В каком дне отмечается день народного единства. Как появился в календаре День народного единства? Смутное время начинается

4 ноября Россия отмечает один из главных государственных праздников – День воинской славы - День народного единства. славной даты изгнания народным ополчением из пределов отечества польских интервентов уходит вглубь веков, а именно в век XVII – год 1612 (или, как считали в те времена – 7120 от сотворения мира).

Так уж вышло сегодня, что, несмотря на достаточно широкое празднование Дня народного единства в России с 2005 года, которое проводится с использованием, если можно так выразиться, и государственного административного ресурса, далеко не каждый житель нашей страны успел проникнуться историографическими нюансами того события. Как показывают социологические опросы последних лет, лишь каждый пятый опрошенный житель России может достоверно назвать историческое событие, которое и положило начало новому празднику в нашей стране. При этом около 40% (опрос от 2015 года) респондентов не смогли назвать не только историческое событие, но и точное название праздника. Вариантов было много: от «дня независимости» до «годовщины революции».


Несмотря на то, что праздник носит название Дня народного единства, за 11 лет с момента своего появления в календаре, днём настоящего единения для россиян он так и не стал. К сожалению. Правда, это вовсе не означает, что в России сегодня вместо народного единства «разброд и шатание».

А не стал праздник полноценно всенародным, возможно, потому, что определённая категория россиян считает выбранную дату попыткой заменить празднование упомянутой выше Октябрьской революции. В этой связи и возникают своеобразные претензии к властям, чаще всего исходящие от старшего поколения граждан нашей страны, которые просто по определению успели привыкнуть к тому, что главный праздник ноября – именно праздник очередной революционной годовщины. На этом же основании в преддверии 4 ноября всякий раз возникает полемика, в ходе которой свою позицию обозначает уже другая категория россиян – те граждане РФ, для которых 7 ноября – как день революции – трагическая дата в истории России. Вторые обвиняют первых в рефлексии по дню, который окончательно похоронил Российскую империю, первые обвиняют вторых в том, что те оправдывают похороны уже Советского Союза. Оправдывают или нет – вопрос отдельный, и попытки на него ответить вторыми в адрес первых приводит к новым идеологическим боданиям, свидетелями которых можно нередко стать и при прочтении комментариев на нашем информационно-аналитическом портале.

В общем, хотели как лучше, получилось... то, что получилось. День народного единства в календаре есть, но о его существовании не все россияне знают, хотя с момента введения даты в праздничный календарь прошло больше десятилетия.

Говоря о празднике народного единства, необходимо отметить, что в 2014 году на сайте публикации петиций была обнародована петиция по поводу перенесения Дня народного единства на 18 марта – на дату, которая стала эпохальной для воссоединения Крыма с Россией.

С одной стороны, эта дата в последнее время действительно стала фактически отправной точкой единства, консолидации общества. Но всё же есть здесь и определённые подводные камни. К Крыму и крымчанам они никоим образом не относятся. Дело в том, что если фривольно обращаться с датами государственных праздников, всякий раз их то перенося, то переименовывая и переиначивая, страна явно не приблизится к большему единству, чем то, которое есть сегодня. Свидетелями всех «прелестей» того, как закреплённые на государственном уровне праздники решили одним росчерком пера отправить в небытие в соседней Украине, мы все сегодня и становимся. А потому – лучше уж предпринимать попытки искать истину относительно целесообразности даты праздника в цивилизованной полемике, нежели переходить на скачки государственного уровня, которые мы и сами переживали в 90-е. Скакать не скакали, но страну, в которой родились, потеряли, и это факт.

Народное единство – по сути, это основа для развития России. Можно сколько угодно говорить о поиске национальной идеи, принятии или непринятии законов о российской нации, но именно в единстве и общественном консенсусе (вне зависимости от этнической и конфессиональной принадлежности) заключается всё то, что даёт возможности для России двигаться вперёд. За всю историю существования Россия успела накопить колоссальный опыт, связанный с тем, как в мире и согласии сосуществуют представители самых разных национальностей. При этом Россия неоднократно сталкивалась с внешними и внутренними попытками определённых сил это единство проверить на прочность. И нередко, как сейчас принято говорить, у «партнёров» и внутренних «друзей России» это получалось. А получалось в те исторические моменты, когда народы, населяющие страну, и даже отдельные группы одного и того же народа, решали, что «есть равные, а есть равнее», что «есть сильные, а есть сильнее», что есть те, кто «кормит за свой счёт всю страну, а страна его недооценивает».

