Гласные 1 и 2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. Коррекционно - образовательные

1. Поднимите красный кружок, если в ряду звуков услышите гласный.

а - м - у - т - о; т-с - ы - а - р; э -а - м - у - т; о - п- у - а - с - ы - ш; к - э - о - у - п - ы- н

2. Из ряда букв выберите гласные, назовите их.

р, у, ы, о, с, а, ш, к, э, п, л, н

Поднимите синий кружок, если в ряду звуков услышите согласный звук Определите место преграды.

м, о, п, у, с, к, р, ы, т, ф

4. Из ряда букв выберите согласные, назовите их. (Логопед следит за кратким произнесением согласных звуков.)

а, п, в, о, с, ф, к, ш, ы, р, л, э, ж, х

5. Назовите буквы, написанные на ваших карточках. Под согласные буквы положите синие кружочки, под гласные - красные. (Работа выполняется учениками самостоятельно.)

Образец карточки:

р а т к у

6. Положите букву под соответствующий кружок.

(Ученики получают по четыре буквы, из них две гласные и две согласные. На доске красный и синий кружки. Ученики называют звук, определяют, гласный он или согласный, и кладут букву под соответствующий кружок.)

7. Запишите буквы в две строчки.

(Логопед называет вперемешку гласные и согласные звуки. На верхней строчке ученики пишут гласные буквы, на нижней - согласные. При проверке логопед просит учеников прочитать только гласные или только согласные буквы. Ошибки исправляются по ходу работы.)

Гласные первого ряда

Конспект занятия

Тема. Гласные звуки.

Цел ь. Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда.

Оборудование. Предметные картинки, таблица с гласными первого ряда, красные кружки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Сядет тот ученик, который назовет гласный звук. II. Закрепление материала предыдущего занятия. Ученики называют гласные по беззвучной артикуляции логопеда. Логопед произносит беззвучно гласные в следующем порядке: а, о, у, э, ы, при этом обращает внимание детей на положение губ при произнесений этих звуков: а - рот широко раскрыт; о - губы округлены и слегка вытягиваются вперед; у - губы округлены и больше вытягиваются вперед; э, ы - губы слегка растягиваются в улыбке. (Такая последовательность поможет ученикам запомнить гласные первого ряда.) Для наглядности можно использовать таблицу. Ученики заучивают эти гласные в указанном порядке.

III. Выделение гласных первого ряда из ряда других звуков . Логопед произносит гласные и согласные звуки вперемешку. Ученики на гласный звук: а) показывают красный кружок, б) соответствующую букву, в) записывают в тетрадь гласную букву, а, м, п, у, с, т, ы, р, л, э, о, к, т, у, а, л, э, п, о



IV. Выделение гласных первого ряда из слогов. s Логопед называет слог, выделяя голосом гласный звук, ученики: л) называют гласный, б) показывают соответствующую букву,

а) ам, ум, ым, ус, оп, ыр, ал, ыс, ак, от

б) ма, му, мы, су, по, ры, ла, сы, ка, то

V. Итог занятия.

Логопед. Сегодня мы учились слышать и выделять гласные звуки.

Выделение гласных первого ряда из слов

Выделите начальную гласную из слов, запишите соответствующую букву. Аня, Оля, утка, Эля, осы, Ася

Выделите гласную из середины слов, запишите ее.

лак, дым, суп, рот, сок, пар, луч, бык, сам, мак

3.Назовите картинки. Выделите гласный звук из названий этих картинок. Запишите соответствующую гласную букву.

Приблизительный перечень картинок, подбираемых логопедом: жук, мох, зуб, сук, сыр, рак.

4. Выделите гласную из данных слов, запишите ее.

крот, куст, стол, шкаф, плыл, слух, град, гнул, брось, кто

5. Назовите картинки. Выделите гласный звук из их названий. Запишите соответствующую букву.

Приблизительный перечень картинок, подбираемых логопедом: кран, стул, волк, гусь, хвост, клык, слон, мост, глаз, бровь.

Конспект занятия

Тема. Гласные звуки .

Цель. Познакомить учеников с образованием гласных второго ряда.

Оборудование. Буквы и, й, таблица с гласными второго ряда.

Ходзанятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать гласные первого ряда.

II.Знакомство с буквами и, й.

Образование гласных второго ряда.

Логопед рассказывает сказку о буквах и, й.

Жили-были две буквы-сестрички. Они были очень похожи. Писались почти одинаково. Только у буквы Й был сверху беретик, а у И не было. Звучали они почти одинаково. Только И - протяжно, а Й - коротко, отрывисто. Их часто путали, и букве Й было очень неприятно.

Однажды буква Й пришла в гости к гласным буквам первого

ряда и предложила вместе спеть. Й начала, А - подхватила. Слились их звуки и получилась новая буква Я. Тогда остальные буквы О, У, Э тоже стали петь вместе с Й. И стали получаться новые буквы Е, Ю, Е.



Новые буквы заняли место во втором ряду. К ним присоединилась буква И. Так и получились гласные второго ряда.

Логопед вывешивает таблицу с гласными второго ряда и предлагает ученикам запомнить эти гласные.

Затем логопед спрашивает детей, из каких звуков получились буквы я, ё, ю, е.

III. Итог занятия .

Логопед. Что интересного вы сегодня узнали на занятии?

Гласные второго ряда

а) яма, Яша, якорь, ясно, ястреб

б) еж, елка, ерш, елочка, ежится

в) Юра, Юля, юг, юркий, южный, юрта

г) ель, ем, ели, едут, ехать

д) Ира, имя, Инна, игры, икры, искры

е) якорь, ежик, юрта, ели, иглы

а) моя, твоя, Зоя, Рая

б) пою, мою, рою, свою, твою

в) мое, твое, свое, белье, старье

г) мне, тебе, себе, везде

д) пою, мои, спи, твое, белье

(Логопед показывает картинку, не называя ее, ученики называют, выделяют гласные и записывают их в тетрадях.)

Примерный перечень картинок: ежик, яблоко, елка, юрта, искры.

Слоговой состав слова

Конспекты занятий

Занятие 1

Тема. Слоговой состав слова.

Цель. Учить детей делить на слоги двусложные слова.
Оборудование. Тетради, ручки. ^

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного.
Ученики вспоминают и называют гласные первого и второго ряда.

III. Знакомство со слогом. Логопед произносит слог ра и спрашивает, понятно ли, что он хотел сказать. Ученики отвечают, что непонятно. Аналогично логопед работает со слогом ма. Затем произносит по Слогам слово ра-ма.

Логопед. Сначала были произнесены части слова, поэтому было непонятно/Когда части соединились, получилось слово. Часть слова называется слогом.

Подобным же образом логопед строит работу со словами мука, лапа и т. п.

IV. Деление слов на слоги.
Ученикам предлагается отхлопать количество слогов в словах,

произнести эти слова по слогам и назвать первый и второй слог, муха, ваза, роза, сани, вата, лужа, рыба

V. Графическое изображение слогов.
Логопед. Поставьте вопрос к слову рыба. Что обозначает

(это слово? " (Рыба - кто это? Слово «рыба» обозначает предмет.) * Ученики на доске и в тетрадях изображают слово рыба графически (одной чертой). Затем логопед вместе с учениками устанав-,. ливает, что в слове рыба две части, т. е. два слога. Графическое

изображение делится вертикальной чертой на две части. V Аналогично изображаются графически слова, состоящие из двух ." открытых слогов: соки, липа, нога, луна, рука, Валя, Миша, Лида. I VI. Итог занятия.

Логопед. Чему вы научились на занятии?

Занятие 2

Т е м а. Та же.

Цель. Учить детей делить трехсложные слова на слоги

Оборудование. Схемы слов.

Ход занятия.

I. Организационный момент .

Цели:

Коррекционно — образовательные

Познакомить учеников с образованием гласных второго ряда .

Учить определять место гласных второго ряда в слове и обозначать его на схеме.

Упражнять в выделении гласных второго ряда в произношении и на письме.

Совершенствовать навык чтения слов с гласными второго ряда.

Формировать навык самоконтроля и взаимоконтроля.

Коррекционно – развивающие цели:

Способствовать развитию фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов, интонационной выразительности.

Развивать внимание, зрительное, слуховое и пространственное восприятие, память, логическое мышление, творческое воображение, общую и мелкую моторику.

