Тест малые тела солнечной системы. Контрольная работа на тему: "Солнечная система". Образовательное учреждение свердловской области

Контрольная работа по теме

Вариант 1

а) чередующиеся параллельные темные и светлые полосы облаков;

б) много кратеров и гор;

1. Меркурий и Венера;

2. Юпитер и Сатурн;

3. Уран и Нептун.

https://pandia.ru/text/80/248/images/image003_116.gif" width="12" height="11"> 4 2

3. 1. Охарактеризуйте температурные условия на планетах земной группы.

2.Охарактеризуйте атмосферы планет земной группы и дайте объяснение

3.Каковы температурные условия на небольшой глубине под поверхностью

Луны и почему?

4. Выберите правильный ответ:

Хвост кометы подобно ее оболочке...

1. является постоянной частью кометы.

2. образуется в непосредственной близости от Солнца.

3. в любой точке орбиты кометы доступен наблюдениям

5. Используя данные (см ниже таблицу), определите среднюю плотность Каллисто, ускорение свободного падения на поверхности Титана и критическую скорость для Тритона. Соответствующие физические характеристики Луны считать известными (Масса Луны 7,35*1022 кг, радиус 1738 км, средняя плотность 3350 кг*м-3, ускорение свободного падения вблизи поверхности 1,622 м*с-2, критическая скорость 2,38 км*с-2).

Контрольная работа по теме

“ Природа тел Солнечной системы”

Вариант 2

1. Подберите общие особенности для пар планет:

а) имеют наибольшее количество спутников в Солнечной системе;

б) имеют большую массу и незначительную среднюю плотность;

в) покрыты толстыми водородными и метановыми облаками.

1. Меркурий и Венера;

2. Юпитер и Сатурн;

3. Уран и Нептун.

2. На рисунке найдите следующие элементы:

а) Солнце, б) эллипс; в) афелий; г) перигелий; е) точку, в которой наибольшая сила притяжения; ж) точку, где планеты движутся медленнее всего.

https://pandia.ru/text/80/248/images/image003_116.gif" width="12" height="11"> 4 2

3. 1. Охарактеризуйте температурные условия на планетах-гигантах.

2.Охарактеризуйте атмосферы планет-гигантов группы и дайте объяснение

ее физическим характеристикам.

3.Каковы температурные условия на поверхности Венеры и почему?

4. Выберите правильный ответ:

Ядро кометы...

1. похоже на маленькую планету.

2. представляет собой совокупность твердых тел и пылинок, удерживаемых вместе

взаимным притяжением.

3. состоит из совокупности отдельных твердых тел и пылинок, слепленных в единую

глыбу замороженными газами.

4. Используя данные (см ниже таблицу), определите среднюю плотность Титана, ускорение свободного падения на поверхности Каллисто и критическую скорость для Ганимеда. Соответствующие физические характеристики Луны считать известными (Масса Луны 7,35*1022 кг, радиус 1738 км, средняя плотность 3350 кг*м-3, ускорение свободного падения вблизи поверхности 1,622 м*с-2, критическая скорость 2,38 км*с-2).

Решебник по астрономии 11 класс на урок №16 (рабочая тетрадь) - Малые тела Солнечной системы

1. Закончите предложения.

Карликовые планеты представляют собой отдельный класс небесных объектов.
Карликовыми планетами считают объекты, вращающиеся вокруг звезды, не являющиеся спутниками.

2. Карликовыми планетами являются (нужное подчеркнуть): Плутон, Церера, Харон, Веста, Седна.

3. Заполните таблицу: охарактеризуйте отличительные особенности малых тел Солнечной системы.

Характеристики Астероиды Кометы Метеориты
Вида на небе Объект, похожий на звезду Диффузный объект «Падающая звезда»
Орбиты
  1. Главный пояс астероидов (a ~ 2,8 а. е.; P ~ 5 лет);
  2. Пояс Койпера (a > 30 а. е.; P ~ 300 лет)
Кометы короткого периода P < 200 лет, долгого периода - P > 200 лет; форма орбит - вытянутые эллипсы Разнообразные
Средние размеры От десятков метров до сотен километров Ядро - от 1 км до десятков км; хвост ~ 100 млн км; голова ~ 100 тыс. км От микрометров до метров
Состав Каменистые Льды с каменными частичками, органические молекулы Железные, каменные, железо-каменные
Происхождение Столкновение планетезималей Остатки первичного вещества на окраинах Солнечной системы Осколки от столкновений, остатки эволюции комет
Последствия столкновения с Землёй Взрыв, кратер Воздушный взрыв Воронка на Земле, иногда метеорит

4. Закончите предложения.

