Маленькая сказка о родительном падеже. Лингвистическая сказка «Падежи. Радости их не было предела

Чтобы правило понять,
Никогда не забывать,
Его надо изучать,
В виде сказки представлять.

Корень слова

Встретились корень слова и корень растения.
– Здравствуй, ты кто?
– Я – корень растения. Живу в земле.
– А я – корень слова. Живу в словах
– Так не бывает. Наверное, ты ненастоящий корень. Не то что я! От меня в земле берут начало ростки, из которых вырастают травы, кустарники и целые деревья А из тебя разве может что-нибудь вырасти?
– Конечно. От меня тоже берут начало кусты. Только не растения, а кусты слов. Погляди-ка: корень – -добр -. А на нем растут слова добро, доброта, добрый добряк, по-доброму, добродетель, задобрить. И это еще не все. Видишь какой пышный куст получился

Так же, как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
Выясни умело линию родства.
Однокоренные подбери слова
Объяснить слова толково
Нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.

Игра «Лишнее слово»: нужно найти слово, которое не является однокоренным

Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок.
Горный, горка, городок.
Пес, песочный, песок
Моряки, морской, моржи,
Корень, коренной, коржи.

Игра «Листочки»

Карточки с однокоренными словами вырезаны в виде листочков. Этими листочками можно украсить деревья (на каждом дереве определенная группа однокоренных слов.)Или на стволах даны корни, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, записав их на лист

КОРЕНЬ СЛОВА

Клад

(Рассказ кладоискателя)

Идём мы как-то с Петькой по лесу, собираем грибы, складываем в корзину. Вдруг видим: избушка. Фундамент старинной кладки-в виде курьих ног. Наличники на окнах с резьбой - прямо прикладное искусство! Я Петьке говорю: "Бьюсь об заклад, что здесь клад есть!" Решили, не откладывая, проверить. Подходим к двери, и. . . ясно стало: накладка вышла. На двери замок висит огромный накладной!
- Может, отложим до другого раза? - говорит Петька.
- Нет, - говорю, - рано руки складывать! Видишь, окошко открыто. Оно в кладовку ведёт.
Залезли в кладовку, а там склад разного оружия старинного: меч-кладенец, мушкет с прикладом. . . и другое всякое. Словом, выходим наружу с полной выкладкой. И вдруг слышим: "Стой!" Сторож с рогами и окладистой бородой из чащи выходит! Леший - кладовщик!л - Клади всё на землю! - кричит. В общем, всё у нас отобрал! Зря, что ли, ему Баба Яга оклад платит. И обыскал ещё, даже подкладку курток прощупал. Ножи маленькие складные в корзинке были, и те отнял.
- Это, - говорит, - будет ваш вклад в нашу лесную копилку. Оказывается, все, кто до нас в этом месте за тысячи лет побывали, своё оружие здесь в кладовке оставляли.
И уклад этот Баба Яга менять не собирается.
А насчёт вас, - говорит сторож, - я Бабе Яге докладную записку представлю. Яга у нас - кладезь мудрости и справедливости! И ума тоже, хоть по складам читает! Хотели мы со сторожем поспорить, но видим, расклад не в нашу пользу. Ещё колдовство применит, обратит нас в кровать-раскладушку. Или в резиновую прокладку для водопроводного крана. А может, в кусок сахара, чтобы чаю с нами попить внакладку или вприкуску.
В общем, накладно нам этот поход в лес вышел... Хотя, когда дома уроки стали делать и на закладке учебник открыли, то там задание прочли: придумать рассказ с однокоренными словами. И корень указан: "клад"! Вам это о чём-нибудь говорит? Если нет, то прочтите мой рассказ ещё раз.
Найдите в этом рассказе все слова с корнем -клад -. Интересно, кто найдёт больше?

Сказка о разделительных Ь и Ъ

Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в третьем классе. Однажды Незнайкин писал диктант. «Сел» кашу; «пю» воду; веду «семку»; забить «коля», – старательно выводил он.
– Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!
– А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.
– Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я – в этих словах мы обозначаем по два звука (йэ), (йо), (йу), (йа), но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я, и.
– Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук (э), (о), (у), (а)?и читают «сел», «семку», «коля» вместо съел, пью, съемку, колья!
Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на свое место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.

