16 я воздушная армия биография ветеранов. В послевоенный период

OCR и правка: Андриянов П.М. ([email protected])

Пруссаков Г. К., Васильев А. А., Иванов И. И., Лучкин Ф. С., Комаров Г.О. Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945). — М.: Воениздат, 1973.

Памятный знак ветерана 16 воздушной армии

Фронтовой путь частей и соединений 16-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны Советского Союза против фашистской Германии и ее сателлитов овеян немеркнущей боевой славой.

Сформированная по приказу Народного комиссара обороны СССР в августе 1942 года на берегах великой русской реки Волги, 16-я воздушная армия приняла участие в грандиозной Сталинградской битве сначала в составе войск Сталинградского, а с сентября 1942 года — Донского фронтов.

В первые дни существования в составе армии было всего 4 авиационных дивизии и 2 отдельных авиаполка, которые имели 152 боеготовых самолета.

Несмотря на сложность обстановки в воздухе, летный состав воздушной армии в борьбе с фашистскими захватчиками показал образцы храбрости, героизма и глубокого сознания воинского долга. Авиационные соединения 16-й воздушной оказали ощутимую поддержку с воздуха войскам фронта в период беспримерной обороны города-героя, а затем в контрнаступлении и разгроме окруженной 330-тысячной немецко-фашистской армии в районе Сталинграда.

Летом 1943 года в жесточайшей Курской битве соединения 16-й воздушной армии, активно поддерживая и прикрывая с воздуха войска Центрального фронта, помогли сорвать планы противника, жаждавшего взять реванш за поражение под Сталинградом. 16-я воздушная армия и взаимодействовавшие с нею воздушные армии соседних фронтов выиграли борьбу за господство в воздухе.

После разгрома немецко-фашистских войск на Курской дуге 16-я воздушная армия поддерживала с воздуха войска Центрального фронта (позднее — Белорусского и 1-го Белорусского фронтов) в летне-осенней и зимней кампаниях 1943—1944 гг. на конотопско-киевском, черниговско-мозыръском и гомельско-бобруйском направлениях.

Летом 1944 года воздушная армия, выросшая за два года более чем в 10 раз, в тесном взаимодействии с сухопутными войсками вела активные боевые действия по разгрому гитлеровцев в наступательных операциях на территории Белоруссии и восточных районов Польши, прочно удерживая за собой господство в воздухе.

В январе — феврале 1945 года воздушная армия участвовала в наступлении войск 1-го Белорусского фронта, оказав огромную поддержку им в окружении и уничтожении вражеских войск в боях на пути от Вислы до Одера на варшавско-кюстринском направлении. Затем воздушная армия содействовала войскам фронта, громившим восточно-померанскую группировку противника.

И наконец, получив усиление из резерва Главного Командования (РГК), 16-я воздушная армия силами около 30 авиадивизий (свыше 3000 боевых самолетов) в составе войск 1-го Белорусского фронта во взаимодействии с воздушными армиями соседних фронтов участвовала в завершающей битве — Берлинской операции, закончившейся окончательным разгромом гитлеровской Германии.

Таким образом, авиаторы 16-й воздушной армии участвовали в битвах и сражениях с врагом на главных стратегических направлениях советско-германского фронта, совершив на своем боевом пути более 288 тысяч боевых вылетов.

Авиаторы 16-й воздушной, накапливая и творчески используя фронтовой опыт, повседневно совершенствовали формы и методы боевого применения различных родов авиации и отрабатывали до совершенства взаимодействие с сухопутными войсками.

Они внесли весомый вклад в развитие теории оперативного искусства и тактики советских Военно-Воздушных Сил.

Командиры, политработники и партийные организации частей воздушной армии были активными проводниками политики Коммунистической партии. Они организовывали и вдохновляли воинов-авиаторов на священную борьбу с фашизмом, воспитывали у личного состава смелость и мужество, отвагу и готовность к самопожертвованию, беспредельную преданность советской Родине и ненависть к ее врагам, постоянно заботились об укреплении дисциплины и организованности.

Личный состав воздушной армии обладал крепким моральным духом, отличался боевым энтузиазмом и неудержимым наступательным порывом. Летчики и штурманы, воздушные стрелки и радисты, инженеры и техники, механики и другие специалисты, воины авиационного тыла с честью выполнили свой долг перед Родиной.

Своими героическими подвигами бойцы воздушной армии — истребители и штурмовики, бомбардировщики и разведчики — вписали немеркнущие страницы в боевую летопись Советских Вооруженных Сил. Более 30 летных экипажей повторили бессмертные подвиги русского летчика П. Н. Нестерова и летчика коммуниста Н. Ф. Гастелло, таранив противника в воздухе и на земле.

В авангарде воздушных бойцов армии всегда были коммунисты и комсомольцы. Их количество непрерывно росло. За период с августа 1942 года по май 1945 года 20275 лучших воинов-авиаторов вступили в ряды Коммунистической партии и 4735 стали комсомольцами.

Героизм и воинское мастерство личного состава 16-й воздушной по достоинству оценены партией и правительством. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм 200 летчиков и штурманов были удостоены звания Героя Советского Союза, трое награждены второй и один — третьей Золотой Звездой Героя. В числе кавалеров Золотой Звезды русские и белорусы, украинцы и грузины, армяне, осетины и воины других национальностей. Более 27 000 авиаторов за боевые отличия награждены орденами и медалями СССР.

Столица нашей Родины Москва 53 раза салютовала артиллерийскими залпами доблестным войскам Центрального, Белорусского и 1-го Белорусского фронтов, при этом в поздравительных приказах Верховного Главнокомандующего отличившиеся соединения и части 16-й воздушной армии упоминались 47 раз.

Многие авиасоединения и части воздушной армии в ожесточенных сражениях против фашистских захватчиков по праву заслужили звание гвардейских (каждый третий авиаполк стал гвардейским). 3 авиасоединения и части награждены орденом Ленина, 93 — орденом Красного Знамени, 61 — орденом Суворова, 22 — орденом Кутузова, 11 — орденом Александра Невского, 4 — орденом Богдана Хмельницкого и 14 — орденом Красной Звезды. Впоследствии 16-я воздушная армия стала Краснознаменной.