Вариант 1.

Остаток метеоритного тела, не сгоревший в земной атмосфере и упавший на поверхность Земли, называют метеорит.

Размеры хвоста комет могут превышать миллионы километров.

Ядро кометы состоит из космической пыли, льда и замороженных летучих соединений.

Метеорные тела врываются в атмосферу Земли со скоростями 7 км/с (сгорают в атмосфере) и 20-30 км/с (не сгорают).

Радиант - это небольшой участок неба, из которого расходятся видимые пути отдельных метеоров метеорного потока.

Крупные астероиды имеют собственные имена, например: Паллада, Юнона, Веста, Астрея, Геба, Ирида, Флора, Метида, Гигея, Парфенопа и др.

Вариант 2.

Очень яркий метеор, видимы на Земле как летящий по небу огненный шар, - это болид.

Головы комет достигают размеров Солнца.

Хвост кометы состоит из разряжённого газа и мельчайших частиц.

Метеорные тела, влетающие в атмосферу Земли, светятся, испаряются и полностью сгорают на высотах 60-80 км, метеоритные тела покрупнее могут сталкиваться с поверхностью.

Твёрдые осколки кометы постепенно распределяются по орбите кометы в виде облака, вытянутого вдоль орбиты.

Орбиты большинства астероидов в Солнечной системе располагаются между орбитами Юпитера и Марса в поясе астероидов.

5. Есть ли принципиальная разница в физической природе мелких астероидов и крупных метеоритов? Ответ аргументируйте.

Астероид становится метеоритом только тогда, когда попадает в атмосферу Земли.

6. На рисунке показана схема встречи Земли с метеорным потоком. Проанализируйте рисунок и ответьте на вопросы.

Каково происхождение метеорного потока (роя метеорных частиц)?

Метеоритный поток образуется при распаде кометных ядер.

От чего зависит период обращения метеорного потока вокруг Солнца?

От периода обращения кометы-родоначальницы, от возмущения планет, скорости выброса.

В каком случае на Земле будет наблюдаться наибольшее количество метеоров (метеорный, или звёздный, дождь)?

Когда Земля пересекает главную массу частиц метеоритного роя.

По какому принципу даются названия метеорным потокам? Назовите некоторые из них.

По созвездию, где находится радиант.

7. Изобразите структуру кометы. Укажите следующие элементы: ядро, голова, хвост.

8.* Какая энергия выделится при ударе метеорита массой m = 50 кг, имеющего скорость у поверхности Земли v = 2 км/с?

9. Какова большая полуось орбиты кометы Галлея, если период её обращения T = 76 лет?

10. Вычислите примерную ширину метеорного потока Персеид в километрах, зная, что он наблюдается с 16 июля по 22 августа.

