«Пурга» (1935) — корабль предназначался для охранения крупных кораблей эскадр флота на переходах морем. Пограничный корабль «Пурга Пограничный сторожевой корабль пурга 1989 год камчатка

Пограничный сторожевой корабль проекта 52 "Пурга"
Проект
Страна
Изготовители
Годы постройки 1938-1957
Запланировано 1
Построено 1
В строю 0
Отправлено на слом 1
Основные характеристики
Водоизмещение 3165 тонн (полное - 3819 тонн)
Длина 95,3 м
Ширина 15,1 м
Осадка 5,37 м
Двигатели 6 дизелей "37-Д" работающих на три вала
Мощность наибольшая: 12000 л. с.
Скорость хода полная - 17 узлов ;
экономическая - 10 узлов
Дальность плавания 12588 миль при экономическом ходе
Автономность плавания 35 суток
Экипаж 250 человек
Вооружение
Радиолокационное вооружение РЛС «Риф», НРЛС «Рым-1»
Артиллерия 4×1 100-мм
Зенитная артиллерия 6×2 37-мм
Противолодочное вооружение ГАС «Тамир-5», 4 бомбомёта (БМБ-2), 70 ГБ
Минно-торпедное вооружение 30 мин

«Пурга» - пограничный сторожевой корабль (СКР) ледового класса, единственный представитель проекта 52.

Ледовые качества корабля проекта 52 «Пурга» обеспечивались повышенной прочностью корпуса (например, толщина обшивки ледового пояса 25 мм), формой форштевня, наличием носового и кормового дифферентных отсеков и бортовых креновых цистерн. Гребные винты, как обычно у ледоколов, изготавливались из качественной стали и имели съёмные лопасти.

История строительства

Проектирование пограничного сторожевого корабля, способного действовать во льдах, началось в рамках программы «крупного морского судостроения» 1936 г. Проект в 1937 – 1938 гг. разработало ЦКБ-32 (ныне – «Балтсудопроект») по заказу Морпогранохраны НКВД. 17 декабря 1938 г. корабль заложили на заводе «Судомех» (ныне – Северная площадка «Адмиралтейских верфей»), а 24 апреля 1941 г. он сошёл на воду. Его вступление в строй планировалось в том же году. Но с началом войны строительство сторожевика, имевшего готовность 28%, прекратили, а недостроенный корабль законсервировали. Постройка была возобновлена лишь в 1951 г. и продолжалась около пяти лет. Ледокольный корабль «Пурга» вступил в строй 31 марта 1957 г.

История службы

В 1957 – 1959 гг. служба «Пурги» проходила на Севере. В этот период пограничный корабль задержал несколько иностранных судов, занимавшихся незаконным промыслом. Летом 1959 г. «Пурга» Северным морским путём перешла на Дальний Восток и стала базироваться на Петропавловск-Камчатский. За время службы корабль прошёл 411 386 миль и задержал 26 иностранных судов - нарушителей границы. 16 марта 1990 г. на «Пурге» торжественно спустили флаг и гюйс. Ветераны морской пограничной охраны предлагали организовать на её борту музей, но всё же заслуженный корабль был продан на слом за границу.

История службы сторожевых кораблей типа «Ураган » на первый взгляд неприметна. Им не довелось участвовать в классических морских сражениях, выходить в лихие торпедные атаки, уничтожать вражеские надводные или подводные лодки. Обошли их стороной и высокие награды.

Восемнадцать сторожевых кораблей «дивизиона плохой погоды» воевали на всех четырех флотах, но остались в тени своих более крупных собратьев. В исторической литературе сторожевые корабли упоминаются нечасто, создавая впечатление, будто эти корабли вовсе не участвовали в Великой Отечественной войне и большую часть времени отстаивались в военно-морских базах, но на самом деле все было не так. Сторожевые корабли типа «Ураган » стали настоящими «рабочими лошадками» советского флота, без устали выполнявшие сложную и полную опасностей работу: несли дозорную службу, охраняли конвои, обстреливали вражеские укрепления и отражали воздушные атаки.