А потому в этот день хотелось бы пожелать всем нам – гражданам Великой страны, включая руководство государства – того, чтобы мы умели слушать и слышать друг друга, сознавать, что есть не только личные, но и общественные интересы, жить и созидать в мире и согласии. Пусть внешних недругов России (а их во все времена всегда хватало) это доводит до истерики, но это уже их проблемы и совсем другая история.

И давайте будет выстраивать единство народов страны не только раз в году.

С праздником, Россия!

Праздник был учрежден в декабре 2004 года по инициативе Межрелигиозного совета России, состоящего из лидеров традиционных конфессий страны, как общенациональный праздник, объединяющий все народы России.

Впервые этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года, однако его история начинается намного раньше — несколько веков назад.

История

Дата праздника была выбрана не случайно — исторически День народного единства связан с далекими событиями начала XVII века, когда в 1612 году Москва наконец-то была освобождена от польских интервентов.

На рубеже XVI-XVII веков в России произошла вереница трагических обстоятельств, и эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. Историки считают, что непосредственной причиной Смуты стало прекращение династии Рюриковичей. Положение осложнилось также крайне неблагоприятной внутриэкономической ситуацией и иностранным вторжением.

По призыву Святейшего патриарха Гермогена, погибшего от рук поляков за свою верность Православию и причисленному к лику святых, русский народ встал на защиту родины.

Первое ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось.

Затем в сентябре 1611 в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Население города было обложено особым сбором для организации ополчения. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Памятник Минину и Пожарскому в Москве

Из Новгорода в другие города рассылались грамоты с призывом к сбору ополчения. В нем, кроме посадских людей и крестьян, собрались также мелкие и средние дворяне. Основные силы ополчения сформировались в городах и уездах Поволжья.

Программа народного ополчения заключалась в освобождении Москвы от интервентов, отказе от признания на русском престоле государей иноземного происхождения (к чему стремилась боярская знать, пригласившая на царство польского королевича Владислава), а также создание нового правительства.

Под знамена Минина и Пожарского собралось для того времени огромное войско, которое в марте 1612 выступило из Нижнего Новгорода и направилось к Ярославлю, где был создан временный "Совет всей Земли" — правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства.

Во всенародном ополчении, для освобождения Русской земли от иноземных захватчиков, участвовали представители всех сословий и всех народов, входящих в состав русской державы.

Со списком чудотворной иконы Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

© photo: Sputnik / Maxim Bogodvid

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал царем Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

© photo: Sputnik / РИА Новости

Суть праздника

Этот праздник больше символизирует не победу, а сплочение народа, которое и сделало возможным разгром интервентов.

Праздник призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны о важности сплочения. Он также служит напоминанием о том, что только вместе можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия.

На территории России проживают представители 195 народов и народностей, которые относятся к десяткам религиозных течений.

Главная задача праздника как в дореволюционное, так и в настоящее время, сводится к единству людей разных религий, происхождения и статуса для достижения общей цели — стабильного гражданского мира, а также уважению к патриотизму и мужеству, которое было проявлено освободителями Москвы.

День народного единства — это повод для всех граждан страны осознать и почувствовать себя единым народом.

© photo: Sputnik / Антон Денисов

Как празднуют

Первый День народного единства торжественно отметили в 2005 году — главным центром праздничных мероприятий стал Нижний Новгород. Основным событием праздника было открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

День народного единства в этом году планируют отпраздновать также пышно, как и в предыдущие годы. Самые грандиозные мероприятия намечаются в Москве и в Нижнем Новгороде, откуда пошло ополчение Минина и Пожарского.

Планируется большое, многомиллионное шествие по городу и возложение цветов к мемориалу Минину и Пожарскому.

