Добрые сказки для детей. Психотерапевтическая сказка. Учимся доброте и дружбе Рассказы детям 6 7 лет про добро

Когда мы говорим, что эта сказка про доброту, то люди начинают улыбаться, вспоминать что-то хорошее. Лучи добра обладают магической силой. Не существует пути к доброте; доброта – это и есть путь.

Сказка про доброту и Петушка

Жил-был Петушок. Его домом был славный курятник на окраине птичьего двора. Петушок был добрым и отзывчивым. Он всегда заботился о младших, приносил им потерявшиеся зернышки.

Утром Петушок ходил на работу. Как только огромное золотое солнышко появлялось на горизонте, петушок громко кричал:

— Ку-ка-ре-ку!

Все были рады, что Петушок ответственно относился к своим обязанностям. «Проспать» — такого слова для петуха не существовало. Если звучало весёлое «Ку-ка-ре-ку!», то жители птичьего двора точно знали, что сейчас раннее утро, впереди новый день и ещё много дел можно сделать.

Но вот однажды Петушок отправился на вечернюю прогулку к плетню. И вдруг он увидел, как кто-то барахтается в канаве. Он внимательно посмотрел вниз и увидел маленького гусёнка, который непонятным образом забрался сюда и угодил в канаву. Петушок попытался спасти бедолагу, но у него ничего не вышло.

Смеркалось. Птичья братия активно готовилась ко сну. О гусёнке, похоже, никто не вспомнил. И тогда Петушок принял решение – надо кукарекать. И он начал.

Старый гусь нашёл его у плетня и спросил, почему кукареканье происходит в столь неурочный час? Петух показал в канаве барахтающегося малыша. Старый гусь, опытный и мудрый, немедленно помог бедняге.

А на птичьем дворе недовольно ворчали:

— Петушок зазнался, кричит, когда хочет. Нам это не нравится. Надо же, ночь на пороге – а он кукарекать вздумал!

А утром на птичьем собрании старый гусь поблагодарил спасителя:

— Ты сделал доброе дело, Петушок. Молодец, друг, не растерялся!

Старый гусь ещё долго говорил про добро, про добрые поступки.

Петушок скромно молчал. Молчали и те, кто ещё совсем недавно ворчал на него…

Вопросы и задания к сказке

О каком домашнем животном идёт речь в сказке?

В чём заключалась работа Петушка?

Как связаны между собой петух и солнце?

Где Петушок нашёл гусёнка?

Почему Петушок закукарекал в неурочное время?

Кто спас гусёнка?

Почему мы говорим, что эта сказка про доброту?

Какие пословицы подходят к сказке?

Добротой свет стоит.
Ценна помощь вовремя.
Доброму везде дорога.

Главный смысл сказки заключается в том, что спасти жизнь живого существа – это важнее, чем соблюсти установленные порядки.

Всем известен такой литературный жанр, как сказка. Это слово произошло от глагола «казать» («сказать») и в далеком прошлом обозначало список или описание. В настоящее время сказка - это короткое, чаще всего прозаическое произведение о каких-либо вымышленных событиях.

Различают два типа сказок: фольклорные и литературные. Первый тип - это сказания, не имеющие определенного автора и сочиненные народом. Происходящие в сюжете события, как правило, не имеют никакого сходства с реальностью, в отличие от некоторых других жанров устного народного творчества: былин и исторических песен.

Литературные сказки появились гораздо позже. Они принадлежат конкретным авторам и чаще всего созданы на основе народного творчества, имеют похожих героев, сюжет и манеру повествования.

Сказки традиционно считаются произведениями для детей. Основная задача этих произведений - обучение ребенка правилам поведения в семье и обществе, хорошему отношению к людям и другим моральных принципам. Сказки учат доброте, которая всегда побеждает зло.

Почему стоит читать сказки?

Несмотря на быстро меняющийся технологически развитый мир XXI столетия, психологи считают, что сказки современным детям необходимы.

Помимо очевидного плюса - обучения и знакомства с миром, в пользу этого жанра можно привести еще несколько аргументов.

Сказки о доброте дают детям позитивный настрой. Ведь в мире так много негатива, внушаемого обществом: в детском саду, школе и даже ничего не подозревающими родителями. Достаточно вспомнить фразу «Станешь дворником, если не будешь учиться» и ее вариации. В сказках герои тоже сталкиваются с трудностями, но всегда находят выход из положения.

