Индивидуальных логопедических занятий свистящие звуки. Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках - конспекты занятий - каталог статей - логопед дома. Развитие артикуляционной мотори

Шмакова Елена
Конспекты логопедических занятий по постановке, автоматизации свистящих звуков

Постановка , автоматизация и дифференциация свистящих звуков .

Конспекты логопедических занятий .

Занятие 1 . .

Подготовительный этап.

Цель : подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [с] ; формирование длительной направленной воздушной струи; упражнение в различении слов, близких по звучанию; умение определять наличие звука [с] в ряду звуков ; развитие функции языкового анализа и синтеза;воспитание положительной мотивации в учебной деятельности.

Оборудование : картинки свистящих ; образ звука [С] «Дыхание» .

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Развитие пространственного восприятия

Между кем ты сидишь? Кто сидит справа от тебя? Кто сидит слева от тебя?

2. Сообщение цели занятия .

3. Развитие мелких движений кистей рук и пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Дружба» .

«Кулак. Ребро. Ладонь» .

4. Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения, направленные на развития подвижности губ :

«Оскал» , «Хоботок» , «Трубочка» .

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности языка :

(см. артикуляционные упражнения для постановки звука [с] ).

Развитие силы выдоха. Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка. Гимнастика Стрельниковой.

Поем песенку. Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау , ауи и т. д.) . Выдох контролируется ладонью.

«Топор» . Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч , сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

«Холодный ветер» . Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы. Поднести ко рту тыльную сторону ладони. Должна ощущаться резкая бьющая холодная струя. Игры для тигры – компьютерная технология.

6. Развитие фонематического восприятия

Выделение на фоне слогов и слов звука [с] среди звуков , далеких по акустическим и артикуляционным признакам.

Игра «Поймай звук » . Ребенок должен хлопнуть в ладошки, услышав звук [с] . Сначала педагог произносит звуки [л] , [с], [р] [с], [л], [м], [б], [с], затем слоги ла, со, ро, су, па, су, сы, ба. Если ребенок выделяет звук из звукового или слогового ряда , даются слова мак, сыр, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом.

7. Фонетическая гимнастика, ритмика.

8. Упражнения по развитию ритма.

Отстучать по подражанию.

Занятие 2 .

Конспект занятия по постановке звука [С] .

Подготовительный этап.

Цель : Обучение правильно произносить звук [с] с механической помощью и по подражанию; продолжение выполнения артикуляционных упражнений для звука [с] в полном объеме ; формирование длительной направленной воздушной струи; закрепление умения в различении слов, близких по звучанию; определение наличие звука [с] в ряду других звуков . Развитие мимической выразительности, памяти, внимания, целостного восприятия, мелкой моторики. Воспитание положительной мотивации в учебной деятельности.

Оборудование : картинки : артикуляционная гимнастика для свистящих звуки [с] и [ш] ; образ звука [С] ; молоточек для отстукивания ритма; самолёт игрушечный; сундучок «Дыхание» , рабочий пенал.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия .

3. Повторение игры на развитие мелких движений кистей рук и пальцев.

4. Артикуляционная гимнастика. Упражнения, направленные на развитие подвижности языка. (см. арт. упр. для постановки звука [с] ) .

5. Игры на развитие речевого дыхания.

Развитие силы выдоха

Дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука [ф] (длительный выдох, произнесение звука [т] (короткий выдох) .

Развитие силы выдоха. Выработка плавного и длительного выдоха. «Одуванчики» «Игры для тигры» – компьютерная технология.

«Погаси свечу» . Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фууууу.

«Воет буря» . Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка. Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появляется шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

Упражнения для формирования умения образовывать боковыми краями языка смычку с верхними коренными зубами

«Малыш учится произносить звук [и] » . Опустить кончик языка за нижние зубы и произносить звук [и] . Следить, чтобы «ямочка» на языке была ровно посередине.

«Песенка ослика» . Произнесения звукосочетания иа .

«Лодочка» . Высунуть язык изо рта и сложить его лодочкой («желобком» ). Если упражнение не получается, можно положить на среднюю часть языка тонкую палочку или зонд.