Тест по теме: Солнечная система. (астрономия)
1 вариант 2 вариант
1.Законы движения планет открыл:
А) Птолемей.
Б) Коперник.
В) Кеплер.
Г) Бруно. 1. Система отсчета, связанная с Солнцем, предложенная Николаем Коперником, называется:
А) геоцентрическая;
Б) гелиоцентрическая;
В) центрическая; Г) коперническая.
2.У всех планет есть спутники, кроме…
А) Меркурий Б) Венера В) Земля Г) Марс
Д) Юпитер Е) Сатурн Ж) Уран З) Нептун 2. Самая высокая точка небесной сферы называется …
А) точка севера. Б) зенит.
В) надир. Г) точка востока.
3. Диаметр Солнца больше диаметра Земли вА) 109 раз Б) 218 раз В) 312 раз 3. Возраст Солнца: А) 2 миллиарда лет
Б) 5 миллиардов лет В) 500 миллионов лет
4. Годичный параллакс служит для:
А) определения расстояния до ближайших звезд;
Б) определения расстояния до планет;
В) расстояния проходящего Землей за год;
Г) доказательства конечности скорости света; 4. Линия пересечения плоскости небесного горизонта и меридиана называется …
А) полуденная линия.
Б) истинный горизонт.
В) прямое восхождение.
5. Наблюдая ночью за звездным небом в течение часа вы заметили, что звезды перемещаются по небу. Это происходит потому, что: А) Земля движется вокруг Солнца Б) Солнце движется по эклиптике
В) Земля вращается вокруг своей оси
Г) звезды движутся вокруг Земли 5. Найдите расположение планет-гигантов в порядке удаления от Солнца:
А) Уран, Сатурн, Юпитер, Нептун
Б) Нептун, Сатурн, Юпитер, Уран
В) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
Г) нет верного ответа
6.Куб большой полуоси орбиты тела, делённый на квадрат периода его обращений и на сумму масс тел, есть величина постоянная. Какой закон Кеплера?А) первый закон Кеплера; Б) второй закон Кеплера;
В) третий закон Кеплера; Г) четвертый закон Кеплера. 6. Чему равно значение астрономической единицы?
А) 160млн.км. Б) 149,6млн.км.
В) 135млн.км. Г) 143,6млн.км.
7. Расстояние от Земли до Солнца называется:
А) световым годом Б) парсеком В) астрономическая единица Г) годичный параллакс 7. По каким орбитам движутся планеты?
А) круговым Б) гиперболическим
В) эллиптическим Г) параболическим
8. Назовите основные причины смены времен года:
А) изменение расстояния до Солнца вследствие движения Земли по эллиптической орбите;
Б) наклон земной оси к плоскости земной орбиты;
В) вращение Земли вокруг своей оси;
Г) перепадами температур 8. Явление приливов и отливов объясняется:
А) медленным осевым вращением Луны
Б) притяжением Луны и большими размерами Земли
В) большими перепадами температур на Луне
Г) движением Луны вокруг Земли
Д) лунным затмением
9. Отношение кубов больших полуосей планет равно 64. Чему равно отношение их периодов обращения вокруг Солнца?
А) 8 Б) 4 В) 16 Г) 2 9. Отношение кубов полуосей орбит двух планет равно 16. Следовательно, период обращения одной планеты больше периода обращения другой:
А) в 8 раз Б) в 2 раза В) в 4 раза Г) в 16 раз
10. Когда Земля вследствие своего годичного движения по орбите ближе всего к Солнцу?
А) летом Б) в перигелии В) зимой Г) в афелии 10. Ниже перечислены тела, входящие в состав Солнечной системы. Выберите исключение.
А) Солнце Б) большие планеты и их спутники В) астероиды Г) кометы Д) метеоры Г) метеориты
11. К планетам земной группы относятся:
А) Венера; Б) Юпитер; В) Сатурн;Г) Нептун. 11. К малым телам Солнечной системы относятся:
А) звезды Б) кометы В) астероиды Г) планеты
12. Третий уточненный закон И. Кеплера используется в основном для определения у звезд:
А) расстояния Б) периода В) массы Г) радиуса 12. Сколько времени свет от Солнца идет до Земли?
А) приходит мгновенно Б) Примерно 8мин.
В) 1световой год Г) около суток
13. Период времени между двумя новолуниями называется: А) синодический месяц
Б) сидерический месяц
В) полный лунный месяц
Г) календарный месяц 13. Каждая планета движется так, что радиус - вектор планеты за равные промежутки времени описывает равные площади. Какой закон Кеплера?А) первый закон Кеплера; Б) второй закон Кеплера;
В) третий закон Кеплера; Г) четвертый закон Кеплера.
14. Известно, что орбита любой планеты представляет собой эллипс, в одном из фокусов которого находится Солнце. Ближайшую к Солнцу точку орбиты называют:
А) апогей Б) перигей В) апогелий Г) перигелий 14.Относительно Солнца планеты расположены так:
А) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер. Б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран.
В) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
№ I II
1 В А
2 АБ В
3 А Б
4 А А
5 В В
6 В Б
7 В В8 Б Б
9 А В
10 Б Д
11 А БВ
12 В Б
13 А Б

Ф.И учащегося______________________________________________

Тест по теме «Солнечная система»

Подчеркни правильный ответ.

1. Небесное тело, обращающее вокруг солнца: а) спутник; в) планета; б) метеорит; г) звезда.

2. Самая яркая планета Солнечной системы: а) Земля; в) Венера; б) Марс; г) Луна.

3. «Хвостатые» небесные тела: а) астероиды; в) планеты; б) кометы; г) звезды.

