Министр просвещения ольга васильева путается в показаниях. Из-под крыла Путина. Шмелева сменит Васильеву на посту министра образования Новый министр образования васильева нововведения

Год назад президент РФ назначил Ольгу Васильеву министром образования. Историк-теолог, дипломированный хормейстер и бывшая сотрудница администрации президента сменила на этом посту физика-теоретика Дмитрия Ливанова. «Актуальные комментарии» выделили самые важные направления, в которых Ольга Васильева успела отметиться изменениями.

Начало передачи школ от муниципалитетов к регионам

Министр посетовала на то, что «44 тысячи школ никоим образом министерству образования и науки не подчиняются (...) и не подчиняются региону». По ее словам, нынешняя система неэффективна и нуждается в переменах. В качестве решения проблемы она решила провести масштабную реформу школьного образования. Школы предлагается передать от муниципальных властей к региональным.

Действие реформы будут тестировать в 16 регионах. Она уже началась в Самарской, Астраханской областях и Санкт-Петербурге.

Изучение религии и теологии

Васильева предложила увеличить количество часов для изучения основ религиозной культуры и светской этики в школах. Она заявила, что основы религии - предмет, который укрепляет основы нравственности. То, что в центральной России школьники выбирают чаще всего православие и светскую этику, а в мусульманских регионах - ислам, ее не смущает. Она полагает, что эта дисциплина не направлена на религиозное образование.

Тем временем, Минобрнауки уже увеличило количество бюджетных мест по специальности «теология». В этом году науку о религии изучают 475 бюджетников, в следующем планируется 632 студентов.

Уроки астрономии

До недавних пор астрономия носила статус главного аутсайдера среди всех школьных предметов. Науку о звездах в лучшем случае оставляли коротким разделом в учебнике физики и преподавали по остаточному принципу, в худшем - притворялись, что ее не существует. Васильева решила сделать астрономию «великой снова» - предмет появится в программе учебного года 2017/18.

Устное собеседование для девятиклассников

Министр посчитала, что ГИА девятиклассникам недостаточно, и решила создать дополнительный фильтр для допуска к аттестационным экзаменам.

Васильева предложила ввести устное собеседование по русскому языку. Нововведение будет работать уже в следующем году. Также планируется введение устной части ЕГЭ по русскому в 2019 году.

Сокращение количества учебников по всем предметам

Министр уже успела озаботиться тем, что учебники по истории и географии имеют свойство безнадежно отставать от времени. Она предложила «привести в соответствие с временем» учебники географии и истории. «Сейчас мы сможем сделать в электронном виде. Потому что вряд ли носители бумажные смогут прийти в школу в сентябре» - сказала Васильева.

В ближайших планах - сокращение линейки учебников по всем предметам. Она считает недопустимым 400 учебников для начальных классов и предлагает оставить на каждый предмет 2-3 линейки.

Поддержка запрета хиджабов в школе

После скандала с запретом ношения хиджабов в одной из мордовских школ Васильева резко высказалась в пользу запрета. Она заявила, что истинно верующие люди не стараются подчеркнуть своей атрибутикой свою веру. «Несколько лет назад конституционный суд принял решение о том, что хиджабам, как подчеркивающим национальную принадлежность, не место в школе. Поэтому я считаю, что этот вопрос был решен конституционным судом несколько лет назад», - сказала Васильева.

Трудовое воспитание в школах

Вслед за астрономией Васильева стряхнула пыль еще с одного образовательного артефакта советской эпохи - трудового воспитания. Она «обеими руками» поддержала законодательную инициативу Госдумы о введении трудового воспитания в школах. «Без трудолюбия, без навыков, которыми прежде всего мы обязаны семье и школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда, мы не можем жить», - полагает министр.

Закон о трудовом воспитании был внесен в Госдуму, но принять его сразу парламентарии все же не решились: проект был отправлен на доработку.

