каков вывод?

Ничто не дается человеку просто так, и чтобы развиваться полноценно, нужно максимально задействовать все рецепторы восприятия, стимулировать мыслительную, физическую и эмоциональную активность. И самое главное – жить в обществе себе подобных, усваивая продуктивные модели поведения и реагирования. Человек не способен реализовать весь свой потенциал без общества.

Литература:
  • 1. Антипов А. Дети-Маугли. Электронный ресурс. Режим доступа: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/antipov/0/j151.html
  • 2. Эриксон Э. Детство и общество. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.koob.ru/ericson_eric/detstvo_i_obshestvo

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Синдром Маугли

Известно, что в 1798 году голый мальчик в возрасте около 10 лет вышел из леса в провинции Аверон во Франции. Жители деревень периодически замечали его, но никто не знал, что это за ребенок. Вполне возможно, это был один из множества брошенных детей, оставленных умирать в лесу в те трудные времена, когда детоубийство было обычным делом – в эпоху Французской революции. Но Викт?ру, как его потом назвали, каким-то образом удалось выжить. Когда местные жители наконец поймали его, новость о Викт?ре достигла Парижа, где этот примечательный случай вызвал большой резонанс. В духе Революции философ Жан-Жак Руссо утверждал, что человек рождается хорошим от природы, но общество портит «благородного дикаря» внутри нас. Викт?р был первым случаем, позволяющим проверить этого утверждение, и парижской интеллигенции не терпелось встретиться с ним. Не будучи испорченным обществом, он мог быть живым воплощением благородного дикаря по Руссо.

Однако Викт?р был далек от наших представлений о благородстве. Он был ожесточенным, издавал животные звуки и не сдерживал позывов к дефекации. Поначалу думали, что он глухонемой, поэтому первое время он провел в Национальном институте глухонемых, но скоро стало ясно, что проблема Викт?ра была глубже, чем простое неумение общаться. Молодой парижский доктор, Жан Итар, лечивший детей в институте, так описывал Викт?ра в своих воспоминаниях: «Безобразный, грязный мальчик, подверженный судорогам, часто с конвульсивными движениями, постоянно раскачивающийся, как некоторые звери в зверинце, кусающий и царапающий тех, кто ему противоречит, не выражающий никакой признательности тем, кто заботится о нем… Короче говоря, индифферентный ко всем и не обращающий ни на что внимания».

Итар верил, что терпеливое обучение позволит Викт?ру интегрироваться в общество. Начальный прогресс выглядел многообещающе, когда Викт?р начал понимать словесные команды. Он даже научился носить одежду. Но затем его коммуникационные способности перестали развиваться, несмотря на 5 лет интенсивных тренировок. Тогда Итар отказался от своих попыток вернуть Викт?ра в общество людей. Викт?р оставался на попечении экономки Итара до своей смерти в 1828 году.

Дикие или одичавшие дети, подобные Викт?ру, периодически появлялись, подогревая интерес публики. Во что превратится ребенок без родительского воспитания и опыта других людей? Смогут ли они когда-нибудь говорить? Сообщается, что в 1493 году король Джеймс IV Шотландский приказал отправить двух младенцев на остров Инчкейт в заливе Ферт-оф-Форт, чтобы там их вырастила немая женщина, поскольку он хотел знать, на каком языке будут говорить дети, никогда не слышавшие речи других людей. Если верить хроникам Роберта Линдсея из Питскотти, позднее описавшего этот случай, то «поговаривали, что они изъяснялись на добротном иврите».

Понятно, что одичавшие дети веками будоражили воображение мыслителей, интересовавшихся проблемой соотношения природы и воспитания. Это отразилось и в художественной литературе. Помните выращенного волками мальчика Маугли из «Книги джунглей» Редьярда Киплинга или Тарзана – героя книг Эдгара Райса Берроуза?

Нам интересна эта тема потому, что мы хотим знать, каковы природные качества человека и чему он учится у окружающей среды. Каково будет его Я в отсутствие родительского влияния?

Однако большинство описанных случаев детей-маугли страдает недостатком точной информации и деталей. В одном из хорошо задокументированных случаев 1970-х годов психологи изучали Джини – 14-летнюю девочку, находившуюся с младенчества в социальной изоляции. Она жила в тайной комнате квартиры своего психически больного деда в Лос-Анджелесе. Как и у Викт?ра, ее способности к общению и пониманию остались ограниченными, несмотря на все усилия логопедов и детских психологов по реабилитации Джини.