сторожевые корабли типа «Ураган» проекта 2

26 ноября 1926 года Военным Советом СССР была утверждена шестилетняя программа военно-морского судостроения первой и второй очереди, в которой, кроме подводных лодок и торпедных катеров предусматривалось строительство 18 сторожевых кораблей для Балтийского и Черноморского флота. Предназначением этих кораблей было обеспечение охранения соединения от атак , и авиации неприятеля, ведение дозорной и разведочной службы, постановка минных заграждений, а также конвоирование транспортных судов. Кроме того появление на сторожевых кораблях этого типа торпедного вооружения существенно увеличило их боевую устойчивость при встрече с крупными кораблями противника.

В ноябре 1926 года разработкой проектно-технической документации головного сторожевого корабля занялась группа судостроителей Северной судостроительной верфи в Ленинграде. Руководителем проекта был назначен заместитель заведующего отделом военного судостроения В.А. Никитин.

Сторожевые корабли первой серии были заложены на судостроительной верфи в Ленинграде 13 августа 1927 года и в этом же году, но 24 октября - на судостроительном заводе в Николаеве. Ленинградцы, учитывая небольшой спусковой вес корпусов этих судов, вели строительство на горизонтальных стапелях с боковым спуском на воду на четырех дорожках. В Николаеве корабли были заложены на продольных стапелях, на которых когда-то строились легендарные типа «Новик».

Головной сторожевой корабль «Ураган » вошёл в состав Военно-Морского Флота СССР 12 сентября 1931 года. В ходе ходовых испытаний этот небольшой корабль продемонстрировал прекрасные мореходные качества. Его скорость полного хода составила 26 узлов. Эту возможность кораблю дала новейшая паротурбинная силовая установка развивающая мощность до 6400 л. с. При ее разработке советские кораблестроители впервые применили турбозубчатые агрегаты, включающие в себя турбины высокого и низкого давления с частотой вращения до 8400 оборотов в минуту.

Сторожевой корабль «Ураган » был вооружен двумя 102 мм артиллерийскими орудиями, тремя полуавтоматическими 45 мм орудиями и трехтрубным торпедным аппаратом для пуска торпед и глубинных бомб. Для обеспечения проводки через вражеские минные заграждения сторожевые корабли использовали два комплекта типа К-1.

сторожевой корабль «Ураган»

сторожевой корабль «Вихрь»

сторожевой корабль «Пурга»

Как уже было сказано выше, часть сторожевых кораблей входила в состав Балтийского флота. Они сформировали Ладожскую военную флотилию. И бесспорно, самым знаменитым кораблем этой флотилии времен Великой Отечественной войны стал сторожевой корабль «Пурга ». В 1941-1942 годах под его охраной в блокадный Ленинград было доставлено более одного миллиона тонн грузов и эвакуировано почти 900 тысяч человек.

Сторожевой корабль «Пурга » считался лучшим сторожевым кораблем советского флота. Благодаря боевым и техническим характеристикам в 1941 году сторожевик стал флагманом Ладожской флотилии. Его задачей было обеспечить безопасность так называемой Дороги жизни.

сторожевой корабль «Пурга» подлинные фотографии и иллюстрации



В период блокады судьба Ленинграда зависела от Ладожской военной флотилии. В сложившейся ситуации была весьма сложной: со станции Волховстрой вагоны подавались на пристань Гостинополье. Оттуда грузы по Волхову доставляли на речных баржах в Новую Ладогу, где перегружали на озерные баржи, следовавшие в Осиновец на западном берегу озера. Здесь совершалась еще одна перевалка - из барж в вагоны для доставки в Ленинград. 12 сентября 1941 года в Осиновец прибыли две баржи, доставившие 800 тонн зерна. Это был первый рейс с грузами для осажденного города. В тот же день сторожевой корабль «Пурга » доставил в Осиновец 60 тонн боеприпасов.

Перевозки по озеру проходили в неимоверно трудных условиях. Ладога, тихая и безобидная в ясную погоду, осенью становится неузнаваемой: ветер порой достигает силы 10 баллов, поднимая огромные волны, опасные даже для судов озерного типа. Для перевозок по озеру в спешном порядке были собраны все суда, какие только можно было собрать.

