Страны входящие в баренц регион. Баренцев Евро-Арктический регион как инструмент «мягкой силы. Образование и развитие Баренц-региона

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Евро арктический регион Баренцево

управление общественный баренц сотрудничество

Основные цели регионального сотрудничества были изложены в разработанной в начале 1994 г. Баренц-программе, которая каждый год проходит соответствующую корректировку по отдельным пунктам. Что касается основных направлений сотрудничества, то они сводятся к следующим пунктам:

Обеспечение мирного и стабильного развития в регионе;

Уменьшение военной напряженности;

Укрепление существующих и установление новых двусторонних и многосторонних отношений в регионе;

Создание основы экономического и социального развития региона с особым упором на активное и целенаправленное управление ресурсами и сокращением разрыва между уровнем жизни Востока и Запада;

Снижение экологической угрозы и охрана здоровья;

Поддержание культуры коренных народов региона (саамы и ненцы) и привлечение их к активному участию в развитии региона;

Развитие науки, техники, культуры и туризма;

Включение евроарктического региона в сеть коммуникационных транспортных путей Европы и развитие региональной инфраструктуры.

История формирования

История евроарктического Баренцева региона (далее - БЕАР) как общественно-государственного образования насчитывает неполные 7 лет. Самым последовательным отцом-основателем БЕАР по праву считают Торвальда Столтенберга, бывшего министра иностранных дел Норвегии. БЕАР был создан 11 января 1993 г. в г. Киркенесе (Норвегия), где на встрече министров иностранных дел России, Дании, Норвегии, Финляндии, Исландии, Швеции и в присутствии представителей Комиссии Европейского Сообщества, а также наблюдателей из США, Канады, Франции, Германии, Японии, Польши и Великобритании была подписана Декларация о сотрудничестве и провозглашено создание Баренцева евро-арктического региона. Их руководители и представитель коренного народа саами в тот же день подписали договор о региональном сотрудничестве и создали Региональный Совет. Признание государствами необходимости участия коренных народов при принятии решений, затрагивающих их интересы, становится общепризнанной нормой в международном праве. Первоначально в Баренцев регион вошли крайние северные области России: Архангельская и Мурманская, - и северные области Скандинавии и Финляндии (губернии Лаппланд в Финляндии, Тромс, Финнмарк и Нурланд в Норвегии, Норрботтен в Швеции). Позже к нему присоединились Республика Карелия (1994 г.), Ненецкий Национальный Округ (1997 г.), округ Оулу (Финляндия) и Вастерботтен (Швеция, 1998 г.). В качестве ассоциированных членов в БЕАР вошли Дания, Исландия и ЕС. Кроме того, статус наблюдателей получили Канада, Франция, Япония, Великобритания, Польша, Германия.

Органы управления БЕАР центрального и регионального уровней

Центральный уровень:

Баренцев совет (министры иностранных дел)

Комитет старших должностных лиц - орган, занимающийся подготовкой дел (КСДЛ)

Cекретарские функции в МИДе страны-председателя

Рабочие группы по Северному морскому пути, экономическому сотрудничеству и экологии.

Региональный уровень:

Региональный Совет (губернаторы и председатели губернских советов)

Региональный комитет

Рабочие группы по Культуре , Общему образованию, Высшему образованию и науке, Вопросам коренных народов, Сельского хозяйства, развития периферийных районов и оленеводства, Промышленности и экономике, Вопросам женщин, Охране окружающей среды, Здравоохранения и Коммуникации

Национальные секретариаты в Киркенесе, Лулео и Мурманске

Получатель результатов проекта

Исполнители отдельных проектов

Председательство в СБЕР длится в течение года и передается по странам Баренцева региона (Финляндия, Норвегия, Швеция и Россия).

Председательство в Региональном Совете осуществляется в течение 2 лет и передается по очереди каждому из участвующих регионов.

Совместная работа в Баренц регионе построена так, что Баренцев Совет и КСДЛ на центральном уровне и Региональный Совет, Региональный Комитет и рабочие группы на региональном уровне не играют главную роль как Заказчики. Они также не располагают общими средствами в виде экономических ресурсов для осуществления операций. Работа строится по принципу привлечения участников для работы в рамках программы и с целью изыскания средств непосредственно из финансовых организаций в разных странах или международных инстанций.

Совет Баренцева Евро-Арктического региона

СБЕАР был создан в 1993 году для поддержки и развития регионального сотрудничества на севере Швеции, Норвегии, Финляндии и северо-западе России.

СБЕАР поддерживает устойчивое экономическое и социальное развитие в Баренцевом регионе, и таким образом способствует мирному развитию севера Европы. Руководство Советом чередуется между Норвегией, Финляндией, Россией и Швецией.

Баренцев Евро-Арктический Совет (СБЕАР) является форумом по вопросам межправительственного сотрудничества, затрагивающим Баренцев регион. СБЕАР собирается на уровне министров иностранных дел в стране председателя в конце его срока полномочий. На каждом заседании определяется дата и место следующего заседания. Повестка дня принимается на заседании Совета по предложению страны-организатора на основе консультаций с другими участниками.

Председательство осуществляется на ротационной основе между Финляндией, Норвегией, Россией и Швецией. Норвегия приняла полномочия от Швеции в октябре 2003 года на период с 2003 по 2005 гг., затем руководство будет передано Финляндии на 2005-2007 гг., и на 2007-2009 гг. - России. Расходы по проведению заседаний Совета берет на себя принимающая сторона. Заседание Совета на уровне министров ведется на одном из северных, русском и английском языках.

Основным рабочим органом СБЕАР является Комитет старших должностных лиц, собирающийся с периодичностью в 1-2 месяца и представляющий доклады к ежегодной сессии СБЕАР. Деятельность Совета не дублирует и не подменяет уже ведущуюся на двусторонней или многосторонней основе работу.

