Морские путешествия династии мин в китае. Путешествия чжэн хэ. Причины и значение военно-торговых экспедиций Чжэн Хэ

Китайская империя, на всем протяжении своей многовековой истории, особо не проявляла интерес к дальним странам и путешествиям. Однако в XV веке китайский флот семь раз подряд отправлялся в дальние экспедиции и все семь раз его возглавлял великий китайский адмирал Чжэн Хэ...
В 2002 году вышла книга отставного британского офицера, бывшего командира подводной лодки Гэвина Мензиса «1421: год, когда Китай открыл мир». В ней Мензис заверял, что Чжэн Хэ опередил даже Колумба, открыв Америку раньше него, опередил он якобы и Магеллана, первым обогнув земной шар.
Профессиональные историки отрицают эти теории как несостоятельные. И тем не менее, одна из карт адмирала - так называемая «карта Кан"нидо» - подтверждает то, что Чжэн Хэ обладал надежной и достоверной информацией о Европе...
Есть также точка зрения, что карты Чжэн Хэ послужили базой европейских морских карт времен эпохи Великих географических открытий.
Чжэн Хэ родился в 1371 году в городе Куньян (ныне Цзиньин), в центре юго - западной китайской провинции Юньнань, вблизи от ее столицы Куньмина. От Куньяна до побережья было несколько недель езды - огромное по тем временам расстояние - поэтому Ма Хэ, как звали его в детстве, даже не предполагал, что станет великим флотоводцем и путешественником.
Род Хэ вел свою родословную от знаменитого Саида Аджаллы Шамсы аль-Дина (1211- 1279 гг.), которого называли также Умаром, - уроженца Бухары, который смог возвыситься во времена монгольских великих ханов Мункэ (внука Чингисхана) и Хубилая.
Собственно, завоеватель Китая великий хан Хубилай в 1274 году и поставил Умара губернатором Юньнани.
Доподлинно известно также, что отец и дедушка будущего адмирала Чжэн Хэ строго соблюдали уложения ислама и совершили хадж в Мекку. Кроме того, в мусульманском мире существует мнение, что и сам будущий адмирал посетил священный город, хотя справедливости ради надо заметить, что с неформальным паломничеством.
Детство Ма Хэ складывалось весьма драматично.
В 1381 году при завоевании Юньнани войсками китайской династии Мин, которая низвергла иностранную Юань, в возрасте 39 лет погиб его отец, а Ма Хэ восставшие взяли в плен, оскопили и отдали в услужение четвертому сыну своего предводителя Хун-у, будущему императору Юнлэ, который вскоре отправился наместником в Бэйпин (Пекин).


Евнухи в Китае всегда были одной из самых влиятельных политических сил. Некоторые подростки сами шли на жуткую операцию, рассчитывая попасть в свиту какого-нибудь влиятельного лица - князя или, если улыбнется фортуна, самого императора. Так что «цветноглазому» (так называли в Китае представителей нетитульной, неханьской народности) Чжэн Хэ по представлениям того времени просто нереально повезло...
Ма Хэ зарекомендовал себя на службе с положительной стороны и уже к концу 1380-х годов стал заметен в окружении князя, младше которого он был на одиннадцать лет.
Когда в 1399 году Пекин осадили войска тогдашнего императора Цзяньвэня, правившего с 1398 по 1402 год, молодой сановник мужественно защищал одно из городских водохранилищ, что позволило князю выстоять, с тем чтобы контратаковать конкурента и взойти на трон.
А уже через несколько лет Юнлэ собрал сильное ополчение, поднял восстание и в 1402 году, взяв штурмом столичный Нанкин, провозгласил себя императором.
В то же время он принял девиз нового правления: Юнлэ - «Вечное счастье».
Был щедро вознагражден и Ма Хэ: на китайский новый год - в феврале 1404 года - в признательность за верность и подвиги он был торжественно переименован в Чжэн Хэ - эта фамилия соответствует названию одного из древних царств, которые существовали на территории Китая в V-III веках до н. э.

Первая экспедиция Чжэн Хэ состоялась в 1405 году. Первоначально сам император Юнлэ, живший в Нанкине, где строили корабли и откуда стартовали первые путешествия, принял непосредственное участие в проекте. Позднее обустройство новой столицы в Пекине и монгольские кампании остудят пыл императора, а пока он лично дотошно вникает во все мелочи, пристально следит за каждым шагом и указанием своего адмирала.
Ко всему прочему император Юнлэ поставил доверенного евнуха во главе не только самой флотилии, но и Палаты дворцовых слуг. А это значит, что тому доводилось отвечать еще и за строительство и ремонт множества построек, а потом и строительство судов...
Но император торопил с постройкой судов и специальными распоряжениями в провинцию Фуцзянь и в верзовья Янцзы отправляются партии за древесиной для их постройки. Краса и гордость эскадры, баочуани, что в переводе дословно звучит как «драгоценные корабли» или «сокровищницы», строились на «верфи драгоценных кораблей» (баочуаньчан) на реке Циньхуай в Нанкине. Поэтому, несмотря на гигантские размеры, осадка джонок была не очень глубокой - в противном случае они не вышли бы в море через этот приток Янцзы.

Длина баочуаней составляла 134 метра, а ширина - 55.
Осадка до ватерлинии равнялась 6 с лишним метрам.
Мачт было 9, и они несли на себе 12 парусов из плетеных бамбуковых матов. 2
11 июля 1405 года в «Хронике императора Тай-цзуна» (одно из ритуальных имен императора Юнлэ) была сделана следующая запись:
«Дворцовый сановник Чжэн Хэ и другие были посланы в страны Западного (Индийского) океана с письмами императора и дарами для их царей - золотая парча, узорчатые шелка, цветной шелковый газ, - все по их статусу».
В армаду первой экспедиции адмирала Чжэн Хэ вошло 255 кораблей с 27 800 человек на борту. Корабли шли по следующему маршруту: Восточное побережье Индокитая (государство Чампа), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (султанат Малакка), Суматра (султанаты Самудра-Пасай, Ламури, Хару, Палембанг), Цейлон, Малабарское побережье Индии (Каликут) 1 .
Во всех своих экспедициях Чжэн Хэ шел каждый раз одним и тем же путем: ловя повторяющиеся муссонные ветра, с декабря по март дующие на этих широтах с севера и северо-востока.
А когда влажные субэкваториальные потоки воздуха поднимались над Индийским океаном и как бы по кругу оборачивались обратно на север - с апреля по август, - флотилия поворачивала к дому. Это муссонное расписание местные моряки знали задолго до нашей эры, да и не только моряки: ведь оно определяло и порядок земледельческих сезонов.
С учетом муссонов, а также рисунка созвездий путешественники уверенно переправлялись с юга Аравии на малабарский берег Индии, или с Цейлона на Суматру и в Малакку, придерживаясь определенной широты.
Домой китайские экспедиции возвращались тем же маршрутом, и только происшествия, случившиеся в пути, дают возможность в хрониках различать плавания «туда» и «обратно».
В первой экспедиции на обратном пути китайцы пленили знаменитого пирата Чэнь Цзу"и, который захватил в то время Палембанг - столицу индусско-буддийского государства Шривиджая на Суматре.
«Чжэн Хэ вернулся и привез Чэнь Цзу"и в кандалах. Прибыв в Старый порт, он призвал Чэня подчиниться.
Тот прикинулся, что подчиняется, но втайне планировал бунт. Чжэн Хэ понял это...
Чэнь, собрав силы, выступил в битву, а Чжэн Хэ выслал войска и принял бой.
Чэнь был разбит наголову. Более пяти тысяч бандитов были убиты, десять кораблей сожжены и семь захвачены...
Чэнь и еще двое были взяты в плен и доставлены в императорскую столицу, где их приказали обезглавить».
Так Чжэн Хэ защитил мирных земляков-мигрантов в Палембанге и попутно впервые показал, что его корабли имели на борту оружие не только для красоты.
До сегодняшнего дня исследователи так и не сошлись в едином мнении, чем именно воевали подчиненные адмирала. То, что корабли Чэнь Цзу"и были сожжены, как будто свидетельствует о том, что в них стреляли из пушек. Они, как и примитивные ружья, уже применялись тогда в Китае, но прямых доказательств об использовании их на море нет.
В бою адмирал Чжэн Хэ полагался на живую силу, на личный состав, который высаживали с огромных джонок на берег или посылали на штурм укреплений. Эта своеобразная морская пехота и была главной силой флотилии.