Сокращение бюджетных мест в аспирантуре

Васильева посчитала, что на кафедрах «должно быть два-три аспиранта». Так, по ее мнению, аспирантура «действительно воспитывать исследователей». Министр недовольна тем, что только треть аспирантов защищает диссертации.

Васильева предложила отменить аккредитацию для образовательных программ аспирантуры, сделать приоритетом аспирантуры проведение научных исследований и сделать защиту диссертации по окончании обучения обязательной. Впрочем, в этом году сокращения бюджетных аспирантских мест не произошло.

Появление в школах логопедов, психологов и шахматных кружков

Обеспокоившись «группами смерти», Васильева намерилась вернуть в школы психологов. «Сейчас моя главная задача (я об этом постоянно говорю) - это вернуть психологов в школу. На сегодняшний день у нас один психолог на 700 ребят. Это ни о чем. Что касается детского сада, один логопед или психолог на 400 человек», - сказала она.

Также глава Минобразования заявила, что в школы нужно вернуть кружок шахмат. Она отметила, что «в каждой школе должен быть шахматный кружок. Ничто не развивает население, как шахматы. Это ничего не стоит». Правда, массового притока шахматных тренеров, психологов и логопедов в школы пока еще не произошло.

Школьное телевидение

Минобразования собирается запустить единое школьное ТВ.

«Это школьное телевидение из себя будет представлять следующее: новости страны и мира... новости во всех областях, которые можно сделать, конечно, с учетом возраста. А вторая часть - это школьное телевидение, их местное телевидение, которое они развивают. Вот это то, что в идеале должно быть», - заявила Васильева.

Васильева опять сделала ссылку к советскому прошлому, считая школьное ТВ логическим продолжением школьного радио. Она считает, что это не вызовет больших затрат и в целом реализуемо, потому что во многих школах уже есть свое собственное ТВ.

Пока действия министра не сильно влияют на восприятие образовательной системы среди россиян. За год ФОМ зафиксировал снижение оценки качества отечественного образования: 36% россиян (+4% за год) оценивают его как плохое, а 40% (-4% за год) как среднее.

Также резко выросло число не одобряющих ЕГЭ (с 49% до 66%). Направления, в которых Васильева предпринимает активные действия, предполагают долгосрочный эффект, однако пока видимых успехов в повышении качества образования и его восприятия не удалось.

Подпишитесь на нас

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева в беседе с корреспондентом «Известий» Александрой Красногородской рассказала о базовых основах образования, передаче школ регионам и человеческих ценностях. Материал опубликован 2 августа на сайте газеты «Известия».

Сдавать ЕГЭ даже под камерами - проще, чем 6–7 экзаменов по старинке, астрономия снова возвращается в курс школьной программы, в ближайшее время в России появится 55 тыс. новых учебных мест, а школы из муниципального подчинения переходят в региональное. Об этом в интервью «Известиям» рассказала министр образования и науки РФ Ольга Васильева.

Ольга Юрьевна, 19 августа исполнится год с момента вашего назначения на пост министра образования и науки РФ. Что вы могли бы отметить как достижения и, наоборот, что решить пока не удалось?

Год был очень сложным и интересным. Удалось разобраться в том, что было, и понять, куда двигаться дальше. Например, Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 2004 года были очень расплывчатыми, в них не хватало самого главного - содержания образования. Поэтому ключевой задачей стало наполнение стандартов базовыми основами образования.

Они отличаются от прежних тем, что в них прописано содержание. Хочу отметить, что 24 июля министерство завершило двухнедельное общественное обсуждение проектов новых стандартов. Мы увидели большой интерес со стороны экспертного сообщества и понимание необходимости изменений. Пользователи могли посмотреть по каждому предмету, какое базовое содержание ребенок должен знать в каждом классе с первого по девятый. К дискуссии подключились более 7 тыс. человек, практически все отзывы носили позитивный характер, и мы получили почти 200 конкретных предложений. Сейчас эти предложения детально прорабатываются, после чего проекты будут переданы на антикоррупционную экспертизу. Это важно и для учителей, и для родителей, и для самого ребенка.