6. Формирование зрительного образа звука [с]

Посмотри, как губы улыбаются, язычок прячется за нижние зубы. (Показ артикуляции.)

Закрепление слухового образа звука .

Киска коготком проколола шарик. Послушай, как свистит воздух : с-с-с-с. Ты тоже скоро научишься так произносить звук .

Формирование кинестетического образа звука (ощущения положения органов артикуляции)

Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Сначала показывает логопед , а затем - ребенок.

Выделение звука [с] среди звуков , близких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки : [с], [з], [с], [ш], [ц], [с]. Слоги : са, за, со, ша, цо, су, зы, сы. Слова собака, зайка, солнышко, шуба, сапоги, сад и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [с] .

Игра «Пятый лишний» . Капуста, свекла, картошка, редис, абрикос. Отложить лишнюю картинку.

«Подбери и назови» . Разложить в две стопки картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] и [ш] .

Определить позицию звука [с] в словах санки , сапоги, сова, автобус .

Есть ли звук [с] в словах капуста, свекла, редис, фасоль, салат, чеснок?

Найди овощи, в названии которых есть звук [с] . Где слышится звук [с] в слове салат ? В слове чеснок? В слове капуста?

8. Фонетическая гимнастика, ритмика.

9. Упражнения по развитию ритма.

Отстучать по подражанию.

«Молоточек» . Повтори ритм, который отстучит взрослый.

Пример : 1 - 2 - с - сс.

Ритмы : 2 – 1;2 – 2; 1-3; 3-1;1 - 1- 2;1-2-1;2 - 3 и т. д.

Занятие 3 .

Конспект занятия по коррекции изолированного звука [С] .

Цель : закрепление правильного произношения звука «с» в изолированном виде; формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука ; воспитание потребности в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудование свистящих ; картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] ; мимические картинки; образ звука [С] ; молоточек для отстукивания ритма; самолёт игрушечный; сундучок «Дыхание» ; сигнальные карточки; буква С; зрительные опоры гласных звуков .

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия .

3. Повторение и закрепление специальных артикуляционных упражнений.

Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц и кончика языка и выработку воздушной струи (см. предыдущие занятия ) .

4. Коррекция изолированного звука [с] на игровом материале.

Упражнения «Течет водичка» («Холодный ветер» , «Насос» , «Чайник» ) Звукоподражания .

«Вывести звук погулять » .

«Мимические упражнения» автоматизации изолированного звука . Выразить интонацией при произнесении звука разное настроение людей.

«Буква потерялась» .

Дед Звукоед (злой волшебник) похитил звуки в словах .

Апог голо.

По. уда плюю.

Ле. .обака

Итрере. Му. ор

Ве. ы. ундук

Орока поя.

Ли. а убегает в ле.

Али. а не умеет пи. ать.

Дени. .ам надевает. андали.

Анфи. а по. адит ове. И фа. оль.

«Кулак. Ребро. Ладонь» . Пропеть заданный звук на известную мелодию с движениями.

5. Развитие фонематического слуха.

Поднятие сигнальной карточки на заданный слог.

На слог са : ра, па, са, ма, са, са, да.

На слог сы : сы, мы, вы, ры, хы, сы, ры.

Запоминание слога со звуком с последующим выкладыванием картинок. (см. карточки со словами)

Выбери картинки, в словах-названиях которых имеется звук [с] , из ряда других.

6. Фонетическая гимнастика, ритмика.

звуков без голоса , с показом артикуляции перед зеркалом; произнесение гласных перед зеркалом с изменением силы и высоты голоса. Вводят зрительные опоры – символы для гласных звуков .

а___выдох ао аоу уоа аоуы

7. Упражнения по развитию ритма.

Отстучать по подражанию.

8. Работа с буквой с.

Произнеси звук [С] длительно на одном выдохе : с – с – с – с.

Выставляется буква с.

Звук [с] , посмотри - вот это твоя буква.

В небе таял лунный серп, серп склонялся на ущерб.

И поэтому с небес нам светила буква С.

