§9. Общественный строй и церковная организация на Руси. Используя дополнительные источники географической информации, подготовьте сообщение об использовании современных компьютерных Используя дополнительные источники самостоятельно

1. Дайте определение понятия.
Современная биология – это совокупность естественных наук, изучающих жизнь как особую форму существования материи.

2. Заполните таблицу.

Вклад ученых в развитие биологии

3. Назовите ученых, которые внесли существенный вклад в развитие генетики.
Г. Мендель, Г. де Фриз, Т. Морган, Дж. Уотсон и Ф. Крик.

4. Заполните таблицу.

Связь биологии с другими науками


5. Объясните, почему с развитием биологии связывают решение многих современных проблем человечества. Какие проблемы, по вашему мнению, в первую очередь можно решить с помощью биологии?
Сохранение природы, предотвращение экологической катастрофы, создание биологически активных веществ и лекарственных препаратов для лечения смертельных болезней и наследственных болезней, осуществление селекции на клеточном уровне и др.

6. Напишите, что изучают следующие науки.
Ботаника – растения.
Зоология – животных.
Ихтиология – рыб.
Энтомология – насекомых.
Систематика – многообразие живых организмов.

7. Какие естественные науки, составляющие биологию, возникли в конце XX в.?
Биотехнология, генная инженерия

8. Разгадайте кроссворд «История биологии».


9. Используя дополнительные источники информации, определите, что изучают:
Бриология – наука о мхах.
Микология – наука о грибах.
Палеоботаника – наука об ископаемых растениях.
Альгология – наука о водорослях.

10. Составьте самостоятельно названия наук:
Териология - раздел зоологии, изучающий млекопитающих;
Анатомия - наука о человеке;
Лихенология - наука, изучающая лишайники;
Гистология - раздел морфологии, изучающий ткани многоклеточных животных.

11. Познавательная задача.
Дендрология - раздел ботаники, изучающий древесные растения. Раздел дендрологии, который реконструирует климатические условия прошлого по годичным кольцам, называется дендроклиматологией. Попробуйте дать название научной дисциплине, задача которой - датировка исторических событий и природных явлений путем анализа годичных колец древесины.
Ответ: Дендрохронология.

12. Перед вами четыре блока данных: «Имя», «Фамилия», «Время жизни», «Страна». Выбирая по одному элементу из каждого блока, заполните строки в таблице, располагая в хронологическом порядке информацию об учёных, внёсших вклад в развитие биологии.
Имя : Андреас, Жорж, Роберт, Александр, Клавдий, Карл, Уильям, Иван, Грегор, Теодор.
Фамилия : Кювье, Гален, Мендель, Везалий, Гарвей, Сеченов, Флеминг, Кох, Шванн, Линней.
Время жизни : II в. до н. э., XIX в., XVI-XVII вв., XVIII-XIX вв., XVI в., XIX-XX вв., XIX в., XVIII в., XIX-XX вв., XIX-XX вв. Страна: Англия, Италия, Германия, Древнеримская империя, Россия, Швеция, Англия, Германия, Франция, Австрия.


13. Сформулируйте и запишите основные идеи § 1.1.
Современная биология – это совокупность естественных наук, изучающих жизнь как особую форму существования материи. Наука уходит корнями в древность. Большую роль с становлении биологии как науки сыграли следующие выдающиеся ученые
Аристотель, Клавдий Гален, Уильям Гарвей, Карл Линней, Карл Бэр, Жан Батист Ламарк, Жорж Кювье, Т. Шванн и М. Шлейден, Чарлз Дарвин, Г. Мендель, И. Мечников и Л. Пастер, И. Павлов, В. И. Вернадский, Дж. Уотсон и Ф. Крик и многие другие. Эти великие люди жили в разное время (от 2 века до н. э. до наших дней) и сделали открытия, важные для существования человечества.
Сегодня биология представляет собой совокупность наук. Она разделяется на комплексные науки: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию. Затем, сформировались более узкие дисциплины, такие как арахнология, ихтиология, эмбриология, эволюция, генетика и др. В 20 веке на границе смежных дисциплин возникли биохимия, биофизика, биогеография. В конце столетия появились молекулярная биология, биотехнология и клеточная, генная инженерия. Достижения этих наук открывают широкие перспективы для будущего человечества.
Сегодня биология – это производительная сила, по развитию которой можно судить об общем уровне развития человечества.