Если мы создаем единое образовательное пространство, то должны создать концептуальное видение, стандарты, на основании которых пишем учебники. 1423 учебника в федеральном перечне - это немыслимо много. Много дискуссий было по поводу историко-культурного стандарта, тем не менее наши ребята идут в этом году учиться по учебникам, написанным на базе историко-культурного стандарта. Подчеркиваю, что речь идет о двух или трех линейках учебников, среди которых обязательно должны быть базовый и углубленный учебники.

Вот основные задачи в школьном образовании, которые стояли передо мной в первый год.

- Есть задачи, которые хотелось решить, но пока не удалось?

Будучи человеком эмоциональным, я все-таки пытаюсь трезво оценивать то, что делаю. Конечно, не всё получается. Оппонентов у меня достаточно, я всегда приглашаю их к диалогу. Если вы считаете, что что-то плохо, приходите и докажите, объясните, вместе сделаем лучше.

Моя важнейшая забота - педагогическое образование, подготовка учителей, иначе мы не сможем решить всех задач. Здесь не будет революций - я только за эволюционный путь. Всё новое - хорошо забытое старое, но в новых технологических реалиях.

Это и вопросы подготовки предметной аттестации учителей. У нас есть прекрасная идея, которая очень скоро претворится в жизнь - национальная система учительского роста. Речь идет прежде всего о выстраивании системы повышения качества преподавания и подготовки учительского корпуса.

Поручение разработать систему учительского роста президент России Владимир Путин дал по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года.

В частности, необходимо сформировать национальную систему учительского роста, которая определит уровни владения профессиональными компетенциями педагогических работников, подтверждаемые результатами аттестации. Предполагается и учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях.

Задач впереди больше, чем удалось сделать.

В ваш адрес звучат критические высказывания относительно переподчинения школ регионам. Оппоненты говорят, что в таком случае у муниципалитетов не будет мотивации привлекать дополнительные средства в учреждения.

У нас уже есть два региона, которые работают по такой схеме, - Москва и Самарская область. В этом вопросе сами за себя говорят цифры.

Например, в Самарской области изменения позволили сократить долю расходов на содержание органов управления образованием. С 8,2% до 3,1% от бюджета отрасли. И такой примечательный показатель: за последние шесть лет в конкурсе «Учитель года России» три победителя и один абсолютный победитель - представители Самарской области.

Москва по итогам 2016 года заняла шестое место в международном рейтинге образовательных систем PISA, который считается крупнейшим международным исследованием качества образования. Эта система оценивает грамотность учащихся школ в возрасте 15 лет в чтении, математике и естественных науках.

Плюс регионального подчинения в том, что содержательная часть выстраивается жестче и четче, и финансовая сторона становится более прозрачной. Я вижу много преимуществ передачи школ регионам. Когда мои оппоненты говорят, что будет плохо, я приглашаю к дискуссии.

- Можно ли назвать успешной программу укрупнения образовательных учреждений?

Всё индивидуально. В Москве, например, укрупнение в подавляющем большинстве случаев абсолютно обосновано. Это оптимизация управления, количество управленцев от образования сократилось на 3%, зарплата учителей поднялась, качество образования стало выше. Но мы не можем так сделать в каждом регионе. В Псковской области, например, есть школа на острове, где три ученика. Ни о каком укрупнении там речи быть не может. Ближайшая школа находится на слишком большом расстоянии, мы не можем возить детей так далеко.

- Можно подвести итоги ЕГЭ этого года? И какие изменения планируется ввести в ближайшее время?

Результаты ЕГЭ в этом году лучше, чем в предыдущем. И это заслуга Рособрнадзора. За четыре года поменялось восприятие экзамена, пришло осознание, что это государственная итоговая аттестация, а не натаскивание на сдачу теста.

