Технология дистанционного обучения. Преимущества обучения на расстоянии

Педагогические технологии дистанционного обучения

Введение. Дистанционная форма обучения (ДО) все увереннее заявляет о себе, особенно в высшем образовании. Давно подсчитано, что экономически она более выгодна по сравнению с очной, несмотря на первоначальные внушительные финансовые инвестиции. Это и более демократичная форма обучения, поскольку любой человек при сравнительно небольших материальных затратах может получить профессию, повысить квалификацию, переориентироваться в профессиональной деятельности» либо дополнить свое образование новыми знаниями. Однако, при всей привлекательности новой формы обучения для ее становления и развития необходима четкая теоретическая база. Прежде всего важно понять, что такое ДО, ибо в настоящее время можно встретить самые разные трактовки этого понятия.

Немного о терминологии

Процесс обучения (учебно-воспитательный процесс) интерактивен в своей организации, т.е . во взаимодействии учителя и ученика , а также учащихся между собой, имеет конкретную предметную об ласть познания . Следовательно, когда мы говорим о процессе ДО , мы предполагаем общение между преподавателем и студентом, а также студентами между собой, и при наличии в системе учебника, необходимого комплекта средств обучения. Понимание дистанционного образования как результата мы относим к будущему, когда будет принята соответствующая нормативно-правовая база система обучения. Понятие самообразования, которое также входит в понятие образования в целом, не предусматривает в системе наличия преподавателя. Это самостоятельная познавательная деятельность студентов. В этом принципиальная разница, ДО от систем и программ самообразования. Следует рассматривать и процесс самообразования на основе сетевых программ, курсов и т.д., где не предусматривается взаимодействия учителя и студента. Применять в данном случае термин «дистанционный» представляется не оправданным, поскольку речь идет о самостоятельной работе любого студента с обучающей программой, информационно-образовательными ресурсами на разных носителях. Студент может самостоятельно работать с книгой, видеокассетой, сетевым курсом. От этого педагогическая суть процесса (самообразование) не меняется. Понятие дистанционности применимо к той форме обучения, в которой учитель и студент разделены между собой расстоянием, что и привносит в учебный процесс специфические формы взаимодействия . ДО - это не аналог заочной формы обучения ибо здесь предусматривается постояный систематический контакт с преподавателем, с другими студентами данной группы. В этой системе так же, как и в других образовавших системах есть компоненты (цели, задачи, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), но реализуются они специфичными средствами Интернет-технологий, принципиально отличающимися от тех, которые используются в системе заочного обучения. И это чрезвычайно важно для понимания педагогической сущности ДО, чтобы не свести его по аналогии с заочной формой лишь к смене форм транспортировки учебных материалов.

ДО - это новая форма обучения , которая уже существует наряду с очной, заочной и экстернатом. И рассматриваться она должна именно как самостоятельная система обучения. Какая бы форма не использовалась при обучении и воспитании человека, она должна отражать общие закономерности педагогики, педагогической психологии, дидактики и ча стных методик.

Дистанционное образование может быть базовым и дополнительным. В последнем случае имеется в виду дистанционная педагогическая деятельность (организация дистанционных семинаров, конференций, работа с аспирантами, олимпиады, викторины и пр.). Если рассматривать ДО как самостоятельную систему, то логично сделать вывод о необходимости создания единого информационно-образовательного пространства , включающего в себя всевозможные электронные источники информации (в том числе сетевые): виртуальные библиотеки, разнообразные базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, методические объединения педагогов, научные общества студентов, учащихся и пр.

Система ДО предусматривает наличие в ней преподавателя, учебника ( информационно-методического обеспечения) и студентов. Таким образом необходима разработка дидактического обеспечения ДО - создание электронных курсов, учебников, учебных пособий, информационного обеспечения, разработка педагогических технологии, т.е. методов и форм обучения, подготовки преподавателей ДО, координаторов (администраторов). Простое преобразование текстов лекции, учебников, учебных пособий в электронные аналоги не решает проблемы, а лишь затрудняет процесс ДО, поскольку при этом меняется лишь форма доставки учебных материалов. Все остальные компоненты системы продолжают функционировать в контексте идеологии заочного обучения. Следовательно, требуются теоретические разработки, экспериментальные проверки, научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и на большинстве компакт-дисков, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Очень часто педагогические продукты «подгоняются» под существующие оболочки, разработанные как бы для ДО, но подчас не учитывающие элементарных дидактических требований. К разработке электронных курсов, учебников, информационно-предметной среды необходимо подхо дить столь же серьезно, как к разработке программ и учебников, и приоритет здесь должен быть отдан решению педагогических задач. Технологическая составляющая - суть инструмент, с помощью которого должны решаться педагогические задачи. К сожалению, это далеко не всегда понимается коллективом разработчиков, среди которых первую скрипку чаще всего играют программисты, специалисты в области компьютерных технологий. Специфика ДО, несомненно, накладывает существенный отпечаток на проектирование электронных учебников, информационно-образовательной среды, всего учебного процесса, но это педагогическая система.

Концептуальная основа дистанционного обучения

ДО должно рассматриваться наряду с очным, заочным обучением и экстернатом в системе непрерывного образования. Именно поэтому столь значим для любой образовательной системы общий концептуальный подход.

Личностно ориентированный подход, отражающий основные принципы гуманистической педагогики, признан мировым педагогическим сообществом приоритетным для всех форм современной образовательной системы. В центре обучения - деятельность учения, а не преподавания, познавательная деятельность студента, учитывающая его индивидуальные возможности и способности. Работа преподавателя должна быть направлена на организацию продуктивной деятельности студентов, создание наиболее благоприятных условий для этого.

Основная цель системы образования - интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.

Это концептуальная основа любой формы обучения. Его содержание, педагогические технологии должны быть адекватны поставленным целям и задачам.

УСиМ, 2004. N9 4


Личностно ориентированные технологии в ДО, благодаря уникальным возможностям, которые предоставляет Интернет, значительно повышают образовательный уровень учебного процесса.

С др;

гичес

мы,

нию

сфор

п

0НН(

ных

и ис

тике

нол<

опр»

си<г

ны?

но;

чес

ров

обр

Сю

трз

т

пр

Остановимся на педагогических технологиях ДО, ориентированных на обучение как детей, так и взрослых, например, система повышения квалификации педагогических кадров.

Современное понимание предназначения образования в жизни общества и каждого отдельного человека можно определить следующим образом: «Образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное и умения осмыслить и применить полученную информацию».

Следовательно, коль скоро мы говорим о педагогических технологиях ДО в контексте обозначенного выше концептуального подхода к образованию, важно так организовать учебный процесс, чтобы у студентов была возможность:

    получать необходимые фундаментальные знания, осмысливая их таким образом, чтобы использовать для решения конкретных познавательных или практических проблем;

Г!

обсуждать со своими одногруппниками возникающие в процессе познавательной деятельности проблемы;

    работать с дополнительными источниками информации, необходимыми для решения поставленной познавательной задачи;

    вести наблюдения, ставить самостоятельные опыты, используя, помимо прочего, разнообразные доступные им Интернет-технологии для осмысления приобретаемых знаний, решения возникающих проблем;

    иметь возможность оценивать собственные познавательные усилия, достигнутые успехи, корректировать свою деятельность.