4. Центральное место в Солнечной системе занимает: а) Земля; в) Юпитер; б) Луна; г) Солнце.

5. Самая маленькая планета Солнечной системы: а) Меркурий; в) Плутон; б) Марс; г) Уран.

7. Космический объект, вращающийся вокруг планеты: а) звезда; в) астероид; б) спутник; г) комета.

8. Планеты Солнечной системы изучают: а) географы; в) астрономы; б) историки; г) химики.

9. Самая большая планета Солнечной системы: а) Юпитер; в) Уран; б) Сатурн; г) Нептун.

10. Самая близкая звезда к планете Земля: а) Полярная; в) Антарес; б) Луна; г) Солнце.

Ответы

1. Небесное тело, обращающее вокруг солнца: а) спутник; в) планета ; б) метеорит; г) звезда.

2. Самая яркая планета Солнечной системы: а) Земля; в) Венера ; б) Марс; г) Луна.

3. «Хвостатые» небесные тела: а) астероиды; в) планеты; б) кометы ; г) звезды.

4. Центральное место в Солнечной системе занимает: а) Земля; в) Юпитер; б) Луна; г) Солнце.

5. Самая маленькая планета Солнечной системы: а) Меркурий ; в) Плутон; б) Марс; г) Уран.

7. Космический объект, вращающийся вокруг планеты: а) звезда; в) астероид; б) спутник ; г) комета.

8. Планеты Солнечной системы изучают: а) географы; в) астрономы ; б) историки; г) химики.

9. Самая большая планета Солнечной системы: а) Юпитер; в) Уран; б) Сатурн; г) Нептун.

10. Самая близкая звезда к планете Земля: а) Полярная; в) Сириус ; б) Луна; г) Солнце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Солнечная система" составлен по учебнику О.Т.Поглазовой 2 класс ("УМК "Гармония"). К данному уроку создана презентация "Космос"....

Урок - рефлексии по темам: «Солнечная система», «Вращение Земли», «Пояса освещенности»

Урок по окружающему миру во 2 классе по УМК "Школа 2100". Использованы технологии деятельностного метода, интерактивного обучения....

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО РАЗДЕЛАМ

«ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»,

«СОЛНЦЕ И ЗВЁЗДЫ» И «СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ».

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.09 АСТРОНОМИЯ

Пояснительная записка.

Контрольная работа разработана в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «Астрономия».

Вид контроля: тематический.

Форма контроля: уровневая контрольная работа.

Цель контроля: проверка соответствия уровня деятельности обучающихся требованиям ФГОС.

Форма заданий: учебная задача.

Количество вариантов: 8

Количество заданий в варианте: 3

Номер задания

Характеристика объектов изучения:

астрономическое событие;

физическое явление.

Характеристика объекта изучения:

астрономический объект.

Решение астрономической задачи.

Характеристика заданий:

Номер задания

Номер пункта плана

Критерии оценивания

(демонстрируемые умения)

Номер по порядку

Показатели (базовые компетенции)

Корректное поведение во время выполнения контрольной работы.

Эмоционально-психологические

Даёт определение астрономического события или физического явления (в зависимости от варианта)

Регулятивный

Оценивает условия наступления астрономического события или условия протекания физического явления (в зависимости от варианта)

Самосовершен-ствования

Приводит пример наблюдения за астрономическим событием или пример применения (проявления) физического закона (в зависимости от варианта)

Творческие

Регулятивные

Анализирует основные характеристики астрономического объекта

Аналитические

Оценивает варианты возможного происхождения астрономического объекта

Самосовершен-ствования

Подбирает пример существования астрономического объекта

Творческие

Социальные

Аналитические

Исследует связи и зависимости

Аналитические

Самосовершен-ствования

*Сформированность эмоционально-психологических компетенций учащихся отслеживается по поведению во время выполнения контрольной работы и не влияет на оценку учащегося.

Матрица оценки:

Объём знаний

Уровень

учебной

деятельности

Ориентационный

Базовый

Программный

Аналитико-

синтетический

Алгоритмический

Фактографический

Текст заданий.

Вариант 1

Дайте характеристику астрономического события: новая звезда.

Дайте характеристику астрономического объекта: карликовая планета.

Определите расстояние до звезды Альтаир, если её параллакс 0,2” .

Вариант 2

Дайте характеристику астрономического события: солнечная активность.