В этом году ЕГЭ сдавали 703 тыс. человек, из них 617 тыс. - это выпускники 2017 года. Нарушений зафиксировано в полтора раза меньше, чем в прошлом году. Особенно отрадно для меня то, что в этом году практически в два раза больше ребят в сравнении с прошлым годом по всем предметам преодолели нижний балл. По русскому языку количество учеников, не преодолевших минимальный порог, сократилось - в 2 раза, по истории - в 2 раза, по физике - в 1,6 раза, по литературе - в 1,5 раза, по базовой математике и географии - почти в 1,5 раза, по обществознанию, информатике и английскому языку - на четверть.

Тесты остались только в устной части экзамена по иностранному языку. В настоящее время мы обсуждаем, в каких регионах в следующем году мы вводим устную часть в девятом классе по русскому языку в качестве пилотного проекта. Через два года планируем распространить это по всей стране, и уже подготовлены необходимые рекомендации.

Эксперты бьют тревогу, потому что, по различным оценкам, у 25–45% наших детей потеряно функциональное чтение. Ребенок читает текст и не может пересказать содержание. Я полностью согласна с тем, что это большая проблема, которую нужно решать.

- Что бы вы ответили противникам ЕГЭ, отмечающим невероятное нервное напряжение у детей при сдаче экзамена?

Люди либо забыли, сколько экзаменов они сдавали, либо они моложе тех, кто сдавал 6–7 экзаменов. Я уверена, что попроси страну сдать шесть экзаменов, будет еще сложнее.

- Говорят, что тяжело сдавать под камерами...

Для того чтобы в Сингапуре перестали бросать окурки мимо урны, десять лет стояли камеры на улицах. У нас прошло четыре года нового формата сдачи ЕГЭ. Я считаю, что мы добились больших успехов.

Самое важное, что меняется содержание. Главное - изменить отношение к ЕГЭ как к натаскиванию. Мы учим детей, они не боятся, потому что приходят сдавать экзамены по изученному материалу. Так когда-то учили нас. Не было дикого страха. Мы вернули сочинение как допуск к ЕГЭ. Русский устный будет пропуском к ГИА в девятом классе.

Многие ссылаются на опыт прошлых лет, подготовка к трем экзаменам вызывает страх, а шесть экзаменов как будем сдавать? Нужно не заниматься натаскиванием, а учить так, чтобы учащийся мог сдать экзамен. Это тот же экзамен, только в другой форме. Но когда мы учились в школе, у нас не было такого страха перед экзаменами.

- Чем отличаются советский и российский выпускники школы?

Трудно представить себе советского выпускника с таким информационным потенциалом, окруженного такой огромной базой во всемогущих гаджетах.

Конечно, возможности современных детей выпускнику двадцать лет назад были недоступны. Но те дети были, на мой взгляд, пытливее, более интересующиеся, потому что нужно было приложить больше сил, чтобы получить ответ на свой вопрос. Нужно было найти книгу, посмотреть, проанализировать. Такого объема готовых сочинений и всевозможных ответов не было.

Я полностью за «цифру» в образовании, но ратую прежде всего за голову. Ускорилось всё, но голова осталась и должна оставаться при любом инструментарии. Самая главная задача педагога - развить и привить желание учиться.

- Учителя на местах это понимают?

Если человек верит в то, что делает, то он обязательно получит результат, даже если у него нет подручных материалов, но есть заряд, который он донесет до ребенка. Если ты равнодушен, тебе неинтересно, ты предметник плохой, ничего не получится.

В этом году в 15 регионах учителя готовы пройти предметную аттестацию - на знание предмета. Это будут русский язык и математика. Это не «ЕГЭ для учителей», ни в коем случае. Цель - проанализировать ситуацию вместе с регионами и выстроить систему повышения квалификации для тех, кто в этом нуждается. Я считаю, что каждый учитель обязательно должен повышать квалификацию: предметную или в другой области, но каждые три года, чтобы расти постоянно. Тогда будет результат.

