Опыты с водой окружающий мир 3. Свойства воды в жидком состоянии. "Наживка" для льда

Картотека

«Эксперименты и

опыты с водой»

Цель: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Задачи:

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:

Развивать представления детей о некоторых факторах среды вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга.

Расширять представление об использовании человеком воды, для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и в жизни человека.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Опыты для младшего дошкольного возраста.

«Таяние снега»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

Ход : Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т.д.

Вывод: Снег тает от теплого воздуха, идущего от любой системы.

«Можно ли пить талую воду»

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

Ход : Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег расстает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.

Опыты для среднего дошкольного возраста.

«Способность воды отражать окружающие предметы»

Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.

Материал: Таз, вода

Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение.

Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.

«Прозрачность воды»

Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная»

Материал: 1. Две баночки.

2. Камешки, пуговицы, бусины, монетки.

Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе (стакан, стекло в окне, аквариум).

Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны).

Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»

Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.

Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

Опыты и эксперименты для старшего дошкольного возраста.

«Текучесть воды »

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

Материал: 1 . 2 стакана

2. 2-3 предмета, выполненные из твердого материала.

3. Чашка, блюдце, пузырек.

Ход: Взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детым найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

«Вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета»

Цель: Доказать, что вода не имеет формы, запаха, вкуса и цвета.

Материал: 1. Прозрачные сосуды разной формы.

2. По 5 стаканчиков с чистой питьевой водой для каждого ребенка.

3. Гуашь разных цветов (белая – обязательно!), прозрачные стаканы, на 1 больше, чем количество подготовленных цветов гуаши.

4. Соль, сахар, грейпфрут, лимон.

5. Большой поднос.

6. Емкость с достаточным количеством чистой воды.

7. Чайные ложки по количеству детей.

Ход: Переливаем одну и ту же воду в прозрачные сосуды разной формы. Вода принимает форму сосудов. Выливаем из последнего сосуда воду на поднос, она растекается бесформенной лужей. Это все происходит потому, что вода не имеет своей формы. Далее мы предлагаем детям понюхать воду в пять подготовленных стаканчиках с чистой питьевой водой. Пахнет ли она? Вспомним запахи лимона, жареной картошки, туалетной воды, цветов. Все это действительно имеет запах, а вода ничем не пахнет, у нее нет своего запаха. Давайте попробуем воду на вкус. Какая она по вкусу? Выслушиваем разные варианты ответов, затем предлагаем в один из стаканчиков добавить сахар, размешать и попробовать. Какая стала вода? Сладкая! Далее аналогично добавляем в стаканчики с водой: соль (соленая вода!), грейпфрут (горькая вода!), лимон (кислая вода!).

Сравниваем с водой в самом первом стаканчике и делаем вывод, что чистая вода не имеет вкуса. Продолжая знакомиться со свойствами воды, мы разливаем воду в прозрачные стаканы. Какая вода по цвету? Выслушиваем разные варианты ответов, потом подкрашиваем воду во всех стаканах, кроме одного, крупинками гуаши, тщательно размешивая. Обязательно используем белую краску, чтобы исключить ответы детей, что вода – белая. Делаем вывод, что чистая вода не имеет цвета, она бесцветная.

Вывод: Вода не имеет формы, запаха, вкуса и цвета.

«Таяние льда в воде»

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Материал: Таз с водой, две льдинки разного размера.

Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

«Разноцветные растения»

Цель: Показать сокодвижение в стебле растения. Материал: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки).

Ход: Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.

Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

Для любого возраста

«Тонет – плавает»

Цель: Дать детям понять, что металл тонет в воде, а дерево нет.

Материал: 1. Таз с водой.

2. гвоздь.

3. Деревянная палочка.

Ход. Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную палочку. Проверьте гипотезы детей, опустив объекты в воду.

Вывод: металл тонет в воде, а дерево плавает - не тонет.

«Животворное свойство воды»

Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Материал: 1. Веточка дерева.

2. Банка с водой

Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.

Вывод: Вода дает жизнь живому.

«Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы».

Цель: Доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде (пресная вода – вода без соли).

Материал:

1. 2 поллитровые банки с чистой водой и 1 пустая литровая банки.

2. 3 сырых яйца.

3. Поваренная соль, ложка для размешивания.

Ход: Покажем детям поллитровую банку с чистой (пресной) водой. Спросим детей, что случится с яйцом, если его опустить в воду? Все дети скажут, что оно утонет, потому что тяжелое. Аккуратно опустим сырое яйцо в воду. Оно действительно утонет, все были правы. Возьмем вторую поллитровую банку и добавим туда 2-3 столовые ложки поваренной соли. Опустим в получившуюся соленую воду второе сырое яйцо. Оно будет плавать. Соленая вода плотнее пресной, поэтому яйцо не утонуло, вода его выталкивает. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. А теперь положим яйцо на дно литровой банки. Постепенно подливая воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, в середине раствора. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Вывод: Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть

«Добываем пресную воду из соленой (морской) воды»

Опыт проводится в летний период, на улице, в жаркую солнечную погоду.

Цель: Найти способ добывания пресной воды из соленой (морской) воды.

Материал:

1. Таз с питьевой водой.

2. Поваренная соль, ложка для размешивания.

3. Чайные ложки по количеству детей.

4. Высокий пластиковый стакан.

5. Камешки (галька).

6. Полиэтиленовая пленка.

