Автоматизация ш индивидуальное занятие. Конспект логопедического занятия по автоматизации звука. Развитие артикуляционной моторики

Подготовила учитель - логопед Салтанова Людмила Генриевна

Государственное казенное учреждение Самарской области

"Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями"

Цели:
1. Автоматизация правильного произношения звука «Ш» в словах, фразах.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Развитие фонематического анализа и синтеза.
4. Активизация и обогащение номинативного словаря по теме «Мебель».
5. Развитие навыка словообазования имен существительных при помощи уменьщительно-ласкательных суффиксов.
6. Практическое употребление существительных в форме родительного падежа.
7. Практическое употребление существительных в форме единственного множественного числа.
8. Развитие пространственной ориентировки на плоскости.
9. Развитие связной речи.

Коррекционная цель: развитие зрительного восприятия, мышления, внимания, памяти.

Оборудование: пособие «Друзья Шиполины»,пособие «Кто больше?»; пособие «Играем со звуком «Ш»; пособие «Что забыл нарисовать художник?"; фланелеграф по теме «Мебель»; панно «Комната»; пособие «Четвёртый лишний»; пособие «Вышли мыши…».

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Это Шиполина. Шиполина рада, что ты научилась правильно произносить звук Ш, и хочет с тобой поиграть.
Шиполина хочет познакомить тебя со своими друзьями, которые тоже умеют шипеть. Давай пошипим вместе: Ш-Ш-Ш…

Вводная часть.
Уточнение артикуляции звука «Ш»:

  • Когда мы произносим звук «Ш», кончик языка широкий и упирается в верхние зубы.
  • Губы округлены и выдвинуты вперед.
  • Зубы сближены, верхние и нижние обнажены.
  • Воздушная струя теплая, идет по средней линии языка, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
  • Звук «Ш» согласный, глухой, твёрдый. Звук «Ш» живет в букве «Ш».

Логопед: Помоги детям запустить воздушный шар: ш-ш-ш.
Проводи пальчиком по дорожке, по которой ползет змейка: ш-ш-ш.
Покажи как шипит гусь: ш-ш-ш..

Основная часть

1. Игра «В магазине!»
Логопед: Шиполина любит ходить по магазинам. Догадайся, какие предметы она купила подбери рифму!
Шок-шок-шок - мешок
Ишка-ишка - мишка и т.д

2. Игра «Подбери признак»

Образец: Швейная…(машинка), шаловливый….(малыш)…

3. Игра «Кто больше?
Логопед: Шиполина нарисовала картинки. На картинках предметы у нее получились одинакового размера, а на самом деле это не так. Расскажи ей, какой предмет на самом деле больше, а какой меньше.

4. Игра «Подбери действие»
Логопед: Послушай слова и подбери к ним подходящие картинки.
Образец: Уж (Что делает?) шипит.

5. Игра «Четвёртый лишний»
Логопед: Шиполина нарисовала для тебя картинки. Назови их, какая картинка лишняя, объясни почему! Ковш, чашка, хлопушка, нож.

Пособие «Четвертый лишний».

Физминутка.
Вышли мыши как-то раз, (шагают)
Посмотреть, который час. (ладонь ко лбу, поворачиваются в сторону)
Раз, два, три, четыре (хлопают)
Мыши дернули за гири. (движение руками сверху вниз)
Вдруг раздался страшный звон. (закрывают руками уши)
Убежали мышки вон. (бегут)

Основная часть

6. Игра «Доскажи словечко!»
Логопед: Шиполина приглашает тебя к ней в дом.
Какие предметы мы увидим у нее в квартире? (Шкаф, стул, тумбочка, вешалка, табурет и т.д.)
Как их можно назвать одним словом? (МЕБЕЛЬ)
Шиполина предлагает тебе немного посочинять стихи. Я начну стихотворение, а ты закончишь: доскажешь последнее слово!

