Моральное и материальное удовлетворение. Материальные потребности человека - примеры, особенности Смотреть страницы где упоминается термин Моральный и удовлетворенность

психология

У*""*47 5 М.Ю. СЕМЕНОВ

Е. Г. ЕФРЕМОВ

МАТЕРИАЛЬНАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ

В статье проведен содержательный анализ понятия "материальная удовлетворенность" с точки зреюм психолога. Предложено определете материапной удовлетворенности. Кроме того, выделены факторы, определяющие материальную удовлетворенность, куда во-шт урове№ точного благосостояния, уровеш материшыых потребностей, направленность личности, опыт предыдущего удовлетворения материалов потребностей, положительная высокая оценка вероятности удовлетворения материальных потребностей в будущем.

Результаты исследовании К. Рубинштейн позволили классифицировать людей на две существенно различающиеся группы: "материально удовлетворенных" и "материально неудовлетворенных". Первые контролируют свои финансы, тогда как вторые позволяют деньгам управлять их поведением. Так, если возникает желание купить что-нибудь слишком дорогое, то представители первой группы постараются либо накопить достаточно денег, либо забыть об этой вещи. Неудовлетворенные же чаще всего попытаются взять деньги в долг. Во второй группе также значительно выше частота эмоциональных расстройств и психосоматических заболеваний . Мы поставили перед собой задачу провести психологический анализ феномена материальной удовлетворенности-неудовлетворенности.

Ранее нами были рассмотрены факторы, определяющие удовлетворенность человека. Было показано, что удовлетворенность зависит от силы потребности, типа потребности, от величины соотношения желаемого и имеемого блага, опыта удовлетворения потребности в прошлом и оценки вероятности удовлетворения потребностей в будущем. Это соответствует предложенной С. В. Магуном формуле, но отношения не однозначные, как это представлено в формуле, а более сложные. В этой статье будет предпринята попытка выделить факторы, определяющие материальную удовлетворенность

Что такое "материальная удовлетворенность" и сфера материального? Обычно к ней относят денежный достаток, обеспеченность вещами (например, одежда или квартира), услугами (нарример, образо-

вание или туристические путевки). Большинство товаров и услуг современный человек получает за деньги. "По оценкам, в среднем через деньги осуществляется в современном мире 85 % удовлетворения потребностей человека в пшце, на 90 % в одежде, на 80 % в жилье, на 60 (в США, в России этот процент почти 95) в транспортных услугах. Тотальная деньгизация и есть характерная черта нового этапа цивилизаци-онного развития, в которое вступило человеческое общество в конце второго, начале третьего тысячелетия". Поэтому в сознании людей материальная обеспеченность связывается, прежде всего, с деньгами. Именно отношение к деньгам является показателем материальной удовлетворенности/неудовлетворенности в работе В. Д. Рубинштейн .

Одной из задач нашего исследования являлось определение материальной удовлетворенности. На основании вышеизложенных утверждений, основываясь на определении понятия "удовлетворенность", предложенном Е. П. Ильиным , можно дать следующее рабочее определение. Материальная удовлетворенность - это диспозиция, выражающая положительное отношение к материальному достатку как фактору жизни, материальным условиям жизни в результате неоднократно испытываемого удовлетворения и гарантированного, с точки зрения субъекта, получения этого удовлетворения и впредь. Материальная удовлетворенность-долгосрочная оценочная функция материального обеспечения. Материальная удовлетворенность является положительным оценочным отношением, а материальная неудовлетворенность - отрицательным. Материальная удовлетворенность зависит от силы материальных потребностей, от величины желаемого и имеемого материального блага.

Материальное удовлетворение - это эмоциональное состояние, возникающее вследствие реализации мотива материального обеспечения. Другое дело - удовлетворенность, понимаемая как отношение к материальному обеспечению, материальному достатку.

Таким образом, материальная удовлетворенность определяется:

Предыдущим опытом успешного удовлетворения материальных потребностей,

Положительной оценкой субъектом вероятности удовлетворения материальных потребностей в будущем,

Силы материальных потребностей,.

Величина желаемого и наличного материального блага.

Это определение близко к позиции К. Левина, который понимал удовлетворенность как эмоциональную оценку отношения валентности цели (силу потребности, опредмеченной в цели) и возможности (или результата) ее достижения. Также данное определение согласуется с позицией бихевиористов, которое выражается в следующей мысли: "...основным механизмом функционирования мотивации... является стремление организма снять, снизить напряжение, вызванное возникшей нуждой. Если та или иная форма поведения привела к снятию напряжения, к удовлетворению некоторой потребности, то вероятность воспроизведения этой формы поведения в дальнейшем (при возникновении соответствующей нужды) растет (закон эффекта)". (4, с. 347] Закрепляется поведение, а значит, закрепляется, становится устойчивой и эмоциональная реакция, переходя из удовлетворения в удовлетворенность.

Материальная удовлетворенность и материальное благосостояние

Рассмотрим отношения между материальной удовлетворенностью и материальным благосостоянием. Эти отношения можно представить в виде функции (1).

У МП = Г (МО)

гдеУмп - уровень удовлетворения материальных потребностей, МО - уровень материальной обеспеченности.