Сказка о падежах

В самом центре города Слов стоит высокий дом со стеклянной крышей, в нем живут мама Склонение и шесть её сыновей-падежей.
Самое любимое место в доме – кухня. Как хорошо по вечерам собираться здесь всей семьей, пить чай, смотреть на звезды и рассказывать о том, что произошло за день! Когда часы бьют полночь, все желают друг другу спокойной ночи и расходятся по своим комнатам. . .
Каждое утро, как только проснутся первые лучи солнца, мама спускается вниз с полным подносом горячих пирожков. На верхнем этаже живет именительный падеж, он самый старший и предпочитает в предложении быть главным членом – подлежащим. Правда, как говорит мама Склонение иногда ему приходится соглашаться и на сказуемое. Любимые вопросы этого падежа – кто? что?
– Тук -тук-тук! – стучит мама в дверь.
– Кто?
– Мама!
– Что?
– Пирожки!
Этажом ниже живет родительный падеж. Он уже давно проснулся и с нетерпением ждет своего завтрака, а мамы все нет и нет.
– Нет кого?
– Мамы!
– Нет чего?
– Пирожков!
Догадались, какие вопросы он любит больше всего? Правильно – кого? чего?
Ещё ниже живет дательный падеж – самый добрый из братьев. Он всегда готов прийти на помощь, и его любимые вопросы – кому? чему?
– Рад кому?
– Маме!
– Рад чему?
– Пирожкам!
А вот и винительный падеж! Как вы думаете, почему его так назвали? Правильно, потому что он всегда и во всем всех обвиняет. Солнце – в том, что оно рано встает, маму – в том, что она недостаточно его любит (хотя это и неправда), а братьев – падежей – в том, что они разобрали самые хорошие вопросы. Что-то мамы давно нет. А может, про него забыли? Или пирожки кончились?
– Виню кого?
– Маму?
– Виню что?
– Пирожки?
Давайте познакомимся со следующим братом – творительным падежом. Этот падеж – мастер на все руки. Вечно что-то пилит, строгает, чертит. Солнце только что взошло, а он уже за работой. Мама поставила ему тарелку с пирожками на верстак.
– Доволен кем?
– Мамой!
– Доволен чем?
– Пирожками!
Его любимые вопросы – кем? чем?
Слышите песню? Это самый младший из падежей – предложный. Голос у него чистый, звонкий, заслушаешься! Даже птицы в небе притихли.
– Пою о ком?
– О маме!
– Пою о чем?
– О пирожках? Его любимые вопросы – о ком? О чем?

И. п. кто? что?
Р. п. кого? чего?
Д. п. кому? чему?
В. п. кого? что?
Т. п. кем? чем?
П. п. о ком? о чем

Как падежи убежали из школы

Надоело падежам
В человечьей школе.
Захотелось падежам
Погулять на воле!
Чем попусту склоняться,
Не лучше ль послоняться?
Убежали падежи
За дома, за гаражи
И несутся в поле ржи:
- Вот где воля!
Вот где жизнь!
В лес бежим!
Среди зверей
Мы найдём себе друзей!
И стали падежи жить в лесу. . .
Не будет больше здесь невежд!
Пусть каждый выберет падеж!
И звери прибежали,
Все падежи забрали.

КТО? Именительный? Медведь.
Он видный и общительный.
"Приятно дело с ним иметь", -
Подумал Именительный.
Родительный, он для КОГО?
Взял ёжик вежливый его
. И для родителей ежа
Не сыщешь лучше падежа.
А Дательный падеж КОМУ?
Достался волку. Почему?
Попробуйте падеж не дать
Тому, кто может сам отнять!
На ЧТО? вернее, на КОГО?
В лесу летят все шишки?
Винительный падеж - его,
Зайчишки-хвастунишки!
А с КЕМ Творительный?
С лисой! Хитрюга, право слово.
Всех покорит своей красой
И натворит такого!
О ЧЁМ? Предложный, ты грустишь?
"Меня взяла лесная мышь.
Живу в мышиной норке.
Есть предложили корки".
И что же случилось с учениками школы?
Пишут в лес письмо в слезах:
"Возвращайтесь, падежах!
Вам не будем обижать.
Мы вам будем изучать.
Нам без вами трудно жить.
Будем вам и нам дружить!"

