Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе. Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Звук Подгрупповое занятие по логопедии

Данное занятие поможет автоматизировать звук "С"в изолированном виде, в слогах, словах и предложениях, обобщить и систематизировать знания детей о диких животных. Закрепить умение детей образовывать множественное число имен существительных. Развивает у детей фонематический слух, восприятие, общую, мелкую и артикуляционную моторку, мимические мышцы лица.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия

В подготовительной к школе группе

«Путешествие в сказочный лес».

Составитель: Рудник Анна Иосифовна

Учитель-логопед МДОУ № 126

Цели:

Образовательные: Уточнить артикуляцию звука С, работать над автоматизацией этого звука в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях. Обобщить и систематизировать знания детей о диких животных. Закрепить умение детей образовывать множественное число имен существительных на материале лексической темы «Дикие животные».

Коррекционные: Работать над речевым дыхание, ритмической стороной речи. Закреплять умение детей делать глубокий вдох и плавный, медленный выдох выдох. Развивать внимание, память, мышление. Развивать у детей: фонематический слух, восприятие; общую, мелкую и артикуляционную моторику; мимические мышцы лица.

Воспитательные: Воспитывать у детей самоконтроль за речью. Воспитывать выдержку, терпение, усидчивость, умение работать в коллективе.

Оборудование: Мольберт, макет леса, вырезанные из бумаги бабочки, театр на магнитах (лиса, сова, заяц, медведь, бабка Звукоежка), теннисные мячики для массажа,колокольчик, девочка Алиса, набор фигурок, изображающих диких животных, пособие «Волшебное зеркало» - три соединенных между собой зеркала.

Ход занятия.

Организационный момент

/Установление эмоционального контакта/

Дети и логопед встают в круг

Логопед: Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

Меня зовут - Анна Иосифовна, а тебя как зовут? Ответь мне, назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Машенька - М, Никита - Нь).

Пальчиковая гимнастика.

Чтобы лучше говорить надо с пальцами дружить.

Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?

Логопед находит письмо и читает его.

Собирайтесь скорее

В необычный поход,

Ждут вас тайны лесные,

В лес тропинка зовет.

Ребята, вы хотите отправиться в лес, познакомится с героями сказок и поиграть в интересные игры. (-Да!)

Давайте, возьмемся за руки, чтоб не потеряться.

В лес по сказочной тропинке

Попадем мы прямоком.

Вот мы с вами и в лесу! (на мультимедийной доске появляется лес)

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь, мы свои!

В какой лес мы с вами пришли? (осенний, красивый, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный...)

Дыхательное упражнение.

Массаж пальчев рук.

Логопед находит корзиночку с мячиками - солнышками.

Упражнение «Солнышко».

- Солнышко осенью греет мало, уже не так тепло как летом. Давайте его попросим подарить нам еще теплые денечки.

Нарисую солнышко.

На своей ладошке.

Пусть оно сияет

Хоть и понарошку.

Ходит солнце золотое

В чистых - чистых небесах.

Льет лучи на лес и луг

И на всех детей вокруг.

Дети возвращают мячики - солнышки в корзинку.

В лесу живет много животных, давайте вспомних их. Подумайте, в названии какого животного 1й звук Ль, З, В, Мь, Е, Б.

Молодцы, ребята! Как мы назовем их всех вместе? (Дикие животные).

Работа над ритмом. Ритмическая игра «Дятел»

Кто это там отбивает необычный ритм по дереву? Какая птица? (правильно, дятел)

Дятел подарил нам колокольчик. Как красиво он звенит, он приглашает нас в сказку.

Дети садятся.

Дети садятся на стульчики-пенечки перед мольбертом.

Артикуляционная гимнастика «Сказка»

Все ребятки по порядку

Утром делают зарядку.

Язычок наш хочет тоже

На детишек быть похожим.

Ой! Мы, кажется, в сказке уже...

Сказка про лису - рыжую красу.

Логопед. Жила-была на лесной опушке Лиса - рыжая краса (звучит музыка, появляется Лиса). И всё-то у нее было хорошо, да только не умела Лиса произносить звук С. Сидит она на опушке и плачет. Вдруг видит - бабочки прилетели.

Бабочки. Отчего ты плачешь, Лиса - рыжая краса?

Лиса. Как же мне не плакать, если...

Логопед. И рассказала лиса бабочкам о том, что не умеет звук С произносить.

Лиса. Не подШкажите ли, бабочки, кто может научить меня?

Бабочки. Ты сначала подуй на нас, а то налетела тучка и намочила дождиком наши крылышки - трудно летать.

Лиса. Как же я подую? Я не умею...Кто мне поможет?

Дети дуют 3 раза.

Бабочки. Спасибо вам, дети! Теперь наши крылышки сухие, и мы опять можем летать. А научиться звук С произносить тебе поможет Сова (Исчезают).