Таким образом, уровень удовлетворенности материальным положением является функцией от уровня материальной обеспеченности. Но такое определение требует уточнения.

В первом приближении можно утверждать, что чем выше уровень материальной обеспеченности, тем выше уровень удовлетворенности материальным положением. Для того, чтобы изучить отношение между материальной удовлетворенностью и благосостоянием более подробно, исследуем обозначенную выше функцию (1). Рассмотрим пределы этой функции.

1. Если благосостояние стремится к минимуму, то возможны следующие уровни материальной удовлетворенности:

а) материальная удовлетворенность - бомж, святой, т.е. человек, у которого низкий уровень материальных потребностей и которого устраивает выбранный "нищенский" образ жизни (высокие показатели по оси ординат). Его даже могут тяготить материальные блага;

б) материальная неудовлетворенность - бедный, необеспеченный, беженец, недовольный своим положением, но волею судьбы оказавшийся без материального ресурса (низкие показатели по оси ординат). Его тяготит материальная необеспеченность (график 1).

Уровень материальной удовлетворенности а

График 1. Зависимость уровня материальной удовлетворенности от уровня материального благосостояния, если благосостояние стремится к минимуму.

Таким образом, при описании факторов, определяющих материальную удовлетворенность, наряду с материальным благосостоянием (имеемое), мы выделяем и внутреннее состояние - потребность в материальных благах - как желаемый уровень благосостояния. Построим таблицу.

Похожая схема используется Е. Б. Фанталовой [б] при оценке внутреннего конфликта, который в наших терминах может быть обозначен как материальная неудовлетворенность.

Исходя из этого, можно выразить материальную удовлетворенность как функцию двух переменных:

= {(МО, МП),

Соотношение уровня благосостояния, силы потребности и удовлетворенности

Соотношение уровня благосостожия и силы потребное™ Состояние

Имеемое = Желаемое Удов летворенные

Имеемое «Желаемое Неудовлетворенные

Имеемое »Желаемое Удов лет воренныа/неудов летв оранные

гдеУмп - уровень удовлетворения материальных потребностей, МО - уровень материальной обеспеченности, МП - уровень материальных потребностей.

2. Если благосостояние стремится к бесконечности (естественно, относительно потребностей) и человек полностью материально обеспечен, можно, основываясь на жизненном опыте и наблюдениях, выделить следующие типы поведения:

а) человек продолжает приращение материального блага в виде капитала. Он оценивает свой уровень материальной обеспеченности не в сравнении с потребностями своей жизни, а в сравнении, например, с богатством других людей, еще более богатых (ненасытный человек,"... там царь Кощей над златом чахнет..."). Тогда можно говорить об удовлетворении с помощью благосостояния не материальных, а иных потребностей, например, потребности в социальном признании. Но из-за того, что эти виды удовлетворенности связываются с материальной удовлетворенностью, человек может испытывать материальную неудовлетворенность, даже имея полное материальное обеспечение. Значит, что важна направленность личности, ее основной ориентир, на который завязываются различные ресурсы;

б) человек продолжает заниматься бизнесом, но увеличение капиталов и получение прибылей не является для такого предпринимателя целью. Он либо получает удовлетворение от самого процесса зарабатывания денег, либо ставит для себя какую-то цель вне материальной сферы, а богатство выступает условием или средством для достижения этой цели (возможно, Дж. Сорос). Если он разделяет для себя сферы материального и прочего, например духовного, он может быть материально удовлетворенным и неудовлетворенным духовно. Если же не разделяет, то получается вариант (а), когда у человека связывается материальная удовлетворенность с иной неудовлетворенностью, что в итоге дает материальную неудовлетворенность;

в) человек отходит от дел и уделяет свое время занятиям "для души": путешествует, занимается искусством ит. д. Тогда можно говорить о материальной удовлетворенности;

г) человек не использует свое материальное положение или тяготится им. Достаточно много примеров, когда подростки или молодые люди из обеспеченных семей разрывают связь с семьей и материальным достатком, как было принято, например, у хиппи. Аналогичная ситуация складывается у миссионеров или монахов, когда они ради служения вере отказываются от материальных благ. У них на первое место выходят иные, духовные потребности.

д) Человек так организовал свою жизнь, что, работая, он материально себя обеспечивает в необходимой мере. Основная цель работы такого человека находится вне материальной сферы. Подобный тип людей подробно описан А. Маслоу как самоактуализиру-

ющиеся личности. "Самоактуализирующиеся люди, все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то находящееся вне них самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение "труд - радости1". Один посвящает свою жизнь закону, другой - справедливости, еще кто-то - красоте или истине" . У этих людей есть материальная удовлетворенность.

Эти типы поведения и соответствующая зависимость между материальной удовлетворенностью и представлены на графике 2.

Уровень удовлетворенности благосостоянием

Уровень личного благосостояния

График 2. Зависимость уровня материальной удовлетворенности от уровня материального благосостояния, если человек полностью материально обеспечен.

Ситуация, когда человек полностью материально обеспечен, раскрывает важность направленности и интересов для анализа взаимосвязей между материальной удовлетворенностью и благосостоянием.