Сегодня регионы активно работают над созданием крупных образовательных центров, и их создание и работа отражаются на уровне образования всего субъекта. Это Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Киров, Тюмень, Ленинградская и Московская области, Томск, Новосибирск, Екатеринбург. Там результаты оценочных работ, в том числе международных, очень высокие.

Кроме этого, наши школьники показывают высокие результаты и на международном уровне. Речь идет о международных олимпиадах: по физике - у пятерых золото, по химии - 3 золота и 2 серебра, у математиков - золото, серебро и бронза. Это говорит о том, что многое сделано для поддержки талантливых детей. И хочется дать еще больше. Нужно вспомнить о факультативной и кружковой работе.

- Каких предметов не хватает в школьной программе?

Многие эксперты констатируют избыточность предметов. Разговоры об увеличении или уменьшении нагрузки на ребенка, естественно, вызывают реакцию в обществе. Но есть предмет, который, по моему мнению, не должен вызывать больших споров и сомнений - это астрономия. С 1 сентября 2017 года она триумфально возвращается в школьную программу курсом в 35 часов. Парадокс: у страны, первой полетевшей в космос, в школах нет астрономии, но наши юноши несколько лет подряд занимают первые места на международных олимпиадах по астрономии.

Кроме того, я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка. Важно то, что методики настолько хороши, что учитель начальных классов может совершенно спокойно сам научиться играть в шахматы и научить детей. Дети должны заниматься шахматами в школе во внеурочное время бесплатно. И также обязательно должны быть бесплатными спортивные секции, литературные кружки, музыкальные. Получается классический набор из пяти направлений. Можно говорить и о навыках предпринимательской деятельности.

Есть внеурочная деятельность - обязательные 10 часов, которые нужно использовать. Дело за малым - нужно захотеть. Будут направляться рекомендации регионам. Кстати, в Самарской области в шахматы играют 42 школы. Тюменская область играет, Ханты-Мансийский округ играет. Огромные регионы, в которых играют повсеместно. Интерес к шахматам в обществе возвращается.

Вы перечисляете то, что лежало в основе советского образования, утраченного в 1990-е годы вместе с воспитательным базисом.

Правильно, образование - это воспитание и обучение. Воспитывать можно на уроках литературы, истории, внеурочных музыкальных занятиях. Ценностные вещи все-таки несет гуманитарный блок, хотя учитель химии и физики всегда привнесет их в урок - на то он и учитель. Это очень важно, с чем ребенок пойдет в жизнь.

- Насколько это соответствует вызовам сегодняшнего дня - новой технологической революции?

Я всей душой за новые технологии. Но как «цифра» меняет человеческие ценности? Любовь, милосердие, сострадание, жалость, способность радоваться, смеяться, любовь к труду редко напрямую соотносятся с «цифрой», но имеют прямое отношение к школе. Именно там о человеческих ценностях можно говорить, если семья о них не говорит. Глубинные основы закладываются в семье, но школа всегда помогала и будет помогать ей в этом. С гордостью говорю, что в России более 9,5 тыс. бесплатных психолого-педагогических центров для родителей, где можно получить консультацию психолога, педагога-психолога. Количество таких центров растет и будет расти.

- У любого воспитателя всегда есть кнут и пряник. Каким может быть кнут в школе?

Мое глубочайшее убеждение, что с малышами кнут не нужен. У маленького человека не должно быть хаоса. Должны быть смена деятельности и четкое представление, что он делает сейчас, будет делать через 10 минут, через 15. Объяснять, что хорошо, а что плохо, мы начинаем с рождения, поэтому жестких кнутов я здесь не вижу. И главное - любить.

В подростковом возрасте нужно объяснять, рассказывать о ситуациях, которые могут быть. Это очень сложный период в жизни. Подросток - как хрустальный сосуд.