Ход: Наливаем в таз воду, добавляем туда соль (4-5 столовых ложек на 1 литр воды), тщательно размешиваем, пока соль не растворится. Предлагаем детям попробовать (для этого у каждого ребенка есть своя чайная ложка). Конечно, невкусно! Представьте, что мы попали в кораблекрушение, находимся на необитаемом острове. Помощь обязательно придет, спасатели скоро доберутся до нашего острова, но как же хочется пить! Где взять пресную воду? Сегодня мы научимся добывать ее из соленой морской воды. Положим на дно пустого пластикового стакана промытую гальку, чтобы он не всплывал, и поставим стакан в середину таза с водой. Его края должны быть выше уровня воды в тазу. Сверху натянем пленку, завязав ее вокруг таза. Продавим пленку в центре над стаканчиком и положим в углубление еще один камешек. Поставим таз на солнце. Через несколько часов в стакане накопится несоленая, чистая питьевая вода (можно попробовать). Объясняется это просто: вода на солнце

начинает испаряться, превращаться в пар, который оседает на пленке и стекает в пустой стакан. Соль же не испаряется и остается в тазу. Теперь, когда мы знаем, как добыть пресную воду, можно спокойно ехать на море и не бояться жажды. Воды в море много, и их нее всегда можно получить чистейшую питьевую воду.

Вывод: Из соленой морской воды можно получить чистую (питьевую, пресную) воду, потому что вода может испаряться на солнце, а соль – нет.

«Мы делаем облако и дождь»

Цель: Показать, как образуются облака и что такое дождь.

Материал:

1. Трехлитровая банка.

2. Электрический чайник для возможности кипячения воды.

3. Тонкая металлическая крышка на банку.

4. Кубики льда.

Ход: Наливаем в трехлитровую банку кипящую воду (примерно 2,5 см.). Закрываем крышкой. На крышку кладем кубики льда. Теплый воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Так происходит и в природе. Крохотные капли воды, нагревшись на земле, поднимаются с земли вверх, там охлаждаются и собираются в облака. А откуда же берется дождь? Встречаясь вместе в облаках, капли воды прижимаются друг к другу, увеличиваются, становятся тяжелыми и падают потом на землю в виде капелек дождя.

Вывод : Теплый воздух, поднимаясь вверх, увлекает за собой крохотные капельки воды. Высоко в небе они охлаждаются, собираются в облака.

«Вода может перемещаться»

Цель : Доказать, что вода может перемещаться по различным причинам.

Материал:

1. 8 деревянных зубочисток.

2. Неглубокая тарелка с водой (глубина 1-2 см).

3. Пипетка.

4. Кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого).

5. Жидкость для мытья посуды.

6. Пинцет.

Ход: Показываем детям тарелку с водой. Вода в покое. Наклоняем тарелку, потом дуем на воду. Так мы можем заставить воду перемещаться. А может ли она перемещаться сама по себе? Дети считают, что нет. Попробуем это сделать. Аккуратно выложим пинцетом зубочистки в центре тарелки с водой в виде солнца, подальше друг от друга. Дождемся, пока вода полностью успокоится, зубочистки замрут на месте. В центр тарелки аккуратно опускаем кусочек сахара, зубочистки начнут собираться к центру. Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, зубочистки "разбегутся"! Почему? Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.

Вывод: Не только ветер или неровная поверхность заставляют двигаться воду. Она может перемещаться по многим другим причинам.

«Круговорот воды в природе»

Цель : Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры.

Материал:

1. Лед и снег в небольшой кастрюльке с крышкой.

2. Электроплитка.

3. Холодильник (в детском саду можно договориться с кухней или медицинским кабинетом о помещении опытной кастрюльки в морозильник на некоторое время).

Опыт 1: Принесем с улицы домой твердый лед и снег, положим их в кастрюльку. Если оставить их на некоторое время в теплом помещении, то вскоре они растают и получится вода. Какие были снег и лед? Снег и лед твердые, очень холодные. Какая вода? Она жидкая. Почему растаяли твердые лед и снег и превратились в жидкую воду? Потому что они согрелись в комнате.

Вывод 1: При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду.

Опыт 2: Поставим кастрюльку получившейся водой на электроплитку и вскипятим. Вода кипит, над ней поднимается пар, Воды становится все меньше, почему? Куда она исчезает? Она превращается в пар. Пар – это газообразное состояние воды. Какая была вода? Жидкая! Какая стала? Газообразная! Почему? Мы снова увеличили температуру, нагрели воду!

Вывод 2: При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар.

Опыт 3: Продолжаем кипятить воду, накрываем кастрюльку крышкой, кладем на крышку сверху немного льда и через несколько секунд показываем, что крышка снизу покрылась каплями воды. Какой был пар? Газообразный! Какая получилась вода? Жидкая! Почему? Горячий пар, касаясь холодной крышки, охлаждается и превращается снова в жидкие капли воды.

Вывод 3: При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду.

Опыт 4: Охладим немного нашу кастрюльку, а затем поставим в морозильную камеру. Что же с ней случится? Она снова превратится в лед. Какой была вода? Жидкая! Какой она стала, замерзнув в холодильнике? Твердой! Почему? Мы ее заморозили, то есть уменьшили температуру.

Вывод 3: При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердые снег и лед.

Общий вывод: Зимой часто идет снег, он лежит повсюду на улице. Также зимой можно увидеть лед. Что же это такое: снег и лед? Это – замерзшая вода, ее твердое состояние. Вода замерзла, потому что на улице очень холодно. Но вот наступает весна, пригревает солнце, на улице теплеет, температура увеличивается, лед и снег нагреваются и начинают таять. При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду. На земле появляются лужицы, текут ручейки. Солнце греет все сильнее. При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар. Лужи высыхают, газообразный пар поднимается в небо все выше и выше. А там, высоко, его встречают холодные облака. При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду. Капельки воды падают на землю, как с холодной крышки кастрюльки. Что же это такое получается? Это – дождь! Дождь бывает и весной, и летом, и осенью. Но больше всего дождей все-таки осенью. Дождь льется на землю, на земле – лужи, много воды. Ночью холодно, вода замерзает. При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердый лед. Люди говорят: «Ночью были заморозки, на улице – скользко». Время идет, и после осени снова наступает зима. Почему же вместо дождей теперь идет снег? Почему вместо жидких капелек воды на землю падают твердые снежинки? А это, оказывается, капельки воды, пока падали, успели замерзнуть и превратиться в снег. Но вот снова наступает весна, снова тают снег и лед, и снова повторяются все чудесные превращения воды. Такая история повторяется с твердыми снегом и льдом, жидкой водой и газообразным паром каждый год. Эти превращения называются круговоротом воды в природе.



