Демоверсия. Готовимся к ЕГЭ

Материал поможет подготовить учащихся к ЕГЭ по обществознанию.

Унжакова Нина Борисовна, учитель истории и обществознания, классный руководитель МАОУ "Лицей" Технический" г.Владивосток"

Описание разработки

1. За-пи-ши-те слово, про-пу-щен-ное в таб-ли-це.

На-блю-де-ние.

Це-ле-на-прав-лен-ный про-цесс вос-при-я-тия яв-ле-ний окру-жа-ю-ще-го мира, пред-ме-тов дей-стви-тель-но-сти.

Вы-дви-же-ние...

Вы-дви-же-ние до-га-док, пред-по-ло-же-ний для объ-яс-не-ния фак-тов, не укла-ды-ва-ю-щих-ся в су-ще-ству-ю-щие тео-рии.

2. Най-ди-те по-ня-тие, ко-то-рое яв-ля-ет-ся обоб-ща-ю-щим для всех осталь-ных по-ня-тий пред-став-лен-но-го ниже ряда. За-пи-ши-те это слово (сло-во-со-че-та-ние).

взгля-ды; ми-ро-воз-зре-ние; пред-став-ле-ния; иде-а-лы; цен-ност-ные уста-нов-ки.

3. Ниже при-ведён ряд тер-ми-нов. Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, от-но-сят-ся к ис-точ-ни-кам права.

Най-ди-те два тер-ми-на, «вы-па-да-ю-щих» из об-ще-го ряда, и за-пи-ши-те в ответ цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) пра-во-вой ста-тус;

2) кон-сти-ту-ция стра-ны;

3) пра-во-вой обы-чай;

4) по-ста-нов-ле-ния пра-ви-тель-ства;

5) закон ;

6) по-ли-ти-че-ское уча-стие.

4. Вы-бе-ри-те вер-ные суж-де-ния о со-от-но-ше-нии сво-бо-ды, не-об-хо-ди-мо-сти и от-вет-ствен-но-сти в де-я-тель-но-сти че-ло-ве-ка и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) Мно-го-об-ра-зие вы-бо-ра огра-ни-чи-ва-ет сво-бо-ду в де-я-тель-но-сти че-ло-ве-ка.

2) Одним из про-яв-ле-ний не-об-хо-ди-мо-сти в де-я-тель-но-сти че-ло-ве-ка вы-сту-па-ют объ-ек-тив-ные за-ко-ны раз-ви-тия при-ро-ды.

3) От-вет-ствен-ность че-ло-ве-ка по-вы-ша-ет-ся в усло-ви-ях огра-ни-чен-но-го вы-бо-ра стра-те-гий по-ве-де-ния в опре-де-лен-ных си-ту-а-ци-ях.

4) Не-огра-ни-чен-ная сво-бо-да яв-ля-ет-ся без-услов-ным бла-гом для че-ло-ве-ка и об-ще-ства.

5) Го-тов-ность че-ло-ве-ка оце-ни-вать свои дей-ствия с точки зре-ния их по-след-ствий для окру-жа-ю-щих слу-жит одним из про-яв-ле-ний чув-ства от-вет-ствен-но-сти.

5. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между ха-рак-тер-ны-ми чер-та-ми и уров-ня-ми на-уч-но-го по-зна-ния: к каж-дой по-зи-ции, дан-ной в пер-вом столб-це, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию из вто-ро-го столб-ца.

А) на-блю-де-ние;

Б) фор-му-ли-ро-ва-ние на-уч-ных за-ко-нов;

В) экс-пе-ри-мент;

Г) вы-ве-де-ние ло-ги-че-ских след-ствий;

Д) клас-си-фи-ка-ция.

1) эм-пи-ри-че-ский;

2) тео-ре-ти-че-ский.

6. Ки-рил-лу 16 лет. Най-ди-те в при-ведённом спис-ке со-ци-аль-ные ха-рак-те-ри-сти-ки Ки-рил-ла. За-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) У Ки-рил-ла свет-лые во-ло-сы и го-лу-бые глаза.