Всего за осеннюю навигацию 1941 года на восточный берег Ладожского озера было доставлено более 20000 солдат и офицеров, а из Ленинграда эвакуировано более 33500 человек. На западный берег Ладожского озера было перевезено около 60 тысяч тонн различных грузов, в том числе 4500 винтовок, 1000 пулеметов, около 10000 снарядов и прочее вооружение.

31 августа 1942 года капитан сторожевика Иван Горовой получил необычный приказ - экипаж должен обеспечить артподготовку левого берега Ладоги для проведения Синявенской операции. Сторожевой корабль «Пурга » прибыл в указанный район. Провел в указанном квадрате стрельбы и ушел в район банки Железница на ночевку. Утром 1 сентября корабль вышел обратно, взяв курс на военно-морскую базу Осиновец, но через полчаса хода военное судно было атаковано «юнкерсами». Две мощные авиационные бомбы взорвались у бортов, а третья угадила в центральную часть палубы, взорвавшись которая, практически расколола корабль на две части. За несколько минут легендарный сторожевик скрылся под водой, унеся с собой жизнь одиннадцати членов экипажа. Выживших подобрала канонерская лодка «Нора ».

О сторожевом корабле «Пурга » и его команде написано практически во всех исторических справочниках, но только недавно российским исследователям удалось сделать открытие, которое опровергло все известные сведения о корабле. Оказывается, что он все еще лежит на дне Ладоги, хотя вот уже много лет все историки считают, что СКР «Пурга » был поднят со дна озера.

Долгое время все военно-морские историки были убеждены - после гибели сторожевик был поднят, а его вооружение было демонтировано и отправлено на переплавку. Однако современные исследователи нашли документы, в которых сказано, что военный корабль до сих пор лежит на дне Ладоги. Чтобы окончательно подтвердить это на озеро была организована экспедиция.

Ученые из Санкт-Петербурга на исследовательском судне «Картеш » отправились на поиски, пройдя около 50 миль от устья Невы к месту гибели сторожевика вблизи Осиновецкого маяка. Именно здесь согласно картам лежит СКР «Пурга». После обследования заданного квадрата гидролокатором ученым удалось обнаружить на экранах затонувшее судно, но это были всего лишь останки самоходной баржи типового проекта, на которой перевозили боеприпасы для сухопутных войск. Разочаровавшись, исследователи уже покинули район, но вдруг гидролокатор на экране показал еще один объект. Водолазы незамедлительно осмотрели дно, и практически сразу свет фонарей упал сначала на якорь, а затем и на нос сторожевого корабля. На этот раз сомнений не было. Все детали корпуса соответствовали тому, какие были на сторожевике проекта 2 - высокий борт и острый нос.

Обломки сторожевого корабля разбросаны на площади около 1 гектара. Корпус сторожевого корабля «Пурга» находится в таком состоянии, что исследователи не нашли ни одного помещения, которое сохранило бы элементы помещения. Хорошо сохранились только нос и капитанский мостик. Искореженный остов корабля, останки корабельных машин, куски труб, одним словом груда обломков - примерно так выглядит сторожевой корабль «Пурга » сегодня.

Почти 70 лет в большинстве документах утверждалось, что сторожевой корабль «Пурга» был поднят, но подводная экспедиция доказала. что корабль и сегодня находится на дне. Как такое могло произойти? Объяснение этому есть.

Действительно в 1943 году корабль был поднят, а вернее с его борта были демонтированы уцелевшие узлы и вооружение. Мало того водолазам удалось поднять на поверхность корму судна и отбуксировать ее в порт. Остальные части корабля остались лежать на дне. Силовая установка и некоторые механизмы сторожевика «Пурга» были переданы и установлены на однотипный корабль «Вихрь » из состава «дивизиона плохой погоды».

Военные эксперты утверждают, что на дне Ладожского озера еще лежат десятки военных судов с останками боеприпасов и оружия, большая их часть затоплена в районе Дороги Жизни и только сейчас подводные исследователи начинают тщательно изучать все эти объекты. Возможно, исследования приведут к тому, что человечество по-новому сможет взглянуть на оборону Ленинграда.