«Потому что без воды и не туды, и не сюды...» пелось в старом добром фильме. Действительно, без воды жизнь на Земле просто невозможна. Вода нужна всему живому: и растениям, и животным, и человеку. Вода покрывает более 60% поверхности нашей планеты, вода составляет 65% человеческого тела. Вода – особая субстанция, способная принимать форму того сосуда, в котором находится. Она может находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Занимательные опыты станут для школьников прекрасным способом знакомства с водой, с ее свойствами и возможностями. Для проведения опытов с водой не нужно сложного оборудования или повышенных , достаточно самого элементарного инвентаря, доступного всем и каждому.

Итак, начнем экспериментировать.

Опыт с водой и солью

Для опыта нам понадобится:

  • вода;
  • стакан;
  • поваренная соль.

Ход опыта

  1. Наполним стакан водой до краев.
  2. Аккуратно помешивая содержимое стакана тонкой проволочкой или зубочисткой, начнем всыпать в него соль.
  3. В ходе опыта выясняется, что в стакан воды можно добавить еще около половины стакана соли, не пролив при этом воду.

Объяснение

Когда вода находится в жидком состоянии, между ее молекулами остается свободное пространство, которое и заполняется молекулами соли. Когда все свободные участки заполнятся молекулами соли, она перестанет растворяться в воде (раствор достигнет насыщения) и жидкость перельется через край стакана.

Опыт с водой и бумагой

Для опыта нам понадобится:

  • ножницы;
  • карандаши или фломастеры;
  • клей;
  • цветная бумага разной плотности;
  • широкая емкость – таз или поднос;
  • вода.

Ход опыта

  1. Разрезаем бумагу на квадраты со стороной 15 см. Складываем квадраты вдвое и вырезаем из них цветы. Отгибаем лепестки у цветов вверх.
  2. Помещаем цветы в емкость с водой.
  3. Через некоторое время цветы начинают раскрывать свои лепестки. Время, через которое это происходит, зависит от плотности бумаги.

Объяснение

Распускаться бумажные цветы начинают от того, что волокна бумаги напитываются водой, бумага становится тяжелее и распрямляется под собственной тяжестью.

Опыт с шариком и водой

Для опыта нам понадобится:

  • воздушный шарик;
  • стеклянная банка;
  • вода;
  • чайник.

Ход опыта

  1. Наполняем воздушный шарик холодной водой таким образом, чтобы он не мог пройти в горлышко трехлитровой стеклянной банки.
  2. Нагреваем воду в чайнике и наполняем ею банку.
  3. Оставляем воду в банке на некоторое время, пока стены банки не прогреются.
  4. Выливаем воду из банки и кладем шарик на ее горлышко.
  5. Наблюдаем за тем, как шарик начинает «всасываться» в банку.

Объяснение

После того как стенки банки нагрелись и из нее была вылита вода, они начинают отдавать тепло находящемуся внутри банки воздуху. Воздух, соответственно, начинает нагреваться и его молекулы движутся быстрее. Когда мы перекрываем шариком горлышко банки, мы создаем разницу давления внутри и извне нее. За счет этого шарик и втягивается в банку.

Опыт с водой и зубочистками

Нет ничего удивительнее и разнообразнее, чем окружающий мир. Дети, начиная с самого раннего возраста, день за днем исследуют его, по-своему представляя себе природу и то, как все в ней связано между собой. Главная задача окружающих их взрослых – так направить детское влечение к познанию, чтобы ребенок считал, что к этому умозаключению он пришел сам после проведения ряда некоторых анализов, наблюдения за рядом событий и просто систематизации полученных знаний.

Давно установлено, что эксперимент – наиболее результативный метод в достижении того восторга, к которому стремятся юные первопроходцы. А как важно увидеть не только сам опыт, а и докопаться до истины и узнать, почему так происходит, суметь его повторить – это ли не чудо? Ребенок любого возраста – от воспитанника детского сада до старшеклассника – станет не просто благодарным зрителем, но и активным участником

С «соком жизни на Земле» – водой.

Содержание статьи:

Опыты с водой для дошкольников

Опыт №1. Какой формы вода?

Как ведет себя вода, когда ее помещают в сосуды, имеющие разную форму? Выяснить это поможет этот опыт. Для его проведения понадобится прозрачный кувшин, высокий стакан, тарелка и табурет или стол.

Поочередно переливая воду из емкости в емкости, а затем просто разлив часть воды на поверхность стола или табурета, дети увидят, что вода, как и всякая жидкость, не имеет формы, а принимает форму сосуда, в который ее погружают или растекается по поверхности, если ее разлили.

Опыт №2. Вода может расширяться?

Проводить следующий опыт нужно зимой на улице при отрицательной температуре или имея морозильную камеру объема, достаточного для того, чтобы поместить в нее бутылку в вертикальном положении. Для проведения эксперимента понадобится пластиковая бутылка емкостью от полутора литров, чтобы результат опыта получился нагляднее. Бутылка должна быть обязательно прозрачной. Еще нужно запастись небольшим куском цветной изоленты и, собственно, самой водой.

Проводится этот эксперимент следующим образом:

  • Налить воды в бутылку до половины;
  • Цветной изолентой обернуть бутылку, для того, чтобы отметить уровень жидкости;
  • Затем нужно оставить емкость с водой на морозе или в холодильнике, не переворачивая;
  • Дождавшись замерзания воды, можно будет наблюдать, что лента, наклеенная на бутылку, осталась внизу, а уровень воды с ее замерзанием повысился.

Этот опыт свидетельствует об увеличении объема воды с ее замерзанием.

Опыт №3. А яйца умеют плавать?

Для этого опыта с водой в домашних условиях нужны две банки емкостью по 0,5 литра и одна банка емкостью 1 литр. Еще понадобится 1 яйцо, оно и станет главным «действующим лицом» в эксперименте и поваренная соль.