Задание 1. Составьте план ответа на вопрос. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?

Задание 2. Используя текст учебника, заполните таблицу.

Напишите, из каких слоев состояло население стран Западной Европы в Средние века.

Задание 3. Соотнесите древнерусский термин и его объяснение.


Задание 4. Используя дополнительные источники, самостоятельно составьте схему «Церковная организация на Руси».

Задание 5. Проведите собственное историческое исследование по теме «Монастыри в Древней Руси». Составьте план, по которому можно создать реферат на эту тему.
1. Причины появления монастырей в Древней Руси.
2. Структуры общины монахов и правила внутри нее.
3. Традиционные занятия монахов.
4. Роль монастырей в религиозной и культурной жизни Древней Руси.

Задание 6. Разгадайте кроссворд.

Задание 7. Сравните организацию православной и католической церквей. Запишите выводы.

Задание 8. Напишите краткое эссе на тему «Духовные ценности наших предков», отметьте в нем, чем христианские ценности отличались от языческих.

Место и роль Руси в Европе. Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности .

Задание 1. Найдите в тексте учебника названия европейских государств в IX-XI вв. Запишите их.

Задание 2. Подчеркните верные утверждения.

Задание 3. На контурной карте (с. 31) цветными карандашами нанесите примерные торговые пути из Руси в страны Западной Европы, торговые пути из Руси в страны Востока.

Задание 4. Используя дополнительные материалы, заполните таблицу «Внешняя торговля Руси в IX-начале XII в.».

Используя текст учебника и самостоятельно найденные дополнительные материалы, дайте короткие письменные ответы на поставленные вопросы.

  1. Укажите, кто изображен на этих портретах.
  2. Сравните программы преобразования России, выдвинутые этими государственными деятелями. Что вы видите в них общего? В чем их принципиальное различие?

ОТВЕТ

  1. фото слева - Сергей Юльевич Витте. фото справа - Петр Александрович Столыпин
  2. Витте проводил крупные экономические реформы, которые укрепляли государственные финансы и ускоряли развитие России. Столыпин же старался помочь обществу, создавал новые законопроекты, направлял свои силы на облегчение жизни народа.
    Программа С.Ю.Витте предусматривала укрепление промышленности Российской империи для этого, была проведена денежная реформа.
    Программа П.А.Столыпина основывалась на сельском хозяйстве. Он способствовал выходу крестьян из общины, это стало основой создания капиталистических (зажиточных) крестьян в деревне. Также реформа предусматривала возрастание роли капитала в развитии деревни,а именно кредитования крестьян Крестьянским банком.
    Обе программы были направленны на улучшение экономического состояния Российской империи. Принципиальное развличие состоит в том, что Витте видел будущее России в индустриализации,а Столыпин видел основу и будущее России в развитом зажиточном крестьянстве.

Какие принципы взаимоотношений с другими государствами отстаивал Александр I?

В этой цитате он объявляет себя противником агрессии, поборником справедливости в Европе и сторонником невмешательства во внутренние дела других государств.

Какие территории были присоединены к России в годы правления Александра I?

Финляндия, Молдавия, Валахия и часть Галиции.

Сравните выводы и сформулируйте проблему (авторский вариант – с. 367).

Вопрос: Александр I – завоеватель или миротворец?