- А в угол ставить на горох?

Как родитель могу сказать, что горох, наверное, не наша методика. Но запреты должны быть. Что можно, а что нельзя, маленький человек должен знать с самого начала. Объяснять нужно постоянно. Понимание не приходит ниоткуда.

Давайте от воспитательных вопросов вернемся к насущным. Где проблема строительства школ стоит особенно остро?

Проблемы в тех регионах, где есть третья смена. Это Дагестан, Чеченская республика. Эту проблему нужно решать сию секунду - третьей смены быть не должно. Правительство выделяет 25 млрд рублей на строительство новых школ. И в этом году у нас будет 55 тыс. новых мест. В программе в этом году участвуют 57 регионов. Мы надеемся, что этот год завершим так же удачно, как и прошлый.

Дополнительно из резервного фонда нам выделили 3,8 млрд на школы в регионах Северного Кавказа. Надеемся, что будем строить дополнительные школы по программе развития Северного Кавказа. Очень важно, что школы будут с современным оснащением, прекрасными лабораториями. Это будут не просто здания, не просто стулья и столы. Строят огромные школы на 1,2-2,2 тыс. человек и совсем маленькие сельские школы.

Как вы оцениваете уровень образования современных выпускников вузов? По мнению многих экспертов, им не так просто найти работу. Работодатели считают, что они ничего не знают.

Молодым людям и 20 лет назад говорили, что они ничего не знают, просто времена были другими. Уровень подготовки не такой плохой, как хотелось бы кому-то представить. Конечно, мы будем делать всё возможное, чтобы он стал лучше. Нужно менять правовую основу, чтобы компания или предприятие не говорили, что обязательно нужен опыт работы, чтобы вас взяли на работу. Уже есть наработки, которые дадут возможность ребятам начать работать. Это и поддержка самых талантливых, и студенческие инновационные предприятия, и лаборатории, которые уже есть. Инновационные предприятия, которые создаются при вузах, могут продолжать работу после того, как студенты закончат учебу. Много форм работы и в рамках НТИ. У нас есть хороший опыт, который можно повторить в новых реалиях.

На вопросы родителей со всей страны сегодня отвечала Ольга Васильева: Глава Минобрнауки провела Всероссийское родительское собрание. Сколько вопросов могло поступить - даже и представить сложно, на связи были регионы. Но большая часть проблем общая для всей страны, и это не только вопросы денег. Много говорили сегодня о том, какой должна быть школа в «человеческом» плане и, конечно, о качестве образования.

У Александры Усенко восемь детей - двое собственных и шестеро приемных. Ее дети учатся в начальной, средней школах, а кто-то уже и в старших классах. Одновременно. На Общероссийское родительское собрание приехала из Краснодара специально - услышать из первых уст о грядущих изменениях. Модератор встречи Яна Чурикова сама озвучила вопрос, находящийся в родительском топе: как изменится Единый госэкзамен?

«Какие планируются изменения в процедуре проведения ЕГЭ в ближайшие три года?» - задала вопрос модератор Общероссийского родительского собрания Яна Чурикова.

«Сразу хочу сказать, что будет в этом году: физика, химия, биология - тестовые задания с готовыми ответами будут сняты, то есть это совсем другой подход. Первый раз в этом году будет устная часть - русский язык и литература», - пояснила министр образования.

Устная часть пока для учеников девятых классов. Если опыт признают успешным, подумают и о выпускных. Ведь сколько было разговоров о преимуществах старой, не тестовой системы, когда школьник излагал свой ответ лично учителю.

Вопрос: «Сейчас разработано очень много действительно хороших рабочих тетрадей, но приходится же покупать родителям за свои деньги, и это стоит недешево. Есть ли возможность все-таки у школы обеспечивать рабочими тетрадями, а не только учебниками?»

«Если сама школа включает тетрадь в образовательный перечень, то она должна его обеспечить, то есть в этом случае волюнтаризма не допускается», - пояснила Ольга Васильева.