Рассмотри букву С, нарисуй ее в воздухе каждым пальцем поочередно, сначала одной, затем другой и двумя руками одновременно.

Занятие 4 .

Автоматизация звука [с] в обратных (закрытых) слогах.

Цель : обучение произносить звук [с] в обратных слогах; продолжение работы над развитием подвижности кончика языка, добиваться четкого произношения изолированного звука [с] звука в слогах слогов ; составление схем слогов

Оборудование : картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих , образ звука [С] . Сундучок «Дыхание» , молоточек для отстукивания ритма, счетные палочки, клубок ниток. Коробочки «» . Картинки героев сказки «Теремок» ; картинки с изображением предметов со звуком [с] и без него ; картинки для игры «Определи позицию звука [с] в слове » .

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия .

(см. предыдущие занятия ) .

4. Коррекция изолированного звука .

«Водичка течет» под наблюдением логопеда .

5. Проверка домашнего задания.

6. Работа на звуком [с] в закрытом слоге.

Произнесение двух, трех, четырех слогов с одновременным отстукиванием ритма, с рисованием волнистых или ломаных линий пальчиком на столе, с выкладыванием палочек, наматывание ниток на клубок, «пальчики здороваются» . Произнесение слогов от имени детей , их родственников, животных, инопланетян, героев сказок, игрушек, неодушевленных предметов.

Работа на звуком [с ] в шутках . Закончи чистоговорку.

Говорит взрослый : Говорит ребенок :

В сумке вкусный ананас ас-ас-ас-ас-ас.

Кисточку принес Барбос ос-ос-ос-ос.

Стас Сосискин был не трус ус-ус-ус-ус.

Я на санках еду вниз ис-ис-ис-ис.

Совы полетели в лес эс-эс-эс-эс.

Я услышал громкий бас ас-ас-ас-ас.

На тарелке абрикос ос-ос-ос-ос.

Там у пристани баркас ас-ас-ас.

Произнесение слогов от имени героев сказки «Теремок» с разной интонацией.

Анализ и синтез обратных слогов

Какой слог лишний? Ис-ис-ас; ыс-ыс-ис.

Какой слог появился? Ис-ис-ас; ыс-ыс-ас.

Какой слог получится, если я «дам» тебе звук [а] , а затем - [с]. Обозначить слог цветовыми символами (кружочками красного и синего цвета) .

Какой первый звук в слоге ыс ? Какой второй звук ?

Назови второй звук в слоге ос ?

Назови пропущенный слог в словах

как. (тус) ана. (нас)

пок. (ос) фок. (ус)

комп. (ас) косм. (ос)

Составление слогов ис , ыс, ас из букв разрезной азбуки.

«Мимические упражнения» . Использовать мимические картинки для автоматизации звука .

7. Развитие фонематического восприятия

Отбор картинок, слова-названия которых содержат звуки [с] .

Игра «Определи позицию звука [с] в слоге » Игра проводится с помощью фишек, которые отмечают позицию звука в слове .

Игра «Определи позицию звука [с] в слове » . Игра проводится с помощью фишек, которые отмечают позицию звука в слове . (см. слова к. № 1)

Занятие 5 .

Конспект занятия по автоматизации звука [С] .

Автоматизация звука [с] в прямых (открытых) слогах.

Цель : обучение произносить звук [с] в прямых слогах ; продолжение работы над развитием подвижности кончика языка, добиваться четкого произношения изолированного звука [с] ; формирование длительной, направленной воздушной струи. Упражнение в определении наличия звука в слогах ; анализ и синтез обратный и прямых слогов ; составление схем слогов . Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; воспитание потребности в речевом общении.

Оборудование : картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих . Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] . Мимические картинки; образ звука [С] . Молоточек для отстукивания ритма. Самолёт игрушечный. Сундучок «Дыхание» . Рабочий пенал. Буква С, зрительные опоры гласных звуков , таблицы со слогами.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия .

3. Артикуляционные упражнения.

Повторение и закрепление специальных артикуляционных упражнений, направленные на развитие подвижности мышц и кончика языка и выработку воздушной струи (см. предыдущие занятия ) .