В День народного единства проводятся праздничные мероприятия патриотической направленности, шествия, гуляния, ярмарки, выставки и так далее. Все главные парки Москвы подготовили большую развлекательную программу ко Дню народного единства.

В Кремле пройдет церемония торжественного вручения премии президента за укрепление единства российской нации и концерт "Мы едины".

По всей стране пройдут торжественные концерты, салюты, и массовые народные гулянья.

© photo: Sputnik / Саид Царнаев

Материал подготовлен на основе открытых источников.

ТАСС-ДОСЬЕ /Светлана Шведова/. День народного единства 4 ноября - государственный праздник, установленный Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. в память об освобождении Москвы народным ополчением от польских интервентов в 1612 г. Отмечается с 2005 г., является нерабочим днем.

Дата 4 ноября (22 октября по ст.ст.) 1612 г. приходится на так называемое Смутное время в России - период с 1584 г. (смерть Ивана Грозного) до 1613 г.(коронация Михаила Федоровича Романова).

После смерти Ивана Грозного и двух его наследников - брата Федора Иоанновича и младшего сына Дмитрия, - трон в 1598 г. занял Борис Годунов. В 1604 г. с территории Польши в Россию вторглись войска Лжедмитрия I, выдававшего себя за спасшегося царевича Дмитрия. После смерти Годунова, в 1605 г. Лжедмитрий занял царский трон. Спустя год он был убит в ходе заговора под руководством князя Василия Шуйского, который впоследствии был коронован на царство. В 1610 г. власть перешла к совету бояр во главе с князем Федором Мстиславским /"семибоярщина"/, который присягнул на верность польскому королевичу Владиславу. Москва оказалась оккупирована польскими войсками под руководством гетмана Станислава Жолкевского.

В 1611 г. в Нижнем Новгороде было создано народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, силами которого 4 ноября (22 октября по ст.ст.) 1612 г. был освобожден Китай-город и затем поляки изгнаны из Москвы.

В 1613 г. избранный Земским собором первый царь из династии Романовых - Михаил Федорович учредил день очищения Москвы от польских интервентов, который стал праздноваться 4 ноября (22 октября по ст.ст.).

В 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича эта дата была объявлена православно-государственным праздником (отмечался до 1917 г.). В церковный календарь день вошел как празднование Казанской иконы Божией Матери.

В 1818 г. указом императора Александра I на Красной площади был установлен памятник "Гражданину Минину и князю Пожарскому" работы скульптора Ивана Мартоса.

В сентябре 2004 г. Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства.

23 ноября того же года в Госдуму был внесен законопроект (авторы Валерий Богомолов, Олег Еремеев от "Единой России" и Владимир Жириновский от ЛДПР) о поправках в Трудовой кодекс РФ. Документ предусматривал, в частности, отмену праздника 7 ноября (с 1918 г. - День Великой Октябрьской социалистической революции; с 1996 г. - День примирения и согласия; выходной день), а также введения нового праздника 4 ноября.

В российском обществе появление новой даты - Дня народного единства - было воспринято неоднозначно. В частности, против выступили коммунисты: так, лидер КПРФ Геннадий Зюганов назвал предложение отмечать 4 ноября незнанием истории, так как, по его словам, "Москва была освобождена от поляков 8 ноября".

В некоторых СМИ также высказывались мнения о том, что 4 ноября как день освобождения Москвы не имеет точного исторического подтверждения. В качестве примера приводились слова русских историков. Так, Сергей Соловьев (1820-1879) писал: "22 октября казаки пошли на приступ и взяли Китай- город. В Кремле поляки держались еще месяц". Согласно исследованиям Николая Костомарова (1817-1885), поляки "отворили кремлевские ворота" 24 октября, а об "избавлении Москвы" было объявлено лишь 21 декабря.

Законопроект о внесении изменений в ст. 112 Трудового кодекса РФ был принят Думой 24 декабря 2004 г., одобрен Советом Федерации 27 декабря и подписан президентом РФ Владимиром Путиным 29 декабря 2004 г. В тот же день президент подписал поправки в Федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России". Согласно документам, 4 ноября стал государственным праздником - Днем народного единства. 7 ноября получил статус памятной даты - День Октябрьской революции 1917 г. (Федеральный закон от 21 июля 2005 г.).