Технические характеристики сторожевого корабля «Пурга»:
Водоизмещение - 400 тонн;
Длина - 70 м;
Ширина - 7,1;
Осадка - 1,9 м;
Силовая установка - паротурбинная;
Скорость хода - 29 узлов;
Вооружение:
Орудие 102 мм - 2;
Автомат системы «Виккерс» 40 мм - 3;
Крупнокалиберные пулеметы - 3;
Торпедный аппарат 450 мм - 1 (трехтрубный);

Проектирование пограничного сторожевого корабля, способного действовать во льдах, началось в рамках программы «крупного морского судостроения» в 1936 году. В 1937 – 1938 гг. ЦКБ-32 (ныне – «Балтсудопроект») по заказу Морпогранохраны НКВД разработало проекта 52. 17 декабря 1938 г. корабль проекта 52 «Пурга» заложили на заводе «Судомех» (ныне – Северная площадка «Адмиралтейских верфей»), а 24 апреля 1941 г. он сошёл на воду. Его вступление в строй планировалось в том же году. Но с началом войны строительство сторожевика, имевшего готовность 28%, прекратили, а недостроенный корабль законсервировали. Постройка была возобновлена лишь в 1951 г. и продолжалась около пяти лет. Ледокольный корабль «Пурга» вступил в строй 31 марта 1957 г.


Ледовые качества корабля проекта 52 «Пурга» обеспечивались повышенной прочностью корпуса (например, толщина обшивки ледового пояса 25 мм), формой форштевня, наличием носового и кормового дифферентных отсеков и бортовых креновых цистерн. Гребные винты, как обычно у ледоколов, изготавливались из качественной стали и имели съёмные лопасти.

В 1957 – 1959 гг. служба «Пурги» проходила на Севере. В этот период пограничный корабль задержал несколько иностранных судов, занимавшихся незаконным промыслом. Летом 1959 г. «Пурга» Северным морским путём перешла на Дальний Восток и стала базироваться на Петропавловск-Камчатский. За время службы корабль прошёл 411 386 миль и задержал 26 иностранных судов - нарушителей границы. 16 марта 1990 г. на «Пурге» торжественно спустили флаг и гюйс. Ветераны морской пограничной охраны предлагали организовать на её борту музей, но всё же заслуженный корабль был продан на слом за границу.


Тактико-технические данные ПСКР «Пурга»:
Водоизмещение, т: стандартное – 3165, полное – 3958;
Размеры, м: длина - 95,5; ширина - 15,1; осадка - 5,7;
Силовая установка: 3х3200 л. с., электродвигатели, 3 ВФШ;
Скорость полного хода, уз: 17;
Дальность плавания: 8500 миль (10 уз.), 3467 миль (17 уз.);
Автономность, сут.: 35;
Вооружение: 4х1 100-мм Б-34УСМА (1094 выстрела) – ПУС «Сфера-50»; 6х2 37-мм В-11М (14000 выстрелов); 4 БМБ-2 (70 ГБ); 30 мин КБ
Бронирование, мм: рубка – 8;
РТВ: РЛС «Риф», НРЛС «Рым-1», аппаратура госопознавания – запросчик «Никель», ответчик «Хром», ГАС «Тамир-5»;
Экипаж, чел: 250

Оскар ФАСОЛЬКО,
ветеран погранвойск

Флагман пограничного флота

Ледокольный корабль «Пурга» вступил в строй 31 марта 1957 г. а и в течение 33 лет охранял морские границы СССР. Интерес к этому самому крупному и уникальному во многих отношениях кораблю вызван не только славным боевым прошлым, но и историей многих поколений моряков-пограничников, прослуживших на нем.

Известно, что до Великой Отечественной войны границы Заполярья длительное время охранял сторожевой корабль «Пурга», который погиб при загадочных обстоятельствах в 1938 г. И по существующей на флоте традиции новый пограничный корабль, заложенный в декабре 1938 г., был назван так же «Пургой». На закладной доске, закрепленной на киле, был текст: «Корабль заложен в бытность Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И.В. Сталина, наркома внутренних дел Л.П. Берия».

