За что некрасов любит свою родину. Тема родины и ее художественное воплощение в поэзии некрасова и лермонтова. Некрасов и Белинский

Ключевой фигурой в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" является Евгений Базаров. Этот герой вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, он кажется бесчувственным, а с другой - человеком, который просто боится демонстрировать свои переживания. Поэтому сочинение на тему Бунтующее сердце" является одной из сложных и интересных тем.

Нигилистическая натура Базарова

Одной из основ сочинения на тему "Бунтующее сердце. Образ Базарова" являются особые нигилистические убеждения главного героя. То есть это означает отрицание любых принципов и авторитетов, а также презрение к любым проявлениям чувств.

В этих убеждениях и проявляется мятежность его натуры, потому что, отрицая любые авторитеты, он становится особняком от остального общества. И такая сильная натура сразу привлекает внимание целеустремленностью и силой воли и смелостью взглядов. Именно это и привлекло Кирсанова в первую очередь, т. к. он сам был мягкой натурой.

Конечно, легко в сочинении "Бунтующее сердце. Образ Евгения Базарова" писать только о том, какой главный герой сильный характером человек, у которого есть на все собственное мнение. Но на самом деле это достаточно уязвимая позиция, потому что такое мировоззрение лишает возможности проявления чувств. Поэтому многим героям романа Базаров кажется черствым и жестким человеком, хотя, окажется, что и он может чувствовать, как и другие люди.

Личностный конфликт Базарова

Главный герой романа не был бы так интересен, если бы он не продолжал развиваться и не подвергать сомнению свои убеждения. Ведь именно это произошло после его встречи с Одинцовой. В сочинении "Образ Базарова. Бунтующее сердце" следует дать краткую характеристику их взаимоотношениям и тому, как они повлияли на характер Евгения.

Ведь именно встреча с послужила толчком к развитию личностного конфликта героя. Потому что он всегда с презрением относился к любым сантиментам, и тут он почувствовал что-то похожее на влюбленность. Базаров не мог отступиться от своих принципов, но одновременно он не мог не понимать, что он что-то чувствует к этой женщине.

И это понимание его злит, Базаров боится привязаться к кому-либо, что кто-то будет руководить его жизнью. Свою злость и раздражение от того, что его нигилистические взгляды дали трещину, срывает на Одинцовой. Позднее он злится и портит отношения с окружающими и не может себе признаться, что чувствует потребность в том, чтобы его ценили и понимали. Лишь только в конце жизни в душе Базарова воцаряется мир, и он принимает свои чувства.

Так ли нигилистические взгляды правильны

В сочинении об "Образе Базарова. Бунтующее сердце" нужно не только размышлять о развитии героя в романе, но и о том, почему его взгляды нельзя считать идеальными. Ведь, казалось бы, если у человека нет никаких авторитетов, он контролирует свои чувства, то это должна быть неуязвимая личность. Однако на примере Базарова читатели видят, что отрицание всего - это не есть хорошо. Почему?

Потому что нигилисты отрицают и возможность проявления добрых чувств, таких как сострадание, забота, любовь. И когда необходимо их показать, то люди, подобные Базарову, делают это с трудом. Поэтому со стороны кажется, что они черствые, холодные, хотя по тому, как Евгений переживал по поводу ситуации с Одинцовой и отдалением Аркадия, можно увидеть, что это люди, способные на глубокие чувства.

Базаров не проявляет никакого уважения к прошлому страны, людям старшего поколения. Он не хочет понять их точку зрения и узнать их получше. Вследствие этого общество их не принимает, и они остаются одинокими. Ведь даже на могилу Евгения приходят только его родители, которые по-настоящему любили его.

Можно ли считать Базарова революционером

"Бунтующее сердце. Образ Базарова" можно сделать слова, которые написал о своем герое И. С. Тургенев: "Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером". Почему же Базарова можно приравнять к революционерам?

Нигилисты в первую очередь отрицали не просто все, а они отрицали все созданное капиталистическим обществом. К этому относятся самодержавие, крепостничество, коррупция. Именно к свержению этого строя и стремились революционеры, которые хотели построить новый строй. И Базаров: он был человеком действия, человеком настоящего. Он не смотрел в прошлое и не заглядывал в будущее, для него было важнее сделать что-то полезное сразу.

