Фольклорные мотивы и образы в балладе светлана. Фольклорные традиции баллад. Жанр литературной баллады

На этом уроке вы узнаете множество интересных литературных фактов о рождении нового жанра - баллады В.А. Жуковского, познакомитесь с балладой «Светлана», рассмотрите, как автор передал национальный колорит в этом произведении, проведёте сюжетный анализ баллады «Светлана».

Русские читатели встретили новое произведение восторженно. Белинский (рис. 2) впоследствии отмечал:

«Тогдашнее общество бессознательно почувствовало в этой балладе новый дух творчества, новый дух поэзии. И общество не ошиблось».

Рис. 2. В.Г. Белинский ()

Жанр литературной баллады

Жанр литературной баллады был сравнительно новым, появившимся только в XVIII веке. До этого баллада была исключительно фольклорным жанром. XVIII столетие - это период увлечения устным народным творчеством, в котором поэты и исследователи пытаются угадать, понять национальный характер. Это приводит к тому, что произведения устного народного творчества активно собираются и издаются.

С самого начала литературная баллада ориентировалась на фольклор. Поэты насыщали балладу необыкновенно выразительными эмоциональными приёмами. Всё это сулило балладе большое будущее, и, действительно, возникнув в XVIII веке, баллада прочно укрепилась среди литературных жанров и благополучно существует до нашего времени.

Баллада обладает краткостью и необыкновенной выразительностью, эмоциональной насыщенностью. В фольклорной балладе рассказывалось о страшных вещах: убийствах, кровосмешениях, предательствах. В ней появлялись призраки, ожившие мертвецы и даже сам дьявол.

Таким образом, баллада - это лиро-эпический жанр, в котором от лирики - эмоции и страсти; а от эпоса - повествование, сюжет.

Сюжет баллады содержит:

  • фантастические образы;
  • мистические образы;
  • чудеса, необыкновенные истории.

Часто баллада начинается с пейзажного вступления и может иметь пейзажную концовку. Но это необязательно.

Есть баллады исторические - например, «Песнь о вещем Олеге» Пушкина или «Бородино» Лермонтова (рис. 3), которые по сути тоже баллады, потому что в них рассказывается об историческом событии и присутствует диалог.

Рис. 3. М.Ю. Лермонтов ()

Диалог является характерным признаком баллады как жанра. Иногда это может быть монолог, но всё равно подразумевается безмолвный собеседник.

Могут быть баллады фантастические, например «Лесной царь» Гёте (рис. 4), которого мы тоже знаем благодаря переводу Жуковского.

Рис. 4. Иоганн Вольфганг Гёте ()

Внешне баллада похожа на небольшую поэму. Но существуют определённые отличия баллады от поэмы :

  • большая напряжённость;
  • большая эмоциональная насыщенность;
  • более яркий сюжет.

Благодаря таким своим возможностям (соединению лирики с эпосом) баллада стала одним из ведущих жанров книжной поэзии.

«Людмила» Жуковского была переводом на русский язык баллады знаменитого немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера (рис. 5) «Ленора».

Рис. 5. Готфрид Август Бюргер ()

Эта баллада является литературной обработкой мистического сюжета о том, как к девушке является мёртвый жених. Русская читающая публика XVIII века была воспитана на просветительской литературе, а в Просвещении существовал культ разума, то есть исключалось всё мистическое, необъяснимое. Всяческий иррационализм просто изгонялся из литературы. Поэтому можно представить себе, с каким замиранием сердец читали новое произведение Жуковского (особенно барышни), какое воздействие на них оказывали такие, например, строки:

«Вот уж солнце за горами;
Вот усыпала звездами
Ночь спокойный свод небес;
Мрачен дол, и мрачен лес.

Вот и месяц величавый
Встал над тихою дубравой:
То из облака блеснёт,
То за облако зайдёт;
С гор простёрты длинны тени;
И лесов дремучих сени,
И зерцало зыбких вод,
И небес далёкий свод
В светлый сумрак облечённы...
Спят пригорки отдалённы,
Бор заснул, долина спит...
Чу!.. полночный час звучит.