Пушистый Васька плут и хулиган -
Стащил сосиску, лег на мой …(диван)

Смотреть картинки в книжке интересно,
Присев на мягкое со спинкой ….(кресло)

Если ты устал играть,
То ложишься на …(кровать)

Вася прыгал и скакал
И, конечно же, устал.
Что бы Вася отдохнул
Ему присесть надо на…(стул)

Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я …..(табуретка)

7. Игра «Один-много»
Логопед: Я назову один предмет мебели, а ты - много.
Я скажу «шкаф», а ты - «шкафы» и т.д.

8. Игра «Назови маленький предмет!»
Логопед: я буду называть большой предмет, а ты - маленький. Например, шкаф - шкафчик. И т.д.

9. Игра «Чего не хватает?»
Логопед: Шиполина попросила нарисовать художника картинки. Только художник все время забывал что-нибудь нарисовать. Помоги художнику, скажи, чего нет на каждой картинке.

Ребенку нужно отвечать на вопрос «чего нет?», образовывая родительный падеж от нужных слов.

10. Игра «Убираемся в комнате!» (фланелеграф, панно «Комната»)
Логопед: Поможем Шипелочке навести порядок в комнате! Расставим все предметы по местам! Посуду поставим в буфет. Книги - на полку. и т.д.

Итог
Логопед: Вот и закончились наши игры с Шиполиной. С каким звуком мы играли? Какие игры тебе больше всего понравились?

Ещё по данной теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] для ребёнка 5-6 лет

Пономарева Татьяна Александровна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 166 «Ласточка», г. Саратов

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] «Дорога для Маши»

Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия по автоматизации звука [Ш] для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Данный материал будет полезен учителям-логопедам детских садов. Этот конспект для этапа автоматизации звука в слогах, словах, предложениях и стихотворениях. Форма проведения: индивидуальное занятие.
Оборудование: кукла Маша, коробочка, предметные картинки со звуком [Ш], картинки с заданиями, иллюстрации к стихотворениям.
Цель: автоматизация звука [Ш]
Задачи:
а) коррекционная: вырабатывать четкие и дифференцированные движения артикуляционного аппарата; учить произносить звук [Ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворениях; уточнить акустический и произносительный образ звука [Ш],
б) развивающая: развивать фонематические процессы, память, внимание, моторику; совершенствовать лексико-грамматические категории;
в) воспитательная: воспитывать желание помогать другу, желание красиво и правильно говорить, формировать положительную мотивацию на занятии.

Ход занятия:
I. Организационный момент.

- По пути сюда я встретила куклу Маша. Она забыла дорогу домой. Давай проводим ее домой к маме? Хорошо, я как раз знаю по какой тропинке нам нужно пойти. А чтобы было веселее, будем по дороге выполнять разные задания.

II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.

- Давай научим Машу выполнять следующие упражнения:
«Заборчик/Трубочка»- 5 раз.
«Вкусное варенье»- 5 раз.
«Качели»- 10 раз.
«Чашечка»- 10 секунд.
«Грибочек»- 5 секунд.
«Лошадка»- 5 раз.

2. Повторение артикуляции звука [Ш]

- Посмотри, это же уж ползет по дорожке и шипит! Давай пошипим, также как он. Теперь веди пальчиком по дорожке и шипи. А теперь веди карандашиком и не забывай шипеть, как змея.
- Расскажи Маше как мы произносим звук [Ш]. Что делают наш язык, губы, зубы при произношении звука [Ш]? (губы округлены, зубы сомкнуты с небольшой щелкой, язык похож на «чашечку» и поднят за бугорки за верхними зубами).

3. Автоматизация звука в слогах.
- Посмотри, на этой тропинке остались следы. Давай прочитаем, что там написано.
Ши-шу-шо
Ша-ше-шу
Шу-шо-ша
Што-шты-шта
Шты-шту-шта
Шка-шки-шку
Шко-шко-шку
Швы-шва-шву
Шве-шво-швы

4. Пальчиковая гимнастика.
«Лягушонок»
Безымянный пальчик, средний,
Я с большим соединю.
Два других назад согну,
Лягушонка покажу.