Работа над артикуляцией гласных звуков без голоса , с показом артикуляции перед зеркалом; произнесение гласных перед зеркалом с изменением силы и высоты голоса.

а___выдох ао аоу уоа аоуы

о___выдох у___ ы___ э___

4. Коррекция изолированного звука .

Дети по очереди выполняют упражнение «Водичка течет» под наблюдением логопеда .

5. Работа над звуком [с] в открытом слоге.

Работа с таблицами перед зеркалом фронтально и индивидуально. Обращается внимание на точность артикуляции звука [с] и гласных .

с___а с___у с___о с___ы

Игровые задания, произнесение слогов с подключением движений и мимики. Даются указания : выполняя какое-либо действие, произносить слоги. Например : произносить слоги, имитируя управление автомобилем , шитье, вязание, рисование, перелистывание книги, чистку зубов, умывание, «Падают снежинки» , «Лепим снежки» , «Катаем снежную бабу» . Выделение ударного слога.

Са-са; са-са; са-са-са; са-са-са; са-са-са.

Сы-сы; сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы.

Са-сы-со-су; сы-са-со-су.

Какой слог лишний? Са-са-са-сы.

Повтори слоги : са-сы-со.

Послушай еще раз. Са-со.

Какой слог исчез из ряда? (Со.) Со-су-сы-са. Со-су-сы? (Са.)

«Мимические упражнения» . Использовать мимические картинки для автоматизации звука .

Работа на звуком [с ] в шутках . Закончи чистоговорку.

Говорит взрослый : Говорит ребенок :

У стены стоит коса са-са-са-са.

Стоп, сломалось колесо, со-со-со-со.

Страшно вечером в лесу су-су-су-су.

Мы испачкали носы сы-сы-сы-сы.

Зеленеют все леса са-са-са-са.

На столе стоят весы сы-сы-сы-сы.

Сумку маме принесу су-су-су-су.

6. Анализ и синтез слогов

Какой первый звук в слоге са ? Какой второй звук ?

Сколько звуков в слоге са ?

Звук [с] «подружился» со звуком [о] . Какой слог получился?

Есть ли звук [с] в словах сок , сын, сумка, самосвал?

Отстукивание ритмического рисунка слов сок, сумка, самосвал.

«Молоточек» . Повтори ритм, который отстучит взрослый, на слоге СА (СО, СУ, СЫ) .

Пример : 1 – 2 – са – саса.

Ритмы : 2 – 1,2 – 2, 1 – 3,3 – 1, 1 – 1 – 2, 1 – 2 – 1, 2 – 3 и т. д.

7. Развитие фонематического восприятия.

Разложи картинки в две стопки. К букве ш положи картинки со звуком [ш] , к букве с - картинки со звуком [с] . Педагог произносит слова, а ребенок подбирает нужные картинки.

Определение позиции звука [с] в словах слон , носорог, ласка.

Игра «Сосчитай, сколько раз прозвучал звук [с] в ряду звуков ».

Логопед произносит звуки : а, д, с, б, в, ш, с, р, ц л, с, к, ш, м.

Дети выкладывают соответствующее количество счетных палочек, затем считают их и выкладывают из них геометрические фигуры.

Игра «Найди слоги со звуком [с] » (условия те же) : са, ма, фа, ка, ку, до, сы, лу, со, мо, сы.

Индивидуальное занятие. Специальный комплекс упражнений для правильного произнесения свистящих звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц].

Цель: закрепить правильное произношение свистящих звуков изолировано.

1. Закрепление правильного выполнения артикуляционных упражнений;

2. Продолжать правильно формировать длительную направленную струю;

4. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Оборудование: зеркало, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент: Сегодня к нам в гости пришел Звукознайкин. Наш Звукознайкин все умеет. Он стихи сочиняет, картинки рисует, спортом занимается. А еще он правильно и красиво говорит. Он и тебя может этому научить. Звукознайкин откроет тебе страну красивых звуков. Звукознайкин любит повторять: «Звуки слушай ты внимательно и произноси старательно! Говори спокойно, внятно, чтобы было всем понятно». Послушай внимательно, что рассказывает он.