Потряслись дубов вершины;
Вот повеял от долины
Перелётный ветерок...
Скачет по полю ездок:
Борзый конь и ржёт и пышет.
Вдруг... идут... (Людмила слышит)
На чугунное крыльцо...
Тихо брякнуло кольцо... <…>

«Светит месяц, дол сребрится;
Мёртвый с девицею мчится <…>

«Чу! в лесу потрясся лист.
Чу! в глуши раздался свист.
Чёрный ворон встрепенулся;
Вздрогнул конь и отшатнулся;
Вспыхнул в поле огонёк».
«Близко ль, милый?» — «Путь далёк». <…>

Что же чудится Людмиле?..
К свежей конь примчась могиле
Бух в неё и с седоком.
Вдруг — глухой подземный гром;
Страшно доски затрещали;
Кости в кости застучали;
Пыль взвилася; обруч хлоп;
Тихо, тихо вскрылся гроб...
Что же, что в очах Людмилы?..
Ах, невеста, где твой милый?
Где венчальный твой венец?
Дом твой — гроб; жених — мертвец. <…>

«Кончен путь: ко мне, Людмила;
Нам постель — темна могила;
Завес — саван гробовой;
Сладко спать в земле сырой».

Что ж Людмила?.. Каменеет,
Меркнут очи, кровь хладеет,
Пала мёртвая на прах.
Стон и вопли в облаках;
Визг и скрежет под землёю;

Вдруг усопшие толпою
Потянулись из могил;
Тихий, страшный хор завыл:
«Смертных ропот безрассуден;
Царь всевышний правосуден;
Твой услышал стон творец;
Час твой бил, настал конец».

Так была наказана героиня баллады «Людмила» за то, что осмелилась роптать на божественный произвол.

«Светлана» была всего лишь третьей балладой, написанной Василием Андреевичем Жуковским. До неё он написал уже упомянутую «Людмилу» и балладу «Кассандра», которая являлась переводом произведения великого немецкого поэта Шиллера (рис. 6), и речь в ней шла о событиях античной истории.

Рис. 6. Иоганн Фридрих Шиллер ()

«Светлана», безусловно, самая знаменитая баллада Жуковского, которой была суждена грядущая слава в веках.

Хотя в основе сюжета баллады «Светлана» лежит всё та же история о том, как к девушке является мёртвый жених, эта баллада приобрела совершенно неповторимый, неподражаемый окрас. Она была абсолютно оригинальной по характеру решения этой коллизии.

Работа над «Светланой» продолжалась на протяжении четырёх лет (с 1808 по 1812 гг.).

Изменился не только сюжет, но и имя героини, что не случайно и очень важно. Дело в том, что в православных святцах нет имени Светлана. Вместе с тем Жуковский хочет придать новой своей балладе русский колорит, а в имени Светлана отчётливо слышен тот же корень, что и в слове светлый . И этот необыкновенный свет, это сияние, которое исходит от баллады и от её героини, очень ощущались читателями того времени и ощущаются сейчас.

Кроме того, выбор имени Светлана мог быть связан и с характером прототипа героини этой баллады - Александры Андреевны Протасовой-Воейковой.

Прототип Светланы

Баллада «Светлана» была напечатана, как и баллада «Людмила», в журнале «Вестник Европы», в номерах первом и втором за 1813 год. Эта баллада имела посвящение Александре Андреевне Протасовой (рис. 7).

Рис. 7. Александра Андреевна Протасова ()

Александра Протасова была племянницей Василия Жуковского, дочерью его единокровной сестры Екатерины Афанасьевны Протасовой.

Все знавшие Сашу Протасову отзывались о ней как о человеке необыкновенного обаяния и привлекательности. Такой она была с самого детства, и повзрослевшей Сашей восхищались знаменитые русские поэты: Николай Михайлович Языков (рис. 8), Иван Иванович Козлов, Евгений Абрамович Баратынский. Они посвящали ей стихи.

Рис. 8. Н.М. Языков ()

Николай Языков даже любил Александру Протасову. Он писал:

«Она меня очаровала,

Я в ней нашёл все красоты,

Все совершенства идеала

Моей возвышенной мечты».

Такие же восхищённые строки об Александре Протасовой оставил и великий поэт Евгений Баратынский (рис. 9):

«Очарованье красоты

В тебе на страшно нам:

Не будишь нас, как солнце, ты

К мятежным суетам;

От дольней жизни, как луна,

Манишь за край земной,

И при тебе душа полна

Священной тишиной».

Рис. 9. Е.А. Баратынский ()

Однако в жизни Александра Андреевна Протасова оказалась человеком несчастным. В возрасте восемнадцати лет она вышла замуж за известного литератора Александра Фёдоровича Воейкова (рис. 10), который оказался домашним тираном.