Случай Джини использовали как доказательство в пользу существования критического периода социального развития, но, не зная исходного состояния подобных детей, по-прежнему трудно прийти к уверенным выводам. Возможно, они были брошены потому, что уже имели повреждения мозга. Рассматривая случай Викт?ра, специалист по детскому развитию Ута Фрит заметила, что мальчик, похоже, имел признаки тяжелого аутизма. Мы также не знаем, влияет ли недостаточное питание в раннем возрасте одичавших детей на нормальное развитие мозга, и если да, то в какой степени. Возможно, играет роль не столько недостаток социальных взаимодействий, сколько отсутствие заботы и нормального питания. Однако падение румынского диктатора в 1989 году показало, что физический уход и психологическая забота одинаково важны для социального развития в долгосрочной перспективе.

Из книги Мои исследования геносоциограмм и синдрома годовщины автора Шутценбергер Анн Анселин

Анн Анселин Шутценбергер СИНДРОМ ПРЕДКОВ. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы (пер. с фр. И.К.Масалков) М: изд-во Института Психотерапии, 20011 (с.13) Можно с уверенностью утверждать, что в

Из книги Мои исследования геносоциограмм и синдрома годовщины автора Шутценбергер Анн Анселин

Из книги Синдром предков: трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы/Пер. И.К. Масалков - Москва: Издательство Института Психотерапии: 2001 К терапевтам филадельфийской школы, которая внесла

Из книги Этот безумный, безумный мир глазами зоопсихологов автора Лабас Юлий Александрович

2.2. Разговаривающие обезьяны и немые "маугли" (В чем же все-таки мы - особенные?)Более шестидесяти лет назад Н. Н. Ладыгина-Котс, уже нами упомянутая, поставила героический эксперимент. Она вскормила и взрастила вместе со своим новорожденным сыном Руди младенца шимпанзе

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Дети - маугли Не случайно слова «сознание» и «знание» имеют общий корень. Чем шире и глубже знания человека, тем ясней и богаче его сознание и тем сам он сознательней. Первое систематическое изложение психологический фактов дал Аристотель (384-322 годы до нашей эры),

Из книги Психосоматика автора Менегетти Антонио

13.5. Синдром Стендаля На Западе много рассуждают о синдроме Стендаля – одном из аспектов патологии, проявляющейся у людей искусства. Начиная с искусства времен палеолита и неолита, эта тема волновала умы многих выдающихся людей, осознававших, что искусство обладает

автора Покрасс Михаил Львович

X. МАУГЛИ ИЛИ УСЛОВИЯ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ВКЛЮЧЕНИЮ РЕБЕНКА В ОБЩЕСТВЕННУЮ СРЕДУ. ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ Начну с примеров совершенно исключительных, когда человеческий детеныш воспитывается дикими зверями (так называемые, “Маугли”).ПРИМЕР № 97. МАУГЛИ.

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

МАУГЛИ И ДЕМОНСТРАНТ По мере развития человека одобрение из внешнего регулятора психической и поведенческой жизни становится регулятором внутренним (ингериоризированным). Причем главенствующей оказывается потребность в собственном одобрении себя.Недостаточная

Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

Единый синдром Ипохондрия относится к тем заболеваниям, с изучения которых начинались западная медицина и психология. С античных времен ипохондрия описывается во всех главных психологических и медицинских учебниках и традиционно ассоциируется с меланхолией

Из книги Измените свой мозг - изменится и жизнь! автора Амен Дэниел

Синдром Туретта Синдром Туретта (СТ) - весьма любопытное расстройство, своего рода связующее звено между базальными ганглиями и двумя, казалось бы, не связанными между собой расстройствами - синдромом дефицита внимания (СДВ) и обсессивно-компульсивным расстройством

Из книги Как потрошить мужчин автора Корчагина Ирина Леонидовна

Синдром бабы Яги Пожалуй, она - самый популярный персонаж. Практически в каждой сказке, где есть странствия героя и чудесные превращения, есть она. Она встречает героя неласково, набрасывается на него с угрозами, а потом - отдает все: еду, которая есть в доме, путеводный

Из книги Измени свой мозг - изменится и тело! автора Амен Дэниел

Из книги Жесткие переговоры: победить нельзя проиграть автора Козлов Владимир

Этап 1. «Маугли» Происходит вовлечение человека в свободный диалог, создается ощущение доверительного общения. В процессе диалога необходима эмоциональная поддержка рассказа собеседника, работа с его самооценкой. Реализуется уже известная нам с вами задача –