Ответ: Александр I в гораздо большей степени является миротворцем. Русские полки во время Наполеоновских войн воевали почти по всей Европе, взяли Париж, но территории, присоединённые к России были небольшими. Окончательно показывает суть политики Александра создание Священного союза. Он не приносил России выгоды. Более того, из-за него были упущена блестящая возможность в Греции, по условиям союза Россия безвозмездно посылала свои войска в другие государства, несла военные расходы, ничего не получая взамен. Однако союз был призван сохранять мир в Европе, потому император на него пошёл, даже был его инициатором.

Россия в основном стремилась к удержанию своих земель. Однако в некоторых случаях оставались застарелые конфликты (например, с Турцией и Швецией). На этих направлениях Россия стремилась к расширению своих владений, потому её политику можно назвать умеренно захватнической, но в то время ни одна из сильных держав не придерживалась иной. В то время страна либо готова была захватить чужие земли, либо неизбежно теряла свои.

По карте на форзаце 1 определите страны, с которыми Россия должна была взаимодействовать на разных направлениях своей внешней политики: на европейском, в «восточном вопросе», на кавказском направлении, на центральноазиатском, на дальневосточно-тихоокеанском.

На европейском направлении Россия граничила со Швецией, Пруссией и Австрией, но взаимодействовала так или иначе со всеми государствами региона, даже с Рагузской республикой (столицу которой Дубровник на территории современной Хорватии русские войска совместно с черногорскими даже осаждали в 1806 году).

На кавказском направлении приходилось взаимодействовать с Турцией и Персией.

«Восточный вопрос» – это решение судьбы Турции.

В Центральной Азии Россия взаимодействовала с Персией, а также с Бухарским эмиратом и многочисленными мелкими государствами.

На Дальнем Востоке главном партнёром являлся Китай, учитывая политику самоизоляции Японии.

На Американском континенте Россия взаимодействовала с Великобританией и Испанией, с чьими владениями соответственно на территории современных Канады и Калифорнии граничили её владения (Аляска и форт Росс). С 1821 года место Испании заняла Мексика, частью которой стала Калифорния. Также на Гавайях, где непродолжительное время существовала Елизаветинская крепость, русские взаимодействовали с местными королями и с американцами.

По схеме на с. 34 определите, из каких частей состояли вооружённые силы России. Как формировался солдатский и офицерский состав армии?

Вооружённые силы состояли из регулярных и нерегулярных войск с преобладанием первых. Офицерами в регулярных частях были дворяне, как закончившие военные училища, так и просто записавшиеся в полк, а солдатами – набранные по рекрутской повинности представители податных сословий (в основном крестьяне). Нерегулярные части составляли казаки и служивые инородцы.

Война против Персии 1804-1813 годов началась как защита добровольно присоединившихся к России территорий, но закончилась вхождением в империю новых ханств на территории современного Северного Азербайджана. Потому с сегодняшней точки зрения её можно назвать захватнической, но с точки зрения того времени она привела всего лишь к присоединению спорных территорий.

В то же время в Европе русские войска воевали не за расширение территории своего государства, а в интересах других монархов (ради возвращения территории одним и самих корон другим). Эту войну захватнической назвать никак нельзя.

Составьте служебную записку о значении Тильзитского мира с точки зрения французского и русского дипломатов. Есть ли существенные расхождения в их оценке событий, происходивших на берегах Немана в 1807 г.?

Записка французского дипломата

Переговоры прошли удачно. Россия больше не угрожает нам. Более того, она присоединилась к континентальной блокаде, что позволит, наконец, поставить Великобританию на колени. Оби императора выказали друг другу сердечную приязнь. Возможно, союз будет даже углублён. Это будет в наивысшей степени выгодно для нас, так же, как для России, хотя Александр до сих пор этого не понимал. Русская территория – плацдарм для удара по Индии, что очень сильно ослабит Великобританию, а выгоды от победы обе империи вполне могли бы разделить.