Рис. 10. А.Ф. Воейков ()

Эти обстоятельства свели Александру в могилу. Она скончалась в возрасте 34-х лет о чахотки. Но осталась навсегда увековеченной в пленительном образе Светланы Василия Андреевича Жуковского.

Помимо имени героини, важным мотивом, создающим национальный колорит баллады «Светлана», стало и приурочивание событий, происходящих в балладе, к совершенно определённому времени - крещенским святкам. Прочитайте зачин баллады:

«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны».

Вместе с этим зачином в балладу входил целый мир русской национальной жизни, обычаев, традиций, нравов. Вспомните описание святочных гаданий в пушкинском романе «Евгений Онегин» (рис. 11).

Рис. 11. А.С. Пушкин ()

Или необыкновенно поэтичное их описание в романе-эпопее Льва Толстого (рис. 12) «Война и мир».

Рис. 12. Лев Толстой ()

Известный критик того времени Николай Алексеевич Полевой (рис. 13) не случайно писал:

«Кто сообразит всё, что бывает у нас на Руси о святках, тот поймёт дух русского народа».

Рис. 13. Н.А. Полевой ()

Жуковскому удалось передать необыкновенный колорит русской национальной, народной жизни. Ведь этот особый, святочный мир, мир гаданий и различных святочных забав был близок и понятен не только в простонародье, крестьянству, но и дворянству. Это действительно был мир общенациональный.

Приобретя национальный колорит, баллада всё равно осталась балладой - произведением, насыщенным иррациональными, мистическими, сверхъестественными событиями.

Внешне Жуковский сохраняет тот же самый сюжет: к девушке является мёртвый жених. Но теперь Жуковский создаёт какое-то особое романтическое настроение в балладе и для этого вводит образы, характерные для романтизма: неверного лунного света, ночи, тумана.

«Тускло светится луна
В сумраке тумана -
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: „Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое“».

«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит…
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».

«Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье…
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи…
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.

Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Занялся от страха дух…»
(рис. 14)

Рис. 14. Иллюстрация к балладе «Светлана» ()

Несмотря на то что героине является мёртвый жених (правда, она ещё этого не знает), несмотря на эту мистическую картину, читатель чувствует, как неуловимо изменился общий тон баллады по сравнению с «Людмилой». Исчезла мрачность, суровость, и возникла нежная доверчивость:

«Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»

Оглянулась… милый к ней
Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпенья кони рвут
Повода шелковы».

«Сели… кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут… пусто все вокруг,
Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны. <…>

Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий…
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий».

Но и здесь читатель находит отличия от картины, созданной в «Людмиле». Там всё было мрачно и грозно:

«Мчатся всадник и Людмила.
Робко дева обхватила
Друга нежною рукой,
Прислонясь к нему главой.
Скоком, лётом по долинам,
По буграм и по равнинам;
Пышет конь, земля дрожит;
Брызжут искры от копыт;
Пыль катится вслед клубами;
Скачут мимо них рядами
Рвы, поля, бугры, кусты;
С громом зыблются мосты».

Казалось бы, в балладе «Светлана», как и в балладе «Людмила», всё предвещает страшный, трагический конец - смерть героини. Но Жуковский вводит образ - невозможный, немыслимый в «Людмиле», образ, который восходит к религиозному сюжету благовещенья:

«Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.

Вот примчалися… и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться - следу нет…
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит…
Дверь шатнулася… скрыпит…
Тихо растворилась.

Что ж?.. В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой…
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.

Все утихло… вьюги нет…
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится…
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье…
Чу, Светлана!.. в тишине
Легкое журчанье…
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами».

Упование на милосердие божие спасает Светлану. Всё страшное и трагическое в этой балладе оказывается лишь сном, а наяву героиня познаёт счастье:

«Смолкло все опять кругом…
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвый шевелится…
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь - на лбу венец,
Затворены очи.
Вдруг… в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы…
Что же девица?.. Дрожит…
Гибель близко… но не спит
Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул…
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами…
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась…
Глядь, Светлана… о творец!
Милый друг ее - мертвец!
Ах!.. и пробудилась».

И уже не во сне, а наяву, является Светлане её жених, живой и здоровый:

«Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий…
Чу!.. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет…
Кто?.. Жених Светланы».

Как будто спеша успокоить читателя, Жуковский заканчивает балладу нравоучительной нотой:

«Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава - нас учили - дым;
Свет - судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье - лживый сон;
Счастье - пробужденье».

Так была наказана за ропот Людмила и награждена Светлана за веру в благость божьего замысла.