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

Синдром заключенного Незадолго до освобождения заключенные часто теряют сон и испытывают беспокойство. Как ни странно, симптомы появляются после долгих лет ожидания того дня, когда они выйдут на волю. Подобная тревожность в ожидании каких-то событий возникает

Из книги Понимать риски. Как выбирать правильный курс автора Гигеренцер Герд

Синдром СНК Знают ли пациенты о том, что многие врачи не понимают результатов анализов? Знают ли пациенты, что врачи используют оборонительные медицинские практики, о которых было рассказано в главе 3? Насколько мне известно, в очень редких случаях. Например,

Из книги Опоздания и невыполненные обещания автора Красникова Ольга Михайловна

Синдром самозванца Одна из самых нелогичных причин невыполнения обещаний – страх успеха. Страх неудачи – это понятно и логично. Мало кому хочется испытывать чувство вины, получать подтверждение своей неполноценности или быть наказанным за свою ошибку, поэтому если

Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон

Синдром «я и Бог» Не надо обвинять Роя в безответственности, безумии или маловерии. Давайте вникнем в эту проблему, ведь с ней сталкивается множество христиан, которые задают примерно те же вопросы.В каком–то смысле с этим убеждением совладать легче, нежели с тем ложным


Человек с детства формируется под влиянием тех условий, в которых он растет. И если до 5 лет ребенок оказывается в окружении животных, а не людей, – он перенимает их повадки и постепенно теряет человеческий облик. «Синдром Маугли» – такое название получили случаи формирования детей в дикой среде . После возвращения к людям для многих из них социализация стала невозможной. Как сложились судьбы самых известных детей-Маугли – далее в обзоре.



Первым известным случаем воспитания детей животными, если верить легенде, была история Ромула и Рема. По мифу, в детстве их выкормила волчица, а позже нашел и вырастил пастух. Ромул стал основателем Рима, а волчица – эмблемой столицы Италии. Однако в реальной жизни у историй о детях-Маугли редко случаются подобные хэппи-энды.





История, рожденная воображением Редьярда Киплинга, на самом деле абсолютно неправдоподобна: дети, потерявшиеся до того, как научились ходить и говорить, во взрослой жизни уже не смогут освоить этих навыков. Первый достоверный исторический случай воспитания ребенка волками был зафиксирован в Гессе в 1341 г. Охотники обнаружили ребенка, который жил в стае волков, бегал на четвереньках, далеко прыгал, визжал, рычал и кусался. Половину своей жизни 8-летний мальчик провел среди животных. Он не умел говорить и ел только сырую пищу. Вскоре после возвращения к людям мальчик умер.





Самым детально описанным случаем стала история «дикого мальчика из Аверона». В 1797 г. во Франции крестьяне поймали в лесу ребенка лет 12-15, который вел себя, как маленький зверь. Он не умел говорить, слова ему заменяло рычание. Несколько раз он сбегал от людей в горы. После того, как его снова поймали, он стал объектом внимания ученых. Естествоиспытатель Пьер-Жозеф Бонатер написал «Исторические заметки о дикаре из Аверона», где подробно изложил результаты наблюдений. Мальчик был нечувствителен к высоким и низким температурам, имел особенное обоняние и слух, отказывался носить одежду. Доктор Жан-Марк Итар в течение шести лет пытался социализировать Виктора (как назвали мальчика), но тот так и не научился говорить. Он умер в возрасте 40 лет. История жизни Виктора из Аверона легла в основу фильма «Дикий ребенок».





Большая часть детей с синдромом Маугли найдены в Индии: с 1843 по 1933 гг. тут зафиксировано 15 подобных случаев. Дина Саничар жил в логове волков, его нашли в 1867 г. Мальчика научили ходить на двух ногах, пользоваться посудой, носить одежду, но говорить он не мог. Саничар умер в возрасте 34 лет.





В 1920 г. жители индийской деревни обратились к миссионерам с просьбой помочь им избавиться от жутких призраков из джунглей. «Призраками» оказались две девочки, 8-ми и 2-х лет, которые жили с волками. Их поместили в сиротский приют и назвали Камалой и Амалой. Они рычали и выли, ели сырое мясо, передвигались на четвереньках. Амала прожила меньше года, Камала умерла в 17 лет, достигнув к этому моменту уровня развития 4-хлетнего ребенка.