Целевое назначение корабля - охрана северных морских границ, и в частности горла Белого моря, где в зимнее время иностранные суда вели незаконную добычу морского зверя. «Пурга» строилась в Ленинграде на заводе «Судомех», ныне «Адмиралтейские верфи», где, между прочим, в свое время были построены крейсер «Аврора» и атомный ледокол «Ленин».

«Пурга» была спущена на воду для последующего монтажа энергетического оборудования - сердца корабля - незадолго до начала войны. В годы блокады Ленинграда корабль стоял у берега Невы, закрывая своим корпусом крейсер «Киров» от разрывов вражеских снарядов, и получил при этом ряд повреждений.

Лишь в 1951 г., после переработки проекта корабля с учетом последних достижений в области морской техники, началась достройка «Пурги».

Ледовые качества корабля обеспечивались повышенной прочностью корпуса (например, толщина обшивки ледового пояса 25 мм), формой форштевня, наличием носового и кормового дифферентных отсеков и бортовых креповых цистерн. Гребные винты, как обычно у ледоколов, были изготовлены из качественной стали и имели съемные лопасти.

Следует также отметить значительную сложность и уникальность энергетической установки «Пурги». Впервые в мире на корабле для передачи мощности от главных двигателей на гребные винты использовались гидротрансформаторы, которые обеспечивали движение судна во льдах, а также реверсирование гребных валов (передний и задний ход). Ледовые качества превзошли проектные, поскольку «Пурга» успешно передвигалась во льдах толщиной около одного метра.

Согласно расписанию экипаж корабля в мирное время составлял 226 человек, из них 75 человек в составе электромеханической боевой части.

Формирование команды началось примерно за 1,5-2 года до вступления корабля в строй, поскольку личный состав всех боевых частей должен был освоить сложную технику, подготовиться к дальнему походу и к службе по охране морских границ.

Первым командиром «Пурги» был капитан 1 ранга Матвей Алексеевич Гончаров - бывалый и опытнейший моряк. Еще до войны он охранял дальневосточные морские границы. В штормовую погоду и в минуты опасности командир всегда был на мостике. И казалось, что здесь он мог находиться сутками, если того требовала ситуация. «Пурга» была его родным домом - даже на берег он сходил редко.

Первый старпом - капитан 3 ранга Н.М. Антонов, который затем в течение многих лет командовал «Пургой».

Командиры и офицеры боевых частей корабля В.П. Маричев, Г.Л. Минченко, М.Г. Егоров и другие также имели опыт флотской службы и были хорошими специалистами. Несколько позже командиром дивизиона движения был назначен я, автор этих строк, а командиром электротехнического дивизиона - Б.А. Григорьев.

На ходовые испытания «Пурга» вышла только в феврале 1957 г. Для нас, моряков, особенно для механиков, это был исторический момент, поскольку корабль теперь стал нам родным домом и словно живым существом. Испытания длились более месяца, после чего производились различного рода доработки и устранения дефектов по замечаниям личного состава. Но в целом, на что мы сразу обратили внимание, корабелы построили добротный корабль, снабдив его большим количеством запасных частей и материалов для длительных переходов.

Первый переход корабля из Ленинграда к месту дислокации - Кувшинская Салма - был очень интересным. Тогда, в разгар «холодной войны», наши боевые корабли не столь часто ходили в дальние походы, поэтому «Пурга» проследовала через Датский пролив под пристальным вниманием самолетов и кораблей НАТО. Самолеты летали над кораблем столь низко, что, казалось, вот-вот заденут мачты, а встречные корабли НАТО проходили параллельными курсами буквально в 10-12 метрах, приветствуя нас, играя «захождение». Когда проходили через проливы, хорошо были видны низкие зеленые берега Дании, стада коров и машущие нам дети.

В Заполярье служба корабля продолжалась недолго, но уже в первый выход «Пурги» во льды горла Белого моря были обнаружены и задержаны 6 иностранных шхун, занимавшихся незаконным промыслом тюленей. Появление пограничного корабля для них было полной неожиданностью. Шхуны были отконвоированы в одну из бухт, недалеко от нашей базы.

