В волшебную сказку какой падеж. Лингвистическая сказка «Падежи. Как падежи убежали из школы

СКАЗКА–ИГРА О ПАДЕЖАХ

Одна девочка пошла в лес за ягодами, и заблудилась. Звали девочку Анюта, и училась она во втором классе, поэтому не заплакала, а, крепко сжав ручку своей корзинки с ягодами, пошла прямо, никуда не сворачивая.

Шла она, шла и вышла к какому-то удивительному поселку. В нем были только три улицы, которые назывались Склонениями. Да, так необычно и назывались: Первое склонение, Второе склонение и Третье склонение.

На каждой улице было по шесть одинаковых домиков, и в каждом жили забавные человечки.

Девочка решила пройти по первой улице и рассмотреть все домики и человечков поближе. Подошла к первому домику и на табличке увидела странное имя "Именительный" . Не успела девочка удивиться, как из окошка высунулся человечек, посмотрел на девочку и резко спросил:

– Кто это?

Затем он перевел взгляд на корзинку.

– Что это? – спросил Именительный снова.

– Я Анюта, а это корзинка. Не подскажете, как найти дорогу в деревню?

Однако странный человечек лишь беспокойно твердил:

– Кто это? Что это? Кто это? Что это?

– Я Анюта, это корзинка, – терпеливо отвечала Анюта снова и снова. Наконец, она поняла, что здесь толку не будет, и постучалась в следующий домик, на котором стояло имя «Родительный».

Оттуда выглянул испуганный человечек и затараторил:

– Нет никого! Нет ничего!

– Да мне ничего и не надо, – успокоила его девочка. – Давай, я угощу тебя земляникой, раз у тебя ничего нет.

Человечек с удовольствием умял ягоды, но и он помочь Анюте не смог. Только поняв, что девочка уже уходит, он жалобно залепетал:

– Нет кого? – Нет Анюты. Нет чего? – Нет корзинки и ягод.

Из следующего домика вкусно пахло пирогами, а на табличке с именем было написано – «Дательный» .

Человечек по имени Дательный оказался самым гостеприимным. Он пригласил Анюту в дом, усадил за стол и угостил чаем с пирогами. Мало того, он положил еще несколько пирожков в корзинку «на дорожку» и только все время приговаривал:

– Даю кому? Даю Анюте. Даю чему? Даю корзинке.

Настроение у девочки улучшилось, и она, напевая, пошла к следующему домику.

Винительный, – прочла Анюта табличку с именем.

Человечка по имени Винительный она вначале не увидела, а услышала – в домике раздался грохот от падения, а потом бормотание:

– Виню кого? Виню девочку! Виню что? Виню корзинку!

И только после этого в окошке появилась недовольная физиономия. Выяснилось, что человечек хотел получше рассмотреть девочку с корзинкой, но поскользнулся и упал.

– Ладно, не расстраивайся, – утешила его Анюта, после того как представилась.

Она угостила человечка пирожком и земляникой и попыталась узнать, не слышал ли он о ее деревне. Человечек подобрел и защебетал:

– Вижу кого? Вижу Анюту! Вижу что? Вижу деревню!

Он показал рукой в конец улицы и захлопнул окошко.

В следующем домике никого не было, и Анюта, в ожидании хозяина, стала изучать табличку с именем.

Творительный, – прочитала она.

Тут она услышала во дворе дома стук топора. Анюта заглянула в калитку и вежливо поздоровалась. Но человечек продолжал увлеченно тесать огромное бревно.

Наконец он остановился и произнес:

– Дом строится кем? Дом строится чем?

– Кем? Чем? – переспросила Анюта.

– Кем? Мастером. Чем? Топором, – с удовольствием ответил человечек и снова принялся за работу.

– Творю кем? Творю чем? – обиженно передразнила его Анюта, – а где деревня, не знает! – и пошла дальше, так и не дождавшись от человечка внимания.

Предложный сидел в кресле у окошка и задумчиво смотрел на улицу.

– Здравствуйте, – вежливо сказала Анюта.

Но человечек ей ничего не ответил и продолжал глядеть перед собой.

– Это же невежливо! – обиделась девочка.

– А мешать вежливо? – вдруг заговорил человечек.