В 1975 г. 5-летнего ребенка среди волков нашли в Италии. Его назвали Роно и поместили в Институт детской психиатрии, где врачи работали над его социализацией. Но мальчик умер, питаясь человеческой едой.



Подобных случаев было немало: детей находили среди собак, обезьян, панд, леопардов и кенгуру (но чаще всего – среди волков). Иногда дети терялись, иногда родители сами избавлялись от них. Общими симптомами для всех выросших среди животных малышей с синдромом Магули были неумение говорить, передвижение на четвереньках, боязнь людей, но при этом – отменный иммунитет и крепкое здоровье.



Увы, дети, выросшие среди животных, не так сильны и прекрасны, как Маугли, и если в период до 5-ти лет они не развивались должным образом, позже наверстать упущенное было практически невозможно. Даже если ребенку удавалось выжить, он уже не мог социализироваться.



Судьбы детей-Маугли вдохновили фотографа Джулию Фуллертон-Баттен на создание

Дети-маугли: жизнь без интеллекта

Невероятно, но даже в наш век встречаются одичавшие дети, так называемые «маугли», воспитанные дикими животными или с детства живущие в полной изоляции. У них нет навыков социального общения, и, подобно диким зверям, они боятся человека. Отличаясь отменным здоровьем, по уровню интеллекта «маугли» нередко находятся на уровне животных, которые их воспитали, с трудом учатся разговаривать, отказываются носить одежду и не умеют даже прямо ходить.

Ученые дают крайне неутешительные прогнозы по реабилитации «детей-маугли». Считается, что, если ребенок не общался с людьми до возраста 3-6 лет, вернуть его в человеческий социум практически невозможно. Они с трудом учатся говорить, сложно привыкают к людям и могут даже умереть в отрыве от дикой природы.

Установлено, что отсутствие человеческого общения у ребенка ведет к аномалии формирования клеток, изолирующих нейроны, и замедлению связи между различными областями мозга. Социальная изоляция в первые годы жизни человека ведет к тяжелой эмоциональной неустойчивости и умственной отсталости.

Авторитетный научный журнал Science опубликовал исследование В«синдрома мауглиВ» американских нейрофизиологов, которое показало, что в изоляции нарушается работа клеток мозга даже у грызунов. Одну группу новорожденных мышей изолировали, а вторую оставили развиваться в нормальной среде. Сравнив через несколько недель мозг грызунов, ученые выяснили, что у изолированных мышей произошло нарушение работы клеток, вырабатывающих миелин, который отвечает за оболочку нервных волокон, защищает нейроны от механических и электрических повреждений, а нарушение его выработки ведет к тяжелым заболеваниям, например рассеянному склерозу.

Подобные нарушения работы мозга наблюдаются и у диких детей. Интересно, что дети, воспитанные разными животными, отличаются друг от друга. Например, ребенка, которого растили обезьяны или собаки, легче «очеловечить», чем выросшего в стае волков. Но чаще всего работа приемных семей и психологов по их реабилитации не приносит желаемых результатов. Лишь немногим из них удается адаптироваться к нормальной жизни, а их дальнейшее существование проходит в специализированных учреждениях.

Исследования детей с «синдромом маугли» доказали: если условия психического развития ребенка не соответствуют его потребностям, то восполнить пробелы во взрослой жизни он не сможет. Это говорит о том, что человек - существо исключительно социальное и вне социума ребенок не может стать человеком, развиться психически, умственно и социально. Психическое развитие во многом зависит от влияния внешней среды. Ребенок рождается с заданными свойствами, но это лишь семена, которые нуждаются в определенных условиях.

«Маугли»: кто это такие?

«Детей-маугли» находят повсюду: в Индии и Китае, в Уганде и Камбодже, в России и Украине, даже в США и Европе. В лесах и больших городах. Они растут с животными в сараях, собачьих будках и полностью изолированы от общества.

У них преобладают инстинкты, и хотя они становятся очень выносливыми, сильными, закаленными, но теряют речь и способность к адекватному восприятию мира. Чем старше ребенок и чем дольше он был изолирован, тем труднее ему жить среди людей. Считается, что адаптация «городских маугли» проходит более успешно, ведь они не были полностью исключены из человеческого социума. Они начинают говорить, ходить на двух ногах и более восприимчивы к обучению, чем «лесные». Но и эти дети почти никогда не становятся полноценными членами общества, имея психические и умственные отклонения.