Логопед. Сидит Лиса - рыжая краса, плачет, а мимо Сова летит. (звучит музыка)

Сова. Здравствуй, Лиса - рыжая краса!

Лиса. Здравствуй.

Сова О чем плачешь?

Логопед. Рассказала Лиса Сове о том, что не умеет звук С произносить.

Сова. Кажется, я смогу твоему горю помочь. Нам помогут мои друзья дети. (Дети рассказывают)

Язык широкий как можно ниже,

Кончик к нижним зубкам ближе,

Посередине языка бежит струйка воздуха.

Улыбнись и посвисти,

Звук С-С-С произнеси!

Лиса. С-С-С! Ах, какой красивый звук!

Сова. Теперь ты можешь играть в игры со звуком С. Ребята, научат тебя.

Логопед. Давайте научим лису играть в игры «Мы подуем высоко…».

Какой это звук?(согласный). Бывает мягким, твердым.

Игра «Волшебники»

са-са-са - ся-ся-ся, со...,су...,сы..., сэ...

Дети выполняют упражнения.

Лиса. Ой, как интересно. Спасибо детям и тебе сова, что помогли мне.

Логопед. Пожалуйста – ответила сова. И только лиса её и видела. Сидит она по прежнему на лесной опушку и улыбается, а мимо Зайка идет. (музыка)

Заяц. Здравствуй, лиса – рыжая краса! Что это ты разулыбалась.

Лиса. Как же мне не улыбаться?. Раньше я не умела Звук С произносить, а сова меня научила

Заяц. Рад за тебя! Может и ты мне поможешь? Давай определим в названии какой картинки звук С - твердый, а в каких Сь - мягкий.

Лиса. Конечно, я помогу тебе и ребята нам помогут

Заяц. Спасибо. Молодцы вы правильно распределили слова. Но мне пора уходить.

Сидит она и вдруг слышит кто-то летит.

Бабка-Звукоежка. - Кто это звук С научился произносить? Будет чем подкрепиться. Сейчас я его во всех словах съем. Я звук С в словах съедаю и значение слов меняю.

Был САД - стал..АД, Был СМЕХ - стал..МЕХ.

Логопед. - Предлагаю самым бесстрашным и смелым вступиться в схватку с Бабкой Звукоежкой. ...МИРНЫЙ, ...УТКИ, ...УШКИ, ...КЛАД, ...КОТ,...НАРЯД, ...ПЕШКА, ...ПУТНИК,...ТРОЙКА, ...ПОРТ.

Логопед. - Ура! Мы победили Звукоежку.

Лиса. Как я рада. Я даже стихи сочинила. Повторяйте за мной.

Са-са-са – под кустом сидит лиса. Сы-сы-сы – есть лисята у лисы!

Со-со-со – хвост лисы как колесо.

Логопед. - Сидит Лиса, а мимо Медведь идет, кусты к земле гнет. (Звучит музыка, появляется медведь)

Медведь. Здравствуй, Лиса – рыжая краса!

Лиса. Здравствуй, Мишенька. А что ты такой грустный?

Медведь. Да вот письмо получил. А в нем все не правильно. Как исправить не знаю.

Логопед. - Сейчас мы тебе поможем. Я вам читаю предложение, если в нем все правильно, вы хлопаете, если есть ошибка, поднимаете руку вверх.

У медведя лисий хвост.

У белки беличий хвост.

У лисы волчий нюх.

Лиса живет в беличьем дупле.

У зайца заячьи уши.

У оленя оленьи рога.

Еж любит мед.

Медведь. Спасибо вам ребята за науку.

Ушел медведь – только его лиса и видела.

Логопед. До свидания Лиса – рыжая краса. Мы рады, что смогли помочь тебе. Отправимся дальше по сказочному лесу.

Физкультминутка «Как живешь?»

Звенит волшебный колокольчик и приглашает нас в гости к девочке Алисе. Алиса побывала в сказочной Стране Чудес в Зазеркалье. Она принесла с собой волшебное зеркало и хочет показать нам различные чудеса, а вы будете правильно называть всё, что покажет Алиса.

Логопед. Историю чудесней

Вы слышали едва ли:

Сегодня вспомним сказку мы

«Алиса в Зазеркалье»

Зеркал широкий разворот

Нас в Зазеркалье позовет…

Ребята, смотрите: у нас

Фигурки животных есть.

Мы аккуратно сейчас

Будем их ставить здесь.

(показ места перед зеркалом)

Возьмем животное одно

Поставим перед зеркалами…

И что же видим? Вот чудно!

Животных много перед нами!

Кто это? (заяц) А теперь я поставлю его к чудесному зеркалу Алисы. Кто теперь у нас? (зайцы). Кого мы видим у Алисы в Зазеркалье? (медведей, волков. белок, лис, ежей и т.д.).

Логопед. – Спасибо тебе Алиса за волшебную, необыкновенную игру.