Традиционно в День народного единства в Кремле президент РФ вручает государственные награды выдающимся деятелям науки и искусства, а также иностранным гражданам за большой вклад в укреплении дружбы и развитии культурных связей с Россией.

В российских городах проходят митинги, организованные политическими партиями и общественными движениями. Представители националистических организаций в этот день ежегодно проводят шествия, известные как "Русский марш". Первые в истории новой России подобные акции прошли в Москве и Санкт-Петербурге 4 ноября 2005 г.

В этом году в России планируется проведение около 500 общественно-политических, культурно-зрелищных и спортивных мероприятий. -0дп.

22 октября (1 ноября по григорианскому календарю) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. 26 октября (5 ноября по григорианскому календарю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день (27 октября) гарнизон сдался. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года.

Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)», приходящееся на 22 октября по юлианскому календарю. Из-за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и григорианским календарём этот день сместился на 4 ноября. Именно эта дата — 22 октября по юлианскому календарю, или 4 ноября по григорианскому календарю — выбрана в качестве дня государственного праздника.

История установления праздника

Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная правительством отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной Октябрьской революции 1917 года.

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.

Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.

29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил Патриарх Алексий.

4 октября эту же инициативу публично поддержал первый зам. руководителя фракции «Единая Россия» Валерий Богомолов. В интервью РИА «Новости» он заявил, что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились „времена смуты“».

28 октября 2004 года в Саратове на Театральной площади по инициативе Общественной палаты области и Молодёжного парламента области прошёл 8-тысячный митинг молодёжи и представителей общественных организаций в поддержку курса реформ, проводимых Президентом Российской Федерации В. В. Путиным. В выступлениях прозвучала поддержка инициативы установить празднование 4 ноября как Дня национального единства, что было внесено в Обращение участников митинга к Президенту Российской Федерации В. В. Путину.

23 ноября 2004 на рассмотрение Думы был внесён законопроект, предполагающий внесения поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования 7 ноября — годовщины Октябрьской революции и 12 декабря — Дня Конституции, увеличения новогодних каникул с 2 до 5 дней, а также введения нового праздника 4 ноября. Авторы законопроекта — Валерий Богомолов, Олег Еремеев (Единая Россия) и Владимир Жириновский (ЛДПР).

В тот же день члены президиума Межрелигиозного совета России обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой рассмотреть заявление Совета, посвящённое установлению в качестве праздничного дня даты 4 ноября. Совет поддержал инициативу введения нового праздника. Соответствующее обращение вместе с текстом заявления было распространено в Думе в связи с рассмотрением в первом чтении поправок в Трудовой кодекс РФ, связанных с пересмотром праздничных дат.

«Мы полагаем, что день трагического разделения России — 7 ноября — не стал днём примирения и согласия», — говорится в обращении. Члены Межрелигиозного совета России считают, что последовавшие за ним события «привели к гибели миллионов наших сограждан, в то время как освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие».

На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. Против выступили коммунисты.

27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом. 327 депутатов проголосовали «за», 104 (все коммунисты) — против, двое воздержались.

Отношение к празднику

Реакция прессы и СМИ на введение нового праздника была неоднозначной. Введения праздника трактовалось как заведомо неудачная попытка заменить популярное 7 ноября. Однако одновременно с этим праздник характеризовали и как «сплотивший народы».

Накануне первого празднования Дня народного единства в 46 регионах страны был проведён социологический опрос. 33% респондентов считали, что 4 ноября в России отмечается День согласия и примирения, 8% собирались праздновать День народного единства, а 5% — «День освобождения от польско-литовских интервентов». Тот же опрос показал, что большинство россиян (63%) отрицательно отнеслись к отмене 7 ноября.