Почти всем соединениям и частям были присвоены почетные наименования — Волжские и Сталинградские, Бахмачские и Нежинские, Черниговские и Гомельские, Мозырьские и Речицкие, Бобруйские и Брестские, Пражские и Варшавские, Лодзинские и Бранденбургские, Померанские, Берлинские и другие (всего 64 почетных наименования).

Из фронтовых авиационных командиров 16-й воздушной армии выдвинулось много видных военачальников Военно-Воздушных Сил (ВВС).

В боях с немецко-фашистскими захватчиками немало славных воздушных соколов сложило свои головы. Оставшиеся в живых боевые товарищи свято чтут светлую память героев, павших смертью храбрых за счастье грядущих поколений.

Отгремела война... Тысячи авиаторов по возрасту ушли в запас и отставку, трудятся в народном хозяйстве, принимают активное участие в общественной работе и военно-патриотическом воспитании молодежи.

Бывшие воины армии спустя много лет после окончания войны не теряют фронтовой дружбы. Памятной для многих убеленных сединой воинов были встречи в Москве и Монино в августе 1967 и 1972 года, приуроченные к 25- и 30-летию со дня формирования армии.

Славные боевые традиции авиаторов 16-й воздушной бережно хранят и приумножают воины советских Военно-Воздушных Сил. Наследники боевой славы своих дедов и отцов овладевают современной техникой, повышают боевую готовность и в тесном содружестве с авиаторами братских социалистических стран зорко охраняют воздушные рубежи стран социалистического лагеря, мирный труд нашего народа, строящего коммунизм. Они всегда готовы дать отпор любому агрессору.

В этой книге на основе архивных документов, воспоминаний военачальников и непосредственных участников событий, а также личных воспоминании авторов кратко рассказывается о боевых действиях авиации и подвигах воинов 16-й воздушной армии в сражениях с врагом на трудном пути от Волги да Эльбы в 1942—1945 годах.

16-я ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ сформирована 10 августа 1942 г. на основании приказа НКО СССР от 8 августа 1942 г. в составе 220-й и 283-й истребительных, 228-й и 291-й штурмовых авиадивизий и 2 отдельных авиаполков.
Боевой путь начала в сентябре 1942 г. на сталинградском направлении. Дей-ствуя с 7 сентября в составе Сталинград-ского фронта, поддерживала его войска при обороне города.
В ноябре 1942 г. — январе 1943 г. уча-ствовала в контрнаступлении советских войск под Сталинградом (19 ноября 1942 г. — 2 февраля 1943 г.), воздушной блокаде окруженной группировки про-тивника и ее разгроме.
В феврале 1943г. армия перебази-рована в район Курска, где с 15 февра-ля вошла в состав Центрального фрон-та 2-го формирования (с 20 октября — Белорусского), в июле — августе под-держивала и прикрывала с воздуха вой-ска фронта в Курской битве (5 июля -23 августа), при освобождении Левобе-режной Украины и форсировании Днепра.
В ходе стратегического наступления осенью 1943г. и зимой 1943 - 1944 гг. поддерживала советские войска на конотопско-киевском, черниговско-мозырском и гомельско-бобруйском направле-ниях, внесла большой вклад в освобож-дение Левобережной Украины и восточ-ных районов Белоруссии.
С 1944 г. и до конца войны армия по-следовательно входила в состав 1-го Белорусского фронта (с 24 февраля), Бело-русского фронта 2-го формирования (с 6 апреля), 1-го Белорусского фронта 2-го формирования (с 16 апреля).
В июне — июле 1944 г. участвовала в Белорусской стратегической операции (23 июня — 29 августа), в окружении и разгроме крупной группировки против-ника в районе Бобруйска.
Не менее значительную роль сыгра-ла армия в окружении, разгроме мин-ской группировки противника и после-дующем преследовании его отходивших войск.
Во второй половине 1944 г. части и соединения армии участвовали в освобождении восточных районов Польши; в январе — феврале 1945 г. в ходе Варшавско-Познанской операции (14 янва-ря — 3 февраля) поддерживали боевые действия войск фронта по овладении Варшавой, в борьбе за плацдармы на Одере.
В феврале — апреле 1945 г. армия приняла участие в Восточно-Померан-ской (10 февраля — 4 апреля) стратеги-ческой операции, а в апреле — мае — Берлинской (16 апреля —8 мая).
За годы Великой Отечественной войны армия совершила около 280 тыс. самолето-вылетов, участвовала в 3 воздушных операциях.
За высокое воинское мастерство, от-вагу и героизм свыше 27 500 авиаторов награждены орденами и медалями, бо-лее 200 из них стали Героями Советско-го Союза, летчики А. Е. Боровых, В. М. Голубев и Е. Я. Савицкий удостое-ны этого звания дважды, а И. Н. Коже-дуб — трижды.
Командующие армией: генерал-май-ор авиации Степанов П. С. (август — ок-тябрь 1942 г.); генерал-майор авиации, с января 1943 г. — генерал-лейтенант авиации, с мая 1944 г. — генерал-полков-ник авиации Руденко С. И. (октябрь 1942 г. — до конца войны).
Начальники штаба армии: полков-ник, с августа 1943 г. — генерал-майор авиации Белов Н. Г. (август — октябрь 1942 г.); генерал-майор авиации Ко-сых М. М. (октябрь 1942 г. — апрель 1943 г.); генерал-майор, с августа 1944 г. — генерал-лейтенант авиации Брайко П. И. (апрель 1943 г. — до конца войны).