Алфавит

У Алёнушки был братец, и звали его Верлиока . Унесли его гуси-лебеди к дубу , где царевич Елисей на цепи сидел да кричал: "Ёрш -Ершович помоги мне!" Но прилетела к дубу Жар-птица и стала с него золотые орешки склёвывать. А Иванушка-дурачок скорлупки собирал для Кощея . Приходили сюда и Лиса со скалкой, и Медведь с коробом, и старик с неводом ... Орёл прилетал и Петушок Золотой Гребешок. Работник на попе верхом прискакал. Соловей -разбойник Терёшечку принёс. Устиньюшка прибегала с Финистом Ясным Соколом и Хаврошечкой . Елисей цепь разорвал и всех чудовищ наградил щедро, а на Шамаханской царице женился. По щучьему велению в избушке поселился. А вскоре оказалось, что женился этот юноша ... на Бабе Яге !

Отгадайте, из каких сказок эти герои. А заодно проверьте, все ли выделенные здесь слова стоят по алфавиту?

Глаголы-исключения

Изучение темы «Глаголы – исключения» совпадает с изучением сказки «Русалочка» Г. Андерсена Вот какое письмо может написать принц Русалочке, используя глаголы – исключения:

Мне от вас зависеть – радость.
Мной вы можете вертеть ,
Видеть , слышать вас – награда.
Всё готов от вас терпеть !
Мукой было б вас обидеть !
Всё бы мне на вас смотреть
Гнать меня иль ненавидеть
Ваше право. Буду впредь
Я в руках себя держать .
Рядом с вами не дышать .

Cостав слова

В одном доме жило – было слово загадка . Дружно жили между собою все части этого слова – приставка, корень, суффикс и окончание. Жили не тужили. Но однажды возгордился корень слова.
– Я здесь самый главный, – раскричался корень. – Корень главная часть слова. Все вы должны мне подчиняться и выполнять все мои прихоти.
Словом обидел он и братца суффикса, и сестричек окончание и приставку. Ушли они из его домика, не стали с ним жить. Никто не хочет дружить с корнем. Да и кто захочет с таким водиться. Корень ведь -гад- .

"Репка"
Вариации с одним корнем и десятью приставками .

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Соседи стали деда ругать: "Почему тянешь, репку никак не ВЫтянешь? Она на наш забор того и гляди повалится". А дед кепку на глаза НАтянул и РАСтянулся на поленнице. А соседи не могут понять, почему дед всё тянет, ведь того и гляди, репку кто-нибудь Стянет, хоть бы колючей проволокой ОБтянул... В общем, ОТтянул дед сбор урожая до глубокой осени, а там и до зимы ПРОтянул. Словом, ДОтянул дед до зимы, а потом ПРИтянул на помощь родственников, животных, а в самом конце мышь. Вот она кота за хвост тянет-потянет и …

Род имен существительных

Найдите в тексте сказки имена существительные мужского, женского и среднего рода.
Пришёл щенок домой из собачьей школы и спрашивает:
- Мама, я какого рода: мужского или женского?
- Рано тебе это знать, - говорит мама, - ты ещё щенок.
– "Щенок, - подумал щенок, - значит, мужской род", - и вышел на улицу. Идёт и вдруг слышит, как цыплёнок говорит про него курице:
- Смотри, смотри, собака!
– "Собака - значит, я женского рода", - решил щенок и побежал дальше.
- Какой славный пёсик! - похвалила его корова.
"Пёсик - значит, мужской", - подумал щенок.
- Это, наверное, дворняга, - показал на щенка гусь.
- Нет, это боксёр, - возразила гусыня. Щенок совсем запутался. Тут он поскользнулся и упал в лужу.
- Фу, какое чудовище! - поморщилась овца, когда он выкарабкался из грязи.
- Горе моё луковое, где же ты так измазался? - встретила щенка мама.
– "Чудовище? Горе луковое? Не хочу быть среднего рода!" - подумал щенок и полез в ванну мыться.

Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Жил-был на свете мягкий знак. И не было у него друзей. Скучно и грустно было ему. Решил он пойти по свету друзей поискать. Долго гулял он и вдруг увидел свет в дали. Побежал он на свет, вдруг его там ждут. Но чем ближе подходил он к домику, тем все меньше ему хотелось иметь таких друзей. Грязь кругом, забор поломан, пауки и тараканы кругом.
– Кто живет здесь? – спросил ь.
– Мы, существительные мужского рода с шипящим на конце! – ответили меч, товарищ и грач.
– А почему у вас такой беспорядок?
– Не мужское это дело чистоту наводить! Оставайся с нами, будем делать, что хотим.
Не захотел ь оставаться у них, решил ещё друзей поискать. Долго бродил он по полям, по лесам. Совсем устал. Видит огонек мерцает. Пошел на свет. Вот так чудо. Встретила его девица. Завела речь о здоровье, затопила печь. Каждую вещь положила на место. Понравилось мягкому знаку в гостях у существительных женского рода с шипящим на конце. Так и остался он у них жить. Где и поживает до сих пор.

