Волошин-младший обвалил «Юникредит. Волошин Максимилиан Александрович: биография, творческое наследие, личная жизнь Возвращение в Крым, попытки пробиться в печать

ღ Любовные многоугольники Максимилиана Волошина ღ

Волошин был самым чудаковатым русским начала ХХ века. В этом мнении сходились все, за исключением тех, кто знал его мать…

Я ж д а л с т р а д а н ь я с т о л ь к о л е т
В с е й ц е л ь н о с т ь ю н е с о з н а н н о г о с ч а с т ь я .
И б о л ь п р и ш л а , к а к т и х и й с и н и й с в е т ,
И о б в и л а с ь в к р у г с е р д ц а , к а к з а п я с т ь е .

Ж е л а н н ы й л у ч с с о б о й п р и н е с
Т а к и е ж г у ч и е , м у ч и т е л ь н ы е л а с к и .
С к в о з ь в л а ж н у ю л у ч и с т о с т ь с л е з
П о м и р у р а з л и л и с ь н е в и д а н н ы е к р а с к и .

И с е р д ц е с т а л о и з с т е к л а ,
И в н е м т а к т о н к о п е л а р а н а :
" О , б о л ь , к о г д а б ы н и п р и ш л а ,
В с е г д а п р и х о д и т с л и ш к о м р а н о " .

28 мая 1877 года в Киеве родился будущий поэт Максимилиан Волошин. Вскоре после рождения мальчика его родители разошлись, и Макс остался жить с матерью Еленой Оттобальдовной Глезер, которая воспитала сына на свой собственный манер. Будучи отчисленным из Московского университета за участие в беспорядках, Волошин решил заняться самообразованием. Он много путешествовал, посещал библиотеки и слушал лекции в Европе, а также брал уроки живописи и гравюры. В 1910 году вышел первый сборник стихов Волошина под названием «Стихотворения. 1900-1910», который сразу же сделал Максимилиана популярным поэтом и влиятельным критиком. В материале рубрики «Кумиры прошлого» мы расскажем о любви поэта, а также о великой литературной мистификации Максимилиана - таинственной поэтессе Черубине де Габриак, из-за которой Волошин стрелялся с Николаем Гумилевым на Черной речке...

Задолго до того, как советские начальники от искусства додумались до создания Домов творчества, в Крыму, в Коктебеле, существовала уникальная «летняя станция для творческих людей». Здесь Булгаков диктовал жене «Дни Турбиных», гостили Цветаева, Горький, Брюсов, Петров-Водкин, Бенуа.

В небольшом трехэтажном доме, принадлежавшем эксцентричнейшему человеку - поэту и художнику Максимилиану Волошину, в год проживало до 600 человек!.. «Скажите, неужели все, что рассказывают о порядках в вашем доме, правда?» - спросил у Макса гость. «А что рассказывают?» - «Говорят, что у вас право первой ночи с каждой приехавшей к вам женщиной. Что ваши гости одеваются в «полпижамы»: один разгуливает по Коктебелю в нижней части на голом теле, другой - в верхней. Еще - что вы молитесь Зевсу. Лечите наложением рук.

Угадываете будущее по звездам. Ходите по воде аки посуху. Приручили дельфина и ежедневно доите его, как корову. Правда это?» «Конечно, правда!» - гордо воскликнул Макс… Никогда нельзя было понять, дурачится Волошин или нет. Мог с самым серьезным видом заявить, что поэт Валерий Брюсов родился в публичном доме. Или что сумасшедший, искромсавший картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван», очень умен.

Макс азартно читал лекции, одна другой провокационнее. Благопристойных матрон он просвещал на тему Эроса и 666 сладострастных объятий. Революционно настроенных студентов-материалистов под видом лекции о Великой Французской революции потчевал россказнями о том, что Мария-Антуанетта жива-здорова, только перевоплотилась в графиню Х и до сих пор чувствует в затылке некоторую неловкость от топора, который отрубил ей голову. Под конец Макс ввернул собственные стихи. Его чуть было не побили. Его спрашивали: «Вы всегда так довольны собой?» Он отвечал патетически: «Всегда!» С ним любили приятельствовать, но редко воспринимали всерьез.

Его стихи казались слишком «античными», а акварельные пейзажи - слишком «японскими» (их по достоинству оценили лишь десятилетия спустя). Самого же Волошина называли трудолюбивым трутнем, а то и вовсе шутом гороховым.
Он даже внешне был чудаковат: маленького роста, но очень широк в плечах и толст, буйная грива волос скрывала и без того короткую шею.

В литературных гостиных острили: «Лет триста назад в Европе для потехи королей выводили искусственных карликов. Заделают ребенка в фарфоровый бочонок, и через несколько лет он превращается в толстого низенького уродца. Если такому карлику придать голову Зевса да сделать женские губки бантиком, получится Волошин». Макс внешностью своей гордился: «Семь пудов мужской красоты!» - и одеваться любил экстравагантно.

К примеру, по улицам Парижа расхаживал в бархатных штанах до колен, накидке с капюшоном и плюшевом цилиндре - на него вечно оборачивались прохожие. Круглый и легкий, как резиновый шар, он «перекатывался» по всему миру: водил верблюжьи караваны по пустыне, клал кирпичи на строительстве антропософского храма в Швейцарии... При пересечении границ у Волошина частенько возникали проблемы: таможенникам его полнота казалась подозрительной, и под его причудливой одеждой вечно искали контрабанду.