– Вы же ничего не делаете, чем же я вам помешала? – недоумевала Анюта.

Она уже сердилась на этих бестолковых человечков, которые твердили свои странные вопросы, и, похоже, никто из них не хотел ей помочь.

– Я занят, я думаю, – с достоинством ответил Предложный.

– О чем же?

– Думаю о ком? Думаю о девочке Анюте. Думаю о чем? Думаю о дороге в твою деревню.

– Так вы знаете, какая тропинка ведет в мою деревню! – обрадовалась Анюта.

– Знаю, вот эта, – сказал человечек и показал на тропинку, проходящую мимо его дома.

– Спасибо! – поблагодарила его девочка и, не удержавшись, добавила, – а все-таки странные вы человечки.

– Мы не человечки, мы падежи. Вот начнется учебный год, и мы по этой тропинке придем к вам в школу и познакомимся с тобой и твоими друзьями поближе.

– Хорошо, будем вас ждать, – сказала Анюта, и весело побежала домой.

Предложный падеж задумчиво смотрел ей в след и бормотал:

– Думаю о ком? Об Анюте... Думаю о чем? О школе …

Жили-были падежи. Шесть знатных молодцов. Без них невозможно было людям понять друг друга, и они бы поругались от непонимания. Представляете, если каждый будет называть не склоняемые слова, то они будут терять свое значение, превращаясь в чепуху. Еще эти волшебные слова дружат с предлогами. Они направляют слова и дают им приобрести смысл в буквенном паровозике, который называется предложение.


Первый падеж Именительный, то есть он дает слову имя, также как и у каждого ребенка есть тоже свое имя. Например, ложка. Предмет, которым мы едим, имеет имя ложка. Колючее существо зовется еж. Имя может иметь и живое существо и не живое, не одушевленное. Отвечает на вопрос Кто? Что? Именительный падеж старше всех своих братьев и не имеет ни одного предлога, все их раздал остальным братьям, которым предстоит правильно подбирать их.

Родительный падеж. Вот таким он родился. Отвечает на вопросы Кого, Чего? К нему можно применить отрицание "нет" Например, нет ложки. У железного дровосека, нет сердца. Нет чего? Нет сердца. Помните, он шел в изумрудный город, чтобы попросить у волшебника сердце. Дружит с предлогами "от", "без" "c", "до" "у", "около" и "для". Например, не обойтись без ложки, желаю счастья от всего сердца.

Дательный падеж. Щедрый очень, дарит всем подарки. Происходит от слова "дать". Отвечает на вопрос Кому, Чему? Дружит с предлогами "к" и "по". Например, дать к чаю, по ложке. Дать к чему? К чаю. Когда мы пишем письма друзьям, то мы видим, что на конверте написано слово "кому". Здесь встречается этот необходимый падеж. Мы указываем, фамилию и имя друга, например Иванову Максиму в дательном падеже. Также не забываем написать адрес "куда". Правда для него еще не придумали Отправлятельного падежа, может еще изобретут.

Следующий падеж Винительный. Никого он не обвиняет, просто так называется. Отвечает на вопрос Кого? Что? К нему можно применить глагол "вижу". Вижу ложку. Вижу что? Ложку. Вижу девочку. Вижу Кого? Девочку. Может дружить с предлогами "про", "через", "за". Например, расскажу про ложку. Раньше, когда не было ложек люди ели руками. Кусочки овощей и мяса вынимали из миски правой рукой. Первые ложки появились в 14 веке, делали их из раковин, рыбных костей и дерева. Большинство ложек были деревянные, но Князь Владимир приказал изготавливать серебряные ложки. И даже первое время, приходя в гости, ложки носили с собой.

Творительный падеж. Его величают творцом и гордецом. К нему можно применить глагол "Горжусь". Отвечает на вопросы Кем? Чем? Горжусь cвоей ложкой. Горжусь чем? Своей ложкой. Дружит с предлогами "перед", "под" и над. Например, положить вилку перед ложкой или солнце село над лесом. Над чем? Над лесом. Каждый из нас, наверное, хотел бы увидеть закат солнышка. Это очень красиво.