2) Рост Ки-рил-ла — 180 см.

3) Ки-рилл по-мо-га-ет ро-ди-те-лям уха-жи-вать за боль-ной ба-буш-кой.

4) Ки-рилл — санг-ви-ник по тем-пе-ра-мен-ту.

5) Ки-рилл — доб-рый и от-зыв-чи-вый че-ло-век.

6) Ки-рилл хо-ро-шо учит-ся в школе.

7. Вы-бе-ри-те вер-ные суж-де-ния об эко-но-ми-ке как науке и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) Одним из пред-ме-тов изу-че-ния мак-ро-эко-но-ми-ки яв-ля-ют-ся про-бле-мы вза-и-мо-дей-ствия по-тре-би-те-лей и про-из-во-ди-те-лей в усло-ви-ях рынка.

2) Мик-ро-эко-но-ми-ка изу-ча-ет роль го-су-дар-ства в ре-гу-ли-ро-ва-нии эко-но-ми-ки.

3) Эко-но-ми-ка как наука изу-ча-ет спо-со-бы хо-зяй-ство-ва-ния, от-но-ше-ния между хо-зяй-ству-ю-щи-ми субъ-ек-та-ми.

4) Уче-ные изу-ча-ют как общие за-ко-но-мер-но-сти функ-ци-о-ни-ро-ва-ния эко-но-ми-ки, так и ло-каль-ные про-бле-мы ве-де-ния ры-ноч-но-го хо-зяй-ства.

5) Эко-но-ми-ка как наука за-ро-ди-лась в ан-тич-ные вре-ме-на.

8. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между про-яв-ле-ни-я-ми раз-ви-тия и пу-тя-ми эко-но-ми-че-ско-го роста : к каж-дой по-зи-ции, дан-ной в пер-вом столб-це, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию из вто-ро-го столб-ца.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

2. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

взгля­ды; ми­ро­воз­зре­ние; пред­став­ле­ния; иде­а­лы; цен­ност­ные уста­нов­ки.

3. Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к ис­точ­ни­кам права. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

4. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­от­но­ше­нии сво­бо­ды, не­об­хо­ди­мо­сти и от­вет­ствен­но­сти в де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Мно­го­об­ра­зие вы­бо­ра огра­ни­чи­ва­ет сво­бо­ду в де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка.

2) Одним из про­яв­ле­ний не­об­хо­ди­мо­сти в де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка вы­сту­па­ют объ­ек­тив­ные за­ко­ны раз­ви­тия при­ро­ды.

3) От­вет­ствен­ность че­ло­ве­ка по­вы­ша­ет­ся в усло­ви­ях огра­ни­чен­но­го вы­бо­ра стра­те­гий по­ве­де­ния в опре­де­лен­ных си­ту­а­ци­ях.

4) Не­огра­ни­чен­ная сво­бо­да яв­ля­ет­ся без­услов­ным бла­гом для че­ло­ве­ка и об­ще­ства.

5) Го­тов­ность че­ло­ве­ка оце­ни­вать свои дей­ствия с точки зре­ния их по­след­ствий для окру­жа­ю­щих слу­жит одним из про­яв­ле­ний чув­ства от­вет­ствен­но­сти.

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми и уров­ня­ми на­уч­но­го по­зна­ния: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

6. Ки­рил­лу 16 лет. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке со­ци­аль­ные ха­рак­те­ри­сти­ки Ки­рил­ла. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) У Ки­рил­ла свет­лые во­ло­сы и го­лу­бые глаза.

2) Рост Ки­рил­ла - 180 см.

3) Ки­рилл по­мо­га­ет ро­ди­те­лям уха­жи­вать за боль­ной ба­буш­кой.

4) Ки­рилл - санг­ви­ник по тем­пе­ра­мен­ту.

5) Ки­рилл - доб­рый и от­зыв­чи­вый че­ло­век.

6) Ки­рилл хо­ро­шо учит­ся в школе.

7. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об эко­но­ми­ке как науке и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Одним из пред­ме­тов изу­че­ния мак­ро­эко­но­ми­ки яв­ля­ют­ся про­бле­мы вза­и­мо­дей­ствия по­тре­би­те­лей и про­из­во­ди­те­лей в усло­ви­ях рынка.

2) Мик­ро­эко­но­ми­ка изу­ча­ет роль го­су­дар­ства в ре­гу­ли­ро­ва­нии эко­но­ми­ки.

3) Эко­но­ми­ка как наука изу­ча­ет спо­со­бы хо­зяй­ство­ва­ния, от­но­ше­ния между хо­зяй­ству­ю­щи­ми субъ­ек­та­ми.

4) Уче­ные изу­ча­ют как общие за­ко­но­мер­но­сти функ­ци­о­ни­ро­ва­ния эко­но­ми­ки, так и ло­каль­ные про­бле­мы ве­де­ния ры­ноч­но­го хо­зяй­ства.

5) Эко­но­ми­ка как наука за­ро­ди­лась в ан­тич­ные вре­ме­на.

8. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­яв­ле­ни­я­ми раз­ви­тия и пу­тя­ми эко­но­ми­че­ско­го роста: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРО­ЯВ­ЛЕ­НИЯ РАЗ­ВИ­ТИЯ

ПУТИ ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКО­ГО РОСТА

A) от­кры­тие ме­сто­рож­де­ний по­лез­ных ис­ко­па­е­мых

Б) на­уч­ная ор­га­ни­за­ция труда

B) рост про­фес­си­о­наль­но­го ма­стер­ства ра­бот­ни­ков

Г) ис­поль­зо­ва­ние более со­вер­шен­но­го обо­ру­до­ва­ния

Д) при­вле­че­ние до­пол­ни­тель­ных ра­бот­ни­ков

1) экс­тен­сив­ный путь

2) ин­тен­сив­ный путь

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

9. Фирма Y ока­зы­ва­ет услу­ги по на­руж­ной и внут­рен­ней убор­ке по­ме­ще­ний. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке при­ме­ры по­сто­ян­ных из­дер­жек фирмы Y и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) из­держ­ки на при­об­ре­те­ние мо­ю­щих средств

2) аренд­ная плата за офис фирмы

3) из­держ­ки на вы­пла­ту окла­дов ра­бот­ни­кам ад­ми­ни­стра­тив­но­го ап­па­ра­та

4) из­держ­ки на по­га­ше­ние про­цен­тов по ранее взя­то­му кре­ди­ту

5) из­держ­ки на вы­пла­ту сдель­ной за­ра­бот­ной платы ра­бо­чих

6) опла­та элек­тро­энер­гии

10.

1) Го­ло­со­ва­ние про­во­дит­ся по спис­кам по­ли­ти­че­ских пар­тий.

2) Су­ще­ству­ет воз­мож­ность вы­дви­же­ния не­за­ви­си­мых бес­пар­тий­ных кан­ди­да­тов.

3) По­бе­ду одер­жи­ва­ет кан­ди­дат, по­лу­чив­ший боль­шин­ство го­ло­сов на вы­бо­рах.

4) Преду­смот­ре­но го­ло­со­ва­ние по од­но­ман­дат­ным окру­гам.

5) Граж­да­не го­ло­су­ют пре­жде всего за про­грам­мы пар­тий, а не за кон­крет­ных людей.

6) Ко­ли­че­ство мест, по­лу­чен­ных пар­ти­ей в пар­ла­мен­те, за­ви­сит от про­цен­та го­ло­сов, по­дан­ных за пар­тию на вы­бо­рах.

14. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и го­су­дар­ствен­ны­ми ин­сти­ту­та­ми или долж­ност­ным лицом в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, ко­то­рые их ис­пол­ня­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ФУНК­ЦИИ

ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НЫЕ ИН­СТИ­ТУ­ТЫ И ДОЛЖ­НОСТ­НОЕ ЛИЦО

А) на­зна­ча­ет вы­бо­ры Пре­зи­ден­та РФ

Б) издаёт указы и рас­по­ря­же­ния

В) ре­ша­ет во­прос о до­ве­рии Пра­ви­тель­ству

Г) воз­глав­ля­ет го­су­дар­ство

Д) пред­став­ля­ет го­су­дар­ство в меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ни­ях

1) Пре­зи­дент РФ

2) Совет Фе­де­ра­ции

3) Го­су­дар­ствен­ная Дума РФ

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

15. Го­су­дар­ство Z воз­глав­ля­ет ха­риз­ма­ти­че­ский лидер. Какие черты свой­ствен­ны дан­но­му типу по­ли­ти­че­ско­го ли­дер­ства? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти черты ука­за­ны.