Женщины судачили: Макс так мало похож на настоящего мужчину, что его не зазорно позвать с собой в баню, потереть спинку. Он и сам, впрочем, любил пустить слух о своей мужской «безопасности». При этом имел бесчисленные романы. Словом, Волошин был самым чудаковатым русским начала ХХ века. В этом мнении сходились все, за исключением тех, кто знал его мать…

Мать оригинального человека

Едва выйдя замуж за отца Макса - добропорядочного судейского чиновника, недавняя выпускница Института благородных девиц Елена Оттобальдовна Глезер (из обрусевших немцев) принялась кроить жизнь по-своему. Для начала пристрастилась к папиросам, потом обрядилась в мужичью рубаху и шаровары, потом нашла себе мужское увлечение - гимнастику с гирями, а затем уж и вовсе, бросив мужа, стала жить по-мужски: устроилась на службу в контору Юго-Западной железной дороги. О муже она больше не вспоминала.

Разве что лет через двадцать после его смерти, на свадьбе друзей сына - Марины Цветаевой и Сергея Эфрона, - в графе «Свидетели» приходской книги через весь лист подмахнула: «Неутешная вдова коллежского советника Александра Максимовича Кириенко-Волошина». Понятно, что сына эта удивительная дама воспитывала на свой собственный манер. Недаром она дала ему имя Максимилиан, от латинского maximum. Максу разрешалось все, за исключением двух вещей: есть сверх положенного (и без того толстоват) и быть таким как все.

Елена Оттобальдовна Кириенко-Волошина с сыном Максом. 1878 г.

В гувернантки мать наняла Максу цирковую наездницу: обучать верховой езде и кувыркам под бодрое «алле-оп-ля!». Остальные знания: по истории, географии, геологии, ботанике, лингвистике - мальчик должен был впитывать из самого крымского воздуха. Затем-то Елена Оттобальдовна и оставила сначала Киев, потом Москву: она считала, что Крым - лучшее место для воспитания сына. Тут тебе и горы, и камни, и античные развалины, и остатки генуэзских крепостей, и поселения татар, болгар, греков… «Ты, Макс, продукт смешанных кровей. Вавилонское смешение культур как раз для тебя», - говорила мать.

Она приветствовала интерес сына к оккультизму и мистике и нисколько не огорчалась, что в гимназии тот вечно оставался на второй год. Один из учителей Макса сказал ей: «Из уважения к вам мы будем учить вашего сына, но, увы! Идиотов мы не исправляем». Елена Оттобальдовна только усмехнулась. Не прошло и полугода, как на похоронах того самого учителя второгодник Волошин декламировал свои чудесные стихи - это было первое его публичное выступление…

Официально замуж Елена Оттобальдовна больше не вышла: говорила, что не хочет превращать Макса в чужого пасынка. Зато каждое утро уезжала на длительные прогулки в горы с неким стройным всадником. Вернувшись, призывала Макса к обеду, дуя в жестяную трубу. Казанок с водянистым отваром капусты, оловянные ложки, простой деревянный стол без скатерти на террасе с земляным полом - оттуда был виден весь Коктебель. Слева - мягкие очертания холмов, справа - скалистая горная гряда Карадага... Ветра и время высекли на одной скале чей-то бородатый профиль. «Что это за человек увековечен так монументально, мама?» - гадал юный Макс. «Не знаю, но, наверное, этот человек того стоит!» Прошло несколько лет, Макс возмужал и отпустил в точности такую же бороду.

Правда, многие считали, что он сделал это в подражание Карлу Марксу. Волошин был в то время студентом юридического факультета Московского университета и участвовал в студенческих волнениях.

Однажды он даже угодил в тюрьму и от нечего делать часами распевал стихи собственного сочинения. Жандармы вызвали Елену Оттобальдовну, допрашивали о причинах веселости сына. Она сказала, что Макс всегда такой, и жандармы посоветовали скорее его женить. А вскоре Волошин действительно встретил свою будущую жену - Маргариту Сабашникову.

Жена из алебастра

В кругу богемы ее звали Аморя, но все же она не могла считаться вполне богемной барышней. Одевалась, во всяком случае, в строгие юбки и английские блузы с высоким воротником. И не имела любовников. Может быть, ей просто не хватало смелости… Она только что вырвалась из дома своего отца, богатого чаеторговца, чтобы посвятить себя живописи. Грезила о безграничной свободе, испепеляющих страстях.

Воплощением всего этого Аморе показался Макс с его немыслимыми нарядами и вечными провокациями. Его же подкупили ее золотые ресницы и чуть ощутимая «бурятчинка» (Аморя гордилась, что ее прадед был шаманом, и всюду возила с собой его бубен).

Роман начался в Париже - оба слушали лекции в Сорбонне. «Я нашел ваш портрет», - сказал Макс и потащил Аморю в музей: каменная египетская царевна Таиах улыбалась загадочной Амориной улыбкой. «Они слились для меня в единое существо, - говорил друзьям Волошин. - Приходится делать над собой усилие, чтобы поверить: Маргарита - из тленных плоти и крови, а не из вечного алебастра. Я никогда еще не был так влюблен, а прикоснуться не смею - считаю кощунством!» «Но у тебя же хватит здравомыслия не жениться на женщине из алебастра?» - тревожились друзья. Но Макс слишком любил свой Коктебель! Он пересылал туда все, что, на его взгляд, стоило восхищения: тысячи книг, этнические ножи, чаши, четки, кастаньеты, кораллы, окаменелости, птичьи перья... Словом, сначала Макс отправил в Коктебель копию с изваяния Таиах, а потом…

Максимилиан Волошин. Феодосия. 1896 г.

…Обвенчавшись, сели на поезд. Трое суток до Феодосии, потом - на извозчике по кромке моря. Подъезжая к дому, Маргарита увидела странное бесполое существо в длинной холстяной рубахе, с непокрытой седой головой. Оно хриплым басом поприветствовало Макса: «Ну здравствуй! Возмужал! Стал похож на профиль на Карадаге!» - «Здравствуй, Пра!» - ответил Волошин. Маргарита терялась в догадках: мужчина или женщина? Кем приходится мужу? Оказалось, матерью.