5. Автоматизация звука в словах.
а) «Назови слово и определи место звука».
- А что это за коробочка на тропинке? Посмотри что в ней.
- Назови слова и разложи картинки соответственно: со звуком [Ш] в начале слова, в середине и в конце слова. (Предметные картинки: шуба, ромашка, шарф, рубашка, душ, шкаф, кошка, мышка, камыш, шахматы).
б) «Посчитай».
- Кто это спит на полянке? (Кошка). Кого в своем сне видит кошка? (Мышек). Посчитай сколько мышек кошка увидела во сне. (Одна мышка, две мышки, три мышки…)


6. Автоматизация звука в предложениях.
- Соедини слова-действия с подходящими картинками. Составь и проговори предложения. Узнаем, что делала Маша. (Маша ела шоколадку. Маша ела грушу. Маша ела вишню. Маша мыла грушу. Маша увидела школу. Маша подошла к школе. Маша вышивала подушку. Маша купила шоколадку. Маша подшивала шорты. Маша гладила шорты.)


7. Автоматизация звука в стихотворениях.


Петушок нашел мешок.
А в мешке лежал горшок.
А в горшке – горошек
И немножко крошек.


В темноте шуршал камыш.
Кошка думала, что мышь.
Прибежала в камыши –
В камышах нет ни души.

III. Подведение итогов.
- Зато я вижу, чей домик спрятался за камышами. Вот мы и пришли. Маша говорит тебе спасибо. Ты проводил ее домой и научил произносить звук [Ш]. Как мы произносим звук [Ш]? Вспомни, кого мы встретили по дороге? Молодец! Ты сегодня старался и правильно произносил звук и помог кукле Маше найти дорогу домой.

Цели:
1. Коррекционно - обучающие:

Активизация словаря;
- развитие лексико-грамматического строя;
- автоматизация звука «Ш» в словах, словосочетаниях и предложениях.

2. Коррекционно - развивающие:

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие речеслухового внимания, зрительного восприятия, мышления и памяти;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие тактильного восприятия.

3. Коррекционно - воспитательные:

Формирование эмоционально благоприятного микроклимата во время занятия;
- воспитание навыков самоконтроля.

Оборудование: наглядное пособие лягушка, конверт с письмом, зеркало, карточки с заданиями; предметные картинки «Лягушка», «Болото», предметные картинки по теме занятия, разрезные карточки со слогами, песочница.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуй!
Посмотри, все ли у тебя готово к занятию. Садись. Сегодня на занятии мы познакомимся поближе с одной очень «зелёной особой». Угадай, кто это:
Скачет зверушка, не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар, и мушка.
Правильно, это - лягушка.
Давай посмотрим на неё внимательно и подберём слова-признаки, т.е. те слова, которые, ответят нам на вопрос какая? и помогут описать лягушку.
Лягушка земноводная, зеленая, маленькая, шершавая, пугливая.
Сегодня наша гостья поможет нам сделать артикуляционную гимнастику.

2. Артикуляционная гимнастика

«Улыбка».
«Трубочка».
«Блинчик».
«Вкусное варенье».
«Качели».
«Чашечка».

3. Упражнения для выработки воздушной струи

Посмотри, наша лягушка поймала мошку, давай поможем насекомому улететь. Подуй на мошку.
Если ты заметил, то лягушка принесла с собой конверт, давай его откроем! А вот и письмо, его передали для нас лягушата и поведали о своей истории. Послушай его.

История лягушат.

Неподалеку от лесной опушки, в небольшой речушке жили-были лягушата... И вот однажды решили они устроить соревнования и забраться на вершину высокого каштана. Собралось много зрителей. Соревнования начались... Правда, никто из зрителей не верил, что лягушата смогут забраться на вершину каштана. Слышны были реплики: "Это слишком сложно! Нет шансов!» Маленькие лягушата начали падать. Один за другим. За исключением тех, у которых открылось второе дыхание, они прыгали всё выше и выше... Толпа всё равно кричала "Слишком тяжело!!! Ни один не сможет это сделать!" Ещё больше лягушат устали и упали. Только ОДИН поднимался всё выше и выше... Приложив все усилия, лягушонок забрался на вершину.

