Вариант 3

Для ответов на задания 29-32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

АГРОЭКОСИСТЕМЫ

Агроэкосистемы (сельскохозяйственные экосистемы, агроценозы) - искусственные экосистемы, возникающие в результате сельскохозяйственной деятельности человека (пашни, сенокосы, пастбища). Агроэкосистемы создаются человеком для получения высокой чистой продукции автотрофов (урожая). В них, так же как и в естественных сообществах, имеются продуценты (культурные растения и сорняки), консументы (насекомые, птицы, мыши и т.д.) и редуценты (сапротрофные грибы и бактерии). Обязательным звеном пищевых цепей в агроэкосистемах является человек.

Отличия агроценозов от естественных биоценозов: незначительное видовое разнообразие (агроценоз состоит из небольшого числа видов, имеющих высокую численность); короткие цепи питания; неполный круговорот веществ (часть питательных элементов выносится с урожаем); источником энергии является не только Солнце, но и деятельность человека (мелиорация, орошение, применение удобрений); искусственный отбор (действие естественного отбора ослаблено, отбор осуществляет человек); отсутствие саморегуляции (регуляцию осуществляет человек) и др.

1) Могут ли агроэкосистемы быть устойчивыми без поддержки человека?

2) Могут ли в агроэкосистеме отсутствовать консументы?

3) Может ли в агроэкосистеме быть более трёх трофических уровней?

Показать ответ

1) Нет. Устойчивость агроэкосистем обеспечивает человек, привнося дополнительную энергию для поддержания устойчивости агроэкосистем (обработка почвы, применение удобрений, культивация растений и т. д.).

2) Нет. Основным консументом агроэкосистем является человек. Даже если он не участвует в потреблении урожая, консументами выступят насекомые, птицы, мыши и др.

3) Да. Основная пищевая цепь в агроэкосистемах имеет три трофических уровня: сельскохозяйственные растения → человек → сапротрофные бактерии, потребляющие экскременты человека. Но сельскохозяйственные растения частично потребляются вредителями (насекомыми, птицами, мышами и др.). Тогда возможны трофические цепи с более чем тремя трофическими уровнями. Например, растение → мышь → уж → скворец.

Изучите таблицу «Главные причины смертности людей (на примере населения г. Нью-Йорка с 1900 по 1970 г.)». Ответьте на вопросы.

Главные причины смертности людей

1) Каковы главные причины смертности людей в 1900 г.?

2) Как со временем изменилась смертность людей от инфекционных заболеваний и почему?

3) Как со временем изменилась смертность людей от болезней сердечно-сосудистой системы и почему?

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) инфекционные заболевания, или пневмония, грипп, бронхит;

2) уменьшилась в связи с появлением эффективных лекарств от инфекционных болезней;

3) увеличилась в результате увеличения продолжительности жизни.

Полина любит по утрам в течение часа играть в волейбол. Какой заказ надо сделать Полине днём в кафетерии, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки, отдавая предпочтения фруктовым сокам и овощным блюдам?

При ответе на вопрос используйте данные таблиц.

В ответе укажите энергозатраты тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.

Показать таблицы

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафетерия

Энергозатраты при различных видах физической активности