Также совместное чтение с родителями - отличный способ провести семейный вечер. Это занятие сближает и объединяет, что важно, так как в современном мире люди проводят с детьми гораздо меньше времени, чем пару веков назад.

Как выбрать сказку для ребенка?

Знакомство ребенка с этим жанром нужно начинать в соответствии с его возрастом. Длинные сказки о доброте со сложным сюжетом и большим количеством героев могут быть непонятны маленьким детям. А тех, кто постарше, вряд ли увлечет банальная «Курочка Ряба».

Психологи советуют в качестве первых сказок о доброте предложить ребенку простые истории о животных: «Колобок», «Кочет и курица», «Теремок».

По мере взросления от русского фольклора можно перейти к зарубежному и литературным сказкам: произведениям братьев Гримм, Вильгельма Гауфа, Ханса Кристиана Андерсена, Шарля Перро. В таком случае дополнительным плюсом станет то, что ребенок познакомится с культурой и традициями других народов.

Когда все известные истории будут прочитаны, можно обратиться к специализированным Интернет-ресурсам. На таких книжных порталах, как LiveLib, легко выбрать для детей сказки о доброте.

Народный фольклор. «Благодарный медведь»

«Благодарный медведь» - мордовская народная сказка. Это произведение подойдет для чтения детям до 5-6 лет.

По сюжету некая девочка шла по лесу и вдруг встретила медведя. Испугавшись, она пыталась убежать от него, но страх сковал все ее тело так, что девочка не могла сдвинуться с места. Но медведь не хотел причинить ей вреда. Все, что он делал, - это протягивал раненую лапу, в которой была заноза. Девочка вытащила ее, и медведь ушел.

Спустя какое-то время они встретились снова. Зверь нес в лапах улей с медом диких пчел. Он положил его перед девочкой и вновь скрылся. Девочка взяла этот улей и отнесла в свою деревню: меда было так много, что хватило на всех жителей.

Мораль этой сказки про доброту очевидна, но важна: необходимо всегда оказывать помощь тем, кому она нужна, а также отвечать добром на добро.

«Краденым сыт не будешь»

Эта белорусская народная сказка учит одному из важнейших моральных принципов: не брать чужого.

Отец решил, что двум его сыновьям пора найти себе призвание в жизни. Старший юноша, увидев в соседней деревне кузницу, решил, что хочет зарабатывать кузнечным ремеслом. Это обрадовало отца.

Но младший не смог так быстро определиться с желаемой профессией: ничего ему не нравилось. Однажды у него возникла идея воровать волов у пастуха, ведь это легкое и прибыльное занятие.

Первый вол был украден, и настало время готовить обед из его мяса. Младший сын никак не мог успокоиться и отделаться от мысли, что его заметили при воровстве - постоянно оглядывался и нервничал.

Перед тем, как сесть за стол, отец предложил снять мерки и узнать, кто больше раздобреет от съеденного.

Через какое-то время оказалось, что сын вдвое похудел, потому что всегда во время еды думал о краже и боялся быть пойманным. Название этой сказки полностью отражает ее главный вывод.

«Плотник и кошка»

Как и «Благодарный медведь», эта японская сказка о доброте проста, но содержит глубокий смысл. Она учит тому, что нельзя бросать близких людей в трудной ситуации, а нужно стремиться помогать им.

В далекие времена жил плотник, у которого была кошка. Хозяин любил своего питомца и каждый день приносил кошке рыбу. В свою очередь, кошка тоже любила плотника.

Все было хорошо, но однажды случилось несчастье. Человек обнаружил, что начинает слепнуть - из-за странной болезни или старости. Плотник больше не мог работать, и у него не было денег ни на что, в том числе и на рыбу для кошки.

Но, несмотря на то, что ей было нечего есть, кошка не покинула своего хозяина. В одну ночь она залезла на кровать и стала вылизывать глаза плотника. Спустя некоторое время случилось чудо, и человек вновь обрел зрение.

Литературные сказки на тему доброта. Произведения Шарля Перро

Авторству французского писателя Шарля Перро принадлежат такие популярные истории, как «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Пряничный домик», «Красная шапочка» и другие. Некоторые из них вошли в знаменитый сборник «Сказки матушки Гусыни».