Итог. - Мы побывали с вами в волшебной стране, познакомились с разными героями и нам надо возвращаться в группу.

Тропинка, тропинка, ты нас проводи

Пойдем за тобою, а ты впереди.

Веди через поле, ручей и овраг,

Вот только зачем же ты крутишься так!

Тропинка послушалась стала прямой

И нас незаметно вернула домой.

Ребята, вам понравилось в лесу, в гостях у сказки? Вы все молодцы. Давайте попрощаемся с гостями.

До свидания!


г.Екатеринбург, Верх-Исетский район,

МБДОУ – детский сад

Компенсирующего вида № 356

Учитель-логопед 1 категории

Зяблова Елена Олеговна

Конспект подгруппового логопедического занятия,

проведенного в подготовительной к школе группе

для детей с ОНР Ш уровня

Тема: З в у к Д.

Задачи:

Образовательные: Уточнить и автоматизировать движения артикуляционного аппарата для звука Д. Автоматизировать звук Д в слогах, словах, предложениях. Познакомить с буквой Д. Закрепить знания об органах артикуляции.

Коррекционные: Развивать общую, мелку моторику. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие. Воспитывать нижнедиафрагмальное дыхание и сильный толчкообразный ротовой выдох. Развивать высоту и силу голоса. Обогащать словарь, работать над грамматически правильной речью. Развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные: Учить внимательно слушать педагога и своих товарищей. Воспитывать самоконтроль за своей речью, уметь оценивать речь своих друзей. Следить за правильной осанкой.

Оборудование: Акустико-артикуляционный образ звука Д, картинки-слова на звук Д, пособия для развития мелкой моторики пальцев рук - шнуровочки «Солнышко», «Тучка», дудочки, варежки со снежинками, сигнальные карточки, фишки-звуки, «Опосредованная логопедическая гимнастика», сюжетная картина «Дети и собака Дон», игрушечная собака Дон, магнитофон, зеркало, экран.

Ход занятия:

  1. – Дети, сегодня на занятии вы будете учиться правильно и красиво говорить, будете внимательно слушать меня. Мы будем играть, отгадывать загадки. А в гостях у нас сегодня собака, которую зовут Дон.
  2. - Внимательно послушайте рассказ. Надо определить, какой звук чаще всего встречается в этом рассказе.

Даша и Данил гуляли во дворе. У дома на дороге сидела собака Дон. Вдруг пошел дождь и застучал по крыше дома: д – д – д – д – д. Даша и Данил позвали Дона Домой: «Дон, домой!».

Какой звук я выделяла, четко произносила? (Звук Д)

Чтобы правильно произносить этот звук, давайте сделаем

Логопедическую гимнастику.

  1. Под музыку, стоя перед зеркалом выполняем упражнения со словами:

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,

А потом их разведем, и к себе скорей прижмем.

А потом быстрей-быстрей топай, хлопай веселей.

Брови кверху поднимаем, а потом их опускаем,

Удивились, улыбнулись, похудели, растолстели,

На места тихонько сели.

Выполним зарядку для пальчиков: массаж пальчиков и работа с пособиями-шнуровками «Дождик» и «Солнышко».

  • Дети, сделайте так, чтобы из тучки пошел дождь, а у солнышка засияли лучики.
  • Под спокойную музыку выполняем массаж лица.
  1. Воспитание нижнедиафрагмального дыхания: упражнение «Шарик».

Развитие сильной направленной воздушной струи: подуть в дудочки, сдуть снежинки с варежки.

  1. Зарядка для губ и голоса:

Произносим шепотом, четко артикулируя губами: А – О – У – И.

  • Высоким голоском, как зайка.
  1. Выполняем зарядку для языка перед зеркалом, сравниваем положение языка с картинками «Опосредованной гимнастики».
  1. – Дети, послушайте, как я произношу звук Д: Д – Д – Д – Д.
  • На что похоже звучание этого звука? (Стучит молоток, дятел по дереву стучит).

Произнесем вместе звук Д: Д – Д – Д – Д (медленно),

Д – д – д – д – д (быстро).

  1. Характеристика звука Д по акустико-артикуляционному образу звука (с объяснением, почему звук Д согласный, звонкий).

Посмотрите, а вот эта буква обозначает звук Д. На что похожа буква Д? (На домик).

  1. Играем в игру «Колокольчик». Сигнальные карточки.

Просигналить тогда, когда услышите звук Д. (педагог называет ряд звуков, закрывши рот экраном).

  1. Физминутка.
  • Покажем собаке Дону маленький концерт. Будем как будто играть на разных музыкальных инструментах и петь песенку со звуком Д. (Звучит магнитофонная запись. Дети слушают слова, затем под музыку поют песенку, с имитацией движений).

Мы детишек забавляем: Да – да – да! Да – да – да!