Таким образом, можно предположить, что удовлетворенность материальным положением зависит от:

Уровня личного благосостояния,

Возможности человека различать материальные и нематериальные потребности,

Уровня материальных потребностей,

Направленности и интересов личности.

Объединяя 1 и 2 функции, мы можем заключить, что уровень удовлетворения материальных потребностей является функцией от следующих факторов:

Умп =Г(МО,МП,Н-И), (3)

гдеУмп - уровень материальной удовлетворенности, МО - уровень материальной обеспеченности, МП - уровень материальных потребностей, Н - направленность личности, И - интересы личности.

Личностные факторы, определяющие материальную удовлетворенность

Направленность и интересы личности можно рассматривать в данном контексте как приоритетные, доминирующие объекты или явления, на которые направлена деятельность субъекта, то, ради чего человек живет: 2-а: социальное признание; 2-6, вид: самореализация; 2-г: служение.

Уровень материальных потребностей -желаемое - можно рассматривать как силу потребности (см. Е. Б. Фанталову ) и как уровень притязаний в данной сфере. Он зависит от сложившейся системы матери-

альных расходов, тех норм материальной жизни, которые сформировались у человека под влиянием референтного и ближайшего социального окружения, СМИ, родительской семьи и т. п.

Уровень материальной обеспеченности, возможно, следует рассматривать с точки зрения той части дохода, которую получает человек из семейного бюджета в абсолютном выражении. Тогда для его определения следует взять совокупный бюджет семьи и отделить долю семейного бюджета, приходящуюся на данного человека.

Таким образом, в данной статье мы предложили определение материальной удовлетворенности, выделили факторы, определяющие материальную удовлетворенность, куда вошли уровень личного благосостояния, уровень материальных потребностей, направленность личности, предыдущее удовлетворение материальных потребностей, положительная высокая оценка вероятности удовлетворения материальных потребностей в будущем.

Литература

1. Жириновский В. В., Юровицкий В. М. Новые деньги для России и мира. - М.: Издательский дом "Грааль". -1998. - 511 с.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 512 с.: ил.

3. МагунС. В. О взаимосвязях между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворенностью // Вопросы психологии. - 1978. - № 6. - С. 86-93.

4. Современная психология: справочное руководство. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 688 с.

5. Семенов М. Ю. Удовлетворение и удовлетворенность // Омский научный вестник. - Декабрь, 2000, вып. 13, - С. 154 - 156.

6. ФанталоваЕ. Б. Диагностика внутреннего конфликта. Приложение № 2 к "Журналу практического психолога". - М.:Фолиум, 1997,48 с.

7. ФенькоА. Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях // Психологический журнал, № 1,2000. С. 50 - 62.

8. Maslow A Self-actualizing and Beyond. // Challenges of Humanistic Psychology. N. Y., 1967.

9. Rubinstein C. Money & self-esteem, relationships, secrecy, envy, satisfaction. // Psychology Today. 1981. № 5. P. 24-44.

СЕМЕНОВ Михаил Юрьевич, преподаватель кафедры общей психологии ОмГУ.

ЕФРЕМОВ Евгений Георгиевич, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии труда и организационной психологии. ОмГТУ.

УДК 159.947.5 В. С. КУБАРЕВ

Ю.В МАЦНЕВ М. Ю.СЕМЕНОВ

Омский государственный технический университет

Омский государственный университет

БИРЖЕВЫЕ ТОРГИ

КАК ФОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ

В статье, проведен содержательный анализ биржевой деятельности как особого вида игровой деятельности взрослых. Большинство современных зарубежных психологов рассматривают игры взрослых с точки зрения психоанализа. Авторы выделили конструктивные и деструктивнее мотивы в играх взросл.н. Непредсказуемость поведения биржевого рьвжа, высокая степень и цена риска порождают иррациональные способы поведетя и использование бессознательных мотивов через механизм проекции. Авторы выделили три основных фактрра, которые определяют эффективность деятельности биржевика: личност-№|й фактор, предполагающий анализ бессознательных мотивов и постоянную эмоциональную саморегуляцию; социальный фактор, предполагающий независимость принимаемых решеюм от влияжя биржевой толпы; мыслительный фактор, предполагающий региональное принятие решений.

Современная психология все более распространяется на различные сферы экономической деятельности человека. Так называемый «человеческий фактор» в современной экономике приобретает ведущее значение. Биржевые торги как особый экономический феномен должны быть рассмотрены, в том числе и с точки зрения психологии. Так, А. Эддер указывает на три основных психологических фактора эффективности биржевика:

а) «разумная психология», предполагающая контроль над своим эмоциональным состоянием;

б) учет влияния биржевой толпы на сознание индивида;

в) контроль над капиталом, предполагающий разумное вложение своих денежных средств.

В работе Элдера, с точки зрения психоаналитической концепции, биржевая деятельность рассматривается как азартная игра, где «ставка делается на

Астрология. От прошлого к настоящему. Как приблизить состояние счастья?

Елена Мазова Эзотерика Отсутствует

Из книги вы узнаете о том, какой багаж знаний, мудрости, опыта, качеств, способностей и талантов вы принесли с собой из прошлых жизней, как, не усложняя себе жизнь, двигаться вперед, реализовываться в настоящем, получать и моральное, и материальное удовлетворение.