16-я воздушная армия

    Начало формированию 16-й воздушной армии было положено Приказом НКО 8 августа 1942 г. Временно командующим был назначен генерал-майор авиации П. С. Степанов (член Военного совета ВВС Красной Армии), военным комиссаром - полковой комиссар А. С. Виноградов, заместителем командующего - генерал-майор авиации С. И. Руденко.
    Однако в связи с ухудшением обстановки под Сталинградом формирование новой воздушной армии замедлилось. К тому же, несмотря на разделение 5 августа Сталинградского фронта на два (Сталинградский и Юго-Восточный), оба фронта продолжали подчиняться командующему войсками Юго-Восточного фронта, а авиация - командующему 8-й воздушной армией. Все внимание их в это время было направлено на отражение штурма Сталинграда.
    Только 1 сентября генералы П. С. Степанов и С. И. Руденко были вызваны в Камышин, где представители Ставки Верховного Главнокомандования генералы Г. К. Жуков и А. А. Новиков объявили им окончательное решение об ускорении формирования 16-й воздушной армии. Поскольку армия одновременно должна была вести и боевые действия, генералу П. С. Степанову было приказано заняться вопросами формирования, а генералу С. И. Руденко - руководить боевыми действиями авиасоединений и частей вновь создаваемой армии.
    Возвратившись на командный пункт армии в совхоз Сталинградский, генерал С. И. Руденко отдал приказ о начале боевых действий 16-й воздушной армии в составе войск Сталинградского фронта, которыми командовал генерал-лейтенант В. Н. Гордов.
    Формировалась 16-я воздушная армия из соединений и частей 8-й воздушной армии и резерва Ставки ВГК. Первоначально в неё вошли 220-я и 283-я истребительные, 228-я и 291-я штурмовые авиадивизии и 2 отдельных авиаполка.
    В 283-ю истребительную авиадивизию входили 431, 520, 563-й и позднее 812-й истребительные авиаполки на самолетах Як-1 (командир полковник В. А. Катаев, военком старший батальонный комиссар Н. Л. Ходырев, начальник штаба подполковник А. А. Савинов). 291-я смешанная авиадивизия (сад) под командованием Героя Советского Союза подполковника А. Н. Витрука (военком старший батальонный комиссар П. И. Петров, начальник штаба подполковник Ф. М. Седов) состояла из 243-го и 245-го штурмовых авиаполков на самолетах Ил-2 и 30-го бомбардировочного авиаполка на Пе-2; позднее этот полк был заменен 313-м шап. Прибыл еще 954-й шап, и дивизия стала именоваться штурмовой.
    Управление 16-й воздушной армии было сформировано к 15 августа в основном из руководящего состава 1-й истребительной авиационной армии Ставки ВГК и вначале размещалось в Сталинграде. Штаб, основные отделы и службы возглавляли полковники Н. Г. Белов (начальник штаба), А. С. Кириллов (начальник тыла), старший батальонный комиссар В. И. Вихров (начальник политотдела), инженер 1 ранга В. И. Ребров (главный инженер), подполковник А. П. Наумов (начальник оперативного отдела), майоры А. С. Черный (начальник разведывательного отдела), Е. И. Матов (начальник отдела связи) и Ф. С. Мухин (главный штурман). Однако к началу боевых действий штаб и службы армии были еще не укомплектованы и недостаточно сколочены.
    К началу сентября в воздушной армии также имелись 598-й и 970-й легкобомбардировочные авиаполки (лбап) на самолетах По-2. В последующем они стали ночными. Всего к 4 сентября в составе 16-й воздушной армии было 152 исправных самолета, в том числе 42 истребителя, 79 штурмовиков и 31 легкий бомбардировщик.
    Армия базировалась на полевых аэродромах севернее Сталинграда в сложных условиях, так как прифронтовая полоса до предела была насыщена войсками и различными тыловыми органами.
    28 сентября 1942 г. командующим 16-й воздушной армией был назначен генерал С. И. Руденко.
    В составе Сталинградского, Донского, Центрального, Белорусского и с 17 февраля 1944 года 1-го Белорусского фронтов участвовала в Сталинградской и Курской битвах, освобождении Левобережной Украины, Белоруссии и Польши, в Берлинской наступательной операции. За годы войны армия совершила около 280 тыс. самолёто - вылетов. За боевые отличия 30 её соединений и частей преобразованы в гвардейские, 208 награждены орденами, 64 присвоено почётное наименование; свыше 27,5 тысяч воинов армии награждены орденами и медалями, более 200 лётчиков и штурманов удостоены звания Героя Советского Союза, а А. Е. Боровых, В. М. Голубев и Е. Я. Савицкий удостоены этого звания дважды, И. Н. Кожедуб - трижды.
  Командующие:
Степанов П. С. (08.08.1942 - 28.09.1942), генерал-лейтенант авиации
Руденко С. И. (28.09.1942 - до конца войны), генерал-майор авиации, с конца января (проверить?) 1943 генерал - лейтенант авиации, с мая 1944 генерал - полковник авиации
  Зам. командующего по политчасти (до 9.10.1942 военный комиссар):
Виноградов А. С. (17.09.1942 - до конца войны), полковой комиссар, с 05.12.1942 полковник, с 01.05.1943 генерал-майор авиации
  Начальники штаба:
Белов Н. Г. (05.08.1942 - 30.10.1942), полковник, с 07.08.1943 генерал-майор авиации
Косых М. М. (30.10.1942 - 15.04.1943), генерал-майор авиации
Брайко П. И. (15.04.1943 - до конца войны), генерал-майор авиации, с августа 1944 генерал-лейтенант авиации
  Литература:
Михайлик Я. Д.,"Соколиная семья", Москва, 1971
Руденко С. И.,"Крылья Победы", Москва,1976
"16-я воздушная", Москва,1973
Пруссаков Г.К. и др. "Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945)", Москва, Воениздат, 1973.

  Состав на 05.07.1943:
3 бак (ген.-майор авиации Киривацкий А. З.)
6 сак (ген.-майор авиации Антошкин И. Д.)
6 иак (ген.-майор авиации Ерлыкин Е. Е.)
2 гв. шад (полковник Комаров Г. И.)
299 шад (полковник Крупский И. В.)
1 гв. иад (подполковник Крупенин И. В.)
283 иад (полковник Денисов С.П.)
286 иад (полковник Иванов И. И.)
271 нбад (подполковник Рассказов К. И.)

  Состав на 25.12.1944:
6 шак - 240 самолетов Ил-2,
9 мак - 240 самолетов Ил-2,
2 гв. шад - 120 самолетов Ил-2,
11 гв. шад - 120 самолетов Ил-2,
3 иак - 240 самолетов Як-1, Як-3, Як-9,
13 иак - 240 самолетов Як-1, Як-3, Як-9,
6 иак - 240 самолетов Як-3, Аэрокобра,
1 гв. иад - 120 самолетов Аэрокобра,
286 иад - 120 самолетов Ла-5, Ла-7,
282 иад - 120 самолетов Як-1, Як-9,
176 гв. отд. иап - 40 самолетов Ла-7,
3 бак - 192 самолета Пе-2,
183 бад - 96 самолетов Пе-2,
221 бад - 96 самолетов Бостон,
9 гв. нбад - 120 самолетов По-2,
242 нбад - 120 самолетов По-2
Всего самолетов - 2384
Из них: штурмовиков - 720, истребителей - 1120, бомбардировщиков - 324, ночных бомбардировщиков - 240.