Первую полулитровую банку наполнить чистой водой, вторую — водой с добавлением трех ложек поваренной соли.

Как только яйцо окажется в банке с чистой водой, оно медленно опустится на дно банки. В соляном растворе — будет плавать на поверхности.

Теперь нужно положить яйцо в пустую литровую банку и поочередно поливать в нее воду из обеих банок, пока не получиться раствор той концентрации, при которой яйцо будет плавать ровно посредине уровня жидкости. Не всплывет и не утонет!

С добавлением соли вода становится плотнее. Получается, что чем более соленая вода, тем труднее в ней утонуть? Именно так! Ведь недаром в море плавать гораздо проще, чем в пресной воде.

Опыт №4. Природное совершенство — кристаллы

Здесь понадобиться емкость (стакан, чашка, баночка), вода, шерстяная нить и поваренная соль.

Воду для эксперимента лучше брать теплую, чтобы лучше растворялась соль. Соли нужно много. Так много, чтобы при ее растворении с сосуде с водой, она начала давать осадок и перестала растворяться.

В этот раствор нужно погрузить шерстяную ниточку (за ворсинки кристаллам легче будет цепляться), хотя тонкую проволоку или ветку тоже можно использовать.

Через 3-5 дней нить будет покрыта чудесными соляными кристаллами. Этот эксперимент покажет, что такое кристаллы, откуда они берутся, каковы их свойства.

Опыт №5. Чудо-крышка

С помощью одного лишь стакана воды и листика бумаги можно провести ошеломительный эксперимент.

Наверняка 99% людей на вопрос: «Что случится, если стакан с водой перевернуть?» ответят однозначно: «Он прольется». Придется юным исследователям доказывать обратное, правда, для подстраховки прежде чем переворачивать стакан, нужно накрыть его листом бумаги.

Итак, стакан воды накрыть листом бумаги. Теперь резко перевернуть его, поддерживая листок. Можно убирать руку — бумага и вода никуда не денутся!

Опыт показывает, что давление воздуха, которое получает бумага снизу, больше, чем давление воды, которое получает листок сверху и потому вода держится с его помощью и не выливается.

Опыты с водой для детей начальных классов

Опыт №1. От точки к точке

Чтобы провести это исследование нужен очень простой инвентарь: прозрачный пластмассовый стаканчик, бумажная салфетка, разноцветные маркеры и, естественно, вода.

  • Обычную столовую салфетку нужно сложить вчетверо и получить заготовку прямоугольной формы. Отрезать от нее 5-сантиметровый кусок и развернуть, получив на выходе длинный и узкий отрезок салфетки.
  • Отступив от края 5 см, нарисовать яркие разноцветные точки друг за другом по длине полоски из салфетки так, чтобы они образовали разноцветные «бусы».
  • Налить в стаканчик воды на половину объема.
  • На 2 сантиметра, не порисованных точками, опустить полосу из салфетки в воду.

В результате вода из стакана по бумажной салфетке моментально поднимется вверх и разукрасит ее всю в цвета всех точек, нанесенных на полоску.

Из опыта станет известно, что вода всегда находит себе дорогу не только вниз, но вверх. В данном случае таким путем стали пористые целлюлозные волокна, из которых состоит салфетка.

Опыт №2. Сколько соли можно насыпать в полный стакан с водой?

Этот опыт можно провести, имея стакан воды и стакан поваренной соли.

Для начала работы простой стакан наполнить водой до самых краев. Плавно перемешивая воду в стакане, начать насыпать в него соль. Делать это нужно не спеша, давая соли успевать растворяться, а воде в стакане «не выходить за берега».

Задача этого опыта с водой для детей состоит в том, чтобы доказать, что в наполненный стакан воды можно добавить достаточно соли и не пролить ни капельки.

Этому есть научное объяснение: вода оставляет между своими частицами свободное место, именно туда и помещаются частицы соли. Однако избыток соли приведет к тому, что вода перестанет ее растворять, на дне выпадет осадок и вода начнет переливаться через края стакана.

Опыт №3. Всегда ли кипит только горячая вода?

Чтобы провести опыт, нужно приготовить носовой платок, воду в стакане и резинку (пригодную для плотного закрепления платка на стакане).

  • Мокрым и хорошо отжатым носовым платком накрыть стакан с водой и плотно закрепить резинкой на горлышке.
  • Теперь нажать сверху пальцем посредине на поверхность платка, чтобы этим местом он опустился в воду на 3 см.
  • Резко перевернуть стакан, удерживая его одной рукой, а второй ударить во дну.

В момент удара вода в стакане закипит.

Этот опыт из серии «очевидное-невероятное» объясняется просто, но одновременно весьма познавателен. Мокрый платок — преграда для воды. В момент удара по дну стакана в нем образовался самый настоящий вакуум и единственный путь для воздуха в стакан — носовой платок. Воздух (а вакуум всасывает его) должен пройти одну преграду — воду, и как раз минуя ее он образовывает пузырьки, которые и создают иллюзию кипения.

Опыт №4. Волшебный шарик

Тот, кто хочет увидеть, как надувается волшебный шар, должен запастись чайной ложкой пищевой соды, лимоном, уксусом — 3 ст. ложками, воздушным шариком, стаканом, стеклянной бутылкой, воронкой и изолентой.

  • В бутылку налить воды, добавить соды, дождаться ее растворения.
  • Отдельно смешать уксус (3 столовых ложки) и выжать в него сок лимона.
  • Теперь все это с помощью воронки перелить в бутылку с водой и содой.

Важно быть готовыми к тому, что в следующий момент произойдет реакция, поэтому нужно без промедления надеть шар на бутылке и так замотать изолентой, чтобы стык не пропускал воздух.

А случится вот что. Все компоненты вступили в настоящую химическую реакцию. В результате выделился углекислый газ, который создал давление, необходимое для того, чтобы шарик надулся — и он надуется!