Вы узнаете о том, как по конкретным ситуациям жизни определить уровень своего духовного развития, какие качества следует развивать в себе и какими делами заниматься, чтобы приблизить состояние счастья.

Александр Степанович Грин Рассказы Отсутствует

«Я никогда не находил удовольствия в так называемых «светлых явлениях», отчасти по скучнейшей их одинаковости, законченности и шаблонности, отчасти по причинам необъяснимого происхождения, лежавшим, надо полагать, в основе моей души со дня рождения. Грубое, топорное зло тоже отталкивало меня, особенно если оно преследовало какую-либо практическую, материальную цель: деньги, наслаждения, вообще – корысть.

В жизни более всего нравилось мне зло обдуманное, бесцельное зло для зла, для спорта, для удовлетворения преступных инстинктов…».

Abamba, или Как я однажды заработал свою первую тысячу КВАН. <на любимом деле> # <с удоволь

Валерий Зимин Руководства Отсутствует Нет данных

Автор всю свою сознательную жизнь трудится. В школе, в институте, на работе и дома. Везде и всегда приходилось работать, трудиться. И когда был наемным работником , и даже когда свой бизнес открыл – либо удовлетворение моральное, либо материальное! Недавно случилось чудо – удалось и немного заработать, и получить удовольствие.

Одновременно! Я назвал это явление – Abamba!

Возрастные особенности счастливой жизни в России и Европе: эконометрический подход

Л. А. Родионова Социология Прикладная эконометрика. Научные статьи

В работе проведен сравнительный анализ влияния возраста на уровень счастья в России и европейских странах. Использовались данные European Social Survey по 29 странам за 2012 г. На основе логит-моделей упорядоченного выбора для уровня счастья получены оценки от возраста для каждой анализируемой страны.

Методами кластерного анализа все страны были разделены на несколько групп, в которых эффект возраста существенно различается. Россия оказалась в кластере стран, где в старшей возрастной группе (60+) уровень счастья продолжает снижаться. Были проанализированы детерминанты уровня счастья в разных возрастных группах, одной из существенных оказалась удовлетворенность материальным положением.

Полная Ж: жизнь как бизнес-проект

Радислав Гандапас Самосовершенствование Отсутствует

Многие уверены, что успех – это материальное благополучие и на пути к нему нужно обязательно чем-то жертвовать. Большинство из нас посвящают гораздо больше времени планированию своего бизнеса или карьеры, чем планированию собственной жизни. В итоге мы часто видим успешных, но на самом деле сильно уставших и не очень счастливых людей.

Поэтому настоящее решение – научиться полноценно жить не вместо бизнеса, а вместе с успешным бизнесом. Полноценная жизнь включает в себя удовлетворение всех основных потребностей человека. Это любовь, дружба, благосостояние, работа, здоровье и хобби.

Считается, что удовлетворенность всеми шестью составляющими является показателем полноценности жизни. И основной смысл стратегии полноценной жизни заключается в том, чтобы восстановить утраченный баланс, а затем поддерживать его и наращивать степень удовлетворенности.

Разумеется, баланс составляющих восстановить гораздо проще, чем поддерживать его постоянно. Но именно это и является полноценной жизнью – умение держать руку на пульсе и подтягивать те сферы, которые отстают, находить свою точку равновесия, свое счастье.

Учиться жить полной жизнью надо здесь и сейчас. Сейчас, когда мечты не теряют свою актуальность, и мы еще можем сами выстроить свою стратегию счастья. Ведь именно счастье – основная категория баланса полноценной жизни. И именно о нем эта книга.

Эффективность школьного образования: позиция учителей

Елена Авраамова Педагогика Научные доклады: образование

В научном докладе представлены результаты анкетирования учителей общеобразовательных организаций (школ, гимназий, лицеев) в рамках мониторинга эффективности школьного образования, проведенного Центром экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС в 2016 г.

Участниками опроса стали 2206 учителей школ, расположенных в городских поселениях и сельской местности Челябинской области, Алтайского и Ставропольского краев. Рассмотрены позиции учителей по широкому кругу вопросов, относящихся к проблематике общего образования: кадровой ситуации в школах, качеству преподавания, профессиональному развитию учительского корпуса, требованиям к современному учителю, материальному положению и социальному позиционированию педагогических работников, удовлетворенности учителей своей профессиональной деятельностью.

Особое внимание уделено вопросу о том, какие качественные изменения произошли в школьном образовании в результате организационно-экономических преобразований в данной сфере, а именно повысился ли уровень профессионализма учителей в условиях увеличения размера заработной платы.

Изнанка земного рая (сборник)

Владимир Свищенков Афоризмы и цитаты Отсутствует

Деньги и счастье – в современном обществе эти понятия стали чуть ли не синонимами. Но если человек не развивается духовно, то рост материального благополучия не только не делает его счастливым, но и является одной из основных причин нравственной деградации личности.