1) ли­дер­ство ос­но­вы­ва­ет­ся на тра­ди­ци­ях

2) ли­дер­ство осу­ществ­ля­ет­ся на ос­но­ве за­ко­нов, при­ня­тых со­вре­мен­ным де­мо­кра­ти­че­ским об­ще­ством

3) ли­де­ра от­ли­ча­ют ри­то­ри­че­ские и ком­му­ни­ка­тив­ные спо­соб­но­сти, ар­ти­стизм

4) граж­да­не на­де­ля­ют ли­де­ра ис­клю­чи­тель­ны­ми, вы­да­ю­щи­ми­ся ка­че­ства­ми вождя

5) лидер за­ря­жа­ет своей энер­ги­ей окру­жа­ю­щих

6) ли­дер­ство ос­но­вы­ва­ет­ся на при­выч­ке граж­дан к под­чи­не­нию

16. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже от­но­сит­ся к кон­сти­ту­ци­он­ным обя­зан­но­стям граж­да­ни­на РФ? За­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния , под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) де­кла­ри­ро­вать свои до­хо­ды

2) бе­реж­но от­но­сить­ся к при­род­ным бо­гат­ствам

3) пла­тить за­кон­но уста­нов­лен­ные на­ло­ги

4) сви­де­тель­ство­вать в суде

5) опре­де­лять свою на­ци­о­наль­ную при­над­леж­ность

6) участ­во­вать в об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти

17. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пра­во­от­но­ше­ни­я­ми и от­рас­ля­ми права, ко­то­рые их ре­гу­ли­ру­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

18. В конце 90-х годов вышел закон, со­глас­но ко­то­ро­му ад­ми­ни­стра­ция пред­при­я­тий обя­за­на была уволь­нять ра­бот­ни­ков пен­си­он­но­го воз­рас­та, имев­ших тру­до­вой стаж, до­ста­точ­ный для по­лу­че­ния пол­ной пен­сии. Не­сколь­ко уво­лен­ных на этой ос­но­ве пен­си­о­не­ров за вос­ста­нов­ле­ни­ем своих прав об­ра­ти­лись в

1) Ев­ро­пей­ский Суд по пра­вам че­ло­ве­ка

2) Вер­хов­ный Суд

3) Ар­бит­раж­ный Суд

4) Кон­сти­ту­ци­он­ный Суд

19. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.

(А) Этнос – меж­по­ко­лен­ная груп­па людей, объ­единённая дли­тель­ным сов­мест­ным про­жи­ва­ни­ем на опре­делённой тер­ри­то­рии, об­щи­ми язы­ком, куль­ту­рой и са­мо­со­зна­ни­ем. (Б) В со­вре­мен­ном мире су­ще­ству­ют сотни эт­но­сов. (В) Для воз­ник­но­ве­ния эт­но­са едва ли нужны дру­гие усло­вия, кроме общ­но­сти тер­ри­то­рии и языка. (Г) Не­ко­то­рые эт­но­сы сфор­ми­ро­ва­лись из раз­но­языч­ных эле­мен­тов, скла­ды­ва­лись и за­креп­ля­лись на раз­ных тер­ри­то­ри­ях в про­цес­се ми­гра­ции. (Д) Ми­гра­ция - пе­ре­ме­ще­ние на­се­ле­ния с целью из­ме­не­ния места жи­тель­ства.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.

20. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка ха­рак­те­ри­зу­ет­ся со­еди­не­ни­ем в руках пре­зи­ден­та пол­но­мо­чий главы______(А) и главы ис­пол­ни­тель­ной вла­сти. Долж­ность пре­мьер-ми­ни­стра в такой рес­пуб­ли­ке, как пра­ви­ло, от­сут­ству­ет. Пре­зи­ден­та стра­ны из­би­ра­ют вне­пар­ла­мент­ским путём: или все­на­род­ным________(Б) (как, на­при­мер, в Ар­ген­ти­не), или кол­ле­ги­ей вы­бор­щи­ков (как, ска­жем, в США). Это обес­пе­чи­ва­ет не­за­ви­си­мость ис­точ­ни­ка________(В) пре­зи­ден­та от пар­ла­мен­та. Пре­зи­дент по­лу­ча­ет также право_______(Г) в от­но­ше­нии пар­ла­мент­ских ре­ше­ний: он может вер­нуть на по­втор­ное рас­смот­ре­ние в выс­ший за­ко­но­да­тель­ный орган любой______(Д). Но если пар­ла­мент вто­рич­но, ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным боль­шин­ством го­ло­сов -2/3 в обеих па­ла­тах - про­го­ло­су­ет за него, то про­ект ста­но­вит­ся за­ко­ном, об­ре­та­ет_________(Е), не­взи­рая на мне­ние пре­зи­ден­та. Не впра­ве пре­зи­дент и рас­пу­стить пар­ла­мент».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков. Спи­сок тер­ми­нов:

1) юри­ди­че­ская сила

3) от­ла­га­тель­ное вето

4) за­ко­но­про­ект

5) го­су­дар­ство

6) форма прав­ле­ния

7) го­ло­со­ва­ние

8) по­ли­ти­ка

9) за­ко­но­да­тель­ный

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Ре­ша­е­мые ре­ли­ги­ей во­про­сы яв­ля­ют­ся фун­да­мен­таль­ны­ми, или ко­неч­ны­ми. Они вста­ют перед любым об­ще­ством на любой сту­пе­ни его раз­ви­тия, не­за­ви­си­мо от об­ще­ствен­но­го строя, уров­ня раз­ви­тия науки и тех­ни­ки, куль­тур­но­го свое­об­ра­зия на­ро­да...

Ре­ли­гия внес­ла огром­ный вклад в со­зда­ние устой­чи­вых нрав­ствен­ных кри­те­ри­ев, опре­де­ля­ю­щих че­ло­ве­че­скую куль­ту­ру. При­ня­тие или от­ри­ца­ние, одоб­ре­ние или осуж­де­ние за­ни­ма­ют цен­траль­ное место в ре­ли­ги­оз­ной жизни, ибо это лежит в ос­но­ва­нии че­ло­ве­че­ской жизни и об­ще­ства в целом.

Но она шаг­ну­ла даль­ше и опи­са­ла при­ро­ду вре­ме­ни: дви­же­ние от про­шло­го через на­сто­я­щее к бу­ду­ще­му пе­ре­ста­ло быть про­кля­ти­ем, но стало зна­ме­ни­ем судь­бы. В одних ре­ли­ги­ях время рас­смат­ри­ва­ет­ся как цик­ли­че­ское, хотя че­ло­ве­че­ская жизнь про­те­ка­ет по ли­ней­но­му сце­на­рию. В дру­гих ре­ли­ги­ях время дви­жет­ся ли­ней­но от со­тво­ре­ния мира к его концу, хотя жизнь людей цик­ли­че­ски ор­га­ни­зо­ва­на во­круг еже­год­но по­вто­ря­ю­щих­ся со­бы­тий-вос­по­ми­на­ний.

Ре­ли­гия по­мо­га­ет че­ло­ве­ку пре­одо­леть жиз­нен­ный кри­зис, объ­яс­няя смысл его жизни. Ре­ли­гия, цер­ковь - это ин­сти­тут, ко­то­рый пред­ла­га­ет опре­делённые от­ве­ты на самые за­труд­ни­тель­ные во­про­сы о смыс­ле че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ство­ва­ния, о жизни и смер­ти. Ре­ли­гия учит, что добро, а не бо­гат­ство - ис­тин­ный кри­те­рий веч­ной жизни.