Предложный падеж. Мечтательный юнец. Самый младший среди своих братьев. Отвечает на вопросы О ком? О чем? К нему можно применить глагол "мечтать" Например, мечтает о серебряной ложке. О чем? О ложке. Этот падеж имеет уже свой один единственный предлог "О", с которым он не разлучен, как мы с одеждой.

Однажды падежи собрались все вместе и придумали истины из своих названий. Нет ничего мудрее истины!

Имейте верных друзей, не вините обидчиков, родителей уважайте, дарите подарки даже по придуманным праздникам, творите всегда доброту, помечтайте о будущем.

Сказка про падежи


В одном незнакомом городе жили безымянные маленькие человечки - падежи. Они были очень похожи друг на друга тем, что часто задавали вопросы. И все кто приезжал в тот город, путали их.
И вот однажды решили они собраться и поговорить, как жить дальше…
- Есть же в нас какое - то отличие! – сказал первый падеж. – Давайте подумаем…. Кто скажет первый?
- А чего тут говорить? – сказал второй падеж. - И так всё ясно.
- Что именно тебе ясно? – спросил четвёртый.
- И о чём вы только думаете? – воскликнул шестой.
- Не о чём, а чем? – поправил пятый.
- К чему все эти споры? – отозвался третий. – Этак мы только перессоримся все. А вы заметили друзья, что каждый из нас задаёт постоянно один и тот же вопрос?
- И правда, - сказал первый падеж. Я так люблю задавать вопросы особенно к именам людей КТО? Ира, КТО? Саша, а ещё ЧТО? машина, ЧТО? книга.
- Вот и давайте назовём его ИМЕНИТЕЛЬНЫМ, - предложил шестой падеж.
- И чего это ему первому дали имя? – обиделся второй падеж. – У кого здесь первого родилась идея называть всех?
- Ну раз у тебя родилась эта идея то и называйся ты РОДИТЕЛЬНЫМ. И забирай свои вопросы КОГО? ЧЕГО?
- Да, Именительному дали имя и Родительному тоже дали имя …и чему вас только в школе учат? – обиделся третий падеж.
- Не обижайся, - успокоил его шестой падеж. – Дадим и тебе, будешь ты у нас ДАТЕЛЬНЫМ, а вопросы твои будут КОМУ? ЧЕМУ?
Обрадовался Дательный падеж и тут же закричал:
- Кому ещё имя?
- КОГО? ЧТО? – вдруг испугался четвёртый падеж. У него не было своих вопросов, и он предпочитал молчать, потому что считал себя виноватым.
- И чего так кричать? – возмутился Родительный падеж. – Присвоил себе чужие вопросы, да ещё возмущается… Будешь ты у нас ВИНИТЕЛЬНЫМ, чтоб другим неповадно было.
- И ЧЕМ только попрекаете человека? – возмутился пятый падеж. – Ко всему должен быть творческий подход.
- О чём спор друзья? – сказал шестой падеж. – Твори на здоровье и называйся ТВОРИТЕЛЬНЫЙ.
Все пять падежей были рады своим новым именам и только шестой падеж был грустный, ведь это он предложил своим друзьям их новые имена, а сам остался ни с чем.
- У меня родилась идея! – крикнул Родительный.- Надо дать шестому название.
- Не название, а имя, поправил Именительный.
- К этому надо подойти творчески! – сказал Творительный.
А Винительный падеж сказал: - Пусть он называется ПРЕДЛОЖНЫМ, ведь наши имена предложил он.
- Это вы О ЧЁМ, друзья? – тихо спросил Предложный падеж.
- Не О ЧЁМ, а О КОМ? – хором ответили ему пять падежей.

Жили-были падежи. Шесть знатных молодцов. Без них невозможно было людям понять друг друга, и они бы поругались от непонимания. Представляете, если каждый будет называть не склоняемые слова, то они будут терять свое значение, превращаясь в чепуху. Еще эти волшебные слова дружат с предлогами. Они направляют слова и дают им приобрести смысл в буквенном паровозике, который называется предложение.

Первый падеж Именительный , то есть он дает слову имя, также как и у каждого ребенка есть тоже свое имя. Например, ложка. Предмет, которым мы едим, имеет имя ложка. Колючее существо зовется еж. Имя может иметь и живое существо и не живое, не одушевленное. Отвечает на вопрос Кто? Что? Именительный падеж старше всех своих братьев и не имеет ни одного предлога, все их раздал остальным братьям, которым предстоит правильно подбирать их.