Список литературы

  1. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. - 9-е изд. - М.: 2013.
  3. Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. - 2-е изд., испр. - М.: 2014.
  1. Интернет портал «Энциклопедия России» ()
  2. Интернет портал «Фестиваль педагогических идей ”Открытый урок”» ()
  3. Интернет портал «Lit-helper» ()

Домашнее задание

  1. Дайте определение понятию баллада . Назовите основные характеристики жанра баллады.
  2. Проведите сравнительную характеристику баллад Жуковского «Светлана» и «Людмила».
  3. Выучите отрывок из баллады «Светлана» наизусть.
  1. Развивать умение учащихся грамотно и аргументированно выражать свою точку зрения, составлять связные высказывания на указанную тему; развивать мышление, воображение, память и творческие способности учащихся;

3.Воспитывать у учащихся уважение к традициям своего народа; формировать культуру взаимообщения.


«Гадание по обуви»

Гадание по обуви:

Гадание по снегу:

Слушать под окном:

Гадание с петухом:

Гадание с перстнем:

Гадание на воске:

Гадание на зеркалах:

Гадание по обуви: Гадающая девушка снимала с ноги башмак и бросала его через плечо, а потом по направлению носка определяла, в какой стороне живёт суженый.

Гадание по снегу: Гадающие пололи снег, если он оказывался лёгким и поддатливым, то супружеская жизнь будет счастливой.

Слушать под окном: Гадающие девушки выходили поздно вечером на улицу. Каждая из них выбирала себе определённый дом, а потом они тихонько подходили к окну Если в этот момент они слышали, что хозяева дома мирно беседуют, то девушке, выбравшей этот дом, предстоит счастливое замужество. А если же из дома будут доноситься брань и ругань, то замужество будет неудачным.

Гадание с петухом: По полу рассыпали считанные зёрна и потом ровно в 12 часов ночи брали петуха с насеста (желательно чёрного) и пускали в комнату, а потом по его поведению определяли будущее. Если он склёвывал все зёрна, то в этом году будет удача, и тот, кто кормил, выйдет замуж. Предположим, петух склевал три зерна, значит, третья девушка выйдет замуж. Если петух вообще не клевал – это означало неудачу в этом году.

Гадание с перстнем: Брали чашу с совершенно ровным дном, без всяких рисунков. Наливали в неё три четверти воды и осторожно опускали перстень на середину чаши. Потом через время смотрели через воду в середину опущенного кольца. Так гадающая якобы могла увидеть лицо будущего жениха.

Гадание на воске: Свечку измельчали и клали кусочки в металлическую ложку.Расплавляли воск над огнём и быстро выливали в заранее приготовленную миску с водой. Воск, застывая в воде, образует фигуру, по очертаниям которой и гадают: кто что увидит. Животное означало веселье, радость, исполнение желаний. Башня - очень хороший знак. Человеческая тень – приятное свидание.

Гадание на зеркалах: Два зеркала равной величины устанавливали одно против другого, освещая их при помощи двух свеч. Когда зеркала установлены и освещены, гадающая должна остаться в комнате одна. Она должна смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора, образовавшегося от двух зеркал. Время для гадания точно определить нельзя. Можно просидеть далеко заполночь и ничего не увидеть, можно вздремнуть и во сне увидеть многое.

Просмотр содержимого документа
«Задания группам»

Василий Андреевич Жуковский – кто это?

Задание: Прочитайте биографию писателя, затем, перевернув лист, заполните пропуски в конспекте. Передайте свою работу соседней группе для оценки, сами проверьте их работу, поставьте оценку, объясните, почему вы поставили такую оценку.

    В каком году родился В.А.Жуковский?_______________________________

    Кем были его родители? Отец______________, мать____________________

    Как жилось поэту в отцовском доме_______________________________________________________________________

    В 14 лет поступил в ____________________________________________________________________________________

    Какие произведения создал поэт в начале своего творческого пути ____________________________________

    Стихотворение ______________________________принесло Жуковскому известность и поставило его в ряд лучших русских поэтов.

    Какими талантами, кроме поэтического, обладал Жуковский? ____________________________________________

    Соревнуясь в творчестве с А.С. Пушкиным, Жуковский написал сказки __________________________________________

А А.С.Пушкин сказку_______________________

    Жуковский создал первую балладу «Светлана» в __________ году, над ней поэт работал _______лет.

    Тема баллады «Светлана»______________________________________________________________________

О чем идет речь в балладе «Светлана»?