Впрочем, обращение «Пра», данное Елене Оттобальдовне кем-то из гостей, шло ей необычайно. Макс и сам, приехав домой, облачился в такой же хитон до колен, подпоясался толстым шнуром, обулся в чувяки, да еще и увенчал голову венком из полыни. Одна девочка, увидев его с Маргаритой, спросила: «Почему эта царевна вышла замуж за этого дворника?» Маргарита смутилась, а Макс залился счастливым смехом. Так же радостно он смеялся, когда местные болгары пришли просить его надевать под хитон штаны - мол, их жены и дочери смущаются.

В Коктебель потянулись богемные друзья Макса. Волошин даже придумал для них имя: «Орден Обормотов» - и написал устав: «Требование к проживающим - любовь к людям и внесение доли в интеллектуальную жизнь дома». Каждого отъезжающего гостя «обормоты» провожали коллективной песней и вздыманием рук к небу. Каждого вновь прибывшего встречали розыгрышем. К примеру, приехал человек, хочет по-людски поздороваться, а всем не до него: ловят какую-то даму, убежавшую к морю топиться. «Ищите спасательный круг!» - басит Пра, не выпуская из рук вечной папироски и спичечницы из цельного сердолика.

По комнате летают какие-то подушки, книги. Наконец утопленницу приносят - она без сознания, но одежда на ней сухая. Тут только ошеломленный гость начинает понимать, что тут все - вздор на вздоре. «Макс, ради Бога, в следующий раз никаких комедий», - умоляют на прощание гости. «Ну что вы, я и сам от них устал», - хитро улыбается Волошин.

На вкус Маргариты все это было как-то мелко. Ведь даже россказни про одну пижаму на двоих и право первой ночи оказались неправдой! Возможно, эти слухи распускал сам Макс... Такой необычайный, такой свободный от предрассудков, на деле он только валял дурака или бродил по горам со своим мольбертом. Тем временем из Петербурга доходили смутные вести о том, как символисты строят новую человеческую общину, где Эрос входит в плоть и кровь... В общем, решено было ехать в Петербург.

Поселились на Таврической, в доме номер 25. Этажом выше, в полукруглой мансарде, жил модный поэт Вячеслав Иванов, по средам здесь собирались символисты. Макс принялся бурно декламировать, спорить, цитировать, Аморя же вела тихие разговоры с Ивановым: о том, что жизнь настоящей художницы должна быть пронизана драматизмом, что дружные супружеские пары не в моде и достойны презрения. Однажды Лидия, жена Иванова, сказала ей: «Ты вошла в нашу с Вячеславом жизнь.

Уедешь - образуется пустота». Решено было жить втроем. А Макс? Он лишний и должен катиться в свой Коктебель, разгуливать там в хитоне, раз уж ни на что более смелое его не хватает… Макс Аморю не осуждал и ни к чему не принуждал. На прощание он даже прислал Иванову новый цикл своих стихов - тот, впрочем, отозвался о них с большой резкостью.

Лишь самые близкие знали: Макс не столь толстокож, каким хочет казаться. Вскоре после расставания с женой он признался в одном письме: «Объясните же мне, в чем мое уродство? Всюду, и особенно в литературной среде, я чувствую себя зверем среди людей - чем-то неуместным. А женщины? Моя сущность надоедает им очень скоро, и остается только раздражение…» …А «семьи нового типа» у Маргариты с Ивановыми так и не получилось.

Взрослая дочь Лидии от первого брака - белокурая бестия Вера - очень скоро заняла ее место в «тройственном союзе». А когда Лидия умерла, Вячеслав женился на Вере. Нежной Аморе оставалось только писать бесконечные этюды к задуманной картине, в которой Иванов изображал Диониса, а она сама - Скорбь. Картина так никогда и не была закончена.
Мистификация века

Макс горевал недолго. Нет Амори - есть Татида, Маревна, Вайолет - синеглазая ирландка, бросившая мужа и помчавшаяся за Волошиным в Коктебель. Но все это так, мимолетные романы. Может быть, только одна женщина зацепила его всерьез. Елизавета Ивановна Дмитриева, студентка Сорбонны по курсу старофранцузской и староиспанской литературы. Хромая от рождения, полноватая, непропорционально большеголовая, зато мила, обаятельна и остроумна. Гумилев пленился первым. Он и уговорил Лилю ехать на лето в Коктебель, к Волошину.

Свадьба Максимилиана Волошина и Маргариты Сабашниковой. 1906 г.

В толпе гостей Николай и Лиля бродили за Максом по горам, тот то и дело останавливался, чтобы приласкать камни или пошептаться с деревьями. Однажды Волошин спросил: «Хотите, зажгу траву?» Простер руку, и трава загорелась, и дым заструился к небу… Что это было? Неизвестная науке энергия или очередная мистификация? Лиля Дмитриева не знала, но Максово зевсоподобие сразило ее.

И, увидев каменный профиль на Карадаге, справа от Коктебеля, она не слишком удивилась: «Волошин, это ведь ваш портрет? Хотела бы я видеть, как вы это проделали… Может быть, специально для меня запечатлеете свой лик еще раз - слева от Коктебеля, под пару первому?» «Слева - место для моей посмертной маски!» - патетически воскликнул Макс. Сама Пра поощрительно улыбалась, вслушиваясь в их диалог. Мог ли Волошин не влюбиться в Лилю после этого? Получив отставку, Гумилев еще с неделю пожил у Волошина, гулял, ловил тарантулов. Затем написал замечательный поэтический цикл «Капитаны», выпустил пауков и уехал.