Опыт №5. Необычные танцы

Чтобы провести такой опыт с водой в домашних условиях, понадобится стеклянная бутылка, монетка, вода.

Обычную стеклянную бутылку (пустую и незакрытую) положить в морозильник. Вынуть через 10 минут и положить на ее горлышко намоченную в воде монету. Пройдет несколько секунд и монетка начнет «танцевать» на бутылке, подскакивая и щелкая по бутылке.

Оказывается, воздух внутри бутылки охладился и сжался — стал меньше. По мере нагревания он стал расширяться и подбрасывать монетку, заставляя ее «танцевать» на горлышке.

Опыты с водой для детей-подростков

Опыт №1. Атмосферные явления

Для выполнения опыта понадобятся: трехлитровая банка, 5 кубиков льда, тарелка или металлический противень и 300 мл кипятка.

  • На дно бутыля на уровень 3 см налить горячей воды. Банка должна стоять на твердой поверхности.
  • Затем на тарелку или противень уложить лед и поставить его сверху банки так, чтобы кубики льда были сконцентрированы над ее горлышком.
  • От горячей воды начнет подниматься пар, но, встретившись с холодной поверхностью, он тут же охладится и образовавшийся конденсат сформирует облако внутри банки.

Когда охлаждается теплый воздух, он поднимается вверх и образуются облака. Опыт имитирует этот природный процесс. Конечно, детям захочется узнать, почему из этих облаков впоследствии идет дождь.

А все вот почему. Капельки на земле нагреваются и снова поднимаются вверх. Там, на высоте, где температура намного ниже, они, прижимаясь одна к другой, чтобы не замерзнуть, встречаются и образуются те самые облака. Когда их набирается так много, что они становятся слишком тяжелыми, они опадают на землю дождем.

Опыт №2. Робинзон Крузо

Ребята часто любят играть в кораблекрушения и пиратов. А что если предложить им представить себе ситуацию: необитаемый остров, кругом экзотические фрукты, дичь, одним словом, в пище недостатка нет, но… Вода! Окружает остров бескрайний океан с соленой водой, а без воды человек долго не проживет. А ведь оказывается, что если обладать достаточными теоретическими и практическими знаниями, то и из соленой воды можно получить пресную.

Для этого нужны всего лишь тазик с водой, несколько ложек поваренной соли, пластиковый стакан, галька, пищевая пленка.

  • Взамен морской воды нужно налить в таз с невысокими бортами, но большой площадью поверхности, воды и растворить в ней три-четыре ложки соли.
  • Помешивать соль до полного ее растворения.
  • На дно таза нужно установить пластиковый стаканчик.
  • Чтобы предотвратить его всплывание, в него нужно уложить чистые промытые камушки, чтобы утяжелить его. Уровень воды не должен превышать высоту граней стакана.
  • Теперь над поверхностью воды нужно натянуть пленку и закрепить ее за края таза. Там, где стоит стакан – в середине положить утяжелитель – еще один камушек. Оставить конструкцию на солнце.

По прошествии двух часов, стекая по скатам пленки в стакан, в нем соберется пресная вода.

Как объяснить этот опыт с водой? Солнце способствует испарению воды, однако испаряться ей некуда и она конденсируется на пленке, стекая затем с емкость. Куда же девается соль из воды? А она никуда девается, она не испаряется, она по-прежнему остается в тазике, и когда выпарится вся вода, таз останется полон сухой соли, а стакан — полон пресной воды.

Опыт № 3. Абсурдные метаморфозы

Для этого то ли опыта, то ли фокуса нужен старый ненужный стержень от ручки – черной или синей, небольшой прозрачный пузырек от лекарства и таблетка активированного угля.

В маленькую колбочку набрать воды и добавить туда капельку туши (чернил) из старой ненужной ручки, которую уже не жалко выбросить. Проводить такой опыт лучше в перчатках. Раствор после добавления красителя тут же приобретет серый или голубой оттенок.

Затем отдельно нужно растолочь таблетку активированного угля и добавить в емкость. Заткнув горлышко пальцем (руки обязательно должны быть в перчатках), тщательно взболтать полученный «коктейль». Он медленно начнет светлеть и приобретет цвет чистой воды.

Что же произошло? Активированный уголь – абсорбент, он впитывает все вещества, содержащиеся в растворах, помимо него и потому он впитал краситель и сделал его невидимым человеческому глазу.

Опыт №4. Всегда ли вниз течет вода?

Для этого удивительного опыта с водой для детей понадобятся: цветы, лучше светлого цвета, например, тюльпаны или ветви сельдерея; акварельные краски разных цветов, как можно более ярких; прозрачные стеклянные стаканы; чистая вода.

В каждом из стаканов развести воду с краской другого цвета – чем ярче, тем лучше. Расставить в них цветы или веточки сельдерея, как в вазочки. Наблюдать за цветами в течении трех дней – с каждым следующим днем они будут приобретать цвет воды, в которой стоят, набирая все большую насыщенность и яркость.

Объясняется это чудесное явление стремлением цветов «напиться» водой и их капиллярной структурой, за счет которой цветная вода проникает во все клетки растения и окрашивает их во все цвета радуги.

Опыт №5. Куда плывет флотилия из зубочисток?

Провести этот необычный опыт с водой в домашних условиях поможет простой набор средств: емкость с водой, например, небольшой таз, главное, чтобы площадь поверхности была достаточной – минимум 40 см в диаметре; зубочистки — 6-10 штук; жидкое мыло или средство для мытья посуды; сахар-рафинад — 1 кубик.

Налить в тазик воды до половины. Расположить в нем зубочистки по кругу, направив их концами в центр емкости, чтобы одним из своих кончиков они касались бортика. Визуально они должны напоминать солнечные лучи. Теперь очень медленно опустить на дно в самый центр сосуда кубик сахара. Не пройдет и нескольких секунд, как весь флот как по команде устремиться к нему. С помощью чайной ложки сахар можно изымать.

Теперь посреди тазика нужно капнуть жидким мылом. Зубочистки тут же направляются обратно к берегу.