Коррекционно – воспитательные цели:

Воспитывать внимание к звукам, поддерживать интерес к изучаемому материалу с помощью игр и игровых приемов.

Воспитывать любознательность.

Воспитывать прилежное отношение к учебе.

Оборудование.

Буквы «И», «Й», таблица гласных, рисунок «Хор гласных», разрезная азбука, кружочки для обозначения звуков (красные, синие, зеленые), схемы обозначения появления двух звуков в гласных второго ряда, картинки, содержащие гласные второго ряда, ребусы, картинки семьи: мамы, папы, сына и дочки, пословицы, картинки с символическим изображением слов: «тихо», «громко», «медленно», «быстро», «грустно», «весело», трафареты яблок, цветные карандаши, карточки с изображением верно и неверно написанных гласных второго ряда, наборное полотно, мяч, Ёжик с яблочками-заданиями, игра «Путаница», предложения с различными интонационными схемами, магнитофон и запись музыкальной композиции, корзинка с яблоками по числу учеников.

План занятия.

1. Орг. момент.

5 Упражнения в выделении гласных второго ряда

6. Физ. минутка.

7. Выделение гласных второго ряда из предложений.

9. Итог занятия

1. Орг. момент.

— Здравствуйте, ребята! Открываем тетради, записываем сегодняшнее число. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто придет к нам в гости на занятие.

Шубка – иголки, Рукой не возьмешь.

Светнется – он колкий. Кто это? (Ёж)

— Верно (вывешивается картинка ежика). Ёжик пришел к нам не с пустыми лапами, а с яблоками – заданиями. Каждое яблоко – задание. Нам нужно собрать полную корзину яблок, чтобы получить сюрприз от ежика.

2. Знакомство с образованием гласных второго ряда

— Беру первое яблочко. Здесь вопрос от ежика: «Есть ли буква «Ё» в

таблице гласных первого ряда? (нет). Назовите гласные первого ряда.

О том, в каком ряду находится эта гласная, и как образовались гласные второго ряда, вы узнаете из сказки о буквах «И» и «Й».

«Жили – были две буквы – сестрички. Они были очень похожи. Писались почти одинаково. Только у буквы «Й» сверху был беретик, а у «И» его не было. Звучали они почти одинаково. Только «И» — протяжно, а «Й» — коротко, отрывисто. Их часто путали и букве «Й» было очень неприятно.

Однажды буква «Й» пришла в гости к гласным первого ряда и предложила вместе спеть (вывешивается рисунок «Хора гласных»). «Й» начала – «А» подхватила. Слились их звуки, и так это красиво получилось, что звукам «О», «У», «Э» тоже захотелось спеть вместе с «Й».

Крепко подружились «А», «О», «У», «Э» с новой подружкой, и решили они никогда не расставаться. Пошли они к Царице Грамматике, стали просить ее, чтобы она разрешила им всегда жить вместе. Мудра Царица Грамматика сказала им: «Не могу я разрешить вам жить всегда вместе, потому что обидятся на меня слова, если вы из них уйдете. Лучше придумаю я для вас новые буквы, в которых вы будете встречаться». И придумала Царица Грамматика новые буквы «Я», «Ё», «Ю», «Е», которые состоят из двух звуков: «ЙА», «ЙО», «ЙУ», «ЙЭ».

Обрадованные разошлись звуки «Й», «А», «О», «У», «Э» по домам. С тех пор встречаются они в гласных «Я», «Ё», «Ю», «Е», а чтобы недалеко было гласным звукам ходить к звуку «Й», сделала Царица Грамматика новые буквы гласными и поселила их рядышком, во втором ряду.

Так получилось, что гласные «А», «О», «У», «Э» оказались старшими и стали называться гласными первого ряда, а гласные «Я», «Ё», «Ю», «Е» оказались младшими и стали называться гласными второго ряда.

К гласным первого ряда присоединилась гласная «Ы», к гласным второго ряда – гласная «И» (вывешивается таблица гласных второго ряда)».

— Запомните эти гласные. Хором повторим их (дети называют гласные).