Волошин женился бы на Лиле сразу, но сначала нужно было развестись с Сабашниковой, а это оказалось делом непростым и долгим. Что ж! Влюбленные готовы были ждать. Под влиянием Макса Лиля принялась писать стихи - все больше по старофранцузским и староиспанским мотивам: о шпагах, розах и прекрасных дамах. Решено было ехать публиковаться в Петербург, к приятелям Волошина, возглавлявшим модный журнал «Аполлон». Гумилев, кстати, тоже был одним из редакторов «Аполлона». И сделал все, чтобы конверт со стихами Дмитриевой журнал вернул нераспечатанным.

Оказалось, он так и не простил свою неверную возлюбленную. Все это стало завязкой великой мистификации, придуманной и срежиссированной Максом Волошиным. В один прекрасный день главный редактор «Аполлона» Сергей Маковский получил письмо на надушенной бумаге с траурным обрезом. Девиз на сургучной печати гласил: «Горе побежденным». В письме были стихи - о шпагах, розах и прекрасных дамах, - подписанные таинственным именем: Черубина де Габриак.

Обратного адреса на конверте не было. «Католичка, полуиспанка-полуфранцуженка, аристократка, очень юная, очень красивая и очень несчастная» - сдедуктировали в «Аполлоне». Особенно заинтригован был сам Маковский. «Вот видите, Максимилиан Александрович, - в тот же вечер говорил он Волошину, показывая стихи Черубины, - среди светских женщин встречаются удивительно талантливые!»

А вскоре таинственная Черубина позвонила Маковскому, и начался головокружительный телефонный роман. Влюбился не только Маковский, который хотя бы слышал голос Черубины, но и - заочно - художник Константин Сомов, поэты Вячеслав Иванов, Гумилев, Волошин (по крайней мере, он так говорил), весь Петербург! Когда Черубина сказала по телефону, что опасно больна, на первых страницах газет появились сводки о состоянии ее здоровья. Когда, выздоровев, отправилась к родне во Францию, билеты на парижский поезд были раскуплены в считаные часы. Так же как и яд в аптеках, когда Черубина, вернувшись в Петербург, по настоянию своего исповедника-иезуита дала обет постричься в монахини. Истинное безумие!

Были у таинственной поэтессы и недоброжелатели. К примеру, Елизавета Дмитриева, жившая в Петербурге почти затворницей, умудрялась распространять меткие эпиграммы и пародии на Черубину де Габриак. Считалось, что Лиля просто страдает от ревности. Мстительный Гумилев торжествовал. И, чтоб сделать ей еще больнее, принялся повсюду говорить о Дмитриевой непристойности. Одну из них услышал Волошин и отвесил Гумилеву пощечину. Кто бы мог ожидать рукоприкладства от вечно добродушного, толстокожего Макса… Стреляться решили на Черной речке.

Секундантам с трудом удалось смягчить условия: вместо дуэли с пяти шагов до смерти - единственный обмен выстрелами с двадцати шагов. Настоящие дуэльные пистолеты нашли с трудом, и такие старые, что вполне могли помнить Пушкина с Дантесом. Наконец ненастным ноябрьским утром прогремели два выстрела. Когда дым рассеялся, оба врага стояли на ногах. Повезло…


Максимилиан Волошин с женой Марией. 1925 г.

Полиция раскрыла это дело, обнаружив на месте дуэли галошу одного из секундантов. Трагедия превращалась в фарс! Не успел Петербург обсудить скандальные подробности, как грянула новая сенсация: Черубины де Габриак не существует! Елизавета Дмитриева, выслушав очередной упрек в несправедливости, проговорилась: «Черубина - это я». Оказалось, автор ее писем в «Аполлон» - Волошин.

Он же сочинил сценарий телефонных разговоров Черубины с Маковским. И болезнь, и Париж, и исповедника-иезуита, и даже вражду Черубины с Дмитриевой - все это придумал Макс. Он учел все - кроме того, что его обожаемая Лиля сама отравится сладким ядом коленопреклоненной любви Маковского.

Они даже попытались встретиться - Маковский увидел, как некрасива его Черубина, и все было кончено. Но и от Макса Лиля ушла. Она сказала, что не может больше писать стихов, не может и любить - и это месть Черубины. Ей все казалось, что она - самозванка, что однажды на улице к ней подойдет настоящая Де Габриак и потребует ответа...

«Обормоты» борются

С тех пор Волошин всерьез не влюблялся и о женитьбе не помышлял. Зато его гостеприимство достигло теперь каких-то вселенских масштабов! К дому постоянно пристраивались какие-то терраски и сарайчики, «обормотов» от лета к лету становилось все больше. Что причиняло немало беспокойства добропорядочным соседям - семейству коктебельской помещицы Дейша-Сионицкой. Эта высоконравственная дама в пику «Ордену» основала Общество благоустройства поселка Коктебель, и началась война!

Общество благоустройства, обеспокоенное тем, что «обормоты» купаются голыми, мужчины и женщины вперемешку, установило на пляже столбы со стрелками в разные стороны: «для мужчин» и «для женщин». Волошин собственноручно распилил эти столбы на дрова. Общество благоустройства пожаловалось в полицию. Волошин объяснил, что считает неприличным водружение перед его дачей надписей, которые люди привыкли видеть только в совершенно определенных местах. Суд взыскал с Волошина штраф в несколько рублей. «Обормоты» во главе с Пра темной ночью устроили Дейша-Сионицкой кошачий концерт.