Задание: Установите правильную последовательность событий в балладе

Проверьте свою работу по ключу, поставьте оценку по критериям, объясните, почему вы поставили себе такую оценку

Критерии оценки: «5» - нет ошибок; «4» - 1-2 ошибки; «3» - 3-4 ошибки Оценка

Василий Андреевич Жуковский написал балладу «Светлана». Баллада - что это?

Задание: Прочитайте три определения баллады. Выделите признаки баллады. Прослушайте ответы других групп, оцените свою работу

Баллада – (танцевальная песня) – лиро-эпический жанр на исторические, сказочные или бытовые темы, повествование о трагических, таинственных событиях.

Словарь С.И. Ожегов а. Баллада - это стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему.

Иллюстрированный энциклопедический словарь. Баллада - романтическое сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, легендарно-историческом, бытовом материале, обычно с трагическим таинственным концом.

Литература (справочные материалы). Баллада – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай, связанный с историческими событиями или преданиями.

Гадания

В первой строфе автор баллады рассказывает о том, как девушки гадали. Установите связь между строчками из баллады и описанием гадания (соедините линиями). Расскажите классу о 2-3 гаданиях, предварительно зачитав, как пишет о них автор

  1. Гадание по обуви: Гадающая девушка снимала с ноги башмак и бросала его через плечо, а потом по направлению носка определяла, в какой стороне живёт суженый.

    «В чашу чистую с водой клали перстень золотой…»

    Гадание по снегу: Гадающие пололи снег, если он оказывался лёгким и поддатливым, то супружеская жизнь будет счастливой.

    «Ярый воск топили»

    Слушать под окном: Гадающие девушки выходили поздно вечером на улицу. Каждая из них выбирала себе определённый дом, а потом они тихонько подходили к окну. Если в этот момент они слышали, что хозяева дома мирно беседуют, то девушке, выбравшей этот дом, предстоит счастливое замужество. А если же из дома будут доноситься брань и ругань, то замужество будет неудачным.

    «За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали»

    Гадание с петухом: По полу рассыпали считанные зёрна и потом ровно в 12 часов ночи брали петуха с насеста (желательно чёрного) и пускали в комнату, а потом по его поведению определяли будущее. Если он склёвывал все зёрна, то в этом году будет удача, и тот, кто кормил, выйдет замуж. Предположим, петух склевал три зерна, значит, третья девушка выйдет замуж. Если петух вообще не клевал – это означало неудачу в этом году.

    «Снег пололи»

    Гадание с перстнем: Брали чашу с совершенно ровным дном, без всяких рисунков. Наливали в неё три четверти воды и осторожно опускали перстень на середину чаши. Потом через время смотрели через воду в середину опущенного кольца. Так гадающая якобы могла увидеть лицо будущего жениха.

    «Под окном слушали»

    Гадание на воске: Свечку измельчали и клали кусочки в металлическую ложку. Расплавляли воск над огнём и быстро выливали в заранее приготовленную миску с водой. Воск, застывая в воде, образует фигуру, по очертаниям которой и гадают: кто что увидит. Животное означало веселье, радость, исполнение желаний. Башня - очень хороший знак. Человеческая тень – приятное свидание.

    «Кормили счетным курицу зерном»

    Гадание на зеркалах: Два зеркала равной величины устанавливали одно против другого, освещая их при помощи двух свеч. Когда зеркала установлены и освещены, гадающая должна остаться в комнате одна. Она должна смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора, образовавшегося от двух зеркал. Время для гадания точно определить нельзя. Можно просидеть далеко заполночь и ничего не увидеть, можно вздремнуть и во сне увидеть многое.

    «Вот в светлице стол накрыт белой пеленою; и на том столе стоит зеркало с свечою»

Фольклорные традиции в балладе «Светлана»

Фантастическое и реальное в балладе «Светлана»

Определите, какие образы можно отнести к фантастическим, а какие к реальным?

Заполните таблицу. Расскажите классу о результатах своей работы.

Фантастические события и образы в балладе

Реальные события и образы в балладе

В каком жанре фольклора (сказках, былинах, песнях или других) можно встретить совмещение фантастического и реального?

Гадание, мертвец, встреча с возлюбленным, сон, ночные путешествия, ворон (символ темных сил), голубка (символ светлых сил), гроб в избушке, петух (символ часовщика, заступника)

Можно добавить свое.

Фольклорные традиции в балладе «Светлана»

Фольклорные символы - образы птиц помогают осмыслить балладу.

Найдите описание птиц в балладе и сравните их с народными представлениями.