Для осуществления текущей практической работы по основным отраслям сотрудничества в рамках СБЕАР образованы рабочие и целевые группы, представляющие на регулярной основе отчеты о своей деятельности Комитету старших должностных лиц, а также доклады по итогам года.

В СБЕАР входят 7 постоянных членов - Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция, а также Комиссия Европейских Сообществ.

Девять государств - Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Нидерланды, Польша, Великобритания и США - имеют статус наблюдателей.

Основные действующие документы и программы

§ Декларация сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе

11 января 1993 г. в Киркенесе, Норвегия, прошла конференция по сотрудничеству в Баренц регионе. В конференции приняли участие министры иностранных дел и представители Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции, а также комитета Европейского союза. На конференции также присутствовали наблюдатели из Соединенных Штатов Америки, Канады, Франции, Германии, Японии, Польши и Великобритании.

Участники конференции выразили уверенность в том, что расширенное сотрудничество в Баренц регионе будет способствовать стабилизации и прогрессу в регионе и в Европе в целом, где сегодня партнерство приходит на смену конфронтации и границам, существовавшим в прошлом. Они также считают, что такое сотрудничество внесет вклад в развитие мира и безопасности.

Цель работы совета - содействие непрерывному развитию региона с учетом принципов и рекомендаций, изложенных в «Rio Declaration and Agenda 21 of UNCED». Таким образом, совет будет обсуждать вопросы двустороннего и многостороннего сотрудничества в сферах экономики, торговли, науки и техники, туризма, окружающей среды, инфраструктуры, программ обмена в области образования и культуры, так же как и проекты, направленные на улучшение положения коренных народов севера.

§ Программа по обмену в сфере высшего образования и научных исследований в рамках Баренцева Евро-Арктического Региона

§ c Приложением « Существующие программы в сфере высшего образования и научных исследований »

На встрече Баренцева Евро-Арктического Совета, проходившего в Лулео 19-20 января 1998 года, Министрами Иностранных Дел была принята декларация, в которой отмечалась роль программы по обмену в этих сферах.

Целью данной программы по обмену является получение гарантий в том, что ресурсы, которые уже используются в рамках сотрудничества в БЕАР, используются наилучшим образом.

Программа по обмену не должна быть предназначена исключительно для отдельных студентов, а должна функционировать в качестве инструмента для постоянно работающих учебных организаций Региона. Предполагается, что программа (как уже существующие программы, так и новые соглашения) должна включать в себя нечто большее, чем просто обмен студентами. В дополнение к этому программа должна включать обмен учителями, исследователями между учебными заведениями России и Северными странами. Создание региональной сети в сфере образования и исследований является главным фактором, гарантирующим социальное развитие и стабильность Региона.

Таким образом, страны договорились сконцентрировать свое внимание на достижении следующих целей:

Следует активизировать обмен студентами, научными сотрудниками, академическим и административным персоналом как неотъемлемую часть образовательного и научного сотрудничества между учреждениями.

Необходимо дальнейшее развитие связей между учреждениями.

Необходимо также дальнейшее развитие информационных и коммуникационных технологий для дистанционного обучения с целью развития сотрудничества в области высшего образования и научных исследований.

Следует проводить конференции и семинары с целью распространения информации о программе и подготовке конкретных проектов.

Программа должна включать в себя полевые работы и стажировки.

Все действующие проекты в области высшего образования и научных исследований в странах Северной Европы, в том числе программу грантов Совета Министров Северных стран, можно использовать для выполнения этих общих задач.

§ Молодёжная программа Баренцева региона. 2003 -2 006

На своем заседании 5 сентября 2001 года Баренцев региональный совет решил разработать молодежную программу для Баренцева региона. Это было сделано по прямой просьбе Баренцева регионального молодежного форума (БРУФ

Цель программы заключается в том, чтобы создавать рамочные условия:

Для улучшения условий жизни молодежи в Баренцевом регионе путем придания молодежным вопросам приоритетного характера в Баренцевом сотрудничестве;

Для возрастающего участия молодежи в основной деятельности в рамках контактных сетей Баренцевого региона;

Для уделения большего внимания молодежным вопросам в различных приоритетных сферах сотрудничества;

Для укрепления чувства принадлежности молодых людей к Баренцеву региону посредством установления контактов через культурные и географические границы;

Для большей привлекательности Баренцевого региона для молодых людей путем улучшения их условий жизни с тем, чтобы молодежь оставалась в регионе или возвращалась в регион после окончания учебы.

§ План действий по культурному сотрудничеству в Баренцевом Регионе на 2003 -2 006 гг .

Данный план действий основывается на опыте сотрудничества в области культуры в рамках Баренцева региона, начавшегося в 1993 г. и длящегося, таким образом, уже 10 лет.

Цели: - сделать Баренцев регион в культурном аспекте заметным в международной связи и таким образом способствовать экономическому развитию;

Чтобы сделать северные области более заметными в европейской перспективе, предъявляются требования к двум стратегиям. С одной стороны, инициировать ощущение индивидуальности среди населения в регионе через различные культурные проекты. Представление результатов в различных формах возможно большему количеству людей является предпосылкой для создания общего идентитета.

С другой стороны, необходимо представить наши специфические культурные черты, которые вместе с тем выражаются в многообразии индивидуальностей внутри европейских рамок. Таким образом, северные области прозвучат в региональной Европе, северное направление продвинется вперед среди населения и «для остальных». Следствием этих намерений является то, что проекты должны отражать как общие черты северных регионов, уникальные в сравнении с остальным миром, так и стремиться в то же время показать многообразие миров в этом большом спорадически населенном ареале. Чтобы достичь успеха, нужно брать за отправную точку те из форм искусства и культурных форм, окружающей среды, где мы имеем преимущество и / или конкурентоспособны. Примером такого проекта в плане действий, который как стимулирует создание общего идетнитета, так и выявляет специфические черты по отношению к остальному миру, является фотопроект: «города Баренцева региона». Такого рода художественное общение расширит познания относительно региона, что, в свою очередь, приведет к положительному влиянию на промышленную жизнь региона.