Во время второй экспедиции, состоявшейся в 1407-1409 годах, географически аналогичной с первой (Восточное побережье Индокитая (Чампа, Сиам), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (Малакка), Суматра (Самудра-Пасай, Палембанг), Малабарское побережье Индии (Кочин, Каликут)) 1 , произошло только одно событие, память о котором сохранилась в истории: властелин Каликута предоставил посланникам Поднебесной несколько баз, опираясь на которые китайцы могли в дальнейшем отправляться еще дальше на запад.
А вот во время третьей экспедиции, состоявшейся в 1409-1411 гг. (Восточное побережье Индокитая (Чампа, Сиам), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (Малакка), Сингапур, Суматра (Самудра-Пасай), Малабарское побережье Индии (Коллам, Кочин, Каликут)) 1 , произошли более серьезные события.
Под датой 6 июля 1411 года в хронике записано:
«Чжэн Хэ... вернулся и привез захваченного царя Цейлона Алагакконару, его семью и нахлебников.
Во время первого путешествия Алагакконара был груб и неуважителен и вознамерился убить Чжэн Хэ. Чжэн Хэ понял это и уехал.
Мало того, Алагакконара не дружил с соседними странами и часто перехватывал и грабил их посольства по пути в Китай и обратно. Ввиду того что другие варвары страдали от этого, Чжэн Хэ, вернувшись, снова выказал презрение Цейлону.
Тогда Алагакконара заманил Чжэн Хэ вглубь страны и послал своего сына Наянару потребовать у него золото, серебро и прочие драгоценные товары. Если бы эти товары не выдали, более 50 тысяч варваров восстали бы из укрытий и захватили корабли Чжэн Хэ.
А еще они подпилили деревья и вознамерились перекрыть узкие дорожки и перерезать Чжэн Хэ пути к отступлению так, чтобы отдельные отряды китайцев не могли прийти друг другу на помощь.


Когда Чжэн Хэ понял, что их отрезали от флота, он быстро развернул войска и отправил их к кораблям...
И он приказал гонцам тайно обойти дороги, где сидела засада, вернуться к кораблям и передать приказ офицерам и солдатам биться до смерти.
А тем временем он лично повел двухтысячное войско обходными путями. Они штурмовали восточные стены столицы, взяв ее испугом, прорвались внутрь, захватили Алагакконару, его семью, нахлебников и сановников.
Чжэн Хэ провел несколько сражений и разбил армию варваров наголову.
Когда он вернулся, министры решили, что Алагакконару и прочих пленников надлежит казнить. Но император смилостивился над ними - над невежественными людьми, не знавшими, что такое Небесный мандат на правление, и отпустил их, дав еду и одежду, и приказал Палате ритуалов выбрать в семействе Алагакконары достойного человека, чтобы править страной» 2 .

Эта цитата - единственное документальное отображение деяний Чжэн Хэ на Цейлоне. Но тем не менее, кроме него, конечно, бытует множество легенд, а самая известная из них рассказывает о скандале, который связан с наиболее уважаемой реликвией - зубом Будды (Далада), который Чжэн Хэ то ли предполагал выкрасть, то ли в самом деле выкрал с Цейлона.
А история эта такова...
В 1284 году хан Хубилай направлял на Цейлон своих эмиссаров, чтобы раздобыть одну из первостепенных священных реликвий буддистов совершенно законным путем. Но зуб монгольскому императору - знаменитому покровителю буддизма - все же не отдали, возместив отказ другими дорогими дарами.
Согласно сингальским мифам, Срединное государство втайне не отступилось от желанной цели. Эти мифы утверждают, что экспедиции адмирала Чжэн Хэ были предприняты чуть ли не с намерением похитить зуб, а все остальные походы - были для отвода глаз.
Сингалы же якобы перехитрили Чжэн Хэ - «подсунули» ему в плен царского двойника вместо истинного царя и ложную же реликвию, а настоящую, в то время как китайцы воевали, спрятали.
Соотечественники великого адмирала, разумеется, придерживаются обратного мнения: адмирал Чжэн Хэ все-таки получил бесценный «кусочек Будды», и тот даже на манер путеводной звезды помог ему безопасно вернуться обратно в Нанкин.
А вот что было на самом деле, неизвестно...
Адмирал Чжэн Хэ был человеком крайне широких взглядов. Мусульманин по происхождению, он уже в зрелом возрасте открыл для себя буддизм и отличался большими познаниями в хитросплетениях этого учения.
На Цейлоне он возвел святилище Будды, Аллаха и Вишну (одно на троих!), а в стеле, воздвигнутой перед последним плаванием в Фуцзяни, вознес благодарность даосской богине Тянь-фэй - «божественной супруге», которая почиталась как покровительница моряков.
В какой-то степени цейлонские похождения адмирала, скорее всего, стали вершиной его заморской карьеры. В ходе этой опасной военной кампании много воинов погибло, но Юнлэ, оценив масштаб подвига, щедро наградил уцелевших.
В середине декабря 1412 года Чжэн Хэ получил новый приказ императора везти дары ко дворам заморских правителей. Эта четвертая экспедиция Чжэн Хэ, проходившая в 1413-1415 годах, проходила по маршруту: Восточное побережье Индокитая (Чампа), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (султанаты Паханг, Келантан, Малакка), Суматра (Самудра-Пасай), Малабарское побережье Индии (Кочин, Каликут), Мальдивы, побережье Персидского залива (государство Ормуз). 1
К четвертой экспедиции был прикомандирован переводчик - мусульманин Ма Хуань, который знал арабский и персидский языки.
Позднее он опишет в своих воспоминаниях последние великие плавания китайского флота, а также всевозможные бытовые подробности.
В частности, Ма Хуань скрупулезно описал рацион моряков: они ели «лущеный и нелущеный рис, бобы, зерна, ячмень, пшеницу, кунжут и все виды овощей... Из фруктов у них были... персидские финики, сосновые орешки, миндаль, изюм, грецкие орехи, яблоки, гранаты, персики и абрикосы...», «многие люди делали смесь из молока, сливок, масла, сахара и меда и ели это».
С уверенностью можно заключить, что китайские путешественники не болели цингой.
Ключевым событием четвертой экспедиции Чжэн Хэ стал захват главаря повстанцев по имени Секандар, который выступил против признанного китайцами и связанного с ними договором о дружбе царя государства Семудера на севере Суматры - Заина аль-Абидина.
Секандар оскорбился, что посланец императора не привез ему подарков, а значит, не признал законным представителем знати, наскоро собрал сторонников и сам напал на флот адмирала Чжэн Хэ.
Но вскоре он сам, его жены и дети попали на борт китайских сокровищниц. В своих записках Ма Хуань пишет, что «разбойника» публично казнили еще на Суматре, не удостоив чести императорского суда в Нанкине...
Из этой экспедиции адмирал Чжэн Хэ привез рекордное число иностранных послов - из тридцати держав. Восемнадцать дипломатов из них Чжэн Хэ развез по домам в ходе пятой экспедиции, которая состоялась в 1416-1419 годах.
Все они имели при себе милостивые письма от императора, а также фарфор и шелка - вышитые, прозрачные, крашеные, тонкие и весьма дорогие, так что их государи, надо полагать, остались довольны.
На этот раз адмирал Чжэн Хэ выбрал следующий маршрут своей экспедиции - Восточное побережье Индокитая (Чампа), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (Паханг, Малакка), Суматра (Самудра-Пасай), Малабарское побережье Индии (Кочин, Каликут), Мальдивы, побережье Персидского залива (Ормуз), побережье Араввийского полуострова (Дофар, Аден), восточное побережье Африки (Барава, Малинди, Могадишо) 1 .