Главные члены предложения. Словосочетание

Предложение мы с ребятами представляем в виде семьи. Нераспространенное предложение – это семья, в которой нет детей. Распространенное – это семья, в которой есть дети. Чем больше второстепенных членов, тем больше детей в семье. Кто в семье главный? Конечно, мама и папа. Так и в предложении – подлежащее (мама), сказуемое (папа). Кто жалеет вас больше – мама. Она часто говорит – ты у меня такой красивый, умный, большой. Чаще всего подлежащее в предложении задает вопрос – какой? Какая? и т. д. , а папы бывают строгие и серьезные и задают вопросы– где? когда? куда? откуда? и т. д. – ну прямо, как сказуемое в предложении.
Очень, часто в качестве словосочетания дети выписывают подлежащее и сказуемое. Мы выяснили, что главные в семье – папа и мама, они не подчиняются друг другу – они оба главные, значит подлежащее и сказуемое, тоже не подчиняются друг другу, и их нельзя считать словосочетанием.

Литература:

1. В.В. Волина «Русский язык. Учимся играя».
2. А. Ундзенкова «Русский с увлечением». Екатеринбург, 2003г.
3. Н.В. Нечаева «Задания по развитию речи». М., «Чистые пруды», 2007г.
4. В.Б. Маркина «Занимательное чистописание». М., «Чистые пруды», 2007г.
5. Е. Синицына «Умные сказки».

Жили-были падежи. Шесть знатных молодцов. Без них невозможно было людям понять друг друга, и они бы поругались от непонимания. Представляете, если каждый будет называть не склоняемые слова, то они будут терять свое значение, превращаясь в чепуху. Еще эти волшебные слова дружат с предлогами. Они направляют слова и дают им приобрести смысл в буквенном паровозике, который называется предложение.


Первый падеж Именительный, то есть он дает слову имя, также как и у каждого ребенка есть тоже свое имя. Например, ложка. Предмет, которым мы едим, имеет имя ложка. Колючее существо зовется еж. Имя может иметь и живое существо и не живое, не одушевленное. Отвечает на вопрос Кто? Что? Именительный падеж старше всех своих братьев и не имеет ни одного предлога, все их раздал остальным братьям, которым предстоит правильно подбирать их.

Родительный падеж. Вот таким он родился. Отвечает на вопросы Кого, Чего? К нему можно применить отрицание "нет" Например, нет ложки. У железного дровосека, нет сердца. Нет чего? Нет сердца. Помните, он шел в изумрудный город, чтобы попросить у волшебника сердце. Дружит с предлогами "от", "без" "c", "до" "у", "около" и "для". Например, не обойтись без ложки, желаю счастья от всего сердца.

Дательный падеж. Щедрый очень, дарит всем подарки. Происходит от слова "дать". Отвечает на вопрос Кому, Чему? Дружит с предлогами "к" и "по". Например, дать к чаю, по ложке. Дать к чему? К чаю. Когда мы пишем письма друзьям, то мы видим, что на конверте написано слово "кому". Здесь встречается этот необходимый падеж. Мы указываем, фамилию и имя друга, например Иванову Максиму в дательном падеже. Также не забываем написать адрес "куда". Правда для него еще не придумали Отправлятельного падежа, может еще изобретут.

Следующий падеж Винительный. Никого он не обвиняет, просто так называется. Отвечает на вопрос Кого? Что? К нему можно применить глагол "вижу". Вижу ложку. Вижу что? Ложку. Вижу девочку. Вижу Кого? Девочку. Может дружить с предлогами "про", "через", "за". Например, расскажу про ложку. Раньше, когда не было ложек люди ели руками. Кусочки овощей и мяса вынимали из миски правой рукой. Первые ложки появились в 14 веке, делали их из раковин, рыбных костей и дерева. Большинство ложек были деревянные, но Князь Владимир приказал изготавливать серебряные ложки. И даже первое время, приходя в гости, ложки носили с собой.