Еще интереснее результаты опроса 2009 года. Вопрос был сформулирован так: «Что за праздник отмечается в России 4 ноября?» Более 30% опрошенных затруднились с ответом. 45% ответили, что будут отмечать День народного единства, а 6% сказали, что 4 ноября — это день Казанской иконы Божией Матери. Чуть более 10% населения считают, что в ноябре страна отмечает годовщину Октябрьской революции.

1 ноября лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский заявил, что поддерживает отмену празднования 7 ноября, так как, по его словам, это являлось оправданием насильственного захвата власти, и поддержал празднование 4 ноября как «Дня национального единства». Он назвал этот праздник «днём гражданского общества», так как, по его словам, именно гражданское общество единственный раз стало главной силой в ликвидации Смуты.

В то же время, во многих городах России праздник стал неизменно проходить на фоне митингов и шествий различных патриотических и националистических движений, что вызывает отрицательное отношение либеральных СМИ и политиков.

Леворадикальные политические течения критиковали «День народного единства» как праздник, пытающийся примирить бедных и богатых, угнетенных и угнетателей. Союз Революционных Социалистов выпустил листовку против этого праздника, в которой провозгласил лозунг «нет единству с буржуями».

С 2005 года в четвертый день ноября Россия отмечает День народного единства. Праздник — пусть и с отчетливым «политическим» оттенком — напоминает нам о важной дате из истории страны: спасении России от полной потери независимости в 1612 году.

Власти новой России не жалуют главный коммунистический праздник — 7 ноября, когда отмечается годовщина Октябрьской социалистической революции 1917 года. Поэтому (что бы ни говорили официальные лица) в 2004 году Государственная Дума Российской Федерации изменила закон «О днях воинской славы». В результате появился новый праздник — День народного единства. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось:

«4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Для закрепления значимости ему передали выходной день, ранее «принадлежавший» 7 ноября. Впервые новый праздник отмечали в 2005 году, т.е. ровно 10 лет назад.

С 7 ноября, кстати, поступили красиво — теперь в этот день официально отмечается годовщина знаменитого Парада на Красной площади в ноябре 1941 года. Тогда парад вроде бы затеяли в честь 24-й годовщины всё той же Октябрьской революции, но современникам он больше запомнился по другой причине — демонстрацией военной мощи в осажденной нацистами и вчистую проигравшей первые месяцы Великой Отечественной войны Москве. Впрочем, вернемся к празднику 4 ноября — самое время посмотреть, почему именно наши законодатели выбрали эту дату.

Смутное время начинается

В конце XVI века Россия вступила в один из самых нестабильных периодов своей истории. В 1598 году умер последний царь из династии Рюриковичей, Фёдор Иоаннович, не оставивший после себя наследников. Страна была разорена — сказывались бесчисленные завоевательные походы Ивана IV Грозного, особенно трудно России далась Ливонская война. Историки писали, что простой люд в те годы смертельно устал — и от войн, и от власти, которую после жестокой опричнины попросту перестал уважать. Серьезным фактором нестабильности стали неурожаи, спровоцировавшие чудовищный голод 1601-1603 гг., жертвами которого стали до 0,5 млн человек.

Власть в лице нового монарха, бывшего боярина Бориса Годунова, не сидела сложа руки. Люди толпами стекались в Москву, где им из государственных запасов выдавали хлеб и деньги. Но доброта Годунова сыграла против него же — хаос лишь усиливался из-за сформировавшихся в столице крестьянских банд (в них входили холопы и слуги, изгнанные из дворянских усадеб из-за отсутствия у помещика денег и работы).


Смутное время началось из-за распространения слухов о том, что законный наследник престола — царевич Дмитрий Иванович из династии Рюриковичей — всё-таки жив, а не умер, как было принято считать до того. Но слухи распускал самозванец, вошедший в историю под именем «Лжедмитрий ». Заручившись поддержкой польских аристократов и приняв католицизм, в 1604 году он собрал войско и отправился в поход на Москву. Победить ему помогли не столько собственные таланты, сколько неудачи властей — предательство воеводы Басманова и смерть Годунова. 20 июня 1605 года Москва встречала Лжедмитрия ликованием. Но бояре и простые москвичи довольно быстро поняли, что новый царь уж очень ориентирован на Польшу. Последней каплей стало прибытие в столицу польских подельников Лжедмитрия — 16 мая 1606 года вспыхнуло восстание, в ходе которого самозванец был убит. Страну возглавил представитель «суздальской» ветви Рюрикович, знатный боярин Василий Шуйский.