В состав флота этой экспедиции входило 63 судна и 27411 человек.
В описаниях пятой экспедиции адмирала Чжэн Хэ есть много неточностей и расхождений. До сих пор неизвестно, где находится загадочная укрепленная Ласа, которая оказала экспедиционному корпусу Чжэн Хэ вооруженное сопротивление и взятая китайцами с помощью осадных орудий, которые в одних источниках называются «мусульманскими катапультами», в других - «западными» и, в конце концов, в третьих - «огромными катапультами, стреляющими камнями»...
В одних источниках указано, что город этот был в Африке, близ Могадишо в современном Сомали, другие - в Аравии, где-то в Йемене. Путь до него от Каликута занимал в XV веке двадцать дней с попутным ветром, климат там был знойный, поля выжженные, традиции простые, а взять там было почти нечего.
Ладан, серая амбра и «верблюды на тысячу ли» (ли - китайская мера длины, равная приблизительно 500 метрам).
Флот адмирала Чжэн Хэ обогнул Африканский Рог и направился к Могадишо, где китайцы столкнулись с настоящим чудом: увидели, как из-за отсутствия древесины черный народ строит дома из камней - в четыре-пять этажей.
Богатые жители тех мест занимались морской торговлей, бедные забрасывали в океане сети.
Мелкий скот, лошадей и верблюдов кормили сушеной рыбой. Но основное - домой китайцы повезли совсем своеобразную «дань»: леопардов, зебр, львов и даже несколько жирафов, которыми, кстати, китайский император совершенно остался неудовлетворен...
Шестая экспедиция Чжэн Хэ состоялась в 1421-1422 годах и проходила по маршруту - Восточное побережье Индокитая (Чампа), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (Паханг, Малакка), Суматра (Самудра-Пасай), Малабарское побережье Индии (Кочин, Каликут), Мальдивы, побережье Персидского залива (Ормуз), побережье Араввийского полуострова 1 . Флот был усилен 41 кораблем.
Из этой экспедиции Чжэн Хэ опять вернулся без всяких ценностей, что совсем уж раздосадовало императора. Кроме того и в самой Поднебесной за это время усилилась критика его разорительных войн, а поэтому дальнейшие походы великой флотилии Чжэн Хэ оказались под большим вопросом...
В 1422-1424 годах в плаваниях Чжэн Хэ вышел существенный перерыв, к тому же в 1424 году умер император Юнлэ.
И лишь в 1430 году новый, молодой император Сюаньдэ, внук покойного Юнлэ, принял решение отправить еще одно «великое посольство».
Последняя, седьмая по счету экспедиция адмирала Чжэн Хэ, состоялась в 1430-1433 годах по маршруту - Восточное побережье Индокитая (Чампа), Ява (Сурабая и другие порты северного побережья), Малаккский полуостров (Малакка), Суматра (Самудра-Пасай, Палембанг), район дельты Ганга, Малабарское побережье Индии (Коллам, Каликут), Мальдивы, побережье Персидского залива (Ормуз), побережье Араввийского полуострова (Аден, Джидда), восточное побережье Африки (Могадишо). В этой экспедиции принимало участие 27 550 человек.
Адмирал Чжэн Хэ, который к моменту отплытия разменял седьмой десяток лет, перед отплытием в последнюю экспедицию приказал выбить две надписи в порту Люцзяган (возле города Тайцан в провинции Цзянсу) и в Чанлэ (восточная Фуцзянь) - своего рода эпитафии, в которых подводил итоги большого пути.
Во время этой экспедиции флот высадил отряд под командованием Хун Бао, который совершил мирную вылазку в Мекку. Вернулись моряки с жирафами, львами, «верблюжьей птицей» (страусом, гигантские пернатые в то время еще водились в Аравии) и прочими дивными дарами, которые везли послы от шерифа Священного города.
Через пять дней после завершения седьмой экспедиции император по традиции одарил команду церемониальными одеяниями и бумажными деньгами. По сообщению хроники, при этом Сюаньдэ сказал:
«У нас нет никакого желания получать вещи из отдаленных стран, но мы понимаем, что их прислали с самыми искренними чувствами. Раз уж они приехали издалека, их надлежит принять, но это - не повод для поздравлений».
Дипломатические связи Китая со странами Западного океана прервались и на этот раз - на века. Некоторые купцы продолжали торговать с Японией и Вьетнамом, но от «государственного присутствия» в Индийском океане китайские власти отказались и даже уничтожили большинство лоций Чжэн Хэ.
Списанные корабли сгнили в порту, а китайские корабелы забыли, как строить баочуани...
Доподлинно никому неизвестно, когда скончался прославленный адмирал Чжэн Хэ - то ли во время седьмой экспедиции, то ли вскорости после возвращения флота (22 июля 1433 года).
В современном Китае считается, что его как истинного моряка похоронили в океане, а кенотаф, который показывают туристам в Нанкине - лишь условная дань памяти.
Больше всего удивляет тот факт, что настолько серьезные по масштабам экспедиции Чжэн Хэ по их окончании были совершенно забыты как современниками, так и потомками. Лишь в начале XX века западные ученые открыли упоминания об этих плаваниях в хрониках императорской династии Мин и задались вопросом: зачем была создана эта огромная флотилия?
Выдвигались разные версии: то Чжэн Хэ оказывался «первопроходцем и исследователем» вроде Кука, то разыскивал для империи колонии подобно конкистадорам, то его флот представлял собой мощное военное прикрытие для развивающейся внешней торговли, как у португальцев в XV-XVI веках.
Известный российский китаевед Алексей Бокщанин в книге «Китай и страны Южных морей» приводит занимательное соображение о возможной цели этих экспедиций: к началу XV века очень обострились обострились отношения между Китаем Минской эпохи и державой Тамерлана, который даже планировал поход на Китай.
Таким образом на адмирала Чжэн Хэ могли возложить дипломатическую миссию по поиску за морями союзников против Тимура.
Ведь когда в 1404 году Тамерлан заболел, уже имея за плечами покоренные и уничтоженные города от России до Индии, в мире вряд ли нашлась бы сила, способная справиться с ним в одиночку...
Но ведь уже в январе 1405 года Тамерлан умер. Кажется, что адмирал не искал союзников против этого врага.
Может быть, разгадка кроется в некотором комплексе неполноценности Юнлэ, который был вознесен на трон дворцовым переворотом. Незаконному «Сыну неба», похоже, просто не хотелось сложа руки ждать, пока данники сами явятся к нему на поклон.
Император Юнлэ послал корабли за горизонт наперекор магистральной имперской политике, которая предписывала сыну Неба принимать послов из мира, а не рассылать их в мир.
Сравнивая экспедиции Васко да Гамы и экспедиции Чжэн Хэ, американский историк Роберт Финлэй пишет:
«Экспедиция да Гамы знаменовала собой неоспоримую поворотную точку в мировой истории, став событием, символизирующим наступление эпохи модерна.
Вслед за испанцами, голландцами и англичанами португальцы приступили к построению империи на Востоке…
В противовес этому, минские экспедиции не повлекли за собой никаких изменений: ни колоний, ни новых маршрутов, ни монополий, ни культурного расцвета и никакого глобального единения… История Китая и мировая история, вероятно, не претерпели бы каких-либо изменений, если бы экспедиции Чжэн Хэ вообще никогда не состоялись».
Как бы там ни было, но деятельный адмирал Чжэн Хэ так и остался для Китая единственным великим мореплавателем, символом неожиданной открытости Поднебесной миру...