  • Мы на скрипочке играем: Ды – ды – ды! Ды – ды – ды!
  • Мы на дудочке играем: Ду – ду – ду! Ду – ду - ду!
  • В барабан мы громко бьем: До! До! До!
  1. Дети сели на места.

Сейчас я вам буду загадывать загадки. А отгадки начинаются на звук Д. В помощь детям даны картинки – отгадки.

1) Из трубы вьется, а в руки не дается. (Дым)

Это короткое или длинное слово? Из скольки частей оно состоит?

2) До чего же хорошо, покрутили ручки,

Дождик ласковый пошел из железной тучки. (Душ)

Сколько частей в этом слове?

3) Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит,

У дома начинается,

У дома и кончается. (Дорога)

- «Прохлопайте» это слово.

4) Поглядите, поглядите, потянулись с неба нити.

Что за тоненькая нить землю с небом хочет сшить. (Дождь)

Назвать остальные картинки. С какого звука начинаются все эти слова? (Дыня, дорога, дом, душ, дождь, дудочка, дым)

  1. – Дети, послушайте внимательно рассказ еще раз. Рассмотрите картину.

Даша и Данил гуляли во дворе. У дома на дороге сидела собака Дон. Вдруг пошел дождь и застучал по крыше дома: Д – д – д – д. Даша и Данил позвали Дона домой: «Дон, домой!».

  • Какой звук я выделяла?
  • Как зовут детей?
  • Что делали дети?
  • Как зовут собаку?
  • Почему дети позвали Дона домой?

(Дети дают полные, развернутые ответы)

  1. Выполняем звуковой анализ слова «ДОН». На доске – фишки-звуки. Дети объясняют, какой первый, второй, третий звук в слове, сколько всего звуков, сколько гласных (пропеваем его), сколько слогов.
  2. Итог занятия.

Вера Шевелёва
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по теме «Посуда»

Коррекционно-образовательные цели :

Уточнение и расширение представлений о посуде , ее значении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах из которых она сделана.

Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда .

Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда » (посуда , чайник, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, супница, тарелка, ложка, вилка, солонка, хлебница).

Формирование навыка составления рассказа – описания о посуде .

Формирование навыка составления простого распространённого и сложноподчинённого предложений

Учить употреблению существительного в Родительном падеже

Коррекционно-развивающие цели :

Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, общей и мелкой моторики, тактильных ощущений.

Коррекционно-воспитательные цели :

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, любознательности, активности, воспитывать умение решать логические задачи

Оборудование : контейнер с карандашами, мешочек с мелкой кукольной посудой , предметные разрезные картинки с изображением посуды .

Предварительная работа : Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе» ; рассматривание посуды и беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана; частях, из которых она состоит.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед : Ребята, хотите узнать, о чём мы с вами будем говорить сегодня на занятии . Тогда попробуйте выполнить моё первое задание. Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это. И как вы догадались об этом.

2. Игра «Волшебный мешочек»

Дети по очереди опускают в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол.

1-й ребенок : Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка. (И т. д.)

Логопед : Молодцы. Вы все угадали предметы. А теперь подумайте, как можно назвать эти предметы одним словом.

Дети : Посуда .

Логопед : Правильно. Какую посуду вы знаете ? А для чего нужна посуда , вы знаете?

Дети : В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят .

Логопед : Вы наверняка уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить на занятии ?

Дети : о посуде .

Логопед : Я приглашаю вас в магазин.

Логопед предлагает детям пройти к полкам, на которых стоит разная посуда .

3. Игра : «Магазин»

Логопед : Мы с вами пришли в отдел, где продается посуда . Перечислите, какая посуда стоит на первой полке.

1-й ребенок : Чайник, чашки, блюдца, сахарница.

Логопед : Для чего нужна эта посуда ? (ответы детей) . Верно. Эта посуда нужна для того , чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда . Повторите это название.

Дети : Чайная посуда .

Логопед : Теперь перечислите названия посуды , которая стоит на второй полке.

2-й ребенок : Тарелка, ложка, вилка, солонка.

Логопед : Для чего нужна эта посуда ? (ответы детей) . Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой . Повторите. Как она называется?

Дети : Столовая посуда .

Логопед : И наконец, назовите посуду , которая стоит на третьей полке.

3-й ребенок : Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг.

Логопед : Для чего нужна эта посуда ? (ответы детей) . Правильно. Эта посуда нужна на кухне . В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда . Повторите и это название.

Дети : Кухонная посуда .

Логопед : Скажите, как по другому можно назвать 1 полку. Она находится внизу, значит она … нижняя. Как называется посуда , которая стоит на нижней полке?

Как по другому можно назвать 3 полку. Она находится вверху …. Верхняя. Как называется посуда , которая стоит на верхней полке?

Как назвать 2 полку, которая находится посередине? …. Средняя. Как называется посуда , которая стоит на средней полке?

Логопед : Молодцы! А теперь давайте поиграем!

4. Игра «Что изменилось?» .