С одной стороны, все сказанное предполагает формирование критического мышления.

С другой - требуется отобрать такие педагогические технологии и организационные формы, которые бы способствовали формированию критического мышления, реализации сформулированных выше условий обучения.

Педагогические технологии в дистанционном обучении

На основе широкого анализа разнообразных методов и форм обучениясуществует ряд педагогических технологий, совокупность которых составляет определенную дидактическую систему. Эта система отражает личностно ориентированный подход к обучению, позволяет достаточно успешно формировать критическое и творческое мышление, а также позволяет формировать столь необходимые для современного образования умения работать с информацией. Сюда мы относим:

    обучение в малых группах;

    метод проектов;

    разноуровневое обучение;

    ролевые, деловые игры проблемной направленности;

    дискуссии;

    мозговые атаки;

    «Портфель студента».

Интернет-технологии обеспечивают возможность реализации всех указанных педагогических технологий в условиях ДО. Рассмотрим обенности их применения в условиях ДО, учитывая возможности Интернет-технологий.

Для этого необходимо показать информационно-предметную среду базового ДО. Она включает:

    курсы ДО, электронные учебники, размещаемые на отечественных образовательных серверах (для различных моделей ДО);

и

виртуальные библиотеки;

    базы данных образовательных ресурсов;

    веб-квесты, предназначенные для обучения;

    телекоммуникационные проекты;

    виртуальные методические объединения преподавателей;

    телеконференции, форумы для преподавателей и студентов;

    консультационные виртуальные центры (для преподавателей и студентов);

    научные объединения студентов.

В настоящее время в компании «Кирилл и Мефодий» предпринимаются попытки создать виртуальную школу, в которой будут представлены все учебные предметы школьной программы, а также их информационно-методическое обеспечение . Правда, вся система пока предназначена только для самообразования.

Учебная среда формируется таким образом, чтобы обучаемый любого курса имел свободный доступ:

    • к виртуальной библиотеке (справочники по соответствующим предметам и энциклопедии),

      консультационному центру,

      лабораторным работам, практикумам,

      веб-квестам,

      проектам.

Здесь же предусматриваются условия для общения студентов между собой и с преподавателем, как в режиме реального времени, так и в отсроченном режиме при помощи электронной почты, чатов, форумов, веб-сайтов разного назначения, системы тестирования, тематических телеконференций, видеоконференций. М отивация учебной деятельности в ДО значительно выше, чем в очном, поскольку к дистанционной форме человек обращается вполне осознанно, желая получить знания , и не имея возможности обучаться очно.

Очень важный шаг в познавательной деятельности, в формировании критического м ышления - применение полученных знаний для решения конкретной проблемы, желательно значимой для студента и отражающей реалии окружающего мира. Это может быть проектная деятельность, а может быть просто проблемная, поисковая, исследовательская, не заканчивающаяся созданием конкретного продукта, как в методе проектов. В любом случае для формирования критического и творческого мышления желательны самостоятельные рассуждения студентов.

В ДО контроль деятельности учащихся осуществляется с помощью исходных, промежуточных, итоговых тестов, контрольных работ, рефератов, докладов, защиты проектов. Выбор вида контроля диктуется спецификой познавательной задачи, учебного предмета или познавательной области, а также возрастными особенностями обучаемых.

    Дистанционное обучение / Под ред. Е.С. Полат. - М., 1998.

    ХалпернД . Психология критического мышления. - СПб, 2000. | С. 20.

По Закону РФ "Об образовании " обучение можно проводить в трех формах:

  1. очная форма,
  2. вечерняя форма,
  3. заочная форма.

Заочная форма обучения

Заочная форма обучения достаточно эффективно работала у нас в стране с использованием бумажных учебников и пособий и очной сдачей зачетов и экзаменов. Заочное образование

  1. Послевузовское образование
  2. Повышение квалификации
  3. Корпоративное обучение

Типология онлайн-образования

Онлайн-образование является сравнительно молодой отраслью, взрывной рост которой начался в 2011-2012 годах. Уже сейчас существуют десятки различных способов типологизировать онлайн-образование. Основным типом онлайн-образования являются так называемые MOOCS – массовые открытые онлайн-курсы с интерактивным участием, предназначенные для неограниченного количества слушателей. Также можно выделить следующие критерии типологизации игроков в области онлайн-образования:

  • По стоимости: бесплатные, платные и freemium. В рамках последней модели сам процесс обучения является бесплатным, а сдача экзамена или получение сертификата о пройденном курсе – платной услугой.
  • По времени: fixed time и open schedule. В рамках первой модели курс доступен только в определенный период времени (час, день, неделя, месяц), во втором случае курс доступен всегда.
  • По авторству курсов: пользовательские курсы и профессиональные. В рамках пользовательских курсов размещается информация от пользователей (обычно в форме видеороликов). Профессиональная модель предполагает, что весь процесс создания курса, включая видеосъемку, компания берет на себя.
  • По количеству слушателей: без ограничения и с ограничением (обычно, не более 50 слушателей).
  • По процессу обучения: курсы без сопровождения и курсы с сопровождением. В рамках первой модели предлагаются только односторонняя передача информации, вторая модель подразумевает общение преподавателя со студентами, в т.ч. проверку полученных знаний.

Дистанционное образование

Дистанционное образование - образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов.

Дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет.

Популярной технологией является пересылка учащимся образовательных контентов (электронных и бумажных учебников, лекционных видео-курсов, видео-семинаров и др.) посредством системы "университетский телепорт - спутник - спутниковая антенна студента - телевизор". Данная технология интерактивна: в режиме реального времени учащиеся проходят тестирование знаний, консультируются с педагогами и т.д.

Дистанционное обучение информатике

Подготовка студентов, учителей и преподавателей к ЕГЭ по информатике может проводиться дистанционно с помощью Интернет и базовых учебных пособий по информатике и ИКТ.

Дистанционное обучение как и всякое другое заочное обучение проводится с использованием учебников и учебных пособий, а также сдачей зачетов и экзаменов и курсовых проектов и работ.

Дистанционно подготовка к ЕГЭ может проводиться не только по информатике и ИКТ, но и по другим школьным общеобразовательным предметам. Например - обществознанию.

Подготовка к ЕГЭ студентов,преподавателей и учителей информатики начинается с подтверждения ими знания учебников информатики и стандартов ЕГЭ.

Завершение подготовки к ЕГЭ - выполнение курсовых проектов и работ по информатике и ИКТ в компьютерной сети Интернет.

Технологии дистанционного обучения

Технологии Дистанционного обучения - информационные технология, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Типы дистанционного образования

Количество возможностей дистанционного образования в России стремительно растет. Многие учебные заведения активно разрабатывают дистанционные курсы всех видов: от школьного экстерната до высшего образования и МВА.

Сегодня посредством дистанционного образования можно:

  • получить высшее образование;
  • пройти обучение в магистратуре;
  • пройти обучение в аспирантуре;
  • получить второе высшее образование;
  • выучить дистанционно иностранный язык;
  • пройти курс обучения по программам МВА;
  • поучаствовать в Интернет-тренингах;
  • повысить квалификацию на профессиональных курсах;
  • получить школьное и среднее образование.