Создавать места новых культурных встреч, где смогут взаимодействовать разные люди, особенно молодежь обоих полов;

Исторические противоречия, недалекое прошлое, отмеченное конфликтами, несет в себе то, что взаимодействие через реальные встречи между людьми является предпосылкой того, что понятия прошлого, мифы и политические противоречия оттесняются в сторону. В процессе совместного созидания чего-либо, понимание друг друга основывается на собственном опыте в отличие от продаваемых средствами массовой информации мнений и суждений о действительности. Группы художников внутри различных художественных направлений являются центральными группами, когда желательно создавать арены для взаимодействия. Несмотря на различные традиции в художественной практике, намерением всегда должно быть создание тематических постановок проблем для таких встреч, так чтобы результаты были интересны с художественной точки зрения в международном масштабе. Выставка «New Potatoes» является таким примером.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История формирования основ современной теории и методологии стратегического управления. Направления совершенствования социально-экономических процессов. Определение возможностей развития региона в условиях изменения параметров внешней и внутренней среды.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2011

    Регион как исторически сложившееся территориальное сообщество людей в составе большого общества, функции. Развитие репутации страны как прямое следствие демонстрации и защиты национальных интересов. Рассмотрение условий формирования статуса региона.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2012

    Понятие и принципы регионального управления, его направления и критерии оценки эффективности. Сущность и содержание концепции устойчивого развития, условия ее применения. Экономическая основа развития региона, особенности данного процесса на сегодня.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2014

    Государственное программирование как высшая форма государственного регулирования. Цели, направления, инструменты и важнейшие программы государственного программирования в России. Государственное программирование в сфере образования и здравоохранения.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2015

    Анализ российской практики управления экономикой регионов. Экономика региона как объект государственного управления федеральными органами власти. Валовой региональный продукт как основной показатель оценки благосостояния населения субъектов федерации.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2015

    Состав, структура и основные этапы комплексной программы социально-экономического развития региона. Комплексная программа социально-экономического развития Новосибирской области, конкурентные преимущества региона и основные инвестиционные проекты.

    реферат , добавлен 23.09.2009

    Возникновение российского государства и первые этапы его эволюции. Новейшая история государственного управления в России Реформы органов власти в 1993 г. Взаимодействие государственного и муниципального управления. Организация маркетингового исследования.

    шпаргалка , добавлен 31.07.2010

    практическая работа , добавлен 06.10.2008

    Показатели эффективности функционирования государственного сектора экономики. Современная система госрегулирования России. Центральный банк и его функции. Цели и основные направления экономической политики. Принципы и этапы разработки целевой программы.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2013

    Основные цели и задачи анализа показателей социально-экономического развития территориальных образований. Оценка финансового положения региона. Индикаторы социально-экономического развития Архангельской области. Анализ выполнения плана областного бюджета.

Темой данной работы является Баренцев Евро-Арктический регион, который сокращенно называют Баренц-регион или БЕАР. Баренцев регион является объединением районов и стран, весьма различных по уровню экономического и социального развития, но обладающих определенной общностью, позволяющей рассматривать его как отдельный экономическо-географический район мира.

В Баренцев Евро-Арктический регион (Баренцев регион) входят губернии их соответствия Европы, расположенные севернее или пересекаемые Полярным кругом. С географической точки зрения Баренцев регион составляет естественное звено связи между северными районами Европы и России. Баренцев регион является регионом, где страны Европейского сообщества (ЕС) граничат с Россией.

К нему относятся примыкающие к Баренцеву морю части Норвегии, Швеции, Финляндии и России, выделенные с целью развития международного сотрудничества.

Баренц-регион имеет протяженную береговую линию вдоль Норвежского, Баренцева, Белого морей и Ботнического залива Балтийского моря. Рельеф региона весьма разнообразен. На западе и северо-западе - в Норвегии, Швеции и на Кольском полуострове расположены горные территории. На востоке и юго-востоке более равнинный рельеф. В России и Финляндии широко распространены леса и болота, в Ненецком округе - равнинные арктические и субарктические тундры, где преобладает вечная мерзлота.

В Баренц-регионе проживает около 4,4 миллиона человек, он является самой густонаселенной областью Арктики. Здесь проживают коренные народности - саамы, жизнь которых до настоящего времени тесно связана с природой.

На региональном уровне высшим органом организации является Региональный совет, который состоит из политических или административных руководителей каждой из областей (республик, фюльке, ленов). Дополнительно туда входит представитель коренных народов каждого региона. Председатель выбирается на 3 года, председательство осуществляется каждой страной по очереди. Текущей работой руководит Региональный комитет, состоящий из назначенных советников от всех административных единиц региона.

Цель данной работы изучение Баренц-региона, как уникального примера внешнеэкономического взаимодействия.

Процессы глобализации в самом широком смысле характеризуются резким усилением и усложнением взаимных связей и взаимных зависимостей в основных областях экономической, политической и общественной жизни, приобретающих планетарные масштабы. Быстро прогрессирующая глобализация затрагивает самые разные аспекты нашей жизни - экономику, политику, культуру, идеологию, безопасность, окружающую среду. Мы являемся свидетелями интенсивных процессов интеграции стран, формирования глобальных экономических союзов, выстраивания наднациональных институтов управления социальными процессами, но наряду с этим наблюдаются и обратные процессы: увеличение разнообразия, степени фрагментарности мира, рост национального самосознания и усиление культурной дифференциации народов, возрождение традиционных ценностей, расширение локальных националистических устремлений, порой приводящих и к конфликтам.

Регион - это тот самый уровень организации мирового социального сообщества, который придает определенную «глобальность» локальным процессам, и наоборот, адаптирует общепланетарные тенденции к местной культурно-исторической специфике. Именно на этой ступени общественной самоорганизации устанавливается баланс между интеграцией и дезинтеграцией, между центром и периферией. Регионализация - это путь к равновесию общепланетарной системы.