Творительный падеж. Его величают творцом и гордецом. К нему можно применить глагол "Горжусь". Отвечает на вопросы Кем? Чем? Горжусь cвоей ложкой. Горжусь чем? Своей ложкой. Дружит с предлогами "перед", "под" и над. Например, положить вилку перед ложкой или солнце село над лесом. Над чем? Над лесом. Каждый из нас, наверное, хотел бы увидеть закат солнышка. Это очень красиво.

Предложный падеж. Мечтательный юнец. Самый младший среди своих братьев. Отвечает на вопросы О ком? О чем? К нему можно применить глагол "мечтать" Например, мечтает о серебряной ложке. О чем? О ложке. Этот падеж имеет уже свой один единственный предлог "О", с которым он не разлучен, как мы с одеждой.

Однажды падежи собрались все вместе и придумали истины из своих названий. Нет ничего мудрее истины!

Имейте верных друзей, не вините обидчиков, родителей уважайте, дарите подарки даже по придуманным праздникам, творите всегда доброту, помечтайте о будущем.

Сказка про падежи


В одном незнакомом городе жили безымянные маленькие человечки - падежи. Они были очень похожи друг на друга тем, что часто задавали вопросы. И все кто приезжал в тот город, путали их.
И вот однажды решили они собраться и поговорить, как жить дальше…
- Есть же в нас какое - то отличие! – сказал первый падеж. – Давайте подумаем…. Кто скажет первый?
- А чего тут говорить? – сказал второй падеж. - И так всё ясно.
- Что именно тебе ясно? – спросил четвёртый.
- И о чём вы только думаете? – воскликнул шестой.
- Не о чём, а чем? – поправил пятый.
- К чему все эти споры? – отозвался третий. – Этак мы только перессоримся все. А вы заметили друзья, что каждый из нас задаёт постоянно один и тот же вопрос?
- И правда, - сказал первый падеж. Я так люблю задавать вопросы особенно к именам людей КТО? Ира, КТО? Саша, а ещё ЧТО? машина, ЧТО? книга.
- Вот и давайте назовём его ИМЕНИТЕЛЬНЫМ, - предложил шестой падеж.
- И чего это ему первому дали имя? – обиделся второй падеж. – У кого здесь первого родилась идея называть всех?
- Ну раз у тебя родилась эта идея то и называйся ты РОДИТЕЛЬНЫМ. И забирай свои вопросы КОГО? ЧЕГО?
- Да, Именительному дали имя и Родительному тоже дали имя …и чему вас только в школе учат? – обиделся третий падеж.
- Не обижайся, - успокоил его шестой падеж. – Дадим и тебе, будешь ты у нас ДАТЕЛЬНЫМ, а вопросы твои будут КОМУ? ЧЕМУ?
Обрадовался Дательный падеж и тут же закричал:
- Кому ещё имя?
- КОГО? ЧТО? – вдруг испугался четвёртый падеж. У него не было своих вопросов, и он предпочитал молчать, потому что считал себя виноватым.
- И чего так кричать? – возмутился Родительный падеж. – Присвоил себе чужие вопросы, да ещё возмущается… Будешь ты у нас ВИНИТЕЛЬНЫМ, чтоб другим неповадно было.
- И ЧЕМ только попрекаете человека? – возмутился пятый падеж. – Ко всему должен быть творческий подход.
- О чём спор друзья? – сказал шестой падеж. – Твори на здоровье и называйся ТВОРИТЕЛЬНЫЙ.
Все пять падежей были рады своим новым именам и только шестой падеж был грустный, ведь это он предложил своим друзьям их новые имена, а сам остался ни с чем.
- У меня родилась идея! – крикнул Родительный.- Надо дать шестому название.
- Не название, а имя, поправил Именительный.
- К этому надо подойти творчески! – сказал Творительный.
А Винительный падеж сказал: - Пусть он называется ПРЕДЛОЖНЫМ, ведь наши имена предложил он.
- Это вы О ЧЁМ, друзья? – тихо спросил Предложный падеж.
- Не О ЧЁМ, а О КОМ? – хором ответили ему пять падежей.

Сказка о падежах.

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.

Падеж от латинского «падение».

В русском языке 6 падежей, в финском языке 15 падежей, в венгерском 22 падежа, в латинском 4 падежа, в молдавском языке 4 падежа, в литовском 6 падежей.