Преимущества и недостатки дистанционного образования

  • Дистанционное образование незаменимо для удалённых городов, где другие возможность получить желаемое образование зачастую вообще отсутствует.
  • Для обучения не нужно покидать свои дом, семью, друзей, работу, а также нести денежные расходы на дорогу и проживание.
  • Дистанционное образование ведется по индивидуальным учебным планам, благодаря чему обучающийся может задавать вопросы о тех аспектах курса, дисциплины, которые ему интересны.
  • У студента развиваются навыки самостоятельного поиска необходимой информации, а также привычка работать и принимать решения самостоятельно.
  • Дистанционное обучение помогает обойти психологические барьеры, связанные с коммуникативными качествами человека, такими как стеснительность и страх публичных выступлений.
  • Дистанционное обучение мобильно, а значит, студент имеет доступ к актуальным материалам, становится профессионалом, который может на практике применять полученные знания.

Кому подходит дистанционное образование?

  • Тому, кто занят на работе или дома и не имеет возможности посещать занятия и слушать часовые лекции;
  • Тому, кто стремится повысить свою квалификацию, раскрыть таланты и получить новые знания без отрыва от продвижения по карьерной лестнице;
  • Тому, кто любит выбирать (у каждого студента всегда есть выбор: общаться с преподавателями лично, по телефону или посредством Интернета).
  • Тому, кто любит получать от жизни все и никогда не упускает возможности расширить профессиональные связи и кругозор, ведь благодаря дистанционному образованию, можно обучаться на нескольких курсах одновременно.

Насколько эффективно и востребованно дистанционное образование?

Ответ на вопрос о том, насколько котируются на российском рынке труда специалисты, получившие дистанционное образование, очевиден. Всем известно, работодатели ценят опытных специалистов – практиков, которые не прерывают свой трудовой стаж на учебу, а образовываются в свободное от работы время.

Дистанционное обучение позволяет получить высшее образование параллельно с работой, расширяет возможности россиян в обучении за рубежом, получении ученых степеней, признанных международным образовательным сообществом. Ну а какой специалист наиболее востребован на современном рынке труда: практик, получивший образование в форме дистанционного обучения в престижном учебном заведении, или теоретик, окончивший очное отделение неизвестного местного вуза, - каждый решает сам.

Сколько стоит дистанционное образование?

Стоит заметить, что программы дистанционного образования гораздо дешевле, чем аналогичные образовательные курсы, проводимые по традиционной системе. Учебные заведения экономят на арендной плате, электроэнергии и дорогостоящей технике, ведь для обучения не требуются отдельные помещения и компьютеры. Кроме того большую часть времени обучающиеся занимаются самостоятельно, а значит, преподаватели могут одновременно обучать большое число учеников, благодаря чему цена на дистанционное образование остается доступной.

Где получить дистанционное образование?

Лидирующую позицию по соотношению стоимости обучения, количеству специальностей и срокам обучения, занимают сразу 2 участника:

  • 1) Академия «МНЭПУ», которая активно развивает дистанционную форму обучения и реализует на базе дистанционных технологий инновационные программы обучения при поддержке властей столицы и
  • 2) Московский институт экономики и права, ЦДО - проект Московского института экономики, менеджмента и права (МИЭМП). Далее по Рейтингу* размещаются ИЭСО, Институт Коммуникативных Технологий, Институт профессиональных инноваций, МФПА, Институт психологии культур, МЭСИ, Институт дистанционного образования МФЮА, ИПЭБ (Институт Правовой и Экономической Безопасности), Гуманитарно-Экологический Институт.

Современные Интернет-технологии дистанционного обучения строится на базе следующих средств:

  1. веб-сервера
  2. веб-страницы и сайты;
  3. электронная почта;
  4. форумы и блоги;
  5. чат и ICQ;
  6. теле- и видеоконференции;
  7. виртуальные классные комнаты;
  8. вики-энциклопедии;

Технологии видеоконференсвязи

От мобильного телефона до сети Итернет, мир строится на самых современных технологиях. Благодаря широкополосным и цифровым сетям связи, сегодня видеоконференцсвязь дает возможность использовать атмосферу реального присутсвия в помещении, которая позволяет преподавателямнести новые знания, читать вводные лекции, проводить консультации в режиме реального времен.

Использование технологии видеоконференцсвязи дает ключ к эффективному дистанционному образованию. Посредством видеоконференцсвязи преподаватель может знакомить студентов и новыми компьютерными технологиями, обращая внимания на реакции программ и учащихся.

Проведение занятий в режиме он-лайн со студентами в сети Интернет - лекции, семинары, коллоквиумы и сдачу зачетов и экзаменов для группы или для каждого ученика персонально, загружая в сеть учебные материалы, вопросники и экзамены.

Максимальное приближение ощущения присутствия преподавателя и учеников в одной аудитории с использованием технологии высокой четкости High Definition (HD). Управление всеми устройствами в аудитории от проектора до климатической системы нажатием пальца на интерактивном экране.

Опыт Дистанционного обучения

Заочная форма обучения достаточно эффективно работала у нас в стране с использованием бумажных учебников и пособий и очной сдачей зачетов и экзаменов.

Прием экзаменов вполне можно проводить с помощью

видеоконференцсвязи , а прием зачетов - с помощью тестирования знаний через Интернет.

Российский опыт дистанционного обучения с использованием бумажных учебников в СГУ показывает, что заочная форма может обеспечить обучение десятков тысяч человек.

Обучение проводится самостоятельно по бумажным учебникам, а контроль знаний на очных сессиях либо через Интернет опросами по разделам учебников - ОЧЕНЬ ЭФФЕКТИВНО.

Практически все 100% студентов и школьников при использовании бумажных учебников и тестирования знаний через Интернет получали исключительно оценки "ХОРОШО" и "ОТЛИЧНО".

Примеры курсовых Интернет-проектов

Курсовые Интернет-проекты - это интерактивные информационные сайты с выполнением курсовых работ и заданий по решению задач по информатике, работе с офисными пакетами и созданию личных либо школьных сайтов.

Курсовые работы и курсовые проекты учителей информатики и студентов ИТО МПГУ:

  1. Курсовой проект студентки-учителя информатики М.Щетининой

Недостатки программированного обучения

Программированное обучение - это попытки обучения с использованием выборочных ответов, в которых содержится серия неправильных ответов

Наличие неправильных ответов - ложной, недостоверной информации ставит людей в тупик и никак не помогает людям в обучении ни с психологической, ни с педагогической точек зрения.

За 60 лет применения программированного обучения нигде и никому не удалось получить значимых результатов с помощью выборочных вопросов с сериями ложных ответов.

Самым большим провалом являются результаты ЕГЭ в школах РФ для организации единых экзаменов, где более 90% выпускников школ получают двойки или оказываются не аттестованными на выходе из школ.

Также неудачными оказывались все попытки применения программированного обучения во всех проектах дистанционного и автоматизированного обучения во всех странах мира.

является современным видом образования, приобретающим все большую популярность.

Суть дистанционного метода заключается в осуществлении учебного процесса на расстоянии в режиме реального времени. Ученик и учитель общаются посредством интернет-связи, учитель передаёт, а ученик получает знания и задания, сдает контрольные работы. При этом, преподаватель может быть удалён от ученика на любое расстояние, они могут проживать в и на разных континентах.