Образ птицы

Пример из текста

Что обозначает символ у народа

Значение образа

Ворон стр. 108.

Печаль

Предсказывает ______________. Печаль уйдет вместе со сном, пророчество не такое страшное.

Голубь стр. 110.

Символ счастья, мира, любви, Бога.

Во сне – вера в __________________. Чем сильнее страх Светланы, тем сильнее защита.

Петух стр. 111.

Часовщик, заступник.

Будит героиню, когда ______________, чтобы не случилось наяву ____________________________

Цвет в балладе, как и в фольклоре, играет немаловажную роль.

Определите его местоположение в балладе и значение. Помните о том, что цвет может быть выражен и в словах, например, ночь – значит черный

Цвет

Местоположение (сон или явь)

Пример

Значение

белый

Белая скатерть, белый голубь, белая пелена, белоснежный голубок, голубочек белый

Темный (черный)

Черный гроб, черная даль, черный ворон, темну даль, лик мрачнее ночи

Расскажите другим группам о фольклорных образах баллады.

В каком жанре фольклора (сказках, былинах, песнях или других) можно встретить подобные образы?

Фольклорные традиции в балладе «Светлана»

Образ Светланы

Что означает имя Светлана? Светлана –

Заполните пропуски в таблице. Расскажите классу, какой вам представляется героиня баллады

Черта характера Светланы

« Вот красавица одна к зеркалу садится…»

Поэтичная

« Радость, свет моих очей»

Верная и преданная жениху

Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.

На какую сказочную героиню похожа Светлана?

Просмотр содержимого документа
«Задания на пазлах»

Совокупность действий, совершаемых в определенной последовательности и связанных с бытовой традицией. Состоит из магических действий и заклинаний, сопровождается пением. Виды: Крещение, Троица, Масленица, рождение ребенка, свадьба, подблюдные песни (святочные)

Просмотр содержимого документа
«Ключ»

Ключ

Ключ

1 – 4 Девушки гадают в крещенский вечерок.

2 – 2 Подруги просят грустную Светлану петь, но девушка отказывается. Она печальная, потому от ее жениха нет вестей.

3 – 3 Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

4 – 7 Ночью Светлане является ее жених и увозит ее венчаться.

5 – 5 Неожиданно жених, сани, кони исчезают, и Светлана остается одна у незнакомой хижины.

6 – 1 В избе Светлана видит своего жениха в гробу.

7 – 9 Героиню спасает ангел – хранитель белоснежный голубок.

8 – 3 Светлана пробуждается от страшного сна у зеркала.

9 – 8 Ее жених возвращается утром живой и невредимый после долгой разлуки.

Ключ

1 – 4 Девушки гадают в крещенский вечерок.

2 – 2 Подруги просят грустную Светлану петь, но девушка отказывается. Она печальная, потому от ее жениха нет вестей.

3 – 3 Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

4 – 7 Ночью Светлане является ее жених и увозит ее венчаться.

5 – 5 Неожиданно жених, сани, кони исчезают, и Светлана остается одна у незнакомой хижины.

6 – 1 В избе Светлана видит своего жениха в гробу.

7 – 9 Героиню спасает ангел – хранитель белоснежный голубок.

8 – 3 Светлана пробуждается от страшного сна у зеркала.

9 – 8 Ее жених возвращается утром живой и невредимый после долгой разлуки.

Ключ

1 – 4 Девушки гадают в крещенский вечерок.

2 – 2 Подруги просят грустную Светлану петь, но девушка отказывается. Она печальная, потому от ее жениха нет вестей.

3 – 3 Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

4 – 7 Ночью Светлане является ее жених и увозит ее венчаться.

5 – 5 Неожиданно жених, сани, кони исчезают, и Светлана остается одна у незнакомой хижины.

6 – 1 В избе Светлана видит своего жениха в гробу.

7 – 9 Героиню спасает ангел – хранитель белоснежный голубок.

8 – 3 Светлана пробуждается от страшного сна у зеркала.

9 – 8 Ее жених возвращается утром живой и невредимый после долгой разлуки.

Просмотр содержимого документа
«Определения жанров фольклора для деления на группы»

Сказка.

Устно – поэтический рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях. Герои: царь, Иван-царевич, Змей Горыныч, Баба Яга.

Лирические песни.

Произведения устного народного творчества, в которых передаются чувства и переживания человека, но эти чувства имеют коллективный характер, т.е. типичны для отдельных слоев населения. Герои: девушка и юноша, ямщик, солдат, разбойники, замужняя женщина.