Родительный падеж . Вот таким он родился. Отвечает на вопросы Кого, Чего? К нему можно применить отрицание "нет" Например, нет ложки. У железного дровосека, нет сердца. Нет чего? Нет сердца. Помните, он шел в изумрудный город, чтобы попросить у волшебника сердце. Дружит с предлогами "от", "без" "c", "до" "у", "около" и "для". Например, не обойтись без ложки, желаю счастья от всего сердца.

Дательный падеж . Щедрый очень, дарит всем подарки. Происходит от слова "дать". Отвечает на вопрос Кому, Чему? Дружит с предлогами "к" и "по". Например, дать к чаю, по ложке. Дать к чему? К чаю. Когда мы пишем письма друзьям, то мы видим, что на конверте написано слово "кому". Здесь встречается этот необходимый падеж. Мы указываем, фамилию и имя друга, например Иванову Максиму в дательном падеже. Также не забываем написать адрес "куда". Правда для него еще не придумали Отправлятельного падежа, может еще изобретут.

Следующий падеж Винительный . Никого он не обвиняет, просто так называется. Отвечает на вопрос Кого? Что? К нему можно применить глагол "вижу". Вижу ложку. Вижу что? Ложку. Вижу девочку. Вижу Кого? Девочку. Может дружить с предлогами "про", "через", "за". Например, расскажу про ложку. Раньше, когда не было ложек люди ели руками. Кусочки овощей и мяса вынимали из миски правой рукой. Первые ложки появились в 14 веке, делали их из раковин, рыбных костей и дерева. Большинство ложек были деревянные, но Князь Владимир приказал изготавливать серебряные ложки. И даже первое время, приходя в гости, ложки носили с собой.

Творительный падеж . Его величают творцом и гордецом. К нему можно применить глагол "Горжусь". Отвечает на вопросы Кем? Чем? Горжусь cвоей ложкой. Горжусь чем? Своей ложкой. Дружит с предлогами "перед", "под" и над. Например, положить вилку перед ложкой или солнце село над лесом. Над чем? Над лесом. Каждый из нас, наверное, хотел бы увидеть закат солнышка. Это очень красиво.

Предложный падеж . Мечтательный юнец. Самый младший среди своих братьев. Отвечает на вопросы О ком? О чем? К нему можно применить глагол "мечтать" Например, мечтает о серебряной ложке. О чем? О ложке. Этот падеж имеет уже свой один единственный предлог "О", с которым он не разлучен, как мы с одеждой.

Однажды падежи собрались все вместе и придумали истины из своих названий. Нет ничего мудрее истины!

Имейте верных друзей, не вините обидчиков, родителей уважайте, дарите подарки даже по придуманным праздникам, творите всегда доброту, помечтайте о будущем.