Источники информации:
1. Википедия
2. Дубровская Д. «Сокровищницы адмирала Чжэн Хэ»

Окончательно избавился от монгольского владычества и вплоть до 1644 года страной правила династия Мин. В этот период в истории Китая оставили неизгладимый след многие монархи. Одним из них был Юнлэ, «второй основатель династии», при котором Великая Минская империя резко изменила политический вектор и вошла в новую эпоху расцвета. Во времена правления Юнлэ (Чжу Ди) и единственного императора-художника Сюаньдэ (Чжу Чжаньцзи) жил Чжэн Хэ (1371-1435 гг), великий китайский путешественник, дипломат и адмирал, совершивший семь дальних морских путешествий по Индийскому океану.

Причины и значение военно-торговых экспедиций Чжэн Хэ

Европейские страны и Россия были больше нацелены на экспансию. Неудивительно, что большинство великих путешественников происходили из Старого Света, преимущественно из стран с сильным военно-морским флотом. Они искали и находили пути в Вест-Индии, новые континенты и острова, новые колонии и рынки сбыта. Они «ходили за три моря», плавали на «Мэйфлауэре», искали Эльдорадо и основывали форпосты на Аляске и в Форт-Россе, на неприветливых тихоокеанских и Карибских островах с кровожадными аборигенами.

Китай большую часть своей истории был замкнут на себе, и интересы государства обычно не заходили дальше территории ближайших соседей. Зачастую строго ограничивались контакты с заморскими купцами и собственное каботажное судоходство у восточного побережья страны. Тем не менее, и у Китая во времена правления Чжу Ди и Чжу Чжаньцзи был свой великий путешественник, появившийся в эпоху расцвета Великой Минской империи - Чжэн Хэ. Император Юнлэ был одним из самых прогрессивных монархов в китайской истории. При нем были построены многие популярные ныне , начато и закончено возведение в , основаны и построен .

Чжу Ди и его внук Сюаньдэ тратили много средств и энергии на дипломатическую и военную деятельность по усилению влияния Великой Минской империи вне «Внутреннего Китая», ограниченного , тихоокеанскими морями и Тибетским нагорьем. Такая деятельность была не характерна ни для их предшественников, ни для потомков. Одним из значительных внешнеполитических шагов стали семь крупных военно-торговых экспедиций к южной Индии, берегам Персидского залива и Северо-Восточной Африки. Экспедиции подобного уровня были беспрецедентны для Китая. Если будете в Малакке (Малайзия), обратите внимание на величественную статую Чжэн Хэ. Плавания знаменитого путешественника и адмирала оказали огромное и длительное влияние на историческое развитие Явы, Суматры и Малайского полуострова. Считается, что экспедиции Чжэн Хэ посодействовали усилению эмиграции китайцев в эти места и развитию китайской культуры в регионе. В современной китайской историографии мирные плавания великого путешественника обычно противопоставляются агрессивным, захватническим экспедициям западноевропейских колонизаторов.

Биография Чжэн Хэ

При рождении Чжэн Хэ дали имя Ма Хэ. Фамилию Чжэн будущему путешественнику за верную службу пожаловал император на в 1404 г. Родился он в деревне Хэдай, в центральной части провинции Юньнань, граничащей с Индокитаем и Тибетом. Род Ма происходил из Средней Азии. Предки Хэ мигрировали в Китай, когда Поднебесная находилась под управлением монгольской династии Юань. Впоследствии они китаизировались, сохранив мусульманскую веру. В 14-летнем возрасте Ма Хэ кастрировали, и он стал евнухом при дворе Чжу Ди, будущего императора Юнлэ. Первое путешествие будущий адмирал возможно совершил в 1404 году, когда получил фамилию Чжэн. По некоторым данным он занимался сооружением боевых кораблей для борьбы с пиратами и посещал Японию, также заинтересованную в разгроме корсаров.

Семь путешествий Чжэн Хэ

Впервые решение о постройке эскадры прозвучало, скорее всего, в 1403 году. Уже через два года состоялось первое плавание огромного флота из четверти тысячи судов с общей численностью экипажей порядка 27000 человек. Если верить официальной истории Мин, среди этих кораблей были настоящие громадины, превышавшие любые из построенных когда-либо деревянных судов. Семь плаваний происходили в период с 1405 по 1433 гг. За это время флот адмирала-евнуха побывал в десятках стран.

Во время первого плавания (1405-07 гг) флот посетил острова Ява, Суматра и Шри-Ланка, побывал в портах Южной Индии. В последующих двух экспедициях маршрут отличался незначительно (1407-1409 гг и 1409-1411 гг). Во время последующих плаваний Чжэн Хэ и подчинявшиеся ему эскадры доходили до Африканского Рога (р-н нынешней Сомали), острова Ормуз (Персия-Иран), побережья Красного моря. После смерти Юнлэ наступил перерыв на несколько лет. В это время Чжэн Хэ руководит нанкинским гарнизоном. При Сюаньдэ плавания вновь возобновляются. Во время последней экспедиции адмирал уже лично не заходит во многие страны, посылая туда отдельные корабли и эскадры. Длительные путешествия уже тяготят Чжун Хэ, и он возвращается в Китай еще до полного завершения похода.

Во время своих плаваний адмирал и его подчиненные активно занимались установлением и улучшением дипломатических и торговых связей со многими странами, составляли навигационные карты и собирали подробную информацию о посещаемых государствах и территориях. Впоследствии трудами китайского адмирала воспользовались и многие европейские путешественники, еще не знакомые с северными водными путями Индийского океана. В наше время многие общины китайцев Индонезии и Малайзии считают Чжун Хэ чуть ли не святым. В его честь возведено немало храмов и памятников.

Считается, что пальма первенства в открытии новых земель в XV веке принадлежит португальцам и испанцам. Однако невольно возникает вопрос: неужели такая могущественная в то время держава, как Китай, не искала богатств за морем? Оказывается, и в её истории есть мореплаватель, вполне сравнимый с Христофором Колумбом. Причём свои плавания китайский адмирал Чжэн Хэ совершил за несколько десятилетий до начала эпохи Великих географических открытий.

«Да, согласен»

Не будем называть страну, где происходили описываемые события. Таких стран было довольно много…

На берегу все готовились к худшему: чего ещё можно ожидать от армады военных кораблей, появившихся на горизонте? Гавань вмиг опустела, а с самого большого корабля флотилии отчалила большая лодка с главнокомандующим, его охраной и слугами.


11 июля в Китае отмечают День моря, в память о прославленном флотоводце.

Прибывшие попросили испуганных местных жителей проводить их к правителю здешней земли. Тот, уже наслышанный о прибывшей морской силище, видел своё будущее в лучшем случае в плену, а в худшем - ожидал неминуемой смерти. О том, чтобы справиться с таким войском, не стоило даже мечтать! Однако глава заморской делегации держался отнюдь не воинственно. Первым делом он передал письмо и наилучшие пожелания от великого императора Чжу Ди, правившего могучим Китаем с 1402 года. От него слуги тут же внесли в зал, где проходила аудиенция, многочисленные дорогие подарки.