Спокойнее, впрочем, не стало. Первые два года новой власти всерьез угрожали восставшие казаки, крестьяне и наемники Ивана Болотникова — было время, когда разозленные боярским самоуправством мятежники стояли под Москвой. В 1607 году объявился новый самозванец — Лжедмитрий II (известен и как «Тушинский вор») — через год под его властью были уже семь значимых российских городов, включая Ярославль, Владимир и Кострому. В том же году Ногайская орда и крымские татары впервые за долгие годы решилась на набег по русским землям.

Вместе с Лжедмитрием II на Русь (пока неофициально) пришли польские войска. Вели они себя даже для интервентов, мягко говоря, вызывающе — грабили города (даже те, которые добровольно согласились на власть нового «царя»), облагали местное население непосильными налогами и «кормились» в них. Поднялось национально-освободительное движение, его поддержала и власть — Россия заключила Выборгский договор со Швецией, по которому в обмен на Корельский уезд получила 15-тысячный отряд наемников. Вместе с ними талантливый русский полководец, родственник законного царя Михаил Скопин-Шуйский нанес интервентам несколько чувствительных поражений.


Но тут России снова не повезло. Царь Шуйский и его брат Дмитрий, испугавшись популярности Скопина-Шуйского, отравили молодого военачальника (а то ещё власть отнимет!). А тут, как назло, польский король Сигизмунд III объявил войну измученному внутренними проблемами соседу и осадил мощную крепость Смоленск. Но в битве 4 июля 1610 года при Клушине русские войска, возглавляемые бездарным Дмитрием, из-за предательства немецких наемников были разгромлены поляками. Узнав о успехах польской армии, с юга к Москве пришел Лжедмитрий II.

В самой столице была уже новая власть — бояре потеряли последние остатки доверия к «боярскому царю» Шуйскому и свергли его. В результате к власти пришел совет из семи бояр, вошедший в историю как Семибоярщина. Новые правители сразу же решили, кто станет их царем — выбор пал на польского королевича Владислава.

Но здесь уже воспротивился народ — правителя-католика не хотел никто. Люди решили — лучше уж «свой» Лжедмитрий, чем Владислав. Самозванцу один за другим начали присягать даже те города, которые ранее с ним отчаянно боролись. Семибоярщина испугалась Лжедмитрия II и пошла на неслыханный шаг — впустила в Москву польско-литовские войска. Самозванец бежал в Калугу. Народ был на его стороне — людям очень не нравилось то, как вели себя в стране польские интервенты. Самопровозглашенный Рюрикович и правда начал бороться с поляками — освободил несколько городов, разбил войско польского гетмана Сапеги. Но 11 декабря 1610 года он поссорился с охранниками-татарами и был убит. Стало ясно, что никто, кроме самих русских, страну не спасёт.

Народные ополчения

Их было два. Первое возглавил рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Его власть признали бывшие сторонники Лжедмитрия II: князь Дмитрий Трубецкой, Григорий Шаховской, казаки Ивана Заруцкого. Поляки знали о заговоре и нервничали: в результате бытовую ссору на рынке они приняли за начало восстания и вырезали тысячи москвичей. Только в Китай-городе число жертв доходило до семи тысяч…

В конце марта 1611 года Первое ополчение подошло к Москве. Ополченцы взяли несколько районов Москвы (Белый город, Земляной город, часть Китай-города), а затем выбрали «временное правительство» под названием «Совет всей земли) во главе с Ляпуновым, Трубецким и Заруцким. Но на одном из военных советов ополчения казаки восстали и убили Ляпунова. Два оставшихся члена совета решили держать Кремль с засевшим в нем польским гарнизоном в осаде до подхода Второго ополчения.