Такое обучение стало возможным, благодаря развитию интернет-технологий, распространению электронных средств связи. Дистанционное обучение отличается от очного образовательного процесса методикой проведения занятий.

И потому, требует методических изменений в осуществлении образования школьников и студентов. Какие технологии дистанционного образования используются в современном обучении на расстоянии? Какие же существуют для применение дистанционных технологий в образовании?

Дистанционные технологии в обучении опираются на следующие методы передачи информации:

  1. Электронные учебники и справочники: содержат и хранят информацию.
  2. Интернет: осуществляет пересылку любых форм информации (текст, графика, видео, фото, звук), двухстороннее общение в виде семинаров, дискуссий.

Для реализации дистанционного образования необходимо общение на расстоянии в реальном времени. Для обеспечения такого общения используется техническое обеспечение, включающее в себя следующие средства и устройства:

  • Сеть передачи информации (интернет). Данная сеть берет на себя функции по передаче изображения лиц педагога и ученика, предоставляемой видеоинформации (текстов, таблиц, картинок), словесной информации.
  • Устройства, обеспечивающие прием и отправление информации в реальном режиме. Такими устройствами являются , планшеты, иногда мобильные телефоны. Устройство должно обеспечивать визуальный и звуковой контакт между учителем и учеником (учениками).

Работа современных средств передачи информации зависит от наличия электрических передающих устройств и коммуникаций связи.

Методы дистанционного обучения

Традиционное обучение школьников и студентов включает лекции, практические работы, самостоятельные исследования, письменные задания и устные опросы.

Дистанционные технологии в образовании предполагают наличие некоторых изменений в применяемых методиках:

  1. Лекция или подача готовой информации: требует определенного уровня самодисциплины от ученика.
  2. Самостоятельное исследование (реферат): не изменяется, так как в обоих случаях (очное образование или дистанционное) ученик предоставляет учителю результат поиска или исследования, который он выполняет самостоятельно.
  3. Практические работы: значительно усложняются. Требуют от учителя разработки детальных пошаговых инструкций и углубленной консультации по выполнению работы. В ряде случае осуществление практических работ дистанционно становится невозможным.
  4. Выполнение заданий: изменения в форме отправки текста. Для удобства отправки и получения задания применяются тесты, в которых результат длительных вычислений может быть обозначен выбором одного числа.
  5. Устный опрос: требует от ученика самодисциплины, так как опрос на расстоянии дает возможность пользоваться подсказками, шпаргалками и другими средствами, не допускаемыми в очном школьном образовании.

Традиционные методы обучения требуют изменений и дополнений для организации обучения по дистанционной технологии.

Преимущества обучения на расстоянии

Широкое распространение дистанционных видов образования объясняется весомыми преимуществами удаленного обучения:

  • Возможность организации уроков в труднодоступных районах, для инвалидов и часто болеющих детей, возможность обучения в иностранных ВУЗах.
  • Возможность полноценного заочного обучения в ВУЗах.
  • Возможность занятий во время эпидемий или при сложных погодных условиях.
  • Индивидуальный подход к обучению каждого ученика.
  • Лояльный подход ко времени обучения.
  • Возможность , приобретения второй специальности, дополнительных знаний.
  • Снижение затрат на обучение.
  • Самодисциплина и ответственность ученика.
  • Всеобщая доступность обучения (любому возрасту, уровню образования, профессиональной подготовки, в любом месте планеты, где есть коммуникативная связь).

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования дистанционному обучению. В статье дан анализ форм обучения, приведены основные направления развития дистанционного обучения, показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Выделены проблемы, решаемые обучающимися и преподавателями в дистанционном обучении. Показано, что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических технологий, которые лежат в основе проектирования и реализации дистанционных курсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Дистанционное обучение – это обучение с помощью технологий, позволяющих получать образование на расстоянии. 6 мая 2005 года был издан приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, который гласит: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии педагогического работника и обучающегося…”
В наше время дистанционное обучение проводится чаще всего при использовании Интернета, все реже используется почтовая система. Педагог (тьютор) проводит обучение в так называемом виртуальном классе, в который студент может заходить, когда ему этого хочется или удобно. Как правило, чтобы попасть в подобный виртуальный класс, студенту необходимо получить логин и пароль, которые выдаются после зачисления на обучение.
Преимущества дистанционного обучения:

  • Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.
  • Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.
  • Эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов.
  • Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
  • Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

Дистанционное обучение возникло относительно недавно и именно благодаря этой новизне оно ориентируется на лучший методический опыт, накопленный различными образовательными учреждениями по всему миру - на использование современных и высокоэффективных педагогических технологий, отвечающих потребностям современного образования и общества в целом. Благодаря большей "методической" свободе и независимости дистанционные курсы в сравнении с традиционным, сложившимся десятилетиями, университетским или школьным образованием строятся на инновационных подходах к обучению. Но в этом таится и сложность - дистанционные курсы, в основе которых лежат новые технологии обучения "не вписываются" в структуру и программы традиционного обучения. При сочетании подобных традиционных и инновационных курсов их разработчикам приходится изменять действующие программы, проводить дополнительное обучение преподавателей и т.д.

Среди педагогических технологий наибольший интерес для дистанционного обучения представляют те технологии, которые ориентированы на групповую работу учащихся, обучение в сотрудничестве, активный познавательный процесс, работу с различными источниками информации. Именно эти технологии предусматривают широкое использование исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний в совместной или индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной деятельности. Также эти технологии наиболее эффективно решают проблемы личностно-ориентированного обучения.

Обучение в сотрудничестве. Технология обучения в сотрудничестве появилась как альтернативный вариант традиционной классно-урочной системе. Ее авторы объединили в едином процессе три идеи:

  • обучение в коллективе,
  • обучение в малых группах.

Это было названо одним термином - обучение в сотрудничестве. При обучении в сотрудничестве главной силой, влияющей на учебный процесс стало влияние коллектива, учебной группы, что практически невозможно при традиционном обучении.

При обучении в сотрудничестве решаются следующие задачи:

  • Учащийся гораздо лучше учится если он умеет устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива;
  • От умения общаться с другими членами коллектива зависит и умение учащихся грамотно и логически писать;
  • В процессе социальных контактов между учащимися создается учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности.

Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде.

Работа в группах. Преподаватель разбивает учащихся на группы и дает им задание (по электронной почте, вывешивая информацию на сайте и т.п.). В этом задании задается общая тема для изучения (проблемная ситуация, отдельный вопрос темы и пр.). Используя синхронную или асинхронную коммуникацию, студенты должны проанализировать (структурировать) полученное задание и разбить на несколько под заданий (от двух до четырех). Далее они планируют свою работу и определяют, кто за что отвечает (кто какую часть задания готовит).

Дальнейшая работа строится по следующему плану:

1. Общение экспертов. Студенты, ответственные за конкретный вопрос, могут на этом этапе наладить контакты по сети со своими "коллегами" из других групп, получивших такое же точно задание. Их совместная задача - обсудить друг с другом стратегию поиска и представления этого материала другим членам группы, обменяться известной информацией по изучаемому вопросу.

2. Поиск и анализ информации. На этом этапе студенты работают индивидуально, собирая и анализируя информацию. Их задача на этом этапе - как можно детальнее познакомиться с вопросом, изучить материал с тем, чтобы это позволило им достичь "экспертного" уровня в этой области.