Заменить им родителей могут обезьяны, кошки, волки, белки, панды и даже птицы. Но наиболее часто встречаются дети, воспитанные собаками. Так, в 1991 году на Украине была найдена девочка Оксана Малая, которую алкоголики-родители в три года оставили на улице. Она росла с бездомными собаками восемь лет, питаясь сырым мясом и отбросами. Девочка вошла в собачью стаю, забыв все речевые навыки, и когда ее нашли, лаяла, бегала на четвереньках и кусалась. После долгих лет адаптацииВ она смогла работать на ферме (она ухаживает за коровами) и заново научиться разговаривать, но задержка психического развития все-таки осталась. Речевые способности удалось восстановить благодаря тому, что, попав к собакам, она уже умела немного разговаривать.

У московского мальчика-пса Ивана Мишукова речевые способности полностью восстановились, и сейчас он учится в обычной школе. Дело в том, что он убежал из дома в 4-летнем возрасте и уже умел разговаривать. Его приняла собачья стая, в которой он стал вожаком. Мальчик выпрашивал на улице еду и кормил стаю, охранявшую его. Иван жил на улице почти два года, когда его нашли соцработники.

А вот американка Джини, которую почти 10 лет держали в вольере из проволочной сетки, закрытом на замок, собственные родители, смогла восстановить речь лишь частично, несмотря на все усилия психологов. Руководитель исследовательской группы пытался ввести ее в свою семью, ученые вывозили ее развлекаться, учителя занимались ее образованием, но результаты оказались не слишком впечатляющими. Девочка смогла оперировать лишь простейшими фразами, уровень невербального интеллекта со временем поднялся, зато психологи констатировали высочайший уровень пространственного мышления Джини.

Знаменитый «дикий мальчик из Авейрона» - Виктор (один из первых «маугли»), так и не научился говорить. Когда его нашли во Франции в 1800 году в возрасте 11-12 лет, он не мог произнести ни одного человеческого звука, а только по-звериному рычал. Он подозрительно принюхивался к еде, прежде чем съесть ее, кусался и даже дрался с собаками за кость. Мальчик стал жить в семье, где его обучали человеческой речи и поведению среди людей, но безрезультатно: он смог лишь научиться читать специально написанные для него на карточках слова, а затем даже начал писать сам.

Неудивительно, что дети перенимают повадки животных, которые их вырастили. Мальчик, найденный на острове Фиджи, жил среди куриц и имитировал их поведение: клевал пищу, прыгал на насест, издавал характерные звуки. Мальчик-панда, найденный в Китае, передвигался на четвереньках, он не умывался, а вылизывался. Питался листьями и побегами бамбука, недовольство выражал рычанием. Не считая нескольких небольших отличий, малыш вел себя как «древесные медведи». Кроме того, он был покрыт шерстью, что, по мнению ученых, и послужило причиной отказа от него родителей.

Китайская девочка Ван Сяньфэн переняла повадки свиней, которые ее вырастили, а поведение Антона Адамова, найденного в 2003 году в Ивановской области полностью имитировало повадки кота. Он мяукал, царапался, шипел, передвигался на четвереньках, терся спиной о ноги людей. Малыш общался только с кошкой, с которой ребенка запирала мать, чтобы не отвлекал от выпивки.

Волгоградский мальчик-птица, обнаруженный в 2008 году, понимал птичий язык. Семилетний малыш жил с матерью в квартире, заставленной клетками с птицами и перепачканной пометом. Поскольку женщина не общалась с сыном, он обучился языку птиц: когда с малышом заговариваешь, он чирикает и размахивает руками, подражая взмахам птичьих крыльев.

Работа ученых с такими детьми крайне важна для науки - для понимания процесса становления и развития человеческой личности. Она помогает яснее понять аспекты формирования человеческого интеллекта, собственного осознанного я, значимость передачи информации между поколениями. Исследования показывают, насколько хрупка детская психика, невосполнимы пробелы психического развития ребенка и как сильно от воспитания зависит формирование личности и вся будущая жизнь человека. Об этом говорит дальнейшая жизнь «маугли» - ни один из них так и не стал настоящим человеком…

Изучая их, психологи создают новые методы обучения детей с ограниченными возможностями, помогая тысячам людей по всему миру вести нормальную жизнь. Лингвисты получают важную информацию о развитии и формировании речевых навыков человека, а нейрофизиологи нащупывают способы лечить подобные отклонения препаратами, стимулирующими выработку необходимых мозгу белков.