Ни для кого не секрет, во всяком случае для людей, знакомых, пусть даже в общих чертах, с основами духовной жизни, что даже самый интенсивный труд не в состоянии обеспечить человеку достаточное количество денег для удовлетворения жажды удовольствий, ведь питаемые наслаждениями страсти ненасытны и постоянно требуют «продолжения банкета».

Поэтому процесс обслуживания страстей, внешне напоминающий бесконечный бег за собственной тенью, изматывает человека морально и физически, не приводя к желаемому результату. Будучи солидарным с Платоном в том, что «без смешного нельзя понять серьезное», автор в популярной форме, не забывая про юмор и иронию, рассуждает о недугах человеческой души и ценностях современного общества в контексте вечных вопросов бытия.

Как получать то, что хочешь, и любить то, что есть

Джон Грэй Зарубежная психология Отсутствует

В этой замечательной книге-бестселлере не только раскрывается природа личного успеха, который не исчерпывается материальным благополучием или ощущением счастья, а напрямую связан с удовлетворением потребностей нашего истинного «я», – но и подробно описываются методы, с помощью которых мы можем соединиться со своей подлинной сущностью.

Лишь немногие имеют врожденную склонность добиваться личного успеха. Большинству из нас все-таки требуется обучение определенным навыкам и практикам – вместо того, чтобы полагаться на случай, судьбу, удачу или везение. И хорошей новостью является то, что вы можете научиться добиваться личного успеха.

Возможно, вы намного ближе к нему, чем вам кажется: чтобы жизнь обрела желаемую полноту, вам нужно всего лишь осуществить небольшие (но важные) изменения в стиле мышления, восприятия и действия.

Ваш проводник от нуля до Совершенства

Кирилл Губаревич Здоровье Отсутствует Нет данных

В книге описывается единственная в мире система всестороннего развития, комплексного удовлетворения потребностей и управления своей жизни, созданная в 1999 г. Система, направленная на материальное, социальное и духовное возрождение и развитие людей и общества, где материальное и духовное находятся в гармонии, а не в противостоянии друг другу.

Уже миллионы последователей избавились от проблем тела и души, забыли о финансовых трудностях и живут в радости и счастье, реализуясь через своё призвание.

В минувшем году журналу , в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн , исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР , читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР .

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР , и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Материальные потребности — потребности человека в обеспечении своего материального существования. Они подразделяются на материально - биологические и матери-ально-социальные. К материально-биологическим отно-сятся потребности в пище, одежде, жилье. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище занимаются система общественного питания и ресторанный сервис; потребности в одежде — пошивочные мастерские, мага-зины, прачечные и т.п.

К материально-социальным потребностям относят труд, общение — взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Систематизация материальных потребностей

Духовные потребности — потребности в знаниях, на-строениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным потребностям относятся потребности в познании, образо-вании, воспитании и смысле жизни (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Систематизация духовных потребностей

Потребность в познании — стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономернос-тей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, ко-торая не может существовать и совершенствоваться без накоплений знаний о мире.

Музыка — вид искусства, отражающий действи-тельность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.

Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гим-настики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоуна-ды, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

Балет — вид искусства, содержание которого раскры-вается в танцевально-музыкальных образах.

Кино — вид искусства, произведения которого со-здаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мульти-пликации событий.

Фотоискусство — искусство создания химико-техни-ческими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении су-щественный момент действительности.

Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь лю-дей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусст-ве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда не-сут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.

Художественный образ выполняет в ис-кусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит процесс художественного обобще-ния, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых , для художественного познания характер-ны специфические способы воспроизведения окружаю-щей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих , огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допус-каемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изу-чающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм обще-ственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмот-ренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культур-ном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.

Образование — процесс усвоения систематизирован-ных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходи-мым условием подготовки к труду и общению. Потреб-ность в образовании по существу является конкретиза-цией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и надежных критериях этого качества.

Образовательная потребность отличается многоуров-невым функциональным разнообразием. На личностном уровне потребность в образовании выполняет функции обогащения индивида новыми знаниями, необходимы-ми для различных видов деятельности, социализации, индивидуализации, самоопределения, самореализации, профессионального и статусного роста, реализации непрерывного образования, изменения структуры личнос-ти, формирования ее образовательных интересов, целей, ценностных ориентации, мотивов, установок на образо-вательную деятельность, формирования образа жизни личности, стимулирования трудовой активности лич-ности, эффективности трудовой деятельности, адаптации личности к социальной среде посредством приобретения знаний, информации и др.

На групповом уровне потребность в образовании реа-лизует функции социального развития групц, социальных общностей, всего общества, повышения образовательного уровня индивида, отдельных социальных групп и общества в целом, институционалшации непрерывного образования, формирования субкультуры социальной группы, общности, формирования интеллектуальной культуры социальных групп и общества, самоидентификации социальных групп, воспроизводства социальных групп и института профессии, изменения характера общественного труда, повышения его эффективности, регуляции процессов социальной мобильности, адаптации социальных групп, общностей к изменениям социальных условий в обществе и др.

Воспитание — целенаправленное воздействие на чело-века для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания). Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества.