Летом 1959 г. «Пурга» прошла Северным морским путем на Дальний Восток. Этот переход еще раз подтвердил высокие мореходные качества корабля и хорошую выучку личного состава. Конечно, основная нагрузка легла на электромеханическую боевую часть, обеспечивающую движение корабля. Нормальный шум работы главных двигателей и других механизмов корабля для механиков был подобен музыке.

Во время этого перехода жестко ограничивалось потребление пресной воды для бытовых нужд. Какова же была радость личного состава, когда на одном из этапов нашего пути неожиданно обнаружилось, что за бортом вода слабосоленая, видимо в результате поступления огромных масс пресной воды из могучих сибирских рек. На корабле сразу же был объявлен банный день.

«Пурга» пришла к месту постоянного базирования - в бухту Соленое озеро (Петропавловск-Камчатский) - 9 сентября 1959 г. и затем более 30 лет охраняла морские границы от Чукотки до Южных Курил, находясь в оперативном подчинении командования войск Тихоокеанского пограничного округа.

Корабль в основном выполнял задачи охраны природных богатств и ресурсов, а также оказывал помощь сухопутным подразделениям, особенно в тяжелых зимних условиях.

Служба на «Пурге» была для моряков-пограничников суровой школой, требовавшей большой отдачи, а порой и героических усилий.

В сложных, а зачастую в экстремальных условиях проходили многочисленные задержания нарушителей границы с высадкой осмотровой группы во главе с помощником командира корабля капитаном 3 ранга М.Г. Егоровым.

Однажды во время сильного шторма вышло из строя рулевое управление «Пурги». Чтобы устранить неполадку, нужно было попасть в румпельное отделение. А это можно было сделать только через верхнюю палубу, на которую обрушивались огромные волны. С большим риском для жизни командир электротехнического дивизиона капитан-лейтенант Б.А. Григорьев все-таки пробрался в отделение и устранил неисправность.

В трудных ледовых и метеорологических условиях «Пурга» неоднократно оказывала помощь затертым во льдах и терпящим бедствие судам, прокладывала пути через льды от Магадана до Чукотки.

Во время длительного пребывания корабля на охране границы, которое затягивалось порой до пяти месяцев, личный состав был сильно ограничен в расходе пресной воды. По инициативе командира электромеханической боевой части капитана 3 ранга А.И. Скрысанова были произведены конструктивные изменения в системе обеспечения пресной водой. В результате запасы увеличились в четыре раза за счет возможности использования дифферентных и креновых отсеков.

Старший помощник командира корабля капитан 2 ранга Г.С. Кулышев вспоминает операции, которыми он руководил.

Однажды ранней весной прервалась связь с постом радиотехнического наблюдения Камчатской военной флотилии на мысе Африка (восточный берег Камчатки). После высадки поисковой группы в сложных условиях, при сильном волнении и в дрейфующих битых льдах, личный состав поста был обнаружен в бессознательном состоянии и доставлен на корабль. На «Пурге» им была оказана первая медицинская помощь, а затем спасенные люди были доставлены в больницу поселка Усть-Камчатск.

В районе острова Уташуд (юго-восточное побережье Камчатки), - рассказывает Г. Кулышев, - пограничная поисковая группа с собакой из-за продолжительного шторма оказалась в тяжелом положении: закончилось продовольствие, прервалась связь. Со скалистого берега на сильной прибойной волне группа была снята и доставлена в Петропавловск-Камчатский.

Или же такой пример. Глубокой осенью личному составу «Пурги» была поставлена задача - срочно доставить из Петропавловска-Камчатского на Чукотку, в бухту Провидения, несколько тонн аммонита для геологических работ. Аммонит был погружен в один из освобожденных от боезапаса артиллерийских погребов. В штормовую погоду в условиях сильного обледенения груз был доставлен по назначению.