Дайте характеристику астрономического объекта: галактика.

Определите сумму масс двойной звезды, если период обращения её компонентов 50 лет, а большая полуось орбиты 20 а.е.

Вариант 3

Дайте характеристику астрономического события: метеорный поток.

Дайте характеристику астрономического объекта: звезда.

Определите лучевую скорость звезды, если в её спектре красная линия водорода
оказалась смещённой к фиолетовому концу спектра на .

Вариант 4

Дайте характеристику физического явления: эффект Доплера.

Дайте характеристику астрономического объекта: планета.

Определите, во сколько раз звезда светимостью 10 L и температурой поверхности 8400 К, больше Солнца.

Вариант 5

Дайте характеристику астрономического события: сверхновая звезда.

Дайте характеристику астрономического объекта: астероид.

Определите тангенциальную скорость звезды, если её собственное движение составляет 0,1 в год, а расстояние до звезды 20 пк.

Вариант 6

Дайте характеристику физического явления: реликтовое излучение.

Дайте характеристику астрономического объекта: метеороид.

Определите период обращения двойной звезды, если суммарная масса её компонентов 10 М, а большая полуось орбиты 5 а.е.

Вариант 7

Дайте характеристику астрономического события: болид.

Дайте характеристику астрономического объекта: звёздное скопление.

Определите параллакс звезды, если расстояние до неё 25 пк.

Вариант 8

Дайте характеристику физического явления: переменные звёзды.

Дайте характеристику астрономического объекта: комета.

Определите пространственную скорость звезды, если её лучевая скорость 25 км/с, а тангенциальная скорость 10 км/с.

Планы характеристики учебных элементов.

Задание № 1

План характеристики астрономического события .

Определение;

Условия наступления;

Пример наблюдения.

План характеристики физического закона .

Определение;

Условия протекания;

Примеры проявления (применения).

Задание № 2

План характеристики астрономического объекта .

Определение;

Основные характеристики;

Происхождение;

Пример существования.

Алгоритм решения учебной задачи.

(Задание №3).

Краткая запись условия;

Подбор необходимых для решения формул (законов, уравнений);

Выполнение математических преобразований и расчётов;

Оценка достоверности полученного результата.

Оценка контрольной работы по разделам «Практические основы астрономии» и «Строение Солнечной системы».

Демонстрируемые умения

Корректное поведение во время выполнения работы

1 задание

2 задание

3 задание

Уровень выполнения

Даёт определение астрономического события или физического явления

Оценивает условия наступления астрономического события или условия протекания физического явления

Приводит пример наблюдения астрономического события или проявления (применения) физического явления

Даёт определение астрономического объекта

Анализирует характеристики астрономического объекта

Оценивает варианты происхождения астрономического объекта

Подбирает пример существования астрономического объекта

Переводит информацию из одной знаковой системы в другую

Выделяет причинно-следственные связи

Исследует связи и зависимости

Оценивает достоверность полученного результата

Объём знаний

Уровень деятельности

Базовые компе-

тен-

ции

Оценка

Эмоцио-нально-психоло-гические

Регуля-тивные

Само-совер-шенст-вования

Творческие

Регуля-тивные

Социаль-ные

Само-совер-шенст-вования

Творческие

Социаль-ные

Анали-ти-ческие

Анали-тические

Само-совер-шенст-вования

Програм-

мный

Аналитико-синтетический

Выполнено не менее 7 пунктов из 3 -х заданий

Програм-

мный

Алгоритми-ческий

Базовый

Аналитико-синтетический

Базовый

Аналитико-синтетический

Базовый

Аналитико-синтетический

Выполнено не менее 5 пунктов из 2 -х заданий

Базовый

Алгоритми-ческий

Ориента-ционный

Аналитико-синтетический

Ориента-ционный

Аналитико-синтетический

Ориента-ционный

Аналитико-синтетический

Выполнено не менее 3 пунктов из 3 -х заданий

Програм-

мный

Фактогра-фический

Выполнено не менее 2 пунктов из 2 -х заданий

Базовый

Фактогра-фический

Выполнено не менее 2 пунктов из 1 -го задания

Ориента-ционный

Алгоритми-ческий

Выполнен 1 пункт из 1 -го задания

Ориента-ционный

Фактогра-фический

Не выполнено ни одного пункта

Не определён

Не определён