Воспитание в широком смысле слова — процесс и результат развития человека, который не прекращается в течение всей его жизни. Суть воспитания — передача, ус-воение и приобретение человеком опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и выработки внутренней мотива-ции. Отсюда акцентировка в воспитании на задачах раз-работки человеком системы личных смыслов в процессе самоактуализации и самоопределении.

«Воспитанность » — «невоспитанность» выступают как один из основных атрибутов человеческой индиви-дуальности, характеризуя как взрослого, так и ребенка в различных типологических ситуациях межличностного взаимодействия, в их умении и стремлении к адекват-ной оценке ситуаций и себя в этих ситуациях, в выборе стратегий действия, предполагающих одобрение в опре-деленной культуре (субкультуре) и/или не приводящих к «внутреннему» разладу и негативным оценкам.

Потребность в смысле жизни — наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения — системы взглядов человека на мир в целом и свое место в этом мире.

Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о цен-ности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Представления о смысле жизни у каждого человека свое. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек. Вопрос о смысле жизни человека — ключевая мировоззренческая проблема. От ее решения зависит направленность его соци-альной деятельности. Не случайно религия и идеализм с древнейших времен боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни. Правильно определить смысл своей жизни — это и значит найти самого себя.

Смысл и цель человеческой жизни заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, т. е. изменяет и развивает самого себя. Исследуя процес-сы развития личности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни («назначения») человека: разви-тие как смысл жизни, всестороннее развитие как смысл жизни нового типа личности, самореализация человека как деятельное выполнение, осуществление им своего назначения.

Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потреб-ностей. В конечном счете, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ве-дет к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И наоборот, ставшее целью жизни ду-ховное развитие господствует в структуре личности в виде соответствующих духовных потребностей. Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными ис-торическими условиями, интересами и потребностями В конечном счете, смысл жизни определяется объективно существующей системой общественных отношений.

В реальной жизни материальные и духовные по-требности, а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются.

Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок.

Для удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы — например книги, краски, холст и другое оборудование. Поэтому удовлетворе-ние духовных потребностей становится возможным благо-даря удовлетворению сопутствующих им материальных.

Семенов М.Ю., Ефремов Е.Г. Материальная удовлетворенность // Омский научный вестник (The Omsk scientific bulletin).-2003. - Вып . 23. № 2. - С. 207-210.

МАТЕРИАЛЬНАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ

Семенов Михаил Юрьевич, Омский государственный университет

Ефремов Евгений Георгиевич, Омский государственный технический университет

Аннотация: В статье проведен содержательный анализ понятия "материальная удовлетворенность" с точки зрения психолога. Предложено определение материальной удовлетворенности. Кроме того, выделены факторы, определяющие материальную удовлетворенность, куда вошли уровень личного благосостояния, уровень материальных потребностей, направленность личности, опыт предыдущего удовлетворения материальных потребностей, положительная высокая оценка вероятности удовлетворения материальных потребностей в будущем.

Ключевые слова: материальная удовлетворенность, удовлетворение, диспозиция, направленность, благосостояние, опыт удовлетворения, вероятность удовлетворения в будущем.

Данная статья посвящена описанию феномена материальной удовлетворенности. Результаты исследований К. Рубинштейн позволили классифицировать людей на две существенно различающиеся группы: "материально удовлетворенных" и "материально неудовлетворенных". Первые контролируют свои финансы, тогда как вторые позволяют деньгам управлять их поведением. Так, если возникает желание купить что-нибудь слишком дорогое, то представители первой группы постараются либо накопить достаточно денег, либо забыть об этой вещи. Неудовлетворенные же чаще всего попытаются взять деньги в долг. Во второй группе также значительно выше частота эмоциональных расстройств и психосоматических заболеваний . Мы поставили перед собой задачу провести психологический анализ феномена материальной удовлетворенности-неудовлетворенности.

Ранее нами были рассмотрены факторы, определяющие удовлетворенности человека. Было показано, что удовлетворенность зависит от силы потребности, типа потребности, от величины соотношения желаемого и имеемого блага, опыта удовлетворения потребности в прошлом и оценки вероятности удовлетворения потребностей в будущем. Это соответствует предложенной С. В. Магуном формуле, но отношения не однозначные, как это представлено в формуле, а более сложные. В этой статье будет предпринята попытка выделить факторы, определяющие материальную удовлетворенность

Что такое "материальная удовлетворенность" и сфера материального ? Обычно к ней относят денежный достаток, обеспеченность вещами (например, одежда или квартира), услугами (например, образование или туристические путевки). Большинство товаров и услуг современный человек получает за деньги. "По оценкам, в среднем через деньги осуществляется в современном мире 85 % удовлетворения потребностей человека в пище, на 90 % в одежде, на 80 % в жилье, на 60 (в США, в России этот процент почти 95) в транспортных услугах. Тотальная деньгизация и есть характерная черта нового этапа цивилизационного развития, в которое вступило человеческое общество в конце второго, начале третьего тысячелетия". Поэтому в сознание людей материальная обеспеченность связывается, прежде всего, с деньгами. Именно отношение к деньгам является показателем материальной удовлетворенности/неудовлетворенности в работе В. Д. Рубинштейн .