Торжественные мероприятия на 237-м Выставочном показательном Центре авиационной техники имени трижды Героя Советского Союза, маршала авиации Кожедуба Ивана Никитовича

23 февраля 2018 года по приглашению Председателя Наблюдательного совета «ВПЦ «Крылья Кубинки» им. Героев 16 Краснознаменной воздушной армии генерал-майора Н.А.Кушнарева, Председатель Комитета по связям с общественностью Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» Каширин А.П. принял участие в торжествах, юнармейских мероприятиях, посвященных 100-летней годовщине создания РККА и 75-летию формирования 16 Краснознаменной воздушной армии, которые состоялись в Одинцовском муниципальном районе, п. Новый городок, на Выставочно-показательном Центре имени маршала авиации, трижды Героя Советского Союза Кожедуба И.Н. военного аэродрома Кубинка.

Справка. Создание. Начало формированию 16-й Воздушной Армии было положено приказом Народного комиссара обороны СССР от 8 августа 1942 года и возложено на представителя ВВС Красной Армии генерал-майора авиации П. С. Степанова и заместителя командующего 8-й ВА генерал-майора авиации СИ. Руденко . Управление 16-й Воздушной Армии было сформировано к 15 августа и в начале размещалось в г. Сталинграде . Процесс формирования 16-й ВА продолжался до 4 сентября 1942 г.

К этому сроку в воздушную армию были переданы из 8-й воздушной армии две авиационные дивизии - 220-я и 228-я. В 220-ю ИАД входили 43-й, 211-й, 237-й, 512-й, 581-й и 657-й ИАП, вооруженные истребителями Як-1 , позже вошел ещё 291-й ИАП на ЛаГГ-3 . В состав 228-й ШАД входили 688-й, 694-й, 783-й и позднее 285-й ШАП, на самолетах Ил-2 . Одновременно из резерва Ставки в 16-ю ВА прибыли ещё две авиадивизии: 283-я ИАД в составе 431-го, 520-го, 563-го и позднее 812-го ИАП на самолетах Як-1 и 291-я САД. Последняя состояла из 243-го и 245-го ШАП на самолетах Ил-2 и 30-го БАП на бомбардировщиках Пе-2 ; позднее этот полк был заменен 313-м ШАП. После вхождения в состав дивизии 954-го ШАП, она стала именоваться штурмовой. К началу сентября в ВА также имелись 598-й и 970-й легкобомбардировочные авиаполки (ЛБАП) на самолетах По-2 . В последующем они стали ночными. Всего к 4 сентября в составе 16-й ВА было 152 исправных самолета: 42 истребителя , 79 штурмовиков и 31 легкий бомбардировщик .

28 сентября 1942 года Командующим Армией был назначен генерал-майор авиации (впоследствии маршал авиации) Руденко Сергей Игнатьевич .

Участие в Великой Отечественной войне. С момента создания и до последнего дня войны 16-я Воздушная армия постоянно действовала в составе одного фронта, который в разные периоды имел наименования: Сталинградский , Донской , Центральный , Белорусский и 1 Белорусский .

Принимала активное участие в таких крупных фронтовых операциях, как Сталинградская , Орловско-Курская , Севская , Гомельско-Речицкая , Мозырь-Калинковичская, Рогачевская, Бобруйская , Норвская, Пражская , Варшавско-Познаньская , Померанская, Берлинская .

Каждый третий авиационный полк 16-й ВА стал гвардейским . Свыше 27,5 тысяч человек из состава 16 Воздушной Армии награждены боевыми орденами и медалями. За мужество и отвагу 204 летчике и штурмана удостоены звания Героя Советского Союза , трое из них Савицкий Евгений Яковлевич , Боровых Андрей Егорович и Голубев Виктор Максимович - дважды, а Иван Никитович Кожедуб - трижды. Вклад авиаторов 16-й ВА в Победу огромен.

Участвуя в сражениях с врагом на главных стратегических направлениях, они уничтожили 5700 самолетов, из них 859 но земле, 3536 танков, свыше 173 тысяч солдат и офицеров врага.

Послевоенный период. После окончания Великой Отечественной войны 16-я воздушная армия дислоцировалась в Восточной Германии (ГСОВГ, ГСВГ, ЗГВ) .

В 1968 году управление 16-й Воздушной Армии было награждено орденом Красного Знамени .

Очередной этап испытаний на долю 16-й воздушной армии выпал на период вывода войск с территории Германии. Мировая история авиации не имеет аналогов подобного по срокам и масштабом перебазирования столь мощной авиационной группировки. В 1993 году в кратчайшие сроки, организованно и без потерь 16-я Воздушная Краснознаменная Армия вернулась на Российскую землю. С 1 ноября 1993 года управление объединения дислоцируется в гарнизоне Кубинка. Личный состав 16-й Воздушной, защищая интересы Российского государства, принимал активное участие в боевых действиях в ряде «горячих точек». 385 военнослужащих армии за проявленное мужество и героизм, удостоены государственных наград.

Филигранным мастерством летчиков пилотажных групп « Русские витязи » и « Стрижи » из 237-го центра показа авиационной техники им. И. Н. Кожедуба восторгались во всем мире.

Реформирование. В 1998 году, при создании единого вида Вооруженных Сил из ВВС и ПВО, управление 16-й ВА было расформировано. В соответствии с планом реформирования Вооруженных Сил РФ был сформирован 16-й смешанный авиационный корпус, в состав которого вошли соединение и части, ранее входившие в состав 16-й Воздушной Армии.

В феврале 2002 года 16-й смешанный авиационный корпус после переформирования снова стал 16-й Краснознаменной воздушной армией. 1 февраля 2002 года Главнокомандующий Военно-воздушными силами России генерал-полковник авиации B.C. Михайлов вручил овеянное славой боевое знамя 16-й воздушной армии командующему ВА генерал-лейтенанту В. А. Ретунскому.

Командующие армией во время войны:

    с 8 августа 1942 года по 28 сентября 1942 года - П. С. Степанов, генерал-лейтенант авиации () (врем. исп. обязанности);

    с 28 сентября 1942 года - до конца войны - С. И. Руденко , генерал-полковник авиации.