Проблемы следовали одна за другой. Поляки после долгой осады взяли Смоленск, крымские татары разорили Рязанщину, шведы из союзников превратились во врагов — под их натиском пал Новгород. А в декабре Псков захватил уже третий по счёту Лжедмитрий… Вскоре весь северо-запад России признал очередного самозванца.


Второе ополчение возникло в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде. Его основу составили крестьяне северных и центральных регионов России, а также горожане. Возглавил его нижегородский земский староста Кузьма Минин. Его поддержали сначала посадские люди, а затем и все остальные — служилые люди (военные) и воеводы, духовенство, городской совет. На общем сходе горожан с проповедью выступил протопоп Савва, а затем и сам Минин призвал сограждан освободить страну от оккупантов. Вдохновленные его речью горожане решили, что каждый житель Нижнего Новгорода и уезда передаст на содержание «ратных людей» часть своего имущества. Распределять доходы доверили Минину — доверие к нему было стопроцентным.

Для военного руководства он пригласил князя Пожарского. Лучшей кандидатуры трудно было и придумать — вельможа был Рюриковичем, в 1608 году разбил войска Лжедмитрия II, сохранил верность московским царям, а в марте 1611 года принял участие в битве за Москву, где был тяжело ранен. Нижегородцам пришлись по душе и его личностные качества: князь был честным, бескорыстным, справедливым человеком, а решения принимал обдуманные и рациональные. Делегация из Нижнего Новгорода ездила к залечивавшему раны Пожарскому в его имение за 60 км несколько раз — но князь, согласно этикету тех времен, неизменно отказывал и согласился только тогда, когда к нему приехал архимандрит Феодосий. Условие было только одно — Пожарский был готов сотрудничать только с Кузьмой Мининым, которому в делах хозяйственных верил безоговорочно.


В Нижний Новгород Пожарский прибыл в конце октября 1611 года. Довольно быстро ему удалось увеличить число ополченцев с 750 до 3 000 человек — ряды освободителей пополнили служилые люди из Смоленска, Вязьмы и Дорогобужа. Им сразу же начали выплачивать и жалование — от 30 до 50 рублей в год. Узнав об этом, к ополчению начали присоединяться рязанцы, коломенцы, казаки и стрельцы из окраинных городов.

Хорошая организация работы (как с деньгами, так и с людьми) быстро привела к тому, что Второе ополчение — точнее, созданный им Совет всей земли — стало «центром силы» наряду с московской «семибоярщиной» и казацкой вольницей Заруцкого и Трубецкого. При этом новые руководители — в отличие от деятелей Первого ополчения — с самого начала четко знали, чего хотят. В декабрьской грамоте, адресованной населению Вологды, они писали, что хотят покончить с междоусобицами, очистить Московское государство от врагов и не чинить произвол.

Из Нижнего Новгорода ополчение вышло в конце февраля 1612 года. Дойдя до Решмы, Пожарский узнал, что Псков, Трубецкой и Заруцкий присягнули Лжедмитрию III (под его именем скрывался беглый монах Исидор). В результате было решено временно остановиться в Ярославле. Древний город стал столицей ополченцев.

Здесь ополченцы задержались до июля 1612 года. В Ярославле окончательно сложился Совет всей земли, в него вошли представители знатных родов — Долгорукие, Куракины, Бутурлины, Шереметевы, но возглавляли его по-прежнему Пожарский и Минин. Кузьма был неграмотным, поэтому за него «прикладывал руку» князь. Для издания документов Совета — грамот — требовались подписи всех его членов. Характерно, что из-за существовавшего тогда обычая местничества подпись Пожарского была лишь 10-й, а Минина — и вовсе 15-й.

Из Ярославля ополчение вело и военные действия (против польско-литовских отрядов и казацкой вольницы Заруцкого, отсекая последних от коммуникаций), и дипломатические переговоры — шведов решили усмирить хитростью, предложив брату короля русский престол, а у Священной Римской империи попросили помощь также в обмен на престол для ставленника императора. Впоследствии и шведу Карлу-Филиппу, и немецкому принцу Максимилиану отказали. Параллельно велась работа по восстановлению порядка на подконтрольной территории и вербовке новых ополченцев. В результате численность Второго ополчения выросла до 10 000 хорошо вооруженных обученных ратников.