— Из каких звуков получились гласные: «Я»? (ЙА), «Ё»? (ЙО), «Ю»? (ЙУ), «Е»? (ЙЭ).

— Ребята, здесь есть одна хитрость. Эти гласные не всегда обозначают два

звука: лишь когда стоят в начале слова или после гласных и букв: «Ь», «Ъ» (вывешиваются соответствующие схемы). В других случаях эти гласные выполняют иную функцию, с которой мы познакомимся позже.

3. Упражнение в звуко – буквенном и слоговом анализе слова

— Посмотрим, как вы усвоили данную тему (выставляется картинка «ягода». Детям предлагается сосчитать количество букв в этом слове, обозначить звуки соответствующими кружочками и написать графическую слоговую схему: Я Г О Д А — 5 б.

— 6 зв.

_я _ _о _ _а _ — 3 сл.

— С этим заданием мы справились. Кладем яблочко в корзинку.

4. Развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия

1) Развитие мелкой моторики.

— Посмотрим, какое задание приготовил нам Ёжик (беру второе яблоко): обвести и заштриховать трафарет яблока наклонными параллельными линиями (дети выполняют задание в тетрадях под музыкальную композицию).

2) Развитие зрительно – пространственного восприятия.

— Зачеркните «неправильную» букву (на карточках ученики зачеркивают неправильно написанную букву) Я Ё Ю Е И. Проверка.

5. Упражнения в выделении гласных второго ряда

— А в этом яблочке – упражнения для вас.

1) Упражнения в выделении гласных второго ряда из слогов.

— Покажите ту букву, которую бы вы написали в начале слога: ям, ём, из, ес, юр (дети показывают соответствующие буквы: Я, Ё, И, Е, Ю).

2) Упражнения в выделении гласных второго ряда из слов.

А)- Выделите букву из начала слова: яма, ёрш, Юра, едут, Инна, яма, ёжится, юный, ель, игры, ястреб, южный, искры, ел (дети показывают буквы)

Б)- Запишите ту гласную второго ряда, которая стоит в конце слова: Зоя, Рая, пою, мою, моё, бельё, мне, везде, свою, мои, спи, твоё, моя, себе.

— Проверим записанные буквы: я, я, ю, ю, ё, ё, е, е, ю, и, и, ё, я, е. Это яблочко положим в корзину.

В) -В следующем яблочке Ёжик приготовил нам задания с картинками (выставляются картинки): яблоко юбка игла ёлка юла

— Рассмотрите картинки, запишите первые буквы названия картинок. Проверка: я, ю, и, ё, ю.

— Поиграем в игру «Что изменилось?» (меняю местами картинки, а дети говорят, что я поменяла местами).

— Распределите изображения предметов по их реальной величине в порядке убывания(дети расставляют картинки следующим образом: ёлка, юбка, юла, яблоко, игла). Молодцы! Берем другое яблочко – задание.

Г) – Отгадайте загадки. Слова – отгадки обязательно должны начинаться с гласной второго ряда. Отгадки запишем в виде слоговой схемы, надписывая гласные второго ряда (по цепочке дети выходят к доске)..

*Может и разбиться. *На одной ноге кружится *Если б не было его

Может и свариться. Беззаботна, весела Не сказал бы ничего.

Если хочешь, в птицу В пестрой юбке танцовщица (язык) _я_ ___

Может превратиться. Музыкальная …

(яйцо) _я_ ___ (юла) _ю_ ___

*В узкий глазок вдета тонкая нитка *Бегает среди камней

И поплыла за корабликом прытко. Не угонишься за ней.

Шьет, вышивает и колется колко. Ухватил за хвост, но Ах!

А называют кораблик … Удрала, а хвост в руках.

(иголка) _и_ ___ ___ (ящерица) _я_ _е_ _и_ __

*За рекой росли *Круглое, румяное, *Я в июне и в июле

Их на праздник принесли. Я расту на ветке. Что бы ни случилось

На веточках иголки. Любят меня взрослые вдруг.

Что же это? И маленькие детки. Вместе с мамой уезжаю

(ёлки) _ё_ _и_ (яблоко) _я_ ___ ___ А куда? На … (юг) _ю_

Д) – В этом задании Ёжик приготовил нам игры:

«Четвертый – лишний» — назвать «лишнее» слово, обосновать свой выбор: Ельцин, Ефимов, Егор, Елагин (дети называют «Егор», т.к. – это имя, а остальные – фамилии людей).