Одной из задач нашего исследования являлось определение материальной удовлетворенности. На основании вышеизложенных утверждений, основываясь на определении понятия "удовлетворенность", предложенным Е. П. Ильиным , можно дать следующее рабочее определение: материальная удовлетворенность - это диспозиция, выражающая положительное отношение к материальному достатку как фактору жизни, материальным условиям жизни в результате неоднократно испытываемого удовлетворения и гарантированного, сточки зрения субъекта, получения этого удовлетворения и впредь. Материальная удовлетворенность - долгосрочная оценочная функция материального обеспечения. Материальная удовлетворенность является положительным оценочным отношением, а материальная неудовлетворенность - отрицательным. Материальная удовлетворенность зависит от силы материальных потребностей, от величины желаемого и имеемого материального блага.

Материальное удовлетворение – это эмоциональное состояние, возникающее вследствие реализации мотива материального обеспечения. Другое дело – удовлетворенность, понимаемая как отношение к материальному обеспечению, материальному достатку.

Таким образом, материальная удовлетворенность определяется:

  • предыдущим опытом успешного удовлетворения материальных потребностей,
  • положительной оценкой субъектом вероятности удовлетворения материальных потребностей в будущем,
  • силой материальных потребностей,
  • величиной желаемого и имеемого материального блага.

Это определение близко к позиции К. Левин, который понимал удовлетворенность как эмоциональную оценку отношения валентности цели (силу потребности, опредмеченной в цели) и возможности (или результата) её достижения. Также данное определение согласуется с позицией бихевиористов . "…основным механизмом функционирования мотивации … является стремление организма снять, снизить напряжение, вызванное возникшей нуждой. Если та или иная форма поведения привела к снятию напряжения, к удовлетворению некоторой потребности, то вероятность воспроизведения этой формы поведения в дальнейшем (при возникновении соответствующей нужды) растет (закон эффекта)". Закрепляется поведение, а значит, закрепляется, становится устойчивой и эмоциональная реакция, переходя из удовлетворения в удовлетворенность.

Материальная удовлетворенность и материальное благосостояние

Рассмотрим отношения между материальной удовлетворенностью и материальным благосостоянием. Эти отношения можно представить в виде функции (1).

У МП = f (МО) (1)

МО – уровень материальной обеспеченности.

Таким образом, уровень удовлетворенности материальным положением является функцией от уровня материальной обеспеченности

В первом приближении можно утверждать, что чем выше уровень материальной обеспеченности, тем выше уровень удовлетворенности материальным положением. Для того, чтобы изучить отношение между материальной удовлетворенностью и благосостоянием более подробно, исследуем обозначенную выше функцию (1). Рассмотрим пределы этой функции.

1. Если благосостояние стремится к минимуму, то возможны следующие уровни материальной удовлетворенности:

а) материальная удовлетворенность – бомж, святой, т.е. человек, у которого низкий уровень материальных потребностей и которого устраивает выбранный "нищенский" образ жизни (высокие показатели по оси ординат). Его даже могут тяготить материальные блага;

б) материальная неудовлетворенность – бедный, необеспеченный, беженец, недовольный своим положением, но волею судьбы оказавшийся без материального ресурса (низкие показатели по оси ординат). Его тяготит материальная необеспеченность (см. график 1).

График 1. Зависимость уровня материальной удовлетворенности от уровня материального благосостояния, если благосостояние стремится к минимуму.

Т.о. при описании факторов, определяющих материальную удовлетворенность, наряду с материальным благосостоянием (имеемое), мы выделяем и внутреннее состояние – потребность в материальных благах – как желаемый уровень благосостояния. Построим таблицу.

Таблица 1. Соотношение уровня благосостояния, силы потребности и удовлетворенности.

Похожая схема используется Е. Б. Фанталовой при оценке внутреннего конфликта, который в наших терминах может быть обозначен как материальная неудовлетворенность. Исходя из этого, можно выразить материальную удовлетворенность как функцию двух переменных:

У МП = f (МО, МП), (2)

где У МП – уровень удовлетворения материальных потребностей,

МП – уровень материальных потребностей.

2. Если благосостояние стремится к бесконечности (естественно, относительно потребностей) и человек полностью материально обеспечен, можно, основываясь на жизненном опыте и наблюдениях, выделить следующие типы поведения:

а) Человек продолжает приращение материального блага в виде капитала. Он оценивает свой уровень материальной обеспеченности не в сравнении с потребностями своей жизни, а в сравнении, например, с богатством других людей, еще более богатых (ненасытный человек, "… там царь Кощей над златом чахнет…"). Тогда можно говорить об удовлетворении с помощью благосостояния не материальных, а иных потребностей, например, потребности в социальном признании. Но из-за того, что эти виды удовлетворенности связываются с материальной удовлетворенностью, человек может испытывать материальную неудовлетворенность, даже имея полное материальное обеспечение. Значит, что важна направленность личности, ее основной ориентир, на который завязываются различные ресурсы.