О том, что он сочувствовал крестьянам, сказано в романе, потому что Евгения все любили его, он понимал простой "мужицкий" язык. Но тем не менее он презирал его за невежество, т. к. сам был человеком широко образованным. В этом можно увидеть проявление его самолюбия.

Сравнение Базарова и Кирсанова

В сочинении "Образ Базарова. Бунтующее сердце" можно сравнить главного героя с другими персонажами. Евгений и Павел Кирсанов - это постоянные соперники с абсолютно противоположными взглядами. Кирсанов - аристократ, для которого важно мнение общества, важно всегда хорошо выглядеть, Базаров же независим от чужого мнения и даже на свой внешний вид не обращает никакого внимания. Главному герою смешон Павел Кирсанов с его франтовством, и даже рассказанная Аркадием романтическая история не смогла пробудить сочувствие у Базарова.

Кирсанов, в отличие от молодого человека, очень чтил семейные узы и готов был защищать честь своей семьи. Евгений же даже со своими родителями держался на некотором расстоянии. Павел Кирсанов чувствовал в Базарове угрозу тому устоявшемуся общественному строю, частью которого он являлся. Он считал опасными нигилистические взгляды гостя, потому что видел в них мятежность.

Мог ли Базаров найти свое место в обществе

Также в кратком сочинении "Образ Базарова. Бунтующее сердце" можно написать рассуждение о том, какой могла быть дальнейшая судьба главного героя. Ведь в итоге общество стало таким, которое соответствовало представлениям Евгения. Но нашел бы он там свое место?

Возможно, что нет. Ведь все-таки не зря произошла встреча с Анной Одинцовой - она показала Евгения с другой стороны. Не только как бунтаря, но и как человека, у которого есть сердце. Базаров не смог принять того, что его основы оказались разрушеннымии: не только другие люди, но и он сам не смог до конца придерживаться этих взглядов. В любом случае можно строить множество предположений о том, как сложилась бы его дальнейшая судьба. Но одно можно сказать абсолютно точно: И. С. Тургенев подарил русской литературе яркого, не оставляющего читателей равнодушными героя.

В знаменитом романе выдающегося писателя И.С. Тургенева «Отцы и дети» раскрывается проблема взаимопонимания поколений, тема разрыва связи между «отцами» и «детьми». Это происходит из-за различий мировоззрений людей разных возрастов. Как обычно бывает, здесь молодое поколение отрицает общепринятые устои, скептически ко всему относится. Старшее же поколение отличается консервативными взглядами.

Хотя это не является какой-то отличительной чертой.

Евгений Базаров – главный герой произведения «Отцы и дети», человек нового времени – нигилист. Его личность и отношение автора к нему неоднозначны. Он не признаёт никакие авторитеты, не склоняется ни перед какими жизненными принципами и чужим мнением.

Базаров – персонаж, который не отставит равнодушным никого. Им можно восхищаться или ненавидеть, возносить или порицать. Он не боится показаться глупым, быть отвергнутым, не отступает при угрозе непонимания или осуждения, открыто выступает со своими мыслями, открывает людям свои взгляды на вещи. Евгений честный, целеустремлённый, он лидер по своей натуре, обладает острым умом и широким кругозором. Но он не является идеалом «нового человека», он лишь его прототип, обречённый на непонимание.

Базаров отрицал искусство, считая одного учёного полезнее нескольких поэтов. Отрицал также чувства, ставил на первое место разум и рациональность, однако впоследствии влюбился в Одинцову. Он считает, что цель его поколения – очистить место для нового, убрать аристократию. Природу воспринимает как «мастерскую», где человек должен ставить эксперименты. Герой считает себя сильным человеком, способным менять мир. Однако же самым большим испытанием для него стала любовь, которая заставила его пересмотреть свои взгляды на жизнь и на самого себя.