Один участник спросил, как же этому лягушонку, который добрался до вершины, удалось найти в себе силы? Оказывается, победитель с детства был лишен возможности слышать.
Как ты думаешь, почему лишь один лягушонок добрался до цели?
(ответ ребенка)
Лягушонок добрался до вершины потому, что не слышал пессимизм и негативное настроение зрителей. Не забывай о силе слов. Всегда будь настроен положительно!
Я надеюсь на твой положительный настрой во время сегодняшнего занятия.

4. Задание «Вспомни слова»

Прослушав рассказ, ты, наверное, услышал слова, в которых встречался звук «Ш». Вспомни их. (лесная опушка, в небольшой речушке, лягушата, решили, вершина, каштан, слишком сложно, нет шансов, выше и выше, лишен возможности слышать)

5. Задание «Повтори рифмовки»

Шка - шка - шка - прыгала лягушка;
Шах - шах-шах - она затаилась в камышах;
Шку-шку-шку - поймала она мошку.

6. Задание «Найди предметы»

Как ты, наверное, уже догадался, лягушка живет в небольшом болоте. Посмотри на картинку найди и назови те предметы, окружающие болото, в названии которых есть звук Ш. (лесная опушка, каштан, шишки на ёлке, рыбёшка, камыши, шалаш, мошки, ромашки)

7. Задание «Режим дня»

У нашей лягушки на болоте много забот: утром, затаившись в камышах, лягушка ловит мошек, днем - греется на солнышке, катается на кувшинке и прыгает вдоль речушки, а вечером она пьет чай с плюшками и ватрушками, слушает чудесную песенку маленькой пташки.
Составь режим дня лягушки, используя картинки.
(выполнение задания)



8. Задание «Соедини слова».

В двух столбиках записаны слова, соедини их парами таким образом, чтобы получились верные словосочетания:
Лягушка красивая
Солнышко зеленая
Пташка маленькая
Кувшинка ласковое
Мошка высокий
Камыш быстрая
Каштан мелкая
речушка старый

9. Упражнение «Соедини слоги в слово, найди картинку»

У лягушки есть несколько любимых предметов, ты догадаешься, какие, если правильно соединишь слоги.
Шка-тул-ка
Шо-ко-лад
Ша-рик
Кры-ша
По-ва-рёш-ка
Ка-туш-ка

10. Задание «Новое слово»

Из первых слогов предложенных слов, составь новое слово: водитель, домовой, ёмкость.
(Водоем). Как ты думаешь, что оно означает? Кто в нем обитает? Найди соответствующие картинки. (рыбёшки, лягушки, раки)

11. Изоритмика «Солнышко»

Давай немного отдохнём. Я буду читать тебе стихотворение, а ты выполняй всё сказанное мною.
Круг рисуем, раз, два, три.
Очень круглый, погляди.
А от круга, а от круга
Много линий проведёшь.
Их лучами называют.
Что получилось - узнаёшь?

12. Вставь в текст пропущенные слова:

У речушки, вдоль ….,
Мимо вспаханных полей
Шли ленивые …..
В гости к …..своей.
(И. Демьянов)

13. Задание «Подбери предметы к признакам»

Ласковое, большое, горячее (солнышко)
Маленькая, еловая, коричневая (шишка)
Мелководная, прозрачная, тихая (речушка)
Красивая, белая, болотная (кувшинка)

14. Прочитай текст, сделай звуко-буквенный анализ выделенных слов.