Ока­зы­ва­ет­ся, у бед­ных и бо­га­тых раз­ные церк­ви и секты. Низ­шие клас­сы, стра­да­ю­щие от эко­но­ми­че­ско­го не­ра­вен­ства, тя­нут­ся не к офи­ци­аль­ной ре­ли­гии, а к мно­го­чис­лен­ным сек­там. Они взы­ва­ют к угнетённым и дают им на­деж­ду на то, что на небе они спол­на по­лу­чат ком­пен­са­цию за свои стра­да­ния. В от­ли­чие от них тра­ди­ци­он­ные ре­ли­гии апел­ли­ру­ют ско­рее к бла­го­по­луч­ным и до­бив­шим­ся успе­ха граж­да­нам, ко­то­рые стра­да­ют не от эко­но­ми­че­ских кри­зи­сов, а от дру­гих не­сча­стий, на­при­мер от оди­но­че­ства. В обыч­ной церк­ви они на­хо­дят еди­не­ние, эмо­ци­о­наль­ную под­держ­ку и не­об­хо­ди­мый круг об­ще­ния.

Ре­ли­гия - осо­бый агент и ин­сти­тут со­ци­а­ли­за­ции. Ре­ли­гия всту­па­ет в осо­бен­но до­ве­ри­тель­ный кон­такт с ду­хов­ным миром че­ло­ве­ка. Она свя­зы­ва­ет ин­ди­ви­да с та­ки­ми веч­ны­ми и об­ще­че­ло­ве­че­ски­ми цен­но­стя­ми, ко­то­рые не за­ви­сят от от­дель­ной груп­пы, семьи, нации, стра­ны...

Ре­ли­гия - это не толь­ко си­сте­ма идей и цен­но­стей, но и опре­делённая прак­ти­ка и ри­ту­ал. По­это­му у неё есть фор­маль­ная ор­га­ни­за­ция. В любой ре­ли­ги­оз­ной ор­га­ни­за­ции су­ще­ству­ет ка­те­го­рия лиц, про­фес­си­о­наль­но по­свя­тив­ших себя ре­ли­гии - это свя­щен­ни­ки, ведь­мы, ша­ма­ны, имамы, рав­ви­ны, мо­на­хи и др. Они фор­ми­ру­ют долж­ност­ную и фор­маль­ную иерар­хию, учре­жда­ют устав и пра­ви­ла по­ве­де­ния, осу­ществ­ляя еже­днев­ный кон­троль за их ис­пол­не­ни­ем. Ре­ли­гия как ду­хов­ный ин­сти­тут по­мо­га­ет че­ло­ве­ку ре­шить веч­ные про­бле­мы добра и зла, су­ще­ство­ва­ния за­гроб­но­го мира, ко­неч­но­сти и бес­ко­неч­но­сти че­ло­ве­че­ско­го бытия, связи посю- и по­ту­сто­рон­не­го мира, смыс­ла жизни и от­ве­тить на дру­гие во­про­сы, на ко­то­рые не спо­соб­на от­ве­тить наука.

(А.И. Кра­вчен­ко)

22. При­ве­ди­те три ав­тор­ские ха­рак­те­ри­сти­ки роли (функ­ций) ре­ли­гии в жизни людей. Опи­ра­ясь на зна­ние курса, со­ци­аль­ный опыт и прак­ти­ку, при­ве­ди­те соб­ствен­ный при­мер, ил­лю­стри­ру­ю­щий ду­хов­ную роль ре­ли­гии.

23. Автор пишет: «Ре­ша­е­мые ре­ли­ги­ей во­про­сы яв­ля­ют­ся фун­да­мен­таль­ны­ми, или ко­неч­ны­ми». При­ве­ди­те, опи­ра­ясь на текст, ос­но­вы­ва­ясь на зна­ни­ях кур­сов ис­то­рии и об­ще­ство­ве­де­ния, на лич­ном опыте, два при­ме­ра во­про­сов, рас­смат­ри­ва­е­мых и ре­ша­е­мых в ре­ли­гии. При­ве­ди­те из­вест­ные Вам от­ве­ты на эти во­про­сы.