Изменение имен существительных по вопросам называется ИЗМЕНЕНИЕМ ПО ПАДЕЖАМ.

Всего в русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный,

винительный, творительный,

предложный. Запомнишь детский стишок

- запомнишь и падежи.

"ИВАН РОДИЛ ДЕВЧОНКУ, ВЕЛЕЛ ТАЩИТЬ ПЕЛЕНКУ"

Чтобы узнать падеж существительного,

(если оно не является подлежащим) надо найти слово, от которого оно зависит, и поставить от этого слова вопрос к существительному.

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КТО? ЧТО?

Существительное в именительном падеже узнать легче всего. В предложении оно является ПОДЛЕЖАЩИМ. Существительные во всех других падежах будут другими членами предложения.

Ехала (что?) деревня. Визжала (кто?) хрюшка. Зевала (кто?) старушка. Валялась (что?) игрушка.

Поворот судьбы такой удивительный: Изучаем мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ На суку висит (что?) - ватрушка! На заборе спит (кто?) - старушка! С неба к нам летит (что?) - игрушка! Соловьем свистит (кто?) - подружка! На сосне сопит (кто?) - хрюшка! Рассказала всё (кто?) - врушка! Сочинила мир такой изумительный! Что ж, запомним мы падеж

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО? ЧЕГО? ОТКУДА? ГДЕ?

Легче всего узнать РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ так: к существительному в родительном падеже можно подставить слово НЕТ , при этом существительное не изменится:

Нет (чего?) клюквы

Нет (чего?) солнышка

Нет (кого?) ящерицы

Нет (кого?) дяденьки

А вот стишок, где много слов в РОДИТЕЛЬНОМ падеже и встречаются все предлоги. Если ты стишок это выучишь, то и предлоги запомнишь без труда.

Я из дома убежал,

Я до вечера гулял.

С дерева в сугроб сигал,

Без уроков жить мечтал.

Для коллекции снежинки

Языком я собирал.

Около костра плясал

И вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?

Я на это наплевал!

Вот стою я у доски

И вздыхаю от тоски,

Но РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Я не вспомню хоть зарежь!

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОМУ? ЧЕМУ? КУДА? ГДЕ?

Чтобы узнать дательный падеж, надо поставить слово ДАЮ (на то они дательный падеж!)

Даю (кому?) Кате

Даю (кому?) сыну

Даю (кому?) лебедю

Предлоги с дательным падежом: К, По .

Если б я названия Падежам давал,

Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!

А еще как размечтаюсь: Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А еще КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону!

К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки разнесу я И тогда домой вернусь.

ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО? ЧТО? КУДА?

У ВИНИТЕЛЬНОГО падежа слово-помощник ВИНЮ ,

то есть ОБВИНЯЮ.

Виню (кого?) мальчика

Виню (кого?) девочку

Виню (что?) сковородку

Предлоги с ВИНИТЕЛЬНЫМ падежом: В, НА, ЗА, ПОД, ЧЕРЕЗ, ПРО.

«Если хочешь много знать,

Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ ЗАПОМНИТЬ,

Научилась я... летать!

Как взлечу под потолок.

Да махну через порог, Вылетаю за окошко,

Курс держу я на лужок.

Ненавижу обвинять,

Буду всё перечислять.

ЧТО увижу и КОГО-

Назову до одного!

Вижу реку, вижу сад-

Называю всё подряд!

Вижу вишню, вижу сливу. Строят клуб невдалеке,

До чего вокруг красиво! Лепят башню на

Хватит! В школу возвращаюсь, В класс влетаю налегке.

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КЕМ? ЧЕМ? ГДЕ?

У творительного падежа слово-помощник ТВОРЮ. Творю (кем?) слоном

Творю (чем?) кисточкой

Творю (кем?) лисой

Предлоги с творительным падежом: ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД, С

Чтоб от всех не отставать,

Слыть сообразительным, Надо всё теперь понять

В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.

Что там долго говорить, Вот решился я... творить! Карандаш, бумагу взял

И пейзаж нарисовал.

Я художник! Я творец! Ух, какой я молодец!

Перед замком куст цветёт,

Под корягой змей живёт,

Над дорогой реет сокол, За оградой лошадь ржёт.

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ: О КОМ? О ЧЁМ? ГДЕ?