Регионализация представляется как процесс последовательных демократических изменений в обществе, государстве, на местах, направленных на повышение роли регионов.

Регион - область, район, относящийся к какому-либо району, отдельной области, части страны, отличающейся от других совокупностью естественных и исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с этническим составом населения. Это региональное пространство, территориально ограниченное, построенное по территориальным признакам. Оно может быть не только внутренним, как административно-территориальное территориальное образование, но и в границах нескольких соседних единиц, в том числе и международным, межгосударственным. Это может быть группа близлежащих стран, близких по этническому составу и культуре, однотипных по социально-политическому устройству, представляющая собой отдельный экономическо-географический район мира, например, Баренцев регион.

Основой для выделения пространства как региона является не только территория, административно-государственное устройство, экономика или политика, но и региональная общность, население, его социальный, демографический состав, менталитет, культура, ценности, потребности, интересы, уровень и качество жизни.

Сближению территорий и формированию единой региональной общности способствует:

1. Административно-территориальное деление внутри страны;

2. Единое природно-климатическое пространство, территориальная, географическая близость (Север Европы, Север России, Белое море и т.д.);

3. Политические факторы - при образовании межгосударственных, межэтнических региональных пространств, межрегиональном взаимодействии (Совет Белого моря, Северо-Западная ассоциация и т.д.);

4. Социально-экономическое сотрудничество: торговля, обмен товарами и услугами, поиск и разработка сырьевых ресурсов, развитие образования, здравоохранения, сферы услуг, транспорта, связи, дорог, портов;

5. Социокультурные связи, общие ценности, религия, традиции, искусство, межэтнические контакты;

6. Экология, забота о сохранении окружающей природной и социокультурной среды обитания людей.

7. Социокультурное пространство является важнейшей характеристикой регионального социума. Это пространство социальной деятельности людей, распространения культуры, оно многослойно, но имеет свою целостность, свои рамки, в первую очередь культурно-цивилизационные.

Задачами Баренц-региона в сфере развития региональной политики являются следующие:

1. Сохранение целостности региона, снятие конфликтов и противоречий как на уровне властей, так и на уровне общественного мнения.

2. Равенство и сотрудничество регионов, недопущение региональных преференций, снятие конфликтов между регионами.

3. Единообразие правового поля, открытость административных границ.

4. Эффективная помощь государств в территориальной самоорганизации общества.

5. Формирование безопасных условий жизнедеятельности населения в Баренцевом Евро-Арктическом регионе.

В этих целях участники договорились учредить Баренцев Евро-Арктический Совет, с тем чтобы придать импульс существующему сотрудничеству и рассматривать новые инициативы и предложения. Положение о Совете прилагается.

Целью работы Совета будет содействие устойчивому развитию региона, имея в виду принципы и рекомендации, содержащиеся в Декларации Конференции в Рио и Повестке дня XXI века Конференции ООН по окружающей среде и развитию. В этой связи Совет будет служить форумом для обсуждения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, туризма, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурного обмена, а также проектов, специально направленных на улучшение положения коренного населения Севера.

Участники подчеркнули, что Совет не будет дублировать или подменять уже ведущуюся на двусторонней или многосторонней основе работу, но по мере возможности будет пытаться придать импульс и связанность региональному сотрудничеству и поощрять новые совместные усилия, двусторонние и многосторонние, с тем чтобы решать возникающие проблемы и использовать возможности региона.

11 января 1993 г. в Киркенесе, Норвегия, состоялась Конференция по сотрудничеству Баренцевом Евро-Арктическом регионе. Министры иностранных дел или представители Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции и Комиссии Европейских сообществ приняли участие в Конференции, на которой также присутствовали наблюдатели из Соединенных Штатов Америки, Канады, Франции, Германии, Японии, Польши и Великобритании.

Участники выразили свое убеждение в том, что расширение будет существенно способствовать стабильности и развитию в регионе и Европе в целом, где в настоящее время партнерство приходит на смену конфронтации и разобщенности прошлого. Участники уверены, что такое сотрудничество будет способствовать международному миру и безопасности.

Участники рассматривают инициативу сотрудничества в Баренцевом регионе как часть процесса развертывания европейского сотрудничества и интеграции, новое измерение которому придало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Они рассматривают учреждение Совета государств Балтийского моря в Копенгагене в марте 1992 года как дальнейший вклад в укрепление регионального сотрудничества в Европе.

Они также заявили о своей уверенности в том, что установление более тесного сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе явится важным вкладом в создание новой европейской архитектуры путем обеспечения более тесных связей между Севером Европы и остальной частью континента.

Участники выразили поддержку продолжающемуся процессу реформ в России, который, в частности, направлен на укрепление демократии, рыночной экономики и местных институтов и который поэтому важен для более тесного регионального сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе.

Участники выразили желание поддержать вековую приверженность народов Баренцева Евро-Арктического региона дружбе и сотрудничеству и подчеркнули фундаментальное значение исторических перемен в результате окончания эры идеологической и военной конфронтации в Европе. Они приветствовали первые шаги, предпринятые на местном и региональном уровнях с целью развития сотрудничества, и особенно создание межрегиональной рабочей группы из представителей губерний и областей Финляндии, Норвегии, России и Швеции. Они выразили свою благодарность за ценный вклад в работу "Комитета Северного Калотта" в течение двух последних десятилетий северным губерниям Финляндии, Норвегии и Швеции. Они приняли к сведению положения отчета Конференции экспертов по проблемам Баренцева Евро-Арктического региона в Киркенесе 25-27 сентября 1992 г. Они также приняли к сведению итоги международной Конференции экспертов по вопросам Северного морского пути, состоявшейся в Тромсе, Норвегия, в октябре 1992 года.