Былина.

Эпическая песня – сказание о богатырях, рассказ о том, что когда – то было, бывало, во что верили. Героические и социально – бытовые.

Обряд.

Совокупность действий, совершаемых в определенной последовательности и связанных с бытовой традицией. Состоит из магических действий и заклинаний, сопровождается пением. Виды: Крещение, Троица, Масленица, рождение ребенка, свадьба, подблюдные песни

Просмотр содержимого документа
«Последовательность сюжета»

    В избе Светлана видит своего жениха в гробу.

    Подруги просят грустную Светлану петь, но девушка отказывается. Она печальная, потому от ее жениха нет вестей.

    Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

    Девушки гадают в крещенский вечерок.

    Неожиданно жених, сани, кони исчезают, и Светлана остается одна у незнакомой хижины.

    Светлана пробуждается от страшного сна у зеркала.

    Ночью Светлане является жених и увозит ее венчаться.

    Ее жених возвращается утром живой и невредимый после долгой разлуки.

    Героиню спасает ангел – хранитель белоснежный голубок.

Народные баллады - это лироэпические песни о трагическом событии. Балладам свойственна личная, семейно-бытовая тематика.

Идейная направленность баллад связана с народной гуманистической моралью. В центре баллад находятся нравственные проблемы: любовь и ненависть, верность и измена, пресветляющий душу катарсис (от греч. katharsis - "очищение"): побеждает зло, невинно гонимые герои гибнут, но погибая они одерживают моральную победу.

Манера исполнения балладных песен - и сольная, и хоровая, и речитативная, и распевная, - в зависимости от местной традиции. Классическая баллада имеет тонический стих, без припева и строфической рифмы. По форме она близка к историческим песням и духовным стихам.

Термин "баллада" многозначный. Его иногда возводят к итальянскому "ballare" - "плясать". термин "баллада" был предложен еще в середине XIX в. П.В. Киреевским, но только в XX в. укоренился в фольклористике. мифологическая баллада - классическая баллада - новая баллада, - к такому выводу приводит сам материал.

Сюжеты мифологических баллад строились на архаичной мировоззренческой основе.

XVII и XVIII века - период наиболее интенсивного сложения и оформления баллад; вторая половина XIX века (особенно конец века) уже переводит баллады в романсы"

Мифологические баллады - тематика восходит к глубокой древности. Одним из самых популярных у славян является сюжет о заклятии героя в дерево. Большую популярность имели сюжеты с темой инцеста (от лат. incestum - кровосмешение) - см. в Хрестоматии: "Вдова и ее сыновья-корабельщики". Следы мифологических баллад обнаруживаются в разных жанрах русского фольклора: сказках, былинах, духовных стихах.

Содержание народной классической баллады всегда обращено к теме семьи. Балладу волнует нравственная сторона взаимоотношений отцов и детей, мужа и жены, брата и сестры, невестки и свекрови, мачехи и падчерицы. Взаимная любовь парня и девушки также должна иметь нравственное основание: стремление к созданию семьи. Посягание на честь девушки, надругательство над ее чувствами - аморально.

В сюжете баллады торжествует зло, однако важна тема раскаяния, проснувшейся совести. Баллада всегда осуждает злодеяние, с сочувствием изображает невинно гонимых, сокрушается о погибших.

Сюжеты многих любовных баллад построены на взаимоотношениях девушки с молодцем. Баллада "Дмитрий и Домна" В балладе "Василий и Софья" (см. в Хрестоматии) зло исходит из недр патриархальной семьи. В ней использован международный сюжет о гибели влюбленных, над могилами которых вырастают и переплетаются деревья: любовь оказывается сильнее смерти. Пафос баллады - защита любви, критика семейного деспотизма. Известна группа баллад, в которых девица отравила молодца зельем, злыми кореньями. В этих балладах многое поражает: полностью отсутствует мотивировка преступления; молодец покорно идет навстречу неизбежной гибели; иногда девица подробно рассказывает ему, как она готовила зелье, а он дает ей подробное наставление, как его похоронить.