В нашей речи очень часто встречаются свистящие звуки. Их пять: с твердым звуком [с] ты уже познакомился. Твердый звук [с] ты произносишь в словах: санки, лиса, нос. Мягкий звук [сь] ты слышишь и произносишь в словах: семь, осёл, лось. Твердый звук [з] ты слышишь и произносишь в словах: замок, коза, ваза. Мягкий звук [зь] ты слышишь и произносишь в словах: зима, земля, газета. Всегда только твердый звук [ц] ты слышишь и произносишь в словах: цапля, птица, заяц (ребенок повторяет все слова за логопедом с изучаемыми звуками) . Звукознайкин предлагает тебе проверить, правильно ли ты произносишь эти звуки. Запомни! При произнесении звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]: губы улыбаются, кончик языка находится за нижними зубами, боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и образуют с ними щель, через которую по середине языка идет сильная холодная струя.

2. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков : Но прежде чем мы начнем произносить звуки, поиграем с нашим непослушным язычком (упражнения:

— «Лопаточка»: улыбнись, приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Подержи его в таком положении, считая про себя до пяти.Язык лопаткой положи.И спокойно поддержи.Язык надо расслаблятьИ под счет его держать:Раз, два, три, четыре, пять!Язык можно убирать.
— «Накажем непослушный язычок»: «наказать» язык тебе помогут губы. Для этого тебе придется просто подразниться, вот так. Положи язык на нижнюю губу и произнеси: «Пя-пя-пя». Как будто верхней губой слегка пошлепал свой непослушный язык. Сделай так еще раз.На губу язык клади,«Пя-пя-пя» произноси,Мышцы расслабляются…Лопатка получается…Ты под счет ее держи…До пяти…до десяти…
— «Почистим зубки»: улыбнись, приоткрой рот, почисти кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону. Почисти еще раз старательно нижние зубы с внутренней стороны. Если получится, почисти верхние зубы. Проговаривай про себя:Чищу зубы, чищу зубыИ снаружи…и внутри…Не болели, не темнели,Не желтели чтоб они.
Твой язык станет сильным, если ты научишься выполнять упражнение «Язык-силач»: слегка улыбнись, приоткрой ротик, опусти широкий кончик языка к нижним передним зубам, упирай язычок в зубы.Язычок у нас силач –В зубы упирается,Сильно напрягается,Горкой выгибается.Силачу пора на отдых.Чтобы смог он полежать,Мышцы будем расслаблять.Чувствуешь спинка языка напрягается, даже выгнулась. Устал язык? Положи его расслабленным – лопаточкой – во рту, пусть отдохнет.
И последнее упражнение «Качели»: улыбнись, открой рот, как при звуке [а], опусти широкий кончик языка за нижние зубки (с внутренней стороны) и подержи под счет «раз». Подними широкий язык за верхние зубы и подержи под счет «два». Давай повторим ещё разок!На качелях я качаюсь:Вверх – вниз, вверх – вниз,Я до крыши поднимаюсь,А потом спускаюсь вниз.

Только следи, чтобы работал только язычок, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Ты научил свой язычок качаться.

3. [С]: ну а теперь посмотри на картинку. Звукознайкин отправился в лес, но по дороге домой колесо его велосипеда спустило. Помоги накачать колесо, изобрази насос: встань прямо, сожми пальцы в кулачки, поставь руки перед собой (а если делаешь упражнение сидя – опусти руки вдоль туловища) и делай руками движения вверх-вниз. Воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с-с.
4. [Сь]: а сейчас помоги Звукознайкину заготовить дрова на зиму, начинаем вместе с ним пилить осинку: сь-сь-сь-сь. Слушай себя – мягко свистит пила: сь-сь-сь-сь.
5. [З]: в лесу много комаров – полным-полно, замучили они вас со Звукознайкиным, звенят и звенят над ухом. Большой комар летает и звонко звенит своим твердым голосом: з-з-з-з.6. [Зь]: Подразни комаров – позвени твердым и мягким голосом, а руки разведи в стороны и помаши ими как крыльями, долго маши, как будто надоедливый комар над тобой вьётся. А теперь представь, что ты маленький комарик: улыбнись широко, выгни спинку языка, мягко позвени голоском: зь-зь-зь.
7. [Ц]: представь, что в лес вдруг пришла весна. Все ей обрадовались, потому что весной оживает природа. Запели свои весенние песенки синички: ц-ц-ц – слышатся вокруг отрывистые звуки. Попробуй пропеть песенку синички: улыбнись открытой улыбкой, широкий кончик языка упирай в нижние зубки, переднюю часть языка прижимай к верхним зубам, посередине языка идет сильная короткая воздушная струя, поднеси руку к своему рту и почувствуешь сильную толчкообразную холодную струю воздуха. Давай немножко посвистим отрывистую песенку синички: ц-ц-ц-ц.