«Ребусы» — По картинкам отгадать имена мамы (Ира), папы (Игорь), сына (Егор) и дочки (Юля), назвать их одним словом (семья). Записать имена, подчеркивая гласные второго ряда красным карандашом. Какое правило нужно вспомнить? (Имена пишем с заглавной буквы). Проверка.

6. Физ. минутка.

Игра «Назови ласково» (с мячом): ягода — …, яйцо — …, язык — …, ежевика — …, ёлка — …, ёрш — …, юбка — …, ящик — …, яма — …, яблоко — …

— Справились с этим заданием, выполним очередное.

7. Выделение гласных второго ряда из предложений

1) Повторяйте хором чистоговорки:

Я-я-я – всё умею делать я! Ё-ё-ё – глажу с бабушкой бельё.

Е-е-е – помогаю всем в семье! Ю-ю-ю – с папой песни я пою.

Ю-ю-ю- вместе с мамой куклам шью. Я-я-я – с малышом гуляю я!

2) Игра «Путаница» – здесь нам нужно потрудиться и составить из перепутанных слов предложение (на наборном полотне выставляются слова: Емеля, обед, яйцо, на, ест) – Емеля ест на обед яйцо. (Дети записывают предложение в тетрадь. Затем – проверка написанного).

3) Игра «Доскажи пословицу» — Ёжик предлагает нам начало пословиц. Мы должны вспомнить или подобрать подходящий конец пословиц.

Т ише едешь — … … мать ученья

Повторенье — … … торопись делом

— Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Не нужно торопиться, чтобы избежать беды. Если много повторять – будешь лучше учиться. Сначала делай – потом говори.)

— Записать понравившуюся пословицу, подчеркнуть гласные второго ряда красным карандашом. Проверка записанного.

4) Упражнение в выразительном чтении.

— Молодцы! С этим заданием тоже справились, берем очередное яблочко.

8. Выделение гласных второго ряда из текста.

— В этом задании Ёжик предлагает нам составить про него рассказ по плану:

1. Название животного. (Это ёжик)

2. Где живет. (Он живет в лесу.)

3. Чем питается. (Ёжик ест мышей, жуков, лягушек.)

4. Как зимует. (Ёжик спит всю зиму в норке.)

А) По цепочке несколькими учащимися по одному предложению.

Б) Целиком одним учеником.

В) Записать рассказа в тетрадь, выделяя гласные второго ряда красным карандашом.

Г) Проверка записанного рассказа.

9. Итог занятия

— Осталось последнее яблочко. В этом яблоке он прощается с нами и на прощание хочет узнать, с какими гласными мы познакомились? (Гласными второго ряда: Я, Ё, Ю, Е, И).

Придумайте слова, начинающиеся на буквы Я, Ё, Ю, Е, И.

Молодцы! Сегодня хорошо поработали и Ёжик дарит вам гостинцы – спелые яблоки.

* Семафор»

1) Ребенок проговаривает гласные с движениями рук:

«а» - руки вверх

«о» - руки вперед

«у» - руки в стороны

«э» - руки вдоль тела

«ы» - руки сложить в замок за спиной

«и» - руки сложить в замок на голове

2) Ребенок должен угадать гласные по движениям рук и записать
их красным цветом в таблице:

a. руки вверх, руки вдоль тела

b. руки вперед, руки в замок на голове

c. руки сложить в замок за спиной, руки в стороны

d. руки вперед, руки вдоль тела, руки сложить в замок за спи­
ной

e. руки в стороны, руки сложить в замок на голове, руки впе­
ред

f. руки вдоль тела, руки вверх, руки в замок на голове

1) Ребенок самостоятельно заполняет таблицы с пропущенными
гласными буквами красным цветом. Кружок (О) перед гласными пер­
вого ряда (а о у э ы) следует закрасить в синий цвет, они пишутся
после твердых согласных; кружок (О) перед гласными второго ряда
(я ё ю е и) надо закрасить в зеленый цвет, они пишутся после мягких
согласных (смягчают согласные). Задание можно выполнять с опорой
на схему и по памяти.