Но смерть Евгения Базарова как бы говорит о том, что у таких людей вряд ли есть будущее, Тургенев этим разрушает нигилистические взгляды героя, намекая на то, что с таким мировоззрением невозможно принести пользу другим, даже не получится быть счастливым самому. Автор не представляет дальнейшую жизнь подобных людей. Перед лицом смерти Базаров изменился, он понял, что смерть отрицать нельзя, как и некоторые другие вещи в жизни: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» Качества, продвигавшие его по жизни, теперь ничего не значат. И в конце своей жизни он проявил несвойственные ему качества: герой беспокоился не о себе, а об Одинцовой и о родителях.

Но после его гибели люди продолжили жить по-прежнему, однако не забывают о нём. Возможно, общество всё-таки нуждается в таких «базаровых», хоть и не очень то любит подобного рода людей. Но именно они способны идти наперекор всему и вносить изменения в жизнь окружающих.

«Бунтующее сердце» (образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

Утро. Первый луч солнца касается занавесок, затем закрытых глаз. Пробуждение. Сон её не покинул тела, и потому рождается мечта. Как последний отголосок прекрасного сна, дающий покой уже в реальности. Но вот мы уж совсем просыпаемся… и видим. Что от мечты нашей нет и следа, реальность сурова. Со вздохом встаём, и начинаем новый день. Грустно. А так хотелось… Но не все грустят, что их мечтам не суждено сбыться. Некоторые твёрдо верят, что они сбудутся. Кто-то остаётся в них, отгораживаясь от суровой реальности. Кто-то всю жизнь пытается воплотить их в жизнь. Но есть те, что разочаровываются в своих снах. Пытаются от них избавиться, страдают от них. И получаются несчастные, но ужасные люди, отрицающие романтику. Ярким примером такого человека является базаров – герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Для начала коротко познакомимся с этим героем. Евгений Васильевич Базаров – сын бедного уездного лекаря. Автор ничего не говорит нам о студенческой жизни Базарова. Но понятно. Что всего он добился сам – он смог добиться сам. Естественные науки – главный предмет его жизни. Они же и сделали его суровым, волевым, но и недоверчивым к опыту другим. Наука всегда придерживалась принципа «доверяй, но проверяй», ибо всё в науке нужно доказывать. Одних ощущений ей мало. Как истинному сыну науки Базарову тоже их стало мало. Он доверял лишь органам чувств, и то только тем проявлениям, которые он мог объяснить: «Я придерживаюсь отрицательного направления, - говорит он, - в силу ощущений. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? Тоже в сиу ощущения – это всё едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет. Да и я в другой раз тебе этого не скажу». Наслаждение искусством во всех его проявлениях, красивым закатом, высоким чувством любви он равняет с наслаждением сытным обедом. Всё. Чем восхищается человечество, что любо и мило ля Базарова – «романтизм», что ничуть не лучше чем «вздор» (в его лексиконе это синонимы.) Но что породило в нём такие чувства? Расчет. Расчетливость родилась в нём с нуждой. Ведь было время. Когда он остро нуждался в удовлетворении элементарных физических потребностей. На это он и делал упор, оставляя мечты позади. Потом, когда он решил эти проблемы… вернуть мечты не получилось. И потому он работал неутомимо, повинуясь влечению и вкусу, рассчитывая каждый ход. Почему он не убивал. Не грабил, когда остро нуждался? Он слишком умён для этого – ему это просто было не выгодно. Ведь честным быть выгоднее.

Честность, расчетливость усугублялась ещё и непоколебимой уверенностью в себе. Очень точно сказал о нём Д. И. Писарев: «его не занимают те мелочи, из которых складываются обыденные людские отношения; его нельзя оскорбить явным пренебрежением, его нельзя обрадовать знаками уважения; он так полон собою и так непоколебимо-высоко стоит в собственных глазах, что делается почти совершенно равнодушным к мнению других людей».