8. Итог занятия: давай повторим упражнения: накачай насос (с-с-с), спили осинку (сь), позвени, как комары это делают (з), просвисти песенку синички (ц). Умница! Может быть, у тебя еще и не всё получается, как следует. Поэтому чтобы научиться красиво и правильно произносить свистящие звуки, нужно и дальше тренировать свой язычок, с помощью упражнений, которые ты уже научился делать.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [з]

"В гостях у Зайки"

Яськова М.М.., учитель-логопед МАДОУ № 21,г. Бердск

Цели:

    Закреплять правильное произношение звука [з] изолированно, в слоге, в словах, в предложениях.

    Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, мышление и память.

    Формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: картинки (Зайка, корзинка с яблоками), сюжетная картинка, разрезная картинка.

Ход занятия:

Организационный момент

Посмотри кто с нами сегодня будет делать зарядку? Выкладывается картинка.

Конечно это зайка.

1. Артикуляционная гимнастика.

«Слоник – лягушка»;

«Месим тесто»;

«Блинчик»;

«Почистим нижние зубки»;

«Кошка сердится»;

«Насосик»;

«Комарик».

2. Характеристика звука [З] по акустическим и артикуляционным признакам.

Сегодня зайка будет помогать нам правильно говорить его любимый звук [з].

А почему он любимый?

Зайка принес нам в корзинке яблоки со звуками, давай назовем их.

ЗА ЗО ЗУ ЗЫ АЗ ОЗ УЗ

Выкладываются картинки (корзинка, яблоки)

3. Физминутка.

На зеленой на лужайке, забияка живет зайка (прыжки)

Любит зайка покрутиться, поклониться,

Ножками потопать, ручками похлопать.

Зайчику понравилось, как ты с ним танцевал.

Он предлагает поиграть в игру «Повтори, не ошибись».

Игра с мячом.

проговаривание т чётко слогов АЗА, АЗО, АЗУ, АЗЫ, ОЗА, ОЗО, ОЗУ, ОЗЫ

Мяч бросай и слоги повторяй.

4. Автоматизация звука в словах.

Развитие слухового внимания и памяти

Повторите «слова – друзья» тройками:

Зал – замок – завод;

Ваза – база – фаза;

Коза – лоза – пауза;

Заноза – мимоза – берёза;

Глаза – гроза – егоза;

Лиза – виза – подлиза.

5. Развитие слухового внимания.

Игра «ОХОТНИК».

Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов.

Хлопай, услышав звук [з].

6. Различение единственного и множественного числа существительных.

Игра «Скажи наоборот» (с мячом).

Логопед называет один предмет, дети должны назвать много предметов

(коза – козы, ваза – вазы, арбуз – арбузы, замок –замки, забор – заборы,

береза-березы, звезда-звезды, зонт-зонты)

7. Произношение звука [з] в предложении.

Зайчонок любит чистоговорки.

Сочиним для него чистоговорки со словом коза.

За – за – за на лугу стоит коза

Зу – зу – зу вместе мы пасём козу

Зы – зы – зы колокольчик у козы

За – за – за иди домой коза.

Посмотри выглянуло солнышко. Выкладывается картинка.






Ой! Посмотри, кто у нас сидит на лучиках?

Правильно, это солнечные зайчики.

А какие они? Золотистые.