Опешивший правитель сначала мысленно благодарил своего бога за сохраненную жизнь, а потом спросил у незваного гостя: за что все это? Посланник охотно разъяснил: нужно добровольно покориться императору Китая и платить дань. Для своих же подданных он по-прежнему остаётся правителем - ничего не меняется.

Кроме того, на его землях не останутся китайские солдаты, а в гавани - корабли Поднебесной.

Что оставалось делать местному вождю (царю, князю, султану)? По сути выбора не было, учитывая маячившую у берега мощную флотилию с десятками тысяч воинов на борту. «Добровольный» ответ был очевиден: «Да, согласен».

После пополнения запасов воды и провизии флотилия вскоре уходила в океан. Во вместительных трюмах она увозила немалую дань, а в роскошных каютах нередко и местных вельмож - послов в далёкий Китай.

Пленник в свите

Столь мощную флотилию в несколько сотен (!) кораблей возглавлял адмирал Чжэн Хэ. Ктсчбы мог подумать, что пленённый в своё время китайцами мальчик-мусульманин спустя годы станет великим флотоводцем Поднебесной? Поистине судьба сделала его своим избранником, хотя изначально, казалось бы, определила незавидную участь.

Флот Чжэн Хэ был больше и мощнее, чем все флоты Европы.

Ма Хэ - так звали мальчика изначально - родился в 1371 году в провинции Юньнань, в то время находившейся под властью монголов. Семья исповедовала ислам, а её глава Ма Хаджи занимал высокий пост в местном управлении. В период свержения монгольского ига он погиб, а его младший сын Ма Хэ был пленён китайскими воинами. Затем в 1385 году кастрирован (евнухов можно было продать подороже), получил новое имя Ма Саньбао и попал в услужение Чжу Ди - сыну императора Китая.

Тот имел резиденцию в Бэйпине (ныне Пекин), и в его свите находилось немало евнухов. Их обучали грамоте, различным наукам, и наиболее достойных Чжу Ди выдвигал на различные должности при своём дворе.

В 1398 году император Чжу Юаньчжан умер, передав свой престол не одному из сыновей, а своему внуку Чжу Юньвэ-ню (его отец Чжу Бяо - старший сын императора - скончался за несколько лет до этого). Заложенная «мина» сработала: опасаясь попыток захватить трон, молодой император стал одного за другим уничтожать своих дядьев. Наиболее ожесточённое сопротивление оказал Чжу Ди, который в конце концов одержал в 1402 году победу в гражданской войне.

Не последнюю роль в успехе боевых действий сыграли евнухи. В частности, Ма Саньбао отличился при обороне Бэйпина, а затем при взятии Нанкина - столицы Китая. В награду он как чиновник получил повышение и новое, уже китайское имя - Чжэн Хэ.

Плавучие «сокровищницы»

Но новому императору не жилось спокойно: свергнутый Чжу Юньвэнь сумел улизнуть и скрылся где-то за морем. Хорошо бы найти его, доставить в Нанкин и публично казнить в назидание возможным смутьянам. С этой целью начали строить флот - до тех пор держава считалась сухопутной. Во главе морской армады нужно было поставить не только преданного, но и всесторонне образованного человека. Выбор пал на Чжэн Хэ, который к тому времени уже занимал пост главного евнуха.

Сначала он руководил постройкой судов. Всего в состав флота вошло чуть более 250 кораблей, а его основу составили баочуани (в переводе «сокровищницы»). Поражали размеры этих четырёхпалубных девятимачтовых гигантов: длина - порядка 135 метров, ширина - 55. Команда - почти тысяча человек. Для сравнения: в Европе лишь несколькими десятилетиями позднее появились крупные суда, да и то - трёхмачтовые каравеллы длиной до 25 метров.


Cамые красивые, самые мощные суда строили в то время в Китае.

По ходу строительства постепенно изменились цели экспедиции: на второй план отошёл поиск беглого экс-императора, а на первый - демонстрация мощи Китая и мирный путь привлечения новых подданных Поднебесной - правителей заморских территорий.

В первое двухлетнее плавание эскадра адмирала Чжэн Хэ в полном составе с почти 28 тысячами войска на борту отправилась в июле 1405 года. В ходе него она посетила острова Ява, Суматра и Шри-Ланка, а конечной точкой стала Калькутта. Всего до 1433 года было совершено семь плаваний. Флотилия смогла побывать в портах Красного моря и Персидского залива, достигла восточного побережья Африки.

Возвращавшихся из очередного похода моряков торжественно встречал сам император Чжу Ди. В трюмах баочуаней ему везли драгоценности, пряности и невиданных прежде животных: львов, леопардов, зебр и жирафов (последние произвели настоящий фурор!).

Сила против хитрости

Но неужели, спросите вы, в длительных плаваниях к чужим берегам Чжэн Хэ выполнял сугубо дипломатические функции - все правители беспрекословно подчинялись китайскому императору? Хроники сохранили два случая применения силы Чжэн Хэ. Сначала в первом походе, в 1405 году, на Шри-Ланке, где адмирал потребовал отдать ему священные реликвии Будды. Местный царь Вира Алакешвара ответил категорическим отказом. Более того, не заплатил дань сам и впоследствии грабил проходящие в Китай торговые суда.

Чжэн Хэ доплыл до Америки примерно на 70 лет раньше Колумба.

В 1411 году Чжэн Хэ вернулся на остров и с тремя тысячами воинов прибыл к царскому дворцу, где выдвинул ультиматум о передаче сокровищ. Алакешвара сделал вид, что согласился, но попытался разбить отряд адмирала армией, которая была на порядок больше. Однако Чжэн Хэ разгадал манёвр коварного царя. Он послал гонцов к кораблям и ударом с двух сторон разгромил войско ланкийцев, пленив Алакешвару и его семью. Правда, тому повезло: привезённый в Нанкин, он был помилован, а местной знати император разрешил самой выбрать себе правителя.

Ещё одну военную операцию Чжэн Хэ пришлось провести в четвёртом походе в 1414 году, когда он по просьбе Заина аль-Абидина - преданного Китаю царя страны Семудера на севере острова Суматра - помог усмирить отряды вождя сепаратистов Секандара. Взятого в плен бунтовщика тут же казнили, Заин аль-Абидин вручил адмиралу щедрые дары для императора Поднебесной.

В целом флотилия вполне мирно покоряла острова и прибрежные регионы, чем отличалась от пришедших впоследствии европейцев, огнём и мечом приобщавших «варваров» к цивилизации. Не было и религиозного насилия - Чжэн Хэ и его адмиралы терпимо относились к местным культам.

«Шёлковый занавес»

Сам адмирал Чжэн Хэ куда больше заботился не о дипломатической и коммерческой, а о научной части дальних походов. Он составлял навигационные карты и карты прилегающих к местам стоянок территорий (всего их было около 60), подробно описывал население и политическое устройство, флору и фауну, а также легенды заморских народов.

Памятник адмиралу Чжэн Хэ.

Выдвигаются версии, что отдельные корабли флотилии достигли южной оконечности Африки - мыса Доброй Надежды. К сожалению, документальных подтверждений этому нет, за исключением хроник византийского монаха Мауро. Он собирал морские карты и утверждал: в 1427 году китайская джонка прошла две тысячи миль вглубь Атлантического океана. В любом случае сомнений в том, что китайцы ещё до середины XV века вполне могли обогнуть Африку с запада и достичь Европы, нет. При этом намного опередить самих европейцев: Васко да Гама высадился в Китае только в 1513 году!