Время действовать настало в сентябре (по новому стилю). 12-тысячный отряд польского гетмана Ходкевича попытался деблокировать запертый в Кремле польский гарнизон. 2 сентября состоялось первое сражение Московской битвы: в нём с 13 до 20 часов вечера сражались конные отряды Пожарского и Ходкевича. Странно повёл себя вроде бы поддержавший Второе ополчение князь Трубецкой: попросив у Пожарской 500 конников, он не давал им принять участие в битве и поддержать ополченцев. В результате приданные князю конные сотни самовольно покинули его и вместе с частью казаков Трубецкого помогли Пожарскому сначала отбросить поляков на исходные позиции, а затем и оттеснить их к Донскому монастырю.

3 сентября состоялось новое сражение. Князь Трубецкой опять предпочел не вмешиваться в бой, в результате чего поляки заняли важный укрепленный пункт и захватили в плен гарнизон из казаков. От поражения ополченцев спасло вмешательство келаря Троице-Сергиевого монастыря Авраамия Палицына — он пообещал казакам Трубецкого, что им выплатят жалование из монастырской казны, и после этого они все-таки присоединились к ополчению.

Решающее сражение произошло 4 сентября. Ополченцы бились с поляками в течение 14 часов. В ходе боя отличился Кузьма Минин — его небольшой конный отряд совершил дерзкую вылазку и посеял панику в стане Ходкевича. Чаша весов склонилась на стороне воинства Пожарского — вместе с казаками Трубецкого он обратил поляков в бегство. Уже на следующий день с остатками своей армии гетман ушел из Москвы.

Оставался польский гарнизон — два отряда полковников Струся и Будилы, защищавший район Китай-город и Кремль. В цитадели находились и бояре-изменники, и будущий царь Михаил Романов. После месячной осады Пожарский предложил противникам сдаться и взамен обещал сохранить им жизнь, но высокомерные поляки ответили категорическим отказом. 4 ноября по новому стилю ополченцы взяли штурмом Китай-город (эту дату мы и отмечаем как День народного единства), но Кремль оставался под контролем оккупантов. В польском стане царил голод — по свидетельствам очевидцев, интервенты опустились до людоедства. 5 ноября они все-таки сдались. Войска Будилы попали в плен к Пожарскому, и князь, как и обещал, сохранил им жизнь. Отряд Струся пленили казаки — и вырезали всех поляков до единого. 6 ноября 1612 после торжественного молебна войска князя Пожарского под звон колоколов со знаменами и хоругвями вошли в город. Москва была освобождена.

В январе 1613 года в Москве состоялся первый в истории всесословный Земский собор — на нём присутствовали представители всех сословий, включая и крестьянство. Кандидатуры зарубежных претендентов на русский престол — польского принца Владислава, шведа Карла Филиппа и других — были отклонены. Не заинтересовал делегатов и «воренок» — сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II Иван. Но не нашла полной поддержки и ни одна из восьми «русских» кандидатур, в том числе и самого Пожарского. В итоге собравшиеся проголосовали за «компромиссный» вариант — сына влиятельного патриарха Филарета Михаила Романова. Избрание, положившее начало новой династии, состоялось 7 февраля 1613 года.

Смутное время в России, правда, ещё не закончилось. Новому царю пришлось разбираться с мятежным атаманом Заруцким, шведами и 20-тысячным отрядом поляков, которые вместе с запорожскими казаками осадили Москву в 1618 г.

До 1640 года Романовым верой и правдой служил герой Смуты князь Пожарский — Михаил Федорович и Алексей Михайлович доверяли ему самые ответственные дела.

Итоги Смуты были тяжелыми. Московское государство на 100 с лишним лет потеряло выход к Балтике, на несколько десятилетий — стратегическую крепость Смоленск. Количество распаханных земель сократилось в 20 раз, способных на ней работать крестьян — в 4 раза. Многие города — к примеру, Великий Новгород — были полностью разорены. Но самый важный итог все-таки был со знаком «плюс» — Русь в условиях внешней агрессии и внутренних неурядиц сохранила свою независимость.