Объяснение у этого опыта очень важное и полезное. Оказывается, сахар впитывает влагу, поэтому он и создал «течение» в своем направлении и притянул к себе зубочистки. Свойство же мыла таково, что, как только оно появляется, натяжение на поверхности воды снижается или исчезает вовсе и потому зубочистки вынуждены были развернуться и уплыть обратно.

« Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму».

(китайская притча )

Опыты с водой

Для выявления свойств воды нами было проведено несколько опытов.

Опыт первый. Нальем немного воды в формочку для льда, поместим ее в морозилку. Через пару часов вытащим формочку, убедившись, что вместо воды в ней появился лед. Что за чудо, откуда он взялся? Неужели твердый лед – это та же вода?

Сейчас проверим! В тепле лед быстро тает и превращается в обычную воду.

Вывод: на холоде жидкая вода замерзает и превращается в твердый лед. Но вода может превратиться не только в лед. Выльем талую воду в кастрюльку, поставим на огонь и внимательно за ней понаблюдаем.

Когда вода закипит, появится пар. Аккуратно поднесем к кастрюльке зеркальце и видим образовавшиеся на нем капельки воды. Значит, пар – это тоже вода!

Если же кастрюлька покипит достаточно долго, то вся вода из нее исчезнет. Вся вода превратится в пар, который разлетится по воздуху.

Вывод: Жидкая вода замерзает и превращается в лёд при температуре 0 градусов. При нагревании до 100 градусов вода кипит и превращается в пар.

Опыт второй. Наберем в тарелку немного воды, отмерим маркером ее уровень на стенке тарелки и оставим на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, мы можем наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Точно так же, как и в предыдущем опыте, она превращается в водяной пар – испаряется. Но в первом случае под воздействием высокой температуры вода исчезла в считанные минуты, а во втором – за несколько дней.

Вывод: Вода способна испаряться.

Опыт третий. Всем известно, что происходит с сахаром, когда мы кладем его в чай и размешиваем ложкой. Но совсем ли исчезает сахар? Ведь чай был несладкий, а стал сладкий. Сахар не исчезает, он растворяется, распадается на крошечные, невидимые глазу частички и распределяется по всему стакану. То же самое происходит и с солью. Чтобы это доказать, в столовую ложку наберем немного жидкости из того стакана, куда перед этим насыпали соль. Подержим ложку над огнем до тех пор, пока вода не испарится. В ложке останется белый порошок. После того, как ложка остынет, попробуем порошок на вкус. Без труда станет ясно, что это соль.

Вывод : Сахар и соль растворяются в воде, меняя ее вкус. Из соленой воды при выпаривании образуются кристаллы соли, из сладкой - кристаллы сахара.

Опыт четветый. «Научи яйцо плавать»

Для проведения опыта нам понадобилось сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

Кладем сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана. Вынимаем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Опыт пятый . «Заколдованная непроливайка».

Наполним стакан водой до самых краев. Теперь сконцентрируем свое внимание и очень осторожно опустим в стакан монетки по одной. Делаем это все осторожнее: вода начнет подниматься над краем стакана.

Что происходит?

Поверхностное натяжение собирает воду. Если приглядеться, то видно, что мениск продолжает линию стенок стакана, возвышаясь дугой посередине. Вода так же поднимается, когда мы погружаемся в ванну, наполненную водой.

Вывод: вода поднимается при погружении тела в воду.

Опыт шестой .

Наполним стакан примерно на 2/3 водопроводной водой. Разместим стакан с водой и карандаш на столе. Опустим карандаш вертикально в воду, чтобы его кончик оказался примерно посередине между дном стакана и поверхностью воды. Поводим карандашом туда-сюда в воде, держа его вертикально.

Со стороны покажется, что карандаш сломался: та часть карандаша, что находится под водой, слегка смещена относительно той части, что находится под водой.

Такой эффект возникает благодаря рефракции. Свет распространяется по прямой, но, когда луч света переходит из одного прозрачного вещества в другое, его направление меняется. Это и есть рефракция. Когда свет переходит из более плотного вещества, например, воды, в менее плотное, например, воздух, происходит рефракция, или видимое изменение угла падения луча. Свет в веществах разной плотности распространяется с разной скоростью.

Вывод: Свет, отраженный от карандаша, проходя сквозь воздух, кажется находящимся в одном месте, а сквозь воду - в другом.

Опыт «Торнадо в бутылке»

  • Вода
  • Прозрачная пластиковая бутылка с крышкой
  • Блеск
  • Жидкость для мытья посуды

Время на проведение эксперимента: примерно 15минут.

Начинаем эксперимент:

  1. Заполняйте пластиковую бутылку водой, пока она не заполнит ¾ части бутылки.
  2. Добавьте в водичку несколько капель жидкости для мытья посуды.
  3. Через несколько секунд добавьте несколько щепоток блеска. Это поможет Вам лучше увидеть торнадо.
  4. Плотно закройте бутылку крышкой.
  5. Переверните бутылку верх дном и держите ее за «шею». Быстро, в течение нескольких секунд, покрутите бутылку круговыми движениями, остановитесь и загляните внутрь.

Примечание:

Возможно, Вам придется покрутить бутылку несколько раз, прежде чем Вы заставите торнадо работать должным образом.

Как это произошло?

Когда Вы прокручиваете бутылку круговыми движениями, Вы создаете вихрь воды, который выглядит как мини-торнадо. Вода быстро вращается вокруг центра вихря за счет центробежной силы. Центробежная сила – это сила внутрь направляющего объекта или жидкости, такой как воды по отношению к центру его круговой траектории. Вихри встречаются в природе, но там они очень страшные.

Опыт «Мыльные пузыри»

Для проведения опыта понадобится:

  • Жидкое мыло
  • Вода
  • Баночка
  • Кусок проволоки

Время на проведение эксперимента:

Около 5 минут

Начинаем эксперимент:

  1. Смешайте один стакан жидкого мыла с шестью стаканами воды.
  2. Вылейте смесь в банку.
  3. Конец проволоки согните в форму кольца.
  4. Опустите проволоку в смесь, помакайте и осторожно вытащите ее.

Примечание:

Прежде чем проводить опыт «Мыльные пузыри» убедитесь в том, что Ваша проволока не покрыта нейлоновым слоем, так как если проволока будет покрыта нейлоновым слоем, Вы не сможете создавать мыльные пузырьки.

Наблюдение:

Попробуйте использовать средство для мытья посуды, шампунь или гель для душа и посмотрите, что из них создает лучше мыльные пузыри. Насколько большой мыльный пузырь Вы можете сделать?

Результат:

Пузыри образуются за счет того, что Вы смешиваете мыло с водой . Когда Вы согнули конец проволоки в колечко и, опустив в смесь, помакали ее, вода с частичками мыла перебралась на проволоку, а после того, как Вы подуете в колечко, оттуда вылетит мыльный пузырёк.


Городской конкурс профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений «Мой лучший урок»

Урок окружающего мира в 3 классе

(учебник: А.А.Плешаков «Окружающий мир»)

Калуга, 2015

Тема. Вода. Свойства воды. (Урок- исследование)

Цель урока : организовать работу для изучения свойств воды, создать условия для выполнения это работы.

Развивать личность школьника на основе формирования умения учиться, развивать внимание, мышление, память, способствовать развитию научной речи.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой формах работы. Воспитывать трудолюбие и ответственность.

Планируемые результаты .

В предметной области:

учащиеся научатся с помощью опытов исследовать свойства воды, анализировать, доказывать предположения, делать выводы в устной и письменной форме, выполнять опыт по инструкции, составлять план ответа при помощи «помощников» представления работы, сравнивать свойства воды и воздуха.

В личностной области:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

В метапредметной области:

Уметь определять и формулировать тему и цель урока, принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свои суждения на основе проведённых опытов. (Регулятивные УУД)

Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника, выполнения опытов, собственных наблюдений,

понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической. (Познавательные УУД)

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. (Коммуникативные УУД)

Основные понятия, формируемые на уроке . Свойства воды – без цвета, без запаха, без вкуса, прозрачность, текучесть, растворитель, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Основные ресурсы : Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник для 3 класса \ А.А. Плешаков.-М., 2013\

Дополнительные: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Свойства воды», оборудование для опытов, инструкция, «помощники» ответов, рабочая тетрадь, карточки со словами, карточка-таблица.

Организационные формы работы : фронтальная, групповая, самостоятельная

Используемые технологии:

    Технология личностно-деятельностного обучения

    Иформационно-коммуникационные технологии

    Технология исследовательской деятельности

    Технология коммуникативного общения

Ход урока (индуктивный тип)

1. Организационный момент ( Приветствие)

Задачи этапа урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Настрой на учебную деятельность

Настраиваются на учебную деятельность

Организует и создаёт условия для мотивированной учебной деятельности

Уметь выполнять требования к уроку, правила поведения на уроке

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Задачи этапа урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Включение в учебную деятельность

Слушают фонограмму

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Уметь слушать вопросы, осмысливать и отвечать на них

(коммуникативныеУУД)

Звучит фонограмма шума воды в течение нескольких секунд.

Учитель. Что услышали? Что представили? Какие чувства вызывает шум воды?

3. Актуализация знаний.

Задачи этапа урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Проверка знаний, полученных ранее, Актуализация темы, постановка проблемы

Отвечают на вопросы, определяют проблему, формулируют тему и цель урока

Организует диалог с детьми, в ходе которого формулируется проблема урока

Уметь отличать разные состояния воды при помощи отгадок на загадки

Уметь излагать ответы, слушать ответы других, отгадывать загадки

(коммуникативные, познавательные УУД)

Учитель . Докажите, что вода самая главная жидкость на Земле.

Дети. Вода входит в состав любого организма. Вода кормит и поит все живые существа. Вода является домом для водных животных и растений. Человек использует воду для приготовления пищи, уборки помещения, для гигиены тела. Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает электрический ток. Без воды невозможно сделать бумагу, ткани, резину, пластмассу, лекарства и многое другое. А ещё вода – самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, морям и океанам день и ночь плывут суда - везут тяжёлые грузы и пассажиров.

2) Учитель .

Отгадайте загадки:

    Течёт, течёт – не вытечет

Бежит, бежит – не выбежит. (река)

    Рыбам зиму жить тепло

Крыша – толстое стекло. (лёд)

    Скатерть бела всю землю одела. (снег)

    Сквозь густую пелену

Ничего я не пойму

Дом, деревья, водоём

Серый гость накрыл плащом. (туман)

(Карточки с отгадками дети находят на угловых зрительных метках)

Учитель . Как вы думаете, почему воду считают удивительным веществом на Земле?

Дети. Вода может находиться в трёх состояниях.

Учитель. Итак, мы всё сказали про воду. Кажется, мы всё знаем о ней или не всё? (пауза) Как вы думаете, есть ли у воды особые свойства, о которых мы ещё не знаем?

Дети. Думаем, что есть.

Учитель. Хотели бы про них узнать? Тогда сформулируйте тему нашего урока .

Дети . Мы будем изучать свойства воды. Слайд№1

Учитель. С какой целью мы будем это делать?

Дети. Чтобы узнать больше о воде, может нам это пригодится в жизни .

    Исследование в малых группах.

Задачи этапа урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Проведение исследований по плану, решение проблемы, вывод

Проводят исследования по плану, решают проблему, делают вывод в результате групповой работы

Организует исследовательскую работу учащихся

Узнать в ходе опытов свойства воды

Уметь добывать новые знания, запоминать их, работать в группе.