Логопед : Посмотрите еще раз на верхнюю полку и запомните, что стоит на ней, а потом закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Логопед убирает чайник .

Логопед : Чего не стало?

Дети : Не стало чайника.

Логопед : Правильно. Я поставлю чайник на место. Еще раз закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Логопед убирает кастрюлю .

Логопед : Чего не стало?

Дети : Не стало кастрюли

Упражнение повторяется еще 3-4 раза. Логопед меняет местами , убирает и добавляет посуду , а дети отвечают на вопросы.

Логопед : молодцы, вы очень внимательные! А сейчас отдохнём немного.

5. Физминутка

Игра : «Изобрази посуду » .

Логопед : вы знаете. Посуду можно изобразить . Я вам буду изображать посуду , а вы попробуйте догадаться, что это за посуда . (Логопед изображает посуду телодвижениями ) . Как догадались?

А теперь вы покажите мне чайник, кастрюлю, чашку, ложка.

6. Игра «Из чего сделана»

Логопед : А теперь подойдите, пожалуйста, к столу. Какую посуду на столе вы видите .

Дети : Чашки.

Логопед : Возьмите пожалуйста палочку и постучите несильно по чашкам. Одинаковый звук вы слышите, когда стучите?

Дети : Нет, не одинаковый.

Логопед : как вы думаете почему?

Дети : Потому что они сделаны из разного материала : стекла, фарфора, металла, пластмассы.

Логопед : А как выдумаете, какие чашки самые прочные и не разобьются если упадут на пол?

Дети : самые прочные металлическая и пластмассовая чашки.

Логопед : А какие чашки самые хрупкие и могут разбиться при падении?

Дети : Могут разбиться фарфоровая и стеклянная чашки.

7. Работа в тетради

Логопед : А теперь я приглашаю вас поработать в тетради.

Посмотрите, у вас в тетради нарисована посуда . У меня на доске тоже нарисована посуда – это дуршлаг . А для чего нужен дуршлаг?

Дети : Он нужен, чтобы промывать макароны и крупу.

Логопед : Но что – то с ним не так. Может вы догадались?

Дети : В нём нет дырок.

Логопед : Правильно! Мой дуршлаг сломался, потому что в нём нет дырок. Посмотрите в тетрадь и скажите, а что случилось с вашей посудой ?

Дети : Она разбилась или сломалась.

Логопед : Почему вы так решили? Начните ваш ответ так : Мой чайник разбился, потому что….

Дети : у чайника нет носика, у чашки нет ручки, у кастрюли нет крышки, у ложки нет ручки, у сковороды нет ручки, у ножа нет лезвия.

Логопед : Представьте что посуда в вашей тетради настоящая, а не нарисованная. Как вы думаете, можно ли пользоваться такой посудой ?

Дети : нет!

Логопед : Давайте объясним почему.

Будем начинать наш ответ так : Если у дуршлага не будет дырок, то в нём нельзя будет промыть макароны.

если у чайника не будет носика, то….

Если у чашки не будет ручки, то….

Если у ножа не будет лезвие, то ….

Если у кастрюли не будет крышки, то ….

Если у сковороды не будет ручки, то …

Если у ложки не будет ручки, то ….

Логопед : Догадайтесь, как мы можем помочь нашей посуде ?

Дети : Нужно дорисовать недостающие части.

Рисование с комментированием. Я рисую у чайника крышку, носик….

8. Зарядка для глаз

9. Составление рассказа про посуду

Логопед : Молодцы, ребята.

А теперь поиграем в игру «Расскажи о посуде » . А помогут составить нам рассказ о посуде картинки – помощницы. Давайте вспомним. Что они обозначают.

1 картинка : Название посуды

2 картинка : цвет посуды

3 картинка : размер посуды

4 картинка : из каких частей состоит

5 картинка : Из какого материала сделана

6 назначение посуды (для чего нужна)

Логопед : Сегодня я познакомлю вас с новой картинкой. Догадайтесь, что она обозначает? (какой это вид посуды )

Логопед : А теперь у меня для вас сюрприз. Как вы думаете, какая посуда лежит в этой красивой коробке? (чашка)

Логопед : Давайте составим коллективный рассказ о этой чашке.

Дети составляют рассказ о чашке.

10. Итог :

Логопед : Молодцы. Скажите о чём мы с вами говорили сегодня на занятии ? Что нового на занятии вы сегодня узнали ? Что больше всего вам понравилось на занятии ?

Логопед : Молодцы, Вы сегодня очень хорошо занимались. Спасибо вам за это. Мне очень понравился рассказ о моей любимой чашке. А у вас есть любимая чашка? Давайте сейчас с вами пройдём в группу , и каждый нарисует свою любимую чашку.

Дети идут в группу .

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Звук Р».

Этап: автоматизация в слогах, словах и предложениях.

Учитель-логопед: Ушакова Н.А.