Итак, Баренцев Евро-Арктический регион - это территории, примыкающие к Баренцеву морю, выделенные 11 января 1993 года с целью развития международного сотрудничества.

Включает в себя губернии Норвегии: Нордланд, Тромс, Финнмарк, лены Швеции: Вестерботтен и Норрботтен, провинции Финляндии: Лапландию, Северную Остроботнию и Каинуу, и регионы России: Мурманскую и Архангельскую области, Республики Коми и Карелию, Ненецкий автономный округ.

Четыре государства-участника по очереди руководят сотрудничеством. Территория региона составляет 1,9 млн км2, население - 6 млн чел.

Сотрудничество в рамках Баренцева Евро-Арктического региона осуществляется на двух уровнях: центральном и региональном.

Для руководства сотрудничеством на центральном уровне создан Баренцев Совет, в который входят министры иностранных дел четырех стран. На региональном уровне работает Региональный Совет, в состав которого входят административные руководители сотрудничающих территорий (губернаторы).

Баренцев Евро-Арктический регион - образование сложное, обусловленное и тем, что различия между скандинавскими странами и российской частью региона наблюдаются в следующем:

1. Язык и культура.

2. Правовые, политические и экономические традиции.

3. Уровень жизни и покупательная способность.

4. Жители скандинавской части БР выросли в условиях открытого демократического правового государства, отмеченных свободой личности и рыночными отношениями, советское общество отличали закрытость, командная экономика и жестокий аппарат власти.

5. Сейчас общественность северных стран едина в том, что касается основ своей политико-экономической системы, на российской же территории пока полная неопределенность, что отражается как в поведении отдельных людей, так и организаций.

6. Российская часть региона представляет собой составную часть великой державы, самой большой по территории страны в мире, в то время как скандинавские страны - мелкие государства.

7. Русское население региона в три раза превышает население норвежской, шведской и финской частей вместе взятых (приблизительное соотношение - 3,5 и 1 млн чел. соответственно).

8. На российской территории находится огромное количество военных частей и боевой техники, включая ядерное оружие и атомные реакторы.

Баренцев Евро-Арктический регион сложился для удовлетворения потребностей сверхдержавы Советского Союза в военной мощи и государственной безопасности, сейчас же он располагается в мирном уголке великой державы России и не отвечает потребностям этого государства, но уже одним своим существованием и наличием своих особых интересов этот военный комплекс, безусловно, воздействует на российскую политику в данном регионе.

С обеих сторон границы между Востоком и Западом есть много людей, которые воспринимают ширящееся сотрудничество как угрозу для общественного порядка и основных общественных ценностей своих стран. Русские опасаются, в частности, что обладающие высокой покупательной способностью иностранцы постепенно станут диктовать свои условия и превратят Россию в пассивного поставщика сырья. В скандинавской части региона боятся, что русские привнесут в регион все негативные стороны современного русского общества: жестокость, безответственность, коррупцию и т.д.

Но несмотря на то, что Баренцев регион является объединением районов и стран весьма различных по уровню экономического и социального развития: энерго- и фондовооруженности работников, доле физического и умственного труда, ручного, механизированного и автоматизированного труда, по доле квалифицированного труда, уровню развития инфраструктуры, социальным показателям, данная территория обладает определенными, только ей присущими чертами.

При этом главный признак уникальности Севера - его многофакторная экстремальность, составляющими которой являются:

Экстремальность природных условий, в их числе экстремальность тепло- и влагообеспеченности, проявляющаяся в наличии криогенных грунтов, обширных массивов болот и переувлажненных лесных земель на равнинах, в сезонном характере выпадения осадков, высоких и полноводных паводках, резких перепадах температур воздуха, антициклонарном атмосферном режиме, в недостаточной теплообеспеченности вегетационного периода, высокой сейсмичности в горных местностях, следствием чего является дискомфортность проживания (природно-климатический фактор, влияние на организм человека комплекса метеорологических воздействий - температура воздуха, влажность, атмосферное давление, солнечная (ультрафиолетовая) радиация, скорость ветра).

Неблагоприятные условия для жизнедеятельности человека. К ним относят: температурные, световые, географические экстремумы. Особенности физиологических норм здоровья, бытовые привычки, хозяйственный уклад, этническая психология, самосознание, система традиций помогают коренному населению противостоять их влиянию.

Более высокая стоимость жизни, что связано с продолжительностью отопительного сезона, суммарной теплоизоляцией одежды, суммой активных температур за вегетационный период, удорожанием затрат на освоение территории.

Экстенсивный, нацеленный на добычу сырьевых ресурсов тип природопользования, который преобладает над традиционным хозяйством жизнеобеспечения коренного населения с кочевым животноводством, оседлым морским промыслом и охотой. Диспропорции этих типов природопользования оказывают деструктивное антропогенное воздействие на природную среду.

Более острое проявление социально-экономического кризиса. Объемы производства на Севере снижались в 1,5-2 раза стремительнее, чем в среднем по России. Речь идет о снижении добычи нефти, угля, железной руды, золота, апатитового концентрата, уменьшении объемов заготовки и переработки леса, трудностях в аграрном секторе экономики и т.д.

Опасная тенденция автономного включения природопользования Севера в систему мирового хозяйства, что ведет к изъятию природных богатств, трудовых и интеллектуальных ресурсов и к зависимости регионов Севера от стран с развитой экономикой. Отсюда возникает потенциальная угроза государственному устройству России, ее экономике, жизнеобеспечению населения и экологическому состоянию среды.

Итак, Деятельность Совета Баренцева/Евро-Арктического региона (СБЕР) и Регионального Совета БЕАР ориентирована на становление широкого международного сотрудничества в Баренцевом регионе, содействие комплексному развитию регионов Северо-Запада, решению их социально-экономических и экологических проблем.