В собрании участвовали и регионы. Родители и учителя из Якутии, Иркутска, Астрахани задавали свои вопросы при помощи видеотрансляции. Всего 10 субъектов. Беспокойство высказали представители Северной Осетии: в их школах сокращаются ставки логопедов. А речевых проблем у нынешних детей много.

«Школа сама принимает решение по штатному расписанию, будет ли у нее логопед в штатном расписании. Чаще всего не бывает. Что на сегодняшний день есть и что может нам в решении этой проблемы помочь: на сегодняшний день в стране есть девять с половиной тысяч консультационных центров, в которых такая помощь оказывается», - сообщила министр.

Говорили и о бесплатном питании в школах для социально незащищенных семей - пока что этот вопрос решается в каждом субъекте на региональном уровне. О том, что пора ввести контроль качества - проверять в четвертых и девятых классах уровень образования по всей стране. И главное - минимизировать различие в программах. При переезде из одного региона в другой школьники часто сталкиваются с совершенно новыми учебными планами.

Отдельная тема - уроки труда, которые родители вспоминают с ностальгией.

Вопрос: "В моем советском школьном прошлом были такие вещи, как, во-первых, урок труда, который плавно перетекал в учебно-производственный комбинат для старшеклассников. Те навыки, которые я получила в свое время, например, у меня квалификация швеи-мотористки, у супруга - электромонтажника, почему дети не работают руками?"

"Сейчас этот предмет, который мы с вами так любили и называли "труд", и который давал нам те самые навыки, которые мы пронесли через всю жизнь, это "технологии". В 2017 году он будет запущен. Все, что касается "делать руками" и что действительно надо делать руками, потому что не только высокие технологии - будущее, где кнопки, кнопки, кнопки, это замечательно, но руками мы должны уметь делать и научить его всему", - ответила министр.

Встреча с министром образования накануне нового учебного года в таком формате проходит в третий раз. Нынешнее собрание длилось около двух часов, было задано более 20 вопросов. Родители хотели и еще, но Ольга Васильева извинилась и попросила ее отпустить - ведь 1 сентября уже послезавтра. Дел очень много.

Ольга Юрьевна, сегодня вы в качестве министра просвещения впервые встречаетесь с региональными министрами, начальниками управлений образования и педагогами. Какие задачи ставите перед собой? Что нового ждет школу?

Ольга Васильева: У нас сменилось несколько руководителей в регионах, и первым делом хочу поблагодарить коллег, которые работали со мной прежде. Перед системой общего образования стоят две большие цели. Первая - войти в десятку лучших в мире, вторая - выстроить систему воспитания. Суть первой - системные изменения, которые прежде всего повысят качество и доступность образования. Вторая цель ставит сразу множество задач: новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, которые должны быть нацелены на подготовку специалистов по цифровым технологиям. Впервые стоит задача создания условий для воспитания, развития и образования детей до трех лет. Нужно создать систему консультационной и методической помощи, грамотно вести работу со способными и талантливыми детьми. В каждом регионе должны появиться центры поддержки одаренных детей.

Когда появятся новые стандарты для средней и старшей школы, вокруг которых было много споров? Какие учебники и программы придется заново переписать - математики, технологии?