3. Тренировка экспертов. После сбора и первоначального анализа информации эксперты опять работают вместе. Они представляют собранную информацию друг другу (или третьему лицу, например, приглашенному "независимому" эксперту), подводят итоги проделанной работы, вырабатывают окончательный вариант презентации по данной теме, которую они затем представят другим участникам группы.

4. Общий сбор группы. Каждый из экспертов "возвращается" в установленный срок в свою группу и проводит презентацию. Его задача сводится к тому, что за минимальное время он должен научить своих однокурсников тому, что он узнал сам и представить учебные материалы, которыми он пользовался при подготовке к семинару. В сети подобные мероприятия удобнее всего проводить либо в виде общения студентов в рамках списков рассылки (можно и передавать текстовые материалы, и презентации PowerPoint), либо в виде мультимедийных телеконференций (видеоконференций).

5. Анализ работы. После завершения обмена презентациями и обсуждения всех вопросов, которые были недостаточно ясно отображены в презентациях, учащиеся переходят к обсуждению и оценке работы подгруппы в целом. Отмечается вклад каждого в общее дело, удалось ли работать командой, обсуждается учебный процесс (насколько удобно было общаться друг с другом, все ли было понятно и т.п.).

Успех работы групп кооперации напрямую зависит от умения преподавателя спланировать работу групп и от умения самих учащихся построить свою учебную деятельность, сочетая индивидуальную работу с работой в парах и группой в целом. Цели такой работы должны быть понятны и доступны учащимся. При этом, учащиеся должны понимать, что это совместная деятельность, но каждый из них имеет в этой деятельности "свое лицо", сохраняет свою индивидуальность.

Метод проектов. Метод проектов - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с учащимися. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов "общественности", то есть другим учащимся группы, экспертам или, например, "внешним" пользователям Интернет, не имеющим прямого отношения к процессу обучения.

В настоящее время принято выделять семь основных этапов работы над проектом:

1. Организационный;
2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;
3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;
4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;
5. Работа над проектом;
6. Подведение итогов, оформление результатов;
7. Презентация проекта.

Формы организации совместной деятельности учащихся над проектом определяются исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта. Главное, что в любом случае это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.

В основе многих учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования;
  • проведение сбора данных;
  • анализ полученных данных;
  • оформление конечных результатов;
  • подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, презентаций и пр.).

Разновидностью метода проектов является метод телекоммуникационных проектов.
Под учебным телекоммуникационным проектом понимают совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельность.

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

  • предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным и пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
  • предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия, решения, разработки предложений;
  • предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
  • предлагается совместное творческое создание, какая-то разработка, практическая (выведение нового сорта растения в разных климатических зонах) или творческая работа (создание журнала, газеты, пьесы и т.п.);
  • предполагается провести увлекательные приключенческие совместные игры, состязания.

В настоящее время в отечественной методике разработано немало типов телекоммуникационных проектов. При этом главными типологическими признаками являются следующие:

1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный, пр.
2. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
3. Характер контактов (среди участников одного учебного заведения, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
4. Количество участников проекта.
5. Продолжительность проекта.

Любой телекоммуникационный проект проводится в несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются. В настоящее время принято выделять семь основных этапов работы над проектом:

1. Организационный;

2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;

3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;

4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;

5. Работа над проектом;

6. Подведение итогов, оформление результатов;

7. Презентация проекта.

В ходе работы над телекоммуникационными проектами может возникнуть необходимость не только в обычном обмене идеями, мыслями, мнениями по тому или иному поводу, но и необходимость в быстром поиске решения какой-то проблемы, поиске идей. В этом случае хорошо зарекомендовал себя такой метод, как "мозговой штурм".

При планировании телекоммуникационных проектов необходимо также продумать формы организации работы учащихся. Эти формы могут быть различны:

  • индивидуальные проекты (внутри большого другого проекта),
  • парные проекты, когда над одним проектом работают партнеры в паре,
  • групповые проекты, когда в проекте принимают участие группы с обеих сторон или даже группы из нескольких регионов.

Проекты могут проводиться с использованием электронной почты, в виде телеконференций или Web-квестов. Формы организации совместной деятельности учащихся над проектом определяются, исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта. Главное, что в любом случае это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.

Технологии проблемного обучения. Проблема - сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический или теоретический интерес. Если проблема правильно сформулирована, то она будет выполнять функцию логического средства, определяющего направление поиска новой информации и тем самым обеспечивающего эффективность деятельности, связанной с ее решением.

В процессе проблемного обучения внимание учащихся фокусируется на важных проблемах, они стимулируют познавательную активность, способствуют развитию умений и навыков по решению проблем. Образовательный процесс строится вокруг учащегося, вся работа организуется в малых группах. Роль учителя сводится к наблюдению, поддержке - не более. Эти проблемы будят любознательность студентов и способствуют тому, что учащиеся самостоятельно осваивают большие объемы новых знаний. Студенты начинают мыслить критически и аналитически, учатся искать соответствующие источники информации и ресурсы, необходимые им для решения стоящей проблемы.

Проблемы, которые ставят перед учащимися, ставятся в системе, то есть, с каждой новой проблемой происходит усложнение материала, учащиеся достают новую информацию и переходят с одного уровня на другой.

Очень тесно связано с исследовательским методом, базируется на обучении в сотрудничестве. Широко используется в различных дисциплинах, но ярче всего в естественнонаучных.

Задача преподавателей - разработать, сформулировать задания - проблемы.

Исследовательский метод. Исследовательский метод обучения очень часто лежит в основе проектной деятельности учащихся, как в рамках обычных, так и телекоммуникационных учебных проектов. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Работа учащихся в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием всех методов и приемов научного исследования, характерных для деятельности ученых.

Основные этапы организации учебной деятельности при использовании исследовательского метода:

1. Определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования.

При выборе темы большое значение имеет социальная, культурная, экономическая и т.п. значимость. Намеченная идея может быть корректно осознана только тогда, когда она будет рассмотрена в определенной системе знания, социального явления, экономической проблемы и т.д.

2. Выявление и формулирование общей проблемы.

Перед учащимися ставится ряд проблем, вопросов, обсуждение которых приведет к следующему шагу - формулированию на основе частных общей проблемы. Обсуждается актуальность и новизна исследования, которое поможет решить сформулированные проблемы.

3. Формулировка гипотез.

Учащиеся с помощью преподавателя формулируют гипотезу исследования, которая в дальнейшем служит им ориентиром в поиске необходимой информации. Гипотезы обычно формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями.

4. Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез.

Чтобы определить наиболее эффективные методы сбора и обработки данных по данной проблеме, необходимо использовать элементы методики обучения в сотрудничестве. Работа в этом случае осуществляется в малых группах (по 3-4 учащихся). Учащиеся и преподаватель должны определить методы исследований (изучение первоисточников, анкетирование, интервью и пр.) и скоординировать их во времени. Также обсуждаются способы и источники получения информации, методика обработки информации.

5. Сбор данных.

На этапе сбора данных учащиеся проводят самостоятельные исследования или работают в малых группах. В процессе сбора данных они определяют способы обработки данных. Также определяются способы оформления результатов (научная статья в газету, журнал, сетевую конференцию, видеофильм, презентация в Интернет и пр.).