Среди направлений сотрудничества: экономика и туризм, защита окружающей среды, транспорт и коммуникации, энергосбережение, сельское хозяйство и оленеводство, коренные народы, информационные системы, Северный морской путь, здравоохранение, наука, культура и образование, молодежное сотрудничество, сотрудничество в рамках Программ ЕС Тасис и Интеррег.

Активизируется сотрудничество стран-членов Баренцева региона и ЕС в рамках стратегии "Северного измерения", ставшей, после ее одобрения в декабре 1998 года на саммите Европейского Союза в Вене, составной частью политики ЕС. Одной из целей стратегии "Северного измерения" является финансирование ЕС тех проектов в России, которые представляют значимость для всего Европейского Союза. Объективно осуществление стратегии "Северное измерение" будет отвечать интересам субъектов РФ при условии ориентации конкретных проектов на комплексное развитие Северо-Запада России. В частности, в 2000 году руководство Тасис включило Баренцев регион в число приоритетных наравне с Калининградской областью. Органам Баренцева региона на центральном и региональном уровнях предстоит определиться в действиях, необходимых для того, чтобы Баренцев регион получил четко обозначенную роль в "Северном измерении" ЕС, а сама стратегия наполнилась реальным содержанием.

  1. Булатов В. Н. Баренцев Евро-Арктический регион: история и современность: учеб. пособие для студентов вузов / В. Н. Булатов, А. А. Шалев. - Архангельск: ПГУ, 2008. - 173 с.
  2. Возможности сотрудничества в Баренц-регионе // Вестник Национальной академии туризма. - 2008. - № 1. - С. 3-3.
  3. Ковалева А.М. Экономическая география: Учебное пособие / А.М. Ковалева. - М.: Инфра, 2004. - 325 с.
  4. Лукашин С.И. Баренц регион: перспективы развития / С.И. Лукашин. -- М.: Аспект, 2004. - 349 с.
  5. Харитонов А.М.Экономическая география: учебник / А.М. Харитонов. - М.: Аспект, 2005. - 489 с.

7. Экономическая география: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: АСА, 2003. - 456 с.

Рубцова Н.А. Баренц-регион в условиях глобализации и регионализации // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 5. - С. 60-64.

Начало сотрудничеству в Баренцевом Eвро-Арктическом регионе было положено в Киркенесе (Норвегия) в 1993 году. B регион входят 14 губерний или соответствующих административных образований в Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Баренц - ваши ворота в евро-арктическое сотрудничество.

Баренц сотрудничество поддерживает контакты между людьми и экономическое развитие и создаёт условия для межрегионального обмена во многих жизненных сферах, таких как культура, коренные народы, образование, молодёжь, торговля, информация, окружающая среда, здравоохранение и транспорт. Баренцево сотрудничество расценивается как неотъемлемая часть построения стабильной, демократической и процветающей Европы.

B духе Северного измерения Баренцево сотрудничество, с его культурным разнообразием, является воротами к новым возможностям для учёных, предпринимателей и первооткрывателей. B 21 веке Северный морской путь и короткие дороги в Азию как и прежде остаются задачей и мечтой для Европы и Баренцева сотрудничества.

Около 6 миллионов человек проживают в Баренцевом регионе, площадь которого втрое больше территории Франции. Этот Евро-Арктический регион отличается суровым климатом и большими расстояниями. Но никакой другой регион Европы и немногие места в мире могут сравняться с ним по природным богатствам - лесам, рыбе, минералам, нефти и газу. Кроме природных ресурсов Баренцев регион располагает квалифицированной рабочей силой и является стыковочным пунктом между Европейским Союзом и Россией.

Большая часть Баренцева региона относится к зоне умеренного климата и хвойных лесов. Скандинавская горная цепь, северная часть Кольского полуострова, Ненецкий округ и Новая Земля являются частью арктической тундры. Расположение к северу от Полярного круга дарит экзотические периоды белых ночей летом и долгой полярной ночи зимой.

Площадь суши Баренцева региона составляет 1.755.800 кв. км. Плотность населения в среднем всего 3,5 человека на 1 кв. км, от 0,3 в Ненецком округе до 8 в Оулу. Крупнейший город Баренцева региона -Архангельск с населением 350 000 человек.

Баренцев Евро-Арктический регион включает следующие регионы, которые являются членами Баренцева регионального Совета:

Норвегия: Губернии Финнмарк, Трумс и Нурланд
Россия: Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ, Республики Коми и Карелия
Финляндия: Губернии Лапланд, Оулу и Каину
Швеция: Губернии Норботтен и Вестерботтен
История Баренцева Евро-Арктического Сотрудничества

Баренцево Евро-Арктическое сотрудничество и межправительственное сотрудничество было оформлено 11 января 1993 года при подписании Киркенесской декларации министрами иностранных дел Норвегии, России, Финляндии, Швеции и представителями дании, Исландии и Еврорейского Союза.

Совет был учреждён как форум по развитию межрегиональных контактов северных территорий Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Тогда же главы регионов участников вместе с представителями коренных народов подписали протокол о сотрудничестве и создании Баренцева Евро-Арктического Совета с целью развития Баренцева региона.

Цели и задачи

Сегодня по мере развития процессов децентрализации и регионализации, предпринимаются шаги по укреплению существующих и созданию новых региональных структур. Предполагается, что этот процесс послужит приближению политических и административных к гражданам и улучшит демократические функции общества.

За 10 лет Баренцева сотрудничества достигнуто много. Это уникальное содружество подтверждает ценность взаимодействия на разных уровнях - между правительствами, регионами и людьми. Баренцево сотрудничество также служит рамками для укрепления и развития Северного измерения в политике Европейского Союза и взаимодействия с Канадой, Японией, США и другими арктическими регионами на севере Европы.

Задача Баренцева сотрудничества - способствовать стабильности, экологическому прогрессу и поддержанию мира в Северной Европе через улучшение условий жизни и обеспечение устойчивого социально-экономического развития. Эти цели могут быть достигнуты только путём настойчивых усилий в различных областях - от всеобщей безопасности, экологии и экономики до заботы о высших человеческих ценностях.