О а у э ы
О

Слова с гласными второго ряда: я ё ю е и

3) В представленных выше словах ребенок закрашивает гласные
буквы красным цветом; согласную букву, стоящую перед гласными а
о у э ы, - синим цветом (обозначает твердый согласный звук); со­
гласную букву, стоящую перед гласными я ё ю е и, - зеленым цве­
том (обозначает мягкий согласный звук).


428 Часть III. Дидактические материалы

Занятие 3. Гласные А-Я

1) Взрослый произносит слово (список слов приведен ниже) и
кидает мяч ребенку. Ребенок называет гласные звуки из этого слова и
кидает мяч обратно. Например, Ася - а-я.

2) Ребенок красным цветом вписывает гласные буквы «а-я» в
слова.

Занятие 4. Гласные О-Ё «Игра в мяч»

а о у э ы
я ё ю е и

1) См. занятие 3, задание 1.

2) См. занятие 3, задание 2.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
с учащимися 2 класса, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные с неформированностью навыка анализа и синтеза
Тема:
Гласные буквы I и II ряда.
Цель:
уточнить сходство и различие гласных I и II ряда.
Задачи:
1) познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда; 2) развивать фонематическое восприятие; 3) развивать навыки языкового анализа и синтеза; 4) учить делать выводы, слушать и понимать других; 5) развивать память, внимание и мышление.
Ход занятия.
1. Оргмомент. -Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Звуков. На чем можно отправиться в путешествие? (примерные ответы детей: на машине, автобусе, на самолете и т.д.) А мы будем путешествовать га воздушном шаре. Чтобы на шар поднялся в воздух, мы должны выполнить упражнения (выполнение мозговой гимнастики): - «Ленивая восьмерка» (чертим в воздухе лежачую восьмерку левой рукой, затем – правой, затем –вместе обеими). - «Перекрестные движения» (касание кистью или локтем противоположенное колено или ступню) - «Колечко» (пальцами правой руки, затем – левой, вместе). 2. Повторение. - Итак, мы полетели в страну звуков. Чтобы приземлиться, нам нужно ответить на вопросы: - На какие две группы делятся все звуки в русском языке? (гласные и согласные) - Какие звуки произносятся без преграды? (обозначаем красным цветом). - Какие с преградой? (обозначаем синим или зеленым). - Чем отличается звук от буквы? Звуки чётко произносим, Слушаем внимательно Буквы правильно читаем, Пишем их старательно. 3. Объяснение новой темы. Логопед рассказывает сказку. Параллельно ведется запись в тетрадях и используется). - Итак, в Стране звуков объявлен бал. Собрались звуки в разных залах. В одном веселятся согласные звуки, а в другом – гласные. Вспомните, какие гласные звуки бывают. Слева в столбик записываем гласные звуки
[а], [о], [у] [э] [ы].
Только
[и]
решил постоять в стороне (в правый столбик на уровне
[ы]
).
Гласным звукам немного было скучно, потому что их было мало. Это заметил звук
[й]
и решил их развеселить (дать характеристику звука
[й]
– согласный, звонкий, мягкий).
[Й]
пригласил на танец звук
[а]
(запись
[йа]

ЯЯЯЯЯ
. Получилась буква
Я
(запись в правом столбике
[йа]= я).

[Й]
пригласил на танец звук
[о]
(запись
[йо]
). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали
ЁЁЁЁЁ
. Получилась буква
Ё
(запись в правом столбике
[йо]= ё).

[Й]
пригласил на танец звук
[у]
(запись
[йу]
). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали
ЮЮЮЮЮ
. Получилась буква
Ю
(запись в правом столбике
[йу]= ю).

[Й]
пригласил на танец звук
[э]
(запись
[йэ]
). Стали они кружится все быстрее и быстрее, и все гости услышали
ЕЕЕЕЕ
. Получилась буква
Е
(запись в правом столбике
[йэ]= е).