6. Обсуждение полученных данных.

Собранные материалы могут быть доложены преподавателю и другим учащимся группы в различной форме, о которой группа договорилась на предыдущем этапе исследования, например:

  • письмо-отчет на сетевой конференции;
  • чат;
  • Веб-страницы по теме;
  • аргументация;
  • ролевые игры, пр.

Вслед за презентацией данных группа обсуждает и анализирует представленную информацию.

7. Проверка гипотез.

Если представленные данные удовлетворили группу и преподавателя, наступает следующий этап исследования - проверка выдвинутых гипотез. Проблема и гипотезы вновь представляются всей группе. Выбираются лишь те гипотезы, которые имеют достаточно доказательные данные в ее подтверждение.

8. Формулировка понятий, обобщений, выводов.

Из совокупности собранных данных, понятий делаются обобщения на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших утверждениями. Все они так или иначе фиксируются.

9. Применение заключений, выводов.

Учащиеся делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своего города, поселка, страны, человечества и приходит к формулированию новых проблем (для настоящего времени, для будущего).

Индивидуальное и дифференцированное обучение. Личностно-ориентированная педагогика ставит задачу выявления и всестороннего развития индивидуальных способностей учащихся. В настоящее время в образовании все чаще обращаются к индивидуальному обучению, в том числе и при дистанционном обучении. Индивидуальный подход к учащемуся можно обеспечить только в том случае, если педагог точно определит исходный уровень его обученности, индивидуальные способности, что возможно только на основе проведения тщательного тестирования. В дальнейшем, путем подбора необходимых средств обучения и проведения индивидуальных консультаций (в том числе и по поводу методики построения индивидуальной траектории обучения для данного конкретного учащегося) учащийся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами.

На практике индивидуальное обучение в чистом виде используется сравнительно редко. Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации.

В условиях дистанционного обучения различные виды и формы дифференциации обусловлены самой спецификой обучения в сетях, где подчас собираются в группы учащиеся разного уровня обученности. Поэтому по уровням подготовки обучаемых в ряде случаев предусматриваются, например, уровни А, В и С.

При дистанционном обучении проблема дифференциации приобретает свою актуальность значительно в большей мере, чем при очном обучении, поскольку контингент обучаемых, объединяемых в одну группу, может быть чрезвычайно неоднородным. Именно поэтому каждый такой курс начинается со знакомства с учащимися и с тестирования на определение уровня подготовленности по данному направлению обучения. С учетом результатов тестирования педагог строит всю тактику обучения каждого учащегося и формирует группы сотрудничества.

Модульное обучение. В педагогике и методике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система не срабатывает.

Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Модуль совпадает с темой учебного предмета. Однако, в отличие от темы в модуле, все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества усвоения.

Модульное обучение - это четко выстроенная технология обучения, базирующаяся на научно-обоснованных данных, не допускающая экспромтов, как это возможно при других методах обучения.

Учащиеся при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. Как правило, формой контроля здесь является тест.

Учебные модули и тесты могут быть легко перенесены в компьютерную среду обучения. Эта технология делает возможным охватить процессом обучения большое количество учащихся, поставить обучение на поток.

Учебный курс, как правило, включает не менее трех модулей. При этом отдельным модулем может быть и теоретический блок, и практические работы, и итоговые проекты.

При разработке модуля учитывается то, что каждый модуль должен дать совершенно определенную самостоятельную порцию знаний, сформировать необходимые умения. После изучения каждого модуля учащиеся получают рекомендации преподавателя по их дальнейшей работе. По количеству баллов, набранных учащимися из возможных, учащийся сам может судить о своей успеваемости.

При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая оценка знаний и умений учащихся. Рейтинговая оценка обученности позволяет с большой степенью доверительности характеризовать качество его подготовки по данной специальности. Однако не каждая рейтинговая система позволяет сделать это. Выбранная произвольно, без доказательств ее эффективности и целесообразности, она может привести к формализму в организации учебного процесса. Проблема заключается в том, что разработать критерии знаний и умений, а также их оценки - дело очень трудоемкое.

Модульные программы обучения формируются как совокупность модулей. При определении общей оценки по курсу результаты рейтинга входят в нее с соответствующими весовыми коэффициентами, устанавливаемыми авторами-преподавателями курса.

В модульном обучении оценивается в баллах каждое задание, устанавливаются его рейтинг и сроки выполнения (своевременное выполнение задания тоже оценивается соответствующим количеством баллов) т.е. основной принцип рейтингового контроля - это контроль и оценка качества знаний и умений с учетом систематичности работы студентов.

После окончания обучения на основе модульных оценок определяется общая оценка, которая учитывается при определении результатов итогового контроля по предмету.

При проведении итогового контроля вопросы экзамена должны носить обобщающий характер, отражать основные понятия курса, а не повторять вопросы модульного контроля, причем учащиеся должны заранее знать эти экзаменационные вопросы.

Игровые технологии. Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времен. В настоящее время они широко используются лишь в сфере начального образования, средняя и высшая школа обращаются к ним очень редко. В условиях дистанционного обучения игровые технологии способны решить много проблем, вызванных спецификой образовательной среды виртуального общения. При этом игровой средой становится Интернет, что диктует свои законы дидактической реализации этой технологии обучения.

С одной стороны игры могут успешно использоваться на начальных этапах обучения, когда учащиеся будущих виртуальных учебных групп знакомятся друг с другом. И в этом случае игры могут успешно сочетаться с различными психолого-педагогическими тренингами по развитию навыков коммуникации. С другой стороны, игры могут использоваться и непосредственно в процессе обучения.

В методике выделяются следующие виды педагогических игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие,
  • познавательные, воспитательные, развивающие,
  • репродуктивные, продуктивные, творческие,
  • коммуникативные, диагностичские, профориентационные, психотехнические и т.д.

По характеру игровой методики выделяют= предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры v драматизации.

Более подробно о некоторых видах игр:

  • Имитационные игры.
    Имитируется деятельность какой-то организации, предприятия фирмы. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (совещание, разработка проекта и т.п.), а также обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры содержит сюжет, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
  • Операционные игры
    Помогают отработать выполнение каких-либо специфических операций (например, сформировать навык работы с электронной почтой или пользования поисковой системой). Игры проводятся в условиях, имитирующих реальные.
  • Исполнение ролей
    Отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Разрабатывается модель - пьеса со сценарием, между участниками распределяются роли.

В структуре любой игры можно выделить следующие элементы, каждый из которых должен быть тщательно продуман и спланирован до начала игры:

  • Роли, взятие на себя учащимися,
  • Игровые действия как средство реализации этих ролей,
  • Игровые средства, замещающие реальные вещи,
  • Реальные отношения между играющими,
  • Сюжет (содержание) игры.

В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Метод "мозгового штурма"

Обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии предполагают групповую совместную работу учащихся. Для того чтобы она была успешной учащиеся осваивают ряд алгоритмов, приемов, технологий совместного принятия решений, выработки общей стратегии действий и решения возникающих проблем, поиска их решений, которые успешно используют в дальнейшем в ходе сетевых дискуссий, проектов и т.д.. При этом иногда может возникнуть ситуация, когда потребуется принять коллективное решение или сгенерировать новую идею в очень жесткие сроки. В этом случае хорошо зарекомендовал себя такой прием как "мозговой штурм" (по сложившейся традиции он называется методом, хотя с терминологической точки зрения это не совсем верно).

