Демоверсия. Готовимся к ЕГЭ
Материал поможет подготовить учащихся к ЕГЭ по обществознанию.
Унжакова Нина Борисовна, учитель истории и обществознания, классный руководитель МАОУ "Лицей" Технический" г.Владивосток"
Описание разработки
1. За-пи-ши-те слово, про-пу-щен-ное в таб-ли-це.
На-блю-де-ние.
Це-ле-на-прав-лен-ный про-цесс вос-при-я-тия яв-ле-ний окру-жа-ю-ще-го мира, пред-ме-тов дей-стви-тель-но-сти.
Вы-дви-же-ние...
Вы-дви-же-ние до-га-док, пред-по-ло-же-ний для объ-яс-не-ния фак-тов, не укла-ды-ва-ю-щих-ся в су-ще-ству-ю-щие тео-рии.
2. Най-ди-те по-ня-тие, ко-то-рое яв-ля-ет-ся обоб-ща-ю-щим для всех осталь-ных по-ня-тий пред-став-лен-но-го ниже ряда. За-пи-ши-те это слово (сло-во-со-че-та-ние).
взгля-ды; ми-ро-воз-зре-ние; пред-став-ле-ния; иде-а-лы; цен-ност-ные уста-нов-ки.
3. Ниже при-ведён ряд тер-ми-нов. Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, от-но-сят-ся к ис-точ-ни-кам права.
Най-ди-те два тер-ми-на, «вы-па-да-ю-щих» из об-ще-го ряда, и за-пи-ши-те в ответ цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.
1) пра-во-вой ста-тус;
2) кон-сти-ту-ция стра-ны;
3) пра-во-вой обы-чай;
4) по-ста-нов-ле-ния пра-ви-тель-ства;
5) закон ;
6) по-ли-ти-че-ское уча-стие.
4. Вы-бе-ри-те вер-ные суж-де-ния о со-от-но-ше-нии сво-бо-ды, не-об-хо-ди-мо-сти и от-вет-ствен-но-сти в де-я-тель-но-сти че-ло-ве-ка и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.
1) Мно-го-об-ра-зие вы-бо-ра огра-ни-чи-ва-ет сво-бо-ду в де-я-тель-но-сти че-ло-ве-ка.
2) Одним из про-яв-ле-ний не-об-хо-ди-мо-сти в де-я-тель-но-сти че-ло-ве-ка вы-сту-па-ют объ-ек-тив-ные за-ко-ны раз-ви-тия при-ро-ды.
3) От-вет-ствен-ность че-ло-ве-ка по-вы-ша-ет-ся в усло-ви-ях огра-ни-чен-но-го вы-бо-ра стра-те-гий по-ве-де-ния в опре-де-лен-ных си-ту-а-ци-ях.
4) Не-огра-ни-чен-ная сво-бо-да яв-ля-ет-ся без-услов-ным бла-гом для че-ло-ве-ка и об-ще-ства.
5) Го-тов-ность че-ло-ве-ка оце-ни-вать свои дей-ствия с точки зре-ния их по-след-ствий для окру-жа-ю-щих слу-жит одним из про-яв-ле-ний чув-ства от-вет-ствен-но-сти.
5. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между ха-рак-тер-ны-ми чер-та-ми и уров-ня-ми на-уч-но-го по-зна-ния: к каж-дой по-зи-ции, дан-ной в пер-вом столб-це, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию из вто-ро-го столб-ца.
А) на-блю-де-ние;
Б) фор-му-ли-ро-ва-ние на-уч-ных за-ко-нов;
В) экс-пе-ри-мент;
Г) вы-ве-де-ние ло-ги-че-ских след-ствий;
Д) клас-си-фи-ка-ция.
1) эм-пи-ри-че-ский;
2) тео-ре-ти-че-ский.
6. Ки-рил-лу 16 лет. Най-ди-те в при-ведённом спис-ке со-ци-аль-ные ха-рак-те-ри-сти-ки Ки-рил-ла. За-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.
1) У Ки-рил-ла свет-лые во-ло-сы и го-лу-бые глаза.
2) Рост Ки-рил-ла — 180 см.
3) Ки-рилл по-мо-га-ет ро-ди-те-лям уха-жи-вать за боль-ной ба-буш-кой.
4) Ки-рилл — санг-ви-ник по тем-пе-ра-мен-ту.
5) Ки-рилл — доб-рый и от-зыв-чи-вый че-ло-век.
6) Ки-рилл хо-ро-шо учит-ся в школе.
7. Вы-бе-ри-те вер-ные суж-де-ния об эко-но-ми-ке как науке и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.
1) Одним из пред-ме-тов изу-че-ния мак-ро-эко-но-ми-ки яв-ля-ют-ся про-бле-мы вза-и-мо-дей-ствия по-тре-би-те-лей и про-из-во-ди-те-лей в усло-ви-ях рынка.