Сказка про падежи

В одном незнакомом городе жили безымянные маленькие человечки - падежи. Они были очень похожи друг на друга тем, что часто задавали вопросы. И все кто приезжал в тот город, путали их.
И вот однажды решили они собраться и поговорить, как жить дальше…
- Есть же в нас какое - то отличие! – сказал первый падеж. – Давайте подумаем…. Кто скажет первый?
- А чего тут говорить? – сказал второй падеж. - И так всё ясно.
- Что именно тебе ясно? – спросил четвёртый.
- И о чём вы только думаете? – воскликнул шестой.
- Не о чём, а чем? – поправил пятый.
- К чему все эти споры? – отозвался третий. – Этак мы только перессоримся все. А вы заметили друзья, что каждый из нас задаёт постоянно один и тот же вопрос?
- И правда, - сказал первый падеж. Я так люблю задавать вопросы особенно к именам людей КТО? Ира, КТО? Саша, а ещё ЧТО? машина, ЧТО? книга.
- Вот и давайте назовём его ИМЕНИТЕЛЬНЫМ, - предложил шестой падеж.
- И чего это ему первому дали имя? – обиделся второй падеж. – У кого здесь первого родилась идея называть всех?
- Ну раз у тебя родилась эта идея то и называйся ты РОДИТЕЛЬНЫМ. И забирай свои вопросы КОГО? ЧЕГО?
- Да, Именительному дали имя и Родительному тоже дали имя …и чему вас только в школе учат? – обиделся третий падеж.
- Не обижайся, - успокоил его шестой падеж. – Дадим и тебе, будешь ты у нас ДАТЕЛЬНЫМ, а вопросы твои будут КОМУ? ЧЕМУ?
Обрадовался Дательный падеж и тут же закричал:
- Кому ещё имя?
- КОГО? ЧТО? – вдруг испугался четвёртый падеж. У него не было своих вопросов, и он предпочитал молчать, потому что считал себя виноватым.
- И чего так кричать? – возмутился Родительный падеж. – Присвоил себе чужие вопросы, да ещё возмущается… Будешь ты у нас ВИНИТЕЛЬНЫМ, чтоб другим неповадно было.
- И ЧЕМ только попрекаете человека? – возмутился пятый падеж. – Ко всему должен быть творческий подход.
- О чём спор друзья? – сказал шестой падеж. – Твори на здоровье и называйся ТВОРИТЕЛЬНЫЙ.
Все пять падежей были рады своим новым именам и только шестой падеж был грустный, ведь это он предложил своим друзьям их новые имена, а сам остался ни с чем.
- У меня родилась идея! – крикнул Родительный.- Надо дать шестому название.
- Не название, а имя, поправил Именительный.
- К этому надо подойти творчески! – сказал Творительный.
А Винительный падеж сказал: - Пусть он называется ПРЕДЛОЖНЫМ, ведь наши имена предложил он.
- Это вы О ЧЁМ, друзья? – тихо спросил Предложный падеж.
- Не О ЧЁМ, а О КОМ? – хором ответили ему пять падежей.

Сказка о падежах.

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.

Падеж от латинского «падение».

В русском языке 6 падежей, в финском языке 15 падежей, в венгерском 22 падежа, в латинском 4 падежа, в молдавском языке 4 падежа, в литовском 6 падежей.

Изменение имен существительных по вопросам называется ИЗМЕНЕНИЕМ ПО ПАДЕЖАМ.

Всего в русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный,

винительный, творительный,

предложный. Запомнишь детский стишок

- запомнишь и падежи.

"ИВАН РОДИЛ ДЕВЧОНКУ, ВЕЛЕЛ ТАЩИТЬ ПЕЛЕНКУ"

Чтобы узнать падеж существительного,

(если оно не является подлежащим) надо найти слово, от которого оно зависит, и поставить от этого слова вопрос к существительному.

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КТО? ЧТО?

Существительное в именительном падеже узнать легче всего. В предложении оно является ПОДЛЕЖАЩИМ. Существительные во всех других падежах будут другими членами предложения.

Ехала (что?) деревня. Визжала (кто?) хрюшка. Зевала (кто?) старушка. Валялась (что?) игрушка.

Поворот судьбы такой удивительный: Изучаем мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ На суку висит (что?) - ватрушка! На заборе спит (кто?) - старушка! С неба к нам летит (что?) - игрушка! Соловьем свистит (кто?) - подружка! На сосне сопит (кто?) - хрюшка! Рассказала всё (кто?) - врушка! Сочинила мир такой изумительный! Что ж, запомним мы падеж

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО? ЧЕГО? ОТКУДА? ГДЕ?

Легче всего узнать РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ так: к существительному в родительном падеже можно подставить слово НЕТ , при этом существительное не изменится:

Нет (чего?) клюквы

Нет (чего?) солнышка

Нет (кого?) ящерицы

Нет (кого?) дяденьки

А вот стишок, где много слов в РОДИТЕЛЬНОМ падеже и встречаются все предлоги. Если ты стишок это выучишь, то и предлоги запомнишь без труда.

Я из дома убежал,

Я до вечера гулял.

С дерева в сугроб сигал,

Без уроков жить мечтал.

Для коллекции снежинки

Языком я собирал.

Около костра плясал

И вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?

Я на это наплевал!

Вот стою я у доски

И вздыхаю от тоски,

Но РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Я не вспомню хоть зарежь!

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОМУ? ЧЕМУ? КУДА? ГДЕ?