Состав армии на 1991 год

    6-я гвардейская истребительная авиационная Донецкая Сегедская Краснознаменная ордена Суворова дивизия (Мерзебург ) вч пп 57643, позывной - Чаевод . Выведена на Украину . Гроссенхайн ) вч пп 57655, позывной - Чекан .

    Соединения и части Армейского подчинения.

Мероприятия начались с торжественного построения ветеранов, военнослужащих центра, юнармейцев и митинга, который открыл под гимн РФ заместитель командира Центра. На митинге выступил настоятель храма, генерал-майор Кушнарев Н.А., начальник штаба местного отделения юнармейцев Топало И.В. и другие гости. Каширин А.П. тепло поздравил ветеранов с юбилеем прославленного объединения, с Днем Защитника Отечества, передал поздравления от однополчанина генерал-майора Михайленко Ю.В. из города Севастополя и наградил заслуженных летчиков памятной медалью «Маршал Кожедуб И.Н.». По окончании митинга состоялся парад, в котором приняли участие ветераны военной службы, юнармейцы, юные разведчики, воспитанники школы сержантов и военнослужащие гарнизона. После проведения присяги юнармейцев, участники мероприятия осмотрели коллекцию вооружения и техники, формы одежды из частного музея представителя поискового отряда «Связь поколений» Шурховецкого Георгия Валентиновича, учебные места с вооружением времен Великой Отечественной войны юнармейцев.

Справка.

Шурховетский Георгий Валентинович. Профессия – мебельный дизайнер. Увлекался историей, оружием. В составе поискового отряда несколько лет работал по подъему и перезахоронению павших бойцов Красной армии в Карелии и Подмосковье. После многочисленных экспедиций увлекся коллекционированием стрелкового вооружения времен Великой Отечественной войны. Последние коллекции – каски, форма одежды, снаряжение. Собрал уникальную коллекцию штык-ножей и кортиков. оборудовал частный музей. Проводит экскурсии на месте и вывозит коллекции на выставки. Отреставрированный джип, на котором во время войны передвигались Командующие фронтами, принимает участие в параде Победы в Акуловском гарнизоне.

Каширин А.П. во время осмотра выставки, посвященной вооружению инженерных войск и войск РХБЗ, рассказал юнармейцам об истории химических войск, участии войск в боевых действиях, применении огнеметных средств и героях-огнеметчиках 26 Краснознаменной отдельной роты фугасных огнеметов, которые совершили свой подвиг в д. Акулово.

Ветеранов и гостей поздравили дети местной школы исполнением песни «Офицеры», которые выступили с праздничной концертной программой. Перед военнослужащими срочной службы центра с напутственным словом выступили ветераны 16 Краснознаменной воздушной армии. Все гости, взрослые и дети, военнослужащие центра с удовольствием занимались с юнармейцами – инструкторами на интерактивных площадках.

На летном поле военного аэродрома ветераны и гости осмотрели линейку современных самолетов ВВС России.

После обеда из полевой кухни, которую организовали юнармейцы, ветераны на автобусе выдвинулись на территорию частного аэроклуба, где состоялась экскурсия по частному музею «Бункер». Экспонаты в музей были переданы поисковым отрядом «Бумеранг» из г.Наро-Фоминск. Экскурсию по выставочному павильону малой авиации и по тренажерному комплексу подготовки пилотов провел начальник аэроклуба. В заключении экскурсии состоялись соревнования по стрельбе из пистолета ПМ, где ветераны показали высокую кучность стрельбы и хорошие результаты. Первое место по стрельбе из пистолета Макарова занял Каширин А.П. с результатом 25 очков с трех выстрелов.

Насыщенная и интересная программа праздника закончилась вечером. Ветераны покидали аэродром в хорошем настроении, чему способствовала прекрасная морозная солнечная погода и общение с молодежью.

Сталинград

Приказом НКО 08.08.42 г. было положено начало формированию 16-й воздушной армии (военный комиссар - полковой комиссар А.С.Виноградов, заместитель командующего - генерал-майор авиации С.И.Руденко. Командный пункт армии находился в совхозе Сталинградский.

Управление 16-й воздушной армии было сформировано к 15.08.42 г. в основном из руководящего состава 1-й истребительной авиационной армии Ставки ВГК и вначале размещалось в Сталинграде. Штаб, основные отделы и службы возглавляли полковники Н.Г.Белов (начальник штаба), А.С.Кириллов (начальник тыла), старший батальонный комиссар В.И.Вихров (начальник политотдела), инженер 1 ранга В.И.Ребров (главный инженер), подполковник А.П.Наумов (начальник оперативного отдела), майоры А.С.Черный (начальник разведывательного отдела), Е.И.Матов (начальник отдела связи) и Ф.С.Мухин (главный штурман). Однако к началу боевых действий штаб и службы армии были еще не укомплектованы и недостаточно сколочены.

Формирование ВА затягивалось. 01.09.42 г. представители Ставки Верховного Главнокомандования генералы Г.К.Жуков и А.А.Новиков объявили окончательное решение об ускорении формирования 16-й ВА. Поскольку армия одновременно должна была вести и боевые действия, П.С.Степанову было приказано заняться вопросами формирования, а генералу С.И.Руденко - руководить боевыми действиями авиасоединений и частей вновь создаваемой армии.

02.09.42 г. 16-я ВА включена в состав Сталинградского фронта.

04.09.42 г. генерал С.И.Руденко отдал приказ о начале боевых действий 16-й ВА в составе войск Сталинградского фронта. Хотя и до этого дня подразделения ВА вели бои. Всего к 04.09.42 г. в составе ВА было 152 исправных самолета, в том числе 42 истребителя, 79 штурмовиков и 31 легкий бомбардировщик. Боевые действия воздушной армии начались силами наиболее боеспособных к тому времени 228-й шад и 220-й иад . Остальные авиасоединения и части вводились в бой позднее (291-я шад - 05.09.42 г., 283-я иад - 08.09.42 г. и полки ночников - 10-12.09.42 г.).

С 28.09.42 г. Сталинградский фронт стал именоваться Донским, а Юго-Восточный - Сталинградским.

В конце октября 1942 г. начальником штаба армии был назначен генерал-майор авиации Михаил Макарович Косых.