Шахматы и лягушата.
Два лягушонка шумели и шутили на опушке. У каштана лягушата нашли шахматы. Ушли они в камыши, чтобы им не мешали. Тишина в камышах: ни шума, не шёпота. Увлекли лягушат шахматы.
(выполнение задания)

Итог занятия.
Наше занятие подошло к концу. И если тебе было интересно, возьми с собой весёлую лягушку, ну, а если нет, то - грустную.

Екатерина Фролова
План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш]»

План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] » .

Тема : «Автоматизация звука [Ш] »

Ребенок : Маша, 5 лет. 6 месяцев, ОНР (3 уровень)

Цель занятия : Автоматизация звука Ш в слогах , словах и предложениях.

Задачи :

Вырабатывать движение губ вперёд, обнажая верхние и нижние зубы укреплять мышцы губ, их подвижность;

Отрабатывать движения языка вверх, развивая его подвижность. Способствовать

растяжке подъязычной связки;

Закреплять правильное произношение фонемы;

Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Уточнить артикуляционный и акустический образ звука Ш ;

Уточнить характеристику звука ;

Закрепить графический образ буквы Ш;

Формирование умения опознавать заданный звук в словах , слогах, изолированно;

Совершенствовать динамическую организацию движений;

Формировать навыки образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами;

Обучать навыкам согласования числительных с существительными в ед. и мн. числе;

Автоматизировать звук Ш в тексте ;

Развивать слуховую память;

Развивать словесно-логическое мышление;

Формировать мотивацию к познавательной деятельности;

Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающим.

Оборудование : Бумажный конверт с приглашением, изображение Крошки Енота, изображение корзинки с банкой варенья и бубликами, звуковая дорожка с изображением змеи, изображение лесного домика, изображение сторожевого пса, коробочка с буквами, изображения сказочных героев : Чиполино, Буратино, Шапокляк, Чебурашка, Мальвина, Шрек, Винтик, Шпунтик, Фунтик, Шарик, изображение лабиринта с ромашками, воздушный шар.

Орг. момент.

Логопед :

Здравствуй, Маша! Сегодня я получила конверт. Хочешь узнать, что в нём лежит?

Маша :

Логопед : (открывает конверт, показывает приглашение, читает его)

А в нём лежит приглашение от Крошки Енота : «Жду всех в домике лесном, поиграем, отдохнём» . Отправимся в гости?

Маша :

Основная часть.

Логопед :

В гости мы пойдём не с пустыми руками. Давай посмотрим, что я собрала в корзинку для Крошки Енота. (Показывает изображение корзинки, из которой видны : банка варенья и бублики). Я приготовила ему баночку варенья. Давай сделаем упражнение «вкусное варенье.»

Улыбнись, открой рот и языком в форме чашечки облизывай губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки» .

Маша выполняет упражнение.

Логопед читает стишок :

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Логопед :

- Что ещё лежит в корзинке :

Маша :

Бублики.

Логопед :

Давай сделаем упражнение «бублик» .

Зубки сомкнём, губы округляем и слегка вытягиваем вперед. При выполнении должны быть видны и верхние и нижние зубки. Удерживаем «бублик» под счет до 5-10.

Маша выполняет упражнение бублик.

Логопед читает стишок :

Бублик мы изобразили -

Плавно губы округлили.

Их теперь нельзя смыкать,

«Бублик» надо удержать.

Логопед :

В нашей корзинке осталось много свободного места. Давай насобираем грибов.

Сто грибов в лесу найдем,

Обойдем полянку.

В кузовок мы не возьмем

Бледную поганку.

Мы обшарим все дубы,

Елки и осинки

И хорошие грибы

Соберем в корзинку.

Покажи мне, как ты умеешь делать упражнение «грибок» .

Улыбнись, широко открой рот, присоси язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба» ). Удерживай в таком положении 5-10 секунд.

Маша выполняет упражнение «грибок» .

Логопед читает стишок :

Широко открою рот,

Будто щёлкну я вот-вот.

Присосу язык на нёбо,

Челюсть вниз - и вся учёба.