Чтобы узнать дательный падеж, надо поставить слово ДАЮ (на то они дательный падеж!)

Даю (кому?) Кате

Даю (кому?) сыну

Даю (кому?) лебедю

Предлоги с дательным падежом: К, По .

Если б я названия Падежам давал,

Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!

А еще как размечтаюсь: Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А еще КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону!

К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки разнесу я И тогда домой вернусь.

ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО? ЧТО? КУДА?

У ВИНИТЕЛЬНОГО падежа слово-помощник ВИНЮ ,

то есть ОБВИНЯЮ.

Виню (кого?) мальчика

Виню (кого?) девочку

Виню (что?) сковородку

Предлоги с ВИНИТЕЛЬНЫМ падежом: В, НА, ЗА, ПОД, ЧЕРЕЗ, ПРО.

«Если хочешь много знать,

Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ ЗАПОМНИТЬ,

Научилась я... летать!

Как взлечу под потолок.

Да махну через порог, Вылетаю за окошко,

Курс держу я на лужок.

Ненавижу обвинять,

Буду всё перечислять.

ЧТО увижу и КОГО-

Назову до одного!

Вижу реку, вижу сад-

Называю всё подряд!

Вижу вишню, вижу сливу. Строят клуб невдалеке,

До чего вокруг красиво! Лепят башню на

Хватит! В школу возвращаюсь, В класс влетаю налегке.

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КЕМ? ЧЕМ? ГДЕ?

У творительного падежа слово-помощник ТВОРЮ. Творю (кем?) слоном

Творю (чем?) кисточкой

Творю (кем?) лисой

Предлоги с творительным падежом: ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД, С

Чтоб от всех не отставать,

Слыть сообразительным, Надо всё теперь понять

В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.

Что там долго говорить, Вот решился я... творить! Карандаш, бумагу взял

И пейзаж нарисовал.

Я художник! Я творец! Ух, какой я молодец!

Перед замком куст цветёт,

Под корягой змей живёт,

Над дорогой реет сокол, За оградой лошадь ржёт.

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ: О КОМ? О ЧЁМ? ГДЕ?

Имена существительные в ПРЕДЛОЖНОМ падеже всегда употребляются с предлогами. Предлоги у ПРЕДЛОЖНОГО падежа: О, ОБ, В, ВО, НА, ПРИ. А слова-помощники, ДУМАЮ или МЕЧТАЮ.

Думаю (о чём?) о сказке Мечтаю (о чём?) о чуде Мечтаю (о ком?) о собаке Думаю (о чём?) об огне Думаю (где? в чём?) в классе Думаю (где? на чём?) на коне

И ещё важно не путать ПРЕДЛОЖНЫЙ падеж с ВИНИТЕЛЬНЫМ. У них могут быть одинаковые предлоги, но отвечают они на разные вопросы:

ГДЕ? - ПРЕДЛОЖНЫЙ падеж

КУДА? - ВИНИТЕЛЬНЫЙ падеж

А ты о чём мечтаешь, мой дружок?

Лингвистическая сказка «Падежи» Выполнил: Дыдыкин Иван, обучающийся 4 «а» класса, МБОУ «СОШ № 10», р.п. Гидроторф, Балахнинского района, Нижегородской области Руководитель: Никитина Лариса Владимировна, учитель начальных классов. 2016 год

Падежи. В некоторой средней общеобразовательной школе, в некотором 4 «а» классе очень важно в таблице над школьной доской расположились падежи. Расположились так, как всегда привыкли, один под другим, с вопросами. На самой верхней строке величаво стоял Именительный падеж. Его ещё называют прямой. За ним шли косвенные падежи. Каждый день они спокойно смотрели на ребят, которые делали свои упражнения, напоминая им, как следует изменять части речи по падежам. Однажды Именительный падеж заглянул в тетрадь девочки Маши, которая сидела на первой парте у окна. Он увидел, как она старательно выводила предложения: «Наступила долгожданная весна! Ярко светит солнце, щебечут птицы». Вот девочка начала определять падежи имен существительных и получилось, что все они стоят в именительном падеже! Именительный падеж приободрился и огляделся: ­ «Я, я один, ­ думал он, ­ могу составить целый рассказ! Как же я не замечал этого раньше?! А ведь сам Его Величество Русский язык называет меня прямым и Именительным! И стою я на самой верхней строчке падежной таблицы! На самом верху иерархической лестницы! Это я именую всё вокруг, то ­ есть даю Имя! «Кто?» и «Что?» вокруг меня, решаю только я! Как же жаль мне моих бесполезных косвенных собратьев! Им давно бы следовало обращаться ко мне «Ваше Именительство»! Взять, к примеру, Родительный падеж – «Нет кого? Чего?» Да он прямо говорит о том, что его просто НЕТ! Или Винительный падеж – «Вижу кого? Что?» Он же сам сознает за собой вину, повторяя мой же вопрос «Что?»