Удивительно, но и в 1918-м, когда в Феодосии началась чехарда со сменой власти, республика поэтов и художников процветала всего в десятке километров. Здесь принимали, кормили и спасали всех, кто в этом нуждался. Это напоминало игру в казаки-разбойники: когда генерал Сулькевич выбил красных из Крыма, Волошин прятал у себя делегата подпольного большевистского съезда. «Имейте в виду, когда вы будете у власти, точно так же я буду поступать и с вашими врагами!» - пообещал Макс спасенному на прощание. При большевиках он развернул было бурную деятельность. Оставив «обормотов» на Елену Оттобальдовну, отправился в Одессу. Объединил местных художников в профсоюз с малярами: «Пора возвращаться к средневековым цехам!» (При всей абсурдности идеи, в голодные времена это оказалось настоящим спасением для художников.) Потом взялся за организацию писательского цеха. Бегал, сиял, договаривался с властями.

На первое заседание явился при параде: в какой-то рясе, с висящей за плечами тирольской шляпой. Мелкими грациозными шажками направился к эстраде: «Товарищи!..» Дальнейшее заглушил дикий крик и свист: «Долой! К черту старых, обветшалых писак!» «Вы не понимаете, давайте же объяснимся», - суетился Макс. На другой день в одесских «Известиях» вышло: «К нам лезет Волошин, всякая сволочь спешит теперь примазаться к нам». Обескураженный Макс вернулся в Коктебель. И с тех пор не любил оттуда выезжать.

Максимилиан Волошин в Коктебеле. 1927 г.

В 1922 году в Крыму начался голод, и Волошиным пришлось питаться орлами - их на Карадаге ловила старуха-соседка, накрыв юбкой. Все бы ничего, да Елена Оттобальдовна стала заметно сдавать. Макс даже переманил для нее из соседнего селения фельдшерицу - Марусю Заболоцкую. Маруся выглядела единственным неорганичным элементом этого всетерпимого дома - слишком заурядна, слишком угловата, слишком забита. Она не рисовала, не сочиняла стихов. Зато была добра и отзывчива - совершенно бесплатно лечила местных крестьян и до последнего дня заботилась о Пра.

Когда в январе 1923 года 73-летнюю Елену Оттобальдовну хоронили, рядом с Максом плакала верная Маруся. На следующий день она сменила свое заурядное платье на короткие полотняные штанишки и расшитую рубаху. И хотя при этом лишилась последних признаков женственности, зато сделалась похожей на Пра. Мог ли Волошин не жениться на такой женщине? Отныне о гостях заботилась Маруся.

Этот дом стал для богемы единственным островком свободы, света и праздника в океане серых советских будней. И были песни, и вздымание рук к небу, и розыгрыши, и вечный бой с приверженцами унылого порядка. Вместо сметенной историей Дейша-Сионицкой с Волошиным теперь враждовали коктебельские крестьяне - те самые, которые бегали к Марусе бесплатно лечиться. Однажды они предъявили Максу счет за овец, якобы разорванных его собаками. Рабоче-крестьянский суд обязал Волошина под угрозой выселения из Коктебеля отравить псов.

Каково это было сделать ему, который и мухи за всю свою жизнь не обидел?! Все дело в том, что Коктебель стал популярным курортом и местные приноровились сдавать комнаты дачникам. А Волошин со своим непомерным гостеприимством портил весь бизнес. «Это не по-коммунистически - пускать иногородних жить бесплатно!» - возмущались крестьяне.

Впрочем, у фининспекции к Волошину была прямо противоположная претензия: там не верили в бесплатность «станции для творческих людей» и требовали уплаты налога за содержание гостиницы. 11 августа 1932 года в 11 утра пятидесятипятилетний Волошин скончался.

Он завещал похоронить себя на холме Кучук-Енишар, ограничивающем Коктебель слева, так же как Карадаг ограничивает его справа. Гроб, казавшийся почти квадратным, поставили на телегу: тяжесть такая, что лошадь встала, недотянув до вершины. Последние двести метров друзья несли Макса на руках - зато обещание, данное когда-то Лиле Дмитриевой, было выполнено: куда ни посмотри, и справа, и слева от Коктебеля так или иначе оказывался Макс Волошин.

Овдовев, Марья Степановна Волошина коктебельских порядков не изменила. Принимала в доме поэтов, художников, просто странников. Платой за проживание были по-прежнему любовь к людям и внесение доли в интеллектуальную жизнь…

Представители так называемой «Семьи» - группы лиц, имеющих родственные и имущественные связи с родственниками бывшего президента Бориса Ельцина, - вновь фигурируют в экономических новостях.

В ближайшее время группа Unicredit закроет российское инвестиционно-банковское подразделение «Юникредит секьюритиз», рассказали менеджер инвесткомпании, сотрудник компании и источник, близкий к группе Unicredit. Окончательное решение, как именно будет происходить закрытие, еще не принято, однако не исключено, что оно будет полным, включая отказ от лицензий, отмечает один из собеседников «Ведомостей».

«Юникредит секьюритиз» принято связывать с именем Ильи Волошина - сына экс-руководителя администрации президента Александра Волошина . В частности, Пермский экономический форум в 2011 году он посещал в качестве вице-президента этого подразделения.

Тридцатишестилетний Илья - сын Александра Волошина от первого брака. Его мать, Наталья Беляева, по данным на 1999 год постоянно проживала за границей. За рубежом получал образование и Волошин-младший. Его можно назвать полноценным британским ученым – рассказывая о себе, сын чиновника любит подчеркивать, что высшее образование получал в Букингемском университете. Но, несмотря на зарубежную школу, бизнесом Илья Волошина предпочитал заниматься в России. Так, в 1996 году он работал трейдером по ценным бумагам в банке "Евротраст", потом – в основанном отцом информагентстве AK&M. По данным Ленты.ру , в 2005 году Илья Волошин занимал также пост вице-президента "Конверсбанка". Владелец этого кредитного учреждения Владимир Антонов также имеет отношение к Британским островам: в прошлом году он был арестован в Соединенном Королевстве по ордеру, выданному властями Литвы, за присвоение чужого имущества в крупных размерах и подделке документов. Его отец, тоже совладелец «Конверсбанка» Александр Антонов в России был расстрелян - чеченский киллер тяжело ранил банкира на выходе из собственного подъезда в ходе одного из корпоративных конфликтов.