Человек с детства формируется под влиянием тех условий, в которых растет. И если до пяти лет ребенок оказывается в окружении животных, а не людей, он перенимает их повадки и постепенно теряет человеческий облик. «Синдром Маугли» - такое название получили случаи формирования детей в дикой среде. После возвращения к людям для многих из них социализация стала невозможной. Как сложились судьбы самых известных детей-маугли - далее в обзоре.

Индийская девочка-маугли Камала

Памятник Ромулу, Рему и волчице, их вскормившей

Первым известным случаем воспитания детей животными, если верить легенде, была история Ромула и Рема. По мифу, в детстве их выкормила волчица, а позже нашел и вырастил пастух. Ромул стал основателем Рима, а волчица - эмблемой столицы Италии. Однако в реальной жизни у историй о детях-маугли редко случаются подобные хеппи-энды.

История, рожденная воображением Редьярда Киплинга, на самом деле абсолютно неправдоподобна: дети, потерявшиеся до того, как научились ходить и говорить, во взрослой жизни уже не смогут освоить этих навыков. Первый достоверный исторический случай воспитания ребенка волками был зафиксирован в 1341 году в Гессене, Германия. Охотники обнаружили ребенка, который жил в стае волков, бегал на четвереньках, далеко прыгал, визжал, рычал и кусался. Половину своей жизни 8-летний мальчик провел среди животных. Он не умел говорить и ел только сырую пищу. Вскоре после возвращения к людям мальчик умер.

Кадр из мультфильма «Маугли», 1973

Дикарь из Аверона в жизни и в кино

Самым детально описанным случаем стала история «дикого мальчика из Аверона». В 1797 году во Франции крестьяне поймали в лесу ребенка лет 12-15, который вел себя как маленький зверь. Он не умел говорить, слова ему заменяло рычание. Несколько раз он сбегал от людей в горы. После того как его снова поймали, он стал объектом внимания ученых. Естествоиспытатель Пьер-Жозеф Бонатер написал «Исторические заметки о дикаре из Аверона», где подробно изложил результаты наблюдений. Мальчик был нечувствителен к высоким и низким температурам, имел особенное обоняние и слух, отказывался носить одежду. Доктор Жан-Марк Итар в течение шести лет пытался социализировать Виктора (как назвали мальчика), но тот так и не научился говорить. Он умер в возрасте 40 лет. История жизни Виктора из Аверона легла в основу фильма «Дикий ребенок».

Кадр из фильма «Дикий ребенок», 1970

Кадр из фильма «Дикий ребенок», 1970

Дина Саничар

Большинство детей с синдромом Маугли найдены в Индии: с 1843 по 1933 год тут зафиксировано 15 подобных случаев. Дина Саничар жил в логове волков, его нашли в 1867 году. Мальчика научили ходить на двух ногах, пользоваться посудой, носить одежду, но говорить он не мог. Саничар умер в возрасте 34 лет.

В 1920 году жители индийской деревни обратились к миссионерам с просьбой помочь им избавиться от жутких призраков из джунглей. «Призраками» оказались две девочки восьми и двух лет, которые жили с волками. Их поместили в сиротский приют и назвали Камалой и Амалой. Они рычали и выли, ели сырое мясо, передвигались на четвереньках. Амала прожила меньше года, Камала умерла в 17 лет, достигнув к этому моменту уровня развития четырехлетнего ребенка.

Индийские маугли Амала и Камала

В 1975 году пятилетнего ребенка среди волков нашли в Италии. Его назвали Роно и поместили в Институт детской психиатрии, где врачи работали над его социализацией. Но мальчик умер, питаясь человеческой едой.

Кадр из фильма «Дикий ребенок», 1970

Подобных случаев было немало: детей находили среди собак, обезьян, панд, леопардов и кенгуру (но чаще всего - среди волков). Иногда дети терялись, иногда родители сами избавлялись от них. Общими симптомами для всех выросших среди животных малышей с синдромом Магули были неумение говорить, передвижение на четвереньках, боязнь людей, но при этом отменный иммунитет и крепкое здоровье.

Увы, дети, выросшие среди животных, не так сильны и прекрасны, как Маугли, и если в период до пяти лет они не развивались должным образом, позже наверстать упущенное было практически невозможно. Даже если ребенку удавалось выжить, он уже не мог социализироваться.

Кадр из мультфильма «Маугли», 1973