В балладах семейного содержания главенствует тема оклеветанной и невинно гонимой молодой женщины. В ряде баллад ее губит мужской деспотизм. Одна из самых выразительных песен - "Князь Роман жену терял"

В семейных конфликтах нравственную суть происходящего обнажают чистые, безгрешные голоса детей. Другим трагическим противопоставлением является злая свекровь и безответная невестка. . В балладах недобрая сущность свекрови, ее враждебность по отношению к невестке не мотивируется - это предстает как жизненная норма ("Князь Михайло")

В балладах освещаются и другие аспекты семейных драм. Несколько баллад посвящено трагической гибели одного из супругов и скорби по нему другого ("Жена казака умирает от родов", Герои образуют "любовный треугольник": князь, княгиня и малодыя то княгини полюбовничек. Образ княгини появляется только в конце, в последней строчке, из которой ясно, что княгиня умирает. Ее смерть необходима для полного выражения идеи.

В XIX в. возникла новая баллада - жанр позднетрадиционного фольклора. В песенный репертуар народа вошли многие литературные стихотворения балладного содержания.

Появляется обостренный интерес к жестоким драмам на почве любви и ревности (темы ревности старая баллада почти не знала). Сюжет делается мелодраматичным, лиризм заменяется дешевой пасторальностью, допускается убогий натурализм ("Как на кладбище Митрофаньевском отец дочку зарезал свою...").

Балладе свойственна прерывистость изложения. Часто баллада использует повторение с нарастанием, что усугубляет напряженность, приближает драматическую развязку. Иногда баллада почти целиком состоит из диалога (например, вопросы детей об исчезнувшей матери и уклончивые ответы отца). Герой баллады неотделим от сюжетной коллизии: в вариантах меняется его имя, возраст, социальная принадлежность, но сохраняется сюжетная роль. В изображении героев типическое значительно преобладает над индивидуальным; характер типизации определяется семейным статусом персонажей. В балладах используются эпитеты, символы, иносказания, гиперболы и другие стилистические средства.

В. А. Жуковский - русский поэт и переводчик XIX века, один из основоположников романтизма в русской поэзии, создатель большого количества элегий, посланий и поэм. "Светлана" - первая национальная русская романтическая баллада, одно из его самых известных произведений.

В балладе поэт-романтик использовал множество элементов русского устного народного творчества, чтобы сильнее приблизить произведение к русской действительности, углубиться в старинные поверья.

Так, первое, что встречает читатель в произведении, - описание эпизода гадания "в крещенский вечерок". Обряды, описанные Жуковским, были в то время своеобразной традицией, подлинность которых не подтверждалась - они принимались на веру. В народе считалось, что гадания приоткрывают человеку завесу тайны о его будущем, что, очевидно, постоянно отражалось в народных произведениях. Более того, баллада содержит и некоторые фундаментальные фольклорные принципы: например, здесь идет борьба добра и зла, которые принимают форму реальности и сновидения.

Образ дороги, пути - один из главных символов народного творчества. И во сне, и в жизни героям - Светлане и ее жениху - приходится преодолеть препятствия на пути друг к другу. До этой крещенской ночи Светлана была вынуждена ждать своего суженого - "год промчался - вести нет", затем силы зла обрушиваются на нее, запугивая, показывая жениха в обликах оборотня, ожившего мертвеца… Спасение Светланы - это ее вера в бога, в светлую сторону жизни. Преодолев испытания зла, девушка просыпается и оказывается вознагражденной за свои терпение и смелость.

Нельзя не отметить и способ влияния темной стороны жизни на Светлану. После быстрой поездки ее с лже-женихом последний вдруг внезапно пропадает, оставляя Светлану одну в совершенно незнакомом темном месте, где господствует вечный холод - "метель и вьюга". Нетрудно догадаться, куда попала героиня: это антимир, противоположный тому, где находилась Светлана в начале баллады, иначе - мир мертвых. Подтверждают этот способ воздействия на девушку темных сил и объекты, находящиеся в избушке неподалеку, а именно гроб с ожившим мертвецом внутри. Примечательна и символика цветов - один из основных приемов устного народного творчества - используемых автором не только в этой сцене, но и на протяжение всего произведения: силы зла окрашены в темные цвета ("мертвец / Лик мрачнее ночи"), добро же, в лице, например, белоснежного голубка, несет свет и спасение Светлане в ответ на ее молитвы.

В балладе используется и особая система средств выразительности, присущая фольклорным произведениям: это постоянные эпитеты, выраженная с помощью них эмоциональность, а также ясный, простой язык. Они помогают передать атмосферу жизни и быта простого, деревенского человека.

Таким образом, такие черты устного народного творчества, как присутствие элементов древних поверий, традиционность, особые образы, символы, помогли В. А. Жуковскому точнее и глубже передать особенности русского народа, воссоздать в первой национальной русской романтической балладе характер русского человека.