Осуществляется данный метод следующим образом. С помощью Интернет (электронной почты, телеконференции, чата) партнеры каждой группы передают лидеру свои идеи. Эти идеи фиксируются на компьютерах партнеров, запоминаются и после окончания связи распечатываются на принтере в нужном количестве экземпляров для дальнейшего обсуждения в группах. Во время сеанса высказываемые идеи не обсуждаются, а просто фиксируются.

После окончания "мозгового штурма" участники группы под руководством своего лидера собираются и обсуждают выдвинутые идеи, отбирая из их числа наиболее рациональные с точки зрения большинства участников. Если при этом присутствует автор идеи, он имеет возможность пояснить свою мысль.

Очень большое значение имеют в таких дискуссиях личные качества лидера, который должен придерживаться тактики "доброжелательного наблюдателя". Так, если на взгляд учителя, учащиеся принимают не те решения, ему не следует их "поправлять". Может еще оказаться, что правы в конечном счете они. Учащиеся должны сами найти и исправить свои ошибки. Отобранные и обоснованные идеи группы готовят в виде отредактированного текста на компьютере и затем пересылают по электронной почте партнерам. То же делают и партнеры. В ходе последующих обсуждений партнеры приходят к консенсусу и договариваются о совместном решении.

"Мозговой штурм" как метод выработки большого количества идей за короткий промежуток времени наиболее эффективен при коллективном поиске решения проблем в группе, состоящей не более чем из двенадцати человек. Каждый член группы предлагает, как минимум, одну идую по решению проблемы. Идеи не подлежат оценке, дискуссии или критике. Оптимальная продолжительность мозгового штурма около 30 минут.
В условиях Интернет этот метод эффективен при проведении мультимедийных, аудио и видеоконференций и онлайновых чатов, то есть, в условиях интенсивного общения в режиме реального времени.

Основные этапы "мозгового штурма":

  • определение проблемы,
  • выбор генераторов идей и экспертов,
  • проведение обсуждения проблемы и запись выдвинутых идей,
  • обсуждение идей и ранжирование их по степени важности,
  • определение приоритетов и коллективный выбор наиболее ценной идеи.

Как обычно строится процесс выработки и обсуждения идей? После постановки проблемы ведущий ставит задачу - обменяться информацией, данными по поставленной проблеме. При этом, обмен информацией носит исключительно фактический и объективный характер, и в этот период участники стараются воздерживаться от оценок. Обменявшись информацией, участники "мозгового штурма" переходят к ее анализу. Теперь уже они имеют возможность говорить все, что они думают о собранных данных. Ведущий в это время регистрирует (записывает) все высказываемые оценочные мнения, не пытаясь преждевременно перейти к разрешению проблемы. Далее ведущий предлагает группе найти решение проблемы. Этот этап требует максимума воображения. Руководитель фиксирует предлагаемые решения. Предложенные решения группа сопоставляет с анализом, проведенным во время второй фазы. Отбрасываются одни из идей, объединяются другие, приводя группу к окончательному решению, удовлетворяющему всех участников. При подведении итогов задается главный вопрос: разрешена ли проблемная ситуация (достигнута ли цель)? Также важно определить, всеми ли участниками "мозгового штурма" понятна ситуация, верно ли были выбраны подходы, критерии решения проблемы, а также удалось ли выработать рекомендации для практического действия.

Преимущества метода:

  • обеспечение равного участия каждому члену группы мозгового штурма в обсуждении проблемы и выдвижении идей,
  • одинаковая продуктивность на любой стадии процесса принятия решения,
  • возможность фиксации и постоянной записи всех выдвинутых идей,
  • благоприятные условия для возникновения эффекта "цепной реакции" идей.

Недостатки метода:

  • возможность доминирования одного или двух лидеров - наиболее активных участников группы,
  • вероятность "зацикливания" на однотипной идее,
  • необходимость требуемого уровня компетентности и наличия представителей различных специальностей в составе одной группы,
  • ограниченность времени на проведение

Интернет-ориентированные педагогические технологии

В данной главе перечислены некоторые технологии обучения, которые уже давно известны в системе очного обучения, но в последнее время в несколько измененном виде все чаще стали использоваться при дистанционном обучении.

1. Индивидуальное обучение

Индивидуальное наставничество . Сетевой ментор - профессионал в конкретной предметной области, который помогает учащемуся самостоятельно освоить тот или иной вопрос как в рамках учебной программы, так и вне ее (особенно, если речь идет об индивидуальной работе с талантливыми детьми). Эта форма работы с учащимися идеально подходит для Интернета, поскольку при общении по электронной почте или в чатах учащиеся чувствуют себя более раскрепощенно чем при личном очном общении со взрослым ментором. Отсроченная коммуникация позволяет более четко формулировать вопросы и ответы на них. Менторство заканчивается тогда, когда учащийся справляется с заданием или разбирается с темой.

2. Парное обучение

Репетиция. Два участника группы совместно готовятся к итоговой презентации (представлению проекта, выступлению с докладом на конференции и т.п.). Каждый из них подготовил свою собственную презентацию. Однако, перед ними ставится новая задача - "проиграть" друг перед другом эти презентации, а затем обсудить их качество, задать друг другу как можно большее количество вопросов, пытаясь предугадать, какие ситуации могут возникнуть во время будущей официально запланированной презентации перед всей группой. После предварительного просмотра и обсуждения учащиеся корректируют свои материалы, помогают друг другу в их доработке (переработке). При подобной форме работы учащиеся глубже вникают в суть изучаемого вопроса, заранее "проговаривают" весь материал презентации, что позволяет решить следующие задачи:

  • снимается страх публичного выступления;
  • повышается уверенность в собственных силах;
  • лучше запоминается материал;
  • заранее корректируются все неточности (что позволяет представить в дальнейшем выверенный вариант презентации, не содержащий ошибок);
  • учащиеся лишний раз тренируются в использовании сетевых ресурсов и технологий (например, при участии в видео конференции или чате).

Друзья по переписке. Ставшая уже "классической" форма общения учащихся по Интернету. Переписка по электронной почте, общение в чатах очень эффективны при изучении иностранных языков, для тренировки языковых умений и навыков и общением с носителями языка. Однако, многолетний опыт преподавателей, работающих с учащимися в Интернет показал, что просто переписка - без определенной темы и не контролируемая преподавателем не будет эффективной и, едва начавшись, может тут же прерваться. "Друзьям по переписке" должны быть поставлены конкретные задачи, их деятельность должна вписываться в определенный учебный курс и осуществляться по плану. Эта формы работы очень часто используется при обучении учащихся по проектной методике, в проектах по гуманитарным дисциплинам.

Совместная творческая работа. Этот прием также хорошо известен всем тем, кто работал с учащимися в рамках телекоммунникационных проектов. Учащиеся получают одно творческое задание на двоих и начинают работу над ним в качестве соавторов. При этом возможны различные схемы совместной деятельности, которые учащиеся могут выбрать сами или им это может подсказать преподаватель.