(Познавательные, коммуникативные УУД)

Класс делится на 6 групп по 4 человека для проведения опыта и одна группа из 3 человек для наблюдения за загрязнённой водой) давайте вспомним, как нужно работать в группе. Слайд№2

Каждая группа получает необходимое оборудование для проведения опыта и инструкцию как выполнять опыт. В инструкции есть указания для каждого участника группы: кто-то выполняет опыт, кто-то контролирует, кто-то формулирует вывод, кто-то записывает вывод в тетрадь.

Для своего выступления дети могут воспользоваться планом ответа, который выдаст учитель для каждой группы.

1 опыт. На столе стакан с водой, стакан с молоком, ложка. Участник группы опускает поочерёдно ложку в стакан с молоком, а затем в стакан с водой. Приходят к выводу, что ложка видна в стакане с водой. Это говорит о свойстве воды – прозрачность.

2 оп ыт. На столе стакан с водой и полоски цветной бумаги. Дети поочерёдно сравнивают цвет бумаги с цветом воды. Приходят к выводу, что вода бесцветная.

3 опыт . На столе стакан с водой, пузырёк с душистым веществом, например, духи. Дети нюхают воду в стакане, а затем духи. Приходят к выводу, что вода не имеет запаха.

4 опыт . На столе стакан с водой, стакан с чаем или компотом. Дети пробуют на вкус чай, а затем воду. Приходят к выводу, что вода без вкуса.

5 опыт . На столе два стакана с водой, палочка для размешивания, немного соли и немного измельчённого мела. Дети насыпают в один стакан соль, а в другой - мел, размешивают палочкой и приходят к выводу, что соль исчезла в стакане, то есть растворился, а мел осел на дно стакана. Это говорит о свойстве воды – растворитель некоторых веществ.

6 опыт . На столе стакан с водой, ложка, дощечка. Дети наливают ложку воды на дощечку и приходят к выводу, что вода растекается. Это говорит о свойстве – текучесть.

7 опыт. Наблюдение за загрязнённой водой. На столе стакан пустой, стакан с водой, палочка для размешивания, специальная бумага для фильтра, речной песок. Группа детей по рисункам учебника делают фильтр и пропускают воду через фильтр. Делают вывод, что воду можно отфильтровать.

Физкультминутка . На болоте две лягушки - две зелёные подружки,

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Ручками хлопали, ножками топали.

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет, всем друзьям - физкультпривет !

5. Обмен информацией .

Задачи этапа урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Первичное закрепление нового материала

Рассказывают о своих наблюдениях

Помогает детям собирать карточки с названиями свойств и закреплять их на сенсорный крест.

Уметь систематизировать знания, полученные в ходе исследования.

Уметь рассказать по плану о своих наблюдениях за водой.

(Регулятивные УУД)

Каждая группа по очереди выходит к доске и рассказывает, как они выполняли опыт, какое свойство воды они наблюдали. Дети могут воспользоваться помощниками ответов.

Например:1) Мы опускали в стакан…….

2) Наблюдали, что……

3)Сделали вывод………

Один представитель от группы снимает со стены карточку с названием свойства воды, учитель прикрепляет её на сенсорный крест. Таким образом, карточки с названием свойств собираются вместе.

6. Организация информации.

Задачи этапа урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Продолжение реализации поставленной цели

Дети наблюдают новые опыты

Демонстрирует два опыта, с целью выявления новых свойств

Узнать ещё о новых свойствах воды

Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Регулятивные УУД)

Учитель. Какие свойства воды вы обнаружили, проделывая опыты? Дети перечисляют . Слайд№3 (схема)

Учитель . Что могут обозначать вопросительные знаки на схеме?

Дети . Возможно, есть ещё свойства, которые мы не рассмотрели

Учитель демонстрирует ещё два опыта: нагревает и охлаждает воду, чтобы выявить ещё два свойства – расширение воды при нагревании и сжимание воды при охлаждении. Теперь все свойства изучены, снова на слайде можно увидеть схему, но без вопросительных знаков. Слайд№4

    Связывание информации. Обобщение.

Задачи этапа урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Обобщить полученные знания, самостоятельная работа

Дети обобщают полученные знания и заполняют сравнительную таблицу

Организует диалог с детьми, даёт задание практического характера.

Уметь сравнивать свойства воды и воздуха

Уметь производить действия со знаками и символам (позна

вательные УУД)

Учитель. Где в быту, в жизни мы используем свойство воды – растворитель?

Дети . Когда размешиваем сахар в воде.

Учител ь. Могут ли нам пригодится знания о свойстве воды как расширение при нагревании?

Дети. Да, когда кипятим чайник, надо наливать воду не до самого края чайника.

Учитель . Как можно очистить загрязнённую воду?

Дети . Пропустить через фильтр.

Учител ь. Достаточно ли этого, чтобы пить эту воду?

Дети . Нет.

Учитель . Что нужно сделать ещё?

Дети. Прокипятить

Учитель. Со свойствами какого вещества, мы познакомились на прошлом занятии?

Дети . Воздух.

Учитель . Сравните свойства воды и воздуха. Сделайте вывод.

(Дети заполняют таблицу), а затем проверяют её по эталону. Слайд№5

Свойства

Вода

Воздух

Прозрачность

Без цвета

Без вкуса

Без запаха

Текучесть

Растворитель

При нагревании расширяется

При охлаждении сжимается

    Рефлексия.

Задачи этапа урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Отвечают на вопросы, дают самооценку деятельности на уроке

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности.

Уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия, способность положительной самооценки на основе успешной учебной деятельности. (регулятивные УУД)

Учитель . О каких свойствах воды вы теперь знаете?

Как мы изучали эти свойства?

Что вас удивило в процессе работы?

Что показалось интересным при изучении темы?

Что показалось самым сложным?

Что самое важное узнали?

Список литературы

1.Н.Б. Шумакова Развитие исследовательских умений младших школьников\Москва. Просвещение2011\

2. Плешаков А. А. Окружающий мир: учебник для 3 класса \ А.А. Плешаков.-М., 2013\

3.По пути к высоким стандартам (Сборник информационно-методических материалов) Калуга 2011