Цель: закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи: 1. Обучающие:

Продолжать учить детей правильно произносить звук [Р] в слогах, в словах и в предложениях;

Упражнять в образовании относительных прилагательных;

Закреплять знания детей о перелётных птицах;

2. Развивающие:

- развивать фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу;

Развивать координацию речи с движением;

Развивать внимание, память, воображение;

3. Воспитательные:

Воспитывать чувство взаимопомощи;

Оборудование: плоскостные фигуры Красной шапочки, Бабушки и Буратино, условные обозначения артикуляционных упражнений, зеркала, мольберт, игра «Солнышко», бумажные цветы, игра «Кто, где живёт?», игра «Волшебная груша», пеналы для звукового анализа, игра «Раскрась дом Бабушке», игра «Вкусное варенье», диск с записью «Песни Красной шапочки».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Л.: Сегодня к нам на занятие пришёл гость, а кто это вы узнаете, если отгадаете загадку: «Мне приятно быть на голове у этой Девочке. Она за мной ухаживает. Я всегда чистая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень-очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности…». Ребята кто загадал эту загадку? О ком она? Правильно эту загадку нам загадала шапочка, которую всегда носит девочка, поэтому её так и называют Красной шапочкой, и сегодня Красная шапочка у нас в гостях. Она просит проводить её к бабушке через сказочный лес, в котором встречаются разные опасности и неожиданности. Проводим Красную шапочку?

2. Характеристика звука.

В этом путешествии нам будет помогать один из звуков речи. Сейчас я расскажу вам его артикуляцию, а вы скажете мне, что это за звук.

«Когда мы произносим этот звук: кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, «моторчик» работает. Что это за звук?

Правильно это звук [Р]. На что похож этот звук? Давайте вспомним стихотворение «Звук Р».

ЗВУК [Р].

1. Ррр! – ракета рвётся ввысь!

2. Ррр! – рычит сердито рысь.

3. Ррр, - рокочет ровно робот.

4. Ррр сказать и ты попробуй!

5. Ррр! – возьмемся за учёбу!

1. Ррр! – язык широкий - к нёбу!

2. Языком, передним краем

Вверх, на дёсны нажимаем.

3. Дунь на кончик языка,

Чтоб сильнее задрожал.

4. Ррр – раскатистый и громкий,

5. Ррр – рокочущий и звонкий!

Ребята, расскажите, что вы знаете о звуке [Р]? (согласный, твёрдый, звонкий).

3. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы лучше произносить звук [Р] нужно сделать артикуляционную гимнастику: "Лопаточка», «Качели», «Чистим зубки», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан».

  1. Упражнение «Прогулка».

Отправляемся в путь.

Логопед (выполняет вместе с детьми)

Раз, два, три,

По дорожке мы пошли.

Дети маршируют за логопедом.

Петлять тропинка начала

Среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко,

Головушку подняв.

Дети идут на носочках с высоко поднятой головой.

Вот мы кочки увидали,

Через них мы прыгать стали.

Дети прыгают через кубики – кочки.

Впереди течёт ручей,

Проходите поскорей.

Руки в стороны расставим,

Переходить его мы станем.

Дети идут по скамейке, покрытой синей тканью, имитирующей ручей.

  1. Игра «Солнышко».

Логопед. Ребята вот мы и в лесу! Прислушайтесь! Вы слышите пение птиц? (Нет) А почему? (Правильно птицы ещё не вернулись с юга)

Чтобы птицы быстрее вернулись к нам с юга, солнышко должно пригреть потеплее, а снега растаять. Давайте соберём своё солнышко и приблизим весну. На лучиках картинки, в названиях которых есть звук [Р]. Нужно отобрать и прикрепить к солнышку только те лучики, где слова состоят из 3-х звуков.

Слова: рак, рысь, сыр, рот, рог, шар, хор, бор.

Логопед. Каких птиц будет встречать наше солнышко весной? (Перелётных.) Назовите их. Назовите зимующих птиц, в названии которых есть звук [Р].

Дети отвечают.

  1. Игра «Волшебная полянка».

Солнышко пригрело, и появились первые цветы. Как они называются? (подснежники). Давайте нарвём бабушке букет. Но цветы это не простые сорвать их можно, если правильно произнесёшь чистоговорку.

Ра – ра – ра, ра – ра – ра – мы в лесу уже с утра.

Ру – ру – ру, ру- ру – ру – растут сосны в бору.

Ры – ры – ры, ры – ры – ры – здесь живут бобры,

Ры – ры – ры, ры – ры – ры – строят хатки бобры.

Ра – ра – ра, ра – ра – ра – а у мышки есть нора.

Ру – ру – ру, ру – ру – ру – мышка спряталась в нору.

  1. Игра «Кто, где живёт?».

Логопед. Ребята мы оказались около норок грызунов, которые заблудились.