Были случаи гибели японских рыболовецких шхун, выброшенных в штормовую погоду на скалы Курильских островов. Выживших и погибших японских рыбаков с большим риском доставляли на борт «Пурги». Корабельный врач Филиппенко оказывал пострадавшим первую помощь, после чего они передавались на японские полицейские корабли или торговые суда в согласованных с японскими властями точках Тихого океана.

Капитан 1 ранга В.И. Изергин, командовавший «Пургой» в течение 10 лет, вспоминает:

В феврале 1973 года корабль был направлен в район южных Курил, где образовались скопления льда у Малой Курильской гряды, островов Кунашир и Итуруп. Пограничные корабли не могли выйти в море и нести службу, чем и воспользовались японские браконьеры.

Придя в район, «Пурга» сразу же обнаружила несколько иностранных шхун, занимавшихся промыслом в наших водах. Одна из шхун ловила краба буквально в 500 метрах от острова Итуруп. Пограничники предприняли все меры к задержанию нарушителей. Шхуна попыталась покинуть наши воды, на ходу выбрасывая краба за борт. Но очень скоро японские браконьеры поняли, что уйти им не удастся, поэтому повернули к берегу и успели подойти к нему вплотную. Как только катер с осмотровой группой направился к шхуне, японцы развернулись и на полном ходу устремились к берегу.

По указанию командования, подошедшему японскому полицейскому кораблю было разрешено снять команду шхуны. А потом была нота МИД Японии о том, что советский пограничный корабль вынудил шхуну выброситься на берег. Только любительская киносъемка одного из офицеров «Пурги» помогла оправдать действия экипажа.

А однажды, когда «Пурга» привела одну из задержанных японских шхун в бухту Крабовая на острове Шикотан и сдала ее пограничной комендатуре, по телевизору, который принимал программы японского телевидения, мы увидели оповещение для японских рыбаков о том, что в таком-то районе находится советский пограничный ледокольный корабль… И показали нашу «Пургу».

В июле ПСКР «Пурга» обычно направляли для несения службы в район Чукотки, и, как правило, до конца навигации. Кроме несения пограничной службы приходилось оказывать самую различную помощь отдаленным погранзаставам.

Так, в 1965 г. в Чукотском море сложилась очень тяжелая ледовая обстановка, и суда Севморпути не смогли завезти на заставы Арктического побережья продукты. Поэтому с выходом ПСКР из текущего ремонта во Владивостоке в сентябре этого же года начальник Тихоокеанского пограничного округа поставил задачу обеспечить северные заставы продовольствием. Для этого в носовой части корабля построили временную деревянную платформу для вертолета - другого способа доставить груз из-за льдов вдоль побережья не было. «Пурга» успешно пробилась сквозь льды ко всем заставам и обеспечила их буквально в течение четырех дней.

Учитывая опыт использования вертолета, мы предложили (и даже включили в ремонтную ведомость на средний ремонт в 1968-1969 гг.) оборудовать «Пургу» штатной вертолетной площадкой. Однако морское управление ГУПВ запретило переоборудование, обосновав это большой ответственностью и риском. Но в дальнейшем на Дальнем Востоке, в частности на Камчатке, используя наш опыт, успешно действовали пограничные корабли ледового класса с вертолетами на борту.

…Пограничный сторожевой корабль «Пурга» закончил свой боевой путь 16 марта 1990 г., пройдя около полмиллиона миль. В торжественной обстановке был спущен военно-морской флаг Пограничных войск и гюйс. К сожалению, после длительного «отстоя» корабль был отбуксирован и продан на металлолом в Японию, о чем мне поведал много лет спустя последний командир «Пурги» В.В. Минкевич.

Тактико-техническая характеристика ПСКР «Пурга»:

  • полное водоизмещение - 3860 тонн;
  • длина - 95 метров, ширина - 15 метров;
  • суммарная мощность шестиглавых двигателей, обеспечивающих ход корабля, - 12 000 л. с.;
  • максимальная скорость при работе трех винтов - 17,5 узла;
  • дальность плавания при экономическом ходе - 12 600 миль.

«Пурга» имела относительно сильное для пограничного корабля вооружение:

  • 4 универсальных орудия калибра 100 мм;
  • 4 спаренных зенитных орудия;
  • 4 бомбомета.