Рецензирование. Данная форма совместной работы учащихся предусматривает обмен рецензиями на работы друг друга. Преподаватель ставит перед двумя учащимися задачу: написать в качестве зачетной работы реферат, а затем, обменяться этими рефератами и написать на них рецензию. Когда работа будет выполнена, учащиеся пересылают по электронной почте свои работы и рецензии на них преподавателю, тот проверяет их и дает свои комментарии.

3 . Коллективное обучение

Диспут. Диспут - это публичный спор, одна из активных форм работы с учащимися. Обычно посвящается обсуждению злободневных проблем. Диспуты могут проводиться и с помощью асинхронной коммуникации (с помощью списков рассылки, форумов), так и в виде телеконференций в режиме реального времени.

Проведение диспута должно тщательно планироваться, а участники диспута еще до его проведения должны познакомиться с темой, изучить достаточное количество первоисточников, чтобы аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Далее диспут проводится либо в форме видеоконференции, что очень близко по способу организации к традиционному диспуту, либо в форме асинхронной конференции. В этом случае кто-либо из участников или преподаватель пишет вступление. Каждый учащийся (пара, группа учащихся) публикует свое выступление на конференции; затем идет аргументированное обсуждение, в котором ключевую роль, опять же, играет координатор. Продолжительность асинхронного диспута, как правило, не превышает двух недель.

Диспут можно объединить с ролевыми играми, индивидуальными или командными.

Доклад (презентация). Публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы. Доклад может быть представлен различными участниками процесса обучения:

  • преподавателем (лектором, координатором и т.д.);
  • приглашенным экспертом;
  • учащимся;
  • группой учащихся.

При этом, если при очном обучении докладчик и учебная группа находятся в одном месте, при дистанционном обучении все присутствующие находятся друг от друга на расстоянии, а сам доклад проводится в виде телеконференции в режиме реального времени.

Литература

  1. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. - N 3. - С. 85-92.
  1. Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 322-329.
  1. Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2004. - N 2. - С. 40-42.
  1. Бочков В. Е. Учебно-методический комплекс как основа и элемент обеспечения качества дистанционного образования // Качество. Инновации. Образование. – 2004. - N 1. - С. 53-61.
  1. Васильев В. Дистанционное обучение: деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2004. - N 2. - С. 6-7.


Дистанционное обучение – образовательная технология, при которой становится возможным для каждого человека в любом месте изучить программу любого колледжа или университета с использованием современных средств передачи учебно-методической информации на расстоянии. (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). – М., Ростов н/Д: МарТ, 2005. - стр. 212)

Дистанционное образование характеризуется пятью основными моментами:

Существование обучающего и обучаемого и как минимум наличие договоренности между ними;

Пространственная разделенность обучающего и обучаемого;

Пространственная разделенность обучаемого и учебного заведения;

Двунаправленное взаимодействие обучаемого и обучающего;

Подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения.

Учебный процесс, осуществляемый на основе технологий дистанционного обучения, включает в себя как обязательные аудиторные занятия, так и самостоятельную работу студентов. Участие преподавателя в учебном процессе определяется не только проведением аудиторных занятий, но и необходимостью осуществлять постоянную поддержку учебно-познавательной деятельности студентов путем организации текущего и промежуточного контроля, проведения сетевых занятий и консультаций.

Применяемые при дистанционном обучении информационные технологии можно разделить на три группы:

Технологии представления образовательной информации;

Технологии передачи образовательной информации;

Технологии хранения и обработки образовательной информации.

В совокупности они и образуют технологии дистанционного обучения. При этом при реализации образовательных программ особое значение приобретают технологии передачи образовательной информации, которые, по существу, и обеспечивают процесс обучения и его поддержку.

К образовательным технологиям, наиболее приспособленным для использования в дистанционном обучении, относятся:

Видео-лекции;

Мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы;

Электронные мультимедийные учебники;

Компьютерные обучающие и тестирующие системы;

Имитационные модели и компьютерные тренажеры;

Консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств;

Видеоконференции.

Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. В дистанционном обучении учебный диалог необходимо организовать с помощью телекоммуникационных технологий.

Коммуникационные технологии можно разделить на два типа - on-line и off-line. Первые обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени, то есть сообщение, посланное отправителем, достигнув компьютера адресата, немедленно направляется на соответствующее устройство вывода. При использовании off-line технологий полученные сообщения сохраняются на компьютере адресата. Пользователь может просмотреть их с помощью специальных программ в удобное для него время. В отличие от очного обучения, где диалог ведется только в режиме реального времени (on-line), в дистанционном обучении он может идти и в отложенном режиме (off-line).

К технологиям этого рода относятся электронная почта, списки рассылки и телеконференция. Электронная почта устанавливает личное общение между преподавателем и учащимся, телеконференция позволяет организовать коллективное обсуждение наиболее сложных или вызвавших затруднения вопросов курса.

Электронная почта (e-mail) является одним из наиболее удобных, простых и быстрых способов передачи информации. Основываясь на сетевом использовании компьютеров, дает возможность пользователю получать, хранить и отправлять сообщения своим партнерам по сети. С помощью электронной почты можно организовать практически мгновенную доставку файлов с необходимой информацией.

В образовательном процессе электронная почта может использоваться для доставки учебных материалов как одному, так и многим обучаемым, для обеспечения обратной связи с образовательным учреждением, с преподавателем-консультантом, для общения обучаемых друг с другом.

Телеконференции являются активной формой групповой работы, позволяя организовать обсуждение вопросов и обмен мнениями учащихся между собой и с преподавателями. Телеконференции могут служить основой для ведения учебной работы на расстоянии, позволяют организовать публичные обсуждения различных вопросов; устроить обмен мнениями среди слушателей; наконец, устранить состояние полной изолированности каждого обучаемого.

Телеконференции организуются следующим образом. На специальном сервере хранятся сообщения по определенной тематике. Пользователи могут читать эти сообщения и отправлять свои сообщения в интересующий их раздел. Материалы хранятся в удобной для работы форме, их можно дополнять, изменять, сохранять. Они доступны в любое время в течение продолжительного периода.

Существуют телеконференции заочные и очные позволяющие проводить дискуссию в реальном режиме времени. Интерактивное общение пользователей в режиме on-line реализуется с помощью системы IRC (Internet Relay Chat). Эта система предназначена для бесед в режиме реального времени. При работе в этой системе пользователь на одной части экрана монитора видит постоянно поступающую информацию по выбранной теме, а в другой может помещать в эту же группу свои сообщения, которые тут же поступают на дисплеи всех остальных участников группы.

Видеоконференции. Современные компьютерные сети предоставляют возможность организации сеансов видеосвязи. В этом случае участники видеоконференции имеют возможность в режиме реального времени обмениваться видео- и аудиоинформацией, а также передавать различные электронные документы, включающие текст, таблицы, графики, компьютерную анимацию, видеоматериалы.

В учебном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Выбор средств коммуникации должен определяться содержанием, а не технологией. Это означает, что в основе выбора технологий должно лежать исследование содержания учебных курсов, степени необходимой активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс, конкретных целей и ожидаемых результатов обучения и т.п. Результат обучения зависит не от типа коммуникационных и информационных технологий, а от качества разработки и предоставления курсов.

При выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений.