Заключение союза с францией 1894. Возникновение и цели русско-французского союза. II. Письмо министра иностранных дел России Гирса послу России в Париже Моренгейму

РУССКО-ФРАНЦУЗСКИЙ СОЮЗ

Сложился в 1891-93 и просуществовал до 1917.

Предыстория Р.-ф. с восходит к началу 70-х годов 19 в. -к противоречиям, порождённым франко-прусской войной и Франкфуртским мирным договором 1871 (см.). Ослабленная и униженная поражением в войне 1870-71, Франция опасалась новой германской агрессии и, стремясь преодолеть свою внешнеполитическую изоляцию, прилагала все усилия к тому, чтобы завоевать доверие и расположение России. Уже 7. VI 1871, через месяц после подписания Франкфуртского мирного договора, Ж. Фавр инструктировал французского посла в Петербурге ген. Лефло именно в этом направлении. Тьер (см.), Брольи, Деказ в инструкциях Лефло подчёркивали ту же задачу. В личных переговорах с русским послом в Париже Н. А. Орловым (см.) и в дипломатических сношениях с Петербургом руководители французской дипломатии старались всячески угодить царю и Горчакову (см.). Спровоцированные бисмарковской Германией дипломатические конфликты 1873 и 1874 с Францией побудили французское правительство прямо обратиться к России с просьбой о поддержке и помощи в предотвращении германской агрессии. Русские правительство оказало Франции существенную дипломатическую поддержку.

В наиболее ясной форме роль России как главного препятствия германской агрессии против Франции обнаружилась во время т. н. военной тревоги 1875, когда энергичное вмешательство России заставило Германию отступить и отказаться от плана нападения на Францию. В 1876 потерпели неудачу попытки Бисмарка добиться от России гарантирования Эльзас-Лотарингии в обмен на безоговорочную поддержку Германией русской политики на Востоке. В 1877, во время спровоцированной Бисмарком новой франко-германской тревоги, Россия также сохранила дружественную Франции позицию.

Таким образом, в самую критическую для Франции пору Россия, не принимая на себя никаких формальных обязательств, тем не менее выступила главнейшим фактором в решении проблемы безопасности Франции.

Однако уже накануне и во время Берлинского конгресса 1878 (см.) французская дипломатия, руководимая Ваддингтоном (см.), ориентируясь на сближение с Англией и Германией, заняла враждебную России позицию. В этот период внешняя политика Франции после некоторых колебаний, подчиняясь своекорыстным расчётам банковских кругов, финансовой олигархии и её политического представительства в рядах правящих умеренных республиканцев, пошла по пути колониальных завоеваний. Путь этот, давно рекомендуемый Франции Бисмарком, должен был, естественно, ослабить позиции Франции в Европе, увеличить число её противников на почве колониального соперничества, а потому был возможен лишь при условии примирения с Германией и даже приобретения её поддержки в колониальных предприятиях.

Последствием этого курса должно было быть и ухудшение отношений Франции с Россией, т. к., попав в фактическую зависимость от Бисмарка, французская дипломатия опасалась навлечь его гнев попытками сближения с Россией; как известно, недопущение Р.-ф. с. было одной из основных задач дипломатии Бисмарка.

Так, начавшийся с конца 1877 отход Франции от политики сотрудничества с Россией привёл к отчуждению этих двух держав, затянувшемуся на ряд лет. Попытка Гамбетты в период его руководства правительством и министерством иностранных дел (ноябрь 1881 - январь 1882) добиться сближения с Россией осталась лишь кратковременным эпизодом, не имевшим последствий.

Между тем политика колониальных захватов, особенно энергично проводившаяся Ж. Ферри (см.), уже в марте 1885 была прервана вследствие поражения французских войск в Аннаме, повлекшего за собой падение кабинета Ферри и образование новых правительственных комбинаций с участием радикалов, выступавших в ту пору противниками колониальных предприятий. В то же время Бисмарк, прежде подталкивавший Францию к колониальным захватам, с конца 1885 вновь заговорил с ней угрожающим языком. В начале 1887 вспыхнула новая франко-германская военная тревога.

Очутившись в состоянии крайней, ещё более острой, чем в 1875, опасности германского нападения, французское правительство прямо обратилось к русскому правительству с призывом о помощи. "Судьба Франции находится в ваших руках", - писал в феврале 1887 французский министр иностранных дел Флуранс послу в Петербурге Лабуле, призывая его убедить русское правительство не связывать себя обязательствами по отношению к Германии и сохранить за собой свободу действий. Флуранс справедливо полагал, что этого будет достаточно, чтобы остановить Бисмарка в его агрессивных планах.

Позиция, занятая русским правительством в дни кризиса 1887, заставила Бисмарка снова отступить; по замечанию Александра III, Бисмарк "понял, что раздавить Францию ему не дадут..." Так Франция оказалась снова избавленной Россией от чрезвычайно серьёзной опасности. Более того, при заключении в том же 1887 с Германией т. н. "Перестраховочного договора" (см.) Россия настояла на сохранении для Франции тех же условий, которые выговорила Германия для своей союзницы - Австрии.

Такая позиция России, основанная на понимании опасности чрезмерного усиления Германии за счёт ослабления или сокрушения Франции, определялась также и тем, что отношения России с Австро-Венгрией и Германией продолжали ухудшаться. Крайнее раздражение русского правительства вызывала роль Австрии и поддерживавшей её Германии в болгарских делах. В кругах русской промышленной буржуазии было также сильно недовольство значительным проникновением германских товаров на русский рынок. Большое повышение Германией в 1887 пошлин на русское зерно, задевавшее интересы русских помещиков и купцов и положившее начало острой таможенной войне между двумя странами (см. Русско-германские торговые договоры), а также поднятая берлинской биржей кампания против рубля ещё более обострили ситуацию. В этих условиях мысль о необходимости переориентации русской внешней политики на сотрудничество с Францией - вместо скомпрометированной политики Союза трех императоров (см.)-приобретала поддержку в известной части правительственных кругов.

Политическое сближение, наметившееся в 1887 между Россией и Францией, привело вскоре же к их деловому сотрудничеству. Натолкнувшись на препятствия, намеренно чинимые русскому кредиту в Берлине, русское правительство в 1888 заключило первый заём во Франции, за которым в 1889, 1890, 1891 последовали новые крупные займы. В 1888 русское правительство по соглашению с французским разместило во Франции заказ на изготовление 500 тыс. ружей для русской армии. В основе этого делового сотрудничества лежали прежде всего интересы политико-стратегического порядка.

Вместе с тем прогрессирующее ухудшение русско-германских отношений и общее обострение международной ситуации в Европе-отказ Германии от возобновления "договора о перестраховке" в 1890, англо-германский договор о Гельголанде того же года, возобновление в 1891 Тройственного союза и слухи, весьма упорные в то время, о присоединении к нему Англии - создали почву для благожелательного восприятия в Петербурге французского зондажа о заключении политического соглашения. Летом 1891 состоялось посещение Кронштадта французской эскадрой адм. Жерве. Этот визит превратился в демонстрацию русско-французской дружбы. Начавшиеся ещё в середине июля переговоры между Гирсом и Лабуле были продолжены во время кронштадтских торжеств и завершились в августе.

Соглашению была придана форма обмена письмами между русским (Гирс) и французским (Рибо) министрами иностранных дел, произведённого через посредство русского посла в Париже Моренгейма 27. VIII 1891. В письмах министров вслед за преамбулой, несколько различающейся в частностях, следовали два идентичных пункта: "1) В целях определения и утверждения сердечного согласия, объединяющего их, и желая сообща способствовать поддержанию мира, который является предметом их самых искренних желаний, оба правительства заявляют, что они будут совещаться между собой по каждому вопросу, способному угрожать всеобщему миру. 2) В случае, если мир оказался бы действительно в опасности, и в особенности в том случае, если бы одна из двух сторон оказалась под угрозой нападения, обе стороны уславливаются договориться о мерах, немедленное и одновременное проведение которых окажется в случае наступления означенных событий настоятельным для обоих правительств".

В дальнейшем Франция, заинтересованная в военном союзе, в котором она нуждалась значительно больше, чем Россия, стремилась расширить соглашение 1891, дополнив его определёнными военными обязательствами. В результате последовавших переговоров представители русского и французского генеральных штабов 17. VIII 1892 подписали военную конвенцию. Она состояла из очень краткой преамбулы, подчёркивавшей, что обе державы имеют целью "приготовиться к требованиям оборонительной войны", и 7 статей. Ст. 1 гласила: "Если Франция подвергнется нападению Германии или Италии, поддержанной Германией, Россия употребит все свои наличные силы для нападения на Германию. Если Россия подвергнется нападению Германии или Австрии, поддержанной Германией, Франция употребит все свои наличные силы для нападения на Германию". Ст. 2 определяла, что "в случае мобилизации сил Тройственного союза или одной из входящих в него держав" обе державы немедленно и одновременно проводят мобилизацию своих сил. Ст. 3 определяла силы, выставляемые против Германии: для Франции- 1 300 тыс. чел., для России - от 700 до 800 тыс. чел., и предусматривала, что они должны быть быстро "введены в дело, так чтобы Германии пришлось сражаться сразу и на востоке и на западе". Ст. 4 и 5 устанавливали обязанность обоих главных штабов взаимно консультироваться и взаимное обязательство обеих держав не заключать сепаратного мира. По ст. 6 конвенция сохраняла силу в течение того же срока, что и Тройственный союз. Ст. 7 обусловливала строжайшую секретность конвенции.

После подписания конвенции французское правительство пыталось внести в неё изменения в более выгодном для Франции духе, но, убедившись, что царь вообще затягивает её утверждение, не стало на этом настаивать. Острый внутренний кризис (связанный с панамским делом), переживавшийся Францией в это время, побуждал Александра III не торопиться с утверждением конвенции. Лишь к концу 1893, после ответного визита русской эскадры в Тулон, превратившегося в новую демонстрацию дружбы между Россией и Францией, царь согласился утвердить конвенцию. Обменом писем между французским послом в Петербурге Монтебелло и Гирсом 27. XII 1893-4. I 1894 оба правительства известили друг друга о ратификации ими военной конвенции. Так соглашениями 1891, 1892 и 1893 был оформлен русско-французский военно-политический союз.

Историческое место и значение Р.-ф. с. было определено И. В. Сталиным. В докладе на XIV съезде партии в 1925, говоря об истории возникновения первой мировой войны, И. В. Сталин указывал на то, что одной из основ этой империалистической войны было соглашение между Австрией и Германией в 1879. "Против кого было направлено это соглашение? Против России и Франции... Последствием этого соглашения о мире в Европе, а на деле о войне в Европе, послужило другое соглашение, соглашение России и Франция в 1891-1893 годах..."

Хотя соглашения 1891-93 сохранялись в строгом секрете, однако благодаря кронштадтской й тулонской демонстрациям их смысл был понят в Европе. Германский поверенный в делах в Петербурге Бюлов в донесении германскому канцлеру Каприви оценивал кронштадтское свидание как "...очень важный фактор, который тяжело падает на чашу весов против обновлённого Тройственного союза". Европа разделилась на два враждебных лагеря.

Французский империализм выступал совместно с русским империализмом на Дальнем Востоке, но главные усилия своей колониальной политики направлял в Северо-Западную и Центральную Африку; наличие сильного союзника - России - сделало Францию более смелой и в отношении Англии. Вынужденная отступить после Фашодского конфликта (см.) перед Англией, Франция затем стремится ещё более укрепить союз с Россией. По инициативе Франции соглашением Делькассе (см.) с Муравьёвым (см.) 9. VIII 1899 срок действия Р.-ф. с. во изменение ст. 6 военной конвенции 1892 не связывался больше сроком действия Тройственного союза.

Даже после заключения англо-французской Антанты (см.) руководители французской политики тех лет (Делькассе, Клемансо, Пуанкаре и др.) понимали, что английская военная поддержка не может заменить русскую военную помощь.

Для России союз с Францией имел иное значение. Если в период подготовки, оформления и в первые годы союза России принадлежала определяющая и в известной степени руководящая роль, а Франция, как более слабая и более заинтересованная сторона, мирилась с этим, то с течением времени положение изменилось. Продолжая нуждаться в деньгах и заключая всё новые займы (в 1894, 1896, 1901, 1904 и т. д.), достигшие нескольких миллиардов, русский царизм со временем попал в финансовую зависимость от французского империализма. Миллиардные займы Франции (и Англии) царизму, переход в руки и под контроль французского (и английского) капитала важнейших отраслей русской промышленности, по определению PL В. Сталина, "приковали царизм к англо-французскому империализму, превратили Россию в данницу этих стран, в их полуколонию".

Сотрудничество генеральных штабов обеих стран, установившееся с 90-х годов (в начале 20 в. был непродолжительный перерыв), приняло в предвоенные годы более тесные формы. 16. VII 1912 в Париже начальником русского морского генерального штаба кн. Ливеном и начальником французского морского генерального штаба Обером была подписана русско-французская морская конвенция о совместных действиях.

В мировую империалистическую войну 1914-18 Россия и Франция вступили, связанные союзным договором. Это оказало решающее влияние на ход и на исход войны, т. к. заставило Германию с первых же дней войны драться одновременно на двух фронтах, что привело к крушению плана Шлиффена, предусматривавшего разгром противников поодиночке, а затем и к поражению Германии. Для России французская военная помощь, ввиду отсутствия на Западном фронте крупных манёвренных операций и нежелания союзников в должной мере помогать России военной техникой, имела ограниченное значение. Но для Франции роль русской военной помощи была решающей. Русское наступление в Восточной Пруссии в августе - сентябре 1914 спасло Францию от разгрома на Марне и сделало невозможным то, что произошло в мае 1940, - молниеносное сокрушение французских военных сил немцами. Русский фронт, оттягивавший огромные силы немцев активными операциями и в особенности наступлением в 1916, спас Францию, заставив немцев прекратить операцию под Верденом. В общем именно военная помощь России дала Франции возможность выдержать борьбу с Германией и добиться победы.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "РУССКО-ФРАНЦУЗСКИЙ СОЮЗ" в других словарях:

    Большой Энциклопедический словарь

    РУССКО ФРАНЦУЗСКИЙ СОЮЗ, военно политический союз России и Франции в 1891 1917. Противостоял Тройственному союзу во главе с Германией. Оформлен соглашением 1891 и секретной военной конвенцией 1892. Стороны обязывались оказывать взаимную помощь в… … Русская история

    Военно политический союз России и Франции в 1891 1917. Противостоял Тройственному союзу во главе с Германией. Оформлен соглашением 1891 и секретной военной конвенцией 1892. Стороны обязывались оказывать взаимную помощь в случае нападения Германии … Энциклопедический словарь

    Оформлен соглашениями 1891 93, просуществовал до 1917. Усиление Германской империи, возникновение Тройственного союза 1882 (См. Тройственный союз 1882), обострение к концу 80 х гг. франко германских и русско германских противоречий… … Большая советская энциклопедия

Бисмарк по мере возможности пытался сохранить тесные отношения с Россией и помешать ее сближению с Францией. Однако в конце 80-х годов обострились русско-германские экономические противоречия. Причиной тому был самый про­должительный и глубокий в XIX в. экономический кризис, связанный с падением сначала сельскохозяйственных, а затем и промышленных цен. Он начался в 70-е годы и продолжался до середины 90-х годов. Современники называли его «великой депрессией» (в будущем это название перейдет к еще более ка­тастрофическому по своим последствиям кризису начала 30-х годов XX в.). Этот кризис заставил большинство стран Европы

отказаться от политики свободной торговли, которую они про­водили в 60-70-е годы, в несколько раз по сравнению с пред­шествующим периодом снизив таможенные пошлины. Считая, что падение цен связано с дешевым импортом, большинство стран Европы встали на путь таможенного протекционизма, т.е. введения высоких таможенных пошлин на импортные то­вары. Естественно, что такая политика особенно болезненно ударила по главным торговым партнерам, которыми в послед­ней трети XIX в. являлись друг для друга Германия и Россия.

В условиях экономического кризиса правительство Герма­нии пыталось оказать давление на Россию, чтобы добиться снижения ею пошлин на немецкие товары. В 1887 г. немецкие банки по прямому указанию Бисмарка отказали в кредите рус­скому правительству, систематически прибегавшему к ино­странным займам для финансирования государственных расхо­дов. Это заставило Россию обратиться за помощью к Франции. В 1888 г. крупнейшие парижские банки впервые предоставили ей кредит под гарантии французского правительства. За этой сделкой последовали новые, и к 1914 г. государственный долг России французским вкладчикам достиг 10 млрд фр. Одновре­менно выросли и прямые инвестиции Франции в экономику России - с 200 млн фр. в 1888 г. до 2,2 млрд фр. в 1914 году.

Так начался исторический поворот в отношениях между обоими государствами. Их разделяли глубокие политические и идеологические разногласия. Россия была самодержавной мо­нархией, Франция - демократической республикой. В России за республиканскую пропаганду, включая пение «Марсельезы», бросали в тюрьму, во Франции «Марсельеза» с начала 80-х годов XIX в. стала государственным гимном. Что в решающей мере способствовало их сближению, так это ощущение угрозы, исходившей от держав, объединившихся в Тройственный союз.

Отказ Германии в 1890 г. от продления «перестраховочного» договора, а также слухи о присоединении Великобритании к Тройственному союзу ускорили процесс русско-французского сближения. В 1891 г. в Париже Россия и Франция заключили соглашение о взаимных консультациях в случае «угрозы всеоб­щему миру». А спустя всего лишь год, 5(17) августа 1892 г. представители русского и французского генеральных штабов армии подписали военную конвенцию, в соответствии с кото­рой обязались оказывать друг другу военную помощь в случае нападения на одну из них Германии. Причем, была даже опре­делена численность войск, которые должны были выставить Россия и Франция - соответственно 1,3 млн и от 700 до 800 тыс. Военная конвенция вступила в силу в результате об­мена официальными письмами между министром иностранных

дел России и французским послом в Санкт-Петербурге 15(27) декабря 1893 г. - 23 декабря 1893 г. (4 января 1894 г.).

Создание русско-французского союза окончательно привело к выходу России из международной изоляции, в которой она хронически пребывала после развала Венской системы, со вре­мени Крымской войны. Надежды, которые она возлагала на Союз трех императоров, не оправдались, как ярко продемон­стрировали Берлинский конгресс и в особенности образование враждебного ей Тройственного союза.

Трудная задача преодоления международной изоляции Рос­сии выпала на долю министра иностранных дел Н.К. Гирса. Он обладал огромным опытом практической работы, накопленным за долгие годы дипломатической службы. Кроме того, он был гибким и тактичным человеком, сумевшим завоевать полное доверие как Александра II, так и Александра III, которые счи­тали именно себя самыми компетентными во всех вопросах внешней политики. Современники утверждали, что Гире как никто другой подходил для должности министра иностранных дел при этих монархах. Министр исходил из убеждения, что главными партнерами России на международной арене являют­ся Германия и Австро-Венгрия. В особенности он дорожил добрыми отношениями с Германией. Обострение противоре­чий с Германией и Австро-Венгрией заставило его обратить внимание на Францию. Но даже во время переговоров с фран­цузами Гире не оставлял надежды на улучшение отношений с Германией. Достигнутое в конечном счете соглашение с Фран­цией он расценивал не иначе как «брак по расчету», отвечав­ший не столько симпатиям правительства, сколько интересам государства.

Сменивший Гирса на посту министра иностранных дел Рос­сии В.Н. Ламздорф рачительно отнесся к политическому на­следию своего предшественника. Он был убежденным сторон­ником русско-французского союза, но рассматривал этот союз отнюдь не как меру, направленную на подготовку войны с Гер­манией, а как залог, гарантию сохранения с ней добрых, парт­нерских отношений. Поэтому Ламздорф в 90-е годы противил­ся попыткам французского правительства придать более обяза­тельный, официальный характер сотрудничеству генеральных штабов армий обоих государств. Он призывал их «довольство­ваться теми прекрасными, не компрометирующими нас доку­ментально отношениями, которые ныне существуют между Францией и Россией».

Создание русско-французского союза способствовало ста­билизации международного положения. Равновесие в силах основных держав, сложившееся ранее в результате националь­ных войн, приобрело устойчивый характер. Наличие двух про-

тивостоящих друг другу военных союзов, объединявших круп­нейшие и самые могущественные государства Европы, делало любую попытку нарушить существующий баланс сил исключи­тельно рискованной. Не случайно крупнейшие государства впредь в течение 20 лет воздерживались не только от исполь­зования военной силы в Европе, но даже от угрозы ее при­менения.

Фактически к концу XIX в. сложилась новая, довольно ус­тойчивая система международных отношений, характеризовав­шаяся такими признаками, как баланс сил основных держав, наличие общепризнанных и закрепленных международными договорами границ между европейскими государствами, суще­ствование двух противостоящих друг другу военно-политичес­ких группировок. Последнее обстоятельно являлось новшест­вом, отличавшим новую систему международных отношений как от Вестфальской, так и от Венской систем. Важной утратой по сравнению с предшествующим временем было то, что, не­смотря на отдельные попытки (вроде созыва Берлинского кон­гресса и ряда международных конференций, о которых речь пойдет ниже), «европейский концерт» так и не был восстанов­лен. Вероятно, потому что у новой системы не оказалось ни определенного места, ни времени рождения, она в отличие от Вестфальской и Венской систем осталась и без общепризнан­ного названия.

В конце XIX - начале XX в. мир, по крайней мере, в Ев­ропе, казался как никогда прочным и незыблемым. Государст­ва находили возможность решать путем компромиссов даже за­старелые и болезненные противоречия. В частности, сбаланси­рованную политику на Балканах проводил Ламздорф. Он не отказывался от традиционной для России роли покровителя и защитника турецких христиан. Вместе с тем в интересах мира он поддерживал власть султана и выступал за территориальную целостность Османской империи. Благодаря его усилиям в ап­реле-мае 1897 г. Россия и Австро-Венгрия подписали согла­шение по балканским делам, которое осуждало «всякое завое­вательное намерение на Балканском полуострове», от кого бы оно ни исходило.

Но международный порядок, сложившийся к концу XIX в., не был лишен серьезных изъянов. Как всякий устойчивый по­рядок, он был основан на балансе сил основных держав и ав­торитете договоров между государствами. Но грубая военная сила по-прежнему играла существенно большую роль, чем право. По примеру бисмарковской Германии, именно в воен­ной силе европейские державы усматривали главную гарантию обеспечения безопасности и защиты своих интересов. То, что в Европе в конце XIX в. воцарился мир, объяснялось не столько

их искренним стремлением к миру, сколько величайшей осто­рожностью, подогреваемой убеждением в агрессивных намере­ниях соседей. Поэтому на протяжении последней трети XIX в. основные державы создавали военные союзы и наращивали во­оружения. Примечательно, что и Тройственный союз, и рус­ско-французский союз носили оборонительный характер, т.е. они предусматривали совместные действия их участников лишь для отражения агрессии.

Мир в Европе, хотя и казался прочным, на самом деле был весьма хрупким. Во всяком случае, порог военной опасности был низким и имел тенденцию к постоянному снижению. Об этом свидетельствовали перемены в военной стратегии Герма­нии в конце XIX века. Бисмарк учитывал уязвимость географи­ческого положения единой Германии, на западе и востоке гра­ничившей с крупнейшими и сильнейшими государствами Ев­ропы: Францией и Россией. Считая пагубной для Германии войну на два фронта и стремясь ее избежать, он выступал за сохранение добрососедских отношений хотя бы с одной из них, Россией. После ухода Бисмарка в отставку в 1890 г. кан­цлером был назначен генерал Лео фон Каприви. Он был убеж­ден, что столкновение Германии с Россией неизбежно, и при­зывал готовиться к войне на два фронта.

Создание русско-французского союза не надолго охладило пыл германских политиков и военных. Генеральный штаб армии подготовил план «молниеносного» разгрома Франции и России, якобы гарантировавший победу Германии даже в слу­чае войны на два фронта. По имени начальника генерального штаба он получил название «план Шлиффена». А в 1898 г. гер­манский рейхстаг принял программу строительства военно-морского флота, осуществление которой должно было превра­тить Германию в крупнейшую морскую державу мира. Разуме­ется, эти действия Германии отнюдь не способствовали ни ее примирению с Францией, ни укреплению доверия к ней со стороны России и Великобритании.

Столь хрупкий мир долго спасало лишь то, что в конце XIX в. основные конфликты и кризисы случались далеко за пределами Европы и были связаны с колониальным разделом мира.

Вопросы:

\. Как изменилось соотношение в силах основных государств Ев­ропы по завершении эпохи национальных войн?

2. Какие цели преследовала Германия в области внешней полити­ки сразу после франко-прусской войны?

3. Каковы причины Восточного кризиса и русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?

4. Почему был образован Тройственный союз?

5. Какие задачи стояли перед русско-французским союзом?

Литература:

Основная:

История внешней политики России. Вторая половина XIX века. М., 1997. Гл. 5 и 7.

История дипломатии. М., 1963. Т. 2. Гл. 3-5, 8.

Дополнительная:

Ключников Ю.В., Сабанин А. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Часть I. От Французской революции до империалистической войны. М., 1925 (Документы № 215, 218, 221, 230, 244, 255, 257, 258).

Ерусалимский А.С. Бисмарк: дипломатия и милитаризм. М., 1968. С. 172-184 («От австро-германского союза к Тройственному союзу»).

Киняпина Н.С. Балканы и проливы во внешней политике России в конце XIX века (1878-1898). М., 1994.

Восточный вопрос во внешней политике России. (Конец XVIII - начало XX века). М., 1978.

Сказкин С.Д. Конец австро-русско-германского союза. Исследова­ния по истории русско-германских и русско-австрийских отношений в связи с восточным вопросом в 80-е годы XIX столетия. М., 1974.

Манфред А.З. Образование русско-французского союза. М., 1975. Гл. 7 и 8.

Чубинский В. Бисмарк. СПб., 1997. Гл. VIII, IX.

Одушевленные одинаковым стремлением к сохранению мира, Франция и Россия, имея единственной целью подготовиться к требованиям оборонительной войны, вызванной нападением войск Тройственного союза против одной из них, договорились о следующих положениях:

1. Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии, поддержанной Германией, Россия употребит все войска, какими она может располагать, для нападения на Германию.

Если Россия подвергнется нападению Германии или Австрии, поддержанной Германией, Франция употребит все войска, какими может располагать, для нападения на Германию. (Первоначальный французский проект: «Если Франция или Россия подвергнутся нападению со стороны Тройственного союза или одной Германии...» )

2. В случае мобилизации войск Тройственного союза или одной из входящих в него держав Франция и Россия немедленно, но получении известия об этом, не ожидая никакого предварительного соглашения, мобилизуют немедленно и одновременно все свои силы и выдвинут их как можно ближе к своим границам.

(Первоначальный французский проект: «В случае мобилизации сил Тройственного союза или одной Германии...»)

Действующие армии, которые должны быть употреблены против Германии, будут со стороны Франции равняться 1 300 000 человек, со стороны России - от 700 000 до 800 000 человек. Эти войска будут полностью и со всей быстротой введены в дело, так чтобы Германии пришлось сражаться сразу и на востоке, и на западе.

1. Генеральные штабы обеих стран будут все время сноситься друг с другом, чтобы подготовить и облегчить проведение предусмотренных выше мер.

Они будут сообщать друг другу в мирное время все данные относительно армий Тройственного союза, которые известны им или будут им известны. Пути и способы сношения во время войны будут изучены и предусмотрены заранее.

2. Ни Франция, ни Россия не заключат сепаратного мира.

3. Настоящая конвенция будет иметь силу в течение того же срока, что и Тройственный союз.

4. Все перечисленные выше пункты будут сохраняться в строжайшем секрете.

Подписали:

генерал-адъютант, начальник Генерального штаба Обручев, дизизионный генерал, помощник начальника Генерального штаба Буадефр.

Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. - С. 281-282

Данный проект военной конвенции был подписан в Петербурге по инициативе Франции 5 августа 1892 г. и положил начало заключению франко-русского союза против Германии и Австро-Венгрии. Оформление этого союза произошло после одобрения данного проекта российским императором н французским президентом н правительством Франции.

Данный доклад посвящен причинам, повлекшим заключение военно-политического союза между Россией и Францией в конце XIX – начале XX вв., а также последствиям от этого союза для России.

Следует отметить, что, по мнению ряда исследователей, союз между Россией и Францией был продиктован не только общностью военно-стратегических интересов той и другой державы, но и наличием угрозы со стороны общих врагов. Кроме того, для союза двух держав существовала и прочная экономическая основа.

Россия с 70-х годов остро нуждалась в свободных капиталах для вложения их в промышленность и железнодорожное строительство, Франция, напротив, не находила у себя достаточного числа объектов для собственных капиталовложений и активно вывозила свой капитал за рубеж. Именно с тех пор постепенно стал расти удельный вес французского капитала в российской экономике. За 1869-1887 гг. в России были основаны 17 иностранных предприятий, из них 9 французских.

Французские финансисты весьма продуктивно использовали ухудшение русско-германских отношений. В 1888 г. на Парижской бирже были выпущены облигации первого русского займа на сумму в 500 млн. франков, за ним последовали займы 1889 г., 1890 и 1891 гг. Французский капитал в короткое время стал главным кредитором царизма.

Так уже в начале 90-х годов закладывалась основа финансовой зависимости России от Франции. Экономические предпосылки союза имели и специальный военно-технический аспект. Уже в 1888 г. приехавший в Париж с неофициальным визитом брат Александра III великий князь Владимир Александрович сумел разместить по французским военным заводам взаимовыгодный заказ на изготовление 500 тыс. винтовок для русской армии.

Давними и прочными были культурные предпосылки союза между Россией и Францией. Ни одна другая европейская страна не оказывала на Россию столь мощного культурного воздействия, как Франция. Имена Ф. Вольтера и Ж.Ж. Руссо, А. Сен-Симона и Ш. Фурье, В. Гюго и О. Бальзака, Ж. Кювье и П.С. Лапласа, Ж.Л. Давида и О. Родена, Ж. Визе и Ш. Гуно были известны каждому образованному россиянину. Во Франции всегда меньше знали о русской культуре, чем в России - о французской. Но с 80-х годов французы, как никогда ранее, приобщаются к русским культурным ценностям. Возникают издательства, специализирующиеся на тиражировании шедевров русской литературы - произведений Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова и М.Е. Салтыкова-Щедрина, не говоря уже об И.С. Тургеневе, который долго жил во Франции и стал для французов одним из любимейших писателей.

Следует подчеркнуть, что к тому времени союзнические отношения с Германией – наиболее близкой к России по внутриполитическому положению державой – испытывали кризис. После Берлинского конгресса 1878г. между Германией и Россией началась война - сначала газетная, а потом таможенная. Если газетную войну можно было не принимать всерьез, то другая, таможенная война сразу возымела серьезные последствия. Германия к тому времени представляла собой важнейший рынок для сырья из России (в 1879 г. поглощала 30 % русского экспорта). Между тем мировой аграрный кризис 70-х годов обострил борьбу за рынки сбыта продовольственных и сырьевых продуктов. В условиях кризиса германское юнкерство требовало оградить его от иностранной конкуренции. Бисмарк внял требованиям и в январе 1879 г. установил почти полный запрет на ввоз русского скота (под видом карантинной меры против вспышки эпизоотии в Астраханской губернии), а затем поднял таможенные пошлины на хлеб, ударившие по интересам российских помещиков еще больнее, чем его «ветеринарные» меры.

В то же время российские промышленники добились от своего правительства взимания повышенных (и притом в золоте) пошлин с германских промышленных товаров, чтобы пресечь экономическую экспансию Германии и не позволить ей, как писал об этом М.Н. Катков в 1879 г., «поставить Россию в те отношения к Германии, в каких Турция и Египет находятся по отношению к Англии и Франции». В результате отношения между Россией и Германией ухудшились, как никогда со времен Семилетней войны.

Помимо вышеуказанных экономических мер, Германия взяла курс на сближение с Австро-Венгрией. Для Германии выгодно было сохранять в лице Австро-Венгрии постоянный и сильный противовес России на Балканах. Иначе, если бы австро-венгерская монархия погибла (от войны извне или от революции изнутри), из-под ее развалин выделились бы национальные славянские государства, которые по логике ориентировались бы на славянскую Россию. В этом случае Россия могла чрезмерно (с точки зрения Германии) усилить свои международные позиции. Такого оборота событий Бисмарк не хотел допустить.

В условиях нараставшего сближения между Россией и Францией за союз ратовали в обеих странах поборники активной наступательной политики против Германии. Во Франции, пока она придерживалась оборонительной позиции по отношению к Германии, союз с Россией не был жгучей потребностью. Теперь же, когда Франция оправилась от последствий разгрома 1870 г. и в повестке дня французской внешней политики встал вопрос о реванше, среди ее руководителей (включая президента С. Карно и премьер-министра Ш. Фрейсине) резко возобладал курс на союз с Россией.

В России тем временем толкали правительство к союзу с Францией помещики и буржуазия, задетые экономическими санкциями Германии и потому выступавшие за поворот отечественной экономики от немецких к французским кредитам.

Кроме того, в русско-французском союзе были заинтересованы широкие (политически очень разные) круги российской общественности, которые учитывали всю совокупность взаимовыгодных предпосылок для этого союза. В обществе, в правительстве и даже при царском дворе начала складываться «французская» партия. Ее провозвестником стал знаменитый «белый генерал» М.Д. Скобелев.

17 (по русскому календарю, 5-го) февраля 1882 г. в Париже Скобелев на свой страх и риск произнес речь перед сербскими студентами - речь, которая обошла европейскую прессу и повергла в смятение дипломатические круги России и Германии. «Ни одна победа генерала Скобелева не наделала такого шума в Европе, как его речь в Париже», - резонно подметила тогда же газета «Киевлянин». Русский посол во Франции князь Н.А. Орлов был так шокирован этой речью, что донес Гирсу, будто Скобелев «открыто изображает из себя Гарибальди». О чем же так громко говорил «белый генерал»? Он заклеймил официальную Россию за то, что она стала жертвой «иностранных влияний» и теряет ориентировку в том, кто ее друг, а кто враг. «Если вы хотите, чтобы я назвал вам этого врага, столь опасного для России и для славян, <...> я назову вам его, - гремел Скобелев. - Это автор «натиска на Восток» - он всем вам знаком - это Германия. Повторяю вам и прошу не забыть этого: враг - это Германия. Борьба между славянством и тевтонами неизбежна. Она даже очень близка!».

В Германии и Франции, а также в Австро-Венгрии речь Скобелева надолго стала политической злобой дня. Впечатление от нее было тем сильнее, что она воспринималась как инспирация «свыше». «Что Скобелев, генерал на действительной службе, знаменитейший из русских военных деятелей того времени, говорит никем не уполномоченный, исключительно от своего собственного имени, этому никто не поверил ни во Франции, ни в Германии», - справедливо заключал Е.В. Тарле. Скобелев спустя четыре месяца после этой речи внезапно умер. Но «французская» партия в российских «верхах» продолжала набирать силы. Ее составляли духовный пастырь царя К.П. Победоносцев, главы правительства Н.П. Игнатьев и сменивший его Д.А. Толстой, начальник Генерального штаба Н.Н. Обручев, самый авторитетный из генералов (вскоре ставший фельдмаршалом) И.В. Гурко, один из влиятельных русских публицистов, издатель, литературный критик консервативно-охранительных взглядов М.Н. Катков. В январе 1887 г. царь уже так сказал Гирсу о национальных антипатиях россиян к Германии: «Прежде я думал, что это только Катков, но теперь убедился, что это - вся Россия».

Правда, сильна была при дворе и в правительстве России и «германская» партия: министр иностранных дел Н.К. Гирс, его ближайший помощник и будущий преемник В.Н. Ламздорф, военный министр П.С. Ванновский, послы в Германии П.А. Сабуров и Павел Шувалов. Придворной опорой этой партии являлась жена царского брата Владимира Александровича великая княгиня Мария Павловна (урожденная принцесса Мекленбург-Шверинская). С одной стороны, она воздействовала на семью царя в пользу Германии, а с другой - содействовала правительству Германии, информируя его о планах Александра III и о русских делах. По влиянию на царя и на правительство, а также по энергии, настойчивости и «калибру» состава «германская» партия уступала «французской», но зато в пользу первой сказывался ряд объективных факторов, препятствовавших русско-французскому сближению.

Первым из них был географический фактор отдаленности. Военный союз требовал оперативных сношений, а таковые между странами, расположенными на противоположных концах Европы, представлялись весьма затруднительными в конце XIX в., когда не было ни радио, ни авиа, ни даже автотранспорта, а телеграфная и телефонная связь только еще совершенствовалась. Впрочем, этот фактор сулил русско-французскому союзу и очевидную выгоду, поскольку заключал в себе смертельную для Германии угрозу войны на два фронта.

Больше препятствовали союзу между Россией и Францией различия в их государственном и политическом строе. В глазах такого реакционера, как Александр III, союз царского самодержавия с республиканской демократией выглядел почти противоестественным, тем более что он ориентировал Россию против Германской империи во главе с традиционно дружественной и даже родственной царизму династией Гогенцоллернов. Именно на этом, монархическом, складе мышления самодержца строила «германская» партия свою политику.

Отсюда видно, почему русско-французский союз складывался хотя и неуклонно, но медленно и трудно. Ему предшествовал ряд предварительных шагов к сближению между двумя странами.

Летом 1890 г с обеих сторон был сделан первый практический шаг к союзу. Начальник Генерального штаба Российской Империи Н.Н. Обручев пригласил (разумеется, с высочайшей санкции) на маневры русских войск заместителя начальника французского генштаба Р. Буадефра. Переговоры между Обручевым и Буадефром, хотя и не были оформлены каким-либо соглашением, показали заинтересованность военного руководства обеих сторон в союзном договоре.

В следующем, 1891 г. противная сторона дала новый толчок складыванию русско-французского блока, афишировав возобновление Тройственного союза (военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии). В ответ Франция и Россия делают второй практический шаг к сближению. 13(25) июля 1891 г. в Кронштадт с официальным визитом пришла французская военная эскадра. Ее визит стал впечатляющей демонстрацией франко-русской дружбы. Эскадру встречал сам Александр III. Российский самодержец стоя, с непокрытой головой, смиренно прослушал революционный гимн Франции «Марсельезу», за исполнение которой в самой России людей карали, как за «государственное преступление».

Вслед за визитом эскадры состоялся новый раунд дипломатических переговоров, результатом которых стал своего рода консультативный пакт между Россией и Францией, скрепленный подписями двух министров иностранных дел - Н.К. Гирса и А. Рибо. По этому пакту стороны обязались в случае угрозы нападения на одну из них договориться о совместных мерах, которые можно было бы принять «немедленно и одновременно». «Бывшая революционерка обнимает будущую» - так оценил события 1891 г. В.О. Ключевский. Анатоль Леруа-Болье назвал 1891 год «кронштадтским годом». Действительно, царский прием, оказанный военным морякам Франции в Кронштадте, стал как бы событием года с далеко идущими последствиями. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» удовлетворенно констатировала: «Две державы, связанные естественною дружбой, располагают такой грозной силой штыков, что Тройственный союз должен остановиться невольно в раздумье». Зато германский поверенный Б. Бюлов в докладе рейхсканцлеру Л. Каприви оценил кронштадтское свидание как «очень важный фактор, который тяжело падает на чашу весов против обновленного Тройственного союза».