За октябрь - ноябрь 1942 г. боевой состав армии несколько возрос и укрепился. Армия усилилась прежде всего благодаря увеличению числа самолетов в истребительных и штурмовых авиаполках, которые перешли на новые штаты и вместо двух эскадрилий стали иметь три. В каждом полку предусматривалось 32 самолета вместо 20, а в каждом звене - две пары вместо трех самолетов. Эта реорганизация делала авиаполки более полнокровными и резко повышала их боевые возможности.

К 19.11.42 г. в составе армии было 342 самолета (из них исправных 249), в том числе 103 штурмовика, 125 истребителей, 93 ночных бомбардировщика, 7 разведчиков и 14 самолетов связи.

В начале декабря 1942 г. на должность заместителя командующего ВА прибыл полковник И.К.Самохин.

На 10.01.43 г. в боевом составе воздушной армии было 215 истребителей, 103 штурмовика, 105 дневных и 87 ночных бомбардировщиков и 15 разведчиков, а также 75 самолетов связи и транспортных. Всего в ВА насчитывалось 600 самолетов и 488 боеготовых экипажей.

За период Сталинградской битвы 16-я ВА произвела 26 656 боевых самолето-вылетов, в том числе на бомбардировочные и штурмовые действия - 10 588, на прикрытие войск и тыловых объектов - 4116, на удары по аэродромам и их блокирование - 3087, на прикрытие своих аэродромов и сопровождение самолетов - 4262, на воздушную разведку - 2402, на перехват самолетов и "свободную охоту" - 1508. За пять месяцев летчики провели 820 воздушных боев и уничтожили в воздухе 571 и на аэродромах 454 самолета противника. Свои потери за этот период были в три раза меньше. Было уничтожено и выведено из строя свыше 800 танков и бронемашин, до 500 артиллерийских орудий, более 6 тыс. автомашин и много другой боевой техники, а также живой силы противника.

Курск

В феврале 1943 г. решением Ставки ВГК был образован Центральный фронт во главе с генералом армии К.К.Рокоссовским, и 16-я ВА вошла в состав Центрального фронта.

В апреле 1943 г. начальником штаба 16-й воздушной армии был назначен полковник Петр Игнатьевич Брайко. Заместителем командующего ВА назначен генерал-майор авиации М.М.Косых.

После передислокации на Центральный фронт и пополнения ВА в течение марта-апреля 1943 г. действовала по железнодорожным узлам орловского направления, по дорогам, идущим к фронту, резервам, а также по войскам противника на поле боя, прикрывала боевые порядки своих войск и коммуникации от налетов вражеской авиации, вела воздушную разведку.

05.07.43 г. насчитывалось 1052 исправных боевых самолета, в том числе 260 дневных и 74 ночных бомбардировщика, 241 штурмовик, 455 истребителей, 22 разведчика и корректировщика. В каждой авиадивизии было по 75 - 95 исправных самолетов (в 299-й шад было до 150 самолетов). Боеготовых экипажей в армии было 1028. В этот день начались ожесточенные бои на Курско-Орловском направлении.

Авиасоединения 16-й ВА за период оборонительных боев с 05. по 12.07.43 г. произвели около 7600 боевых вылетов, оказали большую помощь войскам в срыве вражеского наступления и во взаимодействии с соседними воздушными армиями завоевали господство в воздухе. За это время летчики армии провели 380 воздушных боев, в которых сбили 517 самолетов противника. Сброшено около 20 тыс. фугасных и осколочных бомб, более 23 тыс. противотанковых бомб, около 4 тыс. реактивных снарядов.

В соответствии с решением командующего войсками фронта командарм 16-й ВА на период контрнаступления поставил авиасоединениям следующие задачи:

Бомбоштурмовыми ударами уничтожать живую силу и боевую технику противника на поле боя и в глубине обороны. Эта задача возлагалась на бомбардировщиков 241-й и 301-й бад (3-й бак), прикрываемых истребителями 6-го иак , и на бомбардировщиков 221-й бад (6-й сак), обеспечиваемых 282-й иад (6-й сак), а также на штурмовиков 2-й гв. шад и 299-й шад , прикрываемых истребителями 283-й и 286-й иад . Ночью эту задачу надлежало выполнять силами 271-й нбад ;

Прикрыть боевые порядки наступающих войск истребителями 6-го иак (в состав корпуса входила и 1-я гв. иад);

В период с 01 до 14.08.44 г. в районе магнушевского плацдарма летчики часто завязывали воздушные бои с крупными группами самолетов противника и, несмотря на его численное превосходство, одерживали победы, проявляя при этом решительность и мужество.

В боях над Вислой выявились недостатки в управлении истребителями над полем боя: запаздывало наращивание сил в бою, а в некоторых случаях отдельные группы самолетов противника проникали в районы расположения наших войск. По указанию командарма 16-й ВА в 3 - 5 км от переднего края были организованы засады истребителей, а непосредственно у линии фронта создано несколько пунктов управления, где находились командиры авиасоединений с радио- и радиолокационными станциями. Эти мероприятия дали нужные результаты.

Значительно изменилась в нашу пользу воздушная обстановка с 14.08.44 г., когда закончилось перебазирование авиации и наладилось ее обеспечение горючим. Авиасоединения активизировали свои действия, противник стал нести большие потери, нужная помощь войскам фронта возросла.

За август 16-я ВА произвела 10 667 боевых самолето-вылетов. В 249 воздушных боях было сбито 250 самолетов противника.

С 03 по 06.09.44 г. 16-я ВА оказывала поддержку 65-й и 48-й армиям при форсировать реки Нарев и захвате плацдармов на ее западном берегу.

Во второй декаде сентября 1944 г. войска 47-й армии проводили операцию по уничтожению варшавского предполья немцев и освобождению предместья Варшавы - Праги. Для поддержки войск 47-й армии авиацией было выполнено около 2500 боевых самолето-вылетов, в том числе 1100 - ночными и 98 - дневными бомбардировщиками, 600 - штурмовиками и свыше 700 - истребителями.

В сентябре 1944 г., выполняя различные задачи, 16-я ВА произвела 13 034 боевых самолето-вылета. В 135 воздушных боях советские летчики сбили 117 и на земле уничтожили 15 самолетов противника. Бомбоштурмовыми ударами противнику были нанесены большие потери в живой силе и боевой технике.