Посмотрите на картинку и назовите животных. А теперь найдите норки, в которых живут крот, барсук и бурундук. Подсказкой вам послужат угощения в норках: сколько слогов в названии грызуна, хозяина норки, столько же слогов и в названии угощения.

  1. Игра «Волшебная груша».

В нашем лесу растёт волшебная груша, которая плодоносит круглый год, вот и сейчас у неё поспел очередной урожай. Давайте поможем груше ей очень тяжело держать плоды на ветке, соберём урожай. Но сорвать грушу можно только если определить место звука [Р] в названии картинки, которая находится на ней. (Русалка, радуга, роза, тигр, мухомор, помидор, барабан, карандаш, таракан.) Молодцы ребята груша говорит вам большое спасибо.

9. Игра «Поможем Буратино».

Идём дольше. На этой поляне живут Мальвина, Буратино и Артемон. Мальвина дала задание Буратино: составить звуковую схему своего имени, а у него не получается. Поможем ему? (Буратино). А второе задание собрать геометрические фигуры.

10.Физминутка «Веснянка».

Буратино говорит вам большое спасибо и предлагает поиграть в игру «Веснянка».

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей. («Летят» по кругу.)

А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)

А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)

  1. Игра «Раскрась дом бабушки».

Вот мы и подошли к дому бабушки. А Бабушка затеяла ремонт, вынесла все вещи из дома и хотела приступить к покраске, но немного заболела. Посмотрите, какой старенький у неё дом. Давайте поможем бабушке и покрасим дом. А красить мы будем теми красками в названии которых есть звук [Р]. (Розовый, красный, бордовый, серый, оранжевый, чёрный, изумрудный). Раскрашиваем крышу, трубу, ворота, веранду, забор, раму. После этого дети говорят, что и каким цветом он раскрасил. Например: я раскрасил крышу чёрной краской, я раскрасил трубу красной краской и т.д.

  1. Игра «Вкусное варенье».

Бабушка говорит вам большое спасибо и дарит вам вот по такой баночке варенья. Скажите, каким вареньем вас угостила Бабушка? Например: Бабушка меня угостила грушевым (персиковым, брусничным, черничным, смородиновым, виноградным) вареньем. Красная шапочка тоже вас благодарит за то, что вы проводили её от волка и дарит вам по карамельки. На этом наше путешествие закончено, нам пора в детский сад. Повторяем игру «Прогулка».

  1. Итог занятия.

Где мы сегодня с вами были? Кого мы встретили? Какой звук сегодня звучал чаще других? Что нового вы узнали на занятии?


Марина Кукушкина
Конспект фронтального подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Звуки С, Сь».

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия

в старшей группе . Тема «Звуки [с] , [с‘].

1. Корекционно- образовательные :

Познакомить детей со звуками [с] , [с’] и буквой «С» ;

Учить характеризовать эти звуки по акустическим и артикуляционным признакам;

Упражнять в звуковом анализе слов , состоящим из 3-х звуков .

2. Коррекционно-развивающие :

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

Развивать фонетические процессы;

Развивать слуховую память, слуховое внимание.

3. Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи ;

Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Предметно-пространственная развивающая среда.

Зеркала по количеству детей.

Артикуляционные модели изучаемых звуков .

Предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки С , С на каждого ребенка;

Фишки для выкладывания звуковой схемы .

План занятия .

1. Организационный момент.

2. Массаж лица.

4. Объявление темы занятия .

5. Акустико-артикуляционный образ звуков .

6. Связь звуков и буквы .

7. Развитие мелкой моторики.

8. Развитие фонематического слуха. (Игра «Поймай звук » ).

звуков в слогах . (Игра с мячом «Скажи наоборот» ).

10. Физкультминутка.

звуков в словах . (Игра «Подарки. Выкладывание схемы слов).

12. Речевая подвижная игра «Веснянка» .

13. Итог занятия . Оценка работы детей.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети встают в кружок.

Ребята, какое сейчас время года? (весна)

Какой месяц? (апрель)

Давайте вспомним, что бывает весной. Каждый из вас назовёт весеннее слово и передаст мяч соседу. (Солнышко, сосульки, проталины, грачи, скворечник, почки)

Дети садятся на свои места.

2. Массаж лица.

Солнышко проснулось, Поглаживающие движения большим и средним пальцем обеих рук от середины лба к ушам.

Лобика коснулось, Круговые поглаживающие движения вокруг глаз.

Лучиками повело Движения от переносицы через щеки к ушам.

И погладило, погладило. От подбородка через щеки вверх к ушам.

3. Работа над развитием дыхания.

Игра «Вдохни свежий воздух» (дифференциация ротового и носового дыхания)

Ребята, а вы обращали внимание, какой весной воздух? Чем пахнет? (Свежий воздух, пахнет весной)

Давайте вдохнем глубоко свежий весенний воздух носом, а выдохнем через рот.