Рассади их пожалуйста на те предметы, в которых ты слышишь звук [з].

И проговаривай: этот зайчик сел на березу, ... розу, ...

Золушка собиралась на бал и обнаружила, что кто-то испортил ее замечательное платье. Как ты думаешь, кто это сделал?

Поможем Золушке собрать платье.

Ребенку предлагается разрезанная картинка.

Подведение итога.

С кем мы сегодня встретились? Тебе понравились игры и задания Зайчика?

Какой звук нам сегодня встречался раньше всего?

Тема:

Цели:

Задачи:

Оборудование:

План занятия:

1. Организационный момент.

Ход занятия:

  1. Автоматизация звука [Ц]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Ц], произнесение звука. Автоматизация звука [Ц]: Используется индивидуальный демонстрационный материал - картинки со звуком [Ц]: - в словах (в конце, начале, середине): боец, конец; цапля, цепь; овца, кольцо и пр.

5. Дифференциация звуков [С]- [Ц]. Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действии; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах — сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели, шаг назад — если задание выполнено неверно): - проговаривание цепочек слогов, воспринятых на слух: са-ца, цо-со, су-су-цу и пр.

7. Автоматизация звука [Зь]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Зь], произнесение звука. Автоматизация звука [Зь]: Динамическая пауза: (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие) - проговаривание слов, насыщенных звуком [Зь]: зигзаг, зазимовать, зазеленеть и пр.; В статическом положений у зеркала: — в словосочетаниях: зеленые зерна, змея ползет по земле и пр.

8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального занятия по автоматизации свистящих звуков.»

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Автоматизация свистящих звуков».

Цели: закрепление навыка правильного произнесения звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц].

Задачи: развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, автоматизация навыков правильного произнесения свистящих звуков, введение звуков в речь ребенка, развитие внимания и памяти, фонематического восприятия.

Оборудование: индивидуальный наглядный материал.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Автоматизация звука [С] в словах, словосочетаниях, простых предложениях.

3. Автоматизация звука [Сь] в словах, словосочетаниях.

4. Автоматизация звука [Ц] в словах.

5. Дифференциация звуков [С]-[Ц] в слогах.

6. Автоматизация звука [З] в словах, словосочетаниях, предложениях.

7. Автоматизация звука [Зь] в словах, словосочетаниях.

8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

Ход занятия:

    Организационный момент. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Трубочка», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим зубки», «Дудочка», «Ветерок».

    Автоматизация звука [С]. Уточнение артикуляционного уклада звука [С], произнесение звука. Автоматизация звука [С]: - в словах, насыщенных звуком [C]: сосулька, состав, способ, спуск, соска и пр.; - в словосочетаниях: стеклянный стакан, соленый суп, спелая капуста, смелый солдат и пр.; - в предложениях: смелый солдат спешит сражаться, у стола стоит стул, рассаду высадили в саду, скоро вставать и пр.

    Автоматизация звука [Сь]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Сь], произнесение звука. Автоматизация звука [Сь]: Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах, сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели): - проговаривание слов, насыщенных звуком : синий, сельдь, система, соседи, спасибо и пр.; В статическом положений у зеркала: - в словосочетаниях: веселые гуси, синие васильки, десять слов и пр.

    Автоматизация звука [Ц]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Ц], произнесение звука. Автоматизация звука [Ц]: Используется индивидуальный демонстрационный материал – картинки со звуком [Ц]: - в словах (в конце, начале, середине): боец, конец; цапля, цепь; овца, кольцо и пр.

Игра «Чего не стало» - на развитие внимания и памяти, отработка грамматических категорий: родительный падеж единственного числа имен существительных: - в словах с насыщенных звуком [Ц]: целуется, целится, цепляется и пр.;

5. Дифференциация звуков [С]- [Ц]. Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действии; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах - сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели, шаг назад - если задание выполнено неверно): - проговаривание цепочек слогов, воспринятых на слух: са-ца, цо-со, су-су-цу и пр.