Для отражения атак противника на ероцком плацдарме на западном берегу реки Нарев в районе южнее Пултуска с 04. по 14.10.44 г. в условиях ограниченно летной погоды 16-я ВА произвела 1100 самолето-вылетов. Из 300 уничтоженных и подбитых танков противника на долю авиации приходится 85. Кроме того, было уничтожено 70 орудий и много другой техники.

В октябре 1944 г. 16-я ВА, имея около 800 боеготовых экипажей, совершила 14 648 боевых самолето-вылетов. В 189 воздушных боях было сбито 98 самолетов и 13 самолетов уничтожено на аэродромах. Противнику был нанесен также большой урон в боевой технике и живой силе.

Висло-Одерская операция

К середине ноября 1944 г. в армии был 2421 исправный боевой самолет, в том числе 330 дневных и 174 ночных бомбардировщика, 710 штурмовиков, 1116 истребителей, 91 разведчик и корректировщик. Боеготовых экипажей насчитывалось 2140.

Одновременно с подготовкой к наступлению воздушная армия частью сил продолжала боевую деятельность: непрерывно вела разведку и борьбу с авиацией противника, действиями "охотников" препятствовала передвижению войск противника по дорогам, а также выполняла другие задания командования фронта. Только в декабре одиночными самолетами и парами по противнику было нанесено 1100 ударов, в том числе 170 ночью. Всего за период с 01.11.44 по 13.01.45 г. ВА произвела 3796 боевых самолето-вылетов, из них около половины на воздушную разведку противника. В 13 воздушных боях в декабре было сбито 7 самолетов противника. Армия потерь не имела.

В операции от Вислы до Одера с 14.01 по 03.02.45 г. 16-я ВА, удерживая господство в воздухе, оказывала непосредственную поддержку войскам фронта и прикрывала их от воздействия немецкой авиации. При развитии прорыва и преследовании войск противника штурмовики и истребители воздушной армии, тесно взаимодействуя с подвижными соединениями фронта, уничтожали отходившие вражеские колонны и не давали возможности противнику закрепиться на промежуточных рубежах.

Хотя боевое напряжение 16-й ВА из-за сложных условий погоды и базирования иногда было сравнительно небольшим, но в целом результаты ее действий оказали значительное влияние на стремительное наступление войск фронта. Разгром отходивших войск противника начинала авиация. Она быстро отыскивала колонны и первой атаковала их, наносила врагу потери и создавала пробки на дорогах, а подоспевшие передовые отряды танковых соединений завершали разгром вражеских колонн.

Особое место в боевых действиях нашей авиации наряду с ударами по колоннам заняла бомбардировка мостов и железнодорожных станций с целью прекращения движения противника на важных коммуникациях. Так, с 16 по 20.01.45 г. - в период наибольшего развития авиационного преследования отходившего противника - 16-я воздушная армия разрушила более 10 крупных мостов и переправ и свыше 30 железнодорожных станций. Для ударов по ним бомбардировщиками и штурмовиками было произведено 660 самолето-вылетов и сброшено 417 т бомб. Основной ударной силой армии являлись бомбардировочные соединения. В итоге противник вынужден был оставить огромное количество подвижного состава с ценным имуществом, организованный отход войск противника был сорван, что облегчило их окончательный разгром.

С выходом советских войск на Одер и захватом плацдармов на его западном берегу в районе Кюстрина завершилась Висло-Одерская операция. Она закончилась разгромом немецко-фашистской группы армий "А" и полным освобождением Польши. Советская Армия вышла на подступы к Берлину, до которого оставалось 60 - 70 км.

Всего за период операции от Вислы до Одера с 14.01. по 03.02.45 г. 16-я ВА совершила 11193 самолето-вылета, из них 3775 - на бомбардировку и штурмовку войск противника, 1810 - на прикрытие войск фронта, 1944 - на воздушную разведку, 2178 - на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков (часть из них с попутной штурмовкой), 1058 - на "свободную охоту", штурмовку аэродромов и перехват самолетов противника и 428 - на другие задачи.

Авиацией было уничтожено и повреждено большое количество вражеской боевой техники и транспорта, выведены из строя тысячи солдат и офицеров. В 111 воздушных боях было сбито 85 фашистских самолетов, на аэродромах уничтожено 18.

Боевой счет авиаполков за время операции возрос на многие десятки и сотни выведенных из строя танков, автомашин, орудий и сбитых самолетов.

Боевые потери воздушной армии за операцию происходили главным образом от огня зенитных средств противника.

Кюстринский плацдарм

После завершения Висло-Одерской операции войска 1-го Белорусского фронта в феврале 1945 г. продолжали боевые действия по расширению плацдармов в районе Кюстрина, по овладению крепостями Познань и Шнайдемюль, отражали контратаки противника на правом крыле фронта и вели подготовку к Восточно-Померанской операции.

16-я ВА содействовала войскам фронта в выполнении этих задач и вела ожесточенную борьбу с авиацией противника за господство в воздухе.

Наиболее тяжелая воздушная обстановка сложилась в первую декаду февраля, когда авиация противника в отдельные дни совершала по 2 - 3 тыс. самолето-пролетов, атакуя советские войска на плацдармах и переправы в районе Кюстрина. Всего за десять дней февраля в полосе фронта было зафиксировано 13 950 пролетов немецких самолетов.

16-я ВА, не располагая пригодными аэродромами вблизи Одера, смогла произвести всего 1530 самолето-вылетов. Инициативу в воздухе над полем боя в этот период иногда перехватывала немецкая авиация.

За вторую декаду февраля со стороны противника было отмечено 3140 самолето-пролетов. 16-я ВА за этот период смогла резко увеличить свою активность и совершила 7272 самолето-вылета. В проведенных за февраль 285 воздушных боях наши истребители сбили на подступах к Одеру 229 вражеских самолетов.

Несмотря на неблагоприятные метеоусловия, а также выход из строя полевых аэродромов и резкое повышение активности авиации противника, истребители воздушной армии все время вели наступательные действия и в большинстве случаев оставались хозяевами в воздухе, даже при численном превосходстве противника.

Во второй и третьей декадах февраля по мере перебазирования советских истребителей на передовые аэродромы воздушная обстановка изменилась. В ходе воздушных боев временно утраченное нашей авиацией господство в воздухе было восстановлено.

В период с 04 по 26.02.45 г. 16-я ВА кроме поддержки войск фронта на Одере и борьбы за господство в воздухе содействовала войскам в уничтожении гарнизона в познаньской крепости и в районах Шнайдемюля и Штаргарда.