Записка русского дипломата

Договор подписан. Россия в настоящий момент потеряла не много, но Франция слишком много получила. Мы признали всё её завоевания, создание Герцогства Варшавского, урезание территории Пруссии, признали безродных родственников Бонапарта и даже его маршалов монархами. Россия согласилась вывести свои войска из Молдавии и Валахии, отказалась от претензий на Ионические острова. Но важно не это. Теперь, когда мы вынуждены выйти из борьбы, корсиканца не кому остановить: англичане воевать на суше не умеют. Кроме того, некоторые говорят, что присоединение к континентальной блокаде приведёт к большим для нас убыткам.

Сравнение

Французы радовались заключению этого мира и надеялись на расширение союза, рассчитывали использовать Россию в борьбе с Великобританией, в то время как русские считали этот договор вынужденной мерой, к которой они были принуждены силой. Россия изначально надеялась соблюдать соглашения не полностью и расторгнуть их при любом удобном случае.

Можно ли признать действия России после заключения Тильзитского мира захватническими? Объясните свое мнение.

Россия захватила территории, ранее ей не принадлежавшие, например, Финляндию. Потому с современной точки зрения её можно назвать захватчицей. Но с точки зрения людей того времени это была борьба за спорные земли. И действительно спор между русскими и шведами за контроль над финнами длился ещё со времён Новгородской республики.

Представьте, что вы один из генералов, искренне преданных Наполеону. Как бы вы оценили поступок Бонапарта по отношению к герцогу Энгиенскому? Если бы вы были приближённым императора Александра I, то каково было бы ваше мнение по данному вопросу?

Мнение наполеоновского генерала

Это дело нельзя назвать ни достойным, ни славным, но оно было необходимо. Говорят, что герцог замышлял покушение на нашего императора. Кроме того, мы остаёмся наследниками великой революции, мы должны бороться с аристократами. Ходят слухи, что герцога захватили в результате обмана. Но это лежит на совести исполнителей, не на чести Франции.

Мнение приближённого Александра

Это гнусное преступление. Убийство представителя королевской династии – всегда отвратительно, а ведь предки Луи Антуана Анри де Бурбон-Конде, герцога Энгиенского восходят к Людовику Святому и Гюго Капету. Но в данном случае оно ещё и бессмысленно жестоко. Герцог не занимался политикой, его расстрелом Бонапарт ничего не выиграл. Нужно заставить его об этом пожалеть.

Обсудите, можно ли было, на ваш взгляд, разрешить противоречия, возникшие между Россией и Францией после Тильзитских договорённостей, путём мирных переговоров? Обоснуйте свое мнение.

Основные противоречия были связаны с континентальной блокадой. Россия несла из-за неё огромные убытки, но для Наполеона она был краеугольным камнем его политики. Эти противоречия можно было решить только одним мирным путём – две страны могли вступить в настоящий союз и вместе атаковать британские колонии в Индии. Это позволило бы России компенсировать потери, а Франции – существенно ослабить главного противника. Однако на войну, совместную с узурпатором престола против законного короля Александр I никогда не пошёл бы. Потому противоречия между странами были неразрешимыми.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ

Задание 1. Составьте план ответа на вопрос. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?

Формированию древнерусской народности способствовало:

  • подчинение власти киевского князя;
  • участие племен в общегосударственных делах;
  • совместные военные походы;
  • сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;
  • принятие христианства, вера в единого Бога;
  • отождествление себя с русским народом.

Задание 2. Используя текст учебника, заполните таблицу.

Основные слои населения Древней Руси Их характеристика
Князья Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов.
Дружина Бояре – старшая дружина. Младшая дружина – администрация. Княжеские дружинники осуществляли административную и военную функцию. За верную службу могли получить земли в управление. Они собирали в них дань от имени князя.
Родоплеменная знать Разбогатевшие общинники. Часть из них, давая в долг в голодные годы, могла обращать в зависимость своих сограждан.
Духовенство Служители культа в религиях, исповедующих веру в единого Бога.
Свободные общинники, купцы, ремесленники Основная часть населения Руси состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.
Зависимое население Смерды, закупы, рядовичи и холопы. Закупы - это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи - это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда. Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи. Смерды - это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

Напишите, из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века.