Почему же сына Поднебесной неожиданно «притормозили»? Дело в том, что пришедший к власти в 1425 году император Чжу Чжаньцзи резко изменил отношение к дорогостоящим заморским походам. В самом деле: теперь купцы далёких стран знают дорогу и сами рады торговать, а содержание собственных кораблей - лишние расходы для казны. Более того, когда Чжэн Хэ возвратился в 1433 году из последнего похода, то узнал: морские путешествия теперь под запретом. Иными словами, Китай пошёл по пути самоизоляции от внешнего мира - опустился «шёлковый занавес».

Адмирал сошёл на берег. Его назначили на престижную должность коменданта Нанкинского гарнизона, находясь на которой он и умер в 1435 году. Тому есть документальное подтверждение, опровергающее существовавшую ранее версию о кончине во время возвращения в Китай двумя годами ранее.

…Об отношении к Чжэн Хэ в государствах, в которых за семь походов побывала китайская флотилия, говорит тот факт, что в большинстве из них установлены памятники адмиралу. В их числе Индонезия, Индия, Малайзия, Таиланд, Шри-Ланка. Мирная миссия флотилии Чжэн Хэ памятна жителям этих стран куда больше, чем бушевавшие позднее захватнические войны.

китайский путешественник, флотоводец и дипломат, возглавлявший семь крупномасштабных морских военно-торговых экспедиций, посланных императорами Минской династии в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки

Хотя частные китайские купеческие суда курсировали между Южным Китаем и Юго-Восточной Азией практически непрестанно со времен династии Сун, а при монгольской династии Юань совершались и военно-дипломатические экспедиции в страны Юго-Восточной Азии и даже на Шри-Ланку , как масштабы экспедиций Чжэн Хэ, так и высокое значение, придаваемое им императором Чжу Ди, были беспрецедентными. Эти экспедиции, хотя бы формально и на короткий срок (несколько десятилетий), сделали многочисленные царства Малайского полуострова, Индонезии, Шри-Ланки и Южной Индии вассалами Минской империи и принесли в Китай новые сведения о народах, населяющих берега Индийского океана. Полагают, что на историческое развитие Малайского полуострова, Суматры и Явы влияние экспедиций китайского флота оказалось более долговременным, так как они могли быть среди факторов, давших новый толчок к эмиграции китайцев в этот регион и усилению там роли китайской культуры.

Даже во времена главного покровителя Чжэн Хэ, императора Чжу Ди, экспедиции Чжэн Хэ подвергались суровой критике со стороны многих представителей конфуцианской элиты Китая, считавших их ненужными и дорогостоящими императорскими затеями. После смерти Чжэн Хэ и императора Чжу Чжаньцзи (внука Чжу Ди) эти изоляционистские взгляды возобладали на всех уровнях в правительстве минского Китая. В результате государственные морские экспедиции были прекращены, и большинство технической информации о флоте Чжэн Хэ было уничтожено или утрачено. Официальная «История Мин», скомпилированная в XVII-XVIII веках, отзывалась о его плаваниях в критическом ключе, но для многих людей в Китае, и особенно в сформировавшихся в Юго-Восточной Азии китайских общинах, евнух-флотоводец оставался народным героем.

В начале XX века, в период подъёма движения за освобождение Китая от иностранной зависимости, образ Чжэн Хэ обрёл новую популярность. В современной КНР Чжэн Хэ рассматривается как одна из выдающихся личностей в истории страны, а его плавания (обычно рассматриваемые как образец мирной политики Китая по отношению к своим соседям) противопоставляются захватническим экспедициям европейских колонизаторов XVI-XIX веков.

Биография

Происхождение

При рождении будущий мореплаватель получил имя Ма Хэ (? ?). Он родился в деревне Хэдай, уезда Куньян. Уезд Куньян был расположен в центральной Юньнани, у южного берега озера Дяньчи, близ северного конца которого находится провинциальная столица Куньмин.

Семья Ма происходила из так называемых сэму - выходцев из Средней Азии, прибывших в Китай во времена монгольского владычества и занимавших разнообразные должности в государственном аппарате империи Юань. Большинство сэму, включая предков Чжэн Хэ, были мусульманского вероисповедания (часто считается, что и сама фамилия «Ma» есть не что иное, как китайское произношение имени «Мухаммед»). После падения династии Юань и восхождения на престол династии Мин их потомки ассимилировались в китайскую среду, главным образом, в ряды китаеязычных мусульман - хуэйцзу.

Доподлинно неизвестно, каким путем предки Чжэн Хэ пришли в Китай. Согласно семейному преданию, отец Ма Хаджи (то есть дед будущего адмирала), тоже известный как Ма Хаджи, был внуком Саида Аджал ал-Дин Омара, выходца из Бухары (в современном Узбекистане), - одного из военачальников Хубилай -хана, который сумел покорить провинцию Юньнань и стать её правителем. Полной уверенности в том нет, но вероятно, что предки Ма действительно попали в Юньнань вместе с монголами.

Чжэн Хэ так же как его предки исповедовал ислам и, по некоторым предположениям, выступал ходатаем за своих братьев по вере, при том, что в начале правления минской династии к мусульманам относились с подозрением. Причиной тому было, что при юаньской династии многие из сэму занимали посты сборщиков налогов. Однако Чжэн Хэ, при всей своей приверженности исламу, уважительно относился к иным религиям, как то буддизму (имел даже буддийское прозвище Три Драгоценности - Саньбао) и даосизму, являющимся в Китае одними из основных, и при необходимости с готовностью принимал участие в соответствующих ритуалах. Предполагается также, что его приверженность исламу сыграла не последнюю роль в решении назначить его адмиралом Золотого Флота, который среди прочего должен был посетить Аравию и Африку, места, в которых ислам был одной из господствующих религий.

Китайский флотоводец и дипломат. С 1405 по 1433 год руководил 7 посольскими миссиями к берегам Индокитая, Явы, Суматры, Индостана, Восточной Африки и ряда островов Индийского океана.

В начале XV века правительство династии Мин решило использовать для внешнеполитического воздействия экспедиции китайского флота в Южные и Западные моря. С этими экспедициями в заморские страны отправлялись китайские послы с прежними полномочиями, но теперь они стояли во главе огромного по тем временам флота со значительной армией на борту. Небольшая свита, сопровождавшая послов раньше, лишь охраняла их безопасность во время поездки, но никак не могла гарантировать достижения поставленных целей. Морские экспедиции начала XV века должны были, в первую очередь обеспечить усиление китайского влияния в заморских странах.

Наиболее значительными из морских экспедиций этого времени были походы флота под начальством Чжэн Хэ, продолжавшиеся с некоторыми перерывами с 1405 по 1433 год.

Первый императорский указ о снаряжении экспедиций китайского флота под начальством дворцового евнуха Чжэн Хэ был издан в 3-м месяце 3-го года Юнлэ (между 1 и 29 апреля 1405 года). После этого началась их непосредственная подготовка: формировался флот, подбирались матросы, войска, корабли снабжались всем необходимым.

Сведения о личности самого Чжэн Хэ можно почерпнуть из открытой в 1894 году надписи на могильном камне его отца, составленной в 1405 году.

Чжэн Хэ родился в 1371 году в городе Куньян провинции Юньнань (примерно в 50 км к югу от города Куньмина). Отец Хэ был мусульманином и носил фамилию Ма. По предположениям, предки отца и деда Хэ были выходцами из Западного Края, как китайцы раньше называли Центральную Азию. В семье родились четыре дочери и два сына, из которых Хэ был младшим.