Совет Баренцева-Евроарктического региона (СБЕР или БЕАР) – организация международного и межрегионального сотрудничества, осуществляющая работу с 1993 года, куда входят Россия, Норвегия, Финляндия и Швеция. В 2015-2017 годах Российская Федерация председательствует в СБЕР на национальном уровне.

СБЕР является важной платформой в РФ для международного и межрегионального сотрудничества в области культуры стран Баренцева региона, который на протяжении долгого времени остается динамично развивающейся территорией с богатым природным и культурным наследием, с безусловным многообразием традиций и уникальным укладом жизни коренных народов. Культура – один из мощнейших механизмов решения социальных, экономических, экологических и других актуальных задач в интересах устойчивого развития Баренцева региона. Международное сотрудничество в области культуры способствует развитию межкультурной коммуникации, обеспечению доступа населения к культурным ценностям других стран, а также открывает самые широкие перспективы для самоидентификации представителей различных этнических групп, проживающих в регионе, для сохранения традиций и формирования социальной памяти.

«В апреле 2014 года на заседании Объединенной рабочей группы по культуре (ОБГК) СБЕР была утверждена стратегия культурного сотрудничества в Баренцевом регионе, которая определила основные направления взаимодействия регионов на период до 2018 года, - напоминает заместитель Министра культуры РФ Алла Манилова. – В качестве целей стратегии определено дальнейшее развитие культурного сотрудничества и повышение роли культуры в Баренцевом регионе. Согласно стратегии деятельность партнеров по региону направлена на развитие сетевого сотрудничества между деятелями искусства, учреждениями культуры, а также их взаимодействие с региональными общественными организациями, поощрение культурного многообразия и межкультурного диалога, расширение образовательных программ в сфере культуры, которые, в том числе, способствуют укреплению потенциала молодежи и возможности для новых поколений».

Одной из важнейших задач стратегии ОРГК является укрепление роли культуры в региональном социально-экономическом развитии, в том числе, в области развития творческих креативных индустрий. Безусловно, развитие программы обмена в сфере культуры и искусства и содействие информационному обмену с использованием современных технологий создают новые возможности для межкультурного диалога. Регионами России осуществляется активная деятельность, направленная на их позиционирование как международных культурных центров Баренцева региона, посредством работы в рамках ОРГК Баренцева-Евроарктического региона по культуре. Такая работа на местном и региональном уровнях составляет основу успешного сотрудничества между государствами-членами СБЕР на уровне национальном, итогом которого стала разработка положения о стипендии деятелям культуры, достигшим значимых результатов в сфере межрегионального культурного сотрудничества на пространстве СБЕР. Четыре стипендии будут выплачиваться один раз в два года по одной в каждую из четырех стран Баренцева региона.

Кстати, благодаря налаженному сотрудничеству между региональными органами управления в сфере культуры СБЕР партнерство регионов в последнее время было ознаменовано яркими культурными событиями. Гастрольные проекты в области театрального и музыкального искусства, информационно-культурные акции, музейные выставки, проекты в сфере библиотечного дела и, конечно, деятельность общественных организаций, а также культурных активистов и институций – все это формирует плотную канву культурного взаимодействия на пространстве СБЕР. Отдельного внимания заслуживает участие российских и зарубежных регионов в особо значимых культурных форумах, таких как Российско-Финляндский культурный форум, проводящийся ежегодно с 2000 года, то есть уже почти 17 лет, и являющийся главной площадкой двустороннего взаимодействия России и Финляндии в сфере культуры. В свою очередь и Российско-Норвежский культурный форум способствует созданию предпосылок для успешного сотрудничества и осуществления совместных проектов на региональном уровне.

В период своего руководства советом Российская Федерация стремится к тому, чтобы сохранить Баренцева-Евроарктический регион в качестве зоны доверия и стабильности, надежно огражденной от колебаний политической конъюнктуры. Главной задачей председательства России в СБЕР является дальнейшее содействие устойчивому социально-экономическому развитию Баренцева региона, созданию здесь современной инфраструктуры, повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона при рациональном использовании его научно-инновационного и ресурсного потенциала. В конечном счете, речь идет о повышении качества жизни проживающих здесь людей. Важно, что реализация данной цели осуществляется при соблюдении необходимых экологических стандартов и учете интересов коренных народов.

«При определении приоритетов председательства России в СБЕР, - рассказывает председатель Комитета старших должностных лиц СБЕР и заместитель директора Второго Европейского департамента МИД РФ Сергей Петрович. – Мы руководствовались как принципом преемственности опыта предыдущих председательств, так и пониманием актуальных проблем региона. В этой связи мы сосредоточились на таких темах, как транспорт и логистика, окружающая среда и климат, культура и туризм. Они в полной мере отвечают потребностям региона и пользуются поддержкой других участников Баренцева сотрудничества».

Каждый из приоритетов подкреплен соответствующей министерской встречей. Такой подход придает российскому председательству прикладной и ориентированный на результат характер.

В ноябре 2015 года в городе Сортавала (Республика Карелия) с успехом прошла встреча Министров охраны окружающей среды стран-членов СБЕР, в ходе которой было принято решение об исключении еще трех экологических «горячих точек» Баренцева региона из соответствующего перечня. Таким образом, к настоящему моменту на северо-западе России ликвидировано уже девять «горячих точек» из сорока двух, и работа в этом направлении будет продолжена (прим. экологические «горячие точки» - наиболее острые экологические проблемы, выделенные в Баренцева-Евроарктическом регионе специалистами финансовой экологической корпорации северных стран (НЕФКО) и российскими экспертами в 2003 году) .