Дети выполняют задание 2-3 раза. Логопед следит за осанкой

4. Объявление темы занятия .

Ребята, послушайте задание и угадайте, с какими звуками мы сегодня познакомимся.

Распластай язык пошире,

Кончик – к нижним зубкам ближе,

Посередине языка

Струйку воздуха пускай,

Улыбнись и посвисти.

Ссс-ссс-ссс произнеси.

Дети : -Будем говорить о звуке [с] .

Логопед : - Правильно, о звуке [с] и его младшем братце звуке [с’]

5. Акустико-артикуляционные образы звуков .

Произнесение звука С хором , а затем отдельными детьми с наблюдением артикуляции в зеркале.

Какое положение занимают губы? (улыбаются, не напряжены)

Что вы можете сказать о зубах? (сближены, но не смыкаются)

Где находится кончик языка? (упирается в нижние зубы)

Какой звук С ? (согласный)

Почему? (звук встречает преграду )

А теперь скажите, какой звук С ? (согласный, твердый, обозначаем синим цветом)

На магнитной доске логопед выставляет синий квадрат.

Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует? (нет)

Значит, звук С какой ? (глухой)

Несколько детей повторяют характеристику звуку С .

Теперь произнесите звук Сь , это младший братец звука С .

Как расположены губы? (Улыбаются сильнее, напряжены)

Где находится кончик языка? (упирается в нижние зубы)

Какой звук Сь ? (согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом)

На магнитной доске логопед выставляет зеленый квадрат.

Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует? (нет0

Значит, звук Сь какой ? (Глухой)

Несколько детей дают характеристику звуку Сь .

6. Связь звуков и буквы .

На доске выставляется буква «С»

Шел конь,

Подковами звеня.

Как буква «С» ,

Следы коня.

Дети рисуют пальчиками на столе и в воздухе букву «С» совместно с логопедом .

На что похожа буква «С» ? (ответы детей)

7. Развитие мелкой моторики.

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру. «Ходят» пальчиками по столу.

Рассыпала подснежники, Руки лежат на столе ладонями вниз

Посеяла траву. Раздвигают-сдвигают пальцы в стороны и обратно.

Теперь зовет со всех концов Призывные движения обеими руками.

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов. Загибают пальчики по одному, начиная с мизинца.

8. Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук »

Сейчас мы поиграем в игру на внимание. Если услышите звук С , то должны поймать его в ладошки.

С Э М С И С У Р С О Н С А С Ы Ф С П С

9. Закрепление и дифференциация звуков в слогах .

Игра с мячом «Скажи наоборот» .

Логопед произносит слоги и бросает ребенку мяч. Тот должен назвать слог наоборот, изменив твердый звук на мягкий или наоборот.

СА-СА-СА….СЯ-СЯ-СЯ

СУ-СУ-СУ…. СЮ-СЮ-СЮ

СЭ-СЭ-СЭ…. СЕ-СЕ-СЕ

СО-СО-СО….СЁ-СЁ-СЁ и т. д.

10. Физкультминутка. «Пришла весна» .

Улыбаются все люди –

Весна, весна, весна! Дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают.

Она везде, она повсюду –

Красна, красна, красна! Делают ритмичные повороты туловища.

По лугу, лесу и полянке идёт, идет, идет. Ритмично шагают на месте.

На солнышке скорей погреться

Зовет, зовет, зовет. «Зовут» к себе.

И в ручейке лесном задорно

Звенит, звенит, звенит. Хлопают в ладоши.

По камушкам в реке широкой

Журчит, журчит, журчит. Потирают ладони.

Разносит запахи повсюду

Цветов, цветов, цветов. Делают из пальцев бутон.

И всё живое сразу

Слышит весенний этот зов. Ритмично сжимают и разжимают пальцы.

11. Закрепление и дифференциация звуков в словах .

Игра «Подарки» .

У нас в гостях сегодня две девочки : Соня и Сима.

На магнитной доске выставляются две картинки.

Посмотрите на картинки, которые лежат у каждого на столе. Давайте подарим их девочкам. Подумайте, Симе или Соне достанется ваша картинка.

Картинки : нос, стол, лось, лиса, рысь, осина, оса, карась, сом, сын, синий (круг, сова, синица, самолет, автобус, осьминог, сумка, сено, василёк.

-Звуковой анализ с выкладыванием звуковой схемы слов сом , лось.

12. Речевая подвижная игра «Веснянка» .

Дети выходят на коврик, берутся за руки.

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко!

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло! Идут по кругу, взявшись за руки.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.

Прилетели сто грачей. «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают.

А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.

13. Итог занятия .

С какими звуками мы сегодня познакомились?

Какие это звуки ?

Как называется буква, которой они обозначаются?

Как вы думаете, мы с вами хорошо занимались?.

Кому какое задание понравилось?

Какое задание было самым трудным?