Имена существительные в ПРЕДЛОЖНОМ падеже всегда употребляются с предлогами. Предлоги у ПРЕДЛОЖНОГО падежа: О, ОБ, В, ВО, НА, ПРИ. А слова-помощники, ДУМАЮ или МЕЧТАЮ.

Думаю (о чём?) о сказке Мечтаю (о чём?) о чуде Мечтаю (о ком?) о собаке Думаю (о чём?) об огне Думаю (где? в чём?) в классе Думаю (где? на чём?) на коне

И ещё важно не путать ПРЕДЛОЖНЫЙ падеж с ВИНИТЕЛЬНЫМ. У них могут быть одинаковые предлоги, но отвечают они на разные вопросы:

ГДЕ? - ПРЕДЛОЖНЫЙ падеж

КУДА? - ВИНИТЕЛЬНЫЙ падеж

А ты о чём мечтаешь, мой дружок?

Сказка «Братцы – падежи» Подготовила: Дзёма Татьяна Васильевна – учитель начальных классов Средняя школа №32 с. Новоишимка


Жили-были 6 братьев, 6 падежей.

У Именительного всегда всё ЕСТЬ . Он так и говорил: «У меня ЕСТЬ Кто? или Что? ». А Родительный был жадным. И всегда говорил: «У меня НЕТ ни Кого? и ни Чего? ». А Дательный был добрый и всегда всем всё давал. Только и слышно было повсюду: « ДАТЬ Кому? или Чему? ». Винительный всегда всё видел. И говорил всем: «Я ВИЖУ Кого? или Что? ». Братец Творительный был всегда всем доволен. Только и слышно было: «Я ДОВОЛЕН Кем? или Чем? ». А Предложный всегда обо всех думал. И говорил: «Я ДУМАЮ о Ком? или о Чём? ».


У братьев были друзья – предлоги, которые всегда были с ними рядом.

У Родительного – с, от, до, из, без, у, для около ,

У Дательного – к, по ,

У Винительного – в, на, за, про, через ,

У Творительного – с, за, под, над, между ,

У Предложного – о, об, в, по, на, при .

И только у братца Именительного не было друзей-предлогов. Все ему говорили: «Как же ты можешь жить без друзей?». А он отвечал: «У меня итак всё ЕСТЬ, мне итак хорошо!» .


Но однажды братец Именительный потерялся. А так как друзей у него не было, то искать его отправились братья Падежи. Вот собрались они у домика, где жил братец Именительный и стали думать – где им братца искать.

  • Он ушёл из дома, - говорит Родительный.

- А к кому он мог пойти? – спрашивает Дательный.

-Наверное, он отправился на поиски друзей и заблудился, - ответил Винительный.

- Наверное бродит сейчас один, между деревьями, бедняга! – говорит братец Творительный.

- Мы должны позаботиться о нём! – сказал Предложный.

И они отправились в лес, искать братца. Долго искали его в страшном дремучем лесу, и наконец-то нашли!


Радости их не было предела!

И братец Именительный тоже обрадовался им. Он сказал: «Пусть у меня нет друзей-предлогов, но зато у меня есть самые лучшие братья на свете! И мы всегда будем неразлучны!».

Отправились они все вместе домой и стали жить-поживать да людям служить!


Вот и сказочки конец, а кто слушал – МОЛОДЕЦ!!!

Лингвистическая сказка «Падежи» Выполнил: Дыдыкин Иван, обучающийся 4 «а» класса, МБОУ «СОШ № 10», р.п. Гидроторф, Балахнинского района, Нижегородской области Руководитель: Никитина Лариса Владимировна, учитель начальных классов. 2016 год