Ольга Васильева: Вокруг стандартов было много споров, в том числе надуманных. Например, часто упоминали, что школа лишится вариативности, хотя выбор у учителя остается даже в "обязательной" части программы. Были веские замечания - например, о том, что содержание стандартов должно быть прикреплено к возрастным критериям. В итоге нами созданы координационные советы по доработке стандартов, мы будем привлекать предметные ассоциации. Это очень важно. Например, у нас почти полностью обновляется содержание предмета "технология", но мы сохраним и ту часть, которая требует развития навыков ручного труда. Хочу подчеркнуть: все вносимые изменения касаются основной, обязательной части стандартов. Вариативная часть, хотя мне больше нравится слово "творческая", остается без изменений. Все экспертные замечания и предложения будут учтены, и нет сомнений, что стандарты мы утвердим. Нынешние школьники до 7-го класса занимаются по рамочным стандартам 2012 года, старшеклассники - по стандартам 2004 года. При этом в стране есть единый госэкзамен, который призван оценивать знания всех. Пока получается, что он оторван от содержания обучения, потому-то учителя и часто жалуются на то, что приходится натаскивать учеников на ЕГЭ. Но есть, конечно, и другое. 400 баллов на ЕГЭ в этом году получил ученик московской школы. Когда его спросили, в чем секрет, он ответил: "Нас хорошо учили в школе!"

Почти полностью обновляется содержание предмета "технология", но мы сохраним и ту часть, которая требует развития навыков ручного труда

В вузах появились онлайн-курсы. Школы тоже перейдут на онлайн-уроки?

Ольга Васильева: В последнее время вдруг начались разговоры, что к 2021 году министерство хочет заменить все бумажные учебники электронными, а писать дети будут только на клавиатуре. Это не так. Все эти разговоры лишены оснований, бумажные учебники, книги, конечно же, останутся. Почему-то все забыли про санитарные правила и нормативы, которые строго регулируют использование компьютеров, других технических средств в школе. Началась работа, направленная на проведение исследований, как гаджеты влияют на здоровье детей, их возможности. Только после того, как мы получим результаты наших исследований, изучим международный опыт, могут быть приняты какие-то решения.

Ольга Васильева: Цифровая школа - большой инфраструктурный проект. Фото: Александр Корольков

О том, что в школе все же будут электронные учебники?

Ольга Васильева: Цифровая школа - это не только электронные книги и дневники. Это большой инфраструктурный проект, который приведет к обновлению всех школ и очень поможет учителям. Вы заходите в школу - вам не надо показывать пропуск, карточку школьника или другой документ. Система идентифицирует вас по лицу. Вы проходите по коридору: рядом и обычная библиотека, куда же без бумажных книг, и электронная… Проект Российской электронной школы сейчас дорабатывается, за основу взята платформа Московской электронной школы.

У нас 42 тысячи школ, 26 из них - сельские. Сколько школ технологически готовы к таким переменам?

Ольга Васильева: Подготовка педагогов к работе в цифровой школе уже началась. На базе Академии переподготовки и повышения квалификации работников образования только что прошли обучающие курсы представители 5 регионов. За электронной школой большое будущее. Я вам приведу такой факт: в России пять с половиной тысяч школ не имеют лабораторий. Но можно будет показать устройство двигателя внутреннего сгорания в 3D на экране. Чтобы увидеть Эрмитаж или Мариинку, необязательно ехать в Санкт-Петербург. Учитель сможет показать на экране виртуальные экскурсии, спектакли, библиотеки, архивы…

Так может, и учитель не так уж нужен. Кнопку "старт" на компьютере сможет нажать и робот.

Ольга Васильева: Профессия учителя никогда не исчезнет. Как показывают современные исследования, только 2 процента существующих специальностей могут заменить роботы. Педагог, разумеется, в эти 2 процента не входит. Педагог - это миссия и призвание.

Не всегда учителям понятно, из чего состоит их зарплата. Комиссии, которые должны распределять стимулирующие надбавки, остались в некоторых школах только на бумаге. В итоге директор получает 100 тысяч, учитель - 20. Как быть?

Ольга Васильева: Фонд заработной платы школы формируется на основании регионального подушевого норматива. Он везде разный. Но схемы, когда директор единолично решает, кому и сколько заплатить, быть не должно. Напомню, что школам рекомендуется не менее 70 процентов фонда оплаты труда на оклады, обеспечивая тем самым для каждого учителя понятную гарантированную сумму ежемесячной оплаты труда. А уже оставшуюся часть - на различные премии и стимулирующие выплаты.