Новый год повлек за собой новый шаг в создании русско-французского союза. Р. Буадефр, к тому времени возглавивший Генеральный штаб Франции, вновь был приглашен на военные маневры русской армии. 5(17) августа 1892 г. в Петербурге он и генерал Н.Н. Обручев подписали согласованный текст военной конвенции, которая фактически означала договор между Россией и Францией о союзе. Вот главные условия конвенции.

Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии, поддержанной Германией, Россия нападет на Германию, а если Россия будет атакована Германией или Австро-Венгрией, поддержанной Германией, то Франция выступит против Германии.

В случае мобилизации войск Тройственного союза или одной из его держав Россия и Франция немедленно и одновременно мобилизуют все свои силы и придвинут их как можно ближе к своим границам.

Франция обязуется выставить против Германии 1300 тыс. солдат, Россия - от 700 до 800 тыс. «Эти войска, - говорилось в конвенции, - будут полностью и со всей быстротой введены в дело так, чтобы Германии пришлось сражаться сразу и на Востоке и на Западе».

Конвенция должна была вступить в силу после ее ратификации императором России и президентом Франции. Подготовить же и представить ее текст к ратификации полагалось министрам иностранных дел. Однако Гирс намеренно (в интересах Германии) затягивал представление, ссылаясь на то, что болезнь мешает ему изучить с надлежащей тщательностью детали.

Весной 1893 г. Германия начала очередную таможенную войну против России, а 3 августа ее рейхстаг принял новый военный закон, по которому вооруженные силы Германии численно вырастали с 2 млн. 800 тыс. до 4 млн. 300 тыс. человек. Получив подробную информацию об этом от французского Генерального штаба, Александр III рассердился и демонстративно сделал новый шаг к сближению с Францией, а именно послал в Тулон с ответным визитом русскую военную эскадру. Правда, царь все еще осторожничал. Он затребовал списки тех адмиралов, которые хорошо говорят по-французски, и тех, которые - плохо. Из второго списка царь повелел выбрать говорящего по-французски хуже всех. Таковым оказался вице-адмирал Ф.К. Авелан. Он и был послан во главе эскадры во францию, «чтобы меньше там болтал».

Франция оказала русским морякам столь восторженный прием, что Александр III оставил все сомнения. Он приказал Гирсу ускорить представление русско-французской конвенции и 14 декабря одобрил ее. Затем состоялся предусмотренный дипломатическим протоколом обмен письмами между Петербургом и Парижем, а 23 декабря 1893 г. (4 января 1894 г.) конвенция официально вступила в действие. Русско-французский союз был оформлен.

Подобно Тройственному союзу, русско-французский союз создавался внешне как оборонительный. По существу же оба они таили в себе агрессивное начало как соперники в борьбе за раздел и передел сфер влияния, источников сырья, рынков сбыта на пути к европейской и мировой войне. Союз 1894 г. между Россией и Францией в основном завершил ту перегруппировку сил, которая происходила в Европе после Берлинского конгресса 1878 г. и стал важным прологом к будущей Антанте.

Соотношение сил между ними во многом зависело от того, на чью сторону встанет Англия - самая развитая в экономическом отношении держава тогдашнего мира. Правящие круги Англии пока еще предпочитали оставаться вне блоков, продолжая политику «блестящей изоляции». Но нараставший из-за колониальных претензий друг к другу англо-германский антагонизм заставлял Англию все определеннее склоняться к русско-французскому блоку.

Текст: Иван Иголкин


Союз между Россией и Францией, заключенный в декабре 1893 г., был продиктован не только общностью военно-стратегических интересов той и другой державы, наличием угрозы со стороны общих врагов. К тому времени уже оказалась налицо и прочная экономическая основа для союза. Россия с 70-х годов XIX века остро нуждалась в свободных капиталах для вложения их в промышленность и железнодорожное строительство, Франция, напротив, не находила у себя достаточного числа объектов для собственных капиталовложений и активно вывозила свой капитал за рубеж. Именно с тех пор постепенно стал расти удельный вес французского капитала в российской экономике. За 1869-1887 гг. в России были основаны 17 иностранных предприятий, из них 9 французских. Экономические предпосылки союза имели и специальный военно-технический аспект. Уже в 1888 г. приехавший в Париж с неофициальным визитом брат Александра III великий князь Владимир Александрович сумел разместить по французским военным заводам взаимовыгодный заказ на изготовление 500 тыс. винтовок для русской армии.

Давними и прочными были культурные предпосылки союза между Россией и Францией. Ни одна другая страна не оказывала на Россию столь мощного культурного воздействия, как Франция. Имена Вольтера и Руссо, Гюго и Бальзака были известны каждому образованному россиянину. Во Франции всегда меньше знали о русской культуре, чем в России - о французской. Но с 80-х годов французы, как никогда ранее, приобщаются к русским культурным ценностям. Возникают издательства, специализирующиеся на тиражировании шедевров русской литературы - произведений Толстого и Достоевского, Гончарова и Салтыкова-Щедрина, не говоря уже об И.С. Тургеневе, который долго жил во Франции и стал для французов одним из любимейших писателей.

В условиях нараставшего сближения между Россией и Францией за союз ратовали в обеих странах поборники активной наступательной политики против Германии. Во Франции, пока она придерживалась оборонительной позиции по отношению к Германии, союз с Россией не был жгучей потребностью. Но как только Париж оправился от последствий разгрома 1870 г. и встал вопрос о реванше, среди руководителей страны стал резко преобладать курс на союз с Россией.

В то же время и в России начала складываться "французская" партия. Ее провозвестником стал знаменитый генерал Скобелев. 5 февраля 1882 г. в Париже Скобелев на свой страх и риск произнес речь перед сербскими студентами - речь, которая обошла европейскую прессу и повергла в смятение дипломатические круги России и Германии. Он заклеймил официальную Россию за то, что она стала жертвой "иностранных влияний" и теряет ориентировку в том, кто ее друг, а кто враг. "Если вы хотите, чтобы я назвал вам этого врага, столь опасного для России и для славян, я назову вам его, - гремел Скобелев. - Это автор "натиска на Восток" - он всем вам знаком - это Германия. Повторяю вам и прошу не забыть этого: враг - это Германия. Борьба между славянством и тевтонами неизбежна. Она даже очень близка!".