В каждой европейской стране жители делились на три сословия: духовенство, рыцарство (феодальная аристократия и рыцари-дворяне), третье сословие (горожане и крестьяне).

Задание 3. Соотнесите древнерусский термин и его объяснение.

Ответы:

1

2 3 4

Г

В Б

А

Задание 4. Используя дополнительные источники, самостоятельно составьте схему «Церковная организация на Руси».

Задание 5. Проведите собственное историческое исследование по теме «Монастыри в Древней Руси». Составьте план, по которому можно создать реферат на эту тему.

  1. Монастыри играли важную роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси.
  2. Монастыри Древней Руси с самого начала их основания представляли собой нечто большее, чем просто религиозные институты.
  3. Монастыри были очагами просвещения и письменности, храмами искусства и памятниками архитектуры.
  4. Миссионерская роль монахов монастырей. Обучали и просвещали население.
  5. Военно-стратегическое значение монастырей.

Задание 6. Разгадайте кроссворд

По горизонтали:

2. Первый глава церкви из русских. (Иларион )
4. Глава христианской церкви в Древней Руси. (Митрополит )
5. Руководитель церковной власти в крупных городах. (Епископ )

По вертикали:

1. Настоятель монастыря на Руси (найдите в справочнике или в Интернете). (Игумен )
3. Монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря. (Антоний )

Задание 7. Сравните организацию православной и католической церквей. Запишите выводы.

Между православием и католицизмом существует много больших и малых различий как в форме так и в содержании. Главное из основных различий, которое привело в свое время к разделению христианской церкви на восточную (православную) и западную (католическую) является отличие в организации. Во главе Католической Церкви стоит Папа - наместник Сына Божьего на земле, который, по мнению католиков, непогрешим в своих церковных решениях. Православие отрицает догмат католиков о главенстве папы Римского и его непогрешимости.

Православная церковь не имеет общего центра и включает в себя несколько независимых церквей. Помимо Русской Православной церкви есть грузинская, сербская, греческая, румынская и т.д. Управляются эти церкви патриархами, архиепископами и митрополитами. Главой Церкви православные считают Иисуса Христа. В отличие от Православной Церкви, католичество – это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, следуют единому вероучению и признают Папу Римского своим главой.

Задание 8. Напишите короткое эссе на тему «Духовные ценности наших предков», отметьте в нём, чем христианские ценности отличались от языческих.

С принятием и укреплением позиций христианства на Руси существенно изменились духовные ценности наших предков. Любовь к Богу и ближнему, благочестие и жертвенность, как основные ценности христианства, приобрели главенствующую роль в жизни русичей.

Если при языческой религии мы видели процветание культа силы – кто сильнее, тот и прав, то христианство принесло любовь к ближнему. На бытовом уровне это проявилось в том, что люди стали искать компромиссы, стараясь сохранить отношения.

Нельзя сказать, что у славян во времена язычества не было традиций уважения родителей и старших, но христианство дало новое понимание семьи и рода, опираясь на незыблемость отношений. В жизни это проявилось в укреплении семейных традиций. Кроме того, значимым стало понятие личного благочестия, хотя в язычестве отдельный человек вне коллектива не имел какого-либо значения, а благочестие определялось традициями общины.

Также я не могу сказать, что наши предки с принятием христианства стали более жертвенны ради общей цели, поступаясь собственными принципами для общего блага. Однако эта ценность изменила свое значение. Верность роду стала подменяться верностью и жертвенностью во имя Бога – более общего понятия, обеспечившего единство людей не только в пределах своего рода, но в пределах целого государства.