б) Человек продолжает заниматься бизнесом, но увеличение капиталов и получение прибылей не является для такого предпринимателя целью. Он либо получает удовлетворение от самого процесса зарабатывания денег, либо ставит для себя какую-то цель вне материальной сферы, а богатство выступает условием или средством для достижения этой цели (возможно, Дж. Сорос). Если он разделяет для себя сферы материального и прочего, например духовного, он может быть материально удовлетворенным и неудовлетворенным духовно. Если же не разделяет, то получается вариант (а), когда у человека связывается материальная удовлетворенность с иной неудовлетворенностью, что в итоге дает материальную неудовлетворенность.

в) Человек отходит от дел и уделяет свое время занятиям "для души": путешествует, занимается искусством и т. д. Тогда можно говорить о материальной удовлетворенности.

г) Человек не использует свое материальное положение или тяготится им. Достаточно много примеров, когда подростки или молодые люди из обеспеченных семей разрывают связь с семьей и материальным достатком, как было принято, например, у хиппи. Аналогичная ситуация складывается у миссионеров или монахов, когда они ради служения вере отказываются от материальных благ. У них на первое место выходят иные, духовные потребности.

д ) Человек так организовал свою жизнь, что, работая, он материально себя обеспечивает в необходимой мере. Основная цель работы такого человека находится вне материальной сферы. Подобный тип людей подробно описан А. Маслоу как самоактуализирующиеся личности. "Самоактуализирующиеся люди, все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то находящееся вне них самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение "труд – радости". Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине". У этих людей есть материальная удовлетворенность.

Эти типы поведения и соответствующая зависимость между материальной удовлетворенностью и представлены на графике 2.

График 2. Зависимость уровня материальной удовлетворенности от уровня материального благосостояния, если человек полностью материально обеспечен.

Ситуация, когда человек полностью материально обеспечен, раскрывает важность направленности и интересов для анализа взаимосвязей между материальной удовлетворенностью и благосостоянием. Таким образом, можно предположить, что удовлетворенность материальным положением зависит от :

  • уровня личного благосостояния,
  • возможности человека различать материальные и нематериальные потребности,
  • уровня материальных потребностей,
  • направленности и интересов личности.

Объединяя 1 и 2 функции, мы можем заключить, что уровень удовлетворения материальных потребностей является функцией от следующих факторов:

У МП = f (МО, МП, Н-И ), (3)

где У МП – уровень материальной удовлетворенности,

МО – уровень материальной обеспеченности,

МП – уровень материальных потребностей,

Н – направленность личности,

И – интересы личности..

Факторы, определяющие материальную удовлетворенность

Направленность и интересы личности можно рассматривать в данном контексте как приоритетные, доминирующие объекты или явления, на которые направлена деятельность субъекта, то, ради чего человек живет: 2-а: социальное признание; 2-б, в и д : самореализация; 2-г: служение.

Уровень материальных потребностей – желаемое – можно рассматривать как силу потребности (см. Е. Б. Фанталову ) и как уровень притязаний в данной сфере. Он зависит от сложившейся системы материальных расходов, тех норм материальной жизни, которые сформировались у человека под влиянием референтного и ближайшего социального окружения, СМИ, родительской семьи и т. п.

Уровень материальной обеспеченности, возможно, следует рассматривать с точки зрения той части дохода, которую получает человек из семейного бюджета в абсолютном выражении. Тогда для его определения следует взять совокупный бюджет семьи и отделить долю семейного бюджета, приходящуюся на данного человека.

Таким образом, в данной статье мы предложили определение материальной удовлетворенности, выделили факторы, определяющие материальную удовлетворенность, куда вошли уровень личного благосостояния, уровень материальных потребностей, направленность личности, предыдущее удовлетворение материальных потребностей, положительная высокая оценка вероятности удовлетворения материальных потребностей в будущем.

Литература

1. Жириновский В. В., Юровицкий В. М. Новые деньги для России и мира. - М.: Издательский дом "Грааль". - 1998. - 511 с .

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 512 с.: ил.

3. Магун С. В. О взаимосвязях между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворенностью // Вопросы психологии. - 1978. - № 6. - С. 86-93.

4. Современная психология: справочное руководство. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 688 с.

5. Семенов М. Ю. Удовлетворение и удовлетворенность // Омский научный вестник. - Декабрь, 2000, вып . 13. - С. 154 – 156.

6. Фанталова Е. Б. Диагностика внутреннего конфликта. Приложение № 2 к "Журналу практического психолога". - М.: Фолиум , 1997, 48 с.

7. Фенько А. Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях // Психологический журнал, № 1, 2000. С. 50 – 62.

8. Maslow A. Self-actualizing and Beyond. // Challenges of Humanistic Psychology. N. Y., 1967. 9. Rubinstein C. Money & self-esteem, relationships, secrecy, envy, satisfaction. // Psychology Today. 1981. № 5. P. 24-44.

MATERIAL SATISFACTION

M. Yu. Semenov Omsk state university E. G. Efremov Omsk state university In the article the informative analysis of concept "material satisfaction" from a point of view of the psychologist is carried out. The definition of material satisfaction is offered. Besides the factors, defining material satisfaction are chosen, where have come a level of personal well-being, level of material needs, bearings of the person, previous sufficing of material needs, positive high evaluation of probability of sufficing of material needs in the future. Key word: material satisfaction, sufficing, disposition, bearings, well-being, experience of sufficing, probability of sufficing in the future.