24. Автор от­ме­ча­ет, что «у бед­ных и бо­га­тых раз­ные церк­ви и секты. Низ­шие клас­сы, стра­да­ю­щие от эко­но­ми­че­ско­го не­ра­вен­ства, тя­нут­ся не к офи­ци­аль­ной ре­ли­гии, а к мно­го­чис­лен­ным сек­там. Они взы­ва­ют к угнетённым и дают им на­деж­ду на то, что на небе они спол­на по­лу­чат ком­пен­са­цию за свои стра­да­ния». Вы­ра­зи­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции ав­то­ра. Опи­ра­ясь на зна­ния кур­сов об­ще­ст­во­зна­ния и ис­то­рии, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние за­яв­лен­ной Вами по­зи­ции (со­гла­сие либо не­со­гла­сие).

25. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «эко­но­ми­че­ская си­сте­ма»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию об эко­но­ми­че­ской си­сте­ме.

26. Ста­тья 21 Кон­сти­ту­ции РФ ука­зы­ва­ет: «До­сто­ин­ство лич­но­сти охра­ня­ет­ся го­су­дар­ством». Про­ил­лю­стри­руй­те тремя при­ме­ра­ми ре­а­ли­за­цию дан­но­го права в Рос­сии.

27. В своде обыч­но­го права сред­не­ве­ко­вой Фран­ции ука­зы­ва­лось: «Сле­ду­ет знать, что людям на­ше­го века из­вест­ны три со­сто­я­ния. Пер­вое - это знат­ное. Вто­рое - со­сто­я­ние сво­бод­ных по про­ис­хож­де­нию людей, рождённых сво­бод­ной ма­те­рью. Тре­тье - кре­пост­ное со­сто­я­ние людей. Между пра­ва­ми дво­рян и дру­гих людей су­ще­ству­ет боль­шая раз­ни­ца». Какая сфера об­ще­ствен­ной жизни нашла своё от­ра­же­ние в этих пра­во­вых уста­нов­ле­ни­ях? Какой ис­то­ри­че­ский тип стра­ти­фи­ка­ции за­фик­си­ро­ван этими нор­ма­ми? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, ука­жи­те любые три кри­те­рия стра­ти­фи­ка­ции со­вре­мен­но­го об­ще­ства.

28. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Граж­дан­ство в РФ». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

29. Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (за­тро­ну­тую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к по­зи­ции, за­ня­той ав­то­ром; обос­нуй­те это от­но­ше­ние.

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния , по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия , а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт .

C9.1 Фи­ло­со­фия: «Че­ло­век дол­жен не­по­ко­ле­би­мо ве­рить, что не­по­сти­жи­мое по­сти­жи­мо, иначе он ни­че­го не смо­жет ис­сле­до­вать» (Иоганн Вольф­ганг Гёте).

C9.2 Со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия, со­цио­ло­гия: «Даль­ше всех уйдёт тот, кто не усту­па­ет рав­но­му себе, со­хра­ня­ет до­сто­ин­ство в от­но­ше­ни­ях к силь­ней­шим и умеет сдер­жи­вать себя по от­но­ше­нию к без­за­щит­ным» (Фу­ки­дид).

C9.3 Эко­но­ми­ка: «Биз­нес - увле­ка­тель­ней­шая игра, в ко­то­рой мак­си­мум азар­та со­че­та­ет­ся с ми­ни­му­мом пра­вил» (Б. Гейтс).

C9.4 По­ли­то­ло­гия: «Ни одно пра­ви­тель­ство не может счи­тать себя по- на­сто­я­ще­му в без­опас­но­сти там, где не су­ще­ству­ет вли­я­тель­ной оп­по­зи­ции» (Бен­джа­мин Диз­ра­эли).

C9.5 Пра­во­ве­де­ние: «На­ка­за­ние не может быть веч­ным, но вина пре­бы­ва­ет вовек» (из­ре­че­ние из рим­ско­го права).