В ходе состоявшейся в июне этого года в Архангельске встречи Министров транспорта стран-членов СБЕР был достигнут существенный прогресс в работе по согласованию совместного транспортного плана Баренцева региона, который предусматривает формирование 16 эффективных, безопасных и устойчивых трансграничных коридоров с использованием железнодорожного, автомобильного и морского вида сообщений. Все из этих маршрутов проходят по территории РФ. Планируется также развитие авиасообщения в Баренцевом регионе по линии восток-запад.

Сотрудничество в сфере культуры – одна из центральных тем председательства России. Именно культура является ключом к пониманию национальных особенностей, менталитета того или иного народа, представляет собой своего рода мост для взаимного сближения, налаживания контактов между людьми. Предполагается, что развитие культурных обменов будет способствовать укреплению концепции Баренцевой идентичности: дальнейшему осознанию странами региона своей исторической общности и принадлежности к единому социокультурному пространству. В октябре 2015 года в финском городе Оулу состоялось заседание Министров иностранных дел, на котором подчеркивалась центральная роль взаимодействия в сфере культуры, продвижения Баренцевой идентичности и развития контактов между гражданском обществом и культурными учреждениями. В документе также высокую оценку получила самоотверженная работа по учреждению Баренцевой стипендии в области культуры и отмечен запуск нового проекта «Баренцев Инкубатор культурных инициатив», поддерживающего организацию мероприятий и разработку проектов в области культуры.

Другое важное направление председательства России в СБЕР – реализация проектов в туристической сфере – способно придать импульс развитию северных территорий за счет привлечения дополнительных инвестиций и создания новых рабочих мест. Безусловно, в контексте продвижения арктического туризма важным является его взаимосвязь с развитием транспортно-логистической структуры. В этой связи хорошие перспективы имеются для развития паромного туризма в регионе. Принятое правительством РФ в июле этого года решение о введении в Мурманске и Архангельске 72-часового безвизового режима для пассажиров круизных лайнеров придаст дополнительный импульс Баренцеву сотрудничеству в туристической сфере.

СБЕР был создан в 1993 году как орган межправительственного взаимодействия России, Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции и Комиссии Европейских сообществ в интересах обеспечения устойчивого развития региона, расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды и развития транспортной инфраструктуры.

10 сентября 1996 г. в Архангельске представителями стран-членов СБЕР было подписано Совместное заявление министров транспорта стран Баренцева/Евроарктического региона, в который вошли основные направления сотрудничества в области развития транспортной инфраструктуры.

В 1998 году страны-члены СБЕР подписали Меморандум о взаимопонимании по развитию Баренцевой/Евроарктической транспортной зоны (БЕАТА), был сформирован Руководящий комитет СБЕР по развитию БЕАТА, координирующий вопросы международного взаимодействия при реализации региональных проектов в области железнодорожного, автомобильного, воздушного и морского транспорта, модернизации дорог и пограничных пунктов.

Участие России в развитии БЕАТА носит долгосрочный характер и отвечает ее фундаментальным национальным интересам. В этой области Минтрансом России ведется работа по содействию развитию интегрированной транспортной системы Баренцева/Евроарктического региона.

Основная цель БЕАТА - создание в регионе интегрированной транспортной системы - не может быть успешно реализована без развития трансграничного сотрудничества, в рамках которого оборудуются пункты пересечения границы для граждан, транспортных средств и товаров, облегчается визовый режим, улучшается инфраструктура приграничных районов.

Многосторонние проекты сотрудничества в регионе БЕАТА дополняются программами взаимодействия на двусторонней основе.

Исходя из задач БЕАТА в ходе заседания Руководящего комитета 22-23 мая 2012 г. в г. Тромсё, Норвегия, было принято решение о разработке проекта Совместного транспортного плана Баренцева региона (далее - План), основанного на национальных приоритетах, включенных в существующие стратегии и целевые программы каждого государства.

Российская Федерация является председательствующей страной в СБЕР на двухлетний период с октября 2015 г. по октябрь 2017 г.

Центральным событием в области транспорта в рамках российского председательства стали встреча министров СБЕР и приуроченное к нему заседание Руководящего комитета БЕАТА (20-21 июня 2016 г., г. Архангельск). По итогам была принята совместная декларация о развитии транспорта в Баренцевом регионе.

Приоритеты российского председательства в СБЕР:

1. Продолжение работы, начатой в период норвежского и финляндского председательств над проектом Совместного транспортного плана Баренцева региона, направленной на создание эффективно действующей транспортной инфраструктуры и транспортного сообщения на Севере Европы, построенной с учетом потребностей населения региона, климатических и географических особенностей, транспортных операторов и промышленных предприятий.

2. Повышение уровня безопасности движения, внедрение глобальных спутниковых навигационных систем экстренного реагирования при авариях на формируемых международных автомобильных маршрутах Баренцева региона, в том числе на базе российской системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», выработка предложений по ее возможной стыковке с европейской системой E-Call.

3. Подготовка кадров для предприятий транспортного комплекса, работающих в арктических широтах, включая судоходство.

4. Усиление взаимодействия рабочих органов СБЕР, отвечающих за вопросы транспорта и туризма.

Кроме того, сотрудничество реализовано в формате видеоконсультаций экспертов и очных заседаний РК БЕАТА.

30 мая в Санкт-Петербурге под председательством статс-секретаря – заместителя министра транспорта Российской Федерации С.А. Аристова состоялось заседание Руководящего комитета Баренцевой/Евроарктической транспортной зоны.

Участники рассмотрели состояние дел в работе над проектом Совместного транспортного плана Баренцева региона, обсудили предложения по развитию автодорожной инфраструктуры в регионе, железнодорожных сообщений, расширению взаимосвязи транспортной и туристской отраслей. Выступившие на заседании представители учебных заведений проинформировали о приоритетных проектах в области подготовки кадров для работы на транспорте в северных широтах. Была отмечена необходимость изучения возможности более активного привлечения наиболее перспективных студентов к рассмотрению проектных инициатив. Стороны открыты к обсуждению развития пассажирских сообщений в регионе с участием туристического бизнеса и перевозчиков.