Падежи. В некоторой средней общеобразовательной школе, в некотором 4 «а» классе очень важно в таблице над школьной доской расположились падежи. Расположились так, как всегда привыкли, один под другим, с вопросами. На самой верхней строке величаво стоял Именительный падеж. Его ещё называют прямой. За ним шли косвенные падежи. Каждый день они спокойно смотрели на ребят, которые делали свои упражнения, напоминая им, как следует изменять части речи по падежам. Однажды Именительный падеж заглянул в тетрадь девочки Маши, которая сидела на первой парте у окна. Он увидел, как она старательно выводила предложения: «Наступила долгожданная весна! Ярко светит солнце, щебечут птицы». Вот девочка начала определять падежи имен существительных и получилось, что все они стоят в именительном падеже! Именительный падеж приободрился и огляделся: ­ «Я, я один, ­ думал он, ­ могу составить целый рассказ! Как же я не замечал этого раньше?! А ведь сам Его Величество Русский язык называет меня прямым и Именительным! И стою я на самой верхней строчке падежной таблицы! На самом верху иерархической лестницы! Это я именую всё вокруг, то ­ есть даю Имя! «Кто?» и «Что?» вокруг меня, решаю только я! Как же жаль мне моих бесполезных косвенных собратьев! Им давно бы следовало обращаться ко мне «Ваше Именительство»! Взять, к примеру, Родительный падеж – «Нет кого? Чего?» Да он прямо говорит о том, что его просто НЕТ! Или Винительный падеж – «Вижу кого? Что?» Он же сам сознает за собой вину, повторяя мой же вопрос «Что?»

Нет, нет, нет, я положительно легко могу обойтись без косвенных падежей!» Именительный падеж так увлекся и не заметил того, что уже давно говорит вслух. А остальные падежи слышали весь его монолог, все, от Родительного падежа до Предложного. Они слушали, и их возмущению не было конца. Наконец, настал предел терпению, и они заговорили. Первым начал Дательный падеж: «Мы дать хотели б Вам урок». «Уйдем от Вас и одного оставим», ­ продолжил родительный падеж. «А Вы задумайтесь над этим», ­ падеж Творительный сказал. «Да, следует о ситуации сложившейся подумать», ­ его Предложный поддержал. После этих слов таблица падежей волшебным образом изменилась. Теперь на ней красовался один Именительный падеж. Но ему было не страшно. Наоборот, ему казалось, что он стал еще именитее: «Ведь Сам Его Величество Русский язык все слова, которые стоят в предложении в именительном падеже, называет главными! Я справлюсь!»­ храбрился Именительный падеж. В классе тем временем что­то происходило. Он заметил, как заволновалась девочка Маша, та, что писала о весне. Ее следующее предложение «Нет больше снега и метелей», само собой трансформировалось в «Больше снег и метель». « Как, весна превращается в зиму?»,­ Именительный падеж догадался, что это его трусливый собрат Родительный падеж убегая, прихватил с собой вспомогательное слово «нет» и вопросы «Кого?» и «Чего?» Он задумался, как же помочь девочке, но тут заметил, что в замешательстве находится еще одна ученица Катя. Её предложение: «Даю моей собачке кость» превратилось в следующее: «Моя собачка­ кость». Это Дательный падеж забрал вспомогательное слово «даю» и вопросы «Кому?» и «Чему?» А Винительный падеж так хитро скрыл свои вопросы «Кого?» и «Что?», что слово «кость» в этом предложении стала главным членом – сказуемым. У Пети, сидевшего рядом, предложение: «Горжусь я, Родина, тобой!» превратилось в «Я, Родина,

ты!». Творительный падеж забрал вспомогательное слово «горжусь» и вопросы «Кем?» и «Чем?» Именительный падеж уже не сомневался, так же обстоят дела и с Предложным падежом. Он заглянул в одну из тетрадей. Прямо на его глазах предложение «Поговорим о конце» изменилось в одно роковое слово «Конец». «Да, это конец! Финал моего величия!», ­ подумал Именительный падеж. В это самое время вдруг прямо над собою Именительный падеж увидел светлое облако, в центре которого находился Его Величество Русский язык. Его окружали ближайшие придворные – Лексика, Фонетика, Грамматика, Орфография и Морфология. Именительный падеж оцепенел и онемел. Такой быстрой расправы над собою он не ожидал. «Ваше Величество», ­ прошептал он и опустил голову. «Я никому не позволю портить Русский язык – наследие, полученное нами от предков!», ­ услышал над собою Именительный падеж. «Я требую относиться ко мне с уважением. Разве ты не видишь все богатство, сочность и красоту Русского языка? Я мог бы наказать тебя, но милую! Задумайся, почему?! Когда облако растаяло, Именительный падеж заметил в классе легкое волнение, но вот оно улеглось. Он осмотрелся – в таблице каждый падеж вновь занял своё место, в тетрадях учащихся был полный порядок: имена существительные и связанные с ними имена прилагательные стояли в нужных падежах. Жизнь вошла в привычное русло. Как это было прекрасно!