Вариант 3
Для ответов на задания 29-32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.
АГРОЭКОСИСТЕМЫ
Агроэкосистемы (сельскохозяйственные экосистемы, агроценозы) - искусственные экосистемы, возникающие в результате сельскохозяйственной деятельности человека (пашни, сенокосы, пастбища). Агроэкосистемы создаются человеком для получения высокой чистой продукции автотрофов (урожая). В них, так же как и в естественных сообществах, имеются продуценты (культурные растения и сорняки), консументы (насекомые, птицы, мыши и т.д.) и редуценты (сапротрофные грибы и бактерии). Обязательным звеном пищевых цепей в агроэкосистемах является человек.
Отличия агроценозов от естественных биоценозов: незначительное видовое разнообразие (агроценоз состоит из небольшого числа видов, имеющих высокую численность); короткие цепи питания; неполный круговорот веществ (часть питательных элементов выносится с урожаем); источником энергии является не только Солнце, но и деятельность человека (мелиорация, орошение, применение удобрений); искусственный отбор (действие естественного отбора ослаблено, отбор осуществляет человек); отсутствие саморегуляции (регуляцию осуществляет человек) и др.
1) Могут ли агроэкосистемы быть устойчивыми без поддержки человека?
2) Могут ли в агроэкосистеме отсутствовать консументы?
3) Может ли в агроэкосистеме быть более трёх трофических уровней?
Показать ответ
1) Нет. Устойчивость агроэкосистем обеспечивает человек, привнося дополнительную энергию для поддержания устойчивости агроэкосистем (обработка почвы, применение удобрений, культивация растений и т. д.).
2) Нет. Основным консументом агроэкосистем является человек. Даже если он не участвует в потреблении урожая, консументами выступят насекомые, птицы, мыши и др.
3) Да. Основная пищевая цепь в агроэкосистемах имеет три трофических уровня: сельскохозяйственные растения → человек → сапротрофные бактерии, потребляющие экскременты человека. Но сельскохозяйственные растения частично потребляются вредителями (насекомыми, птицами, мышами и др.). Тогда возможны трофические цепи с более чем тремя трофическими уровнями. Например, растение → мышь → уж → скворец.
Изучите таблицу «Главные причины смертности людей (на примере населения г. Нью-Йорка с 1900 по 1970 г.)». Ответьте на вопросы.
Главные причины смертности людей
1) Каковы главные причины смертности людей в 1900 г.?
2) Как со временем изменилась смертность людей от инфекционных заболеваний и почему?
3) Как со временем изменилась смертность людей от болезней сердечно-сосудистой системы и почему?
Показать ответ
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) инфекционные заболевания, или пневмония, грипп, бронхит;
2) уменьшилась в связи с появлением эффективных лекарств от инфекционных болезней;
3) увеличилась в результате увеличения продолжительности жизни.
Полина любит по утрам в течение часа играть в волейбол. Какой заказ надо сделать Полине днём в кафетерии, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки, отдавая предпочтения фруктовым сокам и овощным блюдам?
При ответе на вопрос используйте данные таблиц.
В ответе укажите энергозатраты тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.
Показать таблицыТаблица энергетической и пищевой ценности продукции кафетерия
Энергозатраты при различных видах физической активности