Илья Волошин


Отпрыск бывшего начальника АП РФ поддерживает дружеские отношения с детьми ряда влиятельных российских политиков и бизнесменов. Особенно близки его отношения с Артемом Сурковым - сыном нынешнего вице-премьера Владислава Суркова, длительное время работавшего под началом Александра Волошина.

[Slon.ru , 21.09.2010 "Компания Land Capital продает элитную недвижимость на Рублевке. Компания как компания, таких продавцов в Москве наберется десятка три. Отличается от других она своим блестящим staff’ом. В числе топ-менеджеров элитного брокера значатся управляющий партнер Сурков Артем Владиславович и партнер Волошин Илья Александрович "]

Вместе с Сурковым-младшим, а также с сыном Обида Ясинова Парвизом и менеджером «Юникредит секьюритиз» Шерзодом Юсуповым) Илья Волошин учредил ЗАО «МСМ-5 Девелопмент». А в июне 2011 года вместе с Артемом Сурковым, Сергеем Игоревичем Сурковым, (сыном пермского олигарха) Филиппом Вячеславовичем Логиновым, (сыном пермского губернатора) Антоном Олеговичем Чиркуновым, (сыном ректора Академии Народного Хозяйства при правительстве РФ) Антоном Владимировичем Мау, Дмитрием Алексеевичем Шаменковым и Наталией Максимовной Майер он вошел в совет учредителей ООО «Система управления здоровьем».

[МЭГ , 23.11.2011 «Дмитрий Шаменков - автор и распространитель так называемой «системы управления здоровьем доктора Шаменкова» (СУЗ), одноименной коммерческой структуры сына Владислава Суркова. Учение СУЗ, как отмечает Шаменков, имеет своей целью продление жизни и радикальное повышение ее качества на основе «бесконечного самообновления» и психофизиологических упражнений, основанных на «тысячелетнем опыте древнейших оздоровительных практик». Дмитрий Шаменков обещает адептам СУЗ «устранить фундаментальную причину своего увядания» и «впустить в нашу жизнь Чудо Осознанности». Пропагандирует использование «стволовых клеток» и кибернетических органов»]

Кроме того, Илья Волошин числится учредителем ЗАО «Таможенно-эксплуатационный комплекс «Залесский»». Совладельцами общества являются также Любовь Маркина, Валерий Дрелле и Владимир Фаерович. Господин Фаерович - один из покупателей российских активов Бориса Иванишвили. Так, вместе с Георгием Генсом (президент IT-компании «Ланит»), Анатолием Мотылевым (бывший владелец и президент«Глобэкса»), Борисом Хаитом (владел страховой компанией «Спасские ворота»), Борисом Пастуховым (основатель Промышленно-страховой компании, сейчас — СГ «Уралсиб»), Виктором Лукояновым приобрел банк «Российский кредит».

Можно предположить, что группа Unicredit заинтересовалась Ильей Волошиным отнюдь не из-за букингемских знаний, и даже не из-за высокопрофессиональных уроков финансового труда, которые ему преподавали отец и сын Антоновы. Само присутствие человека с такими семейными связями давало гарантию спокойной работы в России, а также открывало двери во многие кабинеты - именно поэтому «Юникредит секьюритиз» должно было работать только с крупными российскими клиентами, число которых должны были пополнить друзья «Семьи».

Очевидно, ожидания не оправдались. Под управлением Ильи Волошина компания стала нести слишком большие убытки, непозволительные даже с поправкой на статус отца топ-менеджера.

По данным «Ведомостей» , в начале прошлого августа Bank Austria, входящий в группу Unicredit, списал goodwill на 50 млн евро ($71 млн) от покупки «Юникредит секьюритиз» после того, как пересмотрел способность последнего генерировать прибыль. «Давайте будем честными: если вы посмотрите на результаты, они не очень впечатляющие», — говорил тогда финансовый директор банка Франческо Джордано.

Александр Стальевич Волошин – глава наблюдательного совета АО «Первая Грузовая Компания», руководитель группы по организации в столице глобального финансового центра, экс-руководитель кремлевской администрации, многократно доказавший свою эффективность и экономическую грамотность.

Он возглавлял коллективные органы управления ГМК «Норильский Никель», РАО «ЕЭС», входил как рядовой член в наблюдательные советы целого ряда коммерческих структур, включая «Холдинг МРСК», «Уралкалий», «Системный оператор», «Федеральную сетевую компанию», «Яндекс».

Бывший высокопоставленный чиновник был автором идеи так называемой «управляемой демократии» в России, когда политический режим совмещает демократические и авторитарные институты для решения возникающих проблем. В 2002 году в обнародованном им обращении к соотечественникам «Управляемая демократия» – прямая дорога к диктатуре и фашизму» определил российские политические реалии как планомерное уничтожение свободы, создание полицейского режима и возврат к тоталитаризму.

Детство и семья Александра Волошина

Александр появился на свет 3 марта 1956 года в российской столице. Вскоре его родители, Сталь Исаакович и Инна Львовна, переехали в Ижевск, где стали преподавать иностранные языки в педагогическом институте. Уехать, по предположению журналистов, им пришлось из-за проводившейся в те годы кампании по борьбе с космополитизмом, которая фактически была антисемитской.


В 1961 году его отец умер в 36-летнем возрасте. Мама с сынишкой возвратилась в «белокаменную», преподавала в Дипакадемии МИД. Юноша, получив среднее образование, стал студентом института инженеров транспорта, 5 лет спустя получил диплом инженера-электромеханика. Он не боялся рисковать и выходить за рамки существующих стереотипов, невзирая на то, что рос и воспитывался в приличной среде. Например, однажды поспорил, что сможет проехаться в метро босиком, и спор выиграл. Хотя последствия такого поступка в те годы могли быть очень серьезными, если бы кто-нибудь из бдительных граждан вызвал милицию.