В 1382 году, когда в Юньнань вошли китайские войска династии Мин,11-летний Хэ попал в плен и был оскоплен. Его собирались отправить на службу в один из богатых и знатных домов.

В 1385 году войска, захватившие Хэ, были переброшены на север и увезли его с собой. Здесь он попал в услужение к одному из сыновей основателя Династии Мин - Чжу Ди, которому император доверил оборону северозападных рубежей своей страны от монголов. В 90-х годах XIV века Чжу Дистал брать с собой в походы и молодого евнуха, который также оказался способным воином. Как отмечается в надписи, Хэ «усердно служил и проявил способности, был скромен и осторожен, не бежал от трудных дел, за что приобрел среди чиновников хорошую репутацию».

После смерти императора в 1398 году разразилась междуусобная война, завершившаяся в 1402 году победой Чжу Ди. Сразу после провозглашения его императором Чжу Ди начал рассылать в заморские страны послов с манифестами, извещавшими о его вступлении на престол В 1403–1404 годах китайские посольства с известием о начале нового правления посетили все более или менее крупные страны Южных морей.

Во время новогодних торжеств в 1404 году особо отличившимся участникам этой войны были пожалованы награды и титулы. Среди них был и Хэ, который с этого времени получил фамилию Чжэн и был произведен в высшие дворцовые евнухи - тайцзяни. Дальнейшая его судьба связана с началом в 1405 году морских экспедиций.

Почему император доверил руководство посольством именно Чжэн Хэ? Дело в том, что в 1404 году он уже получал предписание возглавить посольство в Японию. Очевидно, Чжэн Хэ успешно справился с заданием и приобрел необходимый опыт флотоводца. Кроме того, он был мусульманином и почитателем буддизма - имел даже буддийское прозвище Три Драгоценности (Саньбао), что должно было ему помочь в установлении контактов с правителями и населением стран, где исповедовались названные религии.

Как указано в составленной придворными историографами «Мин ши» («Истории династии Мин»), в первое плавание Чжэн Хэ вывел 62 больших корабля. В последующих экспедициях участвовало от 40 до 60 больших кораблей.

Корабли Чжэн Хэ носили пышные названия, например «Чистая гармония», «Благоденствие и процветание» Кроме того, они имели порядковые номера.

Во время первого плавания под командованием Чжэн Хэ находилось около 27 800 человек. Послов сопровождало значительное количество войск. В экспедиции участвовали семь послов (чжэн ши) и десять их помощников (фу ши). Численность «чиновников» достигала 572 человек. Анализ показывает, что по служебному положению их можно разделить на четыре группы: представители первой подчинялись непосредственно императорскому двору (евнухи), второй - военным властям (столичные и местные командующие), третьей - правительственным учреждениям (чиновники из Ведомства налогов, церемониального и банкетного приказов) и четвертой - прочим учреждениям (астрономы, врачи). Общее руководство экспедициями осуществлял императорский двор. Так, в «Мин ши» отмечено, что главами посольств и экспедиций в зарубежные страны обычно назначались люди из числа наиболее приближенных к трону. С XV века при дворе большую роль стали играть высшие чины из дворцовых евнухов, что отразилось и на подборе командного состава экспедиций.

Чжэн Хэ был назначен «главным послом» и главнокомандующим; обязанности помощника главнокомандующего исполнял Ван Моу.

Флот Чжэн Хэ покинул берега Китая в январе 1406 года. Отплытие флота сопровождалось пышными церемониями.

От берегов Фуцзяни флот Чжэн Хэ направился к Тямпе, далее - к острову Ява, а оттуда к северо-западному побережью Суматры в страну Самуда. Выйдя в Индийский океан, китайский флот пересек Бенгальский залив и достиг острова Цейлон. Затем, обогнув южную оконечность Индостана, Чжэн Хэ посетил несколько богатых торговых центров на Малабарском берегу, в том числе крупнейший из них - Каликут.

Сразу же по возвращении из похода осенью 1407 года флот Чжэн Хэ был вновь отправлен «в далекое плавание». Он совершил еще шесть экспедиций. Во время четвертой (1413–1415) китайские корабли дошли до Ормузав Персидском заливе, а во время следующей (1417–1419) - посетили Лясу (пункт в районе современного города Мерса-Фатима в Красном море) и ряд городов на Сомалийском берегу Африки - Могадишо, Браву, Чжубу и Малинди.

В различных источниках перечислено разное количество стран, в которых побывали экспедиций Чжэн Хэ. Всего же в связи с походами китайского флота упоминается 56 стран, причем большинство из них (31) расположено в районе Южных морей.

В чем же состояли дипломатические задачи Чжэн Хэ? Его современники или участники морских экспедиции Ма Хуань, Фэй Синь, Гун Чжэн пишут, что дипломатические миссии укрепляли великие основы правящей династии, чтобы простерлась ее власть на десять тысяч поколений. Для этого они, как указано в Чанлэской надписи, «заручались почтительной преданностью и радушием со стороны отдаленных иноземцев». Руководители экспедиций, имевшие звания послов и помощников послов, торжественно зачитывали и вручали иноземным властителям императорские манифесты и указы. Например, в указе 1409 года, разосланный с кораблями Чжэн Хэ, говорится: «Императорский указ всем ванам и вождям племен всех заморских иноземцев. Я получил приказание Неба и являюсь государем Поднебесной. В полном согласии с волей Небесного Владыки Я действую милостиво и распространяю добродетель. Всем людям - старым и малым, где бы они ни находились в пределах между Небом и Землей, там, где светят Солнце и Луна и где выпадает иней и роса, - всем желаем, чтобы они продолжали заниматься своими делами. Ныне посылаю Чжэн Хэ с императорскими манифестами, распространяющими Мою волю, чтобы вы почтительно следовали Пути Неба, строго блюли Мои указания, в соответствии с разумом были безропотны, не позволяли себе нарушений и противоборства, не смели обижать тех, кто в меньшинстве, не смели притеснять слабых, дабы приблизиться к идеалу общего наслаждения счастьем совершенного мира. Если кто с выражением искренности прибудет ко двору, то для его поощрения приготовлены различные подарки. Поэтому и дан сей указ, чтобы всем стало о том известно! 7-й год Юнлэ, 3-й месяц… число».

В конце содержится приглашение прислать в Китай ответные миссии, подслащенное обещаниями щедрых даров. Иначе говоря, перед морскими экспедициями ставилась задача «привлечения» посольств из заморских стран в Китай.

Наряду с императорскими указами местным властителям вручались богатые подарки, что в немалой степени способствовало дипломатическому успеху экспедиций. В некоторых случаях Чжэн Хэ одаривал не только правителей заморских стран, но и их приближенных и даже население. Участник экспедиции в Южные моря Фэй Синь в «Син ча шэн лань» («Обозрение достопримечательностей»), например, пишет, что когда китайский Флот прибыл на Яву, то «властителю той страны были поднесены императорские указы и драгоценные дары… Первая супруга властителя, а также подчиненные ему деревенские старосты и простой народ - все получили от щедрот Неба». На кораблях Чжэн Хэ доставлялись в Китай ответные дары местных властителей.

Эскадры Чжэн Хэ и другие экспедиции китайского флота доставлялись в Китай и посольства из посещаемых ими стран. Другой участник плаваний Гун Чжэн писал в «Си ян фань го чжи» («Записки об иноземных странах Западного океана»): «По окончании наших дел иноземцы посылали послов с различными местными товарами, а также диковинными животными, редкими птицами и другими вещами. <Послы> на наших кораблях доставлялись в столицу и подносили дань двору». Причем, как указывается в Чанлэской надписи, Чжэн Хэ и его соратники часто брали с собой в качестве иноземных послов родственников местных властителей - их сыновей или младших братьев.