Но жизнь никогда не оставляет человека в покое. Почти всегда она ниспосылает нам испытания. Пройдём мы их или нет – это уже наше дело, наша личная история и биография. Базарову тоже было послано испытание в виде любви – он влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. Она пригласила Аркадия и Евгения к себе в имение. Аркадий. Конечно, уже успел заинтересоваться Одинцовой после их мазурки на губернаторском балу, что, конечно, заметил Базаров, но не обращает внимания на это, продолжая обсуждать красивые плечи Одинцовой. Но незаметно для себя самого, он тоже начинает увлекаться этой жениной: странно-сдержанно ведёт себя в её обществе, не делает своих обыкновенных резких выходок, старается увлечь собеседницу. Отвечая поклоном на предложение приехать ещё раз, краснеет. И как бы не старался он по-прежнему шутливо говорить о ней, он всё равно всё больше и больше срастается душой с той, что не испугалась его. Она сумела расшевелить его ум, струны его нервов настроились на неизвестный ему до этого лад любви. Ему чужды новые ощущения, он боится и презирает их. Чувства захлёстывают его с головой, и когда Одинцова вызывает его на дружескую беседу, он признаётся ей в любви. Он не просто любил её. «… Это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нём билась. Сильная и тяжёлая –страсть, похожая на злобу и. может быть. Сродни ей…» Но Одинцова отвергает его. «…Я этого не могла предвидеть» - успокаивает она себя. Не верится. Что женщина с её умом не могла заметить чувств человека, с которым так близко общается. Но она не дала им волю. «Нет, - решила она наконец, - бог знает, куда бы всё это повело, этим нельзя шутить, спокойствие всё-таки лучше всего на свете» - вот её мысли. Всё было в её руках. Но был ли шанс у этого романа? Вряд ли. Одинцова слишком умна. Чтобы отдаться человеку. Не обещающему ничего, любя которого надо жить лишь одним сегодняшним днём. Ей нужны были гарантии. Базаров же дать их не мог. Да и не хотел – для него в любви не было не компромиссов, ни гарантий. Если бы Одинцова могла со своей холодной расчетливостью, не уступающую базаровской, броситься в омут любви, тогда бы был шанс. Но она предпочла покой. Базаров же – буря.

Уехав из дома Одинцовой, базаров заводит интригу уже в доме Кирсановых – просто от скуки, пытаясь наверстать упущенное с Одинцовой и хоть как-то восстановить себя в своих же глазах. Фенечка ему просто нравиться. Поцелуй. Дуэль с Павлом Петровичем, который был неравнодушный к Фенечке. Затем отъезд… Странный водоворот событий разочарованного в жизни нигилиста. Его убеждения растоптаны, чувства подавлены – им нет полного выхода. И какой же итог?

В конце романа базаров умирает. Умирает случайно, бессмысленно – от хирургического отравления – небольшого пореза во время рассечения трупа. Рассеянная небрежность к самому себе, безразличие затем переходят в страх перед неизбежностью. И вот, полный сил, энергии, но, так и не расставшись с собственными убеждениями, он заболевает. Крепится, борется с болезнью, хотя как медик видит, что заражённые всегда умирают, и понимает, что этот закон и его не минует. Не боясь посмотреть в глаза свому страху, с гордостью умирает. Но пере смертью он становиться человеком. Нет, он не терЯет своего лица, остаётся до конца верен себе. Просто спадает маска нигилистической рассудочности и он, как любой человек, изъявляет желание видеть любимую женщину. И что же говорит он ей при встрече? «эх, Анна Сергеевна. Станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущм. Старая штука смерть. А каждому внове. До сих пор не трушу… а там придёт беспамятство, и фюить! (Он слабо махнул рукой.) Ну, что мне вам сказать… я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь и подавно. Любовь – форма, а моя собственная уже разлагается. Скажу я лучше. Что – какая вы славная! И теперь вот стоите, такая красивая…» Что же это. В нём проснулся романтик? Да, просто человеческий романтизм – «дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Не романтик ли он здесь? Романтик. Но теперь это не имеет смысла, не расходиться с его убеждениями. Которые отошли на задний план. И он умер. Красиво.

Что же такое Базаров? Болезнь? Нет, он новый тип человека. Без таких людей не было бы просвещения, науки, новых убеждений, и вообще чего-то нового. Плохо лишь. Что эти новые убеждения никаким образом не стыковывались с окружающей реальностью. Полное отрицание реальности – крайность, представленная в романе в самом жёстком её проявлении. В более мягкой форме Азаровы в жизни весьма преуспеют. Важно лишь не отрицать действительность и окружающую реальность.