2) Мик-ро-эко-но-ми-ка изу-ча-ет роль го-су-дар-ства в ре-гу-ли-ро-ва-нии эко-но-ми-ки.
3) Эко-но-ми-ка как наука изу-ча-ет спо-со-бы хо-зяй-ство-ва-ния, от-но-ше-ния между хо-зяй-ству-ю-щи-ми субъ-ек-та-ми.
4) Уче-ные изу-ча-ют как общие за-ко-но-мер-но-сти функ-ци-о-ни-ро-ва-ния эко-но-ми-ки, так и ло-каль-ные про-бле-мы ве-де-ния ры-ноч-но-го хо-зяй-ства.
5) Эко-но-ми-ка как наука за-ро-ди-лась в ан-тич-ные вре-ме-на.
8. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между про-яв-ле-ни-я-ми раз-ви-тия и пу-тя-ми эко-но-ми-че-ско-го роста : к каж-дой по-зи-ции, дан-ной в пер-вом столб-це, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию из вто-ро-го столб-ца.
Весь материал - в документе.
Содержимое разработки
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
взгляды; мировоззрение; представления; идеалы; ценностные установки.
3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
4. Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.
2) Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.
3) Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.
4) Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.
5) Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.
5. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
6. Кириллу 16 лет. Найдите в приведённом списке социальные характеристики Кирилла. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У Кирилла светлые волосы и голубые глаза. | 2) Рост Кирилла - 180 см. |
3) Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой. | 4) Кирилл - сангвиник по темпераменту. |
5) Кирилл - добрый и отзывчивый человек. | 6) Кирилл хорошо учится в школе. |
7. Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одним из предметов изучения макроэкономики являются проблемы взаимодействия потребителей и производителей в условиях рынка.
2) Микроэкономика изучает роль государства в регулировании экономики.
3) Экономика как наука изучает способы хозяйствования, отношения между хозяйствующими субъектами.
4) Ученые изучают как общие закономерности функционирования экономики, так и локальные проблемы ведения рыночного хозяйства.
5) Экономика как наука зародилась в античные времена.
8. Установите соответствие между проявлениями развития и путями экономического роста: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ | ПУТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА |
A) открытие месторождений полезных ископаемых Б) научная организация труда B) рост профессионального мастерства работников Г) использование более совершенного оборудования Д) привлечение дополнительных работников | 1) экстенсивный путь 2) интенсивный путь |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
9. Фирма Y оказывает услуги по наружной и внутренней уборке помещений. Найдите в приведённом ниже списке примеры постоянных издержек фирмы Y и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) издержки на приобретение моющих средств
2) арендная плата за офис фирмы
3) издержки на выплату окладов работникам административного аппарата
4) издержки на погашение процентов по ранее взятому кредиту
5) издержки на выплату сдельной заработной платы рабочих
6) оплата электроэнергии
10.
1) Голосование проводится по спискам политических партий.
2) Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.
3) Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.
4) Предусмотрено голосование по одномандатным округам.
5) Граждане голосуют прежде всего за программы партий, а не за конкретных людей.
6) Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за партию на выборах.
14. Установите соответствие между функциями и государственными институтами или должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ | ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО |
А) назначает выборы Президента РФ Б) издаёт указы и распоряжения В) решает вопрос о доверии Правительству Г) возглавляет государство Д) представляет государство в международных отношениях | 1) Президент РФ 2) Совет Федерации 3) Государственная Дума РФ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
15. Государство Z возглавляет харизматический лидер. Какие черты свойственны данному типу политического лидерства? Запишите цифры, под которыми эти черты указаны.
1) лидерство основывается на традициях
2) лидерство осуществляется на основе законов, принятых современным демократическим обществом
3) лидера отличают риторические и коммуникативные способности, артистизм
4) граждане наделяют лидера исключительными, выдающимися качествами вождя
5) лидер заряжает своей энергией окружающих
6) лидерство основывается на привычке граждан к подчинению
16. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры в порядке возрастания , под которыми они указаны.