6. Автоматизация звука [З]. Уточнение артикуляционного уклада звука [З], произнесение звука. Автоматизация звука [З]: - в словах, насыщенных звуком [З]: зазывала, заноза, зазубрина и пр.; - в словосочетаниях: знакомая музыка, знание языка, забыли зонт и пр.; - в предложениях: у Зои новый зонт, звучит знакомая музыка, Захар заехал на завод и пр.

7. Автоматизация звука [Зь]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Зь], произнесение звука. Автоматизация звука [Зь]: Динамическая пауза: (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие) – проговаривание слов, насыщенных звуком [Зь]: зигзаг, зазимовать, зазеленеть и пр.; В статическом положений у зеркала: - в словосочетаниях: зеленые зерна, змея ползет по земле и пр.

8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек.


Автоматизация свистящих и шипящих звуков.
Описание материала: предлагаю эффективный прием работы над свистящими и шипящими звуками на этапе их автоматизации в стихах с помощью мнемотехники (совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций). За основу работы были взяты стихи собственного сочинения. Данная техника (мнемодорожки), позволит автоматизировать звуки в более короткий срок, одновременно, развивая такие высшие психические процессы, как память, внимание, логическое мышление, пространственные ориентировки. Поможет логопедам, учителям, воспитателям, внимательным родителям активизировать внимание детей и долгое время поддерживать их интерес к закреплению уже «надоевших» звуков, превратить скучную работу в увлекательное интересное занятие, ведь ребенок может пользоваться как готовыми схемами, так и сам рисовать картинки, соединяя их в один сюжет.
Цель: повышение эффективности занятий по закреплению звуков.
Задачи:
- учить правильной артикуляции и характеристике изучаемых звуков
-развивать артикуляционную моторику;
-мелкую моторику
-фонематические процессы;
-лексико-грамматический строй речи;
-связную речь;
-развивать психические функции(внимание, память, мышление, ориентировку в пространстве)
-воспитывать положительное отношение к учебе
-любовь к родному языку.

Автоматизация свистящих звуков:
(СЬ-С)
Сено, сено мы косили
И на сеновал возили.

Серый селезень сегодня
Семечек себе купил.
Серый селезень сестренку
Семечками угостил.

Строили строители
Новый стадион.
Хоккеистов, футболистов
Скоро примет он.

Куст смородины растет
Спелых ягод принесет.
Красных ягод соберем,
Песню радостно споем.

(ЗЬ-З)
Зефир купила Зина
У дома в магазине.
Друзья на чай с зефиром
Придут сегодня к Зине.

Тузик на земле лежал
И хозяйку свою ждал.
В лес пойдут они гулять
Землянику собирать.

Заяц и зайчиха
покрасили забор,
А зайчата на забор
нанесли узор.

Зонт спасает от дождя
Как закапал – открывай.
Если слякоть и гроза
Ты его не забывай.

(Ц)
Из колодца мы водицу
Для цыплят своих несем,
И в корытце мы водицу
Им прохладную нальем.

Скворцы - певцы
Концерт дают,
А цапли им
цветы несут.

Автоматизация шипящих звуков:
(Ш)
Шапку, шубу на зиму
Шурочке купили.
И про шарф из шерсти
Тоже не забыли.

Шустрая шиншилла
Шубку обновила.
Шарф еще себе нашла
И гулять она пошла.

(Ж)
Медвежонок ждет на ужин
Жабу, ежика, ужа.
Приготовил свежий тортик
Из медового коржа.

Жук жужжит ужу на ушко.
Неужели еж пропал?!
Он мне джем сегодня утром
Ежевичный обещал

(Ч)
Вчера черепаха учила
Черепашонка считать,
Четыре часа объясняла
Как складывать и вычитать

Чайник на печи стоит
Скоро, скоро закипит.
К чаю ждут нас калачи,
Пончики и куличи.

(Щ) )
Мы с товарищем тащили
Щуку из реки.
Будет вечером уха,
А не просто щи.

Щавель кислый соберем,
Щи готовить мы пойдем,
Еще покрошим овощей,
Не бывало щей вкусней.

Конспекты по лексической теме "Транспорт" для детей 4-5 лет, имеющих тяжелые нарушения речи