Нет, нет, нет, я положительно легко могу обойтись без косвенных падежей!» Именительный падеж так увлекся и не заметил того, что уже давно говорит вслух. А остальные падежи слышали весь его монолог, все, от Родительного падежа до Предложного. Они слушали, и их возмущению не было конца. Наконец, настал предел терпению, и они заговорили. Первым начал Дательный падеж: «Мы дать хотели б Вам урок». «Уйдем от Вас и одного оставим», ­ продолжил родительный падеж. «А Вы задумайтесь над этим», ­ падеж Творительный сказал. «Да, следует о ситуации сложившейся подумать», ­ его Предложный поддержал. После этих слов таблица падежей волшебным образом изменилась. Теперь на ней красовался один Именительный падеж. Но ему было не страшно. Наоборот, ему казалось, что он стал еще именитее: «Ведь Сам Его Величество Русский язык все слова, которые стоят в предложении в именительном падеже, называет главными! Я справлюсь!»­ храбрился Именительный падеж. В классе тем временем что­то происходило. Он заметил, как заволновалась девочка Маша, та, что писала о весне. Ее следующее предложение «Нет больше снега и метелей», само собой трансформировалось в «Больше снег и метель». « Как, весна превращается в зиму?»,­ Именительный падеж догадался, что это его трусливый собрат Родительный падеж убегая, прихватил с собой вспомогательное слово «нет» и вопросы «Кого?» и «Чего?» Он задумался, как же помочь девочке, но тут заметил, что в замешательстве находится еще одна ученица Катя. Её предложение: «Даю моей собачке кость» превратилось в следующее: «Моя собачка­ кость». Это Дательный падеж забрал вспомогательное слово «даю» и вопросы «Кому?» и «Чему?» А Винительный падеж так хитро скрыл свои вопросы «Кого?» и «Что?», что слово «кость» в этом предложении стала главным членом – сказуемым. У Пети, сидевшего рядом, предложение: «Горжусь я, Родина, тобой!» превратилось в «Я, Родина,

ты!». Творительный падеж забрал вспомогательное слово «горжусь» и вопросы «Кем?» и «Чем?» Именительный падеж уже не сомневался, так же обстоят дела и с Предложным падежом. Он заглянул в одну из тетрадей. Прямо на его глазах предложение «Поговорим о конце» изменилось в одно роковое слово «Конец». «Да, это конец! Финал моего величия!», ­ подумал Именительный падеж. В это самое время вдруг прямо над собою Именительный падеж увидел светлое облако, в центре которого находился Его Величество Русский язык. Его окружали ближайшие придворные – Лексика, Фонетика, Грамматика, Орфография и Морфология. Именительный падеж оцепенел и онемел. Такой быстрой расправы над собою он не ожидал. «Ваше Величество», ­ прошептал он и опустил голову. «Я никому не позволю портить Русский язык – наследие, полученное нами от предков!», ­ услышал над собою Именительный падеж. «Я требую относиться ко мне с уважением. Разве ты не видишь все богатство, сочность и красоту Русского языка? Я мог бы наказать тебя, но милую! Задумайся, почему?! Когда облако растаяло, Именительный падеж заметил в классе легкое волнение, но вот оно улеглось. Он осмотрелся – в таблице каждый падеж вновь занял своё место, в тетрадях учащихся был полный порядок: имена существительные и связанные с ними имена прилагательные стояли в нужных падежах. Жизнь вошла в привычное русло. Как это было прекрасно!