А вот танец со звуком
[и]
не получился, и он остался один (
[и] = и).
Звуки
[йа]
обозначают буквой
Я
. Когда читаем букву
Я,
слышим два звука. Звуки
[йо]
обозначают буквой
Ё
. Когда читаем букву
Ё,
слышим два звука. Звуки
[йу]
обозначают буквой
Ю
. Когда читаем букву
Ю,
слышим два звука. Буквы Я, Ё, Ю, Е, И –гласные2 ряда. Звуки
[а], [о], [у] [э] [ы]
тоже обозначаются буквами (запись
[а]= а, [о]= о, [у]= у,

[э]= э,

[ы]= ы).
Буквы А, О, У. Э, Ы – гласные 1 ряда. 4. Физкультминутка. Мы ногами топ-топ, (топаем) Мы руками хлоп-хлоп, (хлопаем) Мы глазами миг-миг, (мигаем) Мы плечами чик–чик! (пожимаем плечами) Раз присели, два – привстали, (соответствующие движения) Руки кверху все подняли,
Руки к телу все прижали, И подскоки делать стали. Раз-два, раз-два Заниматься нам пора. 5. Развитие фонематического восприятия. Гласные буквы приготовили для нас задания.
1 задание
. Записать первую букву слов. Какой звук обозначает гласная букв?
Аист, огурец, укроп, юла, индюк, якорь, ёж, экскаватор, ежевика.
Запись в тетрадях: [а] [о] [у] [йу] [и] йа] [йо] [э] [йэ] А О У Ю И Я Ё Э Е
2 задание
. Игра «Скажи наоборот». Логопед бросает мяч и произносит слог МА. Ребенок должен ответить МЯ и вернуть мяч. - Запиши слоги парами с гласными I и II ряда (МА-МЯ). - Прочитайте слоги первого столбика. Как звучит согласный? (твердо). Гласные I ряда дают команду согласным быть
твердыми.
Подчеркните согласные определенным цветом (синим). - Прочитайте слоги второго столбика.Как звучит согласный? (мягко). Гласные II ряда дают команду согласным быть
мягкими.
Подчеркните согласные определенным цветом (зеленым). 6. Разминка для глаз. - Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд (повторить 5 раз); - Быстро поморгать; - Следить за движущемуся к носу указательным пальцем, затем отвести палец. 7. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Гласные хотят с нами поиграть.
Первая игра «Посели в домик».
Каждый предмет должен поселиться в свой домик. Например: слова, где пишется буква
А
, вселяются в избушку с буквой
А
и т.д.
Запись в тетрадях: А - бант, шар. У – гусь, жук. О – волк, слон. Ы – сыр, мышь.
Вторая

игра

«Загони

ворота».
Поставь между буквой М и Л данные гласные буквы. - Какие слова получились? (мал, мял, мел, мёл, мул). Прочитайте стихотворение, вставляя пропущенные слова. Сравните слова по значению, по произношению. Запишите звуковой анализ слов (мал - [м,ал]). - Придумайте предложения с данными словами. Одно из них запишите (Мой брат слишком мал.) 8. Итог занятия. - Назовите гласные I ряда, гласные II ряда. - Сколько гласных звуков в русском языке? Сколько букв? - Помогите закончить предложения: Если согласный звучит твердо, то пишем …
Если согласный звучит мягко, то пишем … Молодцы! Теперь гласные буквы всегда будут с нами дружить. И на этом наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся в класс. 9. Релаксация. - Если занятие вам понравилось и все было понятно, рисуем смайлик с улыбкой. - Если осталось что-то непонятным, то рисуем серьёзного смайлика, а если не понравилось многое не поняли, то грустного смайлика.

В русском языке гласных букв - 10, гласных звуков - 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а] , [о] , [у] , [э] , [и] , [ы] . В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.

Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки бывают:

  • ударными: сок [о] - лёд [’о], лес [’э] - мэр [э], бур [у] - люк [’у],
  • безударными: во да́ [а], су да́к [у], ле со́к [и].

Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».

Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.

Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе - [э и ] (э с призвуком и).

Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.

В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией - второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное - на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.

Йотированные гласные звуки

Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:

  1. в начале слова: ёлка [й"олка], Яна [й"ана], енот [й"инот];
  2. после гласного: заяц [зай"иц], баян [бай"ан];
  3. после ь или ъ: ручьи [руч"й"и], подъём [падй"ом].

Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й"и], е → [й"и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.