Логопед :

Для того, чтобы узнать, какой звук мы сегодня будем учиться правильно произносить, тебе нужно внимательно послушать стихотворение :

Что за странный шум вокруг

Шелестит листва мой друг.

Осень на порог пришла,

Шапку, шарф надеть пора”. (Логопед утрированно произносит звук [Ш] )

Ты догадалась какой звук мы сегодня будем произносить?

Маша :

Да, звук Ш .

Логопед :

Правильно, сегодня мы будем учиться правильно произносить звук Ш .

Мы уже почти пришли к домику Крошки Енота, но на тропинку вылезла змея, которая начала оставлять за собой узоры (следы) и шипеть. Давай подождём, пока она проползёт, а потом пойдём по её следам. (Логопед даёт ребёнку изображение змеи и узорчатой тропинкой). Сначала проведи по линиям пальчиком, а потом карандашом. Не забывай шипеть, как змейка.

Маша выполняет упражнение и шипит : ШШШШ.

Логопед :

Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук Ш ?

Маша :

Губы «Колечком» , зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку» .

Логопед :

А какой воздух мы выдыхаем, когда произносим звук Ш ?

Маша :

Воздух тёплый.

Вот мы и пришли к домику Крошки Енота. Его дом охраняет пёс, которого зовут Шарик. Какой звук первый в слове Шарик?

Маша :

Логопед :

Правильно, звук Ш . Звук (Ш) - согласный или гласный? ;

Звонкий или глухой? ;

Твёрдый или мягкий?

Маша :

Согласный, глухой, твёрдый.

Молодец, правильно. Крошка Енот, чтобы развлечь своих гостей, приготовил интересные задания :

(логопед даёт ребёнку коробку, внутри которой лежат буквы).

Логопед :

Открой коробку и достань буквы, которые в ней лежат. Посмотри на них внимательно и покажи ту согласную букву, которая является домиком звука Ш .

Маша раскладывает буквы, ищет букву Ш и показывает её логопеду .

Логопед :

-Следующее задание : Игра «Поймай звук » . Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «Ш» . З, С, Ш, Б, В, Ж, Ш, Л, М, Ш.

Теперь похлопай, когда услышишь слог, в котором есть звук «Ш» .

По, Ша, То, Шу, Ма, Пу, Ши, Ми, Шо.

Маша хлопает.

Логопед :

А сейчас настало время немного размяться. Крошка Енот приготовил нам вот такую весёлую зарядку :

Звериная зарядка.

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть

(движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало – начинает все сначала.

Маша выполняет зарядку.

Логопед :

Следующее задание, которое предлагает нам Крошка Енот «добавь слог» . Я буду произносить слоги, а ты добавлять слог ША. Посмотрим, что у нас получится.

Ка, ча, кры, лап… .

Маша добавляет слоги и произносит слова : каша, чаша, крыша, лапша.

Логопед :

А теперь, ты будешь добавлять слог ШИ.

Камы, клави, малы, гру… .

Маша добавляет слог и произносит слова : камыши, клавиши, малыши, груши.

Логопед :

Следующая игра называется «Скажи как я» . Я буду произносить чистоговорки, а ты повторяй за мной.

Ша –ша – ша – наша Маша хороша

Шо – шо – шо – учусь я хорошо

Шу – шу – шу, шу- шу- шу– я тебе рукой машу

Аш- аш- аш, аш- аш- аш –мы построили шалаш

Ош – ош – ош, ош – ош – ош, у меня на блузке брошь

Маша повторяет за логопедом .

Логопед :

В гостях у Крошки Енота сегодня собралось много сказочных героев. Давай определим, у кого из них имя начинается на звук Ш . Я буду показывать и называть героя, а ты будешь хлопать, когда я назову того, чьё имя начинается на звук Ш . (Логопед показывает картинки с изображениями героев и называет их имена).

Чиполино, Буратино, Шапокляк, Чебурашка, Мальвина, Шрек, Винтик, Шпунтик, Фунтик, Шарик.