23.02.45 г. войска 1-го Белорусского фронта овладели городом и крепостью Познань. Содействуя соединениям 8-й гвардейской армии в овладении крепостью Познань, авиасоединения 16-й ВА произвели 1834 самолето-вылета, из них 372 - бомбардировщиками Пе-2, 217 - штурмовиками Ил-2 и 1245 - ночными бомбардировщиками По-2 (в том числе 633 днем). При этом было сброшено 558 т авиабомб.

Всего с 04 по 26.02.45 г. воздушная армия произвела 9624 боевых самолето-вылета, из них на бомбардировку и штурмовку противника - 4360.

Одновременно с ожесточенной борьбой за удержание и расширение плацдармов на западном берегу Одера 5-я ударная и 8-я гвардейская армии вели боевые действия по овладению городом и крепостью Кюстрин.

Началу наступления войск на Кюстрин предшествовала длительная авиационная обработка его объектов. Получив задачу разрушать опорный пункт и крепость Кюстрин, генерал С.И.Руденко выделил для этой цели 3-й бак , 221-ю бад , 242-ю нбад и 9-й шак и дал указания о способах действий.

Авиация содействовала войскам в овладении Кюстрином прежде всего путем систематического разрушения всех сооружений, используемых немцами для обороны, а в период решительного штурма города уничтожала пехоту в траншеях и артминометные средства противника. Непрерывные удары авиации днем и ночью нанесли противнику огромный ущерб в живой силе и технике, изнурили и деморализовали его войска и ускорили разгром гарнизона.

12.03.45 г. г. Кюстрин был освобожден. Но продолжались бои за взятие Кюстринской крепости. Всего по опорному пункту и крепости Кюстрин воздушная армия произвела 3150 самолето-вылетов, из них дневные бомбардировщики выполнили 389, ночные - 2196 и штурмовики - 575 вылетов. При этом было сброшено 876 т авиабомб. Ударами авиации было уничтожено значительное количество артминометных батарей, складов боеприпасов и живой силы противника. Крепость почти полностью была разрушена и сожжена, сопротивление гарнизона сломлено. Войска 8-й гвардейской армии овладели ею 29.03.45 г.

В марте 1945 г. на кюстринском направлении летчики провели 303 воздушных боя и уничтожили 213 самолета противника, удержав за собой господство в воздухе.

Восточная Померания

Ликвидация восточно-померанской группировки противника Ставкой была возложена на войска 2-го Белорусского фронта и правого крыла 1-го Белорусского фронта. Наступление планировалось начать силами 1-го Белорусского фронта 01.03.45 г. Главный удар намечалось нанести войсками 3-й ударной и 61-й армий, 1-й и 2-й гвардейских танковых армий из района Арнсвальде на Кольберг и Каммин.

16-я ВА получила задачу перед наступлением подавить авиацию противника на ближайших аэродромах и разрушить опорные пункты на направлении главного удара. Затем сопровождением и прикрытием войск фронта, особенно танковых армий, содействовать разгрому восточно-померанской группировки.

В ночи на 27.02.45 г. и на 01.03.45 г. ночные бомбардировщики разрушали опорные пункты Клайн Зильбер и Рафенштайн, Фалькенвальде и Гюнтерсберг, сделав по ним 247 вылетов. Днем 27 и 28.02.45 г. штурмовики в сопровождении истребителей небольшими группами нанесли бомбоштурмовые удары по шести опорным пунктам, выполнив в сложных метеоусловиях 524 вылета. 28.02.45 г. 34-й бап и 96-й гв. бап группами по 7 - 9 самолетов Пе-2 (всего 47 самолетов) под прикрытием истребителей бомбардировали опорные пункты Клайн Зильбер и Рафенштайн, сбросив 38,5 т авиабомб. Всего по шести опорным пунктам воздушная армия произвела 851 самолето-вылет, в том числе бомбардировщиками и штурмовиками - 561, которые сбросили более 200 т бомб. Все опорные пункты были разрушены, и войска фронта, перейдя в наступление, значительного сопротивления со стороны противника не встретили. Попутно авиаторы взорвали 6 складов с боеприпасами и горючим, уничтожили и повредили 128 орудий, 85 автомашин и много другой техники.

Накануне наступления генерал С.И.Руденко решил силами 60 штурмовиков и 90 истребителей нанести одновременный удар по аэродромам Финовфурт, Альтдамм и Штеттин, на которых, по данным воздушной разведки, базировалось до 200 самолетов. В результате удара 28.02.45 г. противник, потеряв на аэродромах 43 самолета и боясь повторных ударов, покинул эти аэродромы и отвел уцелевшие самолеты в тыл (Подробнее ).

01.03.45 г. ВА в течение дня содействовала войскам в прорыве обороны противника. Группы бомбардировщиков 3-го бак под прикрытием 1-й гв. иад , а также штурмовики 6-го шак и 9-го шак и 11-й гв. шад под прикрытием 6-го иак и 13-го иак уничтожали танки, артиллерию, автотранспорт и живую силу противника в районах Клайн Зильбер, Якобсдорф, Торнов, Темник, Бутов. После подавления противника в основных опорных пунктах удары авиации переносились в глубину его обороны. Истребители 3-го иак , 6-го ИАК и 13-го ИАК прикрывали боевые порядки войск, вели воздушную разведку и "свободную охоту". 16-й орап и 72-й орап развернули разведывательную деятельность на штеттинском и берлинском направлениях.

Всего за первый день наступления армия произвела 945 самолето-вылетов, из них на бомбардировку и штурмовку противника - 486. При этом было выведено из строя значительное количество боевой техники и живой силы противника. Авиация противника пыталась бомбить наши переправы через Одер и войска в районе Арнсвальде. Всего было зафиксировано 149 самолето-пролетов.

02.03.45 г. в сложных метеоусловиях (сплошная облачность высотой 100 - 300 м, снегопады) воздушная армия смогла произвести только 257 самолето-вылетов, главным образом на прикрытие войск, штурмовку противника и воздушную разведку. В пяти воздушных боях сбито три самолета противника.

03.03.45 г. за день было выполнено 1546 самолето-вылетов, из них на бомбардировку и штурмовку войск противника - 614.

3. Сталинградская битва. Хроника, факты, люди.: в 2 кн. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - Кн. 1.