1) декларировать свои доходы
2) бережно относиться к природным богатствам
3) платить законно установленные налоги
4) свидетельствовать в суде
5) определять свою национальную принадлежность
6) участвовать в общественно-политической деятельности
17. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
18. В конце 90-х годов вышел закон, согласно которому администрация предприятий обязана была увольнять работников пенсионного возраста, имевших трудовой стаж, достаточный для получения полной пенсии. Несколько уволенных на этой основе пенсионеров за восстановлением своих прав обратились в
1) Европейский Суд по правам человека
2) Верховный Суд
3) Арбитражный Суд
4) Конституционный Суд
19. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Этнос – межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общими языком, культурой и самосознанием. (Б) В современном мире существуют сотни этносов. (В) Для возникновения этноса едва ли нужны другие условия, кроме общности территории и языка. (Г) Некоторые этносы сформировались из разноязычных элементов, складывались и закреплялись на разных территориях в процессе миграции. (Д) Миграция - перемещение населения с целью изменения места жительства.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы______(А) и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Президента страны избирают внепарламентским путём: или всенародным________(Б) (как, например, в Аргентине), или коллегией выборщиков (как, скажем, в США). Это обеспечивает независимость источника________(В) президента от парламента. Президент получает также право_______(Г) в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой______(Д). Но если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов -2/3 в обеих палатах - проголосует за него, то проект становится законом, обретает_________(Е), невзирая на мнение президента. Не вправе президент и распустить парламент».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов:
1) юридическая сила | 3) отлагательное вето |
|
4) законопроект | 5) государство | 6) форма правления |
7) голосование | 8) политика | 9) законодательный |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Решаемые религией вопросы являются фундаментальными, или конечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа...
Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую культуру. Принятие или отрицание, одобрение или осуждение занимают центральное место в религиозной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и общества в целом.
Но она шагнула дальше и описала природу времени: движение от прошлого через настоящее к будущему перестало быть проклятием, но стало знамением судьбы. В одних религиях время рассматривается как циклическое, хотя человеческая жизнь протекает по линейному сценарию. В других религиях время движется линейно от сотворения мира к его концу, хотя жизнь людей циклически организована вокруг ежегодно повторяющихся событий-воспоминаний.
Религия помогает человеку преодолеть жизненный кризис, объясняя смысл его жизни. Религия, церковь - это институт, который предлагает определённые ответы на самые затруднительные вопросы о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Религия учит, что добро, а не богатство - истинный критерий вечной жизни.
Оказывается, у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетённым и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию за свои страдания. В отличие от них традиционные религии апеллируют скорее к благополучным и добившимся успеха гражданам, которые страдают не от экономических кризисов, а от других несчастий, например от одиночества. В обычной церкви они находят единение, эмоциональную поддержку и необходимый круг общения.
Религия - особый агент и институт социализации. Религия вступает в особенно доверительный контакт с духовным миром человека. Она связывает индивида с такими вечными и общечеловеческими ценностями, которые не зависят от отдельной группы, семьи, нации, страны...
Религия - это не только система идей и ценностей, но и определённая практика и ритуал. Поэтому у неё есть формальная организация. В любой религиозной организации существует категория лиц, профессионально посвятивших себя религии - это священники, ведьмы, шаманы, имамы, раввины, монахи и др. Они формируют должностную и формальную иерархию, учреждают устав и правила поведения, осуществляя ежедневный контроль за их исполнением. Религия как духовный институт помогает человеку решить вечные проблемы добра и зла, существования загробного мира, конечности и бесконечности человеческого бытия, связи посю- и потустороннего мира, смысла жизни и ответить на другие вопросы, на которые не способна ответить наука.
(А.И. Кравченко)
22. Приведите три авторские характеристики роли (функций) религии в жизни людей. Опираясь на знание курса, социальный опыт и практику, приведите собственный пример, иллюстрирующий духовную роль религии.
23. Автор пишет: «Решаемые религией вопросы являются фундаментальными, или конечными». Приведите, опираясь на текст, основываясь на знаниях курсов истории и обществоведения, на личном опыте, два примера вопросов, рассматриваемых и решаемых в религии. Приведите известные Вам ответы на эти вопросы.
24. Автор отмечает, что «у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетённым и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию за свои страдания». Выразите своё отношение к позиции автора. Опираясь на знания курсов обществознания и истории, приведите два аргумента в обоснование заявленной Вами позиции (согласие либо несогласие).
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономическая система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономической системе.
26. Статья 21 Конституции РФ указывает: «Достоинство личности охраняется государством». Проиллюстрируйте тремя примерами реализацию данного права в России.
27. В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое - это знатное. Второе - состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью. Третье - крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница». Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.
28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Гражданство в РФ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .
C9.1 Философия: «Человек должен непоколебимо верить, что непостижимое постижимо, иначе он ничего не сможет исследовать» (Иоганн Вольфганг Гёте).
C9.2 Социальная психология, социология: «Дальше всех уйдёт тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях к сильнейшим и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным» (Фукидид).
C9.3 Экономика: «Бизнес - увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил» (Б. Гейтс).
C9.4 Политология: «Ни одно правительство не может считать себя по- настоящему в безопасности там, где не существует влиятельной оппозиции» (Бенджамин Дизраэли).
C9.5 Правоведение: «Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек» (изречение из римского права).