Маша хлопает, когда услышит слова : Шапокляк, Шрек, Шпунтик, Шарик.

Логопед :

Кто из этих сказочных героев нравится тебе больше всех?

Маша называет героя.

Логопед :

У тебя есть возможность подарить этому герою букет цветов. Для этого тебе необходимо пройти по лабиринту, посчитать и собрать все ромашки. (Логопед дает ребенку нарисованный лабиринт с изображением ромашек.)

Маша водит пальцем по лабиринту и считает : одна ромашка, две ромашки… пять ромашек.

Логопед :

Следующая игра называется «Назови ласково» . Послушай слова, назови ласково.

Шар, шапка, шорты, мешок, шишка.

Маша :

Шарик, шапочка, шортики, мешочек, шишечка.

Логопед :

Мы весело провели время в гостях, но нам пора отправляться домой. Ведь в гостях хорошо, а дома лучше. Давай попрощаемся с Крошкой Енотом и повторим фразу : В гостях хорошо, а дома лучше.

Маша :

В гостях хорошо, а дома лучше.

Логопед :

Обратно мы пойдем той же дорогой, через лес. Предлагаю собрать букет ландышей и подарить их маме. Повторяй за мной предложения : (логопед читает по одному предложению, а ребёнок повторяет)

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей - и домой. Хороши ландыши!

Маша повторяет текст по одному предложению.

Заключительная часть.

Логопед :

Наше занятие подходит к концу , но мы не прощаемся со звуком Ш . Он сегодня отправится к тебе в гости. Дома ты с родителями выполнишь новые задания, которые находятся у тебя в тетради. (Логопед вклеивает в тетрадь ребёнка задания на дом)

ша – шо – шу ши – ше – ша

шо – шу – ша ше – ши – шо

шу – шо – ша ши – шу – ше

ше – шу – шо шу –ши – ша

звука Звук

Упражнение № 2. Сосчитай до пяти.

Один камыш, два камыша….пять камышей.

Один шалаш, два шалаша…. пять шалашей.

Одна шуба, две шубы….…пять шуб.

Одна школа, две школы….…пять школ.

Одно шило, два шила….…пять шил.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ш] кончик языка был поднят к альвеолам, а боковые края языка прилегали к верхним боковым зубам. Звук [ш] произносить длительно и твёрдо.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Логопед :

Чем мы сегодня занимались на занятии ? Что тебе больше всего понравилось?

Маша :

Мы учились правильно произносить звук Ш . Мне понравилось собирать ромашки по лабиринту.

Логопед :

Ты сегодня хорошо потрудилась, правильно произносило звук Ш . Возьми себе этот весёлый шарик. (Логопед дарит ребёнку воздушный шарик) .

Логопедическое занятие на тему: «Автоматизация звука Ш»

Цели:

    Закрепление правильного произношения звука Ш.

    Развитие фонематического слуха.

    Обогащение словарного запаса по теме «Одежда».

    Закрепление навыка работы над словом и предложением.

    Воспитание усидчивости, старательности и речевого самоконтроля.

Оборудование: зеркала, дидактический и иллюстративный материал.

Словарь : шапка, шуба, вешалка, штаны, шорты, шарф, швея.

Структура и ход занятия:

1) Развитие ручной моторики.

1) Вытянуть руку вперед; все пальцы, кроме большого, сжать в кулак, большой палец поднять вверх.

2) Поочередно сжимать пальцы рук.

3) Вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

4) Вытянуть большой палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

5) Вытянуть одновременно указательный и средний пальцы (на правой и левой руке)

2) Выполнение самомассажа.

Поглаживание от середины лба к вискам.

От бровей до волосяной части головы.

От середины носа к вискам.

Массаж верхней губы.

Массаж подбородка.

Массаж шеи.

3) Артикуляционная гимнастика.

    «Накажем непослушный язычок.»