Карьера Александра Волошина

Свой трудовой путь будущий политик начал в 1978 году в депо по ремонту и обслуживанию локомотивов «Москва-Сортировочная». На данном предприятии он занимал различные посты – от машиниста тепловоза до высшего должностного лица в первичной организации ВЛКСМ.


С 1983 по 1986 гг. Александр Стальевич был студентом Академии внешней торговли, позже трудился на руководящих должностях в научно-исследовательском конъюнктурном институте. В 1993 году он занял пост заместителя президента предприятия «Анализ, консультации и маркетинг», в 1995-м – возглавил финансово-кредитную организацию «ЭСТА Корп.», в 1996-м – «Федеральную фондовую корпорацию».


Успешно продвигаясь по карьерной лестнице, в конце 1997 года Волошин перешел на службу в администрацию главы государства, вначале как помощник ее руководителя, спустя год – как его заместитель, с 1999 года – руководитель АП и член Совбеза.


В 2003 году он был освобожден от должности главного кремлевского чиновника. Его отставку во властных кругах одни назвали обычным обновлением кадров, другие – крупной ошибкой, отметив, что с уходом таких блестящих управленцев, способных решать самые сложные задачи и создававших в стране демократию, приходят «силовики», стремящиеся возродить тоталитарный режим.

Выступление Александра Волошина на Гайдаровском форуме

Оставив большую политику, экс-глава АП до 2008 года продолжал исполнять обязанности председателя коллективного органа управления «ЕЭС России», в 2008-2010 гг. его избрали на аналогичный пост в «Норильском никеле», 2010-2014 гг. – в «Уралкалии».

Личная жизнь Александра Волошина

Первый раз Александр Волошин женился, будучи 18-летним студентом. Его супругу звали Наталия Беляева. Жили они скромно, снимали комнату в коммунальной квартире. Когда молодым супругам исполнилось по 20 лет, появился на свет их первенец – сын Илья. Он получил образование в столице Туманного Альбиона и трудится заместителем главы «Конверсбанка». За рубежом проживает и экс-жена Александра Стальевича. В глобальную сеть попали документы, подтверждающие, что в юности их сын был задержан за мошенничество с кредитными картами.


Сейчас бывший глава администрации президента женат на Галине Тэймуразовой. У семейной пары трое деток: два сына, родившихся в 1995 и 2001 г., и дочь 2005 года рождения.

В 2000 году Вячеслав Солтаганов, глава ФСНП, вручил руководителю АП в качестве почетной награды персонифицированное оружие – травматический револьвер «Таурус».

Коллеги по службе в Кремле отмечали, что экс-чиновник был мастером закулисных интриг, негласной политики, обладал железной волей, отличался упорством и трудолюбием.

Александр Волошин сегодня

С 2010 года экс-чиновник был независимым директором в ряде ведущих отечественных предприятий и стартапов. Он являлся членом набсовета «Яндекса», в 2012 стал во главе руководства «Первой грузовой компании», вошел в состав экспертной комиссии по работе «Открытого правительства». За предложения по функционированию данной доктрины госуправления Александр Стальевич получил благодарность от Владимира Путина .

Беседа с Александром Волошиным

В 2016 году бывший высокопоставленный госслужащий вложил личные денежные средства в медико-генетическую компанию Genotek и вошел в ее руководство. Он – партнер венчурного фонда Genome Ventures, инвестирующего капитал в медицинские проекты и онлайн-среду, включая ресурс по консультациям «Педиатр 24/7», сервис психометрической оценки GetMyWay, сервис для ветеринаров Pet-Doctor, продукт для создания IT-продуктов Geno6. В одном из интервью Александр Стальевич высказал убеждение, что современные достижения генетики открывают огромные возможности и имеют блестящие перспективы для охраны здоровья и повышения уровня жизни. В том же году за свою многолетнюю работу на благо государства он был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством».

Невзирая на существующие трудности в экономике, он продолжает деятельность в части организации международного московского финансового центра. Среди уже реализованных результатов работы в данной сфере – интеграция бирж, внедрение клиринга, прочих прогрессивных правил торговли.

Поначалу не много стихов писал Волошин Максимилиан Александрович, поэт. Практически все они были помещены в книгу, появившуюся в 1910 году ("Стихотворения. 1900-1910"). Руку "ювелира", "настоящего мастера" увидел в ней В. Брюсов. Волошин считал своими учителями виртуозов стихотворной пластики Ж. М. Эредиа, Готье и др. поэтов-"парнасцев" из Франции. Их произведения находились в противовесе с верленовским "музыкальным" направлением. Эту характеристику творчества Волошина можно отнести к его первому сборнику, а также ко второму, который был составлен Максимилианом в начале 1920-х годов и не был опубликован. Назывался он "Selva oscura". В него были включены стихотворения, созданные в период с 1910 по 1914 гг. Основная их часть вошла позже в книгу избранного, вышедшую в 1916 году ("Иверни").

Ориентация на Верхарна

Можно долго говорить о творчестве такого поэта, как Волошин Максимилиан Александрович. Биография, кратко изложенная в этой статье, содержит лишь основные факты о нем. Нельзя не отметить, что явственным политическим ориентиром поэта становится с начала 1-й мировой войны Э. Верхарн. Брюсовские переводы его еще в статье 1907 года и Валерий Брюсов" были подвергнуты Максимилианом сокрушительной критике. Волошин сам переводил Верхарна "с разных точек зрения" и "в разные эпохи". Отношение к нему он подытожил в своей книге 1919 года "Верхарн. Судьба. Творчество. Переводы".