Многие его сказки про доброту были неоднократно экранизированы - например, «Золушка и хрустальная туфелька» и «Спящая красавица».

Большинство сказок, наряду с баснями, относят к так называемому жанру низкой литературы. Однако произведения Шарля Перро - исключения. Это автор был тем, кто мог простыми словами, понятными для детей, передать глубокий смысл, не забыв о юморе там, где он уместен. Со сказками Шарля Перро ребенка можно познакомить в возрасте 5-6 лет.

Ханс Кристиан Андерсен

Сказки датского писателя Ханса известны во всем мире и поражают своей серьезностью, глубиной и трогательностью. Историями о Русалочке, Дюймовочке, Снежной Королеве и Стойком оловянном солдатике зачитывались целые поколения детей. Эти сказки смело можно назвать шедеврами. По ним также снимались фильмы и мультфильмы.

Несмотря на то, что сказка в целом позиционируется как жанр для детей, произведения Ханса Кристиана Андерсена по достоинству оценят и взрослые люди. Во всех историях содержится многогранный смысл, который каждый читатель воспримет по-своему.

Джанни Родари

Многие знают этого итальянского писателя как автора «Приключений Чиполлино» и «Джельсомино в Стране лжецов», но, помимо этих историй, Джанни Родари также создал еще немало сказок про доброту для детей.

Эти истории полны забавного юмора и жизнерадостности. Родари был талантливым автором и обладал поистине неисчерпаемой фантазией. Его сказки воспитывают в детях такие качества, как храбрость, мужественность, честность, доброта, оптимизм и вера в себя. Джанни Родари всегда хотел, чтобы его юные читатели, вне зависимости от выбранного жизненного пути, выросли настоящими людьми.

Все дети любят сказки, особенно волшебные. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Но только ли развлекательную роль выполняет сказка? Учёные давно доказали, что сказки несут и воспитательную функцию. Недаром народная мудрость передаётся через сказку из поколения в поколение.

Сказка - это маленькая модель мироздания.
Малышу, ещё так мало знающему об окружающем мире и боящемуся его, проще всего знакомиться с ним, вникая в захватывающий сказочный сюжет. Ведь так ли проста сказка, как кажется? Всего на нескольких страницах она открывает нам удивительный мир реальных и вымышленных стран, добрых и злых героев, диковинных говорящих зверей и птиц. И чудо - естественный элемент не только для сказки, но и для ребёнка. В него он верит безоговорочно, а значит, верит и в сказку.

Так какие же полезные уроки может извлечь малыш под мамину сказку?

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.

Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.

Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга - это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.

Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка - Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках - отрицательный персонаж.

Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.

Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.

Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.

Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.

И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?

Эти уроки дети воспринимают интуитивно и очень легко. Они с удовольствием живут в этом волшебном мире, хотят возвращаться в него снова и снова (отсюда и просьбы почитать снова ту самую сказку), а часто и сами придумывают этот волшебный мир. Такое устное народное творчество малыша способствует развитию образного мышления и связной речи.

Предложите малышу самостоятельно придумать сказку по определённому сценарию, запишите её в красивую тетрадку. Пусть малыш “поработает” иллюстратором для Вашей самодельной книжки. Вот увидите, как загорятся у него глазки, и сколько идей он Вам выдаст. Ведь нет сказочников лучше, чем дети.

Примерный сценарий для работы может выглядеть таким образом:
Малыш придумывает (с Вашей помощью) главного, положительного Героя, затем испытание для этого Героя. Следом черёд придумывать Волшебных помощников (людей или зверей), которые (возможно, при помощи магических предметов) помогут Герою справиться с заданием, а также тех, кто будет Герою всячески мешать (злодеев). И, когда испытание позади, можно подумать, чем наградить Героя и как наказать злодеев.

Малышу будет приятно почувствовать себя создателем чуда и “почти настоящим писателем”. А уж с каким удовольствием перечитываются потом эти самодельные книжки!!! И с каким нетерпением ребёнок хочет научиться читать! Ведь тогда он станет независим от родительского чтения, и ему уже не придётся ждать до завтра, чтобы узнать, чем закончились приключения Героя! Поэтому не стоит забывать о старых, веками проверенных сказках, которые, чего тут скрывать, интересны не только детям, но и нам, их родителям.

Ведь самое главное, чему учит нас сказка - оставаться в душе ребёнком, а значит, чуть-чуть Волшебником.