    «Лопаточка»

    «Чашечка»

    «Лошадка»

    «Грибок»

    «Гармошка»

    «Вкусное варенье»

    «Погреем ладошки»

уи – уи – уи – уи

ОА – ОА – ОА – ОА

МАМА УШЛА ДОМОЙ

МАМА УШЛА ДОМОЙ

2) Длительное произнесение звука.

Игра «Змейка» (Помоги змейке добраться до своего домика. Проводя пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Ш_Ш_Ш

Характеристика звука: согласный, твердый, глухой, шипящий.

Артикуляция звука.

3) Автоматизация звука в слогах.

Игра «Песенки» (повторение слоговых рядов)

Ша-ша-ша ша-ша-шо шо-ша-шо-ша

Шо-шо-шо шо-ши-шо ши-ши-шо-шо

Шу-шу-шу ши-шу-шу шу-ша-шу-ша

Ши-ши-ши шу-ша-ша ша-шо-ши-ше

Аш-аш-аш аш-ош-аш аш-ош-уш-ыш

Ош-ош-ош уш-аш-уш ыш-уш-ош-аш

Уш-уш-уш ош-иш-ош уш-иш-аш-ош

Иш-иш-иш аш-уш-аш ыш-иш-аш-ош

3) Автоматизация звука в словах.

Игра «Лабиринт» (Ребенок, четко произнося звук Ш. называет в заданном порядке представленные картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. (Движение начинается с клетки, отмеченной звездочкой)

Упражнения для «лабиринта»:

- «Угадай» (Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет. Образец: Играют в …(шахматы)

- «Мой, моя, мое, мои» (Составить словосочетания по образцу: мой шиповник, моя шуба, мои штаны, моё шило)

- «Чего не стало» (Я закрою одну картинку волшебным экраном, а ты скажи, чего не стало)

- «Живое – неживое» (сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а затем – неживые предметы).

4) Игра «Четвертый лишний» (Помоги Мишутке. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, четко произнося звук Ш)

Картинки: Помидор, огурец, вишня , капуста.

Кеды, шило , ботинки, тапочки.

Шапка, платье, юбка, брюки. (повторение лексической темы «Одежда»)

5) Игра «Посчитай» (Назови одним словом: шапка, шуба, шорты, шарф. Помоги Наташе и Паше собрать одежду. Посчитай вещи ребят. Образец: одна шапка, две шапки, три шапки… Каких вещей больше, каких меньше? Посчитай вещи в обратном порядке. Образец: четыре шубы, три шубы, две шубы…)

    Физминутка.

Белочки белье стирали,

Полоскали, полоскали,

Выжимали, выжимали. (Имитация движений)

Ну а где сушить - не знали.

7) Автоматизация звука во фразе.

Игра «Закончи предложение по картинкам».

У Миши новая (шапка).

Маше купили новую (шубу).

Даша нашла вторую (варежку).

Луша повесила пальто на (вешалку).

8) Проговаривание предложений.

Плюшевому мишке Маша шьет штанишки.

Плюшевому мишке бабушка штопает штанишки.

У плюшевого мишки новые штанишки.

9)Игра «Исправь предложение» (Дедушка Ау перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки.)

На шубу вешают вешалку.

Штанишки надели Сашу.

10) Упражнение «Пересказ с картинками ». (Повтори предложения, заменяя картинки словами. Перескажи рассказ по картинкам. Придумай название рассказа)

Как-то раз Маша решила сшить для своего игрушечного (мишки) новый костюм. Она достала из (шкафа)ножницы, (катушки) разноцветных ниток, небольшую (швейную машинку) и кусочки ткани. Сначала Маша сшила (рубашку), потом (шорты). (Мишка) стал очень красивым.

    Выполнение звукового анализа слов: шапка, шуба.

    Заучивашие чистоговорки:

У Ивашки – рубашка.

У рубашки – кармашки.

    Итог занятия.

Над каким звуком мы сегодня работали?

Что нового узнали? Чему научились?

(Оценка деятельности учащихся на занятии)