В отношениях со странами Южных морей последнее было бы невозможно без внушительной демонстрации военной силы, которой располагали экспедиции. Во время визитов китайских миссий на рейдах портовых и столичных городов заморских стран стоял флот со значительной армией на борту. Отличие дипломатической деятельности морских экспедиций начала XV века от практики более ранних посольств было и в том, что китайский флот обходил поочередно сразу несколько заморских стран, а не направлялся в какую-либо отдельную страну.

Но китайцам не всегда удавалось добиться своих целей дипломатическими средствами. Как отмечает Фэй Синь, «мелкие и ничтожные далекие иноземцы иногда противились благодетельному воздействию императора». В этих случаях китайцы прибегали к военному давлению. «Когда мы приходили в чужие страны, то тех властителей из иноземцев, которые упрямились и не оказывали почтения, захватывали живьем; разбойничьи войска, которые своевольничали и грабили, уничтожали, и поэтому морские пути стали свободными, и иноземцы благодаря этому занялись мирными делами», - гласит Чанлэская надпись Чжэн Хэ.

Первое крупное военное столкновение произошло в Палембанге (Восточная Суматра) осенью 1407 году. Затем пришлось применить силу на Цейлоне (1411) и в стране Самудра (Северо-Западная Суматра) (1415).

Военные действия проводились китайским флотом и против пиратов, являвшихся тогда серьезным препятствием к развитию сообщения по Южным морям. Это должно было обеспечить безопасность посольского обмена со странами Южных морей, а также в немалой степени способствовало успешному развитию внешней морской торговли в этом районе. По свидетельству Фэй Синя, после разгрома Чэнь Цзу-и в 1407 году «на морях воцарился порядок и смирение». В мемориальной надписи Чжэн Хэ на Цейлоне говорится об экспедиции 1407–1409 годов: «Когда наши послы были направлены огласить императорские манифесты всем иноземцам, морские пути оказались свободными».

Сильные военные эскорты, направлявшиеся с китайскими посольствами в начале XV века, в большинстве случаев гарантировали не только их эффективность, но и безопасность самих послов. Однако если все же с ними происходили в заморских краях инциденты, китайское правительство не оставляло это без последствий, в то же время стараясь не нарушить нормальный посольский обмен.

Такое сочетание дипломатических методов с демонстрацией военной силы обеспечивало успех деятельности китайских морских экспедиций в большинстве стран Южных морей. Почти все они предпочитали направлять свои посольства в Китай либо вместе с экспедициями, либо вслед за ними. Во многих странах китайским послам оказывался пышный прием. Например, в Тямпе властитель под звуки барабанов и флейт выехал на слоне встречать Чжэн Хэ и других послов. Его сопровождала вся местная знать верхом на лошадях и более 500 солдат в полном вооружении - с мечами, короткими пиками и кожаными щитами.

В Чанлэской надписи отмечается: «Все без исключения иноземцы соперничали, кто опередит других в преподношении чудесных вещей, хранящихся в горах или скрытых в море, и редкостных сокровищ, находящихся в водной шири, на суше и в песках».

В середине 1420-х годов в Китае возобладала политическая линия на резкое сокращение связей с морскими странами. Однако через несколько лет сторонники оживления посольского обмена вновь взяли верх.

Летом 1430 года императорским указом Чжэн Хэ было приказано отправиться в новую заморскую экспедицию. В «Мин ши» сказано, что экспедиция 1430–1433 годов была вызвана именно тем, что «послы с данью из большинства иноземных стран не прибывали». Ее целью было восстановление положения, сложившегося в отношениях Китая со странами Южных и Западных морей к началу 20-х годов XV века. Любопытно отметить, что Чжэн Хэ и его соратники везли в заморские страны манифест с известием о вступлении на престол нового императора с опозданием на пять лет.

Эта последняя по счету экспедиция Чжэн Хэ и последовавшая за ней экспедиция его ближайшего помощника Ван Цзин куна (1434–1435) оказались успешными. Посольские связи стран Южных морей с Китаем вновь оживились, а из Малакки (1433) и Самудры (1434) прибыли к императорскому двору сами правители этих стран. Однако, как отмечено в биографии Чжэн Хэ, хотя «далекие страны иногда присылали послов, но это нельзя сравнить с тем, что было во времена Юнлэ». В «Мин ши» зафиксировано, что посольства из некоторых стран Южных морей - из Палембанга, Бонн и других более мелких государств и княжеств - после 1425 года приходили все реже. А с островами Суду после 1424 года посольские связи вообще прекратились. В 1435 году, вскоре после возвращения из своего седьмого плавания, Чжэн Хэ умер в Нанкине. Дело, которому он посвятил свою жизнь, не пропало даром. Укрепилось влияние Китая в южных морях, росли китайские переселенческие колонии, окрепли дипломатические и культурные связи между странами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧЖ) автора БСЭ

Чжэн Хэ Чжэн Хэ (1371 - около 1434), китайский путешественник, флотоводец, дипломат. Совершил (в 1405-07, 1407-09, 1409-1411, 1413-15, 1417-19, 1421-22 и 1431-33) морской военно-торговой экспедиции в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки. Лит.: Бокщанин А. А.,

Из книги 100 великих войн автора Соколов Борис Вадимович

Из книги 100 великих скульпторов автора Мусский Сергей Анатольевич

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

ГУСИТСКИЕ ВОЙНЫ (1419–1435 годы) Войны сторонников чешского церковного реформатора Яна Гуса против германского императора и католической церкви.Доктор Гус, отлученный от католической церкви за еретические взгляды, в 1414 году был вызван на церковный собор в Констанце.

Из книги 100 великих любовниц автора Муромов Игорь

Бернт Нотке (ок. 1435 - ок. 1509) «Любек дал немецкому искусству, - пишет М. Я. Либман, - одного из крупнейших и интереснейших мастеров - Бернта Нотке. Нотке врывается в тихую обитель любекского искусства с силой урагана. Его искусство самобытно, приёмы вызывающе

Из книги Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения автора Новиков Владимир Иванович

Михаэль Пахер (ок. 1435–1498) Одним из величайших достижений немецкого искусства XIV–XV веков является резной деревянный створчатый алтарь, представляющий собой грандиозный комплекс - образец синтеза скульптуры, живописи, архитектуры и декоративного искусства.Чаще всего

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 10 автора

Андреа Верроккьо (1435–1488) Настоящее имя скульптора было Андреа ди Микеле ди Франческо Чони. Он родился в 1435 году. Его отец, Микеле ди Франческо, был довольно зажиточным человеком. В последние годы своей жизни работал на таможне. В 1452 году отец умер, и семнадцатилетний Андреа

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 11 автора Висковатов Александр Васильевич

Чжэн Тинъюй [? - ок. 1330] Знак «терпение» (Монах с мешком пишет знак «терпение»)Китайская классическая драма Эпоха Юань (ХIII–XIV вв.)Во время проповеди Будды один из святых архатов предался суетным мечтаниям. За это полагались адские муки, но Будда милосердно отправил

Из книги 100 великих приключений автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Чжэн Тинъюй? - ок. 1330 Знак «терпение» (Монах с мешком пишет знак «терпение») - Китайская классическая драма Эпоха Юань (ХIII-XIVвв.) Во время проповеди Будды один из святых архатов предался суетным мечтаниям. За это полагались адские муки, но Будда милосердно от­правил