Волошин Максимилиан Александрович - русский поэт, который сочинял стихи и о войне. Вошедшие в сборник 1916 года "Anno mundi ardentis", они вполне созвучны верхановской поэтике. В них обрабатывались образы и приемы стихотворной риторики, ставшей устойчивой характеристикой всей поэзии Максимилиана революционных времен, гражданской войны и дальнейших лет. Часть стихотворений, написанных в то время, была опубликована в книге 1919 года "Демоны глухонемые", другая часть в 1923 году была издана в Берлине под заглавием "Стихи о терроре". Однако в большинстве своем произведения эти остались в рукописи.

Официальная травля

В 1923 году началась травля Волошина со стороны государства. Имя его предали забвению. В СССР в период с 1928 по 1961 год ни одной строчки этого поэта не появилось в печати. Когда Эренбург в 1961 году почтительно упомянул в своих мемуарах о Волошине, это сразу же вызвало отповедь А. Дымшица, который указал на то, что Максимилиан был декадентом из самых незначительных и отнесся отрицательно к революции.

Возвращение в Крым, попытки пробиться в печать

Весной 1917 года Волошин возвратился в Крым. В автобиографии 1925 года он писал, что больше не покинет его, никуда не эмигрирует и ни от чего не спасается. Ранее он заявлял о том, что не выступает ни на одной из борющихся сторон, однако живет лишь Россией и совершающимся в ней; а также писал, что ему нужно остаться в России до конца. Дом Волошина, находящийся в Коктебеле, в период гражданской войны оставался странноприимным. Здесь находили приют и скрывались от преследований и белые офицеры, и красные вожди. Об этом Максимилиан написал в своем стихотворении 1926 года "Дом поэта". "Красным вождем" являлся Бела Кун. После того как был разгромлен Врангель, он путем организованного голода и террора заправлял усмирением Крыма. По всей видимости, в награду за укрывательство Куна при советской власти Волошину был сохранен дом, а также обеспечена относительная безопасность. Однако ни его заслуги, ни хлопоты влиятельного в то время, ни отчасти покаянное и умоляющее обращение к Л. Каменеву, всесильному идеологу (в 1924 году) не помогли Максимилиану пробиться в печать.

Два направления мыслей Волошина

Волошин писал о том, что для него стих остается единственным способом выражения мыслей. А они устремлялись у него в двух направлениях. Первое - историософское (судьбы России, произведения о которой принимали у него нередко условно-религиозную окраску). Второе - антиисторическое. Здесь можно отметить цикл "Путями Каина", в котором отразились идеи универсального анархизма. Поэт писал, что в этих произведениях он формирует практически все его социальные идеи, которые были по большей части отрицательными. Следует отметить общий иронический тон этого цикла.

Признанные и непризнанные произведения

Несогласованность мыслей, характерная для Волошина, приводила нередко к тому, что его творения воспринимались порой как высокопарная мелодекламация ("Преосуществление", "Святая Русь", "Китеж", "Ангел времен", "Дикое поле"), эстетизированные умствования ("Космос", "Левиафан", "Таноб" и некоторые другие произведения из "Путями Каина"), претенциозная стилизация ("Дметриус-император", "Протопоп Аввакум", "Святой Серафим", "Сказание об иноке Епифании"). Тем не менее можно сказать, что многие его стихотворения революционного времени получили признание как емкие и точные поэтические свидетельства (например, типологические портреты "Буржуй", "Спекулянт", "Красногвардеец" и др., лирические декларации "На дне преисподней" и "Готовность", риторический шедевр "Северовосток" и другие произведения).

Статьи об искусстве и занятие живописью

После революции деятельность его как искусствоведа прекратилась. Тем не менее Максимилиан смог опубликовать 34 статьи, посвященные русскому изобразительному искусству, а также 37 статей об искусстве французском. Первая его монографическая работа, посвященная Сурикову, сохраняет свое значение. Книга "Дух готики" осталась незавершенной. Над ней Максимилиан трудился в 1912 и 1913 году.

Волошин занялся живописью для того, чтобы судить профессионально об изобразительном искусстве. Как оказалось, он был даровитым художником. Крымские акварельные пейзажи, выполненные со стихотворными надписями, стали его излюбленным жанром. В 1932 году (11 августа) в Коктебеле умер Максимилиан Волошин. Краткая биография его может быть дополнена сведениями о личной жизни, интересные факты из которой мы приводим ниже.

Интересные факты из личной жизни Волошина

Дуэль Волошина и Николая Гумилева состоялась на Черной речке, той самой, где в Пушкина стрелял Дантес. Произошло это 72 года спустя и также из-за женщины. Однако судьба сберегла тогда двух знаменитых поэтов, какими являлись Гумилев Николай Степанович и Волошин Максимилиан Александрович. Поэт, фото которого представлено ниже, - Николай Гумилев.

Стрелялись они из-за Лизы Дмитриевой. Она училась на курсе староиспанской и старофранцузской литературы в Сорбонне. Первым этой девушкой пленился Гумилев. Он ее привез в гости к Волошину в Коктебель. Тот соблазнил девушку. Николай Гумилев уехал, так как почувствовал себя лишним. Однако история эта через некоторое время продолжилась и привела в итоге к дуэли. Суд приговорил Гумилева к неделе ареста, а Волошина - к одному дню.

Первая жена Максимилиана Волошина - Маргарита Сабашникова. С ней он в Сорбонне слушал лекции. Брак этот, однако, вскоре распался - девушка влюбилась в Вячеслава Иванова. Жена его предложила Сабашниковой жить втроем. Однако семья "нового типа" не сложилась. Второй супругой его была фельдшер (на фото выше), ухаживавшая за престарелой матерью Максимилиана.