В Германии и Франции, а также в Австро-Венгрии речь Скобелева надолго стала политической злобой дня. Впечатление от нее было тем сильнее, что она воспринималась как инспирация "свыше". "Что Скобелев, генерал на действительной службе, знаменитейший из русских военных деятелей того времени, говорит никем не уполномоченный, исключительно от своего собственного имени, этому никто не поверил ни во Франции, ни в Германии", - отмечал историк Тарле. Скобелев спустя четыре месяца после этой речи внезапно умер. Но на сближении с Францией стали настаивать Победоносцев, Игнатьев и Катков. В январе 1887 г. Александр III в одной из бесед с Гирсом заметит: "Прежде я думал, что это только Катков недолюбливает Германию, но теперь убедился, что это - вся Россия". Правда, сильны были при дворе и в правительстве России позиции сторонников сближения с Германией: министра иностранных дел Гирса, его ближайшего помощника и будущего преемника Ламздорфа, военного министра Ванновского.

Русско-французский союз складывался медленно и трудно. Ему предшествовал ряд предварительных шагов к сближению между двумя странами - шагов взаимных, но более активных со стороны Франции. Весной 1890 г., после того как Германия отказалась возобновить русско-германский договор "о перестраховке", французские власти искусно воспользовались затруднительной для России ситуацией. Чтобы завоевать расположение Александра III, они 29 мая 1890 г. арестовали в Париже сразу 27 русских политических эмигрантов. Арестованные жертвы провокации были преданы суду и приговорены к тюремному заключению. Александр III, узнав об этом, воскликнул: "Наконец-то во Франции есть правительство!". Интересно, что правительство Франции возглавлял в то время Шарль-Луи Фрейсине, который отказался выдать России народовольца Гартмана, обвиненного в подготовке террористического акта против Александра II.

13 июля 1891 г. в Кронштадт с официальным визитом пришла французская военная эскадра. Ее визит стал впечатляющей демонстрацией франко-русской дружбы. Эскадру встречал сам Александр III. Российский самодержец стоя, с непокрытой головой, смиренно прослушал революционный гимн Франции "Марсельезу", за исполнение которой в самой России людей карали как за "государственное преступление". Вслед за визитом эскадры состоялся новый раунд дипломатических переговоров, результатом которых стал своего рода консультативный пакт между Россией и Францией, скрепленный подписями двух министров иностранных дел - Гирса и Рибо. По этому пакту стороны обязались в случае угрозы нападения на одну из них договориться о совместных мерах, которые можно было бы принять "немедленно и одновременно".

Действительно, царский прием, оказанный военным морякам Франции в Кронштадте, стал как бы событием года с далеко идущими последствиями. Газета "Санкт-Петербургские ведомости" удовлетворенно констатировала: "Две державы, связанные естественною дружбой, располагают такой грозной силой штыков, что Тройственный союз должен остановиться невольно в раздумье". Германский поверенный Бюлов в докладе рейхсканцлеру оценил кронштадтское свидание как "очень важный фактор, который тяжело падает на чашу весов против обновленного Тройственного союза".

Новый год повлек за собой новый шаг в создании русско-французского союза. Буадефр, к тому времени возглавивший Генеральный штаб Франции, вновь был приглашен на военные маневры русской армии. 5 августа 1892 г. в Петербурге он и генерал Обручев подписали согласованный текст военной конвенции, которая фактически означала договор между Россией и Францией о союзе. Вот главные условия конвенции.
1. Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии, поддержанной Германией, Россия нападет на Германию, а если Россия будет атакована Германией или Австро-Венгрией, поддержанной Германией, то Франция выступит против Германии.
2. В случае мобилизации войск Тройственного союза или одной из его держав Россия и Франция немедленно и одновременно мобилизуют все свои силы и придвинут их как можно ближе к своим границам.
3. Франция обязуется выставить против Германии 1300 тыс. солдат, Россия - до 800 тыс. "Эти войска, - говорилось в конвенции, - будут полностью и со всей быстротой введены в дело так, чтобы Германии пришлось сражаться сразу и на Востоке и на Западе".

Конвенция должна была вступить в силу после ее ратификации императором России и президентом Франции. Подготовить же и представить ее текст к ратификации полагалось министрам иностранных дел. Однако Гирс затягивал представление, ссылаясь на то, что болезнь мешает ему изучить с надлежащей тщательностью детали. Французское правительство, сверх его ожиданий, помогло ему: оно запуталось осенью 1892 г. в грандиозной панамской афере.

Международная акционерная компания, созданная во Франции в 1879 г. для строительства Панамского канала, под председательством Лессепса обанкротилась в результате хищений и подкупа множества видных должностных лиц, включая трех бывших премьер-министров. Ряд этих лиц, безнадежно скомпрометированных, предстал перед судом. Во Франции началась министерская чехарда. Гирс и Ламздорф злорадствовали, предвкушая реакцию Александра III. "Государь, - писал в своем дневнике Ламздорф, - получит возможность убедиться, насколько опасно и неосторожно слишком тесно связываться с государствами без постоянного правительства, каковым является в настоящее время Франция".

Александр III действительно не торопил Гирса с изучением конвенции, но тут правительство Германии расстроило всю его игру. Весной 1893 г. Германия начала очередную таможенную войну против России, а 3 августа ее рейхстаг принял новый военный закон, по которому вооруженные силы Германии численно вырастали до 4 млн. человек. Получив подробную информацию об этом от французского Генерального штаба, Александр III рассердился и демонстративно сделал новый шаг к сближению с Францией, а именно послал в Тулон с ответным визитом русскую военную эскадру.

Франция оказала русским морякам столь восторженный прием, что Александр III оставил все сомнения. Он приказал Гирсу ускорить представление русско-французской конвенции и 14 декабря одобрил ее. Затем состоялся предусмотренный дипломатическим протоколом обмен письмами между Петербургом и Парижем, а 23 декабря 1893 г. конвенция официально вступила в действие. Русско-французский союз был оформлен.

Подобно Тройственному союзу, русско-французский союз создавался внешне как оборонительный. По существу же оба они таили в себе агрессивное начало как соперники в борьбе за раздел и передел сфер влияния, источников сырья, рынков сбыта на пути к европейской и мировой войне. Союз 1894 г. между Россией и Францией в основном завершил ту перегруппировку сил, которая происходила в Европе после Берлинского конгресса 1878 г. Соотношение сил во многом зависело от того, на чью сторону встанет Англия - самая развитая в экономическом отношении держава тогдашнего мира. Туманный Альбион пока еще предпочитал оставаться вне блоков, продолжая политику "блестящей изоляции". Но нараставший из-за колониальных претензий друг к другу англо-германский антагонизм заставлял Англию все определеннее склоняться к русско-французскому блоку.